Анализ стихотворения Я знак бессмертия себе воздвигнул Ломоносова

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Аргументы. Тема: «Памятник»

Памятник А.С.Пушкину в Москве.1880. Скульптор А.М.Опекушин

Тема памятника
1.М.В.Ломоносов. «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Ода М.Ломоносова-это переложение оды древнеримского поэта Горация, который писал в своём произведении о нерукотворном памятнике, созданном поэтом своим творчеством. Его ода очень близка к оригиналу. Поэта привлекла мысль о подведении итогов творчества. Он отмечал, что его поэзия бессмертна, что слава его будет возрастать с каждым последующим поколением. Главная идея стихотворение- высокая оценка собственного труда:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди…

ТЕКСТ

2.Г.Р.Державин. «Памятник».

В стихотворении поэт подводит итоги своему творчеству, отмечая, что его поэзия будет жить,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Это свидетельствует о том, как высоко он сам оценивал свои произведения. Особо он отмечает доступность, простоту, лёгкость слога его стихов, чего раньше не было в поэзии. Поэт был новатором в литературе, он расширил тематику стихов, воспевая не только подвиги, но и добродетели, в первую очередь, императрицы:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить…
Памятник « чудесный, вечный», воздвигнутый поэтом его стихами, заслужен им.Истинная поэзия нетленна, вечна.

Поэт жил в эпоху Просвещения, поэтому одной их задач своей поэзии он видел распространение просвещения. Он был сторонником абсолютной монархии, но считал, что монархи должны служить Отечеству, создавая справедливые законы. Он считал своей заслугой то, что мог бесстрашно «истину царям с улыбкой говорить».

ТЕКСТ

3.А.С.Пушкин «Памятник»

Стихотворение А.С.Пушкина носит более личный характер, чем похожие произведения предшественников. Он размышляет и своём «жестоком веке», и о себе, ставя в заслугу то, что воспевал свободу.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Поэт был уверен, что его стихи переживут время и будут жить в сердцах народов России, что его стихи будут знать во всех уголках огромной страны:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

Поэт не стремился возвеличить себя. Он создал реальную картину, так как к поэтическому творчеству относился с огромной ответственностью и понимал, какова миссия поэта в обществе.

ТЕКСТ

  1. В.Брюсов. «Памятник»

Поэт создал произведение, в котором , по примеру предшественников, стремился подвести итог своему творчеству. Он особо подчёркивает мировое значение своей поэзии, которая переживёт века:

Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.

Что же ставил себе в заслуги поэт? Это умение выразить в стихах думы и страсти человека. Как бы ни критиковали его поэзию, был уверен, что стихи обязательно оценят люди разного положения в обществе, разного вкуса:

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя…

Стихотворение написано в свойственной поэту манере возвеличивания себя:

Я есмь и вечно должен быть.

ТЕКСТ

  1. И.Бродский . «Я памятник себе воздвиг иной…»

Вся поэзия И.Бродского неоднозначно воспринималась в СССР, многими не принималась, слишком прямо он высказывал правду. Это и стало причиной его отъезда в Америку. Но стихи поэта будоражили людей, которые хотели знать правду .Поэтому автор и отмечает, что его памятник будет стоять «к постыдному столетию – спиной»,
когда буквально душилась любая свободная мысль. Поэт оставался верен своим идеалам, где бы он ни находился:

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, —
я облик свой не стану изменять.

Он нашёл своё место в мире поэзии, это связано со стремлением говорить правду в лицо, именно туда его «усталось вознесла»,он сам определил своё высоту. Поэт был уверен в том, что как бы ни критиковали его поэзию, как бы ни «низвергали», пройдёт время всё расставит на свои места: ему будет стоять памятник, а значит, его будут помнить:

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса

ТЕКСТ

Общее

Для поэтов свойственно подведение итогов своего творчества. Им было небезразлично, как потомки оценят их творения. Поэтому тема памятника как нерукотворной памяти свойственна поэзии, особенно в 18-19веках, хотя и поэты 20 века тоже не раз обращались к данной теме. Все стихотворения объединяет общая мысль- стремление создавать такие произведения, которые были бы интересны и актуальны не только современникам, но и потомках, поэтам хотелось остаться в их памяти. Все авторы отмечают бессмертие поэзии, особое предназначение поэта, который способен через своё творчество связывать поколения.

