Анализ стихотворения Дорогая сядем рядом Есенин

Анализ стихотворения Дорогая сядем рядом Есенин

Стихотворение было написано Есениным в 1923 г. Считается, что оно посвящено очередной возлюбленной поэта – актрисе А. Миклашевской.

Произведение относится к жанру любовной лирики. Наедине с любимой Есенин предается грустным воспоминаниям. Присутствие дорогого человека позволяет поэту не приходить в отчаяние от осознания проходящей жизни.

Есенин пытается найти спасение в очередном романе и признается в своей разгульной жизни. Он утверждает, что навсегда простился с родными местами ради “городской и горькой славы”. Причем это

было вполне осознанным действием, потому что Есенин сам хотел, чтобы “сердце глуше” предавалось воспоминаниям.

Но избавиться от прошлого не просто. И поэта захлестывает волна ностальгии в присутствии любимой. Образы родных мест навевают на Есенина мысли о бренности жизни.

Он знает, что рано или поздно придется стать гостями на “простом погосте”.

Неизбежность и предчувствие смерти очень характерны для творчества Есенина в последний период жизни. В стихотворении поэт не пытается отодвинуть конец на неопределенный срок или как-то зацепиться за жизнь. Он говорит о неизбежной смерти со спокойной и тихой грустью.

Немалую роль в этом спокойном созерцании играет присутствие любимой.

Есенин счастлив в настоящую минуту, и “под кротким взглядом” дорогой женщины он готов размышлять о вечном покое.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Есенина “Дорогая, сядем рядом…” В жизни Сергея Есенина было очень много женина. Однако сам поэт признавался, что истинные чувства он испытывал только в ранней юности, когда влюбился в свою.

Дорогая, сядем рядом… (Есенин Сергей Стихи) Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых – Все.

Краткое содержание, анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Есенин Краткое содержание, анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Есенин “Спит ковыль. Равнина дорогая…” (1925). Первые строки стихотворения описывают красоту окружающей природы: “Спит ковыль. Равнина дорогая, \.

Анализ стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Есенин “Спит ковыль. Равнина дорогая…” (1925). В стихотворении поэт размышляет о родине, ее судьбе. Лирический герой знает только одну родину и считает себя “поэтом золотой бревенчатой.

Анализ стихотворения “В хате” Есенин “В хате” (1914). В стихотворении каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, которые являются частью малой родины поэта: сажа над заслонкою, парное молоко, “квохот” беспокойных кур.

Анализ стихотворения Есенина С. А. “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на века­ми складывающиеся традиции искусства и всячески противо­стояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших.

“Спит ковыль. Равнина дорогая…” анализ стихотворения Есенина Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении “Спит ковыль. Равнина.

Анализ стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Есенина С. А “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься.

Анализ стихотворения Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов.

Анализ стихотворения “Я покинул родимый дом…” Есенин “Я покинул родимый дом…” (1924). Центральным лейтмоти­вом лирического произведения является “родной дом”, который придает стихотворению значительную эмоциональную напря­женность. В стихотворении поэт воспевает малую родину, кото­рая.

ПОЖАЛУЙСТА! Напишите анализ стихотворения: Дорогая, сядем рядом. Есенин.
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу,
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу. Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых –
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы. Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим. Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом. Там теперь такая ж осень.
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят. Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости, Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим. Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Ответ

Пожалуйста ))
Анализ стихотворения

«Заметался пожар голубой…»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь, как заброшенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать,
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут.
И чтоб прошлого не любя
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная лёгкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки,
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом осень.

Я б навеки пошёл за тобой
Хоть в свои хоть в чужие дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить

В июле 1924 г. в Ленинграде Есенин выпустил новый сборник стихов под общим названием “Москва кабацкая”, включающий четыре раздела: стихи как вступление к “Москве кабацкой”, собственно “Москва кабацкая”, “Любовь хулигана” и стихотворение как заключение.

В цикл “Любовь хулигана” вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: “Заметался пожар голубой”, “Ты такая ж простая, как все”, “Пускай ты выпита другим”, ” Дорогая, сядем рядом”, “Мне грустно на тебя смотреть”, “Ты прохладой меня не мучай”, “Вечер черные брови насопил”. Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы.

Мотив “уходящего хулиганства”, отречения от скандалов, сожаление о том, что был он весь, “как запущенный сад”, прозвучали в первом стихотворении цикла “Заметался пожар голубой”.

Здесь лирический герой недвусмысленно заявляет: “Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки”. Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на любимую, “видеть глаз злато-карий омут”, касаться тонкой ее руки и волос ее “цветом в осень”. Для героя становится важным доказать любимой, “как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным”. Ради любви он не только отрекается от прошлого, он готов забыть “родимые дали” и отказаться от поэтического призвания. Герой чувствует возможность обновления под воздействием любви, и в стихотворении это выражено сослагательным наклонением “мне бы только смотреть на тебя”, ” я б навеки забыл кабаки”, ” я б навеки пошел за тобой”.

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (заметался пожар). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (и волос твоих цветом в осень) и эпитеты (голубой пожар, легкий стан) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как запущенный сад). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Прощаясь с молодостью и любовью, поэт сохраняет веру в жизнь и счастье. От надрывных вопросов и безысходных суждений он приходит к убеждению, что это не конец жизни, но завершение определенного жизненного этапа – “былой жизни”.

