Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты

Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану

1. История создания

Небольшое есенинское стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», кажется, рассказывает об осенней поре, когда в деревне уже убран урожай. Но на самом деле, оно более глубокое.

Произведение написано в 1917 году, когда страна полностью изменилась. Тогда всем было понятно, что пора подводить итоги, и отголоски этого слышатся в таких красивых, но одновременно печальных строках.

И хотя поэт не вкладывал никакого политического смысла, а просто описывал родные ему деревенские пейзажи, общее состояние народа все-таки отразилось в произведении.

2. Литературное направление

Литературное направление – имажинизм.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

По жанровой принадлежности перед нами стихотворение о родной природе (пейзажная лирика).

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор не затрагивает. Если и слышатся отголоски политической ситуации в стране, то они, скорее всего, получились случайно. Никакого дополнительного смысла поэт в свое произведение не вкладывал.

6. Тематика

Есенин затрагивает тему любви к своей родине, к тем пейзажам, которые ему знакомы с детства.

Все убрано, поля стоят голые, готовые уйти в зимний сон. Но картина не воспринимается тоскливой, наоборот, в природе будто замерло ожидание перемен и желание снова жить, цвести, плодоносить, радовать людей.

7. Идея

Поэт написал это стихотворение, чтобы передать свои чувства, вызванные осенним деревенским пейзажем.

8. Пафос

С одной стороны, читателю сообщается та особенная, светлая грусть, наводящая на некие философичные размышления, заставляющая задуматься о смысле жизни, о мимолетности мгновений.

С другой, нарисованная картина рождает состояние ожидания, предвкушения. Да, природа засыпает, но она проснется, и круг жизни начнется снова. Мотив, характерный для всего творчества Есенина, особенно позднего его периода.

9. Система образов

В этом стихотворении присутствуют яркие образы природы. Они как будто оживают на глазах читателя, создавая поистине волшебные художественные картины. Так автор передает не только восхищение родной природой, но и собственное внутреннее состояние, те чувства, которые он испытывает.

В анализируемом стихотворении образы не просто прекрасные, они сказочные. Явно ощущается неразрывная связь есенинского творчества с фольклором: это и мечтающая, а точнее даже грезящая, дорога, и месяц-жеребенок.

Такие сравнения-олицетворения характерны именно для сказок, былин, преданий, создаваемых фантазией народа.

10. Центральные персонажи

В центре повествования – природа, благодаря удивительному таланту Есенина, она оживает, становится сказочной.

Перед нами раскрывается какой-то волшебный мир, населенный невероятными существами.

Природа живая, действующая. Солнце колесом скатывается за горы («сини горы» – тоже устойчивое фольклорное выражение), дорога дремлет и видит сны, месяц-жеребенок запрягается в сани.

11. Лирический герой

Лирический герой тут – сам Есенин, вернее, его художественная проекция в созданный им самим удивительный мир стихотворения.

Это именно поэт наблюдает волшебные картины живой природы, осмысливает их и описывает такими чудесными, точными и емкими выражениями.

12. Сюжет

В центре повествования – осенняя природа, готовящаяся к долгой зимней спячке. Как такового, четкого сюжета нет, да он тут и не нужен.

Перед нами – яркий образец удивительной пейзажной лирики. Автор просто описывает отдельные эпизоды, сливающиеся в единую картину сказочной природы.

13. Композиция

Композиция простая, линейная.

Можно выделить экспозицию, в которой автор дает развернутое описание засыпающей природы. Уже поля убраны, листва с деревьев облетела, в мире наступает сонная тишина, свойственная зиме.

Завязка – опускающееся солнце. Читатель понимает, что наступает ночь.

Затем следует развитие действия, в котором автор описывает дорогу. Она уже спит и видит в своих грезах, что совсем-совсем скоро придет зима, укрывающая ее пушистым снегом.

Наконец, мы наблюдаем кульминацию и развязку: поэт рассказывает о том, что он видел сам, как месяц рыжим жеребенком запрягался в сани. А это значит, что ночь уже совсем опустилась на деревенские просторы, вся природа наконец-то уснула, и сон этот продлится до самой весны, когда тепло вновь разбудит все вокруг.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень ярким, красочным языком. Автор максимально приближает его к фольклорному, используя даже выражения, характерные народным произведениям: «сини горы», «седая зима», «звонкая чаща».

Лексика стихотворения простая, без каких-либо пафосных слов иди конструкций. Она именно народная, понятная и такая живая, выразительная.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение написано любимым есенинским размером – четырехстопным хореем. Кстати, именно он чаще всего встречается и в фольклоре, что тоже сближает авторское произведение с народными.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), иногда встречаются неточные рифмы: сырость-скатилось, голы-горы, звонкой-жеребенком.

16. Средства художественной выразительности

Это удивительное стихотворение практически построено на метафорах и олицетворениях: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани».

Автор даже использует собственный окказионализм: «примечталось».

Очень много эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Кроме того, для большей напевности и сходства с произведениями фольклора поэт использует инверсию: «колесом солнце скатилось», «дремлет дорога».

17. Значение произведения

Стихотворение очень значимо для понимания состояния Есенина в один из самых сложных периодов истории нашего государства. Поэт явно обращался к народу, к его вековой мудрости, ища спасения в деревенском жизненно укладе.

18. Актуальность

Стихотворение передает всю любовь автора к простой жизни, к родине и природе. Оно будет актуально в любое время, потому что каждому человеку знакомы подобные чувства и ощущения.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно трогательное, яркое и рисует поистине волшебный мир, поражающий своей красотой.

