Журавлиный крик – краткое содержание повести Быкова

Краткое содержание «Журавлиный крик»

Повесть «Журавлиный крик» Быкова была написана в 1959 году. В центре повествования – шестеро красноармейцев, которым довелось встретить осень 1941 года в сторожке на железнодорожном переезде. Это история о простых людях с их радостями, горестями, страхами, переживаниями и внутренней борьбой.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Журавлиный крик» по главам. Пересказ произведения будет полезен и для читательского дневника.

Главные герои

Григорий Карпенко – старшина, командир маленького отряда, решительный, принципиальный мужчина.

Борис Фишер – специалист по итальянской скульптуре, высокий, сутулый, неприспособленный к суровой действительности.

Василь Глечик – самый молодой солдат в отряде, тихий и скромный паренек.

Витька Свист – жулик, решивший круто изменить собственную жизнь.

Иван Пшеничный – сын кулака, озлобленный на весь мир молодой человек.

Алик Овсеев – избалованный, хитрый приспособленец.

Краткое содержание

Глава 1

Шестеро бойцов Красной армии получили задачу – расположиться на железнодорожном переезде и на сутки перекрыть дорогу. Оставив солдатам «противотанковые гранаты, патроны к пэтээру» , командир пожелал им удачи и ретировался.

Глава 2

Бойцы под командованием Карпенко «дружно взялись за дело» , и только сутулый Фишер сидел в бурьяне и тоскливо «листал какую-то книжку» . До войны он был кандидатом искусствоведения и «специализировался по итальянской скульптуре» . Своей неприспособленностью и безразличием ко всему происходящему Фишер раздражал деятельного старшину.

Глава 3

Пшеничный первым услышал приближение немцев. Бойцы, «охваченные тревожным предчувствием недоброго» , встревоженно прислушивались к долетавшим до них звукам выстрелов. Пшеничный предложил уйти, пока не поздно, но старшина быстро прекратил этот разговор.

Глава 4

Пшеничный для себя решил, что пойдет в плен к немцам. Он принялся вспоминать свою несладкую жизнь. Отец его был крепким, зажиточным крестьянином, кулаком, и даже в голодные годы в их доме всегда была еда на столе. Суровый и требовательный, он «безжалостно школил сына в несложной земледельческой науке» .

Иван подружился с местным парнишкой – батраком Яшкой Терехом. Повзрослев, Яшка два года отслужил в Красной Армии. Вернулся он в родную деревню другим человеком и быстро стал предводителем среди парней и девчат по части классовой борьбы. Яшка всячески настраивал Ивана против отца, которого называл сельским мироедом.

Вскоре Пшеничных раскулачили и отправили в Сибирь. Ивану удалось избежать горькой участи родителей, и единственным выходом для себя он видел поступление в техникум. Однако ему отказали в экзаменах, «потому что он – сын кулака» . Это стало большим ударом для Ивана. Прошлое повсюду следовало за трудолюбивым и старательным парнем – его не приняли в комсомол, вчерашние друзья отвернулись, узнав о его происхождении. Постепенно Иван построил вокруг себя стену ненависти и недоверия к людям, выкристаллизовав собственный волчий девиз: «Только сам себе, сам для себя, вопреки всему» .

Глава 5

Вечером начался дождь, но бойцы продолжали рыть траншею. Старшине все время не давала покоя мысль, что если немцы двинутся в их сторону, «то их шестерке доведется хлебнуть горя» . Овсеев подтвердил его страшные догадки, сказав, что батальон оставил их в качестве заслона или, проще говоря, смертников.

Глава 6

К полуночи траншея была готова. К тому времени Свист растопил печку в полуразрушенной сторожке. Ему удалось соорудить ужин и накормить бойцов. «Разморенный сытостью Свист» признался товарищам, что два года провел в лагере из-за «истории с географией» .

Глава 7

Свист рассказал, что родился в Саратове. Повзрослев, Витька устроился на подшипниковый завод, на котором работала и его мать. Но вскоре работа на заводе ему опротивела, «как горькая редька» . К этому времени он познакомился с неким Фроловым, устроившим его продавцом в хлебный магазин. Через Витьку Фролов стал сбывать «левый» хлеб, щедро оплачивая эту услугу. У Свиста завелись деньги, он увлекся фотографией и даже задумал поступить в фотоартель. Все изменилось, когда Витька влюбился в бойкую красавицу Лельку, на которую положил глаз Фролов. Из-за нее между главарем шайки и Витькой завязалась драка. В милиции Свист сдал всех жуликов, рассказав о махинациях с хлебом. Следующие два года он провел в Сибири на лесоповале, а после амнистии устроился матросом на рыболовецкое судно. Когда началась война, он не пожелал сидеть в тылу и отправился добровольцем на фронт.

Глава 8

Старшина поставил в караул Овсеева. Стоя под проливным дождем, он думал о завтрашнем дне. В полку Овсеев слыл одиночкой – он считал, «будто он куда умнее и интеллектуальнее» однополчан, и откровенно презирал неотесанных и грубоватых бойцов. Он считал несправедливым так глупо погибать, «прожив только двадцать лет» .

В школе Алик Овсеев слыл развитым и способным мальчиком. Уже тогда он осознал свою исключительность, чему весьма поспособствовала его мать – «немолодая и очень добрая женщина» , которая видела в единственном сыне все признаки истинного гения. Алик попробовал себя в разных сферах искусства и в спорте, но понял, что «там нужны фанатичная самоотверженность, упорство и каторжный труд» , он же искал легких побед. После школы Алик поступил в артиллерийское училище, но и там никто упорно не желал признавать его исключительность. Овсеев мечтал о славе и подвигах, но быстро понял, что война напрочь лишена романтики. Тогда он сосредоточил свои силы на том, чтобы выжить любой ценой.

Глава 9

Овсеев сдал смену Пшеничному, а сам принялся за свою порцию каши. Между бойцами завязался разговор о том, есть ли среди немцев нормальные люди, которые не поддерживают Гитлера. Свист стоял на том, что после победы нужно уничтожить всех без разбору, а Карпенко считал, что «всех на одну мерку нельзя мерить» .

Глава 10

Самым юным среди бойцов был Василь Глечик. За время войны он «порядком огрубел душой и перестал замечать мелкие жизненные невзгоды» . Детство его было тихим и безмятежным. Закончилось оно в тот день, когда отца убило током. В их семье настали тяжелые времена: мать едва сводила концы с концами, в одиночку воспитывая Василя и его младшую сестренку Насточку. Спустя время «мать неожиданно повеселела» и однажды привела домой уже немолодого мужчину, заводского бухгалтера. Василек сразу понял: «тут ему оставаться нельзя» . Он сбежал из дома и поступил в школу ФЗО в Витебске. Когда началась война, отчим ушел на фронт, и Василек хотел было вернуться домой, чтобы поддержать мать, но к тому времени немцы уже подошли к Витебску, и Глечику не оставалось ничего иного, как добровольцем пойти в армию. Теперь его терзала одна мысль, что он оставил мать, предал ее.

