Горе одному – краткое содержание рассказа Дубова

Горе одному (Дубов)

Содержание

Сирота [ ред. ]

Окончилась Великая Отечественная война. Осиротевшего пятиклассника Лёшку Горбачёва взяла на воспитание двоюродная тётка. Муж тётки оказался вором и спекулянтом. Проворовавшись, он сбежал из Ростова, переменил несколько мест работы и, наконец, осел в Батуми, где стал продавцом в вино-водочном ларьке.

Дядька заставлял Лёшку работать и обсчитывать покупателей. Мальчик взбунтовался и сбежал. Его подобрали офицеры торгового судна. На их теплоходе Лёшка добрался до города на Азовском море, где попал в детдом.

Мальчик быстро прижился в детдоме, привязался к его директрисе Людмиле Сергеевне Русаковой, подружился с Витькой Гущиным, сыном секретаря горкома и сразу понравился активистке Кире Рожковой.

Вскоре Лёшка пошёл в школу, образовалась дружная компания — Лёшка, Витька, Кира и Наташа Шумова, Витькина одноклассница. Витька, мечтавший стать капитаном, придумал тайное общество по изучению морского дела «Футурум» с девизом и шифром.

Одна из зашифрованных записок безобидного содержания попала в руки старшего пионервожатого школы Гаевского, он решил выслужиться и начать раздувать дело о шпионском заговоре.

Лёшку допросили, но он обещал друзьям молчать и ничего не рассказал о «Футуруме», что усилило подозрения Гаевского. Всё чуть не закончилось отчислением Лёшки из школы и изгнанием его из детдома.

Свистящий хлыст отсекал всё, что у Лёшки было, очерчивая вокруг него роковой круг. Вне круга было всё — школа, товарищи, будущее. В кругу были только Лёшка и его обида.

Спасла мальчика Кира, рассказавшая Людмиле Сергеевне о «Футуруме». Директриса отправилась к секретарю горкома Гущину и пожаловалась на Гаевского, превратившего детскую игру в шпионский заговор.

В результате Гаевского уволили, дети получили молодого пионервожатого, который организовал в школе кружки по интересам. Кира решила стать фрезеровщицей, Витька — капитаном дальнего плаванья, Наташа — морским биологом, а Лёша — сталеваром. Дождавшись конца учебного года, он отнёс документы в ремесленное училище.

Жёсткая проба [ ред. ]

Прошло три года. Алексей закончил ремесленное училище, но стал не сталеваром, а разметчиком. Он по-прежнему дружил с Виктором Гущиным и был влюблён в Наташу Шумову, которая собиралась ехать в Ростов учиться на морского биолога.

Виктор тоже не стал капитаном. У него умер отец, и парню пришлось идти работать на завод фрезеровщиком, чтобы прокормить мать и младшую сестру. С недавних пор Виктора начали продвигать в передовики, давая ему для обработки однотипные детали. Алексей считал это несправедливым.

Однажды в летнем ресторане Алексей встретил дядю, от которого сбежал в детстве. Дядя был одинок и жалок, парень пожалел его и даже разрешил оставить у себя в общежитии чемодан с вещами.

Вскоре Алексей открыто выступил против «липового» передовика, но никто из друзей его не поддержал. Затем парня арестовали — дядя оказался спекулянтом, а в его чемодане обнаружились вещи для незаконной торговли.

Невиновного Алексея быстро отпустили, но на заводе объявился его давний враг Гаевский, который настроил против него цеховое начальство. Было назначено общее собрание цехкома, на котором должны были разбирать хулиганские выпады Алексея против передовика Виктора. Алексей на собрание не пошёл — он провожал в Ростов любимую Наташу. Воспользовавшись этим, его уволили.

Алексей долго искал справедливости, но все официальные учреждения отказали ему в помощи.

Утраты! Как стремительно надвинулись они на Алексея, вели друг друга за собой: уехала Наташа, лучший друг оказался врагом, работа — недостижимой…

Оставшиеся у Алексея друзья считали, что бороться с несправедливостью в одиночку невозможно, изменить что-то можно только всем вместе, но парень был упрям и никого не слушал.

Наконец Виктор, которого замучила совесть, отправился к директору завода и рассказал всё как есть. Директор велел Виктору, как главному виновнику, выступить на открытом партсобрании и всенародно покаяться. На том же собрании друзья отстояли Алексея и заставили руководство восстановить его на работе.

Алексей простил Виктора и понял: один в поле не воин, горе одному.

Горе одному – краткое содержание рассказа Дубова

Н. И. Дубов (1910-1983) родился в Омске, в семье рабочего. Двенадцатилетним мальчиком переехал жить на Украину. После окончания школы стал работать на паровозоремонтном заводе. Учился в Ленинградском университете. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов работал на оборонном заводе.

Литературные способности начали проявляться рано. Статьи и заметки Николая Дубова публиковались в стенгазетах, заводской и городской газетах. Окончательное решение – стать писателем – он принял, когда ему исполнилось 35 лет.

