Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

Изначально Державин хотел написать стихотворение На тленность, которое бы рассказывало о бренности этого мира, но он не смог воплотить собственный замысел, так как бренность призвала его. Поэтому от задуманного стиха осталось только начало, которое досталось потомкам под названием Река времен.. – по первой строчке. Написано стихотворение Державиным практически перед самым уходом из мира и этот факт делает стих более ценным, так как говорит о чутком предчувствии автора и понимании собственного положения и сути мира.

Река времен.. представляет собой как говорится лебединую песнь автора и даже недосказанность, которая тут есть (если знать об общем замысле) тоже является весьма символическим элементом. Поэт как бы на пороге гибели рассуждает о бренности всего мироздания и обрывается на полуслове, покидает собственное тело, которое совсем недавно дышало, хотело и писало стихи.

Тем не менее, даже если рассматривать данное неоконченное стихотворение, есть возможность многое почерпнуть и о многом поразмыслить. Обращает на себя внимание акростих, который создан благодаря первым строчкам текста. Содержание включает в себя два слова: руина чти.

Наверное, Державин хотел этот стих продолжить, но даже из этих слов понятен общий мотив. Речь идет о понимании временности всего существования. Царства и цари становятся руинами, они превращаются в ничто.

Конечно, всегда есть надежда увековечить себя в истории благодаря таким инструментам как звуки лиры и трубы, то есть благодаря искусству, славе, памяти потомков. Однако и такая вечность – только условность перед лицом вечности настоящей, которая все равно поглотит любые свидетельства, любые остатки памяти и славы. Перед временем человек пребывает в бессилии, он не может практически ничего противопоставить этому пожирающему фактору, который поглотит и мудрого поэта и глупого нищего, красавицу и чудовище, благие и отвратительные поступки.

Поэт использует соответствующие сравнения, для того чтобы подчеркнуть этот факт – «жерлом вечности пожрется», «топит в пропасти забвенья». Державин, описывая такую действительность не только не тешит себя иллюзиями, но и не унывает относительно сложившейся ситуации. Напомним, он писал стихотворение на пороге собственной гибели, но при этом вполне спокойно смотрел на реку времен и просто чувствовал себя частью этой общей судьбы.

Вариант 3

Произведение является одним из последних творений поэта, относящейся к его философской лирике, и имеет литературную незавершенность, поскольку остается отрывком недописанного стихотворения, название которого планировалось автором в виде «На тленность».

Композиционная структура стихотворения представляется краткой и состоит из восьмистишия, созданного под впечатлением картины «Река времен», изображающей всемирную историю в виде вечности и времени, образы которых и изображаются в стихах.

Основной тематикой произведения является изображение силы времени, проявляющейся в скоротечности и склоняющей перед собой в пучине забвения страны, народы и каждого человека в отдельности.

Авторский замысел произведения раскрывает ценность каждого жизненного момента, вкладывая в него особый философский смысл, поскольку любой человек в определенный промежуток времени оказывается перед входом в вечность. Поэт сравнивает время с течением воды, подчеркивая образу времени его силу и необратимость.

Властное влияние времени на жизнь человека поэт выражает посредством использования средств художественной выразительности в форме многочисленных метафор олицетворений, а также применения глаголов несовершенного вида для усиления длительности и повторяемости временного процесса.

Стихотворным размером стихотворения является четырехстопный хорей в сочетании с перекрестной рифмовкой, выражающих напряженность и экспрессию произведения, написанного в состоянии мрачного и грозного фатализма, демонстрирующего пессимистическое настроение поэта в преддверии собственной кончины.

Образы вечности и времени в стихотворении отождествляются поэтом с отсутствием гармоничности и наличием определенного необратимого, непостижимого процесса. При этом автор не дает развернутой характеристики образу вечности, позиционируя его в качестве единственного признака – всепожирающего жерла, бездны, тогда как образ времени представляется поэтом детализировано, в виде определенной взаимосвязанной цепочки.

Предчувствуя близость смерти, стихотворение передает тягостное душевное состояние автора, потерявшего надежду на бессмертие.

Анализ Река времен в своем стремленьи

Данное стихотворение замечательного поэта Гавриила Романовича Державина написано им в 1816 году 6 июля. Поэт написал стихотворение будучи на тот момент в своем имении в Новгородской губернии. Стихотворение с философским названием «Река времен» было не дописано, то, что представлено читателю-лишь несколько начальных строк. Смерть порушила планы поэта и его творению не суждено было быть оконченным.

Не только название стихотворения относится к философской науке, но и его содержание. Гавриил Державин был достаточно многосторонней личностью, изначально приоритетом для него была карьера, но в конце концов он пришел к заключению, что именно творчество подарит ему память в умах людей. Следовательно, ближе к концу жизни Державин уделил больше внимания каким-то идеям, мыслям. Стихотворение было написано в последствии некого раздумья, когда в силу возраста поэт осознал то, что было сокрыто перед ним в молодые годы. Именно это он и хотел вложить в свое творение. Пусть оно и не закончено, но в нем все равно осталась главная задумка и очень броские, цепляющие слова, которые невероятно подобраны. Благодаря лексике стихотворения оно имеет всепоглощающий смысл, масштабный.

«Река времен в своем стремленье уносит все дела людей»-так начинается стихотворение Державина. В данной строчке читатель впервые сталкивается с идеей того, что для времени нет рамок, оно скоротечно и все, что делают люди, каким бы грандиозным это ни было, не имеет значения. Подчеркивает власть времени поэт с помощью точной связи нескольких слов. «Топит в пропасти забвенья народы, царства и царей» . Насколько мастерски подобраны слова: топит-броский глагол, придающий значение силы, пропасть забвенья – безысходность, ее громадность. Насколько велико время и как жалко все перед ним, ведь оно «топит» целые народы, государства, все то, что кажется великим для людей.

Далее Державин говорит читателю о том, что если что-то и останется, то, что смогло пройти сквозь время «чрез звуки лиры и трубы», то есть ставшее знаменитым, важным для людей, невероятным во времени, то вечность будет безжалостна. В вечности перемелится все и не уйдет от предназначенной, общей судьбы.

Данное стихотворение, хоть и является незаконченной работой, но явно исполнило мечту Гавриила Державина остаться в людской памяти. От замысла, передачи его, до лексики-все прекрасно в «Реке времени». Самое главное, что можно понять для себя из стихотворения, так это то, что никто не способен и ничто не способно устоять перед вечностью, а время-ее душа, многое может унести в течении своей реки.

Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи по плану

Река времен в своем стремленьи

Возможно вам будет интересно

На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.

Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов

Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

дивительное философское отношение к Родине, к жизни и своему месту в ней передано в стихотворении. Здесь от первого лица рассказчик обещает вернуться, вопреки высшему свету и молве, на Родину – к родным полям, к иконам

Произведение иллюстрирует восприятие автором мира. Отдельные элементы, каждый из которых значит мало, складываются в единую картину.

