Анализ стихотворения Цветаевой Моим стихам, написанным так рано…

Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» Цветаевой

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» изучают в 8 классе. Оно считается пророческим, ведь молодая поэтесса в его строках смогла предсказать свой творческий путь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Моим стихам, написанным так рано» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Моим стихам, написанным так рано.

История создания – было написано в 1913 г., когда поэтесса отдыхала с семьей в Коктебеле.

Тема стихотворения – судьба первых произведений поэтессы.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирической героине, который по смыслу можно разделить на части: рассказ героини о том, как творились ее стихи, надежда на то, что ее творениям «настанет свой черед». Формально стихотворение состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам».

Эпитеты«маленькие черти», «нечитанные стихи».

Сравнения«сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

История создания

М. Цветаева написала анализируемое произведение в 1913 г. На момент создания строк поэтессе было всего 20 лет. Тогда она пребывала в Коктебеле вместе с семьей и в личной жизни чувствовала себя счастливой. Тем не менее, в русской литературе ее творчество не сразу заняло почетное место.

До 1913 г. Марина Ивановна успела выпустить три сборника, но признание получил только один. Большинство ранних стихотворений Цветаевой критики-современники считали посредственными, лишенными четко выраженных идей и далеко неидеальными с точки зрения композиции. Такие отзывы не заставили поэтессу отложить перо. В ее душе не угасала надежда на то, что ее творчество признают. Как видим, пророчество сбылось.

Стоит вспомнить об известном биографическом факте. Родственники и друзья Цветаевой отмечали, что поэтесса могла предсказывать будущее. Часто она говорила о загадочных вещах, которые позже сбывались. Сама же поэтесса признавалась, что ее произведения создавались сами, будто ее рукой кто-то водил. Именно так, по ее словам, появились и анализируемые строки.

В центре авторского внимания тема судьбы ранних произведений. Главными образами стихотворения являются лирическая героиня и ее стихи. Во время прочтения произведения воображение рисует молодую поэтессу, полную жизненной энергии и оптимизма.

Первые катрены – характеристика ранних стихотворений лирической героини. М. Цветаева показывает восприятие произведений их автором и это придает описаниям особый смысл и эмоции. Ведь никто не знает стихотворения лучше, чем их «создатель». Лирическая героиня рассказывает, что строки срывались с ее пера и врывались «в святилище». Причастия «сорвавшимся», «ворвавшимся» очень точно отображают творческий порыв, вдохновение поэтессы. Стихи она сравнивает с фонтаном, ракетными искрами, чертями, намекая, что они творились сами по себе, и удержать их было невозможно.

Лирическая героиня не скрывает, что ее произведения не читали и не читают, что они пылятся на магазинных полках. Но она не считает их плохими, наоборот, сравнивает с «драгоценными винами» . Заканчивается стихотворение оптимистичным утверждениям, что нечитанной пока лирике «настанет свой черед» .

Композиция

Произведение создано в форме монолога лирической героини, который делится на смысловые части: рассказ героини о том, как творились ее стихи, надежда на то, что ее творения будут признаны. Формально оно разделено на три катрена. Особенность стихотворения в том, что оно состоит из одного предложения. Вот та стремительность, о которой говорит лирическая героиня. Кажется, что все строки написаны на одном дыхании.

Жанр произведения – элегия, так как в нем нет сюжета, а в строках ощущается легкая грусть. Написано оно четырехстопным ямбом. М. Цветаева использовала перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Важную роль для создания образа лирической героини и ее стихов играют средства выразительности. Тропы, использованные Цветаевой, отличаются оригинальностью.

Преобладают в тексте сравнения – это основной инструмент для характеристики стихов: «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед» . Дополняются описания метафорами – «моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам» и эпитетами – «маленькие черти», «нечитанные стихи» .

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Когда эмоции переполняют лирическую героиню, поэтесса использует риторические восклицания. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, динамизма придают слова с согласными «ш», «з», «с»: «Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет».

«Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» было создано известной русской поэтессой и переводчицей Мариной Цветаевой 13 мая 1913 года. В это время её произведения только начинали обретать популярность в небольших кругах, и стихотворение стало символом начала творческого расцвета поэтессы. Молодой Цветаевой на тот момент было чуть больше 20 лет, но несмотря на юный возраст, девушка писала глубокомысленные стихи «о юности и смерти». Данное произведение Марины Цветаевой известно как «стихотворение-предсказание», так как в нём поэтесса смогла сформулировать пророчество о собственном творческом будущем.

Цветаева, будучи свободолюбивой личностью, не пыталась следовать никаким литературным тенденциям и течениям, и традиционно её произведения не относят ни к одному из существующих литературных направлений. Однако иногда считается, что стиль ранней Цветаевой (анализируемое стихотворение как раз относится к началу творческой деятельности поэтессы) во многом перекликается с духом символизма.

Необычным для лирического произведения является тот факт, что стихотворение построено на акцентах слогов, а не отдельных слов. Прерывистый ритм и подчеркнутые интонации – главные особенности авторского слога в этом произведении. Подобные поэтические черты характерны разностопному ямбу – стихотворному размеру с ударением на втором слоге в стопе. Строки, написанные Цветаевой, соединены между собой перекрестной рифмовкой, имеющую схему АВАВ. Такой тип составления рифм считается одним из самых гибких в ритмическом плане. При создании стихотворения поэтесса чередовала стили: нечетные строки написаны женской рифмой, а четные – мужской.

«Моим стихам, написанным так рано…» — это произведение, принадлежащее особенному жанру лирического стихотворения – элегии. Творческие работы этого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские фразы, задумчивость и меланхоличность. Также произведение Марины Цветаевой относят к так называемому жанру «стихотворения-предсказания» из-за пророчества для собственных стихов, которое поэтесса заключает в строки произведения.

В стихотворении автором рассматривается несколько тем, основная из которых – это тема поэта и поэзии. При создании произведения Цветаева поднимает такую духовную проблему, как чувство собственной значимости творческого человека, его поиск общественного признания и личностное развитие. В небольшом произведении, состоящим из трёх четверостиший, поэтесса раскрывает своё чувство обладания особенным литературным даром, а также волнение, связанное с судьбой собственных стихотворений. Цветаева предчувствует их безызвестность, их ненужность («где их не брал никто и не берёт!»). И одновременно предсказывает, как будто назло написанным словам, что однажды им всё же «настанет свой черед». Между строк стихотворения читаются и другие чувства автора: боль переживания собственной безызвестности и в то же время – ощущение обладания поэтическим талантом; предвкушение признания, которое придёт рано или поздно. Удивителен объём сюжета и количество переживаний, которые Цветаевой удалось поместить в одно предложение.

Переживания лирического героя не являются центральным местом в произведении, они скорее скрыты в так называемом «предсказании». Анализируя интонации стихотворения, его посылы, можно утверждать, что лирическая героиня Цветаевой преисполнена мужеством и воодушевлением. Она не рассматривает возможность бросить поэзию и попытать славы в другой сфере деятельности, для неё стихи – это смысл жизни и высшее предназначение. Образ лирического героя, его преданность любимому делу внушает читателю уважение и вдохновляет на борьбу с судьбой.

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» отличает многообразие троп, которые и создают запоминающийся портрет лирического героя. Преобладают такие средства художественной выразительности, как сравнения («сорвавшимся, как брызги из фонтана», «ворвавшимся, как маленькие черти»), а также эпитеты («маленькие черти», «драгоценным винам»). Встречающиеся риторические восклицания («нечитанным стихам», «где их никто не брал и не берёт!»), лексические повторы и олицетворения («ворвавшимся стихам», «сорвавшимся стихам») создают яркую художественность и разнообразие мотивов.

