Поздний час – краткое содержание рассказа Бунина

Поздней ночью бунин краткое содержание. Иван бунин – поздний час

Ах, как давно я не был там, сказал я себе. С девятнадцати лет. Жил когда-то в России, чувствовал ее своей, имел полную свободу разъезжать куда угодно, и не велик был труд проехать каких-нибудь триста верст. А все не ехал, все откладывал. И шли и проходили годы, десятилетия. Но вот уже нельзя больше откладывать: или теперь, или никогда. Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня.

И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи.

Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, – гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, – так молчалив он был, – хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял. Это было и в Ярославле, и в Суэцком канале, и на Ниле. В Париже ночи сырые, темные, розовеет мглистое зарево на непроглядном небе, Сена течет под мостами черной смолой, но под ними тоже висят струистые столбы отражений от фонарей на мостах, только они трехцветные: белое, синее и красное – русские национальные флаги. Тут на мосту фонарей нет, и он сухой и пыльный. А впереди, на взгорье, темнеет садами город, над садами торчит пожарная каланча. Боже мой, какое это было несказанное счастье! Это во время ночного пожара я впервые поцеловал твою руку и ты сжала в ответ мою – я тебе никогда не забуду этого тайного согласия. Вся улица чернела от народа в зловещем, необычном озарении. Я был у вас в гостях, когда вдруг забил набат и все бросились к окнам, а потом за калитку. Горело далеко, за рекой, но страшно жарко, жадно, спешно. Там густо валили черно-багровым руном клубы дыма, высоко вырывались из них кумачные полотнища пламени, поблизости от нас они, дрожа, медно отсвечивали в куполе Михаила Архангела. И в тесноте, в толпе, среди тревожного, то жалостливого, то радостного говора отовсюду сбежавшегося простонародья, я слышал запах твоих девичьих волос, шеи, холстинкового платья – и вот вдруг решился, взял, весь замирая, твою руку…

За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой.

В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. Все было немо и просторно, спокойно и печально – печалью русской степной ночи, спящего степного города. Одни сады чуть слышно, осторожно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра, который тянул откуда-то с полей, ласково дул на меня. Я шел – большой месяц тоже шел, катясь и сквозя в черноте ветвей зеркальным кругом; широкие улицы лежали в тени – только в домах направо, до которых тень не достигала, освещены были белые стены и траурным глянцем переливались черные стекла; а я шел в тени, ступал по пятнистому тротуару, – он сквозисто устлан был черными шелковыми кружевами. У нее было такое вечернее платье, очень нарядное, длинное и стройное. Оно необыкновенно шло к ее тонкому стану и черным молодым глазам. Она в нем была таинственна и оскорбительно не обращала на меня внимания. Где это было? В гостях у кого?

Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице. И я мог пройти туда другим, ближним путем. Но я оттого свернул в эти просторные улицы в садах, что хотел взглянуть на гимназию. И, дойдя до нее, опять подивился: и тут все осталось таким, как полвека назад; каменная ограда, каменный двор, большое каменное здание во дворе – все так же казенно, скучно, как было когда-то, при мне. Я помедлил у ворот, хотел вызвать в себе грусть, жалость воспоминаний – и не мог: да, входил в эти ворога сперва стриженный под гребенку первоклассник в новеньком синем картузе с серебряными пальмочками над козырьком и в новой шинельке с серебряными пуговицами, потом худой юноша в серой куртке и в щегольских панталонах со штрипками; но разве это я?

В рассказе И.Бунина «Поздний час» идет речь о необычной встрече уже немолодого мужчины со своими прошлыми воспоминаниями. Его жизнь много лет проходит за границей, и сейчас герой очень скучает по прежним временам и родным местам, предается ностальгии.

Однажды в светлую летнюю ночь мужчина отправился на прогулку по знакомым улицам. Когда перед его глазами предстают такие близкие и такие родные сердцу пейзажи любимого города – раскинувшийся через реку мост, широкая мощеная дорога, взгорье – героя с новой силой захлестывают старые воспоминания. Теперь он живет только ими, а в центре их сюжета – возлюбленная главного героя. Эта женщина подарила ему подлинное счастье, и если им суждено встретиться в будущей жизни, он готов будет пасть на колени перед ней, целовать ее ноги. В тончайших деталях образ этой женщины запомнился герою, ее темные волосы, живой взгляд, тонкая талия… Но самое важное для него в ее облике было незабываемое белое платье…

В мельчайших подробностях он вспоминает всю прелесть тех отношений, будь то нежное прикосновение, трогательное объятие или романтическая встреча. Герой помнит даже запахи, всю цветовую палитру счастливых мгновений своей жизни. В памяти из множества фрагментов скалывается картина его молодости, которая прошла в разных местах своего города: вот он – тот самый шумный базар, где он гулял еще мальчишкой, вот Монастырская улица и старый мост, вот стены родной гимназии. И какими бы замечательными не были виды Парижа, где сейчас проживает герой рассказа, ни один из них не сравнится с прелестью поистине родных для него мест.

