Темные аллеи – краткое содержание рассказа Бунина

Краткое содержание Бунин Темные аллеи

Однажды осенью повозка с сидящим внутри статным военным – мужчиной в годах, чьи поседевшие усы придавали ему серьёзный и усталый вид, и извозчиком с разбойничьей внешностью направлялась по разбитой дороге в поисках ночлега. Тарантас подъехал к небольшой гостевой избе.

Старик с кучером поднялись по ступенькам и вошли в освещённую, аккуратную пустую горницу. Барин, которого звали Николай Алексеевич, разделся, положил шинель и окрикнул хозяев. На его голос быстро вышла хозяйка: красивая женщина в годах, но по внешности молодая для своего возраста, похожая на цыганку, с чёрными волосами и слегка полная. Они с барином завели лёгкую беседу, а в конце хозяйка назвала барина по имени, и они узнали друг друга.

Надежда – так звали хозяйку – оказалась первой любовью барина, с которой они встречались и испытывали друг к другу пылкие чувства. Но Надежда не смогла выйти замуж за Николая Алексеевича, ведь она была простой девушкой, а он – из знатной семьи. С момента их последней встречи прошло уже тридцать лет. В ходе их разговора выясняется, что Николай Алексеевич был женат, но его жена подло бросила его, а сын вырос негодником. Надежда, в свою очередь, так и не завела семьи. Она всю жизнь была беззаветно была влюблена в Николая Алексеевича и так и не завела новых отношений, но, увы, простить она его уже не может. В конце барин уезжает, поцеловал женщине руку, и весь оставшийся путь на поезд думал о своей прошлой жизни.

Рассказ “Тёмные аллеи” учит тому, что часто нужно идти навстречу своей любви, несмотря на преграды, общественное мнение и социальное положение. Ведь потом можно жалеть о своём неверном выборе всю жизнь, так и не устроив свою судьбу и не устроив личное счастье, взамен получив лишь разочарование и обиду.

Подробный пересказ

В один из осенних дождливых дней на подъезде к частной горнице, которая представляла одну из частей длинной избы, был замечен тарантас. Управлял им крепкий с виду, угрюмый мужик, представитель из простого народа. Он привез пожилого мужчину, некоторые черты которого напоминали о его былой красоте и утонченности. Внешность, включая выбритый подбородок и седые бакенбарды, имеющая сходство с Александром II, подтянутость подчеркивали принадлежность к разряду военных.

Несмотря на то, что дорога отняла у него немало сил, стройный мужчина энергично вбежал на крыльцо в надежде хорошо перекусить и отдохнуть на постоялом дворе. В уютной обстановке чистой и теплой горницы приятно пахло едой. А аккуратно расставленные предметы создавали домашнюю атмосферу. Здесь он никого не увидел. На зов показалась немолодая, но привлекательная женщина. Приветливо встретив гостя, она предложила ему угощение. Но приезжий попытался, прежде всего, выяснить, какое положение в доме она занимает, все ли ее здесь устраивает.

Неожиданно хозяйка называет гостя по имени – Николаем Алексеевичем. Мужчина с удивлением узнает в ней женщину, к которой когда-то в молодости испытывал влюбленность. Прошло больше тридцати лет с тех пор, когда Надежда привлекала его необычайной красотой и грациозностью.

Из их разговора выясняется, что бывший молодой барин разлюбив, покинул девушку навсегда. Теперь он старался не вспоминать об этом, ссылаясь на давность времени. Николаю Алексеевичу становится стыдно от совершенного поступка. Он неумело пытается справиться со своим волнением. Отводит разговор, спрашивая о прожитых годах. Отвечая, что так и не была замужем, Надежда признается, что на протяжении всех лет искренне любила только его. Она подчеркивает, что из-за настоящего чувства не сможет никогда простить подобное предательство. Также женщина напоминает о стихах про темные аллеи, посвященные себе в далекие годы. Николай Алексеевич настаивает забыть и не вспоминать о прошлых событиях, называя все это пошлостью. Откровенно рассказывает Надежде о своих чувствах к бывшей супруге, которую любил. Однако брак их не был счастливым, так как она предала мужа, а единственный сын не оправдал надежд. Также Николай Алексеевич когда-то обошелся с Надеждой.

Попрощавшись, гость торопливо покидает Надежду, с сожалением вспоминая неожиданную встречу по дороге. Женщина долго провожала взглядом удаляющуюся повозку. А барин торопил кучера, чтобы не опоздать на поезд. Он будто избегал своих мыслей о прошлой жизни. Однако ему было интересно представить, как сложилась бы судьба, если женой была Надежда.

Произведение И. А. Бунина “Темные аллеи” учит тому, что судьба оказывается безжалостной к человеку, который когда-то вел разгульный образ жизни, не видя вокруг искренних отношений к себе, предавал, не ценил настоящие чувства. В конце жизненного пути людей, которые совершили предательство и проявили жестокость, ждет одиночество и разочарование.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

  • Антоновские яблоки
  • Антоновские яблоки по главам
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Темные аллеи. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Во время всего действия пьесы на сцене будет находиться одна странная личность, одетая во все серое. И именно эта личность будет как бы держать всю жизнь человека, самого обычного, в своих руках – и это в прямом смысле.

В одном из первых своих произведений Альбер Камю описывает начинающие формироваться у него экзистенциальные взгляды на жизнь. «Счастливая смерть» содержит мысли автора об абсурдности существования отчаявшейся личности

По указу короля был объявлено, что тот, кто сделает самое невероятное, получит половину королевства и принцессу в жены.

Произведение «Фиеста», написанное писателем Эрнестом Хемингуэем, является самым переводимым американским романом до сих пор.

Главным героем произведения является обедневший мужик, которому в один момент становится нечем кормить собственную семью, поскольку в доме нет даже хлебной крошки.

Краткое содержание «Темные аллеи»

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи» был написан в 1938 году и вошел в сборник рассказов «Темные аллеи», посвященных теме любви. Впервые опубликовали произведение в 1943 году в нью-йоркском издании «Новая земля». Рассказ «Темные аллеи» написан в традициях литературного направления неореализм.

Прочитать онлайн краткое содержание «Темные аллеи» Бунина можно на нашем сайте.

