Анализ стихотворения Родник Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Родник»

Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи леса, реки или луга.

Глушь и тишь — так можно охарактеризовать особенности художественного пространства «Родника», представленные в первой строфе. Здесь сконцентрирована лексика со смысловыми оттенками заповедного, скрытого от людских глаз уголка природы. Обилие существительных в предложном

В тишину вторгается шум воды: на границе первой и второй строф появляется «родник студеный» — главный образ стихотворения. Он преображает лирическое пространство, насыщая его динамикой и звуками. Перемена отражена и на синтаксическом уровне: если в первой строфе встречается только одно сказуемое, то во второй — четыре сказуемых плюс обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом.

Для описания родниковой воды избрана лексика с коннотациями чистоты и прозрачности. Метафора «хрустальными»,

В финальной строфе темп лирического повествования замедляется. Статичные картины леса и неба, наполненные тишиной, противостоят стремительному и шумному водному потоку. Стихотворение заканчивается яркой зарисовкой, которая изображает игру воды и света на поверхности камней, лежащих на дне прозрачного ручья.

При воспроизведении картин природы поэт использует олицетворения: они разбросаны по тексту и применяются ко всем основным образам — роднику, лесу, небу и даже такой мелкой детали, как камни-голыши. Обилие олицетворений оживляет пространство, наделяет неодушевленные предметы настроением и эмоциями.

В скромном лесном уголке царят гармония, чистота и радость. Бесхитростная музыка таежного ручья проста, но правдива и прекрасна.

Присутствие человека в художественном пространстве «Родника» явно не ощущается. Однако встречаются знаковые сравнения воды, света и камней с искусными творениями рук человеческих — стеклом, хрусталем, «мозаикой узорной». С помощью этого художественного приема поэт вписывает историю человечества в контекст бесконечной природы.

Дайджест:

По картине Пластова «Родник» Современные люди привыкли к водопроводу, поэтому они не понимают истинной ценности родника. В былые же времена родник считался источников жизни, из него брали воду для питья. Других средств получения чистой. .

Анализ стихотворения Бунина «Горный лес» Точность — неизменное качество поэтики Бунина, поэтому художественное пространство его текстов наполнено конкретными географическими ориентирами — топонимами. Прообразом горного леса является гора Ликей, или Волчья, которая находится в центре греческого. .

Анализ стихотворения Бунина «Мороз» В произведении, написанном летом 1903 г., изображен погожий зимний вечер. Спящая природа, обилие инея и блеска, серебристые и голубые оттенки — это доминанты морозного бунинского пейзажа. Над «хрустальным царством лесным». .

По картине А. А. Пластова «Родник» Известный русский художник Пластов Аркадий Александрович всю жизнь прожил в одном, родном селе. На своих полотнах больше всех он изображал односельчан, их жизнь, обычаи, время проведение и даже преобразования деревни. .

Анализ стихотворения Бунина «Христос воскрес! Опять с зарею…» Композиционное решение, в котором весеннее обновление природы рассматривается в контексте православного праздника, реализовали предшественники Бунина — Майков и Плещеев. В десятых годах XX в. похожие мотивы возникают в стихотворениях Есенина. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» Цветаева «Имя твое — птица в руке…» . Лирическое произве­дение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвя­щенный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение. .

Анализ стихотворения Бунина «Мать» Тема матери, возникшая на этапе зарождения художественного слова, в русской традиции ассоциируется не только с реалиями быта. Она существует в возвышенной версии, связанной с образом Богородицы-заступницы, и национальном варианте, отождествляясь. .

Анализ стихотворения Высоцкого В. С. «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» Стихотворение B. C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. .

Анализ стихотворения Рубцова «Левитан» Формула патриотизма, созданная двумя авторами в разное время и разными художественными средствами, имеет общие истоки. В их основе лежит образ родной земли — прекрасной, но простой и близкой, лишенной пафоса. .

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенин «Собаке Качалова» . Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произ­ведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу. .

Анализ стихотворения Бунина «Настанет день — исчезну я…» Раннее поэтическое творчество Бунина отмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает философские стихотворения, в которых явно. .

