Анализ стихотворения Дед Есенина

Анализ стихотворения Дед Есенина

Тяжелый труд, труд на земле всегда был почитаем Есениным, как минимум, поэт видел в такой деятельности нечто подлинное и настоящее. Стихотворение Дед описывает будни простого рабочего человека, к таким простые сельские парни всегда обращаются дед, как подобает обращаться к старшим.

В этой работе 1915 года используется много интересной лексики, некоторые слова явно взяты из деревенского говора, который и во времена самого поэта не всегда использовался в городах. Собственно нередко именно в этом и заключалась изюминка поэта, который считал себя певцом деревни и в своих песнях использовал слова деревни. Они отличаются чем-то традиционным, особенным своеобразием.

Как известно, именно дед на протяжении довольно длительного времени воспитывал молодого Сергея Александровича и этот строгий человек многое ему привил. Как мы видим из самого стихотворения, тут отмечено высокое трудолюбие этого человека, описывается множество различных действий, вероятно, трудовой день, который включает в себя заботу об огороде и всякие другие дела. Эти картины непрерывного труда создают образ человека-труженника, которые не покладая рук созидает на этой земле, вносит свою лепту в мировой порядок, заботится о земле.

Довольно интересным является отсутствие описания внешности, есть только описание рыжеватой бороды и то под завершение, а согнутая спина во второй строфе является по большей части только синонимом слова старый, которое дополнительно подчеркивается образом согунтой временем спины. Таким образом Есенин описывает главного героя не через внешность или отличительные признаки, но через деятельность, эти действия и являются как бы внешностью человека, они определяют его самого, они являются продолжением его внутренней сути и понимания положения человека на этой земле.

Помимо этого работа над собственным садом («подсекает лопух», «чистит ток» и остальное) также вполне может истолковываться как некая внутренняя работа, улучшение не только внешнего, но и внутреннего мира, создание упорядоченного и чистого пространства благодаря собственному труду.

Вариант 2

Сергей Александрович Есенин – поэт деревенской жизни, всю свою творческую деятельность посвятил теме любви к русскому народу, земле, тяжелому крестьянскому труду. Рязанский парень , выросший в семье деда и бабушки в деревне, с детских лет познал тяготы деревенского быта. Именно детские годы вспоминает поэт как счастливое время жизни.

Благодарный внук никогда не забывал о своем дедушке Федоре Андреевиче Титове. Ему посвящено множество творений великого поэта. Одно из ранних стихотворений, посвященных этой теме, «Дед», написано было в 1915 году. Само название произведения говорит об уважительном отношении автора к своему герою. В нем чувствуется мужское, несколько скупое, выражение чувств.

Перед читателем образ пожилого человека. Он крестьянин- великий труженик земли. Автор не описывает внешность героя. Все, что читатель знает о ней лишь рыжеволосая борода. Согнутая спина свидетельствует о трудолюбии и тяжелой работе героя.

Есенин рисует перед читателем одну за одной сменяющую картинку разных видов крестьянского труда : чистит ток, загребает в уголок мякину, рубит лопух. Всем эти занят главный герой стихотворения. Но и в этом творении автор вносит лирические нотки. Солнце- символ всего живого и вечного играет в бороде у деда. Автор словно подчеркивает, что до тех пор пока в жизни деда будет солнечный свет он будет трудиться. На самом деле дедушка поэта Федор Андреевич до последних сил отдавал себя крестьянскому труду, умер он когда ему было 83 года. Внука Сергея дедушка Федя любил, Есенин отвечал ему взаимностью. Возможно предположить, что в образе солнечного зайчика выступал незрима сам автор, помнящий с детских лет бороду любимого дедушки.

Как и другие произведения, есенинскому творению присущ легкий, певучий язык. Много использовано слов, непонятных городскому жителю, далекому от деревенских забот. Деревенский язык –любимый для поэта. Лирические нотки пронизывают конец стихотворения, в которых незримо понимаешь, что автор не только уважает героя по мужски, но и любит его.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Словно следя за своим героем, автор плавно переходит от одного действия к другому. Используемые в передаче идейного смысла, сравнения более ярче изображают образ героя стихотворения.

Вообще тема семьи, родных и близких людей занимала в творчестве С.А. Есенина являлась одной из главных. Лирика поэта говорит о его безмерной заботе и любви к родственным ему душам. До последних дней своей жизни он не забывал о своих деревенских корнях и при первой возможности любил возвращаться в родной дом, где его любили и ждали.

Анализ стихотворения Дед по плану

Возможно вам будет интересно

Стихотворение «Бессонница, Гомер, тугие паруса» было написано в 1915 году. Этот этап творческой жизни поэта серебряного века многие литературоведы называют периодом «Камня»

Произведение по жанровой направленности относится к лирическому творчеству поэта, оттеняющегося философскими размышлениями, которое называется элегией, грустным размышлением о былых событиях.

Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв

В году 1842 году Некрасов встречает женщину, которая полностью переворачивает его жизнь. Авдотья Панаева являлась одной из самых красивых девушек того общества и того времени

Стихотворение поэт написал 1857 году. Чтобы понять его сюжет, следует изучить автобиографию Фета. Поэт посвятил стихотворение своей погибшей возлюбленной — Марии Лазич.

Письмо деду

Письмо деду

Автор: Есенин С.А.

Я вновь к тебе пишу.

У вас под окнами

Теперь метели свищут,

И в дымовой трубе

Протяжный вой и шум,

Как будто сто чертей

Залезло на чердак.

А ты всю ночь не спишь

И дрыгаешь ногою.

Накинуть свой пиджак,

Избить всех кочергою.

За овса три меры

Тебя к дьячку водил

В заброшенной глуши

Учить: “Достойно есть”

И с “Отче” “Символ веры”.

Хорошего коня пасут.

Ему любви порука.

Ты обучать стал внука.

Но внук учебы этой

И, к горечи твоей,

Ушел в страну чужую.

