Анализ стихотворения Русские девушки Державина

Анализ стихотворения Русские девушки Державина

Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении «Русские девушки» восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в нем русских молодиц. Для этого описывает он их во время традиционного танца, получившего в народе название «бычок».

Действия, описываемые в стихотворении происходят весной на лугу. Не зря выбрано это время года: все расцветает и приходит в движение. Этот период отлично дополняет картину, изображающую группу молодых и красивых девушек, в которых так и пылает юность и любовь. Происходит все это под звучание пастушьей свирели.

В первых строках произведения он обращается к греческому поэту с вопросом. А дальше он расписывает этот танец молодиц. Сначала говорится о их движениях. Они плавны и красивы. Использованное им при описании танца большое количество глаголов передает его ритм. Сами строки живы и динамичны. А движения девушек – красноречивы.

Затем Державин переходит к описанию внешних достоинств девиц. Они прекрасны. За их улыбками скрываются смелые и сильные души – «львины». Эти юные красавицы способны сразить любого мужчину.

Такими описывает поэт русских девушек. Он подчеркивает их достоинства и превосходство над другими. В конце произведения Державин вновь обращается к иностранному певцу со словами о том, что если бы он видел собственными глазами картину, которая представлена в этих строках, то навек забыл бы гречанок. Ведь русские девушки не только красивы, но и полны жизни.

За доказательствами превосходства русских женщин над другими, скрывается и другая мысль: превосходство русской культуры и духовности народа. Именно это и старается, так живописно расписав, доказать Державин в этом лирическом произведении.

Вариант 2

На границе веков в 1799 году Гаврила Державин написал стихотворение Русские девушки, где он воспевал красоту обитательниц земли русской. Нужно отметить, данная тема является актуальной до сих пор и вполне обоснованно актуальной. Ведь в России девушки действительно отличаются красотой, и этот факт признан не только здесь, но и во многих других странах.

Собственно с этого и начинает поэт свое произведение, он обращается к лирику Анакреонту, который в тексте называется «певец тиисский», то есть певец из города Теос. Далее начинается разнообразное описание русских красавиц и оно длится как калейдоскоп, распространяется своеобразным танцем, в котором каждая новая фигура предлагает рассмотреть очередной аспект русской красоты. Последовательно Державин дает описание телесной красоты «челы белые», «груди нежные», «огневые ямки на ланитах», взгляд, усмешка и многое другое.

На самом деле такое описание напоминает любовную лирику и даже может переносить внимание в сторону классики подобного жанра, к примеру, на Песнь Песней или нечто подобное. Ведь нередко любовная лирика, посвященная определенному человеку представляет собой именно такое последовательное перечисление элементов красоты, которые сравниваются с чем-то великолепным, к примеру, взгляд – полный искр. Державин в свою очередь создает некий собирательный образ, который представляет собой как бы обобщенную красоту русских девушек, выбор самых лучших качеств, которые только могут наблюдаться в них.

Нужно сказать, поэт не говорит и придворных дамах или представительницах высшего света, он говорит о простых людях, которых огромное количество на земле. Именно эта простота и является подлинной красотой, а красота заключается в легкости, с которой девушки пляшут «бычка» и стучат «башмачками в лад». Такой акцент подчеркивается и манерой стихосложение, где используется простая рифма и ритмический рисунок, которые тоже относят читателя куда-то в сторону народных танцев и творчества.

Стихотворение также насыщено движением. Используется множество глаголов и часто строчки носят вопросительную форму. Благодаря чему создается отклик от читателя и дополнительная динамика.

Анализ 3

Стихотворение восхваляет красоту и кротость простых русских девушек. Они ничуть не хуже иностранок, не хуже принцесс или тех дев, которых воспевали поэты древности. Это приятное стихотворение состоит из одной большой строфы.

В первой же строке автор обращается к некоему певцу, под которым подразумевает, оказывается, древнегреческого поэта. (Это обращение эмоционально – даже с восклицательным знаком, а дальше следует вопрос сам.) Анакреонт тот воспевал девушек своей эпохи, вот Державин и спрашивает давно ушедшего гения, а видел ли тот русских красавиц. Так как тому их явно не посчастливилось их увидеть, Гаврила Романович рисует их портрет в своем стихотворении.

Эти девушки весной особенно радуются, пляшут в полях (тоже прекрасных) под звуки пастушьей свирели. Героини движутся в танце, склонив головы, стучат башмачками ритмично. (То есть у них даже не мягкие деревенские лапти, а именно башмаки с каблуком!) Красавицы тихо ведут взглядом, руками… А плечами – говорят! То есть это метафорично выражено, что они двигают плечами в ритм музыки, будто рассказывают историю. И это всё описание опять заключено в вопрос. Конечно, и этого не видел древний поэт, а то бы воспел такую красоту.

Теперь читатель уже приблизился к девушкам, видит, как блестят их золотые ленты, как чиста и нежна их кожа, как прекрасен жемчуг на них… (Опять золото и жемчуг показывают, что это совсем не крестьянки, а девушки богатые.)

Поэт добавляет цвета: по голубым жилкам бежит кровь розовая! Но это такое авторское допущение, так как всем известно, что кровь или алая, или бардовая. На румяных щеках героинь читатель уже видит ямочки, которые создала, будто бы, сама любовь. Опять красивое описание: соболиные брови, соколиный взгляд, полный искр. И теперь переход, что их улыбка может сразить хоть орла, хоть льва. Одном взглядом и улыбкой русская девушка может влюбить в себя самого смелого и богатого мужчину!

И вот делается вывод, что древнегреческий творец, увидь он русских красавец, забыл бы своих гречанок. Он бы просто влюбился в них, мечтал бы о них и воспевал их. Героини почти идеальны.

Написано стихотворенье устаревшим языком, тут много уже не используемых и слов (златые, ланиты, зреть, то есть видеть), и грамматических форм (российски, драгими, главами). И всё-таки читается произведение довольно легко, мысль в нём легка тоже и очень приятна (для русских).

Анализ стихотворения Русские девушки по плану

Русские девушки

Возможно вам будет интересно

Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» является известным творением русского поэта Бориса Пастернака. Оно написано в тяжелое время для поэта. Все коллеги Пастернака пошли на него войной и стали главными врагами.

Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой лирическое сочинение в виде ретроспективного взгляда на ушедшую юность.

Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.

Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.

Русские девушки державин история создания. Анализ стихотворения русские девушки державина. Анализ стихотворения Державина «Русские девушки»

Зрел ли ты, певец Тииский!
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат?
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь?
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка – души львины
И орлов сердца разят?

Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.

Анализ стихотворения Державина «Русские девушки»

Стихотворение «Русские девушки» было написано Гавриилом Романовичем Державиным в 1799 году. С этого момента прошло уже более двухсот лет, поэтому некоторые выражения, отражённые в нём, современному читателю могут показаться непонятными. К счастью, и сам поэт, и многочисленные исследователи его творчества оставили разъясняющие комментарии к этому яркому, чуть легкомысленному произведению.

В стихотворении автор выступает в качестве собеседника знаменитого древнегреческого лирика Анакреонта (в комментариях Державина встречается в написании «Анакреон»). Этот поэт известен своими ироничными стихами о развлечениях, пирах, любви, которые обычно исполнялись под аккомпанемент лиры. Неудивительно, что беседуя в своём стихотворении «Русские девушки» с этим прославленным греком, Гавриил Романович использует ту же живую, игривую манеру стихосложения.

Это произведение состоит из простых четверостиший, объединённых одной формой рифмовки – abab. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, придающий задор и ритмичность строкам.