Анализ стихотворения Бунина «Счастлив я, когда ты голубые…» Тема любви в бунинской трактовке сопряжена с печалью. Поэтизируя прекрасное чувство, приближающее человека к совершенству, автор с сожалением констатирует: любовь не приносит долгого счастья. Расставание влюбленных почти неизбежно, оно сулит. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» . Стихотво­рению предпослана дата — 1 января. Рождаются новый год, но­вая надежда. Но у поэта нет радужных чувств. Все произведение, написанное под впечатлением бала, контрастирует. .

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Анализ стихотворения «Березы» Рубцова Н. М «Березы» Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза. .

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «Березы» Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф. И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская. .

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной. .

Анализ стихотворения Бунина «Не устану восхвалять вас, звезды!» Бунин-поэт — это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано смой природой. В лирических. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения «Душа хранит» Рубцова Н. М «Душа хранит» Лирическому герою Н. М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит». .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня» Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со. .

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан» Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, — первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Первый снег Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Смерть» Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать их в своих произведениях. Как. .

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Иван Бунин — один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Воздушный храм» Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. «Жизни податель», дневное светило «ласкает» нежные цветы, но если «захочет», может с. .

Анализ стихотворения «Все сбылось» Пастернак «Все сбылось». В стихотворении изображается лес ранней весной: «дороги превратились в кашу», «крикливо пролетает сойка пустующим березняком», «пластами оседает наст». Стихо­творение философично: сквозь пролеты «пустующего березняка» поэт видит «всю будущую. .

Анализ стихотворения Бунина «Слово» Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений. .

Анализ стихотворения Бунина «Полдень» В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья. .

Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для русской и мировой поэзии. Поэт. .

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил. .

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи…» Фет А. А Стихотворение А. А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен, овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: «Один лишь ворон против. .

Анализ стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» Стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано А. А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляс­ки смерти», включенную. .

Анализ стихотворения Родник Бунина

Родник поэзии есть красота.
Н.В. Гоголь

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

Может быть, именно в этом и заключается смысл жизни человека – искать гармонию жизни? Привычная фраза, не правда ли? Но не надоевшая. Вновь и вновь мы следуем за мыслью художника, пытаясь вместе с ним разобраться в тайнах мироздания.

Я подключаюсь к размышлениям Ивана Алексеевича Бунина о “прекрасном и вечном”. Поэт мастерски проводит параллель между прошлым и настоящим, выявляя черты вечности.

Много путей к разгадке идейного содержания стихотворения, название – только один из них. Ночь – часть суток от заката до восхода солнца, нет ничего таинственнее этого времени… За сменою ночи следует смена веков – так рождается вечность. Задумываясь о ночи, мы как бы входим в бесконечность, невольно начиная размышлять об этом неисчерпаемом пространстве, о Вселенной:

Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Я обнаружила у Бунина три стихотворения под названием «Ночь». Самое первое написано в 1895 году, когда одиночество пробуждает в нём мыслителя, и он с юных лет начинает размышлять о тайнах жизни и смерти. Второе, о котором идёт речь в моём сочинении, создано через шесть лет после первого. В это время Чехов и Горький уже предсказывали молодому Бунину большое будущее. “Глубина неба, даль полей говорили мне о чём-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чём-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью…” Мотив неба, пространства и ночи пронизывает и третье, предсмертное стихотворение поэта.

Поискам сочетаний прекрасного и вечного помогает соответствующая пространственно-временная организация стиха: от настоящего к прошлому и опять к настоящему. Так человеческая мысль ведёт поиски гармонии, наблюдая за вечными звёздами, так “мирьяды глаз следили // Их древний путь”. Созданный в стихотворении «Ночь» (1901) хронотоп подчёркивает всё расширяющееся для лирического героя пространство, в котором теряются поиски “прекрасного и вечного”.

Ритм стихотворения, написанного пятистопным ямбом, – сильный, энергичный. В одной из своих статей В.Г. Белинский сравнил ритм ямбических строк с равномерно падающими ударами меча. Знаменитый классический пятистопный ямб с пиррихием – это пульс стихотворения, это ритм звёздной вечности.

Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имён!

