Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

Анализ стихотворения Кедрина «Аленушка»

Александр Прокофьев — Аленушка: Стих

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева

Александр Андреевич Прокофьев — советский поэт, журналист, автор песен. Его «Аленушка» — дань восхищения мастерству кисти художника Виктора Михайловича Васнецова, создавшего одноименную картину.

Стихотворение написано в годы Великой Отечественной войны. Поэту в эту пору за сорок, он фронтовой корреспондент. К этому времени он уже дебютировал как поэт. Позади учеба в учительском институте, работах в органах госбезопасности. По жанру — пейзажная лирика, по размеру — хорей с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, есть неточные, мужские и женские. Лирический герой — любой человек, хоть однажды видевший картину В. Васнецова «Аленушка».

А. Прокофьев здесь выступает в роли художника. Тончайшими мазками словесной живописи он представляет на суд читателя эту картину, свое впечатление от нее. Кажется, что даже слепой — и тот сумел бы словно воочию увидит и пруд «в зеленой ряске», простой венок, и дурман с багульником, и щедрость солнца, рисующего «золотые обручи» на воде. Поэт с любовью дополняет образ девушки авторскими деталями: тополиный пух на синем платье, венок из гвоздик и лилий. А. Прокофьев подчеркивает сказочность происходящего. В ход идет даже оценочная гипербола: нет его красивей. В самом деле, есть ли венок краше, чем этот, с красными гвоздиками и белыми лилиями.

Чувствуется, что поэт стремится передать умиротворение, гармонию образа девушки у пруда, он будто не замечает пронзительную меланхоличность, которую вложил в этот образ сам В. Васнецов. «Милая Аленушка»: война корректирует замысел художника, теперь эта неоднозначная картина вызывает лишь отрадные чувства. Настрой автора явственно патриотический. Интонация повествовательная, описательная, без напористой экспрессии. Цветопись стихотворения яркая, чистая: зеленый, красный, белый, синий, золотой. Оксюморон прямиком из устного народного творчества: мертвая вода. Эпитеты: солнце щедро, врываясь буйно. Повторы: тополиный пух с тополиных рощ, берегу, берега, заглохший. Олицетворения: трава знать не хочет, солнце кладет, тропинка ведет, пух прилетел. Метафора: золотые обручи (круги на воде). Звукопись: в ней тростник качается, шумит. Есть еще одно живое существо у пруда: кукушка. Сравнение: как в сказке.

В годы войны А. Прокофьев создает трепетное стихотворение «Аленушка», проникнутое фольклорной традицией, связью с исторической Россией.

«Аленушка» Д. Кедрин

«Аленушка» Дмитрий Кедрин

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!

Анализ стихотворения Кедрина «Аленушка»

Стихотворение «Аленушка» написано Д. Б. Кедриным в 1942 году, в период, когда над страной нависла смертельная опасность фашистского нашествия. Несомненно, Аленушка – метафорический образ самой России, а небольшое, удивительное по красоте стихотворение – поэтическое признание в любви к родной стране. Лирическим героем является сам поэт, поэтому стихотворение приобретает исповедальные, сокровенные нотки.

Красоту Отчизны и смертельную угрозу для нее автор подчеркивает набором соответствующих эпитетов — «Родина неяркая», «тихая царевна», «ночной соловей», «глухая околица», «нетленная краса», метафор – «вотчина соловья», «раздолье нив», однородных именных сказуемых — «стойбище…, вотчина…, царевна – Родина», антитеза — «бродил бы… по свету — …вернулся б», отражающая отношение автора.

В тексте стихотворения имеется перифраз – «царевна Несмеяна» в значении «сдержанная, нескорая на веселье», и также примеры инверсии – «Родина неяркая моя», «песню эту», «у омута лесного».
Прием аллитерации — «стойбище осеннего тумана», «ножичек сапожный заносила» позволяет создать особую, тревожащую читателя атмосферу.

