Никита и его друзья – краткое содержание рассказа Чарушина

Чарушин, Никита и его друзья, подробный пересказ с картинками как сделать?

Чарушин “Никита и его друзья”, пересказ как сделать?

Чарушин “Никита и его друзья”, какие рассказы входят, какой пересказ?

Чарушин “Никита и его друзья”, “Как Никита мне помогал”, пересказ как сделать?

Чарушин “Никита и его друзья”, “Как лошадка зверей катала”, какой пересказ?

“Никита и его друзья”, “Про зайчат”, какой пересказ?

Чарушин “Никита и его друзья”, пересказ подробно с картинками, иллюстрациями как сделать?

“Никита и его друзья” – это рассказы Е. И. Чарушина про мальчика и его приключения, среди природы, животных.

В первом рассказе папа ребенка собирается писать книгу о похождениях Никиты. Мальчик спрашивает, что делает его отец, вызывается помочь. Он хочет написать названия разных историй со своими похождениями. Когда мальчик уезжает помочь маме, то папа видит, что Никита нарисовал рисунок.

Следующее, что повествует автор, это про Никиту в роли охотника. Ребенок устраивает сафари из игрушек: резинового крокодильчика, тряпичного слоника и тигра из дерева, а еще из шнурка делает змею. Далее мальчик прячется и делает вид, что охотится. Выкрикивает страшными голосами звуки, какие издают животные или звуки выстрела. Расправился со всеми “зверями”.

Летом на даче папа и Никита ходят по саду, видят сорочонка. Птенец ускакал и спрятался. Никита увидел, где притаился птенец, сделал вид, что выстрелил из игрушечного ружья, сопровождая возгласом. Сорочонок тоже закричал, а мальчик отшатнулся и побежал к отцу от неожиданности.

Однажды мальчик нашел воробьишку, который не может летать. Он сказал, что выходит и летать научит. Мальчик за птичкой присматривал, давал есть хлеб с молоком, мушек, червей. Постепенно воробей научился перелетать сначала через карандаш, через кирпич на открытом воздухе, через пенек, вскоре совсем прочь улетел.

Следующий рассказ про Никиту и перепелку. Птица живет в клетке, поет по вечерам, когда горит электричество. Никите сказали, что перепелка насвистывает, что мальчику пора спать ложиться. Он умоется, ляжет к в кровать, а тогда свет выключают и птица смолкает. Так каждый день перепелка поет, что Никите укладываться надо. А когда в сад клетку вынесли, то сквозь щель птица выскочила. Только под вечер нашли в кустах.

Папа, сын и щенок Томка ушли в лес за грибами, а нашли рябчиху. Курочка отводить стала прочь, за ней Томка следом, – далеко ушли. А папа с Никитой искали маленьких рябчиков, от которых уводила рябчиха-мать, увидели одного цыпленка. А потом набрали рыжиков, домой вернулись.

Следующая сказка о том, как Никита лягушку посадил в банку, выкармливал.

Потом идет сказка о Никите в роли врачевателя. Дудкой-трубкой он выслушивал, как дышит его собака. Потом “мерил температуру” термометром из карандаша. Когда хотел зубы чистить щеткой, то щенок отобрал, разгрыз щетку.

В рассказе про кошку Никита хочет напугать соседскую кошку, которая забирается на карниз и распугивает птиц. Но сквозь стекло она не слышит, как мальчик ее “пугает”. А когда Никита просит Томку пугать кошку, то она ощетинивается и трое друг друга пугают: Никита и Томка – кошку, она – их. Кошка не выдержала и скатилась с карниза.

Затем рассказ, как на деревянной лошади игрушечной мальчик возил игрушки – катал. Так покатал зайцев, ежа, медведя, потом сам Никита катался.

Следующий рассказ о том, как Никита выхаживал зайчат, а помогла кошка, у которой умерли котята, она кормила зайчат.

Следующая глава о Никите, который из огна наблюдает за самолетами в небе. На Первомай все окна были открыты, видно их было из окна за трубой.

Потом идет рассказ о Никите в зоосаду, как он рисовал животных: изобразил лебедя на одной лапе, вторая под себя подогнута, еще набросками показал фазанов, цаплю. А одна из птиц схватила воробья, а потом выпустила, тот убежал из загона, где цапли.

В очередном рассказе “Злая Галя” девочка в зоосаду дразнит животных: дала медведя вместо конфеты фантик с камнем, потом дразнила, снежками бросалась в зебру. У Гали Столбовой слон проглотил рукавичку, которую ему дала вместо морковки.

Еще есть история про почтальона, зоосад.

Другой рассказ про то, как Ваня охотился, пошел дождь, к нему прыгнула лягушка.

Другая история про кабанов в клетке: Никита их испугался, а парнишка загнал хворостинками в клетку.

Следующими были птицы на озере. Никита лысушонка нарисовал, только у него красок не было и рисунок вышел одним цветом, Никита подписал словами, где какой надо нарисовать цвет.

В другом рассказе Никита ловил лосенка с помощью коры.

Еще рассказ про зеленого австралийского попугая, который относится к “волнистым”. Его посадили в общую клетку с остальными птицами. Попка выбрался из клетки, полетел по комнате, перелетел на лампу, а потом Томке на голову.

