Анализ стихотворения Дед Есенина

Сергей Есенин — Покинул я ( Письмо деду )

Покинул я
Родимое жилище.
Голубчик! Дедушка!
№ 4 Я вновь к тебе пишу.
У вас под окнами
Теперь метели свищут,
И в дымовой трубе
№ 8 Протяжный вой и шум,

Как будто сто чертей
Залезло на чердак.
А ты всю ночь не спишь
№ 12 И дрыгаешь ногою.
И хочется тебе
Накинуть свой пиджак,
Пойти туда,
№ 16 Избить всех кочергою.

Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
№ 20 За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить: «Достойно есть»
№ 24 И с «Отче» «Символ веры».

Хорошего коня пасут.
Отборный корм
Ему любви порука.
№ 28 И, самого себя
Призвав на суд,
Тому же самому
Ты обучать стал внука.

№ 32 Но внук учебы этой
Не постиг
И, к горечи твоей,
Ушел в страну чужую.
№ 36 По-твоему, теперь
Бродягою брожу я,
Слагая в помыслах
Ненужный глупый стих.

№ 40 Ты говоришь:
Что у тебя украли,
Что я дурак,
А город — плут и мот.
№ 44 Но только, дедушка,
Едва ли так, едва ли, —
Плохую лошадь
Вор не уведет.

№ 48 Плохую лошадь
Со двора не сгонишь,
Но тот, кто хочет
Знать другую гладь,
№ 52 Тот скажет:
Чтоб не сгнить в затоне,
Страну родную
Нужно покидать.

№ 56 Вот я и кинул.
Я в стране далекой.
Весна.
Здесь розы больше кулака.
№ 60 И я твоей
Судьбине одинокой
Привет их теплый
Шлю издалека.

№ 64 Теперь метель
Вовсю свистит в Рязани,
А у тебя —
Меня увидеть зуд.
№ 68 Но ты ведь знаешь —
Никакие сани
Тебя сюда
Ко мне не завезут.

№ 72 Я знаю —
Ты б приехал к розам,
К теплу.
Да только вот беда:
№ 76 Твое проклятье
Силе паровоза
Тебя навек
Не сдвинет никуда.

№ 80 А если я помру?
Ты слышишь, дедушка?
Помру я?
Ты сядешь или нет в вагон,
№ 84 Чтобы присутствовать
На свадьбе похорон
И спеть в последнюю
Печаль мне «аллилуйя»?

№ 88 Тогда садись, старик.
Садись без слез,
Доверься ты
Стальной кобыле.
№ 92 Ах, что за лошадь,
Что за лошадь паровоз!
Ее, наверное,
В Германии купили.

№ 96 Чугунный рот ее
Привык к огню,
И дым над ней, как грива, —
Черен, густ и четок.
№ 100 Такую б гриву
Нашему коню, —
То сколько б вышло
Разных швабр и щеток!

№ 104 Я знаю —
Время даже камень крошит..
И ты, старик,
Когда-нибудь поймешь,
№ 108 Что, даже лучшую
Впрягая в сани лошадь,
В далекий край
Лишь кости привезешь.

№ 112 Поймешь и то,
Что я ушел недаром
Туда, где бег
Быстрее, чем полет.
№ 116 В стране, объятой вьюгой
И пожаром,
Плохую лошадь
Вор не уведет.

Pokinul ya
Rodimoye zhilishche.
Golubchik! Dedushka!
Ya vnov k tebe pishu.
U vas pod oknami
Teper meteli svishchut,
I v dymovoy trube
Protyazhny voy i shum,

Kak budto sto chertey
Zalezlo na cherdak.
A ty vsyu noch ne spish
I drygayesh nogoyu.
I khochetsya tebe
Nakinut svoy pidzhak,
Poyti tuda,
Izbit vsekh kochergoyu.

Naivnost milaya
Netronutoy dushi!
Nedarom praded
Za ovsa tri mery
Tebya k dyachku vodil
V zabroshennoy glushi
Uchit: «Dostoyno yest»
I s «Otche» «Simvol very».

