Анализ стихотворения Призраки Бунина

Анализ стихотворения Бунина Призраки

Анализ стихотворения Бунина «Призраки»

Анализ стихотворения Бунина «Призраки»

Тема жизни после смерти характерна для творчества многих поэтов, и Иван Бунин в этом отношении не является исключением. Обратиться к ней в стихах автора заставила личная трагедия — смерть ребенка, рожденного в браке с Анной Цакни. Поэт убежден, что люди, покидающие этот мир, не исчезают, они просто переходят в другое измерение и при этом, оставаясь невидимыми, постоянно находятся в мире живых с теми, кого любят.

«Нет, мертвые не умерли для нас!», — убеждает читателя автор и приводит в качестве аргумента шотландское поверье. Согласно легенде, «тени их, незримые для глаз, в полночный час к нам ходят на свиданье», и Бунину хочется искренне верить в то, что так происходит на самом деле. И в этом есть определенный резон, потому что таинственный мир мертвых полон романтики и притягивает к себе те, кто еще не переступил запретную грань. Автор, представляя в воображении соседство обычных людей с призраками, окрашивает подобное сосуществование в радужные тона. Ему кажется, что люди. Ушедшие из жизни, не только поддерживают живых, но и заставляют их острее чувствовать то, что происходит вокруг. Общение на нематериальном уровне представляется поэту чем-то вполне естественным и настолько увлекательным, что он готов верить в призраков безоговорочно.

Вопрос о том, почему живые люди не могут чувствовать рядом с собой присутствия иной субстанции, которую часто именуют душой, также волнуют поэта. Он находит этому явлению весьма простое и убедительное объяснение, отмечая, что «мы сказками предания зовем, мы глухи днем, мы дня не понимаем». Но когда на землю опускаются сумерки и мир преображается, таинственные тени, ассоциирующиеся у людей с призраками, неизменно входят в нашу жизнь и заставляют верить в то, что в каждой сказке есть доля правды. И тут же автор опровергает сам себя, заявляя: «Мы в призраков не верим».

Действительно, в повседневной суете мало кто из обычных людей обращает внимание на мелочи, которые могут указывать на то, что два мира пересеклись. Но при этом Бунин убежден, что те чувства, которые испытывают живые люди, и есть следствие их общения на духовном уровне с тем, кто покинул этот мир. «И нас томит любовь, томит тоска разлуки», — подчеркивает автор. Он уверен в том, что каждый человек, став более чутким и возвышенным, сможет без труда пройтись по хрупкому и невидимому мостику, который связывает параллельные миры. «Я им внимал, я слышал их не раз, те грустные и сладостные звуки», — признается поэт, намекая на то, что в его душе есть место для тех, кто ушел из жизни.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Призраки»

Стихотворение « Призраки» написано в 1905 году. Поводом для его написания стала смерть ребенка Бунина и его супруги Анны Цакни. Ребенок умер в пятилетнем возрасте. Это стало поворотным моментом в жизни и творчестве автора. Распался его брак, пропал смысл жизни.

Трагические переживания вызвали депрессивное настроение и размышления. Бунин много размышлял на тему жизни после смерти. Ему хотелось верить, что близкие и любимые не оставляют нас, а всегда рядом. Результатом этих раздумий стало много стихотворений, в том числе и стихотворение «Призраки».

Главная тема произведения — жизнь после смерти. Эта философская тема волновала поэтов и мыслителей на протяжении многих веков. Кто-то выражал сомнение в существовании потусторонней жизни. Кто-то искренне верил в это. Бунин относился ко вторым. Тема человеческой жизни и смерти волновала автора, поэтому и тема смерти была близка автору. Эти темы были одними из основных в его творчестве. Он верил, что призраки существуют, что они всегда рядом с нами, только невидимы. « Нет, мертвые не умерли для нас!» — в этой фразе заключается позиция автора.

Для аргументации своей точки зрения, Бунин оформляет повествование в сюжет древней шотландской легенды. Это придает повествованию, мистики, загадочности, музыкальности и романтичности. Появляются необычные образы: арфы, струны, сладостные звуки. Красивая легенда повествует, что призраки приходят по ночам, они оберегают живых, поддерживают. Они общаются с живыми на каком-то особенном уровне, с помощью звуков. Но люди, порой, лишены возможности видеть призраков, верить в них. И автор объясняет это тем, что живые сами отрицают существование жизни после смерти. (Мы в призраков не верим).

Композиция произведения стройная, кольцевая, состоит из четырех строф. Первая и последняя строфы — размышления автора, где он говорит о том, что верит в призраков. Вторая и третья строфы — это пересказ древней шотландской легенды. Для создания ритмического рисунка, автор использует перекрестную полную рифму. Стихотворный размер этого произведения – пятистопный ямб.

