Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

Краткий анализ стихотворения Есенина «Черемуха» по плану

1. История создания

Стихотворение «Черемуха» – блестящий образец раннего творчества Есенина.

Предположительно, поэт написал его зимой 1915 года, потому что уже в мартовском выпуске популярного тогда литературного журнала «Мирок» это небольшое, но проникновенное творение Сергея Александровича было напечатано.

2. Литературное направление

Без сомнения, «Черемуха» относится к имажинизму с некоторыми признаками романтизма.

3. Род

По родовой принадлежности это лирика.

4. Жанр

Жанр можно определить как пейзажная лирика (стихи о природе).

5. Проблематика

Стихотворение не поднимает никаких животрепещущих проблем того непростого времени. Оно просто описывает красоту цветущего дерева.

6. Тематика

Его основой является тема любви к родине, к простой русской природе.

Однако литературоведы просматривают и еще один, скрытый, пласт: поэтическое повествование о любви. О том светлом чувстве, которое рождается между стройной девушкой-черемухой и веселым, беззаботным парнем-ручейком.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы передать свои чувства читателю, рассказать ему о том, какой прекрасно может быть природа.

8. Пафос

Произведение проникнуто высокими, светлыми эмоциями. Мы чувствуем восхищение автора, его восторг пейзажем, любование лесной картиной. В груди рождается некий трепет, радость.

9. Система образов

В центре повествования два образа – девушки-черемухи, которая расцвела весной и стала прекрасней всего вокруг, и журчащего парня-ручейка, проникшегося светлым чувством к дереву. Он струится у ее ног и поет вкрадчивые песенки, а она слушает и хорошеет день ото дня.

Тут автор вводит интересные характеристики: если черемуху он рисует, используя слово «золотистые», то ручей – «серебряный». Герои произведения дополняют друг друга, как и два этих драгоценных металла.

Перед нами – художественно изображенное зарождение любви, описанное в свойственной Есенину манере оживления окружающей природы.

10. Центральные персонажи

Тут два центральных персонажа – черемуха и ручей. Именно за ними наблюдает автор, а вместе с ним и читатель этого удивительного стихотворения.

11. Лирический герой

Как такового, лирического героя тут нет.

12. Сюжет

Сюжет произведения, очень прост. Сначала автор рисует черемуху, описывая ее, как настоящую девушку – кокетливую, красивую. Затем в ткань повествования вплетается ручей, который бежит у ее ног и поет ей песенки.

Мир вокруг чист и прекрасен, и благодаря удивительному таланту автора, мы переносимся в это волшебное место, становимся его частью.

13. Композиция

Автор слегка закольцевал композицию, начав и закончив произведение с описания золотистой зелени черемухи. Такое описание звучит рефреном в стихотворении. В целом, можно сказать, что это обычная линейная композиция с кольцевым элементом.

Выраженных точек действия нет. Просто описывается уголок природы, где вся природа едина, прекрасна и наделена человеческими качествами.

14. Художественное своеобразие произведения

Поэт использует простую, бытовую лексику без каких-либо сложных слов или конструкций. Его язык максимально приближен к народному, певуч и нежен.

Можно сказать, что, хоть произведение и авторское, но в нем явно ощущаются фольклорные корни.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано двустопным ямбом.

Рифмовка перекрестная по типу АБАБ, много приблизительных рифм: душистая – золотистые, коре – серебре, проталинки – маленький и т.д.

Написано все одной строфой, состоящей из двадцати стихов. Такая форма делает произведение более целостным, плавным.

16. Средства художественной выразительности

Автор рисует идеалистическую картину русской природы, используя много:

  • эпитетов («черемуха душистая», «ветки золотистые», «роса медвяная», «серебряный ручей»),
  • метафор («зелень пряная сияет в серебре», «зелень золотистая на солнышке горит»).

Стихотворение построено на развернутом олицетворении: здесь черемуха воспринимается как живая девушка-невеста, а ручей – как влюбленный в нее парень-жених.

Кроме того, Есенин описывает женский персонаж, используя сравнения с золотом, а мужской – с серебром. Такой прием характерен для русского народного творчества.