Даже по названиям произведений: «Сирота», «Горе одному», «Небо с овчинку» – можно судить о том, что в них писатель правдиво и честно изображает жизнь своих героев, а они почти всегда – дети. Его любимые герои попадают в очень тяжёлые ситуации, но всегда преодолевают страх и малодушие, потому что добры и честны и ещё потому что рядом с ними находятся сильные и мудрые взрослые. Его любимые мальчишки способны на поступок, а как поступать, подсказывает им совесть. Можно сказать, что герои произведений Николая Дубова всегда сдают экзамен на звание человека на «отлично», как бы труден он для них ни был.

Краткое содержание повести Н. И. Дубова «Беглец»

Был такой мальчишка Юрка. И до некоторых пор ему казалось, что жизнь его, в общем, нормальная. Он жил себе с папкой и мамкой, с младшими братишками возле дороги, возле шоссе, в Крыму. Но не в таком Крыму, где полно нарядных курортников, а совсем в стороне, где только ветер, песок и до школы нужно ехать на велосипеде, потому что это несколько километров.

Папка с мамкой обслуживали шоссе, если нужно – ремонтировали с другими дорожными рабочими, жили просто – как есть, так и есть, ничего особенного.

И вдруг приехала машина. Блестящая, сияющая «Волга», прекрасная, как мечта. Конечно, машины и раньше проезжали по шоссе. Но эта не проехала, она остановилась.

Из неё вышел высокий, седой, красивый человек, и вся Юркина жизнь полетела кувырком.

Вежливый приезжий, архитектор Виталий Сергеевич, поставил на бугре оранжевую, яркую, как солнце, палатку, вынес из машины складные лёгкие столики-стульчики. Красивая молодая Юливанна начала хлопотать вокруг вкусной непривычной еды, и Юрку приняли как гостя, как равного, очень приветливо и хорошо приняли.

Нет, он не завидовал. Машина, конечно, была прекрасная. И палатка была прекрасная.

И такой замечательной едой его дома никогда не кормили. Но если бы он просто завидовал, это было бы ещё не очень страшно.

Происходило что-то другое. Раньше ему не с чем было сравнить свою жизнь, а теперь было с чем. Раньше не с кем было поставить рядом своего удалого папку, любящего и поболтать и выпить, а теперь – было с кем.

. Днями пропадает Юрка в гостях, крутится возле оранжевой палатки. Стройный архитектор берёт за руку с одной стороны Юливанну, с другой – Юрку и учит их прыгать в тяжёлых и сильных штормовых волнах.

А потом начинает показывать, как надо плыть. Врезаться в волну – вот так. Нырять – вот так. Руки – вот так.

Этого не может быть! Это невозможно! Ведь вот же, сию минуту он махал рукой, выпрыгнув из волны, смеялся и кричал: «Смотрите!» Этого не может быть! Юливанна кричит ужасным, пронзительным голосом, прямо в платье кидается в воду. Юрка виснет на ней, волочится по песку, валит на землю. Нет, это она сама падает, уже молча, как будто замертво.

И вы не ждите, ничего не изменится. Не вынырнет вдруг из воды умный, хороший, уже не чужой человек. Увезёт знакомый шофёр в город, в больницу, какую-то неживую, полуживую Юливанну.

И примчится из Москвы сын седого архитектора. Будет спрашивать: «Где тело?» Будет проверять по-хозяйски – не пропало ли чего из вещей. И это ещё не конец всем бедам.

Вернулась Юливанна. Её отпустили из больницы, и она идёт очень тихо на то место, где стоит ещё оранжевая, как солнце, палатка. Ей нужно взять оттуда свою сумочку с деньгами, чтобы доехать обратно, до Москвы.

Все стоят в кружок: Юрка, и папка, и мамка, и соседи. И Юливанна говорит растерянно: «Как же так?» А потом говорит: «Пожалуйста, одолжите мне на дорогу. Я вышлю сразу, как только приеду».

А они молчат. Или что-то говорят. Только денег не дают.

И вот это – настоящий конец.

Больше Юрка так жить не может.

Ибо для того чтобы жить, нужно кому-то верить. Если вдруг однажды вы откроете глаза и почувствуете, что нет рядом ни одного человека, которому вы доверяете, вот тогда, в этот день, и будет по-настоящему трудно.

. Юрка убежал. Ему было куда бежать. Искать его стали не сразу. А когда стали – не нашли. Хотя убежал он совсем недалеко, рядышком, в соседний городок.

Ел то, что находил на улице. Спал там, где никто не ходит. День. Другой. Третий. Четвёртый. Десять дней.

На него наткнулся знакомый шофёр, Семён. Юрка не стал прятаться. Когда-то он этому человеку верил. Когда-то этот человек, один-единственный, взял за плечи Юливанну, усадил в свою грузовую машину и увёз, отправил в Москву, и Юрка видел это.

Теперь шофёр смотрел на Юрку. И наверное, это действительно был не совсем обычный человек. Он не стал говорить: «Ай-я-яй, как не стыдно, как нехорошо, давай-ка я тебя, братец, к папе с мамой отправлю». Нет, он посадил Юрку в машину и повёз его мимо родительского дома, прочь, к каким-то дальним своим родственникам, чтоб устроить в ремесленное училище, чтоб увезти в другую жизнь.

Но Юрке нужна была куртка. Он убежал в рубашке, как был. А начнётся осень – без куртки не обойтись.

