Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс

Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тема природы в поэзии И. А. Бунина.

Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово учителя.

Русский язык – это язык поэзии, который открывает для нас красоту и богатство мира. Мир поэзии волшебный. В стихотворении можно рассказать о многом: о силе дружбы и любви, о верности Отчизне, о законах бытия. Но одной из самых любимых тем для поэтов была и остается тема природы. Вы уже знакомы с творчеством поэтов второй половины 19 века, писавших о красоте родного края, о любви к ней. Это Тютчев, Фет. Никитин. Сегодня начнем знакомиться с творчеством поэтов 20 века и познакомимся с поэзией И. А. Бунина, который сохранил и продолжил традиции русской классической литературы 19 века в своих произведениях.

Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

– Ребята, запишите тему урока в тетради. (Учащиеся записывают число и тему урока).

-Ребята, предположите, что мы будем делать на уроке? (Познакомимся с творчеством Бунина, будем читать стихотворения, находить средства выразительности)

  1. Познакомить с краткими сведениями о жизни и творчестве
  1. Показать красоту природы в стихах И. А. Бунина.
  2. Развивать навыки художественного анализа текста.
  3. Воспитывать в учащихся чувство любви к родной земле, бережное отношение к природе.

– Эпиграфом к нашему уроку я взяла замечательное выражение А. А. Блока о Бунине

Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин.

– Ребята, что вы поняли о Бунине из эпиграфа? (Он очень любит природу).

– Да, действительно, И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой мира, мощной силой природы.

Портрет И. Бунина.

– Ребята, запишите годы жизни поэта в своих тетрадях.

Слово учителя о Бунине.

1. И. А. Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство будущий писатель провел в деревне, « в глубочайшей полевой тишине… летом среди хлебов, подступающих к самым порогам, а зимой среди сугробов…». До 11 лет учился дома – талантливый домашний учитель обучал его живописи, музыке, литературе. Окончить гимназию ему не пришлось. Проучившись четыре класса, он вынужден был ее оставить: отец разорился и за обучение нечем было платить. Помог пройти гимназический курс брат Юлий, а потом уже сам занимался своим самообразованием.

Стихи начал писать еще подростком, а в 17 лет стал печататься в журналах. Кроме стихов, И. А. писал прозу. Бунин был первым русским писателем, который за свой труд получил Нобелевскую премию.

К сожалению, И. А. в 1920 году выехал за границу и прожил там всю оставшуюся жизнь.

2.Поэтический мир Бунина прекрасен. Он трепетно любил природу средней полосы России. Его книги порой напоминали дневник времен года: от первых проталин и веселой зелени – до зимних, суровых морозов… и во всем – образ родины, милый сердцу, « любовь и радость бытия…»

-давайте послушаем стихотворение И. Бунина, которое подготовила Рита. / Ученица читает стихотворение «Бушует полая вода…». Параллельно идет презентация №1. О весне./

– Какому времени года поэт посвятил это стихотворение? /приходу весны/.

– Да, автор так описывает приход весны. Давайте посмотрим, какой весну увидела и показала на своем рисунке Катя /Ученица выходит к доске и рассказывает, что нарисовала на своем рисунке/

-Еще одно стихотворение к уроку подготовил нам Леванов Стас /он читает стихотворение И. Бунина «Осень. Чащи леса…»/ Презентация №2. Осень.

-Какой вам представилась осень в этом стихотворении? (Померкли яркие краски природы, лес пустой и голый, только одной старой ольхой восхищается поэт.)

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением

И. А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»

Давайте прослушаем стихотворение. Читает диктор.