Связь с фольклором усиливается, благодаря множеству инверсий, на которых построен текст: «черемуха душистая», «ветки золотистые», «бежит ручей».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, насколько ярок, самобытен и необычен был талант Есенина-имажиниста, в каких красочных и живых образах он умел видеть окружающий мир.

«Черемуха» стала одним из самых первых его творений, раскрывающих всю силу гения народного поэта.

18. Актуальность

Видеть мир сказочным и необычным – великое умение, которое всегда будет актуальным, а особенно, в современном обществе, отошедшем от родной природы. Такие стихи восхищают людей и заставляют их поверить в волшебство, которое живет совсем рядом.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение своей чудесной поэтикой и теми прекрасными картинами, которые оно рисует перед моим мысленным взором.

20. Чему учит

Оно учит с любовью относиться к окружающему миру, видеть необычное в природе и восхищаться той красотой, которую нам дарят родные пейзажи.

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина

Стихотворение “Черемуха” наполнено тем особенным светом, который умел создавать только Есенин. Он умело погружал читателя в мир природы и показывал ему красоту этого мира. Краткий анализ “Черемуха” по плану поможет ученикам 3 класса оценить прелесть есенинской поэзии. Использовав его на уроке литературы, можно легко объяснить материал программы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черемуха.

История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.

Тема стихотворения – рассказ о черемухе.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.

Метафоры“зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.

Сравнение“что кудри”.

Олицетворение“черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

История создания

Сергей Есенин написал “Черемуху” в ранний период своего творчества – в 1915 году, причем можно даже приблизительно определить месяца – это январь-февраль. Дело в том, что в мартовском номере журнала “Мирок” это стихотворение уже было напечатано, а значит, оно написано до того.

Произведение описывает черемуху, что и является основной его темой. Автор создает удивительно живой образ, включая в картину не только дерево, но и окружающую его природу. Он показывает мир и в красках, и в звуках, используя богатый литературный арсенал для того, чтобы сделать свое описание неповторимым.

Есть и второй слой произведения: Есенин как будто рассказывает историю любви, которая только зарождается между юной девушкой (черемухой) и молодым парнем (ручьем).

Композиция

В этом стихе нет лирического героя – поэт просто делится своими впечатлениями о мире, показывает, как он прекрасен. Для этого замечательно подходит простая линейная композиция с небольшим кольцевым элементом: стоит обратить внимание на рефрен первой строки.

Чтение этот стихотворения помогает читателю почувствовать себя частью окружающего мира. Есенин сначала показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на бучей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращает к черемухе. Как умелый художник, он показывает и общую картину, и формирующие ее детали.

Это классика пейзажной лирики, одно их самых известных произведений поэта. Оно очень характерно для его раннего творчества, где он поэтизировал родную природы, показывал ее самые прекрасные стороны.

Автор использовал для написания этого стихотворения простой двустопный ямб и перекрестной рифмой. Конкретного разделения на строфы при этом нет, но условно можно назвать его пятистрофным.

Средства выразительности

Как и в других произведениях, относящихся к ранней лирике, в “Черемухе” использованы самые разнообразные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
  • Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке” .
  • Сравнение – “что кудри” .
  • Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

С их помощью Есенин погружает читателя в мир звуков, ароматов и красок, который и создает замечательное поэтическое полотно. Богатый язык и умелое пользование тропами позволяли поэту писать действительно прекрасные пейзажные стихотворения, которые не теряют своего очарования и прелести даже спустя более чем сто лет.

Анализ стихотворения Есенина Черемуха

Анализ стихотворения «Черёмуха»

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт — множество стихов посвятил русской природе. Его стихи, лёгкие и выразительные, яркие и звучные, передают любовь поэта к родному краю и восхищение его красотой.

«Черёмуха» — одно из самых светлых и жизнерадостных стихотворений Есенина. Это нежное и трогательное произведение рассказывает о приближении весны. Вся природа оживает и расцветает. Черёмуха уподобляется живому существу. Её ветки сравниваются с кудрями. И это не случайно. Для поэта вся природа живая и одушевлённая. Стихотворение наполнено жизнью и движением: черёмуха цветёт, роса сползает по коре, ручей струится. Ручей тоже словно живой, при его описании автор использует олицетворение.

