Девочка с Земли – краткое содержание сборника Булычёва

Краткое содержание «Девочка с Земли»

Книга «Девочка с Земли» Булычева была написана в 1972 году. Она представляет собой сборник, в который вошли три повести: «Девочка, с которой ничего не случится», «День рождения Алисы» и «Путешествие Алисы». Это история об увлекательных приключениях девочки, живущей в конце XXI века.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Девочка с Земли». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Профессор Селезнев – ученый, космический биолог, сотрудник зоопарка в Москве.

Алиса – любознательная дочь профессора Селезнева.

Другие персонажи

Громозека – инопланетный археолог, хороший друг профессора Селезнева.

Три капитана – отважные космические капитаны, нашедшие уникальную форму топлива.

Крыс и Весельчак У – космические пираты.

Доктор Верховцев – директор музея, чью внешность скопировал космический пират.

Краткое содержание

Девочка, с которой ничего не случится

С раннего детства Алиса Селезнева отличалась повышенной любознательностью, умением «делать все не как положено, исчезать в самое неподходящее время» и даже случайно совершать открытия, которые были не под силу «крупнейшим ученым современности» . Ее отец – профессор, работающий в зоопарке. По долгу службы он часто бывал на других планетах, и нередко брал в поездки дочку.

Однажды в зоопарк попало ископаемое яйцо бронтозавра, которое поместили в специальный инкубатор. Когда из него вылупился маленький бронтозаврик, Алиса назвала малыша Бронтей и с легкостью приручила его.

Однажды профессор Селезнев взял с собой Алису на Марс, «когда полетел туда на конференцию» . Он познакомил ее с местными достопримечательностями, а после «отдал ее на неделю в интернат» . На третий день девочка пропала. Все сбились с ног, разыскивая ее. Вскоре выяснилось, что Алиса улетела на почтовой ракете в пустыню, где случайно обнаружила древние пирамиды тутексов – таинственную марсианскую цивилизацию.

У Алисы было «много знакомых зверей» , но самым любимым оказался Шуша – подарок известного космонавта, вернувшегося с Сириуса. Шушонок был похож на маленького шестипалого кенгуренка с большими стрекозиными глазами. Он оказался на редкость смышленым зверьком: быстро научился разговаривать и читать.

День рождения Алисы

В канун дня рождения Алисы ее отец задумался о том, что бы подарить своей любознательной дочери. Положение спас старый друг профессора Селезнева – космический археолог Громозека «с планеты Чумароз» . Громозека гораздо больше обычного человека, «у него десять щупальцев, восемь глаз, панцирь на груди и три добрых, бестолковых сердца» .

Он рассказал, что исследует «мертвую планету Колеиду» , на которой сто лет назад по неизвестной причине умерли все люди и звери. Теперь там «только развалины, ветер воет, дождь идет» . Были подозрения, что жители планеты стали жертвами «эпидемии космической чумы» . Чтобы это выяснить, Громозека попросил у ученых машину времени и предложил Алисе совершить увлекательное путешествие в прошлое, на сто лет назад. Профессор Селезнев согласился – это был лучший подарок на день рождения дочери.

Громозека поручил Алисе ответственное задание: отправиться в прошлое и распылить вакцину против смертоносного вируса. Девочке придется пережить немало увлекательных и порой весьма опасных приключений, прежде чем она выполнит поручение Громозеки и спасет планету Колеиду от страшной участи.

Путешествие Алисы

Профессор Селезнев пообещал Алисе по окончании второго класса взять ее с собой «в летнюю экспедицию» по сбору редких животных на других планетах. Спустя несколько недель тщательной подготовки команда космического корабля «Пегаса» – капитан Полосков, механик Зеленый и профессор Селезнев с дочерью – были готовы к полету.

На Луне они повстречали своего доброго друга Громозеку, который, узнав о цели экспедиции, поведал о «планете имени Трех Капитанов» . По словам Громозеки, «капитаны встречали множество редких, чудесных зверей и птиц» , и, наверняка, в их дневниках можно отыскать полезные записи. Он посоветовал друзьям отправиться на эту планету и встретиться с доктором Верховцевым, который знал о капитанах «больше всех в Галактике» .

«Пегас» взял курс на планету Блук, которая славилась своим базаром, популярном среди коллекционеров со всей Галактики. Здесь можно было найти самых удивительных, самых редких животных. Профессор приобрел невидимых рыб, индикатора, способного менять «цвет в зависимости от настроения» и еще множество уникальных созданий.

Но самым важным приобретением стала птица говорун, принадлежавшая одному из трех великих капитанов. От нее путешественники узнали, что один из капитанов попал в беду и срочно нуждается в помощи. Говорун дал четкие указания: «Держи курс на систему Медузы» . Тем временем за редкой птицей стал охотиться доктор Верховцев и его приятель – толстяк по прозвищу Весельчак У. Было ясно, что они преследовали какие-то свои корыстные цели.

Капитан Полосков принял решение отправиться на помощь капитану, хотя Зеленый предрекал серьезные неприятности. По пути они посетили планету Шелезяку, подавшую им сигнал бедствия. Выяснилось, что ее жителей – роботов – поразила страшная эпидемия, которая полностью обездвижила их.

Однажды роботы спасли раненого говоруна, заменив ему перебитое крыло протезом. Узнав об этом, человек, похожий на доктора Верховцева, отомстил им и подсыпал в смазку алмазную крошку. Оставив роботам бочку с чистой смазкой, путешественники отправились к системе Медуза.

На Третьей планете «Пегас» попал в ловушку космических пиратов. В подземном бункере путешественники увидели «Синюю Чайку» – корабль пропавшего Второго капитана, который в течение четырех лет не покидал его.

В этот момент появились пираты – Верховцев и Весельчак У. Они пригрозили Второму, что если тот не даст им «формулу галактия — абсолютного топлива» , они станут жестоко пытать путешественников. Капитан открыл стрельбу по пиратам. Неожиданно ему на выручку пришел Первый капитан и настоящий доктор Верховцев, которых привела Алиса.

Капитанам удалось обезвредить пиратов, одним из которых оказался мерзкий Крыс, ловко замаскированный под Верховцева. В подземной темнице друзья отыскали и еле живого Третьего капитана.

Когда все тревоги остались позади, Алиса сообщила отцу, что капитаны пообещали взять ее с собой «в другую галактику» , когда она немного подрастет.

Заключение

В своих фантастических произведениях автор сделал акцент на том, насколько важна дружба и взаимовыручка, а также самообладание и смекалка, благодаря которым герои находили выход из сложных ситуаций.

После ознакомления с кратким пересказом «Девочки с Земли», рекомендуем прочесть книгу Булычева в полной версии.

Тест по произведениям

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Девочка с Земли» – краткое содержание повести Кира Булычева

Действующие лица

Место действия — футуристическая Москва конца XXI века. Главная героиня повести — Алисы Селезнева. Она учится в школе, отличается любознательностью и сообразительностью. Отец девочки — Игорь Селезнев, известный космический биолог и сотрудник зоопарка. У Алисы есть мама Кира, архитектор. Она часто бывает в разъездах и мало участвует в воспитании дочери.

В повести есть и другие герои:

  • Громозека — инопланетный археолог и лучший друг Игоря;
  • Три капитана — отважные исследователи космоса, которые смогли найти уникальную формулу топлива;
  • Весельчак У и Крыс — пираты;
  • Верховцев — директор музея.

