Анализ стихотворения Полонского Блажен озлобленный поэт

«Блажен озлобленный поэт» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – история создания, жанр

«Блажен озлобленный поэт» – полемическое стихотворение, выражающее один из взглядов на поколение ХIX века и роль поэта в обществе. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем быстро и качественно подготовиться к уроку, используя краткий анализ «Блажен озлобленный поэт» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1872 году как ответ на стих Н. А. Некрасова «Блажен незлобливый поэт».

Тема стихотворения – взаимосвязь поэта и общества, роль поэтического искусства в общественной жизни.

Композиция – Стихотворение Я. Полонского – монолог-рассуждение лирического героя, который условно можно поделить на две части. В первой в центре внимания находится поэт, во второй – поэт и поколение его современников. На строфы произведение не делится.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последних четырех строках рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви – зародыши идей».

Эпитеты«озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

Сравнения«он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

История создания

Литература знает немало примеров споров между поэтами, которые развивались на почве актуальных проблем: заданий словесного творчества, его роли в развитии общества, художественных особенностей. Этот список далеко не полный. В первой половине ХIX века разгорелась полемика между приверженцами гоголевского и пушкинского направлений. Это стало толчком для написания Н. Некрасовым программного стихотворения «Блажен незлобливый поэт» в 1852 г. История создания анализируемого произведения связана с этими событиями.

Я. Полонский не принадлежал ни к одному направлению, но с Некрасовым он вскоре вступил в творческую полемику. В 1872 году поэт написал полемический стих «Блажен озлобленный поэт», взяв за основу произведение Некрасова. Существует две редакции стихотворения Полонского. Первый вариант был принят не всеми журналами из-за острой характеристики поколения. Поэт отмечал, что ничего не имел против Некрасова, а полемика была направлена на некоторые его взгляды.

Анализируемое произведение раскрывает вечную проблему поэта и общества, их взаимосвязи. Автор показывает, что личность поэта развивается в общественной среде и если мастер слова воспитывается среди злобы и ожесточенья, то и сам он становится озлобленным. За таким положением вещей Я. Полонский наблюдает с иронией, а иногда и сокрушением.

Лирический герой стихотворения – представитель «детей озлобленного века». С позиции своего поколения он дает характеристику поэту, пытаясь найти в нем лучшие черты. Блаженным герой считает поэта, который озлобился, даже если при этом была искалечена его нравственность. Такой мастер слова никогда не останавливается, не опускает руки, он постоянно пытается найти выход. Лирический герой считает его сильным, поэтому сравнивает с титаном. Озлобленный поэт не слушается сердца или других людей, руководствуется только своим умом. Он не покоряется даже богам, а своими стихами способен встревожить даже «мужей солидных».

Идеальный поэт, по мнения Я. Полонского неподкупный, не любит лицемерия. Его сила в отрицанье и непоколебимых идеях, рожденных в любви. Главная же причина, почему народ следует за «озлобленным поэтом» – его крик и пороки сливаются с народными. Вместе с народом он испил яд из общей чаши.

Композиция

Стихотворение по смыслу делится на две части: в первой автор создает образ «озлобленного поэта», во второй дополняет эту характеристику описанием общества, в котором живет этот самый поэт. Первая часть гораздо объемнее второй, обе они тесно переплетены и являют собой единое целое. Формального разделения на куплеты в стихотворении нет.

Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор размышляет в стихотворении над актуальной проблемой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Я. Полонский использует перекрестную рифмовку АВАВ, а в последних строках – кольцевую. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует разнообразную палитру художественных средств. Они помогают воссоздать образы поэта и общества, разоблачить проблемы эпохи.

Главную роль играет метафора: «нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви – зародыши идей». Дополняется картина эпитетами: «озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

Сравнений в тексте всего два: «он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

Средства выразительности подчеркивают настроение лирического героя и автора. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации например, согласных «с», «ц»: «Яд в глубине его страстей, спасенье в силе отрицанья».

Стихотворение «Блажен озлобленный поэт» Якова Полонского: анализ

История создания

Произведение было создано на годовщину смерти великого сатирика – Н.В. Гоголя (1852 год). Некрасов разделяет мнение писателя о предназначении деятеля литературы (которое Н.В. Гоголь выразил в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души»).

Он считает, что истинное искусство показывает все недостатки общества, отражает самую неприятную правду. Несмотря на то, что прототипом «обличителя толпы» мог быть Н.В.Гоголь, Некрасов создал обобщенный образ поэта, к которому причислял и себя.

Анализ стихотворения «Блажен незлобивый поэт» Некрасова

Некрасов неоднократно затрагивал в своих произведениях тему о месте и назначении творческого человека в обществе. Он полемизировал с представителями «чистого» искусства, которые призывали лишь к восхищенному созерцанию прекрасного. Сам поэт считал, что необходимо обращаться к самым острым вопросам действительности. Он глубоко уважал людей, разделяющих такие взгляды. Одним из них Некрасов считал Н. Гоголя. Откликом поэта на смерть великого писателя стало стихотворение «Блажен незлобивый поэт…» (1852 г.).

В произведении Некрасов не упоминает имени Гоголя и не делает никаких намеков на него. Изображенный им образ поэта является собирательным и включает в себя все положительные, по мнению автора, качества.

Стихотворение построено на антитезе. Оно начинается с похвалы «незлобивому поэту» с «миролюбивой лирой», который спокойно и уверенно занимается своим творчеством. Такой человек избегает резких суждений и оценок. Его удел – описывать красоту окружающего мира, не пытаясь искоренить несправедливость. Заслугой «незлобивого поэта» становится слава и почет в обществе. За покорное служение толпе в нем признают наличие несуществующего в действительности большого ума. Отсутствие собственного мнения становится признаком глубоких размышлений. Такой человек на протяжении всей жизни пользуется уважением и признанием современников.

«Незлобивому поэту» автор резко противопоставляет «обличителя толпы» с «карающей лирой». Вся его жизнь – постоянная борьба с пороками и заблуждениями общества. Он во всем стремится к правде и справедливости. Такие люди всегда воспринимаются в качестве бунтарей и нарушителей общественного спокойствия. Их пламенные призыву к добру остаются без ответа. Толпа осыпает их насмешками и оскорблениями. Но для настоящего поэта такая реакция служит только подтверждением своей правоты. Так как поэт проповедует любовь через отрицание, его никто не может понять при жизни. Только смерть искателя правды заставляет людей по-другому взглянуть на его жизненный путь.

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт…» никогда не потеряет своей актуальности. В истории человечества не только литераторы, но и крупнейшие преобразователи чаще всего не находили поддержки в консервативном по своей сути обществе. Люди часто готовы ставить прижизненные памятники временным кумирам, но настоящие гении получают признание только после своей смерти.

