Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс

Анализ стихотворения Бунина Полевые цветы

В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

Раскрывает он эти темы через описание цветов и их противопоставление. В начале стихотворения предстают перед читателем во всем своем блеске дорогие цветы. Это те, которые были выращены в теплицах. Они были взлелеяны человеком. Им не знакомы ни ветер, ни дождь, ни другие неприятности. Вместе с тем, не касались их и солнечные лучи, не ведали они многих красот, в отличии от тех цветов, что выросли на природе.

И тут автор говорит о братьях и сестрах заморских цветов, растущих на полях его родины. Первое, что звучит здесь, – это бесконечные восхищение и любовь к своему, русскому, родному.

Через тему природы высказывает автор свое отношение и к истинной красоте. По его мнению, это та, которая не взлелеяна целенаправленно. Истинная красота кроется в привольном своем развитии, проявлении и скромности.

Полевые цветы росли на лоне природы и им знакомы и все неприятности ее, и, вместе с тем, немало чудесных мгновений пережили они. Их взрастила сама весна, являющаяся в стихотворении олицетворением красоты и дыхания жизни. Не зря автор одушевляет цветы: они видят, говорят.

Их взору предоставлен бесконечный небесный простор, а не стекла теплиц. Вместо искусственных огней видят полевые цветы над собой таинственный звездный узор.

Поэтому и веет от них неоценимой красотой. Они приятны взору и способны затронуть душу. В них есть то, чего нет в искусственно выращенных собратьях – искорка жизни. А она всегда прекрасна. В месте с этим, они скромны. Они не бросаются в глаза своей пышностью и холеностью.

В этом и заключается истинная красота. Не только к миру цветов можно отнести эту мысль. Она касается многого: и людей, и их творений и деяний.

Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина

Творчество и поэзия великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в литературной среде.

В произведении “Полевые цветы” главный лирический герой, несмотря на всю роскошь и шикарный внешний вид самых дорогих цветов, произрастающих в его теплицах, очень нежно и трепетно относится к полевым цветам. Он считает их уникальными, ведь они выращены самой природой, поливаются теплыми летними дождями, и живут своей жизнью.

Нужно отметить, что данное произведение очень нежное, красивое и милое. Иван Алексеевич удивляется красоте природы и её цветам. Чтобы передать все свои чувства он в данном произведении использует и метафоры, и эпитеты, и красочные прилагательные. Все это делает его очень мелодичным и запоминающимся.

Главной темой данного произведения является тема природы, тема цветов, а именно их описание.

Более того, поэту удалось поднять очень острую проблему, которая зачастую находится на поверхности. Это проблема противопоставления родного и чужого.

Если говорить о жанре, то данное стихотворение написано в неком философском стиле с использованием пейзажной лирики.

По своему строению оно состоит из пяти строф, каждая из которых содержит четыре строчки.

Для того, чтобы связать каждую строчку между собой воедино автор использует перекрестную рифму. И нужно отметить, что именно она здесь как нельзя лучше помогает раскрыть главный смысл данного произведения.

Краткое содержание 3 класс по плану

Картинка к стихотворению Полевые цветы

Популярные темы анализов

«Под венком лесной ромашки» было написано в 1911 году, но мотив потери кольца существовал в поэзии и раньше. Как народные, так и литературные источники одинаково негативно толкуют это событие. Потерял кольцо – потерял любимую.

Марина Цветаева и Анна Ахматова – две яркие представительницы Серебрянного Века. Но вернее будет сказать: два представителя. Потому что обе предпочитали себя называть не поэтессами, а поэтами, считая данное слово более достойным

Автор был выбран на получение Нобелевской премии. Эту премию он по праву заслужил за свою огромную лепту, которую внес в литературу. Но это совершенно не принесло писателю никаких благ. СССР не очень хорошо приняли данное

Одним из самых знаменитых и любимых многими является поэт Пушкин Александр Сергеевич. Практически каждое его произведение стало любимым, запоминающимся и родным для большинства людей. Его стихотворения изучают

Одним из ярких детских произведений написанных Александром Блоком стало стихотворение “Сны”. Несомненно, во многих стихах Блока раскрывалась тема любви, переживаний и отношений между героями, но поэту так же, очень нравилось писать

Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина

Читать стих «Полевые цветы» Бунина Ивана Алексеевича приятно любому ценителю природы. Он абсолютно соответствует ранним лирическим мотивам автора. Произведение было написано в 1887 году, а в 1900 было отредактировано. Как и многие работы поэта, это стихотворение относится к пейзажной лирике и описывает неимоверную любовь Бунина к окружающей среде.