Главные герои

Николай Алексеевич – высокий худой мужчина шестидесяти лет, военный. В молодости любил Надежду, но бросил ее. Был женат, имеет сына.

Надежда – женщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора. Всю жизнь любила Николая Алексеевича, из-за чего так и не вышла замуж.

Клим – кучер Николая Алексеевича.

Краткое содержание

«В холодное осеннее ненастье» к длинной избе, расположенной у одной из дорог Тулы, подъехал «закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом» . Изба была поделена на две половины: почтовую станцию и частную горницу (постоялый двор), где путники могли остановиться, отдохнуть, переночевать.

Правил тарантасом «крепкий мужик» , «серьезный и темноликий» кучер, «похожий на старинного разбойника» , тогда как в самом тарантасе сидел высокий и «стройный старик военный» , внешне похожий на Александра II с вопрошающим, строгим и усталым взглядом.

Когда кучер остановил тарантас, военный зашел в горницу. Внутри было «тепло, сухо и опрятно», в левом углу находился «новый золотистый образ» , в правом – побеленная мелом печь, из-за заслонки которой доносился сладкий запах щей. Приезжий снял верхнюю одежду и окрикнул хозяев.

Сразу же в комнату вошла «темноволосая» , «чернобровая» , «красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку» . Хозяйка предложила приезжему поесть. Мужчина согласился выпить чаю, попросив поставить самовар. Расспрашивая женщину, приезжий узнает, что она не замужем и сама ведет хозяйство. Неожиданно хозяйка называет мужчину по имени – Николай Алексеевич. «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел» , узнав в собеседнице свою давнюю любовь – Надежду.

Взволнованный, Николай Алексеевич начинает вспоминать, сколько же они не виделись – «лет тридцать пять?» . Надежда поправляет его – «Тридцать, Николай Алексеевич» . Мужчина ничего не знал о ее судьбе с тех пор. Надежда рассказала, что вскоре после того как они расстались, господа дали ей вольную, а замужем она никогда не была, потому что слишком сильно его любила. Покраснев, мужчина пробормотал: «Всё проходит, мой друг. Любовь, молодость — все, все» . Но женщина не согласилась с ним: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело» . Надежда рассказывает, что не могла его забыть, «все одним жила» , вспоминает, что «очень бессердечно» он ее бросил – она даже не раз хотела покончить жизнь самоубийством, что она звала его Николенькой, а он читал ей стихи про «всякие «темные аллеи»» .

Углубившись в воспоминания, Николай Алексеевич делает вывод: «Всё проходит. Все забывается» , на что Надежда ответила: «Всё проходит, да не все забывается» . Прослезившись, мужчина просит подавать лошадей, говоря: «Лишь бы бог меня простил. А ты видно простила» . Однако женщина не простила и не могла простить: «как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было» .

Николай Алексеевич просит у женщины прощения и рассказывает, что тоже был несчастен. Он безумно любил свою жену, но она изменила ему и бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду. Сына обожал, «а вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести» . «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни» . На прощание Надежда целует ему руку, а он ей. После кучер Клим вспоминал, что хозяйка смотрела им вслед из окна.

Уже в дороге Николаю Алексеевичу становится стыдно, что он поцеловал Надежде руку, а после стыдно от этого стыда. Мужчина вспоминает прошлое – «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…» . Думает о том, что было бы, если бы он не бросил ее, и была «эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» «И, закрывая глаза, качал головой» .

Заключение

И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» самым удачным произведением всего сборника, своим лучшим творением. В нем автор размышляет над вопросами любви, над тем, подвластно ли истинное чувство течению времени: способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях, а все остальное – «история пошлая, обыкновенная».

Краткий пересказ «Темных аллей» будет полезен для подготовки к уроку или при ознакомлении с сюжетом произведения.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

«Тёмные аллеи» И. А. Бунин Кратко

Иван Алексеевич Бунин
Рассказ «Тёмные аллеи» Краткое содержание

Рассказ «Тёмные аллеи» принадлежит перу чуткого знатока души человека — Ивану Алексеевичу Бунину. Трудности развития отношений, тягость разлуки, целая палитра эмоций, вызванных бурей чувств — всё это, хорошо приправленное художественным языком высшей категории, встретится в границах одного рассказа. Не восхититься им крайне сложно. Сам Бунин считал «Тёмные аллеи» лучшим из всего того, что он когда-либо написал.

Очень краткий пересказ рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи»

XIX век. Устав от долгой дороги отставной военный Николай Алексеевич останавливается на почтовой станции. Его встречает небольшой частный гостиный двор и его хозяйка Надежда, красивая, хоть уже и немолодая женщина. В ней герой узнаёт девушку-крестьянку, с которой 30 лет назад у него случился пылкий роман. Бывшие возлюбленные долго разговаривают о своей жизни после разлуки.

Надежда признаётся, что не смогла забыть тех встреч, когда Николай читал ей трогательные стихи о «тёмных аллеях». Счастья так и не нашла, хотя ей дали вольную, и осталась одинокой. Простить Николаю свои страдания она не сумела. Слишком тяжело ей дался тот бессердечный разрыв.

Николай Алексеевич взволнованно выслушивает свою старую знакомую. Он говорит, что из встречи и разлука совсем не стоили стольких мук. Но, в то же время, признаётся, что так и не нашёл счастья для себя. Он был женат, но супруга его предала, а единственный отпрыск вырос настоящим подонком. Для Николая тот роман с крестьянкой тоже был самым светлым моментом за всю долгую жизнь. Услышав такие признания, Надежда целует руку бывшего возлюбленного. Тем же отвечает и он. Затем герои расстаются. Уезжая от постоялого двора, Николай Алексеевич вспоминает свою сказочную любовь к Надежде. Однако он остаётся уверен, что достойной женой она ему стать не могла. Любовь любовью, а крестьянка дворянину партия не подходящая.

Список и краткая характеристика героев рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи»

В рассказе «Тёмные аллеи» фигурируют два основных героя: некогда влюблённые друг в друга крестьянка Надежда и дворянин Николай.

