Анализ стихотворения Бушует полая вода Бунина

Урок по литературному чтению: И.Бунин. Бушует полая вода.

Урок по литературному чтению. На уроке представлены приемы продуктивного чтения.

Содержимое разработки

Тема И.Бунин «Бушует полая вода…»

Данный урок по литературному чтению предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке освоения нового материала в ходе анализа стихотворения И. Бунина формируются познавательные, коммуникативные и личностные УУД обучающихся. Особое внимание уделяется развитию устной речи, сохранению здоровья.

Показателем результативности урока является целенаправленная учебная деятельность учащихся в течение всего урока. Организован этап рефлексии учебной деятельности – самооценка.

Цели: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций: общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной (учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата); формировать тип правильной читательской деятельности при изучении нового произведения.

Формы проведения учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование и материалы: электронные образовательные ресурсы, раздаточные таблицы по самооценке, карточки-листочки для игр.

Ход занятия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Здравствуйте. Я надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее весеннее настроение. Все красивы и здоровы! Начинаем наш урок литературного чтения!

2. Актуализация знаний.

-Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции читают пять минут)

-Традиционно начнём наш урок с рекомендаций книг, которые вы сейчас читаете. (выходят учащиеся к доске с книгами, показывают их, рекомендуют: название, жанр, автор, тема, основная мысль, оформление)

-Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот много знает, потому, что «Чтение-лучшее учение» (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока.

-Посмотрите на экран (сл.№2). Что скажете про эти названия? (на экране разные названия произведений о весне: «Оттепель», «Весна, весна! Как воздух чист!», «Гонимы вешними лучами», «Ландыш», «Северная берёза».

-Да, вы правильно заметили, что это названия разных произведений об одном и том же времени года – о весне. Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

( формулируют тему: изучение произведения о весне).

-Разрешите мне уточнить тему: изучение стихотворения И.Бунина «Бушует полая вода…» (сл.№3)

– Спланируйте нашу дальнейшую работу на уроке (ответы: «Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, заботиться о своем здоровье, слушать ответы товарищей»)

– Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение И.Бунина, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем!» (кивают в знак согласия: «Да, да, так!»)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

-Прочитайте название произведения Ивана Бунина. Рассмотрите иллюстрацию.

-Попробуйте предположить, о чём это произведение? (ответы: «О весне, о ранней весне, о природе весной, о весеннем настроении у всех» и др.)

-Можете догадаться, кто герои произведения? (автор, Весна)

-Хорошо сказали, автор-герой произведения. А что можете сказать об Иване Бунине, читая только название его стихотворения? (писатель, поэт, наблюдательный, любит природу, радуется приходу весны вместе с природой)

-Позже, на уроке, мы узнаем больше о И.Бунине.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

-Послушайте стихотворение (читаю наизусть)

-Поделитесь вашими впечатлениями о произведении (высказывания: «Очень яркое, радостное, волнительное пробуждение природы, понравилось, улучшает настроение») Прочитайте произведение самостоятельно. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте понравившиеся строки, о которых захочется высказаться (читают про себя, делают пометки)

-На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало, удивило)

– Представьте, что автор рядом с вами и можно с ним поговорить (сл.4)

– Проведём диалог с автором (читают строки и вступают в диалог с автором: «А как это вода бушует? Очень быстро течёт? А грачи первыми прилетают к нам? Теперь понятно, почему в зале прыгают солнечные зайчики – это они отражаются в лужах на улице и проникают в комнату через стекло! Как же хочется выйти на улицу и подышать весной! А можно нам окно раскрыть и тоже вдохнуть весну? Да! Давайте правда откроем окно!»)

-Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. («Да, мы же с ним вели диалог! Он рядом!)

« …И утром в воздухе нагретом густые белые пары напоены теплом и светом» (сл. №5)

– Раскройте смысл этого предложения (высказывания учащихся, пытались пропеть, придумали мелодию)

-Да, я с вами согласна, в этом предложении мы чувствуем тепло, свежесть весенних дней, представляем солнечные яркие краски, и активный щебет птиц, звуки весны. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

-Словарная работа (сл.№6)

-Как понимаете слова и выражения: полая вода, дымятся бугры, в забытьи, ветер глаза закрывает? (высказывания учащихся: «… вода вешняя, холодная, как половодье на реке; бугры дымятся, наверное, потому, что они тёплые стали, а воздух ещё не согрелся и появился пар; в забытьи – это без памяти или одурманен свежим воздухом; ветер очень приятный и ласковый» )

-Попробуем прочитать стихотворение выразительно. Отметьте литературные приёмы, которые автор использует в своём произведении.

(читают, говорят о сравнениях, олицетворениях)

– На уроке не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№7)

Проводит зарядку ученица – инструктор по физкультминуткам в классе:

-Поморгали глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали…

-Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону…

-Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа…

-Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой…

-Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу – пальминг.

-Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками – так успокаиваем глаза зелёным цветом.

6. Работа с текстом после чтения

-Подумайте, какова основная мысль стихотворения И.Бунина? («…весной в природе всё последовательно, все идет своим чередом: половодье, проталины, много солнца, прилёт птиц, запах свежести, всё находится в движении, в пробуждении»)

– Каковы наши чувства? («…мы рады приходу весны») – Каковы чувства автора? («…он любит весну, ждёт ее, очарован звуками и запахами весны»)

– А что ж сама Весна? («…она, как хозяйка на земле, в воздухе- везде она правит, всем шлёт радость и веселье»)

– Слушая ваши ответы, я поняла, что чувства Весны, автора и наши – во многом совпадают!

Иван Бунин сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

-Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Бунине (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№8, №9, №10)

– Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры

-Игра: «0 или 1» (сл.№11) Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть стихотворение внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). А теперь закройте текст!

