Анализ стихотворения Бушует полая вода Бунина

И.Бунини “Бушует полая вода”
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Интегрированный урок . Чтение + ИЗО (Л.В.Занков)

Скачать:

ВложениеРазмер
mou_chtenie_izo.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Начальная школа – детский сад»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ + ИЗО

Тема : И. Бунин «Бушует полая вода…»

Подготовили и провели

Учитель начальных классов:

2011 – 2012 учебный год.

познакомить детей с творчеством И.А. Бунина;

добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя;

п родолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;

на изучаемом материале закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас интегрированный урок. Проводить его будут два учителя: я и Надежда Дмитриевна. А начать урок я хочу со следующих строк (включаю музыку):

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья, ей издалека

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько — я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И право, никогда — не сочиняю.

II. Работа над новым материалом.

– К какому литературному жанру относится это произведение? (Стихи, поэзия)

– Совершенно верно, это действительно стихотворение, автор которого известный вам поэт Константин Бальмонт.

– Назовите особенности этого жанра. Почему вы думаете, что я прочитала стихотворение? ( есть рифма )

– Кто может сказать, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (о стихах)

– Вспомните, пожалуйста, стихотворения и авторов, которые вам уже знакомы.

– Сегодня я хочу познакомить вас автобиографией ещё одного замечательного русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. ( Открываю доску с портретом И.А. Бунина и зрительным рядом репродукций о весне )

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – русский писатель и поэт. Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года в г. Воронеже. Свои ранние детские годы он провёл в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунин написал в семилетнем возрасте. Стихи Бунин писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. Но уже в начале творческого пути в нем все стал проявляться прозаик. Иван Алексеевич писал не только стихи, но рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию (высшую награду за выдающиеся литературные произведения). За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся.

Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним. В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался.

За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем прочувствовать это, прочитав его стихотворение «Бушует полая вода».

III. Чтение и анализ стихотворения.

– Откройте учебник на стр. 119.

(чтение стихотворения учителем)

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

– Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему?

– Сейчас вы самостоятельно прочитаете это стихотворение и выделите непонятные слова.

(обсуждение непонятных слов)

– Хотите оказаться «внутри» стихотворения, в его душе? Для этого надо постараться увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), ощутить прикосновения воздуха и запаха.

– Давайте начнём со зрительных картинок-образов. Найдите и прочитайте только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать или ощутить кожей или воспринимать носом (обонять). Постарайтесь не ошибиться!

– Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать.

– А сейчас нас буду волновать только запахи весны.

– В этом стихотворении мы смогли увидеть весну, услышать и почувствовать. Ведь поэт, как художник, открывает нам окружающий нас мир совсем по-новому, помогает увидеть нам прекрасное в совершенно обыкновенных вещах.

– А сейчас, продолжая наш урок, я хочу передать слово Надежде Дмитриевне.

– Наш урок подходит к концу. Что понравилось или не понравилось на уроке? Что вы на нем узнали нового?

– С каким поэтом познакомились?

– Если вас заинтересовал произведения И.А. Бунина, я приглашаю посетить выставку книг с его произведениями и обратиться в школьную библиотеку.

– Дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения Бушует полая вода Бунина

Цели : познакомить детей с творчеством И. Бунина; развивать навык осознанного правильного чтения, чёткую дикцию; формировать умение понимать смысл стихотворного текста, отвечать на вопросы по содержанию.

Оборудование: портрет поэта И. Бунина; фонограмма: П. Чайковский «Времена года. Март».

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ответы учащихся на вопросы учебника (с. 118):

1) Можно ли назвать Дж. Даррелла тонким наблюдателем животного мира? Если да, подтвердить примерами из текста.

2) Какие особенности семьи Дж. Даррелла стали явными в связи со смертью черепашки? (Стало понятно, что все родственники Даррелла очень любят животных, стало ясно, что это очень дружная семья.)

III. Подготовка к восприятию.

– Иван Алексеевич Бунин провёл свои ранние детские годы в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, скорее всего он вспоминал своё детство.

Писал Бунин не только стихи, но и прозу – рассказы, повести, хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала ХХ века Бунин занял в русской литературе заметное место и как прозаик, и как поэт.