Читайте также:  Нетерпение сердца - краткое содержание романа Цвейга

В небольшом по объёму произведении Марина Цветаева сумела раскрыть множество проблем, с которыми встречаются творческие люди. Удивительным образом в стихотворении, состоящем из двенадцати строчек, философские темы совмещаются с утонченной лирической красотой. Можно считать, что пророчество, произнесенное Цветаевой в данном произведении, действительно воплотилось в жизнь: её стихам «настал черёд».

Марина Цветаева “Моим стихам, написанным так рано. “: анализ стихотворения

Читать: Стихотворение Марины Цветаевой “Моим стихам, написанным так рано. “

Марина Цветаева написала стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» в Коктебеле, где она отдыхала со своей маленькой дочкой и мужем. Это был 1913 год, ей было двадцать один. Обладая сильным и амбициозным характером и уже имея три опубликованные сборники поэзии (два из них за свой счет), разочарованная не слишком лестными отзывами критиков, она не побоялась заявить о себе как о поэтессе окружающему миру, и все равно мечтала о том, чтобы её лирика заняла достойное место в сердцах и умах читателей.

Основная проблематика

Данное стихотворение затрагивает проблематику становления творческой личности, поиск призвания и признания её поэтического таланта общественностью. Главный лирический персонаж произведения – сама поэтесса, к созданным ею поэтическим произведениям, которые вызывают у неё чувство гордости, большой любви и нежности, она подбирает красивые сравнения в конце первой строфы: «как брызги из фонтана, как искры из ракет». Этими строками поэтесса хотела показать о том, что её творчество, сравнимое с радужными капельками воды из фонтана и пламенным хвостом ракеты, обладает яркой энергетикой, динамичностью, оно насыщено чувствами, переживаниями, бурными эмоциями.

Поэзию Цветаевой можно сравнить не с однообразным и размеренным потоком воды, а горным водопадом, быстро и стремительно несущим свои воды, которые переливаются на солнце мельчающими яркими капельками, подобно огонькам, мерцающим во мраке ночи. Её произведения отличаются образностью и актуальностью, они способны взорвать скучное однообразие серых будней, раскрасить окружающий мир в яркие, сочные цвета, наполнить его динамичностью, затронуть самые потаенные уголочки нашей души, разжечь там бурю страстей и вызывать накал эмоций. Как говорит сама поэтесса: «ворвавшимся как маленькие черти в святилище, где сон и фимиам».

Цветаева как никто другой осознает значимость и силу своего поэтического слова, она полна чувством искренней надежды и одновременно твердо уверена в том, что её стихи пусть и не скоро, но когда-нибудь обязательно будут по достоинству оценены читателями, и те их обязательно полюбят и воздадут им должное: «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Последняя строка стихотворения определяет её четкую жизненную позицию – никогда не сдаваться, идти вперед, поддерживать неугасаемый творческий пыл в своей душе, и всю себя до последнего отдавать людям, делиться с ними своими чувствами и эмоциями, божьей искрой святого поэтического ремесла.

Особенности композиционного и структурного построения

Стихотворный размер стихотворения «Моим стихам…» – ямб с использованием перекрестной рифмы, они придают произведению особой жесткости в интонациях, как это и задумывалось автором. Для придания большей эмоциональности и яркой образности стихотворению Цветаевой использовались разнообразные средства художественной выразительности: сравнения (как брызги из фонтана, как искры из ракет, как драгоценным винам), одушевления (стихам, ворвавшимся, как маленькие черти), повторы (выражение «моим стихам» повторяется 3 раза), восклицания («нечитанным стихам!», «где их никто не брал, и не берет!»).