Глава 11

Тем временем в сторожке все заснули. Карпенко «снился несуразный, тягостный сон» , в котором он увидел своего отца и трех старших братьев. Отец, крепкий крестьянин, не захотел делить на всех сыновей земной надел. Он отдал землю Алексею, а остальным наказал идти в свет «своего хлеба искать» . Григорий отправился служить в армию, прошел всю Финскую войну, а после увольнения в запас был назначен заместителем директора льнозавода, получил квартиру. Вскоре Карпенко «женился на Кате, молоденькой учительнице местной начальной школы» . С непривычной нежностью он ожидал пополнения в семье, когда началась война.

Глава12

Фишер родился в Ленинграде и с ранних лет начал рисовать. Он быстро понял, что никогда не станет великим художником, и потому предпочел изучать искусство. В двадцать пять лет Борис стал кандидатом наук в области искусствоведения.

Неудивительно, что в армии Фишер «почувствовал себя белой вороной» , неудачником, который ничего не умел делать. Он стал замечать, что грубая фронтовая жизнь все больше стирала его личность, которая так тянулась к прекрасному. С грустью Фишер понял, что лучшие свои годы посвятил искусству, в котором, как оказалось, никто не нуждался.

Глава 13

Овсеева на посту вновь сменил Пшеничный. К тому времени он уже морально подготовился к предстоящему плену. Иван мечтал выслужиться у новых господ, на деле доказать свою преданность, проявить все свои способности. Увидев на дороге немцев, Пшеничный всем своим видом показал готовность сдаться. Но солдаты не проявили к нему никакого интереса и хладнокровно расстреляли.

Глава 14

Пулеметная очередь, поразившая Пшеничного, вывела из сонного оцепенения Фишера. Вскоре он услышал звук мотоциклетных моторов. Успокоившись, Фишер осознал «свои обязанности и был полон решимости выполнить их до конца» . Он был неважным стрелком и, выпустив всю обойму в мотоциклистов, не причинил им вреда. Взяв себя в руки, Фишер как следует прицелился и чудом попал в немецкого офицера. Это был единственный подвиг ученого, которого немцы расстреляли в упор.

Глава 15

Бойцы приготовились к атаке и поджидали, когда транспортеры подойдут ближе к их укрытию. Маленькому отряду удалось отбить первую волну надвигавшейся немецкой техники, и эта победа воодушевила их. Когда «короткая радость-возбуждение быстро прошла» , солдаты принялись готовиться к следующей атаке.

Глава 16

Алик Овсеев сразу понял, куда делся Пшеничный. Он сетовал на свою нерешительность, из-за которой не последовал примеру Ивана. Свист отправился к подбитому транспортеру и вскоре вернулся с трофеями: новым пулеметом, патронами к нему и золотыми часами, которые он подарил старшине. Карпенко разбил подарок о сторожку, чем немало озадачил Свиста.

Глава 17

Немецкий пулемет старшина вручил Овсееву, но тот был этому совсем не рад. Он уже знал, что пулеметчики погибают одними из первых. В этот раз на дороге показались уже танки. Первым же выстрелом немцам удалось повредить единственное в отряде орудие и тяжело ранить старшину. Свист погиб, кинувшись под вражеский танк с бронебойной миной.

Глава 18

Глечику было тяжело осознать смерть Свиста и тяжелое положение старшины. Овсеев решил воспользоваться небольшой передышкой в бою и бросился бежать к спасительному лесу. Глечик дрожащими руками схватил пулемет и, «почти не целясь, выпустил вдогонку беглецу все, что оставалось в диске» .

Глава 19

Оставшись в одиночестве, Глечик уже ничего не боялся. Он равнодушно готовился к бою, когда его внимание привлекли «удивительно тоскливые звуки» . Подняв голову, Глечик увидел журавлиный клин, который отчаянно пытался догнать «отставший, видно подбитый, журавлик» . Необыкновенно ясно Василь понял, что этот журавлик – он сам, и ему уже никогда не догнать свою стаю. Услышав гул приближающихся танков, он взял в руки единственную гранату и принялся ждать…

Заключение

В произведении Быков постарался без прикрас и лишнего пафоса показать «бытовую» сторону войны, простых людей с их слабостями, мечтами, надеждами, которым так и не удалось сбыться.

После ознакомления с пересказом «Журавлиный крик» рекомендуем прочитать рассказ полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Журавлиный крик» краткое содержание рассказа Быкова – читать пересказ онлайн

Рассказ «Журавлиный крик» Быкова был написан в 1959 году. В центре повествования – шестеро красноармейцев, котором довелось встретить осень 1941 года в сторожке на железнодорожном переезде. Это история о простых людях с их радостями, горестями, страхами, переживаниями и внутренней борьбой.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Журавлиный крик» по главам. Пересказ повести будет полезен и для читательского дневника.

  • Главные герои
  • Краткое содержание
    • Глава 1
    • Глава 2
    • Глава 3
    • Глава 4
    • Глава 5
    • Глава 6
    • Глава 7
    • Глава 8
    • Глава 9
    • Глава 10
    • Глава 11
    • Глава12
    • Глава 13
    • Глава 14
    • Глава 15
    • Глава 16
    • Глава 17
    • Глава 18
    • Глава 19
  • Заключение
Читайте также:  Сотников – краткое содержание повести Быкова

Главные герои

Григорий Карпенко – старшина, командир маленького отряда, решительный, принципиальный мужчина.

Борис Фишер – специалист по итальянской скульптуре, высокий, сутулый, неприспособленный к суровой действительности.

Василь Глечик – самый молодой солдат в отряде, тихий и скромный паренек.

Витька Свист – жулик, решивший круто изменить собственную жизнь.

Иван Пшеничный – сын кулака, озлобленный на весь мир молодой человек.

Алик Овсеев – избалованный, хитрый приспособленец.

Краткое содержание

Глава 1

Шестеро бойцов Красной армии получили задачу – расположиться на железнодорожном переезде и на сутки перекрыть дорогу. Оставив солдатам «противотанковые гранаты, патроны к пэтээру», командир пожелал им удачи и ретировался.