-Я говорю фразу из стихотворения и. Бунина. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

«Бушует талая вода» (0)

«Что жёлтым солнечным пятном по крышам зайчики трепещут» ( 0)

«Кругом вода журчит, сверкает» ( 1)

«Крик журавлей звучит порой» (0)

«А ветер мягкий и сырой…» (1)

Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился: 00101(встают те учащиеся, у кого такая комбинация цифр)

-Игра: «Дерево мудрости» (сл.№12)

-Вы уже хорошо помните текст этого стихотворения. Задайте любые вопросы по произведению. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено яркое дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

– Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

Вопросы, придуманные учащимися:

– Сколько в стихотворении восклицательных предложений?

– Найдите глаголы настоящего времени.

– Чем пахнет весна?

– Крик каких птиц услышал Бунин?

– Найдите существительные 2-го склонения.

– В какое время дня разливаются лужи?

-Спасибо! Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

-Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! Скажите, что по- вашему самое главное было на уроке сегодня? (высказывания: «…изучали новое произведение, развивали речь, технику выразительного чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали учителя и одноклассников, играли»)

-Да, я с вами полностью согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Ивана Бунина, развивали речь, выразительное чтение, не только узнали новые факты из жизни природы, но и сумели понять мысли и чувства автора. А это самое важное и ценное!

-Домашнее задание – принести в класс книги И.Бунина, прочитав из них любое произведение. Рекомендовать одноклассникам. По желанию выучить стихотворение наизусть.

-Самооценка. (Ученик диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№13)

Я старался правильно отвечать на вопросы (+, -)

Работал активно, поднимал руку

Внимательно слушал ответы одноклассников

Узнал для себя новое

Следил за своим здоровьем

-Встаньте, у кого пять плюсов, у кого четыре плюса. Почему некоторые ученики поставили себе минус? (надо быть активнее на уроке, участвовать в беседах, диалогах)

-Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за плодотворную работу на уроке!

Романовская З.И. Учебник по литературному чтению «Живое слово» –

Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения, М.,2006

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, М.,1990

Полный конспект урока по системе развивающего обучения Л.В. Занкова записан после проведённого урока, учитывая ответы обучающихся.

На уроке использовалась презентация из 14 слайдов (см. приложение):

Книги. Пословицы о чтении

Названия произведений разных авторов о весне

Тема урока. Иллюстрация к произведению

Диалог с автором

Ёмкое по смыслу выражение автора

Зарядка для глаз

Сведения о Бунине (8,9,10)

Методическая таблица «Продуктивное чтение» для самоанализа урока.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Реферат: Тема : И. Бунин «Бушует полая вода…» Программа Л. В. Занкова

МОУ «Начальная школа – детский сад»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ + ИЗО

Тема: И. Бунин «Бушует полая вода…»

Подготовили и провели

Учитель начальных классов:

2011 – 2012 учебный год.

познакомить детей с творчеством И.А. Бунина;

добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя;

продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;

на изучаемом материале закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.

^ I. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас интегрированный урок. Проводить его будут два учителя: я и Надежда Дмитриевна. А начать урок я хочу со следующих строк (включаю музыку):

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья, ей издалека

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько — я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И право, никогда — не сочиняю.

^ II. Работа над новым материалом.

– К какому литературному жанру относится это произведение? (Стихи, поэзия)

– Совершенно верно, это действительно стихотворение, автор которого известный вам поэт Константин Бальмонт.

– Назовите особенности этого жанра. Почему вы думаете, что я прочитала стихотворение? (есть рифма)

– Кто может сказать, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (о стихах)

– Вспомните, пожалуйста, стихотворения и авторов, которые вам уже знакомы.

– Сегодня я хочу познакомить вас автобиографией ещё одного замечательного русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. (Открываю доску с портретом И.А. Бунина и зрительным рядом репродукций о весне)

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – русский писатель и поэт. Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года в г. Воронеже. Свои ранние детские годы он провёл в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунин написал в семилетнем возрасте. Стихи Бунин писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. Но уже в начале творческого пути в нем все стал проявляться прозаик. Иван Алексеевич писал не только стихи, но рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию (высшую награду за выдающиеся литературные произведения). За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся.

Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним. В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался.

Читайте также:  Сотников - краткое содержание повести Быкова

За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем прочувствовать это, прочитав его стихотворение «Бушует полая вода».

^ III. Чтение и анализ стихотворения.

– Откройте учебник на стр. 119.

(чтение стихотворения учителем)

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

– Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему?

– Сейчас вы самостоятельно прочитаете это стихотворение и выделите непонятные слова.

(обсуждение непонятных слов)

– Хотите оказаться «внутри» стихотворения, в его душе? Для этого надо постараться увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), ощутить прикосновения воздуха и запаха.

– Давайте начнём со зрительных картинок-образов. Найдите и прочитайте только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать или ощутить кожей или воспринимать носом (обонять). Постарайтесь не ошибиться!

– Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать.

– А сейчас нас буду волновать только запахи весны.

– В этом стихотворении мы смогли увидеть весну, услышать и почувствовать. Ведь поэт, как художник, открывает нам окружающий нас мир совсем по-новому, помогает увидеть нам прекрасное в совершенно обыкновенных вещах.

– А сейчас, продолжая наш урок, я хочу передать слово Надежде Дмитриевне.

– Наш урок подходит к концу. Что понравилось или не понравилось на уроке? Что вы на нем узнали нового?

– С каким поэтом познакомились?

– Если вас заинтересовал произведения И.А. Бунина, я приглашаю посетить выставку книг с его произведениями и обратиться в школьную библиотеку.

– Дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения.

Урок литературного чтения.И.Бунин “Бушует полая вода” 3 класс

Урок литературного чтения

Тема: И.Бунин «Бушует полая вода».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: элемент технологии лексической работы со словом.

