Анализ стихотворения Полонского Блажен озлобленный поэт

Анализ стихотворения «Блажен озлобленный поэт» Полонского

«Блажен озлобленный поэт» – полемическое стихотворение, выражающее один из взглядов на поколение ХIX века и роль поэта в обществе. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем быстро и качественно подготовиться к уроку, используя краткий анализ «Блажен озлобленный поэт» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1872 году как ответ на стих Н. А. Некрасова «Блажен незлобливый поэт».

Тема стихотворения – взаимосвязь поэта и общества, роль поэтического искусства в общественной жизни.

Композиция – Стихотворение Я. Полонского – монолог-рассуждение лирического героя, который условно можно поделить на две части. В первой в центре внимания находится поэт, во второй – поэт и поколение его современников. На строфы произведение не делится.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последних четырех строках рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви – зародыши идей».

Эпитеты«озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

Сравнения«он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

История создания

Литература знает немало примеров споров между поэтами, которые развивались на почве актуальных проблем: заданий словесного творчества, его роли в развитии общества, художественных особенностей. Этот список далеко не полный. В первой половине ХIX века разгорелась полемика между приверженцами гоголевского и пушкинского направлений. Это стало толчком для написания Н. Некрасовым программного стихотворения «Блажен незлобливый поэт» в 1852 г. История создания анализируемого произведения связана с этими событиями.

Я. Полонский не принадлежал ни к одному направлению, но с Некрасовым он вскоре вступил в творческую полемику. В 1872 году поэт написал полемический стих «Блажен озлобленный поэт», взяв за основу произведение Некрасова. Существует две редакции стихотворения Полонского. Первый вариант был принят не всеми журналами из-за острой характеристики поколения. Поэт отмечал, что ничего не имел против Некрасова, а полемика была направлена на некоторые его взгляды.

Анализируемое произведение раскрывает вечную проблему поэта и общества, их взаимосвязи. Автор показывает, что личность поэта развивается в общественной среде и если мастер слова воспитывается среди злобы и ожесточенья, то и сам он становится озлобленным. За таким положением вещей Я. Полонский наблюдает с иронией, а иногда и сокрушением.

Лирический герой стихотворения – представитель «детей озлобленного века» . С позиции своего поколения он дает характеристику поэту, пытаясь найти в нем лучшие черты. Блаженным герой считает поэта, который озлобился, даже если при этом была искалечена его нравственность. Такой мастер слова никогда не останавливается, не опускает руки, он постоянно пытается найти выход. Лирический герой считает его сильным, поэтому сравнивает с титаном. Озлобленный поэт не слушается сердца или других людей, руководствуется только своим умом. Он не покоряется даже богам, а своими стихами способен встревожить даже «мужей солидных» .

Идеальный поэт, по мнения Я. Полонского неподкупный, не любит лицемерия. Его сила в отрицанье и непоколебимых идеях, рожденных в любви. Главная же причина, почему народ следует за «озлобленным поэтом» – его крик и пороки сливаются с народными. Вместе с народом он испил яд из общей чаши.

Композиция

Стихотворение по смыслу делится на две части: в первой автор создает образ «озлобленного поэта», во второй дополняет эту характеристику описанием общества, в котором живет этот самый поэт. Первая часть гораздо объемнее второй, обе они тесно переплетены и являют собой единое целое. Формального разделения на куплеты в стихотворении нет.

Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор размышляет в стихотворении над актуальной проблемой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Я. Полонский использует перекрестную рифмовку АВАВ, а в последних строках – кольцевую. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует разнообразную палитру художественных средств. Они помогают воссоздать образы поэта и общества, разоблачить проблемы эпохи.

Главную роль играет метафора: «нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви – зародыши идей». Дополняется картина эпитетами: «озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

Сравнений в тексте всего два: «он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

Средства выразительности подчеркивают настроение лирического героя и автора. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации например, согласных «с», «ц»: «Яд в глубине его страстей, спасенье в силе отрицанья» .

