Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи Державин 7 класс

Стихотворение Державина Гавриила Романовича «Река», небольшое, всего 8 строк, но почему-то его изучают в учебных заведениях, и ищут скрытый смысл.

После первого прочтения стихотворения, создается впечатление, что все в этом стихотворении понятно. Что вот, «река времен в своем стремленьи» уносит всех, все не вечно. Что, не смотря на то, кто ты, откуда, чем прославился, или наоборот, всех унесет в забвенье время. Сотрет из памяти людей, сожжет пожаром книги, сгниют все предметы, напоминающие о нас, мы все уйдем в небытие. И все на этом заканчивается весь смысл данного стихотворения. Но если внимательный читатель, решит прочитать еще раз это стихотворение, то конечно манна небесная на него не снизойдет. Он не поймет смысла бытия.

После второго прочтения стихотворения Державина, некоторые строчки врежутся в память, вы поймаете ритм прочтения, где сделать паузу, где ускорится, где повысить голос, где понизить. Второе прочтение – решающее. Если после него, стихотворение зацепило, и вы захотите прочитать его еще раз, то вскоре вы сможете докопаться до истины. Глаза пробегутся по строкам еще раз, губы повторят, голосовые связки озвучат, а разум запомнит.

«Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы»
Эти строки все больше повторяет разум, прокручивает их.
«И общей не уйдет судьбы»

А ведь, может, все же, останется что-то, что не уйдет в черную пропасть забытья. Люди будут передавать информацию друг другу, от поколения к поколению. Но это что-то особенное, что-то уникальное, ведь невозможно хранить вечно все. Просто потому что, тогда не осталось бы места для чего-то нового. Люди жили бы прошлым, и не создавали бы ничего своего, а значит, не жили бы полноценной жизнью.

Но тогда постает главный вопрос, а что же достойно остаться в памяти навечно, а что должно быть забыто?

«Чрез звуки лиры и трубы»

Эти строки дают ответ на этот главный вопрос. Это – музыка. И не обязательно это должны быть песни или любое музыкальное произведение. Музыка души каждого человека, она отображается в том, что он делает. Но не все показывают свою душу, не все выворачивают ее наружу. И хранится это всё потому что, хоть все мы разные, но всё же есть в нас что-то схожее. И когда мы находим отголоски нашей души в чужой, мы запоминаем это на всю жизнь, и рассказываем другим, в надежде найти того в ком есть частичка нас. И вот такие группки людей, объединенные одним дыханием души, хранят и передают «музыку».

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи

Стихотворение “Река времен” является произведением одного из знаменитых и любимых многими поэтов Гавриила Державина. Написано данное произведение в 1816 году, причем если у большинства стихотворение известен лишь год написания, то что касается этого произведения, можно сказать даже точную дату, а именно 6 июля.

Поэт написал данное произведение находясь в своем личном имении в Новгородской губернии.

Первое, с чего хочется и нужно начать анализ данного произведения, это то, что несмотря на философское название “Река времен” данное стихотворение не было дописано до конца, и не имело своего логического финального завершения. Смерть порушила все планы поэта, и его произведению не было суждено быть дописанным до конца. Конечно, это печально, но как позже стали утверждать критики и специалисты в области литературы именно в этой недосказанности и есть основной смыл данного произведения.

Не только название произведения является философским, но и его содержание наполнено размышлением, большим количеством различных мыслей и так далее. Данный поэт в течении всей своей жизни был очень многогранной личностью, и все его произведения, без исключения, были именно такими.

Вот только на протяжении всей своей жизни главным приоритетом для себя автор ставил карьеру, и лишь под конец своего жизненного пути стал задумываться о вечном. Данные мысли очень часто приходили к Державину, и он просто не в силах их осмылисть решил вылить их на бумагу, создав очередное уникальное по своей сути произведение. Именно таким стало стихотворение “Река времен”.