Вскоре после революции, в 1920 году, Иван Алексеевич Бунин покинул Россию. В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся – умер на чужбине, в Париже.

За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав стихотворение Бунина «Бушует полая вода».

IV. Чтение и анализ стихотворения.

1. Чтение стихотворения учителем (звучит музыка).

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.

2. Лексическая работа .

– Встретились ли вам незнакомые слова? Постарайтесь их объяснить друг другу.

3. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.

4. Беседа и работа над выразительностью чтения.

– Хотите оказаться «внутри» стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), но ощутить прикосновения воздуха и запаха.

– Давайте начнём со зрительных картинок-образов. Прочитайте только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать, или ощутить кожей (осязать), или воспринимать носом (обонять). Постарайтесь не ошибаться!

– Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать.

– А вот сейчас нас будут волновать только запахи весны.

– Но ведь весну мы ощущаем ещё и кожей, в виде тепла или холода, сухости или влаги, верно? Поэтому найдите такие строчки, где лирический герой делится своими тактильными впечатлениями от весны. (Помощник-консультант Шалтай-Болтай на с. 156 в разделе «Совет консультантов».)

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися (2–3 варианта прослушать).

– Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков, побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться.

Поэт как художник открывает нам окружающий мир: многие вещи в окружающем нас мире природы, а также мире человеческих отношений и чувств мы начинаем замечать только потому, что нам их открыл Поэт-Художник.

– Смогли ли мы проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?

– О чём это стихотворение?

– Закончить урок хотелось бы такими строчками:

Фантазия Художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного.

Представьте, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

– Спасибо за работу на уроке.

Попробуйте дома прочитать стихотворение И. Бунина «Бушует полая вода» (с. 119) выразительно, чтобы мы, слушатели, ощутили прелесть весны с её яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами; подготовить читательские дневники к проверке.

Урок по литературному чтению: И.Бунин. Бушует полая вода.

Урок по литературному чтению. На уроке представлены приемы продуктивного чтения.

Содержимое разработки

Тема И.Бунин «Бушует полая вода…»

Данный урок по литературному чтению предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке освоения нового материала в ходе анализа стихотворения И. Бунина формируются познавательные, коммуникативные и личностные УУД обучающихся. Особое внимание уделяется развитию устной речи, сохранению здоровья.

Показателем результативности урока является целенаправленная учебная деятельность учащихся в течение всего урока. Организован этап рефлексии учебной деятельности – самооценка.

Цели: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций: общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной (учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата); формировать тип правильной читательской деятельности при изучении нового произведения.

Формы проведения учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование и материалы: электронные образовательные ресурсы, раздаточные таблицы по самооценке, карточки-листочки для игр.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Здравствуйте. Я надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее весеннее настроение. Все красивы и здоровы! Начинаем наш урок литературного чтения!

2. Актуализация знаний.

-Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции читают пять минут)

-Традиционно начнём наш урок с рекомендаций книг, которые вы сейчас читаете. (выходят учащиеся к доске с книгами, показывают их, рекомендуют: название, жанр, автор, тема, основная мысль, оформление)

-Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот много знает, потому, что «Чтение-лучшее учение» (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока.

-Посмотрите на экран (сл.№2). Что скажете про эти названия? (на экране разные названия произведений о весне: «Оттепель», «Весна, весна! Как воздух чист!», «Гонимы вешними лучами», «Ландыш», «Северная берёза».

-Да, вы правильно заметили, что это названия разных произведений об одном и том же времени года – о весне. Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

( формулируют тему: изучение произведения о весне).

-Разрешите мне уточнить тему: изучение стихотворения И.Бунина «Бушует полая вода…» (сл.№3)

– Спланируйте нашу дальнейшую работу на уроке (ответы: «Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, заботиться о своем здоровье, слушать ответы товарищей»)

– Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение И.Бунина, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем!» (кивают в знак согласия: «Да, да, так!»)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

-Прочитайте название произведения Ивана Бунина. Рассмотрите иллюстрацию.

-Попробуйте предположить, о чём это произведение? (ответы: «О весне, о ранней весне, о природе весной, о весеннем настроении у всех» и др.)