«Блажен незлобивый поэт» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

История создания

Стих был написан в 1852 г. В этот год отмечалась годовщина смерти Н. В. Гоголя. Некрасов посвятил свою работу писателю, но в то время Николай Васильевич был в опале, поэтому прямых упоминаний о нем в тексте нет. Некрасов считал, что гибель Гоголя — невосполнимая потеря для русской литературы. Также он был солидарен с позицией писателя.

В «Мертвых душах» Николай Васильевич четко обозначил свое мнение о роли творческого человека в обществе. Истинное искусство должно безжалостно обличать пороки общества, высмеивать их, отражать горькую правду.

Но Некрасов не только о Гоголе написал свое стихотворение. Он создал обобщенный образ поэта, который отражал позицию автора.

Интересно, что в 1872 году Петр Полонский написал ответный стих «Блажен озлобленный поэт». Анализ этой работы показывает, что творца создает общество. Если вокруг него будет только злоба, то он станет ожесточенным.

Краткое содержание

В первом четверостишии автор рассказывает, что по-настоящему блажен поэт, который не имеет желчи и злобы. В нем много чувств, он любит спокойно общаться с коллегами по цеху. Толпа сочувствует такому творцу, поддерживает его. Поэт не использует сатиру, ведет себя миролюбиво, поэтому он привлекателен для обывателей. Ему удается властвовать над толпой.

Современники готовы поставить памятник такому поэту. Они удивляются его уму, не злословят и не гонят его. Но существует еще один вид творческих людей — обличители. Им уготована иная судьба.

Обличитель будет стоять над толпой, использовать сатиру и подпитываться ненавистью. Его задача заключается в том, чтобы карать и высмеивать, унижать, вызывать сильные эмоции. Именно за это он будет ненавидим обществом. Его преследуют осуждения, оскорбления, злость толпы. Но это только подпитывает вдохновение творца.

Каждое произведение бунтаря будет восприниматься людьми с ненавистью. Ему не грозит строительство памятника при жизни. Но его это не беспокоит, намного важнее обличать пороки. Его настоящие заслуги оценят только после смерти.

Художественные приемы

Стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» анализ позволяет лучше понять особенности произведения. Работу можно условно разделить на две части — в первой описывается любимец толпы, во второй — бунтарь. Композиция стихотворения построена на противопоставлении. Незлобивый поэт больше любим публикой, а обличитель вызывает только ненависть.

Жанр работы — гражданская лирика. Некрасову удалось создать два целостных образа, каждый из которых имеет свои особенности. Первый поэт мирный, спокойный, его обожает публика. Второй творец — бунтарь, он способен вызывать множество чувств, но его только оскорбляют и осуждают. При написании работы Некрасов использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта гений становится благородным, путь — тернистым, а ропот хвалы — сладким;
  • метафора — автор считает, что первый лирический герой лишен желчи;
  • сравнение — Некрасов сравнивает сочувствие толпы с ропотом волн.

Стихотворение показывает два пути развития творца. Какой из них выбрать, каждый решает сам. Некрасов предпочел стать бунтарем, он призывает обличать и осуждать пороки общества, высмеивать их. Пусть это не приносит одобрения публики, но его совесть будет чиста.

Читайте также:  Анализ стихотворения Рождественского Мгновения

Анализ стихотворения «Блажен незлобивый поэт» (Н. Некрасов)

Николай Некрасов, как и многие русские поэты, по-особенному видел предназначение поэтического творчества. Понять внутренний мир автор, увидеть мотив, проходящий красной нитью сквозь всю его поэзию, вам поможет Многомудрый Литрекон, который подготовил разбор произведения «Блажен незлобивый поэт».

История создания

Произведение было создано на годовщину смерти великого сатирика – Н.В. Гоголя (1852 год). Некрасов разделяет мнение писателя о предназначении деятеля литературы (которое Н.В. Гоголь выразил в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души»).

Он считает, что истинное искусство показывает все недостатки общества, отражает самую неприятную правду. Несмотря на то, что прототипом «обличителя толпы» мог быть Н.В.Гоголь, Некрасов создал обобщенный образ поэта, к которому причислял и себя.

Жанр, направление, размер

Основную часть своего творчества Некрасов посвятил гражданской лирике. К этому жанру можно отнести и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Направление произведения – реализм. Ему свойственно изображение современного общества, все персонажи реальны.