Глава 2

Бойцы под командованием Карпенко «дружно взялись за дело», и только сутулый Фишер сидел в бурьяне и тоскливо «листал какую-то книжку». До войны он был кандидатом искусствоведения, и «специализировался по итальянской скульптуре». Своей неприспособленностью и безразличием ко всему происходящему Фишер раздражал деятельного старшину.

Глава 3

Пшеничный первым услышал приближение немцев. Бойцы, «охваченные тревожным предчувствием недоброго», встревоженно прислушивались к долетавшим до них звукам выстрелов. Пшеничный предложил уйти, пока не поздно, но старшина быстро прекратил этот разговор.

Глава 4

Пшеничный для себя решил, что пойдет в плен к немцам. Он принялся вспоминать свою несладкую жизнь. Отец его был крепким, зажиточным крестьянином, кулаком, и даже в голодные годы в их доме всегда была еда на столе. Суровый и требовательный, он «безжалостно школил сына в несложной земледельческой науке».

Иван подружился с местным парнишкой – батраком Яшкой Терехом. Повзрослев, Яшка два года отслужил два года в Красной Армии. Вернулся он в родную деревню другим человеком, и быстро стал предводителем среди парней и девчат по части классовой борьбы. Яшка всячески настраивал Ивана против отца, которого называл сельским мироедом.

Вскоре Пшеничных раскулачили и отправили в Сибирь. Ивану удалось избежать горькой участи родителей, и единственным выходом для себя он видел поступление в техникум. Однако ему отказали в экзаменах, «потому что он – сын кулака». Это стало большим ударом для Ивана. Прошлое повсюду следовало за трудолюбивым и старательным парнем – его не приняли в комсомол, вчерашние друзья отвернулись, узнав его происхождение. Постепенно Иван построил вокруг себя стену ненависти и недоверия к людям, выкристаллизовав собственный волчий девиз – «Только сам себе, сам для себя, вопреки всему».

Глава 5

Вечером начался дождь, но бойцы продолжали рыть траншею. Старшине все время не давала покоя мысль, что если немцы двинуться в их сторону, «то их шестерке доведется хлебнуть горя». Овсеев подтвердил его страшные догадки, сказав, что батальон оставил их в качестве заслона, или, проще говоря, смертников.

Глава 6

К полуночи траншея была готова. К тому времени Свист растопил печку в полуразрушенной сторожке. Ему удалось соорудить ужин, и накормить бойцов. «Разморенный сытостью Свист» признался товарищам, что два года провел в лагере из-за «истории с географией».

Глава 7

Свист рассказал, что родился в Саратове. Повзрослев, Витька устроился на подшипниковый завод, на котором работала и его мать. Но вскоре работа на заводе ему опротивела, «как горькая редька». К этому времени он познакомился с неким Фроловым, устроившим его продавцом в хлебный магазин. Через Витьку Фролов стал сбывать «левый» хлеб, щедро оплачивая эту услугу. У Свиста завелись деньги, он увлекся фотографией, и даже задумал поступить в фотоартель. Все изменилось, когда Витька влюбился в бойкую красавицу Лельку, на которую положил глаз Фролов. Из-за нее между главарем шайки и Витькой завязалась драка. В милиции Свист сдал всех жуликов, рассказав о махинациях с хлебом. Следующие два года он провел в Сибири на лесоповале, а после амнистии устроился матросом на рыболовецкое судно. Когда началась война, он не пожелал сидеть в тылу, и отправился добровольцем на фронт.

Глава 8

Старшина поставил в караул Овсеева. Стоя под проливным дождем, он думал о завтрашнем дне. В полку Овсеев слыл одиночкой – он считал, «будто он куда умнее и интеллектуальнее» однополчан, и откровенно презирал неотесанных и грубоватых бойцов. Он считал несправедливым так глупо погибать, «прожив только двадцать лет».

В школе Алик Овсеев слыл развитым и способным мальчиком. Уже тогда он осознал свою исключительность, чему весьма поспособствовала его мать – «немолодая и очень добрая женщина», которая видела в единственном сыне все признаки истинного гения. Алик попробовал себя в разных сферах искусства и в спорте, но понял, что «там нужны фанатичная самоотверженность, упорство и каторжный труд», он же искал легких побед. После школы Алик поступил в артиллерийское училище, но и там никто упорно не желал признавать его исключительность. Овсеев мечтал о славе и подвигах, но быстро понял, что война напрочь лишена романтики. Тогда он сосредоточил свои силы на том, чтобы выжить любой ценой.

Глава 9

Овсеев сдал смену Пшеничному, а сам принялся за свою порцию каши. Между бойцами завязался разговор о том, есть ли среди немцев нормальные люди, которые не поддерживают Гитлера. Свист стоял на том, что после победы нужно уничтожить всех без разбору, а Карпенко считал, что «всех на одну мерку нельзя мерить».

Глава 10

Самым юным среди бойцов был Василь Глечик. За время войны он «порядком огрубел душой и перестал замечать мелкие жизненные невзгоды». Детство его было тихим и безмятежным. Закончилось оно в тот день, когда отца убило током. В их семье настали тяжелые времена: мать едва сводила концы с концами, в одиночку воспитывая Василя и его младшую сестренку Насточку. Спустя время «мать неожиданно повеселела», и однажды привела домой уже немолодого мужчину, заводского бухгалтера. Василек сразу понял – «тут ему оставаться нельзя». Он сбежал из дома и поступил в школу ФЗО в Витебске. Когда началась война, отчим ушел на фронт, и Василек хотел было вернуться домой, чтобы поддержать мать, но к тому времени немцы уже подошли к Витебску, и Глечику не оставалось ничего иного, как добровольцем пойти в армию. Теперь его терзала одна мысль, что он оставил мать, предал ее.

Глава 11

Тем временем в сторожке все заснули. Карпенко «снился несуразный, тягостный сон», в котором он увидел своего отца и трех старших братьев. Отец, крепкий крестьянин, не захотел делить на всех сыновей земной надел. Он отдал землю Алексею, а остальным наказал идти в свет «своего хлеба искать». Григорий отправился служить в армию, прошел всю Финскую войну, а после увольнения в запас был назначен заместителем директора льнозавода, получил квартиру. Вскоре Карпенко «женился на Кате, молоденькой учительнице местной начальной школы». С непривычной нежностью он ожидал пополнения в семье, когда началась война.

Глава12

Фишер родился в Ленинграде, и с ранних лет начал рисовать. Он быстро понял, что никогда не станет великим художником, и потому предпочел изучать искусство. В двадцать пять лет Борис стал кандидатом наук в области искусствоведения.

Неудивительно, что в армии Фишер «почувствовал себя белой вороной», неудачником, который ничего не умел делать. Он стал замечать, что грубая фронтовая жизнь все больше стирала его личность, которая так тянулась к прекрасному. С грустью Фишер понял, что лучшие свои годы посвятил искусству, в котором, как оказалось, никто не нуждался.

