Кукушка – краткое содержание рассказа Бунина

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.10.2019

Бунин И. “Кукушка”

Главные герои рассказа “Кукушка” и их характеристика

  1. Кукушка. Старик. Одинокий, несчастный, слабый.
  2. Барин. Добрый, не злой.
  3. Митя и Коля. Дети барина. Любознательные, добрые мальчики.
  4. Приказчик. Злой, жестокий.

План пересказа рассказа “Кукушка”

  1. Караулка в лесу
  2. Переезд
  3. Сожители Кукушки
  4. Просьба денег
  5. Обещание детям
  6. Ловля волчат
  7. Волчата в яме
  8. Гнев приказчика
  9. Болезнь Кукушки
  10. Кукушка уходит
  11. Кукушка возвращается
  12. Свобода волчонку
  13. Смерть Кукушки

Кратчайшее содержание рассказа “Кукушка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. В караулке возле барского леса поселился старик Кукушка.
  2. Однажды он пообещал барчукам поймать волчат.
  3. Кукушка долго выслеживал волчицу и поймал волчат.
  4. Волчат посадили в яму, но приказчик ударил Кукушку и тот заболел.
  5. Кукушка ушел странствовать, и вернулся летом.
  6. Дети отпустили волчонка, а Кукушка зимой замерз в лесу.

Главная мысль рассказа “Кукушка”
Одинокий человек, что волк, никому он не нужен и никто о нем не позаботится.

Чему учит рассказ “Кукушка”
Рассказ учит любить природу и не забирать из леса диких зверей. Учит доброте и состраданию. Учит уважать старость. Учит тому, что каждый человек должен иметь семью, иметь тех, кто его любит.

Отзыв на рассказ “Кукушка”
Мне понравился этот трогательный рассказ, в котором говорится о том, что каждый человек должен дорожить своими близкими. Что без семьи человек не просто становится одиноким и беззащитным, он уподобляется дикому зверю, и сам заботится о себе. Но в старости заботиться о себе он уже не может и его ждет незавидный конец.

Пословицы к рассказу “Кукушка”
Одинокому где хлеб, там и угол.
Одинокому и поссориться не с кем.
Был хлеб, да съеден, был конь, да съезжен.
Годы не птица, улетят не догонишь.
Припасай клюку, пока не сгорбило в дугу.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Кукушка”

В старой ветхой караулке в лесу поселился одинокий солдат Кукушка, а рядом, в овраге, вывела волчат старая волчица.
Кукушку привез в конце февраля равнодушный работник, а с ним поселились курица, кошка и два кобелька – Барон и Мурзик.
Кукушке понравилось новое жилье и он был доволен положенным ему жалованием. Он начал вести нехитрое хозяйство, но в первую же ночь испугался мелькнувшей за окном высокой тени. Но тенью оказалась всего лишь качавшаяся на ветру притуга.

Как-то приехал Кукушка к барину за деньгами, а тот стал ему выговаривать, что в лесу срубили несколько молодых дубочков. Кукушка сваливал вину на приказчика, и барин пошел за деньгами.
К старику вышли барчуки, Митя и Коля, которые стали расспрашивать Кукушку про его житье и про собак. Кукушка, мечтая оказать услугу барину, обещал детям поймать волчонка, и барин одобрил эту мысль, хотя и посчитал, что старик впал в детство.
Кукушка был приемыш и оттого появилось его прозвище. Он был ленив и не очень умен, любил выпить, и нанимался на самую простую работу. Некоторое время он был женат, но жена бросила Кукушку, разочаровавшись в нем. И вот он состарился и был счастлив получить теплое место в караулке у леса.
Он часто сидел у окна и напевал любимую песню.

После половодья, Кукушка решил поймать волчат. Он хотел сперва отравить волчицу мышьяком, но не смог достать яда, и взяв ружье, заряженное картечью, отправился в лес. С помощью собак он выследил волчицу и сумел поймать в мешок двух волчат.
Кукушка отнес их к барину, где волчат посадили в яму. Старик был счастлив, но лишь пока не вернулся домой.
Там его ждал взбешенный приказчик, который сказал, что пока Кукушка уходил, в лесу срубили шесть березок. Приказчик ударил Кукушку и тот убежал.

Кукушка заболел и две недели лежал пластом. Потом приехал барин, и не вникая в спор Кукушки с приказчиком, сказал, что пришлет караулить лес другого работника, а Кукушка может оставаться жить в караулке.
Но через пару недель, пожелтевший и постаревший Кукушка ушел. Его не было долго, но как-то летом он пришел к барчукам и узнал, что один волчонок издох. Ребята расспрашивали Кукушку про его житье, и удивлялись, что у того нет ни дома, ни семьи. Они пожалели старика и дали ему две новых рубашки, взамен старой.
Кукушка попросил их выпустить волчонка и тот вылез из ямы по лестнице и убежал. А следом поплелся Кукушка.
Под святки Кукушку нашли замерзшим в лесу, он видимо пробирался в караулку, но не дошел. Детям о том не сказали, и они скоро забыли старика и его волчонка.

Краткое содержание рассказа Бунина “Кукушка “.10-17 предложений.Не из интернета.

u00a0 u0416u0438u0432u044f u0432 u043au0430u0437u0451u043du043du043eu0439 u0441u0442u043eu0440u043eu0436u043au0435,u0441u0442u0430u0440u0438u043a u0440u0430u0434 u043eu0434u0438u043du043eu0447u0435u0441u0442u0432u0443,u043eu043d u043fu0440u0438u0432u044bu043a.u0412u043eu043au0440u0443u0433 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430,u0435u043cu0443 u0432u0441u0451 u0431u043bu0438u0437u043au043e u0438 u043fu043eu043du044fu0442u043du043e,u0432 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0435 u0432u0441u0451 u0433u043eu0440u0430u0437u0434u043e u043fu0440u043eu0449u0435,u0447u0435u043c u0443 u043bu044eu0434u0435u0439.u041au0443u043au0443u0448u043au0430 u043bu044eu0431u0443u0435u0442u0441u044f u0434u0435u0440u0435u0432u044cu044fu043cu0438,u0441u043bu0443u0448u0430u0435u0442 u0437u0432u0435u0440u0435u0439.u041eu043d u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442 u0441u0435u0431u044f u0447u0430u0441u0442u044cu044e u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b,u043bu0435u0441u0430,”u0437u0432u0435u0440u0438u043du043eu0435 u0436u0438u0442u044cu0451″ u0443 u043du0435u0433u043e.