Несмотря на созвучность тем и проблем, каждый из поэтов делает акцент на чём — то своём. М.В.Ломоносов, в первую очередь, восхвалял своё творчество; Г.Р.Державин подчёркивал общедоступность, новаторство своих стихов и по содержанию, и по форме; А.С.Пушкин создал глубоко лиричное стихотворение, в котором высказал свои сокровенные мысли о жизни, о себе; В.Брюсов значительно расширил границы распространения своих стихов, он писал об их мировом значении; И.Бродский подчёркивал свою непокорность, неудобность для многих людей , слишком много правды говорил он людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Памятник Г.Р.Державину в Петрозаводске. 2003 г.Скульптор В.Сойни.

Памятник М.В.Ломоносову в Москве. 1953 г.

Три “памятника” в русской литературе. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Цели:

  • сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения);
  • проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

Задачи:

  • отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений;
  • учить систематизировать, выделять главное, обобщать;
  • обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка.

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (анализ стихотворения).

Оборудование: портреты поэтов, сборники стихов, карточки-задания.

Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.

К.Ф. Рылеев “Державин”

Ход урока

1). Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

2). Чтение и анализ стихотворений.

а) Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.

В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.

  • Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения.

(Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения).

  • Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность?

(Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).

б) В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” – это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

  • Перечитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.

(Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины !! не высоким, а простым слогом).

  • Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?

(Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма).

  • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

(Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” – чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

  • Индивидуальное сообщение о влиянии поэзии Державина на младшее поколение современников (по оде К.Ф. Рылеева “Державин”).

в) За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига “Два Александра”, где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.

По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу…”. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.

  • Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль.

(Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу).

  • Какова жанровая специфика стихотворения?

(Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Эпиграф Пушкин заимствовал у Горация “Я воздвиг памятник…”).

  • Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина.

(Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной;

И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.

Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна…).

  • Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?

(Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие).

4). Исследовательская работа. Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам.

  • Что общего в композиции этих стихотворений?

(Одинаковое количество строф – 5, одинаковое количество строк в каждой строфе).

  • Сравним стихотворения по строфам.

1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?

(Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. Поэт “воздвиг” себе “нерукотворный памятник”, который выше “Александрийского столпа”, т.е. колоны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге).

2 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?

Гораций: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. перевод).

“И слава возрастет моя не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить…”

“И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит”.

(Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России).

4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?

Гораций: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…”

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить…”

“…чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал”.

(Пушкин утверждает, что право на бессмертие, на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества: “чувства добрые я лирой пробуждал; во-вторых, своей борьбой за свободу: “в мой жестокий век восславил я свободу”, а в одном из вариантов этой строки называл себя последователем Радищева: “вослед Радищеву восславил я свободу”; в-третьих, защитой декабристов: “и милость к падшим призывал”).

5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

(В последней строфе Пушкин, обращаясь к музе, призывает ее, “обиды не страшась, не требуя венца”, принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию).

  • Итак, в чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначении поэзии?

(“Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира).

5). Итоговая работа по группам

Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова, вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина.

План анализа (единый для всех групп)

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?

3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?

4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

Результатом обсуждения может стать заполнение следующей таблицы:

М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.Пушкин
Черты биографии“Мне безззнатный род препятством не был”.“…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.“…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.
Границы творческого бессмертияПоэт будет жить, пока живо его Отечество.“Доколь славянов род вселенна будет чтить”.“…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.
Каковы отношения у поэта с музойМуза – высокая покровительница.Муза – верная подруга поэта.Муза – соратник на великом поприще поэзии.
  • Беседа по вопросам:

– В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало? С чем это связано?

– Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?

6. Подведение итогов урока.

Итак, сделайте вывод, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

Список литературы

1. Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе в 9-11 классах. М., Дрофа, 2000г., стр. 23-24.

2. Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., Русское слово, 2002г., стр.42-43.

3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 9-м классе/ Под ред. Г.И. Беленького/, М., Просвещение, 1996г., стр. 115-117.

Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина

Впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”.