20. Чему учит

Стихотворение учит любить свою родину, несмотря ни на что, и именно в простых пейзажах искать утешение, счастье и, возможно, смысл нашей быстротечной жизни.

Есенин нивы сжаты. Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». II. Вводная беседа

История создания

Небольшое есенинское стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», кажется, рассказывает об осенней поре, когда в деревне уже убран урожай. Но на самом деле, оно более глубокое.
Произведение написано в 1917 году, когда страна полностью изменилась. Тогда всем было понятно, что пора подводить итоги, и отголоски этого слышатся в таких красивых, но одновременно печальных строках.

И хотя поэт не вкладывал никакого политического смысла, а просто описывал родные ему деревенские пейзажи, общее состояние народа все-таки отразилось в произведении.

Система образов

В этом стихотворении присутствуют яркие образы природы. Они как будто оживают на глазах читателя, создавая поистине волшебные художественные картины. Так автор передает не только восхищение родной природой, но и собственное внутреннее состояние, те чувства, которые он испытывает.

В анализируемом стихотворении образы не просто прекрасные, они сказочные. Явно ощущается неразрывная связь есенинского творчества с фольклором: это и мечтающая, а точнее даже грезящая, дорога, и месяц-жеребенок.

Такие сравнения-олицетворения характерны именно для сказок, былин, преданий, создаваемых фантазией народа.

Композиция

Композиция простая, линейная.

Можно выделить экспозицию, в которой автор дает развернутое описание засыпающей природы. Уже поля убраны, листва с деревьев облетела, в мире наступает сонная тишина, свойственная зиме.

Завязка – опускающееся солнце. Читатель понимает, что наступает ночь.

Затем следует развитие действия, в котором автор описывает дорогу. Она уже спит и видит в своих грезах, что совсем-совсем скоро придет зима, укрывающая ее пушистым снегом.

Наконец, мы наблюдаем кульминацию и развязку: поэт рассказывает о том, что он видел сам, как месяц рыжим жеребенком запрягался в сани. А это значит, что ночь уже совсем опустилась на деревенские просторы, вся природа наконец-то уснула, и сон этот продлится до самой весны, когда тепло вновь разбудит все вокруг.

Анализ стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты»

Конспект анализа стихотворения.

Учитель читает стихотворение детям.

— Ребята, вы прослушали стихотворение С. Есенина. Какие чувства оно у вас вызывает? (Грустные, печальные)

— А почему ? (Потому что природа печальная, она готовится к зиме)

— Какова тема этого стихотворения? (Смена времен года с осени на зиму).

— В стихотворении Есенин описывает природу. А какие образы рисует воображение вам? (меняется время года, природа уже готова к наступлению зимы, деревья стоят без листьев).

— Давайте найдем в тексте приметы увядающей осенней природы. (Нивы сжаты, рощи голы, туман и сырость)

— Обратите внимание на слова «нивы сжаты» — что это значит? (урожай собран)

— Как вы понимаете «рощи голы»? (пусты, открыты, на них ничего нет).

— Послушайте: «колесом за сини горы солнце красное скатилось». Что хочет сказать нам автор? С чем сравнивает он солнце? (с колесом)

А случайно ли такое сравнение? Колесо какое? (круглое, оно катится).

Верно, колесо катится, оно не ходит, поэтому Есенин не сказал «солнце зашло», а сказал «скатилось» как колесо.

Представьте, как солнышко, словно колесо, скатывается с неба по горам и прячется за них.

— Обратите внимание на необычную форму слова в словосочетании «сини горы»

А может быть Есенин просто ошибся или в тексте опечатка?

Нет, Есенин не ошибся. Он использовал не обычную форму слова, а старинную, чтобы приблизить нас к своим чувствам. Обратите внимание на оттенок сказки в этих словах, мы сразу испытываем трепет и благоговение перед природой. А возникли бы у нас такие чувства, если бы автор сказал просто «синие горы»?
(Нет)
— А почему солнце автор назвал «красным»? на какое время суток это указывает? (вечер).

— Ребята. А вы знаете, что в народном творчестве слово «красный» означает не только цвет; «красный» значит «красивый». Издавна люди говорили «красна девица». Даже у нас в городе есть улица с красивым названием – Красная площадь.

— Давайте посмотрим дальше. «Дремлет взрытая дорога». Прочитав эту строку, какой вы ее себе представляете? (коричневая, перекопанная, с бугорками)

— Ребята, давайте хорошо произнесем: «дремлет взрытая дорога». Послушайте, звуки в словах как раз помогают нам представить эту картину. «Взрытая» — сразу чувствуется как колесо дребезжит по замерзшей дороге. Этот прием в литературе называется звукопись. Автор как бы пишет звуками, отсюда такое название. В старших классах вы будете изучать звукопись более подробно.

— А теперь обратите внимание, как автор наделил дорогу человеческими качествами: «дремлет». Кто может дремать? (человек)

. Верно, а что Есенин хотел этим сказать?
( Что природа живая, и она ждет наступления зимы).
А в каких еще словах автор олицетворяет дорогу?
(примечталось, ждать).
— Подумайте и приведите свой пример наделения неодушевленных предметов человеческими качествами. (грустная береза, спокойное море, идет дождь).

