Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны Есенина

Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны Есенина

Природа и человек – две составляющие нашего огромного мира, которые всегда присутствуют на страницах произведений русской литературы. Не является исключением и стихотворение Сергея Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны…», в котором каждое явление окружающего мира, представитель живой природы оживает под пером писателя.

На фоне белоснежных равнин и необыкновенной тишины, характерной для отдаленных лесных массивов необъятного русского края, где «места много», поэт с удовольствием описывает движения птиц, перемещение лошади, скрип снега. Он не упускает возможности оживить все, что мелькает перед глазами лирического героя: «дремлет лес», «долбит дятел», «скачет конь», «валит снег», «убегает дорога». Благодаря многочисленному использованию глаголов, картина находится в постоянном движении. Кроме того, они заставляют стихотворение звучать. Звуки, которые описывает автор, характеризуют именно зимний период времени: «звоны на снегу», «валит снег». В произведении представлено необыкновенное сочетание естественных звуков тишины, которую создают сами обитатели леса («валит снег»), и беспокойных движений («долбит дятел», «слышны звоны»).

Лес у С. Есенина завораживает. Благодаря авторскому мастерству, этот уголок природы становится похожим на сказку («заколдован невидимкой»). Поэт с удовольствием представляет обычное дерево в роли старушки, которая, будто добрая фея, сопровождает проезжих («оперлася на клюку»), не оставляя без внимания и реального представителя мира птиц «долбит дятел».

Благодаря ярким олицетворениям – «дремлет лес», сравнению («понагнулась как старушка»), эпитетам «бесконечная дорога», С. Есенин дает возможность читателю прочувствовать всю стужу, рассмотреть ослепительную красоту зимнего дня в окружении необыкновенного пейзажа, одного из излюбленных мест автора.

Отношение автора этого стихотворения к родным просторам, стране, природе и его обитателям прозрачно. Он, как тонкий наблюдатель явлений окружающего мира, истинный ценитель этой красоты, старается передать свою любовь к природе, показать неравнодушие и уважение к ней.

Торжественность, спокойствие, ощущение счастья – то, что каждый читатель чувствует после прочтения стихотворения. Неоспоримо и то, что человек и природа сливаются в едино целое, заставляя отвлечься от повседневности и проблем. Они дополняют друг друга и в звучании, и в цветовой гамме, позволяя на некоторое время ощутить умиротворение вдали от шумных городов и сел, поразмышлять о смысле жизни.

Вариант 2

К одним из наиболее известных ранних пейзажных стихотворений Есенина относится Еду. Тихо. Слышны звоны, которое также имеет название Пороша. Тут мы видим пример великолепной есенинской пейзажной лирики, которая по большей части обращена в сторону деревенской природы, к мотивам русского простора.

Довольно интересно Есенину удавалось передать ощущение звенящей тишины, которое сочеталось с простором. В этом пространстве он рисовал различные детали и таким образом действительно создавал как бы узнаваемый пейзаж, который был наполнен звуками и особенной атмосферой. Перезвучие такого пейзажа, как правило, отмечается рядом последовательных элементов, в частности тут таковыми выступают: звоны, расшумевшиеся вороны, дятел, скачущий конь.

На фоне звуковой картины, которая раскрывается последовательно и движется подобно дороге, но в завершении сливается в целостную картину, раскрываются и визуальные образы, которые наоборот как бы беззвучны. К таковым относится заколдованный лес, этот лес зимний, ночной и тихий. В лесу стоит сосна, на которую обращает внимание автор и сравнивает со старушкой.

Помимо этого ключевым является образ дороги, который как бы укутан шалью и определяет неописуемый простор. Легко перенестись в эту картину и увидеть невероятный снежный простор, который разделяется только извивающейся и уходящей в даль дорогой. Природная легкость резвость и бодрость передается в строчке «скачет конь, простору много», где как бы объединяются активное начало, то есть конь, и пассивное, то есть простор, который этим самым конем покоряется и осваивается.

Простое сочетание образов на самом деле дает интересное ощущение и выглядит чем-то наподобие описания сказочного путешествия. Эпический герой проезжает через просторы сказочного леса, выезжает на простор русской равнины, который укутан шалью снега, и дорога его не имеет конца, он продолжает собственное путешествие по неизведанному простору. В заключение следует отметить начальную и завершающие строчки стихотворения, где сначала используется отрывистый ритм, отдельные слова, подобные цокоту копыт, а завершение напоминает льющийся простор дороги.

Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны по плану

Еду тихо слышны звоны

Возможно вам будет интересно

Одно из первых произведений О.Э. Мандельштама, вышедшее в печать в 1910 году. В нем поэт пытается ответить на вечный вопрос, что же такое душа человека.

Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии

Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует

Произведение представляет собой стихотворение, написанной в канонической жанре лирики, называемом сонетом, и относится к позднему творчеству поэтессы.

На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.

История создания – Стих написан в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль».

Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».

Олицетворения – «дремлет лес».

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

История создания

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Данное произведение является ярким образцом пейзажной лирики. Написано четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счет гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как « повязалася», «понагнулась», «оперлася ».

Сравнительные обороты « понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты (« серые», «белою», «бесконечная »), олицетворения (« вороны раскричались», «дремлет лес »), инверсия (« повязалася сосна», «скачет конь» ) и метафоры (« дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль ») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны Есенина

Природа и человек – две составляющие нашего огромного мира, которые всегда присутствуют на страницах произведений русской литературы. Не является исключением и стихотворение Сергея Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны…», в котором каждое явление окружающего мира, представитель живой природы оживает под пером писателя.

На фоне белоснежных равнин и необыкновенной тишины, характерной для отдаленных лесных массивов необъятного русского края, где «места много», поэт с удовольствием описывает движения птиц, перемещение лошади, скрип снега. Он не упускает возможности оживить все, что мелькает перед глазами лирического героя: «дремлет лес», «долбит дятел», «скачет конь», «валит снег», «убегает дорога». Благодаря многочисленному использованию глаголов, картина находится в постоянном движении. Кроме того, они заставляют стихотворение звучать. Звуки, которые описывает автор, характеризуют именно зимний период времени: «звоны на снегу», «валит снег». В произведении представлено необыкновенное сочетание естественных звуков тишины, которую создают сами обитатели леса («валит снег»), и беспокойных движений («долбит дятел», «слышны звоны»).

Лес у С. Есенина завораживает. Благодаря авторскому мастерству, этот уголок природы становится похожим на сказку («заколдован невидимкой»). Поэт с удовольствием представляет обычное дерево в роли старушки, которая, будто добрая фея, сопровождает проезжих («оперлася на клюку»), не оставляя без внимания и реального представителя мира птиц «долбит дятел».

Благодаря ярким олицетворениям — «дремлет лес», сравнению («понагнулась как старушка»), эпитетам «бесконечная дорога», С. Есенин дает возможность читателю прочувствовать всю стужу, рассмотреть ослепительную красоту зимнего дня в окружении необыкновенного пейзажа, одного из излюбленных мест автора.

Отношение автора этого стихотворения к родным просторам, стране, природе и его обитателям прозрачно. Он, как тонкий наблюдатель явлений окружающего мира, истинный ценитель этой красоты, старается передать свою любовь к природе, показать неравнодушие и уважение к ней.

Торжественность, спокойствие, ощущение счастья – то, что каждый читатель чувствует после прочтения стихотворения. Неоспоримо и то, что человек и природа сливаются в едино целое, заставляя отвлечься от повседневности и проблем. Они дополняют друг друга и в звучании, и в цветовой гамме, позволяя на некоторое время ощутить умиротворение вдали от шумных городов и сел, поразмышлять о смысле жизни.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.
История создания – Стих написан в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль».

Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».

Олицетворения – «дремлет лес».

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим. Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Корова

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

История создания

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Особенности раннего творчества поэта

В анализе стихотворения «Пороша» можно рассказать об отличительных особенностях лирических Данное творение, написанное им в 1914 г., относится к этому периоду. Все его строчки дышат чистотой и свежестью.

В этих строчках Есенин стремится запечатлеть дорогие с детства ему картины. В самом начале своего творческого пути поэт обращается к знакомым ему образам и воспоминаниям, потому что они сильно отличались от серой действительности. Москва, с ее суетой и шумом, утомляет поэта, поэтому в своих мыслях он все чаще обращается к образам знакомых с детства пейзажей.

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Вариант №3

егодня мы будем разбирать одно из самых коротких произведений С. А. Есенина, стихотворение «Пороша».

