Анализ стихотворения Державина Признание 7, 9 класс

Анализ стихотворения «Признание» Державина

На склоне лет Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Признание», в котором подвел итоги своего творческого пути. По сути, это произведение-откровение, в полной мере раскрывающее характер поэта. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «Признание по плану» по плану. Его разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.

История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

История создания

В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.

Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.

Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.

Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.

Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.

Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень» , если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить согласно собственной совести, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.

Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.

В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел « важным чином надуваться ». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Произведение написано в жанре философской лирики. Имеет форму признания, доверительной беседы лирического героя с невидимыми собеседниками.

Стихотворный размер – двустопный хорей со смежной рифмовкой. Стих состоит только из одной строфы, состоящей из тридцати двух строк.

Средства выразительности

Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.

В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: « правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа ».

Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры (« сам был света обольщен »), эпитеты (« важным», «властным», «громким», «беспристрастным »), олицетворения (« важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел »).

Подробный анализ стихотворения Державина «Признание»

Русские поэты XVIII-начала XIX веков были вынуждены творить, подчиняясь строгим канонам, принятым в те времена. И лишь самые одаренные из них смогли выйти за стандартные рамки. Анализ стихотворения Державина «Признание» говорит о том, что Гавриил Романович — это один из таких новаторов. Он сумел отказаться от теории «трех штилей» Ломоносова и сделать творчество более свободным и индивидуальным.

Краткая история создания

При анализе стихотворения «Признание» Державина следует отметить, что автор постарался создать в тексте атмосферу дружеской беседы с читателем. Литературоведы традиционно относят произведение к позднему творчеству поэта, когда он уже был широко известен и востребован. Именно поэтому Гавриил Романович мог позволить себе отойти от традиционных канонов и выразить в литературе собственные идеи. К моменту написания текста «Признания» его автору было 65 лет, именно поэтому он решил облечь в стихотворной форме свои взгляды на искусство. Не зря второе название поэтического текста — «Последние стихи Державина».

Текст был написан в 1807 году и представляет собой подведение творческих итогов. Поэт описывает свою жизненную позицию и взгляды на политику и искусство. При этом автор не прощается с читателем, он не готов уйти на покой. Он ведет доверительную беседу, задача которой — поделиться мыслями, которые волновали поэта.

Именно это стихотворение многими исследователями относится к поэтическому наследию великого классициста, который отошел от многих канонов, чтобы излить на страницах своих произведений собственную душу.

Тематика и проблематика

Основная тема, заявленная в строках поэтического текста — подведение итогов пройденного жизненного пути. Лирический герой, который по духу очень близок самому Державину, смотрит на себя со стороны и оценивает собственные достижения.

В этом образе воедино переплелись несколько «ролей»:

  • писатель;
  • верный патриот своей страны;
  • обычный человек.

Автор рассуждает о жизненных ценностях и нравственных ориентирах, к которым стремился всю свою жизнь и до глубокой старости уверен в их истинности.

В завершающей части произведения возникают мотивы осуждения собственных недостатков. Лирический герой вслед за Державиным не безупречен, но у него есть одно оправдание — он лишь человек, поэтому имеет право на ошибку. У читателя возникает уважение к человеку, который столь открыто и откровенно рассуждает о собственных пороках. Хотя в своем литературном памятнике он мог бы попробовать возвеличить свой образ, выделив только положительные моменты.

Описание собственных недостатков не напоминает самобичевание, поэт в спокойной манере говорит о своих минусах. С удивительной проницательностью отмечает, что тот, кто считает себя идеальным, сильно заблуждаются.

Главная тема поэтического текста, что недостатки есть у каждого человека, но не стоит заострять внимание на них. Если человек имеет морально-нравственные принципы и старается жить в соответствии с ними, ему не стоит стыдиться. Анализируя прожитые годы, Державин делает вывод, что он многое повидал, прошел через взлеты и падения, но всегда оставался самим собой.

Именно поэтому в целом собой он доволен. Он всегда жил по совести, а потому — может гордиться минувшими годами.

