Анализ стихотворения Державина Снегирь

«Снегирь» Г. Державин

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов
С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и богом,
Скиптры давая, зваться рабом;
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, снигирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! – что воевать?

Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

История создания стихотворения «Снигирь» описана самим Гавриилом Романовичем Державиным в комментариях к произведению. Поэт рассказывает, что у него в клетке содержался снегирь, обученный насвистывать фрагмент военного марша. 6 мая 1800 года Державин присутствовал у смертного одра великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. По возвращении домой поэт услышал, как его учёная птица воспроизводит мелодию, и немедленно принялся за оду на смерть «столь славного мужа», как сам он написал в пояснении.

Впрочем, не нужно обращаться к дополнительным источникам, чтобы понять, какое уважение испытывал Гавриил Романович по отношению к знаменитому военачальнику Суворову. Достаточно вчитаться в текст стихотворения, чтобы ощутить трепет, который, возможно, чувствовал и сам поэт.

Изображая фигуру Суворова, Державин использует большое количество эпитетов. Он называет генералиссимуса сильным, храбрым, быстрым, «львиным сердцем», «орлиными крыльями», «первым в мужестве строгом». Автор сравнивает героя с природными стихиями, используя метафору «северны громы», отсылающую читателя к звукам орудийных залпов. Образ заклятого врага родины и русского войска поэт рисует с помощью метафоры, заключённой в строках: «С кем мы пойдем войной на Гиену?»

Речь здесь идёт о революционной Франции, со стороны которой исходила угроза России в конце XVIII века.

Гавриилу Романовичу удаётся красочно и лаконично охватить все подвиги полководца А. В. Суворова:
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари…

Так, перечисляя достоинства героя, автор делает его примером для новых поколений воинов. Однако думается, что сам поэт уже не верит в блистательное будущее. Известно, что Державин и Суворов были очень дружны, и со смертью полководца поэт потерял не только великого соотечественника, но и верного товарища. Поэтому-то в последней строфе Гавриил Романович просит умолкнуть звонкую птицу: «Полно петь песню военну, снигирь!»

Александра Васильевича больше нет – «что воевать?», сокрушается поэт.

Эта ода (язык не повернётся назвать «Снигиря» эпитафией, хотя он и написан по случаю смерти человека) отличается от других произведений своей композицией. В стихотворении четыре строфы, в каждой из которых содержится по шесть строк. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, а пятая и шестая образуют такую же рифму с последними двумя строками второй строфы. Аналогично обстоит дело с третьей и четвёртой строфами.

По этому стихотворению хорошо чувствуется настроение автора. Эмоциональные восклицания, анафоры («Кто теперь… Кто богатырь?… Кто перед…») усиливают трагедию друга. Представляется, что эта ода очень важна для изучения и патриотического воспитания, поскольку она не только учит достойно сопереживать горю автора, но и помогает понять, какие отношения были между реальными историческими деятелями.

Снегирь державин анализ. Анализ стихотворения державина снегирь. Анализ стихотворения Снегирь Г. Р. Державина по плану

Валерий Яковлевич Брюсов

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми,— затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.

Валерий Брюсов

Стихотворение «Кинжал», написанное Валерием Брюсовым в 1903 году, по праву считается образом русского литературного классицизма. Несмотря на то, что поэт имел непосредственное отношение к символизму и предпочитал выражать свои мысли метафорично, в данном случае он отступил от собственных правил. Объясняется это тем, что стихотворение «Кинжал» является своеобразной данью уважения двум великим русским поэтам – Александру Пушкину и Михаилу Лермонтову. Брюсов в своем произведении вновь поднимает тему роли поэта в современном обществе , которая красной нитью проходит через все творчество Пушкина. Однако при этом в стихотворении ярко прослеживается параллель с лермонтовским «Кинжалом» — острым орудием возмездия, которым, по мнению Брюсова, должен в совершенстве владеть поэт. Пожалуй, здесь автор позволил себе единственную метафору, так как сравнил поэтический дар с кинжалом. Ведь слово может быть не менее грозным и острым оружием, чем клинок. Вопрос лишь в том, заинтересован ли его носитель оттачивать свое умение и доносить до людей скрытый смысл произведений таким образом, чтобы он становился ясен и понятен.

Однако если Пушкин и Лермонтов были убеждены, что поэт должен творить для людей, невзирая ни на что, Валерий Брюсов придерживается несколько иного мнения. Он считает, что когда его народ находится под тяжким гнетом, то бессмысленно вести речь о высоких материях . В этом случае поэт оказывается бессилен что-либо изменить до тех пор, пока люди сами не пожелают избавиться от ярма. Таким образом, автор высказал весьма недвусмысленную точку зрения о том, что поэт должен подчиниться мнению толпы, а не наоборот. Фактически, Брюсов свел к нулю общественно-политическое значение литературы, а для поэта определил роль стороннего наблюдателя, который включается в борьбу только тогда, когда начинаются народные волнения.

«Когда все под ярмом клонили молча выи, я уходил в страну молчанья и могил» — этой строчкой автор расписывается в собственном бессилии и невозможности влиять своим творчеством на ход событий. При этом такое право он оставляет за Пушкиным и Лермонтовым, подчеркивая, что «в былые дни» их творчество играло для общества более значимую роль.