Последний рассказ про червей, которые жили в банке, Никита с папой давали им муку. Потом они превратились в куколок. Из куколок вышли жуки, жили потом в доме, а потом пропали. Может, улетели?

Рассказы про Никиту добрые, со смыслом, учат наблюдать окружающий мир, относиться к нему с заботой.

Все секреты правильного питания. Очистка организма

Никита и его друзья чарушин краткое описание. Никитка и его друзья

Художник и писатель Евгений Иванович Чарушин (1901 -1965) широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.
Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал.
Еще мальчиком он часто бывал с отцом на охоте, бродил по полям и лесам. Он знал повадки животных и птиц, сам приручал их, поил, кормил.
Нарисованные им зайчата, медвежата, оленята, волчата вызывают добрые, теплые чувства. Художник изображает животных, тонко передавая их характер; мы узнаем хищника в барсе и тигренке, видим незащищенность зайчика, задиристость петуха, суетливость вороны.
Чарушин работал также в фарфоре, писал декорации для театра. Расписывал стены детских садов и домов пионеров, создавал модели игрушек. Он был талантливым педагогом, много сделавшим для художественного воспитания детей. За выдающуюся творческую и общественную деятельность ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Своим искусством Чарушин способствовал расцвету советской детской книги.

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение,
а затем на прямоугольник слева внизу на панели плеера.

В. Бианки
“Теремок”
Рисунки Е. Чарушина
Гиз, 1929, 22,5 х 19,5
8 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
“Животные жарких стран”
Рисунки автора
ОГИЗ ДЕТГИЗ
1935 год, 29 х 12 см
8 стр. с иллюстрациями
С. Маршак
“Детки в клетке”
Рисунки Е. Чарушина
ОГИЗ
24 стр. с иллюстрациями
29 х 22,5 см, 1935
М. Пришвин
“Зверь бурундук”
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1936 год, 22 х 17,5 см
120 стр. с иллюстрациями
Сказки северных народов
“Олешек Золотые Рожки”
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1937 год, 26,5 х 20 см
50 стр. с иллюстрациями
С. Маршак
“Мой зоосад”
Иллюстрации Е. Чарушина
Серия Для маленьких
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1938 год, 14 х 10 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
“Волчишко”
Рисунки Е. Чарушина
Серия Для маленьких
ДЕТИЗДАТ
1938 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
“Никитка и его друзья”
Рисунки Е. Чарушина и
Р. Великановой
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1938 год, 22 х 17 см
52 стр. с иллюстрациями
В. Бианки
“Чей нос лучше”
Рисунки Е. Рачева и Е. Чарушина
ДЕТГИЗ
32 стр. с иллюстрациями
16 х 13 см, 1942 г
С. Маршак
“Детки в клетке”
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТГИЗ
24 стр. с иллюстрациями
29,5 х 22,5 см, 1947
Русские сказки про зверей
Рисунки Е. Чарушина
Калинин, издание газеты
Пролетарская правда
1948 год, 25,8 х 19,4 см
64 стр. с иллюстрациями
И. Белышев
“Упрямый котенок”
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1948 год,
20 х 26 см
12 стр. с
иллюстрациями
Е. Чарушин
“Что за зверь”
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1950 год, 20 х 15 см
72 стр. с иллюстрациями
Русские сказки про зверей
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1951 год, 26 х 20 см
76 стр. с иллюстрациями
Виталий Бианки
“Первая охота”
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1951 год, 29 х 22,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
“Три рассказа”
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1953 год
16 стр. с иллюстрациями
22 х 17 см
“Тюпа, Томка и сорока”
Е. Чарушин
Рисунки Е. Чарушина
В твердом переплете
Детгиз 1963, 29 х 22 см
64 стр. с иллюстрациями
Е. Сладков
“Бежал ежик по дорожке”
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1953 год
16 стр. с иллюстрациями
27 х 21 см
Корней Чуковский
“Цыпленок”
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1958 год
12 стр. с иллюстрациями
22 х 16,5 см
Н. Сладков
“Воробьишкина весна”
Иллюстрации Е. Чарушина
Детгиз 1959 год
20 стр. с иллюстрациями
27,5 х 22 см
Е. Чарушин
“Бежал ежик по дорожке”
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1961 год
24 стр. с иллюстрациями
27 х 21 см
Н. Смирнова
“Мишка – большой медведь”
Рисунки Е. Чарушина
Художник РСФСР, 1966 год
32 стр. с иллюстрациями
21 х 16,5 см
Н. Сладков
“Медвежья горка”
Рисунки Е. Чарушина
Изд-во Ленинград
Детская литература
12 стр. с иллюстрациями
27,5 х 21,5 см, 1967
Е. Чарушин
“Рассказы”
Иллюстрации Е. Чарушина