1. Познакомить с творчеством И.Бунина на примере стихотворения «Бушует полая вода».

2. Учить анализировать поэтические тексты, находить литературные приёмы, с помощью которых автор рисует образы.

развивать представления о том, что поэт – это человек, который побуждает нас вглядываться и вслушиваться в окружающий мир, понимать его красоту и неповторимость;

развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы;

познакомить учащихся с поэтическими, живописными, музыкальными приёмами изображения пейзажа;

удивить детей наблюдательностью поэта, его вниманием и чуткостью к миру природы;

совершенствовать читательское восприятие учащихся, развивая у них чувство слова, чувство родного языка, используя стихи Бунина как талантливейшие образцы родной речи.

Используемые технические средства и наглядные пособия:

Компьютер с ОС не ниже Windows XP с офисным приложением Office 2003,

Музыкальный центр с проигрыванием CD дисков,

Презентация по теме с репродукциями картин И.Левитана и Саврасова

Музыкальные пьесы П. Чайковского «Апрель. Подснежник», С. Рахманинова «Вешние воды», «Звуки природы»

Раздаточный материал: толковые словари Даля, Ушакова и школьный толковый словарь

На доске написан эпиграф к уроку.

«Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, в словесности без слова? Писатель всегда мыслит образами».

И.Бунин.

Организация начала урока.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки мне. Спасибо.

2. Подготовка к восприятию произведения.

Звучитграмзапись звука журчащего ручейка.

У. Что вы услышали?

Д. Журчание ручья весной.

– Самые главные признаки весны?

Д. Таяние снега, потепление, прилёт птиц, яркое солнце и др.

– Какие чувства, настроение характерны для весны?

– Скажите, пожалуйста, какими средствами в искусстве такое настроение можно передать?

Д. Словом, музыкой, цветом.

– Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца.

Это время называется «весна». Она несёт всем радость жизни, радость творчества. Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – картины. И сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Буниным и его стихотворением «Бушует полая вода». Немного о жизни и творчестве Бунина расскажут ребята.

(Дети рассказывают о Бунине и показывают слайды презентации).

Звучит музыка С.Рахманинова «Вешние воды».

На фоне музыки учитель читает стихотворение

И. Бунина «Бушует полая вода».

У. Как называется глава учебника, в которой помещено стихотворение Ивана Бунина?

Д.«Мир просит тебя: открой меня заново».

У . Почему авторы поместили его именно сюда?

Д.Природа обращается с просьбой быть внимательнее, наблюдательнее, и тогда она откроет каждому неизвестные секреты.

У. Что же мы сегодня должны на уроке делать?

Д. Удивляться, наблюдать, исследовать, вглядываться, вслушиваться, открывать секреты автора.

3. Работа по теме урока.

У. Читаем стихотворение и отметим непонятные слова и выражения.

полая вода – талая вода

пролётные стада – перелётные стаи

белые пары – испарения в виде тумана

гумно–1) помещение для сжатого хлеба; 2)крытая площадка для молотьбы.

У. Где можно посмотреть значение этого слова? Посмотрим.

У. Каким настроением проникнуто стихотворение?

Д.Светлой радости, восхищения, ожидание перемен в природе.

У. Найдите слова и выражения, которые это подтверждают.

Д.Кричат весело и важно, напоены теплом и светом, зайчики трепещут, солнце ласковое греет, все ей радо.

У. Прочитайте комментарии авторов к тексту. Что поняли?

Д.Стихотворение наполнено не только зрительными образами, но и проникнуто звуками, запахами.

У.Давайте начнём со зрительных картинок-образов. Найдите и прочитайте те строчки, где признаки весны скорее можно увидеть, чем услышать.

Д.Полая вода, дымятся чёрные бугры, лужи под окном, ярким солнечным пятном по залу зайчики трепещут, невинно небо голубеет, кругом вода сверкает.

У. А сейчас обратимся к репродукциям картин известных художников. Перед вами репродукция картины Исаака Левитана «Весна. Большая вода».

Каким словом можно заменить словосочетание «большая вода»?

Д.Половодье.

У. Что такое половодье, когда оно бывает?

Д. половодье это таяние снега весной.

У. Мы встречались с этим явлением природы в стихотворении.

У. Какая вода у Левитана?

Д. Прозрачная, чистая, голубая, потому что в ней отражается голубое небо.

У. А каким видите весеннее небо?

Д. Голубое, прозрачное, высокое, чистое, лазурное–светло-синее.

У. Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени.

Художник для изображения этого нежного времени года выбрал мягкие, нежные, спокойные краски.

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Д.Покоя, радости, ожидания. Еще далеко до пышной зелени, цветения. Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника.

У. А это репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели».

Это тоже пейзаж. Какие краски преобладают на картине?

Д. Голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые.

У. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Д. весёлое, радостное от того, что пришла весна.

У. Главным на картине являются грачи- первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.

Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны?

Д.Грачи, которые летают над гнездами.

У. Созвучно описание весны у Бунина, Левитана и Саврасова? Только делают они это каждый своим способом: поэт словом, художник кистью и красками.

Давайте выберем из стихотворения только те строчки, в которых весну можно услышать.

Д.бушует полая вода, шумит и глухо и протяжно, стада кричат, кругом вода журчит, крик петухов звучит.

У. Представьте, что вы очутились около этих березок (Если хотите, то можете закрыть глаза). Какие звуки вы можете услышать?

Д.Крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд.

У. Давайте попробуем. Закройте глазки и слушайте звуки весны, которые передаёт своей музыкой Пётр Ильич Чайковский.

В это время звучит музыка Чайковского «Весна».

Вы услышали эти звуки? Вот так композитор доносит до нас эти прекрасные звуки посредством нот.

