Сочинение на тему Древние люди 5 класс

Доклад сообщение Первобытные древние люди 5 класс

О жизни первобытных людей известно немного. Ученые до сих пор ведут споры о том, как и когда, возник первый человек на земле. И все же, некоторые из них допускают, что первые следы человеческой жизни возникли около 2 миллионов лет до н.е.

Точно описать образ жизни первых людей невозможно. О том, как они жили, в точнее выживали, свидетельствуют находки археологов. В частности – это орудия труда.

Наука пришла к мысли, что древние люди не были одиночками, а жили коллективно, общинами, ведь только так можно было выжить. Роли в общине были распределены, и каждый член занимался той работой, которая ему была по силам. Мужчины занимались добычей пищи, строили жилища (кров), а женщины рожали детей, растили их, занимались домашним хозяйством. Такая система домостроя и ныне утратила своей актуальности, ведь инстинктивно женщина ищет сильного мужчину добытчика, а мужчина ждет от жены еду на столе и порядок в доме, видит в ней нежную и страстную любовницу и мать для будущего потомства.

В первобытных общинах была строгая иерархия, принимались важные решения, распределялись обязанности. Самые старшие члены общины занимались обучением детей и молодых воинов.

Разумеется, древние люди выживали за счет тяжелого труда. Первыми орудиями труда были палка и наостренный камень. С помощью такого простого орудия ходили на охоту, защищались от дикого зверя, использовали для земледелия.

Разумеется, у древних людей были примитивные потребности. На первом мете – это питание, кров над головами и инстинкт продолжения рода. К условиях природы люди были вынуждены подстраиваться, поэтому вели кочевой способ жизни. Свои временные жилища обустраивали в местах ближе к воде. В качестве жилья древние отдавали предпочтения пещерам, ущельям. Для поддержания тепла люди разводили костер, охраняли его.

Несмотря на тяжелые условия жизни, первые люди на земле редко болели, но умирали от тяжелых условий. Продолжительность жизни составляла не более 40 лет. Исследователи эпохи палеолита склонны думать, что питание древних людей было простым, но далеким от полноценного. В основе их рациона преобладала белковая пища (мясо, насекомые). Был дефицит углеродов (овощей и фруктов). С того момента, когда люди научились готовить пищу на огне прошло немало времени, и человек начали эвоционировать, ведь в термически обработанной пище больше полезных веществ.

Внешне первые люди напоминали больших и сутулых горилл. Крепкое телосложение, длинные руки, небольшой размер головного мозга, слабая речь. В те времена человек был тесно взаимосвязан с природой, по сути – это были самые первые и безобидные дети природы.

Доклад на тему Как жили древние люди

Первобытные люди появились на нашей планете очень давно. Огромный вклад в науку внесли ученые-археологи, которые узнали, как же жили люди в те времена.

Тогда люди не жили в одиночки, они собирались небольшими сообществами. Так было легче выживать. Они образовывали небольшие семья и вместе охотились, защищались и жили. В каждом таком сообществе были свои законы и правила, которые нужно было выполнять. Все вопросы они решали сообща.

Первобытный человек напрямую зависел от природы. К примеру, если было засушливое время, то им не было чем питаться. Если случался пожар, то они охотиться. Ведь звери просто убегали.

В те времена почти не было никаких орудий труда. Тогда они начали затачивать камень, чтобы им резать пищу и охотиться. Охотиться они ходили с палкой, которая была заострена на одном конце.

Люди того времени не могли построить дом, так как у них не хватало навыков и инструментов для этого. Жили люди в пещерах. Они старались найти дом поближе к воде, чтобы проще было охотиться на животных. Так как животные часто приходили к воде, чтобы напиться воды.

Люди того времени невероятно боялись огня. По их мнению, огонь приносил разруху и страх. Пожар – одно из самых страшных явление для человека.

Однако, со временем, первобытный человек понял, что огонь может приносить и пользу. К примеру, огонь помогает согреться. Так же они поняли, что еда гораздо вкуснее, когда приготовлена. Тогда они стали «приручать» огонь, боясь его потерять. Люди даже назначали стражу, чтобы те охраняли огонь. Огонь стал неотъемлемой частью жизни человека того времени.