Мысли пожилого человека вновь и вновь возвращаются к воспоминаниям о прекрасной девушке, которая одним только своим взглядом, одним легким пожатием руки была способна подарить ему настоящее счастье. Но радостным моментам было суждено прерваться. Им на смену пришло большое горе. Жестокая судьба забирает у героя единственную любовь – девушка умирает, а вместе с ней уходит взаимное чувство. Однако в сердце героя оно все еще продолжает жить, несмотря на все тяготы, выпавшие на его долю, несмотря на потерю близких и родных людей. И ничего больше не оставлось в этой жизни – так думает герой, продолжая неторопливую прогулку в полной тишине, в свете яркой летней ночи.

В финале рассказа герой оказывается в месте, которое символизирует конец жизненного пути. На кладбище много лет назад была похоронена его давняя возлюбленная. Это место указывает не только на скорую смерть героя, но также говорит и о внутренней гибели его души, которая умерла еще тогда, в момент ухода любимой и последовавшего затем переезда в другую страну.

Произведение И.Бунина «Поздний час» олицетворяет собой тяжелую тоску по Родине, а именно является, по сути, выражением ностальгических чувств самого автора, который в момент написания рассказа находился за границей.

Картинка или рисунок Поздний час

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Жизнь Человека Андреев

В произведении на суд публики представлена вся жизнь Человека. Действие разворачивается от момента рождения Человека до самой смерти. Он будет идти по жизни, как по лестнице, каждый раз поднимаясь на новую ступеньку.

Краткое содержание Унесенные ветром Митчелл

Действие происходит на плантации Тара. Владеет землёй Джералд О’Хара. Скарлетт, его дочь, несмотря на то, держит в поклонниках чуть ли не всех парней в округе, влюблена в Эшли Уилкса и не может поверить, что он предпочёл ей простушку Мелани.

Краткое содержание Нагибин Эхо

Я шел по влажному и твердому песку, собирая камушки и разные интересные вещи, вынесенные на берег вчерашним штормом. Рассматривая гору намытой гальки, не заметил, как сзади кто-то подошел. Тонкий девчачий голос вывел меня из задумчивого поиска

Краткое содержание Счастливый принц Оскар Уайльд

Сказка начинается с описания главного героя – драгоценной статуи принца, стоящей над городом. Все восхищаются золотым Принцем. Девочки говорят, что он похож на ангела из сна, мамы ставят детям

Краткое содержание Носов Незнайка на Луне

Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь.

Рассказ «Поздний час» представляет собой тоску по родине, так как именно в период его написания Бунин находился за границей.

Здесь показана долгожданная встреча человека в возрасте со своим прошлым, со своей страной. Встреча переисполнена грустью, печалью, потому что любимая давно умерла, страны, которую он любил тоже уже нет, молодость миновала.

Рассказ построен в виде описания прогулки. Главный герой июльской ночью прогуливается по знакомыми местам, которые ему когда – то были дороги, с ними связано много воспоминаний. Он прокручивает их у себя в голове. Но потом прошлое и настоящее смешались в его голове. Он живет своим прошлым и вся его жизнь это только воспоминания, а главная героиня его жизни – это любимая.

Как правило, Бунин ставит любовь на первое место, это самое важное в жизни каждого героя. Так и в этом рассказе у героя была возлюбленная, которая подарила ему счастье, а потом сделала его самым несчастным человеком.

Автор дает подробное и очень красивое описание любимой главного героя. У нее стройный стан, красивые глаза, волосы темного цвета, которые собраны в красивую прическу, белое развивающиеся платье. Такой она запомнилась.

Их отношения описаны штрихами. Воспоминания о любви переплетаются с воспоминаниями о городе, где герой провел лучшие свои годы, где он был счастлив. Он производит сравнение прошлого и настоящего.

Герой с тоской и грустью понимает, что жизнь его прошла, он прожил дольше некоторых своих друзей, но самое главное он пережил возлюбленную.

В конце концов, он приходит на самое важное место в его жизни – это кладбище, где покоится любимая. И оно является многозначным в этом рассказе. Он четко и ясно дает понять, что близится конец жизни, а внутренняя смерть случилась, когда умерла любимая.

У произведения философский финал, в жизни каждого человека случается конец жизни. И автор этим произведением хочет показать, насколько жизнь скоротечна, что нужно ценить каждый ее миг, проведенный в окружении близких и дорогих людей. Ценить любимых и не жалеть добрых слов, потому что может настать «поздний час». И тогда ничего не справишь и не вернешь.

Читайте также:  Сны Чанга - краткое содержание рассказа Бунин

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

  • Антоновские яблоки
  • Поздний час
  • Чистый понедельник

Поздний час. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Толстой Анна Каренина

Потрясающие творения великолепного писателя покорили многие страны мира своей содержательностью. Прекрасный классик XIX века создал замечательные труды, среди которых выделяется «Анна Каренина».

