Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс

Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тема природы в поэзии И. А. Бунина.

Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово учителя.

Русский язык – это язык поэзии, который открывает для нас красоту и богатство мира. Мир поэзии волшебный. В стихотворении можно рассказать о многом: о силе дружбы и любви, о верности Отчизне, о законах бытия. Но одной из самых любимых тем для поэтов была и остается тема природы. Вы уже знакомы с творчеством поэтов второй половины 19 века, писавших о красоте родного края, о любви к ней. Это Тютчев, Фет. Никитин. Сегодня начнем знакомиться с творчеством поэтов 20 века и познакомимся с поэзией И. А. Бунина, который сохранил и продолжил традиции русской классической литературы 19 века в своих произведениях.

Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

– Ребята, запишите тему урока в тетради. (Учащиеся записывают число и тему урока).

-Ребята, предположите, что мы будем делать на уроке? (Познакомимся с творчеством Бунина, будем читать стихотворения, находить средства выразительности)

  1. Познакомить с краткими сведениями о жизни и творчестве
  1. Показать красоту природы в стихах И. А. Бунина.
  2. Развивать навыки художественного анализа текста.
  3. Воспитывать в учащихся чувство любви к родной земле, бережное отношение к природе.

– Эпиграфом к нашему уроку я взяла замечательное выражение А. А. Блока о Бунине

Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин.

– Ребята, что вы поняли о Бунине из эпиграфа? (Он очень любит природу).

– Да, действительно, И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой мира, мощной силой природы.

Портрет И. Бунина.

– Ребята, запишите годы жизни поэта в своих тетрадях.

Слово учителя о Бунине.

1. И. А. Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство будущий писатель провел в деревне, « в глубочайшей полевой тишине… летом среди хлебов, подступающих к самым порогам, а зимой среди сугробов…». До 11 лет учился дома – талантливый домашний учитель обучал его живописи, музыке, литературе. Окончить гимназию ему не пришлось. Проучившись четыре класса, он вынужден был ее оставить: отец разорился и за обучение нечем было платить. Помог пройти гимназический курс брат Юлий, а потом уже сам занимался своим самообразованием.

Стихи начал писать еще подростком, а в 17 лет стал печататься в журналах. Кроме стихов, И. А. писал прозу. Бунин был первым русским писателем, который за свой труд получил Нобелевскую премию.

К сожалению, И. А. в 1920 году выехал за границу и прожил там всю оставшуюся жизнь.

2.Поэтический мир Бунина прекрасен. Он трепетно любил природу средней полосы России. Его книги порой напоминали дневник времен года: от первых проталин и веселой зелени – до зимних, суровых морозов… и во всем – образ родины, милый сердцу, « любовь и радость бытия…»

-давайте послушаем стихотворение И. Бунина, которое подготовила Рита. / Ученица читает стихотворение «Бушует полая вода…». Параллельно идет презентация №1. О весне./

– Какому времени года поэт посвятил это стихотворение? /приходу весны/.

– Да, автор так описывает приход весны. Давайте посмотрим, какой весну увидела и показала на своем рисунке Катя /Ученица выходит к доске и рассказывает, что нарисовала на своем рисунке/

-Еще одно стихотворение к уроку подготовил нам Леванов Стас /он читает стихотворение И. Бунина «Осень. Чащи леса…»/ Презентация №2. Осень.

-Какой вам представилась осень в этом стихотворении? (Померкли яркие краски природы, лес пустой и голый, только одной старой ольхой восхищается поэт.)

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением

И. А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»

Давайте прослушаем стихотворение. Читает диктор.

(Презентация «Зима – лето» №3)

– Давайте попробуем понять и полюбить это стихотворение. Скажите, о чем это стихотворение? / В произведении отразились ранние детские впечатления поэта о деревне, о природе. Но это еще и воспоминания о маме, которая зимними вечерами укладывала его спать, успокаивала и согревала сына рассказами о теплом и веселом лете./

– Ребята, постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздает поэт в стихотворении. Какие картины предстали перед вами? /зима, лето/

– С каким чувством поэт говорит о зиме? Подтвердите свое мнение строчками из стихотворения / с грустью, потому что зимний вечер долгий, свет лампады тусклый, буря плачет/

– О чем просит забыть мама мальчика? Почему? / Чтобы он позабыл этот грустный вечер, чтобы он быстрее уснул, чтобы он был бодрым и веселым завтра/

– О чем она просит вспомнить сына? Почему? /Просит вспомнить лето. Потому что летом тепло, шумят березы, поспевает и колосится рожь. Мальчик любит лето/

Работа по тексту стихотворения «Помню – долгий зимний вечер…»

Ребята, в этом стихотворении есть слова, значение которых может быть не всем понятно. Давайте рассмотрим эти слова.

