Альбом – краткое содержание рассказа Чехова

Краткое содержание по рассказам Чехова

Анна на шее

Молодая, симпатичная девушка выходит замуж за богатого мужчину, который ей годится в отцы. Ее социальное положение очень тяжелое. Читать далее

Аптекарша

В небольшом городке, сидя у окна тоскует аптекарша. Все еще спят, спит и старый аптекарь. Его супруге не спится, она скучает у окна. Вдруг девушка услышала шум и беседу на улице. Читать далее

Беглец

В этом рассказе Чехов повествует с присущим ему юмором и со сжатостью о ребенке. Пашку, у которого нарыв на локте, мама привезла к доктору. Тот потребовал оставить ребенка в больнице на небольшую операцию Читать далее

Беззащитное существо

Кистунов, управляющий банком, отправляется на работу несмотря на свою подагру. В банк является некая Щукина с прошением. Читать далее

Белолобый

В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе Читать далее

В овраге

Автор повести знакомит с необычным расположением села Уклеево. Раскинувшись в овраге, на вид были выставлены лишь трубы его зданий. Село было известно одним событием, произошедшим на поминках местного фабриканта Читать далее

Ванька Жуков

Ванька Жуков – сирота девяти лет отроду. Он жил с дедушкой в одной деревеньке, но вот уж три месяца как его отдали сапожнику Аляхину на обучение. Вечером перед Рождеством Ванька не спит Читать далее

Вверх по лестнице

Некий Долбоносов, советник из уездного городка, как-то по служебным делам приезжает в Петербург, где он неожиданно попадает к князю Фингалову на званый вечер. Здесь он случайно встречает молодого юриста, студента Щепоткина, чему очень удивился. Читать далее

Вишневый сад

События пьесы разворачиваются весной в 1904 году. Любовь Андреевна Раневская с дочерью, служанкой и лакеем возвращаются на Родину Читать далее

Гриша

Гриша – маленький двухлетний мальчик. Он знает мир, ограниченный рамками его дома: детская, гостиная, кухня, отцовский кабинет, куда ему нельзя. Самым интересным миром для него была кухня. Читать далее

Дама с собачкой

Семейный мужчина в Ялте встречает замужнюю женщину. Между ними завязывается курортный роман. Однако, вернувшись по своим городам, оба не могут забыть друг друга и возобновляют свою тайную связь Читать далее

Детвора

Чехов через игру раскрывает характер каждого ребенка: даже ещё не полностью оформившийся характер, а нрав и предрасположенности. Например, самый старший – Гриша Читать далее

Дом с мезонином

Произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином» посвящено несостоявшейся любви молодого художника и провинциальной чистой девушки по имени Женя. Молодой человек не понравился ее старшей сестре, Лиде Читать далее

Драма на охоте

Произведение «Драма на охоте» А.П. Чехова начинается с того, как в редакцию приходит человек и просит напечатать его повесть. Господин представился фамилией Камышев и сказал Читать далее

Душечка

Произведение «Душечка» было написано в 1899 г. Главной особенностью можно обозначить разносторонний показ образа главной героини. За тему можно взять описание любви, которая противопоставлена обществу Читать далее

Дуэль

Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней даму Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге Читать далее

Дядя Ваня

Россия, конец 19 века. Действия пьесы происходят в усадьбе отставного профессора Серебрякова, женатого вторым браком на 27 летней Елене Андреевне. С ним также живут Соня, дочь от первого брака Читать далее

Жалобная книга

В этом рассказе-зарисовке представлена жалобная книга одной станции. Не рассказывается никакой целостной истории, но звучит много голосов Читать далее

Злой мальчик

Рассказ Антона Павловича Чехова «Злой мальчик» повествует нам об истории, которая наглядно показывает влияние устоев общества на взаимоотношения и поведение людей. Главные герои рассказа – Анна и Иван Читать далее

Злоумышленник

С первых строк рассказа перед нами вырисовывается образ главного героя. Это всклокоченный, тощий, босой, давно нечесаный мужик небольшого роста. Читать далее

Иванов (пьеса)

Основным персонажем произведения является уездный помещик Николай Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе образованного тридцати пятилетнего мужчины Читать далее

Ионыч

В своем небольшом рассказе автор высмеивает недостатки человека, которые встречаются почти у каждого. Писатель на страницах произведения показывает нам жизнь земского доктора Дмитрия Ионовича Старцева Читать далее

Канитель

Рассказ этот юмористический, в нем говорится о том, что двум людям нелегко прийти к единому мнению, имея разные взгляды на жизнь. Читать далее

Каштанка

История начинается с описания жизни собаки по кличке Каштанка у столяра Луки и его сына Федора. Собаку часто обижали, иногда не кормили, ругали, били. Тем не менее, Каштанка была очень привязана к семье. Однажды, сопровождая хозяина Читать далее

Крыжовник

Историю своего брата Николая Ивановича рассказывает в гостях Иван Иванович, с грустью рассказывает, хотя, казалось бы, у брата все отлично. Николай, еще в молодости, еще на службе мечтал о собственном домике Читать далее

Леший

Действия пьесы Антона Павловича Чехова «Леший» разворачиваются в имении отставного профессора, человека лет шестидесяти, Александра Серебрякова, в котором он живет из-за своей бедности, так как не может позволить квартиру. Читать далее

Лошадиная фамилия

У генерала в отставке Булдеева случается неприятность – сильно разболелся зуб. Его приказчик советует ему одного целителя, заговаривающего зубную боль. Но вот фамилию его вспомнить он никак не может, упомянув только, что фамилия эта лошадиная Читать далее

