Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

Урок-практикум по лирике о родной природе. Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Алёнушка» и картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

V. Анализ стихотворения Д.Б. Кедрина «Алёнушка»

– Если В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка», то Дмитрий Борисович Кедрин – поэт, который в начале ВОв добровольцем ушёл на фронт и там стал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины», написал стихотворение «Алёнушка». Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны. Поэт с болью писал о трагических днях русского народа в собственном Отечестве.

Работа над стихотворением: стр. 164

— Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?

— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»?

Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.

ЗАПИШИТЕ в рабочий лист.

(«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.

Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)

Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

Лихая сила — разбойники.

Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.

Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.

— Что значит выражение нетленная краса?

Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ (ученик)

— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была?

– Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?

– Какую роль в стихотворении играет образ Аленушки?

– В каких строчках выражается чувство по отношению к Родине? Какое оно?

– Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

28.02.2020

Кедрин Д. “Аленушка”

Главные герои стихотворения “Аленушка” и их характеристика

  1. Поэт. Патриот, горячо влюбленный в свою Родину человек.
  2. Родина. Родная страна, земля. Великая и красивая.

План пересказа стихотворения “Аленушка”

  1. Туман и соловей
  2. Царевна Несмеяна
  3. Сапожный ножик
  4. Лесной омут
  5. Мечты поэта
  6. Песня матери

Главная мысль стихотворения “Аленушка”
Нет ничего дороже, чем Родина.

Чему учит стихотворение “Аленушка”
Стихотворение учит гордиться своей Родиной, учит любить ее и защищать от врагов. Учит никому не давать в обиду свою Родину, свою мать.

Отзыв на стихотворение “Аленушка”
Это очень красивое и трогательное стихотворение, написанное в разгар Великой Отечественной Войны. Именно в эти грозные для нашей Родины годы, поэт острее и сильнее ощущает ее величие и спокойную красоту. Мне нравится уверенность поэта в том, что наша Родина может выдержать все, и останется при этом столь же прекрасной, как и была.

Анализ стихотворения “Аленушка”
Стихотворение было написано Дмитрием Кедриным в 1942 году.
По жанру это патриотическая, пейзажная лирика.
Используя очень выразительные образы, автор создает картину родной земли, тихой, но бесконечно красивой и родной. Создает образ горячо любимой Родины, сравнивая ее со сказочными персонажами – царевной Несмеяной и Аленушкой. От этого и сам образ Родина становится сказочным, а значит великим. Упоминает автор о многочисленных угрозах, которые пришлось пережить Родине, о ее стойкости. Родина в изображении поэта вынесла немало горя, но осталось все той же тихой, милой, родной.
Автор рассказывает о своей любви к родной земле, о том, что эта любовь воспиталась у него с песнями матери.
В стихотворении мы видим отсылки к картинам Шишкина “Рожь” и Васнецова “Аленушка”, к дневникам Лермонтова, которому поэт напоминает о забытой песне матери.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Аленушка”
Эпитеты: осеннего тумана, ночного соловья, тихая царевна, Родина неяркая, лихая сила, глухой околицы, ножичек сапожный, нетленную красу, омута лесного.
Метафоры: стойбище тумана, вотчина соловья, за раздольем нив,.
Сравнения: царевна Несмеяна – Родина моя.
Олицетворения: Родина, сила ножичек заносила, ты все вынесла, песенку поешь.
Аллегория: лихая сила (враг Родины).

Пословицы к стихотворению “Аленушка”
Нет ничего краше Родины нашей.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Чужая земля – рай, но не лучше Родины.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родной край – сердцу рай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Аленушка”
Автор сравнивает свою Родину с царевной Несмеяной и говорит, что она стойбище тумана и вотчина соловья.
Он говорит, что не раз злая сила покушалась на ее косу, но Родина выдержала все. И до сих пор поет песенку Аленушки возле лесного омута.
Поэт пишет, что побродил бы по свету, но вернулся бы умирать на Родину. Ведь эту песню пела ему мать.

