Анализ стихотворения Вознесенского Сага

«Сага (Я тебя никогда не забуду…)» А. Вознесенский

«Сага» Андрей Вознесенский

Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.

И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.

И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Анализ стихотворения Вознесенского «Сага»

Наверное, самая проникновенная песня о трагической любви была исполнена в рок-опере «Юнона и Авось». Это романс «Я тебя никогда не забуду», стихи для которого написал Андрей Андреевич Вознесенский в 1977 году. Как нельзя лучше это стихотворение описывает чувства героев рок-оперы, но ещё больше оно говорит о переживаниях самого поэта.

Известно, что на протяжении семи лет у Андрея Андреевича был роман с актрисой Татьяной Лавровой. Это было запретное чувство, поскольку оба влюблённых имели законных супругов. Влечение было настолько сильным, что они не могли ему сопротивляться. Но рано или поздно в отношениях между мужчиной и женщиной наступает такой момент, когда страсть становится разрушительной, приносит больше страданий, чем радостей, и в прямом смысле ломает жизнь. Несмотря на то, что Вознесенский и Лаврова по-настоящему любили друг друга, они должны были расстаться.

Именно об этом произведение «Сага». В нём поэт говорит от первого лица. Рассказывая о тяжёлом прощании, поэт подробно описывает каждый шаг лирического героя:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.

Каждая строфа, за исключением первой и предпоследней, заканчивается эпифорой – фразой «Я тебя никогда не увижу». Это постоянное повторение напоминает молитву и усиливает чувство тоски и безысходности. Лирический герой даже восклицает: «Боже всевышний!»

Несомненно, герою очень трудно покидать любимую. Он стремится защитить её от боли, заботится о её здоровье («заслонивши тебя от простуды»), но не может остаться с ней, несмотря на то, что этим причиняет ей не меньшие страдания. В последний раз он вглядывается в милые глаза. Здесь поэт использует необычную метафору, сравнивая их со спелыми ягодами:
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.

Герой даже пытается приободриться и убедить себя, что так лучше, что глаза слезятся не от невысказанной боли, а от ветра. И что возвращение не состоится, потому что это просто примета плохая, а не горькая судьба.

Кажется, всё напоминает герою о возлюбленной. Даже вода, подёрнутая рябью, похожа на нежную кожу, на которой проступили мурашки внезапного от холодка:
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу…

Это мучительное прощание благодаря образам, использованным в стихотворении, становится похожим на смерть:
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу…

В этой строфе речь, конечно, идёт об идее перерождения, упоминающейся в произведениях персидского поэта Гафиза (Хафиза) Ширази. В следующем четверостишии поэт сравнивает недомолвки, которые когда-то случались между влюблёнными, с неприятием живыми душами «пустоты неживой». Автор понимает, что эти обычные человеческие сложности – мелочь перед лицом вечности и небытия.

Кроме того, на смерть указывают и последние строки:
И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда…

То есть, чувство героя настолько сильно, что его слова, обращённые к возлюбленной, достигают даже неба, где обретаются души после смерти. Однако для обитателей иного мира они окажутся бессмысленными. Впрочем, даже если души влюблённых и встретятся в следующей жизни, герой уверен, что им не суждено узнать друг друга и снова быть счастливыми.

Произведение «Сага» написано в стихотворном размере анапест. Строки рифмуются перекрёстно (abab). Все строки имеют женские окончания.

Благодаря упоминанию знакомых современному читателю мест («Адмиралтейство и Биржа» на берегах Невы в Санкт-Петербурге), живописных сравнений и образов («воду в мурашках запруды»), это стихотворение становится близким и понятным каждому, чьё сердце хотя бы раз посещала любовь. «Сага» — очень сильное произведение, которое способно заставить сопереживать героям любого читателя.

О стихе “Сага“ Вознесенского

недавно наткнулась на такой вот разбор..
по правде говоря, самой очень нравится песня в исполнении Караченцева
и всегда казалось, что она как раз таки уместна в мюзикле)
_________________________________________

(текст стиха)
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернёмся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминёмся.
Я тебя никогда не увижу.

И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.

И качнётся бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
——————————-

Мне показалось интересным сделать достаточно подробный разбор этого стиха из-за любопытной ситуации. Этот стих стал популярен в качестве текста любовной песни в мюзикле “Юнона и Авось“.
Но как это ни удивительно, он по сути не имеет никакого отношения к любви Резанова и Кончиты.
И к любви вообще.
Хотя очень многим показалось, что это стих про великую любовь.
Этот случай интересен тем, что стих стал восприниматься как то, чем он заведомо не является.

Итак, разберемся – о чем этот стих на самом деле, исходя из текста стиха, а не из его интерпретации в мюзикле, где общий сюжет, музыка, игра актеров, исполнение делают из него нечто другое.

Будем исходить из того, что хороший стих – это нечто целое, где нельзя произвольно воспринимать одно, и отказываться воспринимать другое.

