Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Сергей Есенин — Лебедушка: Стих

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.

И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далекая
Лентой темной и широкою.

Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.

У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.

Как и стала звать лебедушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.

Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.

А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню веселому.

И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебедка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.

Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.

Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.

Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная —

Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.

Видел он у леса темного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.

И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.

Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.

Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.

Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.

В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.

Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.

А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.

А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.

Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.

Анализ стихотворения «Лебедушка» Есенина

В раннем творчестве Есенин часто обращался непосредственно к народному фольклору. Ярким примером такого обращения служит стихотворение «Лебедушка» (1913-1915 гг.). Оно написано в жанре древнерусской былины.

Есенин использует все богатство русского фольклорного языка: яркие эпитеты и сравнения, уменьшительно-ласкательные формы слов. Повествование ведется в стиле неторопливого сказания. Простой эпизод гибели лебедя от коршуна превращается в чудесную сказку.

С самых первых строк перед читателем возникает прекрасная картина утренней зари. Природа словно оживает в преддверии нового дня. Навстречу солнцу выплывает «лебедушка», которую автор сравнивает с «зоренькой». Красивую птицу сопровождают ее дети — «лебежатушки». Чувствует огромная симпатия поэта к изображаемым персонажам.

Появление лебедя с птенцами символизирует торжество жизненных сил. Любящая мать собирает своих «лебежатушек» на «лугу пестреющем». Счастливая семейная идиллия омрачается лишь вынужденным зорким наблюдением «лебедушки» за окружающей местностью в поисках возможных врагов. Законы природы суровы, птицы всегда находятся под угрозой нападения хищника. «Лебедушка» достойно несет дозор. При малейшей опасности она быстро собирает детей под свое крыло.

В стихотворении появляются тревожные мотивы. Надвигающаяся опасность сравнивает с «тучей черною». В небе возникает орел, от зоркого взгляда которого невозможно укрыться. Орел является самым грозным противником. Даже змея лишь по счастливой случайности успевает спрятаться под кочку. Орел замечает лебедя с птенцами и начинает медленно приближаться к жертве. «Лебедушка» все же в последний момент увидела хищника в водном отражении и прикрыла птенцов собой. Орел «как стрела» падает на землю и вцепляется в свою добычу. Лебедь успевает оттолкнуть птенцов в надежде, что они успеют спрятаться. «Лебежатушки» спасены ценой жизни свое матери. Даже умирая, «лебедушка» переживает за судьбу своих детей и оплакивает их беззащитное положение.

Орел жестко расправляется с «лебедушкой», но ее смерть не была напрасной. «Лебежатушки» попрятались под кочками и со страхом ожидают, когда хищник улетит.

Стихотворение «Лебедушка» написано Есениным для детей. В мифологическом противостоянии добра и зла заложена идея самопожертвования. Гибель лебедя не приводит к окончательному торжеству темных сил. Смерть птицы дала возможность выжить новому поколению. Забота о сохранении потомства пересилила инстинкт самосохранения. Поэт видит в этом поучительный урок, который вполне применим к людям.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

03.02.2020

Есенин С. “Лебедушка”

Главные герои стихотворения “Лебедушка” и их характеристика

  1. Лебедушка. Отважная мать, закрывшая своих птенцов. Самоотверженная, любящая.
  2. Орел. Злой разбойник, хищник.
  3. Лебежатушки. Дети лебедушки. Маленькие, беззащитные.

План пересказа стихотворения “Лебедушка”

  1. Заря над лесом
  2. Лебедушка и лебежатушки
  3. На другой берег
  4. Игры в траве
  5. Змея и коршун
  6. Спасительные крылья
  7. Полет орла
  8. Орел и змея
  9. Тень от крыльев
  10. Смерть лебедушки
  11. Спасенные дети

Главная мысль стихотворения “Лебедушка”
Мать сама погибнет, но детей своих спасет.

Чему учит стихотворение “Лебедушка”
Стихотворение учит любить своих родителей, и прежде всего любить маму. Учит помнить о том, сколько сил и трудов вложили родители в воспитание детей. Учит никогда не забывать о страданиях, которые пережили родители из-за детей.