В книге встречаются и такие персонажи, как капитан Полосков и механик Зеленый, — они являются членами экипажа «Пегаса». В книге Булычева «Девочка с Земли» есть множество уникальных существ. Например, птица Говорун, которая помогает найти капитанов, или роботы, жители планета Шелезяка.

Основная мысль работы Кира Булычева: важно всегда поддерживать друг друга, помогать друг другу и не сдаваться.

Смекалка дала возможность героям справиться с космическими пиратами. Это не единственная история об Алисе Селезневой.

Краткое содержание

По окончании второго класса Алисе отец пообещал увлекательное путешествие. Игорь вместе с другими членами экспедиции собирался отправиться на поиски редких зверей. В команду вошло четыре человека: сам Селезнев, Алиса, Полосков и Зеленый. Первый пункт путешествия — Луна.

Там Игорь встретил своего друга Громозеку, который порекомендовал отправиться на планету Трех Капитанов.

Но пока экспедиция решила посетить Блук — именно на ней собирались коллекционеры со всей Вселенной. Селезневу удалось купить:

  • невидимых рыбок;
  • индикатор;
  • Говоруна.

Именно птица стала самым удивительным приобретением. Говорун принадлежал одному из капитанов. Птица рассказала, что ее владелец находится в опасности. Экспедиция отправилась в сторону системы Медузы. По пути они перехватывают сигнал с планеты Шелезяка и отправляются на помощь. Роботы были поражены страшной болезнью. Кто-то насыпал в смазку алмазную крошку, и это лишило существ подвижности.

Робот рассказал спасителям, что они вылечили Говоруна, а за это незнакомец отравил их. По его словам, это сделал некто похожий на Верховцева. Когда команда Селезнева прибыла к системе Медуза, то корабль опустился на первую планету. Она была полна миражей, и им удалось увидеть след от «Синей чайки» — корабля капитана.

Говорун сказал, что искать нужно на третьей планете. Именно туда отправилась экспедиция. Там Алису унесла птица Крок, Селезнев нашел поляну с зеркальными цветами. Позже Зеленому удалось увидеть, что чудесный букет записывает события прошлого.

Игорь решил переправить корабль на поляну, но стоило ему опуститься, как они попали в бетонную ловушку.

Именно там держали в плену капитана. Завязалась борьба, но Алисе с Говоруном удалось убежать и выбраться на поверхность. Как раз на планету приземлился корабль с Верховцевым и Первым капитаном. Они поспешили на помощь и смогли одолеть пиратов. Весельчак У рассказал о замысле Крыса. В темнице был найден едва живой Третий.

Все вместе они вернулись на лунную базу, а Алиса сказала отцу, что великие капитаны позвали ее в путешествие. Только когда она подрастет.

Краткое содержание «Девочки с Земли» Кира Булычева только поверхностно знакомит с произведением. Лучше прочитать его целиком.

Отзывы читателей

Для взрослого человека это наивная история, но для детей она очень хороша. В ней можно найти множество представлений о том, каким будет будущее людей. В произведении нет описания убийств и прочего, поэтому его можно давать почитать детям любого возраста. Повесть знакомит с приключениями обычной школьницы, которой удается справляться с любыми ситуациями.

Интересная и познавательная история. Сначала я посмотрела мультфильм «Тайна Третьей планеты», а потом узнала о существовании первоисточника. Прочитала быстро и получила удовольствие. Было очень волнительно следить за приключениями экспедиции «Пегаса».

Именно с этой книги началось мое знакомство с историями Кира Булычева. Кто-то считает, что писатель рассказал о коммунистическом будущем, где людям не нужно трудиться, еда и прочее предоставляется бесплатно. А как по мне, это красивая и добрая история. Алиса — чудесный ребенок, который смог помочь взрослым.

Краткое содержание рассказа «Девочка с Земли» Кира Булычева

Популярная книга Кира Булычева была впервые опубликована в 1973 году. В нее вошли сразу несколько рассказов о необычных приключениях девочки, которая живет в будущем. Краткое содержание «Девочки с Земли» по главам поможет правильно заполнить читательский дневник и сделать анализ литературного стиля писателя. По мотивам произведения был снят известный мультфильм, сценарий к которому сочинил сам автор.

  1. Основные персонажи
  2. Краткое содержание рассказа
  3. День рождения Алисы
  4. Путешествие героини
  5. Отзывы читателей

Основные персонажи

Увлекательный рассказ «Девочка с Земли» Кира Булычева повествует о придуманных мирах и увлекательных путешествиях в космическом пространстве. В нем описывается история о детстве ребенка. Необычный взгляд главной героини, которая не обладает условностями взрослых, помогает ей побороть зло.

В рассказе об Алисе с планеты Земля присутствуют такие главные герои:

  • профессор Селезнев — талантливый ученый и биолог, сотрудник московского зоопарка;
  • Алиса — любопытная дочка профессора;
  • Громозека — космический археолог, старинный товарищ Селезнева;
  • три капитана — смелые мужчины, обнаружившие новую формулу топлива;
  • Крыс и Весельчак — инопланетные пираты;
  • доктор Верховцев — руководитель музея, внешний вид которого скопировал один из пиратов.

Инопланетяне и жители Земли имеют между собой очень много различий. На это и делал упор писатель. В произведении рассказывается, что все люди разные, поэтому необходимо относиться к окружающим с пониманием и почтением.

Это и есть главная мысль цикла рассказов. Книга учит читателя терпимости друг к другу независимо от внешних особенностей и вероисповедания.

Краткое содержание рассказа

Алиса была довольно озорным ребенком и часто пропадала в ненужное время. Отец брал ее в свои путешествия на неизведанные планеты. Девочка отличалась логическим умом, и когда она пошла в школу, Селезнев успокоился, потому что преподаватели смогут совладать с ее характером.

Однажды вечером девочка не хотела засыпать, и отец сказал ей, что позовет Бабу-Ягу. Алиса не знала этого сказочного персонажа, поэтому ученому пришлось ей рассказать. Чтобы она поверила, он решил позвонить марсианам, которые подтвердили, что старуха обязательно прилетит, если героиня не уснет.

В один из дней в музее девочка встретила маленького бронтозавра и решила назвать его Бронтей. Его постоянно кормили бананами, но однажды он перестал питаться. Окружающие подумали, что животное погибнет, однако героиня пришла к нему, покормила свежей булкой, после чего тот повеселел.

Как-то отец взял девочку на встречу с марсианами, но она сбежала из-под специального купола с земным воздухом. Когда ее отыскали, то оказалось, что Алиса нашла необычную пирамиду тутексов. За это ей подарили Шушу, которая оказалась очень умным животным. Зверек умел разговаривать и читать, но был довольно стеснительным.

Потом героиня сказала отцу, что собирается на встречу с привидением, которым оказался ученый, разработавший устройство, рассеявшее его в пространстве.

Профессор попросил Селезнева отправить в Японию письмо, чтобы его коллеги вставили в аппарат пробки. Когда они это сделали, призрак материализовался.

День рождения Алисы

Отец героини долго думал над тем, что подарить собственной дочке на именины. Пока он размышлял, раздался звонок от Громозеки, прилетевшего на планету. Этот персонаж желал спасти другой мир от чумы, поэтому попросил у ученых рабочую машину времени. Он подробно рассказал, что эта зараза погубила все живые существа на планете Колеида.