Бродягою брожу я,

Слагая в помыслах

Ненужный глупый стих.

Что у тебя украли,

А город – плут и мот.

Но только, дедушка,

Едва ли так, едва ли, –

Со двора не сгонишь,

Но тот, кто хочет

Знать другую гладь,

Чтоб не сгнить в затоне,

Я в стране далекой.

Здесь розы больше кулака.

Привет их теплый

Вовсю свистит в Рязани,

Меня увидеть зуд.

Но ты ведь знаешь –

Ко мне не завезут.

Ты б приехал к розам,

Да только вот беда:

Не сдвинет никуда.

Ты слышишь, дедушка?

Ты сядешь или нет в вагон,

На свадьбе похорон

И спеть в последнюю

Печаль мне “аллилуйя”?

Тогда садись, старик.

Садись без слез,

Ах, что за лошадь,

Что за лошадь паровоз!

В Германии купили.

Чугунный рот ее

И дым над ней, как грива, –

Черен, густ и четок.

То сколько б вышло

Разных швабр и щеток!

Время даже камень крошит..

Что, даже лучшую

Впрягая в сани лошадь,

Лишь кости привезешь.

Что я ушел недаром

Быстрее, чем полет.

В стране, объятой вьюгой

Похожие работы

Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.

Уже с детских лет С.А. Есенин был окружен и «озерной тоской», и «серебристой луной», и «шелестом тростника», и «небесной синью», и «малиновым полем». Все: и природа Константинова, и сказки бабушки, деда, и песни матери – отложило отпечаток на его творчество и позволило написать стихи, полные любви к родной земле:

Письмо другу в англию. Автор: Сочинения на свободную тему Здравствуй, Бритни! Пишу тебе в этот раз на русском языке потому, что ты должна знать этот язык. Я учу в своей школе английский язык. Мне он нравится.С каждым уроком я узнаю что то новое и интересное про ваш язык. Например, сочетание некоторых букв у вас всегда читаются одним звуком, а у нас такого нет.

Цветок на земле Автор: Платонов А.П. Цветок на земле Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.

Автобиография Есенина(детство) от 14 мая 1922 г. Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство.

Причины, побудившие Обломова написать письмо Ольге. Каким предстает Обломов перед читателями в своем письме.

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта.

ПИСЬМО МАТЕРИ ( Есенин). В автобиографии Есенин писал, что вырос он в атмосфере народной поэзии и к устному народному творчеству пронес благоговейную любовь через всю свою жизнь. Неоценимую роль в этом процессе сыграла мать будущего поэта, которая знала неисчислимое множество народных песен. По воспоминаниям Александры Есениной, младшей сестры поэта: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать».

Автор: Чехов Антон. «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота. Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых.

Письмо от матери Автор: Есенин С.А. Чего же мне Еще теперь придумать, О чем теперь Еще мне написать? Передо мной На столике угрюмом Лежит письмо, Что мне прислала мать.

Сергей Есенин — Покинул я ( Письмо деду )

Покинул я
Родимое жилище.
Голубчик! Дедушка!
№ 4 Я вновь к тебе пишу.
У вас под окнами
Теперь метели свищут,
И в дымовой трубе
№ 8 Протяжный вой и шум,

Как будто сто чертей
Залезло на чердак.
А ты всю ночь не спишь
№ 12 И дрыгаешь ногою.
И хочется тебе
Накинуть свой пиджак,
Пойти туда,
№ 16 Избить всех кочергою.

Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
№ 20 За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить: «Достойно есть»
№ 24 И с «Отче» «Символ веры».

Хорошего коня пасут.
Отборный корм
Ему любви порука.
№ 28 И, самого себя
Призвав на суд,
Тому же самому
Ты обучать стал внука.

№ 32 Но внук учебы этой
Не постиг
И, к горечи твоей,
Ушел в страну чужую.
№ 36 По-твоему, теперь
Бродягою брожу я,
Слагая в помыслах
Ненужный глупый стих.

№ 40 Ты говоришь:
Что у тебя украли,
Что я дурак,
А город — плут и мот.
№ 44 Но только, дедушка,
Едва ли так, едва ли, —
Плохую лошадь
Вор не уведет.

№ 48 Плохую лошадь
Со двора не сгонишь,
Но тот, кто хочет
Знать другую гладь,
№ 52 Тот скажет:
Чтоб не сгнить в затоне,
Страну родную
Нужно покидать.

№ 56 Вот я и кинул.
Я в стране далекой.
Весна.
Здесь розы больше кулака.
№ 60 И я твоей
Судьбине одинокой
Привет их теплый
Шлю издалека.

№ 64 Теперь метель
Вовсю свистит в Рязани,
А у тебя —
Меня увидеть зуд.
№ 68 Но ты ведь знаешь —
Никакие сани
Тебя сюда
Ко мне не завезут.

№ 72 Я знаю —
Ты б приехал к розам,
К теплу.
Да только вот беда:
№ 76 Твое проклятье
Силе паровоза
Тебя навек
Не сдвинет никуда.

№ 80 А если я помру?
Ты слышишь, дедушка?
Помру я?
Ты сядешь или нет в вагон,
№ 84 Чтобы присутствовать
На свадьбе похорон
И спеть в последнюю
Печаль мне «аллилуйя»?

№ 88 Тогда садись, старик.
Садись без слез,
Доверься ты
Стальной кобыле.
№ 92 Ах, что за лошадь,
Что за лошадь паровоз!
Ее, наверное,
В Германии купили.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

№ 96 Чугунный рот ее
Привык к огню,
И дым над ней, как грива, —
Черен, густ и четок.
№ 100 Такую б гриву
Нашему коню, —
То сколько б вышло
Разных швабр и щеток!

№ 104 Я знаю —
Время даже камень крошит..
И ты, старик,
Когда-нибудь поймешь,
№ 108 Что, даже лучшую
Впрягая в сани лошадь,
В далекий край
Лишь кости привезешь.