Более того, автор признается, что при всей свое нелюбви к существующему строю, мелочности и вычурности аристократии, сам он «на зов к борьбе лишь хохотал порой, не веря в робкие призывы» . Что же изменилось со времен его юности, если вдруг в 1903 году автор утверждает, что «снова я с людьми,— затем, что я — поэт»? Вероятно, столь разительные перемены связаны с назревающей революцией 1905 года, дух которой к этому времени уже явственно витал в воздухе. К тому же, не стоит сбрасывать несомненный дар предвидения, которым обладал Валерий Брюсов. Поэтому, предсказывая смену общественно формации, поэт лично для себя сделал выбор в вопросе, чью именно сторону он готов принять. Однако сам себе он не до конца может объяснить, почему и зачем ему нужно быть вместе с народом. Ведь если Пушкин и Лермонтов в свое время являлись своеобразным связующим звеном между различными слоями общества, то Валерий Брюсов себя таковым не считает. Хотя бы уже потому, что своим творчеством он не в состоянии что-либо изменить, и царский режим совершенно не пугают его стихи, лишенные призывов к действию. Отвечая самому себе на вопрос, почему же поэт должен быть с народом, Брюсов находит довольно примитивное объяснение – «затем, что молнии сверкали». При этом автор подчеркивает, что он – «песенник борьбы», в глубине души осознавая, что не может похвастаться дерзостью Пушкина и вольнодумством Лермонтова. Его участь – принять волю народа и раствориться в серой массе, а не возглавить толпу, у которой нет никаких оснований ему подчиняться.

“Снегирь” также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.

Снегирь Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат. Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать? Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять? Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?

Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?

А в последней – имеет вид приказа:

Полно петь песню военну, Снегирь!

Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же “русский сгиб ума”, что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он “дает скиптры”, решает судьбы стран и народов.

Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos ; отсюда и определение “демократический”). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что “зависть побеждается шутками”, “злоба – штыками”, а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: “жить для царей, себя изнуряя”. И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.

Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: “Нет теперь мужа в свете столь славна”. Образ приобретает величественные “герольдические” очертания: “Львиного сердца, крыльев орлиных”. Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:

Нет уже с нами! Что воевать?

Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь “военную песню”. Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование (“Что ты заводишь песню военну…”) и завершающей его (“Полно петь песню военну, Снегирь!”). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В “Снегире”, действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов (“Полно петь песню военну, Снегирь!”), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.

Читайте также другие темы главы VI.

Стихотворение написано

на смерть А.В.Суворова.

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый Снегирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов
С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом,
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и Богом,
Скиптры давая, зваться рабом,
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, Снегирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! Что воевать?

Гавриил Романович Державин

О стихотворении “Снегирь” Г.Р. Державина

С тихотворение «Снегирь» было создано, по словам самого Державина, при следующих обстоятельствах. «У автора в клетке был снегирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении своего героя (т. е. Суворова.) возвратился в дом, то услыша, что сия птичка поет военную песню, написал сию оду в память столь славного мужа».

Э то стихотворение — лучший поэтический памятник великому Суворову.

Державину здесь удалось создать почти обыденный и тем еще более трогательный образ умершего героя.

Х отя Державин и называет «Снегиря» одой, но это слово утрачивает у него свой жанровый смысл. Высокую гражданскую тему Державин воплощает в форму глубоко личного, интимного произведения, вследствие чего в стихотворение вводятся подробности частной жизни поэта. Вот он, Державин, вернулся домой под гнетущим впечатлением от кончины. Суворова. А веселый снегирь встречает его, как всегда, военным маршем. Но как не подходит этот марш к скорбному настроению поэта! И именно поэтому Державин начинает свое стихотворение мягким укором:

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снегирь?

С равнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII в. флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части. В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца.

Т радиционные уподобления «Марсу», «Орлу» стирали индивидуальный облик героя. В стихотворении «Снегирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Державина не смущает соседство в его стихотворении слов «вождь», «богатырь» с такими словами, как «кляча», «солома», «сухарь». Он руководствовался не отвлеченными признаками жанра, а фактам самой действительности. «Суворов, — писал он в «Объяснениях», -воюя в Италии, в жаркие дам ездил в одной рубашке перед войском на казачьей лошади или кляче… был неприхотлив в кушаньи часто едал сухари; в стуже и в зное… себя закаливал подобно стали, спал на соломе или на сене, вставал на заре…» Замечателен эпитет «быстрый» («быстрый Суворов»), передающий и живой, стремительный характер полководца, и его молниеносные, неожиданные для врага, решения, примером которых может послужить знаменитый переход через Альпы.

Н е скрыл Державин и печального положения своего, героя в самодержавной России: «Скиптры давая, зваться рабом». В этих словах — горькая ирония над участью русских полководца, гонения на Суворова со стороны Павла I.

О собого внимания заслуживает метрика «Снегиря». Вместо канонической десятистишной строфы, которую закрепил за одой Ломоносов, Державин пользуется шестистишной, им самим придуманной строфой. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифмовку, два последних — рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в «Снегире» — четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными. После второй, усеченной стопы образуется пауза, придающая речи поэта взволнованный характер.

П оэт использовал в «Снегире» приёмы, выработанные в русской анакреонтике, но сломал традицию, сделав анакреонтику не шуточной, а трагической. Стихотворение заслужило признание читателей двух веков: оно вошло во все учебники стиховедения и антологии русской поэзии. Державинский снегирь прытко перелетел и в поэзию двадцатого века


Кто посреди снегов живёт.

С негирь – любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. А.В. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.

Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и поступкам. Высокопарными фразами, характерными для жанра оды, выражает Державин свое восхищение этому удивительному человеку. Он понимает, что Россия лишилась настоящего полководца, который сумел внести колоссальный вклад в историю.

Параллельно со словами восхищения Державин рассказывает о жизни полководца, о том, как проводил время Суворов, какие привычки имел в быту. Он хочет показать читателю, что Суворов был не просто личностью, сумевшей произвести коренные изменения в истории, но и обыкновенным человеком, совершенно не заносчивым и неприхотливым в повседневной жизни.

В дальнейшем Державин сравнивает образ величайшего полководца со снегирем. Многие задаются вопросом, почему выбор пал именно на эту птичку. Все дело в том, что именно снегирь – очень отважный и смелый представитель пернатого царства. Также, по словам самого Державина, у него в доме жил снегирь, а когда поэт узнал о смерти Суворова, его птица стала петь военный марш. В момент исполнения марша и было написано это уникальное произведение.

Очень необычен выбор размера оды – она написана четырехстопным дактилем. В оде используется множество средств художественной выразительности, которые помогают читателю прочувствовать образ великого полководца. Это метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола.

Данное стихотворение проникнуто любовью и восхищением. Державин преклонялся перед этим великим человеком, понимая, насколько важны его заслуги перед Отечеством.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вельможа Державина

Анализ стихотворения Снегирь по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Натюрморт Бродского

Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения

Анализ стихотворения Снегирь Барто

Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю.

Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

Анализ стихотворения Не отходи от меня Фета

Стихотворение «Не отходи от меня…» характеризует Фета, как мастера лирического фрагмента, он привык описывать любовь с точки зрения мимолетных порывов души,

Анализ стихотворения Буря Фета

Афанасий Фет завершает свое творчество финальным сборником, который получил название «Вечерние огни». Он увидел свет в 1883 году, потом было выпущено еще три переиздания, а последняя версия вышла

«Снигирь», анализ стихотворения Державина

Анализ оды Г.Р. Державина «Снегирь». На смерть Суворова

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин

«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.
Снегирь Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат. Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать? Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять? Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?
Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?

А в последней – имеет вид приказа:

Полно петь песню военну, Снегирь!

Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же «русский сгиб ума», что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он «дает скиптры», решает судьбы стран и народов.

Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos; отсюда и определение «демократический»). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что «зависть побеждается шутками», «злоба – штыками», а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: «жить для царей, себя изнуряя». И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.

Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: «Нет теперь мужа в свете столь славна». Образ приобретает величественные «герольдические» очертания: «Львиного сердца, крыльев орлиных». Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:

Нет уже с нами! Что воевать?

Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь «военную песню». Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование («Что ты заводишь песню военну…») и завершающей его («Полно петь песню военну, Снегирь!»). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В «Снегире», действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов («Полно петь песню военну, Снегирь!»), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.

Но отдавая дань поэзии Ломоносова, Державин и в военно-патриотической лирике сумел сказать новое слово» Одним из таких явлений было его стихотворение «Снегирь» (1800) — поэтический отклик на смерть А. В. Суворова, последовавшую 6(19) мая 1800 г. Державин познакомился с Суворовым в первой половине 70х годов XVIII в. Знакомство перешло в дружбу, чему немало способствовало сходство характеров и убеждений. За несколько дней до кончины Суворов спросил у Державина: «Какую же ты мне напишешь эпитафию?» — «По-моему, много слов не нужно, — отвечал Державин, — довольно сказать: «Здесь лежит Суворов». — «Помилуй бог, как хорошо! — произнес герой с живостью».1 Суворов был похоронен в Александро-Невской лавре в церкви Благовещения. Эпитафия, сочиненная Державиным, до сего времени сохранилась на могильной плите. Своей простотой и краткостью она резко выделяется среда других надгробных надписей, пространных и напыщенных, с длинным перечнем титулов и наград.

Стихотворение «Снегирь» было создано, по словам самого Державина, при следующих обстоятельствах. «У автора в клетке был снегирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении своего героя (т. е. Суворова. — П. О.) возвратился в дом, то услыша, что сия птичка поет военную песню, написал сию оду в память столь славного мужа».2

Хотя Державин и называет «Снегиря» одой, но это слово утрачивает у него свой жанровый смысл. Высокую гражданскую тему Державин воплощает в форму глубоко личного, интимного произведения, вследствие чего в стихотворение вводятся подробности частной жизни поэта. Вот он, Державин, вернулся домой под гнетущим впечатлением от кончины. Суворова. А веселый снегирь встречает его, как всегда, военным маршем. Но как не подходит этот марш к скорбному настроению поэта! И именно поэтому Державин начинает свое стихотворение мягким укором:

Сравнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII в. флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части. В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца. Традиционные уподобления «Марсу», «Орлу» стирали индивидуальный облик героя. В стихотворении «Снегирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Державина не смущает соседство в его стихотворении слов «вождь», «богатырь» с такими словами, как «кляча», «солома», «сухарь». Он руководствовался не отвлеченными признаками жанра, а фактам самой действительности. «Суворов, — писал он в «Объяснениях», —воюя в Италии, в жаркие дам ездил в одной рубашке перед войском на казачьей лошади или кляче… был неприхотлив в кушаньи часто едал сухари; в стуже и в зное… себя закаливал одобно стали, спал на соломе или на сене, вставал на аре…»3 Замечателен эпитет «быстрый» («быстрый Суворов»), передающий и живой, стремительный характер полководца, и его молниеносные, неожиданные для врага, решения, примером которых может послужить знаменитый переход через Альпы. Не скрыл Державин и печального положения своего, героя в самодержавной России: «Скиптры давая, зваться рабом» (С. 283). В этих словах — горькая ирония над участью русских полководцев, судьба которых полностью зависела от милости или гнева монарха. Гонения на Суворова со стороны Павла I — яркий тому пример.