(Презентация «Зима – лето» №3)

– Давайте попробуем понять и полюбить это стихотворение. Скажите, о чем это стихотворение? / В произведении отразились ранние детские впечатления поэта о деревне, о природе. Но это еще и воспоминания о маме, которая зимними вечерами укладывала его спать, успокаивала и согревала сына рассказами о теплом и веселом лете./

– Ребята, постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздает поэт в стихотворении. Какие картины предстали перед вами? /зима, лето/

– С каким чувством поэт говорит о зиме? Подтвердите свое мнение строчками из стихотворения / с грустью, потому что зимний вечер долгий, свет лампады тусклый, буря плачет/

– О чем просит забыть мама мальчика? Почему? / Чтобы он позабыл этот грустный вечер, чтобы он быстрее уснул, чтобы он был бодрым и веселым завтра/

– О чем она просит вспомнить сына? Почему? /Просит вспомнить лето. Потому что летом тепло, шумят березы, поспевает и колосится рожь. Мальчик любит лето/

Работа по тексту стихотворения «Помню – долгий зимний вечер…»

Ребята, в этом стихотворении есть слова, значение которых может быть не всем понятно. Давайте рассмотрим эти слова.

Кто из вас знает, что такое лампада?/ Лампада-это небольшой сосуд с фитилем, деревянным маслом и зажигаемый перед иконой /

«Внимал совету» Как вы понимаете значение этого выражения?

/ Внимать – отнестись со вниманием к чьей-нибудь просьбе/

В этом стихотворении есть слово «грезы». Что означает это слово?

– Как понимаете значение предложения: «Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грез» (Мечты как бы укачивали ребенка, и он засыпал)

– Ребята, а какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) помогли поэту так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?

– Ребята, найдите в стихотворении средства художественной выразительности и выпишите к себе в тетрадь

Учащиеся работают с текстом.

Метафоры : льется свет, шепот леса, волны ржи, шепот колосьев

Олицетворения : Буря плачет, воет вьюга

Эпитеты : золотые волны, невнятный шум

* Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Карандашом расставьте паузы, отметьте ключевые слова /Учащиеся работают с текстом/

* Ученица выразительно читает стихотворение /Учитель проводит связь с природой за окном/

Продолжите предложения (устно)

-Мне нравится стихотворение Бунина потому, что…

(показывает красоту природы, добрые чувства матери к сыну…)

-Стихотворение Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» научило меня…

(любить и ценить нашу родную природу…)

Учитель: Оцените себя. Что вы взяли из урока?

(я узнал, понял, научился, изменил свое отношение к ..)

Обобщение урока учителем

-Все дети сегодня активно работали, все очень понравились. Спасибо за урок. Выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной. “.

Тема урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обрат.

Материалы к уроку литературы для 10 – 11 классов.

Данный материал может быть полезен при подготовке и проведении литературного вечера в 5 классе в рамках освоения образовательной программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина.

конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета, воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений “Ель рукавом мне тропинку завесила”, “Ещу майская .

интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русск.

Презентация включает небольшие биографические сведения о И.Бунине и анализ стихотворение “Помню долгий зимний вечер””.

Анализ стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер

Иван Бунин, очевидно, природой был предназначен для литературного творчества. С детства он увлекался поэзией и сам писал стихи.

Это произведение было написано в 1887 году, когда писателю исполнилось семнадцать лет. В семнадцать лет, обычно не занимаются воспоминаниями о детстве, и поэтому мотив для написания этого стихотворения не понятен. Хотя, может быть, в момент написания, это было случайное воспоминание о матери и о тёплом уютном доме, где любые беды нипочём.

Сюжет стихотворения чрезвычайно прост: ночь, мама у постели ребёнка, за окном холодно, неуютно. Мама убаюкивает сына, просит его вспомнить о лете, а когда он проснётся, то всё будет хорошо. Лета завтра за окном, конечно, не будет, но для мамы главная задача, чтобы ребёнок спокойно уснул. Завтра он проснётся здоровым и весёлым и не важно: какая на рассвете будет пора года за окном, метёт ли вьюга, или сияет солнце. Главное – чтобы мальчик уснул. И правильно. Мама тоже устала. И мама тоже хочет спать.