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи

Вариант 3

Произведение является одним из последних творений поэта, относящейся к его философской лирике, и имеет литературную незавершенность, поскольку остается отрывком недописанного стихотворения, название которого планировалось автором в виде «На тленность».

Композиционная структура стихотворения представляется краткой и состоит из восьмистишия, созданного под впечатлением картины «Река времен», изображающей всемирную историю в виде вечности и времени, образы которых и изображаются в стихах.

Основной тематикой произведения является изображение силы времени, проявляющейся в скоротечности и склоняющей перед собой в пучине забвения страны, народы и каждого человека в отдельности.

Авторский замысел произведения раскрывает ценность каждого жизненного момента, вкладывая в него особый философский смысл, поскольку любой человек в определенный промежуток времени оказывается перед входом в вечность. Поэт сравнивает время с течением воды, подчеркивая образу времени его силу и необратимость.

Властное влияние времени на жизнь человека поэт выражает посредством использования средств художественной выразительности в форме многочисленных метафор олицетворений, а также применения глаголов несовершенного вида для усиления длительности и повторяемости временного процесса.

Стихотворным размером стихотворения является четырехстопный хорей в сочетании с перекрестной рифмовкой, выражающих напряженность и экспрессию произведения, написанного в состоянии мрачного и грозного фатализма, демонстрирующего пессимистическое настроение поэта в преддверии собственной кончины.

Образы вечности и времени в стихотворении отождествляются поэтом с отсутствием гармоничности и наличием определенного необратимого, непостижимого процесса. При этом автор не дает развернутой характеристики образу вечности, позиционируя его в качестве единственного признака – всепожирающего жерла, бездны, тогда как образ времени представляется поэтом детализировано, в виде определенной взаимосвязанной цепочки.

Предчувствуя близость смерти, стихотворение передает тягостное душевное состояние автора, потерявшего надежду на бессмертие.

Анализ стихотворения Державина «Река времен»

История создания К концу XVIII века Державин достиг многого: он был сенатором, министром, спорил с царями. Но много было министров, сенаторов, статс-секретарей, а он все же был один — поэт Державин. Как-то само собой получилось, что все признали в нем гения. Конечно, Державин был прежде всего царедворец, карьерист. В его глазах орден был поважнее оды. Но с годами он понял, что именно в литературе — ключ к его бессмертию. А этого всегда желала его гордая, честолюбивая душа. Не случайно он переложил с латыни на русский язык «Памятник». Он думал,

что именно его стихи станут вечным памятником ему… Но нет! Шли годы, он слабел, терял зрение и постепенно его взору открывалась вечная и печальная истина, которая недоступна была ему, молодому.

Летом 1816 года в любимой Званке, своем имении в Новгородской губернии, он начал работу над новым произведением. Но творческим планам поэта было не суждено сбыться: смерть прервала работу. До нас дошли лишь несколько строк, записанных — что само по себе символично — на аспидной доске. Для справки. Аспидная доска — доска из минерала черного цвета, на которой пишут грифелем. За два дня до смерти 6 июля 1816 г. он начертал ее

формулу на грифельной доске: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы. Восприятие, истолкование, оценка Философское произведение «Река времен в своем стремленьи» — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни.

Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти. Автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что

было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг. «Вечные» философские проблемы выведены автором в подтекст произведения. Стихотворение пронизано пессимистическим чувством. Его автор — человек пожилой, умудренный опытом лет, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни. Экспрессия стихотворения создается концентрацией метафор (река времен, пропасть забвенья, жерло вечности) и фонетической организацией (повтор [р] определяет напряженную тональность восьмистишия; последовательность ударных гласных в третьей и предпоследней строках (о — о-ээ-о-о)). В стихотворении 2 образа: образы времени и вечности. И время, и история в стихотворении Державина имеют конец и не предполагают ни торжества прогресса, ни установления гармонии: слова уносит, топит, пожрется, забвенье, пропасть и жерло близки по значению «гибель», «утрата», «конец», «небытие». Распространенность этих признаков на «все дела людей»

В первом четверостишии используются глаголы несовершенного вида, обозначающие длительность процесса и повторяемость законов истории, продолжающих действовать, пока течет земное время. Во втором четверостишии совершенный вид, придающий глаголам значение предела, служит своеобразной метафорой конца мировой истории. Образ времени сопоставляется с образом вечности, а план настоящего постоянного сменяется планом будущего (То вечности жерлом пожрется). Если в бытовом языковом сознании вечность обычно сводится к временной длительности, не имеющей ни начала, ни конца, то Державин, говоря о вечности, избегает конкретных временных характеристик и измерений.

С одной стороны, вечность у него динамична (пожрется), с другой, в соответствии с поэтической традицией XVIII в., она сближается с Хаосом, который для античных философов и поэтов и воплощался в образе бездны. Непостижимость вечности в стихотворении Державина находит отражение в отказе от ее развернутой образной характеристики. Если образ истории (времени) строится на основе цепочки тесно связанных друг с другом метафор и детализируется (время — река с бурным течением, несущаяся к «пропасти забвенья»), то вечность в тексте имеет только один образный признак — все пожирающее жерло. Многозначным в последней строке оказывается слово судьба: с одной стороны, оно имеет здесь значение «участь, удел», с другой — реализует значение «непреложный закон».

В стихотворении Державина развивается мотив суда, имеющий несколько аспектов: это и определение истинной цены деяний людей, и подведение итогов, и установление места искусства в истории, и суд времени над человеком, и преодоление самого времени.

Анализ Река времен в своем стремленьи

Данное стихотворение замечательного поэта Гавриила Романовича Державина написано им в 1816 году 6 июля. Поэт написал стихотворение будучи на тот момент в своем имении в Новгородской губернии. Стихотворение с философским названием «Река времен» было не дописано, то, что представлено читателю-лишь несколько начальных строк. Смерть порушила планы поэта и его творению не суждено было быть оконченным.

Не только название стихотворения относится к философской науке, но и его содержание. Гавриил Державин был достаточно многосторонней личностью, изначально приоритетом для него была карьера, но в конце концов он пришел к заключению, что именно творчество подарит ему память в умах людей. Следовательно, ближе к концу жизни Державин уделил больше внимания каким-то идеям, мыслям. Стихотворение было написано в последствии некого раздумья, когда в силу возраста поэт осознал то, что было сокрыто перед ним в молодые годы. Именно это он и хотел вложить в свое творение. Пусть оно и не закончено, но в нем все равно осталась главная задумка и очень броские, цепляющие слова, которые невероятно подобраны. Благодаря лексике стихотворения оно имеет всепоглощающий смысл, масштабный.