Композиционные и жанровые особенности

При анализе «Признания» Державина следует обозначить жанр текста. Это образец философской лирики, построенный в форме дружеского диалога автора через уста лирического героя с читателем. Здесь нет морали и напутствия, лирический герой лишь делится своими воспоминаниями и размышлениями.

При разборе стиха следует выделить особенности композиционного построения:

  1. Размер стиха — двустопный хорей с перекрестной рифмовкой.
  2. Автор часто использует личное местоимение «я», что придает тексту особенное личностное звучание. Он не ставит перед собой дидактической цели, Державин стремится лишь рассказать потомкам о себе, оставить след, именно поэтому «Признание» считается образцом самой проникновенной лирики классициста.
  3. Использование глагольных форм в прошедшем времени помогает добиться ретроспективы. Взгляд создателя обращен в прошлое, он подводит итоги прожитому, делает выводы.

Анализ стихотворения «Последние стихи Державина» в 7 классе следует продолжить описанием того, что поэт отходит от канонов классицизма, расширяя границы литературного направления. В центре находится образ лирического героя, которого автор позиционирует с самим собой.

Таким образом, в обход традиции на первом плане оказалось не какое-то героическое событие, а размышление автора, подведение итогов его собственной жизни.

Специфика содержания

Поэтический текст представляет собой единую строфу с 32 строками.

При этом в его структуре можно выделить 3 компонента:

  1. Рассуждения лирического героя, что всю свою жизнь он старался быть честным и отказывался от лицемерия, именно эти черты ценил он в других.
  2. Рассуждения о собственном поэтическом таланте. Державин делится тем, что его поэтический дар — это подарок всевышнего, за который он был ему благодарен. В этой части поэт также упоминает, что свою задачу как творца видел в передаче потомкам сведений о прошлом. О себе он пишет как о патриоте, для которого нет ничего более ценного, чем Родина. Тема честности продолжает развиваться.
  3. Завершающая часть поэтического текста — признание лирического героя в собственных недостатках и пороках. Это самый личностный фрагмент, собственно, само «признание». Державин находит в себе смелость признаться в любви к прекрасным женщинам и светским забавам, пишет о своих неудачах столь же легко, как некоторые важные вельможи хвастаются жизненными успехами.
Читайте также:  Анализ стихотворения Вельможа Державина

На уроках в школе или при выполнении письменных работ дома важно проанализировать и вывод, который делает поэт — никто в мире не является идеальным. Последняя строка — это видоизмененный стих из Библии: Брось, мудрец! На гроб мой камень, если ты не человек. Подразумевается строка «Пусть первый бросит в меня камень тот, кто сам без греха».

Основной смысл произведения в том, что совершенных людей не бывает, свои недостатки есть у каждого и их не стоит стыдиться.

Самое главное — не переступать через собственную совесть, не позволять порокам полностью править жизнью, проявлять силу духа. Только в этом случае человек сможет стать объектом подражания для потомков.

Средства выразительности

Иносказательный компонент и разговорная лексика в текстах Державина не представлены.

Его поэтические произведения сложны для восприятия, именно поэтому школьники традиционно не любят читать оды и стихи. Однако важно помнить, что творил этот поэт в эпоху классицизма, а его тексты гораздо ближе к современным, нежели произведения других авторов тех лет.

Державин сознательно отказывается от свойственной классицизму манере возвеличивания, используя реалистичность, именно поэтому в стихотворении нет напускного пафоса. Поэт пытается быть честным со своим читателем, поэтому использует разноплановую лексику. Вот примеры средств выразительности:

  1. Сочетание «высоких» и просторечных слов: «сан» соседствует с «надуваться» и «брякнуть».
  2. Большое количество местоимений придает тексту описательность, душевность.
  3. Метафоры: сам был света обольщён.
  4. Сравнения: равны богам — цари.
  5. Эпитеты: громкий, важный, беспристрастный.
  6. Олицетворения: блистал восторгом, со струн моих огонь летел.

Таковы основные изобразительно-выразительные средства, к которым обратился поэт.