Стихотворение, по сути своей, очень сентиментальное. Ничего выдающегося в этом стихотворении нет. Оно может стать темой для очередной колыбельной песни, но таких стихотворений миллионы. Вряд ли оно было популярным в те годы, когда было написано и издано. Возможно, значительно позже, когда Бунин стал известен во всём мире, стихотворению придали статус талантливости. Но, может быть, в нём есть литературная гениальность, новизна темы или философская прозорливость? Отнюдь.

Вот Пушкин был человеком попроще, чем Бунин и, вспоминая своё детство, писал: «…выпьем старая подружка бедной юности моей». Констатируем, не приводя в пример других поэтов, что тема не нова. Философии в стихотворении никакой нет. Стиль стихотворения совершенно обычный для того времени.

Но стихотворение написано складно. Для начинающего литератора довольно добротное стихотворение. Но каждое стихотворение несёт в себе больше эмоций, чем логики. И эмоционально оно должно вас в чём-то убедить. Вот, к примеру, Маяковский эмоционально писал: Левой! Левой! Левой! Почему левой? Потому что это «Левый марш», зовущий к революции.

В стихотворении Бунина противопоставлены друг другу: зимняя пурга за окном (но в доме уют) и тёплое лето, колосящаяся рожь и шелест берёз. Вспомни о лете, знай, что оно придёт, мой мальчик. Это основной эмоциональный ключ стихотворения – беда пройдёт, кончатся неудобства и всё будет хорошо.

Вариант №2

Для каждого ребенка мама является, безусловно, самым главным человеком в мире, рядом с которым всегда тепло, спокойно и уютно. По крайней мере, так должно быть. Ведь человек может быть счастливым, только если у него есть мама, которая заботиться и любит его таким, какой он есть.

Иван Алексеевич Бунин был человеком, очень привязанным к своей маме. Он всегда с особой нежностью и трепетом вспоминал зимние вечера, которые они проводили с ней вдвоем.

Стихотворение “Помню долгий зимний вечер. “, написанное в 1877 году, как раз таки является одним из таких воспоминаний поэта. Он очень четко описал природную стихию, которая разыгралась за окном и тихий вечер, который он проводил с мамой.

Данное стихотворение получилось очень нежным, трепетным, красивым. Основной темой данного стихотворения, конечно же становятся прекрасные воспоминания, которыми поэт захотел поделиться, совершенно точно зная, что не у него одного в памяти есть такие моменты. Так же он хотел описать ощущения, которые испытывал в эти моменты, и нужно сказать ему это удалось. Читая данное произведение, практически каждый человек может узнать какие-то черты себя в нем.

В целом же это стихотворение, которое является очень простым по своему строению, но одновременно обладает глубоким и пронизывающим смыслом.

Что касается литературных приемов, то здесь можно встретить метафору, олицетворение, эпитеты и красочные прилагательные.

В заключение хотелось бы сказать, что даже память самого маленького ребенка откладывает лучшие моменты, проведенные вместе с мамой. Поэтому каждой маме, несмотря на различные жизненные трудности необходимо находить время для своих детей, ведь их детство будет длиться не вечно, и так важно не упустить каждый момент. Многим кажется это сложным, но все возможно, стоит только захотеть. Тем более, что мама может многое.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина

Стихотворение И.А. Бунина “Помню долгий зимний вечер” напоминает цепочку фрагментов из прошлого, которые вспоминаются автором с чувством легкости и тихой грусти.

Осознавая невозможность вернуть время назад, он стремится подробно восстановить в памяти эпизоды того зимнего вечера. События давних лет очень дороги лирическому герою. Мысленное воскрешение некоторых моментов происходит благодаря существованию человека и природы в их тесном взаимодействии. Испытанные переживания беспокойства и счастья происходят в вечернее время, зимой. Непогода, разыгравшаяся за окном, отсутствие яркого освещения в доме (“Тускло льется свет лампады”) – все это могло вызвать мрачное настроение мальчика, скуку, чувство одиночества. Однако, ласковое обращение к нему матери с наставлением (“Позабудь, что воет вьюга. Вспомни тихий шепот леса”) подбадривает, поднимает настроение.