«Река времен в своем стремленье уносит все дела людей»-так начинается стихотворение Державина. В данной строчке читатель впервые сталкивается с идеей того, что для времени нет рамок, оно скоротечно и все, что делают люди, каким бы грандиозным это ни было, не имеет значения. Подчеркивает власть времени поэт с помощью точной связи нескольких слов. «Топит в пропасти забвенья народы, царства и царей» . Насколько мастерски подобраны слова: топит-броский глагол, придающий значение силы, пропасть забвенья — безысходность, ее громадность. Насколько велико время и как жалко все перед ним, ведь оно «топит» целые народы, государства, все то, что кажется великим для людей.

Далее Державин говорит читателю о том, что если что-то и останется, то, что смогло пройти сквозь время «чрез звуки лиры и трубы», то есть ставшее знаменитым, важным для людей, невероятным во времени, то вечность будет безжалостна. В вечности перемелится все и не уйдет от предназначенной, общей судьбы.

Данное стихотворение, хоть и является незаконченной работой, но явно исполнило мечту Гавриила Державина остаться в людской памяти. От замысла, передачи его, до лексики-все прекрасно в «Реке времени». Самое главное, что можно понять для себя из стихотворения, так это то, что никто не способен и ничто не способно устоять перед вечностью, а время-ее душа, многое может унести в течении своей реки.

Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи по плану

Я стар — юн духом по грехам…

Река времён… Загадочное восьмистишие — возможно, начало задуманной Державиным пространной оды «На тленность». Хотя не всегда первые написанные строки становятся началом стихотворения. В поэзии Державина рассыпано немало оптимистических оценок собственной посмертной судьбы: «А я пиит — и не умру». Не без основания надеялся он остаться на земле и службой на благо правосудия. А тут вдруг впал в грусть, едва не доходящую до чёрного уныния. Легче всего предположить, что в следующих строфах поэт сформулировал бы антитезу унынию, обратился бы ко Всевышнему и утешился в молитве. Но ода называется «На тленность» — и одному Богу известно, куда завела бы Державина эта тема. Под старость он снова обратился к духовной лирике — и даже во дни войны с иноземными захватчиками работал над пространной одой «Христос». Русские полки воевали во Франции, загнанный Наполеон сражался из последних сил, бросая в бой мальчишек. Потом победители — монархи и дипломаты — решали будущее человечества в австрийской столице. Казалось бы, Державин должен был углубиться в плетения политических расчётов, а он писал:

Читайте также:  Анализ стихотворения Державина Соловей

Кто Ты? И как изобразить Твоё величье и ничтожность, Нетленье с тленьем согласить, Слить с невозможностью возможность? Ты Бог — но Ты страдал от мук! Ты человек — но чужд был мести! Ты смертен — но истнил скиптр смерти! Ты вечен, — но Твой издше дух! Получилась огромная богословская ода о Христе, взволнованное размышление о богочеловеке, написанное на пределе уходящих сил. И вот — река времен в своём стремленьи… Этот поток пожирает всё — и дурное, и доброе. И Наполеона, и Суворова. Батыев и Маратов — и великомучеников. Вечная мельница — вроде тех, что можно встретить и в Званке, и в аракчеевском Грýзине.

Всё проходит, «всё вечности жерлом пожрётся», но разве наши старания напрасны? Оптимисты и жизнелюбы под старость лет нередко впадают в мизантропию. Неужто и Державин?

Недописанный этюд — или всё-таки отточенная фреска? Державин скептически оценивал свои возможности в малой стихотворной форме. Эпиграммы, надписи — как силён был в этих лаконических жанрах Сумароков! Пожалуй, Державин недооценивал себя: «На птичку», надписи к портрету Ломоносова и на характер императора Павла — разве это не победы поэта? И восемь строк ненаписанной оды «На тленность» составили загадочное, но законченное стихотворение. По большому счёту, продолжение не потребовалось. А утешительная антитеза пускай подразумевается, остаётся в подтексте. Восемь строк — и ни одного случайного или сомнительного слова. «Звуки лиры и трубы» — неужто можно чётче и яснее определить поэзию Державина, вообще поэзию XVIII века? Труба — это гомеровская линия, героика. Лира — анакреонтика Державина и его философские размышления в стихах. Само понятие «Река времён» связано, как это часто бывало у Державина, со зримым предметом. В 1816 году эти восемь строк вышли в журнале «Сын Отечества». Первая публикация! Там появилось и краткое примечание: «За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту “Река времен”, начал он стихотворение “На тленность” и успел написать первый куплет». По какому маршруту старый стихотворец намеревался повести корабль философской оды?

Эта тайна никогда не раскроется. Поэт умер.

На грифельной доске осталось восемь строк — ни больше, ни меньше. И никакого утешения. «Всё вечности жерлом пожрётся». И это — жизнелюбивый, полнокровный Державин. Даже не тёплый, а горячий в любом стихотворении, в любой реплике. Наверное, это к лучшему — стихотворение стало горше, крепче, в нём нет ни одного лишнего, случайного слова. Мы знаем эти восемь строк наизусть. А жизнеутверждающих строк у мурзы (Державин любил самого себя величать этим татарским титулом) и без того немало… Может сложиться обманчивое впечатление: а что, если Державин на закате дней разочаровался, впал в уныние, столь несвойственное ему в зрелые годы? Так бывает с сильными людьми: теряя здоровье, они предаются панике, скисают. Но это не про Державина!

В старости, несмотря на недуги, он написал едва ли не лучшие стихи — да хотя бы эти последние восемь строк…

Он всегда жил новыми стихами, счастливыми минутами, когда ощущаешь власть над словом, когда дух захватывает от полёта — и вдохновение (назовём это так) не оставило его до конца. После взятия Парижа Державин задумал написать похвальное слово императору Александру. Летом 1814-го он попросил племянницу — Прасковью Николаевну Львову вслух читать ему панегирики разным историческим деятелям. От некоторых его клонило в сон, а вот похвальное слово Марку Аврелию Антуана Тома понравилось старику. Но в конце концов Державин прервал чтения: «Я на своём веку написал много, теперь состарился. Моё литературное поприще закончено, теперь пускай молодые поют!». Сохранилась в его архиве и такая запись:

«Тебе в наследие, Жуковской! Я ветху лиру отдаю; А я над бездной гроба скользкой Уж преклоня чело стою».

И всё-таки он писал даже в последнее лето — и как писал! А жизнь званская тянулась медлительно. Только бездетные старики так влюбляются в собачек, как Державин в свою Тайку. Всегда он носил её за пазухой, поглаживал… О тех днях мы знаем по запискам Прасковьи Львовой.

Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи Державин 7 класс

Стихотворение Державина Гавриила Романовича «Река», небольшое, всего 8 строк, но почему-то его изучают в учебных заведениях, и ищут скрытый смысл.