Позже люди поняли, что огонь можно создавать и сами. Древние люди были весьма наблюдательны и проницательны, в итоге поняли, что при трении сухих кусков дерева друг об друга, может получиться огонь. Этот навык упростил жизнь людям. Теперь они могли кочевать с места на место.

Условия, которые тогда были, помогали людям развиваться и замечать что-то новое. Они развивали свои навыки в охоте и просто жизни. Со временем древний человек приручил природные слиты.

Сообщение 3

Время появления первобытных людей на нашей Земле насчитывает более миллиона лет. Древнейшие люди были сильно похожи на крупную обезьяну. Имели большое отличие от людей нашего времени. Первобытных людей характеризует очень низкий лоб. Мозг древнего человека также, был намного меньше, а вот руки – сравнительно длиннее. Они свешивались ниже колен. Плюс и сами первобытные люди сильно наклонялись вперед при ходьбе. Имели они довольно неуклюжие пальцы, с помощью которых они могли выполнять только самую примитивную и простую работу (к примеру, хватать предметы, бить и махать ими или рыть землю).

Речь у древних людей отсутствовала. Они могли издавать лишь короткие звуки, тем самым, выражая свой страх или попытку предупредить друг друга о приближающейся опасности.

Люди занимались собирательством. Они собирали дары природы: плоды деревьев с помощью палок и других приспособлений, выкапывали личинки насекомых, крали птичьи яйца. Собирательство, а далее и охота считаются первыми занятиями человека.

Качество жизни первобытных людей было ужасающим и очень опасным. При встрече с крупным зверем, человек погибал, так как не умел себя должным образом защитить. Также, не легко было найти себе пропитание. Многие умирали от голода и холода. Не каждый человек мог дожить даже и двух десятков лет. Больше половины погибали от болезней.

Жить поодиночке в этих суровых условиях означало неминуемую смерть. По этой причине они жили группами. При коллективном образе жизни они могли вместе добывать еду, греться у общего костра, защищаться от хищников. В сравнительно теплый период они селились у берегов рек. А в холодное время года – прятались в пещерах, так как они надежно защищали их от холода. Костер в пещере мог согреть всю группу. Эти пещеры они отвоевывали у пещерных зверей (медведей и львов).

Первобытные люди научились изготовлять орудия для охоты. Первыми самодельными орудиями человека были оббитый камень и обычна палка. Люди начали добывать себе пищу охотой, которую они научились вести совместно, объединившись в небольшие группы. Люди научились сшивать шкуры убитых зверей, изготавливать из них одежду и жилье. Человек постепенно научился быть менее зависимым от климатических условий.

Поначалу, люди бережно хранили пламя, «созданное» природой: образовавшееся ударом молнии или пожара, но со временем они научились добывать огонь самостоятельно. Коллективные решения и действия в первобытном обществе сыграли очень значимую и положительную роль. Процесс изготовления орудий труда, появление речи, способность к развитию и обучению чего-то нового – оказались очень полезными.

4, 5 класс. История. Окружающий мир

Картинка к сообщению Как жили древние люди

Популярные сегодня темы

Теорема Пифагора представляет собой один из наиболее фундаментальных постулатов геометрии. Именно эта теорема используется довольно активно в самых разных областях.

Симметрия является неотъемлемой частью мира, в котором мы живем. Мы восхищаемся красотой природы, архитектурными сооружениями, механическими приборами и шедеврами искусства

По некоторым данным Воронеж существовал в 12 столетии, некоторые записи свидетельствуют, что о нем говорится уже в 1284 году. Однако официальная дата создания приходится на 1585 год, когда и

Планета Земля очень обширна, на ней расположено много разнообразных территорий, которые заполнены разными народами. Численность населения – это непостоянный показатель, который меняется ежедн

К главным особенностям драматургии Чехова относятся новаторство и художественное своеобразие каждого из его произведений. Разбирая черты его драматических произведений более детально, можно в

Исторически сложилось, что Вторая Мировая война – одна из самых жестоких и кровопролитных войн в мире за последние 100 лет. Начало её датируется 1 сентября 1939 года, а конец 9 мая 1945 года.