Отзыв на стихотворение “Лебедушка”
Это очень грустно и трогательное стихотворение о материнской любви. Ее героиня – обычная лебедушка, которая не пожалела собственной жизни, чтобы спасти птенцов. Она закрыла птенцов собственным телом, и дала им возможность спастись. Мне очень жаль бедную птицу, и жаль ее осиротевших детей.

Анализ стихотворения “Лебедушка”
Стихотворение “Лебедушка” написано Сергеем Есениным в 1917 году.
По жанру оно близко к народной былине, песне.
Ее главная героиня – лебедушка, но мы понимаем, что поэт говорит о всех матерях, создав собирательный образ матери, жертвующей собой, ради спасения собственных детей. Поэт открыто симпатизирует лебедушке, о чем говорят многочисленные ласковые уменьшительные суффиксы. Появившегося орла поэт сравнивает с черной тучей, роком, который надвигается на мирно гуляющих лебедей. Избежать опасности лебедушка не может, но она может спасти деток, погибнув в когтях хищника.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Лебедушка”
Эпитеты: леса темного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, роса жемчужная, озером серебряным, белоснежная лебедушка, гладь зеркальная, сторону раздольную, трава шелковая, малых детушек, оком доблестным, туча черная, грозный взмах, крыла могучего, когти острые, ногами помертвелыми, слезы горькие.
Метафоры: сетки хвойные, покрывала златотканные, ватагой стройною, дробилась гладь, бросал молнии, взмах отогнал.
Сравнения: выплывала словно зоренька, росинки словно жемчуг, как гости чужедальние, как стрела кинуться, летели словно брызги.
Олицетворения: камыши шепталися, перешептывались лилии, цветы улыбались.

Пословицы к стихотворению “Лебедушка”
Куда мать, туда и дитя.
Материнская ласка конца не знает.
Кто матери не послушает, в беду попадет.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
Ради деток мать, готова себя продать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Лебедушка”
Из-за темного леса поднималась заря и старые сосны загорались в ее лучах. Блестела вокруг роса и шептались камыши.
Из темных зарослей выплыла лебедушка, а следом ватага лебежатушек. Переплыли лебеди на другой берег, где росла шелковая трава. И стала звать лебедушка своих деток погулять по лугу, пощипать травку.
Вышли детки на берег и гуляли среди цветов и трав. А лебедушка осталась в дозоре. Увидит лебедушка коршуна или змею, созовет деток и спрячутся они под ее крыльями. А когда опасность минует, вновь гулять отправляются.
Но не знала лебедушка, что высоко летит орел. Увидел орел змею, но змея под кочку спряталась. Увидел орел лебедь белую и стал кольцами спускаться к земле.
Заметила лебедушка тень от его крыльев на воде, закричала деткам. Прибежали детки, спрятались под ее крылья. А орел впился в шею лебединую и оттолкнула деток лебедушка. Бросились детки в воду, а на глазах лебедушки слезы навернулись.
Раздирал орел тело белое, а детки хоронились под камышами.

конспект лирического стих
план-конспект урока (4 класс) на тему

Конспект урока в 4 классе по анализу стихотворения С.А. Есенина «Лебёдушка»

УМК « Школа России». Автор: Климанова Л.Ф.

Тема урока: С.А. Есенин – Россия стихотворная душа.

Материал для чтения: С.А. Есенин «Лебёдушка».

Цель урока: формирование у учащихся таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.А. Есенина.

‒ развивать у учащихся осознанность чтения;

‒ развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать правильные выводы;

‒ продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

‒ учить видеть художественные особенности стихотворения, понимать “язык”, видеть особенности поэтического слова, близости к устному народному творчеству, фольклору;

‒ воспитывать интерес к чтению, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому;

‒ воспитывать умение сопереживать чужому горю;

‒ развивать умение словесного рисования, как способа выражения эмоций при восприятии окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_liricheskogo_stih.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 4 классе по анализу стихотворения С.А. Есенина «Лебёдушка»

УМК « Школа России». Автор: Климанова Л.Ф.

Тема урока: С.А. Есенин – Россия стихотворная душа.

Материал для чтения: С.А. Есенин «Лебёдушка».

Цель урока: формирование у учащихся таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.А. Есенина.