После первого прочтения стихотворения, создается впечатление, что все в этом стихотворении понятно. Что вот, «река времен в своем стремленьи» уносит всех, все не вечно. Что, не смотря на то, кто ты, откуда, чем прославился, или наоборот, всех унесет в забвенье время. Сотрет из памяти людей, сожжет пожаром книги, сгниют все предметы, напоминающие о нас, мы все уйдем в небытие. И все на этом заканчивается весь смысл данного стихотворения. Но если внимательный читатель, решит прочитать еще раз это стихотворение, то конечно манна небесная на него не снизойдет. Он не поймет смысла бытия.

После второго прочтения стихотворения Державина, некоторые строчки врежутся в память, вы поймаете ритм прочтения, где сделать паузу, где ускорится, где повысить голос, где понизить. Второе прочтение – решающее. Если после него, стихотворение зацепило, и вы захотите прочитать его еще раз, то вскоре вы сможете докопаться до истины. Глаза пробегутся по строкам еще раз, губы повторят, голосовые связки озвучат, а разум запомнит.

«Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы»
Эти строки все больше повторяет разум, прокручивает их.
«И общей не уйдет судьбы»

А ведь, может, все же, останется что-то, что не уйдет в черную пропасть забытья. Люди будут передавать информацию друг другу, от поколения к поколению. Но это что-то особенное, что-то уникальное, ведь невозможно хранить вечно все. Просто потому что, тогда не осталось бы места для чего-то нового. Люди жили бы прошлым, и не создавали бы ничего своего, а значит, не жили бы полноценной жизнью.

Но тогда постает главный вопрос, а что же достойно остаться в памяти навечно, а что должно быть забыто?

«Чрез звуки лиры и трубы»

Эти строки дают ответ на этот главный вопрос. Это – музыка. И не обязательно это должны быть песни или любое музыкальное произведение. Музыка души каждого человека, она отображается в том, что он делает. Но не все показывают свою душу, не все выворачивают ее наружу. И хранится это всё потому что, хоть все мы разные, но всё же есть в нас что-то схожее. И когда мы находим отголоски нашей души в чужой, мы запоминаем это на всю жизнь, и рассказываем другим, в надежде найти того в ком есть частичка нас. И вот такие группки людей, объединенные одним дыханием души, хранят и передают «музыку».

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи

Стихотворение “Река времен” является произведением одного из знаменитых и любимых многими поэтов Гавриила Державина. Написано данное произведение в 1816 году, причем если у большинства стихотворение известен лишь год написания, то что касается этого произведения, можно сказать даже точную дату, а именно 6 июля.

Поэт написал данное произведение находясь в своем личном имении в Новгородской губернии.

Первое, с чего хочется и нужно начать анализ данного произведения, это то, что несмотря на философское название “Река времен” данное стихотворение не было дописано до конца, и не имело своего логического финального завершения. Смерть порушила все планы поэта, и его произведению не было суждено быть дописанным до конца. Конечно, это печально, но как позже стали утверждать критики и специалисты в области литературы именно в этой недосказанности и есть основной смыл данного произведения.

Не только название произведения является философским, но и его содержание наполнено размышлением, большим количеством различных мыслей и так далее. Данный поэт в течении всей своей жизни был очень многогранной личностью, и все его произведения, без исключения, были именно такими.

Вот только на протяжении всей своей жизни главным приоритетом для себя автор ставил карьеру, и лишь под конец своего жизненного пути стал задумываться о вечном. Данные мысли очень часто приходили к Державину, и он просто не в силах их осмылисть решил вылить их на бумагу, создав очередное уникальное по своей сути произведение. Именно таким стало стихотворение “Река времен”.

Пусть данное стихотворение так и не было закончено, но основную задумку автор все же успел воплотить в жизнь. Яркие литературные приемы, которые используются в данном произведении являются этому прямым доказательством.

Этим стихотворением поэт смог осуществить свою, пожалуй, главную мечту -навсегда остаться в людской памяти, и жить в воспоминаниях.

В заключении следует отметить, что в данном стихотворении прекрасно абсолютно все, от основного замысла, до слова, ставшего последним, как в данном стихотворении, так и в жизни этого великого человека.

Основной идеей это произведения стала мысль о том, что ни один человек не способен устоять перед вечностью. У каждого свой путь, но каждый рано или поздно окажется на пороге вечности, и пожалуй, главное что нужно сделать в эту секунду, это поблагодарить за все лучшее, что было в жизни.

Картинка к стихотворению Река времен в своем стремленьи

Популярные темы анализов

У Лермонтова еще в раннем детстве сформировались особенные чувства к окружающему миру и природе в целом. Не считая себя полностью лирическим персонажем, он все же достаточно многогранно передает прелесть природного пейзажа.

Прекрасное стихотворение, которое написал C.А.Есенин под названием “Сорокоуст”. Поэт написал его в 1920г. и он сразу попал в руки исследователей и предопределил тенденции этого времени и повлиял на развития и большой прогресс русской

Пушкин придает поэзии нежного лиризма и красоты. Своими стихотворениями он приоткрывает завесу в стремлении к чему-то прекрасному и необходимому, помогает отыскать мужество и познать свободу. Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкину

Несомненно, венцом пушкинской поэзии можно назвать цикл стихотворений с гражданской тематикой. Именно к такому разряду принято относить одно из самых знаменитых стихотворений А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

Стихотворение «Революция» В. В. Маяковский написал в конце мая1917 года. Произведение было опубликовано газете «Новая жизнь», главным редактором которой на тот момент был М. Горький. Это было первое легальное отечественное социал-демократическое

«Река времён в своём стремленьи», анализ стихотворения Державина

История создания

Стихотворение Державина «Река времён в своём стремленьи» – одно из самых мистических стихотворений русской литературы. Державин умер в возрасте 73 лет, что в начале 19 века считалось глубокой старостью. Последние 13 лет своей жизни вышедший в отставку Державин прожил в собственном имении Званка в Новгороде, где и умер 8 июля 1816 г (по старому стилю). Державин до последних мгновений оставался поэтом. За 2 дня до смерти, 6 июля, он написал своё последнее стихотворение «Река времён в своём стремленьи».

История создания стихотворения описана в комментариях к посмертной публикации в журнале «Сын отечества» № 30 за 1816 г. Державин написал стихотворение в своём кабинете и читал племяннику, Семёну Василевичу Капнисту.

Очевидно, поэт вдохновился таблицей «Река времён». Эта составленная немцем Страссом схема была переведена на русский язык и издана в 1805 г. «Эмблематическое Изображение Всемирной Истории» представляло историю каждого государства с древности и до 18 века как реку, на русле которой были написаны имена «славных мужей». Можно было наблюдать исток каждой реки, иссушение некоторых рек, впадение рек одна в другую. Реки существующих государств просто обрывались в конце схемы, которая наглядно показывала тленность всего сущего: не только человеческой жизни, но и великих держав. Между тем, имя Державина тоже было вписано в реку времени последним среди великих деятелей эпох Просвещения.