Пиррихий позволяет выделить в стихотворении важные в смысловом отношении слова, когда ожидается ударение: “сочетанья прекрасного”, “над сумраком земли”, “в глубине веков”… Пиррихий как бы поддерживает пропадающие и неясно выделенные черты бесконечности.

Чередование мужской и женской рифм тоже поддерживает пульсацию стиха: он то резок и энергичен (вдали – земли), то мягок и таинственен (сочетанья – молчанья). Это логично встраивается в перекрёстную рифму стихотворения, расширяя и уточняя мысль автора о соединении в жизни моментов постоянных и мгновенных.

Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь – и к тихому прибою
Со мной на берег девушка пришла.

Аллитерация, созданная с помощью согласных “ш”, “ч”, “щ”, рисует картину таинственности и загадочности Бытия. И вдруг, сквозь ночь – “столпом стеклянным светит полоса”. Это сравнение не является единственным в стихотворении, все они подчёркивают связь настоящего с прошлым: “как ныне я…”, “как письмена”. Инверсия вносит в текст завораживающую интонацию, она позволила выделить ставшие рефреном строки:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

То, что в стихотворении метафора “зеркало воды” находится в самом центре стиха, представляется мне очень символичным. Это символ вечности, отражающейся в настоящем, это мироздание, глядящее в себя.

Лексический строй стихотворения «Ночь» сопряжён с авторской мыслью загадочности существования. Песок пустыни – это не только зыбкая почва под ногами лирического героя, но и растворяющиеся черты былого. Всё непостоянно и вечно одновременно, всё исчезает, “как след среди песков”. Вглядываясь в “глубину веков”, лирический герой видит силуэты прошлого: “письмена”, “прибрежья, где бродили тавро-скифы”…

Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жён,
Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Глаголы настоящего времени, преобладающие в первой части стихотворения (“ищу”, “мерцают”, “озаряет”, “светит”, “связует”), приближают прошлое к реальности, дают возможность лирическому герою прикоснуться к вечности и ощутить себя её частью. А воспоминания промелькнули – и исчезли, “как сон”. И пусть живёт он “мечтою бесполезной, туманной и обманчивой мечтой”. Всё же он, герой, лелеет свою мечту и любит её за “счастие слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

Любовь – это именно то, что является, по мнению Бунина, сочетанием “прекрасного и вечного”. Только она способна соединять души и сердца людей, “нежных и любивших”. Это она, властительница ночи, достойна вечного поклонения.

Анализ стихотворения Бунина “Забытый фонтан”

Среди поэтов “серебряного века” мне больше нравится И. А. Бунин, потому что он выражает свои чувства, мысли, переживания очень легко и красисиво. Бунин считается самым лучшим поэтом, который так легко обращается с сонетами. У Бунина самой любимой формой стихотворения был сонет, и может быть поэтому его стихотворения очень легко воспринимаются слушателем. Для бунинских сонетов характерны вечные темы любви и гармонии с природой; в бунинских сонетах мы всегда заметим, как легко и чисто ложатся слога.
В произведении “Забытый фонтан”

Центральный персонаж рассказа И. А. Бунина “Сны Чанга” Действительность интерпретируется Чангом в соответствии с условно “собачьим” восприятием жизненной драмы капитана с его теорией “двух правд”, постоянно сменявших друг друга: “первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая.

Тема любви в рассказе Бунина “Темные аллеи” Иван Алексеевич Бунин – один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы “Танька”, “На край света”, “Вести с родины” и другие. В 1898.

Читайте также:  Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс

Проблема человека и цивилизации Горе тебе, Вавилон, город крепкий! Апокалипсис Иван Алексеевич Бунин – писатель тонкой психологической характеристики, умеющий детально вылепить персонаж или окружающую обстановку. При несложном сюжете поражает богатство мыслей, образов и символики.

Идейно-художественное своеобразие книги Бунина “Темные аллеи” Книга “Темные аллеи” принадлежит к шедеврам мировой литературы, писатель работал над ней с 1937 по 1949 годы. Судьба книги была сложная, впервые она была опубликована в 1943 году в Нью-Йорке.

Традиции русской классики в творчестве И. Бунина Начало XX века вошло в историю как время грандиозных исторических и культурных потрясений, период надежд и разочарований – По словам Н. Бердяева, эта эпоха соединила в себе “чувство заката и.