Краткое содержание Гераскина В стране невыученных уроков

Витя Перестукин – ученик четвёртого класса. За один учебный день он получил пять двоек. С такими оценками Вите было стыдно возвращаться домой, поэтому он решил сначала прогуляться

Краткое содержание Гюго Гаврош

Произведение «Гаврош», написанное французским писателем Виктором Гюго, рассказывает о тяжёлой жизни бедных детей во Франции и их участии в революционном движении восемнадцатого века.

Краткое содержание Володин Старшая сестра

Действие пьесы происходит в Ленинграде. Перед нами предстают две сестры Надежда и Лидия, рано потерявшие родителей. В настоящее время Надя трудилась на стройке и одновременно обучалась в средне – специальном заведении. Лида же еще была ученицей.

Краткое содержание Байрон Шильонский узник

Поэма Байрона «Шильонский узник» описывает страдания заключенного в замке человека. Посвящена она Франсуа де Боннивару. Повествование ведется от лица пленника темницы.

Ах, как давно я не был там, сказал я себе. С девятнадцати лет. Жил когда-то в России, чувствовал ее своей, имел полную свободу разъезжать куда угодно, и не велик был труд проехать каких-нибудь триста верст. А все не ехал, все откладывал. И шли и проходили годы, десятилетия. Но вот уже нельзя больше откладывать: или теперь, или никогда. Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня.

И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи.

Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, – гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, – так молчалив он был, – хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял. Это было и в Ярославле, и в Суэцком канале, и на Ниле. В Париже ночи сырые, темные, розовеет мглистое зарево на непроглядном небе, Сена течет под мостами черной смолой, но под ними тоже висят струистые столбы отражений от фонарей на мостах, только они трехцветные: белое, синее и красное – русские национальные флаги. Тут на мосту фонарей нет, и он сухой и пыльный. А впереди, на взгорье, темнеет садами город, над садами торчит пожарная каланча. Боже мой, какое это было несказанное счастье! Это во время ночного пожара я впервые поцеловал твою руку и ты сжала в ответ мою – я тебе никогда не забуду этого тайного согласия. Вся улица чернела от народа в зловещем, необычном озарении. Я был у вас в гостях, когда вдруг забил набат и все бросились к окнам, а потом за калитку. Горело далеко, за рекой, но страшно жарко, жадно, спешно. Там густо валили черно-багровым руном клубы дыма, высоко вырывались из них кумачные полотнища пламени, поблизости от нас они, дрожа, медно отсвечивали в куполе Михаила Архангела. И в тесноте, в толпе, среди тревожного, то жалостливого, то радостного говора отовсюду сбежавшегося простонародья, я слышал запах твоих девичьих волос, шеи, холстинкового платья – и вот вдруг решился, взял, весь замирая, твою руку.

За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой.

В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. Все было немо и просторно, спокойно и печально – печалью русской степной ночи, спящего степного города. Одни сады чуть слышно, осторожно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра, который тянул откуда-то с полей, ласково дул на меня. Я шел – большой месяц тоже шел, катясь и сквозя в черноте ветвей зеркальным кругом; широкие улицы лежали в тени – только в домах направо, до которых тень не достигала, освещены были белые стены и траурным глянцем переливались черные стекла; а я шел в тени, ступал по пятнистому тротуару, – он сквозисто устлан был черными шелковыми кружевами. У нее было такое вечернее платье, очень нарядное, длинное и стройное. Оно необыкновенно шло к ее тонкому стану и черным молодым глазам. Она в нем была таинственна и оскорбительно не обращала на меня внимания. Где это было? В гостях у кого?

Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице. И я мог пройти туда другим, ближним путем. Но я оттого свернул в эти просторные улицы в садах, что хотел взглянуть на гимназию. И, дойдя до нее, опять подивился: и тут все осталось таким, как полвека назад; каменная ограда, каменный двор, большое каменное здание во дворе – все так же казенно, скучно, как было когда-то, при мне. Я помедлил у ворот, хотел вызвать в себе грусть, жалость воспоминаний – и не мог: да, входил в эти ворога сперва стриженный под гребенку первоклассник в новеньком синем картузе с серебряными пальмочками над козырьком и в новой шинельке с серебряными пуговицами, потом худой юноша в серой куртке и в щегольских панталонах со штрипками; но разве это я?

Старая улица показалась мне только немного уже, чем казалась прежде. Все прочее было неизменно. Ухабистая мостовая, ни одного деревца, по обе стороны запыленные купеческие дома, тротуары тоже ухабистые, такие, что лучше идти срединой улицы, в полном месячном свете. И ночь была почти такая же, как та. Только та была в конце августа, когда весь город пахнет яблоками, которые горами лежат на базарах, и так тепла, что наслаждением было идти в одной косоворотке, подпоясанной кавказским ремешком. Можно ли помнить эту ночь где-то там, будто бы в небе?