u041eu043d u043du0435 u0441u043cu043eu0433 u043du0430u0439u0442u0438 u0441u0435u0431u044f u0441u0440u0435u0434u0438 u043bu044eu0434u0435u0439,u0430 u0441 u0436u0438u0432u043eu0442u043du044bu043cu0438 u043eu043d u043du0430u0448u0451u043b u043eu0431u0449u0438u0439 u044fu0437u044bu043a,u043eu043d u0438u0445 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442.

u0411u0430u0440u0438u043d u043fu043eu0436u0430u043bu0435u043b u0441u0442u0430u0440u0438u043au0430 u0438 u043eu043d u0434u0430u0451u0442 u0435u043cu0443 u0440u0430u0431u043eu0442u0443,u043du043e u043au0443u043au0443u0448u043au0430 u043du0435 u0441u043fu0440u0430u0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0438 u043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u0431u0435u0437u0434u043eu043cu043du044bu043c,u0445u043eu0434u0438u0442 u0438 u043fu043eu0431u0438u0440u0430u0435u0442u0441u044f.

u041au0443u043au0443u0448u043au0430-u044du0442u043e u0434u0438u0442u044f u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b,u0431u0435u0441u0445u0438u0442u0440u043eu0441u0442u043du044bu0439 u0438 u043du0435u043fu0440u0438u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043bu0435u043du043du044bu0439 u043a u0436u0438u0437u043du0438,u0437u0430u0431u043eu0442u044fu0441u044c u043e u0436u0438u0432u043eu0442u043du044bu0445,u043eu043d u043eu0442u0434u0430u0451u0442 u0432u043eu043bu0447u0430u0442 u043du0430 u043fu043eu0433u0438u0431u0435u043bu044c,u0431u0435u0437u0434u0443u043cu043du043e u0438 u0436u0435u0441u0442u043eu043au043e.u041du043e u0443u0432u0438u0434u044f,u0447u0442u043e u043du0430u0442u0432u043eu0440u0438u043b,u043eu043d u0441u043fu0430u0441u0430u0435u0442 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0432u043eu043bu0447u043eu043du043au0430,u043eu0442u043fu0443u0441u043au0430u0435u0442 u0435u0433u043e u043du0430 u0441u0432u043eu0431u043eu0434u0443.

u041au0430u043a u0437u0432u0435u0440u044c,u041au0443u043au0443u0448u043au0430 “u0447u0443u0435u0442 u0441u0432u043eu044e u043fu043eu0433u0438u0431u0435u043bu044c”,u043eu043d u0437u0430u043cu0435u0440u0437u0430u0435u0442 u0437u0438u043cu043eu0439,u043au0430u043a u0438 u043fu0440u0435u0434u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u043b.u041du0435 u0441u0442u0430u043bu043e u041au0443u043au0443u0448u043au0438 u0438 u0432u0441u0435 u043e u043du0451u043c u0437u0430u0431u044bu043bu0438,u043au0430u043a u0438 u043e u0432u043eu043bu0447u0430u0442u0430u0445.u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a,u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043du0435 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043b u043fu043eu0441u043bu0435 u0441u0435u0431u044f u043du0438u0447u0435u0433u043e,u043du0435 u043eu0441u0442u0430u0451u0442u0441u044f u0432 u043fu0430u043cu044fu0442u0438 u043bu044eu0434u0441u043au043eu0439.u041au0443u043au0443u0448u043au0430 u043fu0440u043eu0436u0438u043b u0436u0438u0437u043du044c u043du0435u0437u0430u043cu0435u0442u043du043e,u043du0435 u0441u0434u0435u043bu0430u043b u043du0438u0447u0435u0433u043e u043fu043bu043eu0445u043eu0433u043e,u043du043e u0438 u0445u043eu0440u043eu0448u0435u0433u043e u043du0435 u0441u0443u043cu0435u043b u0441u0434u0435u043bu0430u0442u044c.

u0421u0443u0434u044cu0431u0430 u043cu043du043eu0433u0438u0445 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u043du044bu0445 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043d -u044du0442u043e u043du0438u0449u0435u0442u0430,u043eu0431u0435u0437u0434u043eu043bu0435u043du043du043eu0441u0442u044c u0438 u043eu0434u0438u043du043eu0447u0435u0441u0442u0432u043e.u041e u0442u0430u043au0438u0445 u0441u0443u0434u044cu0431u0430u0445 u0437u0430u0431u044bu0432u0430u044eu0442 u0431u044bu0441u0442u0440u043e u0438 u043du0435u043au043eu043cu0443 u0436u0430u043bu0435u0442u044c u043e u0442u0430u043au0438u0445,u043au0430u043a u041au0443u043au0443u0448u043au0430.u00a0

Кратчайшее содержание рассказа «Кукушка» для читательского дневника (И. Бунин)

«Кукушка»: краткое содержание 2 главы

Как-то старик пошел просить денег. В момент, когда барин удалился из комнаты, вошли два его сына. Они заговорили с Кукушкой. Стали спрашивать о собаках, рассказывали о проделках Цыгана – пса, отправленного со стариком в караулку. Перешли к охоте, и Кукушка пообещал принести мальчикам волчат – недавно он видел рядом со своим домом их мать.

Старик бодро возвращался в лес. Он был приемышем, потому и получил такое прозвище. С детства нанимался на работы. После службы женился, но с семьей не получилось. Он с малых лет считал себя обездоленным, беспутным, и это убеждение сделало его ленивым, раздражительным неумехой. Такую характеристику дает герою рассказа «Кукушка» Бунин. Краткое содержание его горькой жизни оттеняет то счастье, которое он чувствовал, живя в караулке.