Для начала – стих отношения к Резанову не имеет.
Начиная с первых строчек – которые никак не могут описывать поведение Кончиты (разбудишь, проводить необутая выйдешь). Которая провожала Резанова вовсе не так. Далее – Адмиралтейство и Биржа, вода в мурашках запруды – явно не имеют отношения к Калифорнии.
Заключаем: место действия стиха – вовсе не то.
Уже из этого можно заключить, что стих писался вовсе не для данного мюзикла.
По каким причинам он оказался вставлен в мюзикл – я гадать не хочу, но так есть. Чуждый стих урезан и вставлен.
Итак, идею, что стих имеет какое-то отношение к мюзиклу (кроме того, что он туда вставлен), оставляем в покое.

Из самого стиха нетрудно увидеть, что место действия стиха – Петербург, чего автор никак не скрывает и не маскирует.

А вот о чем стих.
Многим кажется, что о любви.
Но о чьей любви?
Разве Лиргерой любит женщину?
Достаточно прочитать фразу “возвращаться – плохая примета“. Которая никак не может быть сказана любящим мужчиной женщине, которая надеется на его возвращение. (а в устах Резанова – это жестокое глумление над Кончитой – но волшебная сила искусства делает многих глухими к некоторым вещам)
Это – издевка над ее надеждами.
Если тут кто-то и любит – то не ЛГ, а женщина.

А если читать внимательно, то уже в первой же строфе странное – ЛГ прямо говорит – ты меня никогда не увидишь. Что в отсутствие всяких разъяснений – говорит о том что она ЛГ довольно безразлична. Он не собирается возвращаться.

Так что же происходит, и почему?
В стихе прямо не сказано, но достаточно внимательно прочитать его.
Читатели как-то упускают – Адмиралтейство и Биржу ЛГ тоже никогда не увидит.
Если к женщине он просто не хочет возвращаться, то почему зарекается видеть памятники архитектуры?
Причина для этого может быть только одна – он навсегда покидает. Либо страну. Либо этот свет.
Первое можно исключить, ибо повисает в воздухе Гафиз.
Во ВСЮ логику стиха вписывается только одно – покидание этого света.

Наиболее вероятно – ЛГ получил страшный диагноз – жить ему осталось недолго.
Возможно, именно поэтому он и не хотел впадать в какие-то серьезные чувства к женщине. А может и изначально не планировал ничего, кроме командировочной интрижки.
Здесь возможно разное прочтение.

Но именно этим можно объяснить все его поведение по отношению к ней. И заявление в первой строфе.
И “плохая примета“ – как горькая ирония и по отношению к ее чувствам, и по отношению к себе.
Нежелание сказать ей, в чем дело. Хоть вовсе не факт, что он сказал бы “я вернусь“, если бы был здоров.

Герой прощается не только с ней, да и пожалуй не столько с ней, сколько со всем подряд, включая реку и здания. Прощается с жизнью.
Женщина – здесь скорее повод завязать изложение. Деталь важная для изложения сюжета. Но не определяющая.
Определяющая – прямо не называется.
Но обсуждается.

Строки
“Даже если на землю вернёмся
мы вторично, согласно Гафизу. “
совершенно неуместные и нелогичные в стихе про расставние влюбленных, вполне уместны в речи ЛГ, собирающегося покидать этот мир.
Этот мир, а не просто женщину.
Перед этими строками подразумевается (хотя и не озвучивается) неизбежность покидания мира.
Ну а то, что “разминемся“ даже в будущей жизни – просто иносказание – я не люблю тебя, мы не созданы друг для друга.

Строфа
“И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.“

Читайте также:  Анализ стихотворения Полонского Блажен озлобленный поэт

-если перевести на обчный язык, звучит – неудачность любви – мелочь по сравнению с обреченностью живого на смерть.
И никакая любовь не может отогреть от такого холода.
Что опять-таки вполне соответствует чувству обреченности ЛГ, и совершенно неуместно было бы, если бы стих был о любви.
В переводе на личный план – да что за дело ЛГ до любви женщины, если ему скоро покидать этот свет.
Стоит здесь отметить разве что, что он, возможно, не совсем безразличен к женщине, так как и ее включает в свои горестные мысли.

“И качнётся бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда: “

вполне логичное для настроения умирающего ЛГ.
Вполне понятно слово “бессмысленной“ – ибо в предыдущей строфе сказано, что эти любовные проблемы – мелочь, по сравнению со смертью.
На этом стих заканчивается.

Подводя предварительный итог – нет никаких оснований считать, что главная тема стиха – любовь.
Нет оснований считать, что ЛГ всерьез любит женщину.
Есть все основания считать, что ЛГ смертельно болен и ему предстоит вскоре умереть.
Ну а теперь можно вернуться, и прочитать стих взглядом, очищенным от наслоений, вызванных мюзиклом.