В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Перевод знаменитейшей 30-й оды Горация («Exegi monumentum. »), строго говоря, не может быть назван анакреонтической одой в общепринятом смысле этого термина. Но в том индивидуальном значении, которое анакреонтике придавал Ломоносов — значении эстетического и жизнестроительного манифеста — безусловно, перевод Горация сближается именно с этой линией Ломоносовского поэтического наследия. «Памятник» Ломоносова — это одновременно и очень близкий перевод, и оригинальное стихотворение, подводящее итог именно Ломоносовской поэтической деятельности. Используя моменты совпадения в биографии и роде творческой деятельности Горация со своими жизненными и поэтическими обстоятельствами (И Гораций, и Ломоносов были низкого сословного происхождения; и Гораций, и Ломоносов были реформаторами национальных систем стихосложения: Гораций впервые начал использовать в латинской поэзии эолийскую мелику (Алкееву строфу); Ломоносов же реформировал русское стихосложение, утвердив силлабо-тонический принцип и дав образцы многих ритмических структур), Ломоносов сумел очень конкретно оценить свой собственный вклад в русскую литературу:

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И перьвому звенеть Алцейской лирой (255)

В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” – это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

Ни слеза вдовиц не тронет, Ни сирот несчастных стон: Пусть в крови вселенна тонет, Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

… И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.

Тема оды Ломоносова

Роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения.

Тема стихотворения Державина – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины !! не высоким, а простым слогом.

Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения Ломоносова четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.

Стихотворение Державина написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифм.

Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” – чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.

В плане содержания перевод Ломоносова точен. Исключение составляет только одно место: поэт устраняет описание римского обряда, непонятного русскому читателю:

Scandet cum tacita virgine pontifex

(… пока в Капитолий

Восходит с безмолвной девой великий жрец)

Ломоносов заменяет на: Пока великий Рим владеет светом..

В русской поэтической традиции отступления от латинского оригинала начинаются с самого первого текста.

Если Ломоносов устраняет одну римскую реалию, то Державин привносит сюда реалии русские. В данном случае это гидронимы:

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Державин не знал латинского языка и пользовался немецкими переводами, а также советами друзей. К тому же был перевод Ломоносова. Но, вероятно, приняв описание места рождения Горация за перечисление мест будущей славы, Державин, тем самым, становится основателем новой традиции в русской поэзии. В дальнейшем все подражания будут написаны с упоминанием мест будущей славы.

Первые два стиха третьей строфы “Памятника” Державина объясняются как частной ошибкой, так и духом эпохи. Начиная с Державина, поэты стали говорить о своей славе, не локальной, но всеобъемлющей. Реки, перечисленные в “Памятнике” Державина находятся на большом расстоянии друг от друга. Это не случайно: географическая масштабность была характерна для оды XVIII века.

В последней строфе Гораций просит у Мельпомены венок для себя:

Et mihi Delphica

Lauro cinge volens, Melpomene, comam.

(И мне дельфийским

Лавром увей желающая, Мельромена, волосы).

Из перевода Ломоносова не ясно, для себя просит поэт венок или же хочет видеть Музу, увенчанную Дельфийским лавром:

Возгордись праведной заслугой, Муза,

И увенчай главу Дельфийским лавром.

Однако, в комментарии к своему переводу Ломоносов, толкуя содержание текста, пишет: “Я поставил знак бессмертный своей славы затем, что первый сочинял в Италии оды, какие писал Алцей Еольский, стихотворец, того ради должна моя муза себя лавровым венком увенчать”.

Подобная мысль проводится в последней строфе “Памятника” Державина:

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И, презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденную рукой , неторопливой,

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Это единственный “Памятник” в русской литературе, где поэт предлагает венок Музе.

Державин, вслед за Горацием и Ломоносовым, не указывает, что именно он считает своим памятником. Однако мы можем предположить, что, следуя горацианской традиции, он имеет в виду свое литературное наследие. Державин считал, что останется в памяти потомков за то,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

Помогите!Нужен анализ стихотворения Ломоносова “Я знак бессмертия себе воздвигнул”

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М. В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.
Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения) .

Другие вопросы из категории

“Ни облака на туманном беловатом небе,ни малейшего ветра на снежных равнинах.Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату.Жесткий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. “

печальное—
бесшумные—
яви милость—
утки зябли—

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса.

Назовите метафоры , эпитеты , олицетворения . Как вы понимаете смысл 2 последних строк?

какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки. Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: останавиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное лживление толпы, вемелый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиея лица нарядных дам — все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры. Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его – собственно подвал – был каменный, а верх – деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Читайте также

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО .
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ” АНЧАР ” ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА .

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.
Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.
Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.
(А.А Фет)

план анализа:
1)Год стихотворение и описание
2)Тема
3)Идея(основ.мысль)
4)Образ лирического героя,черты
5)Движение мысли(если есть)развитие мысли
6)Изобразительные средства (эпитеты,метафоры,олицетворение,сравнение,гипербола,литома )
7)Синтаксические средства(члены предложения,рифмы,ретарический вопрос)
8)Мое мнение

в этом стихотворении,каким должен быть поэт

Презентация “Три памятника в русской литературе”

В данной презентации проведена исследовательская работа. Ученица попыталась провести аналогию между тремястихотворениями “Памятник” – Державина, Ломоносова, Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
tri_pamyatnika_v_russkoy_literature.pptx942.37 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выполнила ученица 10 «А» класса средней школы №31 города Казани Романова Екатерина Три “памятника” в русской литературе 1 Школа №31

2 Школа №31 М. В. Ломоносов Г. Р. Державин А. С. Пушкин Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин… каждый из них внёс свой бесценный вклад в русскую литературу. Но что объединяет именно их троих? Каждый из них написал своеобразный отчёт о своих достижения – стихотворение. Так, у Державина «Памятник», у Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», а у Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Каково главная мысль каждого из стихотворений? Схожи ли они между собой? Что великие деятели хотели нам сказать?

3 Школа №31 Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Основные аспекты такого монолога – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова , Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова , В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина. А мы разбираем перевод Ломоносова, который позже послужил идей для стихотворений Державина и Пушкина. Квинт Гораций Флакк

4 Школа №31 М. В. Ломоносов Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, литератор, поэт. В возрасте 19 лет уходит из дома и благодаря своей настойчивости получает образование в Москве, числиться среди лучших учеников. После поступает в 1736 году в Санкт-Петербургский университет. Ломоносова действительно нужно назвать гением – нет сферы, с которой он не был бы знаком. Его труды поистине важны в истории. Он сильно любил Россию, страстно желал познать всё, его пытливый ум замечал интересное, а целеустремлённость помогала ему достичь вершины желаемого. Сегодня мы говорим о Ломоносове с восхищением.

5 Школа №31 В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. E xegi monumentum aere perennius r egalique situ pyramidum altius , q uod non imber edax , non aquilo impotens p ossit diruere aut innumerabilis a nnorum series et fuga temporum . n on omnis moriar multaque pars mei v itabit Libitinam ; usque ego postera c rescam laude recens , dum Capitolium s candet cum tacita virgine pontifex . d icar , qua violens obstrepit Aufidus e t qua pauper aquae Daunus agrestium r egnavit populorum , ex humili potens , p rinceps Aeolium carmen ad Italos d eduxisse modos . sume superbiam q uaesitam meritis et mihi Delphica l auro cinge volens , Melpomene , comam Я знак бессмертия себе воздвигнул П ревыше пирамид и крепче меди, Ч то бурный аквилон сотреть не может, Н и множество веков, ни едка древность. Н е вовсе я умру, но смерть оставит В елику часть мою, как жизнь скончаю . Я буду возрастать повсюду славой, П ока великий Рим владеет светом. Г де быстрыми шумит струями Авфид , Г де Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Ч то мне беззнатной род препятством не был, Ч тоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. В згордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. северо-восточный ветер река в Италии, на родине Горация образцовые, древнегреческие лирой Алцея , одного из лучших поэтов Древней Греции в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз, лавр считался священным деревом

6 Школа №31 Я знак бессмертия себе воздвигнул П ревыше пирамид и крепче меди, Ч то бурный аквилон сотреть не может, Н и множество веков, ни едка древность. Н е вовсе я умру, но смерть оставит В елику часть мою, как жизнь скончаю . Я буду возрастать повсюду славой, П ока великий Рим владеет светом. Г де быстрыми шумит струями Авфид , Г де Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Ч то мне беззнатной род препятством не был, Ч тоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. В згордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. Что можно сказать по поводу этого стихотворения? Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения. В своем стихотворении «Памятник» Ломоносов пользуется высоким стилем, практически не рифмуя строки и употребляя устаревшие слова. Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии.