Автор не настаивает на своей точке зрения, он не заставляет всех верить в то, что души умерших людей никуда не исчезают, а продолжают быть рядом с родными. Он лишь говорит о том, что ему самому хочется в это верить, что ему так проще пережить боль утраты (Я им внимал, я слышал их не раз).

Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,

Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.

Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.

Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки.
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки!

«Призраки» И.Бунин

Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,

Что пыльных арф, висящих на стенах,

Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.

Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.

Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки…
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки!

Анализ стихотворения Бунина «Призраки»

Тема жизни после смерти характерна для творчества многих поэтов, и Иван Бунин в этом отношении не является исключением. Обратиться к ней в стихах автора заставила личная трагедия — смерть ребенка, рожденного в браке с Анной Цакни. Поэт убежден, что люди, покидающие этот мир, не исчезают, они просто переходят в другое измерение и при этом, оставаясь невидимыми, постоянно находятся в мире живых с теми, кого любят.

«Нет, мертвые не умерли для нас!», — убеждает читателя автор и приводит в качестве аргумента шотландское поверье. Согласно легенде, «тени их, незримые для глаз, в полночный час к нам ходят на свиданье», и Бунину хочется искренне верить в то, что так происходит на самом деле. И в этом есть определенный резон, потому что таинственный мир мертвых полон романтики и притягивает к себе те, кто еще не переступил запретную грань. Автор, представляя в воображении соседство обычных людей с призраками, окрашивает подобное сосуществование в радужные тона. Ему кажется, что люди. Ушедшие из жизни, не только поддерживают живых, но и заставляют их острее чувствовать то, что происходит вокруг. Общение на нематериальном уровне представляется поэту чем-то вполне естественным и настолько увлекательным, что он готов верить в призраков безоговорочно.

Вопрос о том, почему живые люди не могут чувствовать рядом с собой присутствия иной субстанции, которую часто именуют душой, также волнуют поэта. Он находит этому явлению весьма простое и убедительное объяснение, отмечая, что «мы сказками предания зовем, мы глухи днем, мы дня не понимаем». Но когда на землю опускаются сумерки и мир преображается, таинственные тени, ассоциирующиеся у людей с призраками, неизменно входят в нашу жизнь и заставляют верить в то, что в каждой сказке есть доля правды. И тут же автор опровергает сам себя, заявляя: «Мы в призраков не верим». Действительно, в повседневной суете мало кто из обычных людей обращает внимание на мелочи, которые могут указывать на то, что два мира пересеклись. Но при этом Бунин убежден, что те чувства, которые испытывают живые люди, и есть следствие их общения на духовном уровне с тем, кто покинул этот мир. «И нас томит любовь, томит тоска разлуки», — подчеркивает автор. Он уверен в том, что каждый человек, став более чутким и возвышенным, сможет без труда пройтись по хрупкому и невидимому мостику, который связывает параллельные миры. «Я им внимал, я слышал их не раз, те грустные и сладостные звуки», — признается поэт, намекая на то, что в его душе есть место для тех, кто ушел из жизни.

“призраки” анализ стихотворения и.бунина

Nikitos Мыслитель (9865) 6 лет назад

В стихотворении «Призраки» Бунин демонстративно заявляет: «Нет, мертвые не умерли для нас!».
Зоркость к призракам для поэта равнозначна преданности ушедшим. Но это же стих-е свидетельствует о чуткости Бунина к новейшим явлениям русской поэзии, об интересе его к поэтич. интерпретации мифа, к передаче иррационального, подсознательного, грустно-музыкального. Отсюда – образы призраков, арф, дремлющих звуков, родственная Бальмонту напевность. Судите сами:

Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,

Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.

Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.

Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки.
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки!

Послушайте стихотворение аБунина Призраки

Анализ стихотворения Бунина «Призраки»

Тема жизни после смерти характерна для творчества многих поэтов, и Иван Бунин в этом отношении не является исключением. Обратиться к ней в стихах автора заставила личная трагедия — смерть ребенка, рожденного в браке с Анной Цакни. Поэт убежден, что люди, покидающие этот мир, не исчезают, они просто переходят в другое измерение и при этом, оставаясь невидимыми, постоянно находятся в мире живых с теми, кого любят.

«Нет, мертвые не умерли для нас!», — убеждает читателя автор и приводит в качестве аргумента шотландское поверье. Согласно

Автор, представляя в воображении соседство обычных людей с призраками, окрашивает подобное сосуществование в радужные тона. Ему кажется, что люди. Ушедшие из жизни, не только поддерживают живых, но и заставляют их острее чувствовать то, что происходит вокруг.

