Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Бунина

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Эти стихи, пронизанные чувством одиночества, бездомности и тоски по России, написаны Буниным в эмиграции, начавшейся для него в 1921 году.
Тема одиночества, бездомности, чужбины и тоски по родине. А ещё воспоминания о родном доме, отцовском дворе, и окружает героя всё чужое: чужая страна, чужие люди, чужой дом, чужой монастырь.

Как Бунин создаёт ощущение безысходности лирического героя? Эпитетами “горько”, “горестно”, “ветхою”. Сравнением человека с птицей и зверем, у которых есть гнездо и нора. В октаве чередуются длинные и короткие строки. Что достигается этим?

В длинных строках констатируются факты: “у птицы есть гнездо. ”, “я уходил с отцовского двора. ”, “у зверя есть нора. ”, “вхожу, крестясь, в чужой наёмный дом. ”. А в коротких строках — чувства, вырывающиеся из глубины души: “как горько. ”, “прости. ”, “как бьётся сердце горестно и громко. ”.

Оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.

Две строфы — это начало и конец “сюжета”, между которыми — целая жизнь скитаний. “Ветхая котомка” ветха не только от времени. Это принадлежность прошлого, изношенность воспоминаний.

Любовная лирика

Своеобразие Бунина раскрывается в его любовной лирике. Принадлежащая своим эмоциональным строем ХХ веку, она трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира. Красота порождает любовь – страсть, совершающую прорыв в одиночестве. В конечном счете любовь не спасает от одиночества. Исчерпав «земные» возможности, любовь ввергает героя в состояние спокойного отчаяния. Этим настроением сдержанного трагизма проникнуто стихотворение Бунина

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой.

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один – без жены.

Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить.
1903

О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё.

Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:

И ветер, и дождик, и мгла.

И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и. и. и. ) и точно выбранному размеру – амфибрахию.

Огромную роль играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:

Здесь жизнь до весны умерла.

“Жизнь умерла” – оксюморон. Но есть временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Изобразительное начало уступает место медитативному:

Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.

Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)

В последующих строках мы легко находим ответ:

Вчера ты была у меня.

Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.

А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня). Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.

И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.

Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:

Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи.

Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”

“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”. “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.

Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:

Что ж! Камин затоплю, буду пить.

Давайте подумаем: затоплю камин. Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю – заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и. воду.

А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся спасительными в юдоли земной.

Проза.

Особенности поэтики.

1. Синтез эпического и лирического начал (сочетание лиризма и описательности).

2. Сосредоточенность на прекрасном и трагическом в индивидуальном человеческом существовании, на «вечных темах» бытия. Индивидуальная человеческая жизнь для него шире и глубже каких-либо общественно- идеологических целей, потому что никакие социально-исторические перемены не отменяют в жизни человека испытания любовью и смертью, осознания радости и трагичности бытия. Бунин пишет о загадке человеческого существования.

3.Он наделяет многих своих героев способностью к переживанию предельной полноты жизни, умением относиться к природе как к вечной и незыблемой ценности.

4. Предметная детализация описаний («предметная изобразительность».

5. Особая ритмическая и звуковая организация повествования.

Использование системы образных, лексических и звуковых повторов.

6.Часто встречающиеся приёмы поэтической речи – анафора, инверсия, градация, синтаксический параллелизм.

7. Использование образов-символов.

«Господин из Сан-Франциско».

Тонкий лирик и психолог, Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» как будто отступает от законов реализма, приближается к романтикам -символистам. Правдивый рассказ о реальной жизни приобретает черты обобщенного взгляда на жизнь. Это своего рода притча, созданная по всем законам жанра.

Через образ корабля «Атлантида» писатель пытается передать символическое устройство человеческого общества. «Знаменитая “Атлантида”— был похож на грандиозный отель со всеми удобствами — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой — и жизнь .на нем протекала весьма размеренно». «Атлантида» предназначена услаждать путешествующих из Нового Света в Старый и обратно. Здесь все предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Тысячи обслуживающих суетятся и трудятся, чтобы благополучная публика получила от путешествия максимум удовольствия. Кругом царит роскошь, уют, спокойствие. Котлы и машины упрятаны глубоко в трюмы, чтобы не нарушать царящей гармонии и красоты. Звучащую в тумане сирену заглушает прекрасный струнный оркестр.

Да и сама благополучная публика старается не обращать внимания на досадные «пустяки», нарушающие комфорт. Эти люди свято верят в надежность корабля, умение капитана. Им недосуг задуматься о той бездонной пучине, над которой они проплывают так беззаботно и весело. Но писатель предостерегает: не все так благополучно и хорошо, как хотелось бы. Недаром пароход назван «Атлантида». Некогда одноименный прекрасный и благодатный остров ушел в пучину океана, а что уж говорить о корабле — бесконечно малой песчинке в огромном бурном океане.

Рассказ наполнен сложным философским смыслом, полон тревожных предчувствий, новых катастроф

Действительно, близость катастрофы предрекается уже эпиграфом к первому изданию: Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (из Апокалипсиса). В дальнейшем этот эпиграф автор убирает, но ощущение неизбежности страшных катаклизмов остаётся.

Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско». Что вы можете сказать о заголовке? Слово господин в этом словосочетании является главным. Оно многозначное. Почему вместо имени — опосредованное определение?

1. При фамилии или звании — формула вежливого упоминания или обращения (к лицу из господствующих классов; на письме обычно обозначалось сокращенно “г.” или “г-н”; дореволюц.). Господин. профессор. Передайте это г-ну Петрову. 2. Человек, по внешнему виду принадлежащий к привилегированному сословию (дореволюц.). 3. Владыка, повелитель, властитель. (Рабы повиновались своему господину.) В каком значении употреблено это слово в названии, затем во всём тексте?

“Господин из Сан-Франциско” — хозяин положения, хозяин жизни. Один смысл, первый, перерастает в другой. Перерастание происходит по мере развития сюжета.