№ 112 Поймешь и то,
Что я ушел недаром
Туда, где бег
Быстрее, чем полет.
№ 116 В стране, объятой вьюгой
И пожаром,
Плохую лошадь
Вор не уведет.

Pokinul ya
Rodimoye zhilishche.
Golubchik! Dedushka!
Ya vnov k tebe pishu.
U vas pod oknami
Teper meteli svishchut,
I v dymovoy trube
Protyazhny voy i shum,

Kak budto sto chertey
Zalezlo na cherdak.
A ty vsyu noch ne spish
I drygayesh nogoyu.
I khochetsya tebe
Nakinut svoy pidzhak,
Poyti tuda,
Izbit vsekh kochergoyu.

Naivnost milaya
Netronutoy dushi!
Nedarom praded
Za ovsa tri mery
Tebya k dyachku vodil
V zabroshennoy glushi
Uchit: «Dostoyno yest»
I s «Otche» «Simvol very».

Khoroshego konya pasut.
Otborny korm
Yemu lyubvi poruka.
I, samogo sebya
Prizvav na sud,
Tomu zhe samomu
Ty obuchat stal vnuka.

No vnuk ucheby etoy
Ne postig
I, k gorechi tvoyey,
Ushel v stranu chuzhuyu.
Po-tvoyemu, teper
Brodyagoyu brozhu ya,
Slagaya v pomyslakh
Nenuzhny glupy stikh.

Ty govorish:
Chto u tebya ukrali,
Chto ya durak,
A gorod — plut i mot.
No tolko, dedushka,
Yedva li tak, yedva li, —
Plokhuyu loshad
Vor ne uvedet.

Plokhuyu loshad
So dvora ne sgonish,
No tot, kto khochet
Znat druguyu glad,
Tot skazhet:
Chtob ne sgnit v zatone,
Stranu rodnuyu
Nuzhno pokidat.

Vot ya i kinul.
Ya v strane dalekoy.
Vesna.
Zdes rozy bolshe kulaka.
I ya tvoyey
Sudbine odinokoy
Privet ikh teply
Shlyu izdaleka.

Teper metel
Vovsyu svistit v Ryazani,
A u tebya —
Menya uvidet zud.
No ty ved znayesh —
Nikakiye sani
Tebya syuda
Ko mne ne zavezut.

Ya znayu —
Ty b priyekhal k rozam,
K teplu.
Da tolko vot beda:
Tvoye proklyatye
Sile parovoza
Tebya navek
Ne sdvinet nikuda.

A yesli ya pomru?
Ty slyshish, dedushka?
Pomru ya?
Ty syadesh ili net v vagon,
Chtoby prisutstvovat
Na svadbe pokhoron
I spet v poslednyuyu
Pechal mne «alliluyya»?

Togda sadis, starik.
Sadis bez slez,
Doversya ty
Stalnoy kobyle.
Akh, chto za loshad,
Chto za loshad parovoz!
Yee, navernoye,
V Germanii kupili.

Chugunny rot yee
Privyk k ognyu,
I dym nad ney, kak griva, —
Cheren, gust i chetok.
Takuyu b grivu
Nashemu konyu, —
To skolko b vyshlo
Raznykh shvabr i shchetok!

Ya znayu —
Vremya dazhe kamen kroshit..
I ty, starik,
Kogda-nibud poymesh,
Chto, dazhe luchshuyu
Vpryagaya v sani loshad,
V daleky kray
Lish kosti privezesh.

Poymesh i to,
Chto ya ushel nedarom
Tuda, gde beg
Bystreye, chem polet.
V strane, obyatoy vyugoy
I pozharom,
Plokhuyu loshad
Vor ne uvedet.

Gjrbyek z
Hjlbvjt ;bkbot/
Ujke,xbr! Ltleirf!
Z dyjdm r nt,t gbie///
E dfc gjl jryfvb
Ntgthm vtntkb cdboen,
B d lsvjdjq nhe,t
Ghjnz;ysq djq b iev,

Rfr ,elnj cnj xthntq
Pfktpkj yf xthlfr/
F ns dc/ yjxm yt cgbim
B lhsuftim yjuj//
B [jxtncz nt,t
Yfrbyenm cdjq gbl;fr,
Gjqnb nelf,
Bp,bnm dct[ rjxthuj//

Yfbdyjcnm vbkfz
Ytnhjyenjq leib!
Ytlfhjv ghfltl
Pf jdcf nhb vths
Nt,z r lmzxre djlbk
D pf,hjityyjq ukeib
Exbnm: «Ljcnjqyj tcnm»
B c «Jnxt» «Cbvdjk dths»/

[jhjituj rjyz gfcen/
Jn,jhysq rjhv
Tve k/,db gjherf/
B, cfvjuj ct,z
Ghbpdfd yf cel,
Njve ;t cfvjve
Ns j,exfnm cnfk dyerf/

Yj dyer ext,s ‘njq
Yt gjcnbu
B, r ujhtxb ndjtq,
Eitk d cnhfye xe;e//
Gj-ndjtve, ntgthm
,hjlzuj/ ,hj;e z,
Ckfufz d gjvsckf[
Ytye;ysq ukegsq cnb[/

Ns ujdjhbim:
Xnj e nt,z erhfkb,
Xnj z lehfr,
F ujhjl — gken b vjn/
Yj njkmrj, ltleirf,
Tldf kb nfr, tldf kb, —
Gkj[e/ kjiflm
Djh yt edtltn/

Gkj[e/ kjiflm
Cj ldjhf yt cujybim,
Yj njn, rnj [jxtn
Pyfnm lheue/ ukflm,
Njn crf;tn:
Xnj, yt cuybnm d pfnjyt,
Cnhfye hjlye/
Ye;yj gjrblfnm/