Глава 13

Овсеева на посту вновь сменил Пшеничный. К тому времени он уже морально подготовился к предстоящему плену. Иван мечтал выслужиться у новых господ, на деле доказать свою преданность, проявить все свои способности. Увидев на дороге немцев, Пшеничный всем своим видом показал готовность сдаться. Но солдаты не проявили к нему никакого интереса, и хладнокровно расстреляли.

Глава 14

Пулеметная очередь, поразившая Пшеничного, вывела из сонного оцепенения Фишера. Вскоре он услышал звук мотоциклетных моторов. Успокоившись, Фишер осознал «свои обязанности и был полон решимости выполнить их до конца». Он был неважным стрелком, и, выпустив всю обойму в мотоциклистов, не причинил им вреда. Взяв себя в руки, Фишер как следует прицелился, и чудом попал в немецкого офицера. Это был единственный подвиг ученого, которого немцы расстреляли в упор.

Глава 15

Бойцы приготовились к атаке и поджидали, когда транспортеры подойдут ближе к их укрытию. Маленькому отряду удалось отбить первую волну надвигавшейся немецкой техники, и эта победа воодушевила их. Когда «короткая радость-возбуждение быстро прошла», солдаты принялись готовиться к следующей атаке.

Глава 16

Алик Овсеев сразу понял, куда делся Пшеничный. Он сетовал на свою нерешительность, из-за которой не последовал примеру Ивана. Свист отправился к подбитому транспортеру, и вскоре вернулся с трофеями: новым пулеметом, патронами к нему и золотыми часами, которые он подарил старшине. Карпенко разбил подарок о сторожку, чем немало озадачил Свиста.

Глава 17

Немецкий пулемет старшина вручил Овсееву, но тот был этому совсем не рад. Он уже знал, что пулеметчики погибают одними из первых. В этот раз на дороге показались уже танки. Первым же выстрелом немцам удалось повредить единственное в отряде орудие и тяжело ранить старшину. Свист погиб, кинувшись под вражеский танк с бронебойной миной.

Глава 18

Глечику было тяжело осознать смерть Свиста и тяжелое положение старшины. Овсеев решил воспользоваться небольшой передышкой в бою, и бросился бежать к спасительному лесу. Глечик дрожащими руками схватил пулемет, и, «почти не целясь, выпустил вдогонку беглецу все, что оставалось в диске».

Глава 19

Оставшись в одиночестве, Глечик уже ничего не боялся. Он равнодушно готовился к бою, когда его внимание привлекли «удивительно тоскливые звуки». Подняв голову, Глечик увидел журавлиный клин, который отчаянно пытался догнать «отставший, видно подбитый, журавлик». Необыкновенно ясно Василь понял, что этот журавлик – он сам, и ему уже никогда не догнать свою стаю. Услышав гул приближающихся танков, он взял в руки единственную гранату, и принялся ждать…

Заключение

В произведении Быков постарался без прикрас и лишнего пафоса показать «бытовую» сторону войны, простых людей с их слабостями, мечтами, надеждами, которым так и не удалось сбыться.

После ознакомления с пересказом «Журавлиный крик» рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Журавлиный крик – краткое содержание повести Быкова

Все события в произведении происходят в начале 1941 года. Командир батареи приказал небольшой группе наших солдат задержать неприятеля на 24 часа у неизвестного железнодорожного переезда. Командовать бойцами он приказал старшине Карпенко. Старшина стразу же распределил позиции между бойцами. К концу дня все практически окопались, кроме Фишера. Тогда Карпенко вспомнил, что он не определил до сих пор дозорного, и Фишер, который ничего не мог делать, как раз подходил.

Самым первым вырыл окоп Пшеничный. Решив уединиться и перекусить, он втихаря отошел в сторону и достал сало. И только он сел кушать, как раздались выстрелы, а за ними пулеметная очередь. Овсеев проинформировал, что их окружает отряд, состоящий из смертников. Пшеничный сразу же решил сдаться в плен.

Читайте также:  Третья ракета - краткое содержание повести Быкова

Его жизненный путь был непрост и горек. Его отец был состоятельным крестьянином, и частенько к нему приходили односельчане победнее попросить у него денег, отработав при этом на его земле. Как-то раз к ним пришла дальняя родственница, которая попросила дать возможность заработать ее сыну. И вот, когда отец и парнишка ушли на поле, он побежал за ними. И тогда Иван увидел, как его отец бьет Яшку за то, что тот сломал шейку у косы нечаянно. Потом Яшка за сломанный инструмент отрабатывал даром целую неделю, а его о отца стал ненавидеть. Позже сам Иван тоже начал считать отца плохим человеком. А отец все больше заставлял Ивана вникать в земледельческую науку.

Как-то раз Ивана заинтересовала репетиция одной пьесы, на которую его пригласил Яшка. Он пришел, а отец, узнав про это, пригрозил выгнать сына из дома. Вскоре отца раскулачили и отправили в Сибирь. Сам Иван избежал этого позора, так как проживал у дяди на тот момент. И впоследствии, где бы он не работал, повсюду чувствовалось, что он по происхождению не пролетарских кровей. И поэтому в дальнейшей жизни он стал жить по принципу- «только для себя».

К вечеру стал накрапывать дождь. И поэтому траншея была готова только к часу ночи. Один из бойцов, Свист, в сторожке закрыл окно и затопил печку. Он начал готовить ужин. Старшина знал, что этот солдат раньше сидел в тюрьме, но боялся у него об этом спросить. Когда Свист поел, то стал рассказывать свою историю, из которой все узнали, что он родился в Саратове. Будучи мальчишкой, он работал с матерью на заводе, но эта работа вскоре ему надоела, и тогда Витька, познакомившись с мошенниками и устроившись с их помощью в магазин, сбывал хлеб. Когда он стал денежным человеком, то заприметил и влюбился сразу в девушку главаря банды. Между ними произошла ссора, после чего Витька сдал милиции своих подельников. После отсидки, он работал на Дальнем Востоке на рыболовном судне. С наступлением войны Свист прибыл в стрелковую дивизию. О своих прошлых поступках боец не любил вспоминать.

Другой боец Алик Овсеев стоял в дозоре и думал о том, что он по ошибке попал на фронт. Ведь парень совсем не хотел умирать. В своей жизни он перепробовал все виды искусств по наставлению мамы. Но поняв, что там необходимо усердие и труд, решил выбрать более легкий путь, для того чтобы стать знаменитым. Алик поступает в военное училище, где старался быть исключительно примерным курсантом. Но тут наступила война. И он стремился выжить.

