Анализ стихотворения Державина Соловей

Гавриил Державин — На холме, сквозь зеленой рощи ( Соловей )

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
№ 4 Вдали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
№ 8 Вздыханьем сладостным томит.
Певец весенних дней пернатый,
Любви, свободы и утех!
Твой глас отрывный, перекаты
№ 12 От грома к нежности, от пег
Ко плескам, трескам и перунам,
Средь поздних, ранних красных зарь,
Раздавшись неба по лазурям,
№ 16 В безмолвие приводят тварь.
Молчит пустыня, изумленна,
И ловит гром твой жадный слух
На крыльях эха раздробленна
№ 20 Пленяет песнь твоя всех дух.
Тобой цветущий дол смеется,
Дремучий лес пускает гул;
Река бегущая чуть льется,
№ 24 Стоящий холм чело нагнул.
И, свесясь со скалы кремнистой,
Густокудрява мрачна ель
Напев твой яркий, голосистый
№ 28 И рассыпную звонку трель,
Как очарованна, внимает.
Не смеет двигнуться луна
И свет свой слабо ниспускает;
№ 32 Восторга мысль моя полна!
Какая громкость, живость, ясность
В созвучном пении твоем,
Стремительность, приятность, каткость
№ 36 Между колен и перемен!
Ты щелкаешь, крутишь, поводишь,
Журчишь и стонешь в голосах;
В забвенье души ты приводишь
№ 40 И отзываешься в сердцах.
О! если бы одну природу
С тобою взял я в образец,
Воспел богов, любовь, свободу, —
№ 44 Какой бы славный был певец!
В моих бы песнях жар и сила
И чувствы были вместо слов;
Картину, мысль и жизнь явила
№ 48 Гармония моих стихов.
Тогда б подобно Тимотею,
В шатре персидском я возлег
И сладкой лирою моею
№ 52 Царево сердце двигать мог:
То, вспламеня любовной страстью,
К Таисе бы его склонял;
То, возбудя грозой, напастью,
№ 56 Копье ему на брань вручал.
Тогда бы я между прудами
На мягку мураву воссел
И арфы с тихими струнами
№ 60 Приятность сельской жизни пел;
Тогда бы нимфа мне внимала,
Боясь в зерцало вод взглянуть;
Сквозь дымку бы едва дышала
№ 64 Ее высока, нежна грудь.
Иль храбрых россиян делами
Пленясь бы, духом возлетал,
Героев полк над облаками
№ 68 В сиянье звезд я созерцал;
О! коль бы их воспел я сладко,
Гремя поэзией моей
Отважно, быстро, плавно, кратко,
№ 72 Как ты, о дивный соловей!

Na kholme, skvoz zelenoy roshchi,
Pri bleske svetlogo ruchya,
Pod krovom tikhoy mayskoy noshchi,
Vdali ya slyshu solovya.
Po vetram legkim, blagovonnym
To svist yego, to zvon letit,
To, shumom zaglushayem vodnym,
Vzdykhanyem sladostnym tomit.
Pevets vesennikh dney pernaty,
Lyubvi, svobody i utekh!
Tvoy glas otryvny, perekaty
Ot groma k nezhnosti, ot peg
Ko pleskam, treskam i perunam,
Sred pozdnikh, rannikh krasnykh zar,
Razdavshis neba po lazuryam,
V bezmolviye privodyat tvar.
Molchit pustynya, izumlenna,
I lovit grom tvoy zhadny slukh
Na krylyakh ekha razdroblenna
Plenyayet pesn tvoya vsekh dukh.
Toboy tsvetushchy dol smeyetsya,
Dremuchy les puskayet gul;
Reka begushchaya chut lyetsya,
Stoyashchy kholm chelo nagnul.
I, svesyas so skaly kremnistoy,
Gustokudryava mrachna yel
Napev tvoy yarky, golosisty
I rassypnuyu zvonku trel,
Kak ocharovanna, vnimayet.
Ne smeyet dvignutsya luna
I svet svoy slabo nispuskayet;
Vostorga mysl moya polna!
Kakaya gromkost, zhivost, yasnost
V sozvuchnom penii tvoyem,
Stremitelnost, priatnost, katkost
Mezhdu kolen i peremen!
Ty shchelkayesh, krutish, povodish,
Zhurchish i stonesh v golosakh;
V zabvenye dushi ty privodish
I otzyvayeshsya v serdtsakh.
O! yesli by odnu prirodu
S toboyu vzyal ya v obrazets,
Vospel bogov, lyubov, svobodu, —
Kakoy by slavny byl pevets!
V moikh by pesnyakh zhar i sila
I chuvstvy byli vmesto slov;
Kartinu, mysl i zhizn yavila
Garmonia moikh stikhov.
Togda b podobno Timoteyu,
V shatre persidskom ya vozleg
I sladkoy liroyu moyeyu
Tsarevo serdtse dvigat mog:
To, vsplamenya lyubovnoy strastyu,
K Taise by yego sklonyal;
To, vozbudya grozoy, napastyu,
Kopye yemu na bran vruchal.
Togda by ya mezhdu prudami
Na myagku muravu vossel
I arfy s tikhimi strunami
Priatnost selskoy zhizni pel;
Togda by nimfa mne vnimala,
Boyas v zertsalo vod vzglyanut;
Skvoz dymku by yedva dyshala
Yee vysoka, nezhna grud.
Il khrabrykh rossian delami
Plenyas by, dukhom vozletal,
Geroyev polk nad oblakami
V sianye zvezd ya sozertsal;
O! kol by ikh vospel ya sladko,
Gremya poeziyey moyey
Otvazhno, bystro, plavno, kratko,
Kak ty, o divny solovey!