Khoroshego konya pasut.
Otborny korm
Yemu lyubvi poruka.
I, samogo sebya
Prizvav na sud,
Tomu zhe samomu
Ty obuchat stal vnuka.

No vnuk ucheby etoy
Ne postig
I, k gorechi tvoyey,
Ushel v stranu chuzhuyu.
Po-tvoyemu, teper
Brodyagoyu brozhu ya,
Slagaya v pomyslakh
Nenuzhny glupy stikh.

Ty govorish:
Chto u tebya ukrali,
Chto ya durak,
A gorod — plut i mot.
No tolko, dedushka,
Yedva li tak, yedva li, —
Plokhuyu loshad
Vor ne uvedet.

Plokhuyu loshad
So dvora ne sgonish,
No tot, kto khochet
Znat druguyu glad,
Tot skazhet:
Chtob ne sgnit v zatone,
Stranu rodnuyu
Nuzhno pokidat.

Vot ya i kinul.
Ya v strane dalekoy.
Vesna.
Zdes rozy bolshe kulaka.
I ya tvoyey
Sudbine odinokoy
Privet ikh teply
Shlyu izdaleka.

Teper metel
Vovsyu svistit v Ryazani,
A u tebya —
Menya uvidet zud.
No ty ved znayesh —
Nikakiye sani
Tebya syuda
Ko mne ne zavezut.

Ya znayu —
Ty b priyekhal k rozam,
K teplu.
Da tolko vot beda:
Tvoye proklyatye
Sile parovoza
Tebya navek
Ne sdvinet nikuda.

A yesli ya pomru?
Ty slyshish, dedushka?
Pomru ya?
Ty syadesh ili net v vagon,
Chtoby prisutstvovat
Na svadbe pokhoron
I spet v poslednyuyu
Pechal mne «alliluyya»?

Togda sadis, starik.
Sadis bez slez,
Doversya ty
Stalnoy kobyle.
Akh, chto za loshad,
Chto za loshad parovoz!
Yee, navernoye,
V Germanii kupili.

Chugunny rot yee
Privyk k ognyu,
I dym nad ney, kak griva, —
Cheren, gust i chetok.
Takuyu b grivu
Nashemu konyu, —
To skolko b vyshlo
Raznykh shvabr i shchetok!

Ya znayu —
Vremya dazhe kamen kroshit..
I ty, starik,
Kogda-nibud poymesh,
Chto, dazhe luchshuyu
Vpryagaya v sani loshad,
V daleky kray
Lish kosti privezesh.

Poymesh i to,
Chto ya ushel nedarom
Tuda, gde beg
Bystreye, chem polet.
V strane, obyatoy vyugoy
I pozharom,
Plokhuyu loshad
Vor ne uvedet.

Gjrbyek z
Hjlbvjt ;bkbot/
Ujke,xbr! Ltleirf!
Z dyjdm r nt,t gbie///
E dfc gjl jryfvb
Ntgthm vtntkb cdboen,
B d lsvjdjq nhe,t
Ghjnz;ysq djq b iev,

Rfr ,elnj cnj xthntq
Pfktpkj yf xthlfr/
F ns dc/ yjxm yt cgbim
B lhsuftim yjuj//
B [jxtncz nt,t
Yfrbyenm cdjq gbl;fr,
Gjqnb nelf,
Bp,bnm dct[ rjxthuj//

Yfbdyjcnm vbkfz
Ytnhjyenjq leib!
Ytlfhjv ghfltl
Pf jdcf nhb vths
Nt,z r lmzxre djlbk
D pf,hjityyjq ukeib
Exbnm: «Ljcnjqyj tcnm»
B c «Jnxt» «Cbvdjk dths»/

[jhjituj rjyz gfcen/
Jn,jhysq rjhv
Tve k/,db gjherf/
B, cfvjuj ct,z
Ghbpdfd yf cel,
Njve ;t cfvjve
Ns j,exfnm cnfk dyerf/

Yj dyer ext,s ‘njq
Yt gjcnbu
B, r ujhtxb ndjtq,
Eitk d cnhfye xe;e//
Gj-ndjtve, ntgthm
,hjlzuj/ ,hj;e z,
Ckfufz d gjvsckf[
Ytye;ysq ukegsq cnb[/