Доклад Как жили древние люди 5 класс

Сегодня возникает много споров о том, как возник первый человек на Земле. Наука и религия до сих пор не могут прийти к единому мнению. Ученые придерживаются мнения, что первые люди были потомками обезьяноподобных существ, населявших землю много миллионов лет назад. Эти существа имели длинные руки и ходили всегда с согнутыми спинами. Прошло время, жизнь менялась, у этих первобытных людей развился мозг, их спины выровнялись, изменилось их мировоззрение. Большинство людей придерживаются данной теории возникновения человека, но это пока не полностью подтверждено.

Как бы там ни было, но многие обнаруженные учеными останки древнего человека, могут рассказать о нем много интересного. Исследователи узнают, откуда был древний человек, чем он питался, и каким был образ его жизни. Многие останки поведали, что древние люди ходили с небольшим наклоном вперед, они имели длинные руки, которые свисали даже ниже колен. Лоб древнего человека был достаточно низкий, с мощными надбровными дугами. Древние люди не умели разговаривать, они общались между собой лишь звуками. Лишь после того, как в процессе эволюции у человека развился мозг, древние люди смогли освоить речь.

Древние люди обитали предпочтительно в жарких странах, так как они не умели строить жилища и делать одежду. Чтобы прокормить себя и свое потомство мужчинам пришлось научиться делать орудия труда. Для этого они брали материалы, имеющиеся под рукой. Чаще всего это были камни и палки. Древние люди научились делать дубинки, и палки-копалки. Со временем у них получалось изготовить нож и скребок, с помощью которого можно было отлично разделать шкуру животного. Мясо животного древние люди употребляли в пищу, а вот из шкур научились делать одежду и спать на них. Такое применение шкур дало возможность людям осваивать даже холодные районы планеты.

Читайте также:  Сочинение на тему Доброе сердце

Древние люди долгое время боялись огня, со временем они научились добывать его от загоревшегося дерева после удара молнии. А чуть позже добывать с помощью трения палки о палку. Овладение огнем дало первобытному человеку много преимуществ. Огонь стал для них источником тепла и света, но самое главное сырое мясо можно было обжарить на огне, и оно становилось вкусным. С помощью костра люди научились готовить пищу, и отгонять от себя хищного животного. Женской задачей было поддерживание огня, пока мужчины занимались охотой.

Люди жили группами, вместе они и отправлялись на охоту. Мужчины окружали жертву, загоняя ее в круг, после чего добивали и приносили домой. Женщины в это время смотрели за детьми, собирали ягоды и другие съедобные растения. На смену первобытному человеку пришел человек разумный. Люди изменились внешне, они начали совершенствовать предыдущие орудия труда. Были изобретены многие приспособления из костей, чтобы шить одежду из шкур. Люди изобрели лук и копье, которое служило отличным помощником в охоте. Человек разумный селился общинами, в это время он освоил строение жилищ.

Первые древние люди предпочитали охотиться на животных, они уже хорошо освоили земледелие. Люди научились заниматься ловлей рыбы, были приручены многие дикие животные. Длительность жизни улучшилась, первобытные люди кочевали по другим территориям. Они выращивали зерна, разводили животных, которые давали им не только мясо, но еще молоко и шерсть. Таким образом, древние люди постепенно освоили не только собирательство и земледелие, они занялись скотоводством. Ими были открыты многие плодородные земли и прекрасные долины, они стали все больше кочевать в поисках лучших территорий.

Как жили древние люди

Популярные темы сообщений

Древний Рим, государство расположенное около реки Тибр. Возникло в 8 веке до нашей эры. Сначала были захвачены Аленинский полуостров, затем включилась западная и юго-восточная части Европы. А также Малая Азия,

Благодаря человеку, дождевые черви распространены на всех континентах за исключением Антарктиды и повсеместно приносят огромную пользу, улучшая плодородие почв. Поэтому они заслуживают нашего пристального внимания.

Каждому человеку хочется иметь настоящего друга, который был бы рядом не только в минуты радости, но и помогал в трудные времена. А также всегда бы мог дать дельный совет и поддержку. Как пример истинной дружбы можно привести отношение

Древние люди (5 класс)

Как жили древние люди: быт

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда и огонь

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, выдалбливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

Рис. 1. Древний человек добывает огонь.