Пусть данное стихотворение так и не было закончено, но основную задумку автор все же успел воплотить в жизнь. Яркие литературные приемы, которые используются в данном произведении являются этому прямым доказательством.

Этим стихотворением поэт смог осуществить свою, пожалуй, главную мечту -навсегда остаться в людской памяти, и жить в воспоминаниях.

В заключении следует отметить, что в данном стихотворении прекрасно абсолютно все, от основного замысла, до слова, ставшего последним, как в данном стихотворении, так и в жизни этого великого человека.

Основной идеей это произведения стала мысль о том, что ни один человек не способен устоять перед вечностью. У каждого свой путь, но каждый рано или поздно окажется на пороге вечности, и пожалуй, главное что нужно сделать в эту секунду, это поблагодарить за все лучшее, что было в жизни.

Картинка к стихотворению Река времен в своем стремленьи

Популярные темы анализов

Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин. В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели,

Начать анализ одного из знаменитых произведений любимой и признанной поэтессы Анны Ахматовой разумнее всего будет с того, что необходимо отметить факт близости её творчества к тому, чтобы статьи одним из символов величия России

Во всем творчестве Есенина, прослеживается чувство, которое можно очень смело охарактеризовать, как чувство ожидания смерти, конца, но все это прекрасно завуалировано любовной и пейзажной лирикой, которую поэт очень искусно излагает

Стихотворение “Предчувствую тебя” символизирует внутренние переживания самого автора. Его главный герой словно исповедуется перед возлюбленной, признаваясь ей в чувствах. Любимая Дама, словно тот образ женщины, которой на самом

Октябрьская революция 1917 года повлияла на судьбы и творчество многих поэтов и писателей. Кто-то предпочёл старый режим новому и уехал из страны, оставаясь в душе верным своей Родине. Кто-то, как и А. Блок остался

«Река времён в своём стремленьи», анализ стихотворения Державина

История создания

Стихотворение Державина «Река времён в своём стремленьи» – одно из самых мистических стихотворений русской литературы. Державин умер в возрасте 73 лет, что в начале 19 века считалось глубокой старостью. Последние 13 лет своей жизни вышедший в отставку Державин прожил в собственном имении Званка в Новгороде, где и умер 8 июля 1816 г (по старому стилю). Державин до последних мгновений оставался поэтом. За 2 дня до смерти, 6 июля, он написал своё последнее стихотворение «Река времён в своём стремленьи».

История создания стихотворения описана в комментариях к посмертной публикации в журнале «Сын отечества» № 30 за 1816 г. Державин написал стихотворение в своём кабинете и читал племяннику, Семёну Василевичу Капнисту.

Очевидно, поэт вдохновился таблицей «Река времён». Эта составленная немцем Страссом схема была переведена на русский язык и издана в 1805 г. «Эмблематическое Изображение Всемирной Истории» представляло историю каждого государства с древности и до 18 века как реку, на русле которой были написаны имена «славных мужей». Можно было наблюдать исток каждой реки, иссушение некоторых рек, впадение рек одна в другую. Реки существующих государств просто обрывались в конце схемы, которая наглядно показывала тленность всего сущего: не только человеческой жизни, но и великих держав. Между тем, имя Державина тоже было вписано в реку времени последним среди великих деятелей эпох Просвещения.

Державин всегда писал стихотворения начерно на аспидной доске грифелем. Так было написано и его последнее восьмистишье. В посмертных изданиях стихотворение называлось «Последние стихи Державина» или «На тленность». Сегодня буквы на доске едва различимы.

Литературное направление и жанр

Державин всегда оставался просветителем, хотя и пережил эпоху просвещения. Недаром за полгода до смерти Державин, «в гроб сходя, благословил» молодое поколение лицеистов – представителей новой эпохи с новыми литературными направлениями.

Литературное направление просветительского классицизма предполагает, что содержание произведения просветительское, а форма – классицистическая. Излюбленный поэтический жанр классицизма – ода. Ещё родственники Державина в своих воспоминаниях называли последнее стихотворение поэта началом оды, которая не была дописана из-за смерти автора. Мандельштам считал начало этой торжественной песни подобным трубному гласу пророка.