ЛГ смертельно болен и знает, что жить осталось недолго.
“Любовная“ линия здесь, как я понимаю, появилась вследствии того, что традиционно считается, что любовь – противница смерти, “мы любим это значит мы не умрем“, если умрем, то обязательно встретимся в новой жизни итп.
А стихе Лиргерой производит РАЗВЕНЧИВАНИЕ всего этого.
Основное содержание стиха – страх и сожаление ЛГ, размышления о смерти. Мысли, что и любовь – “так минимальна“ рядом со смертью.

В первой строфе – “ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь“ – звучат, как уверенность ЛГ, что она его действительно любит, но он не собирается/несможет вернуться к ней.

Во второй строфе вроде как о любви.
“я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу»“

но только вроде как, если вырвать их контекста всего стиха. Если в контексте стиха – это сожаление не о конечности любви, а о конечности собственной жизни. Не забуду не от великой любви, а из-за конечности отпущенного времени, в котором ничего не сможет произойти, того, что могло бы “заслонить“ то немногое, что сейчас есть.
Непосредственно за этим следуют архитектурные памятники и река, с такими же “эпитетами“.
Вклиниваясь в его мысленное общение с женщиной.
И потому нет оснований считать, что его отношение к женщине иное, чем к Адмиралтейству.

После Адмиралтейства – опять возврат к женщине.
Кому-то сравнение глаз с вишнями кажется замечательной находкой. На деле – основательно заезженный образ.
Можно считать это допущенной слабиной поэта.
А можно считать и за иронию – мне помирать, а ты тут зенками лупаешь. (то или иное предоставляю решать читателю).
Там более, что дальше идет откровенная ирония, даже издевка.
“Возвращаться — плохая примета.“

Следущая строфа, про возврат на землю – очередное утверждение мысли – твоя любовь и моя склонность/несклонность – мелочь на весах судьбы.
Мысль, повторяемая впрямую в следующей строфе.

И в заключительной строфе – горькая мысль о “бессмысленности“ любовных переживаний, не могущих ничего изменить перед лицом смерти.

————-
Вот собственно и все о содержании стиха. Детали каждый додумает сам.

Кратко о технической стороне:
Рифмоэстеты придрались бы к сплошь “глагольному“ началу рифмовки, и еще к глагольной рифме в середине. И возможно, еще кое к чему..
Но мне лично процарапала уши только рифмовка в последней строфе в сочетании со внезапной схемой рифмовки, из-за чего вначале даже кажется, что рифма потеряна. (хотя возможно, эта перестановка сделана для мюзикла)

И ошибка в построении образного ряда.
Необутая она могла выйти, скорее всего, только в прихожую или на лестничную площадку, где ветра обычно не наблюдается. И откуда вряд ли видно Амиралтейство и прочее.
Мне кажется авторским огрехом именно “необутость“.
Ибо иначе она могла бы выйти првожать до набережной.
Кстати, сама необутость говорит, что Она не собиралась провожать Лиргероя дальше порога.
Что плохо согласуется с его мыслью, что она его “никогда не забудет“.
Так что “необутость“ видимо, все же огрех.

———-
Ну вот и все по стиху.
Но остается широкое поле для размышлений о странностях, слепоте и перекосах в восприятии произведений искусства многими людьми.
И о странностя сценаристов и режиссеров, композиторов, не задумывающихся о серьезном прочтении текстов, с которыми работают.

Анализ стихотворения Вознесенского Сага

История создания. Стихотворение было написано Вознесенским в 1977г. Строки стихотворения легли в основу романса в рок-опере «Юнона и Авось». Стихотворение имеет под собой реальную историческую основу. Между Вознесенским и актрисой Татьяной Лавровой был роман, продолжавшийся в течение семи лет, но этот роман не имел счастливого финала. Оба были женаты, и в один момент страсть стала приносить возлюбленным больше страдания, нежели любви. Тем не менее строки стих-ия говорят о том, что возлюбленные друг другом не забыты.

Вид лирики. Любовная (интимная).

Тема, основная мысль. Тема: любовь двух людей, которые по воле рока не могут быть вместе, но которые всегда будут помнить друг друга и сохранят в своей памяти самые светлые чувства об этих отношениях.

Основная мысль: любовь – прекрасное чувство, но оно способно приносить не только радость и удовольствие, но и печаль и разочарования.

Основное настроение. Все стихотворение пронизано грустью и тоской. Главные герои понимают, что им больше не суждено увидеться и быть вместе, но они питают друг к другу чувства и не смогут подавить их. Грустно от того, что такое светлое чувство любовь дало героям познать боль, тоска связана с тем, что любимым приходится расстаться.

Образ лирического героя. Лирический герой здесь автор. Он испытывает на себе все чувства и является носителем эмоций и переживаний: забота («заслонивши тебя от простуды»), отчаяния («Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни») и др.

