Лезвие бритвы – краткое содержание романа Ефремова

Сюжет романа Ефремова «Лезвие бритвы»

Существуют книги, которые можно читать всегда. Они подходят к любому времени и обществу. Именно такова книга, написанная русским писателем и ученым Иваном Антоновичем Ефремовым «Лезвие бритвы». В юности я долго не решался взяться за эту книгу: ведь она представляется как фантастика, а это не мой жанр. Но взяв ее в руки, оторваться от нее уже просто невозможно.

Как можно выпустить из рук произведение, которое повествует о вечном поиске, в котором находится человеческая душа? О поиске любви, красоты, справедливости, что в конечном итоге приводит к пониманию духовного могущества человека, торжеству разума. Не зря главный герой романа, доктор Гирин, личность незаурядная. Это ученый, пребывающий в постоянном поиске. Он ищет в человеке те черты и свойства, которые необходимы каждому отдельно взятому индивидууму для выживания. Отсюда идет и пояснение названия произведения. Оказывается, все мы живем на лезвии бритвы, в узком диапазоне температуры тела (от 37 до 42 С), нам необходим воздух, свет, тепло. Малейшее нарушение условий существования ведет к смерти человека. Особенно потрясает в романе эпизод с добровольным заточением в каменный мешок. И ты понимаешь, как человек интегрирован в окружающий мир, без него он не может жить. А красота? Автор устами главного героя дает ей очень оригинальное, но в то же время правильное, на мой взгляд, объяснение тех черт во внешнем облике, которые делают нас красивыми. И при этом замечает, что красота служит мерилом физических возможностей организма, а значит, находится на лезвии бритвы, и отклонение от нормального строения приводит к утере функциональных качеств и привлекательности человека в целом.

Еще одна проблема, рассматриваемая в романе – отыскание человеком жизненных целей и ориентиров. Особенно сильно подчеркивает контраст между людьми, живущими в первобытном мире, которые совершенно счастливы, и мятущейся душой художника, творения которого отвергаются, хотя они являют собой вершину искусства. И только робкий лучик надежды, что будущее откроет человечеству правдивое, настоящее искусство, вселяет некоторый оптимизм. Это самое эмоционально тяжелое, место романа. От него веет грустью и безнадежностью, которую переживает сам автор.

И все же, читая этот роман, ловишь себя на мысли, что ты не только сопереживаешь главным героям, но и учишься у них отношению к жизни, душевной красоте, умению тонко чувствовать. И каждый найдет в этом романе что-то свое, сокровенное, то что волнует его больше всего. И потому это произведение можно причислить к современной классике, которая наследует всем традициям золотого века литературы.

Роман замечателен переплетением нескольких сюжетных линий: история советского ученого и врача, итальянской экспедиции за африканскими алмазами, жизнь неизвестного индийского художника. Все эти совершенно разрозненные, на первый взгляд персонажи, объединяет некая таинственная корона Александра Македонского, сыгравшая в его жизни важнейшую роль.

Также в книге затрагивается проблема человеческой судьбы. Иван Ефремов пытается пояснить судьбу не с мистической точки зрения, как это принято до сих пор. Он представляет судьбу как крепчайшую логическую цепь, состоящую из мелких совпадений, стечения обстоятельств, соединенных между собой случайностей. А мы, люди, не понимая, или не желая понимать глубинной сущности этих связей, просто покоряемся, плывем по течению и называем это судьбой. Главные герои романа своим примером показывают, что свою судьбу можно и нужно строить самостоятельно. Нужно лишь научиться улавливать течение логической последовательности событий в нашей жизни. С таких же материальных позиций автор пытается подойти к йоге, телепатии, сверхспособностям организма. Все эти явления он объясняет с точки зрения материализма. Характерен эпизод, когда он пытается пробудить генную память Симы с помощью гипноза.

Не всегда эта книга воспринимается c первого прочтения, но, открывая ее, каждый раз ты находишь для себя что-то новое, волнующее и прекрасное. Возможно с высоты жизненного опыта по-другому воспринимаешь философские концепции этой книги. А возможно, читая ее, видишь в ней все меньше и меньше фантастики.

Предыдущий реферат из данного раздела: Тема войны в романах Иоахима Феста

Книга «Лезвие бритвы»

Год издания книги: 1964

Роман Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» стал вторым крупным произведением известного советского фантаста и ученного-палеонтолога. Произведение очень быстро приобрело широкую известность, а свое высокое мнение о нем высказывали Сергей Королев и Николай Амосов. В то же время произведение создало вокруг Ефремова образ гуру, который не одобрял писатель.