Стихотворение начинается с обращения:
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски…

и уже здесь у читателя может возникнуть недоумение. Например, кто такой «певец тиисский»? Под этим эпитетом Державин подразумевает Анакреонта, используя искажённое теосский, так как древнегреческий поэт был родом из города Теос. Бычок – это не домашнее животное, а старинный танец, который был популярен среди крестьянской молодёжи.

Затем на протяжении четырёх строф автор расхваливает достоинства русских девушек, наблюдая за их танцем. Поэт описывает красоту юных соотечественниц, используя при этом устаревшие слова. Называя голову главой, лоб челом, а покрытые румянцем щеки ланитами, поэт привносит в портреты героинь частичку торжественности, древней величавости, унаследованной от гордых предков.

Рисуя образы, поэт не скупится на эпитеты: у его девушек «брови соболины», «полный искр соколий взгляд», «ланиты огневые». Любопытно, что описывая наряд героинь, автор упоминает роскошные предметы гардероба, например, «ленты златые», «жемчуга драгие» (имеется в виду дорогостоящие)», башмачки. Всё это трудно представить себе на обычной крестьянке, поэтому думается, что автор гиперболизирует образ русских барышень, чтобы представить их перед своим собеседником в более выгодном свете:
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б Гречанок позабыл…

Лукавый Гавриил Романович упоминает в стихотворении и бога плотской любви Эрота с его «сладострастными крыльями», и «груди нежны» юных дев. Благодаря этим фривольным намёкам создаётся впечатление, что Гавриил Романович Державин не ставил перед собой цель сочинить патриотическое произведение. Но оно, тем не менее, делает честь красоте дочерей русской земли.

Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении «Русские девушки» восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в нем русских молодиц. Для этого описывает он их во время традиционного танца, получившего в народе название «бычок».

Действия, описываемые в стихотворении происходят весной на лугу. Не зря выбрано это время года: все расцветает и приходит в движение. Этот период отлично дополняет картину, изображающую группу молодых и красивых девушек, в которых так и пылает юность и любовь. Происходит все это под звучание пастушьей свирели.

В первых строках произведения он обращается к греческому поэту с вопросом. А дальше он расписывает этот танец молодиц. Сначала говорится о их движениях. Они плавны и красивы. Использованное им при описании танца большое количество глаголов передает его ритм. Сами строки живы и динамичны. А движения девушек – красноречивы.

Затем Державин переходит к описанию внешних достоинств девиц. Они прекрасны. За их улыбками скрываются смелые и сильные души – «львины». Эти юные красавицы способны сразить любого мужчину.

Такими описывает поэт русских девушек. Он подчеркивает их достоинства и превосходство над другими. В конце произведения Державин вновь обращается к иностранному певцу со словами о том, что если бы он видел собственными глазами картину, которая представлена в этих строках, то навек забыл бы гречанок. Ведь русские девушки не только красивы, но и полны жизни.

За доказательствами превосходства русских женщин над другими, скрывается и другая мысль: превосходство русской культуры и духовности народа. Именно это и старается, так живописно расписав, доказать Державин в этом лирическом произведении.

Вариант 2

На границе веков в 1799 году Гаврила Державин написал стихотворение Русские девушки, где он воспевал красоту обитательниц земли русской. Нужно отметить, данная тема является актуальной до сих пор и вполне обоснованно актуальной. Ведь в России девушки действительно отличаются красотой, и этот факт признан не только здесь, но и во многих других странах.

Собственно с этого и начинает поэт свое произведение, он обращается к лирику Анакреонту, который в тексте называется «певец тиисский», то есть певец из города Теос. Далее начинается разнообразное описание русских красавиц и оно длится как калейдоскоп, распространяется своеобразным танцем, в котором каждая новая фигура предлагает рассмотреть очередной аспект русской красоты. Последовательно Державин дает описание телесной красоты «челы белые», «груди нежные», «огневые ямки на ланитах», взгляд, усмешка и многое другое.

На самом деле такое описание напоминает любовную лирику и даже может переносить внимание в сторону классики подобного жанра, к примеру, на Песнь Песней или нечто подобное. Ведь нередко любовная лирика, посвященная определенному человеку представляет собой именно такое последовательное перечисление элементов красоты, которые сравниваются с чем-то великолепным, к примеру, взгляд – полный искр. Державин в свою очередь создает некий собирательный образ, который представляет собой как бы обобщенную красоту русских девушек, выбор самых лучших качеств, которые только могут наблюдаться в них.

Нужно сказать, поэт не говорит и придворных дамах или представительницах высшего света, он говорит о простых людях, которых огромное количество на земле. Именно эта простота и является подлинной красотой, а красота заключается в легкости, с которой девушки пляшут «бычка» и стучат «башмачками в лад». Такой акцент подчеркивается и манерой стихосложение, где используется простая рифма и ритмический рисунок, которые тоже относят читателя куда-то в сторону народных танцев и творчества.

Стихотворение также насыщено движением. Используется множество глаголов и часто строчки носят вопросительную форму. Благодаря чему создается отклик от читателя и дополнительная динамика.

Анализ 3

Стихотворение восхваляет красоту и кротость простых русских девушек. Они ничуть не хуже иностранок, не хуже принцесс или тех дев, которых воспевали поэты древности. Это приятное стихотворение состоит из одной большой строфы.

В первой же строке автор обращается к некоему певцу, под которым подразумевает, оказывается, древнегреческого поэта. (Это обращение эмоционально – даже с восклицательным знаком, а дальше следует вопрос сам.) Анакреонт тот воспевал девушек своей эпохи, вот Державин и спрашивает давно ушедшего гения, а видел ли тот русских красавиц. Так как тому их явно не посчастливилось их увидеть, Гаврила Романович рисует их портрет в своем стихотворении.

Эти девушки весной особенно радуются, пляшут в полях (тоже прекрасных) под звуки пастушьей свирели. Героини движутся в танце, склонив головы, стучат башмачками ритмично. (То есть у них даже не мягкие деревенские лапти, а именно башмаки с каблуком!) Красавицы тихо ведут взглядом, руками… А плечами – говорят! То есть это метафорично выражено, что они двигают плечами в ритм музыки, будто рассказывают историю. И это всё описание опять заключено в вопрос. Конечно, и этого не видел древний поэт, а то бы воспел такую красоту.

Теперь читатель уже приблизился к девушкам, видит, как блестят их золотые ленты, как чиста и нежна их кожа, как прекрасен жемчуг на них… (Опять золото и жемчуг показывают, что это совсем не крестьянки, а девушки богатые.)

Поэт добавляет цвета: по голубым жилкам бежит кровь розовая! Но это такое авторское допущение, так как всем известно, что кровь или алая, или бардовая. На румяных щеках героинь читатель уже видит ямочки, которые создала, будто бы, сама любовь. Опять красивое описание: соболиные брови, соколиный взгляд, полный искр. И теперь переход, что их улыбка может сразить хоть орла, хоть льва. Одном взглядом и улыбкой русская девушка может влюбить в себя самого смелого и богатого мужчину!

И вот делается вывод, что древнегреческий творец, увидь он русских красавец, забыл бы своих гречанок. Он бы просто влюбился в них, мечтал бы о них и воспевал их. Героини почти идеальны.

Написано стихотворенье устаревшим языком, тут много уже не используемых и слов (златые, ланиты, зреть, то есть видеть), и грамматических форм (российски, драгими, главами). И всё-таки читается произведение довольно легко, мысль в нём легка тоже и очень приятна (для русских).

Зрел ли ты, певец Тииский!
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат?
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь?
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка — души львины
И орлов сердца разят?
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.

Анализ стихотворения «Русские девушки» Державина

Гавриил Романович Державин в своей поэзии охотно воспевал женскую красоту. Его восторг был посвящен исключительно русским красавицам.