Некрасов раскрывает черты характера истинного поэта, пишет о его нелегкой судьбе. Особенность лирического героя заключается в том, что он «любит ненавидя». У автора любовь к Родине проявляется через обличение её пороков, через отрицание. «Карающая лира» — вечный спутник героя стихотворения. Перенимая традиции предшественников и в теме, и в размере, Некрасов пишет произведение четырехстопным ямбом.

Композиция

Композиция стихотворения основана на контрасте. «Незлобивый поэт» противопоставляется «обличителю толпы». Таким образом, произведение разделяется на две части, в каждой из которых создан разный «лексический мир»:

«звуки одобренья» — «дикие крики озлобленья»;

«миролюбивая лира» — «враждебное слово отрицанья»;

«при жизни памятник готовят» — «со всех сторон его клянут».

Основная мысль раскрывается на контрасте двух образов, который подчеркивается приемом композиционной антитезы.

Образы и символы

Центральный образ в стихотворении – образ поэта. Автор показывает два типа деятелей искусства. В первой части изображен «незлобивый поэт», который заслуживает и уважение к себе, и обожание своей «миролюбивой лирой». Его считают умным, при жизни ставят памятник, однако деятельность такого рифмоплета бесполезна, по мнению лирического героя. Во второй части представлен «обличитель толпы». К таким относит себя и лирический герой стихотворения. Такой поэт с ненавистью, вооруженный сатирой, выливает всю желчь на окружающий мир. Его повсюду ожидают «дикие крики озлобленья», и речь «плодит ему врагов суровых». Но в этом проявляется любовь поэта к своей отчизне – в готовности всегда способствовать процветанию родины, видеть все слабые места, но не переставать испытывать самые искренние и сильные чувства.

Как и в стихотворении «О Муза! я у двери гроба…», в произведении «Блажен незлобивый поэт» создан образ толпы. Лирический герой с иронией относится к обществу, которое его окружает. Люди предпочитают «миролюбивую лиру», в которой нет дерзкой сатиры, резкого и грубого тона. Они гонят и презирают того, кто указывает на их несовершенство, обличает «страсти и заблуждения» толпы. Лирический герой смеётся над таким обществом обывателей. «И умные, и пустые люди» одинаково судят поэта — обличителя.

Темы и проблемы

Основная тема данного стихотворения – предназначение поэтического ремесла. Некрасов в этом вопросе придерживается гражданской позиции: по его мнению, лира должна идти на благо обществу. Предназначение поэта состоит в том, чтобы показывать народу слабые места общества, несовершенство сложившегося порядка.

Также автор затрагивает тему патриотизма. Он воспевает любовь к своей Родине через ненависть, ведь поэт должен обличать невидимые другим «тёмные» стороны России, но при этом ни за что не отступаться от неё, всегда идти бок о бок с народом.

В стихотворении отражена проблема трагической судьбы поэта-обличителя. В отличие от «незлобивого», которому народ при жизни ставит памятник, его — «преследуют хулы», «со всех сторон его клянут». Такого автора ожидает лишь непонимание общества, вечное гонение. Он служит для тех, кто неуважительно относится к его труду. К сожалению, лишь после смерти они поймут, как «любил он — ненавидя!».

Основная идея

Главная мысль стихотворения – отразить миссию поэта, которая состоит в том, чтобы пробуждать своей лирой деятельную любовь к родине, поднимать народ к борьбе с несправедливостью. Чистое искусство услаждает слух богачей, из-за этого они и не задумываются о судьбе бедняков и все также паразитируют на них. Но если творчество обрушит на них всю правду, заставит объективно оценить происходящее, тогда и перемены не заставят себя долго ждать.

Смысл стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» — донести до читателя сущность этой ненавидящей любви. Прежде всего, такому поэту необходимо быть настоящим гражданином. Задача искусства – приносить пользу обществу, а не создавать «миролюбивую лиру». Нужно обжигать дерзкой сатирой, острить, обличать. Только тогда деятель искусства (в частности – поэт) будет выполнять своё истинное предназначение.