В данном произведении, написанном для пробуждения в русском человеке любви к Руси, читатели любого возраста могут почувствовать ту лёгкую атмосферу и сказочность, которыми пропитано каждое слово.

В первом четверостишии затягивает своей плавностью, легкостью слова, с начала второго четверостишия уже околдовывает. И внезапно возвращает в реальность фраза: «… долбит дятел на суку. …». После этой строчки читатель вновь полностью находится в реальности, едя по снежной степи, с убегающей вдаль дорогой.

Есенин писал этот стих в основном для детей, хотя правильнее будет сказать для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ребёнком. Поэтому в тексте присутствует сравнение сосны с Бабой-Ягой, опирающейся на клюку. Также много раз используются такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения. Автор хочет, чтобы читатель проникся атмосферой, почувствовал всю любовь к родине, её бескрайность.

Сам Сергей Александрович, приехавший из села в город в 17 лет, остро ощущал тоску по дому, горячо любимому. Как следствие, он стал выражать эти чувства через такие стихи, как «Пороша». Впрочем, ощущал он и лёгкое недоумение окружающих, их пока неясное неприятие его стиля и поведения, его характера. Всё это, несомненно нашло отклик и в творчестве, в частности, в стихах.

После прочтения данного произведения, своеобразного крика души, в сознании ещё долго может стоять картинка бескрайнего русского зимнего поля, буран, дорога и неясные очертания сказочных существ, охраняющих Великую Русь. Будет ощущаться то чувство морозной свободы, величавого спокойствия, зимнего ветра и тишины, которыми так богата наша родина.

5, 6 класс кратко по плану

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Лирическая составляющая

В анализе стихотворения «Пороша» можно рассказать и о том, что это произведение раскрывает романтическую сторону поэта. Есенин удивительным образом сочетает умиротворение и спокойствие с динамичностью конной езды. Одиноко стоящую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая ожидает приезда родных, подвязавшись белой косынкой.

Зимний лес кажется поэту таинственным царством, тишину в котором нарушает только звон колокольчиков. Дорога, по которой едет лирический герой, настраивает на философские размышления, позволяя отвлечься от различных мелких забот. Поэт черпал в созерцании природы не только вдохновение, но и умиротворение. Есенин был готов отказаться от всех благ городской жизни, только бы слышать стук копыт по снегу.

В анализе стихотворения «Пороша» можно сказать и то, что поэт, для придания зимнему пейзажу большей загадочности, использует различные звуки, которые нарушают царственную тишину леса. И даже треск снега под копытами лошадей кажется очень громким — настолько тихо в зимнем царстве.

Лирический герой стихотворения любуется трудами зимы, которую он сравнивает с невидимкой. Эта волшебница, тихо и неслышно, украсила россыпью снега деревья, запорошила все дорожки и лесные тропинки. И весь лес погрузился в зимний сон, и в процессе созерцания этой картины на душе у лирического героя становится спокойно и светло.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Композиционные особенности

Далее в анализе стихотворения «Пороша» следует определить особенности его оформления. Есенин написал свое произведение, использовав кольцевую композицию, с градацией — усилением какого-либо действия или явления. Если в самом начале стихотворения герой просто едет, то уже в конце он стремительно скачет.

В анализе стихотворения Есенина «Пороша» следует отметить, что оно написано четырехстопным хореем. Данный размер придает произведению музыкальность и легкую напевность. В стихотворении сочетаются женская и мужская рифмы. Таким образом, произведение стало еще более выразительным.

Анализ стихотворения Пороша Есенина

В русской поэзии большое количество стихотворений посвящено зиме. Это суровое время года не всегда вызывает ощущение зябкости, желание вернуться в жаркие летние дни. Сергей Есенин видит особую прелесть в заснеженных родных просторах, лесных массивах, скованных морозным воздухом.

В стихотворении «Пороша» само название вызывает ряд ассоциаций, связанных с безветренной погодой, хрустом снега, ровно покрывающим землю.