Это стихотворение, появившееся в самом начале творческого пути выдающееся русской поэтессы начала ХХ века стало его отправной точкой, своеобразным эпиграфом. В нем тогда еще юная, но уже уверенная в своих силах Цветаева, сконцентрировала весь свой запал, смелость и стойкость для преодоления всех трудностей на своем пути. Чтобы, вдохновленная силой своего поэтического таланта, она могла творить и создавать настоящие шедевры поэтического искусства, дарить людям свою искренность и открытость, делиться с ними своим творчеством как каплями драгоценного вина, которое будет понято и оценено только его настоящими ценителями.

Анализ стихотворения Моим стихам, написанным так рано. Цветаевой

Ахматова и Цветаева – самые популярные поэтессы серебряного века. Обе они творили стихи, используя в основном символы, сравнения. Пишут они в совершенно разных литературных течениях, которые порой даже противопоставляют течения друг друга, но мотивы одинаковые, да и писали они примерно в одно время. Ахматова чуть постарше Цветаевой, да и писать Ахматова начала раньше. Потом за дело взялась Цветаева. Она считала Анну своей музой, своим примером и ориентиром в творчестве. «Ахматовой» – это публичная благодарность музе, а так же заявление, что она таковой является.

Стихотворения цикла сфокусированы на романтической личности. Эту личность не понять современникам, потомкам. Личность не старается быть правильно понятой. Поэтому нет сочувствия от окружающих. В каждом образе цикла стихотворений есть эта личность. Среди образов есть и муза самой Марины Цветаевой. Образ олицетворяет саму Анну А.

Анна-Муза из стихотворения в стихотворение появляется в различных красках. Далее речь пойдёт именно о них.

Сразу в первом стихотворении Анна представляется как лирик. Именно лирическая окраска творений Анны пронизывает душу эмоциями.

Марина не раз заявляла о готовности отдать ей хоть даже душу и сердце. Что самое интересное, в подобных случаях они сравниваются с помещениями.

Душа, сердце, человеческий внутренний мир содержат в себе дорогих и любимых людей, а также эмоции, имея при этом обыкновенные земные очертания.

Бывает даже такое, что Ахматова становится и лучшей из лучших муз, и при этом муза-мучительница, причиняющая боль. Получается, всё в одном. Сочетать противоположное могут только гении своё мысли. Чтобы Цветаева смогла справиться, ей нужен сильный творческий порыв.

Как понятно, Цветаева восхищается Анной. Она сравнивает её с чем-то бесценным, неповторимым. Чтобы выразить свои эмоции, она использует город.

Цветаевский образ любви – старая женщина, вечная и мудрая. А образ плача – прекрасная, страдающая молодая женщина.

Образ мятежной Ахматовой. Здесь, муза становится могучей, резкой и грозной. Такая муза ни капли не плавная. Она как буря врывается к поэтессе.

Местами Анна Ахматова становится чуть ли не богиней. Такой сильной её считает Цветаева.

Также Ахматова играет образ златоусова.

К сожалению, поэтесс-лириков такого высокого уровня, как Анна Ахматова и Марина Цветаева, нет. Поэтому, для Цветаевой Анна – единственный соперник и напарник в одном флаконе. Но всё, что воистину талантливо, Марина конечно признавала.

Анализ стихотворения Цветаевой Моим стихам, написанным так рано.

Среди почётных писателей русской литературы есть и Марина Цветаева. К сожалению, а может и к счастью, хоть Цветаева использовала своё новаторство, адаптировала классические эллинские ритмы на русский лад, используя это в качестве «изюминки» , нового течения литературы не появилось. Цветаева и без открытия новых течений была популярна, причём при жизни, а после смерти Марина стала ещё популярнее. За всю свою жизнь Марина Цветаева написала много стихотворений, включая и «Моим стихам, написанным так рано…»

Отдыхая с мужем и ребёнком в Коктелебе, молодая и неординарная поэтесса, окружённая счастливой атмосферой, написала произведение в 1913-ом году, 13 марта, когда поэтессе было не более 21-ого года. Хоть это небольшой возраст, за спиной у Марины был уже целый сборник. Она трудилась, заявляя миру о себе, даже когда критики безжалостно отзывались о её произведениях.