Метель теперь видится ему в ином свете. На задний план уходят темные тона, завывание вьюги. Вкрадчивый, добрый голос родного человека внушает уверенность и успокоение. Мать предлагает мысленно вернуться в жаркие дни, вспомнить “полдневный летний зной”.

Сопоставив летнюю картину по цветовой гамме (“золотые волны”), по динамике происходящих вокруг действий (“ходят медленно и плавно”), по звуковым характеристикам (“шепот леса”) изображению зимнего пейзажа (“полумрак и тишина”, “буря плачет”,) лирический герой забывает о ненастье. На смену тревожному эмоциональному напряжению приходит то трогательное детское ощущение защищенности, которое во взрослой жизни способно спасти человека от бед.

Разговор о теплом времени года отвлекает мальчика от чувства страха, медленно погружая в сон. Томительное ожидание окончания вьюги создается за счет эпитетов (долгий, зимний). Благодаря олицетворениям, вечер представляется огромным воющим зверем, который пугает ребенка в начале стихотворения (“буря плачет”, “волны ходят”). Устрашающий образ растворяется к концу произведения. Переход из зимы в лето происходит благодаря использованию женщиной глаголов повелительного наклонения (“позабудь”, “вспомни”).

Произведение построено на противопоставлениях. За счет антитезы ярко проявляется изображение зимы и лета, выделяются особенности каждого времени года (“плачет” – “шепот”). Нежный образ доброй мамы складывается из выражений, входящих в состав прямой речи с обращением “Дорогой мой”. Внимая ее наставлениям, мальчик успокаивается, прислушиваясь к спокойному голосу.

Стихотворение “Помню долгий зимний вечер” – очередной образец возвышенной лирики поэта, в котором проникновение природных явлений в душу мальчика рождает неповторимые эмоции, способствует возникновению умиротворения, а обращение к прошлому становится во взрослой жизни для него источником побед и вдохновения.

Вариант №4

Иван Алексеевич Бунин с самого раннего детства писал стихотворения и другие произведения, которые в будущем стали очень популярными и любимыми многими. Именно с поэзии этот человек начал покорять Олимп литературного искусства.

Вообще стоит отметить, что у данного поэта очень большое количество популярных произведений, одним из которых является “Помню долгий зимний вечер. “. Это стихотворение было написано в 1877 году.

Основной его темой стали детские воспоминания, а так же прекрасные ощущения, которые хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек. Из самых первых строчек данного произведения можно понять, что во время описания действий за окном бушует настоящая буря. Природная стихия описана автором очень хорошо и доподлинно.

Нужно отметить, что данное произведение пронизано особой теплотой, нежностью и любовью. Основными героями данного стихотворения являются мать и сын, и их трепетные отношения. Согласитесь ведь, почти у каждого человека есть прекрасные воспоминания из детства, связанные с его родителями, в частности с мамой. Только мама может найти время для своего ребенка и провести с ним вечер, несмотря на различные дела, проблемы и так далее. Многие порой кажется, что для детей это не важно, но это вовсе не так. Дети, даже самые маленькие все чувствуют и понимают.

Чтобы произведение получилось, более красивы поэт использует литературные приемы. В частности здесь можно найти красивые эпитеты, красочные прилагательные, интересные метафоры и так далее.

В целом это очень и очень красивое произведения, читая которое у каждого на душе становится тепло и радостно.

В заключении хотелось бы сказать, что вы являетесь очень важным человеком для своего ребенка, поэтому, несмотря на любые жизненные обстоятельства, всегда находите время для них.

5, 6 класс кратко по плану, главная мысль

Картинка к стихотворению Помню долгий зимний вечер

Популярные темы анализов

Я думаю что в стихотворении Бориса Пастернака “Никого не будет дома” речь идёт об одиночестве. Герой стихотворения находится совершенно один дома, и его гложет неумолимая тоска. Жизнь течёт очень медленно, размеренно, не торопясь,

«Песнь о собаке». Казалось бы, это название смешно, но стихотворение само ни грамма не смешное. Оно о жестокости людей и беззащитности животных перед ними. Стихотворение начинается невинной картиной: собака ощенила семерых щенят.