Только в середине 20 в. американский языковед Морис Халле заметил, что стихотворение Державина – акростих, из первых букв каждой строчки которого составляются загадочные строки: «Руина чти». По факту своего предсмертного написания стихотворение – автоэпитафия, надпись у порога собственной могилы, сделанная умирающим поэтом.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

Читайте также:  Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

По свидетельству племянницы жены Державина Елизаветы Львовой, за два дня до смерти дядя начал «оду о быстроте времени», написав первую строфу и две строчки второй строфы. Трудно сказать, что имела в виду племянница. Стихотворение Державина представляет собой восьмистишье. Первый катрен посвящён идее бренности всего земного: людей и царей, народов и царств, всех человеческих деяний. Второй катрен о том, что забвению подлежит даже то, что, с точки зрения человека, заслуживает вечной памяти. Это слава человеческая, добытая творчеством (лира) или сражением (труба).

Тропы и образы

Образ реки времени, конечно же, отсылает к древнегреческому Стиксу – реке, через которую души умерших переправлялись в царство мёртвых. Так что стихотворение – свидетельство готовности автора предстать перед Всевышним Судьёй. Вся первая строфа – метафора реки времени, которая топит «народы, царства и людей» «в пропасти забвенья». Во второй строфе появляется ещё более угрожающий образ-метафора – жерло (глотка) вечности. Старославянизмы в фразе «Вечности жерлом пожрётся» одновременно и пугают читателя, оставляя его перед страшной разверстой бездной, и становятся приметой жанра высокого стиля. Аллитерация, повторение шипящих в соединении с сонорными (чн, жр, жрл) создаёт клокочущий, грозный звуковой образ.

Лира и труба в стихотворении – символы двух путей достижения человеческой славы. Эти благородные пути – творчество и подвиг. Но и они не обеспечивают вечности: «И общей не уйдёт судьбы».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

Название работы: Стихотворение Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленье…». Восприятие, истолкование, оценка. Выразительное чтение наизусть

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы. Автор размышляет о вечности о том что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Экспрессия стихотворения создается концентрацией метафор река времён пропасть забвенья жерло вечности и фонетической организацией повтор [р] определяет напряженную тональность восьмистишия; последовательность ударных гласных в третьей и предпоследней строках о о э э о о. В стихотворении 2 образа: образы времени и вечности.

Дата добавления: 2013-08-24

Размер файла: 17.09 KB

Работу скачали: 47 чел.

Стихотворение Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленье…». Восприятие, истолкование, оценка. Выразительное чтение наизусть.

К концу XVIII века Державин достиг многого: он был сенатором, министром, спорил с царями. Но много было министров, сенаторов, статс-секретарей, а он все же был один – поэт Державин. Как-то само собой получилось, что все признали в нем гения. Конечно, Державин был прежде всего царедворец, карьерист. В его глазах орден был поважнее оды. Но с годами он понял, что именно в литературе – ключ к его бессмертию. А этого всегда желала его гордая, честолюбивая душа. Не случайно он переложил с латыни на русский язык “Памятник”. Он думал, что именно его стихи станут вечным памятником ему.

Но нет! Шли годы, он слабел, терял зрение и постепенно его взору открывалась вечная и печальная истина, которая недоступна была ему, молодому.

Летом 1816 года в любимой Званке, своём имении в Новгородской губернии, он начал работу над новым произведением. Но творческим планам поэта было не суждено сбыться: смерть прервала работу. До нас дошли лишь несколько строк, записанных — что само по себе символично — на аспидной доске.

Для справки. Аспидная доска — доска из минерала чёрного цвета, на которой пишут грифелем.

За два дня до смерти 6 июля 1816 г. он начертал ее формулу на грифельной доске:

Р ека времён в своём стремленьи

У носит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Н ароды, царства и царей.