272 стр. с иллюстрациями
22 х 16,5 см, 1971 год

В. Бианки
“Мышонок Пик”
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство Детская литература
64 стр. с иллюстрациями
22 х 17 см, 1972 год
Е. Чарушин
“Большие и маленькие”
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство Детская литература
24 стр. с иллюстрациями
26 х 20 см, 1973 год
Е. Чарушин
“Никитка и его друзья”
Рисунки Е. Чарушина
Серия Мои первые книжки
Издательство Детская литература
16 стр. с иллюстрациями
23 х 16,5 см, 1971 год
“Теремок”
Русская народная сказка
Рисунки Е. Чарушина
Серия Для маленьких
Изд-во Детская литература
1974 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрация
“Заячья избушка”
Русская народная сказка
Иллюстрации Е. Чарушина
Серия Для маленьких
Изд-во Детская литература
1975 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрация
Е. Чарушин
“Болтливая сорока”
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство
Художник РСФСР
28 х 22 см, 1975 год
24 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
“Волчишко”
Рисунки Е. Чарушина
Серия Мои первые книжки
Издательство
Детская литература
1977 год, 23,5 х 16,5 см
16 стр. с иллюстрациями
И. Соколов-Микитов
“От весны до весны”
Рассказы о природе
Иллюстрации
Е. Чарушина, Н. Чарушина
Серия Книга за книгой
Издательство Детская литература
1978 год, 21 х 14 см
32 стр. с иллюстрациями
М. Пришвин
“Ярик”
Рассказы
Рисунки Е. Чарушина
Издательство
Детская литература
1978 год, 23,5 х 16,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
“Васька, Бобка и крольчиха”
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство
Детская литература
1978 год, 23,5 х 17 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
“Зверята”
Рисунки автора
Издательство
Детская литература
1982 год, 21,5 х 19,5 см
20 стр. с иллюстрациями

Предпросмотр документа

9/f”IЭ”Я
«Д Е Т С К А Я

Л И Т Е Р А Т У Р А»

МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ

Л И Т Е Рд Т УРд»

Сижу л RaR-тo и пишу.
НиRита на велосипеде,
спрашивает:

Подъезжает RO мне

Ты пишешь, папа? Да? А про что ты пи-
шешь? Наверное, про что-нибудь интересное?
– Про интересное, – говорю. – Хочу напи-
сать RНИЖRУ ДJiл реблт. О том, RaR Женл на-
училсл говорить букву «Р». О том, RaR ты учил
воробупm.а летать. И RaRиe сны видит наш Том-
Rа. ТольRо ты мне не мешай.
3

А Никита обрадовалсл и кричит:
– Я тоже хочу писать! Я тебе помогать буду!
– Да ведь ты ещё не научилсл, – говорю. Ты не умеешь.
– Умею! – говорит. – Дай бумагу.
Вот взлл Никита бумажку, карандаш и стал
карандашом что-то на бумаге рисовать.
– Напиши, – говорю, – НикитушRа, назва-
ние первого рассRаза. Пиши вот таR: «Как Ни-
Rита учил летать воробушка».
Никита что-то написал и спрашивает:
– Е1цё про чего писать?

А теперь пиши: «Как НиRита уRусил To�1Ry)>.
– Ну уж про это л не хочу писать! – сказал НиRита. – Я ведь его нечалнно уRусил. Хо-
тел поRазать, RaR львы Rусаютсл. Не надо про
это писать! – Он слез со стула. – На бумагу, говорит. – Вот л тебе и помог!
Начал я эту бумагу читать. . . Ничего не смог
прочесть.
Ну-ка, может, тебе понлтно?

Есть у НиRиты деревлнный тигр, RроRодил
резиновый и слон. Слон из трлпоR сшит, а вну-
три у него вата.
А ещё есть у Ни:Rиты верёвочRа.
Вот заnрлтал Ни:Rита своего тигра под Rро-
вать, RроRодила – за Rомод, слона – под стол.
– Сидите там, – говорит. – Сейчас л на вас
охотитьсл буду!
А верёвочRа стала змеёй. Тоже под стулом
живёт, извиваетсл там.
– Начинаетсл охота! – Rричит НиRита.
Зарлдил он своё ружьё и пополз.
Полз, полз и на тигра наполз.
А тигр RaR зарычит страшным: голосом:
5

А потом замлукал, как кошка:
«Млу-млу!»
Это, Rонечно, не тигр рычал и млукал, а сам
Никита.
– Бух! Ба- бах! – закричал Никита.
Это будто его ружьё выстрелило. Убил охот-
ник тигра и пополз дальше. Полз, полз и на ди-
кого слона наполз. Стоит слон, клыки вперёд
выставил и трубит хоботом, как в трубу:
«Тру! Трррр-ррр-руууу!)>
Это, конечно. Никита за него трубил.
«Бух, ба-бах!)>
Убил Никита слона и дальше пополз. Полз,
полз и до крокодила дополз. Крокодил зубами
ллзгает и мычит, как бык.
Это Никита от папы узнал, что крокодилы
мычат по-коровьи.
«Бух, ба- бах!» – убит кроRодил.
6

«Бух, ба-бах! » – и змея готова.
Всех перестрелял Никита и кричит:
– Вот я какой охотник! Никого не боюсь!

Летом приехали мы на дачу и пошли гулять.
– Ты что же, Никитушка, ружьё с собой не
берёшь? – спрашиваю. – Ведь ты же охотник.
– Ох, верно, я и забыл! – говорит Никита.
Побежал он домой, на1пёл своё ружьё под
кроватью, надел его через плечо и шагает со
мной рядом.
Идём мы лугом среди белых ромашек с жёл-
тенькими пуговками-середиНRами.
С цветов
бабочки
разноцветные слетают.
:Кузнечики от нас в стороны скачут.
И вдруг видим мы сорочонка. Он совсем та-
кой же, как и большая сорока, – чёрный с бе-
лым, только хвост покороче да сам поменьше.
Скачет от нас сорочонок по траве, крыльями
машет, а летать ещё не умеет.
Доскакал
до
рябинного
кустика и затаился в нём.
Гляжу: стал Никитка-охот-
ник на четвереньки – тоже
притаился. Шёпотом спраrпи-
вает меня:
– Папа! Папа! Можно мне
стрелять?