Охота и собирательство

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

Рис. 2. Первобытный охотник.

Земледелие и скотоводство

Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

Появление неандертальцев

Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделываение шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанный рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.

Рис. 3. Неандерталец.

Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.

Что мы узнали?

Из статьи на тему “Древние люди” (5 класс) мы узнали, что, согласно данным археологов, древнейшие люди по истории своего происхождения прошли четыре стадии развития от человека прямоходящего до человека разумного. У них были примитивные орудия труда и оружие, они занимались сначала присваивающими, а затем производящими формами деятельности, жили общинами.

Сочинение на тему Древние люди

Наверно каждому человеку приходила в голову мысль о том, а какой был их предок. Да, конечно, некоторые составляли свое генеалогическое древо, но дальше седьмого или восьмого поколения никто не уходил. А какой был наш самый древний предок, от кого мы пошли, чья кровь течет по нашим венам так никто и не знает.

Лично я представляю себе древнего человека не с камнем и дубиной в руке, а цивилизованным человеком. Возможно, мой предок был в то время ученым и делал большие открытия, он был конструктором всех чудес света, а до наших дней сохранилось только одно. Возможно, сейчас мы деградируем, а представляем о себе что — то великое.

Согласитесь в голове невозможно уместить то, что цивилизация, которая была до нас, была великой, и ее уничтожили.

Древние люди знали все тайны вселенной, возможно, они нашли жизнь на других планетах и даже смогли связаться с ними. Также древние люди, в отличие от современных, были более духовно развитыми. Для них главными ценностями были семья и забота о своем клане. Возможно, поэтому это и помогало им стать великими, ведь любовь и поддержка любимых и дорогих людей помогает идти вперед и добиваться целей.

Развитие ведь начинается с развитием души, а уже после каких — либо навыков. Возможно, мои мысли совсем неправдивы, и развитие шло, так как описывается в учебниках по истории. Но согласитесь, что порой охота пофантазировать и поверить в чудеса, которые в жизни не случаются.

Ответ на данный вопрос никогда не будет найден и люди так и будут продолжать спорить на данную тему. Ну и пусть верят, что их предки были обезьянами, а мне хочется верить, что мои предки были великими людьми.

В конце концов, моя идея тоже имеет право на жизнь и кто-то в глубине души осознает, что я права. А пока известно только одно, благодаря древнему человеку я живу на этой планете.

Сочинение древние люди для 5 класса по истории

Сочинение на тему Древние люди

Другие сочинения по теме:

Как объясняли древние греки и древние славяне явления природы Вряд ли найдется человек, который не читал мифов древних греков и славян, этих интересных и загадочных историй о богах и.

Урок на тему «Древние пресмыкающиеся» Жест Наталья Олеговна, Учитель биологии гимназии №40, Город Екатеринбург Тема урока: Древние пресмыкающиеся Цели урока: Образовательные: Сформировать представление о многообразии.

Сочинение на тему Люди труда В мире существует много разных профессий. Некоторые из них считаются престижными. Но, не все люди могут работать банкирами, экономистами и.

Сочинение на тему: маленького человека в произведении бедные люди Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя . Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского.

Сочинение на морально-этическую тему: Люди говорите хорошие слова Как много различных смыслов, значений, эмоций может вмещать одно-единственное слово! Какой неисчерпаемой, непостижимой силой оно обладает! Но только от нас.

Сочинение на тему «Что люди скажут» Любой из нас на собственном опыте знает, как приятно иметь дело с человеком веселым, остроумным, способным видеть смешное даже в.

Читайте также:  Сочинение Описание внешности человека 7 класс (Подруги, друга, мамы, бабушки)

Люди в белых халатах. Сочинение на тему будущая профессия Профессия врача — это одна из самых древних и уважаемых профессий. В давние времена люди уважали и ценили тех, кто.

Сочинение на тему Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами Множество людей живут четко стараясь придерживаться голоса разума и здравого смысла. Они стараются обходить стороной рискованные предприятия, сдерживают в себе.

Люди! Помогите пожалуйсто найти сочинение на тему: филосовские вопросы в прозе бунина В своем творчестве писатель обращается к самым различным темам. В мир художественной литературы И. А. Бунин входит как автор произведений.