Средства художественной выразительности

Некрасов в стихотворении использует различные тропы, понимание которых необходимо при анализе произведения.

В произведении можно увидеть такой троп, как метафора. Она встречается уже в первой строфе. Выражение «в ком мало желчи, много чувство» означает тихий, спокойный нрав поэта. Он не будет противостоять обществу, создавать абсурдные стихотворения, поражающие людей правдой.

Так же во второй строфе Некрасов использует сравнение. «Сочувствие в толпе» он называет «ропотом волн». Ведь для поэта хвала людей, уважение – так же ласковы, как и звуки умиротворенной стихии.

Важную роль в лирическом тексте играют эпитеты. Они придают словам необходимый оттенок: «благородный гений», «тернистый путь», «сладкий ропот хвалы», «дикие крики озлобленья».

«Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 г. на смерть Гоголя и опубликовано в журнале Современник № 3 за 1852 г. Стихотворение перекликается с лирическим отступлением в первом томе «Мёртвых душ» Гоголя. Отступление Гоголя – своеобразный манифест гражданского писательского направления (так называемого «гоголевского») против направления «чистого искусства».

Прототипом поэта-сатирика был Гоголь, но образ поэта обобщённый. Это передовой поэт своего времени. К таковым Некрасов причислял и самого себя. Неизвестно, кто был прототипом незлобивого поэта, возможно, Жуковский.

Литературное направление, жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской поэзии. Некрасов как поэт реалистического направления доказывает, что только поэт с твёрдой гражданской позицией, поэт обличающий – истинная сущность поэта.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф и условно делится на 2 части. Первые 4 строфы посвящены незлобивому поэту, последние 6 – поэту-обличителю, поэту-сатирику. В основе композиции – антитеза.

Тема стихотворения традиционна для Некрасова – тема поэта и поэзии, а шире – творца и предмета его творчества. Это спор о жанрах стихотворений, соревнование между интимной, пейзажной лирикой – и гражданской.

Основная мысль: жизнь гражданского поэта-сатирика лишена славы и почестей, только через время поймут, что в основе его насмешек – любовь и желание изменить мир. Но только таким и должен быть поэт.

Тропы и образы

В стихотворении не только первые строфы противопоставлены последним, всё оно целиком строится на антитезах. Рассматривая творчество незлобивого поэта, Некрасов не просто описывает его выгоды, но и противопоставляет их неудобствам, которых он лишён: мало желчи – много чувства, сочувствие толпы – сомнения в себе, беспечность и покой, миролюбивая лира – дерзкая сатира, памятник при жизни – гонят, злословят. Некрасов не насмехается над незлобивым поэтом. Кажется, он даже завидует ему. Блажен – значит окружён добром, счастьем. Образ поэта сопровождают положительные эпитеты: незлобивый поэт, искренний привет, миролюбивая лира, великий ум. Ирония видна разве что в упоминании привета от друзей спокойного искусства (Некрасов негативно относился к «чистому искусству», что видно и из этого стихотворения). С помощью сравнений и метафор Некрасов изображает величие незлобивого поэта: сочувствие толпы ласкает ухо, как ропот волн, «он прочно властвует толпой своей миролюбивой лирой». Сомнения в себе, которым чужд поэт, Некрасов называет пыткой творческого духа (метафора). К этой пытке был склонен сам Некрасов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вознесенского Сага

О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

Второй тип поэта тоже описывается с помощью противопоставлений: благородный гений – обличитель страстей и заблуждений толпы, «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья», любовь во враждебном слове отрицанья, любит – ненавидя. Но антитезы второй части неполные: поэт находит положительное в отрицательном, включает хорошее в плохое.

Рисуя творческий путь поэта во второй части, Некрасов использует метафоры: нет пощады у судьбы, проходит он тернистый путь, его преследуют хулы, звуки его речей плодят суровых врагов, со всех сторон его клянут. Причина такой тяжёлой жизни – в гражданской обличающей позиции поэта: благородный гений обличает страсти и заблуждения толпы, он питает грудь ненавистью, вооружает уста сатирой, лира его карающая (метафоры). Такое противостояние приводит к сомнениям: он верит и не верит вновь «мечте высокого призванья».