  • развивать у учащихся осознанность чтения;
  • развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать правильные выводы;
  • продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
  • учить видеть художественные особенности стихотворения, понимать “язык”, видеть особенности поэтического слова, близости к устному народному творчеству, фольклору;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому;
  • воспитывать умение сопереживать чужому горю;
  • развивать умение словесного рисования, как способа выражения эмоций при восприятии окружающего мира.
  • Рисунки детей об осени.
  • Портрет С.А. Есенина.
  • Таблица “Словарь настроений”.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Сентябрь» + (выставка рисунков стихотворению).

III. Подготовительная работа.

Беседа с учащимися о ранее изученных произведениях А.А. Есенина.

– Сегодня наш урок посвящен творчеству величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Ребята, а какие произведения поэта вы изучали ранее?

– Давайте, почитаем наизусть эти стихотворения.

– О чём эти произведения?

– С какими чувствами Есенин писал о природе?

– Хорошо, я сейчас прослушайте, отрывок из стихотворения другого поэта о Есенине, и попробуйте ответить на вопрос, что поэт любил всю свою жизнь и о чем преданно писал свои стихи?

«Он так любил, что мы забыть не в силах,

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По–прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин, то не просто имя, –

России стихотворная душа».

Так что же поэт, любил всю свою жизнь и чему посвятил множество своих стихотворений?

– «Белая берёза», «Поёт зима аукает», «Черёмуха» и др.

(Несколько детей читаю отрывки из стихотворений).

– О красоте природы.

– С чувствами любви, восхищения..

– Есенин писал о Родине. Он любил русскую природу и описывал ее как живую душу.

Умение сравнивать, анализировать ранее изученные произведения одного автора, выделять общую тему, сообщаемую в произведениях.

VI. Работа над новым материалом.

Знакомство учащихся с содержанием стихотворения. Первичное чтение учителем стихотворения.

«Лебёдушка» С. Есенин

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.

И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далекая
Лентой темной и широкою.

Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.

У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.

Как и стала звать лебедушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.

Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.

А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню веселому.

И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебедка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.

Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.

Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.

Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная –

Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.

Видел он у леса темного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.

И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.

Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.

Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.

Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.

В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.

Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.

А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.

А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.

Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.

Дата создания: 1917 г.

Анализ стихотворения Есенина «Лебёдушка»

Яркий стиль произведения, датированного 1917 г., восходит к фольклорно-былинным источникам. По тем же принципам смоделирован образ лебедушки, занимающий центральное место в стихотворении. Идеальная мать, окружившая детей нежностью и заботой, пекущаяся о безопасности потомства даже на краю гибели, – символика образа белоснежной птицы трактуется в рамках традиционных мифологических установок.

Живописная картина «красной зорюшки» открывает стихотворение. Каждая из ее частей олицетворена: сосны наряжаются, камыши шепчутся, а сама зорька рассыпает «огоньки-лучи», преображающие темный ночной пейзаж. В изображении утренних сцен аккумулируется лексика с семантикой драгоценного. Сосновые ветви словно покрыты «златоткаными» накидками, капли росы отливают жемчугом, камыши склоняются над серебряной гладью воды. Нарядные, сверкающие разноцветьем детали природы призваны передать радостные ощущения, связанные с началом нового погожего дня.

Великолепную картину пробуждения завершает плавное явление главной героини, которая уподобляется «зореньке», раскрасившей весь мир сияющими оттенками. Эпизод прогулки лебединого семейства также выдержан в позитивных интонациях и сказочной стилистике.

Атмосферу ликования и беспечного веселья начинают перебивать тревожные нотки. Примерная мать «дозорит», тщательно охраняет покой беззаботно резвящихся птенцов. Поэт конкретизирует возможные источники угрозы: коршун, змея. Лебедушка учитывает перечисленные факторы, и ее семья демонстрирует готовность достойно встретить агрессора.