. Сердце Юрки ёкнуло. Всё было, как тогда, когда они ехали в Гроховку с Виталием Сергеевичем: Дочка, запряжённая в телегу с бочкой, обмахивалась хвостом, мамка и Фёдор сгребали лопатами гравий, дед покуривал, свесив ноги в кювет. Не было только папки и Виталия Сергеевича.

Читайте также:  Беглец - краткое содержание рассказа Дубова

Горе одному – краткое содержание рассказа Дубова

Н. И. Дубов (1910-1983) родился в Омске, в семье рабочего. Двенадцатилетним мальчиком переехал жить на Украину. После окончания школы стал работать на паровозоремонтном заводе. Учился в Ленинградском университете. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов работал на оборонном заводе.

Литературные способности начали проявляться рано. Статьи и заметки Николая Дубова публиковались в стенгазетах, заводской и городской газетах. Окончательное решение – стать писателем – он принял, когда ему исполнилось 35 лет.

Даже по названиям произведений: «Сирота», «Горе одному», «Небо с овчинку» – можно судить о том, что в них писатель правдиво и честно изображает жизнь своих героев, а они почти всегда – дети. Его любимые герои попадают в очень тяжёлые ситуации, но всегда преодолевают страх и малодушие, потому что добры и честны и ещё потому что рядом с ними находятся сильные и мудрые взрослые. Его любимые мальчишки способны на поступок, а как поступать, подсказывает им совесть. Можно сказать, что герои произведений Николая Дубова всегда сдают экзамен на звание человека на «отлично», как бы труден он для них ни был.

Краткое содержание повести Н. И. Дубова «Беглец»

Был такой мальчишка Юрка. И до некоторых пор ему казалось, что жизнь его, в общем, нормальная. Он жил себе с папкой и мамкой, с младшими братишками возле дороги, возле шоссе, в Крыму. Но не в таком Крыму, где полно нарядных курортников, а совсем в стороне, где только ветер, песок и до школы нужно ехать на велосипеде, потому что это несколько километров.

Папка с мамкой обслуживали шоссе, если нужно – ремонтировали с другими дорожными рабочими, жили просто – как есть, так и есть, ничего особенного.

И вдруг приехала машина. Блестящая, сияющая «Волга», прекрасная, как мечта. Конечно, машины и раньше проезжали по шоссе. Но эта не проехала, она остановилась.

Из неё вышел высокий, седой, красивый человек, и вся Юркина жизнь полетела кувырком.

Вежливый приезжий, архитектор Виталий Сергеевич, поставил на бугре оранжевую, яркую, как солнце, палатку, вынес из машины складные лёгкие столики-стульчики. Красивая молодая Юливанна начала хлопотать вокруг вкусной непривычной еды, и Юрку приняли как гостя, как равного, очень приветливо и хорошо приняли.

Нет, он не завидовал. Машина, конечно, была прекрасная. И палатка была прекрасная.

И такой замечательной едой его дома никогда не кормили. Но если бы он просто завидовал, это было бы ещё не очень страшно.

Происходило что-то другое. Раньше ему не с чем было сравнить свою жизнь, а теперь было с чем. Раньше не с кем было поставить рядом своего удалого папку, любящего и поболтать и выпить, а теперь – было с кем.

. Днями пропадает Юрка в гостях, крутится возле оранжевой палатки. Стройный архитектор берёт за руку с одной стороны Юливанну, с другой – Юрку и учит их прыгать в тяжёлых и сильных штормовых волнах.

А потом начинает показывать, как надо плыть. Врезаться в волну – вот так. Нырять – вот так. Руки – вот так.

Этого не может быть! Это невозможно! Ведь вот же, сию минуту он махал рукой, выпрыгнув из волны, смеялся и кричал: «Смотрите!» Этого не может быть! Юливанна кричит ужасным, пронзительным голосом, прямо в платье кидается в воду. Юрка виснет на ней, волочится по песку, валит на землю. Нет, это она сама падает, уже молча, как будто замертво.

И вы не ждите, ничего не изменится. Не вынырнет вдруг из воды умный, хороший, уже не чужой человек. Увезёт знакомый шофёр в город, в больницу, какую-то неживую, полуживую Юливанну.

И примчится из Москвы сын седого архитектора. Будет спрашивать: «Где тело?» Будет проверять по-хозяйски – не пропало ли чего из вещей. И это ещё не конец всем бедам.

Вернулась Юливанна. Её отпустили из больницы, и она идёт очень тихо на то место, где стоит ещё оранжевая, как солнце, палатка. Ей нужно взять оттуда свою сумочку с деньгами, чтобы доехать обратно, до Москвы.

Все стоят в кружок: Юрка, и папка, и мамка, и соседи. И Юливанна говорит растерянно: «Как же так?» А потом говорит: «Пожалуйста, одолжите мне на дорогу. Я вышлю сразу, как только приеду».

А они молчат. Или что-то говорят. Только денег не дают.

И вот это – настоящий конец.

Больше Юрка так жить не может.

Ибо для того чтобы жить, нужно кому-то верить. Если вдруг однажды вы откроете глаза и почувствуете, что нет рядом ни одного человека, которому вы доверяете, вот тогда, в этот день, и будет по-настоящему трудно.