Но поэт не может молчать, потому что мотив обличения – любовь: через враждебное отрицание он проповедует любовь, он любит ненавидя. Казалось бы, это оксюморон, совмещение несовместимого. Но можно любить людей и ненавидеть недостатки в них. Люди потому ругают обличителя, что он затрагивает потаённые струны их душ, открывает правду, которую они скрывали даже от себя. Суровые враги плодятся и из умных, и из пустых людей (эпитеты), слышащих звуки обличенья. Клеймят и клянут поэта «со всех сторон», то есть даже образованные люди не склонны с радостью принимать обличение. Такова человеческая природа.

Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная.

Поэт Яков Петрович Полонский

жизнь и творчество

Образ поэта-гражданина

Полонскому было хорошо известно стихотворение Некрасова «Блажен незлобивый поэт. », написанное в 1852 году:

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе –
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Яков Петрович в своем стихотворении, написанном в 1872 году, по-иному развивает тему, намеченную «печальником горя народного», и создает обобщенный образ поэта-гражданина:

Блажен озлобленный поэт,
Будь он хоть нравственный калека,
Ему венцы, ему привет
Детей озлобленного века.

Он как титан колеблет тьму,
Ища то выхода, то света,
Не людям верит он — уму,
И от богов не ждет ответа.

Своим пророческим стихом
Тревожа сон мужей солидных,
Он сам страдает под ярмом
Противоречий очевидных.

Всем пылом сердца своего
Любя, он маски не выносит
И покупного ничего
В замену счастия не просит.
…………………………..
Невольный крик его – наш крик,
Его пороки – наши, наши!
Он с нами пьет из общей чаши,
Как мы отравлен – и велик.

Издатель «Вестника Европы» М.М. Стасюлевич, которому Полонский предложил стихотворение, печатать его отказался, очевидно, из опаски приобрести репутацию редактора, поощряющего поэзию революционного и публицистического звучания. В письме Полонскому Михаил Матвеевич, хорошо знавший характер поэта, откровенно признавался: «Добрейший Яков Петрович, если бы не Вы мне сами отдали эти стихи, то не поверил бы, что они Ваши. Это совсем не похоже на Вас: Вы не умеете злиться и ругаться, а тут то и другое есть. Наконец, слепой увидит, к кому Вы адресуете эти строфы: это ведь личность». В ответном письме от 23 февраля 1872 года Яков Петрович возражал: «Когда я писал стихи мои, я имел в виду вовсе не Некрасова, а Истину, – ту истину, которой не угадал Некрасов, когда писал стихи свои: «Блажен незлобивый поэт». К нему обращать стихи мои – и только к нему – было бы прилично, если бы было справедливо. Но это несправедливо, а стало быть, и неприлично. Факт тот – что в 19 веке – европейское общество сочувствует не незлобивым, а озлобленным – и стихи мои не что иное, как поэтическая формула, выражающая этот факт. Почему это так? Какая причина, что, чем глубже, смелее и всестороннее отрицание, тем более в нас восторженного сочувствия, и почему положительные идеалы, как бы крупны и блестящи они ни были, восторгом сладостным наш ум не шевелят?

Это решать уже не мое дело – это дело критики (если таковая имеется). Я сам наполовину сочувствую отрицателям, сам не могу освободиться от их влияния и нахожу, что в том есть своя великая, законная причина, обусловливающая наше развитие.

Знаете ли Вы, скажу Вам между прочим, отчего происходят мои скитания по редакциям? Вероятно, Вы думаете, что это происходит по слабости моего характера. Напротив, оттого, что у меня его слишком много. Никак не могу я к чему-нибудь или к кому-нибудь примениться – писать в одном тоне, связать мысль мою. Никому я вполне угодить не в силах, никакая редакция не станет печатать всего того, что мне вздумается написать, – каждая непременно хочет, так сказать, процедить меня. Может ли при этом сохраниться личность или характеристические черты писателя? Едва ли. Уничтожьте дурные стороны лица, сгладьте угловатости, сотрите тени – и лица не будет».