А сейчас нас будут волновать только запахи. Найдите слова, которые помогают почувствовать запахи.

Д. И слышишь свежий запах сада, тёплый запах талых крыш.

У. Но мы ещё и ощущаем приход весны кожей. Это тактильные ощущения (ощущения прикосновения),от латинского слова «тактилис» – осязательный. – Дотронемся до берёзы, что почувствует наша ладошка? (влагу)

Это тепло и холод, сухость и влага. Найдите такие строчки.

Д. солнцеласковое греет, ветер мягкий и сырой глаза тихонько закрывает.

У. Можно ли Бунина назвать художником?

Д. Да. Он рисует яркие образы, которые помогают по-другому взглянуть на весну, вглядеться, вслушаться, ощутить запахи. Он обостряет наши чувства.

У. Мы открыли для себя заново весну. Прочитайте эпиграф на доске. Это слова И.Бунина. Мы увидели образы нарисованные поэтом?

4. Выразительное чтение.

У. А теперь попробуем прочитать стихотворение так, чтобы все ощутили прелесть весны с её яркими красками, звуками и особым запахом.

Дети читают стихотворение.

5 У. А я хочу закончить урок такими строчками :

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним стремитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

Впадайте в изумленье.

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье.

Рефлексия.

У. С каким настроением заканчивается для вас урок? Приклейте значок на доске.

Солнышко – на душе светло, радостно;

Тучка – на душе пасмурно и грустно

Урок литературного чтения. Тема: «И. А. Бунин «Бушует полая вода…»

Урок литературного чтения.
Тема: « И. А. Бунин « Бушует полая вода…»

Цели: 1.Познакомить со стихотворением И. А. Бунина « Бушует полая вода…»

2.Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное: восхищение весенним пейзажем, радость.

3. Учить находить художественные средства, с помощью которых автор создает образ весны.

4. Учить видеть красоту природы. Воссоздавать в своём воображении картины весенней природы.

5. Совершенствовать устную речь, память, воображение.

6. Продолжить работу по формированию навыка чтения.

7. Прививать любовь к поэзии.
Оборудование: картина А. К. Саврасова « Грачи прилетели», портрет И. А. Бунина.

Картина заранее была вывешена в классе. Дети получили задание узнать автора и название картины.
Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

Ребята! Несколько дней у нас в классе висела картина.

– Вы узнали автора и название картины?

– Посмотрите внимательно на картину и скажите, какое время года написал художник?

– Как вы догадались? Какие приметы весны изобразил автор?

– Какие это птицы?

– Когда к нам прилетают грачи?

– Чем заняты эти птицы?

– Что мы видим на втором плане?

– Как вы думаете, а почему Саврасов на первом плане изобразил грачей? Что он этим хотел показать?

– Закройте глаза и представьте, что мы оказались рядом с берёзкой.

– Дотронемся до неё, что почувствует наша ладошка? (влагу)

– А что ещё? Тени на снегу о чём нам говорят? (светит солнце)

– Значит, дерево, какое будет? (тёплое)

– Как вы думаете, погода безветренная или есть слабый ветерок?

– Закройте глаза, и почувствуйте, какие запахи несёт этот ветерок?

– А теперь прислушайтесь, что вы слышите?

– Так и веет на нас с картины свежестью, весной!

  1. Первичное восприятие.

– Послушайте, как написал о весне Иван Алексеевич Бунин.

– Понравилось вам стихотворение?

– Какие произведения И. А. Бунина вы читали раньше?

  1. Вторичное чтение и анализ.

– Откройте учебник на странице 17.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте представить картины природы, которые описывает поэт.

– Какие картины вы увидели?

– Какие строчки говорят, что весна принесла с собой оживление в природе?

– Как вы понимаете выражение « полая вода»?

– Какие слова использует автор, чтобы показать нам весенние воды?

– Почему Иван Алексеевич употребил именно этот глагол (бушует)?

– Как Бунин описывает грачей?

– Как вы понимаете слово « пролётные»?

– Почему грачи кричат « и весело, и важно»?

– Прочитайте второе четверостишие.

– О чём пишет поэт? Что описывает?

– Что характерно для весеннего утра? На что автор обращает особое внимание? (на туман)

– А еще, какое это утро? (теплое, солнечное)

– Прочитайте третье четверостишие.

– Какой глагол использовал автор, описывая лужи? (блещут)

– Почему поэт употребил именно это слово?

– О каких « зайчиках» говорит Бунин? Почему слово заключено в кавычки?

– Какой глагол подобрал поэт, говоря о « зайчиках»? (трепещут)

Читайте также:  Волчья стая - краткое содержание рассказа Быкова

– Прочитайте четвёртое и пятое четверостишие.

– Как вы думаете, Ивану Алексеевичу нравиться это время года?

– Какие слова подсказывают?

– Какие запахи передал автор?

– Что необычного в этих строчках?

– Разве мы можем слышать запахи?

– Почему же Бунин так написал?

– А какой ещё запах? (тёплый)

– Почему запах тёплый?

– Какие звуки слышаться в весеннем воздухе? Прочитайте.

– Прочитайте последние строчки.

– Какое состояние навевают они?

– Какое слово помогло автору создать такое ощущение? (мягкий).

– Поэт нарисовал много картин. Какая понравилась вам больше других?

– Как вы думаете, перед нами один день весны или нет?

– Какое название стихотворению вы бы придумали?

  1. Подготовка к выразительному чтению.

– Давайте подготовимся к выразительному чтению.

– Какое настроение вы передадите?

– Как прочитаем начало четвёртого четверостишия?

– Где сделаем паузы?

-В каком темпе будем читать?

– Как прочитаем последние строчки?

– Кто попробует прочитать стихотворение целиком?

  1. Итог.

– С произведением, какого автора мы познакомились?