Само стихотворение представляет собой подведение жизненных итогов, глубокий самоанализ, попытку разобраться в своих пороках и достижениях. Именно поэтому его по праву считают творческим наследием автора.

Анализ стихотворения Державин Признание 7 класс

В жизни и судьбе каждого, без исключения поэта наступает такой момент, когда он оглядываясь назад на прожитые годы подводит некий итог. Так, скажем, анализирует, что он успел, а что еще предстоит сделать. Очень часто поэты не в силах сдержать в себе все мысли, которые появляются у них в во время данного анализа, и именно поэтому на свет появляются произведения, которые чаще всего можно назвать исповедями.

Одним из таких произведений является стихотворение “Признание” знаменитого и известного поэта Державина Гавриила. Первое, что хочется сказать, так это то, что данное произведение было написано автором в 1807 году.

Нужно отметить, что все стихотворение от буквы до буквы выдержано в едином стиле, а именно в лучших традициях классицизма того времени.

Что касается сюжета, то в данном произведении автор описывает свою жизнь, открыто рассказывая обо всем, что считает важным и нужным. Автор рассказывает все откровенно, не утаивая даже самые сокровенные признания.

Данным стихотворением поэт всем, и в первую очередь самому себе признается в том, что он так же, как и все остальные люди не является святым. Более того, автор говорит и о том, что никогда в своей жизни не умел притворяться и лгать, считая, что лучше сказать горькую правду, чем сладкую ложь.

Однако автор так же показывает и то, что жизнь и её течение вносят свои коррективы в его планы и цели, которые он сам себе устанавливал.

Несмотря на то, что данное произведение является авторским, в нём можно очень легко проследить роль патриотизма, которая так же присутствует в жизни автора. Кстати сказать, большинство русских писателей были настоящими патриотами своей страны, искренне любя Россию даже в те моменты, когда они по какой либо причине не жили в стране, находясь за границей.

В заключении хотелось бы сказать, что подобное стихотворение может написать абсолютно каждый человек, ведь каждому есть в чем признаться и что рассказать. Вот только далеко не многие решаются так откровенно рассказать практически всю историю своей жизни, ни чего не скрывая от окружающих, рассказывая даже о самых сокровенных моментах.

Решиться на это может только по-настоящему великий человек, каким собственно говоря, и был автор.

Анализ стихотворения Признание Державин

В данном произведении автор словно признаётся, исповедуется в том, как именно он воспринимает окружающий мир, как воспевает его в своих стихах. Поэт признаёт, что он лицемерит, приукрашивает, однако не гордится этим, а наоборот, стыдиться этого. Он говорит, что порой и сам падает в это лицемерие, бывает суетою света обольщён. Но на возможные понукания, нравоученья, Державин ловко и остроумно, переделывая фразу, отвечает: “. Брось мудрец на гроб мой камень, если ты не человек. “. И ещё есть один момент, который следует учесть читателю: в этом произведении у автора довольно своеобразный слог, читать и понимать его порой может быть трудновато.

Но приступим собственно к анализу самого стиха. В данном произведении употребляется множество приёмов, средств художественно выразительности, что прекрасно отображает суть. Но, одновременно с этим, превращает “Признание” в некую загадку, которую читатель должен разгадать сам. Словно туман, красивые слова скрывают истинные чувства поэта. Многие талантливые люди того времени, да вообще в любые времена, видели и понимали истинную суть многих вещей, задумывались об устоях и нравах общества, сравнивали свои идеалы и идеалы других людей. Разумеется, никто тогда и не смел высказывать плохо о царской власти или власти вообще, но примерно в середине данного стиха вы можете услышать, почувствовать некий упрёк всему высшему свету, даже себе. И, несмотря на всё это, Г. Державин просто берёт и говорит о том, что именно он чувствует, пусть это и скрывается за эпитетами и красивыми словами.