. Юрка убежал. Ему было куда бежать. Искать его стали не сразу. А когда стали – не нашли. Хотя убежал он совсем недалеко, рядышком, в соседний городок.

Ел то, что находил на улице. Спал там, где никто не ходит. День. Другой. Третий. Четвёртый. Десять дней.

На него наткнулся знакомый шофёр, Семён. Юрка не стал прятаться. Когда-то он этому человеку верил. Когда-то этот человек, один-единственный, взял за плечи Юливанну, усадил в свою грузовую машину и увёз, отправил в Москву, и Юрка видел это.

Теперь шофёр смотрел на Юрку. И наверное, это действительно был не совсем обычный человек. Он не стал говорить: «Ай-я-яй, как не стыдно, как нехорошо, давай-ка я тебя, братец, к папе с мамой отправлю». Нет, он посадил Юрку в машину и повёз его мимо родительского дома, прочь, к каким-то дальним своим родственникам, чтоб устроить в ремесленное училище, чтоб увезти в другую жизнь.

Но Юрке нужна была куртка. Он убежал в рубашке, как был. А начнётся осень – без куртки не обойтись.

. Сердце Юрки ёкнуло. Всё было, как тогда, когда они ехали в Гроховку с Виталием Сергеевичем: Дочка, запряжённая в телегу с бочкой, обмахивалась хвостом, мамка и Фёдор сгребали лопатами гравий, дед покуривал, свесив ноги в кювет. Не было только папки и Виталия Сергеевича.

Дубов Николай Иванович — Беглец (сборник)

Тут можно читать онлайн книгу Дубов Николай Иванович – Беглец (сборник) – бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Детская проза. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Беглец (сборник) краткое содержание

Беглец (сборник) – описание и краткое содержание, автор Дубов Николай Иванович, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

В книгу входят две известные повести: «Беглец» и «Небо с овчинку». Первая повесть – о трагической судьбе подростка. Основная тема второй – защита природы.

Беглец (сборник) – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Беглец (сборник) – читать книгу онлайн бесплатно, автор Дубов Николай Иванович

Николай Дубов Беглец (сборник)

© Издательство «Детская литература». Оформление серии, 2001

© Н. И. Дубов. Текст, наследники

© А. Турков. Предисловие, 2001

© В. Юдин. Иллюстрации, 2001

«Какое оно, море?» назывался фильм, снятый по одной из повестей Николая Ивановича Дубова (1910–1983). Море, река – не только как сами по себе могучие стихии, но и как образ жизни, – очень частые «персонажи» книг этого писателя.

«Мальчик у моря» – не просто название повести. Это главная авторская забота, любимая тема – маленький человек на пороге жизни.

«Раньше река была для Кости местом, где купаются, ныряют с вышки, загорают, катаются на лодках и катерах», – говорится в повести «Огни на реке». Только пожив у дяди-бакенщика, мальчик понимает, какая напряженная трудовая жизнь идет на реке, и уже с новым чувством смотрит на «сверкающую гладь, голубую дорогу, которая теперь не кажется ему простой и легкой, но становится от этого еще прекраснее».

В повести «Небо с овчинку» нет никакого моря – всего-навсего отдаленное лесничество, так называемая глубинка. «…Не воображай, что ты едешь в джунгли», – подтрунивает над героем повести Антоном сосед по квартире Федор Михайлович. И все же мальчику и его новым друзьям суждено выдержать небольшой «шторм», небезопасное столкновение с местными чинушами и просто с завзятыми подлецами, которым не до́роги ни природа, ни «братья наши меньшие» – животные.

В этом «бою» победа дается героям сравнительно легко. Не то что в романе «Горе одному», где сироте Лешке солоно пришлось в начале трудовой жизни, во многом напоминающей пережитое самим автором, тоже начинавшим свой путь, свою рабочую биографию разметчиком на паровозоремонтном заводе.

Вообще с каждой новой книгой Дубов все серьезнее и углубленнее судил о жизни, все внимательнее присматривался к людям, порой словно бы возвращаясь к какому-нибудь персонажу заново и открывая в нем что-то ранее не замеченное.

Совсем по-иному увиден писателем герой повести «Беглец» Юрка. Он из тех подростков, которых принято называть «трудными». Рос в бедной семье с пьющим отцом и издерганной заботами, крикливой матерью. Но как доверчиво потянулся он к приехавшим отдохнуть у моря Виталию Сергеевичу и Юлии Ивановне, почувствовав, что они живут какой-то другой жизнью, ласковы и внимательны не только друг к другу, но и к новым случайным знакомым!

Трогательно, хотя порой и очень неуклюже старается он, в свою очередь, отплатить им добром и остро переживает внезапную гибель «дяди Вити» и случившуюся после этого с Юлией Ивановной болезнь.

После происшедшего несчастья обнаружилось, что у идиллического, на зависть всем окружающим, времяпрепровождения приезжих была печальная и прозаическая «подкладка»: чужой в своей настоящей семье, Виталий Сергеевич наслаждался коротким счастьем с любимой женщиной, медля сделать окончательный выбор. И эта попытка «бежать» от необходимости, так или иначе разрубить сложный житейский узел угнетает обоих.