Литературное направление. Реализм (любовь не только светлое чувство, но и чувство разрушающее).

Композиция. Стихотворение имеет кольцевую композицию, т.е. начинается с определенных слов и заканчивается («я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду»). Уникальность данного стихотворения в том, что эти строки не только встречаются в начале и в конце, а сопровождают все произведение.

Средства художественной выразительности. Эпифора (я тебя никогда не увижу), эпитеты (безнадежные вишни, пустота неживая, бессмысленная высь), метафоры (вода в мурашках запруды, качнется пара фраз), сравнение (карие вишни, т.е. глаза), ассонанс ( наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою).

Актуальность. Любое произведение о любви (в первую очередь поэтической формы) является актуальным во все времена, поэтому стихотворение Вознесенского актуально для современного читателя.

Картинка к стихотворению Сага

Популярные темы анализов

Стихотворение «Тень друга» написано Батюшковым в 1814 году. Оно посвящено другу поэта, И.А. Петину, который погиб годом ранее при сражении под Лейпцигом. Гибель близкого друга глубоко потрясла Батюшкова,

Зинаида Гиппиус была одним из самых ярких представителей русского символизма. Вместе с супругом Д. С. Мережковским она составила один из самых необычных и продуктивных литературных союзов. Круг ее литературных интересов был чрезвычайно

Стихотворение Есенина « нивы сжаты, рощи голы» было написано в 1917 году, в этих небольших четверостишиях написанных поэтом, затрагивается тема глубокой осени всей ее тоски и печали. Ведь осенью все живое постепенно засыпает,

Стихотворение Александра Блока «В ресторане» входит в цикл «Страшный мир», где лирический герой – одинокий и отчаявшийся, наблюдает за пугающим и пошлым миром. Оно написано в 1910 году и посвящено Ольге Судейкиной –

«Последнее стихотворение» Анны Ахматовой было написано в 1959 году. Всё её творчество наполнено собственными эмоциями и переживаниями, проникает в душу каждого читателя, может вдохнуть энергию, а может отобрать, будто живёт своей жизнью.

Урок одного стихотворения в 11-м классе. “А.Вознесенский “Сага”

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Познакомить уч-ся с личностью и творчеством А. Вознесенского.
  • Учить анализу поэтического текста.
  • Развивать навыки работы со стихотворениями.
  • Воспитывать уважение к русской истории и культуре.

Оборудование:

  • Портрет А. Вознесенского.
  • Графические работы поэта.
  • Видеозапись из рок- оперы « Юнона и Авось».

Ход урока

Эпиграф урока: « Все прогрессы реакционны, если рушится человек». (А. Вознесенский)

1. Слово учителя. 12 малоизвестных фактов из жизни А. Вознесенского.

1) А. Вознесенский – чемпион публичных чтений, он собирал тысячные аудитории в Лужниках. В личном же общении сдержан, никогда не произносит громких слов.

2) Также как И. Архипова и А. Макаревич, Вознесенский закончил архитектурный институт.

3) Любимым состоянием природы для Вознесенского, возможно, является оттепель, так как именно «хрущевская оттепель» породила Вознесенского- поэта.

4) Хрущёв публично кричал на Вознесенского на весь Кремль (1963г.), Брежнев в Кремле подписал указ о присуждении поэту Госпремии (1978г.)

5) А.Вознесенский находит удовольствие в обществе просвещенных собеседников, таких как Б. Пастернак и Р. Рейган; и прекрасных дам, таких как Майя Плисецкая и Жаклин Кеннади – Онассис.

6) А. Вознесенский – автор поэмы с самым коротким названием «О».

7) Вознесенский не одевается ни у Зайцева, ни у Юдашкина. Но его безошибочно можно узнать по клетчатому пиджаку и пестрому шейному платку вместо галстука.

8) В 1963 г. Вознесенский скрывался на чужих дачах, боясь, что его вышлют из страны, после его выступления в Кремле на встрече писателей с Хрущёвым, где поэт начал своё выступление словами: «Я не коммунист…», чем вызвал поток ругани со стороны Хрущёва.

9) Вознесенский создал новый вид искусства – видиомы, объясняя это тем, что «…в России визуальная культура никогда не соперничала с культурой слова. Но христианство утверждает себя именно через зрительное. Глаз – это парусник духа».

10) Шумный успех и существование на публике сопутствуют ему всю жизнь.

11) В «Большой Советской энциклопедии» о нем сказано, что его стихи остросовременны, отличаются усложненной образной и ритмической структурой.»

Читайте также:  Рыцари - краткое содержание рассказа Драгунского

12) Как-то Вознесенский сказал: « Я и во сне не могу помыслить о том, чтобы навсегда уехать из России. Россия – единственная страна , для которой поэзия – основа основ. Ты не можешь покинуть её.»