Кто из вас знает, что такое лампада?/ Лампада-это небольшой сосуд с фитилем, деревянным маслом и зажигаемый перед иконой /

«Внимал совету» Как вы понимаете значение этого выражения?

/ Внимать – отнестись со вниманием к чьей-нибудь просьбе/

В этом стихотворении есть слово «грезы». Что означает это слово?

– Как понимаете значение предложения: «Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грез» (Мечты как бы укачивали ребенка, и он засыпал)

– Ребята, а какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) помогли поэту так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?

– Ребята, найдите в стихотворении средства художественной выразительности и выпишите к себе в тетрадь

Учащиеся работают с текстом.

Метафоры : льется свет, шепот леса, волны ржи, шепот колосьев

Олицетворения : Буря плачет, воет вьюга

Эпитеты : золотые волны, невнятный шум

* Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Карандашом расставьте паузы, отметьте ключевые слова /Учащиеся работают с текстом/

* Ученица выразительно читает стихотворение /Учитель проводит связь с природой за окном/

Продолжите предложения (устно)

-Мне нравится стихотворение Бунина потому, что…

(показывает красоту природы, добрые чувства матери к сыну…)

-Стихотворение Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» научило меня…

(любить и ценить нашу родную природу…)

Учитель: Оцените себя. Что вы взяли из урока?

(я узнал, понял, научился, изменил свое отношение к ..)

Обобщение урока учителем

-Все дети сегодня активно работали, все очень понравились. Спасибо за урок. Выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной. “.

Тема урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обрат.

Данный материал может быть полезен при подготовке и проведении литературного вечера в 5 классе в рамках освоения образовательной программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина.

конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета, воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений “Ель рукавом мне тропинку завесила”, “Ещу майская .

интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русск.

Презентация включает небольшие биографические сведения о И.Бунине и анализ стихотворение “Помню долгий зимний вечер””.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».Урок литературы в 5 классе.

Анализ стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» Бунина

В литературном мире Иван Алексеевич Бунин известен своими невероятно лирическими поэтическими работами, характерными для раннего периода его творчества. Одним из таких примеров является стих «Помню – долгий зимний вечер», написанный поэтом в возрасте 17 лет. Предлагаем краткий анализ «Помню – долгий зимний вечер» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Помню – долгий зимний вечер.

История создания – Стихотворение написано в 1887 году.

Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.

Композиция – Произведение условно разделено на три основные части.

Жанр – Колыбельная песня.

Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрестной рифмовки.

Метафоры«невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шепот ветра».

Эпитеты – «тихий», «невнятный», «полдневный летний».

Олицетворения – «буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны».

История создания

Иван Алексеевич с детства был увлечен поэзией, и с ранних лет увлеченно писал стихи. Уже к семнадцати годам одаренный юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьезные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.

Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.

Именно к таким произведениям относится и стих «Помню – долгий зимний вечер», написанный в 1887 году. Удивительно, что семнадцатилетний юноша коснулся темы детства. Возможно, толчком к написанию стихотворения стало душевное состояние автора, при котором вновь хочется почувствовать себя маленьким ребенком, надежно защищенным от житейских бурь материнской любовью.

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль – счастливые мгновения жизни неповторимы, и относиться к ним следует с особой бережностью.

Композиция

Произведение условно разделено на три части: в первой автор указывает на давно прошедшее время, во второй части происходит разделение между сном и бодрствованием, а третья часть является символом перехода из реальности в сладостное царство Морфея.

Стихотворение написано в жанре колыбельной песни, благодаря чему очень легко воспринимается как на звуковом, так и эмоциональном уровне. Поэту удалось донести состояние неги, полудремы лирического персонажа.

Стихотворный размер – хорей с применением перекрестной рифмовки и мужской рифмы.