7 Школа №31 Г. Р. Державин С 1762 года служит в Санкт-Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773−1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды « Фелица », которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державин является достойным продолжателем Ломоносова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Особо ярко это проявляется в его стихотворении.

8 Школа №31 В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” – это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию, которая отличается от Ломоносова. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

9 Школа №31 По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом. В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой. Тема стихотворения– бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений.

10 Школа №31 А. С. Пушкин Величайший русский поэт, драматург, прозаик. Создатель современного русского языка. Александр Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Царскосельский лицей, работа в Коллегии Иностранных дел, Михайловское, дуэль… каждый знаком с ярком жизнью интересного человека. Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. Прочтём же и его стихотворение и сравним с произведениями Державина и Ломоносова.

11 Школа №31 Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие. По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу…”. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства. «Я воздвиг памятник…»

12 Школа №31 Исследовательская работа. Сравним стихотворения Ломоносова , Державина и Пушкина по строфам. Что общего в композиции этих стихотворений? Одинаковое количество строф – 5, одинаковое количество строк в каждой строфе. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? Ломоносов: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. Перевод Горация). Державин: “И слава возрастет моя не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить…” Пушкин: “И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит”. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу? Ломоносов: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…” Державин: “…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить…” Пушкин: “…чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал”.

13 Школа №31 Какое отношение у каждого из поэтов к музе? Ломоносов : Муза – высокая покровительница, награда за «заслуги». Державин : Муза – верная подруга. Пушкин: Муза – соратник на великом поприще поэзии. “Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие. Державин, Пушкин и Ломоносов оставили частичку собственной души в своем творчестве, поэтому их произведения ценились, ценятся и будут знамениты еще много лет. В стихотворениях присутствует лишь малая часть авторского начала, так как каждый из поэтов лишь добавлял частичку своего, чуть видоизменял. И какой разный результат! Строгие и величественные строфы Державина, замысловатый слог Ломоносова, воздушность Пушкина – каждое из стихотворений пропитано духом поэта, каждое отображает его сущность.

М. Ю. Ломоносов Г. Р. Державин А. С. Пушкин Черты биографии “Мне безззнатный род препятством не был”. “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”. Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. “Доколь славянов род вселенна будет чтить”. “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”. Отношения с музой Муза – высокая покровительница. Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии. 14 Школа №31

Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., Русское слово, 2002г., стр.42-43. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 9-м классе/ Под ред. Г.И. Беленького/, М., Просвещение, 1996г., стр. 115-117. Материалы интернета Википедия 15 Школа №31 Ссылка на литературу

Три “памятника” в русской литературе

Автор: Журавлёва Ирина Ивановна

Квалификационная категория: I

Место проживания: г. Кимры Тверской области РФ

Название учебного заведения: МОУ «Средняя школа № 14»

Учебник, по которому ведётся обучение: «Литература 9 класс». Авторы:

В. Г. Маранцман. М. «Просвещение», 1992 год. + В. Я. Коровина. М., «Просвещение», 2007 г.

Тема урока: «Три «памятника» в русской литературе»

Продолжительность урока: 45 минут

Использование информационных технологий: презентация (+ аудио +ссылка на видео в интернете)

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Три «памятника» в русской литературе».

Цели урока : сопоставить переводы поэтов XVIII – XIX вв. оды Горация «К Мельпомене», определить их понимание роли поэта и поэзии в жизни общества, повторить литературоведческие понятия.

Задачи : отработать навык сопоставительного анализа, научить выделять главное, систематизировать данные, делать обобщения, обучение выразительному чтению, развить умение определять средства выразительности речи.

Формы работы : групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование : портреты М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, тексты стихотворений.

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль,

И долговечней – царственное слово.

Тема литературного памятника занимает значительное место в творчестве русских поэтов. Поэту небезразлично отношение читателей к его творчеству, в том числе читателей-потомков. Не случайно в жизни каждого мастера художественного слова наступает период, когда он испытывает желание оглянуться назад, с тем чтобы увидеть и проанализировать сделанное им в течение жизни. Именно в этот момент создаются условия для стихотворения-“памятника”.

(Слайд 2) Родоначальником «литературного памятника» был древнеримский поэт «золотого» века римской литературы Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н.э.). О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене». ( Мельпомена — в древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница трагедии.)

а) Прежде чем знакомиться с одой Горация, расскажите об особенностях жанра оды.