Читайте также:  Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

Стихотворение написано в 1799 году. Его автору исполнилось 56 лет, он сделал головокружительную карьеру, управлял Тамбовской губернией, успел побыть кабинет-секретарем самой императрицы, а в данный период председательствовал в Коммерц-коллегии. По жанру – ода красоте русских девушек, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет. Лирический герой – сам автор. Начинает он почти насмешливо: зрел ли ты. Обращается при этом он к давно умершему античному поэту Анакреону, известному своей любовной лирикой. «Бычка пляшут»: народный танец с притоптываньем. Все стихотворение – сплошное любование, град перечислений, долженствующих убедить Анакреона, что он зря воспевал гречанок, присмотрелся бы к российским девам красным. Уменьшительные суффиксы, подчеркивающие удовольствие автора: пастушка, башмачками, бычка. Анафора: как. Поэт дает привлекательный портрет русской красавицы. Надо отметить, что похвалы его достались девушкам простого сословия. Характер танца, незамысловатость музыкального сопровождения (свирель) свидетельствуют об этом. Автор рисует с натуры: чела белые, груди нежные, жилки голубые, розовая кровь, ямочки на щеках (ланитах), брови соболины, соколий взгляд. Он пытается передать движения танца: склонясь главами, стучат, руки, взор поводят, плечами говорят. Есть и описание деталей костюма: лентами златыми, жемчугами драгими. Лексика и возвышенная, и нейтральная, местами устаревшая. Интонация пылкая, с обилием риторических вопросов, с явным фольклорным звучанием. Инверсия – один из основных приемов этого произведения: зрел ты, льется кровь, врезала любовь. Множество эпитетов словно из народной сказки: соколий, огневые, соболины. Улыбку он передает ярким словом «усмешка», тем самым, которое украсит впоследствии ранние сочинения Н. Гоголя. Метафоры: души львины, полный искр, сердца орлов. Тут подразумеваются храбрецы, воины, чьи бастионы устояли перед натиском врагов, но пали под огненным женским взором. «Тииский»: Анакреон – уроженец греческого города Теос. «Эрот прикован»: имеется в виду божество страсти.

Стихотворение «Русские девушки» Г. Державина впервые было опубликовано спустя 9 лет после создания.

научная статья по теме «РУССКИЕ ДЕВУШКИ» ДЕРЖАВИНА: ПЛЯСКА В СТИХАХ Народное образование. Педагогика

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему ««РУССКИЕ ДЕВУШКИ» ДЕРЖАВИНА: ПЛЯСКА В СТИХАХ»

Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М., 1992.

Катаев В. П. Святой колодец. Трава забвенья. – М., 1965.

Левин Ю. И. Гамлет и Офелия в русской поэзии // Шекспировские чтения. 1993. – М., 1993.

Словарь русского языка: В 4 т. – М., 1984 (MAC).

Сухова Н. П. Лирика Афанасия Фета. – М, 2000.

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова: В 4 т. – М., 2000 (СлУш).

Фет А. А. Стихотворения и поэмы. -Л., 1986.

Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной». – М., 1990.

«Русские девушки» Державина: пляска в стихах

В статье дан анализ стихотворения Г. Р. Державина «Русские девушки», характерного для творчества поэта, который за кажущейся простотой «прячет» сложную многоходовую композицию.

Ключевые слова: изобразительность; четырехстопный хорей; анакреонтическая поэзия; «словесный танец».

тличительная черта поэзии Державина – ее изобразительность, способность поэта ярко и конкретно представить пеструю картину природы и русского дворянского быта XVIII в. Стихотворение «Русские девушки» нередко упоминается в литературе в качестве одного из лучших примеров выразительности и зрительности образов поэзии Державина. Стихотворение принадлежит к жанру анакреонтики, к которому Державин неоднократно обращался начиная с 1799 г. вплоть до выпуска в 1804 г. сборника «Анакреонтические песни».

Это оригинальное стихотворение является характерным примером поэтики Державина, у которого за мнимой простотой часто скрывается сложная и многоплановая композиция. Прежде чем проанализировать стихотворение, кратко рассмотрим историко-литературный контекст, в котором оно возникло.

В развитии русской поэзии XVIII в. наряду с высоким жанром торжественной оды постепенно формируется так называемая «легкая поэзия», посвященная таким темам, как жизнь и человеческие страсти.

Вендитги Микела, доктор филологии, профессор Неаполитанского Университета L’Orientale. E-mail: michella.venditti@libero.it

Образец этого жанра дала античная поэтическая традиция, известная под названием анакреонтики, выросшая из подражаний лирике древнегреческого поэта Анакреона. В европейской литературе анакреонтика широко распространяется в списках уже в XV в. В русской словесности ее расцвет начинается с XVIII в. Анакреонтической поэзии традиционно свойственны разнообразие стихотворных размеров, изображение характерных буколических пейзажей, скрытая эротика, не лишенные философской глубины рассуждения о вопросах этики и о смысле жизни. Со временем такой род лирического произведения становится шаблоном и, как отмечает М. Л. Гаспаров, «до сих пор словами “анакреонтическая лирика” называются беззаботные стихи про вино и любовь» [Гаспаров 2004].

В русской литературе первым переводчиком анакреонтики с греческого языка был князь А. Кантемир, но его переводы не сразу были опубликованы и потому не могли повлиять на литературный процесс XVIII в. Первенство в распространении данного жанра принадлежит М. Ломоносову, автору «Разговора с Анакреоном». Ломоносов писал анакреонтические стихи на протяжении всей жизни, но они оставались за рамками официальной поэзии.

Во второй половине XVIII в. жанр подражаний греческой легкой лирике становится все более распространенным. Первым значительным собранием переводов анакреонтической лирики, представленных параллельно с греческим текстом, является книга Н. Львова, одного из ближайших приятелей Державина. В 1794 г. Львов опубликовал «Стихотворение Анакреона Тийского», снабдив книгу тщательным комментарием и предисловием. Скорее всего, именно данное издание послужило основой для анакреонтических произведений Державина.

Вклад Державина в развитие и распространение анакреонтической поэзии в русской литературной среде весьма значителен. По мнению английского ученого Чарльза Дрейджа, жанр анакреонтики был особенно близок Державину (и в качестве примера ученый приводит стихотворение «Русские девушки» [Drage 1962: 129 130]). Державин составил сборник анакреонтических од «Анакреонтические песни», который был опубликован в 1804 г. Используя античную форму, поэт вкладывает в нее оригинальное содержание, описывая характерные черты русской культуры и быта.

Приведем стихотворение Державина:

Зрел ли ты, певец Тииский! Как в лугу весной бычка Пляшут девушки российски Под свирелью пастушка? Как, склонясь главами, ходят, Башмаками в лад стучат, Тихо руки, взор поводят И плечами говорят? Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат? Как сквозь жилки голубые Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь? Как их брови соболины, Полный искр соколий взгляд, Их усмешка – души львины И орлов сердца разят? Коль бы видел дев сих красных, Ты б гречанок позабыл И на крыльях сладострастных Твой Эрот прикован был. Весна 1799

В гротовском издании сочинений Державина стихотворение, согласно желанию самого автора, имеет две иллюстрации: вводную, на которой изображается, как «хоровод русских девушек пляшет под свирель Эрота», и заключительную, где «многокрылатый Эрот привязан к русской простой пряслице, на коей видна кудель» [Державин 1864 II: 246]. Бог любви, в соответствии с барочными представлениями, изображен в виде младенца. Характер иллюстраций к державинским стихам определяется тесной связью художественного изображения и поэтического слова. Поэт объясняет, что, в согласии с гораци-анским девизом ut picture poesis, целью иллюстраций было не повторение содержания стихотворения, но выражение через намеки и аллегории его сущности [Державин 1864, I: XXVIII-XXXVI; Петрова 1986]. Внимательное прочтение стихотворения прекрасно демонстрирует очевидную тесную связь между стихами и иллюстрациями.