Средства выразительности

Для создания столь пленительного образа поэт использовал широкую гамму средств выразительности. К ним стоит отнести красочные метафоры (« золотые волны ржи», «невнятный шум берез», «шепот ветра »), эпитеты (« тихий», «невнятный», «полдневный летний »), олицетворения (« буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны» ).

Анализ стихотворения И.А. Бунина “Помню – долгий зимний вечер”

Разделы: Литература

Задачи:

  1. Создание условий для восприятия поэтического текста;
  2. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;
  3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста
  4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;
  5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;
  6. Отработка навыков выразительного чтения;

Эпиграф:

Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове

Ход урока

1. Слово учителя.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.

Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” – писал впоследствии Бунин.

Да, именно детство, полное поэзии.

– Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?

Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

– Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.

– Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

– Что вы себе представляли, слушая музыку?

Часто музыка может выразить то, что не передать словами.

Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке : она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.

Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.

Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.

3. Установка на прослушивание стихотворения.

– Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

– Обращение к эпиграфу.

– Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Выявление эмоционального впечатления.

– Какая картина возникает в вашем воображении?

– Что вы “видите” в ней?

– Какое настроение поэта она передает вам?

6. Повторное чтение стихотворения учеником.

– Как нужно читать стихотворение?

7. Построчный анализ стихотворения.

– Перечитайте 1 строку

а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)

б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

– Прочитайте 2 строку.

Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

– что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

– Прочитайте 3-4 строки.

Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

– Прочитайте 5-6 строки.

Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

Второе тире – разделяет реальность и грезы.

Третье тире – переход в другое состояние – сон.

8. Обобщение.

а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)

б) прочитайте стихотворение выразительно.

в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).

г) какие времена года изображаются поэтом?

д) назовите изобразительно – выразительные средства.

е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.

ж) о чем это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

9. Письменная работа:

– каким я представляю себе лирического героя.

– что я чувствую, читая стихотворение.

10. Обсуждение письменных работ.

11. Итог урока.

Стихотворение А.А. Ахматовой.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

«Помню — долгий зимний вечер…»

стихотворение и анализ

Помню – долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, – шепчет мама. –

Если хочешь задремать,

Чтобы бодрым и веселым

Завтра утром быть опять, –

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шепот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи!»

И знакомому совету

Я доверчиво внимал

И, обвеянный мечтами,

Вместе с тихим сном сливалось

Шепот зреющих колосьев

И невнятный шум берез…

Краткое содержание

Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…» Иван Алексеевич Бунин посвятил своим самым светлым детским воспоминаниям. Беззаботная пора, ласковый голос мамы, чувство защищенности и покоя – все это автор передал в своем раннем произведении, написанном им в семнадцатилетнем возрасте.

Н. Крылов. Спящий мальчик. 1824

«Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна…», а мама в это время убаюкивает маленького сына, который никак не может уснуть из-за тревожного воя ветра в трубе и шума вьюги за окном. Мать убеждает его, что сон непременно принесет ему бодрость и хорошее настроение. Если он не может уснуть из-за звуков зимней бури, – она предлагает ему вспомнить лето и на время забыть о морозной зиме: «вспомни, как шумят березы…». Мальчик верит маме, и в его памяти постепенно начинают возникать летние образы, которые погружают его в сон. Во сне ему, как и обещала мама, слышится шум берез и шепот зрелых колосьев.

Если злая вьюга вызывает у ребенка страх, тоску и тревогу, то мама ассоциируется в его сознании со спокойствием, теплом и защитой. Когда она рядом, ему не страшны никакие проделки погоды, и он засыпает безмятежным крепким сном. Автор стремится передать читателю ценность каждого мгновения прожитой жизни. Если человеку не дано повернуть время вспять и вновь ощутить себя ребенком, – он должен бережно хранить в памяти подобные воспоминания. Для Бунина самыми дорогими воспоминаниями были родной дом и незабываемый образ матери.

Анализ

История создания

Иван Алексеевич уже в детстве начал увлекаться поэзией, его первые стихотворения появились еще в раннем возрасте. На пороге семнадцатилетия он стал публиковаться в журналах и получать лестные отзывы авторов и литературных критиков. Бунина настолько вдохновили первые успехи, что он всерьез начал задумываться над тем, чему отдать предпочтение в будущем – поэзии или прозе.