Обороты «раздолье …, где зреет рожь», «пенек у омута лесного» — отсылки (аллюзии) к картинам великих художников, носителей русского духа: «Рожь» И. И. Шишкина — изображение необозримых русских просторов (аллюзия широты русской души) и «Аленушка» В. М. Васнецова — отражение чисто русской печали и одиночества. А последняя строка – отсылка к дневниковой записи М. Ю. Лермонтова о материнской песне, которая вызывала у него слезы.

Автор широко использует устаревшие и разговорные обороты, которые выступают своеобразной стилизаций под старину — «знать» в значении «видимо», разговорное «певала» (в значении многократно повторяемого действия), «вотчина» в значении «владение, место обитания», «лихая».

Упомянутая в третьей строфе песенка Аленушки – очарование, притягательная сила родных просторов, метафорический зов Родины, ассоциированный с матерью.

Оборот «ножичек сапожный» (разбойничий) — метафора, обозначающая нежданное, подлое нападение. Уголовные элементы — лихие люди — скрытно носили за сапожным голенищем оружие (в том числе небольшие ножи) и в случае необходимости неожиданно для противника быстро выхватывали его и наносили удар.

Лихая сила – аллегория, указывающая на врагов России, и поэт выражает твердую уверенность, что Родина справится с очередным испытанием и выйдет из него сильной и обновленной.

Домашнее задание . Заполнить таблицу:

Время создания стихотворения ( когда)

Главный образ ( какой образ видит автор в лице главной героини) , какие использует использует приемы ( эпитеты, сравнения, повторы и т,д

Литература. 5 класс

Конспект урока

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Развитие навыков анализа поэтического текста;
  2. Раскрытие роли пейзажа как средства создания настроения;
  3. Сопоставление образов стихотворений Д. Кедрина «Алёнушка» и А. Прокофьева «Алёнушка».

Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал события своей личной жизни.

Эпитет – это образное, художественное определение, которое подчёркивает характерное свойство предмета, придаёт ему выразительность, поэтическую яркость.

Литота – это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.

Стойбище – это становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.

Вотчина – это наследственное земельное владение на Руси.

Лихая сила – это разбойники.

Нетленная краса – это вечная красота, которая не истлевает, не умирает.

Околица – это изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Ножичек сапожный – это большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2 // Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2018. – 292 c.

Дополнительная литература:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 207 c.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 c.

Открытые электронные ресурсы:

(дата обращения: 05.07.2019)

  1. Автобиография В.М. Васнецова/ http://vasnecov.ru/autobiography/ (дата обращения: 05.07.2019)
  2. Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» / https://www.tretyakovgallery.ru/collection/alenushka/ (дата обращения: 05.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Начнём с биографии русского лирического поэта – Николая Михайловича Рубцова.

Родился в поселке Емецк Архангельской области в 1936 году. Он рано осиротел. В стихотворении «Детство» поэт вспоминал:

И скрип, и плеск парома,

Потом раскаты грома

Детдом на берегу».

Настоящей родиной поэта стало вологодское село Никольское, где его поместили в детский дом. «До слез теперь любимые места», − упомянул в стихотворении Рубцов.

Почти все стихотворения были написаны в деревне Никола. В 1965 году был издан первый поэтический сборник «Лирика». Открывался он стихотворением «Родная деревня». Это произведение − начало развития темы «малой родины» в поэзии Николая Рубцова.

Стихотворение «Родная деревня» считается автобиографическим. Прочитаем отрывок:

«Бывает, что пыльный мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

− Я тоже отсюда уеду!»

Давайте выясним, какова идея произведения.

«… Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

… Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу…»

Поэт убеждает читателя в том, что нет на свете дороже места, чем Родина. И как бы ни манили большие города и дальние места, человек сердцем тянется к родным местам, возвращается туда и думает о них с благодарностью.

В стихотворении не много изобразительно-выразительных средств: эпитет «пылкий» и литота «едва из пелёнок».

Эпитет – это образное, художественное определение, которое подчёркивает характерное свойство предмета, придаёт ему выразительность, поэтическую яркость.

Литота – это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.

Итак, каким же настроением проникнуто стихотворение?