Урок для 5 класса по теме: «Древние образы в современных народных игрушках» — скачать бесплатно Краснодарский край, ст. Староминская Учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9 Грудьева Наталия Алексеевна Урок изобразительного искусства для 5 класса Тема.

Древние повести «Яньский наследник Дань» Дань, престолонаследник царства Янь, жил заложником в стране Цинь. Тамошний князь глумился над ним, не отпускал домой. Оскорбленный Дань задумал.

Древние германцы и скандинавы. Скандинавские мифы. Снорри Стурлусон Возникновение мира, природы, людей Германцы. Древние греки и древние римляне плохо знали большую часть территорий к северу и северо-востоку от.

План-конспект урока истории в 6 классе «Кочевые племена на просторах Восточной Европы. Древние тюрки и ранние тюркские государства» Кочевые племена на просторах Восточной Европы. Древние тюрки и ранние тюркские государства План-конспект урока истории в 6 классе Тип урока.

Сочинение на тему Россия — родина моя Сочинение Россия — родина моя для 4 класса Россия — наша родина. Под словом родина так много спрятано. Родина —.

Сочинение по роману Достоевского «Бедные люди» Редко Кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман «Бедные люди» , восторженно.

Твір на тему Люди в білих халатах Професія лікаря — це одна із самих древніх і шановних професій. У далекій давнині люди поважали й цінували тих, хто.

Эти взрослые — такие странные люди. Сочинение по сказке «Маленький принц» Читая «Маленького принца», сердце окутывает печаль. Никто и никогда не смог понять рисунки автора к сказке. На них изображены не.

Сочинение на тему Человек на войне Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная. Она ни один год испытывала силы.

Древние поучения на воскресные дни Великого поста СБОРНИКИ УСТОЙЧИВОГО СОСТАВА. В древнерусской книжности особенно широкое распространение получили сборники. Это могли быть «сборники смешанного содержания», включавшие в свой.

Твір роздум: Люди як люди Для мене М. О. Булгаков є однієї з найбільших загадок людського генія. Усе без винятку його утвору виділяються з величезної.

Древнейшие люди
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Проект урока истории 5 класс “Древнейшие люди”57 КБ
Презентация к уроку истории 5 класс “Древнейшие люди”1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Древнейшие люди»

Цели урока : – изучение учащимися условий жизни древнейших людей;

– подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;

– формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской, компьютером), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);

– развитие познавательного интереса учащихся;

– воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.

Понятия и термины : прародина, первобытные люди, орудие труда, рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.

Тип урока: комбинированный

Используемое оборудование и материалы:

● Компьютеры для учащихся (8 рабочих мест)

● Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира» Авторы сценария Е. Корниенко, П. Корниенко (Дрофа, 2006 год)

● Презентации Power Point, подготовленная к уроку (Приложение № 1)

● Раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания) (Приложение № 2)

● Учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2009)

Использованные информационные ресурсы:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ )
  1. в подготовленной презентации Power Point:
  1. «Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации
  2. «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации
  1. «Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522) (этап закрепления изученного на уроке) (Приложение № 3)
  1. Презентация Power Point «DM-1» Алексея Чернова (сайт http://lesson-history.narod.ru/ )
  2. История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?») ( http://pochemuchca.ru/history.html )
  3. Энциклопедия человека («Формирование человека») ( http://man.claw.ru/ )
  4. Википедия (http://ru.wikipedia.org/)
  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

  1. Дайте определение истории как науки.
  2. Для чего нужно изучать историю?

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (поверхность интерактивной доски) (слайд № 2– зачитывается перечень). Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах.

(После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).

  1. Изучение нового материала.

3 .1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.)

Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

– На каком материке находится искомая область?

– Какая часть материка включает искомую область?

– Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина – первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

(На интерактивной доске – физическая карта Восточного полушария интерактивного наглядного пособия. С ней начинает работать учитель)

Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

– Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

– По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

Учитель предлагает учащимся с помощью маркера обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования . При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.

На поверхность интерактивной доски снова проецируется презентация – слайды №№ 3 (Олдовайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя:

«В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдуваиская».

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6).

3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.

Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6). Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)

Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.

Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила, слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила).

Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ – … (устно)

3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя.