И.А. Бунин. Основные образы рассказе «Кукушка». Смысл названия и проблематика.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет – свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества. Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы. В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели. В рассказе живут и действуют три группы образов: образы-персонажи, образы животных и пейзаж. Автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

Старый солдат Кукушка потерял дом в миг, который он осознал намного позже. Кукушка жил и не тужил в барском лесу, он любил лес и всегда внутри себя чувствовал страх потерять свое место, которое незаметно для него стало его настоящим домом. Когда приказчик ударил солдата, он понял, что дома как такового нет, он никто. Это сломало старика. А когда вернулась Кукушка и увидел, что стало с волчатами, он осознал, насколько его жизнь бесценна, потому что никому не нужна и ничего не стоит. Поэтому он сравнил свою жизнь с жизнью пойманного волчонка.

В чем смысл названия рассказа «кукушка» И А Бунина?

А смысл простой: отставной солдат — старик без жилья, без родных, без еды; что кукушка — простой бедняк, который ничего не имел, который сам ходил с протянутой рукой.

Явный конфликт рассказа происходит между Кукушкой и приказчиком.

Скрытый конфликт в душе Кукушки, он знал, но не хотел верить, а когда «прозрел», душа его сломалась.

Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов ХХ в (по выбору).

Билет № 22

И.С. Шмелев. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

Шмелев – удивительный писатель, замечателен оригинальный язык его прозы. Он любил Россию всегда. Эта любовь проявилась и в рассказе «Русская песня». В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки. Это позволяет автору в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия. Конец рассказа звучит почти гимном русской народной песне. А восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, близко восприятию народному. И.С.Шмелев показывает старую патриархальную Россию, восхищается простым русским человеком, щедростью его простотой, пишет о широте русской души, о любви и надежде, таящейся в душе каждого русского человека.

2. Проблема истинного и ложного в рассказе Б.Л. Васильева «Экспонат №…»

Б.Л. Васильев считает решающим влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения. Несколько страниц рассказа вбирают четыре десятилетия одинокой, тоскливой, по-своему героической жизни Анны Федотовны. В рассказе Б. Васильев обличает бесчеловечную, разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма – это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат. Писатель предъявляет суровый моральный счет современной школе. Бюрократический стиль мышления показывает, что в условиях господства формы и растут глухие, слепые, бесчеловечные функционеры. Вот почему название рассказа звучит с иронией и усмешкой.

В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №…» речь идет о женщине Анне Федотовне, потерявшей на войне единственного сына и жившей только благодаря единственному письму с фронта. И это письмо у неё украли пионеры из соседней школы. На первый взгляд дети относятся ответственно к порученному заданию. Им «предстоит жить и воспитываться на примерах», вот они и переживают, что эти примеры «могут пропасть». Дети у Бориса Васильева отнюдь не стандартные отрицательные герои современной прозы: они не стяжатели или эгоисты, не инфантильные иждивенцы или агрессивные вещепоклонники. Пионеры у Васильева убеждённо выполняют свой долг. В этом и заключается парадокс: из благих побуждений, из-за бескомпромиссной дисциплинированности они совершают злое, страшное дело.

В эпилоге раскрывается конфликт рассказа и с пугающей чёткостью выражена его проблема. Активность пионеров не вдохновлена никакой высокой целью. У них есть конкретное задание, но нет гуманистической направленности, во имя которой следует это задание выполнить. У них есть энергия, желание, но нет души.

Читайте также:  Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

В рассказе «Экспонат №…» Борис Васильев обличает бесчеловечную разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма — это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат.

Глава 3. В поисках волчат

Было начало апреля. Возвращаясь из обхода, Кукушка заметил волчицу. Он решил, что она, вероятно, уже ощенилась. По вечерам старик прислушивался к звукам, надеясь узнать, где ее логово. Но все было тщетно. Наконец, на рассвете Кукушка решил сам отправиться к оврагу. И ему повезло: у камней суетились два волчонка. Старик сложил их в мешок и отправился к барину.

Мальчики были в восторге. А Кукушка долго рассказывал, как ловил волчат. Радостный, возвращался в караулку, где его уже ждал приказчик. Оказалось, за время отсутствия Кукушки в лесу срубили деревья. Теперь за это предстояло ответить.

История создания

Рассказ И.А. Бунина «Кукушка» написан в 1898 году. Произведение относится к раннему периоду творчества писателя, когда Бунин интересовался идеями быта простых крестьян и изображением тяжелой жизни русского человека. Рассказы с подобной тематикой принято объединять в цикл прозы о русской деревне. Такой есть и у Бунина. Рассказ «Кукушка» вошел в сборник, посвященный творчеству писателя 1887-1909 годов.

Историю возникновения рассказа можно найти в стремлении Бунина путешествовать по России и говорить с людьми. Одна из таких задушевных бесед стала поводом для написания произведения. Современники автора не раз упоминали о том, что писатель гораздо охотнее случает рассуждения простых людей, чем представителей своего круга.

Бунин, «Кукушка»: краткое содержание 4 главы

Недели через две приехал барин. Все эти дни Кукушка притворялся больным и теперь жаловался, что приказчик его чуть не убил. Хозяин пообещал прислать нового караульного, а старику разрешил пока пожить в доме. К лету Кукушка вновь пошел по деревням и однажды оказался у дома барина.

Мальчики ему очень обрадовались и рассказали, что один волчонок умер. Другой ничего не ел и исхудал. «Нужно его отпустить», — предложил старик. По дороге к яме мальчики стали расспрашивать героя о его жизни – продолжает Бунин. Кукушка – краткое содержание разговора приводится – отметил, что ни семьи, ни дома у него нет. Что работу найти тяжело. Когда барчуки предложили помощь, лишь попросил взять у отца две рубахи. И добавил, что зимой замерзнет, так будет в чем похоронить.

Волчонка выпустили, и старик отправился вслед за ним в лес. А зимой его пророчество сбылось – пишет Бунин. Кукушка, краткое содержание рассказа о котором вы прочитали, был найден мертвым недалеко от сторожки, где счастливо провел три месяца своей жизни около года назад.