-Можете догадаться, кто герои произведения? (автор, Весна)

-Хорошо сказали, автор-герой произведения. А что можете сказать об Иване Бунине, читая только название его стихотворения? (писатель, поэт, наблюдательный, любит природу, радуется приходу весны вместе с природой)

-Позже, на уроке, мы узнаем больше о И.Бунине.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

-Послушайте стихотворение (читаю наизусть)

-Поделитесь вашими впечатлениями о произведении (высказывания: «Очень яркое, радостное, волнительное пробуждение природы, понравилось, улучшает настроение») Прочитайте произведение самостоятельно. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте понравившиеся строки, о которых захочется высказаться (читают про себя, делают пометки)

-На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало, удивило)

– Представьте, что автор рядом с вами и можно с ним поговорить (сл.4)

– Проведём диалог с автором (читают строки и вступают в диалог с автором: «А как это вода бушует? Очень быстро течёт? А грачи первыми прилетают к нам? Теперь понятно, почему в зале прыгают солнечные зайчики – это они отражаются в лужах на улице и проникают в комнату через стекло! Как же хочется выйти на улицу и подышать весной! А можно нам окно раскрыть и тоже вдохнуть весну? Да! Давайте правда откроем окно!»)

-Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. («Да, мы же с ним вели диалог! Он рядом!)

« …И утром в воздухе нагретом густые белые пары напоены теплом и светом» (сл. №5)

– Раскройте смысл этого предложения (высказывания учащихся, пытались пропеть, придумали мелодию)

-Да, я с вами согласна, в этом предложении мы чувствуем тепло, свежесть весенних дней, представляем солнечные яркие краски, и активный щебет птиц, звуки весны. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

-Словарная работа (сл.№6)

-Как понимаете слова и выражения: полая вода, дымятся бугры, в забытьи, ветер глаза закрывает? (высказывания учащихся: «… вода вешняя, холодная, как половодье на реке; бугры дымятся, наверное, потому, что они тёплые стали, а воздух ещё не согрелся и появился пар; в забытьи – это без памяти или одурманен свежим воздухом; ветер очень приятный и ласковый» )

-Попробуем прочитать стихотворение выразительно. Отметьте литературные приёмы, которые автор использует в своём произведении.

(читают, говорят о сравнениях, олицетворениях)

– На уроке не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№7)

Проводит зарядку ученица – инструктор по физкультминуткам в классе:

-Поморгали глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали…

-Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону…

-Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа…

-Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой…

-Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу – пальминг.

-Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками – так успокаиваем глаза зелёным цветом.

6. Работа с текстом после чтения

-Подумайте, какова основная мысль стихотворения И.Бунина? («…весной в природе всё последовательно, все идет своим чередом: половодье, проталины, много солнца, прилёт птиц, запах свежести, всё находится в движении, в пробуждении»)

– Каковы наши чувства? («…мы рады приходу весны») – Каковы чувства автора? («…он любит весну, ждёт ее, очарован звуками и запахами весны»)

– А что ж сама Весна? («…она, как хозяйка на земле, в воздухе- везде она правит, всем шлёт радость и веселье»)

– Слушая ваши ответы, я поняла, что чувства Весны, автора и наши – во многом совпадают!

Иван Бунин сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

-Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Бунине (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№8, №9, №10)

– Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры

-Игра: «0 или 1» (сл.№11) Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть стихотворение внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). А теперь закройте текст!

-Я говорю фразу из стихотворения и. Бунина. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

«Бушует талая вода» (0)

«Что жёлтым солнечным пятном по крышам зайчики трепещут» ( 0)

«Кругом вода журчит, сверкает» ( 1)

«Крик журавлей звучит порой» (0)

«А ветер мягкий и сырой…» (1)

Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился: 00101(встают те учащиеся, у кого такая комбинация цифр)

-Игра: «Дерево мудрости» (сл.№12)

-Вы уже хорошо помните текст этого стихотворения. Задайте любые вопросы по произведению. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено яркое дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

– Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

Вопросы, придуманные учащимися:

– Сколько в стихотворении восклицательных предложений?

– Найдите глаголы настоящего времени.

– Чем пахнет весна?

– Крик каких птиц услышал Бунин?

– Найдите существительные 2-го склонения.

– В какое время дня разливаются лужи?