Что служит сюжетом рассказа?История увеселительного круиза пожилого американца, уставшего от трудов по увеличению благосостояния и отправившегося с женой и дочерью на отдых в Старый свет. Составленный на два года маршрут был грандиозен и включал многие страны Европы и Азии. Но герой успел осуществить только лишь малую его часть: пересёк океан на комфортабельном судне «Атлантида», с месяц прожил в Неаполе и, спасаясь от непогоды, переехал на остров Капри, где был застигнут внезапной смертью.

Три реализованных пункта плана и составили три части сюжетного содержания.

Определите составляющие сюжетной линии.

Экспозиция – план и маршрут путешествия.

Завязка – нарушение ожиданий миллионера и его растущее недовольство.

Приём предвосхищения развязки – « В день отъезда даже и с утра не было солнца».

Кульминационная сцена = развязка – внезапная и «нелогичная» смерть героя.

Повествование после смерти героя продолжается, и выясняется, что поведанная история – лишь часть общей картины. Появляются сюжетно не мотивированные элементы: панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, двух горцев, обобщающая лирическая характеристика «радостной, прекрасной, солнечной страны». Этим автор подчёркивает неостановимость потока жизни.

Финальная сцена – описание знаменитого лайнера «Атлантида», в трюме которого возвращается господин. Она указывает на кольцевую композицию рассказа, что в свою очередь является доказательством цикличности бытия.

Бытовые детали пронизывают сюжет, традиционно имеют окраску классического реализма: подробное описание роскошной жизни «обитателей верхних палуб» резко контрастирует со скупыми картинками «непосильного напряжения» кочегаров. Бытовые реалии создают зримое представление о жизни рабов и господ.

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось.

Однако с первых дней горечь разлуки с родиной не давала Бунину покоя, и в 1922 году он написал стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».

Воспоминания и свежие ощущения наслоились друг на друга, став причиной довольно глубокой и продолжительной депрессии Бунина, а также поводом для написания целого цикла произведений как в прозе, так и в рифме, которые автор посвятил своим переживаниям.

Пытаясь описать словами то, что чувствует, Бунин отмечает: «Как бьется сердце горестно и громко». Его гнетет не только чувство тоски по родному дому, но и ощущение безысходности, собственной никчемности и ненужности. Ведь автор оказался в чужой стране практически без средств к существованию, и у него не возможности назвать своим те съемные мебилированные комнаты, в которые отныне он обречен жить долгие годы. Поэт признается, что каждый раз испытывает целую гамму самых противоречивых чувств, когда входит «в чужой наемный дом с своей уж ветхою котомкой».

Это ощущение обреченности автор сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на родину хотя бы ради того, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено будет сбыться, так как после революции Россия станет для него навсегда потерянной страной, той колыбелью радости и спокойствия, которую каждый человек утрачивает рано или поздно из-за различных обстоятельств.

Дайджест:

Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Сюжет стихотворения И. А. Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные. .

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Метель Бунина

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти» 1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение — рассказ «Лапти». 2) Тематика и проблематика рассказа. .

Краткий анализ творчества Бунина Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе. .

Анализ стихотворения Бродского «Любовь» Одной из самых таинственных возлюбленных Иосифа Бродского считается художница Марина Басманова, которую поэт даже считал своей невестой. Однако судьба распорядилась так, что пара рассталась — Марина ушла к другу Бродского. .

Поэтическое слово И. А. Бунина Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он. .

По рассказу И. А. Бунина «Солнечный удар» В своем прозаическом творчестве И. А. Бунин часто обращается к вечным темам. Тема любви — одна из главнейших в его произведениях. В истинной любви, по И. А. Бунину, есть что-то. .

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…» В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт. .

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…» Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он. .

Мастерство художественной детали в рассказах И. А. Бунина И. А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо. .

Анализ стихотворения Рубцова «По вечерам» Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями. .

Анализ стихотворения Цветаевой «В раю» Тема жизни после смерти красной линией проходит в творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом. .

Анализ «Окаянные дни» Бунина И. А «Окаянные дни» . По выражению Чехова, произведения Бунина по смысловой «плотности» напоминают «сгущенный бульон». Это особенно чувст вуе тся в дневниковых записях 1918-1919 годов, которые были озаглавлены «Окаянные дни» и. .

Анализ стихотворения Хлебникова «Она пошла, она запела…» Большинство поэтов в своих стиха пытаются создать те или иные образы, которые впоследствии вызывают самые разнообразные эмоции в душе читателя. Однако в отношении Велимира Хлебникова можно без преувеличений сказать, что. .

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .

Стихотворение И. А. Бунина «Ночь» Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темпа, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою. .

Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов» Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел. .

Про птиц, «О чем думают птицы» Птицы — украшение природы на нашей планете. Разноцветные, воздушные, с с ильными крыльями, со звонкими голосами. В своем сочинении я расскажу о нескольких интересных птицах, о которых я читал. Первая. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни» Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти поэта — в 1859-ом. В произведении Михаил. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена…» Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением «Чуть мерцает призрачная сцена…», которое. .

Краткое содержание «Хроники Заводной Птицы» Мураками Харуки Мураками Произведение «Хроники Заводной Птицы» Это произведение не имеет общих персонажей с предыдущими книгами Мураками, имея, однако сходные образы и сюжеты. В начале «Хроник» главный герой уходит из юридической. .

На тему: НАШИ ПТИЦЫ В АФРИКЕ НАШИ ПТИЦЫ В АФРИКЕ Много чудес мы повидали в Африке. Невиданные ранее ди­кие животные, экзотические птицы, обитатели африканских рек — всего не перечесть. Но меня более всего удивили наши, российские. .

Анализ стихотворения Пушкина «Что в имени тебе моем. » В жизни Александра Пушкина было достаточно много романтических увлечений, и каждой из своих избранниц поэт посвящал удивительные стихи, возвышенные и утонченные. Однако сам Пушкин признавался, что роковой страстью его жизни. .

Анализ стихотворения Фета «Все вокруг и пестро так и шумно…» Личная драма Афанасия Фета долгое время являлась тайной за месью печатями не только для друзей поэта, но и для его семьи. Лишь после смерти Фета были найдены его дневники и. .