Анализ стихотворения Есенина «Дорогая, сядем рядом

В жизни Сергея Есенина было очень много женщин. Однако сам поэт признавался, что истинные чувства он испытывал только в ранней юности, когда влюбился в свою односельчанку. Этот роман оказался неудачным, и молодые люди очень скоро расстались. Более того, после отъезда Есенина в Москву его избранница вышла замуж и вскоре скончалась во время родов.

Трудно сказать, почему Есенин так и не смог больше никого полюбить по-настоящему. Он никогда не затрагивал эту тему в своих произведениях, хотя испытывал глубокое разочарование после каждого очередного романа. Впрочем, также доподлинно известно, что практически до самой смерти он надеялся, что сможет встретить ту единственную, которая изменит его жизнь, наполнит ее смыслом и радостью. Именно по этой причине он за несколько месяцев до смерти третий раз вступил в брак с юной Софьей Толстой, хотя еще совсем недавно клялся в любви актрисе Августе Миклашевской. Именно ей было посвящено стихотворение «Дорогая, сядем рядом…» , написанное в 1923 году.

Это произведения является одним из ярких образцов любовной лирики поэта, который мечтал о спокойных, размеренных и честных отношениях с женщиной. По-видимому, все это он нашел в своей избраннице, поэтому в стихотворении присутствует строчка о том, что «все явилось, как спасенье беспокойного повесы».

Действительно, поэт готов ухватиться за любую соломинку, которая бы смогла стать связующим звеном в его жизнь, превращенной в осколки. Ведь к моменту встречи с Миклашевской он уже смирился со своей участью, признаваясь: «В городской и горькой славе я хотел прожить пропащим». Но надежда всегда умирает последней, поэтому автор вновь испытывает душевный подъем, хотя и понимает, что в его звери уже стучится золотая осень. Правда, понимание того, что юность ушла безвозвратно, уже не вызывает у Есенина панических настроений. «И мы, отжив тревоги, перейдем под эти кущи», — отмечает Есенин, намекая на то, что человеческий век скоротечен. Но близость смерти уже не пугает его так, как прежде, потому что в этот момент душа полна света и нежности, которую автор испытывает к своей избраннице. Он еще не догадывается, что очень скоро Августа Миклашевская исчезнет из его жизни, оставив горечь разочарования. Пока же Есенину кажется, что он встретил ту, которая способна сделать его по-настоящему счастливым вопреки интуиции, которая подсказывает, что подобное попросту невозможно.

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он — один из немногих, кто до конца своей жизни. Читать далее.

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. А. Есенина Первые строки стихотворения описывают красоту окружающей природы: Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Лирический герой Есенина внимательно наблюдает за природой, отмечая ее знакомый покой, пряный аромат трав и тепло, разливающееся в душе от этого зрелища. Олицетворениями поэт передает. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Я помню, любимая, помню Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и какое количество хрупких сердец разбил своей прямолинейностью. Принято считать, что. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти Сергея Есенина Стихотворение «Памяти Сергея Есенина» было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. «Бездумно и безбольно догореть», звучит, будто цитата из стихотворения Есенина, так точно Ахматова. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что. Читать далее.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Береза» Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение «Береза». Это произведение было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время. Читать далее.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери» «Письмо матери» очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до смерти автора, которая до сих пор является неразгаданной загадкой и. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Черный человек Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Не вернусь я в отчий дом «Не вернусь я в отчий дом…» — стихотворение, относящееся к позднему творчеству Есенина. Согласно исследованиям литературоведов, написано оно в 1925 году во время пребывания поэта в бакинской больнице, где он лечился от простудного заболевания. В произведении затронут один из важнейших. Читать далее.

Читайте также:  Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны Есенина

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в стихах этого автора присутствует множество символов, так как растения и. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока же Есенин работает в мясной лавке и с ностальгией вспоминает. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Пороша Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Хороша была Танюша Зарисовки из сельской жизни являются характерной особенностью раннего периода творчества Сергея Есенина. К таким произведениям относится и стихотворение «Хороша была Танюша…» , написанное в 1911 году. Посвящено оно трагической истории любви девушки, которая погибла от рук возлюбленного. Сегодня уже трудно. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но. Читать далее.

Стихотворение Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая» «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное моем творчестве». — говорил С. Есенин. Тема стихотворения С. А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии. Стихотворение начинается строками. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром! Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою Последние годы жизни Сергея Есенина прошли под знаком разочарования. Поэт осознавал, что в новом обществе ему попросту нет места, а его стихи, наполненные любовью к родному краю, теряются на фоне революционных воззваний, лишенных романтики и лиризма. Есенин понимает, что он. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива Феномен Творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому каждое произведение Есенина наполнено искренностью и какой-то щемящей тоской, которая. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально. Читать далее.