  • Краткая характеристикаНиколая Алексеевича — В рассказе Николай Алексеевич один из двух основных персонажей. Читатель встречает его в дороге, как раз когда герой решил сделать привал. На момент повествования мужчине под 60-т, он военный в отставке, всё ещё стройный и статный, внешне чем-то похож на царя Александра II. За внешней статью скрывается нерешительный, уставший от жизни и несчастливый человек. Встретив свою любовь молодости, поняв, что она была самым светлым моментом всей его жизни, он всё равно бежит прочь и сам себе сознаётся, что менять ничего он бы не стал.
  • Надежда — Главная героиня, некогда возлюбленная Николая Алексеевича, на момент повествования 48-ми летняя хозяйка гостиного двора на почтовой станции. Надежду, когда она была совсем юна оставил молодой дворянин, в которого она была без памяти влюблена. Этим дворянином и был наш главный герой. Вскоре после разлуки девушка обрела свободу, но забыть предательства любимого не смогла и осталась несчастной на всю жизнь. Надежда прямая, смелая, хозяйственная и решительная женщина. Она всего добилась сама и не стыдится прожитых лет.
  • Клим — Второстепенный персонаж, кучер Николая Алексеевича.
Читайте также:  Бунин - Солнечный удар

Краткое содержание рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи» подробно

Осенью, в холодную погоду у почтовой станции остановился забросанный грязью тарантас. Станция «делила» избу, в которой располагалась, с постоялым двором. Из тарантаса вышел уставший путник, пожилой военный со строгим взглядом. Герой решил остановиться в тёплом, опрятном, пахнущем свежесваренными щами гостином дворе.

Хозяйкой постоялого места оказалась Надежда, давняя любовь Николая Александровича. Он не сразу признал в красивой, несмотря на возраст, женщине ту девушку-крестьянку, которую когда-то бросил. А она его узнала, ведь так и не смогла забыть и простить. Со времени их последней встречи минуло 30 лет.

Бывшие возлюбленные предались воспоминаниям и рассказали друг другу о том, как прошли их жизни после разлуки. Надежда всю жизнь жила одним только Николаем Александровичем, так и не вышла замуж, не родила детей. А Николай женился, любил свою жену, но та предала его и ушла. Единственный сын вырос недостойным человеком. И Надежда, и Николай понимают, что та давняя любовь была самым светлым временем в их жизнях, что уже подходят к концу.

Николай Александрович просит прощения. Прощаясь, старые знакомые целуют друг другу руки. Надежда смотрит в след уезжающему тарантасу, а Николай понимает, что менять бы всё равно ничего не стал. Как хороша бы не была Надежда, она — крестьянка. И для него это так и остаётся самым главным определяющим.

Кратко об истории создания рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи»

Ивана Алексеевича Бунина вдохновило стихотворение Н. Огарёва «Обыкновенная повесть», точнее ему очень понравилась метафора «тёмные аллеи». Этот образ писатель наделил особым смыслом, он назвал «Тёмными аллеями» целый цикл рассказов о красивой, судьбоносной, незабываемой любви.

Рассказ «Тёмные аллеи» был написан в 1938 году, когда писатель находился в эмиграции. Это было тяжелое время: голод, страх, гонения, нищета… Но именно в эти годы И.А. Бунин написал лучшие свои работы. Он возвращался в них в мирную жизнь, в собственную молодость, в Россию. В те непростые времена творчество помогло выжить русскому писателю, сейчас оно стало нашим наследием и гордостью.

Краткое содержание И.А.Бунин «Tёмные аллеи»

  1. Основные персонажи
  2. Очень краткий пересказ новеллы
  3. Краткое содержание
  4. Основная мысль новеллы

Произведение «Темные аллеи» было написано в 1938 г., первая публикация рассказа состоялась в 1943 г. в Нью-Йорке. «Темные аллеи» вошли в одноименный сборник рассказов Ивана Бунина. Автор писал его в период эмиграции во Франции, поэтому это произведение, как и остальные из цикла, пропитаны ностальгией. Сам Бунин считал «Темные аллеи» своим лучшим рассказом.

Основные персонажи

Перед тем как представить краткое содержание новеллы «Темные аллеи», необходимо познакомиться с главными и второстепенными героями. К главным персонажам относятся Николай Алексеевич и хозяйка избы Надежда.

  • Николай Алексеевич — дворянин, военный в отставке. Судя по внешнему виду, ему около 60 лет. Несмотря на свои годы, это статный и все еще привлекательный мужчина.
  • Надежда – ведет хозяйство в небольшой частной горнице вблизи почтовой станции в Тульской области, где часто останавливались путники. В момент повествования ей около 48 лет. Она чрезвычайно аккуратна и хозяйственна.

В кратком содержании рассказа будут упоминаться и второстепенные персонажи: пожилой кучер по имени Клим, жена и сын Николая.

  • Клим – кучер при почтовой станции. Бунин очень интересно описывает его: «…крепкий мужик, серьезный и темноликий… похожий на старинного разбойника». Прямой в своих мыслях и словах.
  • Жена Николая — как и сын, присутствуют лишь в его воспоминаниях. Из рассказа известно, что брак не сложился, жена ему изменила и бросила. Уже взрослый сын, на которого возлагались огромные надежды, превратился в мота и наглеца без совести и чести.

Очень краткий пересказ новеллы

Пересказ «Темных аллей» Бунина кратко не передает яркость человеческих эмоций, но позволяет отобразить основные моменты.

Случайно, на одной из станций, встречаются давние возлюбленные. Она (Надежда) – хозяйка маленькой гостиной избы, он (Николай Алексеевич) – военный в отставке, статный дворянин.

Более 30 лет назад их связывала пылкая любовь, но, испугавшись предрассудков, Николай бросает девушку. Их жизнь не состоялась. Надежда никогда не забывала первую любовь, так и не выйдя замуж, а ему досталась роль обманутого и брошенного мужа. Сын не радует Николая Алексеевича, поскольку вырос полным негодяем.

Расставаясь, она долго смотрит ему вслед. Он же, сидя в тарантасе, размышляет, как сложилась бы их совместная жизнь, ведь этот роман – самое светлое, что у него было.

Краткое содержание

Краткий пересказ произведения позволяет понять при чтении эмоциональные переживания главных героев. Недаром Бунин был известен как тонкий знаток человеческих душ.