Анализ стихотворения Блока «Когда-то гордый и надменный…» К 1910 году брак Александра Блока и Любови Менделеевой уже фактически распался. Поэт разочаровался в своей музе, которая, в свою очередь, платила супругу той же монетой. Супруги жиль своей жизнью. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия» В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который. .

Анализ стихотворения Блока «Снежное вино» Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» Михаил Лермонтов очень рано осознал, что его жизнь будет связана с литературой, хотя никогда не считал себя выдающимся поэтом. Тем не менее, в 1832 году, незадолго до своего 18-летия, он. .

Анализ стихотворения Брюсова «К моей стране» События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России — за. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание» Современники вспоминают, что Михаил Лермонтов обладал удивительной интуицией, а его стихи указывают на то, что он мог предвидеть будущее. Во всяком случае, в его творческом наследии достаточно много произведений, в. .

Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры» 1) Особенности жанра. Произведение И. А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа. 2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший. .

Анализ стихотворения Ахматвой «О тебе вспоминаю я редко…» В 1911 году Анна Ахматова познакомилась с Александром Блоком, и эта мимолетная встреча произвела на поэтессу неизгладимое впечатление. К этому моменту Ахматова уже была знакома с творчеством этого поэта, считая. .

Анализ стихотворения у птицы есть гнездо, у зверя есть нора бунина.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому.
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

Поразмышляем над прочитанным.

1. Какое настроениe, каная музыка преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне?

О чем говорят поэты-эмигранты? Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?

2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

Полнил бы я зиму,
Да обуза тяжка.
От нее даже дыму
Не уйти и облака,
И. Анненский. «Слег»

Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
Дон Аминадо. «Города и годы»

3. Выберите и подготовьте к выразительному чтению наизусть одно или два стихотворения о Родине.

4. Обратим внимание на то, что И. Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой: «. Да обуза тяжка. / От нее даже дыму не уйти в облака», а с другой – любуется блеском снега: «Но люблю ослабелый / От заоблачных нег – / То сверкающе-белый, / То сиреневый снег. » Как меняются взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов?

5. Как вы понимаете строки Д. Мережковского?

Не надо звуков: тише, тише,
У молчаливых облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.

6. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?

7. В чем пафос стихотворений 3. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»?

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Иван Бунин

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось. Однако с первых дней горечь разлуки с родиной не давала Бунину покоя, и в 1922 году он написал стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».

Первые строчки этого произведения указывают на то, что автор завидует обитателям леса, которые имеют свой дом, пусть и такой ненадежный, не обустроенный и лишенный привлекательности с человеческой точки зрения. Однако именно там они чувствуют себя в полной безопасности и наверняка по-своему счастливы, чего сам Бунин лишен. Он отмечает, что ему было крайне тяжело принимать решение об эмиграции. «Как горько было сердцу молодому, когда я уходил с отцовского двора», — отмечает автор. Для него прощание с Россией стало вторым трагическим событием в жизни. Ведь однажды, будучи 17-летним подростком, он уже покидал отчий дом, чтобы доказать всему миру собственную самостоятельность. Воспоминания и свежие ощущения наслоились друг на друга, став причиной довольно глубокой и продолжительной депрессии Бунина, а также поводом для написания целого цикла произведений как в прозе, так и в рифме, которые автор посвятил своим переживаниям.

Пытаясь описать словами то, что чувствует, Бунин отмечает: «Как бьется сердце горестно и громко». Его гнетет не только чувство тоски по родному дому, но и ощущение безысходности, собственной никчемности и ненужности . Ведь автор оказался в чужой стране практически без средств к существованию, и у него не возможности назвать своим те съемные мебилированные комнаты, в которые отныне он обречен жить долгие годы. Поэт признается, что каждый раз испытывает целую гамму самых противоречивых чувств, когда входит «в чужой наемный дом с своей уж ветхою котомкой». Это ощущение обреченности автор сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на родину хотя бы ради того, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено будет сбыться, так как после революции Россия станет для него навсегда потерянной страной, той колыбелью радости и спокойствия, которую каждый человек утрачивает рано или поздно из-за различных обстоятельств.

Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции.

Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя, чувства которого проникаются печалью и тоской, выстроенными на основе лейтмотива одиночества, содержащего личный и общественный драматизм.

Сюжетная линия произведения состоит из осознания лирического героя своей непростой судьбы в виде вечного скитания с целью поиска родного очага, с ностальгией вспоминая детство, проведенное в доме отца.

Композиционная структура стихотворения заключается в двух строфах, несущих огромную смысловую нагрузку, подчеркнутую применением постоянных повторов, создающих ощущение произнесенных вслух рассуждений лирического героя, а также акцентирующих важные детали происходящих событий, при этом первоначальное четверостишие имеет оттенки лиричной надежды, а второе – грустным мотивом суровой безысходности.

Отличительной особенностью стихотворения является использование интересных и необычных образов в виде птиц, зверей, их жилищ, отцовского двора, чужого дома и ветхой котомки, имеющих определенную символичность. Образ ветхой котомки представляется поэтом не только в качестве хранилища материальных предметов лирического героя, но и является пристанищем для накопленного жизненного опыта и мудрости. Напоминая о ветхой котомке, поэт подчеркивает бедность лирического героя не только в материальном плане, но и духовном, акцентируя внимание на отсутствие богатства, счастья, а также надежды на лучшее радостное будущее, которое заключается в обретении поэтом родного домашнего очага, представленного в виде русской земли.

Посредством изображения образов животных и птиц поэт передает настроение своего персонажа, чувствующего тоску и печаль по невозможности обрести умиротворение в отцовском доме в отличие от меньших братьев, имеющих и нору, и гнездо.

В образе чужого, наемного дома, изображенного в стихотворении, поэт представляет чужую страну, а вспоминая об отцовском дворе думает об оставленной родине. При этом, применяя средства художественной выразительности в виде эпитетов, а также изменения порядкового положения слов, поэт демонстрирует жалобный плач и причитающий стон в сочетании с горестным протестом и гневом.

Стихотворение наполнено обреченностью и ненужностью, в которых лирический герой не видит возможного выхода.