Djn z b rbyek/
Z d cnhfyt lfktrjq/
Dtcyf/
Pltcm hjps ,jkmit rekfrf/
B z ndjtq
Celm,byt jlbyjrjq
Ghbdtn b[ ntgksq
Ik/ bplfktrf/

Ntgthm vtntkm
Djdc/ cdbcnbn d Hzpfyb,
F e nt,z —
Vtyz edbltnm pel/
Yj ns dtlm pyftim —
Ybrfrbt cfyb
Nt,z c/lf
Rj vyt yt pfdtpen/

Z pyf/ —
Ns , ghbt[fk r hjpfv,
R ntgke/
Lf njkmrj djn ,tlf:
Ndjt ghjrkznmt
Cbkt gfhjdjpf
Nt,z yfdtr
Yt cldbytn ybrelf/

F tckb z gjvhe?
Ns cksibim, ltleirf?
Gjvhe z?
Ns czltim bkb ytn d dfujy,
Xnj,s ghbcencndjdfnm
Yf cdflm,t gj[jhjy
B cgtnm d gjcktly//
Gtxfkm vyt «fkkbkeqz»?

Njulf cflbcm, cnfhbr/
Cflbcm ,tp cktp,
Ljdthmcz ns
Cnfkmyjq rj,skt/
F[, xnj pf kjiflm,
Xnj pf kjiflm gfhjdjp!
Tt, yfdthyjt,
D Uthvfybb regbkb/

Xeueyysq hjn tt
Ghbdsr r juy/,
B lsv yfl ytq, rfr uhbdf, —
Xthty, uecn b xtnjr/
Nfre/ , uhbde
Yfitve rjy/, —
Nj crjkmrj , dsikj
Hfpys[ idf,h b otnjr!

Z pyf/ —
Dhtvz lf;t rfvtym rhjibn//
B ns, cnfhbr,
Rjulf-yb,elm gjqvtim,
Xnj, lf;t kexie/
Dghzufz d cfyb kjiflm,
D lfktrbq rhfq
Kbim rjcnb ghbdtptim///

Gjqvtim b nj,
Xnj z eitk ytlfhjv
Nelf, ult ,tu
,scnhtt, xtv gjktn/
D cnhfyt, j,]znjq dm/ujq
B gj;fhjv,
Gkj[e/ kjiflm
Djh yt edtltn/

Сергей Есенин — Дед: Стих

Сухлым войлоком по стёжкам
Разрыхлел в траве помет,
У гумен к репейным брошкам
Липнет муший хоровод.

Старый дед, согнувши спину,
Чистит вытоптанный ток
И подонную мякину
Загребает в уголок.

Щурясь к облачному глазу,
Подсекает он лопух.
Роет скрябкою по пазу
От дождей обходный круг.

Черепки в огне червонца.
Дед — как в жамковой слюде,
И играет зайчик солнца
В рыжеватой бороде.

  • Следующий стих → Сергей Погореловский — В дедушкиной комнате
  • Предыдущий стих → Владимир Данько — Волшебное слово

Читать похожие стихи:

  1. Сергей Есенин — О край дождей и непогоды
  2. Сергей Есенин — Нищий с паперти
  3. Сергей Есенин — Старухи
  4. Сергей Есенин — Весна на радость не похожа
  5. Сергей Есенин — Снег, словно мед ноздреватый
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Песня о собаке».

Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Песня о собаке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Песня о собаке».32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мизева Ирина, ученица 11 класса

Учитель Миронова Е.В.

Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Песня о собаке».

Сергей Александрович Есенин – это знаменитый русский поэт (1895-1925 г.г.). Все его творчество было посвящено теме Родины, России. Как говорил он сам, «я последний поэт деревни…» И это действительно так. Пожалуй, это был последний поэт, который так искренне и всем сердцем любил эту старую, деревенскую, уходящую Русь. Все его стихи проникнуты красотой бесконечных ржаных полей, ароматами весенних трав.

Но помимо темы Родины в стихах Есенина есть еще и тема человека и человечности. Так ли неотъемлемо одно от другого? Всегда ли человек человечен? Об этом Есенин написал свое знаменитое стихотворение «Песнь о собаке». Сам автор определяет его как песнь – особый литературный жанр, и это не случайно. Во-первых, песнь, песня – это народное творчество, народная мудрость, которая передается из поколения в поколение. Во-вторых, песнь – это чаще всего произведение о чьих-то великих заслугах, подвигах, переданнео в возвышенной лирической форме. Здесь же главным героем является собака. Она теряет своих щенят, то есть все самое близкое и дорогое. Она испытывает страшные душевные муки, как библейские великомученики, тоже пострадавшие за любовь к своим ближним. «Когда бросят ей камень в смех…» – намек на притчу о грешнице, которую хотели закидать камнями. Собака у Есенина выглядит более человечной, чем сам человек, убийца бездушный и злой: «вышел хозяин хмурый…» Таким образом поэт подчеркивает в названии стихотворения особую роль собаки, противопоставляет ее человеку. С моей точки зрения, культурным контекстом произведения также является фольклор. Есенин мог услышать эту историю о собаке из какой-нибудь деревенской песни и развить ее в своей «Песни о собаке».

Чтобы добиться некой возвышенности в звучании, но в то же время не потерять связи с народным источником, автор выбирает следующий размер: 3-стопный анапест с усеченной или наращенной строкой, который иногда меняется на амфибрахий или дактиль. Но эта замена не уничтожает ритмичности и ровного темпа стихотворения.

По композиции произведение можно условно разделить на 3 части. Первые два четверостишия – это мирное семейное счастье собаки. Следующие 6 строк – ее растерянность и надежда на спасение щенят, остальная часть – это трагедия, которую она переживает, оставшись одна. Интересно, что стихотворение состоит из семи четверостиший и в нем идет речь о семерых щенятах, то есть каждое четверостишие близко Есенину и так же любимо, как эти семеро щенят. Вообще, семь – это счастливое число, оно часто упоминается в русских поговорках, сказках. Семь – очень похоже на слово семья, основу всей жизни. Я думаю, число семь – это символ семьи, всего самого родного.