-Спасибо! Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

-Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! Скажите, что по- вашему самое главное было на уроке сегодня? (высказывания: «…изучали новое произведение, развивали речь, технику выразительного чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали учителя и одноклассников, играли»)

-Да, я с вами полностью согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Ивана Бунина, развивали речь, выразительное чтение, не только узнали новые факты из жизни природы, но и сумели понять мысли и чувства автора. А это самое важное и ценное!

-Домашнее задание – принести в класс книги И.Бунина, прочитав из них любое произведение. Рекомендовать одноклассникам. По желанию выучить стихотворение наизусть.

-Самооценка. (Ученик диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№13)

Я старался правильно отвечать на вопросы (+, -)

Работал активно, поднимал руку

Внимательно слушал ответы одноклассников

Узнал для себя новое

Следил за своим здоровьем

-Встаньте, у кого пять плюсов, у кого четыре плюса. Почему некоторые ученики поставили себе минус? (надо быть активнее на уроке, участвовать в беседах, диалогах)

-Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за плодотворную работу на уроке!

Романовская З.И. Учебник по литературному чтению «Живое слово» –

Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения, М.,2006

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, М.,1990

Полный конспект урока по системе развивающего обучения Л.В. Занкова записан после проведённого урока, учитывая ответы обучающихся.

На уроке использовалась презентация из 14 слайдов (см. приложение):

Книги. Пословицы о чтении

Названия произведений разных авторов о весне

Тема урока. Иллюстрация к произведению

Диалог с автором

Ёмкое по смыслу выражение автора

Зарядка для глаз

Сведения о Бунине (8,9,10)

Методическая таблица «Продуктивное чтение» для самоанализа урока.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Урок литературного чтения. Тема: «И. А. Бунин «Бушует полая вода…»

НазваниеУрок литературного чтения. Тема: «И. А. Бунин «Бушует полая вода…»
Дата публикации12.02.2014
Размер33.06 Kb.
ТипУрок

lit-yaz.ru > География > Урок

Урок литературного чтения.
Тема: « И. А. Бунин « Бушует полая вода…»

Цели: 1.Познакомить со стихотворением И. А. Бунина « Бушует полая вода…»

2.Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное: восхищение весенним пейзажем, радость.

3. Учить находить художественные средства, с помощью которых автор создает образ весны.

4. Учить видеть красоту природы. Воссоздавать в своём воображении картины весенней природы.

5. Совершенствовать устную речь, память, воображение.

6. Продолжить работу по формированию навыка чтения.

7. Прививать любовь к поэзии.
Оборудование: картина А. К. Саврасова « Грачи прилетели», портрет И. А. Бунина.

Картина заранее была вывешена в классе. Дети получили задание узнать автора и название картины.
Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

Ребята! Несколько дней у нас в классе висела картина.

– Вы узнали автора и название картины?

– Посмотрите внимательно на картину и скажите, какое время года написал художник?

– Как вы догадались? Какие приметы весны изобразил автор?

– Какие это птицы?

– Когда к нам прилетают грачи?

– Чем заняты эти птицы?

– Что мы видим на втором плане?

– Как вы думаете, а почему Саврасов на первом плане изобразил грачей? Что он этим хотел показать?

– Закройте глаза и представьте, что мы оказались рядом с берёзкой.

– Дотронемся до неё, что почувствует наша ладошка? (влагу)

– А что ещё? Тени на снегу о чём нам говорят? (светит солнце)

– Значит, дерево, какое будет? (тёплое)

– Как вы думаете, погода безветренная или есть слабый ветерок?

– Закройте глаза, и почувствуйте, какие запахи несёт этот ветерок?

– А теперь прислушайтесь, что вы слышите?

– Так и веет на нас с картины свежестью, весной!

  1. Первичное восприятие.

– Послушайте, как написал о весне Иван Алексеевич Бунин.

– Понравилось вам стихотворение?

– Какие произведения И. А. Бунина вы читали раньше?

  1. Вторичное чтение и анализ.

– Откройте учебник на странице 17.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте представить картины природы, которые описывает поэт.

– Какие картины вы увидели?

– Какие строчки говорят, что весна принесла с собой оживление в природе?

– Как вы понимаете выражение « полая вода»?

– Какие слова использует автор, чтобы показать нам весенние воды?