Ns ujdjhbim:
Xnj e nt,z erhfkb,
Xnj z lehfr,
F ujhjl — gken b vjn/
Yj njkmrj, ltleirf,
Tldf kb nfr, tldf kb, —
Gkj[e/ kjiflm
Djh yt edtltn/

Gkj[e/ kjiflm
Cj ldjhf yt cujybim,
Yj njn, rnj [jxtn
Pyfnm lheue/ ukflm,
Njn crf;tn:
Xnj, yt cuybnm d pfnjyt,
Cnhfye hjlye/
Ye;yj gjrblfnm/

Djn z b rbyek/
Z d cnhfyt lfktrjq/
Dtcyf/
Pltcm hjps ,jkmit rekfrf/
B z ndjtq
Celm,byt jlbyjrjq
Ghbdtn b[ ntgksq
Ik/ bplfktrf/

Ntgthm vtntkm
Djdc/ cdbcnbn d Hzpfyb,
F e nt,z —
Vtyz edbltnm pel/
Yj ns dtlm pyftim —
Ybrfrbt cfyb
Nt,z c/lf
Rj vyt yt pfdtpen/

Z pyf/ —
Ns , ghbt[fk r hjpfv,
R ntgke/
Lf njkmrj djn ,tlf:
Ndjt ghjrkznmt
Cbkt gfhjdjpf
Nt,z yfdtr
Yt cldbytn ybrelf/

F tckb z gjvhe?
Ns cksibim, ltleirf?
Gjvhe z?
Ns czltim bkb ytn d dfujy,
Xnj,s ghbcencndjdfnm
Yf cdflm,t gj[jhjy
B cgtnm d gjcktly//
Gtxfkm vyt «fkkbkeqz»?

Njulf cflbcm, cnfhbr/
Cflbcm ,tp cktp,
Ljdthmcz ns
Cnfkmyjq rj,skt/
F[, xnj pf kjiflm,
Xnj pf kjiflm gfhjdjp!
Tt, yfdthyjt,
D Uthvfybb regbkb/

Xeueyysq hjn tt
Ghbdsr r juy/,
B lsv yfl ytq, rfr uhbdf, —
Xthty, uecn b xtnjr/
Nfre/ , uhbde
Yfitve rjy/, —
Nj crjkmrj , dsikj
Hfpys[ idf,h b otnjr!

Z pyf/ —
Dhtvz lf;t rfvtym rhjibn//
B ns, cnfhbr,
Rjulf-yb,elm gjqvtim,
Xnj, lf;t kexie/
Dghzufz d cfyb kjiflm,
D lfktrbq rhfq
Kbim rjcnb ghbdtptim///

Gjqvtim b nj,
Xnj z eitk ytlfhjv
Nelf, ult ,tu
,scnhtt, xtv gjktn/
D cnhfyt, j,]znjq dm/ujq
B gj;fhjv,
Gkj[e/ kjiflm
Djh yt edtltn/

С. А. Есенин. Письмо матери. Анализ (ЕГЭ по литературе)

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.

Литературовед А. Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет – «разговаривающим Есениным». Стихи этого периода многоголосы; не зная ответа на вопрос «куда несёт нас рок событий», поэт даёт право голоса своим героям: матери, деду, сёстрам, землякам.

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

«Я сердцем никогда не лгу», – писал Есенин, и здесь он совершенно прав.

В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.

Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета. Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя. Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.

Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко». «Тая» – значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль. Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным. Диалектное слово «шушун» – женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи. В русскую литературу шушун вошёл благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Наперсница волшебной старины», посвящённого няне Арине Родионовне Яковлевой. Но слово это получило широкую известность благодаря стихотворению С. А. Есенина «Письмо матери». Следует отметить, что в поздний период творчества Есенина в его лирике сильны пушкинские мотивы, поэт сам в этом признаётся: « …Меня всё больше тянет к Пушкину». Пушкинское начало присутствует и в анализируемом нами стихотворении. Сравним образ няни Пушкина и образ матери Есенина. Обе испытывают одно и то же эмоциональное состояние. У Пушкина в стихотворении «Няне» героиня сидит со спицами у окна и смотрит в забытые ворота «на чёрный отдалённый путь», её грудь «всечасно» теснят «тоска, предчувствия, заботы». Путь – это и символ судьбы лирического героя. В стихотворении Есенина мать часто ходит на дорогу. С обоими образами связаны мотивы тревоги, беспокойства, тяжёлых предчувствий, грусти и тоски, мотив ожидания.

