Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная

Анализ стихотворения Есенина Гой ты русь моя родная

Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.

Поэт описывает Русь святой землей, которая имеет бескрайние поля и земли. Здесь празднуют святые праздники, чувствуется духовность и приближение с Богом. Поэт обращается к матушке Земли как к родной. В произведении чувствуется боль, она отходит от родной Земли. Пройдя под небом и вдыхая ветер, автор передает тоску. Есенин в собственной версификации постоянно применял писательские способы, которые делали её простой и незабываемой.

Первое что можно увидеть – это одушевление. Оно проявляется призывом стихотворца к Руси. Кроме того данный метод применен по взаимоотношению к пляскам. Есенин использует цвет опись. Небеса автор описывает голубыми и бескрайними. Взгляд утопает в их синеве. Луга – кажутся малахитовыми. Также насыщенный желтый цвет можно увидеть в солнце, меде и церковных куполах.

Он использует глаголы, для того чтобы читатели передвигались совместно с ним, и его сюжетом. Также в его тексте много метафор и эпитетов. Крестьян описывает как умный и правильный народ, который чтит многие традиции родного края. Эти люди умеют добиваться своей цели, это те люди, у которых есть самое большое в мире богатство, это их природа. Деревня имеет духовность чистоты, она еще не затронута цивилизацией. Этот народ еще защищает свои Земли и то, что им дал Бог. В этом и вся суть. Поэту это нравиться и он хочет защитить людей от риска цивилизации.

«Не надо рая, дайте родину мою» – эта строчка завершает стихотворение, и дает понять всю суть безмерного счастья человека. Что для человека может быть лучше, чем родная земля и матушка природа. Золотые горы и любые сокровища никогда не заменят цену жизни. Вот поэтому автор и колеблется все стихотворение.

Анализ стихотворения Гой ты русь моя родная Есенина

Есенин – поэт деревни и русской природы. Для него эти два понятия святы. Он восхищается ими. Его стихотворения необходимо читать вслух, для себя, чувствуя каждую нотку, которую поэт отпускает со струн своей души, влюбляясь в столь дорогую часть Родины – природу.

С первых строк стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная. ” Сергей Александрович говорит о привязанности к бескрайней Родине, деревне с хатами, образам, иконам, в красном углу избы, о синеве, которая приковывает голубоглазый взгляд юного поэта к бесконечному небесному простору, рукавам синих рек и озёр, васильками и колокольчикам. Не случайно синий считается любимым его цветом, олицетворяющим свободу, душевную чистоту, умиротворение.

Вторая же строфа замаскированно поднимает проблему города и деревни. Ведь к началу XX века в России началось массовое переселение деревенских людей в города, на заработки. И Есенин приезжает из Москвы. Теперь его действительно беспокоит то, что на малую родину приходит он как захожий богомолец. Он лишь печально смотрит на простор засеянных полей и наблюдает за тем, как чахнут тополя, звеня, напоминая автору о безмятежном деревенском детстве. Околицы же верно стоят под наклоном, ведь некому их починить, заново справить.

Третья строфа вновь даёт прочувствовать прелесть конца деревенского лета. Поспевают яблоки, мед готов к сбору, крестьяне идут в церкви на освещение плодов земных, к августовским праздникам. А девицы и молодцы в корогодах пляшут и радуются.

Дальше поэт предлагает забыть про все городское и бежать по мягкой стежке. На приволье бежать! А смех девушек он сравнивает с серёжками берёз, которые для него милее всего на свете!

В последних и самых главных строках Сергей Есенин признается в вечной верности своей Родине. Он возвышает Русь над раем. Превозносит ее тем самым до небес.

Стихотворение создаёт воодушевляющие настроение, заставляющее захотеть отправиться туда, где бескрайняя синева застывает в глазах, где можно убежать и скрыться от городской суеты, полюбить ту деревню, которой дорожит Есенин, вдохнуть полной грудью пьянящий запах спелых яблок и меда. Здесь нет побуждения к действию, осуждения или презрение, но только потрясающе красивое описание непреложных, вечных своих ценностей: Родины, деревни, природы, чистоты души.