Комментарии к стихам (страница 16)

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Черновой набросок и беловой автограф — оба РГАЛИ, без даты. На беловом автографе редакционные пометы: «В набор. В №39. Боргес. Исходящий №1307. 22/IX — 23г. Входящий №353 а . 22/IX — 23г., 52 стр.». На автографе «Ты такая ж простая, как все. » (РГАЛИ, ф. Н.С.Ашукина), который является парным (т.е. выполненным одновременно и с единой целью) к данному, помет нет. Смысл помет: рукопись объемом в 52 строки поступила в редакцию Кр. нивы 22 сентября 1923г., намечена к публикации в №39. Боргес (типографский термин) — тип шрифта. №39 Кр. нивы вышел 30 сентября, в нем стихи не появились, они были отложены и напечатаны в №41.

В автографе — заголовок «Любовь хулигана» и посвящение «Августе Миклашевской», которые в равной мере относятся и ко второму стихотворению. В Кр. ниве оба стихотворения появились без заголовка и посвящения.

Цикл «Любовь хулигана» был сформирован поэтом в М.каб., где в него были включены: «Заметался пожар голубой. », «Ты такая ж простая, как все. », «Пускай ты выпита другим», «Дорогая, сядем рядом. », «Мне грустно на тебя смотреть. », «Ты прохладой меня не мучай. », «Вечер черные брови насопил. ». Напечатан с общим посвящением «Августе Миклашевской». В том же составе и в том же порядке, но без посвящения повторен в Ст 24 . Общий заголовок цикла снят при подготовке Собр. ст., но порядок стихов сохранен.

Все стихи цикла, кроме заключительного, в наб. экз. не датированы. Последнее стихотворение «Вечер черные брови насопил. » помечено 1923г. Также не имеют дат почти все автографы отдельных стихов. В Собр. ст. все стихи датированы 1923г. Они действительно были созданы с августа по декабрь 1923г., что выясняется из истории взаимоотношений поэта с адресатом цикла. Это подтверждается и историей публикации отдельных стихов. Вместе с тем с полной уверенностью судить о последовательности написания каждого из стихотворений цикла трудно. Нет оснований для того, чтобы рассматривать порядок их расположения в цикле как хронологию их написания. В наст. изд. все стихи цикла датируются 1923г. по Собр. ст., за исключением «Дорогая, сядем рядом. », которое датируется по рукописи.

С Августой Леонидовной Миклашевской (1891—1977) Есенин познакомился вскоре после своего возвращения из зарубежной поездки в августе 1923г. Она была известной московской актрисой, с 1915г. выступала на сцене Камерного театра, была занята в ведущих партиях: Сакунтала (в очередь с А.Г.Коонен), заглавная роль в «Принцессе Брамбилле», Арикия в «Федре» и др. В феврале 1923г. Камерный театр отправился в длительную гастрольную поездку за рубеж. А.Л.Миклашевская осталась в Москве, поскольку ей некому было поручить своего пятилетнего сына. Во время знакомства с Есениным она уже не была актрисой Камерного театра, выступала на эстраде, играла в кабаре «Не рыдай», в театре «Острые углы» и т.п. После возвращения Камерного театра она осталась вне его, играла на различных московских и провинциальных сценах и вернулась в Камерный театр только в 1943г.

Период частых встреч с Есениным был недолгим: с августа до декабря 1923г. Она подробно рассказала о них в воспоминаниях (см. Восп., 2, 83—92). В этот период Есенин намеревался выпустить посвященную ей книгу (она названа в проспекте предполагаемых изданий в макете сб. «Москва кабацкая» — РГАЛИ). Сохранился экз. М.каб. с авторской дарственной надписью А.Л.Миклашевской.

Многие стихотворения цикла стали известны еще до своего появления в печати. В частности, как вспоминал Р.М.Акульшин, «Заметался пожар голубой. » Есенин читал на вечере 1 октября 1923г. в Высшем литературно-художественном институте (см. газ. «Новое русское слово», Нью-Йорк, 1949, 30 января, №13428).

Цикл был высоко оценен критикой. А.З.Лежнев, отметив два основных лейтмотива в стихах Есенина: сожаление о погубленной молодости и тоску по деревне, по дому, по детству,— писал: «В „Любви хулигана“ эти два мотива сплетаются с третьим: эротическим; в результате получаются вещи совершенно необычной — даже для Есенина — нежности и задушевности. Эти первые любовные стихотворения Есенина нельзя даже назвать «эротическими»,— так мало в них эроса. Здесь гораздо больше грусти, элегических излияний, чем страсти» (ПиР, 1925, №1, с.130). Совпал в оценке критик совсем другой ориентации, И.М.Машбиц-Веров: «О любви Есенин „поет“ почти впервые. И следует признать, что 7 стихотворений этого цикла представляют большую художественную ценность. Как всегда, они совершенно искренни и дают на фоне общей усталости поэта и уходящего озорства — правдивую, почти биографическую историю любви от первых до последних дней: „Разлюбил ли тебя не вчера. “. Любовь Есенина удивительно нежная. Даже моменты чувственности, те моменты, где, например, Маяковский бывает „от мяса бешеный“ — у Есенина получаются необыкновенно тихими, кроткими:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Несмотря, однако, на этот основной нежный и тихий характер любви, Есенин назвал эту любовь „Любовью хулигана“. Но это, конечно, не больше, чем повторение юношеского желания во что бы то ни стало казаться хулиганом» (журн. «Октябрь», М., 1925, №2, февраль, с.143—144).