Мальчики

Рассказ Антона Павловича Чехова Мальчики повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь Читать далее

Маска

В клубе дают благотворительный бал-маскарад. Желающие танцуют в кадрили, интеллектуалы удаляются в читальню изучать газеты. Тишину нарушает приход веселой кампании. Мужчина в маске, одетый в костюм кучера и шляпу с павлиньим пером Читать далее

Медведь

Елена Ивановна Попова жена помещика. Она имеет несчастье стать вдовой. Женщина находится в глубокой скорби, но реальность заставляет ее оторваться от своей скорби. Читать далее

Мужики

Лакей Николай очень сильно заболел, и уехал со своей семьёй из Москвы на Родину, в бедное село Жуково. Ни жена Ольга, ни дочь Саша не были в восторге от увиденного. Ничего не сказав друг другу, семья отправилась к реке. Читать далее

На мельнице

Герой рассказа Алексей Бирюков, мельник средних лет. Коренастый, здоровый, словно моряк, с красным угрюмым лицом. К нему на мельницу приехали пара монахов, смуглый чернобородый Диодор и старик Клиопа. Читать далее

Налим

Случай нелепый, казусный. Пять мужиков долгое время ловили и упустили в воду налима. Улыбаться начинаешь уже с первых строк. Колоритные плотники Любим и Герасим посланы строить для барина купальню в реке Читать далее

Невеста

Надя собирается замуж за сына местного протоиерея, Андрея Андреевича. Родственники Нади, властная бабушка и мать заняты приготовлением к свадьбе. В доме гостит дальний родственник семьи Саша, он болен чахоткой. Читать далее

О любви

Алехин знакомится с семьей Лугановичей и становится в их доме частым гостем. Но со временем и он, и Анна Алексеевна понимают, что любят друг друга. Однако страхи разрушить свою налаженную жизнь, обидеть близких людей Читать далее

Орден

Перед Новым годом учитель военной прогимназии Лев Пустяков был приглашен на обед к купцу Спичкину. Желая произвести впечатление на самого купца, его двух дочерей и его гостей, отправился Пустяков к своему другу поручику с просьбой одолжить Читать далее

Остров Сахалин

Книга «Остров Сахалин» была написана Чеховым в 1891-1893 годах во время его путешествия на остров в середине 1890-го года. Помимо личных наблюдений автора в содержание путевых заметок вошла и другая информация Читать далее

Палата номер 6

Повесть Палата No6 была написана Чеховым в 1892 году и по сей день является одной из самых популярных. Автор раскрывает в произведении такие темы как: насилие, лицемерие, халатное отношение врачей и судей к людям. Так же можно заметить философские подтемы Читать далее

Рассказ начинается с воспоминаний старого банкира, которые относят его на пятнадцать лет назад. На званном вечере собрались учёные, журналисты, банкиры и юристы. Они обсуждали правильно ли карать преступников смертной казнью. Мнения разделились. Читать далее

Переполох

Машенька Павлецкая, девушка из бедной интеллигентной семьи, живет в семье Кушкиных, где работает гувернанткой. Вернувшись с прогулки, она замечает переполох в доме. Читать далее

Пересолил

Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера. Читать далее

Письмо к учёному соседу

Василий Семи-Булатов пишет письмо своему соседу Максиму. В начале письма он извиняется за беспокойство. Максим – ученый и недавно переехал из Санкт-Петербурга, но с соседями не познакомился, поэтому Василий решил первым пойти на контакт. Читать далее

Попрыгунья

Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз Читать далее

Предложение

В усадьбу помещика Степана Степановича Чубукова приезжает тридцатипятилетний сосед Иван Васильевич Ломов. С виду Чубуков рад Ломову, встречает как родного, ведёт “елейные” разговоры, но на самом деле опасается Читать далее

Радость

В сонный дом своих родителей вбегает взволнованный, взъерошенный, радостный их сын – Митя. Дом сонный, так как все уже собирались спать, но Митя нарушил все спокойствие. Он не находит себе места, повторяет Читать далее

Размазня

В этом рассказе показана сцена выдача жалования гувернантке. Вот только отец семейства решил подшутить над слабохарактерной девушкой, научить ее жизни. Он намеренно обсчитывает ее, обманывает Читать далее

Репетитор

В этом рассказе Чехова покана на примере частного урока вся гамма чувств главного героя: от гордости до пристыженности, от уверенности до смятения Читать далее

Скрипка Ротшильда

Яков Иванов работает гробовщиком. Это дело не приносит ему особого дохода, поэтому он подрабатывает игрой на скрипке во время свадеб. Вместе с Яковом на этом деле зарабатывал еврей по фамилии Ротщильд. Этот играл не очень хорошо. Читать далее

Скучная история

Произведение повествует нам о жизни профессора медицины Николае Степановиче, которого все уважали и считали его достойнейшим человеком. Ведь он так много сделал для науки. Хотя на самом деле, это больной старичок Читать далее

Случай из практики

К тяжелобольной дочери фабриканта приглашают профессора. Вместо себя доктор присылает ординатора Королева. Родившийся и выросший в Москве Читать далее

Смерть чиновника

Однажды экзекутор Иван Дмитрич Червяков наслаждался просмотром «Корневильских колоколов». Он получал от этого истинное удовольствие. Но внезапно у него перехватило дыхание и он чихнул Читать далее

Спать хочется

Под покровом ночи нянька, тринадцатилетняя девочка, покачивает колыбель и тихо напевает песенку. Ребенок в кроватке не хочет спать, и все время хнычет, а Варьку клонит в сон. Но спать ей нельзя, иначе хозяева будут ругаться. Читать далее