2. Учитель. Сегодня мы попробуем с вами проникнуть в творческую мастерскую поэта, рассмотрев только одно его произведение. Это одно из самых известных стихотворений А. Вознесенского.

(Чтение стихотворения «Сага» учителем, не называя его.)

3. Работа со стихотворением.

1) Как бы вы озаглавили это стихотворение?

2) Давайте попробуем подобрать название из классики (названия стихотворений А. Пушкина) и из названий стихов самого Вознесенского.

Учащиеся получают справочную таблицу:

«Элегия»
«Блаженство»
«Сражённый рыцарь»
«Осеннее утро»
«Разлука»
«Желание»
«Наслаждение»
«Пробуждение»
«Сноведение»
«Жалоба»
« Признание»

«Для всех – вне звёзд»
«Читаю небо»
«Оглянись вперёд»
«Поединок»
«Мозг умирает»
«Минута немолчания»
«Тоска»
«Монолог века»
«Не забудь»
«Никогда»
«Безотчётное»

3) Найдите в стихотворении, на ваш взгляд, строку, характерную для 19 века, для 21 века, строку, которая показалась вам необычной, строки, характерные, на ваш взгляд, именно Вознесенскому.

4) Как вы думаете, к каким художественным произведениям это стихотворение может служить эпиграфом?

(« Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита» и др.)

5) Вспомните стихотворения русских поэтов, где мы слышим мотивы, созвучные мотивам стихотворения Вознесенского?

(Чтение уч-ся заранее подготовленных отрывков из стихотворений: Пушкин «Я помню чудное мгновенье», Тютчев «Я встретил Вас», Симонов «Жди меня», Шекспир «Сонет 90», А. Кочетков «С любимыми не расставайтесь», М. Цветаева « Мне нравится»)

6) У автора это стихотворение называется « Сага» (сага- повествование). В самом названии есть какая-то недосказанность. Какая сага? Сага о чём? Или о ком? Вспомните произведения, где в названии встречается это слово?

(«Сага о Форсайтах» Голсуорси, «Московская сага» В. Аксёнова.)

7) Продолжите «сагу» Вознесенского…. «Сага о…»

(Например, «Печальная сага о влюблённых».)

4) Учитель. Это стихотворение было написано в 1977г., позже поэт включил его в либретто оперы по своей поэме «Авось». Так появился знаменитый спектакль театра « Ленком» «Юнона» и « Авось», который рассказывает о жизни и любви Николая.

Рязанова. Действительный камергер, посол японский, создатель японского словаря, мечтательный коллега и знакомец Державина и Дмитриева, одержимый бешеной идеей, измученный бурями, добрался он до Калифорнии. Был апрель. В Сан-Франциско, надев парадный мундир, Рязанов пленяет Кончу Аргуэльо, прелестную дочь коменданта города. Они обручились. Внезапная гибель Рязанова помешала свадьбе. Конча постриглась в монахини. Так появилась первая монахиня в Калифорнии.

5) Чтение заранее подготовленными уч-ся отрывков из поэмы:

  1. Молитва Кончи Аргуэльо – Богоматери.
  2. Молитва Резанова – Богоматери

6) Просмотр отрывка из видеофильма «Юнона» и «Авось». (Исполнение романса на текст стихотворения «Сага»).

7) Подведение итогов урока.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Какие художественные средства помогают автору показать драматизм чувств лирического героя?

gela_guralia

ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа

Но здесь должен я Вашему Сиятельству зделать исповедь частных моих приключений. Прекрасная Консепсия умножала день ото дня ко мне вежливости, разныя интересныя в положении моем услуги ея и искренность, на которыя долгое время смотрел я равнодушно, начали неприметно наполнять пустоту в моем сердце; мы ежедневно зближались в объяснениях, которыя кончились наконец тем, что она дала мне руку свою.
Письмо Н. Резанова Н. Румянцеву, 17 июня 1806 года.

«Юнона и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. В названии спектакля использованы имена двух парусников, – «Юнона» и «Авось», – на которых совершала своё плавание экспедиция русского путешественника, графа Николая Резанова. В главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико).

В основу сюжета легла романтическая история любви Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии де ля Консепсьон Марселлы Аргуэльо. Николай Петрович Резанов, камергер двора Его Величества, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Прекрасно образованный и воспитанный командор сумел очаровать дочь коменданта крепости Сан-Франциско прекрасную Консепсию де Аргуэльо (Кончиту). Состоялось обручение. Свадьбу не предрешали, ибо достигнуто было соглашение: жених вернется в Петербург и испросит ходатайства своего императора перед папой Римским на искомый брак с католичкой. Сам Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что на это вполне хватит двух лет, после чего он вернется и они обретут семейное счастье. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

Спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. 28 октября 2000 года в Красноярске, на предполагаемом месте захоронения Н.П.Резанова на Троицком кладбище, состоялась панихида и открытие памятника. Памятник представляет собой белый крест, на одной стороне которого написано «Николай Петрович Резанов. 1764—1807. Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791—1857. Я тебя никогда не увижу». На панихиде присутствовал шериф г. Монтерея (Калифорния, США) Гарри Браун. Шериф развеял на могиле Резанова землю с могилы Кончиты, а взамен взял землю с могилы Резанова, чтобы развеять ее на могиле Консепсии де Аргуэльо.

Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание в 1970 году поэмы “Авось”, которая позднее послужила основой для либретто рок-оперы. По воспоминаниям поэта, «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским. Разумеется, и поэма, и опера – это не документальные хроники. Как писал сам Андрей Вознесенский, “автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных. “

Для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. В либретто оперы поэт включил и стихотворение “Сага” (“Ты меня на рассвете разбудишь. “), написанное им в 1977 году. Поскольку термин «рок-опера» в то время был запрещен (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера».

Одна из рецензий 2006 года на спектакль театра “Ленком” “Юнона и Авось”:
“«Юнона и Авось» – культовый спектакль не только для “Ленкома”, но и для театральной Москвы не одного десятилетия. Он появился на свет в 1981 году и с тех самых пор вот уже более двадцати лет идет с неизменным аншлагом. Все в этом спектакле соотнесено безукоризненно: актерские работы, сценография, цвет, свет, ритм. Он до сих пор свеж и многозначен, умен и непривычно броско зрелищен. Слово и мысль, музыка и танец, сценические эффекты, рисунок мизансцен, пластика жестов, изящество костюмов – все слито в органичное единство. История любви русского путешественника, камергера, графа Николая Петровича Резанова и юной красавицы Кончиты, дочери испанского губернатора Сан-Фран­циско, словно создана для музыкального спектакля. Постановка Марка Захарова, соединившая поэму Андрея Вознесенского и музыкальное произведение композитора Алексея Рыбникова, стала сценическим сочинением с присущей только ему поэтической условностью, метафоричностью, полифонией. Наряду с этим в «Юноне и Авось», как ни в каком другом спектакле Захарова, звучит тема вечной России с ее неистовым, только ей свойственным лиризмом. Спектакль словно наполнен сильным, глубоким и живым дыханием, в чудесной романтической атмосфере которого перед зрителями разыгрывается красивая история любви”. (Автор: Жанна Филатова)

Это, действительно, прекрасный спектакль, – одна из лучших постановок Марка Захарова. Сейчас в нем задействованы уже другие актеры, но популярность у зрителей по-прежнему не ослабевает.

“Юнона и Авось”, в ролях: Николай Караченцов, Елена Шанина.

Романс “Я тебя никогда не забуду” со временем обрел самостоятельную жизнь, – вне спектакля и его сюжета. Он стал известен всей стране прежде всего благодаря трио “Меридиан”. На своих концертах часто пела этот романс и певица Жанна Рождественская, чей уникальный голос звучал во многих кино-хитах того времени. Среди исполнителей были Александр Маршал, Павел Смеян, дуэт “Smash” и многие другие.

Декабрь 2013 года. Финал второго сезона проекта “Голос”. Поет Гела Гуралиа. Звучат первые слова: “Ты меня на рассвете разбудишь. “. В отличие от театральной версии, у Гелы это – монолог, в котором сосредоточена вся боль человека, расстающегося со своей возлюбленной, и предчувствующего (знающего?), что это – навсегда. Я забываю о том, что это – сцена, вокруг которой переполненный зал, телекамеры, жюри. Я только чувствую эту боль, и одновременно, – огромную внутреннюю силу этого человека. Не только того, от имени которого поет артист, но и его самого – Гелы Гуралиа. Каждая нота тщательно пропета, каждое слово столь же тщательно и продуманно высказано. Возможно, Гела не связывает свое исполнение именно с историей любви графа Резанова и Кончиты, но когда он поет “Заслонивши тебя от простуды. “, – я вижу, как бережно укрывает невесту своим плащом старающийся быть мужественным командор. “Не мигая, слезятся от ветра безнадежные карие вишни”, – и я действительно ощущаю пронизывающий ветер, вижу тоску и отчаяние в карих глазах его невесты. Этому монологу невозможно не сопереживать. Равнодушным может остаться только тот, кто вообще не наделен этой способностью, – сопереживания.

Читайте также:  Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

Как я уже сказала, романс “Я тебя никогда не забуду” пели многие прекрасные артисты, в памяти навсегда останется и голос Николая Караченцова. Но сердце у меня замирает только тогда, когда я слышу, как поет эту сагу Гела Гуралиа. Какое счастье, что романс вошел и в его концертный репертуар. Каждый раз он звучит по-разному, пробуждая новые эмоции и чувства, неизменным остается одно – радость соприкосновения с тем, что называется высочайшим искусством. “Я ничего лишнего не делаю. Я стараюсь смысл песни передать голосом, звуком, – это самое главное”, – сказал когда-то Гела. Романс “Я тебя никогда не забуду” служит ярким тому и примером, и подтверждением.