Произведения молодого Бунина очень резко отличаются от творчества Бунина зрелого. Его ранние стихи проникнуты необыкновенным лиризмом и сентиментальностью. Примером этому служит стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…», которое он сочинил в 1887 году. Поводом к его написанию, скорее всего, послужило особое душевное состояние поэта, который вновь пожелал вернуться в детство и ощутить себя тем маленьким мальчиком, который был надежно защищен материнской любовью.

Персонажи и образы

Главным персонажем здесь является лирический герой. Надо полагать, что это взрослый мужчина, которого воспоминания уносят в далекое детство. Его образ соотносится с самим автором, на что указывает содержание стихотворения и то, что повествование ведется от первого лица. Время суток также выбрано не случайно – вечер, вот-вот готовый перейти в ночь. На этом фоне особенно усиливаются ощущения от слов матери, создается образная картина комнаты, окутанной вечерним полумраком, и теплого домашнего уюта.

Образ матери раскрывается в ее монологе, обращенном к маленькому сыну. Женщина советует ему не думать о страшном, а мысленно перенестись в лето, вспомнить о шуме берез и солнечной летней погоде. Она обещает ему, что эти грезы сошлют на него крепкий, спокойный сон, а наутро он проснется бодрым и счастливым. Мальчика успокаивают слова матери, и он забывается сладким детским сном.

Композиция

Композиционно произведение можно условно разделить на три части. В первой части воспроизводится давно прошедшее событие, вторая часть представляет собой промежуток между бодрствованием и сном, и в третьей части совершается плавное погружение в грезы, уход от реальности в волшебное царство Морфея.

Литературный род произведения – лирика, литературное направление – реализм с элементами романтизма. Жанр – колыбельная лирика. Стихотворение впоследствии было положено на музыку и стало необыкновенно популярной колыбельной песней не только в России, но и за ее пределами.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении автор использует стихотворный размер хорей с перекрестной (АВАВ) рифмой и преобладанием мужских слогов.

Чувства и воспоминания героя переданы при помощи средств художественной выразительности. Текст содержит много эпитетов: «мирный сон», «зимний вечер», «ходят медленно и плавно», «полдневный летний зной», метафор: «шепот ветра», « золотые волны ржи» и олицетворений: «ходят… волны ржи», «буря плачет», «шепот леса».

Сравнений в тексте нет, но внимание читателя привлекает интонация стихотворения. Благодаря восклицательному предложению, многократно усиливается звучание слов матери: «Вспомни, как шумят березы, а за лесом, у межи, ходят медленно и плавно золотые волны ржи!» В последнем четверостишии присутствует незаконченная конструкция: «И невнятный шум берез…», подводящая читателя к собственным размышлениям о прочитанном.

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – воспоминания лирического героя. В них содержатся дорогие автору образы родного дома, ласковой матери, безоблачного детства. Эти воспоминания являются источником вдохновения и силы, помогающей преодолевать все жизненные трудности и невзгоды.

Это глубоко лирическое, трогательное стихотворение затронуло огромное количество сердец, поскольку тема, безошибочно выбранная автором, близка и понятна каждому человеку, у которого в жизни было такое же безмятежное детство. При чтении этих строк вспоминается теплота маминых рук, ее нежный, убаюкивающий голос и то неповторимое чувство защищенности, которое бывает у людей только в детстве. Автор напоминает, что счастливые моменты детства уже никогда не повторятся, поэтому их нужно особенно бережно сохранять в своей памяти.

Анализ стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер

Стихотворение И.А. Бунина «Помню долгий зимний вечер» напоминает цепочку фрагментов из прошлого, которые вспоминаются автором с чувством легкости и тихой грусти.

Осознавая невозможность вернуть время назад, он стремится подробно восстановить в памяти эпизоды того зимнего вечера. События давних лет очень дороги лирическому герою. Мысленное воскрешение некоторых моментов происходит благодаря существованию человека и природы в их тесном взаимодействии. Испытанные переживания беспокойства и счастья происходят в вечернее время, зимой. Непогода, разыгравшаяся за окном, отсутствие яркого освещения в доме («Тускло льется свет лампады») — все это могло вызвать мрачное настроение мальчика, скуку, чувство одиночества. Однако, ласковое обращение к нему матери с наставлением («Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса») подбадривает, поднимает настроение.