Также символичны вода и месяц. Обычно говорят живая вода, и здесь она выступает в роли символа очищения перед смертью. В русских сказках месяц всегда был мудрым советчиком и утешителем. У Есенина он сохраняет свою символичность, но прячется от собаки, так как ничем не может ей помочь. Особо символичны глаза собаки: «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Глаза – зеркало души. Конечно, «золотыми звездами» – это метафора, падали не глаза, а слезы, но они испускали звездный свет, свет любви, который пронизывал пустую, черную ночь – символ невнимания и непонимания чужой боли. Я считаю, что темой стихотворения является любовь животного к своим детям и бессердечность человеческого общества, забывшего о гуманизме и взаимопомощи.

Идея: человек должен замечать не только свои проблемы, но и отзываться на просьбы других людей, помогать им, поддерживать. Люди забыли о взаимопомощи, и Есенин пытается им о ней напомнить; напомнить, что человек и человечность – неотъемлемые понятия. Есенин использует множество художественных средств: аллитерацию на р и звукопись на с, ш, ч в первом четверостишии, метафору: «причесывая языком», умолчание, чтобы избежать описания страшного момента смерти щенят. Благодаря всему этому читатель сильнее воспринимает трагедию собаки, у него возникает желание хоть чем-то ей помочь. Только Есенин способен так глубоко затронуть струны нашей души!

Урок литературы в 11-м классе по теме “Я растил себя поэтом” (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)

Разделы: Литература

Класс: 11

“Я растил себя поэтом” (Поэтическая концепция Сергея Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)

Цели урока:

  • образовательные: формировать умение интерпретировать стихотворение, понимать философские размышления на “вечные темы”;
  • развивающие: через понимание концепции поэта подвести учащихся к постижению смысла;
  • воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания судьбе Есенина.

Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

Оборудование урока:

  • сборник стихотворений С.А. Есенина;
  • презентация (образная система Есенина);
  • запись песни С.Есенина;
  • литературоведческий словарь.

Ход урока

1. Вводное слово учителя. (Слайды № 1, 2, 3 см. презентацию)

“Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”, – писал в “Автобиогрфии” Сергей Есенин. Так начинался поэт. Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры?

2. Анализ первых впечатлений от просмотра слайдов.

В чём видел Есенин истоки своей поэзии? Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры? Он жадно впитывал в себя многоцветный и многозвучный мир: алые зори, запах черёмухи, звон сосняка, вой вьюги и песни тальянки. “Поющее слово”, услышанное с детства, стало отправной точкой в творчестве Есенина, и не зря он называл себя “младшим братом” А. Кольцова, но в отличие от “старшего брата” не вносил песни в литературу, а растворял их в своей поэзии. Поющие, романсные стихи Есенина врачуют душу, вызывают ответное душевное волнение.

3. Проблемный вопрос.

– Как удавалась поэту лёгкость и простота его творений? И не скрывался ли за этой лёгкостью напряжённый труд? Цель нашего урока – понять, в чём живая сила его строк. И подумать, прав ли А. Блок.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите лёгкое имя Сергей Есенин?

Ответы учащихся.

– Сень… Осень… Весна… Весенний…Синий… Россия…

– Да, Есенин был плоть от плоти русским поэтом, певцом рязанских полей, неяркого русского неба, осенней грусти и весеннего разлива рек. Но особенно значительны философские размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о преходящем и вечном в земном существовании.

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Творческая история стихотворения.

“Есенин рассказывал… что это стихотворение было написано им под влиянием лирического отступления из “Мёртвых душ” Гоголя. Иногда полушутя прибавлял: “Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь”. Несомненно, что место в “Мёртвых душах, о котором говорил Есенин, – это начало шестой главы, которое заканчивается словами: “…что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и неумолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!” (С.Толстая-Есенина). “Не жалею, не зову, не плачу…” – итог творчества Есенина, его лебединая песня.

А строки “Всё пройдёт, как с белых яблонь дым” стали афоризмом. Это чудесное стихотворение обладает особой притягательной силой.

4. Анализ стихотворения.

1. Определите тему и идею стихотворения. (Тема стихотворения – прощание с юностью. Идея – философские раздумья поэта о жизни и смерти, о тленности всего живущего).

2. Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции: а) фольклорная; (Слайд № 4)

б) литературная. Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?

Запись в словарь:

Преемственность – передача, переход чего-либо от предшественника к преемнику.

Самобытность – своеобразие, оригинальность, неповторимость в своём развитии.

Заполните таблицу. Сделайте выводы.

ПреемственностьСамобытность
1. “Холод сердца.

3. “Пышное природы увяданье”.

4. “Охваченный огнём”.

5. “Осеннее золото”.

3. В чём особенность построения стихотворения?

Чтобы ответить на этот вопрос, определите смысловую нагрузку каждой строфы.

I – III строфы –прощание поэта с молодостью, отрицание будущего. (Целых три отрицания!).

IV строфа – кульминация ( трагическое звучание вопроса “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”и “розовый конь” как символ несбывшихся желаний). (Слайд № 5) V строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо. Композиция стихотворения – антитеза.

4. Определите лирическое движение сюжета.

(От грустных размышлений о быстротечности жизни (“проскакал”) поэт переходит к философскому обобщению, и словосочетание “тихо льётся” передаёт душевное состояние лирического героя.)

5. Найдите в стихотворении символы и объясните их значение. (Слайд № 6)

6. Докажите, что жанр стихотворения – элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки (“…я не буду больше молодым” – сердце перестанет быстро биться; “Не заманит шляться…” – угасает бродяжий дух; “…половодье чувств” – “скупее стал в желаньях” и вывод: “Все мы…тленны”).

Запись в словарь: “Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью, содержащее размышления о жизни.

1. Определите строфику стихотворения. Каково движение ритма в стопе?

