Анализ стихотворения Зеркало Бунина

Анализ стихотворения Бунина Зеркало

Иван Алексеевич Бунин(1870-1953) – русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909). лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Премию ему дали “за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы”, а это вам не хухры-мухры, всё очень серьёзно.

Часто звучит скептическое мнение, что Нобелевскую преми ю дают только «своим», но доказательств никаких нет, поэтому уймитесь, сумнящиеся. Я верю, что Бунин не просто так получил награду. Да дело даже не в награде…

Легко трепать языками, пускать всякие сплетни, слухи, особенно – издеваться и смеяться после смерти человека, который что-то мог.

Поэзия Бунина – наследие русской культуры. Пока живо наследие и те, кто истинно наследует его, – жив и народ.

Вот вкусите стихотворение. вдумчиво вчитываясь, ловя звук бунинской поэзии :

Темнеет зимний день, спокойствие и мрак
Нисходят на душу — и все, что отражалось,
Что было в зеркале, померкло, потерялось.
Вот так и смерть, да, может быть, вот так.

В могильной темноте одна моя сигара
Краснеет огоньком, как дивный самоцвет:
Погаснет и она, развеется и след
Ее душистого и тонкого угара.

Кто это заиграл? Чьи милые персты,
Чьи кольца яркие вдоль клавиш побежали?
Душа моя полна восторга и печали —
Я не боюсь могильной темноты.

Ну как? Поэзия и проза Ивана Бунина – размеренная, неторопливая, но сосредоточенная на жизни, на знаках жизни, ощущениях души.

В первом четверостишиепоэт говорит о том, что зимний день идёт к концу, темнеет, и всё, что было за день, отразившись в душе («зеркале» ), теперь меркнет, теряется… Лирический герой стиха грустит по этому поводу, он печален, что радость конечна.

Вот так и смерть, да, может быть, вот так.

В этой строчке подчёркивается конечность, но есть некоторая неуверенность. А поэт продолжает нагнетать смертельность в стихотворении :

В могильной темноте одна моя сигара
Краснеет огоньком, как дивный самоцвет:
Погаснет и она, развеется и след
Ее душистого и тонкого угара.

Апофеоз переживаний практически уничтожает лирического героя и, кажется, что уж нет спасения от мрачных мыслей. Мне понравилось поэтическое: «одна моя сигара краснеет огоньком, как дивный самоцвет» и «след её душистого и тонкого угара» – красиво написано.

Но в третьем четверостишие неожиданно настроение героя-одиночки меняется, как только он слышит музыку. летящую из фортепиано. Кто-то это заиграл? – Подумал герой и обрадовался.

Кто это заиграл? Чьи милые персты,
Чьи кольца яркие вдоль клавиш побежали?
Душа моя полна восторга и печали —
Я не боюсь могильной темноты.

Душа полна восторгом и печалью – смешанное сладкое болезненное чувство человека творческого. Теперь после того, как он ощущает красоту. он не боится «могильной темноты» .

Что у нас может быть хорошего в жизни при самых плохих раскладах? Красота, которую даёт настоящее искусство. сильное, ценное. И сразу мрак отступает, оставляя место свету.

«Зеркало» И.Бунин

Темнеет зимний день, спокойствие и мрак
Нисходят на душу — и все, что отражалось,
Что было в зеркале, померкло, потерялось…
Вот так и смерть, да, может быть, вот так.

В могильной темноте одна моя сигара

Краснеет огоньком, как дивный самоцвет:
Погаснет и она, развеется и след
Ее душистого и тонкого угара…

Кто это заиграл? Чьи милые персты,
Чьи кольца яркие вдоль клавиш побежали?
Душа моя полна восторга и печали –
Я не боюсь могильной темноты.

Анализ стихотворения Бунина «Зеркало»

Порог между реальностью и вымыслом, книга воспоминаний, отражение души, знак беды или вызов судьбе — многослойный образ зеркала, созданный в литературе, уходит мистическими корнями в глубину веков. В стихотворении, написанном Буниным зимой 1916 г. возникает образ зеркала, решенный в контексте русских культурных традиций.

Начинаясь с простой фразы о наступающих сумерках, лирическое повествование фокусируется на внутреннем состоянии героя. Для его описания используется группа цветовой лексики: «темнеет», «спокойствие и мрак». Последняя лексема «играет» двойственностью значений — прямым и переносным, во втором случае отождествляясь с безнадежностью. Сочетание двух значений влияет на восприятие обыденных явлений, придавая им усложненный, потаенный смысл.

Ощущение «двойного дна» поддерживается сложным образом зеркала, богатым культурными реминисценциями. Зеркало уподобляется воспоминаниям, хранимым в памяти. Всепоглощающий «мрак», отождествляемый с неотвратимым бегом времени, способен погасить и уничтожить не только чувства, но и жизнь человеческую. Мощь разрушительных сил и глубина последствий выражены конструкцией, состоящей из трех однородных глаголов. Фаталистическая фраза «вот так», повторенная дважды в контексте слова «смерть» и синтаксически подтвержденная многоточием, завершает неутешительные размышления героя о бренности бытия.

Во второй и третьей строфах появляется знаковый образ «могильной темноты»: он начинает срединную часть и вновь возникает в финале. Абсолютная темнота также двоится, одновременно обозначая и сгустившиеся сумерки, и неясную сущность, чье действие беспощадно к человеку. Что может противостоять темной разрушительной силе времени? Яркий свет, и герой предпринимает попытку победить накатившую безнадежность.

Тьма отступает от огонька сигары, получившего яркое сравнение с «дивным самоцветом», но лишь на короткое время. Настоящую, окончательную победу может одержать только искусство. Прекрасная музыка разгоняет «могильную темноту», ее звуки дарят «восторг и печаль» душе, наделяют силами, позволяющими не страшиться забвения. Подлинное искусство несет свет, что передается автором с помощью метонимического приема: сверкают «яркие кольца» на быстрых пальцах неизвестной пианистки.

Опираясь на бытийный, повседневный контекст, лирическое повествование «Зеркала» одновременно существует на условно-символическом уровне, обогащая содержание глубокими философскими размышлениями.

Зеркало
Стихотворение Ивана Бунина

Темнеет зимний день, спокойствие и мрак Нисходят н а душу — и все, что отражалось, Что было в зеркале, померкло, потерялось. Вот так и смерть, да, может быть, вот так. В могильной темноте одна моя сигара Краснеет огоньком, как дивный самоцвет: Погаснет и она, развеется и след Ее душистого и тонкого угара. Кто это заиграл? Чьи милые персты, Чьи кольца яркие вдоль клавиш побежали? Душа моя полна восторга и печали — Я не боюсь могильной темноты.

