Анализ стихотворения Родник Бунина

Иван Бунин — Родник: Стих

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

  • Следующий стих → Иван Бунин — Сон
  • Предыдущий стих → Иван Бунин — Как дым, седая мгла мороза

Читать похожие стихи:

  1. Иван Бунин — В лесу, в горе, родник, живой и звонкий
  2. Иван Бунин — Пугач
  3. Иван Бунин — Курган разрыт
  4. Иван Бунин — С обезьяной
  5. Иван Бунин — В Альпах
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

План анализа:
1.Тема стиха(тематический жанр)
2.Лирический герой (переживания)
3.Идея стиха
4. Художественные средства.
5. Размер стиха.

u00a0 u00a0 u042du0442u043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043e u0434u0432u0430u0434u0446u0430u0442u0438u043bu0435u0442u043du0438u043c u0418u0432u0430u043du043eu043c u0410u043bu0435u043au0441u0435u0435u0432u0438u0447u0435u043c u0411u0443u043du0438u043du044bu043c u0432 1891 u0433
1. u0422u0435u043cu0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0436u0430u043du0440 . u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043e u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0435.
u00a0 u00a0 u0422u0435u043cu0430 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f .u00a0u041bu0435u0441u043du043eu0439 u0440u043eu0434u043du0438u043a.
2.u00a0u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 (u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043du0438u044f) .
u00a0 u00a0 u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u043du0438u0447u0435u0433u043e u043du0435 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u043e u0441u0432u043eu0438u0445 u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043du0438u044fu0445. u041eu043d u043fu0440u0438u0441u0442u0430u043bu044cu043du043e u0438 u0432u043du0438u043cu0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u043du0430u0431u043bu044eu0434u0430u0435u0442, u043fu043eu0434u043cu0435u0447u0430u044f u0434u0435u0442u0430u043bu0438, u0438 u043au0440u0430u0441u043eu0447u043du043e u043eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u0435u0442 u0443u0432u0438u0434u0435u043du043du043eu0435.
u00a0 u00a0 u041cu044b u043cu043eu0436u0435u043c u0442u043eu043bu044cu043au043e u0434u043eu0433u0430u0434u044bu0432u0430u0442u044cu0441u044f, u043au0430u043au043eu0435 u0432u043fu0435u0447u0430u0442u043bu0435u043du0438u0435 u043du0430 u043du0435u0433u043e u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u043b u0441u043au0440u044bu0442u044bu0439 u0432 u043au0440u0443u0442u043eu043c u043eu0432u0440u0430u0433u0435 u0432 u0437u0430u043fu043eu0432u0435u0434u043du043eu0439 u0447u0430u0449u0435 u043bu0435u0441u0430 u0438u0441u0442u043eu0447u043du0438u043a u0447u0438u0441u0442u043eu0439 u0432u043eu0434u044b. u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u043bu044eu0431u0443u0435u0442u0441u044f u0435u0433u043e u0441u0438u043bu043eu0439 u0438 u043du0435u0443u043au0440u043eu0442u0438u043cu044bu043c u0436u0435u043bu0430u043du0438u0435u043c u0432u044bu0431u0438u0442u044cu0441u044f u043du0430 u043fu043eu0432u0435u0440u0445u043du043eu0441u0442u044c, u0440u0430u0437u0431u0443u0434u0438u0442u044c u0441u0432u043eu0438u043c u0436u0443u0440u0447u0430u043du0438u0435u043c u0442u0438u0448u0438u043du0443 u043bu0435u0441u0430. u0415u0433u043e u043eu0447u0430u0440u043eu0432u044bu0432u0430u044eu0442 u0438 u0437u0430u0432u043eu0440u0430u0436u0438u0432u0430u044eu0442 u0431u043bu0438u043au0438 u0441u0432u0435u0442u0430 u043du0430 u043cu043eu043au0440u044bu0445 u043au0430u043cu0435u0448u043au0430u0445 u0438 u043eu0442u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435 u043du0435u0431u0430 u0432 u0432u043eu0434u0435.
u00a0 u00a0 u0414u0443u043cu0430u044e, u043eu043d u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u043bu0435u0441u043eu043cu00a0 u0437u0430u0434u0443u043cu044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043e u0442u043eu043c u043au0430u043a u043du0430u0434u043e u0436u0438u0442u044c. u041fu0435u0440u0435u0434 u043du0438u043cu00a0u043fu0440u0438u043cu0435u0440u044b: u0442u0438u0445u043eu0435 u0441u044bu0440u043eu0435 u043cu0435u0441u0442u043e, u043fu0438u0442u0430u044eu0449u0435u0435u0441u044f u0432u043bu0430u0433u043eu0439 u0440u043eu0434u043du0438u043au0430; u0440u043eu0434u043du0438u043a, u043du0435u0441u0443u0449u0438u0439 u0432u0441u0435u043c u0432u043eu0434u0443 u0433u043bu0443u0431u0438u043d: u043au0430u043cu0435u0448u043au0438, u044fu0440u043au0438u0435 u0438 u0438u0441u043au0440u044fu0449u0438u0435u0441u044f u0432 u0440u043eu0434u043du0438u043au043eu0432u043eu0439 u0432u043eu0434u0435, u043fu0435u0440u0435u043au0430u0442u044bu0432u0430u0435u043cu044bu0435, u043du043e u043eu0441u0442u0430u044eu0449u0438u0435u0441u044f u043du0430 u043cu0435u0441u0442u0435.
3. u0418u0434u0435u044f u0441u0442u0438u0445u0430 . u041au0440u0430u0441u043eu0442u0430 u0438 u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u044f u0432 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0435, u043au043eu0442u043eu0440u0443u044e u043du0430u0434u043e u0447u0443u0432u0441u0442u0432u043eu0432u0430u0442u044c u0438 u0431u0435u0440u0435u0447u044c.
u00a0 u00a0 u041au0430u043a u0440u043eu0434u043du0438u043a u043fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u0442 u043au0430u0440u0442u0438u043du0443 u043bu0435u0441u0430, u0442u0430u043a u0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u0432u043fu0438u0441u044bu0432u0430u044fu0441u044c u0432 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0443, u0434u043eu043bu0436u0435u043d u0441u0442u0440u0435u043cu0438u0442u044cu0441u044f u0443u0432u0435u043bu0438u0447u0438u0442u044c u043au0440u0430u0441u043eu0442u0443 u043eu043au0440u0443u0436u0430u044eu0449u0435u0433u043e u043cu0438u0440u0430.
4. u0425u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0435 u0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0430.
u042du043fu0438u0442u0435u0442u044b: u0433u043bu0443u0448u044c u043bu0435u0441u043du0430u044f, u0437u0435u043bu0435u043du0430u044f, u0442u0435u043du0438u0441u0442u0430u044f, u0441u044bu0440u0430u044f , u043eu0432u0440u0430u0433 u043au0440u0443u0442u043eu0439 , u0440u043eu0434u043du0438u043a u0441u0442u0443u0434u0435u043du044bu0439 , u043au043bu0443u0431u044b u0445u0440u0443u0441u0442u0430u043bu044cu043du044bu0435 , u0434u0443u0431u044b u0432u0435u0442u0432u0438u0441u0442u044bu0435 ,u00a0 u0441u0442u0435u043au043bu043e u0440u0430u0441u043fu043bu0430u0432u043bu0435u043du043du043eu0435 , u043bu0435u0441 u043du0430u0433u043eu0440u043du044bu0439 , u0432u043bu0430u0433u0430 u0441u0432u0435u0442u043bu0430u044f , u043cu043eu0437u0430u0438u043au0430 u0443u0437u043eu0440u043du0430u044f .
u041cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b : u0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u0435 u0432u043eu0434u044b u0443u043fu043eu0434u043eu0431u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043au0438u043fu0435u043du0438u044e, u0432u044bu0431u0438u0432u0430u044eu0449u0438u0435u0441u044f u0441u0442u0440u0443u0438 u0440u043eu0434u043du0438u043au0430 u0441u0440u0430u0432u043du0438u0432u0430u044eu0442u0441u044f u0441 u0445u0440u0443u0441u0442u0430u043bu0435u043c, u0430 u0441u043fu043eu043au043eu0439u043du044bu0439 u043fu043eu0442u043eu043a, u0440u0430u0437u0431u0435u0433u0430u044eu0449u0438u0439u0441u044f u043eu0442u00a0u043au043bu044eu0447u0430, – u0441 u0440u0430u0441u043fu043bu0430u0432u043bu0435u043du043du044bu043c u0441u0442u0435u043au043bu043eu043c, u043au0430u043cu0435u0448u043au0438 u043du0430 u0434u043du0435 – u0441 u043cu043eu0437u0430u0438u043au043eu0439.
u041eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 : u0440u043eu0434u043du0438u043a u0438u0433u0440u0430u0435u0442, u0441u043fu0435u0448u0438u0442, u0431u0435u0436u0438u0442; u043du0435u0431u0435u0441u0430 u0438 u043bu0435u0441 u0433u043bu044fu0434u044fu0442, u0437u0430u0434u0443u043cu0430u0432u0448u0438u0441u044c; u0433u043eu043bu044bu0448u0438 u0434u0440u043eu0436u0430u0442.
5. u0420u0430u0437u043cu0435u0440 u0441u0442u0438u0445u0430. u0427u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u0442u043eu043fu043du044bu0439 u044fu043cu0431 ( u0434u0432u0443u0445u0441u043bu043eu0436u043du044bu0439 u0440u0430u0437u043cu0435u0440 u0441 u0443u0434u0430u0440u0435u043du0438u0435u043c u043du0430 u0432u0442u043eu0440u043eu043c u0441u043bu043eu0433u0435)
u0420u0438u0444u043cu043eu0432u043au0430. u041eu043fu043eu044fu0441u044bu0432u0430u044eu0449u0430u044f.u00a0