Как велят каноны сказочного жанра, истинная опасность подкрадывается неожиданно для «ока доблестного». Описание темного начала, способного обрушить идеальное художественное пространство, связано с семантикой непогоды: грозой, молнией, «тучей черной». Орел, неторопливо и тщательно выбиравший свою цель, слишком поздно был замечен белоснежной птицей. Моментально осознав проигрыш во времени, лебедь тратит драгоценные секунды на защиту потомства. Материнский подвиг спасает птенцов от гибели, и по этой причине за трагической сценой следует продолжение. Глубокая скорбь сменяется мыслью о вечности круговорота бытия: в завершающей строфе автор возвращается к описанию элементов пейзажа, упоминая и спрятавшихся лебедят – осиротевших, чрезвычайно напуганных, но оставшихся в живых.

Литературное чтение в 4-м классе. С.Есенин. “Лебедушка”

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

– продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;

– развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

– воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

– портрет С. Есенина, фотографии родителей и родного дома поэта;

– фотографии с видом с. Константинова;

– иллюстрации с изображением лебедя, орла;

– музыка к стихам С.Есенина (“Над окошком месяц”);

– портреты композиторов Сен-Санса, П.И.Чайковского;

– музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского;

– карточки для рефлексии, сундучок настроения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Организационный момент. Вхождение в день.

Звучит музыка (“Над окошком месяц”)

“Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу!

2. Вступительная беседа и актуализация опорных знаний (под музыку).

Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?

Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина (слайд).

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.

Учитель: Какие стихи Есенина вы знаете? (“Черемуха”, “Белая береза”, “Пороша”)

О чем они? Что объединяет эти стихи?

(Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека)

Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Пейзажная лирика – вид литературного произведения, где поэт воспевает картины природы.

3. Мотивация, для чего?

Сегодня мы будем знакомиться с новым стихотворением С.Есенина “Лебедушка” (рисунок на слайде)

Предположите, о ком будет идти речь? Что знаете об этих птицах?

Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушкой.

В каком произведении недавно встречались с этой гордой птицей?

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться?

4. Настрой на слушание стихотворения.

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи (фото на слайде).

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

5. Первоначальное чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Анализ произведения.

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Что чувствовали, когда я читала это стихотворение?

Что напоминает вам это стихотворение? (Сказку)

Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.

Прочитаем 1, 2, 3 строфы.

Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?

(Подымалась красна зорюшка, загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши перешептывались).

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями.

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.

Прочитаем с 4 по 11 строфы.

Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

гладь зеркальная – водная поверхность прозрачная, как в зеркале

– тихая заводь – небольш. залив в реке с замедл. течением

– молчаливый затон – длинный нетронутый залив реки

– трава шелковая – нежная

– тихозвонные ручейки – спокойно протекающие

– росинки серебристые – роса прозрачная, под серебро

– цветы лазоревые – светло-синий тон

– волны пряные – издающие запах

Где встречались с такими эпитетами? (В сказках, в былинах)

Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.

Прочитаем 12, 13, 14 строфы.

Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла).

Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Вниз опустили и увидали –
Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.

Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы).

Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?

Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.

Замените слово “доблестный” синонимом (отважный, храбрый, воинственный)

Птица была отважной, смелой, храброй.

Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)

Как она себя вела? (23 строфа). Как защищала своих детей?

Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы). Самым трагическим?

Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении? (Образ мамы)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (Она их любит, дети – частичка ее самой)

Как вы относитесь к Лебедушке?

Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

6. Работа над цветописью и звукописью.

Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)

Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.

Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)

С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук . Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук .

7. Работа над выразительностью чтения.

Как я читала стихи? (Нараспев)

В каких жанрах встречались с таким чтением? (В былинах)

Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.

А сейчас поработаем над выразительностью чтения.

Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к присходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Скажи погромче слово гром,
Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.

(1 и 2 строчки – громко, 3 и 4 – тихо)

Вернемся к стихотворению.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

8. Творческая мастерская “Если бы я был волшебником”.

Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.

Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?

9. Вывод по уроку.

В чем же сила есенинской лирики и стихотворения “Лебедушка”? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?

– Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.

А что же мы? Что мы можем сделать? (не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)

– Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.

Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебедушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников.

Слайд. Французский композитор Шарль – Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется “Лебедь”.

Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету “Лебединое озеро”.

Великие балерины мира изобразили красоту птицы на сцене.

Послушаем музыку. Показ слайда балета “Лебединое озеро”.