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 г. на смерть Гоголя и опубликовано в журнале Современник № 3 за 1852 г. Стихотворение перекликается с лирическим отступлением в первом томе «Мёртвых душ» Гоголя. Отступление Гоголя – своеобразный манифест гражданского писательского направления (так называемого «гоголевского») против направления «чистого искусства».

Прототипом поэта-сатирика был Гоголь, но образ поэта обобщённый. Это передовой поэт своего времени. К таковым Некрасов причислял и самого себя. Неизвестно, кто был прототипом незлобивого поэта, возможно, Жуковский.

Жанр, направление, размер

Основную часть своего творчества Некрасов посвятил гражданской лирике. К этому жанру можно отнести и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Направление произведения – реализм. Ему свойственно изображение современного общества, все персонажи реальны.

Некрасов раскрывает черты характера истинного поэта, пишет о его нелегкой судьбе. Особенность лирического героя заключается в том, что он «любит ненавидя». У автора любовь к Родине проявляется через обличение её пороков, через отрицание. «Карающая лира» — вечный спутник героя стихотворения. Перенимая традиции предшественников и в теме, и в размере, Некрасов пишет произведение четырехстопным ямбом.

Неблагодарная поэтическая правда

Обычно произведения поэтов-бунтарей полны сарказма, кстати, как и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Они отрывают, хоть и горькую, но правду, обращая свое внимание на все человеческие пороки общества. Однако люди вместо того, чтобы работать над собой, анализировать себя и заниматься дальнейшим самоусовершенствованием, начинают озлобляться. Для них травля и ненависть к автору становятся чуть ли не смыслом всей их жизни. Ведь, по их мнению, автор переходит всякие границы дозволенного, нарушая их покой.

Композиция

Композиция стихотворения основана на контрасте. «Незлобивый поэт» противопоставляется «обличителю толпы». Таким образом, произведение разделяется на две части, в каждой из которых создан разный «лексический мир»:

«звуки одобренья» — «дикие крики озлобленья»;

«миролюбивая лира» — «враждебное слово отрицанья»;

«при жизни памятник готовят» — «со всех сторон его клянут».

Основная мысль раскрывается на контрасте двух образов, который подчеркивается приемом композиционной антитезы.

Образы и символы

Центральный образ в стихотворении – образ поэта. Автор показывает два типа деятелей искусства. В первой части изображен «незлобивый поэт», который заслуживает и уважение к себе, и обожание своей «миролюбивой лирой». Его считают умным, при жизни ставят памятник, однако деятельность такого рифмоплета бесполезна, по мнению лирического героя. Во второй части представлен «обличитель толпы». К таким относит себя и лирический герой стихотворения. Такой поэт с ненавистью, вооруженный сатирой, выливает всю желчь на окружающий мир. Его повсюду ожидают «дикие крики озлобленья», и речь «плодит ему врагов суровых». Но в этом проявляется любовь поэта к своей отчизне – в готовности всегда способствовать процветанию родины, видеть все слабые места, но не переставать испытывать самые искренние и сильные чувства.

Как и в стихотворении «О Муза! я у двери гроба…», в произведении «Блажен незлобивый поэт» создан образ толпы. Лирический герой с иронией относится к обществу, которое его окружает. Люди предпочитают «миролюбивую лиру», в которой нет дерзкой сатиры, резкого и грубого тона. Они гонят и презирают того, кто указывает на их несовершенство, обличает «страсти и заблуждения» толпы. Лирический герой смеётся над таким обществом обывателей. «И умные, и пустые люди» одинаково судят поэта — обличителя.

Тропы и образы

В стихотворении не только первые строфы противопоставлены последним, всё оно целиком строится на антитезах. Рассматривая творчество незлобивого поэта, Некрасов не просто описывает его выгоды, но и противопоставляет их неудобствам, которых он лишён: мало желчи – много чувства, сочувствие толпы – сомнения в себе, беспечность и покой, миролюбивая лира – дерзкая сатира, памятник при жизни – гонят, злословят. Некрасов не насмехается над незлобивым поэтом. Кажется, он даже завидует ему. Блажен – значит окружён добром, счастьем. Образ поэта сопровождают положительные эпитеты: незлобивый поэт, искренний привет, миролюбивая лира, великий ум. Ирония видна разве что в упоминании привета от друзей спокойного искусства (Некрасов негативно относился к «чистому искусству», что видно и из этого стихотворения). С помощью сравнений и метафор Некрасов изображает величие незлобивого поэта: сочувствие толпы ласкает ухо, как ропот волн, «он прочно властвует толпой своей миролюбивой лирой». Сомнения в себе, которым чужд поэт, Некрасов называет пыткой творческого духа (метафора). К этой пытке был склонен сам Некрасов.

О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

Второй тип поэта тоже описывается с помощью противопоставлений: благородный гений – обличитель страстей и заблуждений толпы, «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья», любовь во враждебном слове отрицанья, любит — ненавидя. Но антитезы второй части неполные: поэт находит положительное в отрицательном, включает хорошее в плохое.

Рисуя творческий путь поэта во второй части, Некрасов использует метафоры: нет пощады у судьбы, проходит он тернистый путь, его преследуют хулы, звуки его речей плодят суровых врагов, со всех сторон его клянут. Причина такой тяжёлой жизни – в гражданской обличающей позиции поэта: благородный гений обличает страсти и заблуждения толпы, он питает грудь ненавистью, вооружает уста сатирой, лира его карающая (метафоры). Такое противостояние приводит к сомнениям: он верит и не верит вновь «мечте высокого призванья».

Но поэт не может молчать, потому что мотив обличения – любовь: через враждебное отрицание он проповедует любовь, он любит ненавидя. Казалось бы, это оксюморон, совмещение несовместимого. Но можно любить людей и ненавидеть недостатки в них. Люди потому ругают обличителя, что он затрагивает потаённые струны их душ, открывает правду, которую они скрывали даже от себя. Суровые враги плодятся и из умных, и из пустых людей (эпитеты), слышащих звуки обличенья. Клеймят и клянут поэта «со всех сторон», то есть даже образованные люди не склонны с радостью принимать обличение. Такова человеческая природа.

Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.

Темы и проблемы

Основная тема данного стихотворения – предназначение поэтического ремесла. Некрасов в этом вопросе придерживается гражданской позиции: по его мнению, лира должна идти на благо обществу. Предназначение поэта состоит в том, чтобы показывать народу слабые места общества, несовершенство сложившегося порядка.

Также автор затрагивает тему патриотизма. Он воспевает любовь к своей Родине через ненависть, ведь поэт должен обличать невидимые другим «тёмные» стороны России, но при этом ни за что не отступаться от неё, всегда идти бок о бок с народом.

В стихотворении отражена проблема трагической судьбы поэта-обличителя. В отличие от «незлобивого», которому народ при жизни ставит памятник, его — «преследуют хулы», «со всех сторон его клянут». Такого автора ожидает лишь непонимание общества, вечное гонение. Он служит для тех, кто неуважительно относится к его труду. К сожалению, лишь после смерти они поймут, как «любил он — ненавидя!».