Читаешь стихотворение и будто слышишь журчание ручья, чувствуешь аромат черёмухи. Всё в природе сияет, сверкает, переливается. Это прекрасное стихотворение не может оставить равнодушным. Оно светлое и жизнерадостное, весёлое и праздничное. Поэту удалось передать расцвет природы, её богатство и красоту.

Анализ стихотворения

«Черемуха» Есенина С.А.

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха » поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкину Есенина

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены. Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая ), сравнение (ветки, что кудри ), олицетворение (черёмуха завила ). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре ), сравнение (в серебре – в росе ), олицетворение (сползает. будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет. красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись». золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво ), олицетворение (ручей поёт песенки ).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

Полезные материалы:

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.

Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха». созданное поэтом в 1915 году.

Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила». Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах. Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».

Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

«Черёмуха», анализ стихотворения Сергея Есенина

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены. Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая ), сравнение (ветки, что кудри ), олицетворение (черёмуха завила ). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре ), сравнение (в серебре – в росе ), олицетворение (сползает. будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет. красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись». золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво ), олицетворение (ручей поёт песенки ).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

«Черемуха» С.Есенин

«Черемуха» Сергей Есенин

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила». Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».

Читайте также:  Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах. Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».

Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Послушать стихотворение Есенина Черемуха

«Черёмуха», анализ стихотворения Сергея Есенина

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены. Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение (ветки, что кудри), олицетворение (черёмуха завила). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре), сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет, красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись», золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво), олицетворение (ручей поёт песенки).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

Анализ стихотворения «Черемуха» (А.С. Есенин)

Находясь вдали от дома, каждый из нас начинает испытывать неизбежное чувство ностальгии. Ощущения зачастую возникают весьма противоречивые: иногда чувства, будоражащие старые воспоминания, о которых размышляешь лишь с улыбкой на лице, иногда – пропитанные болью и разъедающие изнутри. Зависит это от того, устраивает ли тебя нынешняя жизнь. Как нам известно, поэты выражают свои эмоции посредством стихотворений. Чтобы читателю понять, какие настроения хотел передать автор, необходимо уметь читать между строк. Сегодня мы попытаемся разобраться со стихотворением Сергея Есенина «Черемуха». Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения.

История создания

Стихотворение «Черемуха» было написано Есениным в 1915 году, и относится оно к раннему творчеству поэта. Весенняя цветущая тематика выбрана автором не случайно. Она переплеталась с состоянием поэта на тот момент. Сергей испытывал поэтический подъем, переехав в Москву, он был полон сил и надежд. Однако чувство ностальгии никто не отменял, и Есенин нередко посвящал свои стихотворения любимому селу Константиново, по которому он частенько скучал. Стихотворение «Черемуха» точно передает его ощущения, которые скорее наполнены теплотой и радостью. Читатель сумел познакомиться с произведением в том же году, в мартовском номере журнала «Мирок».

Деревенские пасторали и цветущие луга пришлись по нраву жителям столицы. Есенин довольно быстро обрел успех в литературном мире. На руку было и происхождение героя, подчеркивающее искренность и естественность его творчества. Все-таки поэт-крестьянин был новинкой на литературном рынке, и многие издатели почувствовали в нем ту самую крестьянскую хватку, которая позволяет людям из низких сословий сворачивать горы и забираться на самый верх.

Жанр, направление, размер

  • Жанр – пейзажная лирика. Красной нитью проходит пейзажная лирика через большую часть раннего творчества Сергея Есенина. Она тонко передавала чистоту и искренность отношения поэта к родным краям.
  • Направление – новокрестьянская лирика. Есенин входил в число русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. Молодой Сергей стремился показать читателю удивительный мир русской природы в его первозданном виде.
  • Размер – двустопный ямб. Рифма – перекрестная.