Анализ 2

Бунин относится к числу писателей-эмигрантов, которые вскоре после октябрьской революции отправились в другие страны подальше от новой власти и нового положения дел. Нужно сказать, тематика эмиграции и расставания с собственным домом, то есть родиной, является одной из центральных тем для творчества этого автора.

Бунин ярко переживал расставание с собственным домом, хотя на самом деле его эмиграция не была чрезмерно трудной и суровой, он обладал средствами, довольно приличным положением в обществе и происхождением. Поэтому он мог устроиться и на новой земле, мог также примыкать и к другим сообществам оставившим страну. Тем не менее для него не имела такого значение смена пространства обитания, сколько имела значение смена эпох.

Революция стала для поэта синонимом разрушения старого уклада. Конечно, в какой-то степени он был привязан к роскошному быту помещика, но не об этом была его тоска в основном и характерный пример он дает в рассказе Антоновские яблоки. Бунин видел как мельчает его страна, как строгий и величественный уклад сменяется чем-то никчемным и ничтожным и конечно он был возмущен в определенной степени созданием общества, в котором пролетарии (при всех возможных достоинствах класс для того периода малообразованный и не обладающий какими-то выдающимися достоинствами) получают привилегии и становятся идеологической основой.

В стихотворении У птицы есть гнездо.. он пишет именно о том как оставил страну, как оказался в новом доме. Конечно, вход в новый наемный дом, куда он пребывает с «ветхою котомкой» является художественным приемом, повторимся, поэт не бедствовал, но дело не в этом. Тут имеют значения именно образы путника, который забрал свой ветхий скарб из родного дома и приходит в дом чужой.

Смог ли он унести нечто стоящее из былого дома? Навряд ли. Устои царской России ему более не сохранить, этот уклад канул в Лету и теперь останется только в воспоминаниях.

Поэтому и сам поэт становится действительно как зверь без своей норки или гнезда. И в этом заключается его фундаментальная тоска. Ведь у каждого живого существа в этом мире есть какой-то дом, дом в глобальном смысле.

Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора по плану

Читайте также:  Анализ стихотворения Ночь Бунина

Возможно вам будет интересно

Отчаяние – очень насыщенное образами, необычными эпитетами, сравнениями стихотворение. Хотя оно и не так велико по размеру (всего пять строф по четыре строки), но после его прочтения остаётся не только насыщение

Стихотворение относится по жанровой направленности к любовной лирике поэта, а в качестве основной тематики рассматривается любовное чувство к женщине.

Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».

Тема смерти в один момент становится ключевой в повествованиях Афанасия Фета, особенно после 50-х годов в 19-ом веке. Причиной данной темы становится пессимистические настроения автора

Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.

Сюжет стихотворения И.А. Бунина “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…” заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные скитания в поисках «очага». Произведение двусмысленно и содержит в себе как личную, так и общественную драму.

Уход из семейного «гнезда» обусловлен взрослением молодого человека: он вынужден начать собственный путь, создать свой очаг, но также покинуть любимую страну, где сломан старый уклад жизни, а новый не предвещает ничего хорошего.

Такие выводы можно сделать, зная исторический контекст произведения.

Стихотворение проникнуто чувством печали и тоски и строится на основе мотива одиночества. Лирический герой расстался с детством, с прошлой жизнью, но не обрел себя в новой, что видно из строк: «Вхожу, крестясь, в чужой ночлежный дом». Странствие в поисках дома молодой человек вынужден совершить в одиночку, без спутников. Однако, читая первое четверостишие, мы понимаем, что у юноши впереди есть будущее, хоть оно и неизвестно и туманно. Во второй же части стихотворения лирический герой предстает уже повзрослевшим. Хоть об этом не сказано напрямую, но еще вчерашний юноша превратился в бродягу, так и не обредшего своего жилища. Героя нигде не ждут, не любят – именно это вынуждает его скитаться по свету.

Первое четверостишие более поэтично, чем второе. Говоря о прошлом, лирический герой, вероятно, испытывает ностальгию. Настоящее же достаточно сурово, поэтому последняя строфа местами похожа на прозу («У зверя есть нора, у птицы есть гнездо»). Однако в целом рифма соблюдена.

В стихотворении И.А. Бунина интересный образный ряд: птицы, звери, их жилища, отцовский двор, чужой дом и, конечно, ветхая котомка. Некоторые из названных вещей достаточно символичны. Например, ветхая котомка – «хранилище» не только материальных пожитков героя, но и накопленных жизненного опыта и знаний. Именно поэтому сума названа ветхой – за долгое странствие она вобрала в себя всю мудрость, которая приходит с возрастом.

Благодаря использованию образов птицы и зверя, гнезда и норы, читатель понимает настроение лирического героя: мужчина печален оттого, что даже братья меньшие имеют жилище, а он, человек, обречен на бродяжничество.

Отцовский дом также является символом: юноша подразумевает не только семейный очаг, но всю Родину в целом; наемный же дом – это чужая страна.

Читая стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», невозможно не восхититься талантом писавшего эти строки. Композиция произведения включает в себя всего две строфы, но в них заключен громадный смысл. Стихотворение построено на повторах, что, во-первых, создает впечатление произносимых лирическим героем «мыслей вслух», а во-вторых, делает акцент на самых важных деталях.

Я восхищена данным произведением: повествующий смог захватить такой большой временной период (относительно человеческой жизни), передать столько эмоций всего в восьми строках. Действительно, краткость – сестра таланта.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) –

Урок-анализ стихотворений И.А. Бунина с использованием ИКТ (8-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 8

Цели:

  • Общие – создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах, которые может испытывать человек, лишившийся дома.
  • Частные – углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения, закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста.

Эпиграф к уроку:

Куда бы ни был брошен ты судьбой,
Тепло родного дома ты унесешь с собой.

Словарик:

  • Шифоньерка – шкафчик для белья и мелких вещей.
  • Сю – Эжен Сю(1804-1857) – французский писатель, автор социальных романов «Парижские тайны» и «Вечный жид».
  • Патерик – сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого- либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми.
  • Божница – полка или киот, остекленная рама или шкафчик для икон.
  • Горка – застекленный шкафчик для посуды, фарфора.
  • Дагерротип – снимок, сделанный способом дагерротипии, т.е способом фотографирования на металлической пластине, покрытой слоем йодистого серебра (этот способ применялся до введения методов современной фотографии).