9 класс история создания, кратко по плану

Картинка к стихотворению Гой ты русь моя родная

Популярные темы анализов

Во многих предреволюционных произведениях Владимира Маяковского можно отследить наличие трагических нот. Что касается перемен, после победы рабочего класса в Октябрьской революции, то стихотворения Маяковского приобрели призывное

Несомненно, венцом пушкинской поэзии можно назвать цикл стихотворений с гражданской тематикой. Именно к такому разряду принято относить одно из самых знаменитых стихотворений А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

Игорь Северянин – поэт Серебряного века. Стихи Северянина были под запретом в советские времена потому что считалось, что они плохо влияют на психику читателей. Но в современное время, мы можем наслаждаться стихами такого замечательного

Каждый второй писатель XIX века обращался к теме Кавказа и его великолепной природы. Чарующая местная атмосфера не оставила равнодушным и Михаила Лермонтова. Можно сказать, что он был поражен местностью даже больше чем кто-либо.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано в 1936 году Александром Сергеевичем Пушкиным и представляет собой некое продолжение плодов труда

Краткий анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» по плану

1. История создания

В 1912 году, после окончания Спас-Клепиковской церковно-приходской второклассной учительской школы, Сергей Есенин переезжает в Москву. Он чувствует, что должен следовать голосу призвания – быть поэтом, выходить на широкую литературную дорогу.

В 1914 году девятнадцатилетний юноша тоскует по рязанским полям и создаёт стихотворное признание в любви к родной земле: стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!».

В 1916 году оно будет опубликовано в первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница».

2. Литературное направление

Принято считать период раннего творчества Есенина имажинистским.

Слово «имажинизм» происходит от французского «image» (образ).

Формально Есенин опубликует декларацию имажинизма вместе с друзьями-поэтами лишь в 1919 году, но образное звено есенинской лирики глубже формальных поисков.

Истоки его метафорического мышления кроются в народной культуре, образности русского языка и изобразительного орнамента.

Можно сказать, что данное стихотворение родилось на стыке реалистического искусства и модернистского направления, получившего название «имажинизм».

3. Род

Стихотворение «Гой, ты Русь моя родная» — образец лирики. В нём соединяются черты гражданской, философской и духовной лирики.

4. Жанр

Жанр можно определить как лирическое стихотворение.

В нём чувствуется сильное исповедальное начало, определяющее своеобразие есенинского лиризма.

5. Проблематика

Поэт совершает попытку осмысления такой важной философской проблемы как поиск духовной родины. Выбирая между земным отечеством и раем, он провозглашает: «…Не надо рая. // Дайте Родину мою».

Любовь к Руси деревенской как неотъемлемой части собственной души становится высшей ценностью, противопоставленной даже божественному Абсолюту.

6. Тематика

Основная тема произведения – Русь поднебесная. Есенин словно пишет с неё иконы, подчёркивает её надмирный облик, святость.

«Хаты — в ризах образа», сам поэт – «как захожий богомолец». Даже тополя здесь чахнут «звонко». Всё звенит и переливается, манит в необъятные дали, словно в солнечный день Пасхи, когда благовестит деревенский колокол.

Этот бесконечный солнечный простор так дорог автору, что даже рай не манит его своими неведомыми красотами.

7. Идея

Бесконечный солнечный простор, синь, сосущая глаза, озорной девичий смех дороги автору.

Он прикипел всем сердцем к земле, которая его родила, и чувствует себя выразителем её несказанной красоты.

8. Пафос

В стихотворении сливаются воедино восторг влюблённого юноши, присягающего на верность Отчизне со всей силой молодой цветущей души и коленопреклоненный трепет странника-богомольца, понимающего, что он только гость в этом мире.

Стихотворение напоминает гимн родной земле.

9. Система образов

Образ святой Руси, который предстаёт перед глазами читателей в сборнике «Радуница», складывается из системы вспомогательных образов.

Это образы пространства: «не видать конца и края», «синь сосёт глаза», «вдали за корогодом», «приволь зелёных лех», «смотрю твои поля».

Образы дома и дороги как основных координат русского пространства: «хаты — в ризах образа», «побегу по мятой стёжке», «как захожий богомолец», «по церквам твой кроткий Спас».