Сюжет книги «Лезвие бритвы» кратко

В книге Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» читать можно три разные истории о трех группах людей, разных профессий, стран и вероисповеданий, которых объединила случайность. Этой случайностью стала корона с темными возможно драгоценными камнями, неизвестными науке. По легенде эту корону из рук индийских монах получил лично Александр Македонский. Одев ее себе на голову, он потерял память о том зачем пытался завоевать Индию, и развернул свои войска назад.

Наша же история началась в 1916 году в Петрограде, во время покупки неизвестных науке черных камней князем Витгенштейном. Эти камни привез из экспедиции откуда-то из Афганистана известный геолог Ивернев. Камни он обнаружил на одном из заброшенных рудников, но это мы узнаем несколько позже.

А пока сюжет разворачивается вокруг молодого еще врача Ивана Родионовича Гирина, который после Второй мировой войны возвращается в Москву, дабы выполнить последнюю просьбу друга. Он должен выставить на показ деревянную статую жены скульптора — Анны, которая погибла во время войны. Разглядывая скульптуру, Гирин вспоминает свое знакомство с Анной в глухой уральской деревне, свой первый психофизиологический способ лечения ее матери и переезд женщин в Москву. Затем перед нами проносятся этапы становления Гирина как одного из ведущих психофизиологов СССР и его знакомство с Симой Металиной.

Вторая часть книг Ефремова «Лезвие бритвы» начинается в Неаполе. Возлюбленная художника Чезаре Пирелли – Леа, рассказывает ему истории группы авантюристов, которая искала алмазы на берегах Южно-Африканской Республики. Им это не удалось, но они оставили карту, которая должна помочь новым кладоискателям. Пользуясь своими навыками подводного плаванья, пара решает отправится к Берегам Скелетов и попытать счастья. Для этого Пирелли приглашает своего знакомого, у которого есть своя яхта. Ныне подзабытого, но когда-то известного актера, которому нужны деньги. На Берегах Скелетов им улыбается удача, но искателей приключений засекает патруль. Дабы скрыть свою охоту за алмазами, он рассказывают полицейским историю о том, что они просто дайверы, исследующие богатое на затонувшие корабли дно. А демонстративно погрузившись и действительно обнаруживают множество кораблей, на одном из них они находят загадочную корону с черными камнями. Надев ее Леа упала в обморок и потеряла память. Корона вновь оказалась в море. Чезаре, дабы не отдавать ее полиции, спрятал ее на морском дне.

Третья часть книги «Лезвие бритвы» Ефремова поведает нам о скульпторе Рамамурти, который за знаниями отправился в Тибет. Благодаря учителю он проходит все этапы сложного и не всегда понятного обучения. Но оно точно дает результат, ведь он все яснее видит свою цель – создание скульптур. А когда он встречает танцовщицу Тиллоттама, то понимает, что именно она станет его вдохновением. Но сначала нужно вызволить девушку из лап рабовладельца и в этом ему может помочь Чезаре Пирелли, который вместе с возлюбленной оказался в Индии.

Тем временем клубок событий сплетает воедино всех главных героев. Благодаря Тиллоттами, итальянцы, который прибыли в Индию искать пути вылечить Леа, знакомятся с Рамамурти. Гирин, знакомится с потомком геолога Ивернева, который и сам стал известным геологом. Именно психофизиолог помогает потомкам геолога не стать жертвами неизвестной всемирной банды преступников, которые уже выкрали тот самый черный камень из музея, а также пытаются добраться до дневников Ивернева. Воедино все истории соединяются в Индии, куда с экспедицией отправляется Ивернеев младший, а затем с первым в истории советской психиатрии докладом Гирин.

Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота – это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон – наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее – чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти не видимому из-за чрезвычайной остроты.

Что же касается по книге Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» отзывов, то они носят преимущественно положительный характер. Особенно если отбросить весь коммунистический пафос и пропаганду, без которой в те времена книга просто бы не издалась. Сюжет романа носит рваный характер, местами динамично развиваясь, а местами погрязая в дискуссиях и диалогах. Но стоит отдать должное диалоги не простые и вызывают интерес, а мысли автора, высказанные через главных героев, актуальны и в наше время. Многие называют произведение социалистическим ответом на творение Гессе «Сиддхарта», только с приключенческим уклоном. В итоге книгу Ефремова «Лезвие бритвы» скачать можно посоветовать всем поклонникам качественной научной фантастики, но будьте готовы к многочисленным социалистическим отступам.

Книга «Лезвие бритвы» на сайте Топ книг

Роман Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» читать настолько популярно, что он по праву занимает высокое место среди 100 лучших книг научной фантастики. При это интерес к произведению носит достаточно стабильный характер. Поэтому мы еще не раз увидим роман среди лучших фантастических книг.