Yf [jkvt, crdjpm ptktyjq hjob,
Ghb ,ktcrt cdtnkjuj hexmz,
Gjl rhjdjv nb[jq vfqcrjq yjob,
Dlfkb z cksie cjkjdmz/
Gj dtnhfv kturbv, ,kfujdjyysv
Nj cdbcn tuj, nj pdjy ktnbn,
Nj, ievjv pfukeiftv djlysv,
Dpls[fymtv ckfljcnysv njvbn/
Gtdtw dtctyyb[ lytq gthyfnsq,
K/,db, cdj,jls b ent[!
Ndjq ukfc jnhsdysq, gthtrfns
Jn uhjvf r yt;yjcnb, jn gtu
Rj gktcrfv, nhtcrfv b gtheyfv,
Chtlm gjplyb[, hfyyb[ rhfcys[ pfhm,
Hfplfdibcm yt,f gj kfpehzv,
D ,tpvjkdbt ghbdjlzn ndfhm/
Vjkxbn gecnsyz, bpevktyyf,
B kjdbn uhjv ndjq ;flysq cke[
Yf rhskmz[ ‘[f hfplhj,ktyyf
Gktyztn gtcym ndjz dct[ le[/
Nj,jq wdtneobq ljk cvttncz,
Lhtvexbq ktc gecrftn uek;
Htrf ,tueofz xenm kmtncz,
Cnjzobq [jkv xtkj yfuyek/
B, cdtczcm cj crfks rhtvybcnjq,
Uecnjrelhzdf vhfxyf tkm
Yfgtd ndjq zhrbq, ujkjcbcnsq
B hfccsgye/ pdjyre nhtkm,
Rfr jxfhjdfyyf, dybvftn/
Yt cvttn ldbuyenmcz keyf
B cdtn cdjq ckf,j ybcgecrftn;
Djcnjhuf vsckm vjz gjkyf!
Rfrfz uhjvrjcnm, ;bdjcnm, zcyjcnm
D cjpdexyjv gtybb ndjtv,
Cnhtvbntkmyjcnm, ghbznyjcnm, rfnrjcnm
Vt;le rjkty b gthtvty!
Ns otkrftim, rhenbim, gjdjlbim,
;ehxbim b cnjytim d ujkjcf[;
D pf,dtymt leib ns ghbdjlbim
B jnpsdftimcz d cthlwf[/
J! tckb ,s jlye ghbhjle
C nj,j/ dpzk z d j,hfptw,
Djcgtk ,jujd, k/,jdm, cdj,jle, —
Rfrjq ,s ckfdysq ,sk gtdtw!
D vjb[ ,s gtcyz[ ;fh b cbkf
B xedcnds ,skb dvtcnj ckjd;
Rfhnbye, vsckm b ;bpym zdbkf
Ufhvjybz vjb[ cnb[jd/
Njulf , gjlj,yj Nbvjnt/,
D ifnht gthcblcrjv z djpktu
B ckflrjq kbhj/ vjt/
Wfhtdj cthlwt ldbufnm vju:
Nj, dcgkfvtyz k/,jdyjq cnhfcnm/,
R Nfbct ,s tuj crkjyzk;
Nj, djp,elz uhjpjq, yfgfcnm/,
Rjgmt tve yf ,hfym dhexfk/
Njulf ,s z vt;le ghelfvb
Yf vzure vehfde djcctk
B fhas c nb[bvb cnheyfvb
Ghbznyjcnm ctkmcrjq ;bpyb gtk;
Njulf ,s ybvaf vyt dybvfkf,
,jzcm d pthwfkj djl dpukzyenm;
Crdjpm lsvre ,s tldf lsifkf
Tt dscjrf, yt;yf uhelm/
Bkm [hf,hs[ hjccbzy ltkfvb
Gktyzcm ,s, le[jv djpktnfk,
Uthjtd gjkr yfl j,kfrfvb
D cbzymt pdtpl z cjpthwfk;
J! rjkm ,s b[ djcgtk z ckflrj,
Uhtvz gj’pbtq vjtq
Jndf;yj, ,scnhj, gkfdyj, rhfnrj,
Rfr ns, j lbdysq cjkjdtq!

Лингвистический анализ стихотворения Державина «Арфа»

Не в летний ль знойный день прохладный ветерок
В легчайшем сне на грудь мою приятно дует?
Не в злаке ли журчит хрустальный ручеек?
Иль милая в тени древес меня целует?

Нет! арфу слышу я: ее волшебный звук,
На розах дремлющий, согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным.

Так ты, подруга муз! лиешь мне твой восторг
Под быстрою рукой играющей Хариты,
Когда ее чело венчает вкуса бог
И улыбаются любовию ланиты.

Как весело внимать, когда с тобой она
Поет про родину, отечество драгое,
И возвещает мне, как там цветет весна,
Как время катится в Казани золотое!

О колыбель моих первоначальных дней!
Невинности моей и юности обитель!
Когда я освещусь опять твоей зарей
И твой по-прежнему всегдашний буду житель?

Когда наследственны стада я буду зреть,
Вас, дубы камские, от времени почтенны!
По Волге между сел на парусах лететь
И гробы обнимать родителей священны?

Стихотворение «Арфа» было написано поэтом в 1798 году.

Печальные звуки арфы, волшебная мелодия струн, которых едва касались нежные пальцы Пелагеи Михайловны Бакуниной, пробуждали в поэте воспоминания о родном Поволжье, о Казани, рождая стих, так похожий на музыку.

Посетив Казань в последний раз в 1784 году, Гаврила Романович уже не застал в живых свою старую матушку. Однако город, знакомые берега Волги и Камы вновь пленили поэта.

При первом же знакомстве со стихотворением «Арфа» я была поражена проникновенным чувством любви лирического героя к родному краю.

В чем секрет магической силы воздействия державинского стиха?

Определяя место Державина в русской поэзии, Белинский писал: «Поэзия не родится вдруг, но, как все живое, развивается исторически; Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской». Именно в его творчестве лирика обрела свободу, мир стал изображаться таким, каким он виден глазу и слышим уху обыкновенного земного жителя – пестрым, разнородным, многоцветным, многозвучным, – и единым в своей разнородности.

Богатство поэтики «Арфы» выявляется уже в первой строфе стихотворения, которая является зачином, создает нужную поэту эмоциональную настроенность.

Не в летний ль знойный день прохладный ветерок
В легчайшем сне на грудь мою приятно дует?
Не в злаке ли журчит хрустальный ручеек?
Иль милая в тени древес меня целует?

Стихотворение можно разделить на две части. Первая связана с образом арфы, воздействием ее волшебного звука на душу лирического героя. Во второй части поэт делится воспоминаниями о родных местах, создавая образы Казани, Волги, камских пейзажей. Темы двух частей гармонично соединяются в последней строфе, в которой происходит разрешение эмоционального напряжения, делается своеобразный вывод, обобщение.

Вопросы, прозвучавшие в зачине, не получают утвердительного ответа. Блаженные чувства лирического героя вызваны не дуновением прохладного ветерка, не журчанием хрустального ручейка, не поцелуем милой в тени. Гармоническое состояние души героя создается волшебным звуком арфы. На протяжении трех катренов поэт описывает мелодию арфы, создавая яркие образы. На арфе играет харита – богиня красоты в древнегреческой мифологии, когда ее чело венчает вкуса бог / И улыбаются любовию ланиты. Поэт использует богатство тропов (например, как эхо – сравнение; щекочет нежно слух – метафора; улыбаются любовию ланиты – метонимия; время золотое – лирический эпитет). Герой обращается к арфе, одушевляя ее, называет подругой муз, покровительницей поэзии, искусства. В мелодии арфы звучит и нежность эха, и сила грома. Звукопись создается благодаря ассонансам умом будит вдруг. перунным), стечению гласных и сонорных (слышу я: ее волшебный. ). Читатель воспринимает мелодию арфы, тонкие переливы ее звуков. Приподнятое настроение создается и на лексическом уровне. Державин использует слова высокого стиля; устаревшие слова; старославянизмы; мифологизмы (в том числе, чело, отечество, ланиты, перунный; драгое; Харита, муза). Система образов, ассоциаций, лексика, звукопись гармонично решают тему арфы.

Вторая часть стихотворения начинается с обращения: О колыбель моих первоначальных дней! Возникает тема родины – Волги, Камы, Казани. Экспрессия стихотворения возрастает, интонация становится напряженней, о чем свидетельствует поэтический синтаксис: повторы слов, обилие восклицательных конструкций.