Цветовые образы: «синь» небес, «зелёные» лехи (луга, луговины).

Звуковые образы: «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая».

Образы запахов: «пахнет яблоком и мёдом».

В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.

10. Центральные персонажи

Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.

Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.

Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.

11. Лирический герой

Лирический герой Есенина всегда узнаваем и ярок. Традиционно его отождествляют с самим поэтом.

Сначала он спокоен, как человек, переступающий порог храма: «идёт», «смотрит», «как захожий богомолец».

Затем его походка ускоряется, он уже бежит «по мятой стёжке», в звон девичьего смеха, в приволье и простор раскрытых ему навстречу материнских объятий.

В своём разбеге он достигает небесных горизонтов и готов говорить с высшими силами, свидетельствуя перед ними, что навеки влюблён в родную землю.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соотносится с мотивом странничества, характерным для всей русской лирики.

Сначала поэт стремится передать удивление и восторг от встречи с величием и простором своей Родины, затем описывает стремительное движение к самому её сердцу.

Стихотворение завершается предполагаемой встречей с Всевышним. Поэт подчёркивает, что не готов покинуть любимую землю, так она и является для него образом рая.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – восторг и любование необъятным простором.
  • Во втором, третьем, четвёртом четверостишии появляется развитие действия: «пробегусь», «прозвенит».
  • В пятом четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

14. Художественные особенности

Язык стихотворения сочетает литературную лексику с церковно-славянизмами («в ризах образа», «Спас», «рай») и диалектизмами (лехи – это луговины, корогод – хоровод).

Возглас «Гой!» позаимствован из былинного зачина.

Такие лексические вкрапления наполняют пространство стихотворения глубиной и смыслом. Святая Русь явилась не сегодня и уйдёт не завтра. Она была и будет всегда.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен (то есть четверостишие).

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • сравнения: «хаты – в ризах образа»; «как захожий богомолец»; девичий смех прозвенит, «как серёжки»;
  • олицетворения: «синь сосёт глаза»;
  • метафоры: «приволь зелёных лех»;
  • гипербола: «Если крикнет рать святая…»

С помощью аллитерации на «с», «ст», «з», «пр», «кр» поэт передаёт ощущение необъятности пространства, движение по нему, напоминающее порыв ветра, звонкий трепет русской природы.

Ассонансы с «о», «а», «э» раздвигают границы изображаемого мира, к концу стихотворения они расширяются и раздвигаются до размера райских врат.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина

Слог «ра» («рать», «в раю», «рая») рождает в подсознании образ солнца, света, высшей красоты.

17. Значение произведения

Можно сказать, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» является кульминацией сборника «Радуница», одним из самых выразительных произведений периода раннего есенинского творчества.

Оно недаром вошло в школьные хрестоматии, ведь поэт формулирует собственное кредо, поднимая границы русского мира до небесных высот, творя гимн святой Руси, Руси деревенской.

18. Актуальность

Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.

Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.

В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.

19. Моё отношение

Я горячо люблю стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» и знаю его наизусть. Оно похоже на песню, звонкую и удалую. В нём выразилась вся сила поэтического дара Есенина, вся его любовь к жизни и Родине.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас быть чуткими и благодарными. Наша Родина велика и прекрасна. В ней крыта невероятная внутренняя сила и красота.

Нельзя научить любить Родину, просто сказав: «люби». Есенин помогает увидеть в привычных картинах нашей жизни неземную красоту, услышать небесную музыку и восхититься ими.

«Гой ты, Русь, моя родная…», анализ стихотворения Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная…» – стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина. Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

История создания

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.

При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря. Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу. По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.

Сюжет

Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса. Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, – Яблочный Спас и Медовый Спас.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное. Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее. Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.

Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе – метафоры («синь сосет глаза»), аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения («как захожий богомолец»). Немаловажную роль играют устаревшие слова – например, леха (гряда, борозда) и стежка (путь, дорога). Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами (пляс, синь) и междометия «гой», есенинское стихотворение становится близким к народной речи.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» – как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

Гой ты Русь моя родная

Гой ты Русь моя родная анализ стихотворения Есенина по плану

1. История создания. Произведение “Гой ты, Русь, моя родная” (1914 г.) по праву считается одним из самых ранних программных стихотворений С. Есенина. В нем заложен главный мотив всего творчества поэта – любовь к патриархальной Руси. Стихотворение было включено в первый сборник Есенина “Радуница”, опубликованный в 1916 г.