Стреллй, стреллй, – говорю. – Уж раз ты
охотник, так можно.
И вот пополз Никита по траве к сорочон:ку.
Долго полз с ружьём в py-Re. Совсем близко
подобралсл.
Вот прицелилсл. И вдруг как заорёт во всё
горло:
– Бух! Ба-бах!
А сорочонок выскочил из куста да как за-
кричит:
«Криии! Крээээ! Криии!»
Никита сразу ружьё наземь бросил – и ко
мне. Бежит, спотыкаетсл, падает.
Гллжу:

И сорочонок тоже удирает – только

В другую сторону.
Так друг от друга улепётывают: сорока в лес, а Никита – от сороки из лесу.
– Ты что же, охотничек? Чего испугалсл?
– Да как же! – говорит Никита. – Зачем
она, глупал, сама кричит!

Пошёл НиRита с папой гуллть. Идут по до-
рожRе и вдруг слышат – Rто-то чириRает:
«ЧилиR-чилиR!
ЧилиR-чилиR!
ЧилиR-чилиR!»
И видлт они, что это маленьний воробуrпен
прыгает по дороге. Нахохленный таной, прлмо
RaR шариR натитсл.
ХвостиR у него Rоротеньний, нлюв жёлтый,
и ниRуда он не улетает. Должно быть, не умеет.
– Смотри-Rа, папа, – занричал Нинита, воробей не настолщий!
А папа говорит:
– Нет, это настолщий воробей, да тольRо
маленьRиЙ. ПтенчиR это. Он, наверное, вывалил-
сл из своего гнезда.
9

Тут побежал Никита ловить воробьл и п ой

И стал этот воробушек жить у них

Клетке, а Никита кормил его муха”ги, червлчка-
ми и булкой с молоком.

И вот живёт воробей

И день и
есть просит. Ну

Другой – и всё времл кричит:
и обжора какой! Чуть утром солнце покажетсл,
он зачирикает, всех разбудит.

Тогда Никита сказал:
– Я его научу летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и
начал учить.
Стал перед воробушком на корточки, замахал обеими руками часто-часто.
– Ты крыльлми вот так маrпи,
говорит.
А воробей ускакал под комод.
Ну, покормили воробьл ещё денёк. Опять по-
садил его Никита на пол – за урок принялсл.
Машет, машет руками. . . и: вдруг в о р обей тоже

Замахал крыльлми и полетел!
10

Вот он через нарандаш перелетел. Rарандаш
на полу валллсл.
Вот через красный пожарный автомобиль пе-
релетел. А как стал через неживую ношну-игруш-
ну перелетать, натннулсл на неё и упал.
– Плохо ты ещё летаешь, – сказал ему Ни-
кита. – Давай-на л тебл ещё денён понормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробуп1ен
через Никитину снамейну перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь и свалился.
Видно, надо его ещё немножко покормить.
На другой день Никита взлл воробьл с собой в сад и в траву посадил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенён перелетел.
И стал уже через забор перелетать, да об
него стуннулсл и оплть повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от НиRиты уJ1етел.
Вот RaR здорово Никита научил его летать!

Я давно приметил в лесу одну полян ку с
рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как
жёлтенькие пуговки. Такие маленькие, что в гор-
лышко бутылки пролезают. Их очень хорошо
солить.
Взяли мы по корзинке – я большую, а Ни-
кита маленькую – и отправились в лес. И Том-
ка с нами побежал.
Мы ещё и до поллнни с рыж икам и не до12

Томна закрутился, завертелся на одном
месте OROJIO ёлки – и стал принюхиваться.
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко
захлопал крыльями.
Посмотрели мы за Rуст, а там ходит какая-
то удивительная курочка, ходит и на нас глядит.
Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голо-
ве чёрный хохолок
то подымется колпачком,
то ляжет.
– Это кто?
спрашивает Никита.
– Тише, тише, – говорю я ему, – не пугай,
ш�11и, нан

Это рябчиха.
Вдруг курочка поползла по земле, как мышь,
потом встала столбиком, шею вытянула и ещё
громче захлопала крыльями. Похлопала, похло-
пала, взъерошилась вел, будто больная, и по-
скакала куда-то вбок.
– Чего это она так? – спрашивает Никита.
– Это она хитрит, говорю, – нашего
Том-
ну от цыплят отводит.
Тут и Томка увидал
рябчиху, раньше он только
чуял, а как ув идал, тан
сразу и кинулся на неё.
Рябчиха прихрамывает,
подлётывает, еле бежит от
собаки, будто она совсем
больная.
Притворяется.
А Томна рад: визжит,

Лает, вот-вот догонит рлбчиху, вот-вот за хвост
её схватит. Глупый ТоМRа.
Увела его рлбчиха далеко-далеко в лес, а
потом, видно, села на какое-ни будь дерево. Том-
ка где-то на одном месте лает.
Тут л говорю:
– Давай-ка, Никита, поищем с тобою цып-
ллт. Рлбчиха отсюда Томку не зрл увела – зна-
чит, тут где-то и затаились рлбчата.