Это стихотворение написано двадцатилетним Иваном Алексеевичем Буниным в 1891 г
1. Тематический жанр. Лирическое стихотворение о природе.
Тема стихотворения. Лесной родник.
2. Лирический герой (переживания).
Лирический герой ничего не говорит о своих переживаниях. Он пристально и внимательно наблюдает, подмечая детали, и красочно описывает увиденное.
Мы можем только догадываться, какое впечатление на него произвел скрытый в крутом овраге в заповедной чаще леса источник чистой воды. Лирический герой любуется его силой и неукротимым желанием выбиться на поверхность, разбудить своим журчанием тишину леса. Его очаровывают и завораживают блики света на мокрых камешках и отражение неба в воде.
Думаю, он вместе с лесом задумывается о том как надо жить. Перед ним примеры: тихое сырое место, питающееся влагой родника; родник, несущий всем воду глубин: камешки, яркие и искрящиеся в родниковой воде, перекатываемые, но остающиеся на месте.
3. Идея стиха. Красота и гармония в природе, которую надо чувствовать и беречь.
Как родник преображает картину леса, так и человек, вписываясь в природу, должен стремиться увеличить красоту окружающего мира.
4. Художественные средства.
Эпитеты: глушь лесная, зеленая, тенистая, сырая, овраг крутой, родник студеный, клубы хрустальные, дубы ветвистые, стекло расплавленное, лес нагорный, влага светлая, мозаика узорная.
Метафоры: движение воды уподобляется кипению, выбивающиеся струи родника сравниваются с хрусталем, а спокойный поток, разбегающийся от ключа, – с расплавленным стеклом, камешки на дне – с мозаикой.
Олицетворение: родник играет, спешит, бежит; небеса и лес глядят, задумавшись; голыши дрожат.
5. Размер стиха. Четырехстопный ямб ( двухсложный размер с ударением на втором слоге)
Рифмовка. Опоясывающая.

Анализ стихотворения Родник Бунина

Гальциона (стр. 55).— Гальциона, или Алкиона — дочь бога Эола, повелителя ветров, супруга трихидского царя Кеика. После его гибели при кораблекрушении она в отчаянии бросилась в морс, и бог Нептун их обоих превратил в птиц. В «Метаморфозах» (кн. 11) Овидия повествуется о том, что, даже превращенные в птиц, они остались верны друг другу в любви.

Гальциона в зимнюю пору сидит семь дней на яйцах, и тогда путь по морю безопасен: «Сторожит свои ветры, не выпуская, Эол, предоставив море внучатам».

Горный лес (стр. 56). — Храм Волчьего Зевеса — в древности место жертвоприношений на полуострове Пелопоннес (Греция).

Долина Иосафата (стр. 57). — Долина Иосафата — Кед-ронская долина, отделяющая Иерусалим от Масличной горы, место погребения иудейского царя Иосафата. По поверию древних иудеев, место Страшного суда, который должен совершиться при кончине мира.

Люцифер (стр. 58). — Люцифер — здесь: «светоносен», утренняя звезда Венера. Эректеон — храм Эрехтея, замечательное произведение древнегреческой архитектуры, развалины которого сохранились в Афинах. Рай. — Имеется в виду долина в Сирии близ города Баальбека, как пишет Бунин в рассказе «Храм Солнца»: «Край баснословных племен, родина Адама» — Бека, — то есть страна, долина; эта долина «связана. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

с именем Рая, близость которого к Баальбеку была неоспорима в древности» (Бунин, т. 3, с. 399). Авель — второй сын библейских прародителей людей — Адама и Евы, убитый из зависти своим братом Каином.