А если что и остаётся

Ч рез звуки лиры и трубы,

Т о вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

Восприятие, истолкование, оценка

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти. Автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг. «Вечные» философские проблемы выведены автором в подтекст произведения.

Стихотворение пронизано пессимистическим чувством. Его автор – человек пожилой, умудренный опытом лет, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни.

Экспрессия стихотворения создается концентрацией метафор ( река времён, пропасть забвенья, жерло вечности) и фонетической организацией (повтор [р] определяет напряженную тональность восьмистишия; последовательность ударных гласных в третьей и предпоследней строках (о — о—э//э—о—о)).

В стихотворении 2 образа: образы времени и вечности. И время, и история в стихотворении Державина имеют конец и не предполагают ни торжества прогресса, ни установления гармонии: слова уносит, топит, пожрется, забвенье, пропасть и жерло близки по значению «гибель», «утрата», «конец», «небытие». Распространенность этих признаков на «все дела людей»

В первом четверостишии используются глаголы несовершенного вида, обозначающие длительность процесса и повторяемость законов истории, продолжающих действовать, пока течет земное время. Во втором четверостишии совершенный вид, придающий глаголам значение предела, служит своеобразной метафорой конца мировой истории.

Образ времени сопоставляется с образом вечности, а план настоящего постоянного сменяется планом будущего (То вечности жерлом пожрется). Если в бытовом языковом сознании вечность обычно сводится к временной длительности, не имеющей ни начала, ни конца, то Державин, говоря о вечности, избегает конкретных временных характеристик и измерений. С одной стороны, вечность у него динамична (пожрется), с другой, в соответствии с поэтической традицией XVIII в., она сближается с Хаосом, который для античных философов и поэтов и воплощался в образе бездны.

Непостижимость вечности в стихотворении Державина находит отражение в отказе от ее развернутой образной характеристики. Если образ истории (времени) строится на основе цепочки тесно связанных друг с другом метафор и детализируется (время — река с бурным течением, несущаяся к «пропасти забвенья»), то вечность в тексте имеет только один образный признак — всё пожирающее жерло.

Многозначным в последней строке оказывается слово судьба: с одной стороны, оно имеет здесь значение «участь, удел», с другой — реализует значение «непреложный закон»,

В стихотворении Державина развивается мотив суда, имеющий несколько аспектов: это и определение истинной цены деяний людей, и подведение итогов, и установление места искусства в истории, и суд времени над человеком, и преодоление самого времени.

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Из русской литературы XVII века
Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »

Смирнова М.С.
Учитель русского языка
и литературы ГБОУ Лицей № 554

Скачать:

ВложениеРазмер
7_kl._zhukovskiy.pptx120.51 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении » Смирнова М.С. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей № 554

«Ум и сердце человечье были Гением моим»

Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества. Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины 18 и первой четверти 19 столетия Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии , в княжение Василия Васильевича Темного, выехал из Большой Орды на службу к великому князю, был крещен и получил при этом имя Ильи. У одного из сыновей его, Димитрия, был сын Держава, начавший службу в Казани. От него и пошел род Державин ых, служивших «по городу Казани», почему они и называются в актах Казанцами..

3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения.

Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать. В ноябре 1754 года отец Державин а скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фёкла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романович а, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот. Детство

Домашнее образование 1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии. «Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникали еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу. Нас научали тогда: вере — без катехизиса, языкам — без грамматики, числам и измерению — без доказательств, музыке — без нот и тому подобное. Книг, кроме духовных, почти никаких не читали, откуда бы можно было почерпнуть глубокие и обширные сведения» (соч. Державин а, Академич . изд. VII, 629—630). Учеба

Служба Не умел я притворяться 1762г. – Преображенский полк 1777г. –перевод на стат-скую службу 1783г.- губернатор Оло-нецкой губернии 1785г. – губернатор Там-бовской губернии 1791г. – статс-секретарь имп . Екатерины 1798-1803 – «служба у двух государей