Вопросительные предложения второй части создают в композиции скрытый кольцевой повтор (1-, 5-, 6-я строфы). Глаголы настоящего времени уступают место формам будущего: буду зреть, освещусь и т.д. Лирический герой мечтает посетить священные для него могилы родителей, лететь на парусах по Волге, встретить зарю в родном имении.

В последней строфе поэт соединяет тему арфы и родины. Лирический герой, в голосе которого звучат авторские интонации, обращается к арфе, призывая ее петь о любимой Казани, которую посетил Павел I в 1798 году, потому что мила нам добра весть о нашей стороне: / Отечества и дым нам сладок и приятен. Последнюю строку стихотворения в ее первоначальной редакции А.С. Грибоедов вложил в уста Чацкого в комедии «Горе от ума». Творчество Державина стало основой реминисценций не только у Грибоедова, но и Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Некрасова.

Содержательно значима и ритмическая организация стихотворения. Если четырехстопный ямб часто используется поэтами для передачи динамики чувств, напряжения, то шестистопный ямб, к которому обращается автор в «Арфе», удлиняет строку и усиливает мелодику стиха.

Перекрестная рифмовка усиливает симметрию строк, строф, не нарушая музыкального течения текста. Большая часть (63%) всех ударных гласных – звук [а]. Наверное, это не случайно: в самом названии стихотворения этот звук доминирует, и арфа звучит от начала до конца текста. Анафорические повторы звучи, как, когда, инверсия создают эффект эмоционального возрастания.

Державин не ограничивается приемами классицизма, он создает сложную композицию стиха, которая позволяет ввести в поэзию богатство внутреннего мира человека. Поэзия Гаврилы Романовича таит в себе «зерна будущего, соединяет концы и начала» (Д.Д. Благой), подготавливая почву для творений Пушкина.

Разнообразие творчества Г.Р. Державина

Державин не ограничился лишь одной новой разновидностью оды. Он преобразовывал, иногда до неузнаваемости, одический жанр по самым разным направлениям. Особенно интересны его опыты в одах, соединяющих в себе прямо противоположные начала: похвальное и сатирическое. Именно такой была его рассмотренная выше знаменитая ода “К Фелице”. Соединение в ней “высокого” и “низкого” получилось вполне естественным именно потому, что уже прежде поэтом был найден верный художественный ход. На первый план в произведении выдвигалась не отвлеченно-высокая государственная идея, а живая мысль конкретного человека. Человека, хорошо понимающего реальность, наблюдательного, ироничного, демократичного в своих взглядах, суждениях и оценках. Очень хорошо сказал об этом Г.А. Гуковский: “Но вот появляется похвала императрице, написанная живой речью простого человека, говорящая о простой и подлинной жизни, лирическая без искусственной напряженности, в то же время пересыпанная шутками, сатирическими образами, чертами быта. Это была как будто и похвальная ода и в то же время значительную часть ее занимала как будто сатира на придворных; а в целом это была и не ода и не сатира, а свободная поэтическая речь человека, показывающего жизнь в ее многообразии, с высокими и низкими, лирическими и сатирическими чертами в переплетении – как они переплетаются на самом деле, в действительности”.

Небольшие по объему лирические стихотворения Державина также пронизаны новаторским духом. В посланиях, элегиях, идиллиях и эклогах, в песнях и романсах, в этих более мелких, чем ода, лирических жанрах, поэт чувствует себя еще более освобожденным от строгих классицистических канонов. Впрочем, строгого деления на жанры Державин вообще не придерживался. Его лирическая поэзия – это некое единое целое. Оно держится уже не той жанровой логикой, не теми неукоснительными нормами, которыми предписывалось соблюдать соответствия: высокая тема – высокий жанр – высокая лексика; низкая тема – низкий жанр – низкая лексика. Еще недавно подобные соответствия были необходимы молодой русской поэзии. Требовались нормативы и образцы, в противодействии которым всегда заключен импульс для дальнейшего развития поэзии. Другими словами, как никогда нужна была исходная точка, от которой большой художник отталкивается, ища свой собственный путь.

Лирический герой, объединяющий в одно целое стихотворения Державина, – это впервые он сам, конкретный, узнаваемый читателями человек и поэт. Расстояние между автором и лирическим героем в “мелких” поэтических жанрах Державина минимально. Вспомним, что в оде “К Фелице” подобное расстояние оказывалось куда более значительным. Придворный-мурза, сибарит и празднолюбец, – это не труженик Гаврила Романович Державин. Хотя оптимистический взгляд на мир, веселость и благодушие их и очень роднят. С большой точностью о лирических стихотворениях поэта сказано в книге Г.А. Гуковского: “У Державина поэзия вошла в жизнь, а жизнь вошла в поэзию. Быт, подлинный факт, политическое событие, ходячая сплетня вторглись в мир поэзии и расположились в нем, изменив и сместив в нем все привычные, респектабельные и законные соотношения вещей. Тема стихотворения получила принципиально новое бытие Читатель прежде всего должен уверовать, должен осознать, что это говорит о себе именно сам поэт, что поэт – это такой же человек, как те, кто ходят перед его окнами на улице, что он соткан не из слов, а из настоящей плоти и крови. Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе”.

Читайте также:  Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

В последние два десятилетия своей жизни поэт создает целый ряд лирических стихотворений в анакреонтическом духе. От жанра оды он постепенно отходит. Однако державинская “анакреонтика” мало похожа на ту, что мы встречали в лирике Ломоносова. Ломоносов спорил с древнегреческим поэтом, противопоставляя культу земных радостей и веселья свой идеал служения отечеству, гражданские добродетели и красоту женского самоотвержения во имя долга. Не таков Державин! Он ставит перед собой задачу выразить в стихах “самые нежнейшие чувствования” человека.

Не будем забывать, что идут последние десятилетия века. Почти по всему литературному фронту классицизм с его приоритетом гражданской тематики сдает позиции сентиментализму, художественному методу и направлению, в которых первостепенна тематика личная, нравственная, психологическая. Едва ли стоит напрямую связывать лирику Державина с сентиментализмом. Вопрос этот очень спорный. Ученые-литературоведы решают его по-разному. Одни настаивают на большей близости поэта к классицизму, другие – к сентиментализму. Автор многих трудов по истории русской литературы Г.П. Макогоненко в поэзии Державина обнаруживает явные приметы реализма. Вполне очевидно лишь то, что произведения поэта настолько самобытны и оригинальны, что едва ли возможно прикрепить их к строго определенному художественному методу.

Кроме того, творчество поэта динамично: оно изменялось в пределах даже одного десятилетия. В своей лирике 1790-х годов Державин осваивал новые и новые пласты поэтического языка. Он восхищался гибкостью и богатством русской речи, так хорошо, по его мнению, приспособленной к передаче разнообразнейших оттенков чувства. Подготавливая в 1804 году к печати сборник своих “анакреонтических стихов”, поэт заявлял в предисловии о новых стилистических и языковых задачах, стоящих перед ним: “По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся”.