Читайте также:  Чехов Письмо к учёному соседу читать текст

Степь

В этой повести показано путешествие по степи главных героев на обшарпанной бричке. Все трое разных возрастов, поэтому воспринимают жизнь, мир, степь, свое путешествие по-разному. Для Ивана Ивановича как для купца это привычный путь Читать далее

Страшная ночь

В произведении А.П. Чехова «Страшная ночь» Иван Петрович Панихидин рассказывает слушателям историю из своей жизни. Он побывал на спиритическом сеансе в доме своего друга Читать далее

Студент

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду Читать далее

Счастье

Беззубый старик и молодой парень стерегут отару овец в степи. В сумерках появляется всадник. В нем они узнают мужчину средних лет, Пантелея. Пожилой пастух завязывает разговор и сообщает новость о смерти Ефима Жменя, кузнеца. Читать далее

Толстый и тонкий

Начинается произведение автор сводит двоих старых друзей, они пересеклись на Николаевской железной дороге. Описание первого товарища, именуемого как толстый начинается с описания, он недавно поел и на его губах еще было маслом Читать далее

Тоска

Главным героем рассказа А. П. Чехова «Тоска» является старый извозчик. У этого несчастного пожилого человека недавно умер сын. Он тоскует и страдает, и ему необходимо рассказать кому-нибудь о своем великом горе. Читать далее

Три года

В произведении отражены некоторые моменты жизни московского коммерсанта Лаптева. В самом начале перед нами перед нами предстает наш главный герой, ожидающий в саду на лавочке Юлию Сергеевну с церковной службы Читать далее

Три сестры

Начинается пьеса оптимистично: и сама погода, и герои радостны. Сестры Прозоровы молоды, полны надежд, каждая счастлива по-своему, но их мечте о переезде в Москву не суждено исполниться в свете революционных событий Читать далее

Унтер Пришибеев

Унтер-офицера Пришибеева судят за оскорбление словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, и других людей. Сам же Пришибеев считает, что виновен не он, а все остальные. Читать далее

Учитель словесности

Никитин Сергей Васильевич работает учителем словесности в гимназии, живет в квартирах с нудным преподавателем истории и географии, который говорит исключительно всем известные школьные истины Читать далее

Хамелеон

В данном рассказе автор показывает людей с характером, который подобен “хамелеону”, то есть в зависимости от жизненной ситуации человек приспосабливается менять свою точку зрения на ту, которая будет для него выгоднее. Читать далее

Хирургия

Произведение А.П. Чехова рассказывает о невежестве в белом халате. Рассказ высмеивает фельдшера земской больницы, который, оставшись вместо доктора «за главного», важничает перед дьячком, у которого нестерпимо болит зуб Читать далее

Цветы запоздалые

Княгиня с дочерью вразумляют Егорушку. Матушка совестит его сыном бывшего крепостного, который выбился в люди и стал врачом. Сестра сочувствует, полагая, что брат пьет от безответной любви. Утомившись от их нотаций Читать далее

Чайка

Действия пьесы проходят в поместье Сорина Петра Николаевичка, к нему в гости приехала его сестра-актриса, Ирина Николаевна Аркадина, с ней ещё приехал и беллетрист Борис Тригорин, последнему еще не было сорока, но он уже являлся довольно знаменитым Читать далее

Человек в футляре

Главный герой рассказа Беликов – учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества. В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности Читать далее

Черный монах

По совету врача чтобы подлечить свое здоровье Андрей Васильевич Коврин отправляется на отдых в деревню. Он гостит у своего воспитателя, Песоцкого Егора Семеновича, известного русского садовода Читать далее

Шведская спичка

Однажды утром к приставу пришел некий Псеков и заявил, что его хозяин, Марк Иванович Кляузов, убит. Становой пристав, вместе с понятыми, прибыл на место происшествия, чтобы изучить детали и опросить свидетелей Читать далее

Шуточка

В рассказе Чехова молодой человек шутит над наивной Наденькой. Они вместе прогуливаются, юноша предлагает скатиться с горы на санках, а для Наденьки это смерти подобно, но после долгих уговоров она соглашается Читать далее

Юбилей

Сидящий за столом в конторе банка Хирин требует срочно принести валерьянки в кабинет директора. Он возмущается тем, что он всё время занят докладом: и дома пишет, и на работе. К тому же у него похоже повысилась температура. Читать далее

Об авторе

Чехов Антон Павлович – один из самых великих русских писателей. Его произведения стали классикой мировой литературы, а пьесы, которые он написал, ставят в театрах многих стран. Большинство его книг экранизированы.

Родился литератор в городе Таганроге 9 января 1860 года. Антон учился в греческой школе-гимназии, а потом уехал в Москву и поступил в университет, где получил профессию врача. С юных лет будущий автор увлекался написанием небольших рассказов, но писателем не собирался быть, так как это ремесло не приносило достаточного заработка.

Будучи студентом университета, молодой человек написал «Письмо к ученому соседу». Повествование было напечатано в журнале, но под другим названием. Небольшие истории печатались в издании «Осколки». Сборник рассказов впервые вышел в виде книги в 1884 году и назывался «Сказки Мельпомены».

В молодые годы Чехов совершил путешествие по югу страны, побывал в Крыму и на Кавказе, и в скорости написал свою «Степь», в которой описал свои наблюдения о тех местах. В 1890 году писатель отправился На Сахалин. Там он видел своими глазами жизнь ссыльных людей. Все свои неизгладимые впечатления писатель отразил в книгах «Остров Сахалин», «В ссылке».