Ученые согласились одолжить Громозеке машину времени и предложили взять в путешествие девочку. Селезнев полагал, что это будет для нее отличным подарком. После чего она отправилась вместе с археологом. Прилетев на планету, путешественники разбили лагерь, и героиня смогла познакомиться с окружающими. Алиса долго разговаривала с одноглазым ученым, с которым быстро подружилась, и они везде начали ходить вместе.

После долгих исследований оказалось, что вирус занес космический корабль, с которого и пошло дальнейшее заражение. Громозека предложил отправить девочку на 100 лет назад, чтобы она распространила вакцину. Однако ученые были против, чтобы рисковать героиней. Тогда она решается самостоятельно отправиться в прошлое и помочь. Глубокой ночью она отправляется в путь вместе с одноглазым археологом.

В прошлом они выдают себя за земную девочку и кота. Ученого с пришитым хвостом грызут собаки и вырывают эту деталь, а Алиса на электрическом поезде приезжает на взлетную площадку. Мать одного из пилотов помогает ей преодолеть полицейский кордон. Во время выхода космонавтов из корабля она обрызгивает их специальной вакциной.

Главную героиню берут под стражу, но товарищ помогает ей, и они отправляются в свое время. Громозека радостно благодарит ее, и они летят домой.

Путешествие героини

Отец девочки отправляется в дальнюю экспедицию, чтобы собрать необычных животных, и берет с собой дочку. Вместе с ними едет капитан Полосков и талантливый механик Зеленый. Главная героиня прячет на корабле своих одноклассников, чтобы они могли посмотреть на неизвестные планеты.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мать Бунина

На Луне они встречаются с Громозекой, который отправляет их в ближайший музей. Он полагает, что в дневниках трех капитанов есть любопытная информация. Далее, путешественники попадают на планету, на которой можно встретить большое количество редчайших зверей.

Там они покупают много животных. К ученым попадает птица Говорун, которая говорит голосом одного из капитанов. Она рассказывает необычную историю о том, что ее владелец попал в беду, и ему необходимо помочь.

Птица привела Селезнева на планету, где космические пираты удерживают второго капитана. Девочка выбирается из тайного подземелья и помогает остальным спасти собственного отца вместе с командой.

Если внимательно читать «Девочку с Земли», то можно составить такой план пересказа сюжета:

  • знакомство с героиней;
  • полет на Марс;
  • героический поступок Алисы;
  • дальняя экспедиция;
  • спасение команды корабля.

В своих фантастических повествованиях писатель делает акцент на том, как важна дружба и ответственность. Благодаря самообладанию и продуманным действиям персонажи находили выход из неприятных ситуаций.

После ознакомления с кратким содержанием «Девочки с Земли» стоит прочитать книгу полностью.

Отзывы читателей

Многие взрослые знакомы с историей Алисы с планеты Земля. Книга Булычева намного интереснее, чем советский мультфильм, потому что в ней фантаст более подробно раскрыл эмоции и переживания героини.

Моему сыну всего 6 лет, и я часто читаю ему эту книгу. Она не только учит добру и взаимовыручке, но и мужеству. Я надеюсь, что мой ребенок будет помогать окружающим, как и главная героиня произведения.

Я очень привередлив при выборе фантастической литературы, но, прочитав книгу Булычева, понял, насколько талантливым он был писателем. Автор смог очень красочно описать события и создал образ очень смелой девочки с добрым сердцем.

«Путешествие Алисы»: краткое содержание. «Путешествие Алисы», Кир Булычев

Главные герои

Алиса Селезнева – второклассница, умная, любознательная, смелая девочка.

Профессор Селезнев – отец Алисы, ученый-космобиолог, добрый, умный.

Весельчак У – очень толстый пират, внешне безобидный, но на самом деле очень злой.

Крыс – самый жестокий преступник в галактике.

Три капитана – отважные борцы с космическими пиратами.

Верховцев – директор музея, порядочный, ответственный человек.

Говорун – умная говорящая птица.

Громозека – добродушный, неповоротливый инопланетный великан, друг профессора Селезнева.

Главы 15-18

На третьей планете оказалось много животных и растений. Обитала там даже страшная птица крок величиной с небольшой самолёт. Она перепутала Алису, одетую в жёлтый пушистый комбинезон, со своим птенцом и отнесла в гнездо, где девочка нашла осколок блюдца с надписью «Синяя чайка».

Особенно много на безымянной планете цветов. Говорун привёл путешественников к идеально круглой поляне, поросшей мелкой травой, вокруг которой росли зеркальные цветы. Букет этих цветов они принесли на корабль. Вскоре плёнки, из которых состояли выпуклые сердцевины-зеркала, начали отмирать. Оказалось, цветы записывали всё, что происходило вокруг них. В получившемся «фильме наоборот» Селезнёв с друзьями снова увидел Верховцева и Весельчака У.

Зелёный решил срезать слой плёнок, чтобы увидеть более далёкое прошлое, но любопытный индикатор толкнул механика под локоть, и цветок был испорчен. В это время из кают-компании раздался грохот — кто-то уничтожил остальные цветы, а говорун исчез. Вскоре птица объявилась. Она катила перед собой алмазную черепашку. Животное оказалось роботом-шпионом. Это оно уничтожило цветы.

Сюжет

Алиса Селезнева – обычная девочка, второклассница, живущая в XXI веке. Ее отец, известный ученый-космобиолог, пообещал взять Алису в путешествие по галактике на поиски редких, необычных животных.

Космический корабль «Пегас» первым делом приземлился на Луне, где профессор Селезнев встретил старого знакомого – верзилу Громозеку. Он рассказал путешественникам о планете Трех капитанов, которые сражались с космическими пиратами. Отважные капитаны успели побывать на многих планетах, и наверняка, видели немало редких животных.

Профессор Селезнев отправился на межгалактический рынок, куда приезжали торговцы самых удивительных космических созданий. Здесь ученый приобрел Говоруна – невероятно умную, сообразительную птицу. С ее помощью путешественникам удалось выбрать правильное направление поисков двух капитанов, которые бесследно исчезли.

Когда герои приземлились на нужную планету, они попали в ловушку, и оказались в плену у космических пиратов – Крыса и Весельчака У. Здесь оказались и два пропавших капитана. На помощь героям пришли Верховцев и Первый капитан, а также Алиса, которая вовремя воспользовалась шапкой-невидимкой.

Друзья одолели опасных пиратов, и с триумфом вернулись в родную Солнечную систему. Капитаны пообещали Алисе взять ее с собой в новое путешествие, как только она немного подрастет.

Пересказ рассказа Путешествие Алисы или Девочка с Земли

По мотивам этой повести Булычева создан знаменитый мультфильм. Но конечно, в книге намного больше информации и подробностей. Всё начинается с того, что само путешествие Алисы (с её отцом в космическую экспедицию за редкими животными) под угрозой, ведь девочка с одноклассниками стащила из музея слиток золота. чтобы сделать из него блесну. Но оказывается, что в будущем золото совсем обесценилось. И благодаря помощи друзей (в основном, инопланетных) Алису простили.

Впрочем, она чуть опять не сорвала экспедицию, спрятав два класса своих друзей в звездолете. В путешествии земляне сталкиваются с тайной трёх пропавших капитанов. Подсказки, странности, загадки – Алисе очень интересно разобраться в судьбе этих героев. В пути земляне попадают на разные планеты, например, на одной живут существа, принимающие в один день одну форму, а жители другой научились путешествовать во времени. На межгалактическом рынке отец Алисы приобретает множество удивительных животных.