После Мессинского землетрясения (стр. 59). — Землетрясение в Сицилии в 1908 г. почти совершенно разрушило город Мессину. В 1909 г. Бунин, путешествуя вместе с В. Н. Муромцевой-Буниной по Италии, побывал в Мессине. В. Н. Муромцева-Бунина писала: «Несколько дней мы осматривали столицу Сицилии, смотрящую на север, в бухте которой никогда не отражаются ни солнце, ни месяц. Из Палермо мы отправились в Сиракузы. Оттуда поехали в Мессину, где испытали настоящий ужас от того, что сделало землетрясение. Особенно поразила меня уцелевшая стена с портретами, — какой-то домашний уют среди щебня».

Псковский бор (стр. 66). — Псковский бор — здесь: леса Себежа Витебской губ., которые в древности относились к псковской земле, входили в Псковскую феодальную республику, существовавшую со второй половины XIII в. до начала XVI в. Бунин написал это стихотворение в то время, когда жил в имении Клеевка Себежского уезда у поэта А. С. Черемнова. В стихотворении отобразилась природа здешних мест, как это видно из дневниковой записи Бунина. «Псковский бор» и некоторые другие стихи — «В Сицилии», «У гробницы Виргилия», «Молодой король», «Дедушка в молодости», «Помпея» и «Игроки» — написаны под влиянием Пушкина; об этом Бунин говорит в статье «Думая о Пушкине» (1926). Вспоминая свое пребывание в Клеевке, Бунин писал: «Вот лето в псковских лесах, и соприсутствие Пушкина не оставляет меня ни днем, ни ночью, и я пишу стихи с утра до ночи, с таким чувством, точно все написанное я смиренно слагаю к его стопам, в страхе своей недостойности и перед ним, и перед всем тем, что породило нас:

Вдали темно и чащи строги. »

Два голоса (стр. 66). — Написано по мотивам русской народной песни «Ночь темна да не месячна-..». Образы этой песни-также у Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо», гл. «Крестьянка».

Бунин делал записи фольклора. Он говорил: «Я когда-то усердно собирал частушки, народные поговорки, прибаутки. Это неоценимый клад и сколько их ни записывать, все равно всего не запишешь.

А всяких частушек и народных прибауток собрал я около одиннадцати тысяч. Не знаю, уцелели ли все эти материалы, они остались в Москве в моих архивах. Кое-что я стараюсь теперь восстановить по памяти, но память – вещь неверная» («Подъем», Воронеж, 1879, № 1, с. 121).

Бунин следовал за Пушкиным, писавшим, что «изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка» (А. С. Пушкин. Собр. соч. в десяти томах, т. 6, М., 1962, с. 346).

«Ночь зимняя’ мутна и холодна. » (стр. 67). – Великий Лось — созвездие Большой Медведицы.

Летняя ночь (стр. 71).-Стихи о матери Бунина, воспоминание о годах детства.

Белый Олень (стр. 72). — Написано на сюжет русской народной песни «Не разливайся, мой тихий Дунай. ».

Алисафия (стр. 72). — Написано по мотивам духовного стиха о св. Георгии, победившем змея.

Судный день (стр. 74). — В первой публикации стихотворение имело подзаголовок: «Из суры о Великой Вести» (78-я сура Корана). В стихах на темы из Корана Бунин продолжил традицию Пушкина, его «Подражаний Корану». Пушкин писал: «. Многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом» (А. С. Пушкин. Поли. собр. соч., т. 2. М., «Наука», 1977, с. 193).

Магомет и Сафия (стр. 84). — Сафия — одна из жен Магомета, выкупленная им еврейка-пленница.

Святой Евстафий (стр. 86).- В стихотворении Бунин воспользовался народной легендой.

«У нубийских черных хижин. » (стр. 89).— В первой публикации озаглавлено «За Ассуаном».

Шестикрылый (стр. 91). — И. С. Шмелев писал Бунину 1 марта 1916 г., что в стихотворении «Шестикрылый» — «вся русская история, облик жизни»; «только не бросайте русской жизни, — продолжает он, —так она горько-прекрасна в вас. Так вы слышите и чувствуете ее».

Бегство в Египет (стр. 92). – Сион — холм, часть Иерусалима, где была резиденция царя Давида и храм. Ирод — царь Иудеи, о зверствах которого сохранились легенды. Согласно Библии, когда волхвы сказали Ироду, что родился истинный царь иудейский, Иисус, Ирод велел убить всех младенцев мужского пола до двухлетнего возраста в Вифлееме, где родился Иисус, и в его окрестностях. Но, получив весть от ангела о намерениях Ирода, Иосиф и Мария с младенцем бежали в Египет и вернулись и жили в Назарете только после смерти Ирода.

Князь Всёслав (стр. 96). — Князь Всеслав Брячиславич — князь Полоцкий (XI в.). В 1067 г. киевский князь Изяслав Ярославич заманил его в Киев и заточил в темнице. В 1068 г. киевляне, недовольные Изяславом Ярославичем, провозгласили своим князем Всеслава Брячиславича. Он княжил семь месяцев и вынужден был бежать в Полоцк, так как прежний киевский князь, Изяслав, предпринял на него поход при поддержке поляков. Стол княжеский — в Древней Руси территория, которая управлялась князем. София — Софийский собор в Киеве. О князе Всеславе Бунин пишет также в «Жизни Арсеньева», кн. V, гл. 24.

Цирцея (стр. 100). — Цирцея, или Кирка — в греческой мифологии волшебница с острова Эя, на который, как рассказывается в «Илиаде» Гомера, попал во время своих странствий Одиссей (Улисс), проживший у Цирцеи год. В иносказательном смысле Цирцея — красавица.

У гробницы Виргилия (стр. 101).— Виргилий, или Вергилий (70—19 гг. до н. э.) — древнеримский поэт, автор сб. «Буколики» («Пастушеские песни»), поэмы «Георгики» («Поэмы о земледелии»), героического эпоса «Энеида» — о странствиях и войнах троянца Энея. В автографе стихотворения, хранящемся в ЦГАЛИ, указано: «Весной 1913 г. в Неаполе».

Мулы (стр. 103). — Рем — по преданию, основатель, вместе с братом Ромулом, города Рима.

Псалтирь (стр. 104).— В автографе (ЦГАЛИ) к заглавию стихотворения Бунин приписал: «Известие о смерти Саши Резвой». Ее инициалы — «СР.» — Бунин указал также в примечании, написанном на экземпляре пятого тома Собрания сочинений, изд. «Петрополис»: «Вечером, получив письмо о смерти СР.» (ГБЛ). Саша Резвая — родственница соседей-помещиков по имению Буниных в Озерках — Рышковых. Бунин, гимназист, был влюблен в нее — «барышню лет пятнадцати, очень статную, с толстой светло-русой косой, живыми глазами и веселым нравом», — писала В. Н. Муромцева-Бунина.