Анализ стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…»

Николай Некрасов, как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом о том, какая роль в обществе отведена литератору. Размышляя на эту тему, в 1852 году он создал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…», посвященное годовщине смерти Николая Гоголя. Имя адресата ни разу не упоминается в этом произведении, так как к тому моменту Гоголь находился в опале. Однако Некрасов был убежден, что Россия потеряла одного из величайших русских писателей, вклад которого в литературу еще предстоит оценить потомкам.

В своем стихотворении автор проводит четкую грань между поэтами, творчество которых нравится обывателям, и теми, чьи стихи вызывают у читателей бурю возмущения . Первых он называет незлобивыми и блаженными, так как они всегда живут в мире с самими собой и с окружающими. Их стихи лишены критики и сарказма, но при этом не заставляют задумываться людей над проблемами, которые есть у каждого. Такой поэт «прочно властвует толпой с своей миролюбивой лирой» и при этом может рассчитывать на то, что памятник от благодарных почитателей будет поставлен ему еще при жизни. Но пройдут года, и его творчество, не несущее в себе ни крупицы рационализма, пустое и лишенное истинных эмоций, канет в небытие.

Читайте также:  Анализ стихотворения Рождественского Мгновения

Вторая категория поэтов – это прирожденные бунтари, которые не только видят все пороки и недостатки общества, но и вскрывают их в своих произведениях. Поэтому вполне естественно, что их стихи не любит никто. Даже здравомыслящие люди, осознающие, что каждая строчка такого обличительного стихотворения призвана изменить мир к лучшему, предпочитают присоединиться к возмущенной толпе, в которой «со всех сторон» клянут автора. Более того, его совершенно не воспринимают всерьез, так как обида от справедливо, но подчас очень жесткой критики, мешает осознать, что в стихах есть доля истины.

Однако хулу и проклятия в свой адрес такой поэт воспринимает, как «звуки одобренья», понимая, что сумел затронуть стихами душу людей, вызвать у них пусть и негативные, но все же яркие эмоции. В его словах, подчас обидных и грубых, любви и справедливости гораздо больше, чем в елейных речах того, кто предпочитает критике хвалебные оды. Но, к сожалению, судьба поэта-бунтаря всегда трагична

: выступив против общества, он никогда не сможет рассчитывать на признание. И лишь после его смерти те, кто считал такого поэта смутьяном и невеждой, «как много сделал он, поймут, и как любил он – ненавидя!».

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 г. на смерть Гоголя и опубликовано в журнале Современник № 3 за 1852 г. Стихотворение перекликается с лирическим отступлением в первом томе «Мёртвых душ» Гоголя. Отступление Гоголя – своеобразный манифест гражданского писательского направления (так называемого «гоголевского») против направления «чистого искусства».

Прототипом поэта-сатирика был Гоголь, но образ поэта обобщённый. Это передовой поэт своего времени. К таковым Некрасов причислял и самого себя. Неизвестно, кто был прототипом незлобивого поэта, возможно, Жуковский.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – отразить миссию поэта, которая состоит в том, чтобы пробуждать своей лирой деятельную любовь к родине, поднимать народ к борьбе с несправедливостью. Чистое искусство услаждает слух богачей, из-за этого они и не задумываются о судьбе бедняков и все также паразитируют на них. Но если творчество обрушит на них всю правду, заставит объективно оценить происходящее, тогда и перемены не заставят себя долго ждать.

Смысл стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» — донести до читателя сущность этой ненавидящей любви. Прежде всего, такому поэту необходимо быть настоящим гражданином. Задача искусства – приносить пользу обществу, а не создавать «миролюбивую лиру». Нужно обжигать дерзкой сатирой, острить, обличать. Только тогда деятель искусства (в частности – поэт) будет выполнять своё истинное предназначение.

Смерть как награда

После их ухода из жизни за эту смелую правду их будут помнить всегда, и с каждым десятилетием и столетием слава их будет только приумножаться и сиять еще ярче на литературном небосклоне.

На почве бессмертного творчества таких непризнанных гениев, которые, не жалея себя, посредством своей поэзии делали мир чище, и возрастет новое талантливое поколение.

Очень красивыми и точными словами о таких поэтах заканчивает свое стихотворение «Блажен незлобивый поэт» Некрасов. Они говорят о том, как только поэт-мятежник умирает, общество сразу начинает понимать, как много этот человек сделал и как любил, ненавидя.

Поэт Яков Петрович Полонский

жизнь и творчество

Образ поэта-гражданина

Полонскому было хорошо известно стихотворение Некрасова «Блажен незлобивый поэт. », написанное в 1852 году:

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе –
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Яков Петрович в своем стихотворении, написанном в 1872 году, по-иному развивает тему, намеченную «печальником горя народного», и создает обобщенный образ поэта-гражданина:

Блажен озлобленный поэт,
Будь он хоть нравственный калека,
Ему венцы, ему привет
Детей озлобленного века.

Он как титан колеблет тьму,
Ища то выхода, то света,
Не людям верит он — уму,
И от богов не ждет ответа.

Своим пророческим стихом
Тревожа сон мужей солидных,
Он сам страдает под ярмом
Противоречий очевидных.

Всем пылом сердца своего
Любя, он маски не выносит
И покупного ничего
В замену счастия не просит.
…………………………..
Невольный крик его – наш крик,
Его пороки – наши, наши!
Он с нами пьет из общей чаши,
Как мы отравлен – и велик.

Издатель «Вестника Европы» М.М. Стасюлевич, которому Полонский предложил стихотворение, печатать его отказался, очевидно, из опаски приобрести репутацию редактора, поощряющего поэзию революционного и публицистического звучания. В письме Полонскому Михаил Матвеевич, хорошо знавший характер поэта, откровенно признавался: «Добрейший Яков Петрович, если бы не Вы мне сами отдали эти стихи, то не поверил бы, что они Ваши. Это совсем не похоже на Вас: Вы не умеете злиться и ругаться, а тут то и другое есть. Наконец, слепой увидит, к кому Вы адресуете эти строфы: это ведь личность». В ответном письме от 23 февраля 1872 года Яков Петрович возражал: «Когда я писал стихи мои, я имел в виду вовсе не Некрасова, а Истину, – ту истину, которой не угадал Некрасов, когда писал стихи свои: «Блажен незлобивый поэт». К нему обращать стихи мои – и только к нему – было бы прилично, если бы было справедливо. Но это несправедливо, а стало быть, и неприлично. Факт тот – что в 19 веке – европейское общество сочувствует не незлобивым, а озлобленным – и стихи мои не что иное, как поэтическая формула, выражающая этот факт. Почему это так? Какая причина, что, чем глубже, смелее и всестороннее отрицание, тем более в нас восторженного сочувствия, и почему положительные идеалы, как бы крупны и блестящи они ни были, восторгом сладостным наш ум не шевелят?