2. Определите морфологический и синтаксический уровни текста.

Какое значение в стихотворении имеют отрицательные частицы? Чем они сменяются в финальных строках? Почему поэт использует все три времени глагола? Какова роль местоимений?

3. Какова роль обращений в стихотворении? Как мы называем такие обращения?

4. Какова роль знаков препинания в стихотворении? Обратите внимание на многоточие в последней строфе.

5. В чём особенность звукописи? Докажите, что в нём два звуковых комплекса, используя ряды слов: белых – яблонь, буду – больше, будь – благословенно; жалею – шляться, бродяжий – реже. Какова роль ассонанса в начале и в конце стихотворения?

6. Чем интересна рифмовка стихотворения? Определите клаузулу. Что передаёт сочетание женской и мужской клаузул?

7. Найдите пример неравносложной рифмы. Какую интонацию вносит эта рифма в стихотворение?

8.Определите размер стихотворения. Почему поэт пользовался именно этим размером, создавая элегию?

  • Стихотворение написано традиционным катреном. Катрен — четырёхстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль; наиболее распространённая форма рифмовки в катрене – abab.
  • За движением ритма можно проследить по числу стоп в строке: 5 – 4 – 5 – 4. Равномерное чередование 5-стопных и 4-стопных передаёт состояние героя. Кажется, что сначала он задаёт себе вопрос, а потом отвечает на него.
  • Три глагола – это своеобразная цепочка – от отрицания к утверждению – и к контрасту: “будь” – “умереть”. “Я” – “мы” – два полюса стихотворения. Поэт приобщает свою судьбу к судьбам других людей.
  • Риторические обращения придают стихотворению особое звучание; сердце – дух, свежесть – жизнь – это контекстуальные синонимы.
  • В стихотворении два звуковых комплекса: б – бл и ж – ш. Весна и молодость, жизнь и движение. В первой строке ассонанс: а – у – а – у – а – у – три открытых и три закрытых гласных – передаёт взволнованность поэта, чувство безысходности, охватившее его. В последней строке: о – и – о – а – э – и – у – и – э. Открытость последнего гласного подчёркивает ощущение свободы поэта от угнетающих его мыслей о смерти.
  • Сочетание мужской и женской клаузул передаёт экспрессию, чувства. Мужская клаузула звучит отрывисто – гармонирует с трагическим положением лирического героя. Рифмы равносложные, а чередование рифм делает стихотворение живым, мелодичным и пластичным. Мужские и женские клаузулы то проводят параллель между человеком и миром природы, то несут антитезный смысл.
  • “Плачу” – “охваченный” – неравносложная неточная рифма, она придаёт стихотворению рыдающую интонацию. Размер стиха – традиционный лёгкий хорей с пиррихием, что ещё более усиливает напевность элегии.

1. Как организованы в стихотворении пространство и время?

(Художественное пространство стихотворения то замкнуто: “сердце”, то распахнуто: “страна берёзового ситца”. Тема прощания поэта с молодостью определяет организацию времени. Оно динамично, и образы весны-молодости и осени-старости подчёркивают его быстротечность.)

2. Какие тропы использованы в стихотворении? Расшифруйте их значение. Чем интересна метафора Есенина (Слайд № 7)

3. Каково смысловое значение стилистических фигур?

4. Сделайте лингвистический анализ слов. Докажите, что существительные делятся на две группы: человек и природа. Докажите, что эти два мира пересекаются. Попробуйте выстроить предметный ряд стихотворения. (Сердце – страна – дух – чувства – желанья – жизнь – мир) Сделайте вывод. Какие просторечные слова использованы в стихотворении? Найдите окказионализм, раскройте его значение.

5. Зачем Есенин сталкивает в последней строфе два антонима: “процвесть” и “умереть”?

6. Каковы сквозные образы элегии? Объясните логику построения образной системы стихотворения. (Лирический герой – яблоня – страна берёзового ситца – конь – клёны – листьев медь. Увяданье – сердце – дух бродяжий – свежесть – буйство глаз – половодье чувств – желанья.) Клён – сквозной образ в лирике Есенина. Докажите это утверждение.

7. Найдите в тексте примеры персонификации. (Слайд № 8)

(“Увяданья золотом охваченный…”. Золото – и временной – цвет осени, и личностный признак – цвет волос Есенина. Поэт подчёркивает этим приёмом свою близость миру природы, свою безграничную любовь к родному краю.)

8. Найдите в стихотворении цветопись и определите её роль в раскрытии идейного замысла. (Слайд № 9) Какие картины “рисует” поэт? (Слайд № 10)

9. Как в стихотворении показана связь земного и небесного миров? (Слайд №11) Что вносит этот приём в постижение смысла элегии?

5. Подведение итогов. Работа с конспектом “Поэтическая концепция Есенина”. (Слайд № 12)

Сообщение ученика “Художественный мир поэта”.

Раскройте смысл заключительных строк стихотворения. Можно ли благословлять смерть? Почему у стихотворения нет названия? В последней строфе внутреннее лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества, а просветлённая грусть. Таким образом, отталкиваясь от описания природы, поэт поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлению о смысле бытия. Чувства переполняют душу поэта, кажется, эмоции выплёскиваются через край, на самом же деле они заключены в строгую, выверенную форму. В этом и заключается тайна силы строк Сергея Есенина.

Возвращаемся к эпиграфу урока. Так прав ли А. Блок?

1. Есенин – многогранный поэт. Ему доступны любые жанры.

2. В небольшом стихотворении поэту удалось передать полемичность размышлений о смысле жизни.

3. Для него жизнь – это не тление, а “половодье чувств”, цветение души.

4. Есенин боится смерти, но примиряется с ней, потому что таков закон природы.

5. Его грусть – лёгкая грусть.

6. Финальные строки – заговор, которым лечат от недугов.

7. Есенин – народный поэт. Его голос – это голос России.