Конечно же, стихотворение наполнено ностальгией – тоской по Родине.

Дмитрий Кедрин – прекрасный русский поэт, драматург и переводчик. Родился 4 февраля 1907 года в посёлке Щегловка, в семье горняка. В совсем юном возрасте стал сиротой и воспитывался бабушкой-дворянкой.

В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины». Много стихотворений было написано в это время, но сегодня мы остановимся на стихотворении «Алёнушка».

Посмотрим на незнакомые слова в стихотворении:

Стойбище – место расположения.

Вотчина – это родные владения.

Лихая сила – злая сила.

Нетленная краса – это вечная, неисчезающая красота.

В центре стихотворения представлены образ «Родины неяркой» и лирического героя. Строки написаны от первого лица, поэтому создается впечатление уютной, откровенной беседы с Родиной. Автор рассказывает о «лихой силе», которая покушалась на «нетленную красу». Но Родина сумела вынести всё и теперь «песенку Алёнушки поет». Завершается произведение тем, что герой признается нам: умирать вернется на Родину, ведь с детства в его душе песня Аленушки.

Читайте также:  Пёстрая лента - краткое содержание романа Дойла

Давайте рассмотрим ещё одного поэта.

Александр Андреевич Прокофьев – советский поэт, журналист, автор песен. Он родился 19 ноября 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область), в крестьянской семье, где отец был рыбаком и землепашцем.

Александр Прокофьев также создаёт во время Великой Отечественной войны стихотворение «Алёнушка».

Здесь поэт сообщает о двух основных образах – образ «милой Алёнушки» и развёрнутый образ природы. В это время Прокофьев является фронтовым корреспондентом, ему уже за сорок лет. К этому моменту он уже дебютировал как поэт. Позади учеба в Петербургской учительской семинарии, работа в органах госбезопасности.

Здесь нельзя не обсудить, репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка», которая была создана в 1881 году.

Прочитаем строки в стихотворении Прокофьева, которые совпадают с изображением на картине Васнецова.

«Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит

А на берегу, совсем, как в сказке,

Милая Алёнушка сидит».

Таким образом, рассказывая о Родине и родной природе, поэты говорят: чем больше человек узнаёт о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли. Эта мысль отчётливо выражена в строках стихотворений Кедрина и Рубцова.

Теоретический материал для углубленного изучения

Сопоставительный анализ одноименных стихотворений Александра Андреевича Прокофьева и Дмитрия Борисовича Кедрина.

Стихотворения с одинаковым названием имеют разные темы.

В стихотворении Кедрина – тема Родины, а у Прокофьева – тема сказочной Алёнушки.

У Кедрина показана мысль о любви к Родине, о прочных корнях, связывающих человека с Родиной. А в произведении Прокофьева главная мысль заключается в любовном, нежном отношении к образу, знакомому с детства по сказкам.

В первом стихотворении – соединение настроений нежности, любви к Родине, гордости за неё. Это приподнятое настроение выражают восклицательные предложения.

Второе стихотворение более однородно по настроению нежности, восхищения красотой образа.

В стихотворении Дмитрия Кедрина использованы традиционные народно-поэтические, фольклорные средства: постоянные эпитеты («лихая сила», «нетленная краса»), олицетворения (обращение к Родине), слова с уменьшительными суффиксами («ножичек, на пеньке», «песенку»), устойчивые выражения («бродил бы тридцать лет по свету»), эмоционально окрашенная устаревшая лексика («стойбище», «вотчина», «раздолье»).

У Александра Прокофьева – тоже богатые традиционные фольклорные средства: сравнение («совсем как в сказке, милая Алёнушка сидит»); эпитеты («милая Алёнушка», «зелёной ряске», «золотые обручи»); олицетворение («… трава, врываясь буйно, знать не хочет…», «И тропинка к берегу ведет, «Солнце щедро на воду … обручи кладет»), метафора («пруд заглохший», «мертва вода», «И цветет дурман-цветком багульник», «солнце … золотые обручи кладет»), ряды однородных членов («тростник качается, шумит»; «красен от гвоздик», «от лилий бел»); яркие цветовые образы («в зелёной ряске»; «красен от гвоздик, от лилий бел»; «на платье синем», «золотые обручи»).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Укажите поэтов, которые отметили в своих произведениях героиню картины Виктора Васнецова.