Поездка автора на лошади нетороплива. Он с восторгом смотрит по сторонам. Красота пейзажа вызывает и душевное равновесие, и чувство безграничной радости. Автор подчеркивает состояние безмолвия в природе: «Еду. Тихо…». Однако речь идет об отсутствии голосов людей, шума населенных пунктов, не слышны звуки деятельности человека. Лишь периодически тишину нарушает присутствие природных звуков, связанных с движениями животных. Это не омрачает настроение лирического героя, так как человек и природа для него являются элементами одной ступени, дополняющими друг друга. «Серые вороны расшумелись», «скачет конь», «долбит дятел» — эти действия создают динамику, придают очарование, вызывают прилив сил у человека в повозке.

Особую значимость изображаемым явлениям природы добавляют олицетворения. Они помогают создать яркие образные картины мелькающего перед глазами зимнего пейзажа («дремлет лес», «дорога убегает», «повязалася сосна»,»валит снег и стелит шаль»).

Одно из центральных мест в стихотворении занимает образ сосны. Воплотить в жизнь эту частичку природы помогают сравнения и использование разговорной лексики: сосна повязалася, «понагнулась, как старушка», «оперлася на клюку». От большого количества снега ветви прогнулись, деревья потеряли свои формы. Их темные очертания на белом полотне усиливают впечатления автора от морозного дня. Так, неприметное издали дерево оживает, становится похожим на добрую пожилую женщину, благодаря воображению и волшебным умениям зимы. Автор называет ее невидимкой, подразумевая под этим словом сказочное существо, способное сделать обычный лес волшебным.

В стихотворении встречается один из устойчивых мотивов русской лирики — дорога. Она «убегает лентой вдаль», обрамленная белоснежной шалью. Дорога открывает лирическому герою новые возможности для создания оптимистичных картин.

Только истинный ценитель красоты родных просторов среди огромного пространства может отыскать загадку в обычном явлении природы, которая позволит взглянуть на мир другими глазами.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.

Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Пороша есенин главная мысль. Анализ стихотворения «Пороша» Есенин

История создания

Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.
Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.

Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша» презентация к уроку (6 класс) на тему

С. А. Есенин 3.10.1895-28.12.1925

Знакмство с биографией С. А. Есенина: Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В Рязанской губернии в селе Константинове . Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. . Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы.

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке. Стихи начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16 – 17 лет. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград . В 1918 вернулся в Москву. Жил он в очень трудное, для нашей страны, время. На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 90 лет со дня его смерти, но стихи его живут до сих пор, они переведены на многие языки, издаются в разных странах. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы « Англетер ». Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай…». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества — тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. Присутствует и внутренний смысл произведения

Читайте также:  Анализ стихотворения Лисица Есенина

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны . Многие поэты описывали зиму, великолепные пейзажи вдохновляли их на создание шедевров. Однако Сергей Есенин, один из тех, чьи строки запоминаются и вызывают самые яркие чувства. Вот и в стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу. Герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу — повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо, — это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны. Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега.

Анализ стихотворения Тема стихотворения — природа. Есенин часто в своих произведениях воспевает красоту родного края. В стихотворении «пороша» он описывает красоту зимнего леса и пейзажи. автор использует метафоры (заколдован невидимкой), сравнения (словно белою косынкой, понагнулась как старушка), эпитеты (серые вороны, Бесконечная дорога), и парцеляцию (еду. Тихо. Слышны звоны). Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Средства художественной выразительности

Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».

Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».

Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».

Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».

Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».

Анализ стихотворения «Пороша» Сергея Есенина.

У каждого поэта имеются стихи, которые относят к пейзажным лирическим произведениям. Особенно это относится к русским поэтам. Все они отметились стихами длинными и стихами короткими, талантливыми и — не очень… Но преобладающая эмоция у каждого такого произведения — восхищение, на грани восторга, вызванная красотой природы средней полосы. Поле, туманный луг, бескрайний простор степи и, конечно, лес. Лес двух сезонов, наиболее любимых русской поэзией: осенний и зимний. Пушкин и Некрасов, Фет и Тютчев и, конечно, выходец из толщи народной — Есенин, все отметились стихами о русской природе. Однако в связи с этим возникает весьма любопытный момент.