Миньона (стр. 104).— Миньона — героиня романа Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера».

Колизей (стр. 107).— Колизей — грандиозный амфитеатр в Риме I в., служивший местом цирковых зрелищ и боев гладиаторов.

Святилище (стр. 113). — В первой публикации озаглавлено «Будда почивающий». Ступа — в индийской архитектуре буддийское мемориальное сооружение, хранилище реликвий. Бихара — у индусов — монастырь.

«Край без истории. Все лес да лес, болота. » (стр. 115). — Бортники — пчельники.

Дедушка в молодости (стр. 116). — Окарина — духовой музыкальный инструмент, изготовлялся из глины или фарфора.

«Архистратиг средневековый. » (стр. 117). — Архистратиг — военачальник, главный воевода; так назывался архангел Михаил.

Памяти друга (стр. 119). — Стихотворение вызвано известием о самоубийстве художника В. П. Куровского (1869 — 1915).

«Покрывало море свитками. » (стр. 122).— В первой публикации озаглавлено «Близ Биаррица, зимой».

Эпитафия (стр. 126).—В Собрании сочинений, изд. «Петрополис», на полях тома рукой Бунина написано: «При воспоминании о кладбище в Скутари».

«Звезда дрожит среди вселенной. » (стр. 132).— Потир — греческое название чаши, употребляемой в христианском культовом обряде.

Морфей (стр. 135).— Морфей — в греческой мифологии бог сновидений.

Ночная прогулка (стр. 143). – На автографе (ЦГАЛИ) Бунин отметил, что написал это стихотворение, «думая про аббатство» во Франции, где он «был в 1926 году».

Искушение (стр. 144).— Тема этого стихотворения трактуется также в прозаическом «Отрывке» Бунина, опубликованном в 1927 г. (Бунин, т. 6, с. 305).

Анализ стихотворения И. Бунина

Что такое счастье? Когда человек счастлив? Какие моменты жизни наполнены подлинной радостью? Такие вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый из нас. Только вот ответ найти порой бывает нелегко. Поэтому я обратилась за помощью к своим любимым поэтам – И. Бунину и Н. Заболоцкому.

Стихотворение И. Бунина «Нет солнца, но светлы пруды», конечно, и о природе, но пейзаж здесь ценен не сам по себе; главное, что созерцание природы может делать человека счастливым. Такую простую истину утверждает автор.

Всегда важны последние строки стихотворения, заключительная строфа. Следовательно, стихотворение не о чем ином, как о смысле жизни, о человеческом счастье.

Известно, что понять авторскую мысль помогает обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным, на первый взгляд, элементам текста — вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т. п. Я обращаю внимание на лексический повтор слова «весело», эпитет «простым» (счастьем простым дорожить), усиленный инверсией, эпитет «открытой» – непокрытой (прямое значение) и в то же время открытой миру, ветру, солнцу, простому счастью (зачем отгораживаться от него, выстраивать непреодолимые барьеры?). Небо, солнце, зреющий хлеб, играющие дети (они-то как раз открыты миру) – все то, над чем не властно время. Значит, счастье в умении понимать и ценить простые радости бытия, в умении признать ценность самой жизни, в умении взглянуть на мир глазами ребенка, это счастье вневременное, общечеловеческое.

Композиция внешняя, строфическая, – три пятистишия и два четверостишия – в данном случае совпадает с внутренней (2 образа, 2 центра – природа и человек, следовательно – 2 части), тем более что сам автор дает подсказку: пятистишия – о природе, четверостишия – о мыслях, чувствах лирического героя. Он восхищается и прудами, похожими на литые зеркала, и сверкающим ливнем, от которого не прячется, и солнечным лучом Да и вообще все стихотворение наполнено очаровательным светом, особым блеском. Мир Бунина светел даже тогда, когда нет солнца. Автор поэтизирует непреходящую ценность каждого мгновения жизни и в этом видит истинное счастье.

Не менее интересно и стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». Оно привлекло мое внимание уже самим названием. Я поняла, что речь пойдет именно о красоте русской природы средней полосы России, столь близкой и родной мне, калужанке, чье детство связано с Окой. Особенно люблю я бывать там летними вечерами, ведь вечер – самое интересное время суток, когда природа отдыхает от дневных трудов, когда солнце, опускаясь за горизонт, делает мир особенно загадочным, когда на небе – целая палитра красок

Во вступительной части стихотворения говорится о том, насколько красив и разнообразен наш пейзаж, вот только красота эта «открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна». Лексический повтор концентрирует внимание читателя на идее произведения: лишь тому природа подарит «подлинную радость» и счастье, кто способен понять её, почувствовать свое духовное родство с ней, став на какой-то момент не просто художником, а творцом: поэтом, скульптором, музыкантом, живописцем

Композиция астрофическая, но я бы выделила четыре смысловые части. За вводным предложением следует второе четверостишие, микротема которого – «утренняя природа». Волшебству, колдовским чарам пока ещё не пришло время: природа обременена «трудом лесов, заботами полей» (образ природы-труженицы создан здесь с помощью олицетворения). Она «смотрит с неохотой» на людей, которые в своих повседневных заботах, не замечают красоты окружающего мира, о чем и говорит эпитет «не очарованных» (не очарованных людей). За день нужно многое сделать, всюду успеть Что ж, это закономерно и неизбежно. Главное, суметь остановиться, отрешиться от всех проблем и забот, дать увлечь себя в мир сказки, снова стать ребенком, которого завораживают чудеса В третьей части (микротема – «преображение природы») речь идет о том, как оживает, возрождается в лучах заката природа. Метафора «обыденности плотная завеса», «грудь реки приникнет к небосводу», «из белых башен облачного мира сойдет огонь», олицетворение «вздохнут леса», сравнения «как будто под руками ювелира», «как бы сквозь прозрачное стекло», эпитеты «влажно и светло», оксюморон «в нежномогне» переносят читателя в особый мир, который имеет власть над тобой, манит и околдовывает В заключительной части автор подводит итог сказанному ранее:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

Люди могут измениться вместе с миром: гипербола «горит весь мир», эпитеты «прозрачен и духовен», метафора «в живых чертах» показывают, что это уже совсем не та природа, которая была представлена нам в начале стихотворения, да ведь и люди «множество диковин», ликуя, распознают в чертах обновленного мира. Так вот оно, счастье!

Оба стихотворения – это не просто описание красоты природы, а философское размышление о смысле жизни, о счастье, о духовности, о любви.

Анализ стихотворения Есенина Мы теперь уходим понемногу

История создания

Есенин всегда искал душевные силы в обращении к природе, к тем местам, где он родился и вырос. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» относится как раз к таким произведениям.
Оно было опубликовано примерно за год до трагической смерти поэта – в 1924 году. Тогда уже установилась советская власть, которую Есенин не мог и не хотел принять. Поэт ощущал обреченность, пребывал в тоске и депрессии, и все это очень сильно ощущается в тексте.