Виктор Цой «Кукушка»


Последние произведения в карьере той или иной значимой фигуры в музыке, как правило, становятся хитами. В основе этого интересного на первый взгляд факта лежит до тошноты простое объяснение. Лучше всего его описывает приторное в своей циничности высказывание одного персонажа из «Рок-н-рольщика» Гая Ричи: – «Рокер мёртвый дороже живого».

К сожалению, в отличие от киношного персонажа, Виктор Цой не инсценировал свою смерть, но «Чёрный альбом», изданный уже после кончины музыканта, постигла та же участь, что неизданное творчество Курта Кобейна, Егора Летова и целого ряда авторов, раньше времени покинувших этот мир: популярность и огромные тиражи продаж. Пластинка (не без помощи достаточно низких пиар-уловок) разошлась количеством более 1 200 000 копий, а «Кукушка» стала центральной её композицией, олицетворяющей уходящую эпоху в лице одного-единственного человека.

Историю создания песни «Кукушка», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

Бессмертный хит, которому не так давно подарила второе дыхание замечательная певица Полина Гагарина, был написан в небольшой студии в посёлке Плиеньциемс (недалеко от Юрмалы, Латвия). По словам Юрия Каспаряна, гитариста «Кино», Виктор потратил на творческий процесс целый день, запершись в «сарайчике», стоящем отдельно от остальных помещений. Плиеньциемс считается курортным посёлком, и Каспарян с Цоем приехали туда отдыхать, но солиста «Кино» муза не оставляла и в отпуске.

Основную мелодию произведения, включая вступление и заключение Цой сочинил сам, всё в том же сарайчике. Каспаряну же и остальным участникам «Кино», как обычно, довелось работать уже с полуготовым материалом. Музыканты тщательно доработали аранжировку и записали демо-версию, но вот выйти в свет при живом авторе ей так и не довелось.

«Кукушка» была представлена фанатам группы в рамках так называемого «Чёрного альбома» – восьмой и последней пластинки группы, выпущенной в январе 1991 года. К слову, большинство остальных треков альбома также были написаны в том самом «сарайчике».

С записью альбома не всё шло гладко: первые вокальные партии Цоя получились, по мнению музыкантов, не слишком удачными, и Каспарян даже попросил артиста перепеть композиции, услышав в исполнении оттенок небрежности.

После записи демо-версии альбома, сделанной на портативной студии, Каспарян отправился в Ленинград, а Цой решил задержаться в посёлке ещё на несколько дней. Это решение, как знают многие фанаты, и стало роковым в жизни музыканта: 15 августа, возвращаясь с рыбалки на одном из окрестных озёр, Виктор Цой погиб в автокатастрофе, столкнувшись в своём автомобиле с автобусом.

Несмотря на гибель лидера коллектива, альбом из демо-версии перерос в полноценную студийную. Огромную роль в этом сыграл музыкальный менеджер Юрий Айзеншпис: именно он привлёк музыкантов группы к продолжению работы над пластинкой, и именно его влиянию последние, по словам басиста «Кино», Игоря Тихомирова, противились своим инфантильным поведением при записи.

Официальная презентация пластинки состоялась 12 января 1991-го, на базе столичного Дворца молодёжи. По сути, это была профессиональная пресс-конференция: одна из первых для русского рока, как жанра. Собранные с продаж альбома в рамках данной презентации средства были направлены на помощь родственникам погибшего музыканта, установку памятника, организацию художественных выставок.

Интересные факты

  • Во время записи альбома использовалась драм-машина, что считалось проявлением «дурного тона» в российском рок-сообществе. Музыканты «Кино» шли наперекор стереотипам.
  • Официальное название «Чёрного» альбома – «Кино», поскольку на его обложке нет ничего, кроме этого слова, написанного белым шрифтом на чёрном фоне.
  • Около десятка тысяч виниловых пластинок «Чёрного альбома» были украдены ещё до официальной презентации.
  • Юрий Айзеншпис применил достаточно низкий приём для пиара альбома, распространив ложную легенду о том, что кассету с неизданными записями нашли в разбитом автомобиле Цоя после аварии и восстановили. Такая пусть и красивая, но неправдивая версия обеспечила альбому даже при высокой цене на виниловый его носитель сумасшедшее количество продаж.
  • Айзеншпис не забыл «навариться» и на презентации альбома: билет на неё стоил заоблачные на то время 150 рублей. Сам организатор назвал презентацию «светским приёмом, а не массовым мероприятием», и цену за билет на подобное действо видел вполне оправданной.
  • Говоря о «Кукушке», нельзя не вспомнить замечательные каверы на неё от Алины Орловой, Полины Гагариной, Ярославы Дегтярёвой и Земфиры, а также от коллектива «ДДТ». Пусть фанаты «Кино» одобрили далеко не все версии песни, каждая из них имеет свои интерпретационные особенности.
  • В киноиндустрии «Кукушка» засветилась в фильмах «Битва за Севастополь», «Сёстры» и «Дом под звёздным небом».
  • Первоначальный вариант сведения песни хоть и не был издан официально, но доступен к прослушиванию в эпизодах документальной киноленты «Человек в чёрном», снятой теле в 1990-м году.

Содержание и текст песни «Кукушка»

Точное толкование содержания подобных произведений всегда рискует угодить в дебри субъективизма, но основной посыл песни можно легко понять, вслушавшись в текст. Автор обращается к птице, которая издревле предсказывала народу количество непрожитых ещё лет, но время музыканта измеряется не годами, а количеством написанных им творений. Таким образом, Цой видел творчество противоположностью смерти, а отсутствие его – смертью как таковой.

Обратив внимание на куплеты, можно понять, что романтический герой повествования в этом произведении исчез или погиб, и не кому продолжить его дело («кто пойдёт по следу одинокому?»). В третьем же куплете автор взывает к воле и свободе, видя жизнь без этих добродетелей бесконечным мучением («головы да плечи терпеливые – под плеть»).