Мы приподнлли с земли прелую еловую вет-
ку и видим: какой-то гриб поганка торчит на
тонкой ножке. А под поганкой сидит рлбчонок.
Спрлталсл и даже глаза закрыл.
Я цап его рукой и поймал.
– Готово! Попалсл маленький.
Вон он какой. Совсем как настолщий цыплё-
нок. Только поменьше, и весь полосатый и плт-
нистый. Это длл того, чтобы легче было прл-
татьсл.
-14

Ещё пуховый, а на крылышках перья – зна-
чит, уже летает-порхает. Они так и называются
в это времл: поршки.
Я и Никите дал подержать рябчонка.
– Что же будем с ним делать? – спраши-
ваю. – Унесём домой или оставим рябчихе? По-

Жалуй, он умрёт у нас дома без матери.
– Отдадим ря:бчихе, – говорит Никита.
Так мы и сделали.
Я разжал руку. А рябчонок сидит у меня на
ладони и не двигается:, боитсл очень.
Тут л немножко его подкинул, и он полетел.
Пролетел шагов плть, сел на землю да и
с глаз пропал – то ли в лмку сунулся, то ли
под какой-нибудь листочек залез или просто
прижался к земле. Только сразу потерллсл.
Ну и ловко прячутся эти рябчата!
Мы набрали с Никитой полные корзинки
рьпкиков и пришли домой.
А Томка поздно домой прибежал: его рябчи-
ха ещё долго обманывала – от дерева к дереву
водила.

Никита и его друзья чарушин краткое содержание. Никита и его друзья читать чарушин

Предпросмотр документа

9/f”IЭ”Я
«Д Е Т С К А Я

Л И Т Е Р А Т У Р А»

МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ

Л И Т Е Рд Т УРд»

Сижу л RaR-тo и пишу.
НиRита на велосипеде,
спрашивает:

Подъезжает RO мне

Ты пишешь, папа? Да? А про что ты пи-
шешь? Наверное, про что-нибудь интересное?
– Про интересное, – говорю. – Хочу напи-
сать RНИЖRУ ДJiл реблт. О том, RaR Женл на-
училсл говорить букву «Р». О том, RaR ты учил
воробупm.а летать. И RaRиe сны видит наш Том-
Rа. ТольRо ты мне не мешай.
3

А Никита обрадовалсл и кричит:
– Я тоже хочу писать! Я тебе помогать буду!
– Да ведь ты ещё не научилсл, – говорю. Ты не умеешь.
– Умею! – говорит. – Дай бумагу.
Вот взлл Никита бумажку, карандаш и стал
карандашом что-то на бумаге рисовать.
– Напиши, – говорю, – НикитушRа, назва-
ние первого рассRаза. Пиши вот таR: «Как Ни-
Rита учил летать воробушка».
Никита что-то написал и спрашивает:
– Е1цё про чего писать?

А теперь пиши: «Как НиRита уRусил To�1Ry)>.
– Ну уж про это л не хочу писать! – сказал НиRита. – Я ведь его нечалнно уRусил. Хо-
тел поRазать, RaR львы Rусаютсл. Не надо про
это писать! – Он слез со стула. – На бумагу, говорит. – Вот л тебе и помог!
Начал я эту бумагу читать. . . Ничего не смог
прочесть.
Ну-ка, может, тебе понлтно?

Есть у НиRиты деревлнный тигр, RроRодил
резиновый и слон. Слон из трлпоR сшит, а вну-
три у него вата.
А ещё есть у Ни:Rиты верёвочRа.
Вот заnрлтал Ни:Rита своего тигра под Rро-
вать, RроRодила – за Rомод, слона – под стол.
– Сидите там, – говорит. – Сейчас л на вас
охотитьсл буду!
А верёвочRа стала змеёй. Тоже под стулом
живёт, извиваетсл там.
– Начинаетсл охота! – Rричит НиRита.
Зарлдил он своё ружьё и пополз.
Полз, полз и на тигра наполз.
А тигр RaR зарычит страшным: голосом:
5

А потом замлукал, как кошка:
«Млу-млу!»
Это, Rонечно, не тигр рычал и млукал, а сам
Никита.
– Бух! Ба- бах! – закричал Никита.
Это будто его ружьё выстрелило. Убил охот-
ник тигра и пополз дальше. Полз, полз и на ди-
кого слона наполз. Стоит слон, клыки вперёд
выставил и трубит хоботом, как в трубу:
«Тру! Трррр-ррр-руууу!)>
Это, конечно. Никита за него трубил.
«Бух, ба-бах!)>
Убил Никита слона и дальше пополз. Полз,
полз и до крокодила дополз. Крокодил зубами
ллзгает и мычит, как бык.
Это Никита от папы узнал, что крокодилы
мычат по-коровьи.
«Бух, ба- бах!» – убит кроRодил.
6

«Бух, ба-бах! » – и змея готова.
Всех перестрелял Никита и кричит:
– Вот я какой охотник! Никого не боюсь!