Иван Бунин. Стихотворения.
Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.
Ленинград: Советский писатель, 1956.

Другие стихи Ивана Бунина

Иван Бунин — Темнеет зимний день, спокойствие и мрак ( Зеркало )

Temneyet zimny den, spokoystviye i mrak
Niskhodyat na dushu — i vse, chto otrazhalos,
Chto bylo v zerkale, pomerklo, poteryalos.
Vot tak i smert, da, mozhet byt, vot tak.

V mogilnoy temnote odna moya sigara
Krasneyet ogonkom, kak divny samotsvet:
Pogasnet i ona, razveyetsya i sled
Yee dushistogo i tonkogo ugara.
Kto eto zaigral? Chyi milye persty,
Chyi koltsa yarkiye vdol klavish pobezhali?
Dusha moya polna vostorga i pechali —
Ya ne boyus mogilnoy temnoty.

Ntvyttn pbvybq ltym, cgjrjqcndbt b vhfr
Ybc[jlzn yf leie — b dct, xnj jnhf;fkjcm,
Xnj ,skj d pthrfkt, gjvthrkj, gjnthzkjcm///
Djn nfr b cvthnm, lf, vj;tn ,snm, djn nfr/

D vjubkmyjq ntvyjnt jlyf vjz cbufhf
Rhfcyttn jujymrjv, rfr lbdysq cfvjwdtn:
Gjufcytn b jyf, hfpdttncz b cktl
Tt leibcnjuj b njyrjuj eufhf///
Rnj nj pfbuhfk? Xmb vbkst gthcns,
Xmb rjkmwf zhrbt dljkm rkfdbi gj,t;fkb?
Leif vjz gjkyf djcnjhuf b gtxfkb —
Z yt ,j/cm vjubkmyjq ntvyjns/

Помогите с анализом стихотворения Бунина “Зеркало” Ничего в голову не приходит

Сергей Блонский Просветленный (32786) 3 года назад

В первом четверостишие поэт говорит о том, что зимний день идёт к концу, темнеет, и всё, что было за день, отразившись в душе («зеркале»). теперь меркнет, теряется… Лирический герой стиха грустит по этому поводу, он печален, что радость конечна.

Вот так и смерть, да, может быть, вот так.
В этой строчке подчёркивается конечность, но есть некоторая неуверенность. А поэт продолжает нагнетать смертельность в стихотворении.

В могильной темноте одна моя сигара
Краснеет огоньком, как дивный самоцвет:
Погаснет и она, развеется и след
Ее душистого и тонкого угара.

Апофеоз переживаний практически уничтожает лирического героя и, кажется, что уж нет спасения от мрачных мыслей. Мне понравилось поэтическое: «одна моя сигара краснеет огоньком, как дивный самоцвет» и «след её душистого и тонкого угара» – красиво написано.

Но в третьем четверостишие неожиданно настроение героя-одиночки меняется, как только он слышит музыку, летящую из фортепиано. Кто-то это заиграл? – Подумал герой и обрадовался.

Кто это заиграл? Чьи милые персты,
Чьи кольца яркие вдоль клавиш побежали?
Душа моя полна восторга и печали —
Я не боюсь могильной темноты.

Душа полна восторгом и печалью – смешанное сладкое болезненное чувство человека творческого. Теперь после того, как он ощущает красоту, он не боится «могильной темноты».

Что у нас может быть хорошего в жизни при самых плохих раскладах? Красота, которую даёт настоящее искусство, сильное, ценное. И сразу мрак отступает, оставляя место свету.

Послушайте стихотворение аБунина Зеркало

Анализ стихотворения Бунина «Зеркало»

Порог между реальностью и вымыслом, книга воспоминаний, отражение души, знак беды или вызов судьбе — многослойный образ зеркала, созданный в литературе, уходит мистическими корнями в глубину веков. В стихотворении, написанном Буниным зимой 1916 г., возникает образ зеркала, решенный в контексте русских культурных традиций.

Начинаясь с простой фразы о наступающих сумерках, лирическое повествование фокусируется на внутреннем состоянии героя. Для его описания используется группа цветовой лексики: «темнеет», «спокойствие и мрак».

Сочетание двух значений влияет на восприятие обыденных явлений, придавая им усложненный, потаенный смысл.

Ощущение «двойного дна» поддерживается сложным образом зеркала, богатым культурными реминисценциями. Зеркало уподобляется воспоминаниям, хранимым в памяти. Всепоглощающий «мрак», отождествляемый с неотвратимым бегом времени, способен погасить и уничтожить не только чувства, но и жизнь человеческую.

Мощь разрушительных сил и глубина последствий выражены

Во второй и третьей строфах появляется знаковый образ «могильной темноты»: он начинает срединную часть и вновь возникает в финале. Абсолютная темнота также двоится, одновременно обозначая и сгустившиеся сумерки, и неясную сущность, чье действие беспощадно к человеку. Что может противостоять темной разрушительной силе времени?

Яркий свет, и герой предпринимает попытку победить накатившую безнадежность.

Тьма отступает от огонька сигары, получившего яркое сравнение с «дивным самоцветом», но лишь на короткое время. Настоящую, окончательную победу может одержать только искусство. Прекрасная музыка разгоняет «могильную темноту», ее звуки дарят «восторг и печаль» душе, наделяют силами, позволяющими не страшиться забвения.

Подлинное искусство несет свет, что передается автором с помощью метонимического приема: сверкают «яркие кольца» на быстрых пальцах неизвестной пианистки.

Опираясь на бытийный, повседневный контекст, лирическое повествование «Зеркала» одновременно существует на условно-символическом уровне, обогащая содержание глубокими философскими размышлениями.

Дайджест:

Анализ стихотворения «Зеркало» — Шефнер Стихотворение «Зеркало» было написано В. Шефнером в 1942 году в Ленинграде. Сюжет его — осиротевший дом, разрушенный войной быт. Мы видим обугленную стену, рваные обои, обрушившиеся комнаты. Все это отражается. .

Анализ стихотворения Бунина «Летняя ночь» Форма стихотворения, датированного 1912 г., необычна. Произведение написано белым стихом: ритмизованный поэтический текст лишен рифмы, окончания фраз не совпадают с концовкой строк. Перечисленные приемы создают эффект прозаизации, имитации обычной речи. .