Образы и символы

На первый взгляд, центральным образом является «черемуха душистая». Да, это, действительно, так. Однако черемуха предстает не просто как цветущее дерево, а в облике прекрасной девушки, которая подобно черемухе, преображающейся с приходом весны, завивает кудри. Волшебной красотой любуется молодой юноша – «серебряный ручей». Выглядывая из-за травы, он напевает ей мелодичные «песенки». «Вкрадчивое» пение ручья напоминает читателю проникновенное признание в любви. Таким образом, в стихотворении появляется влюбленная пара, которая делает картину более живой, а также является неким символом счастья и любви. Дополняют стихотворение различные цвета, звуки и даже запахи.

Особенностью данного текста является отсутствие лирического героя. Фигура наблюдателя только предполагается. Сергей Есенин позволяет читателям взглянуть на необыкновенную картину собственными глазами.

Темы и настроение

  • Темой произведения выступает, в первую очередь, природа. Поэт любуется красой родной земли и видит в ней не только поле и ручей, а целую историю. Немаловажно заметить, что сюжеты в стихотворении «Черемуха» как бы накладываются друг на друга. С одной стороны, это описание цветущей природы во всей ее красе, а с другой – трепетная история любви двух влюбленных.
  • Есенин раскрывает тему любви, которая нашла отражение в весеннем пейзаже. Речей и черемуха — это красивая молодая пара, и весна становится началом их чувства.
  • Любовь к родине также прослеживается в строках автора. Каждый образ русской природы вызывает в его сердце трепет.
  • Тема деревни — сквозной мотив в творчестве Есенина. Он с ностальгией и светлой грустью вспоминает о расцвете своей малой родины, которая способна удивить внимательного и чуткого зрителя.

Основная идея

Есенин учит читателя обращать внимание на детали. Подобно проводнику, поэт показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на ручей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращается к черемухе. Автор это делает для того, чтобы люди смогли обратить внимание на детали и в отношениях между собой, так как это играет очень важную роль в жизни каждого человека. Нельзя забывать о чувствах, эмоциях, переживаниях и настроениях ни при каких условиях. Смысл стихотворения «Черемуха» — в вечной гармонии человека и природы, в том неуловимом, но четком ритме, в котором бьются сердца всех живых существ.

Главная мысль стихотворения Есенина — показать весеннее пробуждение чувств, которое объединяет все живое и придает жизни радость.

Урок чтения по теме: С.Есенин. Черемуха.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Цель урока: продолжить знакомство детей со стихами о весне, познакомить со стихотворением С. Есенина “Черемуха”; учить школьников анализировать стихотворение, понимать чувства и настроения, вложенные в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
s.esenin.cheremuha.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Открытый урок чтения в 5 классе

Тема: С.А. Есенин. «Черёмуха»

Урок с применением ИКТ

Учитель русского языка

Шуфаева Ольга Сахиповна

  1. Продолжить знакомство детей со стихами о весне, познакомить со стихотворением С.Есенина «Черемуха».
  2. Учить выразительно читать стихотворение.
  3. Учить школьников анализировать стихотворение, понимать чувства и настроения, вложенные в нем.
  4. Развивать речь, образное и логическое мышление, внимание и память учащихся.
  5. Воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: Портрет С.А. Есенина, картина черемухи

  1. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Весна». Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы, и мы продолжаем говорить о весне. Многие поэты и писатели с любовью и нежностью в стихах и прозе воспевали весну.

– Какие изменения происходят в природе весной?

С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. А вот еще одно дерево, растущее в овраге, о нем нам расскажет С.А Есенин в своем стихотворении «Черемуха».

Тема урока: Стихотворение Сергея Есенина “Черемуха”.

2. Мотивация: для чего?

Сегодня мы должны научиться выразительно читать стихотворение; понимать и чувствовать окружающую природу; находить в нем красивые слова, узнать, почему С.А. Есенин написал это стихотворение.

-Для чего вам это нужно?

(нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим)

С.А. Есенин- русский народный поэт. Родился 1895 году, умер в 1925году.

Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константинове. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). Вот как Есенин вспоминает детские годы: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах».

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в девять лет.

Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву

Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух прозрачен, чист и влажен.