2. Жанр произведения – пейзажная, патриотическая лирика.

3. Основная тема стихотворения – патриотизм по отношению к народной православной Руси. Патриотическая тема в России накануне Первой мировой войны не пользовалась особой популярностью. Наступление новой эры сопровождалось появлением большого количества различных авангардных модных направлений в искусстве и литературе. С началом боевых действий произошел всплеск ура-патриотизма, но это было всего лишь временное явление. На этом фоне искренняя и трогательная лирика молодого поэта вызвала неоднозначные отклики. Положительные отзывы тонули в море критики. Есенина обвиняли, главным образом, в чрезмерном употреблении простонародных слов и выражений.

Стихотворение начинается с древнеславянского обращения “гой”. Вслед за ним появляется православный символ – “в ризах образа”. Таким образом автор смешивает языческие и христианские понятия, которые сливаются в единое целое. Возникает образ удивительно многообразной необъятной Руси (“не видать конца и края”). Лирический герой представляет себя “захожим богомольцем”, который поражен открывшейся перед ним картиной. Умиротворяющее описание деревенской Руси наводит на мысли о настоящем рае на земле (“пахнет яблоком и медом”). В то же время отголоски древних языческих праздников до сих пор сохраняются в “веселом плясе”.

Лирический герой забывает обо всем на свете и с радостью окунается в патриархальную атмосферу: “Побегу по мятой стежке”. В этом счастливом мире нет горя и страданий. Любого случайного гостя готов встретить “девичий смех”. Несколько наивный, но невероятно искренний патриотизм автора ярко проявляется в финальном четверостишии. Лирический герой, не задумываясь, отказывается от райской жизни, предпочитая ей свою родную Русь.

4. Композиция. Первые четыре строфы целиком посвящены описанию пейзажа. Пятая строфа представляет собой торжественное умозаключение автора.

5. Размер произведения – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная.

6. Выразительные средства. Главным средством художественной выразительности, ставшим в дальнейшем отличительной чертой всей лирики Есенина, является использование простонародных и местных слов и выражений (“за корогодом”, “зеленых лех”). Произведение написано очень простым, близким к разговорному языком. В то же время молодой поэт использует оригинальные художественные приемы: сравнения (“хаты – в ризах образа”, “как захожий богомолец”, “как сережки”); метафоры (” синь сосет глаза”, “звонно чахнут тополя”). Первостепенное значение имеет православная символика, присутствующая практически в каждой строфе.

7. Главная мысль стихотворения заключается в непоколебимой вере Есенина в свою Родину, которую можно сравнить с верой в Бога. Лирический герой ради русской земли даже совершает своеобразный грех, отрекаясь от Рая. Это серьезно отличает творчество Есенина от “казенного” официального православия. Есенин намеренно не упоминает о всех негативных сторонах русской жизни. Его задача состоит в том, чтобы создать идеальный образ, к которому нужно стремиться. Этот образ был для деревенского поэта спасительным маяком, позволяющим выдержать напряжение непривычной городской жизни. Обращение к родным корням, представляющим собой сплав православия с язычеством, вполне может стать выходом для сбившегося с пути русского народа. Верой в это Есенин руководствовался на протяжении всей своей недолгой жизни.

Анализ стихотворения Есенина Гой ты русь моя родная

  • Анализ стихов
  • Есенин
  • Гой ты русь моя родная

Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.

Поэт описывает Русь святой землей, которая имеет бескрайние поля и земли. Здесь празднуют святые праздники, чувствуется духовность и приближение с Богом. Поэт обращается к матушке Земли как к родной. В произведении чувствуется боль, она отходит от родной Земли. Пройдя под небом и вдыхая ветер, автор передает тоску. Есенин в собственной версификации постоянно применял писательские способы, которые делали её простой и незабываемой.