Главное впечатление от “Темных аллей” Главное впечатление от “Темных аллей” – поэтичность любовной стихии – создается чувством родства авторского “я” к герою, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, воссоздаваемой восприятием героя, символически звучащими мотивами звездного.

Тема смысла жизни (по рассказу И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”) В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ “Господин из Сан-Франциско”, который был высоко оценен В. Короленко. Мысль.

Почему Бунин сравнивает Олю Мещерскую с легким дыханием в рассказе “Легкое дыхание” С первых строк рассказа у читателя создается довольно тяжелое чувство. Он на-страивается на что-то трагическое: “На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий”. Сразу.

Жизнь и смерть в рассказе А. И. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирут общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не.

Реализм стихотворений Бунина Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. Его стихи начали появляться в те годы, когда в русской поэзии уже громко заявили б себе провозвестники декаданса (Д. Мережковский, Н. Минский.

Тема человечности В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение – рассказ “Лапти”. В нем И. А. Бунин поднимает множество тем: человечности.

“Незабываемое” в цикле рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи” Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых где.

Проблема нравственного выбора И. А. Бунин пишет свои произведения в первой половине двадцатого века в сложное для России переломное время. В начале века происходит переосмысление многих жизненных ценностей, меняются ориентиры, но творчество писателя.

Музыкальность произведений И. А. Бунина (На примере рассказа “Легкое дыхание”) 1. Понятие “музыкальности” произведения. 2. Средства достижения музыкальности текста. 3. Основное содержание, образ главной героини. 4. Лиричность и музыкальность рассказа. В апрельский день я от людей ушла, Ушла навек покорно.

Этапы жизни и творчества И. А. Бунина “Русским классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение “дворянских.

Тема обреченности буржуазного мира в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско” Рассказ “Господин из Сан-Франциско” был написан И. А. Буниным в 1915 году, в разгар мировой войны, в которой особенно отчетливо проявилась преступная и бесчеловечная сущность буржуазного мира. Это, наверно, единственный.

Своеобразие пейзажа в прозаическом творчестве И. А. Бунина 1. Многогранная картина природы. 2. Место человека в пейзаже. 3. Природная картина душевного состояния. Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители. И. В. Гете Картины природы.

Бунинская философия любви О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными бывают люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную “философию.

Философия любви в цикле И. А. Бунина “Темные аллеи” Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду.

Человек и окружающий мир в произведениях Бунина В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Бунина “Забытый фонтан”

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»

Анализ философского смысла стихотворения

По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь». Эти фразы отсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре.

Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.
«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19).
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5).
Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Техническая характеристика стихотворения

Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.

Произведение имеет две строфы. Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То есть рифма идёт через одну строку.

Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов», которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредством чередования пятистопного и трёхстопного ямба. Понятие «ямб» говорит о падении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.

В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская». Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А в каждой чётной строке рифма здесь — «мужская». То есть ударение идёт на последний слог.

Читайте также:  Анализ стихотворения Призраки Бунина

И. А. Бунин “Слово”: анализ стихотворения

Читать: Стихотворение И. А. Бунина”Слово”

Русский поэт – больше, чем поэт, по утверждению Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что этот поэтический тезис был выдвинут в середине 20 века, под такое определение судьбы и предназначения русского поэта подходят все российские творцы. Особенно те, кого коснулась нелегкая доля непризнанности, вынужденного изгнания, эмиграции. Иван Бунин известен широкому кругу читателей прежде всего как прозаик, но хотя его поэтическое наследие не столь обширно (несколько поэтических сборников, отмеченных, впрочем высокими премиями в области литературы), все его стихотворения указывают на его пророческий дар и на глубокие переживания относительно «судеб Родины». Стихи Бунина имеют оттенки старомодности (отмечается тяготение к классической лирике Майкова, Фета, Полонского), он признанный мастер русской философско-пейзажной лирики.

Стихотворение «Слово» было написано в 1915 году, всего за 5 лет до того, как поэт отправится в пожизненную эмиграцию. Побудили его к этому творящиеся на Родине «окаянные дни» – революционные события, свержение самодержавия и притеснение интеллигенции, разруха и беспорядок в стране, несвобода для творчества. На момент написания стихотворения шла Первая мировая война.