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Беловой автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Заметался пожар голубой. », о его датировке см. прим. к данному стихотворению, его факсимильное воспроизведение — Кр. нива, 1926, №2, 10 января, с.10. Еще один беловой автограф — РГБ, также без даты.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

В Кр. нови опубликовано вместе с «Дорогая, сядем рядом. » под общим заглавием «Любовь хулигана» и общим посвящением «Августе Миклашевской».

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.) с исправлением в ст. 5 по первой публикации и Ст 24 («осенье» вместо «осеннее»).

Черновой автограф — находился в собрании К.Л.Зелинского, местонахождение в наст. вр. неизвестно, с авторской датой 9 октября 1923г., которая принята в наст. изд.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты.

В «Русском современнике» вместе с «Ты прохладой меня не мучай. » под общим заглавием «Любовь хулигана», без посвящения.

Рецензируя номер журнала, где появились стихи Есенина, А.З.Лежнев писал: «У Есенина — элегические настроения и прозрачный, приближающийся к пушкинскому стих, отличающий последнюю фазу его творчества. Но поэт начинает уже повторять себя, что естественно при небольшом диапазоне переживаний, образующих содержание его лирики последнего времени» (ПиР, 1924, №6, ноябрь-декабрь, с.128). Появление стихов Есенина в «Русском современнике» вызвало резкий выпад «Октября». Редакция заявила: «Мы поставим ему, как и всякому попутчику, определенное условие: или печататься в советских или в буржуазных («Русский современник», «Россия» и т.д.) журналах. Такого двурушничества, какое допускал тов. Воронский, мы допустить не можем, и уж дело попутчиков выбрать, где им лучше» (журн. «Октябрь», М., 1924, №4, ноябрь-декабрь, с.185).

«Ты прохладой меня не мучай. »
(с. 197).— Журн. «Русский современник», Л.—М., 1924, №2, с.50; М.каб.; Ст 24 .

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Вечер черные брови насопил. » с общим посвящением «Августе Миклашевской».

Судя по характеру автографа (общее посвящение, перед стихотворениями — порядковые номера 1 и 2, подпись тоже общая, после второго стихотворения), он готовился для публикации. В какую редакцию намеревался передать или передавал его автор — неизвестно. В печати стихотворения разделились, одно появилось в «Русском современнике», другое — в Кр. нови.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Ты прохладой меня не мучай. » (его факсимильное воспроизведение — Собр. ст., 3, между с.128 и 129). Автограф ст. 1—8 — ГЛМ, без даты, в принадлежавшей Есенину тетради, куда вклеивались посвященные ему статьи и рецензии. В наб. экз. и Собр. ст. с пометой — Больница на Полянке. «Больницей на Полянке» Есенин называл Профилакторий им. Шумской (оздоровительное заведение, где пациенты, как указывалось в справочнике, «получают нужные виды лечения и гигиенические навыки для оздоровления своей домашней жизни»). Он лег в этот профилакторий (Москва, Б.Полянка, 52), как сообщила Г.А.Бениславская, 17 декабря 1923г. Датируется по Собр. ст.

Печатается по наб. экз. (машинописный список).

Черновой автограф — РГАЛИ, без даты. В наб. экз. не датировано. В Собр. ст.— 1924.

В рукописи стихотворение озаглавлено «Ровесникам», в Кр. нови и Ст 24 — «Памяти Ширяевца».

Александр Васильевич Ширяевец (наст. фам. Абрамов; 1887—1924) — поэт. «. Я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения»,— писал ему Есенин еще 21 января 1915г., и с той поры его дружеское расположение оставалось неизменным. Хотя Есенин с тех лет считал А.В.Ширяевца участником, как он писал, «нашего народнического движения», их личное знакомство состоялось лишь в 1921г., в Ташкенте. После переезда А.В.Ширяевца в Москву в 1922г. и возвращения Есенина из зарубежной поездки их встречи стали более частыми, но в ближайшее окружение Есенина он не вошел. За месяц с небольшим до смерти, 4 апреля 1924г., А.В.Ширяевец писал одному из своих друзей: «Дня три тому назад на Арбате столкнулся с Есениным. Пошли, конечно, в пивную, слушали гармонистов и отдавались лирическим излияниям. Жизнерадостен, как всегда, хочет на лето ехать в деревню, написал много новых вещей» (Gordon McVay. «Ten Letters of A. V. Shiryaevets» — «Oxford Slavonic Papers». New series. V. XXI. Oxford, 1988, p. 168). А.В.Ширяевец умер 15 мая 1924г. в Старо-Екатерининской больнице в Москве от менингита. Болезнь была скоротечной, его внезапная кончина потрясла Есенина. Он тяжело переживал утрату, не верил в болезнь, считал даже, что А.В.Ширяевец отравился, участвовал в организации похорон, выступал на поминках. Вместе с П.В.Орешиным и С.А.Клычковым вошел в состав «душеприказчиков по литнаследству» поэта.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

А.М.Марченко высказала предположение, что стихотворение Есенина — «это еще и вариация на заданную Ширяевцем тему:

Пусть свалюсь в кладбищенскую яму,
К берегам безвестным уплыву. »

(Марченко А., «Поэтический мир Есенина», М., 1972, с. 224—226). В.Т.Кириллов, со своей стороны, сблизил стихотворение Есенина со своим «Мои похороны». Он же сообщил, что однажды «Есенин прочитал два варианта стихотворения на смерть Ширяевца» (Восп., 1, 274). В рукописи зафиксирован только один, окончательный вариант произведения, другие редакции его неизвестны.