В своем произведении автор противопоставляет простоту луговых цветов изощренным «заморским». Растения из теплиц окружены вниманием и заботой. За ними ухаживают, их красота приумножается блеском витрин. Но взору поэта милее и роднее простые полевые цветы. Им не нужны усилия садовников – весна все делает сама. А искусственный свет и тепло заменяют небо и «золотой узор» звезд. Поэт наделяет растения душой, придавая им человеческие качества. Текст стихотворения Бунина «Полевые цветы» – одна длинная антитеза, итог которой прост: прекрасны и те, и другие, но роднее именно естественная «стыдливая красота».

Невыносимая и щемящая любовь к Родине пропитывает каждую строчку произведения поэта. Он не может насладиться красотой родной природы, отдавая ей всего себя, восторгаясь ей, как никто до него. Стихотворение может стать хорошем примером сочетания пейзажной лирики и патриотизма, поэтому его следует учить в старших классах на уроках литературы.

Полевые цветы

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

Анализ стихотворения Полевые цветы 2 вариант

Творчество и поэзия великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в литературной среде.

В произведении «Полевые цветы» главный лирический герой, несмотря на всю роскошь и шикарный внешний вид самых дорогих цветов, произрастающих в его теплицах, очень нежно и трепетно относится к полевым цветам. Он считает их уникальными, ведь они выращены самой природой, поливаются теплыми летними дождями, и живут своей жизнью.

Нужно отметить, что данное произведение очень нежное, красивое и милое. Иван Алексеевич удивляется красоте природы и её цветам. Чтобы передать все свои чувства он в данном произведении использует и метафоры, и эпитеты, и красочные прилагательные. Все это делает его очень мелодичным и запоминающимся.

Главной темой данного произведения является тема природы, тема цветов, а именно их описание.

Более того, поэту удалось поднять очень острую проблему, которая зачастую находится на поверхности. Это проблема противопоставления родного и чужого.

Если говорить о жанре, то данное стихотворение написано в неком философском стиле с использованием пейзажной лирики.

По своему строению оно состоит из пяти строф, каждая из которых содержит четыре строчки.

Для того, чтобы связать каждую строчку между собой воедино автор использует перекрестную рифму. И нужно отметить, что именно она здесь как нельзя лучше помогает раскрыть главный смысл данного произведения.

Анализ стихотворения Полевые цветы 3 вариант

Стихотворение «Полевые цветы», созданное в 1887 г. и претерпевшее редакцию в 1900 г., соответствует заявленной авторской парадигме.

Поэтический текст построен на развернутом противопоставлении двух образов — дорогих «заморских» и непритязательных луговых цветов.

Тепличные растения пышны и изысканны, обладают тонким ароматом. Их красота умножается зеркальным блеском витрин. Дорогой товар окружен вниманием людей: его заботливо ограждают от холода и «свежести ночей».

Полевые цветы ценны не меньше экзотических «гостей»: сравнение «сестры и братья», поставленное в начало части о луговых растениях, выглядит уверенно и быстро уравнивает позиции «спорящих сторон». Скромные и неприхотливые травы милее лирическому герою, потому что «сердцу и взору родные». Ряд противопоставлений продолжается: вместо тщательных усилий садовников — тепло «весны благовонной», вместо теплиц и искусственного света — «голубой простор» небес и таинственный «золотой узор» звезд. Длинная антитеза завершается парой «роскошная и утонченная искусственная красота — естественная «красота стыдливая», которая связана с воспоминаниями о родном крае и счастливыми переживаниями.

Начинающий автор удачно использует прием олицетворения: анафора «видят» и одиночное «говорят», примененные в отношении к цветам, оживляют их, наделяют душой.

В раннем произведении отражаются важнейшие сквозные образы чистого неба и «вечных созвездий», которые лягут в основу идеологии художественного пространства Бунина. Синий небосвод и сияние звезд символизируют загадочный и бесконечный универсум, в котором человек — не центр, а лишь часть вечного движения.