Больше всего литератору нравился драматургический стиль написания. Антон Павлович, еще учась в гимназии, начал писать такие сочинения, к сожалению многие не дошли до наших дней. Его пьесы «Иванов», «Медведь», «Лебединая песня» активно печатались в различных изданиях и ставились на сценах. «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» – эти пьесы принесли Чехову мировую известность. Их до сих пор показывают на всех больших сценах мира. Его «Палата 6» неоднократно использовалась сценаристами кино в разных странах.

Чехов никогда не считал себя детским писателем, но в его коллекции немало книг написанных для детской аудитории.

Антон Чехов – Альбом

Антон Чехов – Альбом краткое содержание

Альбом – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Чехов Антон Павлович

Титулярный советник Кратеров, худой и тонкий, как адмиралтейский шпиль, выступил вперед и, обратясь к Жмыхову, сказал:

— Ваше превосходительство! Движимые и тронутые всею душой вашим долголетним начальничеством и отеческими попечениями…

— Более чем в продолжение целых десяти лет, — подсказал Закусин.

— Более чем в продолжение целых десяти лет, мы, ваши подчиненные, в сегодняшний знаменательный для нас… тово… день подносим вашему превосходительству, в знак нашего уважения и глубокой благодарности, этот альбом с нашими портретами и желаем в продолжение вашей знаменательной жизни, чтобы еще долго-долго, до самой смерти, вы не оставляли нас…

— Своими отеческими наставлениями на пути правды и прогресса… добавил Закусин, вытерев со лба мгновенно выступивший пот; ему, очевидно, очень хотелось говорить и, по всей вероятности, у него была готова речь. И да развевается, — кончил он, — ваш стяг еще долго-долго на поприще гения, труда и общественного самосознания!

По левой морщинистой щеке Жмыхова поползла слеза.

— Господа! — сказал он дрожащим голосом. — Я не ожидал, никак не думал, что вы будете праздновать мой скромный юбилей… Я тронут… даже… весьма… Этой минуты я не забуду до самой могилы, и верьте… верьте, друзья, что никто не желает вам так добра, как я… А ежели что и было, то для вашей же пользы…

Жмыхов, действительный статский советник, поцеловался с титулярным советником Кратеровым, который не ожидал такой чести и побледнел от восторга. Затем начальник сделал рукой жест, означавший, что он от волнения не может говорить, и заплакал, точно ему не дарили дорогого альбома, а, наоборот, отнимали… Потом, немного успокоившись и сказав еще несколько прочувствованных слов и дав всем пожать свою руку, он, при громких радостных кликах, спустился вниз, сел в карету и, провожаемый благословениями, уехал. Сидя в карете, он почувствовал в груди наплыв неизведанных доселе радостных чувств и еще раз заплакал.

Дома ожидали его новые радости. Там его семья, друзья и знакомые устроили ему такую овацию, что ему показалось, что он в самом деле принес отечеству очень много пользы и что, не будь его на свете, то, пожалуй, отечеству пришлось бы очень плохо. Юбилейный обед весь состоял из тостов, речей, объятий и слез. Одним словом, Жмыхов никак не ожидал, что его заслуги будут приняты так близко к сердцу.

— Господа! — сказал он перед десертом. — Два часа тому назад я был удовлетворен за все те страдания, которые приходится переживать человеку, который служит, так сказать, не форме, не букве, а долгу. Я за всё время своей службы непрестанно держался принципа: не публика для нас, а мы для публики. И сегодня я получил высшую награду! Мои подчиненные поднесли мне альбом… Вот! Я тронут.

Праздничные физиономии нагнулись к альбому и стали его рассматривать.

— А альбом хорошенький! — сказала дочь Жмыхова, Оля. — Я думаю, он рублей пятьдесят стоит. О, какая прелесть! Ты, папка, отдай мне этот альбом. Слышишь? Я его спрячу… Такой хорошенький.

После обеда Олечка унесла альбом к себе в комнату и заперла его в стол. На другой день она вынула из него чиновников и побросала их на пол, и вместо них вставила своих институтских подруг. Форменные вицмундиры уступили свое место белым пелеринкам. Коля, сынок его превосходительства, подобрал чиновников и раскрасил их одежды красной краской. Безусым нарисовал он зеленые усы, а безбородым — коричневые бороды. Когда нечего уже было красить, он вырезал из карточек человечков, проколол им булавкой глаза и стал играть в солдатики. Вырезав титулярного советника Кратерова, он укрепил его на коробке из-под спичек и в таком виде понес его в кабинет к отцу.

— Папа, монумент! Погляди!

Жмыхов захохотал, покачнулся и, умилившись, поцеловал взасос Колину щечку.

— Ну, иди, шалун, покажи маме. Пусть и мама посмотрит.

«Альбом», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Альбом» был написан в апреле 1884 г. 24-летним Чеховым и напечатан 5 мая 1884 г. в №18 журнала «Осколки» под псевдонимом А.Чехонте. Для собрания сочинений Чехов сократил текст, превратив рассказ в двухстраничную миниатюру.

Литературное направление, жанр

«Альбом» – миниатюрный реалистический юмористический рассказ.

Проблематика

В крошечном рассказе поднимаются общечеловеческие проблемы.

На первом месте – подвергнутое осмеянию лицемерие чиновников. Лицемерны Кратеров и Закусин, поздравляющие своего начальника Жмыхова с юбилеем. Их речь состоит из слов в высоком стиле, но совершенно лишена смысла: «И да развевается. ваш стяг ещё долго-долго на поприще гения, труда и общественного самосознания».

Лицемерен юбиляр Жмыхов, который сначала растроган до слёз и считает альбом с фотографиями подчинённых высшей наградой за службу «не букве, а долгу», а потом смеётся вместе с сынишкой над испорченным портретом подчинённого.