После Овсеева в дозор пошел Глечик, который был младше всех. Жизнь у него была далеко непростой. Родом он был из Белоруссии, отец его работал на кирпичном заводе, однако он вскоре умер, и мать осталась одна с двумя детьми. Василий пошел работать тоже на завод, чтобы помочь матери. Вскоре в семье появляется отчим, и Глечик убегает из дома. Он стал учиться в ФЗО города Витебска. С наступлением войны отчим ушел воевать, и мать, вспомнив о сыне, просила его вернуться домой. И пока он думал, фашисты настолько близко подошли к городу, что парень пошел и записался добровольцем.

После сытного ужина все спали, только Григорий Карпенко бодрствовал. О лежал и думал о своей жене, которая была беременна. Он один чувствовал себя неуязвимым.

На рассвете Фишер соя в карауле, размышлял о том, как он грамотный человек подчиняется бездушному и бестолковому старшине, который только кричит. Борис Фишер был родом из Ленинграда и всю свою жизнь увлекался искусством. Даже защитил кандидатскую в области искусствоведения. На военной службе он отличался от всех и чувствовал, что все прекрасное стирается.

Пшеничный вышел из сторожки с намерениями сдаться немцам, что он и сделал. Однако гитлеровцы, не поняв его, погнали по дороге и расстреляли. Фишер проснулся от выстрелов, выскочив из окопа, он стал целиться, хотя понимал, что не попадет. Немцы убили его без проблем. После гибели всех бойцов, живым оставался один Глечик. Он не боялся умереть, так как знал, за что отдает свою жизнь. Схватив в руки гранату, устремив взгляд на небо, где летели журавли, он стал ждать боевую технику врага, чтобы ее уничтожить.

Произведение учит нас понимать, что отдавая свою жизнь в экстренных ситуациях, мы спасаем жизни многих людей. Нужно уметь преодолевать трусость и быть достойным защитником своей Родины.

“Журавлиный крик” – краткое содержание повести Василя Быкова

Нравственный выбор человека на войне – вот главная проблема повести В. Быкова «Журавлиный крик», краткое содержание которой можно прочитать онлайн.

Для создания собственного мнения, более глубокого анализа и пополнения копилки аргументов к сочинениям лучше всего читать текст произведения в оригинале на русском языке.

История создания повести Василя Быкова

Произведение написано в 1959 году. Оно описывает первый год войны глазами шестерых людей, которые должны выполнить задание, рискуя своими жизнями.

Сам В. Быков попал на войну будучи юношей, получил ранение. Он не понаслышке знал, что такое смерть, глядящая в глаза солдату, которому нельзя отступать.

В повести автор очень реалистично передаёт переживания каждого героя так, что читателя до последних строк не отпускает тревога и напряжение.

Главные герои и их характеристика

В повести шесть главных героев:

Григорий Карпенко – командует отрядом, старшина. Волевой и решительный человек.

Борис Фишер – человек творческой профессии, не приспособленный к военной жизни.

Василь Глечик – самый юный из шестерых, скромный и простой парень.

Витька Свист – жулик, решивший начать новую жизнь.

Иван Пшеничный – озлобленный на жизнь кулаческий сын.

Алик Овсеев – хитрый и изворотливый человек.

«Журавлиный крик» – краткое содержание повести

Глава 1

Шестерым красноармейцам поручена важная и опасная задача – удержать переезд на протяжении суток, чтобы батальон успел отступить. В их распоряжении были только противотанковые гранаты и «патроны к пэтээру».

Глава 2

Бойцы стали выполнять поручение. Только Фишер безучастно сидел в стороне и перелистывал книжку. До войны он получил кандидатскую степень по искусствоведению, изучал итальянскую скульптуру. Своим безразличием и бездействием он раздражал бойкого старшину.

Глава 3

Первым немцев услышал Пшеничный. Он предложил покинуть пост, пока те не приблизились, но старшина оборвал его.

Глава 4

Пшеничный решил сдаться фашистам. Ему вспомнилось всё, что он пережил. Отец его был зажиточным человеком, в доме всегда был достаток. Но доставался он нелёгким трудом, к которому отец нещадно приучал сына.

У Ивана появился приятель – молодой батрак по имени Яшка. Отслужив два года в армии, Яшка вернулся в деревню и возглавил классовую борьбу в ней. Он стал настраивать Ивана против отца, которого считал классовым врагом, кулаком. Вскоре отец Пшеничного был сослан в Сибирь. Ивана оставили, но из-за принадлежности к кулаческой семье не приняли в техникум.

Старательный и работящий парень остался без всего – без отца, без учёбы и работы. Друзья отвернулись, в комсомол не взяли. Юноша озлобился на весь мир, потерял доверие к людям.

Глава 5

Бойцы рыли траншею, несмотря на начавшийся дождь. Старшину беспокоила мысль о том, что им придётся несладко, когда враг подступит. Его опасения усилил Овсеев, утверждавший, что их здесь оставили в роли смертников, которые должны отвлечь на себя удар.

Глава 6

Солдаты закончили с траншеей только к полуночи. Тем временем Свист развёл огонь и приготовил нехитрый ужин. Разморённый едой, он начал рассказывать товарищам, из-за чего попал в лагерь на два года.

Глава 7

Свист поведал, что сначала работал на подшипниковом заводе. Когда это ему надоело, он устроился в хлебный магазин с помощью некого Фролова. Здесь он стал хорошо зарабатывать, продавая «левый» хлеб.

Свист увлёкся было фотографированием, но неожиданная любовь всё разрушила. Влюбился он в Лёльку, на которую заглядывался главарь их бандитской шайки Фролов. Между ними произошла потасовка.

В милиции Витька сдал всех подельников, рассказал обо всех махинациях. Его отправили в Сибирь, на лесоповал. Отсидев там два года, перешёл на матросскую службу. На войну он ушёл добровольцем, не желая отсиживаться в тылу.

Глава 8

В карауле стоял Овсеев. Он стоял под дождём и думал о том, что с ними будет. Среди однополчан Алик держался особняком, так как считал себя умнее и образованнее сотоварищей. Он не хотел мириться с такой глупой смертью в двадцать лет.

Со школьных времён Овсеев был развитым и одарённым мальчиком. Он был единственным сыном своей матери, которая его всячески поддерживала. Попробовав себя в спорте и искусстве, Алик понял, что каторжный труд не для него. Ему нужен был лёгкий успех.

Он выучился на артиллериста, но по-прежнему мечтал прославиться. Он быстро сообразил, что нет на войне никакой романтики, и решил во что бы то ни стало остаться в живых.