— Молодцы. А какой автор называет зиму? (седой)

А что может быть седым?
(борода у дедушки, волосы у пожилого человека)
мы видим, что и здесь автор наделяет зиму человеческими качествами. Какой она вам представляется?
(белой, седой, спокойной, унылой)
— Давайте прочитаем стихотворение дальше. Автор чащу называет звонкой. А что может звенеть в чаще? (волк воет, деревья скрипят, подают замерзшие ягоды)

А почему мы можем расслышать все эти звуки? Самое главное в этой звонкой чаще – тишина! Каждый-каждый звук отчетливо слышен!

— Посмотрите Есенин о месяце говорит так: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Как вы себе это представляете? (месяц ярко оранжевого цвета заходит за облака).

Мы сразу представляем картины деревенского быта, которые так удачно передал автор с помощью этого сравнения.А почему месяц сравнивается с маленьким жеребенком?
(Потому что месяц еще молодой)
— Вот мы с вами прослушали и разобрали все стихотворение. А теперь давайте подумаем: какая же у этого стихотворения идея? Что хотел передать нам автор, для чего он написал свое стихотворение? (Он хотел показать нам красоту осенней природы, которая ждет зимы. А главное, он хотел сказать нам, что природа живая, она может как человек о чем-то думать, мечтать.)

— А теперь давайте посмотрим в окно и каждый из вас скажет что-то о природе сегодня: какая она? (ясное небо, чистое небо, яркий, блестящий снег).

— Молодцы. Когда вы придете их школы домой и потом соберетесь гулять, понаблюдайте за снегом, опишите его, попробуйте так же, как Есенин, представить, что снег живой и что он может думать и переживать, когда жить ему осталось совсем немного, последние весенние денечки.

А на следующем уроке каждый нам расскажет, что он увидел. Также все желающие могут найти интересные загадки и пословицы о весенней природе, мы их с интересом послушаем и разгадаем. А может среди нас найдутся такие, кто сможет сочинить стихотворение также, как и Есенин.

Средства художественной выразительности

Это удивительное стихотворение практически построено на метафорах и олицетворениях: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани».

Автор даже использует собственный окказионализм: «примечталось».

Очень много эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Кроме того, для большей напевности и сходства с произведениями фольклора поэт использует инверсию: «колесом солнце скатилось», «дремлет дорога».

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества поэта;

  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
  • Развивать литературные способности, культуру речи, речевые умения, поэтический вкус учащихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, обогащать познавательный опыт и творческие способности учащихся;
  • Воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение.
  • Учить анализировать стихотворение, находить главную мысль.
  • Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
  • Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

познакомить с жизнью и творчеством Есенина;

  • познакомить с основной темой творчества Есенина — темой Родины, родного дома;
  • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
  • развивать речь, образное и эстетическое мышление;
  • воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
  • учить замечать красоту в обычном.

    Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

    Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

    Оборудование: Проектор, музыкальные фрагмент — песня на стихи С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); презентация; портрет писателя С. А. Есенина.

    Ход урока.

    I. Мотивация к учебной деятельности.
    Звучит музыка и учитель читает стихотворение «Я покинул родимый дом» С.Есенина.
    II. Актуализация и фиксирование затруднения.
    — Что я прочитала? (стихотворение)
    — Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)
    — Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?
    — Каким должен быть человек, написавший такое?
    — А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?
    — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)
    — А может, кто-нибудь готов назвать имя поэта?
    — Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:
    Эти волосы я взял у ржи,
    Если хочешь на палец вяжи,

    Я нисколько не чувствую боли…

    — Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож).
    — Какие задачи перед собой поставим?
    III. Знакомство с автором.
    -Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.
    1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина — вот истинные источники его поэзии.
    2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз — у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы — у российских нив, мягкие кудри — у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России — глубокую и необъятную душу».

    IV. Работа над произведением.

    1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. — Откройте учебник и самостоятельно прочитайте стихотворение С.А, Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

    2.Анализ первичного восприятия текста.

    — Скажите, каким вам показалось это стихотворение?

    Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

    — Что оно обозначает?

    — Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

    Нивы — обработанное поле, пашня, посевы(словарь Ожегова)

    4.Работа над содержанием.

    -Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

    Читайте также:  Анализ стихотворения До свиданья, друг мой, до свиданья Есенина

    — Прочитайте только первую строку.

    — О чём они говорят? (Осень)

    — Какая это осень? (поздняя)

    — Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

    — Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

    — Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

    Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)

    Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)

    — Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

    — Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

    Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

    — Прочитайте вторую строфу.

    — О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

    — Что такое дорога? (Это путь)

    — Какая эта дорога? (Взрытая)

    — Как вы это понимаете?

    — Верно, она неровная. Почему?( потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай))

    — А сейчас чем она занимается? (дремлет)

    — Как вы это понимаете?

    — Какой приём использует автор? (олицетворение)

    — Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)

    -Прочитайте, что ей показалось? («Совсем — совсем немного ждать зимы седой осталось»)

    — Почему? (очень холодно)

    — А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? (Она замерзает)

    — А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу.)

    — И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

    Дремлет взрытая дорога,

    Ей сегодня примечталось…

    — Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)

    — Кого она вам напоминает?(Старуху)

    — Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

    — Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.

    Усталость (дремлет дорога)

    — Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

    Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

    — С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

    — Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

    — Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно? (С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)

    — Верит он в то, что всё изменится к лучшему?

    — Какие слова называют это настроение? ( в чаще звонкой)

    — Когда мы говорим — «Ах»? (Когда удивляемся)

    — Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

    — Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

    — Как вы себе это представляете?

    — В этом и заключается талант Есенина — видеть в самых простых вещах необычные образы.

    — Какой приём использует поэт? (Сравнение)

    Надежда на лучшее.

    В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

    — А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

    Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

    Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

    Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

    Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

    Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

    И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

    Полетел куда-то вперемешку с пылью.

    — Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

    VI.Самостоятельная работа над выразительностью чтения.

    Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

    Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

    Ученики отвечают по одному — зачитывают стихотворение выразительно.

    — Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.

    Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна.

    — Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень — печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)

    — Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?)

    — А мы здесь причём?

    — Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

    — Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?

    -Что для этого надо сделать?

    — Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?

    — Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

    (Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

    « На уроке мне было интересно, потому что…

    На уроке мне было не интересно, потому что…»

    — Спасибо вам за работу.

    ­— Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

    Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

    Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

    Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство своих стихов этого поэта выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них — произведение «Нивы сжаты, рощи голы», написанное в 1917 году.

    К этому времени Сергей Есенин уже жил в Москве и считался достаточно перспективным молодым литератором. Тем не менее, мысленно он постоянно возвращался в родное село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом. Между тем, память услужливо подсказывала поэту картины из прошлого, которые и ложились в основу его произведений. Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы», в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.

    Образность, свойственная произведениям Есенина, и на этот раз позволяет автору при помощи нескольких точных метафор воссоздать идиллическую картину. «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось», — отмечает поэт и, развивая эту тему, рассказывает о том, каким волнующим может быть осенний закат за сельской околицей. Привычка наделять свойствами живых людей неодушевленные предметы также придает произведениям Есенина особый шарм. «Дремлет взрытая дорога», — отмечает автор, указывая на то, что она мечтает как можно скорее получить в подарок роскошное снежное покрывало. Действительно, глубокой осенью природа выглядит уныло и негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит определенную романтику. И также, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир.

    Глядя на небо, поэт видит, как «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Эта очень яркая метафора указывает на то, что и сам Есенин мечтает о снеге, ему неуютно чувствовать себя одиноким и неприкаянным среди лесов и полей, которые заняты приготовлениями к зимней спячке. Однако поэт мысленно уговаривает себя подождать еще немного и полюбоваться ночным небом. Он знает, что зима не заставит себя ждать, но пытается уловить тот момент, когда она придет на смену осени, очистив землю от грязи, а душу — от нелепых переживаний.

    Сочинения по темам:
    1. Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что.
    2. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
    3. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
    4. Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо.
    5. Анализ стихотворения Есенина «О красном вечере задумалась дорога» Мастер пейзажной лирики, Сергей Есенин всегда отождествлял себя с природой, считая, что является ее неотъемлемой частью. Именно поэтому в его.
    6. Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник.
    7. Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась.

    Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

    анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты, рощи голы

    Alexey Khoroshev

    Высший разум (1438025) 5 лет назад

    Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.

    Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. 1917-1918

    В стихотворении, как и во многих лирических произведениях, изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. Поэт написал это стихотворение, чтобы открыть нам свои сокровенные мысли.Обратите внимание на две первые строки. Представьте нарисованную поэтом картину поздней осени? Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле. Все существительные здесь употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то,что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, построенных одинаково, – в первой строке и неполное – во второй строке вместе с непоэтичными словами создают приземленную интонацию. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло.Но вот в третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом существительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое.И синтаксис стал иным: предложение становится распространенным и разворачивается на две строки. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться. Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы переносятся чувства,свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зрительный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Меняется и синтаксис: второе предложение соединено с первым последовательной связью (а не перечислительной параллельной, как в первой строфе) и занимает уже три строки,от этого интонация становится более плавной.И состояние унылой безнадежности отступает, уходит…А дальше картина волшебным образом меняется.Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим.Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая.Почувствуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмоциональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое:будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой,прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предложения – оно заняло теперь всю строфу.И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало.Так Есенин помогает увидеть красоту в неприглядной картине поздней осени.Волшебной силой искусства слова он преобразил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, неприятные туман и сырость – в таинственную дымку.Вы будто посмотрели ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий месяц и почувствовали, что мир полон чудес, что природа близка вам,что вы с нею связаны кровным родством, у нее те же мечты, те же радости и печали.Каждый, читая это стихотворение ощутит красоту и гармонию мира.

    Елена Дудина

    Ученик (242) 12 месяцев назад

    В стихотворении, как и во многих лирических произведениях, изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. Поэт написал это стихотворение, чтобы открыть нам свои сокровенные мысли. Обратите внимание на две первые строки. Представьте нарисованную поэтом картину поздней осени? Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле. Все существительные здесь употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то, что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, построенных одинаково, – в первой строке и неполное – во второй строке вместе с непоэтичными словами создают приземленную интонацию. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло. Но вот в третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом существительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое. И синтаксис стал иным: предложение становится распространенным и разворачивается на две строки. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться. Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы переносятся чувства, свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зрительный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Меняется и синтаксис: второе предложение соединено с первым последовательной связью (а не перечислительной параллельной, как в первой строфе) и занимает уже три строки, от этого интонация становится более плавной. И состояние унылой безнадежности отступает, уходит… А дальше картина волшебным образом меняется. Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим. Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая. Почувствуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмоциональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое: будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой, прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предложения – оно заняло теперь всю строфу. И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало. Так Есенин помогает увидеть красоту в неприглядной картине поздней осени. Волшебной силой искусства слова он преобразил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, неприятные туман и сырость – в таинственную дымку. Вы будто посмотрели ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий месяц и почувствовали, что мир полон

    Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями

    анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты, рощи голы

    Стихотворение Есенина « нивы сжаты, рощи голы» было написано в 1917 году, в этих небольших четверостишиях написанных поэтом, затрагивается тема глубокой осени всей ее тоски и печали. Ведь осенью все живое постепенно засыпает, опадают листья, желтеет трава и это все производит впечатления на автора, который в нескольких строках смог передать ощущение уходящего тепла и света.