Общение на нематериальном уровне представляется поэту

Вопрос о том, почему живые люди не могут чувствовать рядом с собой присутствия иной субстанции, которую часто именуют душой, также волнуют поэта. Он находит этому явлению весьма простое и убедительное объяснение, отмечая, что «мы сказками предания зовем, мы глухи днем, мы дня не понимаем». Но когда на землю опускаются сумерки и мир преображается, таинственные тени, ассоциирующиеся у людей с призраками, неизменно входят в нашу жизнь и заставляют верить в то, что в каждой сказке есть доля правды.

И тут же автор опровергает сам себя, заявляя: «Мы в призраков не верим». Действительно, в повседневной суете мало кто из обычных людей обращает внимание на мелочи, которые могут указывать на то, что два мира пересеклись. Но при этом Бунин убежден, что те чувства, которые испытывают живые люди, и есть следствие их общения на духовном уровне с тем, кто покинул этот мир. «И нас томит любовь, томит тоска разлуки», — подчеркивает автор.

Он уверен в том, что каждый человек, став более чутким и возвышенным, сможет без труда пройтись по хрупкому и невидимому мостику, который связывает параллельные миры. «Я им внимал, я слышал их не раз, те грустные и сладостные звуки», — признается поэт, намекая на то, что в его душе есть место для тех, кто ушел из жизни.

Дайджест:

Анализ стихотворения Бунина «Слово» Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений. .

Анализ стихотворения Бунина «Смерть» Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать их в своих произведениях. Как. .

Читайте также:  Анализ стихотворения И цветы, и шмели Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Иван Бунин — один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Анализ стихотворения Бунина «Не устану восхвалять вас, звезды!» Бунин-поэт — это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано смой природой. В лирических. .

Анализ стихотворения Бунина «Песня» Автор, признававший ценность поэтической традиции, часто обращался к песенному жанру: нередким элементом, вошедшим в название стихотворений разных лет, становится слово «песня». Фольклорные истоки тематики и стиля, яркое музыкальное начало, исповедальные. .

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь» Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить. .

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня» Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со. .

Анализ стихотворения Бунина «Полдень» В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья. .

Анализ стихотворения Бунина «Айя-София» Айя-Софья — одно из названий знаменитого Софийского собора, символа расцвета Византии. Изначально он выступал в роли православного патриаршего собора, затем стал мечетью. В настоящее время — музей, расположенный в историческом. .

Анализ стихотворения Бунина «Родник» Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан» Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, — первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения Бунина «Сириус» В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая. .

Анализ стихотворения Бунина «Мать» Тема матери, возникшая на этапе зарождения художественного слова, в русской традиции ассоциируется не только с реалиями быта. Она существует в возвышенной версии, связанной с образом Богородицы-заступницы, и национальном варианте, отождествляясь. .

Анализ стихотворения Бунина «Кошка» Заброшенный «обветшалый» дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа. Кошка. .

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Анализ стихотворения Бунина «Счастлив я, когда ты голубые…» Тема любви в бунинской трактовке сопряжена с печалью. Поэтизируя прекрасное чувство, приближающее человека к совершенству, автор с сожалением констатирует: любовь не приносит долгого счастья. Расставание влюбленных почти неизбежно, оно сулит. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Бунина «Горный лес» Точность — неизменное качество поэтики Бунина, поэтому художественное пространство его текстов наполнено конкретными географическими ориентирами — топонимами. Прообразом горного леса является гора Ликей, или Волчья, которая находится в центре греческого. .

Анализ стихотворения Бунина «Настанет день — исчезну я…» Раннее поэтическое творчество Бунина отмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает философские стихотворения, в которых явно. .

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто. .

Анализ стихотворения Бунина «Мороз» В произведении, написанном летом 1903 г., изображен погожий зимний вечер. Спящая природа, обилие инея и блеска, серебристые и голубые оттенки — это доминанты морозного бунинского пейзажа. Над «хрустальным царством лесным». .

Анализ стихотворения Бунина «Детство» До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем. .

Анализ стихотворения Бунина «Христос воскрес! Опять с зарею…» Композиционное решение, в котором весеннее обновление природы рассматривается в контексте православного праздника, реализовали предшественники Бунина — Майков и Плещеев. В десятых годах XX в. похожие мотивы возникают в стихотворениях Есенина. .

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер» Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были. .

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил. .

Анализ стихотворения Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» Природа занимает особенное место в творчестве Бунина, причем как в прозе, так и в поэзии. Функции пейзажа разнятся. Он может выступать в роли эмоционального фона произведения, выражать чувства героя, служить. .

Анализ стихотворения: Учись у них — у дуба, у бере­зы А. Фет — стихотворение «Учись у них — у дуба, у бере­зы…». В своем стихотворении А. Фет использует символический пейзаж. Зима символизирует лютый холод в сердце лиричес­кого героя. Весна же. .