– Изменились ли ваши впечатления о творчестве С.А Есенина после анализа этого стихотворения?

8. Слово учителя. (Слайды №13,14) “Лёгкой походкой” прошел Есенин по русской поэтической стране, по “стране берёзового ситца”, и оставил после себя удивительно свежие и трогательные стихи. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт вдохновлять композиторов на создание музыкальных произведений. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

– Почему это стихотворение стало песней? (Звучит грамзапись.)

9. Домашнее задание. Сделайте лингвопоэтический анализ стихотворения “Отговорила роща золотая”; проведите аналогии между двумя стихотворениями.

Презентация по литературе “Образ странника в сборнике С.А. Есенина «Радуница»”

Описание разработки

Цели и задачи:

проследить влияние православных традиций на поэзию Сергея Есенина,

понять истоки необычайной притягательности его поэтического слова,

понять основную черту русского национального характера,

проследить связь поэзии С. А. Есенина с фольклором

составление картотеки цитат из стихотворений поэта

поиск по словарям религиозной терминологии (3 слайд)

У С. А. Есенина можно найти большое количество стихотворений, в которых затрагивается тема странничества на Руси. Я прочитала сборник стихов «Радуница», меня очень заинтересовала эта тема, и я решила обратиться к нескольким стихотворениям из сборника и попробовать сопоставить лирический образ странника с личностью поэта, почему эти стихи вызывают такой интерес у исследователей языка, просто читателей, интересующихся поэзией С. А. Есенина. (1 слайд)

Интерес к библейским темам в творчестве С. А. Есенина был заложен еще в детстве поэта.

Крестьяне всегда были очень набожными, отмечали все христианские праздники и соблюдали посты. Бабки и дед поэта не были исключением. Именно дома у бабушки Натальи Евтеевны и деда Фёдора Андреевича, на воспитание которым поэт был отдан в возрасте трёх лет, в 1898 году, будущий поэт впервые столкнулся с народным фольклором, библейскими преданиями. (4 слайд)

Бабка поэта была очень набожна, в её доме всегда собирались слепцы и странники. Вместе с бабушкой Есенин совершал паломничества в близлежащие монастыри. В пути он знакомился с легендами, сказаниями, частушками, сказками. . (5 слайд)

Сам поэт вспоминал в 1924 году: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три – четыре года. Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, ягодка, Бог счастье даст”. (6 слайд)

Дед Ф. А. обучал Серёжу грамоте, рассказывал ему притчи из Святого Писания. По настоянию деда будущий поэт ходил по воскресеньям в церковь. («По воскресеньям меня всегда посылали к обедне», из автобиографии, 14 мая 1922 года). (7 слайд)

(8 слайд)Когда Есенин пошёл в Константиновское земское четырёхклассное училище в родном селе Константиново, то утренняя молитва стала обязательной – занятия начинались с «Отче наш».

Юный Есенин также часто размышлял о Боге – в одном из писем другу – земляку Г. А. Панфилову он признаётся: «. . . В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового. . . Христос для меня совершенство… Люди, посмотрите на себя, не из вас ли вышли Христы и не можете ли вы быть Христами? Разве я при воле не могу быть Христом, разве ты тоже не пойдешь на крест, насколько я тебя знаю, умирать за благо ближнего?. . люби и жалей людей – и страдальцев, и праведников. . . ».

(9 слайд) Ранняя лирика Есенина («Радуница», «Голубень», «Преображение») полна образами таких праведников, странников, которых любит и одновременно жалеет С. А. Есенин.

(10 слайд ) стихи

Сравнительный анализ стихотворений «Микола» и «Я странник убогий».

(11 слайд)Детские воспоминания о странниках нашли свое отражение в стихотворениях Микола и «Я странник убогий». В стихотворении «Микола» мы можем видеть образ странника – юродивого. У него нет своего постоянного дома, он живет подаянием и нигде не задерживается подолгу. Он принадлежит миру некоей антикультуры, противостоящей и привычной обустроенному быту большинства людей, и быту тех, кто официально посвятил себя богу, уйдя служить в монастыри и церкви. Но одновременно он опирается на нравственные ценности христианства. По ее дорогам «в шапке облачного скола, в лапоточках, словно тень», ходит милостник Микола. Он идет по селеньям и пустырям, мимо сел и деревень, он «гуторит» с богом, он идет туда, где зовут его люди, попавшие в беду:

Высоко стоит злотравье,

Спорынья кадит туман:

«Помолюсь схожу за здравье

Юродивые на Руси – божьи люди, они святы, им верят, обидеть юродивого – большой грех. Микола – не бездельник – он божий человек, получивший задание от Господа – «помолиться за опустевший, вытерзанный народ». . Микола – и христианин, и старик – лесовик, который разговаривает с птицами и зверями на их зверином языке.

В каждом таком страннике призывает поэт увидеть бога, но в то же время Николай Чудотворец у Есенина просто Микола. К этому образу обращается и Николай Рерих в своей картине «Святой Никола»

Вся природа находится в единении со странником – ветки плакучих ив, сопровождающие Миколу, сравниваются с шелковыми чётками, береста, которой утирается калик – с мягким рушником.

И хотя Микола обременён тяжёлой котомкой, он поёт и не думает о земном. И хотя он встречал злые скорби и горе, они позади – впереди божественный рассвет. Рощи также отмечены божественным знаменем – они «заневестилась», они чистые, одеты в белые платья. В стихотворении вообще можно отметить преобладание белого, эпитеты «белый» применяются и к пене, которой умывается Микола, и к туче – бороде. Также обилие белого возвещает нам о грядущей зиме, которая наступает в 4 – ой части стихотворения. Однако зима не страшна Миколе – (в отличии от лесных жителей – тварей, которых он предупреждает о наступающих холодах грядущей) она несёт лишь спокойствие и красоту. Зима также возвещает о грядущей весне, она связана с ожиданием посева, с молодой рожью.