Что дал вам этот урок? О чем заставил задуматься? Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Подведем итоги. Заполните, пожалуйста, карточки настроения.

11. Домашнее задание – выразительно читать стихотворение, в тетради по литературному чтению выполнить задание.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка»

Валентина Субарь
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка»

Дата 14марта 2016г.

Урок литературного чтения в 4 классе

Учитель Субарь В. Ф.

Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка»

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С. Есенина.

Задачи урока:

– продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина;

– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;

– развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

– воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Оборудование урока:

– портрет С. Есенина, фотографии родителей и родного дома поэта;

– фотографии с видом с. Константинова;

– иллюстрации с изображением лебедя, орла;

– музыка к стихам С. Есенина (“Над окошком месяц”);

– портреты композиторов Сен-Санса, П. И. Чайковского;

– музыкальный фрагмент произведения Сен-Санса «Лебедь»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент. Вхождение в день.

-Как называется раздел который мы изучаем? (Поэтич тетр)

-В каком жанре собраны произведения в Поэтич тетр (стихотворения)

– Какой темой объеденены стихотворения в этом разделе? (Родная природа поэтов)

– В каждом стихотворении авторы передают своё настроение вы это почувствовали? Вам передалось это настроение?

-Д-з прочитать наизусть понравившееся произведение.

2. Вступительная беседа и актуализация опорных знаний

Я прочитаю вам несколько строк а вы мне скажите о ком они

В этом имени — слово «осень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских

песен —

Поднебесье, тихие веси,

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности и чистоты. (Сергей Есенин)

Сергей Есенин —

Всей России встают черты

Как думаете, кто этот поэт? (СЕ)

Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями

Сергея Александровича Есенина (слайд).

-Что вы знаете из его жизни

С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году 3 октября. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.

Учитель: Какие стихи Есенина вы знаете? (“Черемуха”, “Белая береза”, “Пороша”)

О чем они? Что объединяет эти стихи?

(Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека)

Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Пейзажная лирика – вид литературного произведения, где поэт воспевает картины природы.

3. Мотивация, для чего?

Сегодня мы будем знакомиться с новым стихотворением С. Есенина “Лебедушка” (рисунок на слайде)

Предположите, о ком будет идти речь? Что знаете об этих птицах?

Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушкой. (Можно воспользоваться Атласом определителем)

В каком произведении недавно встречались с этой гордой птицей?Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться?

4. Настрой на слушание стихотворения.

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи (фото на слайде).

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенинлюбил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

5. Первоначальное чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Анализ произведения.

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Что чувствовали, когда я читала это стихотворение?

Что напоминает вам это стихотворение? (Сказку)

Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.

Прочитаем 1, 2, 3 строфы.

Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?

(Подымалась красна зорюшка, загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши перешептывались).

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен сравнениями, олицетворениями эпитетами

Составим кластер из эпитетов

Гладь зеркальная колечки изумрудные

Красна зорюшка -Природа-росинки серебристые

Роса жемчужная лебёдушка белоснежная

Затон молчаливый ручейки тихозвонные

Есенин показал прекрасный мир раннего утра, а оживил это утро олицетворениями (назовите их) (перешёптывались лилии, камыши шепталися, подымалась зорюшка)

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.

Прочитаем с 4 по 11 строфы.

Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.Объясните значение таких словосочетаний:

– гладь зеркальная – водная поверхность прозрачная, как в зеркале

– тихая заводь – небольш. залив в реке с замедл. течением

– молчаливый затон – длинный нетронутый залив реки

– трава шелковая – нежная

– тихозвонные ручейки – спокойно протекающие

– росинки серебристые – роса прозрачная, под серебро

– цветы лазоревые – светло-синий тон

– волны пряные – издающие запах

Где встречались с такими эпитетами? (В сказках, в былинах)

Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.

Прочитаем 12, 13, 14 строфы.

Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла).

Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Вниз опустили и увидали –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,тоже покажем:

Крылья сложили назад.

Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы).

Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?

Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.

Замените слово “доблестный” синонимом (отважный, храбрый, воинственный)

Птица была отважной, смелой, храброй.

Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)

Как она себя вела? (23 строфа). Как защищала своих детей?

Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы). Самым трагическим?

Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении? (Образ мамы)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (Она их любит, дети – частичка ее самой)

Как вы относитесь к Лебедушке?

Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

6. Работа над цветописью и звукописью.

Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)

Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.

Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)

С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук . Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук .

7. Работа над выразительностью чтения.

Как я читала стихи? (Нараспев)

В каких жанрах встречались с таким чтением? (В былинах)

Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.

А сейчас поработаем над выразительностью чтения.

Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к присходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Скажи погромче слово гром,

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише “шесть мышат”,

И сразу мыши зашуршат.

(1 и 2 строчки – громко, 3 и 4 – тихо)

Вернемся к стихотворению.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

8. Творческая мастерская “Если бы я был волшебником”.

Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.

Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?

9. Вывод по уроку.

В чем же сила есенинской лирики и стихотворения “Лебедушка”? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?

– Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.

А что же мы? Что мы можем сделать? (не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)

– Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.

Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебедушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников.

Слайд. Французский композитор Шарль – Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется “Лебедь”.

Русский композитор П. И. Чайковский написал музыку к балету “Лебединое озеро”.

Великие балерины мира изобразили красоту птицы на сцене.

Послушаем музыку. Показ слайда балета “Лебединое озеро”.

Что дал вам этот урок? О чем заставил задуматься? Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Подведем итоги. Заполните, пожалуйста, карточки настроения.

11. Домашнее задание – выразительно читать стихотворение, в тетради по литературному чтению выполнить задание на стр. 47.

Конспект урока литературного чтения в 1 классе школы V вида. М. Пляцковский «Помощник» Цель: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник». Задачи: – развивать умения анализировать произведение, делить его на части;.

Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.

План-конспект урока литературного чтения (второй класс) Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова» Класс 2 Тип урока Урок открытия нового знания Цель 1. Развивать.

Технологическая карта урока литературного чтения Урок литературного чтения во 2б классе Тема урока: Колыбельные песни Тип урока: открытие нового знания. Цели урока: 1) образовательная.

Тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 полугодие) Текст Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и 10 ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает.

Урок биологии в 6 классе в рамках ФГОС «Строение и химический состав клетки» Урок биологии 6 класс в рамках ФГОС «Строение и химический состав клетки» Автор: Таранова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ СОШ №.

Урок литературного чтения 2 класс система Эльконина — Давыдова «Необычные слова» [Тема урока: Необычные слова. С. Черный Воробей. Цели урока: учащиеся научатся находить в тексте необычные слова и получат возможность наблюдать.

Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Цели урока:.

Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут» Задачи: 1. Образовательные: • овладение и использование разных форм соорганизации; • овладение умениями слышать и слушать друг друга; •.

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 52. С. А. Есенин «Лебедушка». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Рубрика «Проверь себя!»

  1. познакомить с биографией Сергея Есенина, его стихотворением «Лебёдушка», показать многообразие, яркость, душевность поэзии Есенина, раскрыть красоту поэтического произведения;
  2. развивать выразительное чтение, память, речь, воображение;
  3. воспитывать любовь к природе, учить понимать и ценить её, учить детей сопереживать, сострадать.

Глоссарий по теме:

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Лирический герой – образ поэта (его лирическое “Я”), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Ключевые слова.

Стихотворение, лирический герой, поэт

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение.4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) –9-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил. С.6-12

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. С. 10-15

4. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М:АСТ – 1996., Т.1 С.203, Т.7 С. 26, Т.8 С. 253, Т. 9 С.169, 278

5. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора Издательство “Белый город“, 2008 – 144 с.

Обозначение ожидаемых результатов.

На уроке мы узнаем, что такое олицетворение и как поэты его используют в своих произведениях, научимся наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом, его красотой, многозначностью; сможем анализировать прочитанные произведения..

Основное содержание урока

Сегодня мы с вами продолжаем наш раздел «Поэтическая тетрадь».

Мы познакомимся с биографией великого русского поэта Сергея Александровича Есенина и его произведением «Лебёдушка». И повторим лирические произведения русских поэтов XX века.

Прослушайте стихотворение Сергея Александровича Есенина «Лебёдушка».