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!

Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева

Стихотворение “Аленушка” – это произведение известного советского поэта А. А. Прокофьева. Его главная мысль заключается в чутком, тонком описании украденной у времени картины, представляющей собой всего лишь миг, когда девушка сидит одиноко на берегу заросшего пруда, ветер проносится через тростник, кукует кукушка. Вам предлагается краткий анализ “Аленушки” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано А. А. Прокофьевым, известным советским поэтом, зачастую считается, что это лишь словесное описание одноименной картины В. Васнецова, но при сравнении становится понятно, что поэт нарисовал свою картину, добавив новые элементы и краски.

Тема – стихотворение о любви к природе и родине, А. А. Прокофьев, словно художник, тонко подмечает детали, описывая красоту девушки и природы.

Композиция – стихотворение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три части: лирический герой как будто охватывает взглядом красивый вид природы – пруд, девушку, сидящую на берегу, а затем – пейзаж вокруг.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – хорей, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафоры“Пруд заглохший”, “Мертва вода”, “И цветет дурман-цветком багульник”, “Солнце… золотые обручи кладет”.

Эпитеты“Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

Олицетворения – “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…”, “И тропинка к берегу ведет”, “Солнце щедро на воду… обручи кладет”.

Аллитерация – “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”; “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” – повторение звуков “л”, “о”.

Звукопись – передача звуков, издаваемых птицей: кукушка, кукует.

История создания

Стихотворение “Аленушка” А. А. Прокофьева часто считают описанием известной картины Васнецова. Но на самом деле поэт добавил свои детали, которые значительно расширили изображение, как будто сделали его еще ярче и масштабнее: это и синее платье, и прилетевший тополиный пух, и венок из цветов, и тропинка.

Тема стихотворения совпадает с идеей художника – на берегу, словно в сказке, сидит прекрасная девушка. Ее красота вписывается в окружающее ее пространство. Поэт ярко, красочно описывает нам и внешность Аленушки, и прекрасную природу вокруг.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех частей.

В первой части – описывается картина: на берегу сидит девушка, а вокруг нее – “пруд заглохший весь в зелёной ряске… тростник качается, шумит” .

Во второй части описывается Аленушка. На ее голове – венок из разных цветов: “прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел” , она в синем платье – “тополиный пух на платье синем” .

В третьей части автор снова обращает внимание на пейзаж вокруг: “с берега трава… цветёт дурман-цветком багульник… у заглохшего пруда” . Тут же вдаль убегает тропинка, слышен голос кукушки, и солнце ярко освещает открытый нашему взору вид.

Жанр стиха – лирическое стихотворение.

Стихотворение состоит из четырех строф по четыре строки, написанных хореем. Используются разные виды рифмы: точная (бел – прилетел, вода – пруда), неточная (красивей – синем, буйно – багульник), мужская (ведет – кладет, бел – прилетел), женская (кукует – такую, ряске – сказке), способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

А. А. Прокофьев использует различные художественные средства для создания целостного образа. Наблюдается много метафор: “Пруд заглохший” , “Мертва вода” , “И цветет дурман-цветком багульник” , “Солнце… золотые обручи кладет” .

Также в стихотворении часто встречаются олицетворения: “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…” , “И тропинка к берегу ведет” , “Солнце щедро на воду… обручи кладет” ; эпитеты: “Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

Можно сказать, что А. А. Прокофьев добавил к картине не только красок, но и оживил ее звуками. Читая стихотворение, мы слышим, как кукует кукушка (благодаря повторению звуков – звукописи), как шумит трава у воды ( “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”), а благодаря повторению звуков “л”, “о” до нас как будто бы доносится звук шума воды – “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” .

Анализ стихотворения Кедрина Аленушка

Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года.

Это известно сейчас, а тогда… Ужас, боль, страдания, в такой период времени человек остро чувствует необходимость найти какую-то опору чтобы обрести веру в будущее. И у Дмитрия Кедрина таким лучиком надежды стало впечатление от картины Васенцова “Аленушка”, которые он и выразил в своем одноименном стихотворении.