В заключение хочу сказать, что данное произведение оставляет после прочтение некий осадок, не совсем приятный, но не плохой, но просто грустный немного и с ноткой сарказма. Ведь даже в самых высших кругах того времени были свои червоточины, порой незаметные для глаза обычного человека, но столь огромные для чутких на впечатления творческих людей. Уставший, даже в какой-то степени измученный, писатель почти выплёскивает на благодарного слушателя, читателя то, что уже не может держать в себе. Выплёскивает так, как умеет – через стихи, а точнее через один стих, “Признание”.

Картинка к стихотворению Признание

Популярные темы анализов

В стихотворении говорится о двух противоположностях: безграничной любви, готовности к самопожертвованию героя (мужа) и эгоизме, цинизме и высокомерии героини (жены). Разумеется, о любви с ее стороны говорить не приходится

В чём заключается формула успешности творческого человека? Каждый литератор отвечает на этот вопрос по-своему. Своим секретом мастерства Б. Л. Пастернак поделился с читателем в стихотворении «Во всём мне хочется дойти…».

Иван Алексеевич Бунин был известным русским писателем. Бунин неоднократно получал Пушкинскую премию, являлся Нобелевским лауреатом по литературе. В 1909 году был признан почётным академиком. Его жизнь была наполнена

Тютчев Фёдор Иванович – сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.

Стихотворение великой русской поэтессы Анны Ахматовой “Я научилась мудро жить” открывает перед нами женщину, рассуждающую о краткости жизни, а так же смерти и неизвестности следующей за ней. К написанию стихотворения послужили

«Признание» анализ стихотворения Державина по плану кратко – тема, эпитеты, смысл, средства выразительности

На склоне лет Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Признание», в котором подвел итоги своего творческого пути. По сути, это произведение-откровение, в полной мере раскрывающее характер поэта. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «Признание по плану» по плану. Его разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.

История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

История создания

В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.

Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.

Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.

Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.

Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень», если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить согласно собственной совести, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.

Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.

В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Произведение написано в жанре философской лирики. Имеет форму признания, доверительной беседы лирического героя с невидимыми собеседниками.

Стихотворный размер – двустопный хорей со смежной рифмовкой. Стих состоит только из одной строфы, состоящей из тридцати двух строк.

Средства выразительности

Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.

В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: «правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа».

Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры («сам был света обольщен»), эпитеты («важным», «властным», «громким», «беспристрастным»), олицетворения («важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел»).

247,Анализ стихотворения «Признание» Г, державина

Читать: Стихотворение Г. Р. Державина «Признание»

«Признание» относится к произведениям позднего творческого периода поэта и написано, когда автору было уже около 65 лет — в 1807 году. Считается одним из самых автобиографичных стихотворений во всем творчестве Державина.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.

История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

Анализ стихотворения Признание Державин

В данном произведении автор словно признаётся, исповедуется в том, как именно он воспринимает окружающий мир, как воспевает его в своих стихах. Поэт признаёт, что он лицемерит, приукрашивает, однако не гордится этим, а наоборот, стыдиться этого. Он говорит, что порой и сам падает в это лицемерие, бывает суетою света обольщён. Но на возможные понукания, нравоученья, Державин ловко и остроумно, переделывая фразу, отвечает: «… Брось мудрец на гроб мой камень, если ты не человек. «. И ещё есть один момент, который следует учесть читателю: в этом произведении у автора довольно своеобразный слог, читать и понимать его порой может быть трудновато.

Но приступим собственно к анализу самого стиха. В данном произведении употребляется множество приёмов, средств художественно выразительности, что прекрасно отображает суть. Но, одновременно с этим, превращает «Признание» в некую загадку, которую читатель должен разгадать сам. Словно туман, красивые слова скрывают истинные чувства поэта. Многие талантливые люди того времени, да вообще в любые времена, видели и понимали истинную суть многих вещей, задумывались об устоях и нравах общества, сравнивали свои идеалы и идеалы других людей. Разумеется, никто тогда и не смел высказывать плохо о царской власти или власти вообще, но примерно в середине данного стиха вы можете услышать, почувствовать некий упрёк всему высшему свету, даже себе. И, несмотря на всё это, Г. Державин просто берёт и говорит о том, что именно он чувствует, пусть это и скрывается за эпитетами и красивыми словами.