«Русские девушки» написаны четырехстопным хореем (типичным метром анакреонтики). Стихотворение состоит из 24 стихов с перекрестной рифмовкой и чередующимися женскими и мужскими окончаниями. Стихи представляют собой пять последовательных риторических вопросов, адресованных Анакреону, каждый из которых занимает четыре строки; четыре вопроса вводятся с помощью анафоры как. Заключение является ответом поэта. В стихотворении, таким образом, изображена беседа Державина с Анакреоном: русский поэт задает вопрос греческому собрату и сам отвечает ему. Объектом спора является приоритет красоты русских женщин перед красотой гречанок. С самых первых строк поэт сопоставляет два культурных образа и две традиции – древнегреческую и русскую. Речь в стихотворении, таким образом, идет не только о женской красоте, но, шире, о культуре и поэзии, что подчеркивается уже начальной рифмой певец Тииский1 – Рос-

1 Прилагательное тииский, вместо более распространенного теоский, можно встретить уже у Н. Львова; Гуковский уточняет, что форма

тии(й)ский отражает византийское произношение прилагательного [Державин 1933: 512].

сийский. Цель Державина – доказать первенство России. Контекст данного состязания – исполнение русского народного танца «бычок». Приведем описание данной пляски:

Одним из самых красивых женских групповых танцев был танец, называвшийся «бычок», исполнявшийся молодыми женщинами. Женщины становились друг против друга в две шеренги – «стенки». «Стенки» шли навстречу друг другу, плавным красивым шагом, изредка прерывавшимся постукиванием, а затем отходили на первоначально занятую линию. Двигаясь в пляске, женщины поводили плечами, застенчиво опускали голову, прикрывая лицо вышитыми полотенчиками, слегка покачивали бедрами. В конце пляски все обменивались поцелуями. Свое название пляска получила от диалектного слова «бычиться», т.е. проявлять смущение, скромничать2.

Первые и последние четыре строки стихотворения обрамляют подробное и выразительное описание девичьего танца. Выбор темы соответствует сообщению поэта в предисловии «К читателям» сборника «Анакреонтические песни»:

По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся.

В дальнейшем, в «Рассуждении о лирической поэзии» (1810-1816 гг.), Державин определит поэзию как «говорящую живопись»: «Русские девушки» являются примером того, каким образом поэт при помощи слова рисует живую картину движения девушек при исполнении танца.

Стихотворение можно разделить на шесть тематических частей, соответствующих шести четверостишиям: 1) введение сопоставления, 2) начало движения, 3) описание наружности через яркость цвета, 4) продолжение описания, 5) символично-эмблематическое описание лица, 6) заключение. Рассмотрим подробнее каждую из частей.

В первых строках Державин определяет контекст исполнения танца, пользуясь

2 См.: http://www.ethnomuseum.ru/section62/ 2092/2093/4343.htm

типичными образами буколической поэзии: перед нами деревенское представление, в ходе которого традиционные для жанра пастушки играют на свирели, символе пасторальной поэзии; время года -весна, когда все расцветает и природа пробуждается от зимнего сна. Особое направление поэтическому описанию задает начальный глагол зрел, указывающий на визуальный характер стихотворения.

В следующем четверостишии начинается описание пляски, и Державин в каждой строке упоминает голову, руки, плечи, одежды девушек, сопровождая все это глаголами. Глаголы следуют быстрой чередой, все они занимают позицию клаузулы: ходят / стучат / поводят / говорят [Эткинд 1998 [1978]: 383]. Державин реализует «ритмическое и звуковое воспроизведение танца»: «Характер танца “Бычок” определен неожиданностью озорного переноса бычка / Пляшут. контрастом торжественного, содержащего деепричастное замедление стиха Как, склонясь главами, ходят – со стихом быстрым, в котором четырежды повторен гласный а: Башмаками в лад стучат, двойным пиррихием в стихе И плечами говорят».

Выразительности поэтическому образу, созданному Державиным, добавляют необычные сочетания слов: плечами говорят’, руки, взор поводят.

В третьей части стихотворения появляются цвета, яркие и блестящие: золотые ленты / челы белые / жемчуги. Яркость образов подчеркивает повторение группы звуков ел/бел/бле в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Анализ стихотворения Державина Русские девушки

Текст

Приложения

«Русские девушки» Державин

Значение Г. Р. Державина в русской поэзии

Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших клас­сикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот в литератур­ном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник. Г. Р. Держа­вин дерзнул говорить царям истину, и это он ставит себе в глав­ную заслугу. Сейчас трудно оценить всю значимость державинской принципиальности, но, проникнув хотя бы в верхний слой представлений той эпохи, можно со всем основанием подтвер­дить гордость поэта.

Державин воистину воздвиг себе памятник — «чудесный, вечный».

Разнообразие творчества Г.Р. Державина

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин

Державин не ограничился лишь одной новой разновидностью оды. Он преобразовывал, иногда до неузнаваемости, одический жанр по самым разным направлениям. Особенно интересны его опыты в одах, соединяющих в себе прямо противоположные начала: похвальное и сатирическое. Именно такой была его рассмотренная выше знаменитая ода “К Фелице”. Соединение в ней “высокого” и “низкого” получилось вполне естественным именно потому, что уже прежде поэтом был найден верный художественный ход. На первый план в произведении выдвигалась не отвлеченно-высокая государственная идея, а живая мысль конкретного человека. Человека, хорошо понимающего реальность, наблюдательного, ироничного, демократичного в своих взглядах, суждениях и оценках. Очень хорошо сказал об этом Г.А. Гуковский: “Но вот появляется похвала императрице, написанная живой речью простого человека, говорящая о простой и подлинной жизни, лирическая без искусственной напряженности, в то же время пересыпанная шутками, сатирическими образами, чертами быта. Это была как будто и похвальная ода и в то же время значительную часть ее занимала как будто сатира на придворных; а в целом это была и не ода и не сатира, а свободная поэтическая речь человека, показывающего жизнь в ее многообразии, с высокими и низкими, лирическими и сатирическими чертами в переплетении – как они переплетаются на самом деле, в действительности”.

Небольшие по объему лирические стихотворения Державина также пронизаны новаторским духом. В посланиях, элегиях, идиллиях и эклогах, в песнях и романсах, в этих более мелких, чем ода, лирических жанрах, поэт чувствует себя еще более освобожденным от строгих классицистических канонов. Впрочем, строгого деления на жанры Державин вообще не придерживался. Его лирическая поэзия – это некое единое целое. Оно держится уже не той жанровой логикой, не теми неукоснительными нормами, которыми предписывалось соблюдать соответствия: высокая тема – высокий жанр – высокая лексика; низкая тема – низкий жанр – низкая лексика. Еще недавно подобные соответствия были необходимы молодой русской поэзии. Требовались нормативы и образцы, в противодействии которым всегда заключен импульс для дальнейшего развития поэзии. Другими словами, как никогда нужна была исходная точка, от которой большой художник отталкивается, ища свой собственный путь.