В нем Не случайно

Чтобы читатель прочувствовал эту глубинную связь поколений, поэт использует слова и словосочетания, которые употреблялись задолго до настоящего времени:cтойбище , вотчина , и вот уже из этих фраз открывается образ Родины, уходящий в глубину веков.

Основная мысль, которую поэт хотел донести до читателей в этом небольшом стихотворении заключена

Веру в победу, в непременное торжество справедливости, вот что хотел выразить в этом стихотворение поэт.

Павел Петрович – характеристика персонажа Произведение: Отцы и дети Кирсанов Павел Петрович – дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, “весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…”.

Как работать со стихотворной пародией При изучении лирики Афанасия Фета в 10-м классе мы часто обращаемся к пародии, так как именно этот жанр использовался представителями “некрасовского” направления для борьбы с поэтами “чистого искусства”. Одним из.

“Цветы” анализ стихотворения Фета Вы задумывались когда-нибудь о том, откуда взялись эти эфемерные создания – цветы? Сколько сложено преданий, легенд о нарциссе, розе, незабудке! Эти хрупкие и нежные творения, наверное, никого не оставляют равнодушным.

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт Стихотворение “Поэт” было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение “Смерть поэта”. Произведение “Поэт” относится к гражданской лирике.

Магическая сила слова 1. Номинация, или Отчего лимон кислый? Самый простой способ так или иначе обозначить предмет, качество или действие – это назвать их, найти подходящее к случаю слово и произнести либо написать.

Помогите составить сочинение на тему подросток Слово “подросток” стало своеобразным брендом определенного возраста в жизни человека. Возраста поиска, устремлений, максимализма, мечтаний, открытых дорог и подчас сложных или неоднозначных отношений со взрослыми, и прежде всего с учителями.

Конспект урока по истории “ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II” РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ “ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II” Учитель истории высшей категории МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида г. Озерска Челябинской области Екимова Миля Афанасьевна Цели урока: -уяснить основные.

Конспект занятия во второй младшей группе. День матери Конспект НОД во второй младшей группе ко Дню Матери Подарок на День Матери Автор: Воронина Ксения Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад №50 Василеостровского района города Санкт-Петербурга Предлагаю Вам конспект непосредственно.

Єдність навчання і виховання як важлива умова успішної соціалізації учнів Спираючись на праці психологів Б. Г. Ананьєва і В. С. Мерліна, можна стверджувати, що розвиток особистості – це сукупність процесів якісної зміни психологічної цілісності людини, удосконалення його функціональної готовності, формування.

Стихотворение “Я Вас любил…” А. С. Пушкина как камертон русской любовной лирики Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. И каждое новое стихотворение Пушкина содержало огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного им. Вот почему и его любовные стихотворения стали.

Воздух детства Готовясь с сыном-восьмиклассником к зачету по биологии, прочел в учебнике, что личинка рыбы после появления из икринки должна всплыть к поверхности воды и проглотить немного атмосферного воздуха для заполнения плавательного.

Кардинал Ришелье – характеристика персонажа Произведение: Три мушкетера Ришелье, кардинал – первый министр, обладающий фактически неограниченной властью даже над королем Людовиком XIII, так или иначе участвующий во всех событиях, происходящих в романе,.и плетущий хитроумные интриги.

Вопросы и ответы к первому тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Как можно объяснить название романа? Война и мир – это не только изображение военных действий и мирной жизни. Название эпопеи охватывает всю жизнь человеческую: конфликты общественной и личной жизни, борьбу.

Сочинение на тему Первые в космосе С древних веков людей интересовало и влекло к себе небо, усыпанное бесчисленными звездами. Они указывали путь мореплавателям и путешественникам, но на земле… А так хотелось вверх, поближе к звездам! Тем.

Как совершился переход к феодальному строю? Мы закончили изучение первого периода истории средних веков, который продолжался с V до XI столетия. Его называют ранним средневековьем. Это было время, когда в большинстве стран Европы, Азии и Северной.

Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу Это стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается затронут глубиной любовной лирики и понимает его смысл. А между.

Барон – характеристика персонажа Произведение: Скупой рыцарь БАРОН – герой трагедии А. С. Пушкина “Скупой рыцарь” , вошедшей в цикл “опытов драматических изучений”, известный под редакторским названием “Маленькие трагедии”. Подзаголовок пьесы “Сцены из Чен-стоновой.

Числівники в загадках Реве від на сто гір, на сто кроків, на сто потоків. Головата, дженджуриста, сорочок наділа триста, а нога одна. В одній скрині сімсот козаків. Сімсот соколят на одній подушці сплять.

Позднышев – характеристика персонажа Произведение: Крейцерова соната Позднышев – герой повести Л. Н. Толстого “Крейцерова соната” . Повесть написана после пережитого Толстым духовного кризиса, вследствие которого произошла, по словам писателя, перестройка “деятельности, которая называется.

Полное собрание сочинений Д. И. Фонвизина “Юрий Милославский, или русские в 1612 году”. Краткое изложение текста Не такова немецкая критика. Будучи даже эмпирическою, она обнаруживает стремление законами духа объяснить и явление духа. Многие читатели жаловались на помещение нами статьи Ретшера “О философской критике художественного произведения” .

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Кедрина Аленушка

Нужна помощь. Нужно анализ стихотворения кедрин “аленушка”

Нужна помощь. Нужно анализ стихотворения кедрин “аленушка”

  1. 1. На мой взгляд это стихотворение некий намк на картину Васнецова “Алнушка”. Но в то же время поэт делает опору на детали, которых в картине нет.
    2. Идея в том, что поэт этим стихотворением передает любовь к природе, а может и к какому-то определенному месту.
    3. Настроение местами печальное, особенно на месте с мртвой водой и заглохшим прудом.
    4. Как я говорила выше, поэт как бы пересказывает картину Васнецова, добавляя кое-что от себя. Взять бы, к примеру, венок, которого на картине нет.

Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

“Аленушка” Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только вс ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь.. .

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
9 октября 1942

Стихотворение Аленушка было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии Сокол Родины .
Стойбище осеннего тумана : в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.
Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу Родины неяркой , сравнивает ее со стойбищем осеннего тумана , с вотчиной ночного соловья , с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но все вынесла и снова поет песню Аленушки . Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
Стихотворение Д. Б. Кедрина нельзя считать словесным пересказом картины Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написано, вероятно, под впечатлением картины В. М. Васнецова. Стихотворение написано перекрестной рифмовкой, стихотворный размер-хорей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин выразил свои впечатления от картины Васнецова “Аленушка”, передав в своем стихотворени любовь к родной земле.
Эпитеты: родина неяркая моя, лихая сила, глухая околица, нетленная краса.
Метафоры: стойбище тумана, вотчина соловья.
Тема: поэт сравнивает природу своей родины с нетленной красой Аленушки.
Где-то так)))

Читайте также:  Горбун - краткое содержание романа Дойла
Ссылка на основную публикацию

Урок по лирике о родной природе

Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Алёнушка» и картины В.Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

– учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

– учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления;

– развивать умение анализировать;

– развивать речь и воображение;

– развивать творческие способности.

– воспитывать эстетический вкус.

– картина В.Васнецова «Алёнушка» на слайде и на столах учащихся,

– текст стихотворений на слайде и на столах учащихся.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

На слайде тема урока: «Алёнушка»: В.М.Васнецов, Д.Б.Кедрин и А.А.Прокофьев.

– Сегодня мы обратимся к творчеству русских поэтов, Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева, и к картине знаменитого русского художника, В.Васнецова. Запишем тему урока в тетради.

Нам необходимо сопоставить и проанализировать три абсолютно разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка», выделить сходства и различия и выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с картиной В.Васнецова «Алёнушка».