Сама девочка сталкивается с израненной птицей Говорун, которую Алиса уже видела – на статуе капитанов. Говорун голосом капитана подсказывает направление поисков. Становится понятно, что капитанов надо спасать! В итоге корабль отца попадает в ловушку пиратов, которые и держат в плену уже несколько лет и капитанов. Алиса и её спутники теперь тоже становятся заложниками. Вовремя на выручку подоспевает Первый капитан, а ещё его друг – Верховцев. Под последнего был замаскирован один из пиратов.

Кстати, у Алисы оказывается и шапка невидимка – подарок одного космического торговца. Общими усилиями пираты побеждены. В повести множество всеми любимых героев: инопланетный Громозека, пессимист Зелёный, пират Весельчак У… Рассказ учит смелости и любознательности, даже в космосе – это незаменимые качества.

Голосов: 349
Читать краткое содержание Девочка с Земли. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Отзыв

Алиса очень хорошо проявила себя в опасной экспедиции. Она доказала, что на нее можно смело положиться в трудной ситуации, и она никогда не подведет своих товарищей.

Рисунок-иллюстрация к фантастической повести путешествие Алисы.

Краткое содержание: «Путешествие Алисы»

Повесть состоит из 24 глав, каждая из которых, по сути, является небольшим самостоятельным законченным рассказом. Из первой главы читатель узнает о подготовке к межзвездному путешествию по сбору редких инопланетных животных профессора Селезнева и его дочери Алисы, которую он пообещал взять с собой. Участие в экспедиции второклассницы Алисы ставится под сомнение из-за неприятного инцидента в школе. Однако верные друзья приходят на помощь, и все заканчивается благополучно.

В следующей главе по вине Алисы чуть не срывается старт космического корабля «Пегас». Из-за того, что она тайком провела на борт без малого полсотни своих школьных друзей, чтобы они смогли попасть на футбольный матч на Луне, случился перегруз, и «Пегас» просто не смог оторваться от Земли. Однако любимице экипажа прощают и эту выходку.

​Алиса Селезнева — героиня повестей и рассказов Кира Булычева

Роль Алисы с сюжете произведений

Алиса — маленькая московская девочка, живущая на исходе XXI века. Ее точный возраст неизвестен. В разных произведениях девочке от восьми до тринадцати лет. Папа Алисы (Игорь Селезнев, профессор) — космоозоолог, а мама (Кира Селезнева) занимается строительством на других планетах. Ребенок пошел по стопам необыкновенных родителей. С трех лет Алиса стала попадать в различные удивительные истории.

Главные качества Алисы — любопытство и умение нестандартно мыслить. Благодаря этому девочка очень часто оказывается умнее и догадливее не только своего отца, но и самых знаменитых ученых и мудрецов. Примеры своей находчивости Алиса демонстрирует практически в каждом произведении. Она первой догадывается, что бронтозавру надоели бананы («Бронтя»); выручает из беды японского профессора («Об одном привидении»); настойчиво убеждает всех, что директор заповедника сказок заколдован («Козлик Иван Иванович») и т. д.

Алиса никак не может усидеть на Земле. Она совершила несколько космических путешествий, как с отцом, так и без него. Вдобавок девочка неоднократно перемещалась в прошлое. Все путешествия Алисы сопровождаются увлекательными приключениями и опасностями. Она бесстрашно идет на любой риск, если этого требуют обстоятельства.

Врагами Алисы становятся только самые отъявленные злодеи, например, космические пираты или отрицательные сказочные персонажи (Крыс, Весельчак У, Кусандра, Кот в Сапогах). Они чувствуют, какую опасность для любых преступных замыслов представляет эта отважная девочка и вступают с ней в борьбу.

Характер Алисы

Алиса наделена очень доброй и отзывчивой душой, сразу же реагирующей на зло и несправедливость. Самоотверженное желание оказать помощь у нее преобладает над чувством самосохранения. Это постоянно приводит девочку в опасные ситуации, из которых не под силу выбраться даже взрослому человеку.

В ходе своих приключений Алиса помогла не только конкретным людям и инопланетянам, но и целым планетам. Но скромная девочка никогда не выставляет свои заслуги напоказ. О своем участии в разгадке тайны планеты Трех Капитанов и победе над космическими пиратами она говорит, что «вела себя достойно».

От отца Алиса унаследовала любовь к животным, которые отвечают ей тем же. С любым неизвестным существом девочка сразу же пытается установить контакт, что ей обычно удается. С Алисой впервые заговаривают дельфины («Ржавый фельдмаршал»), страшный Змей Долгожеватель из легендарной эпохи («Козлик Иван Иванович») и т. д.

Алиса сразу же располагает окружающих к себе. У нее очень много друзей по всей Галактике и даже в прошлом: археолог с планеты Чумароз Громозека, капитан Полосков, мальчик Герасик и другие.

Иногда Алиса может и заплакать, ведь она все-таки ребенок. Но период страха и уныния быстро проходит, и отважная космическая путешественница находит выход из самой безнадежной ситуации.

Воспитывать такого неугомонного ребенка невероятно тяжело. Профессор Селезнев обычно в самую последнюю очередь узнает, что его дочь ввязалась в очередную опасную историю, пытаясь кому-то помочь. Поэтому он предпочитает брать ее с собой в далекие экспедиции, либо поручать самым лучшим друзьям.

Источники

Алисе Селезневой посвящено около 50 повестей и рассказов К. Булычева. В 80-х гг. вышло три художественных фильма: «Гостья из будущего», «Лиловый шар» и «Остров ржавого генерала». В первых двух роль Алисы исполняла Н. Гусева, в последнем — Е. Прижбиляк. Также по мотивам приключений девочки из будущего было создано несколько мультипликационных фильмов; самым удачным из них считается «Тайна третьей планеты».

Сюжет сказки «Девочка с Земли» Булычев

«Девочка с Земли» Булычев краткое содержание цикла с описанием каждой повести:

Девочка, с которой ничего не случится

С раннего детства Алиса Селезнева отличалась повышенной любознательностью, умением «делать все не как положено, исчезать в самое неподходящее время» и даже случайно совершать открытия, которые были не под силу «крупнейшим ученым современности». Ее отец – профессор, работающий в зоопарке. По долгу службы он часто бывал на других планетах, и нередко брал в поездки дочку.

Однажды в зоопарк попало ископаемое яйцо бронтозавра, которое поместили в специальный инкубатор. Когда из него вылупился маленький бронтозаврик, Алиса назвала малыша Бронтей и с легкостью приручила его.

Однажды профессор Селезнев взял с собой Алису на Марс, «когда полетел туда на конференцию». Он познакомил ее с местными достопримечательностями, а после «отдал ее на неделю в интернат». На третий день девочка пропала. Все сбились с ног, разыскивая ее. Вскоре выяснилось, что Алиса улетела на почтовой ракете в пустыню, где случайно обнаружила древние пирамиды тутексов – таинственную марсианскую цивилизацию.

У Алисы было «много знакомых зверей», но самым любимым оказался Шуша – подарок известного космонавта, вернувшегося с Сириуса. Шушонок был похож на маленького шестипалого кенгуренка с большими стрекозиными глазами. Он оказался на редкость смышленым зверьком: быстро научился разговаривать и читать.