Читайте также:  На краю Ойкумены - краткое содержание романа Ефремова

Парфюмерные загадки романа Лезвие бритвы И.Ефремова

Весь сюжет рассказа «Лезвие бритвы» крутится вокруг поиска и изучения драгоценных камней. В самом начале идет описание выставки, куда был привезен очень необычный, уникальный по своей природе кристаллический камень. Малоизвестный по своей природе он очень заинтересовывает и публику и одного очень известного в научных кругах профессора. Тот обращается с просьбой взять на время для изучения этот необычный экспонат. Но происходит дерзкое преступление и кристалл оказывается похищен.

Параллельно с этой историей идет еще одна сюжетная линия. Молодой медик, оказавшись в деревне сталкивается с ситуацией, в которой он помогает незнакомой девушке. Он увозит ее в свой город, где она познакомившись с коллегой врача, выходит за него замуж.

Кроме того, есть группа молодых людей, родом из Италии. Они будучи авантюристами по своему складу характера, отправляются на поиски пропавших давным-давно сокровищ. Им известна тайна давно потерянной короны Александра Македонского. Выбранный ими путь уходит аж в далекую страну Намибию, где по их данным и находится сейчас корона. Которая в последствии окажется украшена точно такими же кристаллами, как и тот, что был похищен из музея. В итоге, все эти судьбы людей, которые никогда не были знакомы, переплетаются и все становятся вовлечены в поиски драгоценностей.

На протяжении всей книги, автор пытается смотреть на многие вопросы с философской точки зрения. Он поднимает очень важные вопросы о хрупкости человеческой жизни, о красоте и отношению к физической привлекательности во все времена. Ефремов очень точно описывает все самые главные вещи в истории человечества, как балансировка между двумя крайностями. От одной до другой всегда очень маленькое расстояние, и каждый должен соблюдать постоянный баланс, чтобы оставаться живым, счастливым и успешным. Вся жизнь это по сути балансировка на лезвии бритвы.

Книга настолько глубокая, и задевает все те вопросы, на которые каждый человек ищет ответы всю свою жизнь. Каждый кто начнет читать «Лезвие бритвы», найдёт именно то для себя, что волнует его в этот период времени. Будучи написанным в 60-е гг роман по сей день остается очень актуальным и востребованным.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Живая книга

Существуют книги, которые можно читать всегда. Они подходят к любому времени и обществу. Именно такова книга, написанная русским писателем и ученым Иваном Антоновичем Ефремовым «Лезвие бритвы». В юности я долго не решался взяться за эту книгу: ведь она представляется как фантастика, а это не мой жанр. Но взяв ее в руки, оторваться от нее уже просто невозможно.

Как можно выпустить из рук произведение, которое повествует о вечном поиске, в котором находится человеческая душа? О поиске любви, красоты, справедливости, что в конечном итоге приводит к пониманию духовного могущества человека, торжеству разума. Не зря главный герой романа, доктор Гирин, личность незаурядная.

Это ученый, пребывающий в постоянном поиске. Он ищет в человеке те черты и свойства, которые необходимы каждому отдельно взятому индивидууму для выживания. Отсюда идет и пояснение названия произведения.

Оказывается, все мы живем на лезвии бритвы, в узком диапазоне температуры тела (от 37 до 42 С), нам необходим воздух, свет, тепло. Малейшее нарушение условий существования ведет к смерти человека. Особенно потрясает в романе эпизод с добровольным заточением в каменный мешок.

И ты понимаешь, как человек интегрирован в окружающий мир, без него он не может жить. А красота? Автор устами главного героя дает ей очень оригинальное, но в то же время правильное, на мой взгляд, объяснение тех черт во внешнем облике, которые делают нас красивыми.

И при этом замечает, что красота служит мерилом физических возможностей организма, а значит, находится на лезвии бритвы, и отклонение от нормального строения приводит к утере функциональных качеств и привлекательности человека в целом.

Еще одна проблема, рассматриваемая в романе – отыскание человеком жизненных целей и ориентиров.

Особенно сильно подчеркивает контраст между людьми, живущими в первобытном мире, которые совершенно счастливы, и мятущейся душой художника, творения которого отвергаются, хотя они являют собой вершину искусства.

И только робкий лучик надежды, что будущее откроет человечеству правдивое, настоящее искусство, вселяет некоторый оптимизм. Это самое эмоционально тяжелое, место романа. От него веет грустью и безнадежностью, которую переживает сам автор.