– Почему Иван Алексеевич употребил именно этот глагол (бушует)?

– Как Бунин описывает грачей?

– Как вы понимаете слово « пролётные»?

– Почему грачи кричат « и весело, и важно»?

– Прочитайте второе четверостишие.

– О чём пишет поэт? Что описывает?

– Что характерно для весеннего утра? На что автор обращает особое внимание? (на туман)

– А еще, какое это утро? (теплое, солнечное)

– Прочитайте третье четверостишие.

– Какой глагол использовал автор, описывая лужи? (блещут)

– Почему поэт употребил именно это слово?

– О каких « зайчиках» говорит Бунин? Почему слово заключено в кавычки?

– Какой глагол подобрал поэт, говоря о « зайчиках»? (трепещут)

– Прочитайте четвёртое и пятое четверостишие.

– Как вы думаете, Ивану Алексеевичу нравиться это время года?

– Какие слова подсказывают?

– Какие запахи передал автор?

– Что необычного в этих строчках?

– Разве мы можем слышать запахи?

– Почему же Бунин так написал?

– А какой ещё запах? (тёплый)

– Почему запах тёплый?

– Какие звуки слышаться в весеннем воздухе? Прочитайте.

– Прочитайте последние строчки.

– Какое состояние навевают они?

– Какое слово помогло автору создать такое ощущение? (мягкий).

– Поэт нарисовал много картин. Какая понравилась вам больше других?

– Как вы думаете, перед нами один день весны или нет?

– Какое название стихотворению вы бы придумали?

  1. Подготовка к выразительному чтению.

– Давайте подготовимся к выразительному чтению.

– Какое настроение вы передадите?

– Как прочитаем начало четвёртого четверостишия?

– Где сделаем паузы?

-В каком темпе будем читать?

– Как прочитаем последние строчки?

– Кто попробует прочитать стихотворение целиком?

  1. Итог.

– С произведением, какого автора мы познакомились?

анализ стиха бушует полая вода иван бунин определить стихотворный размер и анализ строфы

Для темы поэт выбрал самую замечательную пору – весну.
Что такое когда вокруг весна и все стремится жить? Что чувствует при этом человек? Какие эмоции им овладевают? Вот на эти вопросы автор попытался дать ответ. Красивая, невинная, величественная и такая по детски наивная весна.
Автор испытывает двоякое ощущение, глядя на весеннее буйство.
“Густые белые пары
Напоены теплом и светом.”
Все проснулось, поет, готово и стремится жить. Нам есть чему поучиться у природы. Всему свое время. Время отцветать и цвести вновь.
У Бунина особая весна. невинное голубое небо, ласковое солнышко, запах сада, мягкий ветер.
Каждое слово наделено душой, теплом и любовью.

Другие вопросы из категории

( темы ,идеи, художественные особен.)

Читайте также

Цитаты:
а) Дельвиг. Лень. Младая дева.
Утро. Слабая метель. ”
б) Заходите, пожалуйста. Это
Стол поэта. Кушетка поэта.”
в) И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.”
г) Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к попедам”.
д) “Шуберт Франц не сочиняет-
Как поется, так поет.”

Стихотворный размер
1. Хорей
2. Ямб
3. Анапест
4. Амфибрахий

1)В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали.
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: “Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных”.

“На что мне тебя? – отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море”

Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает

1 История создания (дата, кому посвящено)
2 Жанр стиха. смысл (идейное содерж)
3 Образ лирического героя (настроение, характер)
4 Идейно-тематическое содерж (главная мысль всего стиха)
5 Художественные особенности (олицетворение и т.д), размер
6 Восприятия читателя что удивило, затронуло, на что обратили внимание)

Бушует полая. Иван Алексеевич Бунин. «Бушует полая вода…. «Бушует полая вода…» И. Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Анализ стихотворения Бунина «Бушует полая вода…»

Период работы Ивана Бунина в Орле был непродолжительным, однако именно тогда молодой поэт научился ценить природу родного края. Все свободное время он проводил за городом, наслаждаясь красотой лесов и лугов, подмечая каждую мелочь и впоследствии пытаясь выразить свои ощущения словами.