Я все-таки не решился дойти до вашего дома. И он, верно, не изменился, но тем страшнее увидать его. Какие-то чужие, новые люди живут в нем теперь. Твой отец, твоя мать, твой брат – все пережили тебя, молодую, но в свой срок тоже умерли. Да и у меня все умерли; и не только родные, но и многие, многие, с кем я, в дружбе или приятельстве, начинал жизнь; давно ли начинали и они, уверенные, что ей и конца не будет, а все началось, протекло и завершилось на моих глазах, – так быстро и на моих глазах! И я сел на тумбу возле какого-то купеческого дома, неприступного за своими замками и воротами, и стал думать, какой она была в те далекие, наши с ней времена: просто убранные темные волосы, ясный взгляд, легкий загар юного лица, легкое летнее платье, под которым непорочность, крепость и свобода молодого тела. Это было начало нашей любви, время еще ничем не омраченного счастья, близости, доверчивости, восторженной нежности, радости.

Есть нечто совсем особое в теплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. Какой мир, какое благополучие! Бродит по ночному веселому городу старик с колотушкой, но только для собственного удовольствия: нечего стеречь, спите спокойно, добрые люди, вас стережет Божье благоволение, это высокое сияющее небо, на которое беззаботно поглядывает старик, бродя по нагретой за день мостовой и только изредка, для забавы, запуская колотушкой плясовую трель. И вот в такую ночь, в тот поздний час, когда в городе не спал только он один, ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду, и я тайком проскользнул в него: тихо отворил калитку, заранее отпертую тобой, тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, где слабо белело вдали, на скамье под яблонями, твое платье, и, быстро подойдя, с радостным испугом встретил блеск твоих ждущих глаз.

«Поздний час» – анализ рассказа Ивана Бунина

Суть произведения

Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.

Персонаж прогуливается летним вечером по знакомым местам и вспоминает свою былую жизнь. Сначала он понимает, где прошлое и настоящее, но потом в его голове все смешивается, ведь он до сих пор живет воспоминаниями. Главную роль в них играет женщина, которую он очень любил.

В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.

Лирический герой в своих воспоминаниях описывает черты любимой женщины. Красивые глаза, стройный стан, длинные каштановые волосы — именно такой образ сохранился в его памяти по сей день. Автор не описывает подробностей их отношений, вспоминая лишь яркие моменты и первое прикосновение. В рассказе воспроизводятся чувства и эмоции, которых больше нет и никогда не будет.

Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.

Герой понимает, что пережил всех своих друзей и даже любимую женщину. Он считает, что его жизнь остановилась и потеряла смысл в тот момент, когда возлюбленной не стало.

В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.

И. А. Бунин писал рассказ, находясь за границей. Можно смело сказать, что он описывал свою жизнь и чувства. Это произведение насыщено эмоциями и патриотизмом.

Две реальности

Анализ «Позднего часа» Бунина раскрывает тему двух реальностей. Каждая из них имеет свою характеристику:

  1. Первое — это пространство во времени, где пожилой человек решает вернуться в прошлое и пройтись по памятным местам.
  2. Второе — пространство памяти, в котором воспроизводятся образы из прошлой жизни.

Перемещение из одной реальности в другую автор описывает незаметно, поэтому при прочтении можно все объединить в одно целое.

Основной текст начинается с третьего абзаца. Он представляет собой путешествие по ночному городу и посещение дорогих для сердца мест. Из всего рассказа можно сделать один вывод: главный герой был счастлив только в юности, именно тогда он жил полной жизнью.

Читайте также:  Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 класс

Главные герои

Персонажей, которых описывал автор в своем рассказе, всего два. Он обозначил их только штрихами:

  • пожилой мужчина;
  • стройная девушка с темными глазами.

«Поздний час» — это не только время, но и ощущение того, что опоздал. Герой рассказа с грустью вспоминает всех, кто был в его жизни, и, возможно, сожалеет, что не успел сказать нужные слова или совершить правильные поступки.

Анализ рассказа ученики могут использовать при написании сочинения по «Позднему часу» Бунина. Описание сюжета и характеристика главного героя помогут им лучше понять основную мысль произведения.

Подробный анализ рассказа Бунина «Поздний час»

Рассказ имеет точную датировку — 19 октября 1938 года. В это время Бунин проживал за рубежом и тосковал по родной России. Его произведение преисполнено горькой ностальгией и грустью. Если прочесть анализ рассказа Бунина «Поздний час», станет ясно, в чём заключается предельный трагизм описываемой ситуации, и почему главный герой живёт прошлым, а не настоящим.

Краткое содержание

В произведении идёт речь о том, как немолодому мужчине довелось встретиться со своими воспоминаниями. На улице вечер, мужчина прогуливается по хорошо знакомым местам. Он опечален, и на это есть несколько причин:

  • он уже немолод;
  • его вторая половинка на небесах;
  • страны, которую он любил, уже не существует.

Тема рассказа — описание вечерней прогулки по дорогам, с которыми связано множество дорогих сердцу воспоминаний. Главный герой ностальгирует по далёким счастливым временам, постоянно прокручивая в своих мыслях незабываемые моменты, которые уже не вернуть. Так, в голове мужчины настоящее смешивается с прошлым. Он живёт одними воспоминаниями.