анализ стиха бушует полая вода иван бунин определить стихотворный размер и анализ строфы

Для темы поэт выбрал самую замечательную пору – весну.
Что такое когда вокруг весна и все стремится жить? Что чувствует при этом человек? Какие эмоции им овладевают? Вот на эти вопросы автор попытался дать ответ. Красивая, невинная, величественная и такая по детски наивная весна.
Автор испытывает двоякое ощущение, глядя на весеннее буйство.
“Густые белые пары
Напоены теплом и светом.”
Все проснулось, поет, готово и стремится жить. Нам есть чему поучиться у природы. Всему свое время. Время отцветать и цвести вновь.
У Бунина особая весна. невинное голубое небо, ласковое солнышко, запах сада, мягкий ветер.
Каждое слово наделено душой, теплом и любовью.

Другие вопросы из категории

( темы ,идеи, художественные особен.)

Читайте также

Цитаты:
а) Дельвиг. Лень. Младая дева.
Утро. Слабая метель. ”
б) Заходите, пожалуйста. Это
Стол поэта. Кушетка поэта.”
в) И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.”
г) Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к попедам”.
д) “Шуберт Франц не сочиняет-
Как поется, так поет.”

Стихотворный размер
1. Хорей
2. Ямб
3. Анапест
4. Амфибрахий

1)В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали.
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: “Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных”.

“На что мне тебя? – отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море”

Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает

1 История создания (дата, кому посвящено)
2 Жанр стиха. смысл (идейное содерж)
3 Образ лирического героя (настроение, характер)
4 Идейно-тематическое содерж (главная мысль всего стиха)
5 Художественные особенности (олицетворение и т.д), размер
6 Восприятия читателя что удивило, затронуло, на что обратили внимание)

Его батальон

Очень кратко : Во время штурма высоты комбат нарушал глупые приказы начальства, стараясь сохранить жизни солдат, за что был отстранён от командования. Несмотря на это, он сумел помочь своему батальону взять высоту.

Вторая половина Великой Отечественной войны, морозная зима. Пехотный батальон Волошина окопался возле высоты «Большой», занятой немцами.

Немцы укреплялись, Волошин досадовал, что они не взяли высоту вчера, во время большого наступления. Подвела поддерживающая артилле­рийская батарея, у которой не осталось снарядов, а соседний батальон увяз в затяжной битве за совхоз на другом берегу реки.

Сопровождаемый большой овчаркой Джимом, Волошин обошёл позиции своего батальона и спустился в наспех вырытую командирскую землянку. В жарко натопленной землянке уже сидели телефонист Чернорученко, ординарец комбата Гутман, и начштаба лейтенант Маркин.

Гутман радостно сообщил, что Волошина наградили орденом Красного Знамени.

Маркин сказал, что в потрёпанный боями батальон, где осталось 76 человек, пришлют пополнение. Волошин был обязан доложить командиру полка о том, что немцы укрепляют высоту. Он боялся, что завтра ему прикажут её брать.

Среди всех возможностей, которые предоставляет ситуация, на войне чаще выпадает самая худшая, плата за которую почти всегда — солдатские жизни.

Полком недавно стал командовать майор Гунько, с которым Волошин не ладил.

Гунько был начальником-самодуром и не любил, когда его приказы оспариваются, а Волошин всеми способами старался уменьшить потери в своём батальоне и осмеливался спорить с командиром. Семь месяцев назад Волошин командовал ротой в этом же батальоне.

Лейтенант Маркин, напротив, всегда скрупулёзно исполнял приказы начальства. Ему не повезло — его рота попала в окружение, из которого выбралась с трудом, потеряв знамя и сейф с документами. С тех пор карьера Маркина остановилась. Волошин тоже побывал в окружении, но сумел сохранить знамя и сейф.

Внезапно немцы начали артобстрел. Быстро выяснилось, что виновник шума — генерал, объезжавший позиции. Немцы увидели свет фар его автомобиля. Вскоре генерал, раненный в висок, явился в землянку Волошина. Он посмотрел на карту позиций и строго спросил, почему не взята высота «Большая». Комбат ответил, что не было приказа, и генерал велел вызвать Гунько.

Санинструктор, пришедшая перевязать генерала, оказалась Верой Веретен­никовой, беременной подругой командира роты лейтенанта Вадима Самохина, которую Волошин приказал отослать в тыл.

Вера потребовала, чтобы генерал оставил её в батальоне, тот отказал, девушка надерзила ему, бросила перевязывать и выбежала из землянки.

Явился Гунько. Генерал, уже раздражённый, приказал утром брать высоту, отмёл все возражения Волошина, в наказание за дерзость забрал Джима и удалился. Волошин отправился в роту Самохина и приказал отправить двух бойцов в разведку — они должны были выяснить, успели ли немцы заминировать склоны высоты. Один из бойцов струсил, сказался больным. Вместо него пошёл старший сержант Нагорный.

Затем Волошин вызвал остальных командиров рот, чтобы понять, сколько в батальоне осталось солдат и боеприпасов. Всех комроты Волошин хорошо знал и отдавал приказы, учитывая их характеры и возможности. Гутман сообщил, что в батальон пришло пополнение. Оказалось, что это испуганные, необстрелянные солдаты из Средней Азии, с трудом понимающие по-русски.

Из штаба поступил официальный приказ взять высоту, но Волошин понимал, что на маневр, придуманный высшим командованием, у батальона не хватит сил. Кроме того, на карте была отмечена еще одна высота, «Малая». После маневра она оказывалась в тылу батальона, поэтому Волошин приказал Маркину организовать разведку и определить, кем эта высота занята.

Замполит отправил в батальон лейтенанта Круглова, чтобы тот провёл беседы с солдатами.