День рождения Алисы

В канун дня рождения Алисы ее отец задумался о том, чтобы подарить своей любознательной дочери. Положение спас старый друг профессора Селезнева – космический археолог Громозека «с планеты Чумароз». Громозека гораздо больше обычного человека, «у него десять щупальцев, восемь глаз, панцирь на груди и три добрых, бестолковых сердца».

Он рассказал, что исследует «мертвую планету Колеиду», на которой сто лет назад по неизвестной причине умерли все люди и звери. Теперь там «только развалины, ветер воет, дождь идет». Были подозрения, что жители планеты стали жертвами «эпидемии космической чумы».

Чтобы это выяснить, Громозека попросил у ученых машину времени и предложил Алисе совершить увлекательное путешествие в прошлое, на сто лет назад. Профессор Селезнев согласился – это был лучший подарок на день рождения дочери.

Громозека поручил Алисе ответственное задание – отправиться в прошлое и распылить вакцину против смертоносного вируса. Девочке придется пережить немало увлекательных и, порой, весьма опасных приключений, прежде чем она выполнит поручение Громозеки и спасет планету Колеиду от страшной участи.

Путешествие Алисы

Профессор Селезнев пообещал Алисе по окончании второго класса взять ее с собой «в летнюю экспедицию» по сбору редких животных на других планетах. Спустя несколько недель тщательной подготовки команда космического корабля «Пегаса» – капитан Полосков, механик Зеленый и профессор Селезнев с дочерью – были готовы к полету.

На Луне они повстречали своего доброго друга Громозеку, который, узнав о цели экспедиции, поведал о «планете имени Трех Капитанов». По словам Громозеки, «капитаны встречали множество редких, чудесных зверей и птиц», и, наверняка, в их дневниках можно отыскать полезные записи. Он посоветовал друзьям отправиться на эту планету и встретиться с доктором Верховцевым, который знал о капитанах «больше всех в Галактике».

«Пегас» взял курс на планету Блук, которая славилась своим базаром, популярном среди коллекционеров со всей Галактики. Здесь можно было найти самых удивительных, самых редких животных. Профессор приобрел невидимых рыб, индикатора, способного менять «цвет в зависимости от настроения» и еще множество уникальных созданий.

Но самым важным приобретением стала птица говорун, принадлежавшая одному из трех великих капитанов. От нее путешественники узнали, что один из капитанов попал в беду и срочно нуждается в помощи. Говорун дал четкие указания – «Держи курс на систему Медузы». Тем временем за редкой птицей стал охотиться доктор Верховцев и его приятель – толстяк по прозвищу Весельчак У. Было ясно, что они преследовали какие-то свои корыстные цели.

Капитан Полосков принял решение отправиться на помощь капитану, хотя Зеленый предрекал серьезные неприятности. По пути он посетили планету Шелезяку, подавшую им сигнал бедствия. Выяснилось, что ее жителей – роботов – поразила страшная эпидемия, которая полностью обездвижила их.

Однажды роботы спасли раненого говоруна, заменив ему перебитое крыло протезом. Узнав об этом, человек, похожий на доктора Верховцева, отомстил им и подсыпал в смазку алмазную крошку. Оставив роботам бочку с чистой смазкой, путешественники отправились к системе Медуза.

Читайте также:  Кавказ – краткое содержание рассказа Бунина

На Третьей планете «Пегас» попал в ловушку космических пиратов. В подземном бункере путешественники увидели «Синюю Чайку» – корабль пропавшего Второго капитана, который в течение четырех лет не покидал его.

В этот момент появились пираты – Верховцев и Весельчак У. Они пригрозили Второму, что если тот не даст им «формулу галактия — абсолютного топлива», они станут жестоко пытать путешественников. Капитан открыл стрельбу по пиратам. Неожиданно ему на выручку пришел Первый капитан и настоящий доктор Верховцев, которых привела Алиса.

Капитанам удалось обезвредить пиратов, одним из которых оказался мерзкий Крыс, ловко замаскированный под Верховцева. В подземной темнице друзья отыскали и еле живого Третьего капитана.

Когда все тревоги остались позади, Алиса сообщила отцу, что капитаны пообещали взять ее с собой «в другую галактику», когда она немного подрастет.

Заключение

В своих фантастических произведениях автор сделал акцент на том, насколько важна дружба и взаимовыручка, а также самообладание и смекалка, благодаря которым герои находили выход из сложных ситуаций.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» презентация к уроку по чтению (4 класс)

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Ребята, кто из вас не мечтал о том, чего никогда не было и не будет?… Например, о полётах в космические дали или о путешествии во времени и пространстве на машине времени? А знаете, вы не одиноки в своих мечтаниях! Такие чудаки есть не только среди детей, но и среди серьезных взрослых?

Знаете ли Вы , что этот человек с добрыми глазами и мудрым сердцем – настоящий волшебник

А мы его знаем как нашего любимого и неподражаемого Кира Булычёва (Игоря Можейко )– писателя-фантаста, придумавшего девочку из будущего Алису Селезневу.

Игорь Всеволодович Можейко ( псев .: Кир Булычёв , Маун Сейн-Джи ) родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН.

В 1963 году Игорь Можейко начал работать в Институте востоковедения Академии наук и стал впоследствии крупным учёным-востоковедом.

Известный писатель и публицист Игорь Можейко (Кир Булычев ) собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг.

В1965 году повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезнёвой — подборка веселых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далёком тогда ещё 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой. Кир Булычев и Алиса

Пожалуй, это — наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва . Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1961 году. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.

Умер Игорь Всеволодович Можейко 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

Знакомство с произведением с. 150-157- читать

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить план пересказа.

Встреча с космическими пиратами

На самой окраине Галактики, вдали от патрульных кораблей, в противоборство с командой «Пегаса» вступают самые неуловимые из космических пиратов – Весельчак У и Крыс. Но и здесь смелость и смекалка Алисы позволяет одержать полную победу над искушенными негодяями. Их арестовывают, а пленных капитанов освобождают.

Знаменитые капитаны выражают благодарность своим спасителям. Они расспрашивают о последних новостях с Земли и получают рассказ о них. Путешествие Алисы Селезневой подходит к концу, но капитаны обещают взять ее с собой на экскурсию в соседнюю Галактику. Отец обещает отпустить дочь при условии, что она еще немного подрастет.

“Девочка с Земли” : краткое содержание, главная мысль, кто главные герои?

Кир Булычев “Девочка с Земли” : краткое содержание, главная мысль, кто главные герои?

“Девочка с земли” – это несколько повестей, которые объединены одним образом – девочкой Алисой, живущей примерно. на 50 лет позже, чем мы.

У Алисы есть потрясающая способность – она может попадать как в прошлое, так и в будущее, может перемешаться по межгалактическому пространству и с ней, как говорит сам автор книги, “никогда ничего не случится”.

Везде, где побывает Алиса, она оставляет о себе добрые дела и теплые воспоминания: благодаря ею находчивости и смекалки вылечился бронтозавр Бронтя, она возвращает домой заблудившегося в пространстве и времени и “разматериализававше­ гося” японского профессора, даже спасает целую цивилизацию.

Вместе с папой Алиса отправляется в космическую экспедицию: их корабль путешествовал по разным планетам и изучал неизвестных животных, некоторых из этих редких животных привезли на землю и поселили в Московском зоопарке.