    Сергей Есенин пытается нарисовать в нашем воображении картины осенней грусти, эти голые облетевшие рощи, пустые скошенные нивы, а также сырость и туман которые как будто поглотили радость жизни, кажется, что вместе с листовой облетела и душа поэта, и она больше не узнает шумный шелест тополей, под майским теплым ветром, и лучи заходящего летнего солнца. Все, это намекает на отсутствие живого, на эту пустоту, которая вызывает тоскливые, грустные чувства. Картина наступающей зимы как итог осени была затронута в нескольких строфах, мы можем увидеть изрытую от колес и постоянных дождей дорогу, которая словно устала от ям и грязи, ей хочется поскорее застыть от первых морозов и уснуть исцеляющим сном под белым мягким покрывалом.

    Есенин хорошо смог передать переход от осени к зиме, что можно хорошо понять проанализировал последнее четверостишие, где сам писатель чувствует приближение холодной зимы, которая заморозит все остатки тепла и все погрузиться в сон как белый плен. А упоминание о месяце, символизирующем ночное небо, можно понять, как предчувствие безысходности перед наступлением холодов. И нельзя не заметить, как наш герой смирился, с тем, что зимняя вьюга унесет все его надежды и радость, и оставит его наедине с холодом и стужей.

    В заключение можно сказать только одно, что стихотворение Сергея Есенина проникнута глубоким смыслом, который тонкой нитью переплетен со словами и строфами. Его ранимое творение вбирает в себя всю бесконечность человеческой души.

    5, 6 класс кратко по плану

    С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

    Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

    познакомить с жизнью и творчеством Есенина;

    • познакомить с основной темой творчества Есенина — темой Родины, родного дома;
    • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
    • развивать речь, образное и эстетическое мышление;
    • воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
      учить замечать красоту в обычном.

    Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

    Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

    Ход урока.

    I. Мотивация к учебной деятельности.
    Звучит музыка и учитель читает стихотворение «Я покинул родимый дом» С.Есенина.
    II. Актуализация и фиксирование затруднения.
    — Что я прочитала? (стихотворение)
    — Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)
    — Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?
    — Каким должен быть человек, написавший такое?
    — А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?
    — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)
    — А может, кто-нибудь готов назвать имя поэта?
    — Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:
    Эти волосы я взял у ржи,
    Если хочешь на палец вяжи,

    Я нисколько не чувствую боли…

    — Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож).
    — Какие задачи перед собой поставим?
    III. Знакомство с автором.
    -Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.
    1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина — вот истинные источники его поэзии.
    2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз — у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы — у российских нив, мягкие кудри — у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России — глубокую и необъятную душу».

    IV. Работа над произведением.

    1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

    — Откройте учебник и самостоятельно прочитайте стихотворение С.А, Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

    2.Анализ первичного восприятия текста.

    — Скажите, каким вам показалось это стихотворение?

    Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

    — Что оно обозначает?

    — Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

    Нивы — обработанное поле, пашня, посевы(словарь Ожегова)

    -Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

    — Прочитайте только первую строку.

    — О чём они говорят? (Осень)

    — Какая это осень? (поздняя)

    — Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

    — Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

    — Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

    Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)

    Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)

    — Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

    — Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

    Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

    — Прочитайте вторую строфу.

    — О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

    — Что такое дорога? (Это путь)

    — Как вы это понимаете?

    — Верно, она неровная. Почему?( потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай))

    — А сейчас чем она занимается? (дремлет)

    — Как вы это понимаете?

    — Какой приём использует автор? (олицетворение)

    — Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)

    -Прочитайте, что ей показалось? («Совсем — совсем немного ждать зимы седой осталось»)

    — А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? (Она замерзает)

    — А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу.)

    — И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

    Дремлет взрытая дорога,

    Ей сегодня примечталось…

    — Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)

    — Кого она вам напоминает?(Старуху)

    — Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

    — Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.

    Усталость (дремлет дорога)

    — Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

    Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

    — С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

    — Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

    — Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?

    (С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)

    — Верит он в то, что всё изменится к лучшему?

    — Какие слова называют это настроение? ( в чаще звонкой)

    — Когда мы говорим — «Ах»? (Когда удивляемся)

    — Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

    — Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

    — Как вы себе это представляете?

    — В этом и заключается талант Есенина — видеть в самых простых вещах необычные образы.

    — Какой приём использует поэт? (Сравнение)

    Надежда на лучшее.

    В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

    — А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

    Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

    Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

    Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

    Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

    Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

    И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

    Полетел куда-то вперемешку с пылью.

    — Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

    Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

    Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

    Ученики отвечают по одному — зачитывают стихотворение выразительно.

    — Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.

    Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна.

    — Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень — печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)

    — Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?)

    — А мы здесь причём?

    — Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

    — Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?

    — Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?

    — Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

    (Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

    « На уроке мне было интересно, потому что…

    На уроке мне было не интересно, потому что…»

    — Спасибо вам за работу.

    ­— Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

    Анализ стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

    С. А. Есенин “Нивы сжаты, рощи голы”

    Нивы сжаты, рощи голы,
    От воды туман и сырость.
    Колесом за сини горы
    Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога.
    Ей сегодня примечталось,
    Что совсем, совсем немного
    Ждать зимы седой осталось.