Бунин не переставал удивляться, насколько переменчивым может быть окружающий мир, и эти перемены приводили его в восхищение. Еще вчера лес, покрытый нежной листвой, уже серебрится от инея, а зеленые поля вдруг превращаются в бескрайнюю снежную равнину. Но с особым нетерпением автор ждал прихода весны, которая ассоциировалась у него с обновлением, свободой и надеждой.

В стихах Бунина весна часто представляется кроткой и нежной, робкой и восхитительно красивой. Она несет с собой новую жизнь и дарит ощущение радости. Совсем по-другому выглядит весна в стихотворении «бушует полая вода…», написанном в 1892 году. Здесь она представлена напористой и даже агрессивной, но при этом дарит предвкушение некоего праздника, который сам природа ожидает с нетерпением. Именно ранней весной талая вода «шумит и глухо, и протяжно», в небе слышны крики врачей, которые возвращаются на родину, а земля успевает за день прогреться настолько, что начинает исходить первым весенним паром.

Автор искренне удивляется том, что днем на улице стоит уже по-летнему теплая погода и «в полдень лужи под окном так разливаются и блещут». Однако ночные сумерки несут с собой легкие заморозки, так как зима пока еще не хочет сдавать своих позиций. Поэту нравится такое упорное пробуждение природы, он радуется тому, что «ярким солнечным пятном по залу «зайчики» трепещут», а «меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.

Бунин действительно искренне рад приходу весны, отмечая при этом, что подобные чувства испытывает не он один. Это – пора обновления, которая дурманит почище молодого вина . И это восхитительное ощущение поэт передает словами: «Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада». Журчание талой воды, крики петухов на селе, солнце, которое в полдень уже начинает припекать – каждое мгновение наступающей весны рождает в душе поэта то особое чувство радости, когда мир кажется лишенным каких-либо недостатков. Вместе с тем, приходит и ощущение умиротворения, которое свойственно людям тогда, когда они находятся в абсолютной гармонии с природой. «А ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает», — отмечает автор, получая удовольствие от каждого мгновения жизни.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

– …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. “Мастер и Маргарита”

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. “Любовница французского лейтенанта”

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами – нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. “Болтливый мертвец”

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
– Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи – это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему – гоните критиков. Они – лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас – это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. “Тысяча жизней”

Стихи – это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Период работы Ивана Бунина в Орле был непродолжительным, однако именно тогда молодой поэт научился ценить природу родного края. Все свободное время он проводил за городом, наслаждаясь красотой лесов и лугов, подмечая каждую мелочь и впоследствии пытаясь выразить свои ощущения словами.

Бунин не переставал удивляться, насколько переменчивым может быть окружающий мир, и эти перемены приводили его в восхищение. Еще вчера лес, покрытый нежной листвой, уже серебрится от инея, а зеленые поля вдруг превращаются в бескрайнюю снежную равнину. Но с особым нетерпением автор ждал прихода весны, которая ассоциировалась у него с обновлением, свободой и надеждой.

В стихах Бунина весна часто представляется кроткой и нежной, робкой и восхитительно красивой. Она несет с собой новую жизнь и дарит ощущение радости. Совсем по-другому выглядит весна в стихотворении «бушует полая вода…», написанном в 1892 году. Здесь она представлена напористой и даже агрессивной, но при этом дарит предвкушение некоего праздника, который сама природа ожидает с нетерпением. Именно ранней весной талая вода «шумит и глухо, и протяжно», в небе слышны крики грачей, которые возвращаются на родину, а земля успевает за день прогреться настолько, что начинает исходить первым весенним паром.

Автор искренне удивляется том, что днем на улице стоит уже по-летнему теплая погода и «в полдень лужи под окном так разливаются и блещут». Однако ночные сумерки несут с собой легкие заморозки, так как зима пока еще не хочет сдавать своих позиций. Поэту нравится такое упорное пробуждение природы, он радуется тому, что «ярким солнечным пятном по залу «зайчики» трепещут», а «меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.

Бунин действительно искренне рад приходу весны, отмечая при этом, что подобные чувства испытывает не он один. Это – пора обновления, которая дурманит почище молодого вина . И это восхитительное ощущение поэт передает словами: «Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада». Журчание талой воды, крики петухов на селе, солнце, которое в полдень уже начинает припекать – каждое мгновение наступающей весны рождает в душе поэта то особое чувство радости, когда мир кажется лишенным каких-либо недостатков. Вместе с тем, приходит и ощущение умиротворения, которое свойственно людям тогда, когда они находятся в абсолютной гармонии с природой. «А ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает», — отмечает автор, получая удовольствие от каждого мгновения жизни.