Особого внимания заслуживает метрика «Снегиря». Вместо канонической десятистншной строфы, которую закрепил за одой Ломоносов, Державин пользуется шестистишной, им самим придуманной строфой. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифмовку, два последних — рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в «Снегире» — четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными. После второй, усеченной стопы образуется пауза, придающая речи поэта взволнованный характер.

Философские оды

К этой группе произведений Державина принадлежат ода «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог». Своеобразие философских од состоит в том, что человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных среди них, по мысли поэта, — закон уничтожения — смерть. Так рождается ода «На смерть князя Мещерского» (1779). Непосредственным поводом к ее написанию послужила кончина приятеля Державина, эпикурейца князя А. И. Мещерского, глубоко поразившая поэта своей неожиданностью. На биографической основе вырастает философская проблематика оды, вобравшая в себя просветительские идеи XVIII в.

Тема смерти раскрывается Державиным в порядке постепенного нагнетания явлений, подвластных закону уничтожения: смертен сам поэт, смертны все люди, «глотает царства алчна смерть» (С. 85). И наконец, «звезды ею сокрушатся, // И солнцы ею потушатся, // И всем мирам она грозит» (С. 85).

Перед лицом смерти происходит как бы переоценка общественных ценностей. Рождается мысль о природном равенстве людей, независимо от их ранга и состояния, поскольку все они подвластны одному и тому же закону уничтожения: «Ничто от роковых кохтей, // Никая тварь не убегает: // Монарх и узник — снедь червей…» (С. 85). Жалкими и ничтожными оказываются богатство и титулы:

Но признавая всемогущество смерти, Державин не приходит к пессимистическому выводу о бессмысленности человеческого существования. Напротив, быстротечность жизни придает ей особенную значимость, заставляет выше ценить неповторимые радости бытия:

1 Державин Г. Р. Соч. Т. 2. С. 345. 2 Державин Г. Р. Т. 3. С 677. 3 Державин Г. Р. Соч. Т. 3. С. 677.

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский)Портрет Г.Р. Державина (Салваторе Тончи, 1799 г.)Г.Р. Державин (Н. Тончи)

О стихотворении «Снегирь» Г.Р. Державина

тихотворение «Снегирь» было создано, по словам самого Державина, при следующих обстоятельствах. «У автора в клетке был снегирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении своего героя (т. е. Суворова.) возвратился в дом, то услыша, что сия птичка поет военную песню, написал сию оду в память столь славного мужа».

то стихотворение — лучший поэтический памятник великому Суворову.

Державину здесь удалось создать почти обыденный и тем еще более трогательный образ умершего героя.

отя Державин и называет «Снегиря» одой, но это слово утрачивает у него свой жанровый смысл. Высокую гражданскую тему Державин воплощает в форму глубоко личного, интимного произведения, вследствие чего в стихотворение вводятся подробности частной жизни поэта. Вот он, Державин, вернулся домой под гнетущим впечатлением от кончины. Суворова. А веселый снегирь встречает его, как всегда, военным маршем. Но как не подходит этот марш к скорбному настроению поэта! И именно поэтому Державин начинает свое стихотворение мягким укором:

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?

равнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII в. флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части. В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца.

радиционные уподобления «Марсу», «Орлу» стирали индивидуальный облик героя. В стихотворении «Снегирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Державина не смущает соседство в его стихотворении слов «вождь», «богатырь» с такими словами, как «кляча», «солома», «сухарь». Он руководствовался не отвлеченными признаками жанра, а фактам самой действительности. «Суворов, — писал он в «Объяснениях», -воюя в Италии, в жаркие дам ездил в одной рубашке перед войском на казачьей лошади или кляче… был неприхотлив в кушаньи часто едал сухари; в стуже и в зное… себя закаливал подобно стали, спал на соломе или на сене, вставал на заре…» Замечателен эпитет «быстрый» («быстрый Суворов»), передающий и живой, стремительный характер полководца, и его молниеносные, неожиданные для врага, решения, примером которых может послужить знаменитый переход через Альпы.

е скрыл Державин и печального положения своего, героя в самодержавной России: «Скиптры давая, зваться рабом». В этих словах — горькая ирония над участью русских полководца, гонения на Суворова со стороны Павла I.

собого внимания заслуживает метрика «Снегиря». Вместо канонической десятистишной строфы, которую закрепил за одой Ломоносов, Державин пользуется шестистишной, им самим придуманной строфой. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифмовку, два последних — рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в «Снегире» — четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными. После второй, усеченной стопы образуется пауза, придающая речи поэта взволнованный характер.

оэт использовал в «Снегире» приёмы, выработанные в русской анакреонтике, но сломал традицию, сделав анакреонтику не шуточной, а трагической. Стихотворение заслужило признание читателей двух веков: оно вошло во все учебники стиховедения и антологии русской поэзии. Державинский снегирь прытко перелетел и в поэзию двадцатого века

Кто посреди снегов живёт…

негирь — любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. А.В. Суворов — воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.

Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и поступкам. Высокопарными фразами, характерными для жанра оды, выражает Державин свое восхищение этому удивительному человеку. Он понимает, что Россия лишилась настоящего полководца, который сумел внести колоссальный вклад в историю.

Параллельно со словами восхищения Державин рассказывает о жизни полководца, о том, как проводил время Суворов, какие привычки имел в быту. Он хочет показать читателю, что Суворов был не просто личностью, сумевшей произвести коренные изменения в истории, но и обыкновенным человеком, совершенно не заносчивым и неприхотливым в повседневной жизни.

В дальнейшем Державин сравнивает образ величайшего полководца со снегирем. Многие задаются вопросом, почему выбор пал именно на эту птичку. Все дело в том, что именно снегирь – очень отважный и смелый представитель пернатого царства. Также, по словам самого Державина, у него в доме жил снегирь, а когда поэт узнал о смерти Суворова, его птица стала петь военный марш. В момент исполнения марша и было написано это уникальное произведение.

Очень необычен выбор размера оды – она написана четырехстопным дактилем. В оде используется множество средств художественной выразительности, которые помогают читателю прочувствовать образ великого полководца. Это метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола.

Данное стихотворение проникнуто любовью и восхищением. Державин преклонялся перед этим великим человеком, понимая, насколько важны его заслуги перед Отечеством.

Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь — параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов — воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом,

Шутками зависть, злобу штыком,

Рок низлагать молитвой и Богом,

Скиптры давая, зваться рабом,

Доблестей быв страдалец единых,

Жить для царей, себя изнурять?

Полно петь песню военну, Снегирь!

Бранна музыка днесь не забавна,

Слышен отвсюду томный вой лир;

Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?

Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?

А в последней — имеет вид приказа:

Полно петь песню военну, Снегирь!

Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же «русский сгиб ума», что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он «дает скиптры», решает судьбы стран и народов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Водопад Державина

Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, — но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает

поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по — гречески demos; отсюда и определение «демократический»). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что «зависть побеждается шутками», «злоба — штыками», а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: «жить для царей, себя изнуряя». И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.

Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: «Нет теперь мужа в свете столь славна». Образ приобретает величественные «герольдические» очертания: «Львиного сердца, крыльев орлиных». Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:

Нет уже с нами! Что воевать?

Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь «военную песню». Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование («Что ты заводишь песню военну…») и завершающей его («Полно петь песню военну, Снегирь!»). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В «Снегире», действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов («Полно петь песню военну, Снегирь!»), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Барто «Снегирь» Стихотворение «Снегирь» вошло в цикл стихотворений «Мы с Тамарой ходим парой». Стихотворение посвящено детскому характеру, поступкам и играм, в нем четко прослеживается принцип поэта — нравственное воспитание ребенка средствами юмора. В начальной школе это стихотворение изучается на уроках литературного чтения: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. — В океане света. Книга для чтения в четвертом […].

Анализ стихотворения Державина «На птичку» В эпиграмме 1792 года «На птичку» Державин пишет о невозможности поэта (своей) творить «на заказ». Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл. Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят: «Пой, птичка, пой! » В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего […].

Анализ стихотворения Державина «Гром» Стихотворение Г. Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека — его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек — царь Вселенной. Эти проблемы и рассматрива­ются поэтом в стихотворении «Гром». Лирическое произведение Державина […].

Анализ стихотворения Державина «Разлука» Незадолго до смерти Гавриил Державин, будучи уже известным литератором, издал сборник стихов под названием «Анакреонтические песни», полностью состоящий из любовной лирики. Более поздние произведения были посвящены двум супругам поэта – Елене Бастидон, которая скончалась в 30-летнем возрасте, и Дарье Дьяковой. С ней Державин прожил почти четверть века. Тем не менее, в сборник вошло стихотворение «Разлука», […].

Анализ стихотворения Державина «Ласточка» Среди стихотворений Г. Р. Державина одним из наиболее известных, сохранивших популярность до наших дней, является стихотворение «Ласточка» (1792–1794). Интимная интонация, задушевный тон делают его и теперь доходчивым и легко воспринимаемым. Язык стихотворения прост, изобилует разговорными и уменьшительными наименованиями: птичка, касаточка, певичка, гнездышко, крылышко, колокольчик, горлышко… Характерны сниженные просторечные обороты: Ты часто по воздуху вьешься, В […].

Анализ стихотворения Державина «Признание» Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь […].

Анализ стихотворения Державина «Лебедь» Стихотворение «Лебедь» 1804 года — одно из поздних стихотворений Державина. Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь, С душой бессмертною и пеньем, Как лебедь в воздух поднимусь. Внутренне оно перекликается с «Памятником». «Лебедь» создан спустя восемь лет после него и на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Если памятник — нечто застывшее, окаменевшее, […].

Анализ стихотворения Державина «К фелице» В 1782 году еще не очень известный поэт Державин написал оду, посвященную «киргиз-кайсацкой царевне Фелице». Ода так и называлась «К Фелице». Трудная жизнь многому научила поэта, он умел быть осторожным. Ода прославляла простоту и гуманность обхождения с людьми императрицы Екатерины II и мудрость ее правления. Но одновременно обычным, а то и грубоватым разговорным языком она […].