Читайте также:  Чехов На мельнице читать текст

Лицемерна даже дочь-гимназистка, которая называет альбомчик хорошеньким, при гостях обещает спрятать, а сама на следующий день выбрасывает из него фотографии чиновников. Нет лицемерия только в маленьком Коле, который дорисовывает чиновникам бороды и усы, прокалывает им булавкой глаза и играет в солдатики. Мальчик не скрывает своих поступков, ведь он подобрал то, что выбросила старшая сестра, и папа не ругает его за шалость.

В чеховских рассказах устами младенца глаголет истина. Коля обращает внимание читателя на другую, более глубокую, проблему: Жмыхов и его семья не только лицемерны, но и бездушны. Жмыхов искренне тронут поздравлением подчинённых, так что начинает думать, что «он в самом деле принёс отечеству очень много пользы». Но при этом юбиляр не ценит поздравляющих его коллег. Его дочь Оля знает, что альбом не дорог отцу, что ценность альбома – в его стоимости (50 рублей). Тем более чиновники ничего не значат для Коли.

Герои рассказа

Юбиляра статского советника Жмыхова, чиновника 4 класса, поздравляют коллеги, которые служат под его началом 10 лет. Эта честь предоставлена титулярному советнику Кратерову, чиновнику 9 класса, которому немного подсказывает Закусин. Когда Жмыхов целуется с Кратеровым, тот бледнеет от восторга. Почему ему выпала честь сказать речь: то ли он старается выслужиться, то ли искренне восхищается начальником?

Не случайно именно Кратерова сын Жмыхова выделил из других чиновников и, превратив в монумент, понёс показывать отцу. Это та честь, которой пока удостоился делающий карьеру чиновник. Но, может быть, со временем он заслужит настоящий памятник.

Семью Жмыхова представляют его дети: гимназистка Оля и маленький Коля. Может показаться, что дети Жмыхова не уважают отца или плохо воспитаны: Оля бросает на пол портреты коллег отца, Коля разукрашивает их. Читатель ждёт в конце рассказа сурового наказания для гадких детей. Но ничего подобного не происходит: Жмыхов хохочет, умиляется и целует Колю. Дети чувствуют настроение и отношение отца, не обманывают его ожиданий.

Где-то «за кадром» угадывается жена Жмыхова, к которой чиновник отправляет сына, чтобы тот показал «монумент» Кратерова. Читатель догадывается, что и мать не отругает Колю за проступок.

Сюжет и композиция

Рассказ делится на две равные части. Первая – поздравление Жмыхова коллегами-подчинёнными. Бессмысленная и формальная речь растрогала юбиляра, а потом слёзы Жмыхова умилили коллег. Читатель теряется в догадках: насколько искренни чувства чиновников? Ответ он находит во второй части.

Вторая часть занимает больше времени. На юбилейном обеде в кругу семьи и друзей Жмыхов показывает альбом, который уносит дочь. На следующий день дети находят альбому и фотографиям новое применение.

Стилевые особенности

Чехов виртуозно использует деталь. Самая важная – альбом, проявляющий истинную сущность героев. Увидев альбом, Оля говорит о его цене. Эта деталь показывает, что в альбоме она ценит только форму, то есть сам альбом. Содержание (фотографии) ничего не стоят, как и люди, изображённые на них.

Ещё одна деталь – фотографии, брошенные на пол. Так в этой семье относятся к низшим по званию.

То, что Оля заменила в альбоме вицмундиры на белые пелеринки подруг, свидетельствует об одинаковых ценностях поколений: всё решает форма, внешнее.

Краткое содержание рассказа Чехова “Человек в футляре”

Рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре», краткое изложение которого здесь приведено, является очень важным для творчества писателя. Он раскрывает тему психологии замкнутого в себе человека. Потребность закрыться от общества неоднократно описывалась классиком в других произведениях. Данный рассказ можно назвать квинтэссенцией темы «футлярности».

Введение в тему

«Человек в футляре» не является полностью самостоятельным произведением. Он входит в «Маленькую трилогию», написанную автором на одном дыхании в 1898 году. Помимо «Человека в футляре», в этот сборник включены рассказы «О любви» и «Крыжовник». Трилогия была написана, когда у Чехова диагностировали туберкулез. Писатель работал быстро, словно боялся не успеть изложить все мысли. Читать краткое содержание этого произведения нужно всего две минуты, а полное изложение – около получаса.

Основные персонажи

Произведение относится к жанру «рассказ в рассказе». То есть сюжет излагается как бы не автором, а героем-повествователем. Им в рассказе выступает учитель гимназии Буркин. Небольшого роста и полной комплекции, он очень наблюдателен и умеет делать философские выводы.

Какой же рассказ без слушателя? Таковым в произведении выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Этот старик также не лишен философского мышления. Именно он делает вывод из рассказа Буркина.

И, наконец, герои самого повествования учителя гимназии:

  • Беликов, прозванный всеми в провинциальном городке «Человеком в футляре». Он учитель «мертвых» языков – древнегреческого и латыни. И все в нем как бы неживое. Прозвище получил за то, что все вещи у него были упакованы в футляры и чехлы. И сам он даже в хорошую погоду ходил в ватном пальто, калошах и с зонтом.
  • Михаил Саввич Коваленко, приехавший из Украины в город молодой учитель истории и географии. Его характеристику автор дает бегло, но можно сделать вывод, что он придерживается прогрессивных взглядов.
  • Варенька Коваленко, сестра Михаила. Лет тридцати, но незамужняя. Бойкая, веселая, хорошо исполняет украинские песни. Рассказчик дает ей меткое определение – «мармелад, а не девица».