Стихотворение- исповедь пожилого человека, прошедшего нелегкий жизненный путь Своеобразие стиля – в соединении «высокого» и «низкого». Развитие реалистического языка В стихотворении отражается логика христианского понимания человека «как образа и подобия Божьего» Осознание избранности и греховности Человека : «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек.» «Признание»

Одно из последних стихотворений поэта В нем поэт размышляет о сущности человеческого бытия Основная мысль : «Все в этом мире тленно, всему уготована участь быть потопленным в «пропасти забвенья» «Река времен в своем стремленьи …»

Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворений Наизусть – «Река времен…» Индивидуально: подготовить сообщение о Василии Андреевиче Жуковском Спасибо за работу на уроке!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана .

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам “Устное народное творчество”, “Древнерусская литература”, “Литература 18, 19 века”.

Тест – привычная форма работы на уроке, особенно по русскому языку, ведь того требует экзамен. На уроках литературы тоже часто использую тесты, потому что они позволяют проверить знание материала сраз.

Конспект урока литературы в 7 классе “Русская литература 18 века и ее традиции”.

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс .

Видео посвящено истории русского деревянного фортификационного строительства на примере Моховой башни Сумского острога, которая в настоящее время находится в музее “Коломенское” в Москве.

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 7-м классе.

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством представителя русской литературы ХVІІІ в. Г. Р. Державина. Исследователь его творчества В. Л. Западов отмечает, что « Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, – русским не только по языку, но, главное, – по мышлению, “филозофии”, как говорил он сам». Доказательством этому утверждению послужат произведения поэта, которые прозвучат на уроке.

Тема: Из литературы XVIII века

Урок: Г. Р. Державин. Поэзия

Гавриил Романович Державин (1743-1816) (Рис. 1). Именно с него, по существу, началась русская лирика. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. Впервые содержанием стихотворения стали мысли, чувства, переживания лирического героя.

Рис. 1. Г.Р. Державин. Портрет. Худ. В. Боровиковский (Источник)

«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт.

Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.

Анализ стихотворения «Признание»

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я – богом;

Вне себя я бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям, –

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям, –

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух, –

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, –

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

Поэт говорит о себе, что был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он любил чистосердечие, то есть правду. Ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если он и блистал делами, то не кичился этим, потому что все, что он делал, весь его талант был дан Богом. Если поэт хвалил царей, значит, он искренне верил им, и действительно они ему казались Богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам и хотел видеть таковыми их потомков. Признается в своих недостатках, что много проводил времени в свете, в суете, что очень любил женщин и слагал о них песни. В жизни поэта было все: и падения, и взлеты. Заканчивает стихотворение Гавриил Романович строчками, которые следует расценивать следующим образом: читатель не упрекнет поэта ни в чем, потому что поэт уверен, что упрекнуть его просто не за что.

Анализ стихотворения «На птичку»

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

Здесь изображен конфликт между свободой, которую олицетворяет птичка, и несвободой, клеткой, в которую ее посадили. А над чем заставляет задуматься это четверостишье? Конечно, над тем, что свобода выбора помогает раскрыться творческим способностям.

Анализ стихотворения «Река времени»

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Время стремительно в своем движении. Оно уносит людей, их дела, все исчезает с лица земли, из памяти: народы, царства и цари. А кому же дано бессмертие, по мысли Г. Р. Державина? Бессмертно то, что прошло через звуки лиры лира, лирика, поэзия. Бессмертно, по его мыслям, творчество, музыка, если они созвучны мысли и душе человека.