Это решать уже не мое дело – это дело критики (если таковая имеется). Я сам наполовину сочувствую отрицателям, сам не могу освободиться от их влияния и нахожу, что в том есть своя великая, законная причина, обусловливающая наше развитие.

Знаете ли Вы, скажу Вам между прочим, отчего происходят мои скитания по редакциям? Вероятно, Вы думаете, что это происходит по слабости моего характера. Напротив, оттого, что у меня его слишком много. Никак не могу я к чему-нибудь или к кому-нибудь примениться – писать в одном тоне, связать мысль мою. Никому я вполне угодить не в силах, никакая редакция не станет печатать всего того, что мне вздумается написать, – каждая непременно хочет, так сказать, процедить меня. Может ли при этом сохраниться личность или характеристические черты писателя? Едва ли. Уничтожьте дурные стороны лица, сгладьте угловатости, сотрите тени – и лица не будет».

Это письмо Полонского выходит за рамки частного послания поэта издателю. В нем автор размышляет о творческом поведении писателя вообще и о своем характере в частности. Размениваться по мелочам Полонский не мог, раздвоенности личности творца не терпел и предпочитал рассылать свои произведения по разным редакциям, вместо того чтобы править их в угоду тому или иному редактору или издателю. Он понял главное в литературном (впрочем, не только в литературном) творчестве: главное – оставаться самим собой. Все остальное сделает время.

Полонский объяснил свою творческую позицию редактору-издателю «Вестника Европы» достаточно убедительно, однако осторожный Стасюлевич опубликовать стихотворение отказался.

Полагают, что первоначальный вариант стихотворении Полонского, посланный Стасюлевичу, был более острым и тенденциозным. В нем отчетливо звучали антинекрасовские мотивы.

Б.М. Эйхенбаум отыскал и опубликовал этот вариант. Эпиграфом к этому варианту послужила строка Некрасова «Блажен незлобивый поэт», а само стихотворение имело заголовок «Мы и поэты».

Блажен озлобленный поэт, Будь он хоть нравственный калека, Ему так искренен привет Больных детей больного века! Кто свой художественный труд Считает суетной забавой, Кто сам в людской не верит суд, Но жадно гонится за славой -Кто желчи дорогой запас Хранит как лучший дар страданья, Кто как детей пугает нас Холодным смехом отрицанья.

Брани того, кого браним, И если ты неуязвим, Как Бог – с такими божествами Иметь мы дело не хотим.

Очевидно, переписка со Стасюлевичем заставила Полонского переработать свое стихотворение, сгладив некоторые «острые углы» и смягчив спорные места. Впервые оно увидело свет два года спустя в литературном сборнике «Складчина», вышедшем в Петербурге в 1874 году в пользу пострадавшим от голода в Самарской губернии.

Тургенев, вообще не жаловавший Некрасова, оценил стихотворение Полонского, перекликающегося с некрасовской «музой мести и печали», весьма сдержанно. В письме к автору стихотворения из Парижа от 2 (14) марта 1872 года он сообщал: «По заведенной между нами привычке быть откровенным скажу тебе, что присланное тобою стихотворение «Блажен озлобленный поэт» не совсем мне нравится, хотя и носит печать твоей виртуозности. Оно как-то неловко колеблется между иронией и серьезом -оно либо недовольно зло, либо не довольно восторженно – и производит впечатление в одно и то же время и неясное и напряженное».

Полонский с оттенком некоторой зависти к «поэту-гражданину» писал Тургеневу в 1873 году: «Изо всех двуногих существ, мною встреченных на земле, положительно я никого не знаю счастливее Некрасова. Все ему далось – и слава, и деньги, и любовь, и труд, и свобода». Сам же Полонский, кроме внутренней свободы и любви ничего не имел. А что же слава? Она, как известно, дама капризная – не каждому в руки дается.
«Скажут, что я славолюбив, – писал он в дневнике, – но у меня нет ни сребролюбия, ни сластолюбия – надо же живому человеку хоть какую-нибудь страсть иметь. »

Но, как это ни странно, шлейф дурной «славы», а вернее – откровенных сплетен тянулся за ним по всему Петербургу. Люди, хорошо знавшие добрый характер поэта, его трезвый образ жизни, поверить в эти пересуды не могли, но от злых языков разве можно было куда-то спрятаться? Полонский сам признавался: «Раз зашел я к одному доктору – кажется Красильникову, он меня спрашивает: лежал ли я в такой-то больнице?

– Никогда не лежал ни в какой больнице.

– Странно — там лежал недолго какой-то Полонский, который называл себя поэтом, буянил, посылал прислугу за водкой и грозился во всех газетах напечатать на больничное начальство донос или пасквиль, если оно будет стеснять произвол его».

Вот еще одно признание Полонского: «Сослуживец мой, член комитета Любовников, раз ехал в дилижансе на Парголово. В дилижансе шла речь о русских поэтах:

– Все пьяницы, – сказал один из пассажиров.

– А Полонский? – спросил другой.

– С утра без просыпу пьян, – утвердительно сказал тот же пассажир». Яков Петрович близко принимал к сердцу подобные пересуды, но его действительная слава, слава глубоко самобытного русского поэта, с годами становилась все прочней и шире.

Анализ стихотворения Полонского Блажен озлобленный поэт

В этом стихотворении воспевается поэт, а также его озлобленность, как свойство, присуще не только ему, но всем его современникам.

С первых строк автор заявляет что поэт, будь он даже злобным, блаженен, то есть почти свят. Ему следует дарить венцы как символ чествований. Поэта Полонский сравнивает с нравственным калекой. Получается, что поэт пережил духовную травму, а, возможно, и не одну… Его окружение Полонский называет детьми века, тоже озлобленного.

Это такое злое время, по мнению автора.

Во второй строфе раскрывается, чем же занимается

Он не верит людям, не верит в богов. Единственное, что у него осталось — ум, рациональность. Да, такой век — потеря религиозности, а также общности, объяснение всего логическими выкладками.

Тема эта развивается в третьей строфе. Поэт тревожит людей «солидных», то есть их сон. Люди будто спят, а не живут, но иногда стихотворная строчка может так задеть, что они проснутся для настоящей жизни. Вокруг героя одни противоречия, и он страдает.

Здесь использована метафора «ярмо сомнений»,

Но мыслящий человек просто видит совсем не радужные перспективы, предупреждает других, но те не всегда готовы что-то изменить.

В четвертой строфе наметился перелом. Теперь речь идет о том, что поэт не делает. Не переносит он масок, то есть обманных впечатлений, которое хотят произвести люди.

Он не просит поменять свое счастье на что-то материальное. Но главное, что он любит всех всем сердцем.

Эта мысль находит продолжение, ведь в любви этой — будущие идеи, а в них — спасение. Важны тут и страсти, и дух противоречия поэта-творца. Фразы здесь становятся рублеными определениями.