Самым важным показателем, эстетическим индикатором, можно сказать, различающим вышеперечисленных поэтов является то, как они воспринимают природную красоту зимнего или осеннего леса. Кто-то просто испытывает восхищение и громко декларирует это, как, например, Пушкин. А для кого-то картина прекрасного — лишь повод к философско-эстетическим аллегориям. Совсем другое дело Сергей Есенин! После прочтения его стихов, относящихся к пейзажной лирике, возникает щемящее чувство грусти и душевного очищения. Они напрочь лишены вычурности поэтов бомонда, движения и действия героев и персонажей (если они имеются)этих стихов просты и прямодушны. Начните вслушиваться в стихотворение (например, «Пороша», написанное в 1914 году) и оно пленит вас с первых же строк:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, придающем строкам особую распевность. Рифма в «Пороше» — перекрёстная.

Слова становятся осязаемы и, смешно звучит, обоняемы. Явственно слышен звон подков о ледок на дороге, запах сена в дровнях, крепкий, но не отталкивающий запах конского пота. Кроме хриплых криков ворон ветерок доносит и аромат сена из стога у дороги. Тихо… Картина спящего леса, убаюканного «невидимкой», настолько сказочна, что пробуждает воображение, дорисовыващее сосну — старушку в «белой косынке» ,что «понагнулася», «оперлася на клюку» (просторечия, используемые Есениным).

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Кстати, всё 2-е четверостишие являет собой пример идеальной аллитерации, с её преобладанием согласных (С)

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Помимо сочных зрительных образов пленяет и очень выразительная тоника стихотворения: звоны, вороний грай и пулемётная трель дятла.

От стихотворения Есенина «Пороша» исходит мощная волна магнетизма, присущая именно русской ментальности. Неизбывный, затаившийся глубоко под спудом зов дороги. Когда пустившись в путь русский человек испытывает необъяснимый, какой-то исконно-посконный опьяняющий восторг перед дорогой. Оттого последние строки:

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Убегает лентой вдаль

словно взлёт после разбега, неспешно начавшегося в самом начале великолепного стихотворения Сергея Есенина. Здесь всё — и простор, раздвигающий пределы бытия и сознания. Здесь же и бесконечная дорога-идея фикс русского сознания. Дорога, укрываемая словно белой пушистой шалью порошей снега.

Растворение в окружающей природе, ощущение себя частицей этой природы свойственно натурам только утончённым. А кто может достичь высочайшей степени утончённости? Ну, конечно же только поэт и, скорее всего — русский поэт, каковым и является Сергей Есенин, ещё раз доказавший свою гениальность в стихотворении «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Центральная тема — любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения — любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс
    Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,
  • Анализ стихотворения Фета Грезы
    Смерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» — о смерти, но не страшной,
  • Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король
    Анна (Андреевна) Ахматова – талантливый литературовед и поэтесса, романтическая представительница российского Серебряного века поэзии конца XIX — начала XX веков, переводчица.

Есенин Пороша анализ стихотворения по плану

1. История создания

. Стихотворение «Пороша» относится к раннему периоду творчества Есенина. Поэт включил его в предполагаемый сборник стихов для детей «Зарянка», так и не изданный при жизни Есенина.

2. Жанр стихотворения

3. Основная тема

произведения — красота зимнего пейзажа. Во время написания стихотворения Есенин уже два года жил в Москве. Его до сих пор раздражала шумная городская жизнь. В мечтах поэт постоянно уносился в родные, тихие и спокойные края.

Лирический герой совершает прогулку на коне. Картина зимней природы завораживает его. Величавую тишину нарушают лишь звон копыт и крики ворон. Ничто в природе не напоминает о человеческой суете. Постепенно в воображении лирического героя реальность сливается с выдумкой. В памяти пробуждаются воспоминания о сказках, которые Есенин слышал в детстве от бабушки.

«Сказка сна» преображает весь окружающий пейзаж. В такой атмосфере нетрудно поверить в существование волшебства. Обычная сосна представляется в образе женщины, накинувшей на себя «белую косынку». Хотя искривленное дерево скорее напоминает «старушку», которая не может устоять без своей «клюки». Из мира фантазий лирического героя возвращает однообразный стук дятла, сидящего на вершине сосны.

Последнее четверостишие содержит определенные философские мысли молодого поэта. Еще Н. В. Гоголь представлял Россию в образе бешено мчащейся тройки лошадей. Русь традиционно ассоциируется с бескрайними и необъятными полями и лесами («простору много»), которые почти половину года завалены снегами.

Еще один традиционный народный образ — уходящая за горизонт «бесконечная дорога». Даже в наше время в России есть обширные территории, где о человеке напоминает только дорога. Во время длительного путешествия невольно возникают размышления о загадочности русской души. Россия обладает невероятными природными богатствами, но они до сих пор почему-то в полной мере не используются русским человеком.