Это письмо Полонского выходит за рамки частного послания поэта издателю. В нем автор размышляет о творческом поведении писателя вообще и о своем характере в частности. Размениваться по мелочам Полонский не мог, раздвоенности личности творца не терпел и предпочитал рассылать свои произведения по разным редакциям, вместо того чтобы править их в угоду тому или иному редактору или издателю. Он понял главное в литературном (впрочем, не только в литературном) творчестве: главное – оставаться самим собой. Все остальное сделает время.

Полонский объяснил свою творческую позицию редактору-издателю «Вестника Европы» достаточно убедительно, однако осторожный Стасюлевич опубликовать стихотворение отказался.

Полагают, что первоначальный вариант стихотворении Полонского, посланный Стасюлевичу, был более острым и тенденциозным. В нем отчетливо звучали антинекрасовские мотивы.

Б.М. Эйхенбаум отыскал и опубликовал этот вариант. Эпиграфом к этому варианту послужила строка Некрасова «Блажен незлобивый поэт», а само стихотворение имело заголовок «Мы и поэты».

Блажен озлобленный поэт, Будь он хоть нравственный калека, Ему так искренен привет Больных детей больного века! Кто свой художественный труд Считает суетной забавой, Кто сам в людской не верит суд, Но жадно гонится за славой -Кто желчи дорогой запас Хранит как лучший дар страданья, Кто как детей пугает нас Холодным смехом отрицанья.

Брани того, кого браним, И если ты неуязвим, Как Бог – с такими божествами Иметь мы дело не хотим.

Читайте также:  Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

Очевидно, переписка со Стасюлевичем заставила Полонского переработать свое стихотворение, сгладив некоторые «острые углы» и смягчив спорные места. Впервые оно увидело свет два года спустя в литературном сборнике «Складчина», вышедшем в Петербурге в 1874 году в пользу пострадавшим от голода в Самарской губернии.

Тургенев, вообще не жаловавший Некрасова, оценил стихотворение Полонского, перекликающегося с некрасовской «музой мести и печали», весьма сдержанно. В письме к автору стихотворения из Парижа от 2 (14) марта 1872 года он сообщал: «По заведенной между нами привычке быть откровенным скажу тебе, что присланное тобою стихотворение «Блажен озлобленный поэт» не совсем мне нравится, хотя и носит печать твоей виртуозности. Оно как-то неловко колеблется между иронией и серьезом -оно либо недовольно зло, либо не довольно восторженно – и производит впечатление в одно и то же время и неясное и напряженное».

Полонский с оттенком некоторой зависти к «поэту-гражданину» писал Тургеневу в 1873 году: «Изо всех двуногих существ, мною встреченных на земле, положительно я никого не знаю счастливее Некрасова. Все ему далось – и слава, и деньги, и любовь, и труд, и свобода». Сам же Полонский, кроме внутренней свободы и любви ничего не имел. А что же слава? Она, как известно, дама капризная – не каждому в руки дается.
«Скажут, что я славолюбив, – писал он в дневнике, – но у меня нет ни сребролюбия, ни сластолюбия – надо же живому человеку хоть какую-нибудь страсть иметь. »

Но, как это ни странно, шлейф дурной «славы», а вернее – откровенных сплетен тянулся за ним по всему Петербургу. Люди, хорошо знавшие добрый характер поэта, его трезвый образ жизни, поверить в эти пересуды не могли, но от злых языков разве можно было куда-то спрятаться? Полонский сам признавался: «Раз зашел я к одному доктору – кажется Красильникову, он меня спрашивает: лежал ли я в такой-то больнице?

– Никогда не лежал ни в какой больнице.

– Странно — там лежал недолго какой-то Полонский, который называл себя поэтом, буянил, посылал прислугу за водкой и грозился во всех газетах напечатать на больничное начальство донос или пасквиль, если оно будет стеснять произвол его».

Вот еще одно признание Полонского: «Сослуживец мой, член комитета Любовников, раз ехал в дилижансе на Парголово. В дилижансе шла речь о русских поэтах:

– Все пьяницы, – сказал один из пассажиров.

– А Полонский? – спросил другой.

– С утра без просыпу пьян, – утвердительно сказал тот же пассажир». Яков Петрович близко принимал к сердцу подобные пересуды, но его действительная слава, слава глубоко самобытного русского поэта, с годами становилась все прочней и шире.