3 .4. Овладение огнем (5 мин.)

Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

(Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№ 14, 15, 16 с комментариями учителя).

  1. Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)

– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.

  1. Закрепление изученного на уроке (8 мин.)

Учитель предлагает учащимся пересесть на рабочие места возле компьютеров группами по 2-3 человека (такие группы планируются заранее).

На экране – слайд № 19 с опорными словами для составления мини-рассказа о жизни древнейших людей.

На каждом мониторе открыт файл «Сцены из жизни древнейших людей» (ЦОР № 194522), с которым учащиеся знакомятся с помощью мыши и выбирают один из пяти сюжетов для составления рассказа.

Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.

(Через 8 минут работы группы сдаются учителю, все работы оцениваются к следующему уроку).

  1. Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).

П. 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 11 (устно), запись отличий человека от животных в тетради, по желанию – подготовка сообщения по теме «Как совершенствовались орудия труда первобытных людей».

1.Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И. История древнего мира – Москва: Просвещение, 2009

Творчество учащихся

Чиркова Валерия. «Если бы я была древним человеком. » 2008

Что было в далёкие, древние-древние времена? Наверное, каждый человек задумывался над этим вопросом, и не раз. Ведь всем хочется узнать то, что никогда не узнаешь. Человек имеет натуру, которая жаждет знать того, что ей не дано знать. Хотя есть люди, которые верят в чудо, и им иногда везёт! Я хочу рассказать свою историю чуда.

После того как я несколько минут мечтала о том, каким бы древним человеком я была , я поняла, что вокруг меня образовывается непонятная воронка. Она то поднимает меня вверх, то покачивает влево, то отводит вправо, то опять приподнимает. И вот я очутилась на каменистой земле. Сразу же возникли вопросы: « Где я? Кто я?» Вокруг меня большие деревья, насыпи камей, маленькие островки зелёной, нежной, чистой травки. Недалеко от меня пещера. Спустя несколько минут, проведённых мною в изучении окружающей местности, я начала догадываться о том, что попала в древний мир, о котором так много мечтала. Помимо рассматривания ландшафта, я заметила, что на мне накинута шкура пантеры. Значит, я сама первобытна, так же, как и мир, в котором я нахожусь. Получается мои догадки… это, правда!

Начинало темнеть, и я, набравшись смелости и в то же время страха, зашла в пещеру. Благодаря горящему факелу я сумела разглядеть невероятную наскальную живопись. Там были изображены знакомые почти каждому современному человеку европейские лица. Это были нынешние и бывшие лидеры государств и другие люди , великие и знаменитые. Естественно, меня всё это очень удивило, но представьте мою реакцию, когда я увидела большинство всех этих знаменитостей, едущих на огромном мамонте, похожем на гигантский корабль, причём ехали они в мою сторону. Я стояла и понемногу продвигалась вперёд, навстречу мамонту. Невозможно передать мои ощущения и моё выражение лица, которое никогда не повторится. Мои округлённые глаза преданно смотрели на мамонта. Он приближался ко мне. Наконец мы остановились. Так мы стояли какое-то время, хотя… Времени я не ощущала. Меня привело в сознание то, что мамонт обкрутил свой хобот вокруг моих ног и поднял меня над собой. Затем одним движением посадил меня между Коко Шанель и Джеймсом Куком. «Креслами» служили свёрнутые в спиральки волосинки. Всё-таки это был многоуровневый корабль с «каютами» и сидящими в них людьми. Здесь было всё как на настоящем лайнере. И «палубы», и лестницы… Всё как живое, только сплетено из живой плоти мамонта. Всё было очень интересно, даже забавно, но была одна странность. На мамонте царила тишина, и было слышно только дыхание и шаги нашего извозчика. Никто ничего не говорил. Но было ощущение того, что все общаются, но как.… Спустя какое-то время я поняла, что у всех людей очень подвижны глаза. И тут меня осенило, что все общаются при помощи взглядов. Было очень интересно наблюдать за «общающимися» глазами людьми, но передо мной открылся потрясающий вид. Наш извозчик поднялся в гору, с которой открылось поражающее восприятие зрелище. Перед нами появилось огромное озеро, в котором плавали лохнэсские чудовища, развлекались мамонты, и рассекали туда-сюда морские коровы. «Несси» были такими же, как их представляют сегодня. Они были большими, с длинными шеями, но совсем не ужасными, даже наоборот. Их вытянутые, немного похожие на лошадиные, морды, как бы улыбались своими белоснежными травоядными зубами. Получается, что в озере Лох-Несс обитают милые и совсем безобидные существа, которые сохранились до наших дней (21й век). Мамонты, которые там купались, были поменьше того, на котором мы ехали, но они тоже внушали уважение. Хотя они выглядели очень миленькими. Мамонты напоминали маленьких детей, который плещутся в воде, играют в догоняшки, обливают друг друга, набирают в хоботы воду, а потом выплёскивают её, образуя над собой маленькие зонтики. Морские коровы были совсем не похожи на обычных коров. Они были очень грациозны и внушительны. Они были похожи на спортивных пловцов, тренирующихся к олимпиаде по плаванию.