Было уже два часа ночи, но Волошину не спалось — он беспокоился о предстоящей атаке и скучал по Джиму. Этого пса комбат нашёл в лесу полгода назад, когда выбирался из окружения. У Джима была сломана лапа, Волошин вылечил его, накормил, и благодарный пёс остался с ним. Для комбата Джим стал единственной личной привязанностью на войне, для генерала же пёс был мимолётным капризом.

Разыскивая пулемётный взвод, Волошин попал в батарею Иванова, своего близкого друга.

От него комбат узнал, что снарядов мало, и батарея не сможет обеспечить хорошей артподдержки. Волошин попросил не тратить все снаряды в первом залпе, оставить немного на потом, но этого Иванов пообещать не мог — он тоже должен был исполнять непродуманные приказы начальства.

Посланные Маркиным разведчики доложили, что на высоте «Малой» наши — была слышна русская речь. Такая поверхностная разведка Волошина не устроила. Он приказал отправить на высоту двоих бойцов и наладить с ней связь.

Нагорный всё не возвращался, тревога Волошина усиливалась. Он попросил Гунько начать атаку на час раньше, пока не рассвело, но тот отказал — приказ был уже утверждён, атака начнётся на рассвете, чтобы начальство успело доложить об исполнении приказа в суточной сводке.

Прибыл лейтенант Круглов. Он собирался читать бойцам коллективное письмо от девушек Свердловска.

…письмо, этот тихий голос девичьей нежности,… — что может быть светлее и ближе для издрожавшегося, оголодалого, изнывшего от долгой разлуки с близкими человека на фронте?

Волошин слушать не стал, перечитывал единственное письмо от матери, которая осталась в немецкой оккупации.

Волошин задремал, но внезапно очнулся от звуков перестрелки — немцы заметили кого-то на замёрзшем болоте, которое окружало высоту «Большую». Видимо, это был Нагорный. Волошин отправил людей на выручку, но тут появился Нагорный — он тащил смертельно раненного товарища. Нагорный рассказал, что склон высоты не заминирован, но они запутались в спиральной проволоке, протянутой поперёк склона, и немцы их заметили.

Услышав перестрелку, позвонил Гунько и сказал, что из штаба в батальон приедут командиры, якобы для поддержки, на самом деле — чтобы наблюдать за действиями непокорного Волошина.

Последние часы перед атакой Волошин обходил позиции в сопровождении Чернорученко, который тянул провод связи. За ним увязался один из наблюдателей, незнакомый майор, ветврач штаба дивизии. Волошин решил в тайне от Гунько послать в обход высоты роту под командованием Нагорного, чтобы в решающий момент она поддержала атаку.

Начало атаки Волошин задержал — в предрас­светных сумерках артиллеристы не видели целей. Комбат знал, что за это Гунько взыщет с него по полной программе.

Наконец, атака началась. Пока бойцы преодолевали замёрзшее болото, в бой вступила рота Нагорного. Волошину на миг показалось, что батальону удастся захватить высоту с первого раза, но тут немцы начали обстрел осколочными снарядами. На высоте «Малой» тоже оказались немцы, у артиллерии почти закончились снаряды, и комбат скомандовал отступить.

Читайте также:  Сотников – краткое содержание повести Быкова

За отступление без приказа Гунько отстранил Волошина от командования, назначив вместо него Маркина. Ветврач, всюду следовавший за Волошиным, попытался заступиться за него, но Гунько не стал слушать.

Маркин скомандовал наступление, а Волошин, никому теперь не нужный, остался в блиндаже.

…он не мог так просто и вдруг выбросить из своей души эту сотню людей. Только с ними он мог оставаться собой, командиром и человеком, без них он терял в себе всё.

Маркин приказал штурмовать обе высоты одновременно. По звукам боя Волошин понял, что эта атака тоже не заладилась. Он вмешался, начал собирать убегающих солдат и узнал, что Самохин убит. Вера помогла Волошину собрать залёгших в кустах бойцов, и комбат добрался до воронки, где лежал подбитый пулемёт.

Пулемёт ещё работал. Окопы на высоте «Большой» Волошину были не видны, и он стал пулемётным огнём поддерживать роту, атакующую высоту «Малую». До воронки добрались Маркин и Иванов. Маркин запретил Иванову оставшимися снарядами поддержать атаку высоты «Малой» — он хотел выполнить приказ начальства и взять высоту «Большую», не считаясь с потерями. Он дошёл до того, что приказал беременной Вере командовать ротой.

Волошин увидел, что пулемётный огонь помог — бойцы добрались до немецких траншей на высоте «Малой».

Чтобы увидеть цели, Иванов попытался подобраться поближе к немецким позициям на высоте «Большой» и был тяжело ранен. Волошин бросился за ним. С его помощью Иванов успел передать на батарею координаты целей и потерял сознание. Волошин затащил его в воронку и оставил там, надеясь, что раненого найдут санитары. Больше он ничего сделать не мог.

Волоча за собой пулемёт, Волошин присоединился к атаке и вместе со всеми ворвался в немецкую траншею. Вскоре выяснилось, что атака не удалась, батальон оказался разорван на три части, и Волошин с десятком бойцов, которыми командовал Круглов, застряли в траншее. Здесь же оказались Маркин с Чернорученко.

Потратив все гранаты, бойцы закрылись в блиндаже. Маркин был ранен и передал командование Волошину. Там же был и солдат из отряда Нагорного, сообщивший, что Нагорный погиб.

Волошин решил штурмовать засевшего в траншее пулемётчика, надеясь, что после этого атака высоты возобновится.

…отойти с этой высоты после стольких жертв и усилий он не мог, потому что повторить всё сначала ни у него самого, ни у батальона уже не было силы.

Сил на штурм не хватило. Немцы снова загнали бойцов в блиндаж. Круглов и Чернорученко погибли. Немцы забрасывали бойцов гранатами и заполнили блиндаж ядовитым газом. Волошин чуть не задохнулся, к счастью, одна из рот батальона начала наступление и прогнала немцев из траншеи.