«Блажен озлобленный поэт» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – история создания, жанр

«Блажен озлобленный поэт» – полемическое стихотворение, выражающее один из взглядов на поколение ХIX века и роль поэта в обществе. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем быстро и качественно подготовиться к уроку, используя краткий анализ «Блажен озлобленный поэт» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1872 году как ответ на стих Н. А. Некрасова «Блажен незлобливый поэт».

Тема стихотворения – взаимосвязь поэта и общества, роль поэтического искусства в общественной жизни.

Композиция – Стихотворение Я. Полонского – монолог-рассуждение лирического героя, который условно можно поделить на две части. В первой в центре внимания находится поэт, во второй – поэт и поколение его современников. На строфы произведение не делится.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последних четырех строках рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви – зародыши идей».

Эпитеты«озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

Сравнения«он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

История создания

Литература знает немало примеров споров между поэтами, которые развивались на почве актуальных проблем: заданий словесного творчества, его роли в развитии общества, художественных особенностей. Этот список далеко не полный. В первой половине ХIX века разгорелась полемика между приверженцами гоголевского и пушкинского направлений. Это стало толчком для написания Н. Некрасовым программного стихотворения «Блажен незлобливый поэт» в 1852 г. История создания анализируемого произведения связана с этими событиями.

Я. Полонский не принадлежал ни к одному направлению, но с Некрасовым он вскоре вступил в творческую полемику. В 1872 году поэт написал полемический стих «Блажен озлобленный поэт», взяв за основу произведение Некрасова. Существует две редакции стихотворения Полонского. Первый вариант был принят не всеми журналами из-за острой характеристики поколения. Поэт отмечал, что ничего не имел против Некрасова, а полемика была направлена на некоторые его взгляды.

Анализируемое произведение раскрывает вечную проблему поэта и общества, их взаимосвязи. Автор показывает, что личность поэта развивается в общественной среде и если мастер слова воспитывается среди злобы и ожесточенья, то и сам он становится озлобленным. За таким положением вещей Я. Полонский наблюдает с иронией, а иногда и сокрушением.

Лирический герой стихотворения – представитель «детей озлобленного века». С позиции своего поколения он дает характеристику поэту, пытаясь найти в нем лучшие черты. Блаженным герой считает поэта, который озлобился, даже если при этом была искалечена его нравственность. Такой мастер слова никогда не останавливается, не опускает руки, он постоянно пытается найти выход. Лирический герой считает его сильным, поэтому сравнивает с титаном. Озлобленный поэт не слушается сердца или других людей, руководствуется только своим умом. Он не покоряется даже богам, а своими стихами способен встревожить даже «мужей солидных».

Идеальный поэт, по мнения Я. Полонского неподкупный, не любит лицемерия. Его сила в отрицанье и непоколебимых идеях, рожденных в любви. Главная же причина, почему народ следует за «озлобленным поэтом» – его крик и пороки сливаются с народными. Вместе с народом он испил яд из общей чаши.

Композиция

Стихотворение по смыслу делится на две части: в первой автор создает образ «озлобленного поэта», во второй дополняет эту характеристику описанием общества, в котором живет этот самый поэт. Первая часть гораздо объемнее второй, обе они тесно переплетены и являют собой единое целое. Формального разделения на куплеты в стихотворении нет.

Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор размышляет в стихотворении над актуальной проблемой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Я. Полонский использует перекрестную рифмовку АВАВ, а в последних строках – кольцевую. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует разнообразную палитру художественных средств. Они помогают воссоздать образы поэта и общества, разоблачить проблемы эпохи.

Главную роль играет метафора: «нравственный калека», «дети озлобленного века», «страдает под ярмом противоречий очевидных», «в любви – зародыши идей». Дополняется картина эпитетами: «озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужа солидные», «невольный крик».

Сравнений в тексте всего два: «он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».

Средства выразительности подчеркивают настроение лирического героя и автора. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации например, согласных «с», «ц»: «Яд в глубине его страстей, спасенье в силе отрицанья».

Ссылка на основную публикацию