После длительного путешествия по дождливой осенней поре, отставной военный, желая отдохнуть, подъезжает к одной избе при станции недалеко от Тулы погреться и попить чаю. Он уже не молод, но выглядит довольно стройным, хотя и немного усталым.

Его встречает хозяйка – взрослая, но все еще привлекательная женщина. В ее избе чисто и «приятно», как отмечает гость, сладко пахнет щами. Женщину Бунин описывает как красивую, черноволосую, немного напоминающую цыганку. Она хорошая и добрая, однако имеет сильный, волевой характер. Господин узнает в ней свою первую любовь – юную крестьянскую девушку, которой был очарован 30 лет назад. По сюжету, в далеком прошлом она была обычной крепостной крестьянкой.

В то время он не мог женится на девушке, хотя и обещал. Причиной тому – предрассудки, желание Николая Алексеевича сохранить свой дворянский титул и продолжить карьеру военного.

При разговоре с Надеждой он пытается оправдаться за свой поступок. Николаю Алексеевичу неловко: когда-то он не смог преодолеть своих сомнений и опасался недовольства родных. Разговаривая с Надеждой, он постоянно смущается и в итоге просит его простить. Несколько раз упоминает, что все проходит и быстро забывается в этой жизни. Однако та, в свою очередь, прямо говорит ему, что не простила и не всякую любовь можно забыть. В свою очередь, Надежда признается, что хотела тогда покончить с собой – так горько ей было. При этом она не собирается оправдывать Николая за давний проступок.

Между тем, Николай сознается, что счастливого брака у него не случилось. Да и сын, который мог бы стать его гордостью, вырос мотом и ничтожеством. Он понимает, что этот роман оказался самым счастливым периодом всей его жизни. На этом главные герои расстаются. Надежда долго смотрит бывшему возлюбленному вслед.

Кучер Клим с уважением и восхищением рассказывает Николаю о Надежде. Как она чистоплотна и хозяйственна, как легко управляется с делами и насколько сурова с теми, кто обманывает ее. Упоминает, что она не любит вранья, слывет справедливой. «Но крута!» – говорит кучер. Всем в лицо говорит свою правду, которую чувствует.

Отъезжая на тарантасе от избы, Николай Алексеевич размышляет, как бы могла сложиться судьба, если бы он не оставил юную возлюбленную. Смогла бы она быть хозяйкой не в гостинице, а в его петербуржском доме? А быть матерью для его детей? И как бы самому себе отвечая на вопросы, тихо качает головой.

Основная мысль новеллы

Главным героям не удалось построить свое совместное будущее из-за предрассудков и устоев того времени. Несмотря на обещание, Николай не смог им противостоять. Трагичность ситуации в том, что, убежав от своей любви и предав ее, он не обрел счастья, а на склоне лет так же, как и Надежда, остался в одиночестве преданным своей семьей.

Главные герои произведения Темные аллеи Бунина

Смысл названия рассказа «Темные аллеи»

Когда Иван Алексеевич прочел стихотворение Н. Огарева «Обыкновенная повесть», ему очень понравились следующие строки: «Кругом шиповник алый цвел Стояла темных лип аллея

». Вдохновившись ими, он решил написать цикл рассказов, объединенных общей тематикой любви. Бунин имел славу писателя, умеющего как нельзя более точно передать любовные переживания героев. В своих произведениях писатель демонстрировал это чувство под разными углами, высвечивал самые потаенные его грани. Не стал исключением и рассказ «Темные аллеи».

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи» вошел в одноименный сборник И. А. Бунина и стал главным его произведением. Впервые он был опубликован в октябре 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля».

Главный герой – представительного вида мужчина, с благородным лицом и военной выправкой – остановился на постоялом двору, чтобы подкрепиться и продолжить свой путь. Хозяйкой оказалась черноволосая, темноглазая женщина со следами былой красоты на лице. Николай Алексеевич принялся расспрашивать ее о том, как она живет, как ведет хозяйство. Неожиданно женщина назвала гостя по имени, и тот вздрогнул, узнав в ней свою первую любовь, Надежду.

Когда Николай Алексеевич был юн и беспечен, он страстно влюбился в красавицу-крестьянку Надежду. Девушка полюбила юношу всем сердцем, и очень тяжело переживала разлуку: Николай бросил ее самым жестоким образом, навсегда разбив ей сердце. После этого Надежда замкнулась в себе, отвергала предложения выйти замуж от других парней, и вела одинокую жизнь. Несмотря на предательство, она продолжала любить Николая, который когда-то читал ей стихи про «темные аллеи».

С тех пор прошло тридцать лет. Взволнованный Николай Алексеевич пожаловался Надежде, что жизнь его не сложилась, как следует: любимая жена бросила его так же подло, как он когда то-то Надежду, единственный сын вырос порядочным подлецом. Перед тем, как попрощаться навек, Николай Алексеевич попросил прощения у своей бывшей возлюбленной и поцеловал ей руки. Уже сидя в тарантасе, он размышлял о том, какую сильную любовь он пропустил. Однако даже в мыслях Николай Алексеевич не мог предположить, чтобы Надежда стала его женой, матерью его детей: общественные условности, сковавшие душу и мысли героя, были сильнее его настоящих чувств…

Краткое содержание рассказа «Тёмные аллеи» (И.А. Бунин)

Рассказ «Тёмные аллеи», впервые опубликованный в 1943 году в Нью-Йорке, считается «заглавным» произведением в одноименном бунинском цикле рассказов «Тёмные аллеи». Это придает ему особое значение в контексте понимания замысла всего сборника. Название отсылает нас к стихотворению Н. Огарева «Обыкновенная повесть»: «Кругом шиповник алый цвел, / Стояла темных лип аллея». Эти строки созвучны лирической атмосфере рассказа. Многомудрый Литрекон предлагает вам ознакомиться с кратким пересказом бунинского произведения, в основе сюжета которого лежит случайная встреча возлюбленных после тридцатилетней разлуки. Основные события из книги переданы в сокращении, но это не отразилось на их точности.