Анализ стихотворения Бунина «Осыпаются астры в садах…» Произведение 18-летнего поэта создано в духе традиций классической осенней лирики. Холодные туманы, лес с золотистой листвой, поредевшие аллеи и пустые нивы — все эти образы пришли из творчества Пушкина и. .

Анализ стихотворения Бунина «Мороз» В произведении, написанном летом 1903 г., изображен погожий зимний вечер. Спящая природа, обилие инея и блеска, серебристые и голубые оттенки — это доминанты морозного бунинского пейзажа. Над «хрустальным царством лесным». .

Анализ стихотворения Бунина «Кошка» Заброшенный «обветшалый» дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа. Кошка. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Анализ стихотворения Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» Природа занимает особенное место в творчестве Бунина, причем как в прозе, так и в поэзии. Функции пейзажа разнятся. Он может выступать в роли эмоционального фона произведения, выражать чувства героя, служить. .

Анализ стихотворения Бунина «Христос воскрес! Опять с зарею…» Композиционное решение, в котором весеннее обновление природы рассматривается в контексте православного праздника, реализовали предшественники Бунина — Майков и Плещеев. В десятых годах XX в. похожие мотивы возникают в стихотворениях Есенина. .

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Родина» Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждает лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные. .

Анализ стихотворения Бунина «Родник» Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи. .

Анализ стихотворения Бунина «Мать» Тема матери, возникшая на этапе зарождения художественного слова, в русской традиции ассоциируется не только с реалиями быта. Она существует в возвышенной версии, связанной с образом Богородицы-заступницы, и национальном варианте, отождествляясь. .

Анализ стихотворения Бунина «Молодость» Произведение, написанное весной 1916 г., начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист. .

Анализ стихотворения Бунина «Не устану восхвалять вас, звезды!» Бунин-поэт — это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано смой природой. В лирических. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый утренник, серебряный мороз!…» Тема природы — главная в бунинской лирике. В пейзажной поэзии нередко находила отражение жизненная философия Ивана Алексеевича. Природу писатель считал целительной и благотворной силой, способной многое подарить человеку — радость. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения Бунина «В цирке» Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что при жизни Бунина и Ахматову. .

Анализ стихотворения Бунина «Песня» Автор, признававший ценность поэтической традиции, часто обращался к песенному жанру: нередким элементом, вошедшим в название стихотворений разных лет, становится слово «песня». Фольклорные истоки тематики и стиля, яркое музыкальное начало, исповедальные. .

Анализ стихотворения Бунина «Сказка» В произведении моделируется картина заповедного уголка природы, наполненная радостью, светом и ликованием. Пейзажной зарисовке отведено центральное место во сне, навеянном воспоминаниями о далекой молодости героя. Каковы слагаемые сказочного пейзажа? Анализ. .

Читайте также:  Жизнь Арсеньева - краткое содержание книги Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Поэт» Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора. В раннем стихотворении главенствует. .

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение. .

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан» Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, — первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и. .

Анализ стихотворения Бунина «Горный лес» Точность — неизменное качество поэтики Бунина, поэтому художественное пространство его текстов наполнено конкретными географическими ориентирами — топонимами. Прообразом горного леса является гора Ликей, или Волчья, которая находится в центре греческого. .

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Иван Бунин — один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на. .

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь» Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить. .

Анализ стихотворения Бунина «Сумерки» В 1899 Иван Бунин женился на Анне Цакни и перебрался в Одессу. Этот брак был непродолжительным, однако поэт сохранил очень теплые чувства к своей супруге и по-настоящему влюбился в Южную. .

Анализ стихотворения Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…» Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей. .

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» Пейзажная лирика Ивана Бунина — особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи — это не только описание времен года. .

Анализ стихотворения Бунина «Счастлив я, когда ты голубые…» Тема любви в бунинской трактовке сопряжена с печалью. Поэтизируя прекрасное чувство, приближающее человека к совершенству, автор с сожалением констатирует: любовь не приносит долгого счастья. Расставание влюбленных почти неизбежно, оно сулит. .

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно. .

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер» Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были. .

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня» Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со. .

Анализ стихотворения Бунина «Смерть» Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать их в своих произведениях. Как. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Фета «На корабле» Большинство произведений из небольшого фетовского цикла на морскую тематику посвящено пейзажным зарисовкам, рождающим живописный, пластичный и многоликий образ вечной стихии. Идейное содержание стихотворного текста «На корабле», датированного 1856-1857 гг., выбивается. .

Анализ стихотворения Бунина «Сириус» В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая. .

Анализ стихотворения Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…» Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения. .

Анализ стихотворения Бунина «На распутье» Получив домашнее образование, Иван Бунин мечтает связать свою жизнь с литературой. Против воли родителей он покидает родовое имение и устраивается на работу в орловскую типографию простым корректором, надеясь, что со. .

Анализ стихотворения Бунина «Полдень» В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья. .

Анализ стихотворения Бунина «Слово» Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений. .

Стихотворение И.А. Бунина «Ночь»

Из опыта анализа поэтического текста на уроках в 11-м классе

П ри всём обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений всё же нет чётких его канонов. Цель анализа поэтического текста – понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Утвердившийся в своё время традиционный подход к анализу поэтического текста требует от учащихся умения в самом начале анализа называть тему стихотворения и его идею, основываясь на собственных читательских ощущениях. И, сформулировав идею и тему, ребята начинают посредством анализа художественных средств доказывать ЭТУ идею, СВОЮ, возможно, и не совпадающую с идеей автора. Даже если и поможет им острое читательское чутьё абсолютно точно определить авторский замысел, то всё равно – зачем тогда весь дальнейший анализ текста? Ради чего? Ведь вслед за автором они уже сказали главное, то, ради чего и само стихотворение, и художественные особенности!

Знаниевый подход к изучению литературы не даёт возможности учащимся целостно воспринимать поэтический текст. Все составные части анализа стихотворения остаются для них скучными и зачастую непонятными тропами, фигурами, размерами… А главное – творческая деятельность здесь уже и не нужна, потому что нет места для интуиции, фантазии и вопроса: “Зачем автору понадобилось именно это средство, что он хотел этим сказать?”

Семилетняя работа с учениками по программе А.Г. Кутузова (с 5-го по 11-й класс) помогла мне ещё раз убедиться, что только деятельностный подход к изучению предмета может максимально развить у школьников необходимую компетентность. В рамках такого подхода у нас с ребятами выработался определённый алгоритм анализа стихотворения. Ученик, осваивающий такой алгоритм, начинает осознавать, что анализ поэтического текста – не цель, а увлекательный путь к постижению авторской истины. В индивидуальной и групповой деятельности открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани поэтического текста, богатые возможности художественных средств.