Текст песни давно разлетелся на цитаты, но воспринимать его непременно лучше целиком, погружаясь в атмосферу песни, и полностью проникаясь теми чувствами, которые в неё заложены. «Кукушка» – это произведение, которое обрело популярность на «волне» траура, но это нисколько не умаляет его значимости, ведь шедевр нельзя назвать шедевром только потому, что подобного уже никто и никогда не сотворит.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

И.А. Бунин: «Кукушка»: краткое содержание, основные жанровые особенности

Многие из нас читали рассказ И. А. Бунина «Кукушка». Краткое содержание этого произведения будет рассмотрено в нашей статье. Рассказ этот написан в 1898 году и входит в цикл прозы писателя о русской деревне.

Кратко об идейном замысле произведения

Это произведение относится к раннему периоду творчества Бунина, который вошел в русскую литературу с такими произведениями, как «Деревня» и «Антоновские яблоки». Молодой писатель рассказывал своим читателям о суровой русской жизни, о непростом крестьянском быте, об угасании славы помещиков, утративших после отмены крепостного права свою власть.

Очень часто его произведения посвящены жизни простого маленького человека. И не всегда он может справиться с вызовами судьбы.

Этой теме посвящен и рассказ И. А. Бунина «Кукушка», краткое содержание которого мы рассмотрим по частям.

Обретение дома

Бунин рассказывает, что его герой – старый солдат, прозванный Кукушкой, после долгих лет скитаний обрел место постоянной службы. Барин дал ему возможность за кров, еду и небольшую оплату служить ему караульным в лесу.

В обязанности старика входило охранять барский лес от незаконных вырубок. Чему же еще посвящен рассказ «Кукушка» Бунина, краткое содержание которого умещается на одной странице текста? Он рассказывает о судьбе одинокого человека, который вырос сиротой, не знал родных отца и матери, соответственно, не получил ни образования, ни воспитания.

С юности Кукушка не знал ни любви, ни заботы. Окружающие давали ему обидные прозвища, называя лодырем, лентяем, человеком, ни на что не годным. Кукушка привык к этим прозвищам и уже сам считал себя неудачником.

Изгнание

В итоге герой не смог справиться со своими обязанностями. Он допустил, что крестьяне стали воровать лес. Но не по хитрости, а по тому, что просто не заметил воровства. Почувствовав, что тучи барского гнева над ним сгущаются, Кукушка отловил в лесу волчат и подарил их детям барина. Дети были в восторге, но барин, одарив бывшего солдата тремя стираными рубашками, выгнал его с должности.

Читайте также:  Анализ стихотворения Детство Бунина

Этой же зимой Кукушка – старый, никому не нужный и больной человек, скончался от холода и недоедания. Таким образом, мы изучили рассказ И. А. Бунин «Кукушка», краткое содержание которого рассказывает о судьбе простого человека, к которому окружающие люди не смогли проявить сочувствия.

Место рассказа в творческой системе писателя

Не забудем также, что в XIX веке Россия была преимущественно крестьянской страной, а потому проблема мужика в русском общественно-философском сознании являлась предметом ожесточенных идейных разногласий между славянофилами и западниками, почвенниками и революционными демократами, народниками и марксистами. Уже в спорах людей 40–50-х годов была выдвинута задача понимания народа, поиска путей единения с ним, и основную нагрузку по ее выполнению взяла на себя русская литература того же периода.

К этому и стремился И. А. Бунин. «Кукушка», краткое содержание которой мы рассмотрели, показывает, что тема деревни и человека из народа остро волновали писателя.

Без сомнения, Бунина уже с юности волновала характерная для всего его творчества тема своеобразия душевного склада русского человека. Однако принять социальный анализ народничества, основанный на серьезных жизненных фактах, но чаще всего обусловленный прогрессивно-демократической тенденцией, Бунин как художник иной эпохи уже не мог. Да и вообще, на рубеже веков с крахом народнической социологии былые надежды на народ вытеснялись противоположным пафосом, нередко – стремлением изобразить звериное лицо народной массы, чреватое преступлением (М. Горький «Городок Окуров», «Лето»; А. Чехов «Мужики», «В овраге»; И. Родионов «Наше преступление» и др.).

Поздненародническая критика (Р. Иванов-Разумник и др.) не без причины упрекала Бунина в очернительстве крестьянской жизни, игнорируя, однако, онтологические аргументы писателя в споре с народничеством. Критики художника, находясь в плену сложившейся к тому времени традиции реалистического воссоздания действительности, скорее всего, не осознавали принципиальной новизны бунинского мировоззрения и стиля. Как и многие даровитые писатели, Бунин принципиально отказывается от всякой идеализации в понимании и изображении народно-национальной жизни. Однако в отличие от них и, так сказать, взамен автор дает ей глубинное онтологическое обоснование. Создавая полноценные индивидуальные характеры, он одновременно с тем нацелен на метафизически устойчивую фиксацию «национального типа» (на совершенно иных философско-метафизических основаниях этим, кстати, занимался и Н. А. Бердяев в своей «Русской идее»).

Подведем итоги: краткое содержание «Кукушки» Бунина по главам

Известно, что Бунин всегда говорил о принципиальной сложности русского человека, о трагических изломах и трагических основах русской души. Это означает, что, не в пример большинству своих собратьев по творческому цеху, он отдавал приоритет художественной онтологии, а не художественной социологии жизни. Рисуя повседневный быт крестьянства и дворянства, Бунин стремился запечатлеть в нем бытийные, сущностные проявления.

Разбирая рассказ Бунина по частям, мы видим, как в нем воплощается художественный замысел писателя. Как автор развертывает перед своими читателями всю нехитрую историю жизни одного маленького человека из народа.

Многое узнаешь из рассказа «Кукушка». Краткое содержание произведения Бунина было рассмотрено нами в настоящей статье.

Кукушка-краткое содержание

Кукушка

Кукушка долго нищенствовал, но теперь ему повезло — барин назначил ему жалование, дал кое-какую одежду и немного провизии. Теперь Кукушка должен следить, чтобы мужики не вырубали барский лес.

Покосившаяся избёнка не смущает Кукушку.

Тому, кто ходил под дождём, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и весёлой.