Краткий пересказ рассказа «Человек в футляре» тезисно

Учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Ивановича связывала любовь к охоте. Побродив по лесам в окрестностях села Мироносицкое, два приятеля остановились на ночлег в доме деревенского старосты. Они поужинали, но время было еще слишком раннее, чтобы укладываться спать. Чтобы скоротать часок-другой, друзья охотники заводят беседу о нелюдимых чудаках, которые «как улитки или раки-отшельники, прячутся в своих скорлупках». Эта тема заставляет учителя гимназии вспомнить случай, произошедший с его сослуживцем Беликовым. И он предлагает ветеринару послушать эту весьма поучительную историю.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре»

В самом начале главы рассказчик дает меткое описание героя своего повествования. И не только внешнее. «Человек в футляре» и жизнь ведет, как улитка. Он запирает дом на все засовы и замки. Экономку он не держит из соображений «как бы кто чего не подумал». Поэтому всем в его доме заправляет Афанасий – вечно пьяный повар. Беликов – человек, безоговорочно подчиняющийся всяким директивам и циркулярам. Все он упрятывает в футляры, чехлы, коробочки, и свое собственное тело в том числе.

Вечно поднятый воротник и черные очки дополняют образ Человека в футляре. Даже избранная им профессия – «мертвые» языки – свидетельствует о том, что Беликов пытается сбежать от вечно меняющегося живого, настоящего, к застывшему прошлому. Доходит до смешного: чтобы «поддерживать товарищеские связи с коллегами» (что предписывается директивой членам педколлектива), он заявляется к ним домой, но, поскольку боится поднять какую бы то ни было тему в разговоре, молчит.

Но странное дело: этого зануду и смешного человека в калошах и пальто боятся не только гимназисты, но и учителя, директор и все жители города. От него веет какой-то серостью, унынием, все чувствуют себя в его присутствии скованными.

Свежий ветер в уездном городке

Новый учитель Михаил Коваленко и его сестра Варенька были полной противоположностью унылому Беликову. Веселые, открытые к новым ощущениям и людям, эти двое вскоре завоевали расположение жителей города.

Как-то раз директор гимназии отмечал именины. Варенька своим пением сумела растормошить даже Человека в футляре. Увидев это, местные матроны тут же загорелись идеей поженить пару. Беликова стали донимать разговорами о том, что такому человеку, как он, негоже жить бобылем и что ему нужно жениться.

30-летняя Варя и сама была не против замужества. Она явно благоволила к мрачному преподавателю. Но Человек в футляре, признав необходимость жениться, не спешил просить ее руки. Как он признался однажды рассказчику Буркину, уж очень у Вари бойкий нрав, «а ведь брак – штука серьезная».

Первый удар

Какой-то остроумец распространил рисунок, изображавший Варю с Беликовым, идущих вместе под зонтом. Милая проделка всех только развеселила. Но не Человека в футляре! Для него карикатура с подписью «Влюбленный антропос» стал настоящим душевным ударом. Сюжет произведения вдруг становится трагическим.

Но нашего героя ждало еще одно испытание: выйдя из гимназии на улицу, он внезапно узрел брата и сестру Коваленко, которые мчат, крутя педали велосипедов и весело разговаривая друг с другом. У Человека в футляре прямо ноги подкосились от этого непотребства. Всю ночь он не мог сомкнуть глаз, а на другой день рано отпросился со службы.

Беликов сталкивается с братом и сестрой Коваленко, едущими на велосипедах

Второй удар

Ярый приверженец формуляров решил вразумить Коваленко, что кататься на велосипеде недопустимо для учителя гимназии, а для женщины – тем паче. Михаил не препятствовал матримониальным планам своей сестры, но он невзлюбил Человека в футляре с первой же встречи.

Он даже дал ему новое прозвище – «Глитай або ж Павук» («Упырь или же Паук» – аллюзия на одноименную книгу украинского писателя Марка Кропивницкого). Вареньки не было дома, и Михаил, почувствовав, что у него развязаны руки, высказал все, что он думает о взглядах Человека в футляре. Тот пригрозил пожаловаться директору. В ответ Михаил попросту спустил зануду со ступенек лестницы.

Окончательный удар

Именно в это время к дому подошла Варенька в компании других дам. Женщина подумала, что ее воздыхатель упал с лестницы по своей неосторожности. Катился он так потешно, что хохотушка не смогла удержаться от смеха. Другие дамы стали ей вторить. Мысль о том, что об этом происшествии будет судачить весь городок, что он станет предметом пересудов, оказалась столь трагична для Беликова, что он вернулся домой, «лег в постель и больше уж не вставал».

Болел он целый месяц, а потом скончался. Хоронили его в хмурый дождливый день. И только лицо покойника светилось умиротворением. Наконец-то он обрел футляр, из которого его уже никто не вытянет.

Смерть «Человека в футляре»

В чем идея произведения

Буркин подводит краткий итог содержанию своего рассказа. Поначалу все в городе почувствовали облегчение от того, что мрачного зануды больше нет. Казалось, скука и скованность ушли навсегда. Но прошла неделя-другая, а жизнь в провинциальном российском городке осталась такой же серой и унылой.

Выслушав собеседника, ветеринар-философ делает мудрое заключение:

«А разве жизнь в душном и тесном городе, марание ненужных бумаг, игра в винт — разве это не футляр?».

Произведение учит жить свободно, так, как велит сердце, не оглядываясь на мнение окружающих. А девиз Человека в футляре – “Как бы чего не вышло!” – в конечном итоге ведет к тому, что индивидуальность может попросту деградировать.