Самый главный вопрос, который я ставлю перед учениками, – ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха? Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?

Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем – в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет ребятам не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения. Группоцентрированный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.

Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую – всё то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причём чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора. Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объёмно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.

Работа каждой группы оценивается ребятами всех групп по критериям, определённым учителем и (или) учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определёнными знаниями. Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю критерий “единый текст”: приобретается навык соединения всей информации в логичный текст. А это одна из самых трудных задач в процессе работы над поэтическим текстом. Сочинение по теме «Анализ поэтического текста» – венец многолетней работы учителя и ученика, сплетённый из понимания, ощущений, интуиции и логики.

Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска Приморского края Ухановой Натальи.

1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.

2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.

3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.

4-я группа. Историко-географический антураж. Ассоциации.

5-я группа. Метрика. Рифма.

6-я группа. Фоника. Интонация.

Литературное понятие и его роль в стихотворении

I. Название стихотворения

Ночь – 1. Часть суток от вечера до утра (по толковому словарю). 2. Самая таинственная часть суток, время загадок, тайн и любви.

Таинственность, неизвестность, угасание дня, время перед рождением нового.

II. Лирический герой ищет “сочетанья прекрасного и вечного”. Его глаза, как и “мирьяды глаз” других людей, следят за вечными звёздами. Вспоминает о ночи любви, “когда весь мир любил я для одной!”

Человек, познающий любовь, понимает, что она – часть вселенской любви. Истинная Любовь – это прикосновение к вечности.

III. Композиция стихотворения

Композиция стихотворения кольцевая; первая и последняя строфы обрамляют стихотворение.

В кульминационной строфе (5-я: “Вот снова ночь…”) свет “столпом стеклянным” пронизывает вечность.

Хронотоп стихотворения: от настоящего – к прошлому – и опять к настоящему; в центре прошлого – мгновение настоящего.

В кольце вечности всё повторяется, всё выходит на круги своя. И что-то в виде “светлой полосы” пронизывает вечность, как луч света; тот стержень, на котором держится мир.

Время не имеет чётких границ, оно переплетено: прошлое существует в нашей памяти в виде реальности. Но есть что-то, что всегда истинно, то есть настоящее.

Лирический сюжет стихотворения отражает поиски лирическим героем “прекрасного и вечного”.

“Мирьяды глаз” смотрели на царственные звёзды, пытаясь познать мир. Во все века влюблённые обращали свой взор к вечным звёздам. И всё то, что было когда-то центром цивилизации, исчезает, превращаясь в “пески среди молчанья”.

Лирический герой, рассуждая о бренности земного мира, понимает, что только любовь “связует нас с отжившими”, только она вечна и всегда жива.

Всё на земле преходяще, всё умирает, рождая новое. И только одно – любовь – живёт вечно, на ней держится Вселенная.

V. Образная система

Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения:

  • тихой, тайной ночью;
  • царственными звёздами, несущими тайную информацию;
  • зеркалом воды;
  • влюблёнными, наблюдающими за вечными звёздами.

Во все времена человек пытался понять смысл вселенской жизни, свою причастность к истине. Человек – это часть мироздания, но он одинок в своём познании любви.

Сравнения:

  • “Столпом стеклянным светит полоса”
  • “Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион”

  • “Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь”

  • Все… исчезли в ней, как след среди песков”

Звёзды – носители манящих тайн вечности.

Человек, чувствуя свою причастность к вечному, пытается разгадать его сущность.

Всё в мире преходяще.

Символ вечности; мироздание, глядящее в себя.

  • “их теченье над пустыней”
  • “море… сыплет… пыль”

Звёздные реки как реки жизни.

Всё в мире исчезает, превращаясь в пыль и песчинки, маленькие частички общего.

Метонимия:

  • “мирьяды глаз следили”

Во все века заворожённые взгляды людей следили за звёздами.

Эпитеты:

  • “царственных имён”
  • “…нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жён”

  • “над бледной сталью”
  • “ночи звёздной”
  • “туманной и обманчивой мечтой”

Эпитетов в тексте немного, но все они точные, чёткие, звучные, подчёркивающие основные признаки сущего.

Это мечта о любви.

Синтаксический параллелизм:

  • “Пусть я живу мечтою бесполезной,
  • “Ищу я в этом мире сочетанья
  • “Люблю её за счастие слияния

В одной любви с любовью всех времён!”

Смысл жизни для лирического героя – поиск “прекрасного и вечного” – любви.

Повторение:

  • “Ищу я в этом мире сочетанья
  • “Ищу я в этом мире сочетанья

(Начало и завершение стиха.)

Человек всегда находится в поиске того “прекрасного и вечного”, без чего жизнь не имеет смысла. Но даже познанная любовь остаётся для него тайной. Начало и завершение жизни – в познании любви.

VIII. Историко-географический антураж

  • “Их было много…

Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!”

  • “Над бледной сталью Понта

Евфрат и Нил – реки жизни.

Мемфис и Вавилон – древние столицы великих государств.

Звёзды всегда освещали великие земные дела. Творение рук человека – не вечно, вечно лишь то, что принадлежит вечности.

IX. Ассоциации – тот приём в данном стихотворении, на котором построен весь текст.

Поиски прекрасного и вечного – вижу ночь: пески и звёзды – глаза влюблённых всегда следили за звёздами в ночи – и снова ночь – была такая же ночь, ночь любви – вечная мечта о любви.

Смысл жизни – в любви, в счастье “слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

“Прекрасное и вечное” – это любовь.

Стихотворение написано чётким, торжественным пятистопным ямбом с пиррихием:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Пятистопный ямб – пульс стихотворения; пиррихий выделяет важные в смысловом отношении слова: “сочетанья” – “прекрасного и вечного” – “над сумраком земли”.

Ритм звёздной вечности.

Пульс жизни: всплески любви и пропадающие и неясно выраженные черты бесконечности.

XI. Рифма

  • Все рифмы в тексте точные, усиливающиеся опорными согласными: Понта – горизонта; небеса – полоса.
Читайте также:  Анализ стихотворения Одиночество Бунина 11 класс

Чёткий, равномерный ритм жизни.

  • В каждом стихе – сочетание женской и мужской рифм, как переплетение женского и мужского начал:

Постоянные и мгновенные моменты жизни.