Первое что можно увидеть — это одушевление. Оно проявляется призывом стихотворца к Руси. Кроме того данный метод применен по взаимоотношению к пляскам. Есенин использует цвет опись. Небеса автор описывает голубыми и бескрайними. Взгляд утопает в их синеве. Луга – кажутся малахитовыми. Также насыщенный желтый цвет можно увидеть в солнце, меде и церковных куполах.

Он использует глаголы, для того чтобы читатели передвигались совместно с ним, и его сюжетом. Также в его тексте много метафор и эпитетов. Крестьян описывает как умный и правильный народ, который чтит многие традиции родного края. Эти люди умеют добиваться своей цели, это те люди, у которых есть самое большое в мире богатство, это их природа. Деревня имеет духовность чистоты, она еще не затронута цивилизацией. Этот народ еще защищает свои Земли и то, что им дал Бог. В этом и вся суть. Поэту это нравиться и он хочет защитить людей от риска цивилизации.

«Не надо рая, дайте родину мою» — эта строчка завершает стихотворение, и дает понять всю суть безмерного счастья человека. Что для человека может быть лучше, чем родная земля и матушка природа. Золотые горы и любые сокровища никогда не заменят цену жизни. Вот поэтому автор и колеблется все стихотворение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.
История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу…

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс».

Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное. Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее. Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» — как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Гой ты Русь моя родная…»

По писателю: Есенин Сергей

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

В чём смысл?

Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее. Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине. Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Автор: Надежда Сидорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Выразительные средства в произведении

Первый прием, который мы встречаем в стихотворении, — это олицетворение. Оно выражается обращением поэта к Руси. Также этот прием использован по отношению к плясу (танцам), который гудит.

Поэт применяет цветопись. Небо изображает настолько синим, что глаза в них тонут. Луга — зелеными. Также можно отметить золотой цвет, который представляется читателю, когда он встречает строки об образах, меде, церквях.

Есенин активно применяет метафоры — веселый пляс, чахнут тополя, а также эпитеты — захожий, низенький, кроткий, мятый, зеленый.

Что показывает нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная»? Есенин активно использует определения, чтобы передать свою характеристику Родины.

Он применяет глаголы, чтобы читатели двигались вместе с ним, его сюжетом. Сначала он осматривает родную землю, потом бежит по тропинке и слышит смех девушек.

Содержание стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»

Произведение начинается с обращения поэта. Оно направлено родной Руси. Он изображает ее с хатами, которые облачены образами. Русь бескрайняя, с синим небом, в котором тонут глаза. Автор смотрит на поля, словно «захожий богомолец». Вокруг изгородей шумят тополя.

Во время Спаса пахнет медом и яблоками. На лугах весело водят хоровод и пляшут. Поэт пишет, что он побежит по мятой тропинке между зелеными лугами и услышит девичий смех.

Он говорит, что даже если его позовут в рай, но он должен будет покинуть эти края, то он откажется. Только Родина нужна поэту.

Красочно описывает свои края Есенин («Гой ты, Русь, моя родная»). Анализ, который будет приведен далее, покажет нам с различных сторон это произведение. Мы рассмотрим которые использовал автор для создания своего детища.

Темы, проблемы и настроение

  • Основная тема стихотворения — тема Родины. Даже при условии переселения в Рай без родных просторов, лирический герой сохраняет верность стране. Герою ничего не нужно, кроме радости созерцать и чувствовать – жить полной грудью на Руси. Он не готов предать Родину ради какого бы то ни было прекрасного Рая. Отсюда вытекает любовь к Родине и русской природе вообще.
  • Тема природы тоже прозвучала в стихотворении. Автор любовно описывает красу родной земли и ее неповторимый образ.
  • Основная проблема тесно связана с темой стихотворения. В заключительных строках звучит призыв «кинуть Русь» — это и есть постановка главного вопроса. Автор свободен в выборе: Родина или Рай. Данная проблема особенно актуальна в современности при обострении ситуации с эмиграцией.
  • Настроение у С. А. Есенина бойкое, радостное, веселое. Все очевидно: его герой находится в любимой стране, в привычной для него обстановке, которая дарит силы, энергию. Родные просторы вдохновляют и успокаивают. Иначе говоря, здесь человек счастлив – настроение счастья и покоя наряду с безмерной радостью преобладает в произведении.