Жанр стихотворения – лирический. Но всё же некоторые называли это творение предсказательным, даже пророческим. Она верит в свои труды, считая, что рано или поздно каждое слово оценят достойно. Поэтому последнею строчку произведения Марина посвящает своей жизненной позиции, которая твердит, что нужно всегда бороться и никогда не сдаваться.

Читайте также:  Анализ стихотворения Цветаевой Родина

Как правило, стихотворения от Марины Цветаевой очень яркие. А это потому, что в каждый свой труд она добавляет много приёмов выразительности, чаще всего сравнения. Чуть реже поэтесса применяет олицетворения, повторы и восклицания. Ещё она использует авторскую расстановку препинаний для улучшения эффекта, который, кстати говоря, местами добивается жертвами правил русского языка. Лично сама она сравнивает свои первые шаги подобно фонтану, фейерверками, всплескам. Тут же за ними следуют грусть и одиночество от того, что её не признали, не оценили достойно.

По интонации стихотворение немного жёсткое. Всё дело в том, что Марина Цветаева использовала ямб и перекрёстную рифму. По стилю стихотворение читается не словами, а слогами. На самом деле, творение Цветаевой – это только одно предложение, обращённое в инверсию. В предложении использовалась рваная ритмика и выразительные словосочетания.

Каждый начинающий поэт, как и Марина, боится остаться непризнанным, ненужным, остаться в одиночестве. С одной стороны, Марине даже повезло, ведь её творчество не такое, как у других, но с другой же стороны, её неординарность может навредить ей. В то время среди классического творчества был застой, сон, неактивность. Новая поэтесса обновила классическую поэзию своими творениями, заговорила по-новому, практически языком новой эры. Но поэтесса опасается зазнаться, испортиться от гордыни. Ведь много кто стал из ангела чёртом, всего лишь переборщив с собственной гордыней. Творцы созидают, но не рушат.

Вы тоже не зазнайтесь, но всё же упорно старайтесь, а самое главное – не сдавайтесь, ведь тот, кто сдался, старался впустую, зря тратя время, и всё равно остался с ничем.

Вариант №3

Марина Цветаева из своих детских воспоминаниях помнит, что свои стихи она начала в раннем возрасте. Примерно в 5- 6 лет. Печатать свои творческие произведения стала в 16 лет. Она не хотела, чтоб ее называли поэтессой, ей было больше по нраву « поэт Марина Цветаева».

В ее творчестве занимает весомое место написание статей на тему поэта и поэзии. Поэтессу часто не понимали ее любимые читатели, она чувствовала одиночество и ненужность, поэтому в ее произведения описывается одиночество Марины, где она пытается противостоять всему окружению.

Таким стихотворением стало творческое творение «Моим стихам, написанным так рано. », изданное в 1913 году. Цветаева была не по возрасту проницательна по отношению к своему творчеству.

Все свои творения поэтесса как будто своих детей оберегает и каждому предсказывает колоссальное будущее. Элегия пронизана сравнениями, это чувствуется в экспансивно ярких строчках. Описанных любовь и экзальтированность, где нет хвастовства и бахвальства. В середине элегии описывается противостояние юности и смерти, поэтесса как всегда с проницательностью очень мудро описывает это явление.

Строги элегии построены на сравнениях, использует приемы олицетворения, восклицания повторы словосочетаний.
В стихотворение поэтесса сожалеет о том, что ее творческие творения не читают, но она всей своей измученной душой надеяться, что настанут те лучшие времена, поэтому она не останавливается и продолжает творить еще с большим энтузиазмом.

Поэтесса не спроста сравнивает свои творения с молодым вином, так как вино должно выстояться несколько лет, чтоб заиграть всеми вкусовыми качествами. Так и ее произведения найдут свое отражение в будущем.