Краткий пересказ (410 слов): Однажды холодной дождливой осенью на постоялый двор прибывает старик-военный, внешне схожий с Александром II. У него, несмотря на резвость и молодцеватость движений, строгий, усталый и вопрошающий взгляд. Кроме того, герой не скрывает некоторого раздражения.

Появляется женщина, хозяйка, «похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу». Она почти с первых мгновений узнает старика и называет его по имени. Тот «раскрыл глаза и покраснел», после чего узнал в вошедшей женщине увлечение своей молодости. Происходящее кажется ему странным, усталость и рассеянность исчезают. Он спрашивает Надежду о её жизни, но в ответ слышит только, что, хотя и «долго рассказывать», замужем не была, а их встреча и любовь к нему – по-прежнему самое значительное, что было в её жизни:

— Ведь не могла же ты любить меня весь век! — Значит, могла. Сколько не проходило времени, все одним жила…

Замечает еще, что для него «словно ничего и не было», а она несколько раз «хотела руки на себя наложить». С упреком звучат её слова:

«И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку! Как же можно такое забыть».

Николай Алексеевич отвечает, что всё проходит и забывается. Надежда возражает: «Все проходит, да не все забывается». Этим и объясняется неспособность героини простить человека, когда-то её бросившего:

«Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было».

Именно она называет точный срок, прошедший с того момента, как он её оставил, хотя именно Николаю Алексеевичу не следовало забывать об этих событиях. Эта встреча заставляет его по-новому взглянуть на свою жизнь. Герой вскоре признается, что и себя не может назвать в полной мере счастливым, так как жена изменила, сын разочаровал. Но для него это лишь продолжение его «обыкновенной, пошлой истории». Напоследок и он говорит с сожалением, что, возможно, потерял в этой женщине самое дорогое, что у него когда-то было. После этого они целуют друг у друга руки и расстаются. Уже навсегда.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бунина Родина 7 класс

Уже в тарантасе, отъехавшем от постоялого двора, после замечания кучера о Надежде как очень справедливой и успешной женщине, чье богатство только растет, Николай Алексеевич уверяет, что это «ничего не значит». Он осознает, что для этой женщины, испытавшей такое чувство любви и тяжело пережившей расставание с ним, богатство и успех не имеют большого значения.

Однако тут же он ловит себя на мысли, что было бы, поступи он тогда иначе? Герой на мгновение представляет, что та девушка, которой когда-то была Надежда, стала его женой и матерью их детей. «Какой вздор!» — подумал он.

Автор: Алена Дружина

Образ и характеристика главного героя (Николай)

В самом начале произведения Николай Алексеевич предстает импозантным, видным мужчиной, прожившим насыщенную, интересную жизнь. Но вскоре становится известно, что за красивой картинкой скрывается иная правда. В молодости он жестоко предал влюбленную в него девушку только потому, что та была крестьянкой, и не могла стать женой именитого дворянина. Впоследствии Николай Алексеевич женился по большой любви на девушке из своего круга, но она изменила ему с другим. Единственный сын, в котором Николай Алексеевич души не чаял, вырос негодяем. Сама жизнь наказала героя за его жестокость, но не смогла изменить его. Николай Алексеевич, несмотря на солидный возраст, так и остался слабым, безвольным человеком, зависимым от общественного мнения и царивших в обществе условностей.

Главные герои

Николай Алексеевич

Надежда

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Сильной, цельной личностью предстает перед читателем Надежда. В молодости она была очень красивой девушкой, чем-то напоминавшей цыганку. Всей страстью своей сердца она полюбила молодого барина Николая, однако их связь была недолгой. Понимая, что никакого будущего с простой крестьянкой у него нет, Николай жестоко бросил свою возлюбленную. После предательства Надежда хотела покончить жизнь самоубийством, но нашла в себе силы жить дальше. Она отвергала многочисленных ухажеров, оставаясь верной своему чувству к Николаю. Благодаря своему уму и решительности Надежда научилась зарабатывать на жизнь самостоятельно, без мужа. Она держала постоялый двор, давала деньги в рост, и все отмечали ее справедливость и честность. Несмотря на свое низкое социальное положение, надежда оказалась гораздо более благородной и возвышенной, нежели ее возлюбленный. Женщина пронесла любовь через много лет, никого не обманула и не предала, смогла искренне простить своего обидчика. В этом и заключалась ее удивительная сила и стойкость.

Подробный пересказ

В один из осенних дождливых дней на подъезде к частной горнице, которая представляла одну из частей длинной избы, был замечен тарантас. Управлял им крепкий с виду, угрюмый мужик, представитель из простого народа. Он привез пожилого мужчину, некоторые черты которого напоминали о его былой красоте и утонченности. Внешность, включая выбритый подбородок и седые бакенбарды, имеющая сходство с Александром II, подтянутость подчеркивали принадлежность к разряду военных.

Несмотря на то, что дорога отняла у него немало сил, стройный мужчина энергично вбежал на крыльцо в надежде хорошо перекусить и отдохнуть на постоялом дворе. В уютной обстановке чистой и теплой горницы приятно пахло едой. А аккуратно расставленные предметы создавали домашнюю атмосферу. Здесь он никого не увидел. На зов показалась немолодая, но привлекательная женщина. Приветливо встретив гостя, она предложила ему угощение. Но приезжий попытался, прежде всего, выяснить, какое положение в доме она занимает, все ли ее здесь устраивает.

Неожиданно хозяйка называет гостя по имени — Николаем Алексеевичем. Мужчина с удивлением узнает в ней женщину, к которой когда-то в молодости испытывал влюбленность. Прошло больше тридцати лет с тех пор, когда Надежда привлекала его необычайной красотой и грациозностью.

Из их разговора выясняется, что бывший молодой барин разлюбив, покинул девушку навсегда. Теперь он старался не вспоминать об этом, ссылаясь на давность времени. Николаю Алексеевичу становится стыдно от совершенного поступка. Он неумело пытается справиться со своим волнением. Отводит разговор, спрашивая о прожитых годах. Отвечая, что так и не была замужем, Надежда признается, что на протяжении всех лет искренне любила только его. Она подчеркивает, что из-за настоящего чувства не сможет никогда простить подобное предательство. Также женщина напоминает о стихах про темные аллеи, посвященные себе в далекие годы. Николай Алексеевич настаивает забыть и не вспоминать о прошлых событиях, называя все это пошлостью. Откровенно рассказывает Надежде о своих чувствах к бывшей супруге, которую любил. Однако брак их не был счастливым, так как она предала мужа, а единственный сын не оправдал надежд. Также Николай Алексеевич когда-то обошелся с Надеждой.