Когда у человека есть все необходимое для жизни – пища, кров, одежда, работа, он не задумывается о хлебе насущном, начиная выискивать недочеты и недостатки в своей жизни. Такова уж наша земная натура, получая что-то,

Стихотворение «Огородник», датированное 1846 годом, относится к любовной лирике Николая Алексеевича Некрасова. Главной темой произведения становится социальное неравенство, которое препятствует влюбленным быть вместе.

На создание своего стихотворного шедевра «Венера Милосская», Афанасия Фета вдохновила одноименная древнегреческая статуя богини всех влюбленных. Встреча поэта и скульптуры состоялась в Лувре в 1856 году.

Анализ стихотворения И.А. Бунина “Помню – долгий зимний вечер”

Разделы: Литература

Задачи:

  1. Создание условий для восприятия поэтического текста;
  2. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;
  3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста
  4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;
  5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;
  6. Отработка навыков выразительного чтения;

Эпиграф:

Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове

Ход урока

1. Слово учителя.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.

Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” – писал впоследствии Бунин.

Да, именно детство, полное поэзии.

– Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?

Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

– Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.

– Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

– Что вы себе представляли, слушая музыку?

Часто музыка может выразить то, что не передать словами.

Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке : она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.

Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.

Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.

3. Установка на прослушивание стихотворения.

– Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

– Обращение к эпиграфу.

– Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Выявление эмоционального впечатления.

– Какая картина возникает в вашем воображении?

– Что вы “видите” в ней?

– Какое настроение поэта она передает вам?

6. Повторное чтение стихотворения учеником.

– Как нужно читать стихотворение?

7. Построчный анализ стихотворения.

– Перечитайте 1 строку

а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)

б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

– Прочитайте 2 строку.

Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

– что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

– Прочитайте 3-4 строки.

Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

– Прочитайте 5-6 строки.

Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

Второе тире – разделяет реальность и грезы.

Третье тире – переход в другое состояние – сон.

8. Обобщение.

а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)

б) прочитайте стихотворение выразительно.

в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).

г) какие времена года изображаются поэтом?

д) назовите изобразительно – выразительные средства.

е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.

ж) о чем это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

9. Письменная работа:

– каким я представляю себе лирического героя.

– что я чувствую, читая стихотворение.

10. Обсуждение письменных работ.

11. Итог урока.

Стихотворение А.А. Ахматовой.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Анализ стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» Бунина

В литературном мире Иван Алексеевич Бунин известен своими невероятно лирическими поэтическими работами, характерными для раннего периода его творчества. Одним из таких примеров является стих «Помню – долгий зимний вечер», написанный поэтом в возрасте 17 лет. Предлагаем краткий анализ «Помню – долгий зимний вечер» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Помню – долгий зимний вечер.

История создания – Стихотворение написано в 1887 году.

Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.

Композиция – Произведение условно разделено на три основные части.

Жанр – Колыбельная песня.

Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрестной рифмовки.

Метафоры«невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шепот ветра».

Эпитеты – «тихий», «невнятный», «полдневный летний».

Олицетворения – «буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны».

История создания

Иван Алексеевич с детства был увлечен поэзией, и с ранних лет увлеченно писал стихи. Уже к семнадцати годам одаренный юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьезные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.

Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.

Именно к таким произведениям относится и стих «Помню – долгий зимний вечер», написанный в 1887 году. Удивительно, что семнадцатилетний юноша коснулся темы детства. Возможно, толчком к написанию стихотворения стало душевное состояние автора, при котором вновь хочется почувствовать себя маленьким ребенком, надежно защищенным от житейских бурь материнской любовью.

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль – счастливые мгновения жизни неповторимы, и относиться к ним следует с особой бережностью.

Композиция

Произведение условно разделено на три части: в первой автор указывает на давно прошедшее время, во второй части происходит разделение между сном и бодрствованием, а третья часть является символом перехода из реальности в сладостное царство Морфея.