    Ах, и сам я в чаще звонкой
    Увидал вчера в тумане:
    Рыжий месяц жеребёнком
    Запрягался в наши сани.
    1917

    Анализ стихотворения С. А. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы”

    Трудно вспомнить более народного поэта, чем С. А. Есенин. Каждая его строчка пронизана любовью к природе, деревне, народу, русским красавицам, бескрайним просторам, Родине. Тема патриотизма первостепенна в его лирике. Тексты певучи, раскатисты, плавны, гармоничны, их хочется петь. Неудивительно, ведь поэт был воспитан на фольклоре, с колыбели слышал народные песни, сказки.

    Детство его прошло на Рязанской земле, на воле, что помогло ему сроднится с лесами, полями, реками. Поэтому в его творчестве так много олицетворений, художественного параллелизма. Для него природа – главное действующее лицо. Тонкоствольная белая березка – любимая героиня поэта, олицетворяет юную скромную красавицу, деревенскую девушку. Черемуха – барышня, ее наряд дорог, одета по моде. Себя же он сравнивает с опавшим, заледенелым кленом, выжженным эмоционально и физически.

    Психология, душа русского народа сквозит в каждом катрене. Здесь нет спокойствия, только эмоции, буря, безудержность во всем. Будучи истинным певцом России, вышедшим из крестьянской жизни, Сергей Александрович умел находить прекрасное в любом сезоне, погоде. В звонких весенних ручейках, которые напитывают влагой почву, в летней грозе, которая прекрасна своей несдержанностью, кратковременностью, в заснеженных лесах и полях, которым нет конца.

    Осень – время особенное для поэта. Это пора сбора урожая, как материального, так и жизненного, философского, время подведения итогов. Ведь для любого крестьянина, новый год наступает осенью после торжественного окончания полевых работ. Поэтому так важно то, что останется с человеком после того, как будут сжаты последние нивы и окончательно опустеют рощи, скинув свою листву. Будет ли это тоска, одиночество или надежда на светлое будущее, радужные планы.

    Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы» написано в 1917 году – непростой для страны период. Тогда каждый понимал, что урожай собран, итоги подведены, старое разрушено на корню. Но никто не мог однозначно утверждать каким будет то новое, за которое так боролись. Тем не менее стихотворение не несет прямых подтекстов и относится к пейзажной лирике автора.

    У Есенина осень еще острее, пронзительнее, чем у Лермонтова. Здесь нет пушкинского восторга от поздней осени, но и душевного метания, неприятия, как у Фета, читатель не встретит. Сергей Александрович, как настоящий художник, рисует нам картины осенней природы, передавая унылость, тоску, горечь, но выбирая яркую, глубокую, насыщенную палитру. Облетевшие рощи, опустевшие нивы, сырость, туман – все это поглотило былую радость жизни, навеяло легкую грусть. Заставило задуматься о будущем.

    В природе все естественно, гармонично, что стремится передать автор. Поля, леса, изрытая дорога находятся в предвкушении, в ожидании зимы. Это неудивительно, что дороге мечтается о пушистом снеге, который скоро на нее ляжет. Ведь она с весны до поздней осени трудилась, потому изрыта. По ней часто ездили, возили собранный урожай. Зима – отдых для крестьянина, труженика поля. Поэтому ожидание нового времени года так остро в стихотворении. Осталось совсем немного.

    Ключевые образы стихотворения: явления, происходящие в природе и лирический герой, то есть сам рассказчик. Кажется будто автор стоит в эпицентре предстоящих перемен. Но от него ничего не зависит, он лишь наблюдатель.

    Примечательно описание «рыжего месяца». Использовано сравнение его с жеребенком. Конь, жеребенок – любимые образы автора, которые появляются достаточно часто в его стихах. Лошадь – это перевозчик, способный привезти что-то новое. А жеребенок – олицетворение чего-то невинного, незащищенного.

    Речь Есенина, яркая, образная. Использовано много средств художественной выразительности. Солнце сравнивается с колесом, месяц с жеребенком. Эпитеты: «седая зима», «звонкая чаща». Дорога отождествляется с живым существом, которому «примечталось» скорое наступление зимы.

    Композиция стиха простая. Он включает три катрена, изложенных с помощью перекрестной рифмы. Чтобы придать певучести, мелодичности строкам, автор останавливается на четырехстопном хорее. Интонация спокойная, размеренная. Текст читает легко, певуче. Остаются приятные эмоции после прочтения.

    «Нивы сжаты, рощи голы…»

    стихотворение и анализ

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость.

    Колесом за сини горы

    Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога.

    Ей сегодня примечталось,

    Что совсем, совсем немного

    Ждать зимы седой осталось.

    Ах, и сам я в чаще звонкой

    Увидал вчера в тумане:

    Рыжий месяц жеребёнком

    Запрягался в наши сани.

    Краткое содержание

    Стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» датируется 1917 годом и посвящено описанию поздней осени. Несмотря на грустную картину увядания, автор сумел рассмотреть в ней удивительную красоту, наполненную тихой печалью перед наступлением холодов. Перед глазами возникает изрытая дорога, пустынные поля и оголенные рощи, нависший сырой туман прячет и без того тихое, осеннее солнце. Вся природа замерла в ожидании зимы.

    Последнее четверостишие несет в себе уже другой настрой. Звонкая чаща призвана разбудить окружающую природу, сбросить унылость и хандру. Месяц поэт сравнивает с жеребенком, символизируя, таким образом, перевозчика, который скоро доставит в эти края морозную зиму.