Попрощавшись, гость торопливо покидает Надежду, с сожалением вспоминая неожиданную встречу по дороге. Женщина долго провожала взглядом удаляющуюся повозку. А барин торопил кучера, чтобы не опоздать на поезд. Он будто избегал своих мыслей о прошлой жизни. Однако ему было интересно представить, как сложилась бы судьба, если женой была Надежда.

Произведение И. А. Бунина «Темные аллеи» учит тому, что судьба оказывается безжалостной к человеку, который когда-то вел разгульный образ жизни, не видя вокруг искренних отношений к себе, предавал, не ценил настоящие чувства. В конце жизненного пути людей, которые совершили предательство и проявили жестокость, ждет одиночество и разочарование.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

В рассказе «Темные аллеи» И. А. Бунин продемонстрировал роковое чувство, которое оказало большое влияние на судьбы главных героев. Однако от этого оно не стало менее прекрасным и волнительным. Любовь, которая некогда соединила Николая и Надежду, навсегда осталась в их памяти. Это было самое прекрасное, самое светлое чувство, что довелось им испытать в жизни. К сожалению, оно ушло безвозвратно, но оставило после себя глубокий след. Такая сильная любовь, которую довелось испытать Надежде, является настоящим подарком судьбы. Жизнь без столь яркого, вдохновляющего чувства проходит серо, пусто, безрадостно. Но именно такая любовь является своеобразным испытанием для личности человека: кто-то проходит его достойно, как Надежда, а кто-то — пугается и бежит от него без оглядки, как это сделал Николай. В этом и заключается идея произведения – не все способны принимать этот дар небес, и бережно хранить его.

Ушедшая любовь служит в произведении и некоей аллегорией того чувства, которое испытывал Иван Алексеевич во время эмиграции. Он очень тосковал о родине, продолжал ее любить, однако не мог смириться с переменами, которые в ней произошли, и был вынужден жить вдали от отчизны.

Анализ стихотворения ангел Бунина

Кто истинно любит, тот не ревнует. Главная сущность любви – доверие. Отнимите у любви доверие – вы отнимите у нее сознание собственной ее силы и продолжительности, всю ее светлую сторону, следовательно – все ее величие.

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю – 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. В “Гербовнике дворянских родов” сказано, что существует несколько старинных дворянских родов Буниных, происходящих, по преданию, от Симеона Буникевского (Бунковского), имевшего знатное происхождение и выехавшего из Польши в XV веке к великому князю Василию Васильевичу. Правнук его, Александр Лаврентьев сын Бунин, служил во Владимире, был убит в 1552 году при взятии Казани. Анализ стихотворения ангел Бунина К роду Буниных принадлежали поэтесса Анна Петровна Бунина (1775-1828), поэт В.А. Жуковский (незаконнорожденный сын А.И. Бунина).

Отец Ивана Алексеевича – Алексей Николаевич Бунин, мать – Людмила Александровна, урожденная Чубарова. В семье было девять детей, но пятеро умерли; старшие братья – Юлий и Евгений, младшая сестра – Мария. Дворянский род Чубаровых также имел старинные корни. У деда и у отца Людмилы Александровны были родовые имения в Орловском и Трубчевском уездах. Прадед Ивана Бунина по отцу был также богат, дед владел небольшими участками земли в Орловской, Тамбовской и Воронежской губерниях, отец же был настолько расточителен, что разорился окончательно, чему способствовали Крымская кампания и переезд семьи в 1870 году в Воронеж.

Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину (к вину пристрастился во время Крымской кампании), был вынужден переехать с семьей в свое поместье – на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читая все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя – сына предводителя дворянства, учившегося когда-то в Лазаревском институте восточных языков, преподававшего в нескольких городах, но затем порвавшего все родственные связи и превратившегося в скитальца по деревням и усадьбам. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи; читать своего воспитанника Ивана учил по “Одиссее” Гомера.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: “больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке” (И.А. Бунин “Автобиографическая заметка”). В мае 1887 года произведение юного писателя впервые появилось в печати: петербургский еженедельный журнал “Родина” опубликовал одно из его стихотворений. В сентябре 1888 года его стихи появились в “Книжках недели”, где печатались произведения Л.Н. Толстого, Щедрина, Полонского.

Самостоятельная жизнь началась с весны 1889 года: Иван Алексеевич Бунин вслед за братом Юлием переселился в Харьков. Вскоре побывал в Крыму, а с осени стал работать при “Орловском вестнике”. В 1891 году в приложении к газете “Орловский вестник” вышла его ученическая книжка “Стихотворения. 1887-1891”. Тогда же Иван Бунин познакомился с Варварой Владимировной Пащенко, работавшей корректором газеты “Орловский вестник”. Анализ стихотворения ангел Бунина В 1891 году они стали жить одной семьей, но так как родители Варвары Владимировны были против этого брака, супруги жили невенчанные.

В 1892 году они переехали в Полтаву, где брат Юлий заведовал статистическим бюро губернского земства. Иван Бунин послупил на службу библиотекарем земской управы, а затем – статистиком в губернскую управу. В период жизни в Полтаве познакомился с Л.Н. Толстым. В разное время работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортером. В апреле 1894 года в печати появилось первое прозаическое произведение Бунина – в “Русском богатстве” был напечатан рассказ “Деревенский эскиз” (название выбрано в издательстве).