О любви – краткое содержание рассказа

Название произведенияО любви
АвторАнтон Чехов
ЖанрРассказ
Год написания1898

Главные герои

  • Павел Константиныч Алехин – небогатый помещик, который поделился с гостями историей своей любви
  • Анна Алексеевна – молодая супруга Лугановича, к ней Алёхин испытывал чувства

Другие персонажи

  • Дмитрий Луганович – супруг Анны Алексеевны, простодушный добряк
  • Буркин, Иван Иваныч – гости Алёхина, которым он поведал историю своей любви
  • Никанор – повар с пухлым лицом, маленькими глазами, буйным нравом, пьяница
  • Пелагея – красавица, влюблённая в Никанора

Краткое содержание

Главный герой рассказывает своим гостям историю любви повара Никанора и красавицы Пелагеи, которая не хотела идти замуж за него, потому что Никанор был буйный и пьющий, а тот в свою очередь настаивал на браке, так как был набожным и не хотел жить так. Так как Пелагея не соглашалась на брак, Никанор в состоянии опьянения даже бил её, поэтому Алёхину и слугам приходилось её защищать и не оставлять их наедине в доме во время таких сцен. Собеседники начинают рассуждать на тему, каким же образом зарождается между людьми любовь, почему красавица Пелагея полюбила Никанора, и приходят к выводу, что тайна сия велика есть и что надо …объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать .

Алёхин решил рассказать собеседникам и свою историю. Начал с того, что после окончания университета вернулся в поместье для работы на земле, несмотря на то, что по воспитанию был белоручка, чтобы отдать большие долги отца, которые тот накопил, оплачивая его учёбу. На земле Павел Константиныч работал в полную силу, наравне со всеми мужиками, в итоге, от его культурных привычек мало что осталось, поэтому он был рад тому факту, что его выбрали в почётные мировые судьи и появилась возможность выезжать в город и принимать участие в заседаниях окружного суда. Такие поездки его развлекали, давали возможность пообщаться с образованными людьми, что было весьма кстати после длительной жизни среди крестьян.

Там Алёхин познакомился с милейшей личностью Лугановичем, товарищем председателя окружного суда , который пригласил его на обед к себе домой и познакомил со своей женой Анной Алексеевной. В ту самую первую встречу в начале весны ей было не больше двадцати двух лет и за полгода до этого у неё родился первенец, она была интеллигентной и обаятельной. Сам Алёхин так вспоминал эту встречу: … и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери .

Следующая волнительная встреча произошла в театре поздней осенью и …опять то же самое неотразимое, бьющее впечатление красоты и милых, ласковых глаз, и опять то же чувство близости . Анна Алексеевна сказала тогда, что вспоминала Алёхина летом и была уверена, что встретит его сегодня. Павел Константиныч стал частым гостем в доме Лугановичей, супруги беспокоились о нём, если он долго не приезжал и о том, что он, образованный человек, вынужден тяжело работать и при этом никогда не иметь достаточных средств к существованию. Сам же Алёхин был несчастлив, постоянно думал об Анне Алексеевне, пытался разгадать тайну, что же побудило её выйти замуж почти за старика, …почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка .

Алёхин с Анной Алексеевной много разговаривали, молчали, но не признавались друг другу в своих чувствах. Он часто спрашивал себя, честно ли это будет, если вдруг из-за его чувств оборвётся счастливое течение жизни её мужа и детей. Так же он считал свою жизнь достаточно обыденной, неинтересной, думал о том, какой смысл увлекать Анну Алексеевну из одной …будничной обстановки…в другую такую же или ещё более будничную . Она же в свою очередь думала о детях, муже и о своей матери, которая любила Лугановича, как родного сына, а годы между тем шли.

Тайно влюблённые посещали вместе театр, касались друг друга плечами, сидя на соседних креслах, в городе о них уже ходили слухи, в которых не было ни слова правды. В конце концов у Анны Алексеевны случилось расстройство нервов, она часто бывала в плохом настроении, не желала видеть ни детей, ни мужа, …являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни . К Алёхину появилась некая раздражительность, в любых спорах она всегда вставала на сторону его противников. Но всё рано или поздно заканчивается, Лугановичу дали должность председателя в одной западной губернии. Было принято решение, что сначала уедет на лечение в Крым супруга, а потом он с детьми на место новой службы.

Когда провожали Анну Алексеевну, то Алёхин забежал к ней в купе в последний момент, чтобы отдать забытую корзинку, их взгляды встретились, он обнял её, слёзы потекли из её глаз. Павел Константиныч признался ей в любви и

«…со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить»

Так влюблённые расстались навсегда.

Рассказ заканчивается размышлениями гостей Алёхина о том, что как жаль, что этот прекрасный человек с умными глазами много работал на земле в Софьино, а не занимался наукой или чем-то другим более приятным. Ещё они думали о молодой даме и о её печальном лице в момент прощания в поезде. Иван Иваныч и Буркин встречали её в городе, а последний был даже с ней знаком и считал её красивой.

Краткое содержание повести Антона Павловича Чехова «Цветы запоздалые»

Антон Павлович в своем творчестве особое внимание всегда уделял любовным и семейным линиям. Простые житейские истории писались им настолько буднично и одновременно глубоко, что не оставляли равнодушными читателей. Составить грамотное эссе или сочинение по произведению поможет анализ повести «Цветы запоздалые», краткое содержание которой не отнимет у читателя больше 10 минут.

История создания и публикации

Повесть Антона Чехова «Цветы запоздалые» была написана им в 1882 году. В это же время произведение впервые публикуется, как часть сборника «Мирской толк», подписанного А. Чехонте.