В заключение хочу сказать, что данное произведение оставляет после прочтение некий осадок, не совсем приятный, но не плохой, но просто грустный немного и с ноткой сарказма. Ведь даже в самых высших кругах того времени были свои червоточины, порой незаметные для глаза обычного человека, но столь огромные для чутких на впечатления творческих людей. Уставший, даже в какой-то степени измученный, писатель почти выплёскивает на благодарного слушателя, читателя то, что уже не может держать в себе. Выплёскивает так, как умеет — через стихи, а точнее через один стих, «Признание».

История создания

В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.

Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.

Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.

Картинка к стихотворению Признание

Авторский посыл

«Признание» — это произведение-откровение. Откровение не только перед читателем, но и перед самим собой.

Державин пытается подвести общие итоги и итоги своей творческой и политической деятельности. Он делится своими размышлениями и косвенно обосновывает мотивы своих действий.

В более широком аспекте данное стихотворение является произведением о смысле жизни.

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел « важным чином надуваться ». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Произведение написано в жанре философской лирики. Имеет форму признания, доверительной беседы лирического героя с невидимыми собеседниками.

Стихотворный размер – двустопный хорей со смежной рифмовкой. Стих состоит только из одной строфы, состоящей из тридцати двух строк.

Средства выразительности

Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.

В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: « правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа ».

Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры (« сам был света обольщен »), эпитеты (« важным», «властным», «громким», «беспристрастным »), олицетворения (« важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел »).

“Признание” – анализ стихотворения Гавриила Романовича Державина

В своём произведении Гавриил Романович создаёт атмосферу дружеской, душевной, открытой и искренней беседы с читателем, что является его самой запоминающейся особенностью.

История создания

«Признание» Г. Р. Державина относится к позднему творчеству писателя — к тому моменту он уже успел приобрести известность в политических и литературных кругах. Осознав, насколько его поэтические идеи и методы отличаются от признанных канонов и устав от критики за смешивание жанров и злоупотребление просторечиями, пожилой (на тот момент ему было 65 лет) поэт счёл необходимым объяснить свои взгляды на искусство в форме стихотворения. Так и появилась идея произведения.

Написано «Признание» было в 1807 году. Почувствовав потребность подвести итоги своей творческой деятельности, Державин решил не останавливаться на своём литературном пути, но и объяснить жизненную позицию, политические взгляды и отношение к поэзии в целом.

Таким образом, он написал «Признание» — одно из самых знаковых его произведений наряду со знаменитым «Памятником», «Бессмертием души», «Детской песней» и другими шедеврами.

Тема и идея

Центральная тема произведения — подведение итогов прожитой жизни, её анализ. Герой произведения, который олицетворяет самого автора, словно со стороны смотрит на неё, оценивая себя как человека, писателя, служителя родины и пример для потомков. Он рассказывает о своих ценностях и нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни. Рассуждая о них, герой приходит к выводу, что считает их правильными и справедливыми несмотря на обстоятельства.

Читайте также:  Анализ стихотворения Державина Соловей

Ближе к концу стиха герой также говорит о своих недостатках, изъянах, ошибках. Между строк он признаётся, что не всё в жизни сделал правильно и искренне сожалеет о том, как провёл свои молодые годы. Восхищает, что он находит в себе силы признать ошибки и слабости настолько публично и открыто — это требует смелости.

Но персонаж не занимается самобичеванием, а сразу же оправдывает себя, предлагая бросить в него камень любому, кто считает себя совершенным. В этих строках и скрыта главная тема произведения. Автор пытается донести, что никто не безгрешен, но если человек живёт по совести и не уступает своим принципам, ему нечего стыдиться и бояться.

Герой говорит, что успел пройти через множество взлётов и падений, но это не смогло сломать его дух. Подводя итог своей жизни, Гавриил Романович остаётся доволен. Он преданно служил людям и государству, создал множество замечательных произведений и поступал в согласии с совестью, а значит и упрекнуть его не в чем.