В январе 1895 года, после измены жены, Иван Алексеевич Бунин оставил службу и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву. В 1898 (в некоторых источниках указан 1896) женился на Анне Николаевне Цакни – гречанке, дочери революционера и эмигранта Н.П. Цакни. Семейная жизнь опять оказалась неудачной и в 1900 году супруги развелись, а в 1905 году скончался их сын Николай.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, в декабре 1895 года – с А.П. Чеховым, в конце 1895 – начале 1896 – с В.Я. Брюсовым. После знакомства с Д.Телешовым, Бунин стал участником литературного кружка “Среда”. Весной 1899 года в Ялте познакомился с Максимом Горьким, позднее пригласившим его к сотрудничеству в издательстве “Знание”. Позднее, в своих “Воспоминаниях”, Бунин писал: “Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, – странной потому, что чуть не два десятилeтия считались мы с ним большими друзьями, а в дeйствительности ими не были, – начало это относится к 1899 году. А конец – к 1917. Тут случилось, что человeк, с которым у меня за цeлых двадцать лeт не было для вражды ни единаго личнаго повода, вдруг оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мнe ужас, негодование.” Весной 1900 года в Крыму писатель познакомился с С.В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.

Читайте также:  Анализ стихотворения Одиночество Бунина 11 класс

Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа “Антоновские яблоки”. В 1901 году в издательстве символистов “Скорпион” вышел сборник стихотворений “Листопад”. За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве “Знание” вышел первый том сочинений И.А. Бунина. В 1905 году Бунин, живший в гостинице “Националь”, стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. Позднее В.Н. Муромцева, одаренная литературными способностями, написала серию книг-воспоминаний о своем муже (“Жизнь Бунина” и “Беседы с памятью”). В 1907 году молодые супруги отправились в путешествие по странам Востока – Сирии, Египту, Палестине. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1910 году он отправился в новое путешествие – сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. В 1912 году, в связи с 25-летием творческой деятельности писателя, в Московском университете состоялось его чествование; в этом же году он был избран почетным членом Общества любителей российской словесности (в 1914-1915 являлся председателем этого общества). Осенью 1912 – весной 1913 года писатель опять отправился за границу: в Трапезунд, Константинополь, Бухарест, а три зимы в 1913-1915 годах Бунины провели на Капри. Кроме перечисленных мест в период с 1907 по 1915 год Иван Алексеевич ни один раз бывал в Турции, в странах Малой Азии, в Греции, в Оране, Алжире, Тунисе и на окраинах Сахары, в Индии, изъездил почти всю Европу, особенно Сицилию и Италию, был в Румынии и Сербии.

К Февральской и Октябрьской революциям 1917 года Иван Алексеевич Бунин отнесся крайне враждебно и воспринимал их как катастрофу. 21 мая 1918 года он уехал из Москвы в Одессу, а в феврале 1920 года эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию. Во Франции первое время жил в Париже; с лета 1923 переехал в Приморские Альпы и приезжал в Париж только на некоторые зимние месяцы. Анализ стихотворения ангел Бунина В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, тем более, что и сам писатель не обладал коммуникабельным характером. В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. Официальная советская пресса объяснила решение Нобелевского комитета происками империализма.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле “Жаннет”, где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими окупантами и старался постоянно следить за событиями в России. В 1945 году Бунины вернулись в Париж. Иван Алексеевич неоднократно выражал желание возвратиться в Россию, “великодушной мерой” назвал в 1946 году указ советского правительства “О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи. “, но постановление Жданова о журналах “Звезда” и “Ленинград” (1946 год), растоптавшее Анну Ахматову и Михаила Зощенко, привело к тому, что Бунин навсегда отказался от намерения вернуться на Родину. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого “Воскресение”. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

В 1927-1942 годы другом семьи Буниных была Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью Ивана Алексеевича и написавшая ряд мемуарных произведений (“Грасский дневник”, статья “Памяти Бунина”). В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти – в 1956 году (пять томов в Библиотеке “Огонек”). Анализ стихотворения ангел Бунина

Когда человек хвастается, что никогда не изменит своих убеждений, он обязуется идти все время по прямой линии, – это болван, уверенный в своей непогрешимости. Принципов нет, а есть события; законов нет – есть обстоятельства.

Краткий анализ стихотворения «Ангел» по плану

1. История создания

Шедевр мировой лирики, стихотворение «Ангел» было написано Пушкиным в 1827 году, после возвращения из Михайловской ссылки.

Это стихотворение явилось символом духовного возрождения поэта, в душе которого отбушевали молодые страсти, остыла горечь разочарования.

«Ангела» следует читать в тандеме со стихотворением «Демон», которое вышло из-под пера поэта в 1823 году, став своеобразным гимном разуверению и скепсису. Спустя 4 года для Пушкина настало время вернуться к свету и вновь обрести чистоту веры.

Причиной духовного перерождения становится любовь.

Стихотворение посвящено самой постоянной и, пожалуй, сильной из всех душевных привязанностей Пушкина — графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой.

Ей же посвящены такие стихи как «Талисман», «Сожжённое письмо» и многие другие жемчужины его любовной лирики. Есть мнение, что ее же чертами поэт наделил свою любимую героиню Татьяну Ларину.

К моменту написания «Ангела» их одесский роман остался в прошлом, но воспоминания о любимой женщине по-прежнему наполняют душу поэта трепетом священного восторга.

2. Литературное направление

Тема стихотворения, образный ряд и проблематика соответствуют традициям романтизма. «Ангел» сочетает традиционные романтические контрасты: земное и небесное, злое и доброе, временное и вечное.

3. Род

«Ангел» — лирическое произведение, в котором общечеловеческие конфликты разрешаются на материале личностного опыта.

Пушкин оживляет древний сюжет противоборства Добра и Зла теплотой человеческого чувства, делая его одинаково близким каждому читателю.

4. Жанр

По жанру стихотворение тяготеет к элегии. Оно наполнено настроением задумчивой печали.

Но, как в стихотворении «На холмах Грузии…», печаль поэта светла. Она пронизана утверждением бытия.

5. Проблематика

Проблематика стихотворения: столкновение Добра и Зла.

6. Тематика

Тема противоборства добрых и злых сил разрешается у Пушкина «бескровно». Зло укрощается любовью.

Тема победы созидания над отрицанием торжественным аккордом начинает новый период пушкинского творчества, исполненный веры в человека и Создателя.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что даже абсолютное зло бессильно против божественной любви.

Образ небесной чистоты и кроткой нежности трогает сердце демона, который признаётся, что не всё он в мире ненавидел. При этом ангел не обращается к демону, не увещевает его, но одним своим появлением в мгновение рассеивает мрак всепоглощающего отрицания.