Образ полевых цветов, дорогой сердцу детали родного пейзажа, также можно отнести к категории знаковых, получивших в дальнейшем развитие и философское осмысление. Лирическому герою «всего дороже» обыкновенный донник, наделенный эпитетом «золотой». Цветущие «синие подснежники» становятся одним из слагаемых далекой и прекрасной молодости. Луговые травы включены в исчерпывающую формулу щемящей любви к Родине, которая звучит в произведении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Анализ стихотворения Бунина Полевые цветы

анализ стихотворение Бунин полевые цветы

анализ стихотворение Бунин полевые цветы

  1. В стихотворении Полевые цветы лирический герой, несмотря на роскошь и ухоженность дорогих цветов, взлелеянных в теплицах, привезенных из-за синих морей. отдает предпочтение скромным полевым цветам, которых взрастили дожди, солнце, естественная среда, закалила непогода:
    Есть на полях моей родины скромные
    Сестры и братья заморских цветов:
    Их возрастала весна благовонная
    В зелени майской лесов и цветов.
    Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого.
    Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом.
    Главная тема стихотворения-описание цветов.
    Лирический сюжет -лирический герой видит в витрине экзотические дорогие цветы и сравнивает их с полевыми цветами своей родины.
    Проблема стихотворения-противопоставление родного и чуждого.
    Композиция стихотворения-Стихотворение построено на противопоставлении. Первые две строфы описание заморских цветов, остальные полевых.
    Преобладающее настроение, его изменение. -При описании тепличных цветов торжественное, но особых эмоций они у героя не вызывают. От описания полевых цветов веет теплотой. В конце настроение грустное.
    Жанр-лирика пейзажная+философская
    Строфа-5 строф. Четверостишия
    Основные образы. Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого. Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом.
    Лексика стихотворения. Устаревшее и просторечное возрастили. Книжное поэтическое небосклон.
    Поэтический синтаксис-сложные предложение. Использование многоточия.
    Изобразительные средства иносказания:
    Эпитеты: тонкие запахи. бурные грозы. благовонная весна
    Метафоры: небосклона простор голубой. вечных созвездий узор золотой
    Звукопись-Стихотворение звучит напевное, как баллада.
    Размер-Четырехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге
    Ритм и рифма. Способы рифмовки:
    1-я 3-я строфы, 5-я строфа перекрестная
    4-я строфа ABBB (зеркальные голубой таинственный золотой)
Читайте также:  Анализ стихотворения Первый снег Бунина

Бунин «Полевые цветы»

Творчество выдающегося писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в русской литературе.

Творчество И. А. Бунина

Благодаря своему непревзойденному таланту и литературному мастерству, он сумел вложить в свои произведения всю тонкость и гармонию окружающего мира. Поэтика Ивана Бунина заслуживает особого внимания читателя.

В его произведениях мы можем увить не только простые истории, но и глубокий философский смысл, который заставляет нас задуматься о вечных ценностях, которыми наполнена наша жизнь.

Стихотворение «Полевые цветы» принадлежит к категории, на первый взгляд, простых, но одновременно психологически глубоких произведений.

Стихотворение «Полевые цветы»

В начале произведения, И. А. Бунин описывает читателю красоту дорогих цветов, которые красуются в витринах дорогих цветочных магазинов. Эти цветы излучают красоту и изящество, очаровывая своим тонким изысканным ароматом прохожих.

Их заботливо растили в теплицах, поэтому магазинные цветы не знают, что такое ветер и мороз. Они привыкли к тому, что их постоянно лелеяла человеческая рука. Однако в середине стихотворения, автор описывает родственников привозных растений – обычных русских полевых цветов.

Полевые цветы росли в открытом поле – они знают, что такое неблагоприятные погодные условия, так как не раз противостояли им. Такие цветы не чувствовали заботы человека, только солнце ласкало их своими приветливыми лучами.

Автор показывает нам истинную красоту полевых цветов – ведь они впитали в себя всю красоту окружающей природы – вечернее небо, мерцание звезд, дыхание весеннего ветра.

Изящество полевых цветов подчеркивает их стыдливость – они не претендуют на признание людей, несмотря на то, что являются прекрасными.

Тема стихотворения «Полевые цветы»

В своем стихе Иван Бунин поднимает одновременно две необычайно важные темы – это любовь к природе и истинная красота.

Несмотря на то, что на первый взгляд, полевые цветы могут показаться не такими красивыми, как те, которые были выращены в теплицах, автор помогает увидеть читателю их истинную привлекательность.