Кроме того, произведение родилось еще и как попытка переосмыслить и пережить боль, которую принесло автору известие о смерти его хорошего знакомого – поэта Ширявцева. Вот почему оно пронизано такими грустными, безнадежными нотками.

Система образов

Автор рисует образы родной природы, которую он «слишком любит» и к которой привязан так сильно, что не хочет уходить в иной мир.

Он изображает пейзажи настолько четко и красиво, что читатель проникается этой горечью и понимает, почему лирический герой так боится смерти. Вся система образов работает на то, чтобы донести мысли автора человеку, который поймет стихотворение и почувствует то же самое.

Одновременно поэт пытается сообщить и еще одно важное послание. Нужно уметь жить, не растрачивая себя на мелочи. Жизнь прекрасна – это нужно ценить и понимать!

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» Есенин Сергей Александрович

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Памяти Ф. И. Тютчева Оттого ль, что в божьем мире Красота вечна, У него в душе витала Вечная весна; Освежала зной грозою И, сквозь капли слез, В тучах радугой мелькала,- Отраженьем грез. Оттого ль,…
  2. Я хочу веселья Я хочу веселья. Радостного пенья, Буйного разгула, Смеха и острот — Оттого, что знал я Лишь одни лишенья, Оттого, что жил я Под ярмом забот. Воздуха, цветов мне, Солнечной погоды!…
  3. Двуглавый орел Я нашел, друзья, нашел, Кто виновник бестолковый Наших бедствий, наших зол. Виноват во всем гербовый, Двуязычный, двуголовый, Всероссийский наш орел. Я сошлюсь на народное слово, На великую мудрость веков: Двуголовье…
  4. Плач скифиянки Мы, насельники бедной страны, Не от алчности ли бедны? Грехи ненасытны. Мы не помним своей вины — И тем беззащитны. Мы — насельники вьюжных мест С обрывами тока: Лишь забуду…
  5. Мы уходим в себя Мы уходим в себя, как отшельники в домик витой, отболев маятой, оборвав поводки, но — в ошейниках… Отстраненные, потусторонние, каждым атомом посторонние. Негонимые, нехранимые, в белый свет, как в копейку,…
  6. А мы уходим в эти горы А мы уходим в эти горы, На самый верх, на небеса, Чтобы забыть про ваши взоры, Про ваши синие глаза. Ах, вы забудьте, ах, вы оставьте Свои ужасные черты, Ах,…
  7. К тебе теперь я думу обращаю К тебе теперь я думу обращаю, Безгрешную, хоть грустную,- к тебе! Несусь душой к далекому мне краю И к отчужденной мне давно судьбе. Так много лет прошло,- и дни невзгоды,…
  8. Цветы счастья (папоротник) Расцветают в ночь Купала, небывалой красоты, Как огни багряно-алы, чародейные цветы… Чащи, заросли лесные обступили их гурьбой, Караулят злые силы вместе с Бабою-Ягой… Если счастье не ласкало никогда — иди…
  9. Мы стояли на балконе Мы стояли на балконе. День погас уже. Звезда Там, на синем небосклоне, Загоралась. Никогда Свод небес так не был ясен, Так прозрачен и прекрасен; Никогда, как в этот миг, Божий…
  10. Теперь все чаще чувствую усталость Теперь все чаще чувствую усталость, все реже говорю о ней теперь, о, помыслов души моей кустарность, веселая и теплая артель. Каких ты птиц себе изобретаешь, кому их даришь или продаешь,…
  11. Оттого, что нам вместе нельзя Оттого, что нам вместе нельзя, как немыслимо врозь, Оттого, что Вселенная терпит беспутство комет, Оттого неизбежно на ось натыкается ось, Высекая по искре сверхновый сверхискренний свет… Оттого, что ни Богу,…
  12. Я научился понемногу Я научился понемногу Шагать со всеми — рядом, в ногу. По пустякам не волноваться И правилам повиноваться. Встают — встаю. Садятся — сяду. Стозначный помню номер свой. Лояльно благодарен Аду…
  13. Понимаю понемногу Понимаю понемногу: В жизни вовсе нет чудес, Вижу дальнюю дорогу, Белый дым и черный лес. Очень хочется уехать. Не на время — навсегда В белый край, где бродит эхо, Провожает…
  14. И привыкаешь понемногу И привыкаешь понемногу к тому, что новая страна. Но почему твой облик новый любить и славить я должна? Киоски с импортной дешевкой, в которых дрянь или старье, что нам сплавляет…
  15. Я счастлив был во времена былые Я счастлив был во времена былые, Когда я в жизнь так весело вступил, И вкруг меня вились мечты златые, — Я счастлив был. Я счастлив был: Мне грех роптать на…
  16. Соберемся понемногу Соберемся понемногу, Поцелуем мертвый лоб, Вместе выйдем на дорогу, Понесем сосновый гроб. Есть обычай: вдоль заборов И затворов на пути Без кадил, молитв и хоров Гроб по улицам нести. Я…
  17. Уходит лето понемногу Уходит лето понемногу, Уже беря тепло взаймы. Иду на белуга дорогу, На трудный твердый шлях Земли… Иду. Степь к горлу подступает. Воспоминаньями тесня, Все ближе, ближе подступает, И узнает, признав…
  18. Ночь проходит понемногу Ночь проходит понемногу. Никого со мною нет. Только этот — слава Богу — Тихий, сумеречный свет. Только этот, только этот Свет над крышкою стола. Никого со мною нету, А когда-то…
  19. Поговорить бы хоть теперь Поговорить бы хоть теперь, Марина! При жизни не пришлось. Теперь вас нет. Но слышится мне голос лебединый, Как вестник торжества и вестник бед. При жизни не пришлось. Не я виною….
  20. Солдат из Алабамы Шел солдат из Алабамы До родных своих краев, До своей хорошей мамы. До сестер и до братьев. О, Сюзанна, Как счастлив буду я После стольких лет разлуки Увидать мои края!…

Вы сейчас читаете стих Мы теперь уходим понемногу, поэта Есенин Сергей Александрович

Композиция

Композиция линейная.

Литературоведы делят стихотворение на четыре условные части.