(Слайды 3 – 4) Индивидуальное задание. (О́да — это поэтическое , а также музыкально – поэтическое произведение, которое отличается торжественностью и возвышенностью и посвящено какому-нибудь событию или герою. В Древней Греции одами первоначально называли хоровые песни на разные темы, сопровождавшиеся музыкой и танцами. Постепенно, сначала в античной поэзии, а потом и в творчестве европейских поэтов-классицистов, ода стала одним из самых распространённых и строгих с точки зрения содержания и формы жанров «высокой», торжественной лирики. Прославленными одописцами древности были Пиндар и Гораций, воспевшие богов и героев. Классицистическая ода была торжественным, ораторским жанром, в котором сильные эмоции соединялись с рассудительностью, «пиитический» восторг — с холодной логикой. Важнейший содержательный признак оды — «высокий» предмет (монарх, полководец, событие государственной важности, общественная добродетель, религиозная мораль). Формальные особенности жанра требовали использования четырехстопного ямба и строфы, состоявшей из десяти стихотворных строк с делением на три части: первая часть состояла из четырёх строк, вторая и третья — из трёх строк. Все десять стихов в одической строфе

объединялись строгой системой рифмовки: abab ccd eed.
Важная сторона формы оды — композиция, придававшая стихотворению стройность, смысловую завершенность и убедительность. Как правило, ода начиналась вступлением (одна или две строфы), в котором поэт говорил о предмете, послужившем источником его поэтических восторгов. В первых строфах могло быть и обращение к музе. Затем следовала центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть оды. Завершалось стихотворение заключительной морализаторской строфой-выводом. В ней поэт высказывал обобщающее суждение, нередко имевшее прямое отношение к «герою» оды.
Патетика оды требовала особого стиля. Он достигался использованием высокой, книжной лексики, прежде всего архаизмов, метонимических перифраз, аллегорий. Огромную роль играли интонационно-синтаксические средства: восклицания и риторические вопросы, инверсии, необычные синтаксические конструкции.).

б) (Слайд 5) Чтение учителем самого близкого к оригиналу перевода оды Горация «К Мельпомене» Петра Петровича Семёнова-Тянь-Шанского. Вопрос: как вы поняли смысл оды Горация? ( Речь в оде Горация «К Мельпомене» идёт о процессе творчества, о его цели и смысле. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи». )

Учитель: Знаменитая ода Горация вызвала множество подражаний. Её переводили многие поэты разных времён: поэта во все века волновало, останется ли что – то после него. Перевод оды Горация М. В. Ломоносовым был первым в русской литературе, он послужил основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о нерукотворном “памятнике”, как бы подводящем итог творческой деятельности поэта. На сегодняшнем уроке мы сопоставим переводы оды Горация М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, а также проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, найдём черты сходства и отличия в позициях авторов, сравним художественные средства, использованные поэтами для выражения своей точки зрения.

II . Групповая работа:

Первая группа будет анализировать «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» М. В. Ломоносова, вторая группа – «Памятник» Г. Р. Державина, третья – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина.

а) Выразительное чтение стихотворений учащимися.

б) Словарная работа:

Чтение оды М. В. Ломоносова. (Слайд 6).

Словарная работа. (Слайд 7).

Аквилон ( лат. aquilo (aquilonis) — «северный ветер») — древнеримское название северо-восточного, иногда северного ветра. Как и другие ветры, Аквилон представляли божеством, олицетворявшим эту силу природы, соответствовал древнегреческому Борею .

Авфид — река в южной Италии, на родине Горация.

Давнус — Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.

Стихи эольски. Эолийские (по наименованию одного из греческих племён) стихи считались образцом древнегреческой лирики; разработаны в латинской поэзии преимущественно Горацием.

Алцейской лирой . Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте.

Дельфийским лавром . В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.

2 группа. (Слайды 8 – 9).

Чтение «Памятника» Г. Р. Державина (или аудио). (Слайд 8).

Словарная работа. (Слайд 9).

Доколь – до тех пор, пока.

Славянов род – имеются в виду русские люди.

Рифей – Уральские горы.

В народах неисчётных – нельзя перечесть, их много.

Добродетели – положительные качества человека.

Фелица – здесь: Екатерина II .

Муза – вдохновительница поэта.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина (или видео). (Слайд 10).