Образ Миколы можно отождествить с одной из картин Нестерова «Старец»(1923) – поздняя осень, старец с белой бородой, в лаптях.

Как известно, в народном крестьянском календаре Николин день празднуют дважды: Никола вешний и Никола студеный. В зимний Николин день рассыпали по снегу рожь, чтобы спасти ее от бесснежной зимы. Отмечают 6 (19) декабря. Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых.

В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка – «микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами

Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали.

Поговорки и приметы

Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять. Коли на Михайл ов день зима закуёт, то на Николу раскуёт. Перед Николой иней — овсы хороши будут. Иней на Николу (также: о святках, на Крещенье) — к урожаю. Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы — позже. Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Ле тнего. Никола весенний (летний) — 22 мая.

Тема странника продолжается в стихотворении «Я странник убогий. . » Он очень похож на «Миколу». Если в первом стихотворении время года – зима, то во втором наконец – таки наступает долгожданная весна, снег тает и слышатся «ухлюпы трясин». Если реплики Миколы относятся к конкретным людям, животным, то восклицания молодого странника риторические – «послухайте, люди!». Почему же странник молодой? Об этом ясно говорят деепричастия и глаголы, описывающие действия лирического героя, «покоюся», «ложуся», «пою» спать в траве на дороге мирным сном, петь о Боге может лишь молодой человек, живущий в единении с природой, влюблённый в неё. Если Микола разговаривал с Богом, вел беседы с рощами, то юный странник предпочитает более тесные, телесные контакты – у него «на сердце лампадка/а в сердце Иисус». (17 слайд)

А что если предположить, что убогий странник – это обновлённый Микола, который с весной помолодел, окунувшись в котёл с горячим молоком? Тогда всё встаёт на свои места – и Микола, и странник – одно целое, один человек.

Следует подчеркнуть ту особенность, которая отличала религиозность Есенина В традиционном христианстве бог «над нами», у Есенина он находится «впереди»: Царствие Божие должно осуществиться не на небесах, но в реальной земной жизни, в будущем.

Его калики, что «проходят деревнями», поют стих о «сладчайшем Иисусе», они живут в гармонии со всем миром божьим, но не каждому дано понять их:

Вынимали калики поспешливо

Для коров сбереженные крохи.

И кричали пастушки насмешливо:

«Девки, в пляску! Идут скоморохи!».

Богомолки – старухи и девушки, – идут на канон туда, где на вратах надпись: «Успокою грядущих ко мне». Они идут помолиться, посмотреть, счастливы ли люди на земле, и сам лирический герой, двойник поэта, выходит в путь «смиренным иноком иль белобрысым босяком»:

Глядя за кольца лычных прясел,

Я говорю с самим собой:

Счастлив, кто жизнь свою украсил

Бродяжной палкой и сумой.

Этот путь начинается с рождением, он равен жизни. Бродяжья Русь идет к «другим берегам», она ищет окно в божий терем, к престолу кроткого Спаса. Это религиозное устремление – уход от горя, поиск счастья, слуги божьи ищут «звонкий мрамор белых лестниц», который «протянулся в райский сад».

Хотелось бы обратить внимание еще на 2 стихотворения этого цикла.

«Не ветры осыпают пущи…» и «Шёл господь пытать людей в любови»

(19 слайд)В первом стихотворении происходит перенесение Иисуса на землю его матерью, Богородицей, его очеловеченье: «…Она несёт для мира снова распять воскресшего Христа»; «А под пеньком голодный Спас». Эпитеты «распять», «голодный», ясно говорят нам о том, что Иисус снова вернулся на Землю, он снова человек, он снова может страдать, испытывать голод и боль. Есенин, возвращая своего Иисуса на Землю и очеловечивая его, приближает его к народу – «помазуемый богом стучит берестяной клюкой», «выходил он нищим на кулижку».

(20 слайд)Он одевает его в одежды странника, нищего, для того, чтобы испытать людей, о чём ясно говорит первая строчка второго стихотворения.

В первом стихотворении присутствуют местоимения первого лица, Есенин помещает себя и Христа в один мир, одну ситуацию. Во втором же стихотворении присутствует только старик и Господь. Но предметы – клюка, пейзаж – пеньки, лес(«в елях» и «в дуброве») в обоих стихотворениях аналогичны. Старик и Господь меняются местами – если в первом стихотворении Господь сам под пеньком, то во втором – дед сидит на пеньке. Есенин, местоимение «я» в первом стихотворении меняется местами с Иисусом. А если предположить, что все они находятся в других ролях, все меняют друг с другом местами. Таким образом, Есенин оказывается Иисусом – странником.

Поэт представляет себя в роли нового Иисуса Христа:

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потемках освещать.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы,

Я только крепче жму тогда руками

Моих волос качнувшийся пузырь

Вывод.

В стихах «Радуницы» складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. Образ Есенина различен – это и образ странника, и герой, будто вплетенный в канву природы, воспринявший христианские идеи, и поэт – пророк, одетый в божественные одежды. .

1. Важной чертой национального характера, которую отобразил Есенин, является религиозность русского народа. Религиозность русского народа проявляется в неудовлетворенности всем относительным и поиске абсолютного добра, устремленности к бесконечному.

2. Ведущее место Есенин отводит искусству: «Будущее искусство расцветет. . . как некий вселенский вертоград, Возрождение искусства – главная веха на пути к совершенному обществу.

3. В искренности лирики Есенина тайна колоссальной популярности поэта, Есенин стоял перед своим народом с предельно обнаженным сердцем. Не было той золотинки счастья или той капли печали, которыми он не поделился бы со своим читателем. Русский человек предстает перед другими народами с широко распахнутой душой, открытый и откровенный.

5. Самозабвенная любовь к России помогла стать Есенину великим национальным поэтом и paскрыть русскую душу. По творчеству Есенина можно судить об основных качествах русского народа.

Ссылка на основную публикацию