Державин всегда писал стихотворения начерно на аспидной доске грифелем. Так было написано и его последнее восьмистишье. В посмертных изданиях стихотворение называлось «Последние стихи Державина» или «На тленность». Сегодня буквы на доске едва различимы.

Литературное направление и жанр

Державин всегда оставался просветителем, хотя и пережил эпоху просвещения. Недаром за полгода до смерти Державин, «в гроб сходя, благословил» молодое поколение лицеистов – представителей новой эпохи с новыми литературными направлениями.

Литературное направление просветительского классицизма предполагает, что содержание произведения просветительское, а форма – классицистическая. Излюбленный поэтический жанр классицизма – ода. Ещё родственники Державина в своих воспоминаниях называли последнее стихотворение поэта началом оды, которая не была дописана из-за смерти автора. Мандельштам считал начало этой торжественной песни подобным трубному гласу пророка.

Только в середине 20 в. американский языковед Морис Халле заметил, что стихотворение Державина – акростих, из первых букв каждой строчки которого составляются загадочные строки: «Руина чти». По факту своего предсмертного написания стихотворение – автоэпитафия, надпись у порога собственной могилы, сделанная умирающим поэтом.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

По свидетельству племянницы жены Державина Елизаветы Львовой, за два дня до смерти дядя начал «оду о быстроте времени», написав первую строфу и две строчки второй строфы. Трудно сказать, что имела в виду племянница. Стихотворение Державина представляет собой восьмистишье. Первый катрен посвящён идее бренности всего земного: людей и царей, народов и царств, всех человеческих деяний. Второй катрен о том, что забвению подлежит даже то, что, с точки зрения человека, заслуживает вечной памяти. Это слава человеческая, добытая творчеством (лира) или сражением (труба).

Тропы и образы

Образ реки времени, конечно же, отсылает к древнегреческому Стиксу – реке, через которую души умерших переправлялись в царство мёртвых. Так что стихотворение – свидетельство готовности автора предстать перед Всевышним Судьёй. Вся первая строфа – метафора реки времени, которая топит «народы, царства и людей» «в пропасти забвенья». Во второй строфе появляется ещё более угрожающий образ-метафора – жерло (глотка) вечности. Старославянизмы в фразе «Вечности жерлом пожрётся» одновременно и пугают читателя, оставляя его перед страшной разверстой бездной, и становятся приметой жанра высокого стиля. Аллитерация, повторение шипящих в соединении с сонорными (чн, жр, жрл) создаёт клокочущий, грозный звуковой образ.

Лира и труба в стихотворении – символы двух путей достижения человеческой славы. Эти благородные пути – творчество и подвиг. Но и они не обеспечивают вечности: «И общей не уйдёт судьбы».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 11
Г. Р. ДЕРЖАВИН. «РЕКА ВРЕМЁН В СВОЁМ СТРЕМЛЕНЬИ…»,
«НА ПТИЧКУ», «ПРИЗНАНИЕ»

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении. Утверждение необходимости свободы творчества. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ о поэте

Рассказ учителя о Г. Р. Державине с включением сообщений учащихся
«Детство Державина»,
«Державин на военной службе»,
«Державин в Тамбове» (см. фрагмент «Державин в Тамбове» из романа В. Ф. Ходасевича «Державин»)
и показом портретов писателя и памятников ему.

Читайте также:  Сочинение Анализ Оды Державина Фелица

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин» (см. статью ниже):

Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Преображенский полк, прапорщик, статская служба, кабинет-секретарь, сенатор, государственный казначей, юстиция.

Составление плана статьи:

Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывает у вас жизнь Державина: восхищение, недоумение, сочувствие, осуждение? Объясните свою позицию.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении

Ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Как понять выражения ум и сердце человечье / Были гением моим, добродетельми казались / Мне они равны богам, мнил быть сердцем беспристрастным / Им, царю, отчизне друг?

— В чём поэт видит свои заслуги перед Отечеством?

— Какие факты биографии поэта отразились в стихотворении?

— Ответ на вопрос 2 и выполнение задания 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

IV. Утверждение необходимости свободы творчества
Чтение и обсуждение стихотворения «На птичку»
[2]:

Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
(1792 или 1793)

— Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие аллегория.

— В чём аллегорический смысл стихотворения Державина?

— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Узник», басню И. А. Крылова «Осёл и Соловей». Есть ли в них основания для сопоставления со стихотворением «На птичку»? Обоснуйте свой ответ.

— Проанализируйте лексику стихотворения. К какому стилю можно отнести большинство его слов? Какой колорит эта лексика придаёт тексту?

— Как в стихотворении проявилась свободолюбивая натура поэта?

V. Групповая работа:

Группа 1.
Выберите из стихотворения «Признание» слова высокой лексики.

Какова её роль в тексте?

Объясните современное значение устаревших слов.

Группа 2.
Выберите из стихотворения «Признание» просторечные, разговорные слова и выражения.

Какую роль играет в стихотворении низкая лексика?

Группа 3.
Выберите из стихотворения «На птичку» слова разговорного стиля.

Какой характер они придают стихотворению?

VI. Практическая работа.
Заполнение цитатной таблицы
«Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».

Обобщающая беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

*Как понять фразу «открывал дорогу развитию реалистического языка»?

VII. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе

Чтение и анализ стихотворения «Река времён в своём стремленьи…»:

Река времён в своём стремленьи[3]
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
6 июля 1816

— О чём это стихотворение? Как вы понимаете строки: «То вечности жерлом пожрётся / И общей не уйдёт судьбы»? О чём оно заставляет задуматься?

— Предположите, почему Державин написал его в конце жизни.

— * Найдите метафорические выражения и объясните их (река времён, топит в пропасти забвенья, звуки лиры и трубы, вечности жерлом пожрётся и др.).

Подберите к ним синонимы (например: река времён — течение времени, неумолимое время).

— Какое настроение преобладает в стихотворении: спокойного философского раздумья, грозного пророчества, вызова судьбе, пессимистического смирения перед смертью? Свой ответ обоснуйте.

— *Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое акростих.

Сложите из первых букв каждого стиха выражение руина чти. Что такое руина?
(В латинском, итальянском, английском и французском языках это слово означает «погибель, распад, разрушение».)

Как можно понять это выражение, если слово чти — древняя форма родительного падежа от слова честь?
(«Смысл двух читавшихся по вертикали слов понимался американским исследователем М. Халле как „погибель земной славы“, „тленность человеческих успехов“».)