Читайте также:  Сочинение на тему День рождения друга

Из тех их разговоров, которые слышит Юрка, читатель понимает, что подобную уклончивость «дядя Витя» проявляет и в своей работе. Раскритиковав пошловатые и неумелые рисунки Юркиного отца, он честно признается себе, что молодец-то он против овец, вроде этого неудачника, а при столкновении с подобными же ремесленниками от искусства, обретшими незаслуженную известность, пасует!

Гибель Виталия Сергеевича в какой-то мере символична: он не справился не только с морскими волнами – с жизнью, и она захлестнула, поглотила его, вероятно немалый, талант и незаурядную личность.

Все случившееся резко обостряет отношения Юрки с родичами. Он с возмущением видит, как изменилось их отношение к Юлии Ивановне, как злорадно и черство они судят-рядят о ней, как отец не стыдится поживиться на чужой счет в столь трагических обстоятельствах. Подросток хочет уйти из дома, но когда он окончательно решается это сделать, то узнает, что отец ослеп с перепою. Юрка потрясен. А когда он увидел играющих на берегу младших братьев, совсем еще несмышленышей, подумал: «Теперь их тут и вовсе замордуют, затуркают. Будут расти, как бурьян, без призора. На мамке теперь все. А что она одна сможет?»

С поразительной тонкостью показывает автор в этом эпизоде перемену, происшедшую в сознании героя, его внезапное возмужание, какую-то почти отцовскую нежность к братьям, с которыми еще недавно ссорился и дрался.

И Юрка совершает тяжкий выбор: остается в семье. В известной мере это ставит его, самого еще совсем пацана, выше умного и талантливого Виталия Сергеевича. И это, пожалуй, не о Юрке, а о бедном «дяде Вите» может быть сказано, что он «бегал, бегал, а никуда не убежал». Так оказывается, что дело совсем не в том, чтобы «стать большим» по годам, – можно быть взрослым и в Юркином возрасте.

В те короткие минуты, когда «беглец» решил остаться дома, он не только не произнес про себя никаких высоких слов, но вряд ли вспомнил и услышанное однажды от Виталия Сергеевича: «От своего долга, брат, никуда уехать нельзя». Однако Юрка следует именно велению долга.

Конечно, ему придется несладко дома с беспомощным отцом, который при встрече с сыном ухватился за него, как тонущий человек, и с матерью, которой так трудно, и с малышней… Но та ранящая нежность, с какой он смотрит на братьев, не понимающих еще, какая с ними стряслась беда, заставляет верить, что в грубоватом Юрке таятся неизвестные даже ему самому залежи доброты и сердечности.

«Не забывай долга – это единственная музыка, – писал замечательный русский поэт и чуткий человек Александр Блок жене. – Жизни и страсти без долга нет».

Конечно, Юрка не думает ничего подобного, но инстинктивно чувствует, что оставить в беде близких, презреть своей долг перед ними – значит причинить ущерб не только им, но и себе, переступить через что-то очень важное в собственной душе, «убежать» от самого себя настоящего, перестать быть самим собой.

Не расставайтесь с автором этой книги после того, как, дочитав, закроете ее! Вглядитесь вместе с Сашуком, «мальчиком у моря», в картины природы, «как в пронизанной солнечным светом воде стоят стайки мальков, потом, испугавшись чего-то, серебряными брызгами разлетаются в разные стороны… как прозрачные тени волн бегут и бегут по песчаному дну», почувствуйте поэзию рыбацкого труда, когда «два ряда весел… враз поднимаются, дружно посылают Сашуку зайчиков и снова опускаются» и «налитые серебристой рыбой лодки подваливают к причалу».

Продолжите знакомство с персонажами «Неба с овчинку», читая увлекательный, многоплановый, полудетективный роман «Колесо Фортуны», где действие затейливо перемещается из нашего времени в эпоху Екатерины II.

Прочитайте повесть «У отдельно стоящего дерева», написанную так, будто автор сам испытал страшную судьбу наших пленных в Великую Отечественную войну (хотя в те годы он работал на оборонном предприятии в тылу).

Надеюсь, понравится вам и совсем уже «взрослый» роман «Родные и близкие», в самом названии которого как бы сквозит укоризна и печаль о том, как драматически складываются подчас отношения между членами одной семьи, – роман, в финале которого герой «вершит над собой беспощадный суд совести за все, что сделал, за все, чего не сделал» (в чем-то похоже на Виталия Сергеевича из «Беглеца»).

«Добрый», – говорят об одном персонаже в романе «Горе одному».

«А я?» – спрашивает главный герой.

«Не знаю. Ты, может, еще добрей… Только сердитый».

Это как будто о самом Дубове сказано, который и по-настоящему добр к людям, и непримиримо «сердит» на все, что им мешает, сбивает их с дороги.

Книга: Николай Дубов «Горе одному»

Серия: “Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР”

Роман “Горе одному” известного советского писателя Николая Дубова состоит из двух книг. Первая книга “Сирота” – о жизни мальчика Лешки Горбачева, оставшегося в войнусиротой и выросшего в детском доме. Вторая – “Жесткая проба” – о работе Алексея Горбачева на большом заводе, о его жизни в рабочем коллективе. Роман “Горе одному” в 1970 году удостоен Государственной премии СССР.