Пульсация жизни – в чередовании мгновений на фоне таинственной Вечности.

  • Из 36 строк стихотворения только 12 закрытых рифм, остальные открытые.

Аллитерация: ш, ч, щ

ночь, молчанье, нежных и любивших, прозрачно-серебривших…

Загадочность, таинственность, “шелест” Бытия.

Ассонанс: преобладание звуков

  • [а] (“а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…” – М.Ломоносов)

Бесконечность, открытость мироздания.

  • [и] (звук сквозной, пронизывающий и пронзительный)

Искрящиеся мгновения жизни.

  • [о] (утверждающий, сильный) преобладает только в трёх строках:

1. [вот снова ноч’. Над бл’эднай’ стал’йу Понта] – (центральная строфа), возвращение к настоящему моменту.

2. [но й’эс’т’ адно, што в’эч’най красатой’у] – (7-я строфа), связь настоящего с прошлым.

3. [в адной’ л’убв’и с л’убов’й’у фс’эх вр’им’он] – последняя строфа, утверждающая главную мысль автора.

Только любовь, властительница ночи, вечная и прекрасная, способна соединить мгновения жизни в вечность.

Герой утверждает непреходящую силу любви.

Интонация стихотворения лирическая, с повышением голоса во 2-й, 4-й, 8-й, 9-й строфах. Интонационный всплеск достигает максимальной высоты в последней строфе стихотворения.

Восклицательные предложения в этих строфах имеют важный философский смысл, каждое из этих предложений содержит слово “любовь” в различных его формах (“люблю”, “любивших”, “любил”), а в последнем – трижды повторенное – утверждение: “люблю”, “любви”, “с любовью”.

Любовь – то главное и единственное, в чём заключается смысл жизни человека!

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Ночь»

Наталья Уханова,
11-й класс, школа № 17,
г. Дальнегорск

Родник поэзии есть красота.
Н.В. Гоголь

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

Может быть, именно в этом и заключается смысл жизни человека – искать гармонию жизни? Привычная фраза, не правда ли? Но не надоевшая. Вновь и вновь мы следуем за мыслью художника, пытаясь вместе с ним разобраться в тайнах мироздания.

Я подключаюсь к размышлениям Ивана Алексеевича Бунина о “прекрасном и вечном”. Поэт мастерски проводит параллель между прошлым и настоящим, выявляя черты вечности.

Много путей к разгадке идейного содержания стихотворения, название – только один из них. Ночь – часть суток от заката до восхода солнца, нет ничего таинственнее этого времени… За сменою ночи следует смена веков – так рождается вечность. Задумываясь о ночи, мы как бы входим в бесконечность, невольно начиная размышлять об этом неисчерпаемом пространстве, о Вселенной:

Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Я обнаружила у Бунина три стихотворения под названием «Ночь». Самое первое написано в 1895 году, когда одиночество пробуждает в нём мыслителя, и он с юных лет начинает размышлять о тайнах жизни и смерти. Второе, о котором идёт речь в моём сочинении, создано через шесть лет после первого. В это время Чехов и Горький уже предсказывали молодому Бунину большое будущее. “Глубина неба, даль полей говорили мне о чём-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чём-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью…” Мотив неба, пространства и ночи пронизывает и третье, предсмертное стихотворение поэта.

Поискам сочетаний прекрасного и вечного помогает соответствующая пространственно-временная организация стиха: от настоящего к прошлому и опять к настоящему. Так человеческая мысль ведёт поиски гармонии, наблюдая за вечными звёздами, так “мирьяды глаз следили // Их древний путь”. Созданный в стихотворении «Ночь» (1901) хронотоп подчёркивает всё расширяющееся для лирического героя пространство, в котором теряются поиски “прекрасного и вечного”.

Ритм стихотворения, написанного пятистопным ямбом, – сильный, энергичный. В одной из своих статей В.Г. Белинский сравнил ритм ямбических строк с равномерно падающими ударами меча. Знаменитый классический пятистопный ямб с пиррихием – это пульс стихотворения, это ритм звёздной вечности.

Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имён!

Пиррихий позволяет выделить в стихотворении важные в смысловом отношении слова, когда ожидается ударение: “сочетанья прекрасного”, “над сумраком земли”, “в глубине веков”… Пиррихий как бы поддерживает пропадающие и неясно выделенные черты бесконечности.

Чередование мужской и женской рифм тоже поддерживает пульсацию стиха: он то резок и энергичен (вдали – земли), то мягок и таинственен (сочетанья – молчанья). Это логично встраивается в перекрёстную рифму стихотворения, расширяя и уточняя мысль автора о соединении в жизни моментов постоянных и мгновенных.

Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь – и к тихому прибою
Со мной на берег девушка пришла.

Аллитерация, созданная с помощью согласных “ш”, “ч”, “щ”, рисует картину таинственности и загадочности Бытия. И вдруг, сквозь ночь – “столпом стеклянным светит полоса”. Это сравнение не является единственным в стихотворении, все они подчёркивают связь настоящего с прошлым: “как ныне я…”, “как письмена”. Инверсия вносит в текст завораживающую интонацию, она позволила выделить ставшие рефреном строки:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

То, что в стихотворении метафора “зеркало воды” находится в самом центре стиха, представляется мне очень символичным. Это символ вечности, отражающейся в настоящем, это мироздание, глядящее в себя.

Лексический строй стихотворения «Ночь» сопряжён с авторской мыслью загадочности существования. Песок пустыни – это не только зыбкая почва под ногами лирического героя, но и растворяющиеся черты былого. Всё непостоянно и вечно одновременно, всё исчезает, “как след среди песков”. Вглядываясь в “глубину веков”, лирический герой видит силуэты прошлого: “письмена”, “прибрежья, где бродили тавро-скифы”…

Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жён,
Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Глаголы настоящего времени, преобладающие в первой части стихотворения (“ищу”, “мерцают”, “озаряет”, “светит”, “связует”), приближают прошлое к реальности, дают возможность лирическому герою прикоснуться к вечности и ощутить себя её частью. А воспоминания промелькнули – и исчезли, “как сон”. И пусть живёт он “мечтою бесполезной, туманной и обманчивой мечтой”. Всё же он, герой, лелеет свою мечту и любит её за “счастие слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

Любовь – это именно то, что является, по мнению Бунина, сочетанием “прекрасного и вечного”. Только она способна соединять души и сердца людей, “нежных и любивших”. Это она, властительница ночи, достойна вечного поклонения.