Словарная работа. (Слайд 11).

Александрийский столп – Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади.

Всяк сущий в ней язык – народности, населяющие Россию.

Восславил я Свободу – имеется в виду вольнолюбивая лирика Пушкина.

III . Анализ (по группам).

1. Как можно по стилю и лексике определить время написания стихотворений и их автора?

(1747 г. – Ломоносов, 1795 г. – Державин, 1836 г. – Пушкин. В переводе Ломоносова архаичный язык: «сотреть», «едка древность», «препятством», « взгордися» и т. д. В переводе Державина язык менее архаичный: «вселенна», «неисчётных». Язык стихотворения Пушкина понятный, хотя и встречаются устаревшие слова: «доколь», «пиит»… ).

2. Какая тема объединяет стихотворения ? (Тема поэта и поэзии).

3. Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?

(Слайд 12) (М. В. Ломоносов был сыном крестьянина – помора, т. е. он не мог похвастать родовитостью. Но он стал учёным – энциклопедистом. Широко известны его открытия в области химии, физики, литературы и др. наук. Поэт испытывает двойственное чувство: и гордости, и горечи. Гордости потому, что прекрасно понимал, как много он сделал для России («Отечество моё молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был…»). Ломоносов одним из первых в русской литературе заговорил о высоком назначении поэта. Он ставил творчество поэта вровень с государственной работой. Поэт испытывает горечь оттого, что его труд не был по достоинству оценён царицей и власть имущими. Автобиографический элемент, введённый поэтом в стихотворение, можно рассматривать как ответ Ломоносова тем, кто попрекал его крестьянским происхождением, а сам, будучи родовитым и имеющим большие возможности, ничего не сделал для России.)

(Слайд 13) (Г. Р. Державин гордится, что первым

… дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Это биографический факт, т. к. Державин был одним из немногих приближённых императрицы, кто не боялся критиковать её деяния. Главными врагами Державин считал тех, кто забывал «общественное благо», интересы народа, кто сибаритствовал при дворе.

В 1782 году поэт пишет оду «Фелица», где « разрушает» жанр торжественной оды, соединив в ней похвалу императрице с сатирой. Державин рисковал, однако Екатерина II , прочитав оду, растрогалась до слёз и стала интересоваться автором произведения. Поэт был представлен императрице и облагодетельствован ею. Публикация оды сразу сделала Державина знаменитым. Он вошёл в число первых поэтов России. )

(Слайд 14) (А. С. Пушкин тоже внёс в стихотворение биографический элемент:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Александр I считал, что Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами», что за его вольнолюбивые стихи его надо сослать в Сибирь. Поэт не призывал в своих стихах к свержению власти, однако он ратовал за соблюдение закона, он мечтал о коренном переустройстве России, о свободе народа. Попытка лучших людей России уничтожить крепостничество потерпела неудачу. Пушкину пришлось пережить не только взлёт, но и крах декабристского движения. Но своим вольнолюбивым взглядам он не изменил ни в ссылке, ни после расправы царя с революционерами. Лирика А. С. Пушкина пробуждает в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости.

4. Какими видят поэты границы своего творческого бессмертия? (Ломоносов: поэт будет жив, пока живо его Отечество; Державин: поэтическая слава столь же вечна, как и слава всего “славянского племени” ( «Доколь славянов род вселенна будет чтить» ) ; Пушкин: пока существует человечество ( «…доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит»).

5. Каковы отношения между Музой и поэтом? Как поэт обращается к Музе?

(Для Ломоносова Муза – высокая покровительница, для Державина – верная подруга поэта, для Пушкина – соратница на великом поприще поэзии.)

6. Какой стихотворный размер используют поэты, чтобы придать своим стихам чеканность? (Ломоносов и Державин используют шестистопный ямб. У Пушкина первые три стиха каждой строфы – шестистопный ямб, последний — четырёхстопный ямб).

7. Что придаёт торжественность звучанию стихотворений Ломоносова, Державина и Пушкина?

(Ломоносов использует слова «высокого» стиля: “воздвигнул”, “превыше”, “сотреть”, “скончаю”, “возрастать”, “взгордися”, “увенчай”, “внесть”, “отечество ”, много слов и выражений, обозначающих реалии античности . Державин тоже использует слова «высокого» стиля: « чело», «возгордись», «возгласить», «дерзнул»… Пушкин использует славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит» и др.)