Издательство: “Советский писатель. Москва” (1983)

Формат: 84×108/32, 518 стр.

Другие книги автора:

КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Колесо ФортуныНачинающееся с незначительного на первый взгляд эпизода в безвестном селе действие романа стремительно развивается и расширяется, охватывая все новые круги лиц. Корни, причины происходящего ныне… — Советская Россия, (формат: 84×108/32, 496 стр.) Подробнее.198080бумажная книга
Николай Дубов. Собрание сочинений в 3 томах (комплект из 3 книг)Николай Иванович Дубов принес в детскую литературу не только новые мысли, но и по-своему привлек к серьезным жизненным проблемам. У него дети, подростки живут на одной земле со взрослыми, в едином… — Молодая гвардия, (формат: 84×108/32, 1240 стр.) Подробнее.1989640бумажная книга
Колесо фортуныНачинающееся с незначительного на первый взгляд эпизода в безвестном селе действие романа стремительно развивается и расширяется, охватывая все новые круги лиц. Корни, причины, происходящего ныне… — Детская литература. Москва, (формат: 60×90/16, 416 стр.) Подробнее.197860бумажная книга
Колесо фортуныНачинающееся с незначительного на первый взгляд эпизода в безвестном селе действие романа стремительно развивается и расширяется, охватывая все новые круги лиц. Корни, причины происходящего ныне… — Детская литература. Москва, (формат: 84×108/32, 496 стр.) Подробнее.198270бумажная книга
Колесо фортуныНачинающееся с незначительного на первый взгляд эпизода в безвестном селе действие романа стремительно развивается и расширяется, охватывая все новые круги лиц. Корни, причины происходящего ныне… — Детская литература. Москва, (формат: 84×108/32, 496 стр.) Подробнее.198050бумажная книга
Горе одномуРоман “Горе одному” известного советского писателя Николая Дубова состоит из двух книг. Первая книга “Сирота” – о жизни мальчика Лешки Горбачева, оставшегося в войнусиротой и выросшего в детском… — Советский писатель. Москва, (формат: 84×108/32, 520 стр.) Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР Подробнее.1983250бумажная книга
Сирота“Сирота” – это трогательная и вместе с тем суровая книга о мальчике Лешке Горбачеве, отец которого погиб на фронте, а мать умерла. Поначалу Лешка попадает к очень плохим людям – стяжателям и… — Издательство Детской литературы, (формат: 84×108/32, 332 стр.) Школьная библиотека Подробнее.1961280бумажная книга
У отдельно стоящего дереваПосле окончания второй мировой войны прошло более двадцати лет; все связанное с ней отошло в глубь времен. Нужно ли возвращаться к прошлому, снова печатать книги о минувшей войне? Автору… — Детская литература. Москва, (формат: 60×84/16, 160 стр.) Подробнее.1966160бумажная книга
Колесо ФортуныНачинающееся с незначительного на первый взгляд эпизода в безвестном селе действие романа стремительно развивается и расширяется, охватывая все новые круги лиц. Корни, причины происходящего ныне… — Детская литература. Москва, (формат: 84×108/32, 496 стр.) Подробнее.197890бумажная книга
Горе одномуРоман о судьбе молодого рабочего, выросшего в детском доме, о принципиальном, стойком, честном человеке, любящем труд и свой заводской коллектив — Детская литература. Москва, (формат: 60×84/16, 528 стр.) Подробнее.1979230бумажная книга
Николай Дубов. Собрание сочинений в 3 томах (комплект из 3 книг)Николай Иванович Дубов принес в детскую литературу не только новые мысли, но и по-своему привлек к серьезным жизненным проблемам. У него дети, подростки живут на одной земле со взрослыми, в едином… — Детская литература. Москва, (формат: 60×84/16, 1248 стр.) Николай Дубов. Собрание сочинений в 3 томах Подробнее.1971780бумажная книга
Беглец (сборник)В книгу входят две известные повести: «Беглец» и «Небо с овчинку». Первая повесть – о трагической судьбе подростка. Основная тема второй – защита природы — Издательство «Детская литература», Школьная библиотека (Детская литература) электронная книга Подробнее.160электронная книга
Сирота“Сирота” — это трогательная и вместе с тем суровая книга о мальчике Лешке Горбачеве, отец которого погиб на фронте, а мать умерла. Поначалу Лешка попадает к очень плохим людям — стяжателям и… — Издательство Детской литературы, (формат: 84×108/32, 398 стр.) Подробнее.1957350бумажная книга
Горе одномуРоман о судьбе молодого рабочего, выросшего в детском доме, о принципиальном, стойком, честном человеке, любящем труд и свой заводской коллектив. Роман удостоен Государственной премии СССР — Детская литература. Москва, (формат: 60×84/16, 526 стр.) Школьная библиотека Подробнее.1974230бумажная книга
Сирота. Жесткая пробаВ этой книге помещены две повести известного детского писателя Николая Ивановича Дубова — «Сирота» и «Жесткая проба». В них проходит много событий и много самых различных судеб детей и взрослых… — Издательство Детской литературы, (формат: 84×108/32, 488 стр.) Школьная библиотека Подробнее.1963320бумажная книга