Стихотворение написано в жанре колыбельной песни, благодаря чему очень легко воспринимается как на звуковом, так и эмоциональном уровне. Поэту удалось донести состояние неги, полудремы лирического персонажа.

Стихотворный размер – хорей с применением перекрестной рифмовки и мужской рифмы.

Средства выразительности

Для создания столь пленительного образа поэт использовал широкую гамму средств выразительности. К ним стоит отнести красочные метафоры (« золотые волны ржи», «невнятный шум берез», «шепот ветра »), эпитеты (« тихий», «невнятный», «полдневный летний »), олицетворения (« буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны» ).

Анализ стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер

Стихотворение И.А. Бунина «Помню долгий зимний вечер» напоминает цепочку фрагментов из прошлого, которые вспоминаются автором с чувством легкости и тихой грусти.

Осознавая невозможность вернуть время назад, он стремится подробно восстановить в памяти эпизоды того зимнего вечера. События давних лет очень дороги лирическому герою. Мысленное воскрешение некоторых моментов происходит благодаря существованию человека и природы в их тесном взаимодействии. Испытанные переживания беспокойства и счастья происходят в вечернее время, зимой. Непогода, разыгравшаяся за окном, отсутствие яркого освещения в доме («Тускло льется свет лампады») — все это могло вызвать мрачное настроение мальчика, скуку, чувство одиночества. Однако, ласковое обращение к нему матери с наставлением («Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса») подбадривает, поднимает настроение.

Метель теперь видится ему в ином свете. На задний план уходят темные тона, завывание вьюги. Вкрадчивый, добрый голос родного человека внушает уверенность и успокоение. Мать предлагает мысленно вернуться в жаркие дни, вспомнить «полдневный летний зной».

Сопоставив летнюю картину по цветовой гамме («золотые волны»), по динамике происходящих вокруг действий («ходят медленно и плавно»), по звуковым характеристикам («шепот леса») изображению зимнего пейзажа («полумрак и тишина», «буря плачет»,) лирический герой забывает о ненастье. На смену тревожному эмоциональному напряжению приходит то трогательное детское ощущение защищенности, которое во взрослой жизни способно спасти человека от бед.

Разговор о теплом времени года отвлекает мальчика от чувства страха, медленно погружая в сон. Томительное ожидание окончания вьюги создается за счет эпитетов (долгий, зимний). Благодаря олицетворениям, вечер представляется огромным воющим зверем, который пугает ребенка в начале стихотворения («буря плачет», «волны ходят»). Устрашающий образ растворяется к концу произведения. Переход из зимы в лето происходит благодаря использованию женщиной глаголов повелительного наклонения («позабудь», «вспомни»).

Произведение построено на противопоставлениях. За счет антитезы ярко проявляется изображение зимы и лета, выделяются особенности каждого времени года («плачет» — «шепот»). Нежный образ доброй мамы складывается из выражений, входящих в состав прямой речи с обращением «Дорогой мой». Внимая ее наставлениям, мальчик успокаивается, прислушиваясь к спокойному голосу.

Стихотворение «Помню долгий зимний вечер» — очередной образец возвышенной лирики поэта, в котором проникновение природных явлений в душу мальчика рождает неповторимые эмоции, способствует возникновению умиротворения, а обращение к прошлому становится во взрослой жизни для него источником побед и вдохновения.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер 2 вариант

Иван Алексеевич Бунин начинал свою литературную деятельность поэтическими произведениями, к числу наиболее живописных и чувственных лирических стихотворений относится «Помню – долгий зимний вечер». Дата его создания – 1887 год, его относят к раннему творчеству поэта и писателя Бунина, который начал писать свои стихи очень рано и уже с 17 лет его произведения публиковались в литературных журналах того времени.

Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер» посвящается детским воспоминаниям автора о его маме и жизни в отчем доме, тому удивительному чувства тепла, заботы и спокойствия, которые окружают каждого ребенка в доме его родителей, любящих его и оберегающих от невзгод и бурь окружающего взрослого мира.