Музыкальное оформление: (по выбору учителя)

  • Олег Газманов «Мой храм»;
  • Юрий Антонов «Крыша дома своего»;
  • Лев Лещенко «Родительский дом».

Оборудование:

  1. На доске эпиграф к уроку, словарик.
  2. Тексты стихотворений И.А.Бунина «Люблю цветные стекла окон…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».
  3. Пословицы о доме.

Структура урока:

  1. Вызов.Психологический настрой. Составление кластера «Дом».
  2. Слово ученикам. Зачитывание мини-сочинений «Чем мне дорог мой дом».
  3. Осмысление-реализация. Работа с новой информацией. Аналитическая работа по поэтическим текстам.
  4. Рефлексия. Выполнение творческих заданий.

Ход урока

Вызов интереса по теме «Дом». Беседа.

  1. Если вы окажетесь в другом месте, вдали от родных мест, то о чем вы чаще всего будете вспоминать? Почему?
  2. Что не дано забыть человеку?
  3. Дорогу куда до самого последнего часа должен помнить человек? Почему?
  4. Что значит для вас родной дом? Что в нем вам особенно дорого?
  5. Зачитывание мини-сочинений «Чем дорог мне мой дом».
  6. Какое чувство вызывает в вас слово «дом»? Какие ассоциации возникают при произнесении слова «дом»?

Составление кластера к слову «дом»

Объявление темы урока

Словарная работа

Ознакомление со стихотворением И.А. Бунина «Люблю цветные стекла окон»

Аналитическая работа по тексту

1. О чем это стихотворение? Какое слово является ключевым в этом стихотворении?
– О любви к дому. Ключевым словом является слово «люблю». Именно с этого слова начинаются три строфы из четырех

2. Чем дорог этот дом лирическому герою? Назови, что он вспоминает. Как вам кажется, случайно ли перечисление любимых вещей или их вйыбор чем=то обусловлен? Что объединяет воспоминания лирического героя?

Составление кластера «дом» №2 по прочитанному стихотворению

3. Что привносят в наше восприятие атмосферы дома такие художественные средства, как эпитеты, метафоры?

– Помогают ярче представить названные предметы, даже почувствовать запах и услышать звон, скрип.

Какие предметы мы воспринимаем в стихотворении зрительно?

Все названные предметы

– Звенящую люстру, скрип половиц

Неясный винный запах.

4. Рассмотрим композицию стихотворения. Как вы думаете, что бы изменилось в нашем восприятии этого стихотворения, если бы и последняя строфа начиналась со слова «люблю» ? Люблю и вас дагерротипы…

– Дагерротипы упоминались бы в ряду других деталей интерьера, не привлекая к себе особого внимания читателя. В оригинале мы видим повтор обращения «И вас, и вас дагерротипы», выделяющий именно эту деталь из всего упомянутого ряда.

5. Обратите внимание на две заключительные строчки, которые почти дословно повторяют строчки первой строфы. В чем, по-вашему мнению, смысл этого повтора?

– Кольцевая композиция возвращает читателя к началу стихотворения, к образу дома, в котором жили близкие поэту люди. Кроме того, эти воспоминания (сумрак от липы, скрип половиц) носят очень конкретный, личный, бытовой характер.

6. Постарайтесь ответить на вопрос о настроении этого стихотворения.

– В настроении лирического героя есть оттенок «светлой печали», вероятно. Объяснимый тем, что любимый дом постепенно уходит в прошлое, в область воспоминаний. Предчувствие утраты дома ощущается здесь, что, в конечном счете, сочетается с перипетиями биографии И.А. Бунина.

Чтение текста

Выявление первичного восприятия

– Познакомьтесь с еще одним стихотворением И.А. Бунина. Что их объединяет?

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Сравните ваши впечатления от двух прозвучавших на уроке стихотворений И.Бунина.

Аналитическая работа по тексту

1. Какова роль зачина в создании настроения этого стихотворения? В чем смысл многоточия в конце первой строки? Как возможно продолжить этот словесный ряд?

2. Как бы вы определили его тему?

– тема стихотворения – утрата дома. Из скольких частей состоит стихотворение? Как вы думаете, что дает разделение стихотворения на две части – строфы?

– Между строфами большой временной отрезок: «Как горько было сердцу молодому» – «С своей уж ветхою котомкой!»

3. Как чувствует себя человек, лишенный дома?Опишите, Что мог чувствовать лирический

4. Выпишите слова, создающие в этом стихотворении синтаксическое поле слова «дом»

В первой строфе и во второй, и определите их значение в понимании психологического состояния лирического героя:

1 строфа – гнездо – нора – отцовский дом – родной дом

2 строфа – нора – гнездо – чужой, наемный дом

5. Какие антонимичные глаголы употреблены в двух строфах? Благодаря чему они становятся особенно выразительными в этом стихотворении?

– Они становятся особенно выразительными на фоне композиционного сходства строф,

А также в сочетании с антонимичными эпитетами.

1 строфа – «Когда я уходил с отцовского двора»

2 строфа – «Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный двор»

Обратите внимание на временные формы этих глаголов. Попробуйте изменить форму глагола «входить» настоящего времени на форму прошедшего времени. Что изменилось в стихотворении?( Учитель обращает внимание учеников на то, что особый драматизм стихотворения достигается за счет использования глагола настоящего времени. «Когда входил…»- это рассказ о том, что было, «Когда вхожу…»- это о том, что испытывает лирический герой сейчас.)

6. Какие слова можно считать ключевыми для второго стихотворения?

– Ключевыми словами можно считать слова «горько», «горестно».

7. Сравните настроение двух стихотворений. Каково настроение лирического героя второго стихотворения, что он испытывает?

– Лирический герой испытывает горе и горечь оттого, что лишился дома.

Дополнение кластера «дом» №2

Рассказ учителя.

– Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт. После Великой Октябрьской революции из-за неприятия большевистского строя покинул Россию. 33 года он провел на чужбине, где состарился и умер во Франции. Всю жизнь он с горячей любовью вспоминал Россию, родной отцовский двор, горячо любимый дом.