И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

4. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»

Учитель: Откройте книги. Хором прочитаем название стихотворения. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

– Я прочитаю стихотворение «Черемуха», а вы представьте себе картину, описанную автором в стихотворении.

– Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?

5. Обмен впечатлениями

– Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное.

(Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит” ).

Вывод : Это лирическое стихотворение, в котором отражается не событие, а душевное переживание поэта.

– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения

Вывод: Читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотые», и ручеек, почувствовать аромат цветов черемухи.

  1. Самостоятельное чтение стихотворение детьми.

Учитель: Прочитайте про себя стихотворение и представьте в своем воображении картины, нарисуйте словами эти картины.

Отметьте непонятные вам слова

7. Работа по развитию речи: уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.

(Роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею)

Роса медвяная – ароматная, с запахом меда

Зелень пряная- с острым ароматным запахом

Проталинка- место, где частично растаял снег, и оголилась земля

Обдает- окатывает водой, обливает сразу со всех сторон

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки

Вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно

Под кручею – под обрывом, круча-обрыв.

8. Работа над стихотворением С.А. Есенина “Черемуха”.

а) работа над четверостишьями.

Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.

Что вы представили, читая эти строки?

(Черемуха? – большая, белая, вся в цвету.

День? – ясный, солнечный.

Аромат? – хочется вдыхать полной грудью.

Цветы? – белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.

Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).

Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).

А теперь посмотрим, как выглядит ручей? Прочитайте строчки.

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Где протекает ручей?

Какой он? (Маленький, серебряный, звонкий)

Что значит “гремучая волна”? (Ручей гремит, шумит, хотя и маленький)

Как вы понимаете, выражение “вкрадчиво песенки поет”? (Голос ручья может быть нежным, убаюкивающим, доверительным)

Итак, какая перед нами возникает картина?

В овраге холодно. Наверное, там сохранилось с зимы немного льда и почерневшего снега. Бежит маленький, звонкий ручей. Он омывает корни черемухи, его брызги обдают нежные ветви влагой.

А сейчас мы с вами прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам не только показал время года. Но и время суток.

Подумайте, какое же это время суток?

Кругом роса медвяная
Сползает по коре
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

Это утро. Ребята, что значит “роса медвяная”? (Черемуха – медоносное растение. И также как у березы по весне появляется березовый сок, так и у черемухи…)

А что значит “зелень пряная”? (Пряные, острые, ароматные по вкусу и запаху.

Стихотворение разобрано. Давайте еще раз представим весеннюю природу.

б) Анализ лирического стихотворения

1.Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

На доске выбор ответов:

Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха

Чтобы передать свою радость

Чтобы привлечь читателя к красоте природы

Чтобы вызвать сопереживание

2.Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?

3.Что удивляет автора?

4. С каким чувством вы прочтете это стихотворение?

( с чувством радости, восторга)

5.Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете?

(темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую)

6. Прочитайте понравившееся строчки.

9. Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Вывод: Стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

10. Коллективное чтение стихотворения «Черемуха»

Чтение выразительное, стараться передать настроение автора.

11. Кульминационный момент

– Прикрыли книжки. Кто какие строчки запомнил? (Ответы учащихся.)

– Откройте книжки. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

Учитель читает стихотворение “Черемуха” З.Александровой .

На фоне прочувствованной окружающей красоты оцените поступки людей.

– Как вы можете оценить поступки прохожих?

Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет. (3. Александрова)

Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.

Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)

Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.

Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.

12. Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть

Нарисовать те картинки, которые возникли в воображении при чтении этого стихотворения.

– Что вы не знали, а сейчас знаете- это новое для вас?

– Какие задания вам больше всего понравились?

– Зачем нужна такая работа со стихотворением?

14. Оценка работы

Детям предлагается провести самооценку по критериям:

«5»- на вопросы отвечали, стихотворение читали выразительно

«4»- на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно

( · )- не очень понравилась моя работа: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал не выразительно.

Встаньте те, кто за свою работу не поставил оценку, теперь те, кто поставил «4», «5».

Спасибо за работу!

Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.

Читайте также:  Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина
Ссылка на основную публикацию