Обучающийся должен вспомнить изученный материал на уроке и выбрать несколько ответов. Именно Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев были воодушевлены репродукцией Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка» и в последствии создали свои одноименные стихотворения.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Дан отрывок стихотворения Николая Рубцова «Родная деревня». Необходимо вставить пропущенные слова.

«Когда ж ___________ в столице,

___________ на жизнь за границей,

Тогда он __________ Николу,

Где кончил начальную школу…»

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Русские поэты XX века о Родине и о родной природе. А. Прокофьев. “Алёнушка”. Д. Кедрин. “Алёнушка”.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Конспект урока литературы в 5 классе (II полугодие), посвященный изучению лирики. Соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)37.21 КБ
презентация к уроку литературы556 КБ

Предварительный просмотр:

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка».

Тип урока: урок общеметодической направленности

  • актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях;
  • формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения;
  • з акреплять умение выразительного чтения;
  • раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.

Основные виды деятельности:

  • выразительное чтение стихотворений;
  • устное рецензирование чтения одноклассников;
  • устные ответы на вопросы;
  • участие в коллективном диалоге;
  • устный и письменный анализ стихотворений.

Планируемые предметные результаты:

  • знать общее и индивидуальное в творчестве разных поэтов;
  • уметь выразительно читать стихотворения; зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение; анализировать поэтический текст; сопоставлять поэтические тексты.

Универсальные учебные действия):

  • Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов;
  • Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа;
  • Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.

Личностные результаты: формировать эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация (портреты А. Прокофьева, Д. Кедрина, иллюстрация картины В.Васнецова «Аленушка»), распечатки стихотворений, заданий.

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

– Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным, мы побываем в роли исследователей. Посмотрите на экран — перед вами картина художника В.Васнецова «Аленушка (слайд 1). На экране портреты двух поэтов XX века – Д. Кедрина и А. Прокофьева (слайд 2). Что общего у этих поэтов?

– А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

– Тема нашего урока – «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка» (слайд 3). Запишите тему урока в тетрадь.

– Как и всякие исследователи, перед началом работы мы должны определить задачи нашей деятельности. Каковы они?

Обучающиеся под руководством учителя формулируют цели и задачи урока.

  1. Работа по теме урока.
  1. Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Аленушка» (работа в парах).

– Картина В.Васнецова «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада). Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Задание: Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего собой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.

На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом – валуне, обхватив тонкими руками и склонив _____

_____. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.

____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь

друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________ Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая – то ______________ . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот – вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

– Какие чувства вызвала у вас эта картина?

  1. Стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина имеют одинаковые названия. Как вы думаете, являются ли они словесным пересказом картины Васнецова? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

– Послушаем актерское чтение этих стихотворений и проанализируем их.

  1. Работа со стихотворением А.Прокофьева. Актёрское чтение (слушание).

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

– Какие строки стихотворения совпадают с изображенным на картине Васнецова?

– Чем образ Аленушки у Прокофьева отличается от образа Аленушки у Васнецова?

– С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы? Заполнение таблицы (работа в парах)

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

28.02.2020

Кедрин Д. “Аленушка”

Главные герои стихотворения “Аленушка” и их характеристика

  1. Поэт. Патриот, горячо влюбленный в свою Родину человек.
  2. Родина. Родная страна, земля. Великая и красивая.

План пересказа стихотворения “Аленушка”

  1. Туман и соловей
  2. Царевна Несмеяна
  3. Сапожный ножик
  4. Лесной омут
  5. Мечты поэта
  6. Песня матери

Главная мысль стихотворения “Аленушка”
Нет ничего дороже, чем Родина.