Поэт невольно кричит, но этим он выражает затаенную людскую боль. Этой способностью он и велик.

Анализ стихотворения Полонский Блажен озлобленный поэт по плану

Використання комп&;apos;ютерно-інформаційних технологій на уроках музики Вступ Одним із завдань реформування освіти, поставленим у державній національній програмі «Освіта. Україна ХХІ століття», є широке запровадження в навчально-виховній роботі нових педагогічних інформаційних технологій. Музична освіта, яка заснована на.

Сочинение на тему Лес зимой или Зимний лес Когда приходит зима, все вокруг меняется. Природа чувствует, что настало время отдохнуть от роскошных убранств. Она наряжается во все белое и красивое. Лес покрывается снежными хлопьями, которые без конца падают.

Робота з батьками. Формування етичної культури у дітей Робота з батьками. Формування етичної культури у сім’ї Багато століть існує людство. У житті людини мільйони раз в повторювалися деякі звичайні, повсякденні ситуації. Із зміною умов життя зазнали змін і.

Мопассан Г. биография МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ , французский писатель. Родился 5 августа 1850 в Трувиль-сюр-Арке . Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870 принял участие во.

Анализ стихотворения Есенина Отговорила роща золотая Сергей Есенин был настоящим сыном своего народа. Любовь к своему краю, глубокое восхищение окружающей природой, прорастает мощными корнями во всем его творчестве. Именно через образы окружающих пейзажей, Есенин удачнее всего.

Анализ стихотворения Ахматовой Реквием На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма «Реквием» посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы и осуждены. Коснулись эти события.

Сегодня шла Ты одиноко… разбор стихотворения Автор: Блок А. А. Сегодня шла Ты одиноко, Я не видал Твоих чудес. Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес. И этот лес, сомкнутый тесно, И эти горные пути.

Конспект занятия в начальной школе. Права детей Занятие по курсу «Права ребенка » для детей 6-8 лет Автор: воспитатель Петухова Жанна Викторовна МКДОУ Бугалышский детский сад №2 с. Средний Бугалыш Тема: «Права детей » Заметка: занятие ориентировано.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я знак бессмертия себе воздвигнул Ломоносова

Математическая викторина Цели и задачи: 1. Формировать творческие способности учащихся, в математической и логической смекалке. 2. Активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать кругозор, внимание, память, мышление, речь. 3. Способствовать воспитанию коллективизма, воспитанию уверенности.

Сценарий развлечения на Масленицу для старших дошкольников Развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий Автор: Шахова Ольга Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 79 «, город Иваново Материал может быть интересен воспитателям детского сада, работающим с детьми.

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тварь ли я дрожащая, Или право имею? Ф. М. Достоевский В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Достоевский исследует проблему «личность — общество», то есть примирения уникальности.

Иван Сергеевич Шмелев. Рождество Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймешь чего — подскажет сердце. Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь.

Сочинение по картине Рылова Зеленый шум Аркадий Рылов — выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя. Рылов родился в.

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования материка 1. На каких компонентах природы наиболее ярко отражаются особенности географического положения Северной Америки? Особенности географического положения Северной Америки наиболее ярко отражаются на таких природных компонентах, как почвы, растительность и животный.

Love is Группа американских исследователей провела опрос среди детей возраста от 4 до 8 лет: «Что такое любовь?» Ответы, которые они получили, оказались глубже и шире, чем кто-либо мог себе представить. .

Какие животные живут в австралии? Список Австралия — пятый континент в Океании. Животные, обитающие на материке разнообразны и уникальны. Подавляющее множество звериных особей представлены сумчатыми. Это название они получили за большие складки на животе, которые образуют.

Очень красивая притча Очень красивая притча Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось как они разговаривают. Первая сказала: Я — СПОКОЙСТВИЕ, к сожалению, люди не умеют меня сохранить.

Сочинение на тему Весна идет Любой затяжной зиме приходи конец. Наступает весна. Весной вся природа просыпается после спячки. Ранняя весна время обманчивое. В это время может пойти снег или вернуться морозы. Но это все непродолжительно.

Сочинение Описание внешности человека 7 класс В сочинении я расскажу о своей подруге Марине. С Мариной мы дружим с первого класса и даже сидим за одной партой. У Марины красивое круглое лицо. Небольшой, немного выпуклый лоб.

Вимоги до письмових робіт Орієнтовні вимоги до виконання письмових робіт і перевірки зошитів з природничо-математичних дисциплін у 5-11 класах 27.12.2000 № 1/9-529 Міністерству освіти і науки Автономної Республіки Крим, управлінням освіти і науки обласних.

Смысл названия повести Распутина. «Живи и помни» Я хочу рассказать вам о книге В. Распутина «Живи и помни» и выяснить, в чем Смысл названия повести. Я прочитала эту книгу с большим интересом совсем недавно. Раньше я не.

Сочинение Ошибки мост между опытом и мудростью Краткое сочинение Каждый человек в жизни ошибается. Ошибки делают нас мудрее и увереннее в себе. После каждой ошибки ты уже понимаешь, как тебе необходимо поступать в той или иной жизненной.

«Предчувствия», анализ стихотворения В стихотворении создан характерный для поэзии Рембо образ бродяги-путешественника, который жаждет слияния с природой и миром. Природа для поэта не символ и храм, а живое существо, которое можно познать лишь.

Тынянов Ю. Н. биография ТЫНЯНОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ — писатель и литературовед. Родился в семье врача. В 1918 году окончил историко-филологический факультет Петроградского университета. Во время учебы стал изучать жизнь и деятельность В. К. Кюхельбекера.

Сочинение на тему 8 марта Сочинение для 4 класса Когда приходит весна настроение всегда становиться лучше. Слышна первая капель, день становиться длине и светит солнышко. Весна — это праздничное время года. Весна — это время.

Сочинение Тело как препятствие, или О мифах Древней Греции Последнее время не пишу ничего про личную практику, потому что нет каких-то выдающихся достижений, идет планомерная текущая работа по очищению читты. Работа эта оказалась значительно более серьезной, чем изначально можно.

Сюжет, композиция и жанр «Мертвых душ» «…Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!» — писал о «Мертвых душах» Гоголь Жуковскому. В основе сюжета, как известно, подаренного Гоголю Пушкиным, лежит авантюра с покупкой мертвых.

«Близнецы» анализ стихотворения Тютчева Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов , в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году.

Урок физкультуры на тему «Гимнастика» 3 Тема: Гимнастика. Цель урока: Исследование общего уровня физической подготовленности учащихся Методом тренировочного воздействия по физиологической кривой урока. Задачи урока: 1.Развитие комплексного и активного воздействия на мотивационную сферу Учащихся средствами.

Сочинение на тему 1 день первобытного человека Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте. Необходимо хорошо наточить стрелы, топорики и кинжалы.