— * Литературовед С. Е. Бирюков написал: «Силлабисты(1) тщательно вписывали свои имена в начало строк, авторизуя послания в будущее. Для них это был своего рода религиозный акт, если учесть, что religio есть связь. Строки, таким образом, как бы перевязывались — акростих, эта вертикальная строка, связывал небо с землёй и одновременно служил обручем стихотворного сосуда». Это была «попытка внести смысл даже в вертикальную бессмыслицу букв, стройность, порядок — в хаос». (Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. — М.: Наука, 1994. — С. 14—15.)

1. Силлабисты — поэты, использующие силлабическое стихосложение, то есть основанное на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке. Силлабическое стихосложение использовалось в русской поэзии до М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Как эти слова связать с акростихом Державина?

Итоговый вопрос:

В чём, по-вашему, проявились высокая гражданственность и поэтический талант Г. Р. Державина? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Державина.

Написать текст «Похвального слова Державину — поэту и гражданину» и подготовиться к его произнесению.

Групповое задание.

Выполнить задания о Державине или о его стихотворении «Властителям и судиям» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Индивидуальные задания.

Подготовить устный рассказ «Мой Пушкин» и сообщения о детстве и юности, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. темы в следующем уроке).

Подготовить историческую справку о Полтавской битве.

Прочитать отрывок из романа Ю. Тынянова «Пушкин» и фрагменты литературоведческих статей о Пушкине (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.
Н. В. Гоголь

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Держании был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Держакин-граждании увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал па их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.
В. И. Федоров

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

«ПРИЗНАНИЕ»
Г. Р. Державин
[4]

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Источник: Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 342—343.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие стороны державииского мастерства отразились а «Признании»?

2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времен в своем стремленьи. » и четверостишие «На птичку»?

3. Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.

4. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение.
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие — к разговорным, какие — к просторечным? Что их сочетанием достигается?

2. Как вы понимаете строки:

«Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.»;

«Падал я, вставал в мой век»?

3. Подготовьте «похвальное слово Державину – поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. «На птичку» — впервые — «Памятник отечественных муз», 1827, стр. 102. Стихотворение написано, по-видимому, в 1792 или 1793 гг., а не в 1791 г., как предположил Грот (3. 482), ибо статс-секретарем Екатерины Державин стал только 13 декабря 1791 г. и оставался в этой должности по конец 1793 г. (см. прим. к стих. «Храповицкому» на стр. 407).
Державина в 1789 г. отстранили от должности и предали суду Сената. После настойчивых хлопот Державин добился оправдания. Помогли этому и стихи — он написал хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 г. он стал секретарем императрицы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с взяточниками-чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положение при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку».
Комментарий Я. К. Грота:
“Это четырестишие, напечатанное сперва в Памятнике отеч. Муз 1827 г. (стр. 102), а потом во всех посмертных изданиях Державина, написано конечно по тому поводу, что когда он попал в должность секретаря Екатерины II (1791), то государыня часто выражала ему желание, «чтоб он писал вроде оды Фелице» … «он и дал ей в том свое слово; но не мог оного сдержать по причине разных придворных каверз, коими его беспрестанно раздражали; не мог он так воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями» (Записки Д., Р. Б., стр. 320 и 379).
Разительное, хотя конечно случайное сходство с этими стихами представляет по идее басня Крылова “Кошка и Соловей”, как показывают следующие два стиха из середины ее:
«Пропой, дружок, хотя немножко. —
Но наш певец не пел, а только что пищал»”. (вернуться)

3. Река времен в своем стремленьи. – написано 6 июля 1816 г. Стихотворение, которое Державин вывел на стоящей в его спальне грифельной доске за три дня до смерти. Написав восемь строк, поэт не успел его закончить.
Впервые напечатано в «Сыне отечества», 1816, № 30, стр. 175.
Во все посмертные издания поэта вошло под заглавием «Последние стихи Державина». Иногда – под заглавием «На тленность». В заметке к этим стихам в «Сыне отечества» сказано: «За три дни до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет. Сии строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
В новгородском имении Званка на стене в кабинете Державина висела синхронистическая таблица-карта «Река Времен или Эмблематическое Изображение Всемирной Истории. », созданная Фридрихом Штрассом, переведенная Алексеем Варенцовым и изданная в Санкт-Петербурге в 1805 году. Струящиеся с небес «исторические потоки», подобно водопаду «Реки Времен», очень созвучны творчеству Державина, ибо на полях эмблематы есть струи и реки, моря и водопады, народы и их история. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». (См. Осип Эмильевич Мандельштам, статья «Слово и культура», 1921.).
Это восьмистишие представляет собой акростих, где по первым буквам строк читается: РУИНА ЧТИ. Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора.
Свидетельство о дне кончины Державина племянницы его второй жены, Дарьи Алексеевны, – Елизаветы Николаевны Львовой: «Там все еще дышало его присутствием: еще горела свечка, которую он сам зажег; молитвенник был раскрыт на той странице, где остановилось его чтение; тут лежало еще платье, которое он недавно скинул. Мы увидели аспидную доску, на которой он за два дня перед смертью – (6-го июля) начал оду о быстроте времени; первая строфа была ясно написана, и он сам читал ее Семену Васильевичу. За нею следовали два стиха второй строфы, и которую смерть помешала ему кончить…» (вернуться)

4. «Признание» — это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г., ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г. (вернуться)

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Из русской литературы XVII века
Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »

Смирнова М.С.
Учитель русского языка
и литературы ГБОУ Лицей № 554

Скачать:

ВложениеРазмер
7_kl._zhukovskiy.pptx120.51 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении » Смирнова М.С. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей № 554

«Ум и сердце человечье были Гением моим»

Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества. Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины 18 и первой четверти 19 столетия Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии , в княжение Василия Васильевича Темного, выехал из Большой Орды на службу к великому князю, был крещен и получил при этом имя Ильи. У одного из сыновей его, Димитрия, был сын Держава, начавший службу в Казани. От него и пошел род Державин ых, служивших «по городу Казани», почему они и называются в актах Казанцами..

3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения.

Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать. В ноябре 1754 года отец Державин а скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фёкла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романович а, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот. Детство

Домашнее образование 1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии. «Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникали еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу. Нас научали тогда: вере — без катехизиса, языкам — без грамматики, числам и измерению — без доказательств, музыке — без нот и тому подобное. Книг, кроме духовных, почти никаких не читали, откуда бы можно было почерпнуть глубокие и обширные сведения» (соч. Державин а, Академич . изд. VII, 629—630). Учеба

Служба Не умел я притворяться 1762г. – Преображенский полк 1777г. –перевод на стат-скую службу 1783г.- губернатор Оло-нецкой губернии 1785г. – губернатор Там-бовской губернии 1791г. – статс-секретарь имп . Екатерины 1798-1803 – «служба у двух государей

Стихотворение- исповедь пожилого человека, прошедшего нелегкий жизненный путь Своеобразие стиля – в соединении «высокого» и «низкого». Развитие реалистического языка В стихотворении отражается логика христианского понимания человека «как образа и подобия Божьего» Осознание избранности и греховности Человека : «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек.» «Признание»

Одно из последних стихотворений поэта В нем поэт размышляет о сущности человеческого бытия Основная мысль : «Все в этом мире тленно, всему уготована участь быть потопленным в «пропасти забвенья» «Река времен в своем стремленьи …»

Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворений Наизусть – «Река времен…» Индивидуально: подготовить сообщение о Василии Андреевиче Жуковском Спасибо за работу на уроке!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана .

Тест – привычная форма работы на уроке, особенно по русскому языку, ведь того требует экзамен. На уроках литературы тоже часто использую тесты, потому что они позволяют проверить знание материала сраз.

Видео посвящено истории русского деревянного фортификационного строительства на примере Моховой башни Сумского острога, которая в настоящее время находится в музее “Коломенское” в Москве.

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 7-м классе.

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу.

Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы.

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода.

Река времен державин история создания. Краткий анализ река времен в своем стремленьи: смысл, основная мысль, изображение всемирной истории (державин г.р.)

Вариант 3

Произведение является одним из последних творений поэта, относящейся к его философской лирике, и имеет литературную незавершенность, поскольку остается отрывком недописанного стихотворения, название которого планировалось автором в виде «На тленность».

Композиционная структура стихотворения представляется краткой и состоит из восьмистишия, созданного под впечатлением картины «Река времен», изображающей всемирную историю в виде вечности и времени, образы которых и изображаются в стихах.

Основной тематикой произведения является изображение силы времени, проявляющейся в скоротечности и склоняющей перед собой в пучине забвения страны, народы и каждого человека в отдельности.

Авторский замысел произведения раскрывает ценность каждого жизненного момента, вкладывая в него особый философский смысл, поскольку любой человек в определенный промежуток времени оказывается перед входом в вечность. Поэт сравнивает время с течением воды, подчеркивая образу времени его силу и необратимость.

Властное влияние времени на жизнь человека поэт выражает посредством использования средств художественной выразительности в форме многочисленных метафор олицетворений, а также применения глаголов несовершенного вида для усиления длительности и повторяемости временного процесса.

Стихотворным размером стихотворения является четырехстопный хорей в сочетании с перекрестной рифмовкой, выражающих напряженность и экспрессию произведения, написанного в состоянии мрачного и грозного фатализма, демонстрирующего пессимистическое настроение поэта в преддверии собственной кончины.

Образы вечности и времени в стихотворении отождествляются поэтом с отсутствием гармоничности и наличием определенного необратимого, непостижимого процесса. При этом автор не дает развернутой характеристики образу вечности, позиционируя его в качестве единственного признака – всепожирающего жерла, бездны, тогда как образ времени представляется поэтом детализировано, в виде определенной взаимосвязанной цепочки.

Предчувствуя близость смерти, стихотворение передает тягостное душевное состояние автора, потерявшего надежду на бессмертие.

Г.Державин «Река времен в своем стремленьи. » Анализ стихотворения?

На склоне лет у поэта появляется желание поразмышлять о вечном, о смысле жизни, о тщетности суеты и пустых устремлениях. Наверное, это еще и навеяно древнегреческой мифологией с ее царством » мрачного Аида» и поземными реками. Все дела людей, воздвигнутые ими царства, сами люди и их правители, все канет в Лету- «утопится в пропасти забвенья». Здесь Державин- пессимист и уверяет. что все канет в реке забвенья, а что и останется- все ухнет в «жерло вечности»,( под панфары. ) Может и есть повод не согласиться с Гавилой Романовичем в части. и общей не уйдет судьбы. «, но аргументов для опровержения- почти нет. )

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

в избранное ссылка отблагодарить

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!

Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!

Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..

Статистика проекта за месяц

Новых пользователей: 11472

Создано вопросов: 44434

Написано ответов: 134234

Начислено баллов репутации: 1803352

Соединение с сервером.

Анализ Река времен в своем стремленьи

Данное стихотворение замечательного поэта Гавриила Романовича Державина написано им в 1816 году 6 июля. Поэт написал стихотворение будучи на тот момент в своем имении в Новгородской губернии. Стихотворение с философским названием «Река времен» было не дописано, то, что представлено читателю-лишь несколько начальных строк. Смерть порушила планы поэта и его творению не суждено было быть оконченным.

Не только название стихотворения относится к философской науке, но и его содержание. Гавриил Державин был достаточно многосторонней личностью, изначально приоритетом для него была карьера, но в конце концов он пришел к заключению, что именно творчество подарит ему память в умах людей. Следовательно, ближе к концу жизни Державин уделил больше внимания каким-то идеям, мыслям. Стихотворение было написано в последствии некого раздумья, когда в силу возраста поэт осознал то, что было сокрыто перед ним в молодые годы. Именно это он и хотел вложить в свое творение. Пусть оно и не закончено, но в нем все равно осталась главная задумка и очень броские, цепляющие слова, которые невероятно подобраны. Благодаря лексике стихотворения оно имеет всепоглощающий смысл, масштабный.

«Река времен в своем стремленье уносит все дела людей»-так начинается стихотворение Державина. В данной строчке читатель впервые сталкивается с идеей того, что для времени нет рамок, оно скоротечно и все, что делают люди, каким бы грандиозным это ни было, не имеет значения. Подчеркивает власть времени поэт с помощью точной связи нескольких слов. «Топит в пропасти забвенья народы, царства и царей» . Насколько мастерски подобраны слова: топит-броский глагол, придающий значение силы, пропасть забвенья — безысходность, ее громадность. Насколько велико время и как жалко все перед ним, ведь оно «топит» целые народы, государства, все то, что кажется великим для людей.

Далее Державин говорит читателю о том, что если что-то и останется, то, что смогло пройти сквозь время «чрез звуки лиры и трубы», то есть ставшее знаменитым, важным для людей, невероятным во времени, то вечность будет безжалостна. В вечности перемелится все и не уйдет от предназначенной, общей судьбы.

Данное стихотворение, хоть и является незаконченной работой, но явно исполнило мечту Гавриила Державина остаться в людской памяти. От замысла, передачи его, до лексики-все прекрасно в «Реке времени». Самое главное, что можно понять для себя из стихотворения, так это то, что никто не способен и ничто не способно устоять перед вечностью, а время-ее душа, многое может унести в течении своей реки.

Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи по плану

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи

Стихотворение «Река времен» является произведением одного из знаменитых и любимых многими поэтов Гавриила Державина. Написано данное произведение в 1816 году, причем если у большинства стихотворение известен лишь год написания, то что касается этого произведения, можно сказать даже точную дату, а именно 6 июля.