Вольно переделывая на русский лад стихи Анакреона или Горация, Державин вовсе не заботился о точности перевода. “Анакреонтику” он понимал и использовал по-своему. Она была ему нужна для того, чтобы свободнее, красочнее и детальнее показать русский быт, индивидуализировать и подчеркнуть особенности характера (“нрава”) русского человека. В стихотворении “Похвала сельской жизни” горожанин рисует в своем воображении картины простого и здорового крестьянского быта:

Не всегда опыты Державина были удачными. Он стремился охватить в единой поэтической концепции два разнородных начала: государственную политику и частную жизнь человека с ее повседневными интересами и заботами. Сделать это было трудно. Поэт ищет, что же может объединить два полюса существования общества: предписания власти и частные, личные интересы людей. Казалось бы, он находит ответ – Искусство и Красота. Перелагая в стихотворении “Рождение Красоты” древнегреческий миф о возникновении из морской пены богини красоты Афродиты (миф в версии Гесиода – Л.Д.), Державин описывает Красоту как вечное примиряющее начало:

Но поэт слишком хорошо знал, как устроена реальная жизнь. Трезвый взгляд на вещи и бескомпромиссность были отличительными свойствами его натуры. И потому в следующем стихотворении “К морю” он уже подвергает сомнению, что в нынешнем “железном веке” Поэзия и Красота смогут одержать верх над победно распространяющейся жаждой богатства и наживы. Чтобы выстоять, человек в этом “железном веке” вынужден сделаться “тверже кремня”. Где уж тут “знаться” с Поэзией, с Лирой! И любовь к прекрасному современному человеку все более чужда:

В последний период творчества лирика поэта все больше наполняется национальной тематикой, народнопоэтическими мотивами и приемами. Все отчетливее проступает в ней “глубоко художественный элемент натуры поэта”, на который указывал Белинский. Замечательные и самые разные по жанровым признакам, стилю, эмоциональному настроению стихотворения создает Державин в эти годы. “Ласточка” (1792), “Мой истукан” (1794), “Вельможа” (1794), “Приглашение к обеду” (1795), “Памятник” (1796), “Храповицкому” (1797), “Русские девушки” (1799), “Снегирь” (1800), “Лебедь” (1804), “Признание” (1807), “Евгению. Жизнь Званская” (1807), “Река времен…” (1816). А еще “Кружка”, “Соловей”, “На счастье” и много других.

Проанализируем некоторые из них, обращая внимание прежде всего на их поэтику, то есть тот самый, по выражению критика, “глубоко художественный элемент” творений Державина. Начнем с особенности, сразу же привлекающей к себе внимание: стихи поэта воздействуют на читателя красочно-зримой конкретностью. Державин – мастер живописных картин и описаний. Приведем несколько примеров. Вот начало стихотворения “Видение мурзы”:

Перед нами – великолепная живопись словом. В раме окна, словно в раме, окаймляющей картину, видим чудный пейзаж: на темно-голубом бархатном небе, в “серебряной порфире” медленно и торжественно плывет луна. Наполняя комнату таинственным сиянием, рисует лучами своими золотые узоры-отражения. Какая тонкая и прихотливая цветовая гамма! Отсвет лакового пола соединяется с палевым лучом и создает иллюзию “златых стекол”.

А вот первая строфа “Приглашения к обеду”:

В большом стихотворении “Евгению. Жизнь Званская” Державин доведет прием живописной красочности образа до совершенства. Лирический герой находится “на покое”, он отошел от службы, от столичной суеты, от честолюбивых устремлений:

Так и кажется, что повеяло пушкинским стихом из “Евгения Онегина”: “Блажен, кто смолоду был молод…” Пушкин хорошо знал стихи Державина, учился у старшего поэта. Много параллелей найдем в их произведениях.

Красочность и зримость деталей “Евгению. Жизни Званской” поражают. Описание накрытого к обеду стола из “домашних, свежих, здравых припасов” так конкретно и натурально, что кажется, протяни руку и дотронься до них:

В исследовательской литературе о поэте существует даже определение “державинский натюрморт”. И все-таки свести разговор только к натуральности, естественности изображенных поэтом бытовых сцен и природных пейзажей было бы неверно. Державин часто прибегал и к таким художественным приемам как олицетворение, персонификация отвлеченных понятий и явлений (то есть придание им материальных признаков). Таким образом он добивался высокого мастерства художественной условности. Без нее поэту тоже не обойтись! Она укрупняет образ, делает его по-особому выразительным. В “Приглашении к обеду” находим такой персонифицированный образ – от него мурашки бегут по коже: “И Смерть к нам смотрит чрез забор”. А как очеловечена и узнаваема державинская Муза. Она “сквозь окошечко хрустально, склоча волосы, глядит”.

Красочные олицетворения встречаются уже у Ломоносова. Вспомним его строки:

Однако нельзя не заметить, что содержание персонифицированного образа здесь совсем иное. Образ Смерти у Ломоносова величественен, монументален, его лексическое оформление торжественно и высокопарно (“отверзает”, “простирает”). Смерть всевластна над строем воинов, над целыми полками войск. У Державина же Смерть уподоблена крестьянке, дожидающейся за забором соседа. Но именно из-за этой простоты и обыденности возникает ощущение трагического контраста. Драматизм ситуации достигается без высоких слов.

Державин в своих стихах разный. Его поэтическая палитра многоцветна и многомерна. Н.В. Гоголь упорно доискивался до истоков “гиперболического размаха” державинского творчества. В тридцать первой главе “Выбранных мест из переписки с друзьями”, которая называется “В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность”, он пишет: “Все у него крупно. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина. Кто бы посмел, кроме его, выразиться так, как выразился он в одном месте о том же своем величественному муже, в ту минуту, когда он все уже исполнил, что нужно на земле:

Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, как ожиданье смерти, с таким ничтожным действием, каково крученье усов? Но как через это ощутительней видимость самого мужа, и какое меланхолически-глубокое чувство остается в душе!”.

Гоголь, несомненно, прав. Суть новаторской манеры Державина именно в том и заключается, что поэт вводит в свои произведения жизненную правду, как он ее понимает. В жизни высокое соседствует с низким, гордость – с чванливостью, искренность – с лицемерием, ум – с глупостью, а добродетель – с подлостью. Сама же жизнь соседствует со смертью.

Столкновением противоположных начал образуется конфликт стихотворения “Вельможа”. Это большое лирическое произведение одической формы. В нем двадцать пять строф по восемь строк в каждой. Четкий ритмический рисунок, образованный четырехстопным ямбом и особой рифмовкой (aбaбвггв), выдержан в жанровой традиции оды. Но разрешение поэтического конфликта вовсе не в традициях оды. Сюжетные линии в оде, как правило, не противоречат одна другой. У Державина же они конфликтны, противоположны. Одна линия – вельможи, человека достойного и своего звания, и своего предназначения:

Другая линия – вельможи-осла, которого не украсят ни звания, ни ордена (“звезды”): Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами. О! тщетно счастия рука, Против естественного чина, Безумца рядит в господина Или в шутиху дурака.

Напрасно было бы ожидать от поэта психологического углубления заявленного конфликта или авторской рефлексии (то есть аналитических размышлений). Это придет в русскую поэзию, но несколько позже. Пока же Державин, едва ли не первый из русских поэтов, прокладывает путь к изображению чувств и поступков людей в повседневной их жизни.