Пушкину
(с. 203).— Бак. раб., 1924, 25 сентября, №217; Ст 24 .

Печатается по наб. экз. (машинописный список).

Беловой автограф — ИМЛИ, без даты. В наб. экз. также не датировано. В сб. «Пушкинский альманах», М., 1926 опубликовано с датой 26 мая 1924г. Что явилось основанием этой датировки, не указано. «Пушкинский альманах» был выпущен к вечеру, посвященному столетней годовщине выхода в свет первого сборника стихотворений А.С.Пушкина. Вечер состоялся 12 апреля 1926г. в Бетховенском зале Большого театра. Альманах был издан под маркой Русского общества друзей книги, в нем приняли участие М.А.Цявловский, Л.П.Гроссман, В.В.Вересаев. Стихотворение Есенина напечатано в подборке «Поэты наших дней — Пушкину», где, кроме Есенина, представлены А.А.Ахматова («Смуглый отрок бродил по аллеям. »), А.А.Блок («Пушкинскому Дому»), М.А.Кузмин («Пушкин»). Авторитетность издателей альманаха, их текстологический опыт дают уверенность, что дата в публикации основана на документальных источниках. Хотя не исключено, что это своеобразная игра поэта: 26 мая — дата рождения А.С.Пушкина по старому стилю. Вместе с тем показательно, что стихотворение А.А.Блока также было напечатано с датой (5 февраля 1921г.), восходящей к черновым рукописям поэта.

Пушкинский юбилей (125-летие со дня рождения) отмечался широко, был горячо воспринят и поддержан значительной частью критики и читателями. В этом был своеобразный ответ на те нигилистические и разрушительные идеи и действия, которые так трагически сказались на развитии русской культуры. Вопрос об отношении к А.С.Пушкину вновь стал одним из вопросов, порождавших самые разные точки зрения и позиции литературных группировок и объединений. Именно с событиями пушкинского юбилея связана острая литературная пикировка между Есениным и В.В.Маяковским в сентябре 1924г., которая отразилась в «Юбилейном» и в «На Кавказе».

Есенин читал стихотворение на юбилейном митинге 6 июня 1924г. у памятника Пушкину. «После приветственной речи П.Н.Сакулина и возложения венка к подножию памятника перед Пушкиным выступили ново-крестьянские поэты С.Есенин, П.Орешин, пролетарский поэт В.Казин, поэты Сергей Городецкий и Зенкевич» (журн. «Современник», М., 1925, №1, январь, с.69).

«. После скандалов и озорства он обращается к Пушкину,— писал о Есенине М.Л.Слоним,— и пред его бронзовой статуей стоит, как пред причастьем. Отравленный „горькою отравой“, кабаками и хулиганской позой, усталый от непутевой жизни — пытается возвратиться он в дом, в „простоту, чистоту и пустоту“» (журн. «Воля России», Прага, 1925, №12, декабрь, с.159).

«Низкий дом с голубыми ставнями. »
(с. 205).— Журн. «Русский современник», Л.—М., 1924, №3, с.75; Бак. раб., 1924, 26 сентября, №218; Перс. мот.

Печатается по наб. экз. (машинописный список с авторской правкой).

Черновой автограф — РГАЛИ, без даты. В наб. экз. также не датировано. Датируется по первой публикации.

Сукин сын
(с. 207).— Бак. раб., 1924, 23 сентября, №215; журн. «Новый мир», М., 1925, №3, март, с.79; Перс. мот.

Печатается по наб. экз. (машинописный список с авторской правкой).

Автограф неизвестен. Факсимиле фрагмента автографа (ст. 33—36) без подписи и даты — «Красная газета», веч. вып., Л., 1925, 31 декабря, №316. В альбоме П.Н.Медведева (РНБ) — авторизованный список, выполненный В.И.Эрлихом с подписью автора, с датой 31 июля 1924г. В наб. экз. и Собр. ст.— без даты. Датируется по авторизованному списку.

ПОЖАЛУЙСТА! Напишите анализ стихотворения: Дорогая, сядем рядом. Есенин.
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу,
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых –
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.Там теперь такая ж осень.
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Ответы

Пожалуйста ))
Анализ стихотворения

«Заметался пожар голубой…»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь, как заброшенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать,
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут.
И чтоб прошлого не любя
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная лёгкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки,
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом осень.

Я б навеки пошёл за тобой
Хоть в свои хоть в чужие дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить

В июле 1924 г. в Ленинграде Есенин выпустил новый сборник стихов под общим названием “Москва кабацкая”, включающий четыре раздела: стихи как вступление к “Москве кабацкой”, собственно “Москва кабацкая”, “Любовь хулигана” и стихотворение как заключение.