«Поэт» анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске.

Урок в 6 классе на тему «Внешнее строение листа» Урок в 6 классе на тему: «Внешнее строение листа» Цели: Обучающие: Заинтересовать учащихся темой и представить перспективу ее изучения; сформировать главнейшие морфологические понятия о листе; ознакомить с разнообразием простых и.

Опис педагогічного досвіду » Дітей, що не Вміють ще ходити, Треба частіше виносити на свіже Повітря, щоб вони могли бачити рідне небо, дерева, квіти, різних тварин. Все це залишається в дитячій душі, осяяне.

Нина Заречная — характеристика персонажа Произведение: Чайка Нина Заречная — героиня комедии А. П. Чехова «Чайка» . Жизненный прототип — Л. С. Мизинова . Литературный прообраз — Катя, героиня повести А. П. Чехова «Скучная история».

Сочинение по картине Толстого Букет цветов, бабочка и птичка Учитель сказал нам, что будет интересное задание, что мы будем описывать красивую картинку. Я очень ждал этого урока. Мне было интересно, что это будет за картинка. Может быть, космический пейзаж.

Сценарій мітингу до 67 роковини Дня Перемоги «ВКЛОНИСЯ, МІЙ ТРАВНЮ, ВИСОКИМ МОГИЛАМ» Час проведення: 10:00 Місце проведення: Камя’нське кладовище, Біля пам’ятника Невідомому солдату Дата проведення: 9 травня 20112 року. ВЕД.1 . Весна іде і переможним кроком В.

Здоров&;apos;я підростаючого покоління Здоров’я підростаючого покоління є основою майбутнього України. Тому збереження особистого здоров’я не лише життєва необхідність, а й громадський обов’язок кожної людини, вияв любові до рідної землі, своєрідний гарант відродження української.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Родина» Автор: Окуневич Анна Геннадьевна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Рябинка «, г. Пущино Описание материала: конспект непосредственной интегрированной деятельности для детей подготовительной к школе группы , по теме «Родина.

Радостный мир православной культуры вокруг нас 2. Содержание программы Общая тема курса «Радостный мир православной культуры вокруг нас» 1 четверть — «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях « 2 четверть — «Православная культура.

Анализ стихотворения Пушкина Элегия Данное произведение является монологом, в нем отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Полонского Блажен озлобленный поэт

Блажен незлобивый поэт некрасов. Анализ стихотворения полонского блажен озлобленный поэт Блажен незлобивый поэт анализ

История создания

Произведение было создано на годовщину смерти великого сатирика – Н.В. Гоголя (1852 год). Некрасов разделяет мнение писателя о предназначении деятеля литературы (которое Н.В. Гоголь выразил в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души»).

Он считает, что истинное искусство показывает все недостатки общества, отражает самую неприятную правду. Несмотря на то, что прототипом «обличителя толпы» мог быть Н.В.Гоголь, Некрасов создал обобщенный образ поэта, к которому причислял и себя.

Жанр, направление, размер

Основную часть своего творчества Некрасов посвятил гражданской лирике. К этому жанру можно отнести и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Направление произведения – реализм. Ему свойственно изображение современного общества, все персонажи реальны.

Некрасов раскрывает черты характера истинного поэта, пишет о его нелегкой судьбе. Особенность лирического героя заключается в том, что он «любит ненавидя». У автора любовь к Родине проявляется через обличение её пороков, через отрицание. «Карающая лира» — вечный спутник героя стихотворения. Перенимая традиции предшественников и в теме, и в размере, Некрасов пишет произведение четырехстопным ямбом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная.

Некрасов был полностью убежден что Россия потеряла одного из великих писателей. Он будто пытался донести до читателя насколько недооценено творчество Гоголя, которого многие современники считали упрощённым писателем-сатириком.

Николай Алексеевич был уверен, что потомки смогут оценить талант Гоголя. И он оказался прав.

Не все поэты, писатели, художники смогли обрести славу при жизни. Однако они не писали в угоду властям и толпе, а говорили о насущных проблемах общества. Это смогло поднять их над услужливыми современниками, и сделать кумирами в глазах потомков.

Композиция

Композиция стихотворения основана на контрасте. «Незлобивый поэт» противопоставляется «обличителю толпы». Таким образом, произведение разделяется на две части, в каждой из которых создан разный «лексический мир»:

«звуки одобренья» — «дикие крики озлобленья»;

«миролюбивая лира» — «враждебное слово отрицанья»;

«при жизни памятник готовят» — «со всех сторон его клянут».

Основная мысль раскрывается на контрасте двух образов, который подчеркивается приемом композиционной антитезы.

Образы и символы

Центральный образ в стихотворении – образ поэта. Автор показывает два типа деятелей искусства. В первой части изображен «незлобивый поэт», который заслуживает и уважение к себе, и обожание своей «миролюбивой лирой». Его считают умным, при жизни ставят памятник, однако деятельность такого рифмоплета бесполезна, по мнению лирического героя. Во второй части представлен «обличитель толпы». К таким относит себя и лирический герой стихотворения. Такой поэт с ненавистью, вооруженный сатирой, выливает всю желчь на окружающий мир. Его повсюду ожидают «дикие крики озлобленья», и речь «плодит ему врагов суровых». Но в этом проявляется любовь поэта к своей отчизне – в готовности всегда способствовать процветанию родины, видеть все слабые места, но не переставать испытывать самые искренние и сильные чувства.

Как и в стихотворении «О Муза! я у двери гроба…», в произведении «Блажен незлобивый поэт» создан образ толпы. Лирический герой с иронией относится к обществу, которое его окружает. Люди предпочитают «миролюбивую лиру», в которой нет дерзкой сатиры, резкого и грубого тона. Они гонят и презирают того, кто указывает на их несовершенство, обличает «страсти и заблуждения» толпы. Лирический герой смеётся над таким обществом обывателей. «И умные, и пустые люди» одинаково судят поэта — обличителя.

Вариант 2

Есть известная фраза, которая называет поэта в России чем-то больше нежели просто поэтом. Однако, такое утверждение верно практически всегда, ведь настоящий поэт всегда представляет собой нечто большее. Такой человек не просто владеет строки и складывает рифмы, он рифмует различным образом саму суть бытия, жернова его ума отделяют зерна от плевел, а огненный взор испепеляет невежество и дисгармонию.

Безусловно, для каждого настоящего поэта характерным типом рассуждения является рефлексия, оценка своего внутреннего мира и своего положения в обществе. Вообще поэтам свойственно отстраняться от действительности и наблюдать за сутью бытия. Поэтому не составляет труда посмотреть и на себя со стороны.