Поэт написал данное произведение находясь в своем личном имении в Новгородской губернии.

Первое, с чего хочется и нужно начать анализ данного произведения, это то, что несмотря на философское название «Река времен» данное стихотворение не было дописано до конца, и не имело своего логического финального завершения. Смерть порушила все планы поэта, и его произведению не было суждено быть дописанным до конца. Конечно, это печально, но как позже стали утверждать критики и специалисты в области литературы именно в этой недосказанности и есть основной смыл данного произведения.

Не только название произведения является философским, но и его содержание наполнено размышлением, большим количеством различных мыслей и так далее. Данный поэт в течении всей своей жизни был очень многогранной личностью, и все его произведения, без исключения, были именно такими.

Вот только на протяжении всей своей жизни главным приоритетом для себя автор ставил карьеру, и лишь под конец своего жизненного пути стал задумываться о вечном. Данные мысли очень часто приходили к Державину, и он просто не в силах их осмылисть решил вылить их на бумагу, создав очередное уникальное по своей сути произведение. Именно таким стало стихотворение «Река времен».

Пусть данное стихотворение так и не было закончено, но основную задумку автор все же успел воплотить в жизнь. Яркие литературные приемы, которые используются в данном произведении являются этому прямым доказательством.

Этим стихотворением поэт смог осуществить свою, пожалуй, главную мечту -навсегда остаться в людской памяти, и жить в воспоминаниях.

В заключении следует отметить, что в данном стихотворении прекрасно абсолютно все, от основного замысла, до слова, ставшего последним, как в данном стихотворении, так и в жизни этого великого человека.

Основной идеей это произведения стала мысль о том, что ни один человек не способен устоять перед вечностью. У каждого свой путь, но каждый рано или поздно окажется на пороге вечности, и пожалуй, главное что нужно сделать в эту секунду, это поблагодарить за все лучшее, что было в жизни.

Анализ стихотворения Державина «Река времён в своём стремленьи…»

«Река времён в своём стремленьи…» была написана Гавриилом Романовичем Державиным (1743 – 1816) 6 июля 1816 года, то есть, буквально перед самой смертью поэта. Это стихотворение – ребус, первые буквы строк образуют выражение «Руина чти». Этот приём называется акростих. Возможно, фраза была бы продолжена, так как известно, что две строфы, составившие это произведение, были началом стихотворения «На тленность». Однако читателю никогда не удастся узнать, что на самом деле задумывалось автором.

В журнале «Сын отечества» в номере №10 за 1816 год «Река времён в своём стремленьи…» вышла под заголовком «Последние стихи Державина». Заметка, сопровождавшая текст стихотворения, включала в себя упоминание о том, как были найдены эти строк. Автор статьи сообщал, что по своей привычке записывать черновой вариант мелом на грифельной доске Державин и с этим произведением поступил так же. Поэтому, к сожалению, не удастся найти каких-либо дневников, блокнотов, где бы содержались наброски поэта.

Тема плавного, но неумолимого течения времени, часто встречается в творчестве Гавриила Романовича. Читатель может проследить развитие этой мысли в оде « », «Памятник», « » и в других произведениях. Связана с ней и идея неизбежности смерти. Эти мысли были уже раскрыты поэтом в стихотворениях «Облако», «Время» и т. д. Но в «Реке времён…» этот мотив звучит особенно грозно.

Обратим внимание на образы, которые использует поэт в восьмистишии. Сравнивая время с текущей водой, автор подчёркивает его силу и необратимость. «Река не течёт вспять», «вода камень точит» — такие поговорки о мощи водного потока сразу приходят на ум. Стихия воды у Державина – не созидающая добрая энергия, а отнимающая, безразличная: Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей.

То, как ведёт себя вода в стихотворении, напоминает о Лете, реке забвения, которая течёт, согласно древнегреческим мифам, в царстве смерти.

Есть и другие образы, которые говорят о разрушении. «Пропасть», унылая пустая «вечность» — всё это будет уничтожено. Недаром первое слово «руина», образуемое строками, тоже указывает на гибель.

В предчувствии кончины Гавриил Романович подвергает сомнению даже надежду на бессмертие в своих творениях, которую он воспел в « »: А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы.

Это наполненное мрачным фатализмом произведение производит тягостное впечатление. В отличие от других стихов, оно не содержит урока, наставления или утешения. Трудно представить, в какой ситуации можно обратиться к этим строкам, но они помогают понять состояние и чувства поэта в его роковой час.

Вы можете прослушать аудиозапись стихотворения «Река времен в своем стремленьи…». Текст читает Заслуженный артист России Александр Дмитриевич Фёдоров.

Мы подошли к последней странице творчества Державина. Уже глубоким стариком, за несколько недель до смерти, он написал свое последнее стихотворение. Оно короткое, всего в восемь строк:

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Поэт уходил в Вечность. И смотрел в нее философски спокойно, печально и мудро. Никто не властен избежать могучего потока времени. Мы все, живущие на земле, объединены этим стремительно уносящим нас потоком. И все-таки, все-таки есть надежда, что остается нечто от каждого поколения людей, остается «чрез звуки лиры и трубы». Иначе нарушилась бы связь времен. А державинский символический образ «реки времен» не звучал бы с такой достоверной силой, не оставался бы надолго в нашей памяти.

  1. Державин Г.Р. Сочинения с объяснительными примечаниями Я.К. Грота: В 9 т. СПб., 1864-1884.
  2. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1933.
  3. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1947.
  4. Державин Г.Р. Сочинения. М., 1985.
  5. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 2.
  6. Гуковский Г.А. Русская поэзия XVIII века. Л., 1927.
  7. Западов В.А. Гаврила Романович Державин. М.; Л., 1965.
  8. Серман И.З. Русская поэзия второй половины XVIII века. Державин // История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.
  9. Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). М., 1979.
  10. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
  11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1979-1980.
  12. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

«Река времен в своем стремленьи. » — последнее стихотворение Державина. (Аудиозапись)

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин

Вы можете прослушать аудиозапись стихотворения «Река времен в своем стремленьи…». Текст читает Заслуженный артист России Александр Дмитриевич Фёдоров.

Мы подошли к последней странице творчества Державина. Уже глубоким стариком, за несколько недель до смерти, он написал свое последнее стихотворение. Оно короткое, всего в восемь строк:

Поэт уходил в Вечность. И смотрел в нее философски спокойно, печально и мудро. Никто не властен избежать могучего потока времени. Мы все, живущие на земле, объединены этим стремительно уносящим нас потоком. И все-таки, все-таки есть надежда, что остается нечто от каждого поколения людей, остается «чрез звуки лиры и трубы». Иначе нарушилась бы связь времен. А державинский символический образ «реки времен» не звучал бы с такой достоверной силой, не оставался бы надолго в нашей памяти.

Ссылка на основную публикацию