  • Первая часть, и она же экспозиция, представляет собой некое вступление в тему.
  • Затем автор начинает вспоминать о том, что было и почему он любит этот мир. Эту часть, самую большую по объему, можно назвать завязкой и развитием действия. Он вспоминает о прекрасных видах русской природы, о своих думах и мыслях, о женщинах, которых целовал, так развивается тема произведения.
  • Затем наступает кульминация (третья смысловая часть), в которой лирический герой сообщает о своем страхе перед смертью.
  • Наконец, наступает развязка, в которой слышатся некие оптимистические нотки. Поэт говорит, почему он любит людей и жизнь в целом.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ночь Некрасова
    Произведение создается в жанре лирической элегии и посвящается воспеванию волшебного природного явления в виде ночного времени суток.
  • Анализ стихотворения Гумилева Жираф
    Элегическое стихотворение «Жираф» Николая Степановича пропитано двумя чувствами, которые между собой крайне схожи — тоска по дальним «сказочным» странам и женская печаль
  • Анализ стихотворений Блока
  • Анализ стихотворения Рассвет Апухтина
    Это стихотворение при первом прочтении удивляет – вместо пейзажного оказывается философским, патриотическим, полным оптимизма. Дело в том, что смысл стихотворения раскрывается в самых последних двух строчках, которые отделяются от всего произведения
  • Анализ стихотворения Родник Бунина
    Бунина можно смело называть великим мастером в сфере поэтического пейзажа. Для поэта описание природы это нечто чувственное, он отдает частичку себя. Когда читаешь его произведения о природе, словно оказываешься внутри пейзажа

Средства художественной выразительности

Есенин мастерски пользовался огромным количеством средств художественной выразительности. В этом сравнительно большом произведении их тоже очень много.

  • Метафоры: «не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле».
  • Эпитеты: «бренные пожитки», «розовая водь» (одновременно слово «водь» еще и авторский окказионализм).
  • Есть риторические обращения: «Милые, березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!».
  • Также автор использует иносказания, называя загробный мир не прямо, а завуалированно: «В ту страну, где тишь и благодать».

Стихотворение С. Есенина “Мы теперь уходим понемногу…”. Восприятие, истолкование, оценка

Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти.

Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к

Стихотворение “Мы теперь уходим понемногу…” написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь да благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу. Строфа начинается с местоимения “Мы”, так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа “Мы” перекликается с местоимением единственного числа “я”, стихотворение

написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей.

Есенин использует устаревшее слово “бренный”, что означает “тленный, преходящий” в качестве эпитета. “Бренные пожитки собирать” – готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части.

Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы равнин пески!

Окружающий мир для Есенина такой же живой человек, как и он сам. Местоимение “ты” в речи употребляется, когда мы обращаемся к своему другу, близкому человеку. А “вы” – вежливая форма обращения к старшему. Для поэта “ты” – это его родина, средняя полоса России, где прошло его детство, “березовые чащи”.

Обратим внимание и на это словосочетание. Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным “березовый” сочетается слово “роща”. А у Есенина “чаща” имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией.

А “вы” – это уже далекие страны, “равнин пески”, где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его средцу.

Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив:

Перед этим соимом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

Мы опять встречаем устаревшее слово “соим”. “Соим уходящих” – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход. Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы.

Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры:

Счастлив тем, что я дышал и жил,

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

В этих строках отражена вся жизнь поэта. Он любил многих женщин, бережно относился “к братьям нашим меньшим” и наслаждался красотой русской природы. Здесь поэт как бы подводит итог своему творческому пути, чем и для чего он жил на земле, которая была для него “угрюмой”.

Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: “не цветут там чащи”, “не звенит лебяжьей шеей рожь”, “не будет этих нив, златящихся во мгле”. Повторение частицы “не” придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль:

Перед этим соимом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Но не только с русской природой и любимыми тяжело расставаться. Трудно терять близких, друзей. И все-таки конец оптимистичен:

От того и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром.

Стихотворение написано пятисложным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехсложный.

Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: “бренные”, “соим”, “благодать”, “облекает”, “плоть”, “златящихся”, и низшие, разговорные : “пожитки”, “валялся”, “зверье”.

Мы часто встретим в стихотворении инверсию: “знаю я”, “и на этой на земле угрюмой”, “не звенит лебяжьей шеей рожь” и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: “много”, “счастлив тем”.

Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню.

Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается.

И у потомков остались великолепные стихи “Московского озорного гуляки”, я думаю что о нем не забудут и наши дети.

Краткое содержание Бунин Темные аллеи для читательского дневника

Год написания: 1938 год Год публикации: 1943 год Жанр: рассказ

Главные герои: хозяйка постоялого двора Надежда и пожилой военный Николай Алексеевич

Сюжет. Рассказ повествует нам о том, как пожилой военный встречает женщину, в которую был раньше влюблен и которую он бросил. Теперь она хозяйка горницы, в которую он вошел. Он засматривается на хозяйку, но именно она первая узнает в нем свою первую любовь, после которой она не смогла никого полюбить. Во время разговора мужчина говорит, что их отношения были лишь «пошлой историей». Выясняется, что он любил свою жену, ради которой бросил Надежду. Однако супруга бросила его, а сын, в котором он души не чаял, вырос плохим человеком. История заканчивается тем, что Николай Алексеевич уезжает и представляет себе, что было бы, если именно Надежда стала его женой.

Главная мысль. Рассказ учит, что надо ценить чистую любовь больше всего на свете и не надо жестоко обращаться с людьми, возможно именно они дают вам лучшее, что может быть в жизни.

Краткое содержание Бунин Темные аллеи

В один из ненастных осенних дней, к избе, в одной части которой находилась почтовая станция, а в другой – горница, где можно было переночевать, а также покушать или выпить чаю, подъехал тарантас. На козлах тарантаса сидел крепкий и серьезный на вид мужчина, больше напоминавший разбойника. А в тарантасе – стройный немолодой военный. Он был в серой шинели и по своей внешности был схож с Александром II, что было характерно для того времени и распространено среди военных.

Мужчина зашел в горницу, где было тепло, чисто и уютно. Он снял шинель и оказался еще более стройным, чем казался до этого. Потом он снял перчатки и картуз, провел руками по голове. Волосы его были седыми и курчавыми, лицо – красивым и удлиненным, а глаза – темными.

Кроме него в помещении никого не оказалось, поэтому он открыл дверь в сенцы и неприязненно крикнул

Сразу после этого в помещение вошла женщина. Она тоже была достаточно красива для своего немолодого возраста и походила на пожилую цыганку. Волосы ее были темными, как и брови. Женщина была полная, но при этом легкая на ходу. На вопрос, чего же изволит гость, мужчина ответил самовар и после начал расспрашивать ее о том, хозяйка ли она данного заведения или служит здесь. Женщина ответила, что она хозяйка. Мужчина поинтересовался, почему она одна ведет хозяйство и не вдова ли она.