Когда-то этот мужчина любил одну женщину, сделавшую его самым счастливым на свете. Избранница вдохнула в него жизнь, а потом покинула, отправившись на тот свет и заставив ощутить адские муки утраты близкого человека. Бунин детально описывает внешность возлюбленной главного героя, у этой девушки:

  • красивые глаза;
  • живой взгляд;
  • стройный стан;
  • тонкая талия;
  • собранные в причёску тёмные волосы;
  • белоснежное платье, развевающееся на ветру.

Прогуливаясь июльской ночью по знакомым до боли местам, мужчина предаётся ностальгии. Он тоскует по прежним временам, любуясь родными сердцу пейзажами. Его взору предстаёт:

  • широкая мощёная дорога;
  • мост над речкой;
  • взгорье.

Рассматривая очаровательные пейзажи родного города, он вспоминает о той, что подарила ему настоящее счастье. Он мечтает, как они встретятся в следующей жизни, и тогда он упадёт перед ней на колени и будет целовать её прекрасные ноги.

Мужчина до сих пор помнит образ своей возлюбленной в самых тонких деталях. Эти отношения окрыляли его, ему нравились их романтические свидания, трогательные объятия и нежные касания рук. Не забылся и запах любимой.

К сожалению, радостным моментам было суждено прерваться: девушка умерла и унесла с собой взаимное чувство. Несмотря на это, в сердце мужчина продолжает жить любовь к ней. Неторопливо прогуливаясь, он вдруг приходит на кладбище. Это место олицетворяет конец жизненного пути. Здесь много лет назад была похоронена та единственная, кто заставила встрепенуться сердце. Кладбище символизирует не только скорую смерть самого несчастного мужчины, но и его души, которая погибла, когда не стало любимой.

Анализ произведения

Можно сказать, что этот рассказ является попыткой главного героя обрести потерянный когда-то рай и наконец-то повстречаться со своим счастьем. К сожалению, уже слишком поздно.

Что касается композиции, произведение построено, как описание вечерней прогулки мужчины. В начале «Позднего часа» его воспоминания и наблюдения отделяются друг от друга указаниями маршрута. В процессе прогулки настоящее и прошлое перемешиваются, став одним целым. Это вполне закономерно, ведь мужчина живёт одним лишь прошлым. Сердце согревают воспоминания о возлюбленной, которой уже нет в живых.

Как и в других бунинских произведениях, любовь является ключевым событием в жизни главного персонажа. Писатель не описывает облик девушки подробно, он приводит лишь несколько деталей её внешности. Именно они формируют образ, навсегда запавший в сердце.

Бунин лишь штрихами описывает их связь: первое прикосновение, ночная встреча. Мысли о любви перемежаются в произведении с воспоминаниями о Родине. Описываются места, где прошла юность главного героя, они также вызывают бурные эмоции. Мужчина возвращается в прошлое, сравнивая его со своим настоящим. Он сопоставляет родной город с французской столицей, нынешним местом проживания. Приведённое сравнение не в пользу Парижа.

Читатель понимает, что русскому человеку гораздо ближе Родина. С огромной любовью он описывает базар, улочку, по которой раньше ежедневно ходил в гимназию, а также церковь и старый мост. С печалью он понимает, что прошла его жизнь, и больше в ней не будет ничего хорошего, в этом и состоит основная проблема. Уже многих его приятелей нет в живых.

Не думая о ночлеге, в конце своей прогулки он приходит на кладбище. Можно считать многозначным символом, обозначающим скорый конец жизни и внутреннюю смерть мужчины, которая связана с отъездом из родной страны и с тем, что умерла возлюбленная.

Скорее всего, автор рассказа и сам грустно размышляет, как скоротечно время, и что человек бренен. Тема «позднего часа» наверняка знакома многим. Это позволяет искренне посочувствовать главному персонажу и погрустить вместе с ним, вспомнив, что в жизни самое главное — это любовное чувство в самых разных его проявлениях. Автор писал своё произведение, будучи в ссылке. Можно сказать, что он говорил о собственных чувствах.

Пример сочинения

Если необходимо подготовиться к уроку литературы и написать сочинение по «Позднему часу» Бунина, анализ или пересказ книги, рекомендуется ознакомиться с укороченной версией рассказа. Это позволит понять основной смысл произведения, при этом сэкономив время. Краткое содержание «Позднего часа» — подходящее решение для тех, кто не любит читать.

В произведении описываются трогательные, светлые чувства человека преклонного возраста, который грустит, вспоминая свои счастливые молодые годы. Он живёт прошлым, в котором его вторая половинка жива и любит его безмерно, как и он её. На улице уже темно, старик прогуливается по местам, которые хорошо знает. Они напоминают ему о периоде взросления, о первой встрече с той, кого он никогда не забудет.