И. Бунин “Одиночество”: анализ стихотворения по плану

За свою жизнь И. А. Бунин создал немало достойных произведений. Во многих стихах поэт обращался к теме любви и одиночества, описывал грустное расставание. Именно эти вопросы вызывали у поэта особый интерес, и одним из примеров подобного стихотворения и является «Одиночество», которое увидело свет в 1904 году. Без каких-либо возвышенных или громких фраз поэт смог написать произведение, передающее самые тонкие оттенки палитры человеческих переживаний.

Первая сцена

Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» стоит начать с описания того пейзажа, который открывается читателю уже с первых строк поэтического произведения. Мы видим довольно мрачную картину, для усиления которой поэт использует прием многосоюзия (“И ветер, и дождик…”). Данный метод позволяет читателю еще больше усилить ощущение одиночества, окунуться в его мрачную атмосферу.

Художественные средства

Уже с первых строк можно понять, что чувствует автор стихотворения. Это ощущение тягостности. Однако его главный герой все-таки надеется, что сможет еще быть счастливым, что выражается в повторяющейся фразе «до весны». Но все равно даже это «до весны» является для рассказчика тягостным. При анализе стихотворения «Одиночество» Бунина и средств выразительности, используемых поэтом, можно упомянуть и выражение «жизнь до весны умерла». Здесь также используется прием оксюморона – одновременного использования двух противоположных по смыслу слов.

Для создания печальной атмосферы Бунин пользуется и таким литературным приемом, как метафора. Например, в таких фразах, как «над холодной пустыней воды», «мне темно». «Пустыня» и «темнота» для поэта не выступают в традиционном своем смысле, а являются определениями его внутреннего состояния. В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо подчеркнуть, что главный герой видит свое существование полностью безрадостным. Осознание того, что он еще вчера был счастлив, а сегодня его жизнь наполнена тоской, гнетет поэта. Его внутренний мир хоть и наполнен тоской, все же неоднозначен. Детали читатель «реконструирует» в процессе прочтения стихотворения.

Посвящение

В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо упомянуть и тот факт, что его главный герой – это мастер, человек искусства. Он не знает остановки в своем творчестве. Изначально поэт посвящал это стихотворение своему другу, художнику П. Нилусу (именно поэтому в произведении есть упоминание о «мольберте», за которым «темно»). Возможно, художник в своей жизни переживал нечто, подобное описанному в стихотворении, что было известно самому Бунину. Анализ некоторых строк свидетельствует о том, что лирический герой произведения – это творческий, покинутый человек. Несмотря на то, что стихотворение Бунин посвятил своему другу, в произведении он передал и свои собственные чувства.

Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану

Как и в работе над анализом любого другого произведения, школьник в своей работе должен придерживаться плана. В случае с подготовкой домашнего задания по стихотворению «Одиночество» он будет таким:

  1. Автор и заголовок стихотворения.
  2. История его создания. Можно упомянуть о том, что оно было впервые напечатано в 1904 году и посвящено другу поэта.
  3. О чем стихотворение. Поэт рассказывает об одиночестве после расставания. Любовь для поэта – всего лишь мимолетное счастье.
  4. Лирический герой – в данном случае одинокий художник. Он переживает свою боль без высоких фраз, его печаль скорее иронична.
  5. Художественные средства. Бунин использовал оксюморон, метафору, олицетворение, многосоюзие.
  6. Ритм стиха – трехстопный анапест.
  7. Личное мнение школьника.

Тема расставания в стихотворении

Если необходимо сделать анализ стихотворения Бунина «Одиночество» кратко, то можно ограничиться характеристикой главного персонажа, художественными средствами, используемыми поэтом, и основной идеей произведения. Главный герой стихотворения – это художник. Как известно, образ живописца в литературе всегда связан с неким страданием, невозможностью воплотить свои мечты в реальность. Душевные метания художника устремлены к тому, чего в действительности уже нет. Главный герой с болью в душе размышляет о расставании с женщиной.

Терзания лирического героя

С помощью разума он пытается преодолеть обрушившуюся на него пустоту бытия. Он не спешит сразу же обращаться к обыденной жизни, как будто ничего и не произошло. Для рассказчика важны все те детали, которые непосредственно связаны с его душевной потерей, к примеру, такие как «след под дождем у крыльца». В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» также можно упомянуть и о том, что герой осознает бесплодность своих попыток вернуть возлюбленную. «Но для женщины прошлого нет», – говорит он, понимая, что полюбившая другого девушка уже к нему никогда не вернется.

Только одиночество теперь властвует в душе героя. Он не может никаким образом его ни преодолеть, ни позабыть о нем. Может сложиться впечатление, что главный герой полностью обречен. Однако это не совсем так. Он говорит:

«Как-нибудь до весны

Проживу и один – без жены…»

Лаконизм в стихотворении

Анализ художественных средств в стихотворении Бунина «Одиночество» показывает нам, что поэт использует не только метафору, оксюморон и многосоюзие, но и такой метод, как лаконизм. Например, в следующих строках:

«Что ж! Камин затоплю, буду пить.

Хорошо бы собаку купить».

Лаконизм впервые стал использоваться поэтами в начале XX века, когда полное смятение и душевные метания передаются при помощи одной равнодушной фразы, смысл которой не имеет отношения к предмету страданий поэта. Человек, который обречен на одиночество из-за ухода любимой, не торопится выплескивать свои переживания и эмоции. Выражение «затоплю камин» говорит о том, что главный герой хочет как-то разогнать мрак и тоску, которые овеяли его душу. Но фраза «буду пить» свидетельствует, что он прибегает к извечному способу избавления от страданий, попытке «утопить» их в вине.

Это говорит о том, что в его душе поселилось отчаяние, преодолеть которое не каждому под силу. Поэт пишет о том, что хотел бы купить собаку. Это также свидетельствует о душевной потребности в близком существе. Верный пес никогда не оставит своего хозяина, в отличие от женщины. Однако пока что он еще не совсем готов вернуться к нормальной жизни после своего потрясения. Ведь «купить собаку» – это уже означает начать существовать, предпринимая действия. Однако лирический герой добавляет частицу «бы», которая используется для выражения надежды на то, что его жизнь образуется.

Концовка

В последней строфе этого стихотворения-исповеди внезапно на миг оживает последняя надежда поэта. Он пишет о том, что хотел крикнуть любимой: «Воротись!» Однако осознает, что прошлое для нее навсегда забыто, она больше не чувствует к нему любви. Полностью осознав свое одиночество, лирический герой с иронией планирует купить собаку. В стихотворении Бунин использовал и такой литературный прием, как градация. Накал переживаний происходит постепенно. Однако, достигая своей наивысшей точки, в последних строфах страсти стихают. Иван Бунин изображает тоску одиночества печально, однако лаконично.