8. Пафос

Пафос стихотворения состоит в победе добрых сил над злыми. Это духовное открытие, выношенное в собственном сердце, Пушкин преподносит миру как поэтическое откровение.

9. Система образов

Образы ангела и демона живые и человечные. Они лишены книжной абстрактности, хотя поэт и не прорисовывает их подробно.

Мы видим лишь действия персонажей: ангел только «главой поникшею сиял», а демон «над адской бездною летал», «на духа чистого взирал», «жар невольный умиленья впервые смутно познавал…».

Ангел статичен, демон – беспокоен.

Ангел уже сам по себе совершенен, а демон жалок в своей невозможности приблизиться к этому состоянию. Но отблеск ангельского сияния на миг делает прекрасным и его: через двойное отрицание демон всё же признаёт, что был чужд не всему на свете.

Гордость, главная черта его разрушительной натуры, на минуту сломлена и преодолена.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – ангел и демон – олицетворяют две противоборствующие мировые силы. Дух отрицанья взирает «на духа чистого» и не находит сил ненавидеть его.

Эта аллегория легко переносится на мир людей, среди которых есть циники и скептики, из-за собственной гордости ненавидящие весь мир.

В минуты встреч с существами более чистыми и кроткими такие души чувствуют свою неправоту перед Богом, смущаются и познают «жар невольный умиленья». Так Господь касается самых окаменевших сердец животворящей силой любви.

11. Лирический герой

Лирический герой элегии – демон.

Стихотворение написано не от первого лица, но ясно, что происходящее показано через восприятие именно этого персонажа.

Он «мрачный, мятежный». Когда-то демон был ангелом, но возгордился и получил наказание за свою гордыню. Теперь у демона нет приюта, но он по-прежнему смотрит в сторону духовной отчизны.

Там, «в дверях эдема», демон видит ангела и чувствует смутное умиленье, которое заставляет его сделать важное признанье: «У Бога есть кое-что стоящее, не всё достойно ненависти и отрицания».

12. Сюжет

Сюжет стихотворения укладывается в одно предложение.

Мрачный дух злобы любуется Божьим ангелом и проникается его красотой, понимая, что бессилен против чистоты и света, исходящих от этого нездешнего существа.

Так в сознании демона, олицетворяющего погрязшее в сомнениях современное человечество, запечатлевается образ божественной любви, побеждающей одиночество и мрак отчаянья.

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию.

Текст состоит из 3-х строф.

  • В первой строфе рассказывается о двух противоположных существах, находящихся в раю и в аду (завязка).
  • Во второй происходит момент их встречи (развитие действия).
  • В третьей демон признаётся в том, что чистота ангела глубоко растрогала его (развязка). Это признание становится итоговым выводом стихотворения.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Способ рифмовки – перекрёстный (АБАБ).

Интересно, что из 6 пар рифм, 4 пары – глагольные. Считается, что глагольная рифма портит стих, но пушкинский шедевр доказывает обратное. Строгость и простота формы лишь оттеняет богатство содержания.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения словно передают музыку небесных сфер.

Ассонансы с «а», «о», «э» наполняют пространство воздухом, бесконечно расширяют его, создавая уникальную атмосферу иного бытия с его особыми законами, существующими вне времени.

Аллитерации с сонорами в описании ангела и повторы согласного «р» при характеристике демона подчёркивают контрастность этих образов.

Стихотворение состоит всего из трёх предложений. В первом есть противительный союз «а», речь идёт о противопоставлении персонажей.

Второе предложение описывает их сближение, неслучайно в нём присутствует соединительный союз «и».

В третьем предложении имеется прямая речь, содержащая обращение демона к ангелу. Это уже разговор — вместо возможной вражды, своеобразное признание в любви на языке, доступном столь гордому существу.

Лексика стихотворения проста, несмотря на то, что она относится к высокому стилю. В пояснении нуждаются лишь слова «эдем» и «рек». Первое является синонимом понятия «рай», второе означает «сказал, произнёс».

16. Средства художественной выразительности

Основное средство выразительности – антитеза. Дух добра противопоставлен духу злобы. Их портреты контрастны.

Помимо антитезы конфликтность усиливают эпитеты «ангел нежный», «главой поникшею», «демон мрачный и мятежный», «смутно познавал», «жар невольный умиленья». Присутствует яркая метафора: «жар умиленья».

Обилие глаголов передаёт динамику душевного движения демона, его молниеносную реакцию на встречу с ангелом.

17. Значение произведения

Данное произведение проливает свет на глобальные перемены, произошедшие в сознании Пушкина за годы ссылки.

Поэт навсегда отходит от молодого скептицизма, державшегося на доводах холодного рассудка, и возвращается в область интуитивного чувствования, в котором находит спасительную отраду.

Внутреннее возрождение связано со способностью любить. Пушкин с новой силой и выразительностью поёт свой вечный гимн Любви. Стихотворение «Ангел» — своеобразная духовная вершина его лирического наследия.

18. Актуальность

Жизнь полна отрицанья и сомненья, и среди нас всё больше умных насмешливых «демонов».

Тем не менее, и для таких людей остаётся шанс увидеть ангела. Не важно, примет ли этот ангел обличье прекрасной девушки, случайно встреченного на улице ребёнка или трогательного старика, — такое столкновение пронзит душу скептика небывалой красотой.

Тогда и ему придётся признаться, что в мире много прекрасного. Актуальность пушкинского стихотворения состоит в том, что духовная борьба никогда не кончается. Битва за каждую человеческую душу совершается ежесекундно.

19. Моё отношение

Стихотворение «Ангел» пленяет своей красотой. Оно очаровало меня с первого же прочтения.

Музыкальное, гармоничное и очень светлое, это произведение рассказывает совсем короткую историю об ангеле и демоне, которые не поссорились, а встали рядом.

Демон даже заговорил с ангелом, залюбовавшись его красотой. Кротость и смирение победили гордость и злобу. Меня глубоко потрясла эта величественная картина.

20. Чему учит

Стихотворение «Ангел» учит нас вере, надежде и терпению. Если мы не будем впадать в гнев и творить злое, нам будет легче увидеть божественную красоту мира.

Ссылка на основную публикацию