Женщина ответила, что она не вдова, но жить ей на что-то надо, да и любит она это дело. На это мужчина сказал, что это верно и похвалил ее за чистоту. А она в свою очередь ответила, что и чистоту любит, ведь при господах выросла и в конце добавила Николай Алексеевич. Мужчина удивился, выпрямился и спросил, не Надежда ли она. Она ответила положительно. Николай Алексеевич спросил, сколько лет прошло, не тридцать пять ли. А Надежда ответила тридцать, ведь сейчас ей сорок восемь лет, а ему под шестьдесят. Военный забыл о своей усталости и зашагал по комнате, смотря в пол. Потом он покраснел и стал говорить. Между ними завязалась беседа о прошлом. Выяснилось, что господа дали Надежде вольную и замужем она ни была.

Причиной этому послужила сильная любовь, которую она испытывала к Николаю Алексеевичу. Мужчина в свою очередь ответил, что их история была обычной, пошлой, что все проходит в этом мире. Однако, по словам Надежды, ее любовь не прошла. Мужчина сказал, что не могла же она любить его целый век. Она сказала, что видимо могла. Надежда добавила, что она понимала, что он уже не прежний и что прошло много времени и, что для него все этого ничего не значило. Несколько раз она хотела покончить жизнь самоубийством. Она вспомнила, как они сильно любили друг друга, как он читал ей стихи про «темные аллеи» и как жестоко бросил ее.

Николай Алексеевич вспомнил, какой красивой она была и, как все засматривались на нее и добавил, что все в этой жизни проходит и забывается. Хозяйка же ответила, что все проходит, но не все забывается. Мужчина попросил ее уйти, вытер платком глаза и сказал, что пусть Бог его простит, а она его, наверное, уже простила. На что последовал ответ, что она его не простила. Ведь не было у нее тогда ничего, дороже, чем он и потом не было. Поэтому не могла она простить его.

Николай Алексеевич рассказал ей, что тоже не был счастлив в жизни, хоть и любил свою жену, но она его бросила хуже, чем он бросил Надежду. А сын, в котором он души не чаял и на которого он возлагал большие надежды, вырос подлым человеком. Он добавил, что это тоже самая обычная и пошлая история. А потом сказал, что видимо и он потерял вместе с Надеждой все самое лучшее, что было у него в жизни. Военный попросил, чтобы подали лошадей и перед тем, как уйти, она поцеловала его руку, а он ее.

Находясь уже в тарантасе, мужчина вспоминал, какой Надежда была прекрасной и что она действительно дала ему лучшие моменты в его жизни. Кучер гнал и внезапно сказал, что женщина глядела в окно, когда они отъезжали, видимо они старые знакомые.

Николай Алексеевич продолжил думать о ней и вспоминать, что моменты, когда они были вместе, были поистине волшебными. Он даже представил, что было бы, если Надежда была бы не хозяйкой горницы, а хозяйкой его дома, его женой и матерью его детей. Думал он об этом с закрытыми глазами, качая головой.

Читать краткое содержание Темные аллеи. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бунин. Краткие содержания произведений

  • Антоновские яблоки
  • Братья
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Суходол
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Картинка или рисунок Темные аллеи

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В одной деревне жил себе обыкновенный мальчик. Он ходил в школу, и всё у него было не плохо, даже учился играть на барабане. Отец рано овдовел, и привёл сыну мачеху Валентину.

Космический корабль из Группы Свободного Поиска, пилотируемый Максимом Каммерером, подвергается ракетной атаке в стратосфере ещё не обследованной обитаемой планеты и пилот оказывается на незнакомой планете на положении Робинзона.

Рассказ начинается со встречи с Рыбниковым, который имеет звание штабс-капитана. В первом томе события происходят в 1905 году, в самый разгар войны между русскими и японцами.

Данное произведение начинается с того что Княгиня Вера Николаевна Шеина, которая является женой предводителя дворянства, живет на даче, так как в их квартире, которая находится в городе, идет ремонт.

Жизнь армейского полка проходит как обычно. Скучная жизнь офицеров заканчивается, когда они знакомятся с Сильвио.

Краткое содержание рассказа «Темные аллеи» И. А. Бунина

Рассказ И. А. Бунина «Темные аллеи» был написан в 1938 году и вошел в одноименный сборник рассказов, посвященных теме любви. Прочитать краткое содержание «Темных аллей» Бунина можно на нашем сайте. Впервые опубликовали произведение в 1943 году в нью-йоркском издании «Новая земля». Рассказ «Темные аллеи» написан в традициях литературного направления неореализм.

  1. Основные персонажи рассказа
  2. Бунин «Темные аллеи» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Темные аллеи» Бунина
  4. Содержание «Темных аллей» с цитатами
  5. Видео краткое содержание Темные аллеи

Основные персонажи рассказа

  • Николай Алексеевич – высокий худой мужчина шестидесяти лет, военный. В молодости любил Надежду, но бросил ее. Был женат, имеет сына.
  • Надежда – женщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора. Всю жизнь любила Николая Алексеевича, из-за чего так и не вышла замуж.
  • Клим – кучер Николая Алексеевича.

Бунин «Темные аллеи» очень краткое содержание

Вторая половина XIX в. Почтовая станция где-то под Тулой.

Пожилой военный Николай Алексеевич останавливается отдохнуть на почтовой станции. Зайдя в избу, он видит хозяйку – красивую женщину, похожую на цыганку. Мужчина узнает в ней красавицу-крестьянку Надежду, с которой у него был роман 30 лет назад. Сейчас Надежде 48 лет, а Николаю Алексеевичу – под 60 лет.

Герои рассказывают друг другу, как прожили эти 30 лет. Надежда говорит, что после их романа она получила “вольную” от своих помещиков (перестала быть крепостной); женщина так и не вышла замуж, потому что все эти годы любила Николая Алексеевича; она глубоко страдала, когда тот бессердечно бросил ее.

Надежда вспоминает, как влюбленный Николай Алексеевич тогда читал ей милые стихи про “темные аллеи”. Женщина признается, что с тех пор у нее не было никого дороже него и что поэтому она не может простить его.

Николай Алексеевич слушает Надежду с волнением. Сначала он говорит, что их роман был обычной историей и что он не стоил таких страданий. Затем мужчина признается, что после романа с Надеждой не был счастлив: он был женат и любил жену, но та изменила ему и бросила его; его любимый сын вырос негодяем. Николай Алексеевич говорит, что потерял в Надежде самое дорогое в его жизни. Надежда целует ему руку, тот отвечает ей тем же.

Вскоре Николай Алексеевич уезжает со станции, спеша к поезду. В пути он думает о Надежде, вспоминает их волшебную любовь. В конце концов он приходит к выводу, что женитьба на Надежде была бы глупостью, так как крестьянка не смогла бы стать ему, дворянину, достойной женой.

Это интересно: Рассказ «Холодная осень» Бунин написал в 1944 году. Краткое содержание «Холодная осень» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку литературы.