В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» – это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.

4-ая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8-ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный». Обращаем внимание на существительное 3-го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь уходящая Есенина

Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом. «Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» – звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет». «Слишком ранняя утрата и усталость» – вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение. Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события. В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел». Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость.

Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве? Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво: «Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь». Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.

Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери. Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.

Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.

Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются. Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».

Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.

Стихотворение относится к жанру послания, которое довольно часто встречается в лирике Есенина («Пой же, пой на проклятой гитаре», «Мы теперь уходим понемногу», «Возвращение на родину»). В прозе давно был известен жанр письма, а в поэзии письмо сделалось популярным в Серебряный век. У Есенина есть письмо к деду, к сестре. Но есть и письма к нему от матери. Эпистолярная лирика Есенина наиболее оригинальная, новаторская по форме и содержанию.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрёстная. Чередуются женская (старушка – избушкой) и мужская (привет – свет) рифмы.

Музыкальность – ещё одна особенность лирики Есенина. Многие его стихи положены на музыку, не является исключением и «Письмо матери».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35265

“Письмо матери” – анализ стихотворения Сергея Есенина

Анализ стихотворения «Письмо матери» Сергея Есенина, написанный по определённому плану, раскрывает всю глубину лирики поэта. Это своеобразная исповедь писателя, тоска по матери, подведение итогов короткой трагической жизни поэта. «Письмо матери» – одно из самых трогательных и нежных произведений Есенина, которое он написал после долгой разлуки с родными.

История создания стихотворения Есенина

Сергей Есенин был родом из деревни, родился и вырос в простой крестьянской семье. После школы учился в Москве и с этого момента мало бывал дома. Но, несмотря на это, сердцем всегда был привязан к дому и родным.

Все творчество поэта пронизано любовью к родным местам, простой деревенской жизни.

За полгода до своей смерти Есенин посетил свой отчий дом. К тому времени он уже имел статус лучшего поэта и одного из самых известных в России, несколько лет пробыл за границей, куда ездил со своей женой, известной американской танцовщицей, Айседорой Дункан.

Только увидев снова свою малую родину, спустя годы разлуки на чужбине, поэт понял, что скучал по ней и ни за что не променял бы её на иностранные места.

Поездка в деревню и встреча с матерью сподвигли к созданию «Письма матери», содержание которого полно обращениями к родительнице, нелегкими ответами блудного сына, греющими душу воспоминаниями о малой родине.

Жанр, размер и направление

Жанр стихотворения открыто указан в его названии – письмо. Это письмо-исповедь с грустными и печальными нотами раскаяния. Исповедь блудного сына, снова вернувшегося на покаяние к своей матери.

Серебряный век русской литературы имел множество направлений в поэзии. Есенин считал себя имажинистом, и до конца своей жизни писал в этом направлении. «Письмо матери» не исключение, стихотворение реалистично, но имеет много сильных образов.

Стихотворение написано в размере пятистопный хорей. Имеет короткую стопу в каждой второй и четвертой строке, что создает определенный ритм при его прочтении. Размер, которым написано произведение, делает его легко запоминающимся.

Композиция произведения

«Письмо матери» имеет кольцевую композицию. Стихотворение начинается с послания автора в первом четверостишии «пусть струится несказанный свет».

Заканчивается тем же значением, но в принятии факта, его утверждении для себя – «ты одна мне несказанный свет». К такому заключению приводит промежуточная часть произведения.

Текст стихотворения можно разделить на три части. В первой части Есенин описывает образ самого родного человека в своей жизни, обращается к матери, изливает душу. Во второй части автор исповедуется ей, раскрывается перед матерью и читателем.