Орел. Видео: Алена П.

А это – моя любимая (на сегодняшний день) “версия”:

Иваново. Видео : Елена Хлебникова.

“Для любви не названа цена —
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна. “

Почему стихотворение А. А. Вознесенского названо автором сагой?

Почему стихотворение А. А. Вознесенского названо автором сагой?

В своем рассуждении отметьте, что понятие сага имеет два значения: древнескандинавское с древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях; нечто легендарное и поэтическое (таинственные саги прошлого). В этом высоком переносном значении “Сага” А. А. Вознесенского воспринимается как гимн любви, лирический дифирамб женщине.

Укажите, что написанное ранее, а затем вошедшее в либретто рок-оперы “”Юнона” и “Авось””, стихотворение оказалось

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу.

Эти слова граф Резанов произносит как заклинание, обращаясь к своей возлюбленной Кончите. Трагизм разлуки двух любящих усиливается предчувствием смерти.

Обратите внимание на особенности поэтики произведения А. А. Вознесенского: сдержанность интонации, оригинальность метонимий и метафор (“вода в мурашках запруды”, “безнадежные карие вишни”), слияние голосов влюбленных в монологе-обращении Резанова.

В заключение отметьте,

И окажется так минимальным

Наше непониманье с тобою

Перед будущим непониманьем

Двух живых с пустотой неживою.

Похожие сочинения:

Какие еще гимны великой любви в русской лирике вам известны и в чем их сходство и различие с произведением А. А. Вознесенского? Какие еще гимны великой любви в русской лирике вам известны и в чем их сходство и различие с произведением А. А. Вознесенского? Создавая связное высказывание на предложенную тему, укажите, что.

Авось! Андрей Андреевич Вознесенский Авось! ОПИСАНИЕ В СЕНТИМЕНТАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ, СТИХАХ И МОЛИТВАХ СЛАВНЫХ ЗЛОКЛЮЧЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО КАМЕРГЕРРА НИКОЛАЯ РЕЗАНОВА, ДОБЛЕСТНЫХ ОФИЦЕРОВ ФЛОТА ХВАСТОВА И ДОВЫДОВА, ИХ БЫСТРЫХ ПАРУСНИКОВ “ЮНОНА” И “АВОСЬ”, САН-ФРАНЦИССКОГО.

Анализ стихотворения Вознесенского “Первый лед Стихотворение А. А. Вознесенского “Первый лед” – не­большая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных.

Почему “Памятник” Г. Р. Державина можно считать духовным завещанием поэта потомкам? Почему “Памятник” Г. Р. Державина можно считать духовным завещанием поэта потомкам? В начале своего ответа укажите, что главный образ державинской оды является символом поэтической славы творца: Я памятник себе воздвиг.

Анализ стихотворения Вознесенского “Елка Стихотворение А. А. Вознесенского “Елка” отличает празд­ничное новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожида­ния чуда и просто веселье вечеринок перемежаются в нем с лю­бовной темой. Новый год традиционно отмечается как семейный праздник.

Анализ стихотворения Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба как ракета летит по параболе Стихотворение А. А. Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба, как ракета, летит по параболе…”) воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого.

СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА “ДЕРЕВНЯ” (вариант 2) Стихотворение “Деревня” написано А. С. Пушкиным в Михайловском в 1819 году. В это время поэт переживал кризис, связанный с резким разочарованием в городской жизни. Светские развлечения наскучили ему. “Петербург душен.

Почему жанр стихотворения А. С. Пушкина “На холмах Грузии…” не поддается однозначному определению (элегия, элегия-ноктюрн, поэтический фрагмент и т. д.)? Почему жанр стихотворения А. С. Пушкина “На холмах Грузии…” не поддается однозначному определению (элегия, элегия-ноктюрн, поэтический фрагмент и т. д.)? Выполняя задание, обратитесь к содержательной основе стихотворения. рассмотрите его сюжет.

Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе “Гроза”, что ее “конец… кажется нам отрадным”? Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе “Гроза”, что ее “конец… кажется нам отрадным”? В качестве аргументов, подтверждающих мнение критика, приведите следующие: в пьесе происходит столкновение новых веяний и старого.

Почему В. В. Маяковский считал свою поэму “Облако в штанах” “катехизисом современного искусства”? Почему В. В. Маяковский считал свою поэму “Облако в штанах” “катехизисом современного искусства”? В своих рассуждениях подчеркните, что одна из четырех частей поэмы “Облако в штанах” (вторая часть тетраптиха) представляет.

Почему В. Г. Белинский назвал повесть “Шинель” “одним из глубочайших созданий Гоголя”? Почему В. Г. Белинский назвал повесть “Шинель” “одним из глубочайших созданий Гоголя”? Покажите в своих размышлениях, что в повести “Шинель” представлено не просто развитие темы “маленького человека” (его бедность, униженность).

