Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс

Краткий анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» по плану

1. История создания

Так сложилась судьба, что Есенину пришлось еще совсем юношей покинуть родные деревенские просторы. Он переехал жить в Москву, а потом в Петербург, где снискал славу и получил известность.

Но, несмотря на все это, Сергея Александровича всегда тянуло обратно, на рязанскую родину. И вот, незадолго до собственной трагической гибели, поэт в очередной раз посетил родное село Константиново.

Все впечатления от этой встречи с родиной он изложил в коротком, но таком душевном стихотворении 1925 года «Мелколесье. Степь и дали…».

К сожалению, произошедшие в родных местах изменения сильно расстроили Есенина, но радость от встречи сохранилась в этих прекрасных строках.

2. Литературное направление

Для позднего Есенина характерно слияние литературных направлений. В этом стихотворении мы видим признаки имажинизма, романтизма и реализма.

3. Род

Данное произведение относится к лирике.

4. Жанр

По жанру – лирическое стихотворение о природе, родине, или пейзажная лирика.

5. Проблематика

Поэт описывает свои чувства после долгожданной встречи с родными просторами, не затрагивая никаких проблем.

6. Тематика

Основная тема – любовь к родине, к просторам, где родился и вырос, к родным, знакомым с детства, пейзажам.

7. Идея

Автор написал это стихотворение для того, чтобы поделиться с читателем своими чувствами, рассказать о том, что волнует его именно в момент встречи с родными просторами.

Он описывает, насколько прекрасны и дороги сердцу деревенские пейзажи.

8. Пафос

Стихотворение наполнено противоречивыми эмоциями. С одной стороны, это радость от долгожданной встречи, восхищение простыми картинами русской природы, разворачивающимися перед глазами путника.

С другой, чувствуется легкая грусть, даже тоска. Есенину пришлось надолго покинуть малую родину.

9. Система образов

Как во многих есенинских произведениях, тут блестяще изображены образы русской природы.

Автор использует излюбленный прием – олицетворение, делая картины максимально живыми, сказочными. Описывая предстающие перед ним пейзажи, он тем самым передает свое внутреннее состояние, обозначает переживания, которые испытывает в момент встречи с родиной.

10. Центральные персонажи

Все стихотворение – описание родных мест и впечатлений, чувств, вызванных встречей с ними. Как таковых, тут нет действующих персонажей, однако природа изображена настолько образно и ярко, что буквально оживает на глазах восхищенного читателя.

Именно через предстающие картины, написанные с такой искренней любовью и восхищением, мы понимаем, насколько автор соскучился по своей малой родине и как рад ее видеть снова.

11. Лирический герой

Стихотворение автобиографично: поэт описывает собственное состояние при въезде в село.

Можно смело говорить, что лирический герой тут – художественная проекция самого Есенина в текст произведения. Это поэт едет, наблюдает и рассказывает обо всем том, что он видит и чувствует.

12. Сюжет

Как такового сюжета нет, перед нами – прекрасный образ волшебной пейзажной лирики. Можно отметить лишь некоторые, особенно значимые моменты.

Прежде всего, лирический герой приезжает в родное село либо поздним вечером, либо уже ночью, иначе бы он не видел «свет луны во все концы».

Наконец-то он видит ту самую «неприглядную дорогу», такую любимую и знакомую с детства. Встреча с родиной будит в поэте невероятную бурю чувств, его захлестывает от любви и восхищения.

Он вспоминает о своем крестьянском происхождении и годится им. Ему плевать на славу, ведь нет ничего сильнее любви к родным краям.

13. Композиция

Композиция простая, линейная.

Перед нами стихотворный монолог, в котором поэт рассказывает о своей искренней любви к родине.

Можно выделить несколько смысловых частей. Сначала идет пейзажная зарисовка, в которой автор восхищается открывшейся ему картиной, знакомой еще с детства. Затем он, окрыленный радостью, рассуждает о своем крестьянском происхождении, которым очень гордится. И, наконец, признает, что даже слава не так важна, как встреча с родными краями.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень ярким, живым языком. Автор рисует поистине волшебные картины окружающей его природы, при этом, не используя никакой высокой лексики. Его язык максимально прост и понятен любому человеку.