Лирический герой, объединяющий в одно целое стихотворения Державина, – это впервые он сам, конкретный, узнаваемый читателями человек и поэт. Расстояние между автором и лирическим героем в “мелких” поэтических жанрах Державина минимально. Вспомним, что в оде “К Фелице” подобное расстояние оказывалось куда более значительным. Придворный-мурза, сибарит и празднолюбец, – это не труженик Гаврила Романович Державин. Хотя оптимистический взгляд на мир, веселость и благодушие их и очень роднят. С большой точностью о лирических стихотворениях поэта сказано в книге Г.А. Гуковского: “У Державина поэзия вошла в жизнь, а жизнь вошла в поэзию. Быт, подлинный факт, политическое событие, ходячая сплетня вторглись в мир поэзии и расположились в нем, изменив и сместив в нем все привычные, респектабельные и законные соотношения вещей. Тема стихотворения получила принципиально новое бытие Читатель прежде всего должен уверовать, должен осознать, что это говорит о себе именно сам поэт, что поэт – это такой же человек, как те, кто ходят перед его окнами на улице, что он соткан не из слов, а из настоящей плоти и крови. Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе”.

В последние два десятилетия своей жизни поэт создает целый ряд лирических стихотворений в анакреонтическом духе. От жанра оды он постепенно отходит. Однако державинская “анакреонтика” мало похожа на ту, что мы встречали в лирике Ломоносова. Ломоносов спорил с древнегреческим поэтом, противопоставляя культу земных радостей и веселья свой идеал служения отечеству, гражданские добродетели и красоту женского самоотвержения во имя долга. Не таков Державин! Он ставит перед собой задачу выразить в стихах “самые нежнейшие чувствования” человека.

Не будем забывать, что идут последние десятилетия века. Почти по всему литературному фронту классицизм с его приоритетом гражданской тематики сдает позиции сентиментализму, художественному методу и направлению, в которых первостепенна тематика личная, нравственная, психологическая. Едва ли стоит напрямую связывать лирику Державина с сентиментализмом. Вопрос этот очень спорный. Ученые-литературоведы решают его по-разному. Одни настаивают на большей близости поэта к классицизму, другие – к сентиментализму. Автор многих трудов по истории русской литературы Г.П. Макогоненко в поэзии Державина обнаруживает явные приметы реализма. Вполне очевидно лишь то, что произведения поэта настолько самобытны и оригинальны, что едва ли возможно прикрепить их к строго определенному художественному методу.

Кроме того, творчество поэта динамично: оно изменялось в пределах даже одного десятилетия. В своей лирике 1790-х годов Державин осваивал новые и новые пласты поэтического языка. Он восхищался гибкостью и богатством русской речи, так хорошо, по его мнению, приспособленной к передаче разнообразнейших оттенков чувства. Подготавливая в 1804 году к печати сборник своих “анакреонтических стихов”, поэт заявлял в предисловии о новых стилистических и языковых задачах, стоящих перед ним: “По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся”.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бог Державина

Вольно переделывая на русский лад стихи Анакреона или Горация, Державин вовсе не заботился о точности перевода. “Анакреонтику” он понимал и использовал по-своему. Она была ему нужна для того, чтобы свободнее, красочнее и детальнее показать русский быт, индивидуализировать и подчеркнуть особенности характера (“нрава”) русского человека. В стихотворении “Похвала сельской жизни” горожанин рисует в своем воображении картины простого и здорового крестьянского быта:

Не всегда опыты Державина были удачными. Он стремился охватить в единой поэтической концепции два разнородных начала: государственную политику и частную жизнь человека с ее повседневными интересами и заботами. Сделать это было трудно. Поэт ищет, что же может объединить два полюса существования общества: предписания власти и частные, личные интересы людей. Казалось бы, он находит ответ – Искусство и Красота. Перелагая в стихотворении “Рождение Красоты” древнегреческий миф о возникновении из морской пены богини красоты Афродиты (миф в версии Гесиода – Л.Д.), Державин описывает Красоту как вечное примиряющее начало:

Но поэт слишком хорошо знал, как устроена реальная жизнь. Трезвый взгляд на вещи и бескомпромиссность были отличительными свойствами его натуры. И потому в следующем стихотворении “К морю” он уже подвергает сомнению, что в нынешнем “железном веке” Поэзия и Красота смогут одержать верх над победно распространяющейся жаждой богатства и наживы. Чтобы выстоять, человек в этом “железном веке” вынужден сделаться “тверже кремня”. Где уж тут “знаться” с Поэзией, с Лирой! И любовь к прекрасному современному человеку все более чужда:

В последний период творчества лирика поэта все больше наполняется национальной тематикой, народнопоэтическими мотивами и приемами. Все отчетливее проступает в ней “глубоко художественный элемент натуры поэта”, на который указывал Белинский. Замечательные и самые разные по жанровым признакам, стилю, эмоциональному настроению стихотворения создает Державин в эти годы. “Ласточка” (1792), “Мой истукан” (1794), “Вельможа” (1794), “Приглашение к обеду” (1795), “Памятник” (1796), “Храповицкому” (1797), “Русские девушки” (1799), “Снегирь” (1800), “Лебедь” (1804), “Признание” (1807), “Евгению. Жизнь Званская” (1807), “Река времен…” (1816). А еще “Кружка”, “Соловей”, “На счастье” и много других.

Проанализируем некоторые из них, обращая внимание прежде всего на их поэтику, то есть тот самый, по выражению критика, “глубоко художественный элемент” творений Державина. Начнем с особенности, сразу же привлекающей к себе внимание: стихи поэта воздействуют на читателя красочно-зримой конкретностью. Державин – мастер живописных картин и описаний. Приведем несколько примеров. Вот начало стихотворения “Видение мурзы” :

Перед нами – великолепная живопись словом. В раме окна, словно в раме, окаймляющей картину, видим чудный пейзаж: на темно-голубом бархатном небе, в “серебряной порфире” медленно и торжественно плывет луна. Наполняя комнату таинственным сиянием, рисует лучами своими золотые узоры-отражения. Какая тонкая и прихотливая цветовая гамма! Отсвет лакового пола соединяется с палевым лучом и создает иллюзию “златых стекол”.

А вот первая строфа “Приглашения к обеду” :

В большом стихотворении “Евгению. Жизнь Званская” Державин доведет прием живописной красочности образа до совершенства. Лирический герой находится “на покое”, он отошел от службы, от столичной суеты, от честолюбивых устремлений:

Так и кажется, что повеяло пушкинским стихом из “Евгения Онегина”: “Блажен, кто смолоду был молод…” Пушкин хорошо знал стихи Державина, учился у старшего поэта. Много параллелей найдем в их произведениях.

Красочность и зримость деталей “Евгению. Жизни Званской” поражают. Описание накрытого к обеду стола из “домашних, свежих, здравых припасов” так конкретно и натурально, что кажется, протяни руку и дотронься до них:

В исследовательской литературе о поэте существует даже определение “державинский натюрморт”. И все-таки свести разговор только к натуральности, естественности изображенных поэтом бытовых сцен и природных пейзажей было бы неверно. Державин часто прибегал и к таким художественным приемам как олицетворение, персонификация отвлеченных понятий и явлений (то есть придание им материальных признаков). Таким образом он добивался высокого мастерства художественной условности. Без нее поэту тоже не обойтись! Она укрупняет образ, делает его по-особому выразительным. В “Приглашении к обеду” находим такой персонифицированный образ – от него мурашки бегут по коже: “И Смерть к нам смотрит чрез забор”. А как очеловечена и узнаваема державинская Муза. Она “сквозь окошечко хрустально, склоча волосы, глядит”.

Красочные олицетворения встречаются уже у Ломоносова. Вспомним его строки:

Однако нельзя не заметить, что содержание персонифицированного образа здесь совсем иное. Образ Смерти у Ломоносова величественен, монументален, его лексическое оформление торжественно и высокопарно (“отверзает”, “простирает”). Смерть всевластна над строем воинов, над целыми полками войск. У Державина же Смерть уподоблена крестьянке, дожидающейся за забором соседа. Но именно из-за этой простоты и обыденности возникает ощущение трагического контраста. Драматизм ситуации достигается без высоких слов.