Летом приехали мы на дачу и пошли гулять.
– Ты что же, Никитушка, ружьё с собой не
берёшь? – спрашиваю. – Ведь ты же охотник.
– Ох, верно, я и забыл! – говорит Никита.
Побежал он домой, на1пёл своё ружьё под
кроватью, надел его через плечо и шагает со
мной рядом.
Идём мы лугом среди белых ромашек с жёл-
тенькими пуговками-середиНRами.
С цветов
бабочки
разноцветные слетают.
:Кузнечики от нас в стороны скачут.
И вдруг видим мы сорочонка. Он совсем та-
кой же, как и большая сорока, – чёрный с бе-
лым, только хвост покороче да сам поменьше.
Скачет от нас сорочонок по траве, крыльями
машет, а летать ещё не умеет.
Доскакал
до
рябинного
кустика и затаился в нём.
Гляжу: стал Никитка-охот-
ник на четвереньки – тоже
притаился. Шёпотом спраrпи-
вает меня:
– Папа! Папа! Можно мне
стрелять?

Стреллй, стреллй, – говорю. – Уж раз ты
охотник, так можно.
И вот пополз Никита по траве к сорочон:ку.
Долго полз с ружьём в py-Re. Совсем близко
подобралсл.
Вот прицелилсл. И вдруг как заорёт во всё
горло:
– Бух! Ба-бах!
А сорочонок выскочил из куста да как за-
кричит:
«Криии! Крээээ! Криии!»
Никита сразу ружьё наземь бросил – и ко
мне. Бежит, спотыкаетсл, падает.
Гллжу:

И сорочонок тоже удирает – только

В другую сторону.
Так друг от друга улепётывают: сорока в лес, а Никита – от сороки из лесу.
– Ты что же, охотничек? Чего испугалсл?
– Да как же! – говорит Никита. – Зачем
она, глупал, сама кричит!

Пошёл НиRита с папой гуллть. Идут по до-
рожRе и вдруг слышат – Rто-то чириRает:
«ЧилиR-чилиR!
ЧилиR-чилиR!
ЧилиR-чилиR!»
И видлт они, что это маленьний воробуrпен
прыгает по дороге. Нахохленный таной, прлмо
RaR шариR натитсл.
ХвостиR у него Rоротеньний, нлюв жёлтый,
и ниRуда он не улетает. Должно быть, не умеет.
– Смотри-Rа, папа, – занричал Нинита, воробей не настолщий!
А папа говорит:
– Нет, это настолщий воробей, да тольRо
маленьRиЙ. ПтенчиR это. Он, наверное, вывалил-
сл из своего гнезда.
9

Тут побежал Никита ловить воробьл и п ой

И стал этот воробушек жить у них

Клетке, а Никита кормил его муха”ги, червлчка-
ми и булкой с молоком.

И вот живёт воробей

И день и
есть просит. Ну

Другой – и всё времл кричит:
и обжора какой! Чуть утром солнце покажетсл,
он зачирикает, всех разбудит.

Тогда Никита сказал:
– Я его научу летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и
начал учить.
Стал перед воробушком на корточки, замахал обеими руками часто-часто.
– Ты крыльлми вот так маrпи,
говорит.
А воробей ускакал под комод.
Ну, покормили воробьл ещё денёк. Опять по-
садил его Никита на пол – за урок принялсл.
Машет, машет руками. . . и: вдруг в о р обей тоже

Замахал крыльлми и полетел!
10

Вот он через нарандаш перелетел. Rарандаш
на полу валллсл.
Вот через красный пожарный автомобиль пе-
релетел. А как стал через неживую ношну-игруш-
ну перелетать, натннулсл на неё и упал.
– Плохо ты ещё летаешь, – сказал ему Ни-
кита. – Давай-на л тебл ещё денён понормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробуп1ен
через Никитину снамейну перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь и свалился.
Видно, надо его ещё немножко покормить.
На другой день Никита взлл воробьл с собой в сад и в траву посадил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенён перелетел.
И стал уже через забор перелетать, да об
него стуннулсл и оплть повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от НиRиты уJ1етел.
Вот RaR здорово Никита научил его летать!

Я давно приметил в лесу одну полян ку с
рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как
жёлтенькие пуговки. Такие маленькие, что в гор-
лышко бутылки пролезают. Их очень хорошо
солить.
Взяли мы по корзинке – я большую, а Ни-
кита маленькую – и отправились в лес. И Том-
ка с нами побежал.
Мы ещё и до поллнни с рыж икам и не до12

Томна закрутился, завертелся на одном
месте OROJIO ёлки – и стал принюхиваться.
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко
захлопал крыльями.
Посмотрели мы за Rуст, а там ходит какая-
то удивительная курочка, ходит и на нас глядит.
Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голо-
ве чёрный хохолок
то подымется колпачком,
то ляжет.
– Это кто?
спрашивает Никита.
– Тише, тише, – говорю я ему, – не пугай,
ш�11и, нан

Это рябчиха.
Вдруг курочка поползла по земле, как мышь,
потом встала столбиком, шею вытянула и ещё
громче захлопала крыльями. Похлопала, похло-
пала, взъерошилась вел, будто больная, и по-
скакала куда-то вбок.
– Чего это она так? – спрашивает Никита.
– Это она хитрит, говорю, – нашего
Том-
ну от цыплят отводит.
Тут и Томка увидал
рябчиху, раньше он только
чуял, а как ув идал, тан
сразу и кинулся на неё.
Рябчиха прихрамывает,
подлётывает, еле бежит от
собаки, будто она совсем
больная.
Притворяется.
А Томна рад: визжит,

Лает, вот-вот догонит рлбчиху, вот-вот за хвост
её схватит. Глупый ТоМRа.
Увела его рлбчиха далеко-далеко в лес, а
потом, видно, села на какое-ни будь дерево. Том-
ка где-то на одном месте лает.
Тут л говорю:
– Давай-ка, Никита, поищем с тобою цып-
ллт. Рлбчиха отсюда Томку не зрл увела – зна-
чит, тут где-то и затаились рлбчата.