Выполнение творческих заданий.

1. Ученики подбирают синонимы к слову «дом»

Дом – изба, очаг, кров, приют, пристанище от напастей…

2. Дополнение синонимического ряда синонимами из прочитанного учителем текста

– Дом –суверенное царство посреди целого мира. Это твердыня в бурях эпохи, прибежище, даже святыня, Это –становление Бога в мире, место, где должны воцариться – что бы ни творилось на земле – мир,тишина,радость, любовь, чистота, порядок, благоговение, послушание, традиции, а во всем этом – счастье.

3. Пословицы и поговорки о доме.

Ученики вспоминают и записывают пословицы и поговорки о доме, учитель дополняет их ответы.

  • Дом без призора – яма.
  • Дом вести – не лапти плести.
  • Дом без хозяина – сиротинка.
  • Дом вести – не рукавом трясти.
  • Дом дело найдет.
  • Дом дому не указывает.
  • Дом невелик, да лежать не велит.
  • Дом не старше хозяина.
  • Дом построить – не шапку на голову надеть.
  • Дом построить – не шапку на голову надеть.
  • Дома и стены помогают.
  • Домашний вор опаснее чужого.
  • Без хозяина – двор, а без хозяйки – изба плачет.
  • В гостях хорошо, а дома – лучше.
  • Криком избы не построишь.
  • Изба красна не углами, а пирогами.
  • Мой дом – моя крепость.

4. Слово учителя.

В 17 веке Симеон Полоцкий по царскому поручению составляет интереснейшее педагогическое произведение под выразительным названием «Обед душевный». В нем – гимн семье. «Отец дома должен быть как солнце (Греть, светить). Мать – как луна, а чада – яко звезды. И если преграда между солнцем и луною бывает, то свет их до звезд не доходит.» Как вы понимаете это высказывание? Какая пословица близка по смыслу к этому высказыванию? (Крепкий дом – крепкая семья).

– А что вы видите на крыше ? Что, по-вашему,символизирует аист?

– Аист – символ семейного счастья, символ верности, символ мирной жизни.

Прослушивание записи песни «Аист на крыше»

Люди, прошу я, потише, потише.
Войны пусть сгинут во мгле.
Аист на крыше, аист на крыше –
Мир на земле.

Люди в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже
Верьте друг другу и мне:
Аист на крыше – счастье под крышей
И на земле.

5. Выразительное чтение стихов о доме

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

И сердце мое истомилось в тоске
Но сладкой надеждой я жил вдалеке,
Я к дому стремился, к жемчужине милой,
Чтоб сердце наполнилось новою силой.

И люстры надо мной сверкали,
Как в заколдованном кругу…
Но мил мне домик неприметный
На тихом дальнем берегу.

И пусть немного
В нем огней –
Нет в мире
Домика светлей!

Его черемуха накрыла,
Склоняется за гроздью гроздь…
А он из четырех окошек
Как будто видит мир насквозь…

Между нарядными цветами
Пчела без устали снует,
Как будто домику сердечный
Привет полей передает.

Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.

Нет, не покину никогда
Родного крова я.
И за Отчизну сто смертей
Принять готова я.

6. Составление синквэйнов-пятистиший к слову «дом»

ДОМ
Уютный, родной.
Ждет, согреет, защитит.
Дом – пристань для человека.
КРОВ

ДОМ
Теплый, старинный
Любит, укроет, успокоит.
Дом пахнет душистым хлебом.
КРЕПОСТЬ

ДОМ
Уютный, чистый
Манит, зовет, примет.
Дома живут близкие люди.
ПОКОЙ

7. Возвращение к эпиграфу урока и вывод по уроку

Возврат к эпиграфу, зачитывание его хором вслух.

– Куда бы ни забросила человека судьба, он до последних минут помнит и хранит в сердце своем родную сторонку, родные места, теплый любимый дом. Тепло своего светлого дома он хранит в сердце, и это тепло согревает в самые трудные минуты.

8. Задание на дом.

Написать сочинение-размышление по одной пословице о доме.

Стихотворения И.А. Бунина, анализируемые на уроке

* * *
Люблю цветные стекла окон
И сумрак от столетних лип,
Звенящей люстры серый кокон
И половиц прогнивших скрип.

Люблю неясный винный запах
Из шифоньерок и от книг
В стеклянных невысоких шкапах,
Где рядом Сю и Патерик.

Люблю их синие странички,
Их четкий шрифт, простой набор,
И серебро икон в божничке,
И в горке матовый фарфор,

И вас, и вас дагерротипы,
Черты давно поблекших лиц,
И сумрак от столетней липы,
И скрип прогнивших половиц.

* * *
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемrmoruss.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора,” — Транскрипт:

1 У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо, Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!

2 Детство Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года на улице Дворянской. 22 октября 1870 года на улице Дворянской.

3 Отец Алексей Николаевич Бунин, из обедневших дворян, бывал невоздержан в питии, увлекался картами, но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью. из обедневших дворян, бывал невоздержан в питии, увлекался картами, но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бунина Осень. Чащи леса

4 Мать Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный», «ни у кого нет такой тонкой души, как у него»… «В Воронеже он, моложе двух лет, ходил в соседний магазин за конфеткой. Его крестный, генерал Сипягин, уверял, что он будет большим человеком. генералом!»

5 Детство В 1874 году Бунины перебрались из города в деревню, на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. «Зимой безграничное снежное море, летом море хлебов, трав, цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание. » Так через много лет напишет он в «Жизни Арсеньева». Попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнились, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте, и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки. «Зимой безграничное снежное море, летом море хлебов, трав, цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание. » Так через много лет напишет он в «Жизни Арсеньева». Попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнились, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте, и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки.

6 Детство Возили детей и к бабушке, матери Людмилы Александровны, в Озерки, которые находились в нескольких верстах от их хутора. Ване очень нравилась бабушкина усадьба. Родители брали Ваню и младших сестер, в церковь в селе Рождество. Он любил церковные службы, хотя ему, не привыкшему к дисциплине, было утомительно их выстаивать.