Оказалось, что на КП нагрянул генерал и отстранил Гунько от командования. О том, что происходит в батальоне, генерал узнал из рапорта ветврача.

Ночью Волошин хоронил убитых. Вера тоже погибла, её похоронили рядом с Самохиным. Иванова среди убитых не было, возможно, он выжил. Маркина отправили в тыл.

Верный Джим сорвался с привязи и нашёл Волошина. Комбат не поехал в госпиталь. Побыв немного солдатом, он решил остаться «с теми, с кем он в муках сроднился». Именно это отличало Волошина от Маркина.

Справка из архива. Герой Советского Союза майор Николай Иванович Волошин погиб 24 марта 1945 года в Восточной Пруссии.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание “Его батальон” Быкова

Траншея неглубокая, сухая и пыльная — наспех отрытая за ночь в только что оттаявшем от зимних морозов, но уже хорошо просохшем пригорке. Чтоб не высовываться, Волошин стоял согнувшись, при его высоком росте это было утомительно. Меняя позу, он свалил с бруствера комок земли, больно ударивший сидящего рядом Джима, послышался обиженный собачий визг.
Комбат внимательно рассматривал склоны высоты. Немцы обустраивались на ней полным ходом. Волошин с сожалением подумал, что накануне допустили ошибку, не атаковав с ходу эту высоту. Тогда еще были некоторые шансы захватить ее, но подвела артиллерия — не было снарядов. Командир полка, казалось, не замечал эту высоту. И все-таки ее следовало взять, но потрепанному в боях батальону эта задача не под силу. Заняв высоту, немцы, не обращая внимания на пулеметный обстрел, капитально закреплялись: под вечер подвезли бревна и оборудовали блиндажи и окопы. Волошин подумал, что ночью, чего доброго, еще и заминируют склоны.
Быстро потемнело и похолодало. Комбат оставил наблюдателем Прыгу-нова, а сам спустился в землянку с приветливо потрескивающей печью. Волошин потянулся к огню, испытав необыкновенное блаженство. Немолодой и медлительный телефонист Чернорученко, защемив между плечом и ухом телефонную трубку, заталкивал в печку хворост и улыбался. Комбат посмотрел на сидящих в землянке — у всех был заговорщический вид. Капитан поинтересовался, по какому поводу подчиненные веселятся? Ординарец Гутман объяснил, что из штаба сообщили о награждении комбата орденом. Волошин ничем не обнаружил радость, подумал, почему награждают только его? Гутман приготовил “обмывочку”, но комбат приказал спрятать, а лучше дать сухие портянки. Ординарец мигом достал капитану запасные портянки и пришил пуговицу на шинель командира. Волошин с наслаждением вытянул затекшие ноги. Маркин доложил: в батальон прибудет пополнение, за которым надо послать представителя в 22.00. Волошин поинтересовался, не спрашивали ли из полка про высоту шестьдесят пять? Лейтенант спросил, хорошо ли немцы ее укрепляют? Волошин опасается, что поступит запоздалый приказ брать высоту, на которой уже успели укрепиться немцы. Но чем дальше, тем они все лучше укрепятся, и высоту будет брать сложнее.
Перед докладом командиру Волошин заметно нервничал, это всегда заканчивалось перебранкой, комбат всячески оттягивал время доклада.
Капитан спросил Маркина об окружении, тот вспомнил, как трудно выходили из окружения, соединились наконец с частью, тоже оказавшейся во вражеском тылу, только через месяц удалось выбраться к своим. Маркин жаловался на свою несчастную судьбу: столько пришлось пережить — врагу не пожелает, а ни до чего не дослужился, орденов не заработал. Волошин успокоил: “Напрасно вы так считаете. До Берлина еще длинный путь” — и приготовился к докладу.
2
Но поговорить с начальством не удалось. Начался минометный обстрел. Мины летели поверх голов в ближний тыл под лесом. Волошин послал Гутмана разузнать причину “беспокойства немцев”. Маркин решил, что это “артиллеристы-разини” засветились как обычно. Чернорученко позвал комбата к телефону, его вызывали из штаба. Майор недовольно спрашивал Волошина о причине поднявшегося переполоха. Комбат доложил, что немцы продолжают укрепляться на высоте, майор зло спросил, почему батальон не препятствует укреплению немцев? Но Волошину нечем “препятствовать”: артиллеристы молчат из-за отсутствия снарядов, пулеметный же огонь укрепившимся немцам не страшен. Гунько зло спросил, кто в расположении батальона “дразнит немцев”? Волошина рассердила придирчивость командира, и он попросил майора обращаться, как положено, на “вы”. В ответ Гунько “вспомнил”, что Волошин получил “Красное Знамя”. Комбату неприятно такое запоздалое напоминание начальника о награде. Неожиданно рыкнул Джим. Снаружи послышались незнакомые голоса. Джим рванулся вперед, но комбат успел схватить его за холку. Вошедший невольно удивился: “Что за псарня?” Он держал руку у головы, а когда убрал, на ладони показалась кровь. Это был генерал, командир дивизии. Волошин начал доклад, но генерал недовольно поморщился: “Зачем так громко?” Сопровождающий генерала приказал вызвать санинструктора, Гутман побежал выполнять приказ. Генерал поинтересовался собакой, спросил Волошина, сколько времени он командует батальоном? “Семь месяцев”, — ответил капитан.