Метель теперь видится ему в ином свете. На задний план уходят темные тона, завывание вьюги. Вкрадчивый, добрый голос родного человека внушает уверенность и успокоение. Мать предлагает мысленно вернуться в жаркие дни, вспомнить «полдневный летний зной».

Сопоставив летнюю картину по цветовой гамме («золотые волны»), по динамике происходящих вокруг действий («ходят медленно и плавно»), по звуковым характеристикам («шепот леса») изображению зимнего пейзажа («полумрак и тишина», «буря плачет»,) лирический герой забывает о ненастье. На смену тревожному эмоциональному напряжению приходит то трогательное детское ощущение защищенности, которое во взрослой жизни способно спасти человека от бед.

Разговор о теплом времени года отвлекает мальчика от чувства страха, медленно погружая в сон. Томительное ожидание окончания вьюги создается за счет эпитетов (долгий, зимний). Благодаря олицетворениям, вечер представляется огромным воющим зверем, который пугает ребенка в начале стихотворения («буря плачет», «волны ходят»). Устрашающий образ растворяется к концу произведения. Переход из зимы в лето происходит благодаря использованию женщиной глаголов повелительного наклонения («позабудь», «вспомни»).

Произведение построено на противопоставлениях. За счет антитезы ярко проявляется изображение зимы и лета, выделяются особенности каждого времени года («плачет» — «шепот»). Нежный образ доброй мамы складывается из выражений, входящих в состав прямой речи с обращением «Дорогой мой». Внимая ее наставлениям, мальчик успокаивается, прислушиваясь к спокойному голосу.

Стихотворение «Помню долгий зимний вечер» — очередной образец возвышенной лирики поэта, в котором проникновение природных явлений в душу мальчика рождает неповторимые эмоции, способствует возникновению умиротворения, а обращение к прошлому становится во взрослой жизни для него источником побед и вдохновения.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер 2 вариант

Иван Алексеевич Бунин начинал свою литературную деятельность поэтическими произведениями, к числу наиболее живописных и чувственных лирических стихотворений относится «Помню – долгий зимний вечер». Дата его создания – 1887 год, его относят к раннему творчеству поэта и писателя Бунина, который начал писать свои стихи очень рано и уже с 17 лет его произведения публиковались в литературных журналах того времени.

Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер» посвящается детским воспоминаниям автора о его маме и жизни в отчем доме, тому удивительному чувства тепла, заботы и спокойствия, которые окружают каждого ребенка в доме его родителей, любящих его и оберегающих от невзгод и бурь окружающего взрослого мира.

Читая первые строчки произведения, мы представляем картину зимней непогоды, бури и метели, лютующей за пределами уютной маленькой, детской спаленки «тускло льется свет лампады, буря плачет у окна». Малыш немного напуган и никак не может заснуть, однако, окруженный теплом и заботой его мамы, которая тихим и мелодичным голосом, своими отвлекающими рассказами о лете, шуме берез и злотом море ржи, умело успокаивает его, и он чувствует себя в полной безопасности. Присутствие родного человека, её ласка и забота, простые советы вспомнить «тихий шепот леса и полдневный летний зной» греют душу маленького человечка, и он доверчиво и послушно следуя маминым указаниям, представляет картину летнего жаркого дня, где сливаются на грани сна и реальности «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Ребенок тихо и спокойно засыпает «обвеянный мечтами, забываться начинал», убаюканный тихой речью мамы и сладкими грезами, переносящими его на крыльях сна из бури и непогоды зимней ночи, в яркий и пригожий летний знойный денек.

Слова матери в стихотворении передаются с помощью глаголов прошедшего времени, в конце появляется авторское местоимение «я», говорящее нам о том, что рассказанная читателям история, является воспоминаниями автора о его детстве, которые настолько ярко и живо запечатлены в его памяти, что те чувства и переживания ощущаются автором и сейчас точно также. И пусть с того момента прошел уже не один десяток лет, и автор давно покинул отчий дом, эти сладкие детские грезы навсегда остались в его душе и памяти, они помогают ему справиться с бедами и проблемами в его взрослой жизни. Любовь и поддержка, которые дали ему родители в отчем доме его детства, его счастливые воспоминания о беззаботном босоногом детстве, и понимание того, что оно не вернется уже никогда, становятся для Бунина источником его вдохновения, его силой и внутренним стрежнем, помогающим пережить все жизненные бури и невзгоды на его пути.