Державин снегирь. Анализ стихотворения державина снегирь

Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

История создания стихотворения «Снигирь» описана самим Гавриилом Романовичем Державиным в комментариях к произведению. Поэт рассказывает, что у него в клетке содержался снегирь, обученный насвистывать фрагмент военного марша. 6 мая 1800 года Державин присутствовал у смертного одра великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. По возвращении домой поэт услышал, как его учёная птица воспроизводит мелодию, и немедленно принялся за оду на смерть «столь славного мужа», как сам он написал в пояснении.

Впрочем, не нужно обращаться к дополнительным источникам, чтобы понять, какое уважение испытывал Гавриил Романович по отношению к знаменитому военачальнику Суворову. Достаточно вчитаться в текст стихотворения, чтобы ощутить трепет, который, возможно, чувствовал и сам поэт.

Изображая фигуру Суворова, Державин использует большое количество эпитетов. Он называет генералиссимуса сильным, храбрым, быстрым, «львиным сердцем», «орлиными крыльями», «первым в мужестве строгом». Автор сравнивает героя с природными стихиями, используя метафору «северны громы», отсылающую читателя к звукам орудийных залпов. Образ заклятого врага родины и русского войска поэт рисует с помощью метафоры, заключённой в строках: «С кем мы пойдем войной на Гиену?»

Речь здесь идёт о революционной Франции, со стороны которой исходила угроза России в конце XVIII века.

Гавриилу Романовичу удаётся красочно и лаконично охватить все подвиги полководца А. В. Суворова: Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари…

Так, перечисляя достоинства героя, автор делает его примером для новых поколений воинов. Однако думается, что сам поэт уже не верит в блистательное будущее. Известно, что Державин и Суворов были очень дружны, и со смертью полководца поэт потерял не только великого соотечественника, но и верного товарища. Поэтому-то в последней строфе Гавриил Романович просит умолкнуть звонкую птицу: «Полно петь песню военну, снигирь!»

Александра Васильевича больше нет – «что воевать?», сокрушается поэт.

Эта ода (язык не повернётся назвать «Снигиря» эпитафией, хотя он и написан по случаю смерти человека) отличается от других произведений своей композицией. В стихотворении четыре строфы, в каждой из которых содержится по шесть строк. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, а пятая и шестая образуют такую же рифму с последними двумя строками второй строфы. Аналогично обстоит дело с третьей и четвёртой строфами.

По этому стихотворению хорошо чувствуется настроение автора. Эмоциональные восклицания, анафоры («Кто теперь… Кто богатырь?… Кто перед…») усиливают трагедию друга. Представляется, что эта ода очень важна для изучения и патриотического воспитания, поскольку она не только учит достойно сопереживать горю автора, но и помогает понять, какие отношения были между реальными историческими деятелями.

Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и поступкам. Высокопарными фразами, характерными для жанра оды, выражает Державин свое восхищение этому удивительному человеку. Он понимает, что Россия лишилась настоящего полководца, который сумел внести колоссальный вклад в историю.

Параллельно со словами восхищения Державин рассказывает о жизни полководца, о том, как проводил время Суворов, какие привычки имел в быту. Он хочет показать читателю, что Суворов был не просто личностью, сумевшей произвести коренные изменения в истории, но и обыкновенным человеком, совершенно не заносчивым и неприхотливым в повседневной жизни.

В дальнейшем Державин сравнивает образ величайшего полководца со снегирем. Многие задаются вопросом, почему выбор пал именно на эту птичку. Все дело в том, что именно снегирь – очень отважный и смелый представитель пернатого царства. Также, по словам самого Державина, у него в доме жил снегирь, а когда поэт узнал о смерти Суворова, его птица стала петь военный марш. В момент исполнения марша и было написано это уникальное произведение.

Очень необычен выбор размера оды – она написана четырехстопным дактилем. В оде используется множество средств художественной выразительности, которые помогают читателю прочувствовать образ великого полководца. Это метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола.

Данное стихотворение проникнуто любовью и восхищением. Державин преклонялся перед этим великим человеком, понимая, насколько важны его заслуги перед Отечеством.

Анализ стихотворения Снегирь по плану

Гавриил Романович Державин

О стихотворении «Снегирь» Г.Р. Державина

С тихотворение «Снегирь» было создано, по словам самого Державина, при следующих обстоятельствах. «У автора в клетке был снегирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении своего героя (т. е. Суворова.) возвратился в дом, то услыша, что сия птичка поет военную песню, написал сию оду в память столь славного мужа».

Э то стихотворение — лучший поэтический памятник великому Суворову.

Державину здесь удалось создать почти обыденный и тем еще более трогательный образ умершего героя.

Х отя Державин и называет «Снегиря» одой, но это слово утрачивает у него свой жанровый смысл. Высокую гражданскую тему Державин воплощает в форму глубоко личного, интимного произведения, вследствие чего в стихотворение вводятся подробности частной жизни поэта. Вот он, Державин, вернулся домой под гнетущим впечатлением от кончины. Суворова. А веселый снегирь встречает его, как всегда, военным маршем. Но как не подходит этот марш к скорбному настроению поэта! И именно поэтому Державин начинает свое стихотворение мягким укором:

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?

С равнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII в. флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части. В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца.