Державин в своих стихах разный. Его поэтическая палитра многоцветна и многомерна. Н.В. Гоголь упорно доискивался до истоков “гиперболического размаха” державинского творчества. В тридцать первой главе “Выбранных мест из переписки с друзьями”, которая называется “В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность”, он пишет: “Все у него крупно. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина. Кто бы посмел, кроме его, выразиться так, как выразился он в одном месте о том же своем величественному муже, в ту минуту, когда он все уже исполнил, что нужно на земле:

Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, как ожиданье смерти, с таким ничтожным действием, каково крученье усов? Но как через это ощутительней видимость самого мужа, и какое меланхолически-глубокое чувство остается в душе!”.

Гоголь, несомненно, прав. Суть новаторской манеры Державина именно в том и заключается, что поэт вводит в свои произведения жизненную правду, как он ее понимает. В жизни высокое соседствует с низким, гордость – с чванливостью, искренность – с лицемерием, ум – с глупостью, а добродетель – с подлостью. Сама же жизнь соседствует со смертью.

Столкновением противоположных начал образуется конфликт стихотворения “Вельможа”. Это большое лирическое произведение одической формы. В нем двадцать пять строф по восемь строк в каждой. Четкий ритмический рисунок, образованный четырехстопным ямбом и особой рифмовкой (aбaбвггв), выдержан в жанровой традиции оды. Но разрешение поэтического конфликта вовсе не в традициях оды. Сюжетные линии в оде, как правило, не противоречат одна другой. У Державина же они конфликтны, противоположны. Одна линия – вельможи, человека достойного и своего звания, и своего предназначения:

Другая линия – вельможи-осла, которого не украсят ни звания, ни ордена (“звезды”): Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами. О! тщетно счастия рука, Против естественного чина, Безумца рядит в господина Или в шутиху дурака.

Напрасно было бы ожидать от поэта психологического углубления заявленного конфликта или авторской рефлексии (то есть аналитических размышлений). Это придет в русскую поэзию, но несколько позже. Пока же Державин, едва ли не первый из русских поэтов, прокладывает путь к изображению чувств и поступков людей в повседневной их жизни.

На этом пути много помог поэту тот самый “русский сгиб ума”, о котором говорил Белинский. Умерла горячо любимая подруга и жена поэта. Чтобы хоть немного избыть тоску, Державин в стихотворении “На смерть Катерины Яковлевны” обращается словно за поддержкой к ритму народных причитаний:

Ласточка – любимый образ в народных песнях и причитаниях. И неудивительно! Она вьет гнездо вблизи жилья человека, а то и под застрехой. Она рядом с крестьянином, умиляет его и веселит. Своей домовитостью, опрятностью и ласковым щебетанием напоминает поэту “сладкогласная ласточка” его милую подругу. Но ласточка весела и хлопочет. А милую уже ничто не может пробудить от “крепкого сна”. “Сокрушенному сердцу” поэта только и остается выплакать горчайшую печаль в стихах, так похожих на народные причитания. И прием параллелизма с миром природы в этом стихотворении как нельзя более впечатляющ и выразителен.

Читайте также другие темы главы VI:

РУССКИЕ ДЕВУШКИ

Зрел ли ты, певец Тииский.
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,

Под жемчугами драгими
Груди нежные дыша́т?
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь?
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка — души львины
И орлов сердца разят?
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.

Стихотворение Державина Г. Р.
«Русские девушки»

Зрел ли ты, певец Тииский!
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат?
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь?
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка – души львины
И орлов сердца разят?
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.

Стихотворение Державина Г. Р. – Русские девушки

См. также Гавриил Державин – стихи (Державин Г. Р.) :

Сафы второй перевод (Счастлив, подобится. )
Счастлив, подобится в блаженстве тот богам, Кто близ тебя сидит и по.

Скромность
Тихий, милый ветерочек, Коль порхнешь ты на любезну, Как вздыханье ей.

Послушать стихотворение Державина Русские девушки

Анализ стихотворения Державина Русские девушки

Перу Г. Р. Державина принадлежат оды — хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении «Русские девушки» восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в нем русских молодиц.

Для этого описывает он их во время традиционного танца, получившего в народе название «бычок».

Действия, описываемые в стихотворении происходят весной на лугу. Не зря выбрано это время года: все расцветает и приходит в движение. Этот период отлично дополняет картину, изображающую группу молодых и красивых девушек, в которых

Происходит все это под звучание пастушьей свирели.

В первых строках произведения он обращается к греческому поэту с вопросом. А дальше он расписывает этот танец молодиц. Сначала говорится о их движениях.

Они плавны и красивы. Использованное им при описании танца большое количество глаголов передает его ритм. Сами строки живы и динамичны.

А движения девушек — красноречивы.

Затем Державин переходит к описанию внешних достоинств девиц. Они прекрасны. За их улыбками скрываются смелые и сильные души — «львины».

Эти юные красавицы способны сразить любого мужчину.

Ведь русские девушки не только красивы, но и полны жизни.

За доказательствами превосходства русских женщин над другими, скрывается и другая мысль: превосходство русской культуры и духовности народа. Именно это и старается, так живописно расписав, доказать Державин в этом лирическом произведении.

Практические советы психолога по проблеме детской лжи Большинство детей иногда прибегают к обману в игре. И как бы родители этот факт ни объясняли, эта черта ребенка начинает беспокоить их с течением времени все больше и больше. Родители.

Неспешный разговор с читателем «Литература». Каким, на Ваш взгляд, должен быть учебник по литературе? Евгения Абелюк. Сегодня, пожалуй, легче ответить на вопрос, каким он не должен быть. Учебник, в том числе учебник по литературе.

Як підготувати дитину до школи? Чи готова ваша дитина до школи? Існує багато психологічних тестів, по яких можна дізнатися про загальну шкільну зрілість дитини. Я пропоную елементарний спосіб перевірки, доступний абсолютно всім батькам. Отже, спершу.

Ідейно-художній аналіз творів на уроках української літератури Художній аналіз вірша За допомогою яких художніх засобів автор досягає яскравості, виразності зображуваного? Знайди епітети, метафори. Визнач їх роль у тексті. Для чого письменниця використовує речення з емоційним забарвленням? Яку.

Проблемы обучения информатики в школе ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИКО — МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Реферат Проблемы информатики в школе Реферат написан студентом 3 курса Ереминым Д. С. Вологда 1999 год. План: I. Информатика в наше время.1.

«Три пальмы» анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году. В стихотворении, являющемся по жанру Балладой, поэт использовал.

Фестиваль танцю «Осінній блюз» Фестиваль танцю «Осінній блюз» У КЗ «Гімназія № 7» № 1 Фанфари 15 листопада 2012 року В.: Доброго дня, Україно моя! Доброго дня, рідна земля! Доброго дня, діти землі! Доброго.

Остап — характеристика персонажа Произведение: Тарас Бульба Остап-старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии. Вскоре Остап.

Об одном несостоявшемся побеге По страницам романа «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына Убежденный беглец Когда автор «Архипелага» пишет о людях, не сломленных бесчеловечной системой и даже бросивших ей вызов, он упоминает выражение «убежденный беглец». «Убежденный.

Париж Кто не мечтает побывать в Париже? Возможно, некоторые из вас уже и осуществили эту мечту. И все же, я надеюсь, всем будет интересно поговорить об этом чудесном городе. Париж —.

Окружающий мир мой любимый предмет сочинение-рассуждение Мой любимый школьный предмет… проще говоря — урок! Это окружающий мир. Мне интересно понять, как и почему все происходит вокруг нас. Почему идет дождь, например. Это только наши очень древние.