Бунинский рассказ пронизан радостью и любовью, перемешанными с горечью тяжёлой разлуки. Приятные воспоминания одновременно и дают возможность забыть сегодняшние невзгоды, и терзают душу. В эту волшебную ночь путник ощущает себя по-детски счастливым и, вместе с тем, уставшим от жизни. Он давно не видит никакого смысла в таком существовании.

Память о любимой даёт мужчине внутреннюю силу, которая его всегда согревала. Помогает она ему и теперь, в его последние дни. Вспомнив за одну ночь всю свою жизнь, мужчина осознаёт весь трагизм бренного существования человека. Люди появляются на свет с горячей верой, что будут счастливы, и лишь со временем они понимают, что обречены чувствовать горечь потерь и страдать от страшных лишений. Теперь серые будни существования старика способны скрасить лишь его воспоминания о близких и родных, с кем пело сердце.

Посещение кладбища окутано не только страхом и печалью, но и радостью встречи с безвозвратно ушедшей молодостью. Автор детально описывает старое кладбище, где похоронена возлюбленная главного героя. В конце рассказа читатель понимает, что в финале жизненного пути даже посещение такого мрачного места превращается в некий ритуал, который несёт в себе глубочайший смысл.

Главному герою довелось испытать множество приятных эмоций, но теперь ясно, что дни его сочтены. Лишь от него самого зависит, что именно он унесёт из этого мира с собой: горе и боль или внутренний покой и счастье.

Краткое содержание Поздний час Бунин

Поздний час

В произведении рассказывается о своеобразной встрече пожилого человека, который долго живет за границей, со своим прошлым. Он вышел поздним вечером (точнее, это уже светлая июльская ночь) на прогулку по знакомым местам. Наблюдая за окружающим (мост через реку, взгорье, мощеная дорога), он предается воспоминаниям. Он живет прошлым, где главный персонаж – его возлюбленная. Сначала она сделала его счастливейшим человеком на свете – и он в будущей жизни готов стать на колени и целовать ее ноги. В деталях ее облика (темные волосы, стройный стан, живые глаза) главная – струящееся белое платье, так запомнившееся герою рассказа.

Штрихи отношений: прикосновение, пожатие руки, объятия, ночная встреча. Он вспоминает даже запахи, оттенки цветов – из этого складываются счастливые воспоминания. К ним присоединяются другие видения. Это фрагменты из картин городских мест, где прошла его молодость. Вот шумный базар, вот Монастырская улица, мост через речку. Париж – место его теперешнего проживания – всегда проигрывает воспоминанию о старой улице, по которой бегал он в гимназию, о старом мосте и стенах монастыря.

Мысли прогуливающегося человека возвращаются к девушке, которая пожатием руки и легкими объятьями дала ему надежду на счастье. Но потом пришло большое горе. Бытие жестоко – и любимая девушка умирает. Взаимная любовь заканчивается с ее смертью, но продолжает жить в сердце теперь уже старого человека, пережившего уход почти всех своих близких и многих друзей. Нет ничего больше в этой жизни – сознает герой, продолжая путь в молчании светлой летней ночи.

В финале своей прогулки, словно само собой возникает логичное, самое значимое место – он оказался на кладбище. Это, несомненно, то самое место, где давным-давно была похоронена его возлюбленная. И оно указывает не только на скорый конец его жизни, но и на его внутреннюю смерть. Оставаясь живым, он с гибелью возлюбленной и последующим отъездом из России, еще тогда, давно, уже умер.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Поздний час Бунин

Другие сочинения:

Краткое содержание Одиночество Бунин Одиночество Стихотворение Бунина “Одиночество”, только на первый взгляд можно назвать мелодраматическим. По сути, все не так просто. Автор показывает на духовное самочувствие художника, который пытается сохранить свою сущность в неблагоприятной обстановке. Главный герой стихотворения, является человеком искусства, который не знает Read More .

Краткое содержание Деревня Бунин Деревня Россия. Конец XIX – начало XX в. Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей, потом рассорились, и дороги их разошлись. Кузьма пошел работать по найму. Тихон снял постоялый дворишко, Read More .

Краткое содержание Легкое дыхание Бунин Легкое дыхание Экспозиция рассказа – описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская – благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех Read More .

Краткое содержание Кавказ Бунин Кавказ Повествование ведется от первого лица. Автор приехал в Москву и остановился в скромном номере гостиницы близ Арбата. Он влюблен и живет, мечтая о новых встречах с дамой своего сердца. Пока они виделись только три раза. Молодая особа также полюбила Read More .

Краткое содержание Сны Чанга Бунин Сны Чанга Чанг (пес) дремлет, вспоминает, как шесть лет назад в Китае познакомился со своим нынешним хозяином, капитаном. За это время их судьба круто переменилась: они больше не плавают, живут на чердаке, в большой и холодной комнате с низкими потолками. Read More .