Короткий пересказ «Темные аллеи» Бунина

осенний ненастный день по разбитой грязной дороге к длинной избе, в одной половине которой была почтовая станция, а в другой чистая горница, где можно было отдохнуть, поесть и даже переночевать, подъехал обкиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом.

На козлах тарантаса сидел крепкий серьезный мужик в туго подпоясанном армяке, а в тарантасе — “стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый”.

Когда лошади стали, он вылез из тарантаса, взбежал на крыльцо избы и повернул налево, как подсказал ему кучер.

В горнице было тепло, сухо и опрятно, из-за печной заслонки сладко пахло щами. Приезжий сбросил на лавку шинель, снял перчатки и картуз и устало провел рукой по слегка курчавым волосам. В горнице никого не было, он приоткрыл дверь и позвал: “Эй, кто там!”

Вошла “темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина… с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой”. Она вежливо поздоровалась.

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги и попросил самовар. Оказалось, что эта женщина — хозяйка постоялого двора. Приезжий похвалил ее за чистоту. Женщина, пытливо глядя на него, сказала: “Я чистоту люблю. Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич”. “Надежда! Ты? — сказал он торопливо. — Боже мой, боже мой. Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?” — “Тридцать, Николай Алексеевич”. Он взволнован, расспрашивает ее, как она жила все эти годы.

Как жила? Господа дали вольную. Замужем не была. Почему? Да потому что уж очень его любила. “Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит”.

У других — может быть, но не у нее. Она жила им всю жизнь. Знала, что давно нет его прежнего, что для него словно бы ничего и не было, а все равно любила. Поздно теперь укорять, но как бессердечно он ее тогда бросил… Сколько раз она хотела руки на себя наложить! “И все стихи мне изволили читать про всякие “темные аллеи”, — прибавила она с недоброй улыбкой”. Николай Алексеевич вспоминает, как прекрасна была Надежда. Он тоже был хорош. “И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть”. — “А! Все проходит. Все забывается”. — “Все проходит, да не все забывается”. “Уходи, — сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. — Уходи, пожалуйста”. Прижав платок к глазам, он прибавил: “Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила”. Нет, она его не простила и простить никогда не могла. Нельзя ей его простить. Он приказал подавать лошадей, отходя от окна уже с сухими глазами. Он тоже не был счастлив никогда в жизни. Женился по большой любви, а она бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду. Возлагал столько надежд на сына, а вырос негодяй, наглец, без чести, без совести. Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.

Уже в дороге он со стыдом вспомнил это, и ему стало стыдно этого стыда. Кучер говорит, что она смотрела им вслед из окна. Она баба — ума палата. Дает деньги в рост, но справедлива. “Да, конечно, лучшие минуты… Истинно волшебные! “Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…” Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” И, закрывая глаза, он качал головой.

Читайте также: Рассказ «Солнечный удар» Бунина написан в 1925 году, опубликован год спустя в «Современных записках». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Солнечного удара», которое пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы. В книге описан мимолетный роман между поручиком и молодой замужней дамой, которые познакомились во время путешествия на теплоходе.

Содержание «Темных аллей» с цитатами

«В холодное осеннее ненастье» к длинной избе, расположенной у одной из дорог Тулы, подъехал «закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом». Изба была поделена на две половины – почтовую станцию и частную горницу (постоялый двор), где путники могли остановиться, отдохнуть, переночевать.

Правил тарантасом «крепкий мужик», «серьезный и темноликий» кучер, «похожий на старинного разбойника», тогда как в самом тарантасе сидел высокий и «стройный старик военный», внешне похожий на Александра II с вопрошающим, строгим и усталым взглядом.

Когда кучер остановил тарантас, военный зашел в горницу. Внутри было «тепло, сухо и опрятно», в левом углу находился «новый золотистый образ», в правом – побеленная мелом печь, из-за заслонки которой доносился сладкий запах щей. Приезжий снял верхнюю одежду, и окрикнул хозяев.

Сразу же в комнату вошла «темноволосая», «чернобровая», «красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Хозяйка предложила приезжему поесть. Мужчина согласился выпить чаю, попросив поставить самовар. Расспрашивая женщину, приезжий узнает, что она не замужем и сама ведет хозяйство. Неожиданно хозяйка называет мужчину по имени – Николай Алексеевич. «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», узнав в собеседнице свою давнюю любовь – Надежду.

Взволнованный, Николай Алексеевич начинает вспоминать, сколько же они не виделись – «лет тридцать пять?». Надежда поправляет его – «Тридцать, Николай Алексеевич». Мужчина ничего не знал о ее судьбе с тех пор. Надежда рассказала, что вскоре после того как они расстались, господа дали ей вольную, а замужем она никогда не была, потому что слишком сильно его любила. Покраснев, мужчина пробормотал: «Всё проходит, мой друг. Любовь, молодость — все, все». Но женщина не согласилась с ним: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Надежда рассказывает, что не могла его забыть, «все одним жила», вспоминает, что «очень бессердечно» он ее бросил – она даже не раз хотела покончить жизнь самоубийством, что она звала его Николенькой, а он читал ей стихи про «всякие «темные аллеи».

Углубившись в воспоминания, Николай Алексеевич делает вывод: «Всё проходит. Все забывается», на что Надежда ответила: «Всё проходит, да не все забывается». Прослезившись, мужчина просит подавать лошадей, говоря: «Лишь бы бог меня простил. А ты видно простила». Однако женщина не простила и не могла простить: «как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было».

Николай Алексеевич просит у женщины прощения и рассказывает, что тоже был несчастен. Он безумно любил свою жену, но она изменила и бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду. Сына обожал, «а вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести». «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». На прощание Надежда целует ему руку, а он ей. После кучер Клим вспоминал, что хозяйка смотрела им вслед из окна.

Уже в дороге Николаю Алексеевичу становится стыдно, что он поцеловал Надежде руку, а после стыдно от этого стыда. Мужчина вспоминает прошлое – «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…». Думает о том, что было бы, если бы он не бросил ее, и была «эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» «И, закрывая глаза, качал головой».

Заключение

И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» самым удачным произведением всего сборника, своим лучшим творением. В нем автор размышляет над вопросами любви, над тем, подвластно ли истинное чувство течению времени – способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях, а все остальное – «история пошлая, обыкновенная».

Это интересно: На нашем сайте вы сможете прочитать краткое содержание «Цифры» по главам. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина.

Видео краткое содержание Темные аллеи

В осенний ненастный день грязный тарантас подъезжает к длинной избе, в одной половине которой размещается почтовая станция, а в другой — постоялый двор. В кузове тарантаса сидит «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником». Седые усы с бакенбардами, бритый подбородок и устало-вопрошающий взгляд придают ему сходство с Александром II.

Читайте также:  Анализ стихотворения На пруде Бунина
Ссылка на основную публикацию