4. Композиция произведения

последовательная. Четко выделяются четыре строфы.

5. Размер стихотворения

— трех- и четырехстопный хорей; рифмовка перекрестная.

6. Выразительные средства

произведения: эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»); метафора («убегает лентой вдаль»), олицетворения («дремлет лес», «подвязалася»), сравнения («словно белою косынкой», «как старушка»). Произведение создает ощущение полного присутствия. Наличие лирического героя обозначено только одним глаголом в начале: «Еду».

7. Главная мысль

стихотворения. Есенин считал, что лучше всего понимают и чувствуют красоту природы дети. В детском сознании между мечтой и действительностью еще не проведена четкая граница. Стихотворение «Пороша» представляет собой яркий пример такого непосредственного восприятия.

Одним из важных моментов в творчестве С. Есенина является природная лирика. Его стихотворения, посвященные красоте окружающего мира, пейзажные зарисовки наполнены неподдельной нежной привязанностью к природе. Есенин умел даже в, казалось бы, неприглядном сельском пейзаже увидеть свою прелесть и очарование. А использование метафор и олицетворения позволяет наполнить произведение своими чувствами. Ниже представлен анализ стихотворения «Пороша» по плану.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Пороша» по плану

1. История создания

Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.

Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.

Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».

2. Литературное направление

Литературное направление – романтизм, но в нем уже очень явно ощущаются черты имажинизма.

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр

Жанр рассматриваемого стихотворения – пейзажная лирика.

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не затрагивает. Он просто рисует картину умиротворенного зимнего леса, передавая всю свою любовь и тоску по малой родине.

6. Тематика

В произведении поднимается тема родины. Автор с любовью рисует прекрасный пейзаж, характерный его любимой деревне, а точнее, лесу за домами.

Бережное отношение, любование природой составляют основную тему стихотворения.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы излить собственную тоску по малой родине, рассказать, как она прекрасна и неповторима.

8. Пафос

Есенин любуется лесными просторами, в каждой строчке чувствуется восхищение и особенно трепетное отношение к родине.

9. Система образов

Стихотворение – удивительный пример олицетворения пейзажа. Тут не просто образы деревьев или природы в целом, а настоящая волшебная сцена.

Перед нами предстают сказочные герои, оживленные воображением автора: заколдованный невидимкой лес, сосна-старушка, опирающаяся на клюку. Благодаря таким сравнениям стихотворение становится похоже на фольклорное произведение.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится сама русская природа, заснувшая зимой. Автор олицетворяет все вокруг, и обычные деревья оживают перед восхищенным взором читателя.

Нельзя забывать и о лирическом герое, который тоже предстает как персонаж произведения. Ведь мы видим все происходящее именно его глазами.

11. Лирический герой

От лица лирического героя ведется повествование. Это он едет на лошади и видит разворачивающуюся вокруг чудесную картину.

Лирический герой здесь – художественная проекция самого Есенина, так как нам сообщаются именно его чувства и особенное восприятие окружающего мира.

Читайте также:  Анализ стихотворения Звезды Есенина

12. Сюжет

Автор просто описывает картину зимней природы, хоть и олицетворяет ее при этом. Как такового, сюжета нет.

13. Композиция

Формально стихотворение состоит из четырех частей. В каждом катрене рисуется своя маленькая картинка или деталь общего пейзажа.

Повествование развивается спокойно, линейно, без каких-либо явных композиционных точек.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень живым и невероятно образным, богатым языком. Причем, автор практически не использует высокой лексики. Вся ткань произведения состоит их простых слов, понятных любому человеку.

В этом заключается необыкновенный талант Есенина: суметь обычными выражениями нарисовать поистине волшебную картину.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Рифмовка перекрестная (АБАБ).

Стихотворение состоит их четырех строф, написанных катренами.

16. Средства художественной выразительности

Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».

Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».

Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».

Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».

Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, насколько тонко и необычно Есенин воспринимал мир и как глубоко, искренне любил свою родину. Оно является ярким образцом таланта автора – уметь в простом видеть волшебное и очаровывать читателя рисуемыми образами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою родину, и у каждого из нас есть места, особенно дорогие сердцу. Именно поэтому стихотворение актуально и в наше время.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение своей красотой и невероятными, даже волшебными образами заснеженного леса.