Краткое содержание Окаянные дни Бунин Окаянные дни В 1918-1920 годы Бунин записывал в форме дневниковых заметок свои непосредственные наблюдения и впечатления от событий в России того времени. Вот несколько фрагментов: Москва, 1918 г. 1 января (старого стиля). Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может, Read More .

Читайте также:  Анализ стихотворения Летняя ночь Бунина

Краткое содержание Братья Бунин Братья Дорога из Коломбо идет вдоль океана. На водной глади качаются первобытные пироги, на шелковых песках, в райской наготе, валяются черноволосые подростки. Казалось бы, зачем этим лесным людям Цейлона города, центы, рупии? Разве не все дают им лес, океан, солнце? Read More .

Краткое содержание Темные аллеи Бунин Темные аллеи В осенний ненастный день по разбитой грязной дороге к длинной избе, в одной половине которой была почтовая станция, а в другой чистая горница, где можно было отдохнуть, поесть и даже переночевать, подъехал обкиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом. Read More .

Иван Бунин – Поздний час

Иван Бунин – Поздний час краткое содержание

Поздний час – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Иван Алексеевич Бунин

Ах, как давно я не был там, сказал я себе. С девятнадцати лет. Жил когда-то в России, чувствовал ее своей, имел полную свободу разъезжать куда угодно, и не велик был труд проехать каких-нибудь триста верст. А все не ехал, все откладывал. И шли и проходили годы, десятилетия. Но вот уже нельзя больше откладывать: или теперь, или никогда. Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня.

И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи.

Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, – гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, – так молчалив он был, – хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял. Это было и в Ярославле, и в Суэцком канале, и на Ниле. В Париже ночи сырые, темные, розовеет мглистое зарево на непроглядном небе, Сена течет под мостами черной смолой, но под ними тоже висят струистые столбы отражений от фонарей на мостах, только они трехцветные: белое, синее, красное – русские национальные флаги. Тут на мосту фонарей нет, и он сухой и пыльный. А впереди, на взгорье, темнеет садами город, над садами торчит пожарная каланча. Боже мой, какое это было несказанное счастье! Это во время ночного пожара я впервые поцеловал твою руку и ты сжала в ответ мою – я тебе никогда не забуду этого тайного согласия. Вся улица чернела от народа в зловещем, необычном озарении. Я был у вас в гостях, когда вдруг забил набат и все бросились к окнам, а потом за калитку. Горело далеко, за рекой, но страшно жарко, жадно, спешно. Там густо валили черно-багровым руном клубы дыма, высоко вырывались из них кумачные полотнища пламени, поблизости от нас они, дрожа, медно отсвечивали в куполе Михаила-архангела. И в тесноте, в толпе, среди тревожного, то жалостливого, то радостного говора отовсюду сбежавшегося простонародья, я слышал запах твоих девичьих волос, шеи, холстинкового платья – и вот вдруг решился, взял, замирая, твою руку…

За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой.

В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. Все было немо и просторно, спокойно и печально – печалью русской степной ночи, спящего степного города. Одни сады чуть слышно, осторожно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра, который тянул откуда-то с полей, ласково дул на меня. Я шел – большой месяц тоже шел, катясь и сквозя в черноте ветвей зеркальным кругом; широкие улицы лежали в тени – только в домах направо, до которых тень не достигала, освещены были белые стены и траурным глянцем переливались черные стекла; а я шел в тени, ступал по пятнистому тротуару, – он сквозисто устлан был черными шелковыми кружевами. У нее было такое вечернее платье, очень нарядное, длинное и стройное. Оно необыкновенно шло к ее тонкому стану и черным молодым глазам. Она в нем была таинственна и оскорбительно не обращала на меня внимания. Где это было? В гостях у кого?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Краткое содержание Поздний час Бунин

Поздний час

В произведении рассказывается о своеобразной встрече пожилого человека, который долго живет за границей, со своим прошлым. Он вышел поздним вечером (точнее, это уже светлая июльская ночь) на прогулку по знакомым местам. Наблюдая за окружающим (мост через реку, взгорье, мощеная дорога), он предается воспоминаниям.

Он живет прошлым, где главный персонаж – его возлюбленная. Сначала она сделала его счастливейшим человеком на свете – и он в будущей жизни готов стать на колени и целовать ее ноги. В деталях ее облика (темные волосы, стройный стан, живые глаза) главная – струящееся белое платье, так запомнившееся герою рассказа.

Штрихи отношений: прикосновение, пожатие руки, объятия, ночная встреча. Он вспоминает даже запахи, оттенки цветов – из этого складываются счастливые воспоминания. К ним присоединяются другие видения. Это фрагменты из картин городских мест, где прошла его молодость. Вот шумный базар, вот Монастырская улица, мост через речку.

Париж – место его теперешнего проживания – всегда проигрывает воспоминанию о старой улице, по которой

бегал он в гимназию, о старом мосте и стенах монастыря.

Мысли прогуливающегося человека возвращаются к девушке, которая пожатием руки и легкими объятьями дала ему надежду на счастье. Но потом пришло большое горе. Бытие жестоко – и любимая девушка умирает.