Ведь полевые цветы передают чарующую атмосферу природы, которая не доступна для тепличных цветков. В конце стихотворения автор делиться с читателем своей ностальгией за природой родного края.

Полевые цветы словно служат связующим звеном между природой и самим автором.

Бунин И. А. – «Полевые цветы»

Стихотворение Ивана Бунина «Полевые цветы»

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей.

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
Автор: Бунин И. А. .

«Полевые цветы» И.Бунин

«Полевые цветы» Иван Бунин

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы»

«Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение «Полевые цветы», созданное в 1887 г. и претерпевшее редакцию в 1900 г. соответствует заявленной авторской парадигме.

Поэтический текст построен на развернутом противопоставлении двух образов — дорогих «заморских» и непритязательных луговых цветов.

Тепличные растения пышны и изысканны, обладают тонким ароматом. Их красота умножается зеркальным блеском витрин. Дорогой товар окружен вниманием людей: его заботливо ограждают от холода и «свежести ночей».

Полевые цветы ценны не меньше экзотических «гостей»: сравнение «сестры и братья», поставленное в начало части о луговых растениях, выглядит уверенно и быстро уравнивает позиции «спорящих сторон». Скромные и неприхотливые травы милее лирическому герою, потому что «сердцу и взору родные». Ряд противопоставлений продолжается: вместо тщательных усилий садовников — тепло «весны благовонной», вместо теплиц и искусственного света — «голубой простор» небес и таинственный «золотой узор» звезд. Длинная антитеза завершается парой «роскошная и утонченная искусственная красота — естественная «красота стыдливая», которая связана с воспоминаниями о родном крае и счастливыми переживаниями.

Начинающий автор удачно использует прием олицетворения: анафора «видят» и одиночное «говорят», примененные в отношении к цветам, оживляют их, наделяют душой.

В раннем произведении отражаются важнейшие сквозные образы чистого неба и «вечных созвездий», которые лягут в основу идеологии художественного пространства Бунина. Синий небосвод и сияние звезд символизируют загадочный и бесконечный универсум, в котором человек — не центр, а лишь часть вечного движения.

Образ полевых цветов, дорогой сердцу детали родного пейзажа, также можно отнести к категории знаковых, получивших в дальнейшем развитие и философское осмысление. Лирическому герою «всего дороже» обыкновенный донник, наделенный эпитетом «золотой». Цветущие «синие подснежники» становятся одним из слагаемых далекой и прекрасной молодости. Луговые травы включены в исчерпывающую формулу щемящей любви к Родине, которая звучит в произведении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Стих И. Бунина “Полевые цветы”

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей.

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

Похожие статьи:

Слушать стихотворение аБунина Полевые цветы

И.А.Бунин «Полевые цветы».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема: И.А.Бунин «Полевые цветы».

  • познакомить обучающихся со стихотворением И.А.Бунина «Полевые цветы», работать над выразительностью чтения;
  • развивать воображение, речь;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, любовь к родной земле.

Оборудование: портрет писателя, таблица «Летний луг», изображения букетов садовых цветов, рисунки полевых цветов.

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы.
  3. Эмоциональный настрой.

Учитель: Посмотрите на меня спокойно, удивлённо, с лёгкой грустью, радостно, нежно, спокойно. Эти эмоции я постараюсь вызвать у вас на уроке, чтобы вы испытали и радость, и нежность, и лёгкую грусть, и удивление.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Беседа о цветах.

Учитель: Цветы окружают нас всю жизнь, делая её прекрасной. Где можно увидеть цветы летом?

Ученики: В саду, в поле, на лугу, в лесу.

Учитель: Рядом с вашим домом, на клумбах растут прекрасные садовые цветы. Вы их поливаете, пропалываете, бережёте от холодов. А зачем мы тратим столько сил, чтобы их вырастить?

Ученики: Они дарят нам свою красоту, вызывают хорошее настроение.

Учитель: Какие садовые цветы вы видите в этих букетах? (демонстрация изображений букетов садовых цветов). Приходилось ли вам дарить букеты? Когда? Кому?

Ученики называют изображённые на рисунках садовые цветы, отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Много стихов посвящено этим прекрасным цветам. Мне вспоминаются строки А.Блока:

И ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом…

Ещё трава полна прозрачных слёз,

И гром вдали гремит раскатом».

Но есть и другие цветы. О них никто не заботится, они растут вокруг нас: в лесу, в поле, на лугу. Это полевые цветы.