    Зима для крестьянина – одно из самых любимых времен года – урожай убран, самые тяжелые полевые работы остались позади. Поэтому в стихотворении все посвящено ее ожиданию. Сам герой появляется лишь в конце произведения, до этого момента он играет роль стороннего наблюдателя, описывающего природу своих родных мест.

    Даже став городским жителем, Есенин не утратил крестьянского духа. Это проявлялось в его отношении к природе, его умении во всех процессах, происходящих в ней, увидеть глубокий смысл. Он не применял стандартных поэтических сравнений, а рисовал образы, напрямую связанные с крестьянским бытом. Это хорошо прослеживается в данном стихотворении: солнце – это колесо, месяц – жеребенок. Поэт, идеализировавший деревенскую жизнь, был уверен, что, лишь подчиняясь законам природы, человеку удастся сохранить чистоту своих помыслов.

    Анализ

    История создания

    К моменту написания стихотворения Есенин уже пять лет жил в Москве, но постоянно испытывал щемящее чувство тоски по родному Константиново. Ему очень недоставало природы отчего края, и в его памяти часто всплывали образы белых берез, безбрежных полей, лугов, залитых солнцем, молодого месяца на звездном небе. Они вдохновляли поэта на создание новых произведений. Под впечатлением от этих воспоминаний появилось и анализируемое стихотворение. Несмотря на эпоху перемен, в нем нет и намека на политику, поэт просто делится с читателем картиной осеннего пейзажа родного края.

    Персонажи и образы

    Центральное место в стихотворении занимают образы природы. Автор так смог передать осеннее настроение, что перед глазами возникают яркие реалистичные картины. В них прослеживается прочная связь творчества Есенина с народным фольклором. Природа у него словно оживает, находится в движении: солнце скатывается, как колесо, дорога дремлет и мечтает, месяц в образе жеребенка запрягается в сани. Такого рода сравнения обычно использовались народом при создании разных сказок, преданий, былин.

    В роли лирического героя представлен сам автор. Это его глазами читатель видит удивительные картины осени, его слова передают ее описание очень яркими и точными выражениями.

    Композиция

    В стихотворении простая линейная композиция. Четко выделяется экспозиция, где дается общая картина увядающей природы. В завязке автор описывает скрывающееся за горизонт солнце. Развитие действия начинается с изображения грезящей зимой дороги. Наконец, кульминация и развязка посвящены личному впечатлению героя от рыжего месяца, подобного жеребенку. Последнее четверостишие символично тем, что опустившаяся на землю ночь окончательно усыпила природу, сон которой продлится до наступления весны.

    По литературному направлению это произведение принадлежит к имажинизму. Его последователи считали метафору основным средством художественной выразительности, а главным в творчестве – создание образа. По родовой принадлежности стихотворение относится к лирике, по жанру это – пейзажная лирика.

    Размер и средства художественной выразительности

    Практически у каждого поэта был свой любимый стихотворный размер. У Есенина это – четырехстопный хорей. Его он и использовал при написании данного текста. Этот размер наиболее близок к фольклору, что приближает авторское произведение к народному. Рифма здесь перекрестная – АБАБ, местами неточная: голы-горы, сырость-скатилось.

    Язык произведения простой, разговорный, народный, без пафосных конструкций и оборотов. Именно это придает тексту особую яркость и выразительность. Автор использует большое количество метафор и олицетворений: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», а также эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

    Проблематика и основная идея произведения

    Автор не вкладывает в произведение никакого тайного смысла, как и не затрагивает никаких проблем, кроме одной – любовь к родине и ее природе. Он просто делится с читателем своим восхищением предзимним сельским пейзажем. Здесь есть и грусть, навеянная осенней картиной, что заставляет невольно задуматься о быстротечности жизни, и предвкушение пробуждения. Ведь природа уснула не навсегда, пройдет зима и все вокруг вновь оживет, начнется отсчет нового жизненного круга. Этот мотив часто прослеживается во многих есенинских стихотворениях, особенно относящихся к позднему периоду.

    В стихотворении ярко отразилась любовь поэта к природе родного края. Поскольку такие чувства знакомы каждому человеку, это произведение не утратит своей актуальности во все времена. Оно учит тому, что родину нужно принимать любой. Пусть это будет унылый осенний пейзаж, или размытая дождями проселочная дорога, выжженное солнцем поле или занесенная снегами окраина села. Иногда простой деревенский пейзаж оказывается во сто крат дороже роскошных морских побережий.

    Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

    Лариса Геннадьевна
    Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)

    Предмет Литературное чтение

    Класс 3 класс

    Тип урока ОНЗ

    Технология построения урока Урок – исследование

    Тема С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

    Цель Создание условий, необходимых для того, чтобы понять смысл и выразительно прочитать поэтическое произведение.

    Основные термины, понятия Поэт, стихотворение, рифма, ритм, настроение, паузы, логическое ударение.

    • познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;

    • познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;

    • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

    • учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения

    • воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение;

    • устанавливать связь между целью урока и её мотивом;

    • высказывать свою точку зрения;

    • проявлять интерес к художественной литературе;

    • проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос.

    • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;

    • планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

    • формировать чувства неразрывной связи человека с природой;

    • слушать собеседника, вести диалог;

    • сотрудничать с учителем и сверстниками;

    • работать в паре, группе;

    • точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.

    Формы работы Ресурсы урока

    • рабочая программа по литературному чтению, 3 класс

    • учебник «Литературное чтение», 3 класс. Ефросинина, Вентана-граф, 2013 г. ;

    • портрет писателя С. А. Есенина;

    • музыкальные фрагменты – песня на стихи С. ЕсенинаНивы сжаты, рощи голы“, пьеса П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);

    Дидактические задачи этапов урока.