7 Отрочество Любовь к литературе пробудилась у него с самого раннего детства, когда мать читала ему стихи. К моменту поступления в гимназию он уже знал и любил произведения Пушкина, Гоголя, а Страшная месть» его не просто потрясла. На экзамены в Елец повез его Алексей Николаевич.

8 Отрочество Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома (осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым писателя связывали самые близкие отношения). Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу. Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.

9 Литературный дебют С 1889 началась самостоятельная жизнь со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты «Орловский вестник», молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в Молодые супруги впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.

10 Литературный дебют 1895 год переломный в судьбе писателя. Он оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким,Н. Д. Телешовым, участником «сред» которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.

11 Восхождение на литературный Олимп Самостоятельно изучив английский язык, перевел поэму Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” (1896). Слава Бунина-поэта началась со сборника стихов “Листопад”, вышедшего в 1901 в символистском издательстве “Скорпион”. “Листопад” и перевод “Песни о Гайавате” были отмечены Пушкинской премией Российской Академией Наук (1903). С начала 1900-х печатал стихи и прозу в сборниках “Знание”, а в в издательстве “Знание” вышло его первое собрание сочинений. Общественное признание Бунина-писателя выразилось в присуждении ему второй Пушкинской премии и избрании почетным академиком Российской Академии Наук.

12 Путешествия В 1900 совершил свое первое заграничное путешествие. С тех пор непрестанно странствовал по свету. Вместе с женой В.Н. Муромцевой-Буниной исколесил почти всю Европу, подолгу гостил на Капри у Горького, не раз бывал в Турции, изъездил весь Ближний Восток вплоть до пустыни Сахара, плавал на Цейлон. Впечатления от путешествий разных лет отражены в книге “Тень птицы” (Париж, 1931). Повесть “Деревня” (1910) и последовавшие за ней книги “Суходол” (1912), “Иоанн Рыдалец” (1913), “Господин из Сан-Франциско” (1916) заставили говорить о Бунине как о первом русском прозаике. В 1915 в издательстве А.Ф. Маркса вышло его “Полное собрание сочинений” в 6-ти томах. Повесть “Деревня” (1910) и последовавшие за ней книги “Суходол” (1912), “Иоанн Рыдалец” (1913), “Господин из Сан-Франциско” (1916) заставили говорить о Бунине как о первом русском прозаике. В 1915 в издательстве А.Ф. Маркса вышло его “Полное собрание сочинений” в 6-ти томах.

13 Зрелый мастер 1-я мировая война была воспринята писателем как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретив Февральскую революцию и Октябрьский переворот января 1920 навсегда покинул Россию. В эмиграции опубликовал свой дневник-памфлет “Окаянные дни” (писавшийся в Москве и Одессе в ) – произведение яростного неприятия революции. 26 января 1920 навсегда покинул Россию. В эмиграции опубликовал свой дневник-памфлет “Окаянные дни” (писавшийся в Москве и Одессе в ) – произведение яростного неприятия революции.

14 Нобелевский лауреат The Nobel Prize in Literature 1933 “for the strict artistry with which he has carried on the classical Russian traditions in prose writing” Ivan Alekseyevich Bunin Ivan Alekseyevich Bunin stateless domicile in France b (in Voronezh, Russia) – d В 1933 году стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии.

15 Жизнь в эмиграции Вся последующая жизнь писателя связана с Францией. Жил в Париже, проводя лето на юге Франции, в Грасе. В эмиграции Буниным создано 10 новых книг прозы и одна книга стихов. В работал над своим самым крупным произведением – романом “Жизнь Арсеньева”. В 1933 стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии. Годы 2-й мировой войны провел в Грасе, некоторое время и под немецкой оккупацией, испытывая голод и душевные страдания. Но именно в это время создал, быть может, лучшую книгу о любви в русской литературе – сборник рассказов “Темные аллеи” (1-е издание: Нью-Йорк, 1943; полное: Париж, 1946).

16 Жизнь в эмиграции Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи. » назвал «великодушной мерой». Однако ждановское постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину. В 1945 Бунины вернулись в Париж. Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни (Ф. Мориак, А. Жид, Р. Роллан, Т. Манн, Р.-М. Рильке, Я. Ивашкевич и др.). Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.

17 Смерть Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой «О Чехове», вышедшей посмертно (1955) в Нью- Йорке. Умер 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев- де-Буа, под Парижем

18 Жизнь после смерти В Орле музей Ивана Алексеевича Бунина существует уже десять лет. С тех самых времен, когда были опубликованы “Окаянные дни”. Это самый главный Бунинский музей. Фонд главного музея насчитывает пять тысяч единиц хранения. Одна из сотрудниц музея сказала нам, что весь бунинский архив до семнадцатого года передала в этот музей Вера Николаевна Муромцева-Бунина. В музее чисто и светло, такое впечатление, что все с иголочки, явно нежилое помещение. Отреставрировано второе крыло дома, там собираются открывать экскурсионно-читальный зал, бунинский.

19 Возвращение Ивана Бунина Любил я в детстве сумрак в храме Любил вечернею порой Любил вечернею порой Его, сияющий огнями, Его, сияющий огнями, Перед молящейся толпой; Перед молящейся толпой; Любил я всенощное бденье, Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах Когда в напевах и словах Звучит покорное смиренье Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах. И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе, Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой; Я становился за толпой; Я приносил туда с собой Я приносил туда с собой В душе и радости и горе; В душе и радости и горе; И в час, когда хор тихо пел И в час, когда хор тихо пел О “Свете Тихом”, – в умиленье О “Свете Тихом”, – в умиленье Я забывал свои волненья Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел. И сердцем радостно светлел.

Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи

в жизни каждого человека.

Задачи:1)познакомить с произведениями И. А. Бунина;

2)формировать позитивное отношение к исследовательской

3)воспитывать чувство патриотизма на примере произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Дом там, где наше сердце.

(конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)

Тот, счастливейший из всех, будь он король или нищий,

кто обрел счастье в собственном доме.

Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи

в жизни каждого человека.