Картина представлена на слайде и в учебнике (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.166)

2. Историческая справка.

– Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

– Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.)

III. Познавательный этап. Анализ произведения.

1.Анализ картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

– Итак, посмотрим на картину. Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, выплакивает свое сиротское горе, просит помощи и т.д.)

– Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая)

– Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)

– Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)

– Давайте нарисуем и заполним таблицу.

(Таблица представлена на слайде, учащиеся записывают в тетради)

Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок

– Как вы думаете, что хотел передать автор в этом произведении? (Чувства, переживания Алёнушки)

– Заполняем последнюю строку.

2.Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка»

– Итак, перейдем к стихотворению Д.Б.Кедрина «Алёнушка». Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины».

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.164-166).

– Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)

На слайде:
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? («Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?

На слайде:
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?

На слайде:
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

Таблица представлена на слайде, учащиеся заполняют в тетрадях.

Образ родины в стихотворении “Алёнушка” Д.Б. Кедрина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Данный урок разработан к районному семинару по патриотическому воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока39.5 КБ
Презентация к уроку1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Образ родины в стихотворениях о природе.

(в рамках районного методического семинара)

Учитель: Калмыкова Светлана Николаевна

Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, родной природе и о себе.

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворением Д. Б. Кедрина «Aлeнyшкa» («Стойбище осеннего тумана. ») краткой биографией поэта, рассмотреть идейно-художественный смысл стихотворения .

2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.

3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса к изучению литературы.

Предметные: познакомить с краткой биографией поэта, с тематикой и идейно-художественным содержанием стихотворения, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;

– познавательные : планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;

– коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, изобразительному искусству.

– надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Ресурсы сети Интернет:

Тема урока: Образ родины в стихотворениях о природе.

Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело-плоды».

Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит-трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности.

Тихая, скромная, светлая, нежная,

Даль твоих тонких березок безбрежная.

Незаменимая, сердцем любимая-

Ты и могучая, ты и ранимая!

-Что подразумевается под этими строками? Какое слово скрывается?

-Сегодня на уроке слово « родина » будет самым важным и ключевым.

– Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и окунуться в необыкновенную симфонию звуков. (40 сек.)

Работа с материалом.

-Какие образы представляете перед глазами?

-Где вы можете услышать эти звуки?(в природе)

– С чем ассоциируется образ природы у поэтов и писателей?( с Родиной)

Учитель : Я прослушала эту композицию и представила свои образы .

Образ

Шелест листьев Родина

-Выберите самые важные слова. Какие слова можно отнести к ключевым в литературе?

-Основываясь на ключевые слова, определите тему сегодняшнего урока.

Образ Родины в стихотворениях о природе. (запишите её в рабочий лист).

-Обратите внимание на оформление доски, записанную тему урока и постарайтесь сами определить цель и задачи? О чем будем говорить на уроке?

(О том, как тема природы раскрывается в стихотворениях)

-Итак, 1-й образ связан с картиной: ( Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка»)

Нарисовал художник Васнецов

Простую, но прекрасную картину:

Сидит Аленушка на берегу,

Печально вглядываясь в тину… (Вывешивается)

-Кто изображён на картине? (Аленушка) (Рассказ о картине)

( Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.)

Беседа по картине:

– Какую сказку напоминает картина?

– О чем думает Аленушка? Что она чувствует?

– Какая природа её окружает?

– Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?

– Можно ли образ Алёнушки считать символом? Если да, то, что он символизирует ? (Родину)

-Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА

(родной, родня, народ, родственники, родители)

– Каково значение корня РОД? (близкое, родное по духу)

IV. Познавательный этап. Анализ произведения.

1.Анализ картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка».

– Итак, посмотрим на картину (стр. 166 учебника)

– Что вы видите? Каков колорит картины? ( Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, просит помощи и т.д.)

– Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? ( Печальная, страдающая)

– Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? ( Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)

– Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)

– Заполните таблицу в рабочих листах, можно поработать в паре.

(учащиеся записывают) 1-2 мин

  1. Настроение