Старик переезжает в караулку вместе с кошкой, петухом и двумя собаками — своим Мурзиком и барским Цыганом. Скоро приведя избу в порядок, он растапливает печь, ужинает и засыпает. Он не слышит, как ночью мимо караулки пробегает волчица, «намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой — в одном из глухих и потайных оврагов».

Кукушка живёт в лесу счастливо и спокойно. Иногда он приходит к барину «попросить деньжонок». Барин недоволен работой Кукушки — недавно в лесу срезали три дубка. Кукушка обещает смотреть в оба и пытается свалить вину на управляющего. Чтобы выслужиться, он обещает сыновьям барина, Мите и Коле, поймать для них пару волчат. Кукушка не знает, что барин намерен держать его только до лета.

Старик никогда не имел собственного дома, он был приёмышем, за что и прозвали его Кукушкой. В детстве он был подпаском, в юности — пастухом, затем его забрали в солдаты. Вернувшись, Кукушка женился и попытался зажить нормальной жизнью, но ничего у него не вышло. Был Кукушка ленивый и «неудельный», со всякой работы его выгоняли, а через год такой жизни ушла от него и жена.

Кукушка краткое содержание Бунин И.А.

Кончилось тем, что его стали нанимать только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные караульщики.

Постепенно он начал побираться, вести бродячую жизнь.

Однажды, обходя лес, Кукушка замечает огромную волчицу. Он догадывается, что где-то неподалёку волчье логово, и скоро появятся волчата. Переждав половодье, Кукушка начинает поиски норы и забрасывает свои основные обязанности.

Раздобыв волчат, старик приносит их Коле и Мите. Зверят торжественно сажают в яму, и Кукушка описывает мальчикам, с каким трудом он их добыл. Барин тоже заинтересованно слушает рассказ, и Кукушка, выпив чарку водки, радостно возвращается домой.

Возле караулки Кукушку встречает приказчик. Пока старик добывал волчат, из лесу пропало шесть берёзок. Разгневанный приказчик замахивается, сбивает с Кукушки шапку, и тот прикидывается больным. Барину не удаётся разобраться, кто и в чём виноват, и он присылает караулить лес другого работника, а Кукушке разрешает пока пожить в караулке.

Кукушка остаётся и целыми днями равнодушно лежит на печке. Потом он ругается с работником, который ударил Мурзика, собирает котомку и уходит.

Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно; … но несомненно и то, что он сильно постарел, пожелтел и похудел за эти две недели.

Летом Кукушка решает навестить «барчуков» и волчат. Ребята рассказывают ему, что выжил только один волчонок, и Кукушка уговаривает их отпустить зверя. Он рассказывает мальчикам, что нет у него ни дома, ни детей, ни жены, что и сам он похож на такого вот одинокого волчонка: «Житьё моё звериное. Беспременно я нынешней зимой замёрзну».

Пожалев Кукушку, Митя и Коля просят для него у отца пару поношенных рубах, к которым барин добавляет водку, кусок пирога и «четвертак денег». Старик помогает мальчикам выпустить волчонка из ямы и уходит.

Зимой предсказание Кукушки сбывается — перед святками его находят замёрзшим на лугу возле леса. Видно, он хотел переночевать в караулке, где ему было когда-то так хорошо. Детям об этом не говорят, и они вскоре забывают и о волчатах, и о Кукушке.

О сайте

Здесь может быть отличное место для того, чтобы представить себя, свой сайт или выразить какие-то благодарности.

Свежие записи

  • Чистый понедельник
  • Тёмные аллеи
  • Солнечный удар
  • Кукушка
  • Кавказ
  • Дело корнета Елагина
  • Антоновские яблоки

Найдите нас

Адрес
Москва

Часы
Понедельник—пятница: 9:00–17:00
Суббота и воскресенье: 11:00–15:00

Анализ стихотворения В горах Бунина

Произведение представляется поэтом как сонет, основной тематикой которого является авторское размышление о роли поэзии в искусстве и ее связи с окружающей природой.

Содержание произведения является непрозрачным и усложнённым, требующим участия читателей стихотворения в выполнении разгадки изложенного в нем подтекста, заключенного в единстве мировых душ и вечности жизни.

Композиционная структура стихотворения, выраженная в описании природной картины и лирических эмоций героя, выстраивается из двух катренов в виде четверостиший и зачинающей строчки, означающей афоризм, представляющих в обобщенной форме семистрочие. В качестве художественных приемов в произведении используются многочисленные олицетворения, метафоры и сравнения.

Изображение пустого горного пастушеского пейзажа, пахнущего дымом, передает символические образы, связанные с библейским сюжетом, заставляя лирического героя испытывать противоречивое чувство странной тревоги и в то же время радостных, тоскливых ощущений, размышляя над истинным значением поэтического слова.

С точки зрения поэта, выраженной в стихотворении, основу и суть поэзии составляет наследство в виде человеческой души, а также мыслей и чувств, преданных предками и сохраненных в памяти в форме переживаний и волнений, которые проявляются в творчестве и поэтическом даре.

Ощущение древней мудрости, вечности временных периодов и воспоминаний о душах предков, позволяет испытывать настоящие человеческие чувства, облекая идеи стихов в основу мироздания. На примере переживаний лирического героя о пастушеском существовании поэт раскрывает причины его непонятного тоскливого настроения и непреодолимого желания остаться в этом гористом месте, кроющиеся в его далеком прошлом. Герой, как настоящий поэт, обладает обостренными и мучительными ощущениями родовых связей, способных на применение богатого опыта предыдущих поколений в настоящей действительности.

В содержании использованной в стихотворении афористической фразы заключается парадоксальность, выражающая непререкаемую невозможность передачи словами поэтических переживаний.

Название произведения также несет символическое значение, обозначая вершину, по которой существует возможность приблизить творческого героя к понятию вечности, а также осознанию божественного начала и высшего знания.

Вариант 2

Данное произведение можно отнести к философской лирике. Автор, описывая увиденный им случайно пейзаж, погружается в размышления.