Во время путешествия Алиса встречает множество новых друзей.

Экспедиция Алисы с отцом под угрозой. Вместе с одноклассниками она украла из музея золото, чтобы сделать блесну. В будущем оказалось, что золото обесценилось. Алису тут же простили.

Алисе все интересно. Во время экспедиции они сталкиваются с тайной о трех пропавших капитанах. Посещают другие планеты, где формы жизни и прогресс существенно отличаются от земных.

Отец Алисы на протяжении всего пути покупает разных невиданных животных.

Сама же девочка загорелась птицей говорун, которую они с отцом подобрали раненой. Птица говорун подсказывает, где искать пропавших капитанов. В итоге корабль Алисы попадает в плен пиратов, где и находятся те самые пропавшие капитаны. Но благодаря замаскированному под пирата Верховцева и помощи одного из капитанов, удается избежать заточения.

Общими усилиями и благодаря Алисе тоже пираты побеждены, капитаны спасены и все продолжают путешествие.

Главная мысль заключается в любознательности мира и его познанию. Без этого человек никогда бы не стал тем, кем сейчас является. И предела этому нет.

А еще можно добавить, что автор показывает смелость и отдачу каждого героя, говоря о сплоченности и упорству в трудной ситуации.

Главных героев можно выделить несколько.

Напишите в читательский дневник вот такие несколько предложений, чтобы восстановить в памяти это произведение Кира Булычёва.

К отцу Алисы приводят на приём дракона. Старый волшебник Кусандра хочет заполучить сказочный заповедник. Алиса узнала об этом от гномика Вени. Начальник заповедника пропал и Веня уговаривает Алису попробовать найти начальника, потому что в дирекцию кроме Алисы никто из сказочных героев не может попасть. Там Алиса, подслушав диалог между Волком и Куссандрой узнаёт, что начальника заколдовал волшебник. Волк с Котом выдали Алису волшебнику. Кусандра поймал Алису и посадил в подземеле. Но с помощью новых друзей Алиса бежит из подземелья.

Кусандра говорит обитателям заповедника, что теперь он новый начальник. Все звери поднимаю бунт, а Кусандра бежит в прошлое время. Отец Алисы начинает расколдовывать начальника.

К Алисе Селезневой попадает таинственный камень. Она хочет узнать его секреты и отправляется в приключения.

На земле в одной долине она видит цивилизацию камней, которые двигались в миллион раз медленнее нас. Ее камень оказался не оттуда.

В космосе Алиса спасает космический корабль и освобождает из брюха дракона детей. Их планета была захвачена замухраками. В дальнейшем дети и их воспитательница пропадают. У Алисы появилась еще одна тайна, которую нужно раскрыть.

Алиса отправилась на поиски вместе с другом Пашей. Вскоре она сама превращается в черный камень. Вместе с другими камнями их расколдовывают и оказывается, что это и были те самые дети.

Хитрому Пашке удается послать сигнал бедствия на родную планету. Вскоре их спасают. Расколдованные в дальнейшем лягушки оказались воспитательницами этих детей.

Главная мысль заключается в целеустремленности, которое дает нужный результат. Благодаря доброте и смелости одной девочки было спасено много жизней. Не будем исключать находчивость, которую автор тоже показывает в данном произведении.

Мне чрезвычайно понравилась повесть писателя, основной героиней, какой стала девочка Алиса. Ведь Алиса страшно умная и добросердечная девочка. Она всем, от мала до велика, помогает, и у нее добрый характер и она никогда в жизни не напоминает прочим об их просчетах. Эта повесть поучает нас дружбе и ответственности, а также учит помогать товарищу, даже если товарищ оказывается не прав. Учит нас защищать и уважать природу. Учит мужественно смотреть в лицо опасности, да не терять голову. Учит всегда отыскивать выход из любой ситуации и конечно, учит верить в чудеса.

Сказочная повесть Кира Булычева “Миллион приключений” состоит из нескольких частей, действие в которых происходит на разных планетах.

Сперва Алиса исследует глубины Средиземного моря и находит космический корабль. Ее пленяет воинственный инопланетянин, мечтающий покорить Землю. Но благодаря помощи умных дельфинов и друзей, Алиса спасается.

Потом Алиса и ее друг Пашка Гераскин летят на планету Пенелопу и там Пашка отправляется в мир рыцарей. Алисе приходится последовать за ним и в итоге даже спасти мальчику жизнь, вспомнив давний обычай, когда осужденного на казнь могла спасти девушка, объявив себя его невестой.

Планета Пенелопа, где ребята работают на биостанции, оказывается живой и старается выгнать людей из-за действий браконьера и пирата Дикаря. Но Алисе удается найти общий язык с планетой и недоразумение разрешается.

Наконец Алиса и Пашка попадают в плен к пиратам, которые захватили целую планету населенную похожими на кошек жителями. Пираты стремятся захватить космический корабль, но капитану чудом удается пленить пиратов.

Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Бунина

Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции.

Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя, чувства которого проникаются печалью и тоской, выстроенными на основе лейтмотива одиночества, содержащего личный и общественный драматизм.

Сюжетная линия произведения состоит из осознания лирического героя своей непростой судьбы в виде вечного скитания с целью поиска родного очага, с ностальгией вспоминая детство, проведенное в доме отца.

Композиционная структура стихотворения заключается в двух строфах, несущих огромную смысловую нагрузку, подчеркнутую применением постоянных повторов, создающих ощущение произнесенных вслух рассуждений лирического героя, а также акцентирующих важные детали происходящих событий, при этом первоначальное четверостишие имеет оттенки лиричной надежды, а второе – грустным мотивом суровой безысходности.

Отличительной особенностью стихотворения является использование интересных и необычных образов в виде птиц, зверей, их жилищ, отцовского двора, чужого дома и ветхой котомки, имеющих определенную символичность. Образ ветхой котомки представляется поэтом не только в качестве хранилища материальных предметов лирического героя, но и является пристанищем для накопленного жизненного опыта и мудрости. Напоминая о ветхой котомке, поэт подчеркивает бедность лирического героя не только в материальном плане, но и духовном, акцентируя внимание на отсутствие богатства, счастья, а также надежды на лучшее радостное будущее, которое заключается в обретении поэтом родного домашнего очага, представленного в виде русской земли.

Посредством изображения образов животных и птиц поэт передает настроение своего персонажа, чувствующего тоску и печаль по невозможности обрести умиротворение в отцовском доме в отличие от меньших братьев, имеющих и нору, и гнездо.

В образе чужого, наемного дома, изображенного в стихотворении, поэт представляет чужую страну, а вспоминая об отцовском дворе думает об оставленной родине. При этом, применяя средства художественной выразительности в виде эпитетов, а также изменения порядкового положения слов, поэт демонстрирует жалобный плач и причитающий стон в сочетании с горестным протестом и гневом.

Стихотворение наполнено обреченностью и ненужностью, в которых лирический герой не видит возможного выхода.

Анализ 2

Бунин относится к числу писателей-эмигрантов, которые вскоре после октябрьской революции отправились в другие страны подальше от новой власти и нового положения дел. Нужно сказать, тематика эмиграции и расставания с собственным домом, то есть родиной, является одной из центральных тем для творчества этого автора.