Жанр, структура и композиция

Жанр произведения — философская лирика. Оно имеет форму дружеской доверительной беседы лирического героя с потенциальным читателем, в которой автор от всего сердца делится своими мыслями и подводит итоги прожитых лет. Особенности структуры и композиции произведения:

  • стихотворение написано двустопным хореем;
  • используется перекрёстная рифмовка — классический вид, при котором рифма идёт через строку;
  • ударение на первый слог придаёт стиху особый ритм, подчёркивающий его двойственность — спокойные рассуждения смешиваются с пламенными признаниями;
  • часто употребляется местоимение «я», что создаёт дополнительный акцент на образе автора в виде лирического героя;
  • глаголы используется в прошедшем времени — этим автор подчёркивает, что стихотворение является кратким итогом его жизни, размышлениями о достигнутом.

Изначально Г. Р. Державин не отходил от правил классицизма, но со временем расшил его рамки и вышел за установленные жанровые границы.

Большое значение в этом процессе сыграло и «Признание». В нём автор впервые полностью сконцентрировался на образе автора, выведя на передний план не действие, а анализ человеческой индивидуальности и психологии.

Сознание персонажа — основа всего текста, что было необычной особенностью для произведения того времени.

Другим принципиальным отличием стихотворения стала его трёхплановость.

Проводя разбор «Признания», можно заметить 3 уровня:

  • духовное осмысление действительности — автор рассказывает о своём мировоззрении и системе ценностей;
  • сознание как отражение опыта;
  • призыв к действию путём попытки донести мировоззрение.

Автор одновременно проводит самоанализ, рассказывает читателю о себе и взывает к нему, пытаясь донести свою точку зрения. Он делает это очень искренне и душевно — читая стих, невозможно злиться или обвинять поэта, что и делает его произведение гениальным наследием.

Содержание произведения

Стих «Признание» Державина написан всего лишь одной строфой, размер которой — 32 строки. Условно его можно разделить на 3 части:

  1. Начинается повествование с рассуждений лирического героя, что он никогда не умел важничать и лицемерить, а в других людях больше всего ценил искренность, порядочность, душевность. Эти качества он старался всячески культивировать и развивать в себе, что характеризует его как человека честного и трудолюбивого.
  2. Во второй части автор рассуждает о своей роли как поэта. Он рассказывает, что свой гений считает даром богов, а стихи пишет с целью «передать потомкам» урок о великих делах их предков. Там же поэт рассказывает о своей преданности родине, желании служить ей. Одновременно он продолжает делать акцент на честности, считая, что должен высказать правду не только народу, но и высокопоставленным вельможам, духовенству и даже правителям.
  3. В последней третьей части герой говорит о своих недостатках и слабостях. Именно благодаря ей стихотворение называется признанием. Автор рассказывает, что ему не чужда ни слабость к женщинам, ни тяга к светским удовольствиям, рассуждает о взлётах и падениях, неизбежных в любой жизни.

Заканчивается произведение словами, что никто в этом мире не безгрешен. Финальная строка — перефразированная цитата из библии: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, если ты не человек». Это цементирует основную мысль стихотворения «Признание» Державина.

Авторский посыл

По содержанию «Признание» походит на откровение. Автор строит произведение в форме доверительной беседы с гипотетическим читателем, которому рассказывает о своём характере, жизненных ценностях, неудачах и свершениях, планах и мечтах. Он подводит итоги собственной творческой деятельности, рассуждает о своей ценности для народа как поэта и политического советника. При чтении можно понять, что признание адресовано не только аудитории, но и самому себе — он выясняет мотивы собственных действий, проводит самоанализ.

Цель автора — обрисовать свой образ, с которого потомки и современники смогут взять пример. Он подчёркивает свою честность, добропорядочность, желание служить родине — качества, которыми можно восхищаться. Одновременно с этим Державин совсем не пытается возвысить или приукрасить себя — наоборот, он акцентируется на недостатках и спорных моментах.