Написанное в форме колыбельной песни, стихотворение Бунина «Помню — долгий зимний вечер» очень легко воспринимается на эмоциональном, звуковом и зрительно ассоциативном уровне. Важным мотивом данного произведения становится передача состояния полусна, полуяви главного лирического персонажа, которое передается описанием позднего зимнего вечера в детской спаленке «полумрак и тишина», «тихо льется свет лампады», использованием таких глаголов как «задремать», «забыться», наречий «плавно», «медленно». Для разделения произведения на определенные части используется пунктуация: тире в первом предложении показывает на прошлое время, на то, что эти события происходили в глубоком детстве автора, тире во второй строфе служит разделителем между сном и реальностью, тире в последней строфе – символизирует переход из стояния бодрствования в состояние сна.

Данное лирическое произведение написано таким стихотворным размером как хорей, с использованием мужской рифмы и перекрестной рифмовки. Для создания чувственного и проникновенного поэтического образа автор использует следующие средства художественной выразительности как эпитеты (летний зной, невнятный шум, тихий сон), олицетворение (буря плачет, ходят волны ржи, вой вьюги, шепот ветра), метафоры (золотые колосья ржи, невнятный шум берез), инверсия и аллитерация.

Стихотворение Ивана Бунина «Помню — долгий зимний вечер», рисует для нас картины близкие и понятные каждому из нас, ведь воспоминания о маме, отчем доме и детских мечтах навсегда остаются в памяти каждого человека как самые дорогие и нужные, ведь они согревают наши души теплом и любовью к нашим близким, становятся нашим последним оплотом в борьбе против самых ненастных жизненных бурь.

3 вариант

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

Предложения интернет-магазинов

Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

Произведение “Настанет день, исчезну я” написано Буниным в первой половине XX века и относится к философской лирике. Представлено в виде размышления о жизни и смерти. В стихотворении проникнутом грустью и радостью одновременно поднимаются проблемы связанные с этими двумя формами существования.

Анализируя стихотворение “Настанет день, исчезну я” мысли автора можно понять по разному. С одной стороны главного героя постигает грусть о скорой кончине, а мир как-бы не заметив его исчезновения, останется по-прежнему прекрасным и героя печалит такой исход событий. По другому мнению можно заметить, что он наоборот радуется остающемуся после него миру.

Мотивом произведения становится непреодолимая скорбь, происходит круговое движение, жизнь – смерть. Это все, что касается внешнего мира. К внутренниму относится все то, что является переживанием героя. Он толи с сожалением, толи с радостью замечает, что после его смерти будет тоже небо смотреть в окно.

Лирический герой осознает, что рано или поздно смерть придет и к нему. Это своего рода фатализм, которого он придерживается. В конце произведения, после долгих рассуждений, он находит умиротворение и как бы смиряется с неизбежным приходом смерти.

В стихотворении приводятся образы: предметов интерьера, живых существ и вечных символов, благодаря которым выстраивается своеобразная параллель от повседневности к вечности.

Необычная метафора, в которой у неба возникает дно, направляет читателя в космическую сферу. Противопоставление я – бабочка, может восприниматься в форме уподобления. Важную роль выполняют эпитеты, в которых комната и простор становятся пустыми, как-бы намекая на полное одиночество каждого в этом мире.

Автор употребляет глаголы, смысл которых наводит мысли на проблемы поднимаемые героем ( порхать – существовать, шуршать – трудиться, трепетать – придаваться переживаниям).

В произведении автор применяет такие средства художественной выразительности, как инверсия в образе простора пустынного, такая последовательность слов даёт ощущение полного единения. Человек предстает один, сам за себя в этом огромном мире.

Анализ 2

Бунин в своем раннем поэтическом творчестве отдавал большее предпочтение пейзажной лирике, которая писалась в лучших традициях Афанасия Фета и Толстого. Когда проходит первая революция, то начинается новый формат стихотворений, который написаны в философской лирике, там начинаются отголоски Тютчева. Одной из важных частей пейзажа становятся следующие элементы, такие как погосты, многочисленные могилы и кладбища, которые символизируют не только его собственную смерть, но и то, что исчезают древние рода.