Анализ стихотворения Две строчки Стихотворение написано в 1943 году. Твардовский касается темы исторической памяти. Произведение навеяно фактом корреспондентской биографии поэта: строки из записной книжки напомнили ему о бойце, которого в войне с Финляндией, он. .

Анализ «Окаянные дни» Бунина И. А «Окаянные дни» . По выражению Чехова, произведения Бунина по смысловой «плотности» напоминают «сгущенный бульон». Это особенно чувст вуе тся в дневниковых записях 1918-1919 годов, которые были озаглавлены «Окаянные дни» и. .

Краткий анализ творчества Бунина Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе. .

Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры» 1) Особенности жанра. Произведение И. А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа. 2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший. .

Анализ рассказа «Легкое дыхание» Бунина И. А «Легкое дыхание» . Рассказ необычен по форме: он состоит из отдельных фрагментов. Начинается и завершается он сценами на кладбище: «Над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый. .

Бунин призраки анализ. Анализ стихотворения бунина призраки. Анализ стихотворения Ивана Бунина «Призраки»

Фёдор Павлович Карамазов в молодости был бедным помещиком, которому удалось выгодно жениться. Он сразу же забрал все деньги жены, а также пытался отобрать её деревню. В итоге жена сбежала от него, оставив сына Дмитрия, о котором Карамазов сразу же забыл. Спустя несколько лет Фёдор Павлович женился повторно на молодой девушке, которую тоже не любил. Вторая жена умерла, оставив ему двух сыновей – Ивана и Алексея. В их воспитании Карамазов также не принял участия.

К тому времени, как старшему сыну исполнилось двадцать восемь лет, Карамазов уже стал достаточно богатым помещиком. Однако он не хочет отдавать Дмитрию наследство его умершей матери, из-за чего между отцом и сыном возникает конфликт. Одновременно с этим оба влюблены в одну и ту же девушку – Грушеньку, что усиливает соперничество. В итоге Фёдора Карамазова находят с проломленной головой, и всё указывает на то, что это Дмитрий убил отца.

Первая жена

Первая жена Фёдора Карамазова – Аделаида Ивановна – была «дама горячая, смелая, смуглая» . По мнению филолога Дмитрия Сергеевича Лихачёва , подобное сочетание разнохарактерных эпитетов «стимулирует читательские размышления». Лихачёв отметил, что внешний признак «смуглая» часто соответствует горячим и темпераментным людям, возможно, из-за ассоциации с южным темпераментом. У Достоевского и сам Карамазов некоторое время жил на юге, что по мнению Лихачёва, тоже неслучайно .

Внешность

Кэнноскэ Накамура считает, что описание Фёдора Карамазова, «неуловимых и тонких изменений настроений и эмоций», удалось Достоевскому лучше прочих персонажей романа . «Физиономия его представляла к тому времени что-то резко свидетельствовавшее о характеристике и сущности всей прожитой им жизни» . Лицо у Карамазова было «маленьким, но жирненьким», с множеством глубоких морщинок и острым подбородком. Под маленькими, «вечно наглыми, подозрительными и насмешливыми» глазами образовались «длинные и мясистые мешочки». Длинный рот с пухлыми губами и маленькими обломками чёрных зубов выглядел плотоядно. Нос был «не очень большой, но очень тонкий, с сильно выдающеюся горбиной». Кроме того, под подбородком выделялся большой, мясистый и продолговатый кадык. Всё это придавало Карамазову «какой-то отвратительно сладострастный вид» . Тем не менее, несмотря на шутки по поводу собственного лица, Фёдор Павлович, «кажется, оставался им доволен» , отмечая, что благодаря носу и кадыку его лицо – «настоящая физиономия римского патриция времен упадка» .

Тема нравственного и эстетического безобразия персонажа выражается в описании Дмитрия Карамазова: «… мне не нравилась его наружность, что-то бесчестное, похвальба и попирание всякой святыни, насмешка и безверие, гадко, гадко» .

Характеристика

Внутренний мир Фёдора Павловича раскрыт многосторонне, начиная с начальных сцен. «Не злой Вы человек, а исковерканный», – говорит Алёша, выражая мысль Достоевского, что видимое зло не всегда является показателем полной гибели личности. Однако, в целом, персонаж выступает как воплощение принципа распада, являясь источником того «взрыва», которым движется трагедия в романе .

Исследователь русской литературы и культуры Кэнноскэ Накамура, многие годы занимавшийся изучением творчества Фёдора Михайловича Достоевского , охарактеризовал Фёдора Карамазова, как «человека сластолюбивого, хитрого и испорченного» . Образ Фёдора Карамазова лишён какого-либо целенаправленного поведения, ввиду отсутствия как веры, так и идеалов. Он не боится показаться глупым, а отсутствие морали делает его неразборчивым в средствах обеспечения своего финансового положения . У Карамазова нет рефлексии из-за неразличения добра и зла, правды и лжи. По мнению критика, весь персонаж состоит только из «внешней стороны», за которой нет никакой оборотной. Также ему незнакомы чувства стыда и ответственности, высмеиваемые им в других людях . Все люди для него чужие, даже дети, и Карамазов не сожалеет о собственном жестокосердии .