В третьей части вновь происходит возвращение поэта к родному образу любимой матери, пытается ее успокоить:

«Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне».

Кольцевая композиция стиха еще видна в самом образе матери автора. Родительница предстает в начале «Письма матери», появляется на дороге, высматривая сына «в старомодном ветхом шушуне».

Заканчивается произведение тоже образом матери, которая всегда примет блудного сына. Для нее не имеет значения его кабацкое прошлое и настоящее, хулиган он или нет. Мать всегда будет опорой и светом своему сыну.

Образ матери в творчестве Сергея Есенина

Образ матери практически отсутствовал в начале творческого пути Сергея Есенина, но стал остро чувствоваться к концу его жизни. Образ матери, как и образ Родины, занимает главное место в творчестве Есенина.

Оторванный от родных и дома, его всегда притягивала тема материнской заботы и родины. В его стихах эти образы оживают, обладают светлыми, счастливыми и очищающими мотивами. «Ты одна мне помощь и отрада», признается автор.

Образ матери имеет необычную силу во время сочинения стихов для поэта, мать – единственная муза на всю жизнь писателя. Только она способна вновь оживить, вдохнуть жизнь в увядающую душу поэта. И эту силу чувствует читатель сквозь строки стихов.

Главные темы «Письма матери»

В стихотворении Сергея Есенина выделяются несколько основных тем:

Тема материнства. Безвозмездная и безмерная любовь матери к своему чаду. «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне», говорит автор. Это значит, что для матери нет ничего страшней неизвестности о детях;

Тема любви к родине. Родная деревня для поэта была земным раем, самым счастливым и одухотворенным местом на земле. Есенин называл свой дом – раем на земле, а мать – ангелом:

«И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад»;

Тема раскаяния и оправдания перед матерью. Исповедь сына перед ней, «не такой уж горький я пропойца» оправдывается поэт. Однако признает, что имеет проблемы с алкоголем, так как не хочет врать родному человеку, даже если это ложь во благо. Всеми способами пытается успокоить мать;

Тема разочарования героя в жизни. Всю молодость, прожигая жизнь, поэт боялся думать о будущем. Он чувствует вину за это перед матерью. Есенин считает, что она единственная, у которой он должен попросить прощения. Она заслуживает этого больше, чем сменяющиеся друг за другом друзья и женщины;

Тема «отцов и детей». Тонкой нитью проходит тема непонимания между родителями и детьми. Но автор не видит в этом проблемы, ведь такое всегда случается у разных поколений.

Основная идея

Самая главная идея, которую пытается донести до читателя Есенин – забота о живых родителях, вечная память об ушедших. Сердце матери всегда тревожится о детях, нельзя мучить родного человека неизвестностью.

Если дети, живя своей жизнью, могут забывать уделять почаще внимание матерям, то те постоянно живут заботами только о своих детях. Необходимо уделять больше внимания родителям, им не нужны подарки и прочее, главное для них – сесть за один стол и поговорить по душам. Они любят, ничего не требуя взамен.

С этой идеей переплетена идея памяти о своей малой родине. Ведь это единственное место на земле, где всегда ждут, независимо от наделанных ошибок. Всегда поддержат, приласкают и предложат помощь безвозмездно.

Средства художественной выразительности

В данном произведении Сергей Есенин использует простой язык. Более того, в нем много слов из деревенского лексикона: «саданул», «шибко».

Однако есть среди простонародного повествования и описание наглядных образов. Для них автор использовал:

эпитеты: «несказанный свет», «тоской мятежной»;

метафоры: «струится свет»;

риторический вопрос: «жива еще, моя старушка?»;

диалектизмы: «бредь», «шибко», «саданул»;

анафора: «ты одна мне несказанный свет», «ты одна мне помощь и отрада».

Заключение

«Письмо матери» лучшее произведение позднего творчества Сергея Есенина. Автор кратко в нескольких четверостишиях сумел передать чувство любви к матери, исповедаться ей и попросить у нее прощения. Описал ее нежный и любящий образ. На строки данного произведения наложены аккорды и написано множество романсов.