На этом пути много помог поэту тот самый “русский сгиб ума”, о котором говорил Белинский. Умерла горячо любимая подруга и жена поэта. Чтобы хоть немного избыть тоску, Державин в стихотворении “На смерть Катерины Яковлевны” обращается словно за поддержкой к ритму народных причитаний:

Ласточка – любимый образ в народных песнях и причитаниях. И неудивительно! Она вьет гнездо вблизи жилья человека, а то и под застрехой. Она рядом с крестьянином, умиляет его и веселит. Своей домовитостью, опрятностью и ласковым щебетанием напоминает поэту “сладкогласная ласточка” его милую подругу. Но ласточка весела и хлопочет. А милую уже ничто не может пробудить от “крепкого сна”. “Сокрушенному сердцу” поэта только и остается выплакать горчайшую печаль в стихах, так похожих на народные причитания. И прием параллелизма с миром природы в этом стихотворении как нельзя более впечатляющ и выразителен.

Читайте также другие темы главы VI:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века

Анализ стихотворения Державина Соловей

Державин написал свое произведения под названием “Соловей” в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось. Так как содержание и смысл, а также, все сравнения и эпитеты остались таким же, как были раньше.

И это именно так объяснил сам Державин в своих “Объяснениях”.

Один из критиков считает, что это произведения нужно относить все-таки к немного более позднему времени, например, к 1795 году, а не на год раньше. Так как именно в этом году появилось стихотворение под пером Державина под названием “Павлин”. И именно то, что в обоих идет речь о двух птицах, и направило мысль этого литературного критика в эту сторону.

Так как Державин в обоих произведениях описывает соловья и павлина. В то время, все любили писать об этой птице – соловей. Так как эта птица ничем особенно не выделяется, кроме своего прекрасного и нежного голоса, что дает возможность для фантазии, и тем более, фантазии – поэта.

Все поэты того времени, в котором жил поэт Державин, пытались каким-либо образом в своих произведениях выразить восхищение этой птицей. Ведь она отлично служила для них всех – прекрасным образом для их сюжетов, в которых соловей кем только не становился.

Сам сюжет написан автором явно под хорошим вдохновением. Так как в сюжете произведения эта птица, соловей, описан как часть природы, как что-то неотделимое и нужно каждому, чтобы наслаждаться этой жизнью. Державин прекрасно смог описать все качества и просто образ необыкновенной птицы, которую все восхваляли в то время.

Кроме того, Державин не забывает описать задний фон всего произведения. Ведь это тоже очень важно для каждого автора. Так как именно задний фон способен показать читателю все красоту стихотворения и подчеркнуть атмосферу самого стихотворения.

Именно это и удалось этому автору. Ведь природа описана – превосходно и необычно живо, что представляется в нашем воображении – как что-то живое и романтичное.

Анализ стихотворения Соловей по плану

Твір на тему: Анализ стихотворения Державина Соловей

Related posts:

Анализ стихотворения Державина Снегирь Ода Державина “Снегирь” связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и.

Анализ стихотворения Державина Русские девушки Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении “Русские девушки” восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в нем русских молодиц. Для этого.

Анализ стихотворения Г. Р. Державина “Памятник” Гавриил Романович Державин – великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную.

Анализ стихотворения Державина Признание 7 В данном стихотворении автор полностью оценил и пересмотрел весь свой творческий путь, да и жизнь в целом. Стихотворение написано простым русским языком с привлечением эпитетов и сравнений. Поэт не восхваляет.

“Памятник” анализ стихотворения Державина Стихотворение “Памятник” Гавриила Державин написал в 1795 году. В это время 52-х летний автор исполнял обязанности президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Добросовестный Гавриила Романович много времени отдавал новой должности, но и.

Читайте также:  Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

Анализ стихотворения Державина Бог Произведение Державина “Бог” – это ода, хвалебная песнь. В ней он воспевает величие Творца, рисуя непостижимость его образа для простого смертного. Но, следуя за восхваляющими строками, идут рассуждения о сущности.

“Памятник” Державина и Пушкина “Памятник” Пушкина и “Памятник” Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им.

О жизни Г. Р. Державина Род Гавриила Роман (бессмертное произведение)овича Державина происходил от знатного татарского мурзы Багрима, который в XV веке прибыл в Москву для службы русскому князю. Один из потомков Багрима получил прозвище Держава.

Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…” великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году. Первое, что нужно отметить, так это то.

Анализ стихотворения Маяковского Нате! На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии.

Анализ стихотворения “Памятник” В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение “Памятник”, в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. В русской литературе Державин.

Отличие оды М. В. Ломоносова “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…” (1747) от оды Г. Р. Державина “Фелица” Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М. В. Ломоносова “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…” (1747) и Г. Р. Державина “Фелица”. Оба этих произведения.

Анализ стихотворения Порог Тургенева Стихотворение, название которого “Порог”, написано в 1883 году. Написал это произведение Тургенев, великий писатель и поэт. Именно он был так удивлен одним поступком, который совершил одна женщина, ведь именно из-за.

Анализ стихотворения Пушкина Няне Стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. Ни для кого не секрет, няня поэта, Арина Родионовна, была несказанно близка к нему. В те времена в семьях дворян матери.

Скорочено “Соловей” Андерсена За садом китайського імператора починався ліс, а в лісі жив соловей, який співав так добре, що навіть бідний рибалка забував про своє неводі, але потім знову брався за свою справу.

“Сад” анализ стихотворения Анны Ахматовой Стихотворение “Сад” Анны Ахматовой – необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии Анны Андреевны: в момент написания, в 1911 году, поэтессе было.

Краткое содержание “Соловей” Андерсен За садом китайского императора начинался лес, а в лесу жил соловей, который пел так хорошо, что даже бедный рыбак забывал о своем неводе, но потом снова принимался за свое дело.

Анализ стихотворения К. Бальмонта “Фантазия” К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение “Фантазия”, написанное им в 1893.

О произведениях “Признание”, “На птичку”, “Река времен в своем стремленьи…” Г. Р. Державина В стихотворении “Признание” ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трех штилей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении “низких” и “высоких” слов.

Анализ стихотворения Баратынского Чудный град порой сольется Данное стихотворение было написано Е. А. Боратынским в 1829 году и имеет свою собственную творческую историю создания. Как и любое другое лирическое произведение “Чудный град” построено по определенной схеме, а.

Сила мистецтва і живої природи, що облагороджує, в казці Г. К. Андерсена “Соловей” Ганс Крістіан Андерсен відомий усім дітям світу. Разом із добрим чарівником Оле-Лукойє він розповів нам десятки добрих, мудрих і красивих казок. Від нього ми довідалися про маленьку північну країну Данію.

“Сонет к форме” анализ стихотворения Брюсова История создания “Сонет к форме” был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл “Пролог” в сборнике юношеских стихотворений “Juvenilia”, который.

Анализ стихотворения Жуковского Море Стихотворение “Море” было написано Жуковским В. А. в 1829 году. Он сочинил его в свои зрелые годы. Красота морских просторов вдохновляла многих поэтов писать свои незабываемые произведения, не оставило оно.