В цикл “Любовь хулигана” вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: “Заметался пожар голубой”, “Ты такая ж простая, как все”, “Пускай ты выпита другим”, ” Дорогая, сядем рядом”, “Мне грустно на тебя смотреть”, “Ты прохладой меня не мучай”, “Вечер черные брови насопил”. Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы.

Мотив “уходящего хулиганства”, отречения от скандалов, сожаление о том, что был он весь, “как запущенный сад”, прозвучали в первом стихотворении цикла “Заметался пожар голубой”.

Здесь лирический герой недвусмысленно заявляет: “Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки”. Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на любимую, “видеть глаз злато-карий омут”, касаться тонкой ее руки и волос ее “цветом в осень”. Для героя становится важным доказать любимой, “как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным”. Ради любви он не только отрекается от прошлого, он готов забыть “родимые дали” и отказаться от поэтического призвания. Герой чувствует возможность обновления под воздействием любви, и в стихотворении это выражено сослагательным наклонением “мне бы только смотреть на тебя”, ” я б навеки забыл кабаки”, ” я б навеки пошел за тобой”.

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (заметался пожар). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (и волос твоих цветом в осень) и эпитеты (голубой пожар, легкий стан) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как запущенный сад). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Прощаясь с молодостью и любовью, поэт сохраняет веру в жизнь и счастье. От надрывных вопросов и безысходных суждений он приходит к убеждению, что это не конец жизни, но завершение определенного жизненного этапа – “былой жизни”.

«Заметался пожар голубой…»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь, как заброшенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать,
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут.
И чтоб прошлого не любя
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная лёгкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки,
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом осень.

Я б навеки пошёл за тобой
Хоть в свои хоть в чужие дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить

В июле 1924 г. в Ленинграде Есенин выпустил новый сборник стихов под общим названием “Москва кабацкая”, включающий четыре раздела: стихи как вступление к “Москве кабацкой”, собственно “Москва кабацкая”, “Любовь хулигана” и стихотворение как заключение.

В цикл “Любовь хулигана” вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: “Заметался пожар голубой”, “Ты такая ж простая, как все”, “Пускай ты выпита другим”, ” Дорогая, сядем рядом”, “Мне грустно на тебя смотреть”, “Ты прохладой меня не мучай”, “Вечер черные брови насопил”. Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы.

Мотив “уходящего хулиганства”, отречения от скандалов, сожаление о том, что был он весь, “как запущенный сад”, прозвучали в первом стихотворении цикла “Заметался пожар голубой”.

Здесь лирический герой недвусмысленно заявляет: “Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки”. Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на любимую, “видеть глаз злато-карий омут”, касаться тонкой ее руки и волос ее “цветом в осень”. Для героя становится важным доказать любимой, “как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным”. Ради любви он не только отрекается от прошлого, он готов забыть “родимые дали” и отказаться от поэтического призвания. Герой чувствует возможность обновления под воздействием любви, и в стихотворении это выражено сослагательным наклонением “мне бы только смотреть на тебя”, ” я б навеки забыл кабаки”, ” я б навеки пошел за тобой”.

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (заметался пожар). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (и волос твоих цветом в осень) и эпитеты (голубой пожар, легкий стан) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как запущенный сад). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Прощаясь с молодостью и любовью, поэт сохраняет веру в жизнь и счастье. От надрывных вопросов и безысходных суждений он приходит к убеждению, что это не конец жизни, но завершение определенного жизненного этапа – “былой жизни”.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. ЦИКЛ ЛЮБОВЬ ХУЛИГАНА.

ГЛАВА 3. Основные мотивы и образы цикла.

Сам Есенин, еще до создания сборника говорил, что будет писать для Миклашевской нежные стихи. Действительно, любовь заставила героя отказаться от кабака, она излечила душу поэта и наполнила ее нежностью:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
(«Дорогая, сядем рядом…»)

Это подтверждается сравнением, например, с кабацкими стихами о любимой:

Излюбили тебя, измызгали,
Невтерпеж!
Что ж ты смотришь так синими брызгами,
Иль в морду хошь? («Сыпь, гармоника! Скука…Скука…»)

В «Любви хулигана» образ любви светел, потому герой и говорит, что ему «разонравилось пить и плясать/ И терять свою жизнь без оглядки». Вместо этого он предпочитает любоваться прекрасным образом возлюбленной:

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут… («Заметался пожар
голубой…»)

Этот цикл – один из немногих в творчестве поэта – о любви. Действительно, можно сказать, что Есенин «поет» об этом чувстве практически «в первый раз». Потому-то в этих стихах любовь светла и прозрачна, словно первое молодое чувство. Оно настолько чистое и кроткое, что любимая ассоциируется с иконным ликом:

Твой иконный и строгий лик
По часовням висит в рязанях. («Ты такая ж простая,
как все…»)

Не изменяет Есенин и своей давней традиции: девушка в его стихах всегда сравнивалась с природой. И в этом цикле образ возлюбленной сливается с образом осени. Видимо, отчасти потому, что встречи с Миклашевской проходили осенью. Начались они тоже почти в осеннем месяце – в августе. И героиня дум Есенина, по какому-то необычайному и очень поэтичному совпадению, являлась обладательницей звучного и тоже почти осеннего имени – Августа. Есенин, конечно же, не оставил это совпадение без внимания. Оно будто бы специально было выдумано судьбой, чтобы поэт мог написать удивительной красоты строки:

Читайте также:  Анализ стихотворения Мои мечты Есенина

Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада? («Ты такая ж простая, как
все…»)

В сознании поэта его возлюбленная неразрывна с образом осенней природы: ее золотые косы – «цветом в осень», «глаз осенняя усталость» – это «златокарий омут», героиня знает «холод осени синий». А ее возраст – возраст осени, который Есенин воспевает.