Произведение под названием «Настанет день – исчезну я…», которое было написано Буниным в 1917 году, относится именно к философскому восприятию окружающего мира. Он поднимает не только бытийный проблемы, но думает так же о смерти, о том, что каждому придется столкнуться с ее лицом. Бунин определяет произведение, как элегию. Он размышляет о том, что жизнь скоротечна и скоро закончиться. Поэт понимает, что смерть рано или поздно настигнет и его. Но он понимает, смерть не является последней станцией в его жизни.

При этом не стоит говорить, что Некрасов пишет только печальные и пессимистические произведения, которые наталкивают на мысли о смерти. Он просто пишет о справедливости, которая существует в мире, один человек рождается – другой умирает. Все в мире циклично и этот цикл никто не может остановить и прекратить движение в мире.

Таким образом, автор пишет, что после смерти возможно найти спокойствие и успокоение, перейдя в другой мир, где начинается совершенно другая жизни. Автор не может найти спокойствия в этом мире, его мучают постоянные терзания о том, что будет происходить дальше. Он не настроен пессимистично, он просто думает о том, как будут разворачиваться события после того, как смерть однажды его застанет и восстановит справедливость в большом мире.

Это стихотворение является одним из произведений целого цикла, который становится философским повествованием о том, что будет происходить после смерти, и когда она придет в жизнь автора.

Во всем Бунин старается заглянуть за грань жизни. Ему интересно узнать, что происходит по ту сторону, тайны смерти привлекают его, он старается узнать, что произойдет, когда он перейдет в другой мир. Он понимает, что там спрятаны сокровенные тайны бытия, которые не позволяют жить ему спокойно. Поэтому многие его произведения посвящены именно этой проблеме, он не может найти ответа, поэтому ищет его во всем.

Анализ стихотворения Настанет день исчезну я по плану

Настанет день исчезну я

Возможно вам будет интересно

Осип Эмильевич Мандельштам является истинным творцом и признанным гением в русской литературе. Его поэзия это вздох легкости и ритм переливающихся строк. Это произведение Петербургские строфы было написано в январе 1913 года

Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком

Стихотворение Бориса Пастернака «Весна» было написано в 1918 году, но мир увидел его всего лишь через пять лет. Настроение стихотворения повлияли нюансы биографии автора. Это не только жизненные трудности

В 1914 г у А. Ахметовой появилась новое произведение, и если рассматривать его с другими работами поэтессы, то это выглядит достаточно простым и непритязательным.

Анализ стихотворения «Настанет день – исчезну я…

Идея: Всё движется наконец, но что-то остаётся.