Некрасов описывает вполне типичные трудности поэта, особенности его внутреннего мира. Стихотворение начинается со слова блажен и такое определение в дальнейшем раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Может казаться будто автор описывает разные типы поэтов, сначала такого которому по нраву «беспечность и покой», потом того, кто «питает ненавистью грудь» и «вооружил уста сатирой». Тем не менее, речь идет об одном и том же поэте, который предстает в разных ипостасях, ведь путь поэта труден и требует разной реакции. Его руки могут быть заняты и «миролюбивой» и «карающей» лирой, при этом Некрасов в заключении стихотворения подводит как бы итог этому противоречию, которое разрешает в синтезе «любил он — ненавидя».

Такая деталь является невероятно значимой, так как описывает поэта как человека великого отречения, способного выйти за рамки привычного понимания, но при этом не отвергнув высоких идеалов. Если толпа требует обличения, обличительных речей, поэт любит, ненавидя, его ненависть становится орудием любви, которая всегда остается в его душе. Различная хула и подобное не привлекают внимания поэта, равно как похвала, он всегда блажен и незлоблив.

В этом смысле мы можем легко сравнить описание, которое предлагает Некрасов с описание того как пациент может протестовать против действий доктора. К примеру, когда нужно удалить гной из тела или зашить рану, проявляется боль и пациент может быть против этого, страдать, хулить доктора. Тем не менее, доктор, понимая, как причиняет своему пациенту боль, все равно выполняет собственную миссию, для того чтобы достигнуть излечения.

Об этом пишет и Некрасов, который говорит про «враждебное слово отрицанья», которое служит для проповеди любви, подобно тому как хирургический прибор может служить для того чтобы удалить гной. Если нечто становится нарывом для человеческого бытия, поэт выступает обличителем, хотя может и совершенно не иметь сторонников, а общество может видеть больший комфорт в противоположной позиции. Конечно, в «мечте высокого призванья» отсутствует потакание личным интересам и тем более интересам толпы.

Поэт является своеобразным доктором для общества. Он пользуется разными инструментами, он восхваляем и хулим. Блажен незлобливый поэт.

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт по плану

    Анализ стихотворения Творчество Ахматовой
    Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

Блажен незлобивый поэт Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания

. Произведение «Блажен незлобивый поэт» (1852 г.) Н. А. Некрасов написал в связи со смертью Н. В. Гоголя.

В «Мертвых душах» есть авторское отступление, представляющее собой размышления Гоголя в защиту т. н. «гражданского» направления в литературе. Некрасов полностью разделял эти взгляды, направленные против представителей «чистого искусства».

В произведении Некрасова образ поэта-обличителя символизирует собой Гоголя, а в более широком смысле — поэта гражданского направления. Под «незлобивым поэтом», скорее всего, подразумевается В. А. Жуковский.

2. Жанр стихотворения

3. Основная тема

произведения — сущность литературной деятельности. Некрасов однозначно поддерживает поэта-обличителя. Но при этом он ни в чем не упрекает «незлобивого поэта». В каком-то смысле автор даже завидует тому, «в ком мало желчи, много чувства». «Миролюбивая лира» дает ощущение безмятежности и покоя, в отличие от «пытки творческого духа» у сторонников гражданской лирики.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

Воспевая только любовь и красоту природы, «незлобивый поэт» проживет долгую счастливую жизнь, пользуясь всеобщим почетом и уважением. Однако за рассуждениями Некрасова скрывается тонкая ирония. Она проявляется в замечании о власти поэта над толпой.

В русской поэзии «толпа» традиционно несет в себе отрицательный смысл. Всякий, хоть сколько-нибудь уважаемый себя поэт, со времен Пушкина пренебрежительно относился к подобной власти над темным и глупым сборищем людей.

Подготовка прижизненного памятника для «незлобивого поэта» — откровенная насмешка Некрасова по поводу чрезмерного самомнения сомнительных кумиров толпы. Более подробно автор останавливается на судьбе поэта-обличителя. Он не скупится на описании всех трудностей его творческого пути. Симпатия Некрасова к этому герою становится сразу заметна.

«Благородный гений» такого творца не приносит ему никаких благ. Его путь сопровождается «дикими криками озлобленья». Поэт-обличитель непонятен толпе, потому что «проповедует любовь… словом отрицанья». При жизни ему не суждено добиться признания. Оценить творчество гения смогут лишь после его смерти.

4. Композиция

. Произведение делится на описания представителя «чистого искусства» (4 строфы) и поэта-гражданина (6 строф).

5. Размер стихотворения

— четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства

. Все произведение построено на антитезе. На первом плане противопоставляются образы главных героев («спокойное искусство», «миролюбивая лира» — «обличитель толпы», «карающая лира»), на втором — бескорыстный подвиг поэта-обличителя и реакция общества («благородный гений», «высокое призванье» — «хулы», «врагов суровых»).

Большую роль играют разнообразные метафоры («пытка творческого духа», «уста вооружив сатирой»), олицетворения («сочувствие… ласкает», «преследуют хулы»), сравнение («как ропот волн»).

7. Главная мысль

произведения. Некрасов доказывает, что творчество ради «чистого искусства» обладает лишь временной показной ценностью. Только твердая гражданская позиция делает творчество действительно важным и ценным, хотя признание заслуг поэта-обличителя приходит к нему всегда слишком поздно.

Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе — Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!

Темы и проблемы

Основная тема данного стихотворения – предназначение поэтического ремесла. Некрасов в этом вопросе придерживается гражданской позиции: по его мнению, лира должна идти на благо обществу. Предназначение поэта состоит в том, чтобы показывать народу слабые места общества, несовершенство сложившегося порядка.

Также автор затрагивает тему патриотизма. Он воспевает любовь к своей Родине через ненависть, ведь поэт должен обличать невидимые другим «тёмные» стороны России, но при этом ни за что не отступаться от неё, всегда идти бок о бок с народом.

В стихотворении отражена проблема трагической судьбы поэта-обличителя. В отличие от «незлобивого», которому народ при жизни ставит памятник, его — «преследуют хулы», «со всех сторон его клянут». Такого автора ожидает лишь непонимание общества, вечное гонение. Он служит для тех, кто неуважительно относится к его труду. К сожалению, лишь после смерти они поймут, как «любил он — ненавидя!».

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Некрасов

Поэт Некрасов пишет, что судьба незлобивого поэта легка, его все признают и принимают, однако встает вопрос: «А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?». Но тут же добавляется, что после смерти с ним исчезнут и его труды, а за ним придет смена, которая точно таким же способом начнет создавать новую пыль.

Глубокий анализ произведения «Блажен незлобивый поэт» приводит к тому, что, в отличие от первого типа, второй тип поэтов сражается за свою правду всю жизнь, которая будет полна трагедий, их будут не признавать, высылать и люто ненавидеть, но даже несмотря на такую реакцию, они не будут умолкать. И будут делать все, что в их силах, чтобы общество исправилось, и весь мир человеческий наполнился гармонией, справедливостью и добром.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – отразить миссию поэта, которая состоит в том, чтобы пробуждать своей лирой деятельную любовь к родине, поднимать народ к борьбе с несправедливостью. Чистое искусство услаждает слух богачей, из-за этого они и не задумываются о судьбе бедняков и все также паразитируют на них. Но если творчество обрушит на них всю правду, заставит объективно оценить происходящее, тогда и перемены не заставят себя долго ждать.