Читайте также:  Анализ стихотворения Мы рядом шли, но на меня Бунина

В то же время, Фёдор Павлович в достаточной мере обладает хитростью и эгоизмом, чтобы обеспечить себя «обожаемыми» им деньгами и женщинами. Он всегда «говорит то, что нужно говорить в данный момент» . «Отвратительная проницательность» Карамазова позволяет ему точно знать чувства окружающих людей и верно их оценивать . У него нет какого-либо комплекса превосходства, поэтому ему чужды зависть и враждебность. Для достижения своих целей он бы не пошёл на убийство . Кэнноскэ Накамура также отметил, что Фёдор Карамазов представляет собой практического человека. Он активно участвует в окружающей его жизни с целью удовлетворения собственных желаний .

Тем не менее, Накамура считает, что даже такой человек, для которого «нет ничего святого», у Достоевского может влюбиться, причём его страсть в силу возраста выглядит подлинной. Людские пересуды и вынужденное соперничество с собственным сыном не мешают ему всеми силами добиваться любви Грушеньки . Несмотря на способность тонко оценивать людей, Фёдор Карамазов не может понять, что «они с Дмитрием – совершенно разные люди» . Он опасается Дмитрия. В то же время, по мнению Накамура, оба персонажа ощущают похожесть, объясняющуюся «почвенной силой», заключенной в них . Обоим не требуются логические соображения для понимания, что такое «женщина» .

По мнению критика, персонаж, подобный Фёдору Карамазову, не должен ничего бояться, однако, исследователь отмечает, что тот «всё-таки тайно боится смерти». В частности, больше всего боится смерти от своего сына Дмитрия. Этот страх заметен в сцене из главы «За коньячком», где Фёдор Павлович выпытывает у Ивана, существует ли бессмертие . Этот вопрос в значительной степени волновал как самого Достоевского, так и религиозно-мистических русских людей конца девятнадцатого века. Высказанный таким «отъявленным реалистом», как Фёдор Карамазов, этот вопрос приобретает дополнительную убедительность, «заставляя читателя сопереживать» .

Вынесение приговора

По мнению американского слависта и президента Северо-Американского общества Достоевского Роберта Джексона, в судьбе Фёдора Карамазова центральное место занимают главы «За коньячком» и «Сладострастники», в первой из которых выражается тема преступления, а во второй – наказания . Своими поступками Фёдор Карамазов сам творит свою судьбу, неуклонно двигаясь к наказанию. В какой-то момент он преступает все границы, что очень точно подмечает Достоевский, несмотря на то, что это весьма «трудноуловимый диалектический момент в судьбе человека» . Джексон отмечает, что нравственное безобразие персонажа отражено в его непрекращающемся пьянстве. Тема профанации Фёдора Павловича особенно сильно проявляется в монастыре, продолжаясь в главе «Скандал», где он «… уж сдержать себя не мог и полетел как с горы» .

По мнению Джексона, Фёдор Павлович окончательно «раскрывает себя» в главе «За коньячком» . Как всегда, персонаж не может остановиться и «марает всё, к чему ни прикасается»: русских крестьян, Россию, женщин. Таким образом, постепенно нарастает напряжение в главе . Джексон отмечает ключевой вопрос: «есть бог или нет», от которого зависит судьба персонажа. В этом вопросе Фёдор Павлович пытается понять, имеет ли мироздание смысл и нравственные законы, или всё позволено. И именно отрицательный ответ Ивана Карамазова, по мнению Джексона, «оказывается роковым» для Фёдора Павловича . После этого персонаж продолжает осквернять понятие женщины, воплощение святости для Достоевского, добравшись и до богородицы. По мнению Джексона, эта речь стала кульминационным моментом его надругательства над духовными идеалами и ценностями . Произнесённая в присутствии Ивана, она направила его нравственно-философские споры «в роковое русло», поднимая «волну нигилизма» в его душе из-за отвращения к Фёдору Павловичу и побуждая остаться сторонним наблюдателем в его конфликте с Дмитрием .

В конце разговора Фёдора Павловича с Иваном и Алёшей, по мнению Джексона, особенно ярко проявляется «основной характер зла» Ивана: бездействие и нежелание быть посредником в конфликте Фёдора Павловича и Дмитрия. Иван изначально молчаливо наблюдал шутовство Фёдора Павловича, не вмешивался в зарождавшийся конфликт. Для Достоевского подобное молчание означает атрофию духа . Джексон отмечает, что Фёдор Павлович погибает, в частности, потому что «по представлению Ивана, воплощает в себе отрицание всего того, что Иван считает священным» . Основной же причиной послужило нарушение «священных, человеческих, нравственных и духовных норм» .