Вся элегия – это сама Цветаева, только вперед, не смотря не на, что, не на удары злой судьбы и не смотря на не признания ее читателями. Это жизненное кредо она пронесет сквозь всю свою дальнейшую жизнь.

Поэтесса все свое творчество ориентировалась только на свой внутренний голос. Она считала, что только так рождаются настоящие искренние творения. Именно ее элегия «Моим стихам, написанным так рано. », и есть некая формула ее жизни и всей человеческой сложной судьбы. Ее не когда не покуда огромная вера, что наступят те самые хорошие времена и ее произведения по настоящему буду оценены всем человечеством. И поэтесса не ошиблась в своих предсказаниях – ее сборники по праву великих стихов, которые при своей жизни не единого разу не печатались, нашли отражение в наше время, они очень читаемы и популярны.

Картинка к стихотворению Моим стихам, написанным так рано.

Популярные темы анализов

«Я помню чудное мгновенье…» – произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.

Чувствительная и тонкая натура творческого человека видна невооруженным глазом в каждой строчке стихотворения «Минута». Таким человеком и был Иннокентий Федорович Анненский.

Пожалуй, нет ни единого поэта, который бы хоть раз за всё своё творчество не обращался к теме вечности. Наоборот нужно отметить, что поэты во все времена очень любили именно эту тему, ведь она дает безграничное количество фантазии,

Элегия «Все кругом» сочинена в 1904 году. Выучив историю той поры происходящей в России, я узнала, что особого ничего не произошло, помимо основания Русско-японской войны. Например, словно поэзия Гиппиус историческая,

Многие критики и эксперты в области литературы уверены, что знаменитым и известным поэтам порой, не нужно было создавать слишком сложных и замысловатых произведений, так как основную идею каждый из них легко мог передат

«Моим стихам, написанным так рано…» М. Цветаева

«Моим стихам, написанным так рано…» Марина Цветаева

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Анализ стихотворения Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»

Не секрет, что многие поэт обладают даром предвидения, и об этом можно судить по их произведениям, каждая строчка в которых оказывается пророческой. К числу таких авторов относится и Марина Цветаева, которая славилась врожденной интуицией и нередко в кругу своих близких произносила загадочные фразы, которые впоследствии сбывались с поразительной точностью.

Сама поэтесса неоднократно говорила о том, что не знает, кто или что управляет ее сознанием во время создания стихов. Словно бы рукой, в которой зажат карандаш, водит потусторонняя сила. Именно так, по ее словам, в 1913 году на свет появилось произведение под названием «Моим стихам, написанным так рано…», в котором Цветаева предсказала свою собственную судьбу и предопределила участь творческого наследия, в которое сама толком не верила.

Тем не менее, на этом стихотворении Марины Цветаевой можно проследить ее тернистый путь поэтессы, первые сборники которой действительно пылились на полках в магазинах, «где их никто не брал и не берет». В начале 20 века женщины в литературе воспринимались с огромной долей скептицизма, поэтому выдающиеся поэтессы этого периода Марина Цветаева и Анна Ахматова вынуждены были в прямом смысле слова отвоевывать свое место под солнцем. Однако если Ахматова сумела покорить публику своей любовной лирикой, которая оказалась очень откровенной и лишенной жеманства, то произведения Цветаевой ждала совсем другая участь. Действительно, ее стихи восхищали многих символистов, однако не пользовались особой популярностью у широкого круга читателей. Позже была эмиграция и долгие 17 лет, проведенные за границей, за время которых русский символизм полностью себя изжил, а имя Цветаевой было вычеркнуто из русской литературы. Все это поэтесса не только предвидела, но и изложила в своем стихотворении, подчеркнув при этом, что «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И это действительно произошло, но уже в 60-х годах прошлого века, когда после трагической гибели поэтессы прошло более 20 лет. Ее стихи за это время совершенно не изменились, однако они стали понятны и доступны новому поколению читателей, которые нашли их по-настоящему талантливыми и самобытными. А, главное, способными очень точно и ярко передавать мысли и чувства, чего нельзя было сказать о произведениях многих советских поэтов того времени.