Как-нибудь – улетучусь я А в этой комнатушке пустопорожний Всё то же будет: стол, скамеечка Конечно характер старинный и простой. Кроме же будет запархивать Многоцветная медведица в шелку, Порхать, вертеться как белка в колесе и бояться В области лазоревому потолку. Кроме же будет неба дно Глядеть в обнаруженное окно, И море гладкой синевой Привлекать в простор малонаселенный свой. ВОСПРИЯТИЕ: Это стихотворение не возбраняется анализировать на худой конец с двух точек зрения: На первом месте я бы сказал, что лирический богатырь кручинится про то, что его оживленно далеко не станет, а мир будет всё да привлекающе – прекрасен. С другой стороны, конечно возможно на этом месте высказан кое-какой оптимизм в том, что смерть это совсем не конец, не катастрофа, (а) также что пусть человек и исчезнет, но опять же – исключительно он, а много распрекрасных пророческой и весь Мир будет существовать, одинаковый непреходящий и неизменный. На втором месте сам – на лицо навязывается и третий вариант: – стихотворение есть замысловатый синтез грусти и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, в случае если хотите. Теперь же испытаем сориентироваться в течение во всех отношениях по-подробнее. Убежденно – Живописный УРОВЕНЬ: 1. Идея: Всё движется наконец, но что-то остаётся. Эмоция: Горесть и надежда. 2. Манеры и мотивы: Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона) Бабочка, море, небо, простор. Мотив: Резон грусти – коловорот жизни и погибели (Буддистский мотив) Не живая, бессодержательная светлица со стулом и т. п. и будет запархивать медведица – жизненное существо; та же как залетает сейчас. Т Предметный состав: период светлица я неба дно стол медведица потоке скамеечка простор характер (икона) предел расстояние Какие удалились категории слов: Первый столбик – представление природы. На этом месте исключительно устремляется в взгляды сочетание слов «неба дно» – такая метафора еще раз раз дающая понять, что всё конечно. ( в области последней границе она создаёт экий намёк ) И выступление Потоке как противоположность, антитеза, противопоставление: НЕБО – Потоке – две стихии небось той же породы и в именно это время безотносительно небо и земля имеет ли резон говорить, что море также иметь в распоряжении дно… впоследствии спустя существительных потоке и небо пусть будет так ещё такое имя существительное в качестве кого ПРОСТОР – очередное соединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях. И опять же на данном противопоставлении, небо – море, бессознательно завязывается уже знакомая организация Жизнедеятельность – Погибель – лейтмотив в (итоге стихотворения. Второй столбик – самый большой, – через внешнего вида пишущий эти строки переходим к внутреннему убранству ( в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, технократической обстановке. Это совершенно обыкновенные вещи: Комната, стол, скамья, икона, предел и… Расстояние – необыкновенная связка, последовательность – возникающая с корпоративного – светлица – и переходящая мало-помалу посредством некоторые люди объекты внутреннего убранства к окошку – посредством тот или другой мы и выносимся в данный простор о коем рассказывался выше, – простор множества и неба. (а) также в конце концов 3-ий столбик – самый маленький, заключающийся в (итоге из двух слов, но самый, на мой взгляд, увлекательный и ёмкий. Эти два сотрясение воздуха – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА». В (итоге два не мертвых созданья посредине натуры неживой. И снова прибывает для ум идея восстановления – реинкарнации. Это сравнение невидимое в тексте Я – Медведица так или другим образом наличествует в стихотворении бесконечно наглядно устанавливая его генеральную мысль. (Кстати, таковое сопоставление нередко сталкивается в трудах одного из основателей Даосизма). 2. Чувственная, экспансивная расцветка образного круга произведения: Бессодержательная (комната) Старинный и беспритязательный (образ) Небесный (потолок) Малонаселенный (простор) Все прилагательные тематически препровождают на лицо действительны одно к тому же только же. Бессодержательная светлица – рассказывает про то, что человек уже исчез => лёгкая грусть. Характер старинный и простой – бесхитростные движимости – медведица и иконка имеются дольше, – Первая неограниченно возрождаясь, вторая элементарно вследствие своей машинной характерные черты и неприкосновенности (это я об иконе). Небесный предел под которым порхает медведица – биссектриса аналогичность с колером неба – такой мир в мире, зароненная в течение вселенной, собственное небо, буквальный врождённый мир. Впоследствии «ровная синева» – на сей раз Моря. Гладкая – следовательно в безветренную погоду. От этой картины этак и веет покоем и умиротворённостью. И вновь, не побоюсь повториться, завязывается данная проблема – покоя т. е смерти, и умиротворённости т. е надежды и возрождения. (а) также в конце концов «пустынный простор» – еще раз одна проблема предоставленного стихотворения – проблема одиночества. Не без причины в стихотворении этак видимо-невидимо уделено места изображению внутреннего убранства и повседневный обстановки, а живых созданий в (итоге два, к тому же то соединённых с одной сторонки в течение неразделенно – Я БАБОЧКА – а с другой разбитых т. к исчезну я … а всё именно это будет, рано или поздно поэтический богатырь исчезнет. 3. Воздействия и состояния в образном обществе произведения: Как-нибудь – улетучусь я (противопоставление) сначала засылка к лейтмотиву стихотворения. Бояться – переживать, чувствовать любовь к кому страдать. Вертеться как белка в колесе – работать, упражняться нежели – либо, писать, напоследок – концов! Или, в образе бабочки препровождена бесконечная вереница срока жизни, произведение на свет свежеиспеченных людей тот или другой будут жить, и работать после. Это что дотрагивается наружного круга поэтичного героя. Затем подобает проход к внутреннему.

Анализ стихотворения «Настанет день – исчезну я…

Читайте также:  Господин из Сан-Франциско - краткое содержание рассказа Бунина
Ссылка на основную публикацию