15. Размер, рифма, строфика

Рассматриваемое стихотворение написано четырехстопным ямбом. Ямб отличается напевностью, мелодичностью, в нем можно передать все чувства лирического героя.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), причем иногда встречаются неточные рифмы (осин – сын, сани – крестьянин).

Стихотворение состоит из семи четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В рассматриваемом произведении тоже много:

  • эпитетов («разливные бубенцы», «неприглядная дорога»),
  • метафор («звоны мерзлые осин», «юность русских деревень»),
  • олицетворений («тот почти березке каждой ножку рад поцеловать»).

17. Значение произведения

Стихотворение очень важно для всего творчества Есенина, ведь оно описывает ту гамму чувств, которую испытал поэт, впервые за много лет приехавший на родину. Мы понимаем, как сильно автор любил ее и тосковал по ней.

18. Актуальность

Каждый человек любит малую родину и радуется долгожданной встрече с ней. Вот почему это стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.

19. Моё отношение

Мне очень нравится произведение. Оно написано красивым языком и вызывает ответные чувства и эмоции.

20. Чему учит

Стихотворение учит любить те края, где родился, и искренне наслаждаться их неповторимой красотой.

Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» С. А. Есенин. СРОЧНО. ПОМОГИТЕ

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» С. А. Есенин. СРОЧНО. ПОМОГИТЕ

  1. Анализ стихотворения С. А. Есенина Мелколесье. Степь и дали.

Это стихотворение одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:

Вот опять вдруг зарыдали

По такой дороге, неприглядной, да любимой навек. ездил много всякий русский человек. Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.

Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:

У меня отец крестьянин,

Ну, а я крестьянский сын.

Вид этой чахленькой местности вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта — одушевленность природы:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей размер, характерный для частушек.

Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Композиция произведения основана на градации постепенном нарастании чувства любви к родине.

Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, звоны мерзлые осин. частушки под венку и, наконец, вой гармошки, смерть-отравы.

Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.

Related Posts

Post navigation

Анализ стихотворения «Мелколесье

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» С. А. Есенин. СРОЧНО. ПОМОГИТЕ

  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали». Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других). Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого: Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором: Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. (Одушевленность, олицетворение). По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека. Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями: У меня отец – крестьянин, Ну, а я – крестьянский сын. Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта — одушевленность природы: Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек. Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека: Эх, гармошка, смерть-отрава, Знать, с того под этот вой Не одна лихая слава Пропадала трын-травой. Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине. Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин». частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы». Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.

«Мелколесье. Степь и дали…» С.Есенин

«Мелколесье. Степь и дали…» Сергей Есенин

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…»

Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал, что никогда не сможет стать знаменитым, если всю свою жизнь проведет в сельской глуши. Тем не менее, добившись успеха на поэтическом поприще, он остался обычным крестьянским парнем и подавляющее большинство своих стихов посвятил родной природе, которая являлась для него неиссякаемым источником вдохновения.

В 1925 году Есенин ненадолго вернулся на родину и был неприятно поражен переменами, которые произошли в размеренном укладе сельской жизни. Однако первые впечатления от поездки домой оказались очень трогательными и волнующими. Именно им посвящено стихотворение «Мелколесье. Степь и дали», в котором автор в очередной раз признается в любви к русской земле и осознает, что по сравнению с этим всепоглощающим чувством его творческие успехи попросту меркнут. «Неприглядная дорога», по которой ему довелось возвращаться в Константиново, вызывает у поэта настоящий восторг, к которому примешивается легкая грусть. Есенин осознает, что давно уже перестал быть частью этого мира, так знакомого ему с детства. Однако автор готов пожертвовать всем, чтобы хоть на мгновение прикоснуться к прошлому. Поэтому он заявляет» наплевать мне на известность и на то, что я поэт». В этот момент для него намного важнее то, что он возвращается домой, где не был почти 10 лет. Его чувства настолько искренни, что поэт «почти березке каждой ножку рад поцеловать».