Читайте также:  Анализ стихотворения Цветаевой Мне нравится, что Вы больны не мной

У произведения «Моим стихам, написанным так рано…» есть еще одна отличительная особенность. Оно состоит всего из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это стихотворение создано словно на одном дыхании. Как будто Марина Цветаева торопилась записать ускользающие мысли и вложить в строки то, что диктуется ей свыше. Так или иначе, это произведение оказалось действительно пророческим. Поэтесса не ошиблась и в том, как именно будут восприниматься ее стихи сквозь года. Сегодня они по-прежнему напоминают «брызги из фонтана» и «искры из ракет», так как Цветаева смогла вдохнуть в них жизнь, которую так любила. При этом тема загробного существования, которой увлекалась поэтесса, придала ее произведениям магическое очарование и вселила уверенность в том, что даже после смерти люди продолжают существовать если и не в своей физической оболочке, то в памяти других. Или же в собственных стихах, которые являются самым лучшим напоминанием о тех, кто ушел.

Сегодня Марина Цветаева по праву считается одной из выдающихся русских поэтесс «серебряного века», его произведения переведены на многие языки мира, а рифмованное предсказание «Моим стихам, написанным так рано…», высечено на одном из зданий в нидерландском городе Лейден как символ того, что поэзия бессмертна.

Анализ стихотворения «Моим стихам-написанным так рано» (М. Цветаева)

Автор: Guru · Опубликовано 02.11.2016 · Обновлено 15.12.2017

Произведения Марины Цветаевой занимают особое место в русской литературе. Ее новаторство не стало почвой для возникновения нового течения, хотя адаптация классических эллинских ритмов в русском языке, ставшая ее «изюминкой», безусловно, является открытием в поэзии. Тем не менее, ее лирика не была в достаточной мере оценена при жизни автора. Но, как и «драгоценным винам», для них пришло время, и ее стихи полюбились многим.

История создания

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» вышло из-под пера поэтессы 13 мая 1913 года. На тот момент Цветаевой был всего 21 год. К этому моменту в её «послужном списке» был уже не один сборник. Она вспоминала, что начала творить ещё в 7 лет.

Стих был написан в счастливые моменты для Цветаевой. Она отдыхала с мужем и маленькой дочерью в Коктебеле. Несмотря на нелестные отзывы критиков, поэтесса не боялась заявить о себе миру. Всё это, несомненно, вдохновляло автора на развитие творческой деятельности и вызывало размышления об уже пройденном пути.

Жанр и размер

Это лирическое стихотворение. Многие так же относят его к предсказаниям и называют «пророческим». Марина Цветаева уверенна в своей поэзии. Она осознаёт, что её стихи рано или поздно будут оценены читателями по достоинству. Последняя строка чётко выражает её позицию в жизни –никогда и ни за что не сдаваться.

Стих написан ямбом с использованием перекрёстной рифмы. Это создаёт некую жёсткость в интонации. Стиль основывается на делении не по словам, а по слогам. Всё стихотворение – это одно предложение в инверсии с использованием рваной ритмики и ярких словосочетаний.

Образ лирической героини

Быть услышанной – этого хочет лирическая героиня. Не сложно догадаться, что это и есть сама поэтесса. Она преисполнена любовью и гордостью за свои творения. Подбирает для них самые лучшие и красивые сравнения. Таким образом, Цветаева пытается показать, насколько энергичны и динамичны её стихи.

Лирическая героиня старается вложить все свои чувства и переживания в эти строки. Стихотворение буквально пропитано её эмоциями и читается на одном дыхании. Будто торопясь записать все ускользающие от неё мысли, во фразе «Что и не знала я, что я – поэт», Цветаева словно спотыкается от волнения. Это придаёт некой живости. Можно представить, как автор стоит прямо перед нами и рассказывает свою историю.