Бунин ярко переживал расставание с собственным домом, хотя на самом деле его эмиграция не была чрезмерно трудной и суровой, он обладал средствами, довольно приличным положением в обществе и происхождением. Поэтому он мог устроиться и на новой земле, мог также примыкать и к другим сообществам оставившим страну. Тем не менее для него не имела такого значение смена пространства обитания, сколько имела значение смена эпох.

Революция стала для поэта синонимом разрушения старого уклада. Конечно, в какой-то степени он был привязан к роскошному быту помещика, но не об этом была его тоска в основном и характерный пример он дает в рассказе Антоновские яблоки. Бунин видел как мельчает его страна, как строгий и величественный уклад сменяется чем-то никчемным и ничтожным и конечно он был возмущен в определенной степени созданием общества, в котором пролетарии (при всех возможных достоинствах класс для того периода малообразованный и не обладающий какими-то выдающимися достоинствами) получают привилегии и становятся идеологической основой.

В стихотворении У птицы есть гнездо.. он пишет именно о том как оставил страну, как оказался в новом доме. Конечно, вход в новый наемный дом, куда он пребывает с «ветхою котомкой» является художественным приемом, повторимся, поэт не бедствовал, но дело не в этом. Тут имеют значения именно образы путника, который забрал свой ветхий скарб из родного дома и приходит в дом чужой.

Смог ли он унести нечто стоящее из былого дома? Навряд ли. Устои царской России ему более не сохранить, этот уклад канул в Лету и теперь останется только в воспоминаниях.

Поэтому и сам поэт становится действительно как зверь без своей норки или гнезда. И в этом заключается его фундаментальная тоска. Ведь у каждого живого существа в этом мире есть какой-то дом, дом в глобальном смысле.

Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора по плану

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Возможно вам будет интересно

Произведение по жанровой направленности относится к балладе, характеризующейся наличием эпического сюжета, интриги, а также имеющей лирические оттенки.

Литературные критики, как правило, связывают стихотворение Фета Целый мир от красоты.. с его статьей на тему стихотворений Тютчева, в которой поэт рассматривал не только произведения своего современника

Произведение относится к философской лирике поэта и в качестве центральной тематики стихотворения имеет авторские размышления о скоротечности жизненного пути человека.

По жанровой направленности произведение относится к разновидности исторической баллады, созданной в стиле устного фольклорного народного творчества.

Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

Анализ стихотворения у птицы есть гнездо, у зверя есть нора бунина.

Поразмышляем над прочитанным…

1. Какое настроениe, каная музыка преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне?

Читайте также:  Кукушка – краткое содержание рассказа Бунина

О чем говорят поэты-эмигранты? Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?

2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

    Полнил бы я зиму, Да обуза тяжка… От нее даже дыму Не уйти и облака, И. Анненский. «Слег»

Но один есть в мире запах, И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега… Дон Аминадо. «Города и годы»

3. Выберите и подготовьте к выразительному чтению наизусть одно или два стихотворения о Родине.

4. Обратим внимание на то, что И. Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой: «…Да обуза тяжка… / От нее даже дыму не уйти в облака», а с другой — любуется блеском снега: «Но люблю ослабелый / От заоблачных нег — / То сверкающе-белый, / То сиреневый снег…» Как меняются взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов?

5. Как вы понимаете строки Д. Мережковского?

    Не надо звуков: тише, тише, У молчаливых облаков Учись тому теперь, что выше Земных желаний, дел и слов.

6. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?

7. В чем пафос стихотворений 3. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»?

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Иван Бунин

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьется сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой!

Анализ 2

Бунин относится к числу писателей-эмигрантов, которые вскоре после октябрьской революции отправились в другие страны подальше от новой власти и нового положения дел. Нужно сказать, тематика эмиграции и расставания с собственным домом, то есть родиной, является одной из центральных тем для творчества этого автора.

Бунин ярко переживал расставание с собственным домом, хотя на самом деле его эмиграция не была чрезмерно трудной и суровой, он обладал средствами, довольно приличным положением в обществе и происхождением. Поэтому он мог устроиться и на новой земле, мог также примыкать и к другим сообществам оставившим страну. Тем не менее для него не имела такого значение смена пространства обитания, сколько имела значение смена эпох.

Революция стала для поэта синонимом разрушения старого уклада. Конечно, в какой-то степени он был привязан к роскошному быту помещика, но не об этом была его тоска в основном и характерный пример он дает в рассказе Антоновские яблоки. Бунин видел как мельчает его страна, как строгий и величественный уклад сменяется чем-то никчемным и ничтожным и конечно он был возмущен в определенной степени созданием общества, в котором пролетарии (при всех возможных достоинствах класс для того периода малообразованный и не обладающий какими-то выдающимися достоинствами) получают привилегии и становятся идеологической основой.

В стихотворении У птицы есть гнездо.. он пишет именно о том как оставил страну, как оказался в новом доме. Конечно, вход в новый наемный дом, куда он пребывает с «ветхою котомкой» является художественным приемом, повторимся, поэт не бедствовал, но дело не в этом. Тут имеют значения именно образы путника, который забрал свой ветхий скарб из родного дома и приходит в дом чужой.

Смог ли он унести нечто стоящее из былого дома? Навряд ли. Устои царской России ему более не сохранить, этот уклад канул в Лету и теперь останется только в воспоминаниях.

Поэтому и сам поэт становится действительно как зверь без своей норки или гнезда. И в этом заключается его фундаментальная тоска. Ведь у каждого живого существа в этом мире есть какой-то дом, дом в глобальном смысле.

Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора по плану

Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»

Небольшой рассказ был создан в 70-ых годах XIX века, и многих критиков удивил простой и доступный даже для детей язык, которым он был написан. Помимо реалистичного описания быта горцев и прекрасной, дикой природы Кавказа, Толстой уделяет внимание и другой теме рассказа, более нравственной и психологической. Эта тема противостояние, которое раскрывается на примере двух личностей, двух основных героев «Кавказского пленника» – Жилина и Костылина. Сюжет рассказа развивается быстро, а описание всех событий красочное и запоминающееся.
Л. Н. Толстой умело использует контраст для того, чтобы донести до читателей тему своего рассказа. Под внешним контрастом энергичного Жилина и тяжелого Костылина скрывается противоречия их внутренних миров. Жилин создает впечатление живого и радостного человека, в то время, как Костылин недоброжелательно смотрит на окружающий его мир, и отличается жестокостью и злобой. Причем нельзя сказать, что различие между этими героями определенно обстоятельствами оба они русские офицеры, оба принимают участие в войне России против Кавказа. Но между ними пропасть их внутренние принципы, их взгляды на мир, их жизненные ценности совершенно противоположны. Жилин преданный и честный человек, который помогает Костылину даже после того, как тот предал его по вине своей трусости и глупости. Ведь Жилин даже не мог подумать, что можно поступить по-другому, и когда он бросается к другу за ружьем, чтобы уберечься от горцев, он уверен, что тот ему поможет. И даже когда они попадают в плен, он все равно берет трусливого солдата вместе с собой во время побега. Его душа широкая и открытая, Жилин с искренностью и внутренней честностью смотрит на мир и других людей. Он несет на себе солдата Костылина, когда тот устает от длительного спасения из плена татар. И оба героя снова попадают туда, откуда с трудом выбрались только теперь их сажают в огромную яму. И тут Толстым описывается кульминация рассказа девочка Дина, с которой добрый солдат успел подружиться во время плена, при помощи палки помогает бежать Жилину. А слабый и безвольный Костылин боится бежать и думает, что лучше будет, если за него заплатят деньги кто-нибудь из родственников. Жилину же удается сбежать своими силами, он не хочет волновать свою мать просьбами о деньгах, и думает о ее здоровье. Жилин не может быть таким безвольным трусом, как Костылин, его природа это отвага, смелость и мужество. И отсюда следует, что и ценности жизни для него совсем иные, они духовные и чистые. Костылин же олицетворение пассивности и бездействия, единственное, что живет у него внутри это страх только за самого себя и злоба по отношению к другим людям. Он ленив и безволен, он полагается во всем на других, а Жилин предпочитает создавать свою судьбу сам, и ему это удается, так как его побуждения и намерения чистые и искренние.