Про школу Прикольные стихи Про школу, про учителей и про уроки Зубами науки грызя известняк, Старайся не портить эмали: Потерю зубов не восполнить никак, А станешь умнее — едва ли… Умный Если.

Описание по картине Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы!» Картина Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы» написана в 1948 году. Она вызывает у зрителей ощущение бодрости, энергии, радости. Композиция полотна делает изображенную сцену вполне правдивой. Художник живописными средствами рассказывает.

Аркадина — характеристика персонажа Произведение: Чайка АРКАДИНА — героиня комедии А. П. Чехова «Чайка» . «Обворожительная пошлячка», «обаятельная каботинка», «самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость» — такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А.

Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица Один взгляд на произведение Николая Толстого вызывает радостное чувство! Вся картина представляет собой красивый натюрморт в теплых приятных цветах, расположенный на столе. В центре картины художник разместил миловидный букет из.

«Юбилейное» анализ стихотворения Маяковского Не каждый любит отмечать юбилеи. Но всегда найдутся те, кто о них вспомнит. Вот и Владимир Маяковский, прогуливаясь в 1924 году возле памятника Александру Сергеевичу Пушкину на Тверском бульваре, ненароком.

Классный час «Единство Казахстана в дружбе народов», 7 класс Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию «Единство Казахстана — в дружбе народов!» Цели : — формирование у учащихся казахстанского патриотизма посредством культурного наследия народов Казахстана; — активизация у учащихся познавательного интереса.

На досуге Учимся возводить в квадрат числа, Которые оканчиваются на 5. Вы уже выучили таблицу умножения И, конечно, можете умножить в столбик. Супер! Я же предлагаю научиться Умножать иначе! Правило такое .

Автор — характеристика персонажа Произведение: Что делать? Выступает в произведении не только как повествователь, но и как действующее лицо. Он не только описывает своих героев, но и вступает в спор с возможными оппонентами. В.

Сочинение Что такое благодарность рассуждение Что такое благодарность? Многие скажут, что ж тут думать — слово говорит само за себя — дарить блага. Возникает другой вопрос — что же это за блага такие? Попробуем разобраться.

Анализ рассказа Горького Челкаш Рассказ «Челкаш» это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале «Русское богатство» в.

«Щи» анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение Тургенева «Щи» было написано в 1877-1979 гг. и напечатано в «Вестнике Европы» в 1882 г. вместе с остальными сорока девятью по настоятельным просьбам редактора Стасюлевича. За время.

Оздоровительные валеологические паузы и цветотерапия Для предотвращения заболеваемости у детей проведем Оздоровительные валелогические паузы: — чтобы избежать насморка, нажимаем на точки возле крыльев носа . — чтобы предупредить кашель, постукиваем полусогнутыми пальцами по верхней части.

Географічний проект «Українські Карпати» СХЕМА ПРОЕКТУ Хто виконує Що опрацювати Результат Географи Географічне положення, Рельєф, корисні копалини Повідомлення Кліматологи Клімат Українських Карпат Повідомлення Біологи Рослинний та тваринний світ Повідомлення Палеонтологи Палеогеографічні умови Повідомлення Екологи.

Стереотипи про вищу освіту: як у реальності? Кілька стереотипів про вищу освіту та її значення для кар’єри людини Радянська система освіти гарантувала кожному право на безкоштовне навчання у вищому навчальному закладі. Вимога до абітурієнта була лише одна.

Читайте также:  Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

Надійна людина Тільки тим історія належить, Хто сьогодні бореться й живе. Василь Симоненко Приводом для цієї розмови послужив лист десятикласників однієї з шкіл про дискусію, що спалахнула в класі: яку саме людину.

Анализ рассказа Чехова Скрипка Ротшильда Написание рассказа » Скрипка Ротшильда» у Антона Чехова не заняло много времени. Автор начал написание рассказа в середине декабря 1893 года, и работа была уже закончена в середине января 1894.

Якщо дитина не може всидіти за уроками — Для досягнення педагогічних цілей можна використовувати як тихі настільні ігри, так і рухливі сюжетно-рольові. — Давайте більше доручень і стежте, щоб все було зроблено точно за завданням. — Для.

Конспект урока в 1 классе «Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду» Конспект урока в 1 классе в первой четверти Тема: «Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду». Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СКШ №7 Нарышкина Евгения Сергеевна Предмет.

Анализ рассказа Чехова Палата № 6 Своим потрясающим талантом писать удивительные истории, способные задеть за живое, Антон Павлович Чехов поражает умы читателей. Зачастую бывшего врача волновали мысли, связанные с духовным развитием человека. Все собственные размышления излились.

Могущество католической церквив Западной Европе в средние века 1. Могущество католической церквив Западной Европе в средние века. Разделение церкви. До середины XI века христианская церковь была единой. Но в Западной Европе она подчинялась римскому папе, в Византии главой.

Своеобразие литературного процесса В 60-е гг. XIX в. были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них были заметны, естественно, разные подходы к актуальным проблемам современности, разным было.

Позднее и горькое прозрение Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на.

Структура экосистем Вопрос 1. Что такое биогеоценоз? Биогеоценоз — это экологическая система , границы которой определены растительным сообществом. Совокупность биогеоценозов земного шара образует глобальную систему, биосферу. Примерами биогеоценозов являются дубрава, луг, ельник.

«Красота спасет мир. » По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Дискуссионный клуб на уроке литературы Сегодня, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где прекрасное, а.

Сочинение на тему Поход в театр Есть очень много вариантов как провести свободное время. Иногда так хочется посмотреть фильм или сходить на концерт. Лучшим вариантом провести свое дорогое время станет пойти в театр. Сегодня люди очень.

Анализ рассказа Чехова Белолобый Это, по-моему, очень трогательный рассказ — о человечности у зверей. Все герои очень трогательные. Не милые, а именно трогательные. Например, волчица… Как же ее можно назвать милой? Она суровая мать-одиночка.

Сочинение на тему 12 декабря день конституции РФ В каждой стране есть свои ценности, права, свобода и основы порядка. Каждая страна гордиться своими гражданами и их заслугами. Каждая страна хочет жить по своему уставу. Устав этот называется Конституцией.

Природа Сибири 1. В каких климатических поясах расположены Сибирь и Дальний Восток? Почему в умеренном климате здесь выделяются четыре климатические области? Регион расположен в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. Наличие нескольких.

Твір на тему Чума Камю У першій половині XX століття у світовій літературі з’являються твори які присвячені внутрішній психології людини. Беручи в руки роман Альберта Камю зі страшною назвою «Чума» я не очікував, що це.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Державина Русские девушки

Анализ стиха Русские девушки Державин

Печорин не виновен в гибели Бэлы, его вина лишь в том, что он отнял её у мужчины, который был в неё влюблён и не захотел смириться с потерей любимой женщины. В гибели Бэлы виновен только Казбич.

…Понимая, что скрыться от преследователей не удастся, Казбич кинжалом ранил Бэлу. «Такой злодей: хоть бы в сердце ударил — ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину. самый разбойничий удар!» Печорин напрасно целовал холодные губы Бэлы, ничто не могло привести ее в себя. Бэлу привезли в крепость, где ее осмотрел лекарь. На следующий день после ранения Бэла пришла в себя ночью стала бредить. Когда бред прошел, Бэла «начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой»… После долгих мучений, спустя два дня девушка умерла….После того как Бэла умерла, Максим Максимыч и Печорин выходят на крепостной вал: «. долго мы ходи¬ли взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся. У меня мороз пробежал по коже от этого смеха. » Бэлу похоронили за крепостью, у речки…Но Максим Максимович высказывает мысль о том, что хорошо, что Бэла умерла, потому что она бы не выдержала охлаждения Печорина к ней.