Задачи:1)познакомить с произведениями И. А. Бунина;

2)формировать позитивное отношение к исследовательской

3)воспитывать чувство патриотизма на примере произведений

1 Слово учителя.

Дом и семья имеют очень большое значение в жизни каждого человека. «Дом там, где наше сердце»,- эти слова принадлежат римскому писателю Плинию. Так назовем мы наш урок. – А что значит дом для вас? Что вам дорого в нем?

(Отвечая на вопрос, уч-ся демонстрируют свои рисунки: «Мой дом- это близкие мне люди, мама и папа. Мой дом- это собака Грей и кот Тихон. Мой дом- это березка под окном, это капельки росы на траве. Мой дом –это наши семейные традиции: дарить близким подарки, радость, любовь».

«Дом для меня- это место, где я родилась и выросла, где дорого мне все; это родные люди- мама, папа, бабушка.»

«Мой дом- это мои близкие, самые дорогие и любимые люди»).

Обратите внимание, что во всех ваших ответах есть слово «любовь». Именно это слово является ключевым в стихотворении И. А. Бунина о доме «Люблю цветные стекла окон…»

2 На фоне музыки Шнитке «Концерт для альта. 2-я часть, фрагмент» звучит стих-е И. А. Бунина «Люблю цветные стекла окон…»

3) Анализ стихотворения.

-Чем дорог дом лирическому герою? Назовите, что он вспоминает.

-Как вам кажется, случайно ли упоминание любимых вещей или их выбор чем-то обусловлен? Что объединяет воспоминания лирического героя?

(Сначала взгляд лирического героя направлен на дом снаружи: окна- липы. Потом очерчиваются границы дома изнутри: люстра – половицы – книги- иконы- фарфор – дагерротипы. Эти вещи, запомнившиеся лирическому герою, являются символами культурной жизни обитателей дома).

-Что привносят в ваше восприятие атмосферы дома такие художественные средства, как эпитеты, метафоры?

(Эпитеты: цветные стекла, неясный запах, столетние липы и метафоры: люстры серый кокон, серебро икон передают любовь лирического героя к родному дому).

-Обратите внимание, что три из четырех строфы начинаются со слова «люблю», как вы думаете, что изменилось бы в нашем восприятии этого стихотворения, если бы последняя строфа начиналась со слова «люблю»?

(В этом случае первая строка четвертой строфы звучала бы как «Люблю и вас, дагерротипы…», т. е. дагерротипы (фотографии на металлической пластине) упоминались бы в ряду других деталей интерьера, не привлекая к себе особого внимания читателя. В то время как повтор обращения «И вас, и вас, дагерротипы, выделяет именно эту деталь из всего упомянутого ряда.

-Две заключительные строчки почти дословно повторяют строчки первой строфы. В чем, по-вашему, смысл этого повтора?

(Кольцевая композиция возвращает читателя к началу стихотворения, к образу дома, в котором жили близкие поэту люди. Оттенок «светлой печали» в настроении лирического героя, вероятно, объясняется тем, что любимый им дом постепенно уходит в прошлое, в область воспоминаний, лирический герой предчувствует утрату дома, что, в конечном счете, сочетается с перепетиями биографии И. А. Бунина).

4) Сообщение учащегося.

Краткие сведения из биографии писателя.

И. А. Бунин (1870-1953)происходил из старинного дворянского рода, вырос он в Орловской губернии, откуда родом были и Тургенев, и Фет, и Тютчев, и Лесков…С детства Бунин впитывал в себя красоту родной земли, был очень наблюдателен. Едва ли не важнейшими способностями человека для Бунина оказываются память и умение почувствовать прекрасное в жизни. В своих произведениях Бунин почти всегда явно или неявно опирается на поток памяти. Память для писателя – условие подлинности чувств и необходимая предпосылка творчества.

В1919 году Бунин покинул Москву, жил на юге России, переходившем из рук в руки «белых» и «красных», а в 1920 году эмигрировал за границу, – сначала на Балканы, а затем во Францию.

Разлуку с Родиной Бунин тяжело переживал. Его пугали бесприютная участь и одиночество на чужбине. Уже в самом начале эмиграции он выразил свою тоску по отчему дому в стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

5) Чтение стихотворения.

6)Анализ стихотворения «У птицы есть гнездо…»

-Как бы вы определили тему стихотворения?

– Из скольких частей состоит стихотворение?

(Две части- строфы. Между строфами большой временной отрезок: «Как горько было сердцу молодому»- «С своей уж ветхою котомкой!»

  1. Как чувствует себя человек лишенный дома?( Ему «горько» и «горестно»)
  2. Выпишите все слова, создающие в этом стихотворении синтаксическое поле слову «дом»; определите их значение в понимании психологического состояния героя.

(Гнездо – нора – отцовский двор – родной дом; нора – гнездо – чужой, наемный дом. В отцовском доме, который покинул лирический герой, все было родным и близким; за границей – все «чужое», «наемное».

  1. Какие антонимичные глаголы употребляются в стихотворении? Благодаря чему они становятся особенно выразительными?

(Уходил- вхожу. Особый драматизм стихотворения достигается за счет использования глагола в настоящем времени. «Когда входил»…- это рассказ о том, что было; «Когда вхожу» – это рассказ о том, что испытывает лирический герой сейчас).

7) в стихотворении, которое прозвучало в начале урока, ключевым мы определили слово «люблю». Для второго стихотворении ключевыми можно считать слова «горько», «горестно». В первом стихотворении смутно угадывается «светлая печаль», обусловленная возможной утратой дома. Горечь и горе испытывает герой, уже лишившийся дома.

«Тот – счастливейший из всех, будь он король или нищий, кто обрел мир в собственном доме», – писал И. Гете.

Всю свою жизнь Бунин искал счастье, писал о нем, томился о нем, он нашел его в самом ощущении жизни и в любви к тогдашней своей серой родине. Он много знал, любил, ненавидел, много трудился и ошибался, – но – все равно всю жизнь его величайшей, нежнейшей любовью были отчий дом, Родина, Россия.

8)На заключительном этапе урока звучит музыка Шнитке «Концерт для альта. 2 часть. Фрагмент»

Ссылка на основную публикацию