Отправимся на летний луг. Я буду читать отрывок из рассказа «Найдёнов луг» И. Соколова-Микитова, а вы внимательно слушайте и попытайтесь представить себя на этом лугу.

«Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший травою луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов».

– О каких цветах писал И. Соколов-Микитов в этом отрывке из рассказа «Найдёнов луг»?

Ученики: О колокольчиках, ромашках, одуванчиках.

Учитель: С каким чувством пишет о них автор?

Ученики: С любовью, искренней нежностью.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Цветы украшают нашу землю, вызывают восторг и удивление. Иван Алексеевич Бунин постарался выразить эти чувства в стихотворении «Полевые цветы».

1.Чтение стихотворения учителем, беседа о прочитанном.

-Понравилось ли стихотворение? Чем?

-Какое настроение стремился передать автор?

Ученики отвечают на вопрос, используя словарь настроения.

2. Самостоятельное чтение стихотворения и деление его на части.

3. Чтение вслух стихотворения обучающимися по частям, обсуждение прочитанного.

– О чём говорится в 1-ой части? (о цветах, выращенных в теплицах, продающихся в специальных магазинах).

– О каких цветах пишет поэт во 2-ой части? (о полевых цветах).

– Какие это цветы? (скромные, стыдливые).

– Почему они дороги автору?

(автору дороги полевые цветы, потому что они напоминают ему о Родине).

Отношение автора к полевым цветам нужно передать при чтении.

4. Повторное выразительное чтение вслух стихотворения обучающимися.

5.Информация об авторе.

Учитель: Посмотрите на портрет И.А.Бунина. Мы видим лицо человека, который много страдал. Об этом говорят и горькие складки у рта, и пронзительный, печальный взгляд.

Вспомним биографию этого писателя и поэта. После Великой Октябрьской революции Иван Алексеевич был вынужден покинуть Родину, уехать за границу. И, безумно любя Россию и тоскуя по ней, он не мог вернуться назад. Может быть, шагая по улицам Парижа, он увидел в витринах магазинов дорогие пышные цветы и вспомнил родные скромные полевые цветы своей Родины. Так и появилось это стихотворение.

Имя И.А.Бунина хорошо известно во всём мире, он был удостоен первым из русских писателей Нобелевской премии в 1933 году (Л.Н.Толстой дважды отказывался от Нобелевской премии в 1897 и в 1906 гг.).

Чтобы лучше понять этого человека, прочтём строки, которые он написал о себе:

(запись на доске) «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».

И в сложный период эмиграции он продолжал писать о своей единственной любви – о России.

6. Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из произведения И.А.Бунина «Окаянные дни»:

«Вспомнил лесок – глушь, березняк, трава и цветы по пояс, – и как бежал однажды над ним вот такой же дождик, и я дышал этой березовой и полевой, хлебной сладостью и всей, всей прелестью России…».

Прозу Бунина нельзя пересказать, как нельзя пересказать музыку и стихи. Её нужно чувствовать и понимать душой, сердцем…

Поэт часто вспоминал в своих произведениях те времена, когда он был счастлив:

«Какая сладость, всё, что прежде

Ценил так мало, вспоминать».

И поэт вспоминал о своём детстве в стихотворении «Детство», о своих юношеских годах – в стихотворении «На просёлке».

7. Самостоятельное чтение обучающимися стихотворений «Детство» и «На просёлке».

8 . Выразительное чтение вслух стихотворений обучающимися.

Учитель: Как вы думаете, что для поэта настоящее счастье?

Ученики: Дышать воздухом своей Родины, спать под небом своей Родины – вот в чём, по мнению И.А.Бунина, истинное счастье.

– Стихи какого поэта мы сегодня читали?

– Чему они нас учат?

VII. Домашнее задание.

Подготовить иллюстрации к прочитанным произведениям.

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе. И. Бунин. “Полевые цветы”

Цели урока:

1. Общеобразовательные:

  • расширить представления детей об отечественной поэзии (познакомить с новым автором)
  • углубить знания о поэтической речи – дать понятие о приеме противопоставления

2. Развивающие:

  • продолжать развитие художественно-речевого сознания младших школьников через образование представлений на различной чувственной основе;
  • развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной стороны речи;
  • активизировать каналы чувственного восприятия при изучении поэтического произведения;
  • развивать способность к мыслительной операции сопоставления на основе двух разных образов цветов, выраженных в поэтической форме И. Буниным.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство духовной связи с Родиной;
  • развивать стремление детей одухотворять мир (оно является прекрасным средством для воспитания милосердия. К. Д. Ушинский: “маленькие задевания сердца ребенка” образуют у них ассоциации, из которых потом слагаются определенные наклонности, формирующего взрослого человека). Важно, чтобы такие наклонности были гуманны, а что, как не любование миром, природой, воспитывает доброту, позитивное отношение к нему?