И все же, читая этот роман, ловишь себя на мысли, что ты не только сопереживаешь главным героям, но и учишься у них отношению к жизни, душевной красоте, умению тонко чувствовать. И каждый найдет в этом романе что-то свое, сокровенное, то что волнует его больше всего. И потому это произведение можно причислить к современной классике, которая наследует всем традициям золотого века литературы.

Роман замечателен переплетением нескольких сюжетных линий: история советского ученого и врача, итальянской экспедиции за африканскими алмазами, жизнь неизвестного индийского художника. Все эти совершенно разрозненные, на первый взгляд персонажи, объединяет некая таинственная корона Александра Македонского, сыгравшая в его жизни важнейшую роль.

Также в книге затрагивается проблема человеческой судьбы. Иван Ефремов пытается пояснить судьбу не с мистической точки зрения, как это принято до сих пор.

Он представляет судьбу как крепчайшую логическую цепь, состоящую из мелких совпадений, стечения обстоятельств, соединенных между собой случайностей. А мы, люди, не понимая, или не желая понимать глубинной сущности этих связей, просто покоряемся, плывем по течению и называем это судьбой.

Главные герои романа своим примером показывают, что свою судьбу можно и нужно строить самостоятельно. Нужно лишь научиться улавливать течение логической последовательности событий в нашей жизни.

С таких же материальных позиций автор пытается подойти к йоге, телепатии, сверхспособностям организма. Все эти явления он объясняет с точки зрения материализма. Характерен эпизод, когда он пытается пробудить генную память Симы с помощью гипноза.

Не всегда эта книга воспринимается c первого прочтения, но, открывая ее, каждый раз ты находишь для себя что-то новое, волнующее и прекрасное. Возможно с высоты жизненного опыта по-другому воспринимаешь философские концепции этой книги. А возможно, читая ее, видишь в ней все меньше и меньше фантастики.

Сюжет[ | ]

Сюжет романа состоит из нескольких пересекающихся линий: история врача и психофизиолога Ивана Родионовича Гирина, изучающего скрытые возможности человеческого мозга; история итальянцев, которые отправились в Африку за алмазами; история индийского художника и его возлюбленной. Всех этих персонажей объединяет тайна чёрной короны

[1] (и использованных в ней камней неизвестного минерала), сыгравшей важную роль в жизни Александра Македонского.

Он не содержит полного описания сюжета, включая важные сюжетные ходы и/или концовку. Вы можете помочь проекту, добавив эти данные. Пожалуйста, пишите текст сами

, а не копируйте с других ресурсов.

Пролог

Все быстрее нарастает познание в современном мире. Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее переплетение отдаленных случайностей, вырастающее в необходимость, то есть в законы природы, пожалуй, самое важное прозрение современного человека.

И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или другие случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь, влекущую за собой попавшие в ее орбиту человеческие жизни. Мы, не зная достаточно глубоко причинную связь, не понимая истинных мотивов, называем это судьбой.

Если проследить всю цепь, а затем распутать начальные ее нити, можно прийти к некоему отправному моменту, послужившему как бы спусковым крючком или замыкающей кнопкой. Отсюда начинается долгий ряд событий, неизбежно долженствующих сблизить совершенно чужих людей, живущих в разных местах нашей планеты, и заставить их действовать совместно, враждуя или дружа, любя или ненавидя, в общих исканиях одной и той же цели.

5 марта 1916 года в Петрограде, на Морской, открылась выставка известного художника и ювелира, собирателя самоцветных сокровищ Урала Алексея Козьмича Денисова-Уральского.

Еще внизу, в гардеробной, где суетились, угодливо кланяясь, слуги, веяло слабым ароматом французских духов и проплывали, шелестя тугими платьями, дамы, можно было заключить, что выставка пользуется успехом. «Речь» и «Петроградские ведомости» одобрили «патриотическое художество», посещение выставки стало считаться в столичном «свете» тоже патриотичным.

Примечания[ | ]

  1. Обнаружена греческая корона из чистого золота в виде миртового венка, датируемая 300 годом до нашей эры: [1] [2] [3]
  2. Библиография И. А. Ефремова. Художественные произведения на i-efremov.ru
  3. Мир ефремовских героев на efremov-fiction.ru
  4. П. К. Чудинов
    . «Иван Антонович Ефремов (1907—1972)». Глава 1. Штрихи к биографии
  5. Жизнь учёного и писателя. Интервью с И. Ефремовым (Вопросы литературы. 1978. № 2. С. 187—208.)
  6. Феномену генной памяти Ефремов посвятил один из ранних рассказов «Эллинский секрет», но его удалось опубликовать только после выхода «Лезвия бритвы»
  7. «Иван Антонович Ефремов. Переписка с учёными. Неизданные работы» (письмо № 145)
  8. П. К. Чудинов.
    «Иван Антонович Ефремов (1907—1972)». Глава 6. Человек, мыслитель, друг
  9. Николай Амосов.
    Мысли и сердце. — Донецк: Сталкер, 1998. — ISBN 966-596-051-2.