Какое место занимает “Гамлет” в “Стихотворениях Юрия Живаго” Б. Л. Пастернака и почему? Какое место занимает “Гамлет” в “Стихотворениях Юрия Живаго” Б. Л. Пастернака и почему? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что последняя, семнадцатая, часть романа “Доктор Живаго” открывается стихотворением “Гамлет”, которое насыщено философскими.

Сочинение на тему: Изображение природы автором “Слова о полку Игореве&quot В привлечении русской природы как действующего лица своего повествования автор “Слова о полку Игореве” проявил себя как исключительно наблюдательный ее знаток. Вот почему в самой русской природе можно найти довольно.

СТИХОТВОРЕНИЕ “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…” Лирика Пушкина Михайловского периода поражает разнообразием, богатством тем, образов, настроений, интонаций и языковых средств. Оторванность от столицы, от общества не сломила поэта, не заставила его замолчать, скорее наоборот – подтолкнула.

Сколько рассказчиков в “Старухе Изергиль” и почему? Сколько рассказчиков в “Старухе Изергиль” и почему? В начале развернутого рассуждения уточните различия образов автора, повествователя и рассказчика в эпическом произведении (см. словарь литературоведческих терминов). Вспомните, какую роль выполняет рассказчик.

Почему Катерина не видит для себя другого исхода, кроме смерти? Почему Катерина не видит для себя другого исхода, кроме смерти? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к различным трактовкам характера героини А. Н. Островского в критике и литературоведении. Так.

СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА “ДЕРЕВНЯ” (вариант 1) Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся.

ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО А. БЛОКА (стихотворение “О, весна без конца и без краю..”) Стихотворение А. А. Блока “О, весна без конца и без краю” можно назвать переломным в мировоззрении и творчестве поэта. Оно было написано 24 октября 1907 года и вошло в цикл.

Мое любимое стихотворение Ф. И. Тютчева Среди наиболее талантливых и знаменитых поэтов XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву. Тургенев так писал о нем в одном из журналов того времени: “О Тютчеве не спорят: кто.

МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (любовная лирика) “Мне грустно на тебя смотреть” – так начинается стихотворение Сергея Есенина, наиболее мне понравившееся. У этого поэта мне нравятся многие стихи, особенно про милые сердцу русские просторы, деревни, березы. В.

Стихотворение “Яблоки” Яблоки на окне лежали И все вместе о своем болтали: Первое говорило, Что его одна девочка мыла, В золотой ванночке купала, А потом полотном вытирала. Второе болтало, Как волка в.

Стихотворение как лирический жанр Мы уже ознакомились с большим количеством произведений, которые называют эпическими, повествовательными. В данных произведениях писатель описывает жизненные картины, в центре которых стоит человек, его судьба и его поступки. Вспомним рассказы.

Анализ стихотворение Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – “чистая поэзия”, в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов.

СТИХОТВОРЕНИЕ A. A. ФЕТА “СИЯЛА НОЧЬ, ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД…” (восприятие, истолкование, оценка) СТИХОТВОРЕНИЕ A. A. ФЕТА “СИЯЛА НОЧЬ, ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД…” (восприятие, истолкование, оценка) Лирические шедевры А. А. Фета – подробнейшая хроника минутных ощущений, которые всегда индивидуальны и неповторимы. При этом.

Мое любимое стихотворение Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867 г., 1870 г.), “Школьник” (1856 г.), “Плач.

Одно стихотворение (миниатюра) Одно стихотворение (миниатюра) Недавно случайно наткнулся на удивительное стихотворение. Перелистывал тоненькую книжку Гарри Гордона, поэта малоизвестного обычному, не утомленному серьезной литературой, читателю. И вдруг… В траве Когда это было? Ну.

Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А.

СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА “К. Б.” (“Я ВСТРЕТИЛ ВАС – И ВСЕ БЫЛОЕ…”) (восприятие, истолкование, оценка) СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА “К. Б.” (“Я ВСТРЕТИЛ ВАС – И ВСЕ БЫЛОЕ…”) (восприятие, истолкование, оценка) С особой силой трагические конфликты духовного существования человека проявляются и запечатлеваются в любовной лирике.

Почему Б. Л. Пастернак избирает для своего героя в романе “Доктор Живаго” профессию врача? Почему Б. Л. Пастернак избирает для своего героя в романе “Доктор Живаго” профессию врача? Продумывая концепцию сочинения, вспомните, каковы особенности изображения врача в русской литературе (традиция А. П. Чехова, В.

СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Написанное в 1818 году стихотворение “К Чаадаеву” является, пожалуй, самым лирическим выражением политической идеи. В нем поэт обращается к своему другу Петру Яковлевичу Чаадаеву, гусару гвардейского Семеновского полка, высокообразованному человеку.

Ссылка на основную публикацию