«Любви хулигана» соответствует и осенний пейзаж: моросит дождь, не осталось ничего, «как только желтый тлен и сырость». В окно герою стучится осень «багряной веткой ивы», и поэт вспоминает «сад и лето», где он рос, и где «теперь такая ж осень». А цветовая гамма цикла – это синие, желтые, золотые, багряные и медные цвета, обычные для этого времени года.

Но осень в стихах Есенина – не только возраст, это не только время года, но и состояние души. Осень становится образом спокойствия и умиротворения:

О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством. («Пускай ты выпита
другим…»)

Именно в осени поэт находит гармонию, которую принимает с радостью:

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Поэт понимает, что своему успокоению, обретению гармонии обязан осеннему образу своей возлюбленной:

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Таким образом, в душе поэта и лирического героя, после чистого восторга как будто бы возвращения ранней любви, развивается осенняя, зрелая любовь к женщине.

«Любовь хулигана» – тончайшая психологическая лирика. Мы уже отметили, что в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою, который, сменяя бунтарское начало в стихах, все настойчивей становится главной темой его поэзии. Будучи редкой в раннем творчестве, теперь любовь становится радостным, благодатным чувством, дарящим душе спокойствие и тихую грусть. Но главное то, что впервые женщина настолько вдохновила Есенина, что ей были посвящены такие прекрасные и чуткие стихи, были сказаны слова, которые раньше поэт мог сказать только березке, клену или широким раздольям русской земли…

Почему же тогда в одном из стихов цикла Есенин называет возлюбленную такой же простой, все, как сто тысяч других в России? Айседора Дункан, прочитав это стихотворение, была возмущена и говорила, что нет, не ей Есенин посвятил эти строки. Американская танцовщица не подозревала, что для поэта такая женщина является идеалом. Кажется, что Есенин называет героиню цикла обычной, ничем не примечательной, такой же, как еще сто тысяч. На самом же деле, все гораздо сложнее. Внутри стихотворения поэт сам объясняет, что это значит: возлюбленная, как и любая другая русская женщина, знает этот горячо любимый Есениным «одинокий рассвет», знает «холод осени синий», тот самый, который так знаком поэту с раннего детства. Эта женщина – как икона в русских церквях, в «рязанях», как говорит Есенин. Таким обобщением автор подчеркивает близость и некую биографичность этого образа в своей жизни, ведь Рязань – это родина поэта. «Рязани» олицетворяют в этом стихотворении всю Русскую землю, а героиня сравнивается здесь со всеми русскими женщинами. Для Есенина этот образ становится знакомым и близким, именно потому, что героиня так близка к русской земле и, как рассказывалось выше, к русской природе. Это и рождает любовь. Но почему-то она заставляет поэта грустить. Дело в том, что он не смог сберечь себя для нее. Его сердце щедро дарило чувства природе и Родине, а теперь не осталось сил для пылкой и страстной любви, лирический герой может только спокойно восхищаться и наслаждаться возлюбленной:

Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог –
Сумасшедшее сердце поэта.

Потому и грущу, осев,
Словно листья, в глаза косые…
Ты такая ж простая, как все.
Как сто тысяч других в России.

Как мы видим, стихотворение имеет кольцевую композицию. Строки, написанные в начале первой строфы, повторяются в конце последней. Тем самым поэт указывает нам то, что они несут основной смысл. И действительно, здесь эти строчки звучат для нас совсем не так, как в начале. Теперь они наполнены глубоким смыслом, который вложил в них Есенин в предшествующем тексте стихотворения.

Да, поэт растратил всю страсть, но и его возлюбленная не отличается пылкостью. Оказывается, что и героиня цикла уже «выпита другим»:

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Мы видим, что женщина здесь – как статичная картинка, которой любуется поэт. На протяжении всего цикла она является прекрасным, но молчаливым и бездействующим слушателем душевных излияний лирического героя. Но она полна гармонии и прекрасного спокойствия, а так же усталостью и умиротворенностью, которые созвучны поэту. Мы видим, что эта умиротворенность ассоциируется у него с осенью. Выше уже много говорилось об этом образе в цикле «Любовь хулигана». Отметим только, что для Есенина осень оказывается отнюдь не порой увяданья, наоборот – это время возрождения лирического героя, когда ему начинает открываться истина и появляется желание жить новой жизнью. Как и у Пушкина, Осень Есенина – это «унылая пора». Но «унылость» не отнимает достоинств у этого прекрасного времени года и, по совместительству художественного образа. Она наоборот добавляет их ему. Поэт видит в ней еще больше положительного. Потому что эта унылость – всего лишь одна из характеристик осени как образа и осени как олицетворения зрелости. Зрелости чувства, зрелости возраста, а следовательно – духовные искания, чистоту души, глубину чувств. А для Есенина это значит гораздо больше, чем беззаботная любовь юного сердца. Поэтому поэт говорит:

О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Интересно заметить, что пейзажей, красок и явлений природы во всем цикле очень мало. Их даже почти нет. Но мы постоянно чувствуем, что это осеннее время. Так воспринимать стих нам помогает общее настроение умиротворенности, статичности, грусти цикла, образ героини и, безусловно, сам ритм и рифма стиха. Но об этом позже.