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль

Самым ярким воспоминанием детства для Есенина являются перелив бубенцов в конской упряжке и звуки гармошки, которую он именует «смерть-отрава». Такое сравнение не является случайным, так как именно переборы гармони вызывают в душе русского человека целую гамму самых противоречивых чувств. Для Есенина они символизируют молодецкую удаль и безрассудство, поэтому в своем стихотворении автор отмечает, что под «вой» гармошки «не одна лихая слава пропадала трын-травой». Этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что готов отказаться от всего, что сумел достичь, ради прежней жизни, наполненной радостью и безмятежностью. Однако Есенин понимает, что обратной дороги для него уже нет, и сожалеет, что променял размеренную сельскую жизнь, простую и гармоничную, на сиюминутный успех.

Материал по литературе (9 класс) по теме:
Анализ стихотворения С.А.Есенина “Мелколесье. Степь и дали.”.

Предварительный просмотр:

А нализ стихотворения С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали».

Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:

Вот опять вдруг зарыдали

По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.

Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:

У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта – одушевленность природы:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек.

Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.

Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин», частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».

Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.

Сергей Есенин: «Мелколесье. Степь и дали»

January 22, 2016

Лирическое произведение «Мелколесье. Степь и дали», обожаемого многими представителя новокрестьянской поэзии и лирика С. А. Есенина, в очередной раз показывает необыкновенно трепетную любовь этого настоящего русского поэта к своей Родине. В его поэтическом творчестве именно она стала самым любимым и популярным мотивом. В своих произведениях Есенин зачастую задавал его, ставя в центр образ странника, который после долгих скитаний и испытаний возвращался в родные края, где, как ему казалось, даже природа трепетала и радовалась от его появления. Тема дороги стала традиционной и очень распространенной для многих русских классиков, таких как А. Блок, А. Пушкин, Н. Некрасов и других.

«Мелколесье. Степь и дали» – стих Есенина

Итак, в описании сюжета стиха мы видим очень невзрачный и незатейливый пейзаж. Душа и сердце героя волнуются, Есенин представляет в нем самого себя. В этот момент он разрывается от переполняющих эмоций и ликует, как те в звоне рыдающие «разливные бубенцы» «по дороге неприглядной, да любимой навек», по которой всякий русский человек ездил много раз.

Пейзаж в произведении «Мелколесье. Степь и дали» специально одушевлен автором. Такая местность в российской средней полосе обычна и ничем не примечательна, но здесь она изображена в гармонии с душой обычного русского крестьянина.

У Есенина никогда не утрачивались чувства к малой родине и связь со своими корнями. Он сам говорил, что отец его был крестьянином, а оттого и он крестьянский сын. В стихе «Мелколесье. Степь и дали» он сравнивает природу с родным человеком, выражает ему чувства благодарности и признательности в своих строках. Поэт уверен, что если кто хоть раз увидит этот край, тот березке каждой ножку будет рад поцеловать.

По его словам, известность ничто перед этой «чахленькой местностью», которая вызывает трогательные чувства признательности. Есенин помнит ее с раннего детства, эта земля вскормила его своими красотами и благоденствием, упоительными багряными закатами и восходами, душистыми травами и непроходимыми бродами.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»

От одной только мысли, что его герой возвращается на родину, поэта накрывает волна звуков гармони и напевы частушек. В этом ритме, кстати, стих и был написан. Использовался 4-стопный хорей, характерный для народных частушек.

Надо отметить, что Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал одним из последних. Тут он в некоторой степени обнажил свое предсмертное предчувствие, практически всегда присутствовавшее во всей его лирике. В последнем столбце упоминается совсем не зря кабацкий разгул, гармошка, и вот уж ходит по стопам трагическая погибель, которая для русского человека стала обычным делом. «Эх, гармошка, смерть-отрава…».