Главная тема стихотворения

Стихотворение из жанра философской лирики имеет черты и гражданской лирики, и публицистического призыва. Оно посвящено роли родного языка в жизни людей, в мировом пространстве и роли поэта – того, кто лучше других владеет словом и может изменить общество. Тяжелы предчувствия поэта – в мире идет война, а в России после череды переворотов – гражданская, братоубийственная война, после чего у власти могут оказаться люди, в чьих руках власть может оказаться опасной игрушкой. Единственное, что останется вечным в череде страшных событий, – это слово. Это вечный фон, на котором, как на сцене, развиваются события. Слово равно по древности с «гробницами, мумиями и костями», с мировым музейным прахом, пришедшим из самой глубины веков, но, увы, немым и мертвым. И лишь словесные свидетельства – надписи на стенах этих гробниц, обладают удивительной силой: они могут рассказать, как жили древние люди, что их волновало. Скорее всего, эти «звучащие письмена» расскажут о тех же проблемах – о войнах, несправедливости, жажде крови. Это значит, что и древние египтяне, и древние греки, и ассирийцы, и этруски жили так же – боясь войны, голода, заботясь о материальных благах.

Автор обращается к читателю с призывом – беречь культуру, а особенно «наш бессмертный дар» — русскую речь, потому что «нет у нас иного достоянья», а все материальные ценности станут прахом.

Действительно, речь – это первое, что отличает человека, ставшего на высшую ступень развития, от животного, чья речь имеет сугубо сигнальное предназначение. Поэтическая миниатюра звучит ка манифест, как завещание. Бунин акцентирует внимание на том, что Слово – это дар, отмечает его святость. Автор использует аллюзию на первые строки из Евангелия «В начале было Слово».

Структурный анализ стихотворения

Сильнее всего из используемых автором троп эмоционально воздействует на читателя метафора: «древняя тьма», «молчащие гробницы, мумии и кости», «бессмертный дар», «дни злобы и страданья».

Используется развернутое сравнение – сравнение человеческого слова по ценности с древнейшими артефактами и антитеза – их противопоставление по ценности.

Используемая фигура речи – риторическое обращение «Умейте же беречь!» отмечает точку высшего эмоционального накала в стихотворении.

Стихотворение может быть отнесено к миниатюрам – в нем всего 2 катрена. Нечётные строки написаны четырехстопным ямбом с пиррихием в конце, а чётные – трехстопным ямбом. Рифма перекрёстная (рифмуются между собой чётные и нечётные строки).

В нечётных строках используется женская рифма, в чётных – мужская. Всё это своеобразие в ритмике и нетипичной рифме создает особый ритм стихотворения – несколько рваный, отрывистый: так звучит речь опытного учителя, берегущего и тщательно подбирающего слова для глубоко нравственного послания.

«Родина» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности, жанр

Самобытность природы России всегда служила источником вдохновения для большинства отечественных писателей и поэтов. Не стал исключением и Иван Алексеевич Бунин, который в своем стихотворении «Родина» выразил всю гамму чувств по отношению к отчизне. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родина» по плану, который будет полезен ученика 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родине.

История создания – Стих написан в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.

Тема стихотворения – Реалистическая картина российской природы.

Композиция – Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой части автор описывает мрачный пейзаж бескрайних просторов России, во второй – описание природы значительно смягчается.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «Родина – снежная пустыня».

Эпитеты – «сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий».

Сравнения – «один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»

Олицетворения – «угрюмо меркнет зимний день».

Гипербола – «нет конца лесам сосновым».

История создания

В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.

Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».

В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.

В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Композиция

Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.

При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. «Мертвенно-свинцовое небо», удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, и представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере. Сквозь призму художественного описания природы чувствуется настроение лирического героя, его тяжелое душевное состояние.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.

Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты («мертвенно-свинцовые», «молочно-синий»), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны сравнения («один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»), олицетворения («угрюмо меркнет зимний день»), гиперболы («нет конца лесам сосновым»), метафоры («Родина – снежная пустыня»).

Ссылка на основную публикацию