Стихи — способ самовыражения лирической героини. Они имеют значение, они — её жизнь. Мы можем проследить чёткую позицию героини – идти только вперёд. В 30-е годы Цветаева высказалась о своём произведении так: «Формула – наперед – всей моей писательской и человеческой судьбы».

Марина Цветаева нередко обращалась к теме поэта и его предназначения. Ей приходилось тяжело. Многие читатели и критики не могли понять стихи и то, что за ними скрывается. Поэтесса ощущала себя ненужной, лишней в русской литературе своего времени. Из-за этого чувствуется и тема некого одиночества, противопоставления толпе.

Тут же поднимается и проблема значимости творчества писателя в жизни народа и поиска собственного признания. Она была сильной, харизматичной личностью и знала, как заявить о себе, но сомнения и муки творчества одолевали и ее. Получая негативные отзывы, она колебалась, правильный ли путь выбрала для себя. Однако в финале произведения лирическая героиня приходит к выводу, что должна идти до конца в своем намерении посвятить себя искусству. Не ради признания она стала новым «Пророком», продолжателем традиций Державина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, которые не были поняты толпой.

Смысл

Непризнанность, одиночество, страх так и остаться невостребованным автором – все это гложет начинающую поэтессу, которая в сердцах бросает: «Их (стихи) никто не брал и не берет!». Неслучайно наименование «черти» применительно к стихотворениям, казалось бы, священным дарам вдохновения. Автор осознает, что написал нечто новое, но дикое, непохожее на традиционную благообразную поэзию. В этой классической поэзии застой, сон, фимиам, давно нет свежего веяния, громкого голоса, всплеска эмоций. Цветаева приносит обновление, говорит по-другому, на языке новой эры, но не бунтует ли она против отцов-основателей? Не претендует ли она на их лавровые ветви? Ведь любого человека может поработить гордыня, которая превратила восставших против Бога ангелов в чертей после падения Сатаниила и его предательской армии в ад. Зазнаться – вот, чего опасается поэтесса. Творец должен созидать, а не рушить.

Художественно-выразительные средства

Стихотворение Марины Цветаевой становится таким ярким и запоминающимся благодаря использованию большого количества средств выразительности. Чаще всего мы можем заметить сравнения. Спонтанность в начале своего творчества она видит, как искры фейерверка, брызги фонтана. Но следом мы чувствуем одиночество и грусть от непризнания её современниками. Не случайно идёт фраза о маленьких чертях, вырвавшихся из сна. Словно поэтесса потревожила некий давно устоявшийся уклад жизни, куда допускают только избранных.

Помимо сравнений тут используются олицетворения, повторы и восклицания. Так же особые для себя слова и высказывания, как и в других творениях Цветаевой, она выделяет тире и скобками – авторскими знаками препинания, которые в русском языке расставляются не по правилам, а по воле творца.

Критика

До выхода стихотворения у Марины Цветаевой было выпущено уже несколько сборников: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь», (1912) и «Из двух книг» (февраль 1913). Все они издавались за счет поэтессы. Отличный старт для творческой жизни. Однако, к сожалению, произведения не раскупались и были разгромлены критиками.

В.Я. Брюсов считал, что у автора есть задатки и способности. Но в то же время предупреждал, что всё это может так и остаться «в зародыше». Разбирая вторую книгу, он упрекал Цветаеву за «небрежность стиха» и утверждал: такой поэзией могут заинтересоваться лишь близкие знакомые и друзья.

Так же и И. Ларский после выхода третьего сборника заявил: «Писать пишите, но не всё печатайте». Роль критики во многом могла повлиять на «успешность» продажи книг и доступность текстов. Возможно, что стихотворение стало своеобразным ответом всем тем, кто не смог понять творчества писательницы.

Ссылка на основную публикацию