Чему учит стихотворение “Аленушка”
Стихотворение учит гордиться своей Родиной, учит любить ее и защищать от врагов. Учит никому не давать в обиду свою Родину, свою мать.

Отзыв на стихотворение “Аленушка”
Это очень красивое и трогательное стихотворение, написанное в разгар Великой Отечественной Войны. Именно в эти грозные для нашей Родины годы, поэт острее и сильнее ощущает ее величие и спокойную красоту. Мне нравится уверенность поэта в том, что наша Родина может выдержать все, и останется при этом столь же прекрасной, как и была.

Анализ стихотворения “Аленушка”
Стихотворение было написано Дмитрием Кедриным в 1942 году.
По жанру это патриотическая, пейзажная лирика.
Используя очень выразительные образы, автор создает картину родной земли, тихой, но бесконечно красивой и родной. Создает образ горячо любимой Родины, сравнивая ее со сказочными персонажами – царевной Несмеяной и Аленушкой. От этого и сам образ Родина становится сказочным, а значит великим. Упоминает автор о многочисленных угрозах, которые пришлось пережить Родине, о ее стойкости. Родина в изображении поэта вынесла немало горя, но осталось все той же тихой, милой, родной.
Автор рассказывает о своей любви к родной земле, о том, что эта любовь воспиталась у него с песнями матери.
В стихотворении мы видим отсылки к картинам Шишкина “Рожь” и Васнецова “Аленушка”, к дневникам Лермонтова, которому поэт напоминает о забытой песне матери.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Аленушка”
Эпитеты: осеннего тумана, ночного соловья, тихая царевна, Родина неяркая, лихая сила, глухой околицы, ножичек сапожный, нетленную красу, омута лесного.
Метафоры: стойбище тумана, вотчина соловья, за раздольем нив,.
Сравнения: царевна Несмеяна – Родина моя.
Олицетворения: Родина, сила ножичек заносила, ты все вынесла, песенку поешь.
Аллегория: лихая сила (враг Родины).

Пословицы к стихотворению “Аленушка”
Нет ничего краше Родины нашей.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Чужая земля – рай, но не лучше Родины.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родной край – сердцу рай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Аленушка”
Автор сравнивает свою Родину с царевной Несмеяной и говорит, что она стойбище тумана и вотчина соловья.
Он говорит, что не раз злая сила покушалась на ее косу, но Родина выдержала все. И до сих пор поет песенку Аленушки возле лесного омута.
Поэт пишет, что побродил бы по свету, но вернулся бы умирать на Родину. Ведь эту песню пела ему мать.

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!

Урок-практикум по лирике о родной природе. Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Алёнушка» и картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

Урок по лирике о родной природе

МБОУ школа №174

Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Алёнушка» и картины В.Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

– учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

– учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления;

– развивать умение анализировать;

– развивать речь и воображение;

– развивать творческие способности.

– воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

– картина В.Васнецова «Алёнушка» на слайде и на столах учащихся,

– текст стихотворений на слайде и на столах учащихся.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

На слайде тема урока: «Алёнушка»: В.М.Васнецов, Д.Б.Кедрин и А.А.Прокофьев.

– Сегодня мы обратимся к творчеству русских поэтов, Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева, и к картине знаменитого русского художника, В.Васнецова. Запишем тему урока в тетради.

Нам необходимо сопоставить и проанализировать три абсолютно разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка», выделить сходства и различия и выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с картиной В.Васнецова «Алёнушка».

Картина представлена на слайде и в учебнике (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.166)

2. Историческая справка.

– Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

– Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.)

III. Познавательный этап. Анализ произведения.

1.Анализ картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

– Итак, посмотрим на картину. Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, выплакивает свое сиротское горе, просит помощи и т.д.)

– Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая)

– Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)

– Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)

– Давайте нарисуем и заполним таблицу.

(Таблица представлена на слайде, учащиеся записывают в тетради)

Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок

– Как вы думаете, что хотел передать автор в этом произведении? (Чувства, переживания Алёнушки)

– Заполняем последнюю строку.