См. также в других словарях:

одному жить — сердцу холодно — Грудь другую Ему надобно: С ней зимою Лето теплое; При бездолье Горе не горе! Кольцов. Песня. Ср. Geteilter Schmerz ist nicht mehr Schmerz, Geteilte Wonnen nur sind Wonnen. Geteilte Freud ist ganze Freude, Geteilter Schmerz geheilter Schmerz. Fr … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Одному с женою горе, другому вдвое. — Одному с женою горе, другому вдвое. См. МУЖ ЖЕНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Одному с женою радость, другому горе. — Одному с женою радость, другому горе. См. МУЖ ЖЕНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

одному только Богу известно — (иноск.) с точностью трудно сказать Один только Бог ведает (напр. о скрытом горе) Ср. Сколько дней у Бога впереди одному Богу известно . Ср. Ну, уж видно наш жребий таков: Как ни взглянешь куда повсеместно, Что за масса теперь дураков. Одному… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

РАДОСТЬ – ГОРЕ — Время красит, а безвременье чернит. Временем в красне, порою в черне. От радости кудри вьются, в печали секутся. В добром житье кудри вьются, в плохом секутся. Положи, господь, камешком, подыми перышком. От радости и старики со старухами… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

с доброй женой горе — полгоря, а радость вдвойне — Ср. Горе, коль есть его с кем размыкать, еще не горе, а только полгоря. Мельников. На горах. 1, 2. Ср. Блажен, кому Создатель дал Усладу жизни, друга; С ним счастье вдвое, в скорбный час Он сердцу утешенье. Второе Провиденье. Жуковский. Пев. во … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Нужда семерых задавила, а радость одному досталась. — Нужда (беда, горе) семерых задавила, а радость одному досталась. См. РАДОСТЬ ГОРЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Сказание о святой горе Афонской — – описание афонских монастырей, составленное в Москве в 1560–1562 гг. С., «соборне себе советовав», сотворили пришедшие в Москву за милостыней игумены Иоаким (Пантелеймонов монастырь), Евфимий (монастырь Ставроникиты), инок Феофан (лавра… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе — Обычно происхождение этого выражения связывают с одним из рассказов о Ходже Насреддине герое восточного фольклора, известном выдумщике и острослове. Так, в одном из арабских сборников (примерно 1631) говорится о том, как Ходжа Насреддин Джоха эль … Словарь крылатых слов и выражений

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе — крыл. сл. Существуют различные объяснения этого происхождения. Пологают, например, что оно восходит к одному из анекдотических рассказов, связанных с Ходжой Насреддином, любимым героем ближневосточного фольклора, Однажды, когда он выдавал себя за … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

одинокому хоть утопиться(а женатому хоть удавиться) — Одному и топиться скучно. Одному и у каши не споро. И в раю жить тошно одному. Ср. Да и что за жизнь неженатому. Одному и у каши неспоро, одному и топиться скучно идти. Мельников. В лесах. 3, 5. Ср. Горе одному, когда упадет, а другого нет,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

«Горе от ума» А. С. Грибоедов Кратко

Александр Сергеевич Грибоедов
Комедия «Горе от ума» Краткое содержание

Пьеса «Горе от ума» принесла автору всемирное признание. Украшенное изящной сатирой литературное произведение рассказывает читателю о привычках и нравах московского дворянства в XIX веке.

Детально ознакомиться с комедией Грибоедова помогут представленные ниже краткий пересказ пьесы, история создания «Горе от ума», характеристика героев и краткие выводы по произведению.

Краткий пересказ сюжета пьесы Грибоедова «Горе от ума»

Действие пьесы отражают события одного дня. Чацкий, молодой дворянин, после трёхлетнего отсутствия возвращается в дом Фамусовых, где воспитывался. Здесь у него оставалась девушка Софья Фамусова, в которую он влюблён. За время его отсутствия Софья начала тайно от отца встречаться с бедным писарем Молчалиным. Старший же Фамусов хочет выдать дочь за полковника Скалозуба, уже не молодого, но богатого жениха.

Новый возлюбленный Софьи на самом деле очарован служанкой Лизой, а с дочкой Фамусова крутит лишь в надежде на дальнейшее расположение её отца и взлёт по карьерной лестнице. Чацкий всё это видит и постоянно глумится над выбором бывшей возлюбленной. Не доволен герой и привычками здешнего общества — стремлением слепо подражать Западу и отсутствием желания заниматься самопросвещением. О своих наблюдениях он открыто высказывается на званном вечере Фамусовых.

Софья, возмущенная тем, что друг детства высмеивает её Молчалина и их отношения, пускает слух о его сумасшествии. Общество поддерживает эту догадку, так как не приемлет идей и высказываний Чацкого. К концу дня Фамусов узнаёт о тайных свиданиях дочери и понимает, что планы на выгодный брак разрушены. Софья осознав, что Молчалин её обманывал, прогоняет его. Чацкий произносит обличительную речь и покидает дом Фамусовых.

Краткое содержание комедийной пьесы Грибоедова «Горе от ума» по действиям

Москва. Начало XIX века. Дом богатого чиновника Фамусова.