История создания и публикации

Роман был опубликован в 1963 году в журнале «Нева», а в следующем году — в издательстве «Молодая гвардия»[1].

Известны прототипы некоторых персонажей[2]. Главному герою, врачу Гирину Ефремов дал характер своего друга профессора Алексея Петровича Быстрова (к тому времени покойного), а внешность — итальянского актёра Амедео Нацари (итал. Amedeo Nazzari). Прообразами Симы Металиной, возлюбленной Гирина, стали польская актриса Барбара Квятковска-Ласс и первая жена Ефремова — Ксения Николаевна Свитальская, внучка капитана 2-го ранга Матусевича И. А. (командира миноносца «Безупречный»). В Симе есть черты и Таисии Иосифовны Ефремовой — жены писателя[3].

Читайте также:  На краю Ойкумены – краткое содержание романа Ефремова

Иван Ефремов: Лезвие бритвы

Здесь есть возможность читать онлайн «Иван Ефремов: Лезвие бритвы» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: М., год выпуска: 2007, ISBN: 978-5-699-22347-3, издательство: Эксмо, категория: Социально-психологическая фантастика / Прочие приключения / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Лезвие бритвы: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Лезвие бритвы»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Иван Ефремов: другие книги автора

Кто написал Лезвие бритвы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Лезвие бритвы — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Лезвие бритвы», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Все шло удачно — и машину остановили на тракте, и быстро привезли больного, и доехали до рассвета до больницы, и хирург готов был сделать иссечение, но… больной погиб от коллапса через каких-нибудь полчаса после приезда. Гирин так и не смог установить, что именно случилось — была ли у больного аллергия к новокаину, или анестезированная область захватила аномально проходившую крупную веточку десятого нерва, или вообще он впрыснул количество анестетика, оказавшееся больному не под силу, хотя тот и выглядел крепким человеком. Но самое важное — опухоль не только не прогрессировала, а сократилась настолько, что хирург и главврач больницы отказались подтвердить диагноз номы! Получилась большая неприятность: как будто Гирин ошибся в диагнозе и отравил больного ненужно большим количеством новокаина, вдобавок впрыснутого неумело! Гирин сумел доказать свою правоту, представив анализ опухоли и разъяснив мероприятие, но все же сомнение оставалось и потащилось за ним, как пресловутый крокодилов хвост. И обвинявшие и оправдавшие его врачи еще не сталкивались с номой. Все рассуждения носили теоретический характер.

Оба министерских работника внимательно выслушали его рассказ и молча переглянулись. Скрывая улыбку, Медведев спросил:

— А правда, что вы еще студентом лечили кого-то с помощью нагана?

— Не нагана, а с помощью Аствацатурова, — возразил горячо Гирин. — Видите, вам и это известно!

— Но вы ведь никогда и не скрывали?

— Нет, конечно. Только все это было так давно!

Никто не отозвался на вызов в тоне Гирина.

— Так, — произнес, помолчав, начальник отдела кадров. — Знания и способности у вас, видимо, большие, и вы нужны в исследовательских институтах, а вот… — говоривший умолк.

— Досказывайте, раз начали.

— Сами понимаете или позже поймете. Что вы скажете, профессор?

— Я полагаю — направить в ту физиологическую лабораторию, о которой я вам говорил. Пойдете младшим сотрудником в сравнительную физиологию зрения? — повернулся он к Гирину.

— Пойду… пока, — равнодушно согласился тот.

— Что значит «пока»?

— Пока не будет создана специальная психофизиологическая лаборатория, необходимость которой докажу и добьюсь организации!

— Ну вот и хорошо, — заключил начальник отдела кадров.

«Неудачно началось у меня в Москве, — раздумывал Гирин, оглядывая свою комнату с кое-какой приобретенной наспех мебелью. — Провалилось дело с работой в нужном мне институте. Безденежье не дает возможности реставрировать статую Анны и привезти ее на выставку. Художники сказали, что выставят, если я возьму на себя все расходы. И на том спасибо».