Прототип

Отец Достоевского – Михаил Андреевич

В отличие от прочих персонажей романа, сведений о прототипе Фёдора Карамазова достаточно мало . По мнению литературоведа и критика Аркадия Долинина , судя по отдельным чертам, его прототипом мог быть сотрудник журналов «Время » и «Эпоха » Пётр Горский . По мнению Любови Достоевской , дочери писателя, некоторые общие черты совпадают с отцом самого Достоевского, в размышлениях о котором и создавался тип Фёдора Карамазова .

По мнению филолога Моисея Альтмана, можно определить полный прототип Фёдора Карамазова, которым является Дмитрий Николаевич Философов, свёкор общественного деятеля и одной из лидеров женского движения в России в 1860-80-х годах Анны Философовой . Анна Павловна активно участвовала в его жизни и в то же время дружила с Достоевским, откуда последний был полностью осведомлён в характерных деталях и подробностях о Дмитрии Философове . Для обоих, персонажа и его прототипа, характерно вольнодумство и сладострастие. Философов также был дважды женат, и обе жены умерли раньше него. Как и у Карамазова, первая была красавицей, а вторая робким существом, которое «всё стерпит и смолчит» . У Философова было три сына, младший из которых по характеру и взаимоотношениям с отцом напоминает Алексея Карамазова. Старшего Николая Философов лишает наследства под предлогом, что уже выдал ему достаточно денег, что схоже с историей Дмитрия Карамазова . Отношения между ними также были обострены, вплоть до угроз убийства друг друга, аналогичных угрозам Дмитрия и Фёдора Павловича Карамазовых .

Исследователь Кэнноскэ Накамура, проводя параллели с более ранними произведениями писателя, отметил сходство Фёдора Карамазова с Осипом Ползунковым, главным героем рассказа «Ползунков », и чиновником Лебедевым из романа «Идиот ». Все перечисленные персонажи обладают достаточно острым умом и в «глубине души смеются над людьми», в то же время внешне представляют собой глуповатых, заискивающих людей. Накамура подчеркнул, что среди перечисленных персонажей Карамазов лидирует по «хитрости, расчетливости, подозрительности, отвратительности и омерзительности» . Исследователь также проводит аналогию с Валковским, персонажем более раннего романа Достоевского «Униженные и оскорбленные », который озвучивает близкую Карамазову позицию: «Всё для меня, и весь мир для меня создан. Послушайте, мой друг, я ещё верую в то, что на свете можно хорошо пожить. А это самая лучшая вера…» // Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Г. М. Фридлендера. – Ленинград: Наука, 1978. – Т. 3. – С. 173-183. – 296 с. – 27 200 экз.

  • Достоевская, Л. Ф. Достоевский в изображении его дочери Л. Достоевской. – Москва: Государственное издательство, 1922. – С. 17-18. – 106 с.
  • Лихачёв, Д. С. «Небрежение словом» у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Г. М. Фридлендера. – Ленинград: Наука, 1976. – Т. 2. – С. 30-41. – 332 с. – 15 000 экз.
  • Накамура, К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. – Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. – 400 с. – ISBN 978-5-89332-178-4 .
  • Тыркова, А.В. Анна Павловна Философова и ее время. – Санкт-Петербург: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. – Т. 1. – 488 с.

    Анализ стихотворения Бунина Вечер

    Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

    Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

    Он погружен в размышления о счастье. В первых строчках герой размышляет о поисках счастья в глобальном смысле, при этом он говорит о том, что счастье заключено в красоте окружающего мира. Однако увидеть эту красоту может далеко не каждый. Погруженные в проблемы, люди не наблюдают за окружающим миром, отчего счастье им кажется мимолетным и недостижимым. Но автор никого в этом не упрекает, отмечая, что из-за работы, он не всегда может насладиться окружающей природой. Это подчеркивается при помощи противопоставления «О счастье всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

    В последней строфе герой приходит к осознанию, что счастье скрыто в душе каждого из нас, и, чтобы найти его, не надо суетливо скитаться по миру. Достаточно лишь заглянуть в себя. Каждый прожитый момент является даром свыше, поэтому нужно просто наслаждаться жизнью.

    Стихотворение включает в себя четыре строфы. Интересным является то, что первые строфы – четверостишья, а последние состоят лишь из трех строк. Автор использует пятистопный ямб с пиррихием и перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм, характерную для большинства его стихов.