8. Какие средства художественной изобразительности использовали поэты? (Ломоносов: гипербола + сравнение (« Превыше пирамид и крепче меди..»), метафоры («Я знак бессмертия себе воздвигнул», «аквилон сотреть не может», «И перьвому звенеть Алцейской лирой»), олицетворение («Отечество мое молчать не будет»
Державин: эпитеты ( памятник чудесный, вечный, гром быстротечный, в сердечной простоте…), гипербола + сравнение («Металлов твёрже он и выше пирамид»), метафора («Я памятник себе воздвиг»);

Пушкин: эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, в жестокий век…), метонимия («…что чувства добрые я лирой пробуждал»), олицетворение (« Веленью божию, о муза, будь послушна» ), синекдоха (« И назовёт меня всяк сущий в ней язык»).

9. С какой целью поэты применяют в своём стихотворении приём аллитерации? (Ломоносов: «Я знак бессме р тия себе воздвигнул П р евыше пи р амид и к р епче меди…». Державин: «Ни вих р ь его, ни г р ом не сломит быст р отечный, И в р емени полет его не сок р ушит». Пушкин: «К нему не за р астет на р одная т р опа» и др. Аллитерация помогает поэту придать чеканность звучанию стихотворения.)

10. Найдите инверсию в стихотворениях поэтов. Определите её роль.

(Ломоносов: «Не вовсе я умру…», «Взгордися праведной заслугой, муза». Державин: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный… Металлов твёрже он и выше пирамид », «О Муза! возгордись заслугой справедливой…»; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «И славен буду я…» и т. д. С помощью инверсии поэты привлекают внимание читателей к важным в смысловом отношении словам.)

11. Есть ли сходство в композициях стихотворений?

(Вступление, где поэты говорят о предмете, послужившем источником поэтических восторгов. Центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть. Заключение (строфа – вывод), где поэт, обращаясь к музе, высказывает обобщающее суждение. У Державина и Пушкина даже одинаковое количество строф и строк в строфе.)

12. Определите идеи стихотворений. (Основная идея стихотворения Ломоносова – творения делают поэта бессмертным. Державин считает, что цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Пушкин писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества.).

13. Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения Пушкина? (В последней строфе идёт речь «о принципах поэзии, о её независимости от пристрастных мнений, от попыток подчинить её ложным идеалам». Эта строфа связана с первой

( « Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа), т. е. речь идёт о независимости поэта, о его непокорности любой земной власти. Действительно, Пушкин творил свободно, не подчиняясь, в соответствии с собственным представлением о добре и истине. )

14. В каком из стихотворений меньше всего прослеживается личностное авторское начало? Почему?

( У Ломоносова, потому что он непосредственно занимался переводом оды Горация, хотя и внёс биографический факт. Державин и Пушкин взяли за основу оду Горация, однако использовали тему оды для выражения собственного взгляда на тему поэта и поэзии). 16 . Как вы думаете, какой перевод взял за основу для своего стихотворения А. С. Пушкин: точный к подлиннику перевод Ломоносова или вольное переложение оды Горация Державиным? Почему? (Державина, т. к. Пушкин не ставил себе целью перевод оды Горация, он хотел выразить свои взгляды по данной теме.)

В чём сходство и различие поэтических позиций авторов? ( Ломоносов первым в нашей литературе заговорил о высоком назначении поэта, он ставил творчество поэта в один ряд с делами героев и царей. Человек не умирает, если получают бессмертие творения его духа .

В своём “Памятнике” Державин говорит о своих достижениях в “забавном русском слоге”, о “воспитательных” беседах с царями об истине. Поэт говорит о значимости своего творчества для русских, для России: «И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить». Пушкин же посмертную славу поэта отождествляет с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживёт и тленья убежит…”, к нему никогда “не зарастёт народная тропа”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” у Пушкина отменяется: творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство).

Сопоставить «Памятник» А. С. Пушкина с «Памятником» одного из поэтов XX века ( В. Брюсова, В. Ходасевича, Я.В. Смелякова или В.С. Высоцкого) – в сильном классе.

Сделать письменный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» – в слабом классе.

Читайте также:  Рыцари - краткое содержание рассказа Драгунского
Ссылка на основную публикацию