Размер

Также нужно указать в анализе стихотворения Бунина «Одиночество» и размер. Он является трехсложным, поэт использует трехстопный анапест, являющийся одним из наиболее элегических размеров всей русской поэзии. Он отлично передает ощущение тоски, уныния своей плавностью и неторопливостью. Однако стихотворение написано трехстопным анапестом не полностью.

В первых строчках всех строф и третьих строчках (кроме 4-й строфы) используется трехстопный амфибрахий, и это немного ломает ритм, демонстрируя читателю, что жизнь поэта не так монотонна, как это могло бы показаться поначалу. Анализ стихотворения Ивана Бунина «Одиночество» помогает учащимся лучше разобраться в тех возможностях различных стихотворных размеров, которые используют в своих творениях поэты серебряного века. Элегическое уныние хорошо передается при помощи ритма, используемого поэтом. Главный герой хочет успокоиться, однако время для того, чтобы его душевные раны затянулись, еще не настало.

Бунин Анализ стихотворения
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Интерпретация стихотворения Бунина “Настанет день – исчезну я. “

Скачать:

ВложениеРазмер
interpretatsiya_stikhotvoreniya_bunina.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе

Интерпретация стихотворения И. А Бунина «Настанет день – исчезну я…»

Пробудить интерес учащихся к поэтическому творчеству Бунина;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся; дать им возможность осознать процесс познания через интерпретацию лирического произведения.

  • Актуализация знаний по теме занятия;
  • совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового
  • закрепление и обобщение полученных знаний в ходе решения проблемы

путём индивидуального анализа жизненного опыта ученика и

психологических аргументов в ходе дискуссии.

  • умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать

свою точку зрения;

  • формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
  • развитие навыков творческой работы в группах;
  • развитие личности ученика, его мировоззрения;
  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
  • Воспитание уважения к творческому наследию И.А.Бунина;
  • Формирование нравственных ценностей в ходе изучения поэтических произведений;
  • воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися, проблемный

вопрос, анализ стихотворения, устное рисование,

повторение литературоведческих терминов и тропов,

работа с учебником, авторское исполнение

Наглядность: портрет И.А.Бунина, фотографии, медиапроектор для показа

слайдов, рисунки детей, иллюстрации, альбом «И.А.Бунин»,

томики стихов поэта, ноутбук, книги для работы по теме.

  1. Михайлов О. Поэзия И.А. Бунина. // И.А. Бунин. Собрание

сочинений в 9-ти томах, М., «Художественная литература»,

  1. Иван Бунин: Стихотворения. М.: Проф-Издат, 2011 г.
  2. Иван Бунин: Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа,

I. Вступительное слово учителя

– Сегодня нам предстоит сделать анализ стихотворения Бунина «Настанет день – исчезну я» (10 августа 1917 г.). Работа будет идти по двум направлениям: большая часть класса примет участие в устном анализе, четверо учеников, предпочитающих делиться мыслями в письменной форме, выполнят творческую работу на основе услышанного и выявленного самими на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Бунина «Настанет день – исчезну я».

Понять стихотворение вам поможет небольшое сообщение.

II. Сообщение подготовленного ученика на тему «Тютчевские традиции в поэзии Бунина».

Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях Фета и А.К.Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.

Выход из пессимизма, по Бунину, – в слиянии с природой, в возвращении к ней и обновлении жизни. Ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота «в мириадах незримых существ» продолжает в стихах Бунина 1910-х годов космическую, тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть великой мистерии, грандиозного действа, развертывающегося в просторах вселенной.

III. Чтение стихотворения учителем.

Настанет день – исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку –

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

(10 августа 1916)

– Устное рисование стихотворения( рассказы учащихся по желанию).

IV. Анализ стихотворения.

– К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.)

– Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.)

– Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день – исчезну я», а также ключевыми словами «пустой» и «пустынный».)

– Какое место эти слова занимают в композиции стихотворения и что это дает? (Одно находится в начале стихотворения («пустой»), другое – в конце («пустынный»), т.е. обрамляют его, образуя кольцо, что усиливает мысль о неотвратимости, неминуемости конца.)

– Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фоники? («На ст анет», « ст ол», «про ст ор», «про ст ой»; повторение неблагозвучных согласных « ст » подчеркивает драматизм переживаний лирического героя.)

– Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.)

– Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет».)

– Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка), «голубой» (потолок); метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно»; анафора «и так же будет…» – все они говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания.)

– Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор?

(Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения.

Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия.)

– Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно.)

– Какое воплощение в стихотворении нашли тютчевские традиции? (Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой.) – Выразите свои впечатления о стихотворении.

IV. Выступление творческой группы с результатами коллективного анализа

Стихотворение И.А.Бунина «Настанет день – исчезну я» принадлежит к разряду философской лирики. Оно раскрывает тему смерти, о чем совершенно категорично заявлено в первой строке.

В стихотворении два ряда ключевых слов. Первый ряд, подтверждающий тему, представлен паронимами «пустой» и «пустынный». Находясь в начале («пустой») и в конце («пустынный») стихотворения, они обрамляют его, создают своеобразное кольцо, выражая мысль о неотвратимости, неминуемости «ухода», что вызывает элегическую грусть.

Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Сочетание неблагозвучных согласных «ст» (явление параномасии), четырежды повторяющихся в первой строфе («на ст анет», «пу ст ой», « ст ол», «про ст ой») и дважды в последней («про ст ор», «пу ст ынный»), подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.

И тем не менее пессимистическое настроение здесь не является доминирующим. Автор философски переосмысливает тему смерти, выражая идею продолжения жизни и после его ухода. Эта мысль подтверждается вторым, более значимым рядом ключевых слов – повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. Превалирование глаголов будущего времени, причем будущего сложного «будет залетать, порхать, шуршать и трепетать» [бабочка], «будет смотреть» [небо], «будет манить» [море], окончательно проясняет идею гармонии мира, вечного круговорота жизни.

Оптимистична и цветовая гамма стихотворения: «цветная» [бабочка] – символ красоты жизни, «голубой» [потолок], «ровная синева» – символы вечности, бесконечности мироздания.

Фиксирует внимание читателя на важной для автора мысли и анафора «И так же будет…». Повторы соединительного союза и (полисиндетон) не только придают стихотворению особую поэтическую энергию, но и раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности.