2.Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка»

– Итак, перейдем к стихотворению Д.Б.Кедрина «Алёнушка». Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины».

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.164-166).

– Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)

На слайде:
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? («Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?

На слайде:
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?

На слайде:
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

Таблица представлена на слайде, учащиеся заполняют в тетрадях.

“Тихая моя родина…” 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Цель: научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.

Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.

Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 5 класс» 2 часть, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (или слайд с репродукцией); 5 школьных толковых словарей.

Ход урока

1. Оргмомент: (приветствие, постановка цели и задач, актуализация знаний)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли взглянуть на то, каких успехов вы добились в изучении литературы, заканчивая пятый класс.

В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.

Сегодня мы продолжим разговор о поэзии. Я предлагаю вам на этом уроке прочитать, проанализировать и сопоставить два стихотворения: «Алёнушка» Д. Кедрина и «Алёнушка» А. Прокофьева. Давайте запишем тему урока в тетради.

(Запись темы урока.)

Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?

(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)

Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?

(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)

Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?

(Мысли и чувства автора, героев)

Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?

Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?

(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)

2. Беседа:

Вспомните произведение, в котором впервые появился образ Алёнушки?

(Народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Какой вам представляется героиня сказки? Какова её внешность? Характер?

(Простая русская красавица, скромная девушка, с русой косой, в сарафане в цветочек или каком-нибудь ярком, в белой рубашке, в платочке, в лаптях, трудолюбивая и заботливая)

3. Выразительное чтение стихов:

Давайте прочитаем выразительно стихотворения поэтов. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Какова Алёнушка у каждого из поэтов?

(Читают в учебнике или наизусть подготовленные дети)

Итак, какой вы представили Алёнушку у разных поэтов? Какая вам больше понравилась?

4. Словарная работа:

А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)

Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.

Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Лихой (Лихая сила) – приносящий беду, злой, тяжкий.

Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.

Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.

(Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)

5. Работа в парах:

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.

(Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))

1 карточка.

Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?

(По первым строфам стихотворений)

«Алёнушка» А. Прокофьева

2 карточка (а)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.

Что вы видите? Какую картину представляете?

Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

2 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.

Что вы видите? Какую картину представляете?

Какое чувство, настроение рождается у читателя?

3 карточка (а)

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?

«Алёнушка» Д. Кедрина (2 строфа)

«Алёнушка» А. Прокофьева (3 строфа)

3 карточка (б)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.

Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?

4 карточка (а)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.

Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?

4 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.

Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?

4 карточка (в)

Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

«Алёнушка» Д. Кедрина

«Алёнушка» А. Прокофьева

5 карточка

Какова Алёнушка?

(Дети обсуждают 5 минут.)

6. Обобщение (по вопросам карточек) и составление схемы на доске и в тетрадях:

Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?

(Пруд, заглохший, затянутый ряской, даёт ощущение одинокого места, где редко бывают люди. Тростник чуть шумит, и появляется сказочный образ Алёнушки, рождается настроение ожидания чуда. У Кедрина – туманная ночь, эпитет «тихая», также сказочный образ царевны Несмеяны)

Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

(Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)

Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?

(В этой строфе рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «Лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Мы можем почувствовать хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения.)

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?

(Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник. Так в стихах Прокофьева. У Кедрина – «краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь») рисует словами поэт)

Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

(Прокофьев использует звукопись в 4 строфе: «кукушка кукует». Чем больше «куку», тем дольше проживёшь, так считали люди, и надежда на долгую жизнь помогала. А образ тропинки, которая не заросла и ведёт к берегу, уже рассеивает настроение одиночества, ведь по ней ходит много людей. Завершает картину образ щедрого солнца и круга-обруча. Круг – образ повторения жизненного цикла в природе. У Дмитрия Кедрина круговое движение также представлено. Лирический герой признаётся, что, бродя по свету, вернулся бы на родину умирать. Он говорит о верности родному краю. Автор помнит свою историю, традиции своего народа (песенка Алёнушки) и гордится ими. Память возвращает его в детство, к матери).

5. Формулирование выводов:

  1. Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
  2. Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)

  1. Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?

Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.

Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.

Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.

(Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)

6. Домашнее задание:

Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?

Для примера читаю наизусть стихотворение В. Тушновой «Вот говорят: Россия…» (см. Приложение 1)

7. Рефлексия:

Что понравилось на уроке? Чему научились? Кому бы сказали спасибо за урок?

Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева

Стихотворение “Аленушка” – это произведение известного советского поэта А. А. Прокофьева. Его главная мысль заключается в чутком, тонком описании украденной у времени картины, представляющей собой всего лишь миг, когда девушка сидит одиноко на берегу заросшего пруда, ветер проносится через тростник, кукует кукушка. Вам предлагается краткий анализ “Аленушки” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано А. А. Прокофьевым, известным советским поэтом, зачастую считается, что это лишь словесное описание одноименной картины В. Васнецова, но при сравнении становится понятно, что поэт нарисовал свою картину, добавив новые элементы и краски.

Тема – стихотворение о любви к природе и родине, А. А. Прокофьев, словно художник, тонко подмечает детали, описывая красоту девушки и природы.

Композиция – стихотворение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три части: лирический герой как будто охватывает взглядом красивый вид природы – пруд, девушку, сидящую на берегу, а затем – пейзаж вокруг.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – хорей, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафоры“Пруд заглохший”, “Мертва вода”, “И цветет дурман-цветком багульник”, “Солнце… золотые обручи кладет”.

Эпитеты“Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

Олицетворения – “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…”, “И тропинка к берегу ведет”, “Солнце щедро на воду… обручи кладет”.

Аллитерация – “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”; “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” – повторение звуков “л”, “о”.

Звукопись – передача звуков, издаваемых птицей: кукушка, кукует.

История создания

Стихотворение “Аленушка” А. А. Прокофьева часто считают описанием известной картины Васнецова. Но на самом деле поэт добавил свои детали, которые значительно расширили изображение, как будто сделали его еще ярче и масштабнее: это и синее платье, и прилетевший тополиный пух, и венок из цветов, и тропинка.

Тема стихотворения совпадает с идеей художника – на берегу, словно в сказке, сидит прекрасная девушка. Ее красота вписывается в окружающее ее пространство. Поэт ярко, красочно описывает нам и внешность Аленушки, и прекрасную природу вокруг.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех частей.

В первой части – описывается картина: на берегу сидит девушка, а вокруг нее – “пруд заглохший весь в зелёной ряске… тростник качается, шумит” .

Во второй части описывается Аленушка. На ее голове – венок из разных цветов: “прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел” , она в синем платье – “тополиный пух на платье синем” .

В третьей части автор снова обращает внимание на пейзаж вокруг: “с берега трава… цветёт дурман-цветком багульник… у заглохшего пруда” . Тут же вдаль убегает тропинка, слышен голос кукушки, и солнце ярко освещает открытый нашему взору вид.

Жанр стиха – лирическое стихотворение.

Стихотворение состоит из четырех строф по четыре строки, написанных хореем. Используются разные виды рифмы: точная (бел – прилетел, вода – пруда), неточная (красивей – синем, буйно – багульник), мужская (ведет – кладет, бел – прилетел), женская (кукует – такую, ряске – сказке), способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

А. А. Прокофьев использует различные художественные средства для создания целостного образа. Наблюдается много метафор: “Пруд заглохший” , “Мертва вода” , “И цветет дурман-цветком багульник” , “Солнце… золотые обручи кладет” .

Также в стихотворении часто встречаются олицетворения: “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…” , “И тропинка к берегу ведет” , “Солнце щедро на воду… обручи кладет” ; эпитеты: “Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

Можно сказать, что А. А. Прокофьев добавил к картине не только красок, но и оживил ее звуками. Читая стихотворение, мы слышим, как кукует кукушка (благодаря повторению звуков – звукописи), как шумит трава у воды ( “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”), а благодаря повторению звуков “л”, “о” до нас как будто бы доносится звук шума воды – “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” .

Ссылка на основную публикацию