Т радиционные уподобления «Марсу», «Орлу» стирали индивидуальный облик героя. В стихотворении «Снегирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Державина не смущает соседство в его стихотворении слов «вождь», «богатырь» с такими словами, как «кляча», «солома», «сухарь». Он руководствовался не отвлеченными признаками жанра, а фактам самой действительности. «Суворов, — писал он в «Объяснениях», -воюя в Италии, в жаркие дам ездил в одной рубашке перед войском на казачьей лошади или кляче… был неприхотлив в кушаньи часто едал сухари; в стуже и в зное… себя закаливал подобно стали, спал на соломе или на сене, вставал на заре…» Замечателен эпитет «быстрый» («быстрый Суворов»), передающий и живой, стремительный характер полководца, и его молниеносные, неожиданные для врага, решения, примером которых может послужить знаменитый переход через Альпы.

Н е скрыл Державин и печального положения своего, героя в самодержавной России: «Скиптры давая, зваться рабом». В этих словах — горькая ирония над участью русских полководца, гонения на Суворова со стороны Павла I.

О собого внимания заслуживает метрика «Снегиря». Вместо канонической десятистишной строфы, которую закрепил за одой Ломоносов, Державин пользуется шестистишной, им самим придуманной строфой. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифмовку, два последних — рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в «Снегире» — четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными. После второй, усеченной стопы образуется пауза, придающая речи поэта взволнованный характер.

П оэт использовал в «Снегире» приёмы, выработанные в русской анакреонтике, но сломал традицию, сделав анакреонтику не шуточной, а трагической. Стихотворение заслужило признание читателей двух веков: оно вошло во все учебники стиховедения и антологии русской поэзии. Державинский снегирь прытко перелетел и в поэзию двадцатого века

Кто посреди снегов живёт.

С негирь — любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. А.В. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Натюрморт Бродского
    Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения
  • Анализ стихотворения Снегирь Барто
    Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю…
    Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить
  • Анализ стихотворения Не отходи от меня Фета
    Стихотворение «Не отходи от меня…» характеризует Фета, как мастера лирического фрагмента, он привык описывать любовь с точки зрения мимолетных порывов души,
  • Анализ стихотворения Буря Фета
    Афанасий Фет завершает свое творчество финальным сборником, который получил название «Вечерние огни». Он увидел свет в 1883 году, потом было выпущено еще три переиздания, а последняя версия вышла

Стихотворение написано

на смерть А.В.Суворова.

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?

Анализ оды Г.Р. Державина «Снегирь». На смерть Суворова

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин
«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.

Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:

А в последней – имеет вид приказа:

Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же «русский сгиб ума», что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он «дает скиптры», решает судьбы стран и народов.

Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos ; отсюда и определение «демократический»). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что «зависть побеждается шутками», «злоба – штыками», а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: «жить для царей, себя изнуряя». И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.

Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: «Нет теперь мужа в свете столь славна». Образ приобретает величественные «герольдические» очертания: «Львиного сердца, крыльев орлиных». Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:

Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь «военную песню». Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование («Что ты заводишь песню военну…») и завершающей его («Полно петь песню военну, Снегирь!»). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В «Снегире», действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов («Полно петь песню военну, Снегирь!»), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.

Анализ оды г.Р. Державина “Снегирь”. На смерть Суворова.

“Снегирь” также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.

Читайте также:  Анализ стихотворения На смерть князя Мещерского Державина

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый Снегирь?

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов

С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом,

Шутками зависть, злобу штыком,

Рок низлагать молитвой и Богом,

Скиптры давая, зваться рабом,

Доблестей быв страдалец единых,

Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна:

Полно петь песню военну, Снегирь!

Бранна музыка днесь не забавна,

Слышен отвсюду томный вой лир;

Львиного сердца, крыльев орлиных

Нет уже с нами! Что воевать?

Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снегирь?

А в последней – имеет вид приказа:

Полно петь песню военну, Снегирь!

Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же “русский сгиб ума”, что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он “дает скиптры”, решает судьбы стран и народов.

Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos; отсюда и определение “демократический”). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что “зависть побеждается шутками”, “злоба – штыками”, а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: “жить для царей, себя изнуряя”. И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.

Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: “Нет теперь мужа в свете столь славна”. Образ приобретает величественные “герольдические” очертания: “Львиного сердца, крыльев орлиных”. Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:

Нет уже с нами! Что воевать?

Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь “военную песню”. Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование (“Что ты заводишь песню военну…”) и завершающей его (“Полно петь песню военну, Снегирь!”). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В “Снегире”, действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов (“Полно петь песню военну, Снегирь!”), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.

Новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Ранние произведения

Анализ оды Г.Р. Державина «Снегирь». На смерть Суворова

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин

«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.
Снегирь Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат. Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать? Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять? Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?
Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?

А в последней – имеет вид приказа:

Полно петь песню военну, Снегирь!

Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же «русский сгиб ума», что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он «дает скиптры», решает судьбы стран и народов.

Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos; отсюда и определение «демократический»). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что «зависть побеждается шутками», «злоба – штыками», а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: «жить для царей, себя изнуряя». И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.

Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: «Нет теперь мужа в свете столь славна». Образ приобретает величественные «герольдические» очертания: «Львиного сердца, крыльев орлиных». Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:

Нет уже с нами! Что воевать?

Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь «военную песню». Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование («Что ты заводишь песню военну…») и завершающей его («Полно петь песню военну, Снегирь!»). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В «Снегире», действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов («Полно петь песню военну, Снегирь!»), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Облаком волнистым Фета
    По большей части Афанасий Фет писал довольно короткие стихотворения, которые содержали 2-3-4 строфы. Тем не менее, он также великолепно владел и искусством поэтической миниатюры и стихотворение Облаком волнистым
  • Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью
    В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. «Белая ночь» — одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений
  • Анализ стихотворений Майкова
  • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчеву (Мой обожаемый поэт…) Фета
    Отношения между Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом можно назвать не простым знакомством. Фет преклонялся перед творчеством Федора Ивановича, считая его своим учителем. Много общего в тематике произведений обоих поэтов
  • Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс
    Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.