Особенность рассказа заключается в повествовании жизни близкого друга писателя — Николая Ивановича Коробова. До последних дней они оставались преданными своей дружбе. Сюжетная линия закручена на трагичности людских судеб. Герои сами запутываются в бытовых мелочах, что оборачивается для персонажей грустным финалом.

Повесть неоднократно экранизировалась и становилась сюжетом для театральных постановок.

Анализ произведения

Анализируя одно из самых трогательных произведений знаменитого писателя, можно сделать вывод, что только истинная любовь способна переменить человека, заставить его отказаться от всех благ. В повести Чехова о запоздалых цветах представлены следующие главные персонажи:

  1. Маруся — дочка княгини Приклонской, хорошо воспитанная девушка, влюбленная в бывшего крепостного семьи.
  2. Княгиня Приклонская, воспитывающая двоих детей, находящаяся на грани разорения.
  3. Егорушка — сын главы княжеской семьи, ведущий разгульный образ жизни, становящийся причиной разорения.
  4. Топорков — бывший крепостной княжеского семейства, ставший успешным доктором и возлюбленным Маруси.

Начинать анализ «Цветы запоздалые» Чехова стоит с того, что название такое автором было подобрано не просто так. Одного из главных персонажей, прошедшего через тяжелый путь от бедности до богатства, смогла изменить только любовь к героине повести. Забыв о корысти и тщеславии, он говорит о том, что не цвести цветам поздней осенью. Эта авторская отсылка к читателям говорит красноречиво им, что нельзя терять в себе человека.

Основные идеи повести:

  1. В центре рассказа заложена идея стремления к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоски по этим ощущениям.
  2. Наряду с этим упоминается порочность. Мысли автора о том, как богатые люди теряют все богатство, если ведут неправильный образ жизни.
  3. Идея потери души, что свойственно каждому человеку. Здесь все пороки в себя вобрал Егор, который сам пострадал от разгульной жизни, довел своим поведением до смерти мать и сестру.
  4. Лиричность главной героини, испытавшей множество горестей. Она запуталась в паутине житейских мелочей, но абсолютно ничего не сделала, чтобы исправить ситуацию.

В своем произведении Антон Павлович Чехов грамотно раскрывает психологические вопросы, волнующие общественность по сей день.

Краткое содержание

Начинать краткое содержание «Цветы запоздалые» Чехова следует с рассказа о семье Приклонских. Именно в доме князей происходит действие. На улице стоит теплый осенний денек. Маруся Приклонская — порядочная и хорошо воспитанная дочь своих родителей. Главным примером в жизни для нее является мать, так как отец умер.

Любит главная героиня и своего брата Егора. Егорушка — любитель суматохи и праздной жизни, который тратит время и семейные деньги на друзей, алкоголь, развлечения, девушек. Он постоянно ввязывается в драки, среди его знакомых появляются не очень хорошие люди, меняющие в корне поведение молодого человека.

Княгиня Приклонская постоянно поучает сына. Она ставит тому в пример бывшего крепостного княжеской семьи — Топоркова, который смог своими силами добиться хорошего положения в обществе, несмотря на низкое сословие. Он стал отличным и известным в городе доктором. Но подобные рассказы не впечатляют и не учат ничему Егорушку.

Маруся оправдывает брата, говорит, что парень страдает от безответной любви. Видимо, поэтому ему приходится заливать горе и душевную боль алкоголем. Егор жалеет семью, пытающуюся безутешно исправить его, и одновременно ненавидит всех, кто говорит ему об изменении поведения. Он просто приходит в бешенство, что заканчивается очередной попойкой и мыслями, как бы сестра и мать исчезли навсегда. В этот день молодой князь Приклонский напивается до беспамятства.

Болезнь семьи

Вскоре княжескую семью настигает несчастье. Дети княгини Приклонской сильно заболевают. И ей приходится обращаться к тому самому доктору Топоркову. Маруся сразу влюбляется в смышленого юношу, называет его благородным мужчиной, о котором ей доводилось ранее читать лишь в романах.

Считая врача достойнейшим человеком, она невольно сравнивает его с порочным и непутевым братом. Топорков отвечает девушке взаимностью и просит руки Маруси, а в придачу внушительное наследство. Это настолько обижает мать невесты, что та отказывает доктору. Но врача не расстраивает подобный исход. Он сразу же меняет Марусю на дочку богатой купчихи.

Безалаберность князя Приклонского приводит семью к разорению. Происходит это незадолго после кончины матери семейства. Егор становится еще пущим развратником и гулякой. Встретившись со своей любовницей, он отбирает у сестры последние сбережения. Душевные терзания не покидают девушку, она переживает и вскоре заболевает. За помощью ей приходится обратиться к бывшему возлюбленному Топоркову. Она рассказывает мужчине о болезни, разорении, любви. Тот принимает чувства больной девушки, говорит ей о браке по расчету и намерении увезти героиню в Париж для лечения.

Смерть Маруси

Но это не спасает Марусю. Спустя 3 дня после приезда в Южную Францию она умирает. Топорков страдает, вспоминает о былых мечтах, учебе в университете. Потом смотрит на богатый интерьер, обшитые бархатом кресла, часы за 300 рублей, устланный ковром пол.

Он понимает, что все богатство, которого он так жаждал, оказалось тщетным. Любимого человека больше нет рядом.

Топорков принимает решение вернуться на родину. По приезде он забирает Егорушку к себе, так как брат возлюбленной сильно напоминал Марусю чертами лица. Продолжает работать врачом. Егор пользуется своим положением и продолжает вытягивать деньги, только уже не из семьи, а из страдающего от горечи утраты доктора.

Ссылка на основную публикацию