Все изобразительные средства лексики: эпитеты «древний и простой» (образ), «цветная» (бабочка), «пустынный» (простор) и метафоры «неба дно», «бабочка в шелку» создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть.

Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными и одним простым осложненным предложением. И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни. Эмоциональное напряжение автора подчеркивается намеренным изменением знака во втором предложении: вместо уместной запятой, призванной разделять однородные сказуемые, поставлено тире («залетать – порхать, шуршать и трепетать»), говорящее о переизбытке чувств.

Это же подтверждают инверсии: «настанет день», «исчезну я», «образ древний и простой», «простор пустынный». Бунин использовал самый распространенный из всех размеров русского стихосложения – четырехстопный ямб. Он дал возможность автору высказаться по поводу сложных, волнующих всех проблем откровенно, ясно и достаточно оптимистично.

V. Интерпретация стихотворения И.А.Бунина «Настанет день – исчезну я…» (автор – учитель литературы Дроздова Н.А.):

Жил великий прекрасный поэт на земле,

Иван Алексеевич Бунин.

Его мысли и чувства близки очень мне,

Соглашаться во многом с ним буду.

В своих строчка он пишет о вечной проблеме,

Быстротечности жизни на грешной земле.

А потом так красиво, как будто несмело

Признается, что рад земной красоте.

Вместе с ним я любуюсь и утренним солнцем,

Будто вижу, как падают медленно листья,

Будто с ним я дышу нерастраченным воздухом

И беседую тихо на старой скамье.

Он безвестным поэтам завещал свою тайну,

Мы услышим его через тысячи лет.

Будет жить о нем память, стихи его с нами.

Кто посмеет сказать, что его уже нет.

Да, поэт, словно песня, словно призрак чудесный,

Смерть не может его одолеть и забрать.

Если даже и стал он для всех бестелесным,

Его стих продолжает в наших душах звучать.

Посмотрите, какие прекрасные строки!

И логичность, и точность, и богатый язык!

Соблюдается все, но поэт и без нормы,

Скажет емко, красиво…и понятен весь смысл.

Знаю: время бежит. И пройдет много лет,

И не будет меня на этой земле.

Но я смерти скажу: нет и нет, снова нет,

Все равно будут помнить и обо мне.

Зацвету я березкой в весеннем саду,

Летним дождичком в окна слегка постучусь.

И быть может, увижу в парке скамью,

Где бывал и поэт, в бытие улечу.

Меня радует все, что я вижу вокруг.

Ну и пусть все изменчиво и в природе, и в нас.

Я хочу, чтоб поэт был помощник и друг,

Чтобы, словно маяк, в добрый путь звал и вас.

VI. Домашнее задание :

1) выучить стих. «Настанет день – исчезну я…»» наизусть.

2) ответить на вопрос «Какая связь между поэзией и философией?»

3) выучить по желанию другие стихотворения И.А.Бунина.

4) желающим можно сделать иллюстрации к стихотворению.

Анализ стихотворений Бунина

Анализ всех стихотворений русского писателя, поэта Ивана Алексеевича Бунина

Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина

Читать стих «Полевые цветы» Бунина Ивана Алексеевича приятно любому ценителю природы. Он абсолютно соответствует ранним лирическим мотивам автора. Произведение было написано в 1887 году, а в 1900 было отредактировано. Как и многие работы поэта, это стихотворение относится к пейзажной лирике и описывает неимоверную любовь Бунина к окружающей среде.

В своем произведении автор противопоставляет простоту луговых цветов изощренным «заморским».

Анализ стихотворения Бунина Одиночество

Это произведение было написано во время очередного заграничного путешествия Ивана Бунина – лето 1903 года он провел в пыльном и жарком Константинополе, вдали от друзей и близкий. Несмотря на то, что этот период творчества для него был одним из самых плодотворных, в душе Иван Бунин, как и герой его стихотворения, страдал от одиночества. Поэтому, посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными.

Анализ стихотворения Бунина Детство

Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.

В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно «Детство». Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.

Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.

Анализ стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер

Стихотворение И.А. Бунина «Помню долгий зимний вечер» напоминает цепочку фрагментов из прошлого, которые вспоминаются автором с чувством легкости и тихой грусти.

Осознавая невозможность вернуть время назад, он стремится подробно восстановить в памяти эпизоды того зимнего вечера. События давних лет очень дороги лирическому герою. Мысленное воскрешение некоторых моментов происходит благодаря существованию человека и природы в их тесном взаимодействии.

Анализ стихотворения Бунина Густой зеленый ельник

Произведение «Густой зеленый ельник у дороги…» датировано 1905 годом. Впервые оно было опубликовано под названием «Олень» в сборнике Бунина «Стихотворения 1903—1906″, выпущенном книгоиздательским товариществом «Знание». «Густой зеленый ельник у дороги…» — это не просто описание природы, но и призыв к защите ее от бездумного уничтожения. В первом четверостишии практически нет глаголов, сведено к минимуму движение. Для поэта важнее обозначить место действия (зимний лес, укрытый пушистым снегом) и назвать главного героя (молодой тонконогий олень с тяжелыми рогами).

Анализ стихотворения Бунина «Догорел апрельский светлый вечер»

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.

Анализ стихотворения Бунина Листопад

Стих «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина написано в 1990 году, поэту тогда было тридцать лет. Его стихотворение было написано о матушке природе и ее богатстве.

Какая красивая природа бывает в осеннее время, никто из писателей не передавал столь тонкой трагедии. На лице Бунина написана боль и радость. Боль состоит в том, что осень прекрасная пора, когда все вокруг превращается в миллионы красок. Мир надевает на себя маску, под которой его находит зима.

Анализ стихотворения Бунина Не видно птиц покорно чахнет

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас.

Анализ стихотворения Бунина Высоко полный месяц стоит

В 1887 году Иван Бунин опубликовал стихотворение «Высоко полный месяц стоит…», посвященное родовому имению Озерки. Именно здесь прошли детские годы Ивана Бунина, и он навсегда сохранил в своем сердце память об этом счастливом отрезке своей жизни.

Стихотворение «Высоко полный месяц стоит…», как и многие произведения этого периода, выдержано в лирическом и романтическом ключе. Автор рассказывает о том, как безмятежна лунная ночь в селе, которое погружено в сон.

Анализ стихотворения Бунина Вечер

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

Читайте также:  Бунин - Солнечный удар
Ссылка на основную публикацию