Из-за леса, леса темного,

Подымалась красна зорюшка,

Рассыпала ясной радугой

Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие,

Наряжали сетки хвойные

В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком

Уж из тех ли темных зарослей

Выплывала, словно зоренька,

Позади ватагой стройною

И дробилась гладь зеркальная

На колечки изумрудные.

И от той ли тихой заводи,

Посередь того ли озера,

Пролегла струя далекая

Лентой темной и широкою.

Уплывала лебедь белая

По ту сторону раздольную,

Где к затону молчаливому

Прилегла трава шелковая.

У побережья зеленого,

Наклонив головки нежные,

С ручейками тихозвонными.

Как и стала звать лебедушка

Своих малых лебежатушек

Погулять на луг пестреющий,

Пощипать траву душистую.

И росинки серебристые,

Словно жемчуг, осыпалися.

А кругом цветы лазоревы

Распускали волны пряные

И, как гости чужедальние,

Улыбались дню веселому.

И гуляли детки малые

По раздолью по широкому,

А лебедка белоснежная,

Не спуская глаз, дозорила.

Пролетал ли коршун рощею,

Иль змея ползла равниною,

Гоготала лебедь белая,

Созывая малых детушек.

Под крыло ли материнское,

И когда гроза скрывалася,

Но не чуяла лебедушка,

Не видала оком доблестным,

Что от солнца золотистого

Надвигалась туча черная —

Молодой орел под облаком

Расправлял крыло могучее

И бросал глазами молнии

На равнину бесконечную.

Видел он у леса темного,

На пригорке у расщелины,

Как змея на солнце выползла

И свилась в колечко, грелася.

И хотел орел со злобою

Как стрела на землю кинуться,

Но змея его заметила

И под кочку притаилася.

Взмахом крыл своих под облаком

Он расправил когти острые

И, добычу поджидаючи,

Замер в воздухе распластанный.

Но глаза его орлиные

Разглядели степь далекую,

И у озера широкого

Он увидел лебедь белую.

Грозный взмах крыла могучего

Отогнал седое облако,

И орел, как точка черная,

Стал к земле спускаться кольцами.

В это время лебедь белая

Оглянула гладь зеркальную

И на небе отражавшемся

Увидала крылья длинные.

Собралися детки малые

И под крылья схоронилися.

А орел, взмахнувши крыльями,

Как стрела на землю кинулся,

И впилися когти острые

Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые

И ногами помертвелыми

Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,

Понеслись в густые заросли,

А из глаз родимой матери

Покатились слезы горькие.

А орел когтями острыми

Раздирал ей тело нежное,

И летели перья белые,

Словно брызги, во все стороны.

Колыхалось тихо озеро,

Камыши, склонясь, шепталися,

А под кочками зелеными

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Когда ему исполнилось 17 лет он переехал в Москву. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.

Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств. В этом мире живет, своей самостоятельной жизнью, каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью

Стихотворение “Лебедушка”, посвящено милосердию, в котором поэт отразил свою любовь к природе, животному миру. Особенно сердечным произведение стало потому, что его поэтическое слово очень близко к народным рассказам, а образ лебедя-матери является одним из наиболее чувственных в русском фольклоре.

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро. Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

Из данного отрывка понятно, как поэт относится к лебедушке. Он отмечает, что сердцу матери нет отдыха. Нежная птица постоянно внимательна и встревожена. Она не может расслабиться и радоваться, поскольку ее малышей повсюду подстерегает опасность. Как только рядом возникала угроза, мать гоготала, и детки ветром неслись под уютное крыло.

Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)

Звуки в поэзии Есенина также несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук . Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

Итак, чему нас учит стихотворение Сергея Александровича Есенина «Лебедушка».

А учит оно нас тому, что не нужно быть равнодушными, нужно чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески. Лебедушка погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

Разбор типового тренировочного задания:

Как автор относится к лебёдушке?

2. С непониманием

3. С нежностью и жалостью

3. С нежностью и жалостью

Разбор типового контрольного задания:

Допечатайте недостающие слова. Напишите название стихотворения. Кто автор? Напишите фамилию автора.

Читайте также:  Анализ стихотворения Цветы Есенина
Ссылка на основную публикацию