Анализ стихотворения Лермонтова Узник Лирическое стихотворение “Узник” написано М. Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение.

Стихотворение Г. Р. Державина “Памятник” (восприятие, истолкование, оценка) Великая сила слова, которая “металлов тверже и выше пирамид”, проникает в потаенные уголки души, вызывает светлые чувства и делает человека лучше. Стихи, которые действуют эмоциональнее и сильнее, чем проза; истина.

“Осенний день” анализ стихотворения Рильке Стихотворение “Осенний день” хоть и входит в сборник, который не является определяющим творчество Рильке, однако любимо оно многими. Доступно несколько переводов на русский язык. Райнер Мария Рильке описывает – скорее.

Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом Произведение “Разговор книгопродавца с поэтом” Пушкин написал в 1826 году в сентябре. Это произведение очень необычно и весьма своеобразно. Но это произведение наверно никак бы не существовало бы и не.

Мистецтво, що дарує життя (за казкою Г. К. Андерсена “Соловей”) 5 клас КАЗКИ НАРОДІВ СВІТУ Мистецтво, що дарує життя (за казкою Г. К. Андерсена “Соловей”) Ще давні греки вважали мистецтво великою силою, яка не тільки здатна прикрасити життя людини, а.

Идеалы Г. Р. Державина в оде “Фелица” Ода “Фелица” была написана Г. Р. Державиным в 1782 году как своеобразный отклик на “Сказку о царевиче Хлоре”, созданную Екатериной II. В этой назидательной сказке императрица прославляет добродетель и рассудок.

Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5 Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) “Тройка” было написано в 1846 году в жанре “гражданского лиризма”, близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с.

Анализ стихотворения Державина Соловей

«Соловей» Г. Державин

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи
Вдали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит.

Певец весенних дней пернатый,
Любви, свободы и утех!
Твой глас отрывный, перекаты
От грома к нежности, от нег
Ко плескам, трескам и перунам,
Средь поздних, ранних красных зарь,
Раздавшись неба по лазурям,
В безмолвие приводят тварь.

Молчит пустыня, изумленна,
И ловит гром твой жадный слух,
На крыльях эха раздробленна
Пленяет песнь твоя всех дух.
Тобой цветущий дол смеется,
Дремучий лес пускает гул;
Река бегущая чуть льется,
Стоящий холм чело нагнул.

И, свесясь со скалы кремнистой,
Густокудрява мрачна ель
Напев твой яркий, голосистой
И рассыпную звонку трель,
Как очарованна, внимает.
Не смеет двигнуться луна
И свет свой слабо ниспускает;
Восторга мысль моя полна!

Какая громкость, живость, ясность
В созвучном пении твоем,
Стремительность, приятность, каткость
Между колен и перемен!
Ты щелкаешь, крутишь, поводишь,
Журчишь и стонешь в голосах;
В забвенье души ты приводишь
И отзываешься в сердцах.

О! если бы одну природу
С тобою взял я в образец,
Воспел богов, любовь, свободу, –
Какой бы славный был певец!
В моих бы песнях жар и сила
И чувствы были вместо слов;
Картину, мысль и жизнь явила
Гармония моих стихов.

Тогда б, подобно Тимотею*,
В шатре персидском я возлег
И сладкой лирою моею
Царево сердце двигать мог;
То вспламеня любовной страстью,
К Таисе бы его склонял;
То, возбудя грозой, напастью,
Копье ему на брань вручал.

Тогда бы я между прудами
На мягку мураву воссел
И арфы с тихими струнами
Приятность сельской жизни пел;
Тогда бы нимфа мне внимала,
Боясь в зерцало вод взглянуть;
Сквозь дымку бы едва дышала
Ее высока, нежна грудь.

Иль храбрых россиян делами
Пленясь бы, духом возлетал,
Героев полк над облаками
В сиянье звезд я созерцал;
О! коль бы их воспел я сладко,
Гремя поэзией моей
Отважно, быстро, плавно, кратко,
Как ты, о дивный соловей!

* Тимотей – музыкант Александра Македонского.

Анализ стихотворения Державина «Соловей»

Образ соловья очень популярен в русской поэзии. Многие вспомнят птичку, которой доверяла свои печали героиня романса «Русской песни» А. А. Дельвига; нежные трели в стихотворении Н. М. Карамзина; мудрую пташку из басни И. А. Крылова. Высказался на эту тему и Гавриил Романович Державин (1743–1816) в стихотворении «Соловей» 1795 года.

Это произведение состоит из 8 восьмистиший. Строки в строфах рифмуются перекрёстно по схеме ababcdcd. Размер – четырёхстопный ямб. Заметен характерный стиль Державина – устаревшая лексика («нощи», «перунам», «чело», «внимала»), вольное обращение с ударениями («твоем»-«перемен») и окончаниями слов («изумленна», «раздробленна» и др.).

Стихотворение начинается с изображения пейзажа. Автор сам выступает в качестве лирического героя и описывает свои впечатления. Вот он лежит на молодой траве холма и любуется ночными картинами. Гавриил Романович прибегает к изысканным эпитетам, чтобы передать чарующую красоту родной природы. С их помощью перед мысленным взором вырастает «дремучий лес», шелестит «мягка мурава», «цветущий дол» испускает сладкие ароматы, которые несут «ветры лёгки, благовонны». Отдельно следует отметить живописный образ «густокудрява мрачна ель», заставляющий воочию представить гордое дерево на одинокой скале.

Перед героем журчит ручей, тихонько шепчут ветры, но эти звуки не сравнятся по воздействию на душу поэта с пением полночной птицы. Именно голос соловья завораживает и пленяет автора:
В забвенье души ты приводишь,
И отзываешься в сердцах.

Как много слов, относящихся к передаче звуков, использует поэт, чтобы донести до читателя приятные для него мелодии песен соловья. Здесь и гром, и треск, и трель, и гул, и щебет. Автор применяет градации, чтобы «наслаивать» впечатления:
Какая громкость, живость, ясность
В созвучном пении твоем,
Стремительность, приятность, каткость
Между колен и перемен!
Ты щелкаешь, крутишь, поводишь…

Однако главная мысль стихотворения – вовсе не наслаждение звуками природы. Автор проводит параллель между поэтическим даром и пением соловья. Он сравнивает голос птицы, рождающий трепет в душе слушателя, и поэзию, с помощью которой надеется вызвать у своих читателей добрые мысли. Для этого он даже приводит образ Тимотея (Тимофея), греческого певца, который вдохновлял Александра Македонского на великие свершения.

В этом стихотворении проявился и горячий патриотизм Гавриила Романовича. Поэт не только жаждет пробуждать сердца людей, но и воспевать подвиги своих соотечественников. Он даже упоминает их с большой буквы – «храбрых Россиян делами…». Таким образом, в одном произведении сочетается сразу несколько возвышенных чувств, которыми нельзя не проникнуться.

Анализ стихотворения Державина Соловей

Державин написал свое произведения под названием «Соловей» в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось. Так как содержание и смысл, а также, все сравнения и эпитеты остались таким же, как были раньше.