20. Чему учит

Оно учит любить родные края и уметь видеть сказочное в, казалось бы, простых, обыденных пейзажах.

❄️Пороша

  • Природа
  • Есенин

Знаковым произведением периода раннего творчества Сергея Есенина считается стихотворение «Пороша», написанное поэтом в возрасте 18 лет. В 1914 году первые стихи автора только начинают публиковаться, до Олимпа славы ещё далеко, но уже видна рука мастера и каждая новая работа – это вклад в копилку новых читателей.

В данном анализе блог Stihirus24 раскроет композицию, тему и жанр стихотворения, а также уделит внимание средствам художественной выразительности, которые использовал в произведении Есенин.

Константиново против Москвы

В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:

В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:

В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.

Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.

Тема и композиция

Основная тема стихотворения – это выражения любви к природе и малой Родине, тому месту, где ты родился и дорос от пелёнок до человека. Эти места имеют особое значения, там дорога каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце. Пусть сейчас они и далеко в физическом плане, но они совсем рядом в сердце и не теряют ценности.

Есенин уверен, что в тяжёлые минуты бытия именно любовь к малой Родине придаст ему сил, в часы смятения и печали автору строк ничем не поможет московская суета, разве что, на время даст возможность забыться банальный, как пробка, московский кабак.

Композиция построена из четырёх строф, в каждой из которых открывается своя тема, но все они связаны единой нитью любви к природе и Родине. Сначала лирический герой едет верхом на коне по родным местам и описывает увиденное:

Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Затем внимание уделяется зимнему лесу, который

Третья строфа отдана на откуп образу сосны, её Есенин в лице лирического героя сравнивает со старушкой, а заканчивается стих описанием простора российской глубинки:

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Стихотворение является хорошим примером пейзажной лирики, написанной четырёхстопным хореем при перекрёстной рифмовке (звоны – снегу – вороны – лугу). Рифмы мужские и женские.

Метафоры, эпитеты и олицетворения

В качестве средств выразительности в стихе использованы:

  • Сравнения (словно белою косынкой).
  • Олицетворения (дремлет лес, вороны раскричались).
  • Просторечья (оперлася, повязалася)
  • Метафоры (стелет шаль, заколдован невидимкой).
  • Эпитеты (серые вороны, белою косынкой и пр.).

С их помощью удаётся передать образ зимнего леса и простор российской глубинки даже из сдавленной судорогами улиц Москвы. Стих легко читается в школе, быстро заучивается и вдвойне рекомендован к прочтению жителям мегаполисов, которым не довелось в реале увидеть красоту турецкого пляжа русской природы.

Текст

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Слушаем стих

Урок литературы по теме “Мир природы в лирике С.Есенина”

Разделы: Литература

Цель и задачи урока:

  • продолжать знакомство с творчеством С. Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века»;
  • развивать начальные навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения;
  • воспитывать интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе.

Средства обучения:

  • портрет С. Есенина на фоне русского пейзажа (по выбору учителя);
  • документальный видеофильм Ридерз Дайджест «мелодии природы»;
  • аудиозапись «Вокализа» С. Рахманинова, музыкального фрагмента композитора Пуччини из оперы «Тоска»;
  • книга «Октябрьский район. Ханты-Мансийский автономный округ. Фотоальбом». // Сост. Л. Сташкевич, В. Ребков, 1999;
  • карточки с заданием для исследовательской работы на уроке, с домашним заданием.

– Добрый день. Улыбнитесь солнечному дню и новым знаниям.

(слово учителя)

Сегодня мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке мы будем читать, изучать, анализировать стихотворения Есенина, попробуем проникнуть в мир поэтического слова, научимся воспринимать словесные поэтические зарисовки через художественные образы, обращая внимание на связь человека с природой.

За тридцать лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Его восприятие природы до сих пор волнует русское сердце, читая его поэзию, мы воочию открываем источник нашего счастья на земле, соприкасаемся с прекрасным миром природы.

Эпиграф нашего урока взят из стихотворения С. Есенина, это его мнение о том, каким должен быть поэт.

«Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!»

(чтение и анализ стихотворений)

– Перед нами стихотворение «Мелколесье. Степь и дали».