Тема урока: Иван Алексеевич Бунин

Стихотворение «Бушует полая вода…»

Познакомить учащихся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Бушует полая вода…» и с картинами известных художников о весне.

Развивать навыки выразительного чтения и умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, учить учащихся высказывать свои мысли;

Учить слушать, понимать и ценить природу, воспитывать любовь и восхищение природой, стремление беречь и защищать природу.

Методические приемы: беседа, выразительное чтение,словарная работа, словесное описание

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация с картинами известныххудожников о весне.

Эпиграф к уроку:

«Писатель мыслит образами»

Объявление темы и целей урока;

Вступительное слово учителя о писателе.

Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чем красота истинной поэзии Ивана Алексеевича Бунина. Представим автора как человека и поэта и ответим на вопрос: Как вглядывается в мир поэт и каким он его рисует?» Так что же такое слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, зеленое – зеленым, воду – водой…Вот мы смотрим воду, бугры, лужи, солнце… Попробуем описать первые весенние дни, полую воду, шумящую и глухо, и протяжно.

Выразительное чтение стихотворений учащимися.

Объяснение слов ы выражений

Проявляется с необычной, разрушительной силой;

Полая вода (полый)

Разлившаяся по вскрытии реки вода

Шумит и глухо, и протяжно

Шумит незвонко и медленно

Перелетный (о птицах, проявляющихся весной или осенью при перелете)

Черные бугры (бугор)

Небольшое возвышение, холм

«Зайчики» трепещут (трепетать)

Рыхлые облака (рыхлый)

Солнце греет гумен (гумно)

Помещение, сарай для хлеба, площадка для молотьбы

В забытьи стоишь (забытье)

Запах талых крыш (талый)

Запах от крыш, на которых растаял снег

Вода журчит (журчать)

Вода производит легкий, монотонный, булькающий шум

Беседа по вопросам:

О чем это стихотворение? (Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая весна, которую мы пытались описать.Но чтоб понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным)

Бушует полая вода… Как вы понимаете слова бушует и полая? Здесь поэт дает звуковую характеристику. Но мы не можем передать шум воды. Вода… давайте послушаем полую воду: Шумит и глухо и протяжно. А грачи кричат весело и важно.

В стихотворении описывается ранняя весна, когда кое-где уже обнажились пласты земли, но еще нет зелени. Какие цвета использует поэт при описании ранней весны?

Светлый и теплый колорит весеннего дня создают отраженные в лучах солнечные лучи и веселые прыгающие зайчики. А какие синонимы можно подобрать к слову трепещут?(Трясутся, колеблются, дрожат).

Какими изобразительными средствами пользуется поэт, чтобы «нарисовать весну»?

А в каких случаях вы чувствуете присутствие человека? Что испытывает весной человек?

6. Словесное описание.

7. Рассматривание картин известных художников о веснечерез проектор (И. Левитан «»Весна – большая вода», «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Пластов «Весна»)

Что вы видите на картине?

Какое из этих произведений ярче передает настроение весны: стихотворение или картина? Почему?

Скажите, когда вы видите картину, слышите, как шумит вода или как солнце ласково греет? Чувствуете все это?

8. Вывод. Художник для создания своей картины пользуется красками, ее оттенками и передает то, что видит; а писатель, чтобы написать стихотворение о весне, пользуется не только «красками», но и может передать запахи, чувства, шум воды. Стихотворение полно новых красок, запахов и звуков. Весна Бунина – «деревенская», с криком петухов, с тихими гумнами и дворами. Поэт смотрит на природу из усадьбы, вдыхает «свежий запах», доносящийся не с «потопленных лугов», а из сада. И солнечные «зайчики» прыгают в «зале». Все это он создает с помощью метафор и эпитетов.

9. Домашнее задание. Попробовать сочинить стихотворение о весне.

Читайте также:  Одна ночь - краткое содержание рассказа Быкова
Ссылка на основную публикацию