Итак, Есенин увидел в умиротворении истину, он готов ради этого проститься с хулиганством. Осознание того приходит к поэту, конечно же, вместе с возлюбленной, образ которой, как мы помним, сливается с осенью, а поэтому удивительно и волшебно звучат у Есенина строчки принятия этой истины:

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты…

Можно заметить, что герой ни о чем не жалеет. Единственное, что приходит к нему слишком поздно – это любовь. Он говорит возлюбленной:

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Да, лирический герой с радостью сделал бы свою возлюбленную спутницей всей своей жизни, но часть жизни уже прошла, а герой воспитывался отнюдь не «в постоянстве», растрачивая свои чувства. А теперь, когда пожар потух, это кажется невозможным. Неслучайно в последнем четверостишье употребляется частица «бы», как бы делая на этом акцент. Вообще этот мотив спокойных чувств проходит через все стихи цикла.
В стихотворении “Дорогая, сядем рядом. ” поэт говорит о чувственности взгляда возлюбленной, но за этим взглядом скрывается опять же не огонь любви, а “чувственная вьюга”. Мы ожидаем немного другого, читая слово “чувственный”, а именно накала страстей, но тут же Есенин его тушит одним только холодным словом “вьюга”:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Тут же поэт дает понять, что эта “вьюга” подарила ему радость. Она, как и все в его любимой, “явилась как спасенье/ Беспокойного повесы”. Поэт опять вспоминает, что “хотел прожить пропащим”, говорит, что желал этой разгульной жизнью затереть в памяти отзвуки прошлого, воспоминания о том родном крае, где он “растил себя поэтом”. Но теперь эти воспоминания невольно всплывают в воображении героя и вызывают грустные мысли о тленности человеческой жизни:

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

И снова, повторяя первую строфу стихотворения, поэт как бы вспоминает о настоящем, не говоря, но подразумевая, что не стоит грустить о том, что уже не вернешь. Тем не менее, в следующем стихотворении, строки о прошлом и уже совершённом говорятся с явной грустью. Поэт пишет: “Так мало пройдено дорог, / Так много сделано ошибок. ” Это настроение во внутреннем мире Есенина перешло в стихи. В них с души “моросит дождик”, а сама она кажется “немного омертвелой”. Стихотворение пропитано тоской и сожалением о том, что поэт не сберег себя “для тихой жизни, для улыбок”. Теперь герой как будто прозрел, он снимает маску влюбленного и окрыленного поэта, он понимает, что его любовь остывает, осталась только “ивовая медь”. И снова, в конце стихотворения, мы встречаем попытки ответов на вечные вопросы. Герой опять говорит себе, что не стоит жалеть об ушедшем и о том, что человек не в силах изменить:

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада.
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Все же, прошлое преследует героя. И это видно не только по прямым указаниям на то, но и через повторяющиеся образы и параллели, которые волей не волей, проводятся даже внутри цикла. Еще недавно такая чистая и восторженная, теперь любовь вызывает ностальгию. Поэт говорит возлюбленной: “Ты прохладой меня не мучай. “. Это та самая “августовская прохлада”, недавно так волшебно и нежно воспевавшаяся Есениным. Теперь же она мучает героя. В чем же дело? Прочтем следующие строки: “И не спрашивай, сколько мне лет. ” Здесь ясно слышна перекличка со словами о возрасте осени. Что ж, теперь этот возраст для поэта – “как тяжелый скелет”. Осень перестала быть порой возрождения, теперь она – как мы и привыкли ее воспринимать – время увядания чувств. В этом стихотворении поэт почти не пишет о возлюбленной, он только говорит о том, что чувство его “презрело”, и что в поцелуе губы “как жесть”. Эта же тема продолжается в следующем произведении цикла, где поэт окончательно прощается с любовью и отпускает ее. Он задает себе вопрос: “Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера?”. После этих строк творчество Есенина принято считать “зрелым”. Прощание с хулиганством оказалось прощанием поэта с молодостью. Лирический герой готов забыть все плохое, но он навсегда оставит в своей душе память о своих молодых годах, так же как и образ возлюбленной:

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Поэт снова дает понять, что эти чувства он воспринимал как дар, как волшебную сказку, которая “былой не была”. Он не забудет возлюбленную, но готов и к новой любви, он смотрит в будущее глазами полными надежд. Правда, в конце стихотворения мы снова замечаем, как многогранна душа поэта: он добавляет в это светлое прощальное стихотворение каплю какой-то старой кабацкой безнадежности:

Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Впрочем, это всего лишь отголоски прошлого.

Ссылка на основную публикацию