(выразительное чтение стихотворения учителем)

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в степь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

– Какие слова или словосочетания непонятны?

– Какие тропы использует поэт для передачи чувств?

(олицетворение – «зарыдали бубенцы», «ножка у берёзки», эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «чахленькая местность»)

– Почему в стихотворении, в третьей строфе два восклицательных знака?

– На какие части можно условно поделить стихотворение?

(на три: 1 часть – дорога русская, 2 часть – душа крестьянина, 3 часть – радость от встречи)

(чтение стихотворения выразительно цепочкой по строчкам)

– Есенин – тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам, запахам. Есенин был большим мастером стиха.

(чтение учеником стихотворения «Пороша» наизусть)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

– Какая картина предстаёт в нашем воображении?

– Какие художественные и языковые средства помогают нам это увидеть?

(олицетворение, эпитеты, метафора, сравнение)

– Каков размер стихосложения?

(двустопный размер – хорей)

(творческое задание)

– Сейчас вы посмотрите фрагмент документального видеофильма о природе под музыку Дж. Пуччини, подумайте, к каким строкам стихотворения подойдёт данный видеомомент.

(просмотр, варианты ответа – «заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»)

– Природа в стихотворениях С. Есенина предстаёт чем-то живым, интересным, живописным.

Давайте попробуем стать частью есенинской природы.

(Звучит «Вокализ» С. Рахманинова, учитель предлагает закрыть глаза. «Войти» в зимний парк, остановиться около заснеженной берёзы. Педагог читает наизусть стихотворение «Берёза». Предлагает ребятам «стряхнуть» с веток снежную бахрому, вдохнуть полной грудью морозный воздух, вернуться из зимнего парка на урок.)

– Продолжаем знакомство с творчеством С. Есенина.

(чтение стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся»…)

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают четки
Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.

– Когда читаешь и слушаешь стихотворения этого замечательного поэта, невольно представляешь картины природы нашего края. Кажется, что это о нашей природе говорил поэт.

– Посмотрите на цветные фотографии книги «Октябрьский район».

(просмотр фотографий, учитель читает строки из стихотворений Есенина)

«Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо».

«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза».

– Эти строки мы, жители таёжного края, воспринимаем по-своему. Наша синь – это красавица Обь с притоками и озёрами, наше северное небо.

Природа нашего края красива и неповторима.

– Что нужно сделать, чтобы сберечь красоту нашего края?

– Для чего нужно беречь природу?

– Как называется наука, занимающаяся сохранением и восстановлением природы?

– Наблюдая красоту родного края, восхищаясь ею, вы должны помнить о том, что красоту нужно беречь. Надо приложить все усилия, чтобы природа продолжала нас радовать, удивлять, манить к себе своей прелестью.

( Домашнее задание. У каждого из нас есть свой любимый уголок природы. Расскажите о нём. Используйте в своём сочинении эпитеты, олицетворение, метафоры и другие выразительные средства. Включите в свой рассказ предложения по сохранению этого уголка природы.)

При желании ребята могут сочинить стихи.

– Изучая языковые особенности стихотворений Есенина, литературоведы обратили внимание на удивительную особенность – практически все стихотворения несут в себе живые краски – цвета.

Я предлагаю вам заняться исследовательской работой. Работать будете в парах.

Перед вами отрывки стихотворений С.Есенина.

– Какие цвета использует поэт?

«Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево».

«За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
А степь под пологом зелёным
Кадит черёмуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним».

«Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос».

«Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил провода».

«Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи
О солнечный сошник».

(ответы ребят; многие ребята, увлекаясь исследованием, называют цвет ромашки, месяца, туч и так далее)

– Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.

Так ярко, красочно, с чистой душой, открытым сердцем, любовью к родному краю мог обращаться только Сергей Есенин. Мы вновь читаем эпитет урока:

«Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!»

– Как вы понимаете эти строки?

– Для чего поэт использует приём цветописи?

– Цвет в жизни человека значит многое. Выбор цвета показывает его душевное состояние, мир его эмоций, его настроение. Какой бы вы выбрали цвет, если бы хотели показать своё настроение в данную минуту?

– Что запомнилось на уроке?

(итоги урока – оценки с комментариями, подчёркивается положительная работа каждого на уроке, а также общее настроение урока)

Ссылка на основную публикацию