    Этапы урока Дидактические задачи

    1. Мотивация к учебной деятельности Создать условия для формирования внутренней потребности во включение учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

    2. Актуализация знаний Обеспечить принятие учащимися цели урока, формировать умение самостоятельно формулировать его тему и задачи. Обеспечить мотивацию учения.

    3. Изучение нового учебного материала Создать условия для нахождения учащимися способов, которые приведут к решению возникшей проблемы.

    4. Закрепление учебного материала Закрепить полученный результат, выявить пробелы и провести их коррекцию. Формировать навык самостоятельной работы. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала.

    5. Домашнее задание Соотнести цели урока и его результаты, дать оценку своей работе на уроке.

    Технология изучения.

    Этап урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся

    Мотивация к учебной деятельности Умение слушать классическую музыку. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);

    Учитель читает стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом…» Слушают музыку и настраиваются на урок.

    Актуализация знаний познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;

    познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;

    учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения

    воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; устанавливать связь между целью урока и её мотивом; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;

    – Что я прочитала? (стихотворение)

    – Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

    – Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?

    – Каким должен быть человек, написавший такое?

    – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)

    – А может, кто-нибудь может назвать имя поэта? Почему?

    – А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?

    – Я предлагаю фотографии поэтов.Кто из них мог написать это:

    Эти волосы я взял у ржи,

    Если хочешь на палец вяжи,

    Я нисколько не чувствую боли…

    – Как догадались? …тот старый клён головой на меня похож).

    – Назовите тему нашего урока.

    – Какие задачи перед собой поставим?

    Знакомство с автором.

    -Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.

    1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Кольцова, И. С. Никитина – вот истинные источники его поэзии.

    2уч. «Есенинсумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу».

    – Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Найдите его в учебнике.

    – Как вы думаете, что необходимо, чтобы понять и почувствовать стихотворение?

    – Кто из вас может прочитать его выразительно?

    – Давайте вспомним, что значит прочитать выразительно.

    – С чего начнём? Что будем делать дальше? Отвечают на вопросы учителя.

    Называют тему и задачи урока.

    Рассказ 2 учеников о поэте.

    Открывают учебник и находят стихотворение.

    Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.

    Сталкиваются с затруднением, объясняют его причину.

    Вспоминают и объясняют значение терминов: настроение, темп, логические паузы и ударения.

    Изучение нового учебного материала познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;

    познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;

    воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; формировать чувства неразрывной связи человека с природой; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

    – Самостоятельно прочитайте стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

    – Что вы можете сказать о стихотворении?

    – Прочитайте, подчеркните непонятные слова. Назовите.

    – Что оно обозначает?

    – Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

    Нивы – обработанное поле, пашня, посевы (словарь Ожегова)

    – Прочитайте ещё раз и определите о чём это стихотворение?

    – Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

    -Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а внимательными, думающими исследователями этого стихотворения.

    – Прочитайте только первую строку.

    – О чём они говорят? (Осень)

    – Какая это осень? (поздняя)

    – Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

    – Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

    – Почему «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

    Определите настроение автора.

    Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)

    Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)

    – Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

    – Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

    – Прочитайте вторую строфу.

    – О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

    – Что такое дорога? (Это путь)

    – Почему взрытая? (неровная, потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай)

    – А сейчас чем она занимается? (дремлет)

    – Как вы это понимаете?

    – Какой приём использует автор? (олицетворение)

    – Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)

    -Прочитайте, что ей показалось? («Совсем – совсем немного ждать зимы седой осталось»)

    – Почему? (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу).

    – И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

    Дремлет взрытая дорога,

    Ей сегодня примечталось…

    – Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)

    – Почему седая? (Старая)

    – Может, вы мне объясните, почему С. Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

    – Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.

    -Определите настроение.

    Усталость (дремлет дорога)

    Мечтательность (примечталось)

    – Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

    – Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

    – С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

    – Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

    – Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?

    (С. Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)

    – Верит он в то, что всё изменится к лучшему?

    – Какие слова называют это настроение? (в чаще звонкой)

    – Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)

    – Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

    – Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

    – Как вы себе это представляете?

    – В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

    – Какой приём использует поэт? (Сравнение)

    Определите настроение.

    Надежда на лучшее.

    – В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

    – А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

    Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

    Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

    Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

    Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

    Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

    И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

    Полетел куда-то вперемешку с пылью.

    – Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

    Читают стихотворение самостоятельно, отвечают на вопросы учителя.

    Читают самостоятельно и определяют тему стихотворения.

    Работают над пониманием образного языка поэтического стихотворения по строфам.

    Выполняют упражнения физкультминутки.

    Закрепление учебного материала познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;

    отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

    учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;

    воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; работать в группе;

    точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока – Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Как будем готовиться? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

    – Кто желает прочитать?

    – Давайте попробуем составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.

    (Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна)

    – Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? (Осень – печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)

    – Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю)

    – А мы здесь причём?

    – Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

    – Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?

    – Что для этого надо сделать?

    – Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?

    – Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

    (Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…») Самостоятельная работа каждого над выразительностью стихотворения.

    Ученики отвечают по одному – зачитывают стихотворение выразительно.

    Работают группами над составлением синквейна.

    Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

    Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

    Домашнее задание Высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока – Выберите одну из фраз и закончите её:

    «На уроке мне было интересно, потому что…

    На уроке мне было не интересно, потому что…»

    – Спасибо вам за работу.

    – Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

    Дают оценку своей работе на уроке.

  • Ссылка на основную публикацию