Мы приподнлли с земли прелую еловую вет-
ку и видим: какой-то гриб поганка торчит на
тонкой ножке. А под поганкой сидит рлбчонок.
Спрлталсл и даже глаза закрыл.
Я цап его рукой и поймал.
– Готово! Попалсл маленький.
Вон он какой. Совсем как настолщий цыплё-
нок. Только поменьше, и весь полосатый и плт-
нистый. Это длл того, чтобы легче было прл-
татьсл.
-14

Ещё пуховый, а на крылышках перья – зна-
чит, уже летает-порхает. Они так и называются
в это времл: поршки.
Я и Никите дал подержать рябчонка.
– Что же будем с ним делать? – спраши-
ваю. – Унесём домой или оставим рябчихе? По-

Жалуй, он умрёт у нас дома без матери.
– Отдадим ря:бчихе, – говорит Никита.
Так мы и сделали.
Я разжал руку. А рябчонок сидит у меня на
ладони и не двигается:, боитсл очень.
Тут л немножко его подкинул, и он полетел.
Пролетел шагов плть, сел на землю да и
с глаз пропал – то ли в лмку сунулся, то ли
под какой-нибудь листочек залез или просто
прижался к земле. Только сразу потерллсл.
Ну и ловко прячутся эти рябчата!
Мы набрали с Никитой полные корзинки
рьпкиков и пришли домой.
А Томка поздно домой прибежал: его рябчи-
ха ещё долго обманывала – от дерева к дереву
водила.

Никита и его друзья – краткое содержание рассказа Чарушина

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 099
  • КНИГИ 592 413
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 789

Чарушин Евгений Иванович

Рассказы о животных

Чарушин Е. И. Рассказы о животных.

Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

“Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать”. Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя — и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть — лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка — все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.

В зоопарке их всех посадили в одну клетку – бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом – кто побольше, кто поменьше.

Самый маленький – самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.

А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.

Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.

Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!

Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие – два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше – никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит – вниз съезжает.

Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит – лапы отдыхают.

Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.

Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.

Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.

Вдруг опять кто-то закричал.

Орёт во всё горло, надрывается.

А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле – у клетки метла стояла.

Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.

Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.

Дали ему опять соску.

Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь – все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.

Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.

В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.

Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:

А чавыча – это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.

В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.

Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, – видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.

Ох, как много идёт рыбы!

А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».

Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:

А она изредка проплывёт – эта чавыча – огромный, драгоценный лосось.

Плывёт она по дну среди мелкой рыбы – горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.

А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто – хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.

И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.

Дикие рыбаки рыбачат.

Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.

Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.

Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.

И хор птичий. И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.

Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.

Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.

Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло – дохлая.

Пищит кулик, ногами семенит.

Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.

Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.

Наглотались чайки рыбьего мяса и дальше отправились. А вороны всё спят, не шевелятся.

Как удачно я выбрал место!

Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.

Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.

Гляжу – с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит – сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.

Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.

Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх – и в лес. Собаки за ней.

Урок литературного чтения в 1-м классе. “Е.Чарушин. “Никита-охотник”

Цели урока.
Обучающая:
-формирование навыка выразительного чтения через работу с произведением Е.Чарушина «Никита – охотник»
Развивающие:
– развитие умения работать по заданному алгоритму (работа с памяткой)
– развитие аналитических умений мыслительной деятельности (через анализ текста с целью характеристики деятельности героев)
– развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия (через работу в группах и парах)
– развитие навыков планирования, контроля и оценки собственной деятельности посредством планирования этапов урока и листа самооценки.
Воспитательные:
– воспитывать умение общаться друг с другом посредством игры
– воспитывать культуру общения и культуру учебного труда
– воспитывать культуру чтения и речи через работу с книгой.

Ход урока.

Организационный момент.
(проверка наличия учебника, ручек, тестов, листов самооценки)

Повторение пройденного.
– На прошлом уроке мы читали по ролям стихотворение А.Барто «Об игре». Мы разбивались на группы и отрабатывали выбранную роль. Давайте посмотрим, что получилось после домашней доработки. (инсценировка А.Барто)
-Выскажем свое мнение о выразительности чтецов.

Новая тема.
– Продолжим разговор о различных играх на этом уроке. Нас ждет знакомство с произведением Е.Чарушина «Никита – охотник». С этим автором мы уже встречались.
– О чем он пишет?(о животных)
– Сегодня о животных мы будем вспоминать, но главным героем будет кто, если судить по названию?(Никита)
– Мы уже упоминали понятие «выразительное чтение». Постараемся еще раз уточнить для себя, из чего складывается выразительность.
Поэтому контрольный вопрос урока звучит так: «Что необходимо мне для выразительного чтения?»
– Поможет провести нам урок планирование нашей деятельности. Давайте посмотрим на картинный план. Нас ждет тест, чтение по ролям, работа в парах, домашнее задание.