Взаимная любовь заканчивается с ее смертью, но продолжает жить в сердце теперь уже старого человека, пережившего уход почти всех своих близких и многих друзей. Нет ничего больше в этой жизни – сознает герой, продолжая путь в молчании светлой летней ночи.

В финале своей прогулки, словно само собой возникает логичное, самое значимое место – он оказался на кладбище. Это, несомненно, то самое место, где давным-давно была похоронена его возлюбленная. И оно указывает не только на скорый конец его жизни, но и на его внутреннюю смерть.

Оставаясь живым, он с гибелью возлюбленной и последующим отъездом из России, еще тогда, давно, уже умер.

Похожие топики по английскому:

Краткое содержание Кавказ Бунин Кавказ Повествование ведется от первого лица. Автор приехал в Москву и остановился в скромном номере гостиницы близ Арбата. Он влюблен и живет, мечтая о новых.

Краткое содержание Холодная осень Бунин Холодная осень Действие рассказа начинается в начале первой мировой войны и делится на две части: до ухода героя на фронт и после его смерти. Вечер.

Краткое содержание Змея Бунин Змея Иван Алексеевич Бунин по праву считается певцом русской природы. В его творчестве ярко выражены красота и гармония физического мира с мощной силой окружающей среды.

Краткое содержание Вечер Бунин Вечер Читая произведение Ивана Бунина “Вечер”, можно понять, что автор был впечатлен орловскими или воронежскими землями, где поэт работа не один год. Само стихотворение можно.

Краткое содержание Митина любовь Бунин Митина любовь Катя – возлюбленная Мити (“милое, хорошенькое личико, небольшая фигурка, свежесть, молодость, где женственность еще мешалась с детскостью”). Она учится в частной театральной школе.

Краткое содержание Легкое дыхание Бунин Легкое дыхание Экспозиция рассказа – описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская – благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям.

Краткое содержание Деревня Бунин Деревня Россия. Конец XIX – начало XX в. Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей.

Краткое содержание Одиночество Бунин Одиночество Стихотворение Бунина “Одиночество”, только на первый взгляд можно назвать мелодраматическим. По сути, все не так просто. Автор показывает на духовное самочувствие художника, который пытается.

Краткое содержание Грамматика любви Бунин Грамматика любви Некто Ивлев ехал однажды в начале июня в дальний край своего уезда. Ехать сначала было приятно: теплый, тусклый день, хорошо накатанная дорога. Затем.

Краткое содержание Лапти Бунин Лапти Небольшой рассказ Ивана Бунина “Лапти”, написан всего на двух страницах, однако в него вложен большой смысл для внимательного читателя. В сюжете произведения описывается отдаленный.

Краткое содержание Последний шмель Бунин Последний шмель Ивана Бунина принято считать одним из величайших поэтов 20-ого века. Основное творчество писателя заключается в элегичности, созерцательности и грусти, как привычном душевном состоянии.

Краткое содержание Петлистые уши Бунин Петлистые уши Рассказ Ивана Бунина “Петлистые уши”, показывает читателю тайны человеческой натуры. Главным героем произведения, является Адам Соколович, которого автор описывает как сильно высокого человека.

Краткое содержание Темные аллеи Бунин Темные аллеи В осенний ненастный день по разбитой грязной дороге к длинной избе, в одной половине которой была почтовая станция, а в другой чистая горница.

Краткое содержание Братья Бунин Братья Дорога из Коломбо идет вдоль океана. На водной глади качаются первобытные пироги, на шелковых песках, в райской наготе, валяются черноволосые подростки. Казалось бы, зачем.

Краткое содержание Жизнь Арсеньева Бунин Жизнь Арсеньева Алексей Арсеньев родился в 70-х гг. XIX в. в средней полосе России, в отцовской усадьбе, на хуторе Каменка. Детские годы его прошли в.

Краткое содержание Забытый фонтан Бунин Забытый фонтан В стихотворении Ивана Бунина “Забытый фонтан”, написанное поэтом в 1902 году, мы находим подтверждение творческого направления писателя, которое выражалось словами о том, что.

Краткое содержание Солнечный удар Бунин Солнечный удар Познакомились они летом, на одном из волжских пароходов. Он – поручик, Она – прелестная маленькая, загорелая женщина (сказала, что едет из Анапы). “…Я.

Краткое содержание Окаянные дни Бунин Окаянные дни В 1918-1920 годы Бунин записывал в форме дневниковых заметок свои непосредственные наблюдения и впечатления от событий в России того времени. Вот несколько фрагментов.

Краткое содержание Сны Чанга Бунин И. А “Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле”. Шесть лет прошло с тех пор, как Чанг узнал мир и.

Краткое содержание Сны Чанга Бунин Сны Чанга Чанг (пес) дремлет, вспоминает, как шесть лет назад в Китае познакомился со своим нынешним хозяином, капитаном. За это время их судьба круто переменилась.

Ссылка на основную публикацию