Дальше развернули карту и стали выяснять обстановку. Зашел разговор о высоте шестьдесят пять. Генерал удивился, что она еще не взята. Комбат объяснил, что не получил на это приказ. Генерал вызвал майора Гунько. Волошин почувствовал, что назревает скандал. Появилась санинструктор Веретенникова, но не торопилась оказывать помощь генералу, а обратилась к нему по личному вопросу, просясь остаться в батальоне. Генерал растерялся, комбат ответил, что таков приказ по полку. Генерал подтвердил, что этот вопрос он решить не может. Веретенниковой ничего не оставалось, как заняться раной. Она остригла висок генерала, ловко забинтовала голову и хотела пропустить бинт под челюсть, но это не понравилось генералу. Санинструктор отговаривалась, что так положено, раненый не соглашался. Тогда она с треском оторвала бинт и, бросив на ходу. “Так перевязывайте сами!” — молниеносно скрылась в траншее. От такого непочтительного обращения генерал опешил. Волошин кинулся догонять санинструктора, но ее и след простыл. Гутман подтвердил, что она не вернется. Генерал был взбешен отсутствием дисциплины в батальоне Волошина. Комбат рассердился: Самохин не выполнил полученный приказ, не отправил Веретенни-кову в тыл, хотя распоряжение было дано еще вчера.
3
Комбат ждал разноса, но он был бессилен перед военными девчатами. Их поведение не поддавалось логике. Генерал до поры до времени сдерживал гнев. Появившегося майора Гунько генерал отругал за шпоры: излишнюю заботу о внешнем виде. Генерал накинулся на майора, обвиняя его во всех грехах: за отсутствие дисциплины, плохой выбор позиции (засели в болоте, а немцам позволили занять господствующую высоту). Оттого все подъезды к батальону контролируются немцами, они открывают огонь и уничтожают все, что им мешает. Комбат понял, неизбежно поступит приказ брать высоту, а в батальоне всего семьдесят шесть человек. На вопрос генерала о пополнении, Гунько ответил, что получено, но в батальон люди еще не отправлены. Волошин уточнил: ему нужны и командиры, в батальоне всего один штатный командир роты. Нет комиссара. Волошин спросил, стоит ли ему готовиться к атаке? Командир дивизии ответил, что они разберутся, и комбат получит официальный приказ. Волошин взглянул на часы, было почти 22.00 — некогда ждать приказов, надо начинать подготовку. Генерал рассердился, раньше надо было беспокоиться, а теперь за отсутствие в батальоне дисциплины и “за штучки санинструктора” он объявляет комбату выговор по полку, собаку он тоже забирает, “вам она ни к чему — командуйте батальоном”. Сопровождающий генерала попытался взять пса, но Джим угрожающе зарычал. Генерал приказал выделить сопровождающего, который бы смог сладить с Джимом. Волошин поручил ординарцу отвести собаку в штаб. Гутман попытался возражать, но Волошин пресек все разговоры.
4
По пути в роты Волошин чуть не упал, споткнувшись о рогатину. Он думал о предстоящей атаке, которая наверняка провалится из-за отсутствия достаточного количества бойцов, артиллерийских снарядов. Вскоре его окликнул часовой, объяснил обстановку: от немцев не слышно ни звука, “умеют черти маскироваться”. Часовой спросил комбата, где Джим? Пришлось сказать, что пса больше нет. Про себя подумал, что собаке при штабе будет лучше, безопаснее, чем на передовой.
Волошина опять окликнули. Он переговорил со знакомым пулеметчиком Денищиком. Тот указал место нахождения ротного Самохина. Войдя в тесный блиндаж, комбат увидел ужинающих бойцов. В углу укладывала вещмешок Веретенникова, она толкнула в бок лейтенанта Самохина, указывая на вошедшего командира батальона. Лейтенант пригласил Волошина отужинать, но капитан отказался, узнал о количестве бойцов в седьмой роте. Их осталось двадцать четыре. Приказал выделить двух надежных бойцов и отправить в разведку на “Большую” высоту выяснить, выставили ли немцы минные поля. Когда из блиндажа вышли бойцы, комбат спросил Самохина, долго ли еще ждать, когда с фронта будет отправлена Веретенникова. Лейтенант обещал на рассвете. Но Вера возразила, никуда она не уйдет. Шла с батальоном в самый тяжелый период наступления, теперь тоже останется. Волошин отрезал, что роддома в батальоне нет. Веретенникова яростно возражала: “никуда от Вадьки не отправится”, он без нее погибнет, суется везде безоглядно. Она ни за что не уйдет накануне атаки. Спор прекратили пришедшие бойцы Дрозд и Кабаков, им предстояло идти в разведку на высоту. Волошин приказал взять бумагу (газету или листы из книги), ножами протыкать землю и помечать листками бумаги найденные мины. Комбат рассчитывает, что бойцы смогут вернуться с задания через два часа.
Неожиданно Кабаков отказался, он кашляет и может выдать себя. Волошин, сдерживая раздражение, заменил труса Нагорным. Капитан позже спросил Кабакова, боится ли тот? Боец откровенно признался, что боится. Самохин возмущен, что Кабаков прячется за спины товарищей, и хочет с ним разобраться, но комбат не разрешает, отправляет бойца “на место”. Самохин все “кипятится”, комбат же молчит.
5
Первым на вызов Волошина прибежал лейтенант Ярощук, командир приданного батальону взвода крупнокалиберных пулеметов ДШК, ему было под пятьдесят, совсем не командного вида. Он стал жаловаться на мороз, потом понял: его разговорчивость неуместна. Следом явился командир восьмой роты лейтенант Муратов, но зато пришлось долго ждать командира девятой роты Кизевича. Волошин намеревался повторно послать за ним, как тот ввалился, доложив небрежно о своем прибытии. Каждый ротный докладывал о личном составе и наличии боеприпасов. Меньше всего бойцов, восемнадцать, и боеприпасов у Муратова, но его рота всегда шла в центре и ей доставалось больше остальных. У Кизевича больше всех бойцов -г-тридцать три и достаточно боеприпасов.

Ссылка на основную публикацию