Рис. 2. Памятник Державину. г. Казань. (Источник)

Анализ стихотворения «Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

В этом стихотворении Державин поднимает тему высокого назначения поэта и поэзии. Стихотворения Державина отличаются от стихотворений Ломоносова, хотя принадлежат эпохе классицизма. Дело всё в том, что стихотворения Державина лиричны. Поэт смело заявляет о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Содержание его стихотворений нам более понятно, значит, доступно для читателя. Тексты трудно отнести к какому-либо штилю, потому что в одном стихотворении мы можем найти черты и высокого, и низкого штиля. В этом и есть новаторство Г.Р. Державина. Целью его работы было добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык к живой речи.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).
  4. В.Л. Западов. Поэтический путь Державина (Источник).
  5. Г.Р. Державин. Биография. Творчество (Источник).

Домашнее задание

  1. Прочитайте оду Горация «К Мельпомене». Сравните с вольным переводом Державина. Как вы думаете, почему Державина заинтересовало стихотворение античного автора?

Крепче меди себе создал я памятник;

Взял над царскими верх он пирамидами,

Дождь не смоет его, вихрем не сломится,

Цельный выдержит он годы бесчисленны,

Не почует следов быстрого времени.

Так; я весь не умру — большая часть меня

Избежит похоро́н: между потомками

Буду славой расти, ввек обновляяся,

Зрят безмолвный пока ход к Капитолию

Дев Весталей, вослед Первосвященнику.

Там, где Авфид крутит волны шумящие,

В весях, скудных водой, Давнус где царствовал,

Будет слышно, что я — рода беззнатного

Отрасль — первый дерзнул в Римском диа́лекте

Эолийской сложить меры поэзию.

Сим гордиться позволь мне по достоинству,

Муза! сим увенчай лавром главу мою.

  1. Из стихотворения Державина «Памятник» выпишите архаизмы и слова, изменившиеся в написании или произношении. Как эти слова звучат или пишутся в современном русском языке? Рассмотрите рис. 2. Опишите памятник. Как вы думаете, почему скульптор изобразил Державина в античной одежде?

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА,
ЕГО САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Цел и: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в обличительном изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа, показать живость и естественность стиха.

Методические приемы : аналитическая беседа, выразительное чтение.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и комментари й устаревших слов.

– К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий) ; драма, сатира (средний) ; эпиграммы (низкий).

2. Чтение стихотворени я Ломоносова.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Рассказ учителя.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743–1816)

Имя Г. Р. Державина не раз упоминал в своих стихах А. С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас…

Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.

Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепляя ее могущество, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству Державина присуща ярко выраженная сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское слово – фе ́ ликс , счастливый), наряду с прославлением Екатерины II, мы обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.

Державин восхвалял императрицу (он верил в ее доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофий пью,

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою.

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То возмечтав, что я Султан,

Вселенну устрашаю взглядом…

Кого же имел в виду Державин?

Г. А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы.

А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов;

Или над Невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов.

А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Ор-лов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин, хозяин крепостного оркестра роговой музыки.

– Что поразило читателей оды, познакомившихся в этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.

В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I.

Чтение . Учебник, I ч., с. 69, 1-й абз.

3. Работа по учебник у (с. 69, I ч.).

– Почему все самодержцы отказывались от его службы?

На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение «Признание» (с. 69). (Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» – правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признается в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, что если читатель – человек, то не упрекнет поэта ни за что, поэт уверен, что осудить его не за что.)

– Почему самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в его характере. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и отечественной литературой:

… П ервый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным языком, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.

Задание: найти в стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое» (Ода – и «брякнуть», «мнил», «суета»).

Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта мечта вылилась всего в четыре строки.

4. Чтение стихотворени я «На птичку».

– Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно.)

5. Чтение учителем стихотворени я «Река времен…», написанного за несколько дней до смерти.

– О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

– Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

В стихотворении «Памятник» (1795 г.) Г. Р. Державин писал:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

6. Заключительное слово учител я.

Выво д. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).

IV. Подведение итогов урока.

– Назовите художественные открытия поэта.

Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений; прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».

Индивидуальное задание : подготовить рассказ о Пушкине-лицеисте.

Читайте также:  Анализ стихотворения Державина Признание 7, 9 класс
Ссылка на основную публикацию