Урок литературы в 6-м классе по теме «В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения “Черемуха”»

Разделы: Литература

Цели урока: познакомить учащихся с родными местами С.А.Есенина; формировать умения понимать образность, выразительность слова; закрепление умения выразительного чтения; привить интерес к поэзии С.А. Есенина.

Задачи урока: работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений; формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока: портрет поэта; книга “Ягодные растения Якутии” (авторы П.А. Тимофеев, Е.И. Иванова); компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
С. Есенин

1. Организационный момент.

2. Объявление и запись темы урока.

Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова из стихотворения Сергея Александровича Есенина: “Он поэт, поэт народный,

Он поэт родной земли!”.

Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”.

Есенин – народный, национальный поэт, язык его стихотворений прост и понятен. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Есенин настолько “свой”, что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.

(Двое учеников читают по очереди.)

“Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: “Эх. Ну куда ты годишься. ”. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты его не трожь, он так будет крепче!”. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу”.

(Слайд 2: родители поэта) Отец Сергея Есенина Александр Никитич (1873–1931) работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок. Мать – Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865–1955).

Учитель: А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново.

Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь.

Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел.

Этот тополь – “старожил” здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.

Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?

Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки (Слайд 4: родной дом). А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах. Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта. Шумит в листве ветер, живет тополь!

Этот дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о сыне родители поэта решили построить новый дом так, чтобы он в точности был похож на старый. Заглянем в этот дом. (Слайд 5: дом Есенина,) Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Приезжая в родной дом, Есенин любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну, что возле красного угла, раскладывал “крылышки” стола для работы. На столе всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром. На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником. (Слайд 6: часы). Когда стрелка приближалась к римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах: “Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!”. Эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи. После смерти родителей поэта в этом доме разместилась библиотека. Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом!
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

3. Продолжение рассказа о поэте.

(Слайд 7: портрет дедушки). До девяти лет Сергей Александрович “рос под призором бабки и деда” и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.

От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

(Слайд 8: сборник стихотворений “Радуница”). В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта “Радуница”. Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.

Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.

4. Анализ стихотворения.

1. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина “Черемуха”.

2. Что такое черемуха? Давайте обратимся к книге “Ягодные растения Якутии” П. Тимофеева. (Черемуха – род летнезеленых деревьев, реже кустарников. В Якутии встречается в Южной части республики. В переводе – хаппырыас).

Послушайте стихотворение. (Чтение стихотворения учителем.)

5. Комментарий, словарная работа.

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.
Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.
Проталина – место, где стаял снег и открылась земля (харалдьык).
Круча – крутой спуск, обрыв (эмпэрэ)

3. Какие особенности лирического стихотворения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания).

4. Какое настроение передает автор? Как автору удается передать свои чувства и переживания читателю? (Светлое, праздничное, веселое, так как пришла весна, оживающая и просыпающая природа. Автор передает их с помощью образов, ритма и т.д.).

5. Какие краски использует автор? (Золотистая для изображения веток, зелени, которая на солнышке горит, серебристого для изображения ручья.)

6. Имеются ли в этом стихотворении так называемые “цветные эпитеты”? (Ветки золотистые, серьги ясные, серебряный ручей, зелень золотистая).

7. В стихотворении есть не только красочные образы, но и звуковые (ручей волной гремучею…, Ей песенки поет). Найдите примеры звукописи в тексте. Какие звуки наступившей весны они передают? (Аллитерация: с, з, ж которые ассоциируются с образом весны, шумом легкого ветерка, чуть слышным шелестом листвы. Ассонанс: е, ё, я, ю передают чувство воздушности, яркости, радости.)

8. С помощью каких слов описываются звуки весны?

  • Черемуха душистая.
  • С весною расцвела.
  • Кругом роса медвяная.
  • А рядом у проталинки.

9. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. Вспомним, что такое троп? (Тропы – слова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка).

10. Какие тропы использованы автором? Назовите их, приведите примеры. (Есенин использует эпитеты черемуха душистая, кисточки атласные и т.д.; сравнение как серьги ясные; олицетворения бежит серебряный ручей, песенки поет, метафоры кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею. Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стиху чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: “черемуха душистая”, “зелень пряная”. Передают веселое, восторженное настроение).