Ход урока

1. Создание перед уроком поэтического настроения и введение в тематику.

– Урок у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.

– Какое настроение можно назвать поэтическим? (необычное, любования, удивительное, духовное)

– А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать? (поэт, чтение стихов, представить что-либо, послушать).

– А вы хотите создать себе такое настроение?

– Давайте попробуем. А для этого я предлагаю перенестись в особый мир. (вывешиваю картину). Догадались? (мир цветов). Послушаем музыку. (звучит “Вальс цветов”).

– Поделитесь своими фантазиями, используя слова-помощники (вижу, слышу, чувствую, представляю).

– Какое сейчас у вас появилось настроение?

Вывод: чтобы создать настроение можно послушать, посмотреть, представить, пофантазировать.

– А еще я вижу у вас на столах яркие, красивые рисунки и иллюстрации. Это, наверное, воспоминание о лете?

– Кто хотел бы поделиться воспоминаниями и рассказать, почему именно этот цветок вам захотелось нарисовать? (рассказ детей о цветах)

– Какое сейчас настроение появилось?

– А отчего появилось новое настроение?

Вывод: настроение может создать красота.

– Какой дивный мир окружает нас. Он удивителен, ярок, им можно любоваться бесконечно.

2. Подготовка к восприятию произведения.

– Да, все цветы радуют наши взоры, и через глаза мы получаем огромное удовольствие- наслаждение красотой.

Прекрасный русский поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, чье произведение мы сегодня прочитаем на уроке, тоже любил смотреть на мир добрыми, радостными глазами. Поэт родился в поместье на Орловщине, в деревне под городом Орел. В гимназию он поступил только в 10 лет – так поздно начинали учиться дети в позапрошлом веке. Когда денег на учебу не хватило, он вернулся на усадьбу отца и стал получать домашнее образование. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота, и от этой красоты, у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он стал таким чутким, что за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша и даже старой книги. И стихи его помогут нам всеми чувствами ощутить красоту родного мира.

Сейчас мы тоже попытаемся стать такими же чуткому к прекрасному вокруг нас.

3. Работа над произведением, анализ по микрокартинам.

(У каждого ученика – набор лепестков-помощников, на каждом написана одна строфа стихотворения).

– Возьмите лепестки-помощники и откройте первый лепесток. Слушайте и следите.

(читаю вслух первую строфу)

– Как вы думаете, какие цветы увидел поэт и описал в этой части стихотворения?

– Где их увидел поэт?

(в магазине, на витрине)

– Как поэт относится к этим цветам?

– Перечитайте строфу и найдите слова, доказывающие это.

– Откройте второй лепесток. (читаю)

– Откуда эти цветы попали в магазин с зеркальными стеклами?

(издалека, из-за морей)

– Почему им не страшны холода и метели?

(они растут в теплицах, в оранжереях)

– Как можно назвать такие цветы?

(Тепличные. Они выросли в тепличных условиях, их берегли, специально выращивали)

– А как их выращивали?

– Можно ли их назвать изнеженными? Почему?

– Каким цветам посвящена прочитанная часть текста?

(На доске: дорогие, заморские)

– А сейчас немного отвлечемся и поиграем в “Ассоциации”.

– Какие слова вспоминаются, когда вы слышите слово “поле”?

– Догадались, о каких цветах поэт расскажет еще?

– А какие полевые цветы вы знаете?

О них поэт пишет по-особому. Слушайте дальше.

– Какими называет поэт полевые цветы?

(скромные, сестры и братья)

– Но ведь сестры и братья – это люди. Почему поэт так пишет?

– Поэт сравнивает цветы с людьми и относится к ним как к живым.

– Чем эти цветы отличаются от тех, которые продаются в магазине?

(их возрастила весна. Они ни цветут сами. )

– А хотите узнать, чем еще отличаются полевые цветы? Слушайте.

– Что видят полевые цветы?