Смысл стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» — донести до читателя сущность этой ненавидящей любви. Прежде всего, такому поэту необходимо быть настоящим гражданином. Задача искусства – приносить пользу обществу, а не создавать «миролюбивую лиру». Нужно обжигать дерзкой сатирой, острить, обличать. Только тогда деятель искусства (в частности – поэт) будет выполнять своё истинное предназначение.

Яков Полонский
«Блажен озлобленный поэт. »

Блажен озлобленный поэт,
Будь он хоть нравственный калека,
Ему венцы, ему привет
Детей озлобленного века.

Он как титан колеблет тьму,
Ища то выхода, то света,
Не людям верит он – уму,
И от богов не ждет ответа.

Своим пророческим стихом
Тревожа сон мужей солидных,
Он сам страдает под ярмом
Противоречий очевидных.

Всем пылом сердца своего
Любя, он маски не выносит
И покупного ничего
В замену счастия не просит.

Яд в глубине его страстей,
Спасенье – в силе отрицанья,
В любви – зародыши идей,
В идеях – выход из страданья.

Невольный крик его – наш крик.
Его пороки – наши, наши!
Он с нами пьет из общей чаши,
Как мы отравлен – и велик.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки)
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: поэт-калека-привет-века.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тьму-света-уму-ответа.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: стихом-солидных-ярмом-очевидных.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: своего-выносит-ничего-просит.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: страстей-отрицанья-идей-страданья.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: крик-наши-чаши-велик.
Рифмовка: ABBA – охватная (опоясывающая)

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Блажен озлобленный поэт

Эстетически чуткие критики улавливали необходимость преодоления отрицательных крайностей каждого из сложившихся поэтических направлений. Такими критиками, в частности, оказались М. Л. Михайлов и Ли. Григорьев. Недаром Л. Блок с таким упорством сближал их как поздних потомков Пушкина, наследников пушкинской культуры: «Вот еще люди, столь сходные во многом, но принадлежавшие к враждебным лагерям; по странной случайности судьба так и не столкнула их ни разу»

В то же время такое преодоление вряд ли было возможным. В этом смысле интересна судьба Я. Полонского (1819— 1898). Поэт занял как бы среднее положение между Некрасовым и Фетом. Многое объединяет его с Фетом, прежде всего преданность искусству. В то же время искусство, природа и любовь не абсолютизировались Полонским. Более того, Полонский сочувствовал Некрасову и считал гражданскую, социальную, демократическую направленность его поэзии соответствовавшей духу времени и необходимой. В стихах «Блажей озлобленный поэт. », полемизируя с известным некрасовским стихотворением «Блажен незлобивый поэт. », Полонский засвидетельствовал всю силу «озлобленной» поэзии, сочувствие ей и даже зависть к ней. Сам Полонский собственно не был ни «незлобивым», ни «озлобленным» поэтом, довольно эклектично соединяя мотивы той или иной поэзии и никогда не достигая трагической силы ни в топ, ни в другой поэтической сфере, как то было у Некрасова, с одной стороны, или у Фета, с другой. В этом смысле, будучи поэтом сравнительно меньшим не, только по значимости своей ПОЭЗИИ, по и по вторичное ее, Полонский интересен как выражение массового, как бы читательского восприятия поэзии «титанов», о которых писал в стихотворении «Блажен озлобленный поэт. » (1872).

    Невольный крик его — наш крик, Его пороки — наши, наши! Он с нами пьет из общей чаши, Как мы отравлен — и велик. «Как мы. », но — «велик».

И стихотворные формы Полонского во многом шли от массовой демократической «фольклорной» формы—песни и городского романса.

Определяя разные поэтические тенденции эпохи—«чистое искусство» и демократическую поэзию, — нужно иметь в виду, что вообще демократизация — это процесс, который захватил всю русскую поэзию того времени в наиболее значительных ее явлениях. Наконец, такие ПОНЯТИЯ, как демократизм и народность, в поэзии 50 — 60-х годов тоже предстают в соотношениях достаточно сложных. Так, даже применительно к Некрасову, при бесспорном и постоянном демократизме его поэзии, можно говорить о сложном движении — к овладению народностью в ее общенациональном эпическом значении. В конце концов это нашло выражение в его поэмах начала 60-х годов.

Демократизм часто предстает в поэзии как разночинство, мещанство. Собственно же поэтическая народность в ее связи с национальными, народными, особенно крестьянскими истоками подчас оказывается достаточно элитарной. Вряд ли можно говорить о народности таких характерных представителей демократического искусства, как Д. Минаев, например, или И. Гольц-Миллер. В то же время постановка проблемы народности творчества графа А. Толстого представляется оправданной даже его демократическим современникам. С этой точки зрения поэт-искровец Н. Ку-рочкин противопоставлял А. К. Толстого Д. Минаеву. Он писал в связи с Минаевым: «Все новое, живое и свежее родится не для нас; наследником нашим будет другое, коллективное лицо, которое еще только недавно призвано к жизни и которого не знает ни г. Минаев, ни большинство из нас, живущих искусственною, теоретическою и, так сказать, теплично-литературной жизнью. лицо это — народ, к которому лучшие из нас, конечно, всегда относились с симпатиями, но симпатии наши почти постоянно оказывались бесплодными».

К началу 00-х годов поэзия в целом снопа вступает в полосу определенного спада, и чем дальше, тем больше. Вновь ослабляется интерес к поэзии как по месту, которое предоставляется ей на страницах журналов, так и по характеру критических оценок. Многие поэты умолкают на долгие годы. Особенно характерно, может быть, почти полное молчание такого «чистого» лирика, как Фет. И было бы поверхностным видеть причину “этого лишь в резкой критике Фета на страницах демократических изданий, особенно «Русского слова» и «Искры». Еще более, может быть, ожесточенные нападки на Некрасова на страницах реакционных изданий ничуть не ослабили его поэтического напора. Кризис в поэзии захватил отнюдь не только «чистое искусство». Во второй половине 60-х годов его столь же ощутимо переживает и демократическая поэзия. В то же время тяготевшие к эпосу поэты даже из лагеря «чистого искусства» интенсивно творят: так, возвращается к созданию баллад на народной основе А. К. Толстой.

Но настоящего расцвета достигнет лишь эпическая поэзия Некрасова. В 60-е годы пробудившаяся, тронувшаяся с места крестьянская страна, не растерявшая еще, однако, нравственных и эстетических устоев, сложившихся в условиях патриархальной жизни, и определила возможность удивительно органичного слияния социально-аналитического элемента с устной народной поэзией, которое мы находим в поэзии Некрасова этой поры.

Ссылка на основную публикацию