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось. Однако с первых дней горечь разлуки с родиной не давала Бунину покоя, и в 1922 году он написал стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».

Первые строчки этого произведения указывают на то, что автор завидует обитателям леса, которые имеют свой дом, пусть и такой ненадежный, не обустроенный и лишенный привлекательности с человеческой точки зрения. Однако именно там они чувствуют себя в полной безопасности и наверняка по-своему счастливы, чего сам Бунин лишен. Он отмечает, что ему было крайне тяжело принимать решение об эмиграции. «Как горько было сердцу молодому, когда я уходил с отцовского двора», — отмечает автор. Для него прощание с Россией стало вторым трагическим событием в жизни. Ведь однажды, будучи 17-летним подростком, он уже покидал отчий дом, чтобы доказать всему миру собственную самостоятельность. Воспоминания и свежие ощущения наслоились друг на друга, став причиной довольно глубокой и продолжительной депрессии Бунина, а также поводом для написания целого цикла произведений как в прозе, так и в рифме, которые автор посвятил своим переживаниям.

Пытаясь описать словами то, что чувствует, Бунин о. Его гнетет не только чувство тоски по родному дому, но и ощущение безысходности, собственной никчемности и ненужности . Ведь автор оказался в чужой стране практически без средств к существованию, и у него не возможности назвать своим те съемные мебилированные комнаты, в которые отныне он обречен жить долгие годы. Поэт признается, что каждый раз испытывает целую гамму самых противоречивых чувств, когда входит «в чужой наемный дом с своей уж ветхою котомкой». Это ощущение обреченности автор сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на родину хотя бы ради того, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено будет сбыться, так как после революции Россия станет для него навсегда потерянной страной, той колыбелью радости и спокойствия, которую каждый человек утрачивает рано или поздно из-за различных обстоятельств.

После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и . Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось. Однако с первых дней горечь разлуки с родиной не давала Бунину покоя, и в 1922 году он написал стихотворение .

Первые строчки этого произведения указывают на то, что автор завидует обитателям леса, которые имеют свой дом, пусть и такой ненадежный, не обустроенный и лишенный привлекательности с человеческой точки зрения. Однако именно там они чувствуют себя в полной безопасности и наверняка по-своему счастливы, чего сам Бунин лишен. Он отмечает, что ему было крайне тяжело принимать решение об эмиграции. «Как горько было сердцу молодому, когда я уходил с отцовского двора»

, — отмечает автор. Для него прощание с Россией стало вторым трагическим событием в жизни. Ведь однажды, будучи 17-летним подростком, он уже покидал отчий дом, чтобы доказать всему миру собственную самостоятельность. Воспоминания и свежие ощущения наслоились друг на друга, став причиной довольно глубокой и продолжительной депрессии Бунина, а также поводом для написания целого цикла произведений как в прозе, так и в рифме, которые автор посвятил своим переживаниям.

Пытаясь описать словами то, что чувствует, Бунин о

. Его гнетет не только чувство тоски по родному дому, но и ощущение безысходности, собственной никчемности и ненужности. Ведь автор оказался в чужой стране практически без средств к существованию, и у него не возможности назвать своим те съемные мебилированные комнаты, в которые отныне он обречен жить долгие годы. Поэт признается, что каждый раз испытывает целую гамму самых противоречивых чувств, когда входит
«в чужой наемный дом с своей уж ветхою котомкой»
. Это ощущение обреченности автор сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на родину хотя бы ради того, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено будет сбыться, так как после революции Россия станет для него навсегда потерянной страной, той колыбелью радости и спокойствия, которую каждый человек утрачивает рано или поздно из-за различных обстоятельств.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции.

Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя, чувства которого проникаются печалью и тоской, выстроенными на основе лейтмотива одиночества, содержащего личный и общественный драматизм.

Сюжетная линия произведения состоит из осознания лирического героя своей непростой судьбы в виде вечного скитания с целью поиска родного очага, с ностальгией вспоминая детство, проведенное в доме отца.

Композиционная структура стихотворения заключается в двух строфах, несущих огромную смысловую нагрузку, подчеркнутую применением постоянных повторов, создающих ощущение произнесенных вслух рассуждений лирического героя, а также акцентирующих важные детали происходящих событий, при этом первоначальное четверостишие имеет оттенки лиричной надежды, а второе – грустным мотивом суровой безысходности.

Отличительной особенностью стихотворения является использование интересных и необычных образов в виде птиц, зверей, их жилищ, отцовского двора, чужого дома и ветхой котомки, имеющих определенную символичность. Образ ветхой котомки представляется поэтом не только в качестве хранилища материальных предметов лирического героя, но и является пристанищем для накопленного жизненного опыта и мудрости. Напоминая о ветхой котомке, поэт подчеркивает бедность лирического героя не только в материальном плане, но и духовном, акцентируя внимание на отсутствие богатства, счастья, а также надежды на лучшее радостное будущее, которое заключается в обретении поэтом родного домашнего очага, представленного в виде русской земли.

Посредством изображения образов животных и птиц поэт передает настроение своего персонажа, чувствующего тоску и печаль по невозможности обрести умиротворение в отцовском доме в отличие от меньших братьев, имеющих и нору, и гнездо.

В образе чужого, наемного дома, изображенного в стихотворении, поэт представляет чужую страну, а вспоминая об отцовском дворе думает об оставленной родине. При этом, применяя средства художественной выразительности в виде эпитетов, а также изменения порядкового положения слов, поэт демонстрирует жалобный плач и причитающий стон в сочетании с горестным протестом и гневом.

Стихотворение наполнено обреченностью и ненужностью, в которых лирический герой не видит возможного выхода.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу»

Стихотворение написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Федоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение, пронизывающее произведение. Как и во всей любовной лирике Тютчева, любовь здесь предстает не как поверхностное увлечение, а как глубокое чувство, способное как подарить человеку величайшее счастье, так и погубить его. В первой строфе мы видим перед собой женщину. Она молча сидит на полу, но ей и не нужно говорить.

Анализ стихотворения Блока “Мой остров чудесный”

Семейная жизнь Александра Блока складывалась весьма непросто, так как поэт считал – любить супругу можно и на расстоянии. Он жил под одной крышей с Любовью Менделеевой несколько лет, но при этом отказывался от супружеской близости, считая такие отношения верхом пошлости. При этом поэт действительно боготворил свою супругу и считал ее музой, она вдохновляла его на творчество. Именно Любви Менделеевой Блок посвятил несколько циклов удивительно нежных и возвышенных стихов. Среди них – произведение “Мой остров чудесный”, написанное в 1903 году через несколько месяцев после бракосочетания.

Ссылка на основную публикацию