И это именно так объяснил сам Державин в своих «Объяснениях».

Один из критиков считает, что это произведения нужно относить все-таки к немного более позднему времени, например, к 1795 году, а не на год раньше. Так как именно в этом году появилось стихотворение

Так как Державин в обоих произведениях описывает соловья и павлина. В то время, все любили писать об этой птице — соловей. Так как эта птица ничем особенно не выделяется, кроме своего прекрасного и нежного голоса, что дает возможность для фантазии, и тем более, фантазии — поэта.

Все поэты того времени, в котором жил поэт Державин, пытались каким-либо образом в своих произведениях выразить восхищение этой птицей. Ведь она отлично служила для них всех —

Сам сюжет написан автором явно под хорошим вдохновением. Так как в сюжете произведения эта птица, соловей, описан как часть природы, как что-то неотделимое и нужно каждому, чтобы наслаждаться этой жизнью. Державин прекрасно смог описать все качества и просто образ необыкновенной птицы, которую все восхваляли в то время.

Кроме того, Державин не забывает описать задний фон всего произведения. Ведь это тоже очень важно для каждого автора. Так как именно задний фон способен показать читателю все красоту стихотворения и подчеркнуть атмосферу самого стихотворения.

Именно это и удалось этому автору. Ведь природа описана — превосходно и необычно живо, что представляется в нашем воображении — как что-то живое и романтичное.

Анализ стихотворения Соловей по плану

Тот — характеристика персонажа Произведение: Тот, кто получает пощечины Тот — характеристика литературного героя Тот TOT — герой «представления в четырех действиях» Л. Н. Андреева «Тот, кто получает пощечины» , клоун в цирке Брике.

Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья Свое произведение «Я пережил свои желанья» А. С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни его.

Check Your Skills! Modal Verbs CHECK YOUR SKILLS! 1. Вкажіть другу форму модального дієслова can: 1)may b)could c) might 2. Вкажіть вірне значення модального дієслова may: A) можу, вмію б) повинен, мушу, треба с) можу.

Александр Невский — характеристика персонажа Произведение: овесть о житие и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского Ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал, как труба в народе, лицом был.

«И моя безумная любовь к Вам, святой, непостижимый, дивный!» Лидия Яворская и Антон Чехов Рассказ Чехова «Ариадна» не входит в круг обязательного чтения школьников, да этого, видимо, и не требуется строгой учебной программой. Не уделяют должного внимания при изучении.

Бородинская битва 1812 краткое содержание Крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года произошло 26 августа в 125 километрах от Москвы. Битва на Бородинском поле одно из самых кровопролитнейших сражений XIX века. Ее значение в Русской истории.

Сочинение по картине Нестерова Лель Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и легкая. Больше всего здесь леса , чуть меньше неба и воды.

Читайте также:  Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига

Душа людини твір роздум Без сумніву, найголовніше що є в людині — її душа. Саме вона є істинною сутністю людини, є нею самою. У всі часи, особливо, в теперішній люди зазвичай звертають увагу в.

Анализ стихотворения На поле куликовом Блок Александр Блок — очень талантливый человек, который прекрасно писал стихи, и кроме того, он была сам по себе — глубоким человеком, который многое понимал и ценил. Александр Блок написал произведение.

Соціальне здоров&;apos;я, як запорука успішного життя дитини в сучасному суспільстві Однією із складових здоров’я дитини, що визначені в Державному стандарті початкової освіти є соціальне здоров’я, яке є запорукою успішності життя дитини в сучасному суспільстві. Це питання ми розглянемо сьогодні на.

Как справиться с осенней хандрой С наступлением дождливой осени многих людей начинает одолевать хандра и депрессия. А как не захандрить, если небо затянуто тяжелыми тучами, и целый день моросит отвратительный холодный дождь. В такую погоду.

Белая гвардия. Краткое содержание. Краткое изложение текста Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман «всея Украины». Однако со дня на день.

Альберт Камю биография Альберт Камю Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии , один из ярчайших представителей литературы Экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной.

Игнат Гордеев — характеристика персонажа Произведение: Фома Гордеев Игнат Гордеев — отец Фомы Гордеева. «В мощной фигуре его было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы».

«Духовні криниці. Вербна неділя» У всіх народів світу існує повір’я, що той, хто забув звичаї своїх батьків, карається людьми і Богом. Він блукає світом, як мара, і ніде не може знайти собі притулку, бо.

Культура Київської Русі наприкінці 10-у першій половині11ст Тема:Культура Київської Русі наприкінці 10-у першій половині11ст. Мета :ознайомитися з основними досягненнями культури періоду Київської Русі: з розвитком освіти, літератури, архітектури. .Формувати повагу до культурних надбань минулого. Вчитися розкривати свої.

Лопухов — характеристика персонажа Произведение: Что делать? Лопухов Дмитрий Сергеич — один из главных героев романа. Л. — сын рязанского помещика. Учился в гимназии. С Кирсановым они лучшие друзья. Привык всегда сам пробивать себе.

Настоящий друг Кого можно с полным правом назвать настоящим другом? Того, кто своим поведением, своими поступками докажет это, а не того, кто только на словах твой друг, а на самом деле —.

Григорович Д. В. биография Григорович Дмитрий Васильевич , прозаик, переводчик. Родился 19 марта в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку.

Анализ стихотворения Анчар Пушкина Анчар — это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая — мир человека.

Гайдар А. П. биография Гайдар Аркадий Петрович родился 9 января 1904 года в семье учителя во Льгове. Свое детство он провел в Арзамасе. Аркадий Петрович окончил пехотные курсы, а когда началась первая мировая война.

Давыдов — характеристика персонажа Произведение: Поднятая целина Давыдов Семен — рабочий-двадцатипятитысячник из Ленинграда, бывший матрос. В начале 1930 г. приезжает в Гремячий Лог для проведения коллективизации. В сельсовете Д. знакомится с Нагульновым и Разметновым.

Сочинение Что сказала мама с прямой речью Несколько лет назад в моей жизни произошло странное событие. Был особенный день. В этот день родилась моя мама. Нужно было подготовить большой и красивый подарок. Для этого я достал все.

Сочинение по картине Поповича Письмо дедушке Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он еще не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине — это фотография дедушки.

Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец — место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне. Художественное полотно поражает своей нежностью, от него веет легкой утренней прохладой.

«О, весна без конца и без краю…», сочинение по стихотворению Блока В поэтический цикл молодого, но уже известного в кругах писателей-символистов Александра Александровича Блока вошло стихотворение, ставшее хрестоматийным. Название его — «О, весна без конца и без краю…». Стихотворение написано в.

Пьер Безухов и Андрей Болконский Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех. На мой взгляд, это высказывание во многом перекликается с романом-эпопеей Толстого и находит в произведении.

Надсон С. Я. биография Надсон Семен Яковлевич — известный поэт, родился в СПб.; по отцу еврейского происхождения, мать — из русской дворянской семьи Мамонтовых. Отец — чиновник, человек даровитый и очень музыкальный, умер от.

А. П. Чехов — мастер художественной детали Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего.