11. Какие чувства испытывает поэт? (Любовь к родной земле, радость, гармонию с миром природы).

6. Подведение итогов урока. Выделение особенностей лирики С. Есенина. (Записать в тетради.)

Какие же особенности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?

  1. Внутренняя близость к песенному народному творчеству: напевность, музыкальность, лиризм.
  2. Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой.
  3. Мир природы необыкновенно красочен.

Сергей Александрович Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого.

– Каково было ваше настроения в начале урока? Изменилось ли оно к концу урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, кого поблагодарить?
– Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо.

8. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Черемуха”, сделать иллюстрации к стихотворению.

«Край любимый», анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение «Край любимый» было написано Есениным в 1914 г. в возрасте 19 лет и опубликовано в газете «Биржевые ведомости» за 25 декабря 1915 г. Оно вошло в сборник «Радуница», напечатанный в 1916 г.

Литературное направление и жанр

Есенин обладал талантом описывать родную природу так, как до него не описывал её никто. Сразу после окончания школы 17-летний юноша уехал из села Константиново Рязанской губернии в Москву и работал в мясной лавке, в типографии. Вся дальнейшая жизнь поэта была связана с большими городами (в 1916 г. он переехал в Петербург). Тоска по родине, по деревенской жизни отражена в его стихах. В 1914 г. Есенина ещё не опекал крестьянский поэт Клюев, а с группой новокрестьянских поэтов он познакомился только в 1916 г. Так что ранняя лирика Есенина формально не принадлежит ни к одному из существующих в начале 20 в. литературных направлений. В стихотворении «Край любимый» проявились тенденции, которые впоследствии определили принадлежность поэта к определённым направлениям и группам. Яркая образность и метафоричность стали основой так называемого имажинизма, а крестьянская тематика сделала Есенина через несколько лет популярным крестьянским поэтом.

Жанр стихотворения «Край любимый» – пейзажная лирика. Лаконичное рассуждение в финале о жизненном предназначении позволяет говорить об элементах философской лирики в пейзажном стихотворении.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.

Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.

Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.

В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть. Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна. В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

Тропы и образы

Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый». Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.

Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя. Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто голосов.

Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка. Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.

Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.

Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото. Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле. Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли. Употребление однокоренных слов (тайна и затаил) подчёркивает важность этих мыслей.

В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом с немногочисленными пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.

Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»

Конспект урока по Литературному чтению в 4 «Е» классе

на тему: «Анализ стихотворения С . А . Есенина « Бабушкины сказки»

УМК «Школа России»

Цель: Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.

Образовательные: Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; учить анализировать поэтические произведения;

Развивающие: пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; учить рассуждать, делать выводы.

развивать умение анализировать лирические произведения, выразительно читать лирические произведения.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чуткости и пониманию поэтического слова; воспитывать любовь к русской поэзии.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник «Родная речь» 4 класс

Тема урока: С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Нет в мире краше Родины нашей

Результат совместной деятельности

– Здравствуйте! Меня зовут Светлана Николаевна и я проведу у вас урок Литературного чтения.

Дети приветствуют учителя, садятся за парты.

Дети готовы к работе на уроке.

II. Речевая разминка

Ребята, прочитайте пожалуйста предложение на доске. (оформление доски -1) (учитель показывает на него указкой

Нет в мире краше Родины нашей.

Все читают глазками, а Ваня вслух.

Скажите, к какому виду устного народного творчества относится.

Как ее нужно произносить?

Ребята, скажите, что значит «краше»?

Ребята, скажите, о чем говорится в этой пословице?

Первый ряд прочитайте с выделением голосом слова «краше» и «нашей». Послушайте как это делаю я.

Итак, три –четыре.

Второй ряд, прочитайте с выделением слова «Родины»

Послушайте как это делаю я.

Так вот сегодня мы будем говорить о красоте природы нашей родины, изучать стихи о России

Подготовили к восприятию нового материала

– Ребята, дома вам нужно было выучить наизусть стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Детская».

Какое по характеру это стихотворение?

С какой интонацией вы будете его рассказывать?