Овечий загон и место остановки пастухов рождают в душе лирического героя мысли о поэзии, сущность которой, как он считает, невозможно выразить словами. Увиденное вызвало у него ассоциации в виде образов, которые могут означать очень многое. Сам пейзаж, связанный с пастухами, явно должен был напомнить человеку, жившему во времена, когда православная религия имела государственный характер, и преподавалось в школе, прежде всего, события и героев Библии. Ряд персонажей Ветхого Завета пасли овец. Они жили в простых условиях патриархального быта, где сын наследовал род занятий отца. Следовательно, вполне естественно, что образы Авраама, его сына Исаака и внука Иакова вызвали у лирического героя мысли преемственности поколений и о том, что роднит его с людьми, которые уже ушли в мир иной. На это же указывает тот факт, что овечий загон изображен покинутым пастухами и их стадами. Он олицетворяет следы чужой жизни.

Кроме того, в стихотворении описываются не только последствия людской деятельности и сооружения, построенные руками человека. Автор подчеркивает, что это дикое место. Пейзаж, наводящий на размышления, является и олицетворением природы, как таковой.

Связь мыслей о наследовании и преемственности с раздумьями о сущности поэзии показывает, что у Бунина были свои оригинальные представления о ее предназначении. Для автора поэзия – это не просто способ выражения своих мыслей. Она служит не для развлечения или же просто передачи своих мыслей и взглядов до окружающих. Бунину представляется, что поэзия – это способ прикоснуться к глубинам своей души.

Именно поэтому герой испытывает противоречивые чувства, проезжая мимо потухшего пастушеского костра. Это одновременно и тревога и радость, охватившие его сердце. Прикосновение к самим основам бытия, к сущности человека, одновременно, и манит поэта и внушает ему опасение.

Читайте также:  Анализ стихотворения В горах Бунина

Поэзия для Бунина – это попытка понять себя и мироздание. Через нее автор стихотворения чувствует связь с природой и людьми, жившими до него на этой земле.

Анализ стихотворения В горах по плану

В горах

Возможно вам будет интересно

Произведение представляет собой первое переведенное сочинение Горация «Памятник» («Exegi monumentum»), сделанный поэтом в период подъема его научного, литературного и педагогического таланта, а также по причине увлечения литературой античности.

Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю. Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо

С возрастом, поэт изменил мировоззрение к своей творческой работе и отрекся от использования средств авангардистских движений, но иногда все же мог соотнести предметы и явления, к живым, воодушевляя их

Произведение в соответствии с жанровой направленностью представляет собой русскую романтическую лирику, посвященную святочным гаданиям, излюбленному ритуалу русских женщин периода девятнадцатого века.

«Аве Мария» переводится как «Радуйся, Мария!» – это католическая молитва, которую верующие обращают к Деве Марии, которая являлась матерью Христа.

Анализ стихотворения Бунина В горах

Анализ стихотворения бунина в горах

Алексей Оситнянко Ученик (239), закрыт 3 года назад

Поэзия темна, в словах невыразима:
Как взволновал меня вот этот дикий скат.
Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад,
Пастушеский костер и горький запах дыма!

Тревогой странною и радостью томимо,
Мне сердце говорит: «Вернись, вернись назад!»—
Дым на меня пахнул, как сладкий аромат,
И с завистью, с тоской я проезжаю мимо.

Поэзия не в том, совсем не в том, что свет
Поэзией зовет. Она в моем наследстве.
Чем я богаче им, тем больше — я поэт.

Я говорю себе, почуяв темный след
Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:
— Нет в мире разных душ и времени в нем нет!

DЕД Мороз Знаток (269) 5 лет назад

Тема – «тёмная» поэзия проходит в стороне от жизни. Идея – увлечение «салонным» (модным) светом отдаляет от переживаний детства, перестаёшь замечать поэзию природы, отсюда обоснование последнего предложения. Метафоры: «вернись назад». «сердце говорит». «поэзия темна». «древнее детство». «времени в нём [в мире] нет». “богаче им” [наследством]. Олицетворения: сладкий аромат от дыма заменяет ностальгию. Завись и тоска олицетворены через «дикий скат». «кремнистый дол». овечий загон, костёр и дым.

Анализ стихотворения И. Бунина

Что такое счастье? Когда человек счастлив? Какие моменты жизни наполнены подлинной радостью? Такие вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый из нас. Только вот ответ найти порой бывает нелегко. Поэтому я обратилась за помощью к своим любимым поэтам – И. Бунину и Н. Заболоцкому.

Стихотворение И. Бунина «Нет солнца, но светлы пруды», конечно, и о природе, но пейзаж здесь ценен не сам по себе; главное, что созерцание природы может делать человека счастливым. Такую простую истину утверждает автор.

Всегда важны последние строки стихотворения, заключительная строфа. Следовательно, стихотворение не о чем ином, как о смысле жизни, о человеческом счастье.

Известно, что понять авторскую мысль помогает обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным, на первый взгляд, элементам текста — вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т. п. Я обращаю внимание на лексический повтор слова «весело», эпитет «простым» (счастьем простым дорожить), усиленный инверсией, эпитет «открытой» – непокрытой (прямое значение) и в то же время открытой миру, ветру, солнцу, простому счастью (зачем отгораживаться от него, выстраивать непреодолимые барьеры?). Небо, солнце, зреющий хлеб, играющие дети (они-то как раз открыты миру) – все то, над чем не властно время. Значит, счастье в умении понимать и ценить простые радости бытия, в умении признать ценность самой жизни, в умении взглянуть на мир глазами ребенка, это счастье вневременное, общечеловеческое.

Композиция внешняя, строфическая, – три пятистишия и два четверостишия – в данном случае совпадает с внутренней (2 образа, 2 центра – природа и человек, следовательно – 2 части), тем более что сам автор дает подсказку: пятистишия – о природе, четверостишия – о мыслях, чувствах лирического героя. Он восхищается и прудами, похожими на литые зеркала, и сверкающим ливнем, от которого не прячется, и солнечным лучом Да и вообще все стихотворение наполнено очаровательным светом, особым блеском. Мир Бунина светел даже тогда, когда нет солнца. Автор поэтизирует непреходящую ценность каждого мгновения жизни и в этом видит истинное счастье.