– Над этими цветами не крыша теплиц, а огромное небо, они свободны.

– Почему поэт сказал “видят”?

Вывод: поэт опять сравнивает их с людьми.

– Почему Бунин называет полевые цветы родными?

(вырос среди них, окружали его, напоминание о детстве, о родителях, о родном доме)

– Итак, о каких цветах поэт пишет во второй части?

(на доске: полевые)

– Расскажите, что вы узнали о дорогих цветах и о полевых? (работа в паре)

– Мы увидели, что поэт противопоставляет одну группу цветов другой. Такой прием в литературе называется противопоставление. (на доску – табличку с понятием)

– Можно ли сказать, что о разных цветах поэт пишет с разным настроением?

Работа над выразительным чтением.

– Попробуйте это противопоставление показать при чтении интонацией, голосом. Не забывайте о настроении.

– Откройте учебники, потренируйтесь в чтении.

(После подготовки слушается чтение вслух)

4. Вторичный анализ текста.

– Можно ли назвать это стихотворение признанием в любви к Родине? Почему? Ответ обоснуйте. (работа в паре)

– Поэт признается в любви к цветам, а тем самым признается в любви к Родине.

– А вы бы хотели признаться в любви к Родине?

– Попробуйте это сделать с помощью текстов. Познакомьтесь с ними в паре и составьте небольшой рассказ о каком-то цветке, используя поэтические строки, слова, выражения.

(Далее дети работают с текстами. Варианты составленных рассказов:

“Я хочу признаться в любви колокольчику, потому что он очень вежливый и поклонился нам с тобой”.

“Я признаюсь в любви астре, потому что эти цветы розовые, красные, белые, прекрасные”. И т.д.

5. Итог урока.

– Сегодня на уроке мы смогли признаться в любви к Родине как настоящие поэты. Неважно, какие цветы нас окружают – дорогие, заморские, или простые, полевые.

Цветы, что люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.

Цветут ли в поле иль в большой теплице,
Они в букете или, может, на лугу,
Умей цветами просто насладиться,
И в простоте увидеть красоту.

Умей почувствовать, понять, представить,
И в танце закружиться с красотой,
Тогда цветы вас радостью одарят,
И окружат приятной красотой.

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы»

«Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение «Полевые цветы», созданное в 1887 г. и претерпевшее редакцию в 1900 г., соответствует заявленной авторской парадигме.

Поэтический текст построен на развернутом противопоставлении двух образов — дорогих «заморских» и непритязательных луговых цветов.

Тепличные растения пышны и изысканны,

Полевые цветы ценны не меньше экзотических «гостей»: сравнение «сестры и братья», поставленное в начало части о луговых растениях, выглядит уверенно и быстро уравнивает позиции «спорящих сторон». Скромные и неприхотливые травы милее лирическому герою, потому что «сердцу и взору родные». Ряд противопоставлений продолжается: вместо тщательных усилий садовников — тепло «весны благовонной», вместо теплиц и искусственного

Длинная антитеза завершается парой «роскошная и утонченная искусственная красота — естественная «красота стыдливая», которая связана с воспоминаниями о родном крае и счастливыми переживаниями.

Начинающий автор удачно использует прием олицетворения: анафора «видят» и одиночное «говорят», примененные в отношении к цветам, оживляют их, наделяют душой.

В раннем произведении отражаются важнейшие сквозные образы чистого неба и «вечных созвездий», которые лягут в основу идеологии художественного пространства Бунина. Синий небосвод и сияние звезд символизируют загадочный и бесконечный универсум, в котором человек — не центр, а лишь часть вечного движения.

Образ полевых цветов, дорогой сердцу детали родного пейзажа, также можно отнести к категории знаковых, получивших в дальнейшем развитие и философское осмысление. Лирическому герою «всего дороже» обыкновенный донник, наделенный эпитетом «золотой». Цветущие «синие подснежники» становятся одним из слагаемых далекой и прекрасной молодости. Луговые травы включены в исчерпывающую формулу щемящей любви к Родине, которая звучит в произведении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Дайджест:

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

По картине «Цветы в вазе» А — Я — Головина Сочинение по Картине «Цветы в вазе» А. Я. Головина Натюрморт А. Головина «Цветы в вазе» — яркая и красочная картина. На белой скатерти стоит простая стеклянная ваза. В ней —. .