Ну а теперь слушайте дальнейшее описание ландшафта тех дальних, а может и тех же, в которых живём мы с вами сейчас, земель. Над водоёмом парил дракон Эрагон. Вдалеке виднелись пышущие огнём пики высоких гор, загадку которых я долго не могла разгадать. Справа зеленел сосново-еловый бор, а слева золотели ржаные поля. Сзади, как я уже описывала, была горка, под которой находилась каменистая пустыня. Озеро, казалось, разделяло этот мир на четыре части, а его помощниками были довольно большие реки. Это было описание ландшафта, а теперь перейдём к воссозданию действия. Когда мы подошли довольно близко к воде, у мамонта в хоботе, непонятно откуда, появилась удочка. На это удилище сразу же вскочил огромный, по сравнению с нашей семикилограммовой щукой, древний вид рыбы – ихтеохавр. Тут же висящий в воздухе Эрагон подлетел к нашей добыче и за несколько секунд сделал из неё ароматно пахнущее жаркое. Все пассажиры зашевелились и куда-то пошли. Среди идущих людей я увидела очень высокого мужчину, в котором я узнала основателя нашего города – Петра Первого. Он стал моим маяком – проводником на последующее время. Его было очень трудно потерять из виду из-за его роста, и к тому же он везде был одним из первых, и в большей части ему я обязана тем, что не потерялась во время своего длительного путешествия. Но я забежала немного вперёд. Вернёмся к идущим куда-то людям. Я, решив им не мешать, стоя посреди дороги, потекла по течению. Оно привело меня на «террасу», которая находилась на спине у мамонта. Там на глиняном узорном блюде, «красовался» зажаренный ихтеохавр. Рядом с блюдом стояли стопки с маленькими тарелочками. Все накинулись на вкусное, как потом оказалось, угощение. Каждый подходил и отрывал себе по кусочку лакомства. Его нужно было брать немного, но он давал огромное количество сил, энергии и бодрости. Ихтеохавр был настолько огромным, что его хватило всем. Я подумала, что энергия мне ещё понадобится, и отважилась его попробовать. Отломила себе маленький кусочек от огромной рыбки. Она оказалась очень нежной и, казалось, была зажарена в панировочных сухарях, под которыми скрывалось тающее во рту, рыбье мясо. Полакомившись блюдом дня, я перешла в другую часть «террасы». Там было большое количество маленьких стаканчиков, стоящих на большом столе. Жидкость, которая была там налита, переливалась разными цветами. Было интересно попробовать такую «хамелеонистую» жидкость. Я подошла к столу и взяла жёлтый стаканчик из целого ряда разноцветных, которые также были разных цветов, но не переливались, как напиток, налитый в них. На вкус это было похоже на лимонный квас. Мне понравился этот необычный вкус, и я решила взять ещё один стаканчик поднимающей настроение жидкости. На этот раз я выбрала красный бокал. В нём был тот же квас, но с другим оттенком вкуса. Теперь это был клюквенный наполнитель. С тёплым стаканчиком, в котором был холодный напиток, я подошла к краю мамонта и увидела нашего «кока». Эрагон наворачивал круги, огибая нас. Он парил, но смотрел не перед собой, а на горящие пики. В его взгляде чувствовался нежный трепет и грусть.

Ссылка на основную публикацию