Центральные персонажи

Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.

Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.

Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.

Актуальность

Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.

Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.

В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.

Основная идея

Смысл стихотворения сосредоточен в патриотизме. Однако слово «патриот» по отношению к лирическому герою здесь не совсем уместно. С. А. Есенин просто стремится передать настроение, которое сам испытывает, думая о доме. Здесь нет скрытых смыслов – все лежит на поверхности: счастье рядом. Счастье – в тех самых сережках и девичьем смехе. Для поэта и его лирического героя важно быть на Родине, быть верным ей до последнего.

Главная мысль стихотворения — отражение авторского кредо Есенина. Он величает себя крестьянским поэтом, то есть все свое творчество связывает с малой родиной.

Анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»

Родина, которую изобразил поэт, показана святой. В ее домах стоят иконы (образа). Сам поэт чувствует себя в ней «захожим богомольцем». Празднуется Спас в церквях. Все это показывает духовность Руси.

Читайте также:  Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин

Родина, словно живая, и поэт обращается к ней, как к близкому человеку.

Чувство грусти выявляется в этой лирике. Поэт тоскует по родным местам, он всего лишь «захожий», странник. Его засасывает синее небо, манит мятая тропинка. Как четко назвал стихотворение Есенин — «Гой ты, Русь, моя родная»! Анализ этого произведения возвращает нас в детство и юность, когда на душе было светло. Это стихотворение — ностальгия по родному краю.

Чтобы передать всю духовность, красоту, тоску, автор использует различные выразительные средства. Какие именно, мы рассмотрим далее и на этом завершим анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин в своей поэзии всегда использовал литературные приемы, которые делали ее неповторимой.

Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – восторг и любование необъятным простором.
  • Во втором, третьем, четвёртом четверостишии появляется развитие действия: «пробегусь», «прозвенит».
  • В пятом четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Жизнь и творчество С. А. Есенина

Прежде чем начать рассматривать стихотворение, мы ознакомимся с некоторыми биографическими данными и творчеством поэта.

Есенин был родом из Рязанской губернии. Его с детства окружала природа. Он восхищался и вдохновлялся ею. Его первые стихотворения были посвящены именно ей.

Уехав из родного села в шумный город Москву, Есенин тосковал по родным местам. Там он был простым пареньком, который наслаждался окружающим миром. То, как поэт изображает свои края, нам покажет С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

1914 — год его написания. К этому времени поэт уже 2 года живет в столице и тоскует по родному селу.

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

Автор: Guru · 18.10.2017

Сергея Есенина относят к «новокрестьянским» поэтам. Их произведениям присуще обращение к теме деревенской России, а также тесная связь с миром природы и устным народным творчеством. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» отражает все эти характерные черты.

История создания

Стихотворение датировано 1914-м годом, когда поэт уже находится в Москве. Молодой Есенин сталкивается со многими испытаниями: тут и неверие отца в то, что сын может прожить на доходы от своего творчества, и необходимость выбрать дальнейший жизненный путь – учёба или служба, и первые серьёзные отношения… Связанные с этим трудности, как и сама по себе жизнь в городе, сказывались на настроении поэта: он тосковал по деревне, где жил вольно и беззаботно. Вот почему в стихотворениях того периода он часто изображает деревенскую среду. К слову, именно она для Есенина является воплощением образа Родины.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Основные образы

Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).

Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.

Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю. Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…». Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность). На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни). В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.

По содержанию стихотворение описательное: в нём преобладают существительные, а большинство глаголов имеет значение восприятия («не видать», «смотрю», «пахнет», «гудит», «прозвенит»). Кроме того, в нём много метафор («синь сосёт глаза», «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех»), сравнений («как захожий богомолец», «как сережки»).

В чём смысл?

Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее. Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине. Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Не смотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.

История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты«Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс».

Сравнения«как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр произведения – элегия, так как в нем нет сюжета. Анализируемый стих имеет ярко выраженный созерцательный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями : «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

Ссылка на основную публикацию