На другой день Гирин отправился в геологический институт, где работала едва ли не половина тех геологов, которым наша страна обязана рудами и нефтью, углем и алмазами, бокситами и цементом. Гирин шел по темным, заставленным шкафами коридорам, с волнением читая на дверях известные по газетам фамилии и негодуя на тесноту устарелого здания постройки тридцатых годов. Андреев встретил его в проходе разгороженного шкафами кабинета. Гирин подумал, что эта узкая щель никак не подходит человеку, вся жизнь которого прошла в просторах казахских степей, бесконечных болотах сибирской тайги, высях Алтая и Тянь-Шаня. Геолог, должно быть, прочел его мысли, потому что, слегка усмехнувшись, сказал:

— Это не беда, после тайги хорошо сидеть потеснее. Устанешь, знаете, когда полгода без стен — трудно сосредоточиться.

— Вы все тот же, — приветливо, но не принимая шутки, ответил Гирин. — Бывает ли у вас то, что вы назовете бедой?

Геолог заулыбался еще шире и вдруг сердито стукнул по столу.

— Как же нет беды? Беды нет только разве у полных идиотов. Есть такие — всем довольны… а вот у меня! — Андреев распахнул высокие створки простецкого фанерного шкафа, открыв две колонки некрашеных лотков.

В полутемной глубине замаячили угловатые куски горных пород. Даже на неопытный взгляд Гирина камни удивляли разнообразием: то угрюмым темно-серым, то теплым красным, желтым цветом, то сочетанием разнокалиберной пятнистости. Какие-то блестки, серебристые и черные, огоньки маленьких кристаллов — зеленых, розовых, синеватых — слабо мерцали в кусках камня, как бы поддразнивая Гирина и укоряя в невежестве.

— Видите, все полно! — крикнул Андреев, и Гирин сразу понял, что геолог действительно говорит о самом наболевшем. — И здесь, и в коридоре, и на складе, паршивом складе тоже. А здесь каждый из этих, для вас простых, камней — редчайшая вещь. Вот эти, — Андреев рывком выдвинул тяжеленный лоток, — отбиты от скал в почти недоступном ущелье притока Индигирки. Мы, надрываясь, несли их в заплечных мешках, перегружали на оленей, мчали на плотах через бушующие пороги. А эти — с вершинного гребня… хм, одной громаднейшей горы — я и сам не знаю, как удалось спуститься с грузом образцов. А эти — чтобы добыть их, мы поднимали лошадей на веревках на отвесные кручи ригелей — перегородок в ледниковых ущельях… Там, в левом шкафу, — мы вывезли их сквозь страшные пески из хребта, от которого четыреста километров до ближайшей воды… А вот там — из жарких болот Африки — первые, которых коснулась рука ученого, а не равнодушные пальцы белого проспектора, стремящегося лишь к обогащению.

Живая книга

«Лезвие бритвы» Иван Ефремов

Существуют книги, которые можно читать всегда. Они подходят к любому времени и обществу. Именно такова книга, написанная русским писателем и ученым Иваном Антоновичем Ефремовым «Лезвие бритвы». В юности я долго не решался взяться за эту книгу: ведь она представляется как фантастика, а это не мой жанр. Но взяв ее в руки, оторваться от нее уже просто невозможно.

Как можно выпустить из рук произведение, которое повествует о вечном поиске, в котором находится человеческая душа? О поиске любви, красоты, справедливости, что в конечном итоге приводит к пониманию духовного могущества человека, торжеству разума. Не зря главный герой романа, доктор Гирин, личность незаурядная. Это ученый, пребывающий в постоянном поиске. Он ищет в человеке те черты и свойства, которые необходимы каждому отдельно взятому индивидууму для выживания. Отсюда идет и пояснение названия произведения. Оказывается, все мы живем на лезвии бритвы, в узком диапазоне температуры тела (от 37 до 42 С), нам необходим воздух, свет, тепло. Малейшее нарушение условий существования ведет к смерти человека. Особенно потрясает в романе эпизод с добровольным заточением в каменный мешок. И ты понимаешь, как человек интегрирован в окружающий мир, без него он не может жить. А красота? Автор устами главного героя дает ей очень оригинальное, но в то же время правильное, на мой взгляд, объяснение тех черт во внешнем облике, которые делают нас красивыми. И при этом замечает, что красота служит мерилом физических возможностей организма, а значит, находится на лезвии бритвы, и отклонение от нормального строения приводит к утере функциональных качеств и привлекательности человека в целом.

Еще одна проблема, рассматриваемая в романе – отыскание человеком жизненных целей и ориентиров. Особенно сильно подчеркивает контраст между людьми, живущими в первобытном мире, которые совершенно счастливы, и мятущейся душой художника, творения которого отвергаются, хотя они являют собой вершину искусства. И только робкий лучик надежды, что будущее откроет человечеству правдивое, настоящее искусство, вселяет некоторый оптимизм. Это самое эмоционально тяжелое, место романа. От него веет грустью и безнадежностью, которую переживает сам автор.