Читая первые строчки произведения, мы представляем картину зимней непогоды, бури и метели, лютующей за пределами уютной маленькой, детской спаленки «тускло льется свет лампады, буря плачет у окна». Малыш немного напуган и никак не может заснуть, однако, окруженный теплом и заботой его мамы, которая тихим и мелодичным голосом, своими отвлекающими рассказами о лете, шуме берез и злотом море ржи, умело успокаивает его, и он чувствует себя в полной безопасности. Присутствие родного человека, её ласка и забота, простые советы вспомнить «тихий шепот леса и полдневный летний зной» греют душу маленького человечка, и он доверчиво и послушно следуя маминым указаниям, представляет картину летнего жаркого дня, где сливаются на грани сна и реальности «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Ребенок тихо и спокойно засыпает «обвеянный мечтами, забываться начинал», убаюканный тихой речью мамы и сладкими грезами, переносящими его на крыльях сна из бури и непогоды зимней ночи, в яркий и пригожий летний знойный денек.

Слова матери в стихотворении передаются с помощью глаголов прошедшего времени, в конце появляется авторское местоимение «я», говорящее нам о том, что рассказанная читателям история, является воспоминаниями автора о его детстве, которые настолько ярко и живо запечатлены в его памяти, что те чувства и переживания ощущаются автором и сейчас точно также. И пусть с того момента прошел уже не один десяток лет, и автор давно покинул отчий дом, эти сладкие детские грезы навсегда остались в его душе и памяти, они помогают ему справиться с бедами и проблемами в его взрослой жизни. Любовь и поддержка, которые дали ему родители в отчем доме его детства, его счастливые воспоминания о беззаботном босоногом детстве, и понимание того, что оно не вернется уже никогда, становятся для Бунина источником его вдохновения, его силой и внутренним стрежнем, помогающим пережить все жизненные бури и невзгоды на его пути.

Написанное в форме колыбельной песни, стихотворение Бунина «Помню — долгий зимний вечер» очень легко воспринимается на эмоциональном, звуковом и зрительно ассоциативном уровне. Важным мотивом данного произведения становится передача состояния полусна, полуяви главного лирического персонажа, которое передается описанием позднего зимнего вечера в детской спаленке «полумрак и тишина», «тихо льется свет лампады», использованием таких глаголов как «задремать», «забыться», наречий «плавно», «медленно». Для разделения произведения на определенные части используется пунктуация: тире в первом предложении показывает на прошлое время, на то, что эти события происходили в глубоком детстве автора, тире во второй строфе служит разделителем между сном и реальностью, тире в последней строфе – символизирует переход из стояния бодрствования в состояние сна.

Данное лирическое произведение написано таким стихотворным размером как хорей, с использованием мужской рифмы и перекрестной рифмовки. Для создания чувственного и проникновенного поэтического образа автор использует следующие средства художественной выразительности как эпитеты (летний зной, невнятный шум, тихий сон), олицетворение (буря плачет, ходят волны ржи, вой вьюги, шепот ветра), метафоры (золотые колосья ржи, невнятный шум берез), инверсия и аллитерация.

Стихотворение Ивана Бунина «Помню — долгий зимний вечер», рисует для нас картины близкие и понятные каждому из нас, ведь воспоминания о маме, отчем доме и детских мечтах навсегда остаются в памяти каждого человека как самые дорогие и нужные, ведь они согревают наши души теплом и любовью к нашим близким, становятся нашим последним оплотом в борьбе против самых ненастных жизненных бурь.

3 вариант

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

И. А. Бунин “Помню долгий зимний вечер”: анализ стихотворения

Читать: Стихотворение И. А. Бунина”Помню долгий зимний вечер”

Известный во всем мире своей прозой знаменитей русский писатель Иван Алексеевич Бунин начинал свою литературную деятельность поэтическими произведениями, к числу наиболее живописных и чувственных лирических стихотворений относится «Помню – долгий зимний вечер». Дата его создания – 1887 год, его относят к раннему творчеству поэта и писателя Бунина, который начал писать свои стихи очень рано и уже с 17 лет его произведения публиковались в литературных журналах того времени.

Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер» посвящается детским воспоминаниям автора о его маме и жизни в отчем доме, тому удивительному чувства тепла, заботы и спокойствия, которые окружают каждого ребенка в доме его родителей, любящих его и оберегающих от невзгод и бурь окружающего взрослого мира.

Главная тема стихотворения

Читая первые строчки произведения, мы представляем картину зимней непогоды, бури и метели, лютующей за пределами уютной маленькой, детской спаленки «тускло льется свет лампады, буря плачет у окна». Малыш немного напуган и никак не может заснуть, однако, окруженный теплом и заботой его мамы, которая тихим и мелодичным голосом, своими отвлекающими рассказами о лете, шуме берез и злотом море ржи, умело успокаивает его, и он чувствует себя в полной безопасности. Присутствие родного человека, её ласка и забота, простые советы вспомнить «тихий шепот леса и полдневный летний зной» греют душу маленького человечка, и он доверчиво и послушно следуя маминым указаниям, представляет картину летнего жаркого дня, где сливаются на грани сна и реальности «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Ребенок тихо и спокойно засыпает «обвеянный мечтами, забываться начинал», убаюканный тихой речью мамы и сладкими грезами, переносящими его на крыльях сна из бури и непогоды зимней ночи, в яркий и пригожий летний знойный денек.

Слова матери в стихотворении передаются с помощью глаголов прошедшего времени, в конце появляется авторское местоимение «я», говорящее нам о том, что рассказанная читателям история, является воспоминаниями автора о его детстве, которые настолько ярко и живо запечатлены в его памяти, что те чувства и переживания ощущаются автором и сейчас точно также. И пусть с того момента прошел уже не один десяток лет, и автор давно покинул отчий дом, эти сладкие детские грезы навсегда остались в его душе и памяти, они помогают ему справиться с бедами и проблемами в его взрослой жизни. Любовь и поддержка, которые дали ему родители в отчем доме его детства, его счастливые воспоминания о беззаботном босоногом детстве, и понимание того, что оно не вернется уже никогда, становятся для Бунина источником его вдохновения, его силой и внутренним стрежнем, помогающим пережить все жизненные бури и невзгоды на его пути.

Структурные и композиционные особенности

Написанное в форме колыбельной песни, стихотворение Бунина «Помню – долгий зимний вечер» очень легко воспринимается на эмоциональном, звуковом и зрительно ассоциативном уровне. Важным мотивом данного произведения становится передача состояния полусна, полуяви главного лирического персонажа, которое передается описанием позднего зимнего вечера в детской спаленке «полумрак и тишина», «тихо льется свет лампады», использованием таких глаголов как «задремать», «забыться», наречий «плавно», «медленно». Для разделения произведения на определенные части используется пунктуация: тире в первом предложении показывает на прошлое время, на то, что эти события происходили в глубоком детстве автора, тире во второй строфе служит разделителем между сном и реальностью, тире в последней строфе – символизирует переход из стояния бодрствования в состояние сна.

Данное лирическое произведение написано таким стихотворным размером как хорей, с использованием мужской рифмы и перекрестной рифмовки. Для создания чувственного и проникновенного поэтического образа автор использует следующие средства художественной выразительности как эпитеты (летний зной, невнятный шум, тихий сон), олицетворение (буря плачет, ходят волны ржи, вой вьюги, шепот ветра), метафоры (золотые колосья ржи, невнятный шум берез), инверсия и аллитерация.

Стихотворение Ивана Бунина «Помню – долгий зимний вечер», рисует для нас картины близкие и понятные каждому из нас, ведь воспоминания о маме, отчем доме и детских мечтах навсегда остаются в памяти каждого человека как самые дорогие и нужные, ведь они согревают наши души теплом и любовью к нашим близким, становятся нашим последним оплотом в борьбе против самых ненастных жизненных бурь.

Читайте также:  Грамматика любви - краткое содержание рассказа Бунина
Ссылка на основную публикацию