Работа с текстом.
-Я начинаю читать. Можете следить за мной или слушать. Ваша задача понять содержание и подсчитать, сколько животных упоминается в рассказе.
После прочтения:
– Чтобы хорошо прочитать, надо хорошо понять содержание прочитанного. Для этого я предлагаю вам тест.
(работа с тестом. Приложение 1)
Повторное чтение.
– В правильности ответов давайте убедимся, читая текст. Но помним, что цель нашей работы учиться выразительному чтению, а поэтому нам необходимо уделять особое внимание поступкам и действиям персонажей.
-Читаем по цепочке по предложениям.
-Убедились сколько животных упомянуто?(показ игрушек: тигр деревянный, крокодил резиновый, слон из тряпок, змея –веревочка)
-Сравните : какие характеристики игрушек не соответствуют игрушкам Никиты?(Дети находят несоответствия между предложенными игрушками и описаниями их в тексте)
-Далее встретилось интересное слово КОМОД.
-Где узнаем значение непонятных слов?(толковый словарь)
-Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.
-Итак, мы прочитали 1 часть.
-Сейчас мы постараемся поиграть вместе с Никитой и подготовиться к чтению по ролям.
-Давайте определим, сколько будет ролей?(автор и Никита)
-Почему?(у животных нет слов, о них говорит автор)
-Читаем вторую часть. Именно ее мы будем читать по ролям. Вот здесь нам и понадобится понять, из каких критериев складывается выразительное чтение.(работа с памяткой. Приложение 2)
-Для того, чтобы предать настроение нам сейчас необходимо после прочтения уточнить, что и как делают персонажи, ответив на вопросы КТО? и ЧТО ДЕЛАЕТ?
В ходе работы с текстом на доске появляется следующая схема

– Теперь решим, что будем передавать при чтении. Выберем средства речевой выразительности(тон, темп, логические ударения, жесты, мимику)
– Тон. Никита возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам, да еще собственная радость, смелость победителя. А у автора – спокойный, поясняющий.
– А почему я на картинках сделала у автора легкую улыбку?(игра, веселая игра, детство свое вспоминает)
– Мимика и жесты. А что это такое нам поможет разобраться физминутка.

Физминутка.
Покажите тигра, слона, змею, крокодила.
А кому в рассказе не надо жестикулировать?

Чтение по ролям.
– Людям какой профессии необходимо выразительное чтение?(артистам)
-А для кого они играют?(для зрителей)
– А где-то в зале сидит режиссер и переживает за актеров, оценивает их работу.
-Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А самый внимательный будет режиссером и оценит актера.(чтение и работа по карточкам самооценки)
– Подведем итоги, что необходимо им для выразительного чтения, на что обратить внимание.
– Начать нам помогут слова:
Мне кажется
Я считаю
По-моему
Я думаю

Работа в парах.
– А теперь вы будете одновременно актерами и режиссерами, работая в паре. Вы выбираете себе роль(по договоренности или выбираете карточку с ролью). После чтения каждый заполняет карточку самооценки, но при этом учитывает мнение товарища (Приложение 3)
Цель: понять, что мне необходимо для выразительного чтения, над каким критерием необходимо поработать.

Оценивание.
-Что выяснили, над чем надо поработать?
-Вот мы и ответили на контрольный вопрос урока и дома продолжим работать над выявленными недостатками.

Домашнее задание.
-Продолжить работу над чтением по ролям и узнать любимые игры взрослых в детстве.

Момент сюрприза.
– А сейчас подошло время узнать, какие любимые игры и игрушки у вас. Покажите нам рисунки с их изображениями. А для поднятия настроения сделаем это под детскую песню о вас, мои первоклассники!

Никита и его друзья – краткое содержание рассказа Чарушина

Чарушин Е. И. Рассказы о животных.

Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

“Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать”. Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя — и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть — лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка — все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.

В зоопарке их всех посадили в одну клетку – бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом – кто побольше, кто поменьше.

Самый маленький – самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.

А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.

Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.

Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!

Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие – два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше – никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит – вниз съезжает.

Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит – лапы отдыхают.

Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.

Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.

Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.

Вдруг опять кто-то закричал.

Орёт во всё горло, надрывается.

А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле – у клетки метла стояла.

Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.

Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.

Дали ему опять соску.

Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь – все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.

Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.

В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.

Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:

А чавыча – это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.

В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.

Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, – видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.

Ох, как много идёт рыбы!

А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».

Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:

А она изредка проплывёт – эта чавыча – огромный, драгоценный лосось.

Плывёт она по дну среди мелкой рыбы – горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.

А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто – хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.

И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.

Дикие рыбаки рыбачат.

Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.

Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.

Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.

И хор птичий. И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.

Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.

Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.

Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло – дохлая.

Пищит кулик, ногами семенит.

Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.

Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.

Наглотались чайки рыбьего мяса и дальше отправились. А вороны всё спят, не шевелятся.

Как удачно я выбрал место!

Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.

Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.

Гляжу – с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит – сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.

Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.

Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх – и в лес. Собаки за ней.

Читайте также:  Подарок феи - краткое содержание сказки Чарской
Ссылка на основную публикацию