Глава 9

За едой у бойцов состоялся разговор. Они размышляли, все ли немцы плохие. Свист выступал за уничтожение всех немцев, Карпенко не соглашался с ним.

Глава 10

Василь Глечик был младше всех в отряде. Его детство было неприметным. Отец умер от удара током. Мать с трудом поднимала их с сестрёнкой. Когда она привела в дом другого мужчину, Василь почувствовал себя лишним и ушёл из семьи.

Он учился в Витебске, в школе ФЗО, когда немцы подошли к городу. Василёк ушёл на фронт, куда до этого уже шёл его отчим. Он переживал, что оставил без защиты мать.

Главы 11 – 15

Все спали. Карпенко снились беспокойные сны. Он был недавно женат и скоро должен был стать отцом.

Фишер стал кандидатом в двадцать пять лет. В армии он чувствовал себя нелепо, ничего не умел, всех раздражал. Фишер понял, что его увлечение искусством было лучшим периодом его жизни.

На пост заступил Пшеничный. Он увидел немцев, дал им понять, что готов сдаться, но фашисты его расстреляли.

Следующим погиб Фишер, который не умел стрелять и чудом застрелил перед смертью фашистского офицера.

Первую атаку оставшиеся бойцы отразили и готовились к следующей.

Глава 16

Овсеев догадался о намерениях Пшеничного и сам хотел поступить так. Он сумел пробраться к вражеской машине и принёс оттуда пулемёт, патроны и золотые часы, которые преподнёс старшине. Тот разбил их.

Главы 17 – 19

Появились немецкие танки. Старшину ранило. Свист бросился под танк с миной и погиб.

Овсеев попытался сбежать в лес. Глечик расстрелял ему вдогонку все патроны в диске.

Глечик остался один и не думал уже о страхе. Он готовился к стрельбе, когда вдруг услышал какие-то странные печальные звуки. Он увидел в небе журавля, который отстал от стаи и пытался её догнать, делая отчаянные взмахи крылом.

Василь понял, что подбитый журавлик – это он сам, и ему уже не суждено догнать свой клин. Прощальный клич журавля заглушил гул танка, Глечик ждал его с последней гранатой в руке.

Читайте также:  Дожить до рассвета - краткое содержание повести Быкова

Анализ произведения В. Быкова

«Журавлиный крик» – это повесть. Она о том, что на войне сражались обычные люди, у каждого из них были свои мечты и заботы, они были чьи-то отцы и дети.

Война не спрашивала ни у кого, призвала всех, разрушила все планы. Она стала испытанием, которое каждый из них прошёл по-своему.

Краткое содержание жураулины крык

u0420u0430u0441u0441u043au0430u0437 u043eu0431 u043eu0441u0435u043du0438 41-u0433u043e u0433u043eu0434u0430,u043au043eu043cu0431u0430u0442 u0441u0442u0430u0432u0438u0442 u043du0435u0432u044bu043fu043eu043bu043du0438u043cu0443u044e u0437u0430u0434u0430u0447u0443 u0448u0435u0441u0442u0435u0440u044bu043c u0431u043eu0439u0446u0430u043c-u0437u0430u0434u0435u0440u0436u0430u0442u044c u043du0435u043cu0435u0446u043au0438u0435 u0432u043eu0439u0441u043au0430 u043du0430 u0431u0435u0437u044bu043cu044fu043du043du043eu043c u043fu0435u0440u0435u0435u0437u0434u0435.u041fu0440u0438 u0432u044bu043fu043eu043bu043du0435u043du0438u0438 u0437u0430u0434u0430u043du0438u044f u043fu043eu0433u0438u0431u043bu0438 u043fu044fu0442u0435u0440u043e,u0430 u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0439 u043eu0431u0440u0435u0447u0451u043du043du043e u0436u0434u0451u0442 u0442u0430u043du043au0438,u0447u0442u043eu0431u044b u0431u0440u043eu0441u0438u0442u044cu0441u044f u0432 u0433u0440u0430u043du0430u0442u043eu0439 u043fu043eu0434 u043du0438u0445.

u0413u043bu0435u0447u0438u043a u043du0435 u0431u043eu0438u0442u0441u044f u0441u043cu0435u0440u0442u0438,u043eu043d u043au0430u043a u0436u0443u0440u0430u0432u043bu0451u043du043eu043a,u043eu0442u0441u0442u0430u0432u0448u0438u0439 u043eu0442 u0441u0442u0430u0438, u043au043eu0442u043eu0440u043eu043cu0443 u043du0435 u0441u0443u0436u0434u0435u043du043e u0435u0451 u0434u043eu0433u043du0430u0442u044c u0438 u0432u044bu0436u0438u0442u044c.u0412u0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u044f u0436u0438u0437u043du044c,u0432u0438u0434u044f u043eu0431u0440u0430u0437u044b u0437u043du0430u043au043eu043cu044bu0445 u043bu044eu0434u0435u0439,u043eu043d u0437u0430u0436u0438u043cu0430u0435u0442 u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du0443u044e u0433u0440u0430u043du0430u0442u0443 u0438 u0436u0434u0451u0442 “u0441u0432u043eu0439″u0442u0430u043du043a.

u041fu0435u0440u0432u044bu043c u043fu043eu0433u0438u0431u0430u0435u0442 u041fu0448u0435u043du0438u0447u043du044bu0439,u0441u043cu0435u043du0438u0432 u0447u0430u0441u043eu0432u043eu0433u043e u043eu043d u0443u0445u043eu0434u0438u0442 u0432 u0434u0435u0440u0435u0432u043du044e, u0440u0435u0448u0438u0432 u0441u0434u0430u0442u044cu0441u044f u043du0435u043cu0446u0430u043c.u041du0435u043cu0446u044b u0440u0430u0441u0441u0442u0440u0435u043bu0438u0432u0430u044eu0442 u043fu0440u0435u0434u0430u0442u0435u043bu044f,u043du0435 u0434u0430u0436u0435 u043du0435 u0432u044bu0441u043bu0443u0448u0430u0432 u0435u0433u043e u043du0430u043cu0435u0440u0435u043du0438u0439.u0421u044bu043d u043au0443u043bu0430u043au0430 u0442u0430u043a u0438 u043du0435 u043fu043eu043du044fu043b,u0447u0442u043e u043du0435u043bu044cu0437u044f u0436u0438u0442u044c “u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0441u0430u043c u0437u0430 u0441u0435u0431u044f”,u043eu043d u0438 u043fu043eu0433u0438u0431 u0441u0430u043c u043fu043e u0441u0435u0431u0435.