В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов замечает: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое под одеждою лести наносит неотразимый и верный удар. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

Новаторство Лермонтова в «Герое нашего времени» во многом определяется диалектическим подходом к «истории души человеческой», легшим в основу метода психологического реализма. Чтобы выявить процесс духовного искажения личности порочной средой, его типичность и неизбежность, писатель оттеняет формирующие характер моменты в жизни других персонажей романа, людей добрых и чистых сердцем. Максим Максимыч до глубины души потрясен равнодушием Печорина при встрече старых друзей после разлуки. Жестока была и Бэла, не замечая привязанности и преданности штабс-капитана.

Создавая крупным планом психологический портрет Печорина писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.

По выражению Белинского,

Бэла – «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе».

Печорин – «В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры. — противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». «Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». «Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел одной любви».

Анализ стихотворения Державина Русские девушки

Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении “Русские девушки” восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в нем русских молодиц.

Для этого описывает он их во время традиционного танца, получившего в народе название “бычок”.

Действия, описываемые в стихотворении происходят весной на лугу. Не зря выбрано это время года: все расцветает и приходит в движение. Этот период отлично дополняет картину, изображающую группу молодых и красивых девушек, в которых так и пылает юность и любовь.

Происходит все это под звучание пастушьей свирели.

В первых строках произведения он обращается к греческому поэту с вопросом. А дальше он расписывает этот танец молодиц. Сначала говорится о их движениях. Они плавны и красивы.

Использованное им при описании танца большое количество глаголов передает его ритм. Сами строки живы и динамичны. А движения девушек – красноречивы.

Затем Державин переходит к описанию внешних достоинств девиц. Они прекрасны. За их улыбками скрываются смелые и сильные души – “львины”.

Эти юные красавицы способны сразить любого мужчину.

Такими описывает поэт русских девушек. Он подчеркивает их достоинства и превосходство над другими. В конце произведения Державин вновь обращается к иностранному певцу со словами о том, что если бы он видел собственными глазами картину, которая представлена в этих строках, то навек забыл бы гречанок.

Ведь русские девушки не только красивы, но и полны жизни.

За доказательствами превосходства русских женщин над другими, скрывается и другая мысль: превосходство русской культуры и духовности народа. Именно это и старается, так живописно расписав, доказать Державин в этом лирическом произведении.

Твір на тему: Анализ стихотворения Державина Русские девушки

Related posts:

Анализ стихотворения Державина Соловей Державин написал свое произведения под названием “Соловей” в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось. Так как содержание и.

Анализ стихотворения Державина Бог Произведение Державина “Бог” – это ода, хвалебная песнь. В ней он воспевает величие Творца, рисуя непостижимость его образа для простого смертного. Но, следуя за восхваляющими строками, идут рассуждения о сущности.

“Памятник” анализ стихотворения Державина Стихотворение “Памятник” Гавриила Державин написал в 1795 году. В это время 52-х летний автор исполнял обязанности президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Добросовестный Гавриила Романович много времени отдавал новой должности, но и.

Анализ стихотворения Державина Признание 7 В данном стихотворении автор полностью оценил и пересмотрел весь свой творческий путь, да и жизнь в целом. Стихотворение написано простым русским языком с привлечением эпитетов и сравнений. Поэт не восхваляет.

Анализ стихотворения Г. Р. Державина “Памятник” Гавриил Романович Державин – великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную.

“Памятник” Державина и Пушкина “Памятник” Пушкина и “Памятник” Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им.

“Осенний день” анализ стихотворения Рильке Стихотворение “Осенний день” хоть и входит в сборник, который не является определяющим творчество Рильке, однако любимо оно многими. Доступно несколько переводов на русский язык. Райнер Мария Рильке описывает – скорее.

Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное Название стихотворения “Юбилейное” связано с годом написания – 1924, то есть, со 125-ой годовщиной со дня рождения А. С. Пушкина. Именно к этому поэту Маяковский обращается в своем монологе, “разговаривает”.

Народность лирики Державина Белинский заметил, что “главное, отличительное их свойство есть народность, народность, состоящая не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского.

Союз поэзии и жизни в лирике Г. Р. Державина В последней трети 18 века в русской литературе происходит ее сближение с жизнью. Это вызвало много художественных открытий в искусстве. В области поэзии этот процесс ярче всего отразился в творчестве.

О жизни Г. Р. Державина Род Гавриила Роман (бессмертное произведение)овича Державина происходил от знатного татарского мурзы Багрима, который в XV веке прибыл в Москву для службы русскому князю. Один из потомков Багрима получил прозвище Держава.

Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5 Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) “Тройка” было написано в 1846 году в жанре “гражданского лиризма”, близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с.

Идеалы Державина в оде “Фелица” Программным стихотворением Державина является “Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге”. Это произведение заставило читателей сразу заговорить.

Отличие оды М. В. Ломоносова “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…” (1747) от оды Г. Р. Державина “Фелица” Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М. В. Ломоносова “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…” (1747) и Г. Р. Державина “Фелица”. Оба этих произведения.

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа Стихотворение Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке.

Анализ стихотворения Никитина Зимняя ночь в деревне Стихотворение “Зимняя ночь в деревне” было написано 1853 года Иваном Никитиным. Никита именно за хорошие стихи и красивые слова, эпитеты и сравнения в стихах и прозвали мастером русского пейзажа. Ведь.

Анализ стихотворения “Памятник” В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение “Памятник”, в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. В русской литературе Державин.

О произведениях “Признание”, “На птичку”, “Река времен в своем стремленьи…” Г. Р. Державина В стихотворении “Признание” ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трех штилей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении “низких” и “высоких” слов.

“Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в.

“Элегия” анализ стихотворения Некрасова Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков. Не исключением стало произведение “Элегия”, написанное в 1874 г.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин Стихотворение Есенина “Русь Советская” было написано в 1924 г., в завершающий этап творчества поэта. В это время было модным писать произведения исключительно с позиций прославления нового строя, его безмерной идеализации.

Анализ стихотворения Лермонтова Бородино Произведение “Бородино” было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. “Бородино” – стихотворение, которое рассказывает о многом. В нем.

Анализ стихотворения “Ива” А. А. Фета В стихотворении “Ива” А. Фет изображает трепетную картину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: кажется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект.

Анализ стихотворения Есенина Ты запой мне ту песню, что прежде…(сестре шуре) Стихотворение Есенина “Ты запой мне ту песню, что прежде…” было написано в конце 1925 г. В завершающий этап своего творчества поэт все чаще обращается в своих произведениях к теме тоски.

Анализ стихотворения Маяковского Нате! На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии.

“Мужество” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение Анны Ахматовой – “Мужество” было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите своей Родины от несчастья, которое ее настигло – от войны.

“Письмо к сестре” анализ стихотворения Есенина, сочинение В стихотворении Сергея Есенина “Письмо к сестре” в полной мере раскрывается мир переживаний, эмоций и воспоминаний поэта. Он свободно говорит о своем детстве, легко переходит на глобальные обобщения и яркими.

Анализ стихотворения Некрасова Размышления у парадного подъезда для 7 класса Это очередное посвященное простому русскому народу произведение Некрасова. В нем на размышления наталкивают его наблюдения за домом губернатора. Туда часто приезжают к барину гости. Разъезжаются же они, довольные собой. Очень.

“Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту.

“Люблю одно” анализ стихотворения Брюсова В начале двадцатого века в русской литературе появилось масштабное и оригинальное явление “символизм”, пришедшее в Россию из Франции. Валерий Брюсов, русский поэт, приветствовал это новаторство, стал участником модного направления и.

Анализ стихотворения Державина Русские девушки

Ссылка на основную публикацию