Нилус С. биография Сергей Нилус — русский мыслитель, духовный писатель, общественный деятель. Поразительно, но факт, за рубежом его знают гораздо больше, чем на родине. «Только в США вышло около четырехсот книг о Нилусе.

Сочинение-рассуждение Женщина на войне Когда приходит война не имеет значение кто ты. Ты можешь быть женщиной, мужчиной ребенком. Война не щадит никого, поэтому в ней принимают участие все свои населения, а также люди всех.

Стихи о спорте Мандельштама и «Футбол» Заболоцкого: совпадение или подражание? Исследователи Заболоцкого указывают, что несмотря на абсолютную новизну поэтики «Столбцов», его первого сборника, даже на фоне отгромыхавшего уже футуризма, в этих стихах явственно прослеживается влияние поэтов XIX века , причем.

«Край ты мой заброшенный» анализ стихотворения Есенина Как часто литература становилась своеобразным «зеркалом эпохи», отражая трагические и политические события в истории нашего государства. И если в прозе нашли отражение события, характеры героев, то предметом изображения в лирике.

Как прекрасна наша планета! Я еще мало что видел на нашей планете, но то, что я уже повидал, дает мне право согласиться с высказанным в теме восторгом. В подтверждение этого восклицания из огромного множества.

Сочинение на тему День рождения — Мой любимый праздник 1 вариант сочинения — Долгожданный праздник Одним из самых долгожданных праздников в году, несомненно является День Рождения человека. Ведь именно в этот день мы появились на кругленькой планете, под названием.

Пушкина увековечили в Колумбийском университете Бронзовый памятник Александру Пушкину работы российского скульптора Николая Кузнецова-Муромского установлен в Медельине. Скульптура стала своеобразным подарком университету Антиокии в этом колумбийском городе. Монумент великого русского поэта — пример взаимовыгодного российско-колумбийского.

Наполеон — характеристика персонажа Произведение: Война и мир Это реальное историческое лицо, французский император. Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. В начале романа этот человек является кумиром Андрея Болконского, Пьер.

Народный календарь на 23 сентября Приметы и народные праздники на 23 сентября Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Прп. Павла Послушливого, Печерского. Прп. кн. Андрея , Спасокубенского. Aпп. от 70-и Апеллия, Лукия и Климента. Мч. Варипсава.

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который все-таки пытается ответить Блок: «Дождешься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные.

«Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В. Г. Белинский писал о поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, что это «творенье столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Державина Соловей

Анализ стихотворения Державина Соловей

Державин написал свое произведения под названием “Соловей” в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось. Так как содержание и смысл, а также, все сравнения и эпитеты остались таким же, как были раньше. И это именно так объяснил сам Державин в своих “Объяснениях”.

Один из критиков считает, что это произведения нужно относить все-таки к немного более позднему времени, например, к 1795 году, а не на год раньше. Так как именно в этом году появилось стихотворение под пером Державина под названием “Павлин”. И именно то, что в обоих идет речь о двух птицах, и направило мысль этого литературного критика в эту сторону.

Так как Державин в обоих произведениях описывает соловья и павлина.
В то время, все любили писать об этой птице – соловей. Так как эта птица ничем особенно не выделяется, кроме своего прекрасного и нежного голоса, что дает возможность для фантазии, и тем более, фантазии – поэта.

Все поэты того времени, в котором жил поэт Державин, пытались каким-либо образом в своих произведениях выразить восхищение этой птицей. Ведь она отлично служила для них всех – прекрасным образом для их сюжетов, в которых соловей кем только не становился.

Сам сюжет написан автором явно под хорошим вдохновением. Так как в сюжете произведения эта птица, соловей, описан как часть природы, как что-то неотделимое и нужно каждому, чтобы наслаждаться этой жизнью. Державин прекрасно смог описать все качества и просто образ необыкновенной птицы, которую все восхваляли в то время.

Кроме того, Державин не забывает описать задний фон всего произведения. Ведь это тоже очень важно для каждого автора. Так как именно задний фон способен показать читателю все красоту стихотворения и подчеркнуть атмосферу самого стихотворения. Именно это и удалось этому автору. Ведь природа описана – превосходно и необычно живо, что представляется в нашем воображении – как что-то живое и романтичное.

Анализ стихотворения Соловей по плану

Анализ стихотворения Державина Соловей – Анализы текстов

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Державина Снегирь Ода Державина “Снегирь” связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих.

Анализ стихотворения Державина Русские девушки Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении “Русские девушки” восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7 Стихотворение “Властителям и судиям” поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью.

Анализ стихотворения Державина Памятник Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г. Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность.

Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи Данное стихотворение замечательного поэта Гавриила Романовича Державина написано им в 1816 году 6 июля. Поэт написал стихотворение будучи на тот момент в своем имении в.

Анализ стихотворения Державина Признание 7 В данном стихотворении автор полностью оценил и пересмотрел весь свой творческий путь, да и жизнь в целом. Стихотворение написано простым русским языком с привлечением эпитетов.

Анализ стихотворения Державина Бог Произведение Державина “Бог” – это ода, хвалебная песнь. В ней он воспевает величие Творца, рисуя непостижимость его образа для простого смертного. Но, следуя за восхваляющими.

Облагораживающая сила искусства и живой природы в сказке “Соловей” Ханс Кристиан Андерсен знаком всем детям мира. Вместе с добрым волшебником Оле-Лукойе он рассказал нам десятки добрых, мудрых и красивых сказок. От него мы узнали.

Соловей – Г. Х. Андерсен За садом китайского императора начинался лес, а в лесу жил соловей, который пел так хорошо, что даже бедный рыбак забывал о своем неводе, но потом.

О жизни Г. Р. Державина Род Гавриила Роман (бессмертное произведение)овича Державина происходил от знатного татарского мурзы Багрима, который в XV веке прибыл в Москву для службы русскому князю. Один из.

“Забавность” русского слога Державина “Забавность” русского слога Державина в том, что он сделал его “забавным”, то есть веселым, простым, острым. Поэт “дерзнул… возгласить” не о подвигах, не о величии.

О произведениях “Признание”, “На птичку”, “Река времен в своем стремленьи…” Г. Р. Державина В стихотворении “Признание” ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трех штилей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном.

Анализ стихотворения Маяковского Нате! На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время.

Анализ стихотворения Фета “Это утро, радость эта…” Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час “Это утро, радость эта…” в 1881 году. Поэт.

Анализ стихотворения Блока Фабрика Александр блок – великий поэт, так как его произведения поражают своей реалистичностью, но вместе с тем, это никак не портит его произведения. Одно из очень.

Вопросы и ответы к стихотворе­нию Г. Р. Державина “Памятник” Какие темы вы можете выделить в стихотворении “Памятник”? Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве – ведущие темы “Памятника”. Можно выделить.

Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9 Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету “Поэт и толпа”. В 1828 году своей жизни Пушкин.

Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи Стихотворение “Песня последней встречи” было написано поэтессой в 1911 году. Так же очень важный факт, который нужно подчеркнуть это то, что данное стихотворение позже вошло.

Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием “Одинокий дуб” в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних.

Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…” великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году. Первое, что.

Ссылка на основную публикацию