    Несмотря на простоту речи, стихотворение наполнено множеством выразительных средств. Это эпитеты («бездонное небо», «усталый взгляд»,), метафоры («воздух, льющийся в окно»), сравнения. Беспокойность мыслей лирического героя подчеркивается чередованием инверсий с прямым порядком слов. С этой же целью автор задействует как длинные, так и короткие строки.

    Иван Бунин — Вечер: Стих

    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно —
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.

    В бездонном небе легким белым краем
    Встает, сияет облако. Давно
    Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
    А счастье только знающим дано.

    Окно открыто. Пискнула и села
    На подоконник птичка. И от книг
    Усталый взгляд я отвожу на миг.

    День вечереет, небо опустело.
    Гул молотилки слышен на гумне…
    Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

    Анализ стихотворения Бунина Вечер 2 вариант

    Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.
    В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.
    Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.
    Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

    Может быть, оно —
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.

    Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

    Мы мало видим, знаем,
    А счастье только знающим дано.

    Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
    Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

    День вечереет, небо опустело.
    Гул молотилки слышен на гумне…

    Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
    Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
    Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
    Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).
    Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.
    Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем — окно).
    «Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
    Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
    Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

    Читайте также:  Анализ стихотворения Бунина Родина 7 класс

    Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»

    Анализ философского смысла стихотворения

    По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

    Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

    Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь». Эти фразы отсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре.

    Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.
    «Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19).
    «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5).
    Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

    Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

    Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

    Техническая характеристика стихотворения

    Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.

    Произведение имеет две строфы. Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То есть рифма идёт через одну строку.

    Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов», которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредством чередования пятистопного и трёхстопного ямба. Понятие «ямб» говорит о падении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.

    В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская». Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А в каждой чётной строке рифма здесь — «мужская». То есть ударение идёт на последний слог.

    И. Бунин “Одиночество”: анализ стихотворения по плану

    За свою жизнь И. А. Бунин создал немало достойных произведений. Во многих стихах поэт обращался к теме любви и одиночества, описывал грустное расставание. Именно эти вопросы вызывали у поэта особый интерес, и одним из примеров подобного стихотворения и является «Одиночество», которое увидело свет в 1904 году. Без каких-либо возвышенных или громких фраз поэт смог написать произведение, передающее самые тонкие оттенки палитры человеческих переживаний.

    Первая сцена

    Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» стоит начать с описания того пейзажа, который открывается читателю уже с первых строк поэтического произведения. Мы видим довольно мрачную картину, для усиления которой поэт использует прием многосоюзия (“И ветер, и дождик…”). Данный метод позволяет читателю еще больше усилить ощущение одиночества, окунуться в его мрачную атмосферу.

    Художественные средства

    Уже с первых строк можно понять, что чувствует автор стихотворения. Это ощущение тягостности. Однако его главный герой все-таки надеется, что сможет еще быть счастливым, что выражается в повторяющейся фразе «до весны». Но все равно даже это «до весны» является для рассказчика тягостным. При анализе стихотворения «Одиночество» Бунина и средств выразительности, используемых поэтом, можно упомянуть и выражение «жизнь до весны умерла». Здесь также используется прием оксюморона – одновременного использования двух противоположных по смыслу слов.

    Для создания печальной атмосферы Бунин пользуется и таким литературным приемом, как метафора. Например, в таких фразах, как «над холодной пустыней воды», «мне темно». «Пустыня» и «темнота» для поэта не выступают в традиционном своем смысле, а являются определениями его внутреннего состояния. В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо подчеркнуть, что главный герой видит свое существование полностью безрадостным. Осознание того, что он еще вчера был счастлив, а сегодня его жизнь наполнена тоской, гнетет поэта. Его внутренний мир хоть и наполнен тоской, все же неоднозначен. Детали читатель «реконструирует» в процессе прочтения стихотворения.

    Посвящение

    В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо упомянуть и тот факт, что его главный герой – это мастер, человек искусства. Он не знает остановки в своем творчестве. Изначально поэт посвящал это стихотворение своему другу, художнику П. Нилусу (именно поэтому в произведении есть упоминание о «мольберте», за которым «темно»). Возможно, художник в своей жизни переживал нечто, подобное описанному в стихотворении, что было известно самому Бунину. Анализ некоторых строк свидетельствует о том, что лирический герой произведения – это творческий, покинутый человек. Несмотря на то, что стихотворение Бунин посвятил своему другу, в произведении он передал и свои собственные чувства.

    Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану

    Как и в работе над анализом любого другого произведения, школьник в своей работе должен придерживаться плана. В случае с подготовкой домашнего задания по стихотворению «Одиночество» он будет таким:

    1. Автор и заголовок стихотворения.
    2. История его создания. Можно упомянуть о том, что оно было впервые напечатано в 1904 году и посвящено другу поэта.
    3. О чем стихотворение. Поэт рассказывает об одиночестве после расставания. Любовь для поэта – всего лишь мимолетное счастье.
    4. Лирический герой – в данном случае одинокий художник. Он переживает свою боль без высоких фраз, его печаль скорее иронична.
    5. Художественные средства. Бунин использовал оксюморон, метафору, олицетворение, многосоюзие.
    6. Ритм стиха – трехстопный анапест.
    7. Личное мнение школьника.