Не менее интересно и стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». Оно привлекло мое внимание уже самим названием. Я поняла, что речь пойдет именно о красоте русской природы средней полосы России, столь близкой и родной мне, калужанке, чье детство связано с Окой. Особенно люблю я бывать там летними вечерами, ведь вечер – самое интересное время суток, когда природа отдыхает от дневных трудов, когда солнце, опускаясь за горизонт, делает мир особенно загадочным, когда на небе – целая палитра красок

Во вступительной части стихотворения говорится о том, насколько красив и разнообразен наш пейзаж, вот только красота эта «открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна». Лексический повтор концентрирует внимание читателя на идее произведения: лишь тому природа подарит «подлинную радость» и счастье, кто способен понять её, почувствовать свое духовное родство с ней, став на какой-то момент не просто художником, а творцом: поэтом, скульптором, музыкантом, живописцем

Композиция астрофическая, но я бы выделила четыре смысловые части. За вводным предложением следует второе четверостишие, микротема которого – «утренняя природа». Волшебству, колдовским чарам пока ещё не пришло время: природа обременена «трудом лесов, заботами полей» (образ природы-труженицы создан здесь с помощью олицетворения). Она «смотрит с неохотой» на людей, которые в своих повседневных заботах, не замечают красоты окружающего мира, о чем и говорит эпитет «не очарованных» (не очарованных людей). За день нужно многое сделать, всюду успеть Что ж, это закономерно и неизбежно. Главное, суметь остановиться, отрешиться от всех проблем и забот, дать увлечь себя в мир сказки, снова стать ребенком, которого завораживают чудеса В третьей части (микротема – «преображение природы») речь идет о том, как оживает, возрождается в лучах заката природа. Метафора «обыденности плотная завеса», «грудь реки приникнет к небосводу», «из белых башен облачного мира сойдет огонь», олицетворение «вздохнут леса», сравнения «как будто под руками ювелира», «как бы сквозь прозрачное стекло», эпитеты «влажно и светло», оксюморон «в нежномогне» переносят читателя в особый мир, который имеет власть над тобой, манит и околдовывает В заключительной части автор подводит итог сказанному ранее:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

Люди могут измениться вместе с миром: гипербола «горит весь мир», эпитеты «прозрачен и духовен», метафора «в живых чертах» показывают, что это уже совсем не та природа, которая была представлена нам в начале стихотворения, да ведь и люди «множество диковин», ликуя, распознают в чертах обновленного мира. Так вот оно, счастье!

Оба стихотворения – это не просто описание красоты природы, а философское размышление о смысле жизни, о счастье, о духовности, о любви.

«В горах (Поэзия темна, в словах невыразима…)» И.Бунин

Поэзия темна, в словах невыразима:
Как взволновал меня вот этот дикий скат.
Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад,
Пастушеский костер и горький запах дыма!

Тревогой странною и радостью томимо,

Мне сердце говорит: «Вернись, вернись назад!»—
Дым на меня пахнул, как сладкий аромат,
И с завистью, с тоской я проезжаю мимо.

Поэзия не в том, совсем не в том, что свет
Поэзией зовет. Она в моем наследстве.
Чем я богаче им, тем больше — я поэт.

Я говорю себе, почуяв темный след
Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:
— Нет в мире разных душ и времени в нем нет!

Анализ стихотворения Бунина «В горах»

Произведение, датированное февралем 1916 г. принадлежит к небольшой группе стихотворений, в которых автор размышляет о природе и предназначении поэтического слова.

Идейное содержание «В горах», заключенное в форму сонета, нельзя посчитать прозрачным: оно усложнено и требует читательского соучастия в разгадке подтекста. Зачин содержит парадоксальный афоризм, декларирующий принципиальную невозможность передать словом поэтическое переживание.

Ошеломив слушателя чеканной, но противоречивой формулой, лирический герой обращается к пейзажу, который его «взволновал». Описание картины природы и эмоций лирического «я» довольно пространно: оно занимает два катрена, если не считать одной строчки зачина, отведенной под афоризм. Пустынный горный пейзаж и скромные приметы пастушеского быта существуют и на втором плане — символическом, связанном с библейскими мотивами. Лирического героя одолевают двойственные чувства: «странная тревога» и «радость», «зависть» и «тоска». Превозмогая собственное желание совершить остановку у пастушеского костра, герой едет своей дорогой.

В первом терцете автор возвращается к теме поэзии, разъясняя свою первоначальную идею. Суть творчества, вопреки мнению общества, кроется в «наследстве». По бунинской трактовке, это понятие объединяет две глобальные категории — единой души и прапамяти человечества. Поэт, обладающий обостренным и мучительным ощущением родовой связи, способен актуализировать опыт предков в настоящем времени. В переживании и воспоминании скрыта суть творчества и его высшей ипостаси — поэзии. Чем глубже проникнет поэт в тайну «темного следа», тем «богаче» его творчество и ярче проявляется художественный дар.

«Сонетный замок» провозглашает единство мировой души и вечность времени, облекая идею Бунина в формулу мудрости, полученную от древнего «пращура».

Мировоззренческие обобщения, изложенные героем, по-новому подают зарисовку из пастушеской жизни. Причины непонятной тоски и стремления остаться, которые неожиданно охватили лирического героя, кроются в прошлом. Эти эмоции были пережиты неизвестным предком и теперь повторились в душе современника, одаренного чувством предсуществования.

Название стихотворения также символично: «В горах» означает на вершине, приближающей героя-творца к вечности, божественному началу и высшему знанию.

В горах
Стихотворение Ивана Бунина

Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад, Пастушеский костер и горький запах дыма! Тревогой странною и радостью томимо, Мне сердце говорит: «Вернись, вернись назад!»— Дым на меня пахнул, как сладкий аромат, И с завистью, с тоской я проезжаю мимо. Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией зовет. Она в моем наследстве. Чем я богаче им, тем больше — я поэт. Я говорю себе, почуяв темный след Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве: — Нет в мире разных душ и времени в нем нет!

Иван Бунин. Стихотворения.
Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.
Ленинград: Советский писатель, 1956.

Другие стихи Ивана Бунина

Слушать стихотворение аБунина В горах

Ссылка на основную публикацию