Сейчас 2-3 минутки даю вам на повторение, а затем я буду вас спрашивать.

– Кто желает рассказать стихотворение?

Проверили знания прошлого занятия

IV .Этап изучения нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии.

-Чем отличается стихотворение от рассказа?

С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая называется «Моя тихая Родина». Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним фамилию этого поэта.

1. Дерево – символ России

2. Дерево, которое без ветра дрожит.

3. Вечнозеленое дерево.

4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.

5. Самое липкое дерево.

6. Подружка кедра.

– Сейчас мы с вами послушаем несколько стихотворения Сергея Александровича.

Итак, Какая же тема главная в творчестве Есенина?

Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино

Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)

“Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.”

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

– Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

– Откройте учебник на странице 71.

– Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним значение слова, догадайтесь какого?

– Найдём его значение в словарике в конце учебника.

Маша прочитай нам.

– Я сейчас прочитаю стихотворение «Бабушкины сказки», а вы его внимательно послушайте и затем ответите на вопрос, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

– Итак, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

– Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

– Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение?( тёмного или светлого)

– откуда пришли дети?

– Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут?

– Какие сказки слушают дети?

– Много ли сказок рассказывает им бабушка?

( Почему вы так решили)

– Хотят ли дети спать? Почему?

– Дети какие в изображении автора?

– С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?

– У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой

– Уточним значения некоторых слов:

Ребята, как вы думаете что значит «по задворкам» – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором

– «разухабистой гурьбой» – молодцеватой,

– «бредём» – синоним – шагать

– Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

«салазки» – маленькие деревянные ручные санки

«загалдели» – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

– А почему ребята загалдели?

– Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

– сейчас мы определим, какие чувства нужно передать при чтении?

– Даша, прочитай нам вслух первые четыре строчки, а вы ребята следите глазами.

Итак, как мы будем читать эти строчки?

– следующие девять строчек нам прочитает _____

а как их будем читать?

(дети внимательно слушают, голос негромкий)

– И последние нам прочитает______

С какой интонацией будем читать эти строчки?

– Итак, сейчас прочитаем правила, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. ________ прочитай нам

– А сейчас прочитайте про себя стих. Сергея Есенина «Бабушкины сказки»

– кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?

– ребята, получилось ли у Димы передать при чтении усталость детей, зачем что они внимательно слушают и в конце радость детей?

(3 учащихся попросить прочитать)

(В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов, чередование ударных и безударных слогов).

( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)

Тема Родины, о родной природе

– Бабушка и дедушка

– опостылеть, значит, надоесть

О своем детстве

(Они катались на санках с горы, вечером идут домой)

( потому что они очень устали)

(Они очень любят сказки, очень внимательные)

Учащиеся высказывают свое мнение

(Хотят продолжения сказок.)

(Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта,. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка)

Учащиеся читают стихотворение

Дети усвоили и первично

Этап закрепления учащимися нового материала.

Сейчас мы с вами поиграем в рифмы, а вы знаете что такое рифма?

я называю вам слово из этого стихотворения, а вы из негоже ищите слово, походящее по рифме.

По задворкам – по сугробам, по пригоркам

Два рядка – дурака

До зари – говори да говори

Дышим – не слышим

Ребята, а какая это рифма?

наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению

в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки

(Перекрёстную рифму (abab), Смежную рифму (aabb), Смешанную (aabccb))

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Закрепили и применили свои знания при ответах на вопросы.

– Что нового узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина?

– Любите ли вы сказки? Есть ли у вас бабушки, рассказывают ли они вам сказки?

– Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему?

Мы с вами не возвращаемся из прошлого.

Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.

Этап информирования обучающихся о д/з.

Выразительно прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки»

Учащиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з.

– Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: весёлое, равнодушное, грустное.

Если урок прошёл для вас с пользой, то прикрепите магнит около лица с весёлым настроением, если что-то не понравилось в своей работе на уроке, прикрепите магнит под лицом с равнодушным настроением. Если совсем не довольны собой, то магнит должен быть около лица с грустным лицом.

Учащиеся подходят к доске и прикрепляют магниты около изображений лиц.

Ссылка на основную публикацию