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ «Окаянные дни» Бунина И. А «Окаянные дни» . По выражению Чехова, произведения Бунина по смысловой «плотности» напоминают «сгущенный бульон». Это особенно чувст вуе тся в дневниковых записях 1918-1919 годов, которые были озаглавлены «Окаянные дни» и. .

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил. .

В чем состоит своеобразие поэзии И. А. Бунина? В чем состоит своеобразие поэзии И. А. Бунина? В чем состоит своебразие повествования в рассказе И. А. Бу­нина «Антоновские яблоки»? В рассказе проявилась синтетическая природа стиля Бунина — соединение элегической. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» Пушкина А. С Во время южной ссылки, отправляясь в 1820 году на военном бриге в Гурзуф, А. С. Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», которая ознаменовала собой новый романтический период в творчестве поэта. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Поэтическое слово И. А. Бунина Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он. .

Краткий анализ творчества Бунина Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе. .

Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры» 1) Особенности жанра. Произведение И. А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа. 2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший. .

Стихотворение И. А. Бунина «Ночь» Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темпа, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою. .

Анализ стихотворения Блока «Как океан меняет цвет…» Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья. .

Мастерство художественной детали в рассказах И. А. Бунина И. А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо. .

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти» 1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение — рассказ «Лапти». 2) Тематика и проблематика рассказа. .

Анализ стихотворения Фета «В лунном сиянии» Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и «лунного серпа», которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом. .

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик» Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел. .

Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…» Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…», написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому, известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева «Черная металлургия». Кроме того, он занимал. .

По рассказу И. А. Бунина «Солнечный удар» В своем прозаическом творчестве И. А. Бунин часто обращается к вечным темам. Тема любви — одна из главнейших в его произведениях. В истинной любви, по И. А. Бунину, есть что-то. .

Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для русской и мировой поэзии. Поэт. .

Анализ стихотворения Тютчева «Какое дикое ущелье!…» Горы — один из важнейших образов в пейзажной лирике Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. В их числе — «Альпы», » Хоть я и свил гнездо в долине…». .

Анализ стихотворения Фета «Вчера я шел по зале освещенной…» После завершения обучения в Московском университете Фет, чтобы вернуть себе фамилию отца, право на наследство и положение в обществе, поступил на службу в кирасирский полк. Вместе с ним поэт попал. .

Тема любви в рассказах И. Бунина «Недоумение счастья» Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало. Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет. Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено. .

Анализ стихотворения Пушкина «Муза» Стихотворение «Муза» датируется 1821 годом — временем, когда Пушкин пребывал в южной ссылке. Произведение выдержано в жанре идиллии. Перед читателями предстает прекрасная картина, наполненная счастьем и светом. Воображение рисует сценки. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Опасение» Лермонтовская трактовка любовной темы насыщена трагическими интонациями. Искренний и пылкий лирический герой сталкивается с непониманием, бездушием, предательством. Отчаявшись и исстрадавшись, он провозглашает: «Счастья без обмана нет», — и пытается отказаться. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание» Современники вспоминают, что Михаил Лермонтов обладал удивительной интуицией, а его стихи указывают на то, что он мог предвидеть будущее. Во всяком случае, в его творческом наследии достаточно много произведений, в. .

Анализ стихотворения Брюсова «В будущем» Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» , созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет. .

Анализ стихотворения Фета «Ночь. Не слышно городского шума…» Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа. .

Анализ стихотворения Пушкина «Окно» Екатерина Павловна Бакунина считается первой юношеской любовью Пушкина. Она приходилась сестрой его лицейскому однокласснику и часто вместе с матерью приезжала в Царское Село, чтобы навестить брата. Современники отмечали красоту ее. .

«Мир растений» Растения — это сама жизнь, легкие нашей планеты, дающие кислород. Это питательная масса планеты. Растениями питаются животные и люди. А хищники питаются другими животными, которые едят растения. Зеленый цвет растений. .

Судьба человека в контексте эпохи Бунина В творчестве И. А. Бунина отразилось время, в которое ему довелось жить. В произведениях этого писателя зафиксировались не только исторические и бытовые детали России начала 20 века. Бунин в своем. .

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…» Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих. .

Этапы жизни и творчества И. А. Бунина Бунин И. А Этапы жизни и творчества И. А. Бунина «Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист. .

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенин «Собаке Качалова» . Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произ­ведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Мать Бунина
Ссылка на основную публикацию