Читайте также:  Анализ поэмы Анна Снегина Есенина сочинение

И все же, читая этот роман, ловишь себя на мысли, что ты не только сопереживаешь главным героям, но и учишься у них отношению к жизни, душевной красоте, умению тонко чувствовать. И каждый найдет в этом романе что-то свое, сокровенное, то что волнует его больше всего. И потому это произведение можно причислить к современной классике, которая наследует всем традициям золотого века литературы.

Роман замечателен переплетением нескольких сюжетных линий: история советского ученого и врача, итальянской экспедиции за африканскими алмазами, жизнь неизвестного индийского художника. Все эти совершенно разрозненные, на первый взгляд персонажи, объединяет некая таинственная корона Александра Македонского, сыгравшая в его жизни важнейшую роль.

Также в книге затрагивается проблема человеческой судьбы. Иван Ефремов пытается пояснить судьбу не с мистической точки зрения, как это принято до сих пор. Он представляет судьбу как крепчайшую логическую цепь, состоящую из мелких совпадений, стечения обстоятельств, соединенных между собой случайностей. А мы, люди, не понимая, или не желая понимать глубинной сущности этих связей, просто покоряемся, плывем по течению и называем это судьбой. Главные герои романа своим примером показывают, что свою судьбу можно и нужно строить самостоятельно. Нужно лишь научиться улавливать течение логической последовательности событий в нашей жизни. С таких же материальных позиций автор пытается подойти к йоге, телепатии, сверхспособностям организма. Все эти явления он объясняет с точки зрения материализма. Характерен эпизод, когда он пытается пробудить генную память Симы с помощью гипноза.

Не всегда эта книга воспринимается c первого прочтения, но, открывая ее, каждый раз ты находишь для себя что-то новое, волнующее и прекрасное. Возможно с высоты жизненного опыта по-другому воспринимаешь философские концепции этой книги. А возможно, читая ее, видишь в ней все меньше и меньше фантастики.

Лезвие бритвы (роман, 1963)

Лезвие бритвы

Первое отдельное издание
АвторИван Ефремов
ЖанрНаучная фантастика
Язык оригиналарусский
Оригинал издан1964
Выпуск1963

«Ле́звие бри́твы» — роман Ивана Антоновича Ефремова, написанный в период с 1959 по 1963 год. В сюжете переплетены приключенческий роман, психиатрические теории и практики, любовные линии, философские и научные размышления.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 История создания и публикации
  • 3 Проблематика
  • 4 Читательская реакция
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Сюжет

Сюжет романа состоит из нескольких пересекающихся линий: история врача и психофизиолога Ивана Родионовича Гирина, изучающего скрытые возможности человеческого мозга; история итальянцев, которые отправились в Африку за алмазами; история индийского художника. Всех этих персонажей объединяет тайна чёрной короны, сыгравшей важную роль в жизни Александра Македонского.

История создания и публикации

Роман был опубликован в 1963 году в журнале «Нева», а в следующем году — в издательстве «Молодая гвардия» [1] .

Известны прототипы некоторых персонажей [2] .
Главному герою, врачу Гирину Ефремов дал характер своего друга профессора Алексея Петровича Быстрова (к тому времени покойного), а внешность — итальянского актёра Амедео Нацари (итал. Amedeo Nazzari ).
Прообразами Симы Металиной, возлюбленной Гирина, стали польская актриса Барбара Квятковска-Ласс и первая жена Ефремова — Ксения Николаевна Свитальская, внучка капитана 2-го ранга Матусевича И. А. (командира миноносца «Безупречный»). В Симе есть черты и Таисии Иосифовны Ефремовой — жены писателя [3] .

Проблематика

«Лезвие бритвы» — роман о духовном могуществе человека, о торжестве разума, о поисках красоты, любви и справедливости. В названии произведения заключена суть ефремовской философии: всё великое и прекрасное в мире существует между двумя крайностями — на лезвии бритвы. В интервью, данном до выхода романа, Ефремов говорил:

Сама температура человеческого тела — 37° — всего в пяти шагах (градусах) от смерти — температуры 42°, когда наступает свёртывание белков. В то же время температура 37° самая выгодная для активной жизнедеятельности. Вот что такое «лезвие бритвы». И таких примеров можно подобрать тысячи… [4]

В романе приведены такие примеры. В лекции о красоте главный герой говорит, что

… красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон — наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее — чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким — лезвием бритвы…

Другой герой признаётся в любви:

Счастье встречи с тобой, оно будто лезвие ножа — страшно остро и очень узко. А рядом, с обеих сторон, две тёмные глубины.