Действие I. Возвращение Чацкого или «третий лишний»

За спиной хозяина дома, богатого чиновника Фамусова его дочь София и секретарь Молчалин тайно встречаются по ночам. Служанка Лиза сторожит за дверью, пока парочка общается. Фамусов начинает подозревать неладное, но подозрения откладываются с приездом Александра Андреевича Чацкого, воспитанника дома Фамусовых, который отсутствовал долгих три года. Александр Андреевич до своего отъезда был влюблён в Софью и она отвечала ему взаимностью. Не забыв свои чувства, Чацкий вновь надеется заполучить расположение девушки, которая совсем ему не рада. Софья влюблена в Молчалина, хоть и надеется, что их встречи остаются в тайне. Девушка не знает, как назвать имя своего возлюбленного Чацкому. Отец Софьи не рад этим двум ухажёрам дочери, по его мнению, лучшей партией для неё станет полковник Скалозуб.

Действие II. Чацкий узнаёт, кто стал его соперником

В доме Фамусовых появляется Чацкий и заводит «странные» беседы с Фамусовым. По мнению Чацкого смешно и не правильно гоняться за чинами и богатством. Фамусов не доволен такими изречениями воспитанника и, когда к нему с визитом приходит Скалозуб, он уводит его в свой кабинет, подальше от «смутьяна». Софья наблюдает за Молчалиным в окно и видит, как тот падает с лошади. Переволновавшись, девушка теряет сознание. Чацкий всё видит и догадывается, кто является тайным возлюбленным Софьи. Выясняется, что Молчалин не пострадал, когда он остаётся наедине со служанкой Лизой, то признаётся девушке в любви. Лиза возмущена по этому поводу и осуждает секретаря за обман и лживые ухаживания за Софьей. Самой крепостной нравится слуга Петруша, Молчалин ей безразличен.

Действие III. Званый вечер в доме Фамусовых

Между Чацким и Софьей происходит объяснение. Понимая, что он отвергнут, Чацкий начинает упрекать Софью и не очень лестно отзывается о её новом возлюбленном. Софью задевают слова Чацкого, и она покидает его, торопясь на очередное тайное свидание.

К Фамусовым съезжаются гости. Во время беседы с одним из приглашённых Софья говорит, что Чацкий не в своём уме. Слух о его сумасшествии быстро распространяется среди остальных гостей. Когда приходит Чацкий, он замечает, что на него все смотрят как на сумасшедшего.

Действие IV. Разоблачение

После ухода гостей, к Фамусовым вбегает Репетилов. Старый товарищ приглашает Чацкого в Английский клуб, но тот решает остаться. Чацкий, спрятавшись за колонну, подслушивает, как Молчалин ухлёстывает за Лизой. Хитрец вновь признаётся служанке в любви, и этот разговор слышит Софья. В ярости девушка прогоняет обманщика из дома. Входит Чацкий и высказывает Софье свои возмущения по поводу роспуска слухов о его сумасшествии. Появляется Фамусов, ругает и стыдит дочь за непристойное поведение и обещает ей в воспитательных мерах «ссылку» в деревню. Он запрещает Чацкому ухаживать за своей дочерью, однако это лишнее — Александр Андреевич разочарован в Софье и в московском обществе. Он желает покинуть Москву навсегда и вызывает карету.

Краткий анализ и выводы по знаковому произведению литературы XIX века пьесе Грибоедова «Горе от ума»

Комедийная пьеса «Горе от ума» занимает важную нишу в истории русской классической литературы. В ней раскрыты основные вопросы, волновавшие общественность в послевоенное время в XIX-м столетии и детально разобран намечавшийся в то время дворянский раскол.

Краткий пересказ столь серьёзного литературного труда позволит представить его основную тему, проблематику и сюжетную линию. Но, к сожалению, не передаст языкового благородства произведения и не покажет заложенного в нём тонкого сарказма. Многие фразы из пьесы «Горе от ума» превратились в крылатые выражения, и используются по сей день.

Кратко об истории создания комедии «Горе от ума»

В далёком 1816 году Александр Сергеевич Грибоедов вернулся на родину из длительного заграничного путешествия и был приглашён на светский вечер. Поражённый тем, как русская знать преклоняется перед всем заграничным, он возбуждённо произнёс обличительную речь на публику. Многие из знатных господ всерьёз задумались о психическом здоровье Грибоедова. Так родилась идея создания сатирической комедии «Горе от ума», которая обещала стать сладкой местью недалёкому аристократическому обществу.

Грибоедов работал над пьесой около четырёх лет. Точку в своей работе он поставил в 1824 году, но в публикации автору было отказано цензурой. Рукописные копии расходились по рукам, пока Грибоедов осуществлял новые правки, надеясь, что его работа всё же попадёт в печать. Но впервые полная версия «Горе от ума» была напечатано лишь в 1831 году, на немецком языке, уже после смерти автора. В России, претерпев сильнейшие цензурные правки, пьеса увидела свет в 1833 году, а авторский вариант получил свой «звёздный час» лишь в 1862 году.

Кратко о героях комедии «Горе от ума»

Для качественного восприятия краткого содержания комедии Грибоедова «Горе от ума», необходимо знакомство с характеристиками её главных и второстепенных персонажей.

Ссылка на основную публикацию