    Тема расставания в стихотворении

    Если необходимо сделать анализ стихотворения Бунина «Одиночество» кратко, то можно ограничиться характеристикой главного персонажа, художественными средствами, используемыми поэтом, и основной идеей произведения. Главный герой стихотворения – это художник. Как известно, образ живописца в литературе всегда связан с неким страданием, невозможностью воплотить свои мечты в реальность. Душевные метания художника устремлены к тому, чего в действительности уже нет. Главный герой с болью в душе размышляет о расставании с женщиной.

    Терзания лирического героя

    С помощью разума он пытается преодолеть обрушившуюся на него пустоту бытия. Он не спешит сразу же обращаться к обыденной жизни, как будто ничего и не произошло. Для рассказчика важны все те детали, которые непосредственно связаны с его душевной потерей, к примеру, такие как «след под дождем у крыльца». В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» также можно упомянуть и о том, что герой осознает бесплодность своих попыток вернуть возлюбленную. «Но для женщины прошлого нет», – говорит он, понимая, что полюбившая другого девушка уже к нему никогда не вернется.

    Только одиночество теперь властвует в душе героя. Он не может никаким образом его ни преодолеть, ни позабыть о нем. Может сложиться впечатление, что главный герой полностью обречен. Однако это не совсем так. Он говорит:

    «Как-нибудь до весны

    Проживу и один – без жены…»

    Лаконизм в стихотворении

    Анализ художественных средств в стихотворении Бунина «Одиночество» показывает нам, что поэт использует не только метафору, оксюморон и многосоюзие, но и такой метод, как лаконизм. Например, в следующих строках:

    «Что ж! Камин затоплю, буду пить.

    Хорошо бы собаку купить».

    Лаконизм впервые стал использоваться поэтами в начале XX века, когда полное смятение и душевные метания передаются при помощи одной равнодушной фразы, смысл которой не имеет отношения к предмету страданий поэта. Человек, который обречен на одиночество из-за ухода любимой, не торопится выплескивать свои переживания и эмоции. Выражение «затоплю камин» говорит о том, что главный герой хочет как-то разогнать мрак и тоску, которые овеяли его душу. Но фраза «буду пить» свидетельствует, что он прибегает к извечному способу избавления от страданий, попытке «утопить» их в вине.

    Это говорит о том, что в его душе поселилось отчаяние, преодолеть которое не каждому под силу. Поэт пишет о том, что хотел бы купить собаку. Это также свидетельствует о душевной потребности в близком существе. Верный пес никогда не оставит своего хозяина, в отличие от женщины. Однако пока что он еще не совсем готов вернуться к нормальной жизни после своего потрясения. Ведь «купить собаку» – это уже означает начать существовать, предпринимая действия. Однако лирический герой добавляет частицу «бы», которая используется для выражения надежды на то, что его жизнь образуется.

    Концовка

    В последней строфе этого стихотворения-исповеди внезапно на миг оживает последняя надежда поэта. Он пишет о том, что хотел крикнуть любимой: «Воротись!» Однако осознает, что прошлое для нее навсегда забыто, она больше не чувствует к нему любви. Полностью осознав свое одиночество, лирический герой с иронией планирует купить собаку. В стихотворении Бунин использовал и такой литературный прием, как градация. Накал переживаний происходит постепенно. Однако, достигая своей наивысшей точки, в последних строфах страсти стихают. Иван Бунин изображает тоску одиночества печально, однако лаконично.

    Размер

    Также нужно указать в анализе стихотворения Бунина «Одиночество» и размер. Он является трехсложным, поэт использует трехстопный анапест, являющийся одним из наиболее элегических размеров всей русской поэзии. Он отлично передает ощущение тоски, уныния своей плавностью и неторопливостью. Однако стихотворение написано трехстопным анапестом не полностью.

    В первых строчках всех строф и третьих строчках (кроме 4-й строфы) используется трехстопный амфибрахий, и это немного ломает ритм, демонстрируя читателю, что жизнь поэта не так монотонна, как это могло бы показаться поначалу. Анализ стихотворения Ивана Бунина «Одиночество» помогает учащимся лучше разобраться в тех возможностях различных стихотворных размеров, которые используют в своих творениях поэты серебряного века. Элегическое уныние хорошо передается при помощи ритма, используемого поэтом. Главный герой хочет успокоиться, однако время для того, чтобы его душевные раны затянулись, еще не настало.

  • Ссылка на основную публикацию