В романе говорится о генной памяти [5] , которую главный герой пытается пробудить с помощью ЛСД, о йоге, гипнозе, телепатии. Но эти явления Ефремов рассматривает не с точки зрения мистики, а пытаясь дать всему научное, рациональное объяснение.

Читательская реакция

Роман вызвал поток читательских откликов. Сам Ефремов был недоволен, что читатели восприняли его как гуру [6] .

О книге хорошо отзывался Сергей Королёв: «Здесь есть над чем подумать» [7] .

Известный советский кардиохирург и кибернетик Николай Амосов упоминает о романе «Лезвие бритвы» в своей собственной книге «Мысли и сердце» [8] .

Анализ поэмы Анна Снегина

Анна Снегина — это последнее крупное произведение, написанное Есениным. В ней писатель отразил свои воспоминания о прошлом, своей любви, осмыслил революционные события и поделился своим видением с читателем.

Анна Снегина краткий анализ

Анализируя поэму Сергея Есенина Анна Снегина, мы видим, что она состоит из пяти глав. Каждая часть относится к определенному этапу жизни страны, где на фоне безответной любви мы наблюдаем войны и революции.

Жанр и композиция

Следя за рассказом героя, мы попадаем в родное село молодого поэта Сергуша. Его утомили бурные события в Петербурге, связанные с революцией, поэтому он решает от всего этого отдохнуть. Приехав в село, поэт попадает в другое место, не похожее на то, что он покидал. Герой наблюдает за непосильной ношей, что легла на плечи простых людей, которым теперь приходилось кормить солдат. Из-за этого везде царит разруха и разобщение между жителями.

В поэме мы видим и других героев, мельника и мельничиху, которые вместе с Сергушей сетуют на бедствия, делясь своими мрачными прогнозами. Лирический герой увидел насколько сильно влияет на людей политическая обстановка, меняя их. Вспомнил герой и о своей прошлой любви, помещице Снегиной, что вышла замуж за другого. Ее муж сейчас на фронте, а вот Сергуше вдруг захотелось встречи.

Изучая поэму Анна Снегина, и представляя ее краткий анализ, хочется упомянуть об отношениях героев и их взаимной симпатии. На фоне всего этого автор показывает народные волнения. В деревне Криуша бунт. Крестьяне требуют земли помещиков. Явились они и к Анне, заставив ее отдать свои владения. Как раз в это время женщина узнает о гибели мужа. Это известие сломило Анну Снегину, она начинает обвинять Сергушу в трусости, который в отличие от ее мужа бежал с фронта.

А между тем национализация продолжается. Снегиной приходится переехать к мельнику, где у них с Сергушей наступает примирение. Но вместе им быть не суждено. Женщина уезжает за границу, герой же возвращается в Петербург.

В конце поэмы мы видим завершение гражданской войны и те последствия, что она после себя оставила. Сергей вновь возвращается в деревню Радово, которую стало не узнать. Там он получает известие о благополучной эмиграции возлюбленной, однако сам поехать за ней не готов. Сердце его принадлежит родным краям, Родине, которую он любит и не готов покидать.

Как мы видим, композиция поэмы циклична. При этом Есенин создает сюжет в жанре лироэпической поэмы, хотя многие исследователи заявляют о том, что произведение вполне может быть новеллой в стихах, либо стихотворной повестью.

В анализе поэмы Анна Снегина, нужно упомянуть и о темах, которые затронул писатель. Это темы любви, Родины, тема революции и войны. Раскрывая тематику поэмы Анна Снегина, автор показывает такие проблемы, как социальное неравенство, проблему предательства, жестокости, верности и чувства долга.

История создания

Поэма увидела свет в период, когда Есенин был на Кавказе. В тот момент поэту легко удавалось писать свои произведения, поэтому и Анна Снегина была написана на одном дыхании. Произошло это в 1924 году. Эту работу можно считать автобиографической, и она представляет собой размышления поэта о времени, переломном и драматичном.

Смысл названия поэмы Есенина

Как мы уже говорили, в работе Анна Снегина Есенин обратился к смутному времени, где с 1917 по 1923 гг. в стране рушится привычная жизнь. Народ находится в самом центре потрясений. Писатель пытается размышлять над его судьбой, выражая свое отношение к происходящему, и веря в то, что духовные и нравственные ценности невозможно заменить социальными. Главная цель поэмы — показать тему судьбы человека, а образ Анны Снегиной стал символом утраченной юности. Ее имя воплощает в себе нечто светлое и чистое, словно снег, где сама героиня стала заложницей той роковой эпохи.

Ссылка на основную публикацию