“u0411u0435u043bu0430u044f u0432u043eu0440u043eu043du0430 ” u0424u0438u0448u0435u0440 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442,u043du0430u0441u0442u0430u043b u0447u0430u0441,u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu044fu044eu0449u0438u0439 u0441u043cu044bu0441u043b u0435u0433u043e u0436u0438u0437u043du0438.u0420u0430u0441u0441u0442u0440u0435u043bu044fu0432 u043eu0431u043eu0439u043cu0443 u0438 u043du0435 u0443u0431u0438u0432 u043du0438 u043eu0434u043du043eu0433u043e u043cu043eu0442u043eu0446u0438u043au043bu0438u0441u0442u0430 u043du0435u043cu0446u0430, u0424u0438u0448u0435u0440 u0442u044fu0436u0435u043bu043e u0440u0430u043du0438u0442 u043du0435u043cu0435u0446u043au043eu0433u043e u043eu0444u0438u0446u0435u0440u0430,u043eu043d u0441u043cu043eu0433 u043fu043eu043fu0430u0441u0442u044c.u041du0435u043cu0446u044b u0440u0430u0441u0441u0442u0440u0435u043bu0438u0432u0430u044eu0442 u0431u0435u0441u043fu043eu043cu043eu0449u043du043eu0433u043e u0443u0447u0451u043du043eu0433u043e u0432 u043eu043au043eu043fu0435, u043du0435 u043fu0440u0438u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043bu0435u043du043du044bu0439, u0438u043du0442u0435u043bu043bu0438u0433u0435u043du0442u043du044bu0439 u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u043eu0432u0435u0434 u043fu043eu0433u0438u0431u0430u0435u0442 u0441 u0447u0435u0441u0442u044cu044e u0433u0435u0440u043eu044f.

u00a0u0412u044bu0441u0442u0440u0435u043bu043eu043c u0438u0437 u0442u0430u043du043au0430 u0441u043cu0435u0440u0442u0435u043bu044cu043du043e u0440u0430u043du0435u043d u0432u043eu043bu0435u0432u043eu0439 u0438 u0440u0435u0448u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u0441u0442u0430u0440u0448u0438u043du0430 u041au0430u0440u043fu0435u043du043au043e,u0431u0435u0441u0441u0442u0440u0430u0448u043du044bu0439 u043au043eu043cu0430u043du0434u0438u0440.u0420u044fu0434u043eu0432u043eu0439 u0421u0432u0438u0441u0442 u0431u0440u043eu0441u0430u0435u0442u0441u044f u043fu043eu0434 u0442u0430u043du043a u0441 u0433u0440u0430u043du0430u0442u043eu0439,u043fu043eu0433u0438u0431u0430u044f u043au0430u043a u0433u0435u0440u043eu0439.u0421u0432u0438u0441u0442 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0430u043b u043eu0448u0438u0431u043au0438, u043eu0442u0441u0438u0434u0435u0432 u0432 u0442u044eu0440u044cu043cu0435,u043eu043d u043au0440u043eu0432u044cu044e u0441u043cu044bu0432u0430u0435u0442 u0441u0432u043eu0451 u043fu0440u043eu0448u043bu043eu0435,u0434u043eu043au0430u0437u0430u0432,u0447u0442u043e u043eu043d u0447u0435u0441u0442u043du044bu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a.

“u0418u0441u043au043bu044eu0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u0438 u043du0435u043eu0446u0435u043du0435u043du043du044bu0439” u044du0433u043eu0438u0441u0442 u041eu0432u0441u0435u0435u0432 u0440u0435u0448u0430u0435u0442,u0447u0442u043e u043du0430u0441u0442u0430u043bu043e u0435u0433u043e u0432u0440u0435u043cu044f,u043eu043d u043fu044bu0442u0430u0435u0442u0441u044f u0441u0431u0435u0436u0430u0442u044c,u0432u044bu0436u0438u0442u044c u043bu044eu0431u043eu0439 u0446u0435u043du043eu0439,u0432u043eu0439u043du0430 u043du0435 u0434u043bu044f u0442u0430u043au0438u0445,u043au0430u043a u043eu043d. u0413u043bu0435u0447u0438u043a u043du0435 u0434u0430u0451u0442 u0435u043cu0443 u0448u0430u043du0441u0430 u0434u0435u0437u0435u0440u0442u0438u0440u043eu0432u0430u0442u044c,u0443u0431u0438u0432u0430u044f u0442u0440u0443u0441u0430 u0432u044bu0441u0442u0440u0435u043bu043eu043c.u0421u0430u043cu044bu0439 u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0439,u043fu0440u043eu0441u0442u043eu0439 u043fu0430u0440u0435u043du0451u043a u0413u043bu0435u0447u0438u043a,u0441u0431u0435u0436u0430u0432u0448u0438u0439 u043du0430 u0444u0440u043eu043du0442 u043eu0442 u043du0435u043cu0446u0435u0432,u043eu0441u0442u0430u0451u0442u0441u044f u043du0430u0435u0434u0438u043du0435 u0441 u0432u0440u0430u0433u043eu043c.u041eu0442u0447u0430u044fu043du043du044bu0435 u043au0440u0438u043au0438 u0436u0443u0440u0430u0432u043bu0451u043du043au0430,u043eu0442u0431u0438u0432u0448u0435u0433u043eu0441u044f u043eu0442 u0432u0437u0440u043eu0441u043bu043eu0433u043e u043au043bu0438u043du0430,u043fu0440u0435u0434u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u044eu0442 u0441u0443u0434u044cu0431u0443 u0413u043bu0435u0447u0438u043au0430.
“>]” data-test=”answer-box-list”>

И.Бунини “Бушует полая вода”
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Интегрированный урок . Чтение + ИЗО (Л.В.Занков)

Скачать:

ВложениеРазмер
mou_chtenie_izo.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Начальная школа – детский сад»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ + ИЗО

Тема : И. Бунин «Бушует полая вода…»

Подготовили и провели

Учитель начальных классов:

2011 – 2012 учебный год.

познакомить детей с творчеством И.А. Бунина;

добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя;

п родолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;

на изучаемом материале закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас интегрированный урок. Проводить его будут два учителя: я и Надежда Дмитриевна. А начать урок я хочу со следующих строк (включаю музыку):

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья, ей издалека

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько — я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И право, никогда — не сочиняю.

II. Работа над новым материалом.

– К какому литературному жанру относится это произведение? (Стихи, поэзия)

– Совершенно верно, это действительно стихотворение, автор которого известный вам поэт Константин Бальмонт.

– Назовите особенности этого жанра. Почему вы думаете, что я прочитала стихотворение? ( есть рифма )

– Кто может сказать, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (о стихах)

– Вспомните, пожалуйста, стихотворения и авторов, которые вам уже знакомы.