Этим поэт доносит вторую важную мысль — каждый человек имеет изъяны, с этим ничего не сделать. Чтобы прожить достойную жизнь, достаточно развивать хорошие качества, оставаться человечным и порядочным, не пускаясь в самокритику и не стремясь к мнимому совершенству, ведь никто не безгрешен. Авторский посыл заключается в призыве к действию — человек не может быть идеальным, но должен стремиться стать как можно лучше, чтобы подать пример современникам и потомкам.

Образ лирического героя

Лирический герой «Признания» — сам автор, потому понимание его характера — главный ключ к раскрытию произведения. В нём поэт подводит итог собственной жизни, рассказывает о себе — стих можно считать автобиографическим. Первым делом герой заявляет, что «не умеет притворяться» и «ценит честность превыше всего» и рассказывает, как никогда не терпел несправедливость и неверность родине, которые мог заметить. Это отражает личность автора при жизни.

Державин представляет себя как поэта, творящего на благо отечества и желающего сохранить память о великих героях и делах для потомков. Но одновременно с этим он уделяет внимание и простым людям, ценя индивидуальность каждого из них. Выстроив доверие с читателем, Державин признаётся, что был далёк от совершенства. Он освещает свои недостатки — чрезмерное увлечение женщинами, пристрастие к светским удовольствиям, споры с правительством. Это показывает его как человека смелого, не стесняющегося публично признать ошибки.

В раннем творчестве он восхищался императрицей Екатириной II, но когда стал её секретарём и узнал о государственных делах поближе, не смог сказать о ней почти ничего хорошего. Этот момент тоже кратко освещается в строках стиха («Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам») — поэт признаётся в разочаровании правителями, которые издалека казались безупречными. Бегло затрагивается и тема религии — автор упоминает свой талант как божий дар, но не заостряет на этом внимания.

Лирический герой не скрывает своего несовершенства — он доверительно рассуждает с воображаемыми собеседниками, что из себя представляет и как прошла его жизнь, признаётся в помыслах и желаниях, раскрывает тайны. Он понимает, что далеко не святой, но акцентирует внимание, что у всех людей есть изъяны — и свои он не боится признать.

Чёткое воплощение образа автора стало новаторством, вышедшим за пределы классицизма. Поэт обратился к индивидуальным характеристикам человека, подчеркнул особенность и важность каждой личности. Он хотел, чтобы потомки поняли эти идеи и запомнили его честным, порядочным, добрым, человечным, несмотря на приверженность к слабостям и искушениям. Произведение наполнено искренностью — через лирического героя читатель искренне проникается тем, что писатель любил и ценил.

Средства выразительности

В плане художественных приёмов и средств выразительности стихотворение выделяется тем, что автор описывает всё очень реалистично. Он отказывается от привычной классицизму возвышенности и приукрашенных выражений, что редкость среди русской поэзии. Благодаря этому произведение кажется очень искренним и душевным, в нём нет напускного пафоса — Державин старается быть максимально откровенен с читателем, сблизиться с ним.

Особенностью стиха является сочетание словоформ «высокого» и «низкого» стилей: «сан» и «вельможа» соседствуют с просторечиями вроде «надуваться» и «брякнуть».

Дополнительную экспрессивность тексту придаёт высокая концентрация существительных и местоимений.

Свой посыл автор передал при помощи средств художественной выразительности:

  • метафоры — «сам был света обольщён»;
  • эпитеты — «важным», «властным», «громким», «беспристрастным»;
  • олицетворения — «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «со струн моих огонь летел»;
  • сравнения — цари «равны богам».

В своём философском стихе «Признание» Гавриил Романович Державин не только делится откровением с читателем, но и проводит глубокий самоанализ. Подводя итоги своей жизни, рассматривая творческие и политические достижения, он делится собственными мотивами и чувствами. Писатель не пытается приукрасить или возвысить себя, показывая лирического героя с человеческой стороны. В более широком смысле произведение также раскрывает темы смысла жизни и места человека в ней.

Ссылка на основную публикацию