“Снегирь” также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем.

Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности. Снегирь Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат. Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать? Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять? Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать? Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь? А в последней – имеет вид приказа: Полно петь песню военну, Снегирь! Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же “русский сгиб ума”, что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он “дает скиптры”, решает судьбы стран и народов. Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по – гречески demos; отсюда и определение “демократический”). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что “зависть побеждается шутками”, “злоба – штыками”, а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: “жить для царей, себя изнуряя”. И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов. Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: “Нет теперь мужа в свете столь славна”. Образ приобретает величественные “герольдические” очертания: “Львиного сердца, крыльев орлиных”. Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты: Нет уже с нами! Что воевать? Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь “военную песню”. Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование (“Что ты заводишь песню военну…”) и завершающей его (“Полно петь песню военну, Снегирь!”). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В “Снегире”, действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов (“Полно петь песню военну, Снегирь!”), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.

Гавриил Державин — Снегирь: Стих Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат. Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать? Быть везде первым в мужестве строгом; Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и богом, Скиптры давая, зваться рабом; Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять? Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, снигирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами!- что воевать?

Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

История создания стихотворения «Снигирь» описана самим Гавриилом Романовичем Державиным в комментариях к произведению. Поэт рассказывает, что у него в клетке содержался снегирь, обученный насвистывать фрагмент военного марша. 6 мая 1800 года Державин присутствовал у смертного одра великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. По возвращении домой поэт услышал, как его учёная птица воспроизводит мелодию, и немедленно принялся за оду на смерть «столь славного мужа», как сам он написал в пояснении.

Впрочем, не нужно обращаться к дополнительным источникам, чтобы понять, какое уважение испытывал Гавриил Романович по отношению к знаменитому военачальнику Суворову. Достаточно вчитаться в текст стихотворения, чтобы ощутить трепет, который, возможно, чувствовал и сам поэт.

Изображая фигуру Суворова, Державин использует большое количество эпитетов. Он называет генералиссимуса сильным, храбрым, быстрым, «львиным сердцем», «орлиными крыльями», «первым в мужестве строгом». Автор сравнивает героя с природными стихиями, используя метафору «северны громы», отсылающую читателя к звукам орудийных залпов. Образ заклятого врага родины и русского войска поэт рисует с помощью метафоры, заключённой в строках: «С кем мы пойдем войной на Гиену?»

Речь здесь идёт о революционной Франции, со стороны которой исходила угроза России в конце XVIII века.

Гавриилу Романовичу удаётся красочно и лаконично охватить все подвиги полководца А. В. Суворова: Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари…

Так, перечисляя достоинства героя, автор делает его примером для новых поколений воинов. Однако думается, что сам поэт уже не верит в блистательное будущее. Известно, что Державин и Суворов были очень дружны, и со смертью полководца поэт потерял не только великого соотечественника, но и верного товарища. Поэтому-то в последней строфе Гавриил Романович просит умолкнуть звонкую птицу: «Полно петь песню военну, снигирь!»

Александра Васильевича больше нет – «что воевать?», сокрушается поэт.

Эта ода (язык не повернётся назвать «Снигиря» эпитафией, хотя он и написан по случаю смерти человека) отличается от других произведений своей композицией. В стихотворении четыре строфы, в каждой из которых содержится по шесть строк. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, а пятая и шестая образуют такую же рифму с последними двумя строками второй строфы. Аналогично обстоит дело с третьей и четвёртой строфами.

По этому стихотворению хорошо чувствуется настроение автора. Эмоциональные восклицания, анафоры («Кто теперь… Кто богатырь?… Кто перед…») усиливают трагедию друга. Представляется, что эта ода очень важна для изучения и патриотического воспитания, поскольку она не только учит достойно сопереживать горю автора, но и помогает понять, какие отношения были между реальными историческими деятелями.

Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и поступкам. Высокопарными фразами, характерными для жанра оды, выражает Державин свое восхищение этому удивительному человеку. Он понимает, что Россия лишилась настоящего полководца, который сумел внести колоссальный вклад в историю.

Параллельно со словами восхищения Державин рассказывает о жизни полководца, о том, как проводил время Суворов, какие привычки имел в быту. Он хочет показать читателю, что Суворов был не просто личностью, сумевшей произвести коренные изменения в истории, но и обыкновенным человеком, совершенно не заносчивым и неприхотливым в повседневной жизни.

В дальнейшем Державин сравнивает образ величайшего полководца со снегирем. Многие задаются вопросом, почему выбор пал именно на эту птичку. Все дело в том, что именно снегирь – очень отважный и смелый представитель пернатого царства. Также, по словам самого Державина, у него в доме жил снегирь, а когда поэт узнал о смерти Суворова, его птица стала петь военный марш. В момент исполнения марша и было написано это уникальное произведение.

Очень необычен выбор размера оды – она написана четырехстопным дактилем. В оде используется множество средств художественной выразительности, которые помогают читателю прочувствовать образ великого полководца. Это метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола.

Данное стихотворение проникнуто любовью и восхищением. Державин преклонялся перед этим великим человеком, понимая, насколько важны его заслуги перед Отечеством.

Ссылка на основную публикацию