– Сегодня я хочу познакомить вас автобиографией ещё одного замечательного русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. ( Открываю доску с портретом И.А. Бунина и зрительным рядом репродукций о весне )

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – русский писатель и поэт. Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года в г. Воронеже. Свои ранние детские годы он провёл в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунин написал в семилетнем возрасте. Стихи Бунин писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. Но уже в начале творческого пути в нем все стал проявляться прозаик. Иван Алексеевич писал не только стихи, но рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию (высшую награду за выдающиеся литературные произведения). За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся.

Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним. В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался.

За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем прочувствовать это, прочитав его стихотворение «Бушует полая вода».

III. Чтение и анализ стихотворения.

– Откройте учебник на стр. 119.

(чтение стихотворения учителем)

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

– Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему?

– Сейчас вы самостоятельно прочитаете это стихотворение и выделите непонятные слова.

(обсуждение непонятных слов)

– Хотите оказаться «внутри» стихотворения, в его душе? Для этого надо постараться увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), ощутить прикосновения воздуха и запаха.

– Давайте начнём со зрительных картинок-образов. Найдите и прочитайте только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать или ощутить кожей или воспринимать носом (обонять). Постарайтесь не ошибиться!

– Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать.

– А сейчас нас буду волновать только запахи весны.

– В этом стихотворении мы смогли увидеть весну, услышать и почувствовать. Ведь поэт, как художник, открывает нам окружающий нас мир совсем по-новому, помогает увидеть нам прекрасное в совершенно обыкновенных вещах.

– А сейчас, продолжая наш урок, я хочу передать слово Надежде Дмитриевне.

– Наш урок подходит к концу. Что понравилось или не понравилось на уроке? Что вы на нем узнали нового?

– С каким поэтом познакомились?

– Если вас заинтересовал произведения И.А. Бунина, я приглашаю посетить выставку книг с его произведениями и обратиться в школьную библиотеку.

– Дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения.

главная мысль в стихе И. А Бунина Бушует полая вода

Сюжет стихотворения – один весенний день,
наполненный яркими событиями в природе.
Автор отмечает изменения, вызванные приходом
весны, и делится чувствами.

Автор передаёт глубокие переживания.
Приход большой воды, тёплое весеннее солнце,
чистое небо – всё это производит сильное впечатление
и побуждает поэта говорить медленно, уверенно.

Поэт говорит о силе воздействия явлений природы.
Это похоже на сказку.
Бунин радуется приходу весны, и вместе с ним
радуется всё живое, о чём поэт торжественно восклицает:
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
1892
В душе встает тогда вопрос: А где же ты, осуществлена Моих святых надежд и грез, – Родного края возрожденье?. . Сергей Синегуб 1903 НА ЗАКАТЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ Нет, точно здесь жена твоя, Алькеста. Адмет Не призрак ли ее, смотри, Геракл! Еврипид. Перевод Иннокентия Анненского 1901 АЛЬКЕСТА
ВОЗРОЖДЕНИЕ Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая, Так как природа всегда возрождает одно из другого И ничему не дает без смерти другого родиться. ЛУКРЕЦИЙ (Около 94-55 гг. до н. э.) . Перевод Ф. А. Петровского О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ
ВОЗРОЖДЕНИЕ Во времени, обратном Возрожденью, какой ответ для мальчика содею? Я просто напишу ему: — Прости! Я — не наставник юных дарований. Туда, где реет ангел деревянный, пойди — его, а не меня спроси. Белла Ахмадулина «Знамя» 2008, №5 \ Во время пребывания в Казани\ Спас полунощный
ВОЗРОЖДЕНИЕ И разве то не чудо, что он смог, Преодолев неверье и сомненье, Осуществить из пепла возрожденье, Которому помог всесильный Бог. Анатолий Вулах На разных мы общались языках:
возрождение Когда лучи денницы Струят по полю дым, Щебечут звонко птицы, И сердце вторит им – Навек придай забвенью Докучный рой невзгод, Пусть в юном возрожденье Душа твоя цветет! ЙОЗЕФ ФОН ЭЙХЕНДОРФ (1788-1857).Перевод Александра Егорова ПРОЩАНИЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ Но всегда впереди возрожденье: после снега приходит весна! Мы поздравим ее с днем рожденья, Новым летом одарит она! И опять — синевато-зеленым покрывалом — туман по утрам, и опять — сумасшедшим влюбленным повезет, как когда-то и нам! Борис Тайгин Нева, 2006 N7 Я все чаще теперь замечаю.
ВОЗРОЖДЕНИЕ В мансарде, в горшке из-под роз поливают настурции, Ах, бедная Герда, где ж слез возрождения пыл? И царствует вечность в просторах Лапландии – так ли? А как же Освенцим, Гулаг, Зурбаган? Из противоречия Карл Клары стащил Артефакты. Николай Алексеев 1991 БАРДЫ И даже когда прозвучали до тысячи залпов.. .
ВОЗРОЖДЕНИЕ Все в Карпатах меняется к лучшему,— Отворидвери в школу, где дети учатся, с детворою поговори: — Батько кто у тебя? — По Латорицегонит лес! — Мой уехал туда, где строитсяДнепрогэс. Семен Гудзенко ВСЕ В КАРПАТАХ МЕНЯЕТСЯ К ЛУЧШЕМУ.. . 1946-1947
ВОЗРОЖДЕНИЕ Встаньте, возродясь, в полнозвучном хореЗаалевших вод, Над ночною тьмой вскиньте ваши зори, Солнце и народ! ВИКТОР ГЮГО. Перевод Г. Шенгели Из книги «УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНА» 1853 Песня («Мы гуляли там, меж седых развалин. » )
ВОЗРОЖДЕНИЕ Если нам не дано возродиться? Если мы от себя так устали? И пронзит острием единица Древний знак на священной скрижали. Татьяна Варфоломеева 1998 Из сборника “Скерцо для дождя” 2003 Из Гермеса Трисмегиста
ВОЗРОЖДЕНИЕ Мы делали работуБез слов и возражений. И всё это назвалиЭпохой возрождений. Александр Винокур 1966 Стихотворения, не включённые в сборник “За пределами знания” Приехали Колумбы,
ВОЗРОЖДЕНИЕ Но если мне придется убедиться, Что юных дней несбыточны мечты, Что древний мир вовек не возродится, – Пусть я умру – со смертью Красоты. ФЕЛИКС ДАН (1834-1912). Перевод Софии Свириденко ЮЛИАН ОТСТУПНИК

Ссылка на основную публикацию