Есенин и родина

Поэт достаточно рано покинул свое родное село Константиновка, ведь он поехал покорять столицу, даже не подозревая о том, что ждет его там, и какая сильная тоска по родному краю будет мучить его всю жизнь. Веселая и беспутная Москва очень быстро наскучит русскому поэту. Он, конечно, понимал, что пробиться его таланту в селе не представлялось возможным. Но и достигнув огромного успеха на поэтическом поприще, Есенин не избавился от своих крестьянских корней, поэтому почти каждую строчку своих творений он будет посвящать природе, которая станет для него неиссякаемым источником поэтического вдохновения.

Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал в октябре 1925 года, именно тогда поэт решил ненадолго заехать в родную деревенскую глубинку – село Константиновка. Его первые впечатления от этой поездки стали незабываемо волнующими. Он был удивлен переменами, которые произошли за все время, пока его не было. Вдохновленный поначалу революционными идеями, он очень быстро разочаровался, и теперь только природа, тот уютный уголок детства, все так же по родному приветливо и ласково встретил его, готовый утешить и успокоить противоречивые мысли и чувства, усмирить гордыню и тщеславие. Именно здесь он опять тот самый веселый озорной мальчуган, а не разочарованный жизнью заграничный франт в английском костюме.

Неизбежность

В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» ощущается усталость поэта от постоянной мирской суеты. Ведь все, чего он хотел, Есенин уже добился, однако так и не понял, ради чего он жил, и в чем был смысл его жизни.

Последней фразой стихотворения, «не одна лихая слава пропадала трын-травой», он искренне признается, что готов отказаться от своих достижений ради прежней радостной скромной и безмятежной жизни, но, как человек уже умудренный опытом, он понимает, что дороги назад для него уже нет, как и его тихой спокойной старости в родных краях.

Это можно есть сколько угодно, не боясь поправиться: 12 диетических продуктов Познакомьтесь с двенадцатью диетическими продуктами, которые можно есть без всяких опасений каждый день.

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

19 знаменитостей, выглядевших совсем иначе до обретения популярности Мировые знаменитости, образами которых сейчас бредят миллионы поклонников, выглядели раньше совершенно иначе. Наши идеальные кумиры имели достаточно з.

Что произойдет с вашим телом, если вы будете есть бананы каждый день Хотя бананы не содержат большого количества кальция, зато они способствуют его усваиванию, этот процесс катализируют их фруктоолигосахариды. Таким обр.

7 секретов людей, у которых всегда чисто в доме Хотите, чтобы у вас в доме было чисто всегда, а не только по воскресеньям после генеральной уборки? Тогда следуйте этим советам.

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Послушайте стихотворение Есенина Мелколесье степь и дали

«Мелколесье, степь и дали» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, эпитеты, жанр

Стихотворение «Мелколесье. Степи и дали» – трогательное признание С. Есенина в любви к малой Родине. Изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мелколесье. Степи и дали» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мелколесье. Степь и дали.

История создания – произведение было написано в 1925 г., когда поэт посетил родное село Константиново после долгой разлуки.

Тема стихотворения – любовь к Родине и природе отчего края.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-признания лирического героя. Условно его можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о себе, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой».

Эпитеты«разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность».

История создания

С. Есенин рано покинул порог отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 поэт отправился в родное село Константиново. Первые впечатления от встречи с родными местами пробудили в душе поэта воспоминания о детстве и юности. Они и вдохновили Есенина на создания стихотворения «Мелколесье. Степи и дали». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но вопреки этому Константиново осталось дорогим сердцу уголком. Таким село предстает в анализируемом произведении.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Пугачев

В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный для литературы мотив любви к родному краю. Он реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Такой прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.

Тема раскрывается в несколько этапов. Сначала поэт описывает дорогие сердцу просторы. Лирический герой, видимо, добрался в деревню ночью, так как наблюдает за светом луны, разлившимся «во все концы».

Вдруг его внимание привлекает звон бубенцов, похоже, этот звук запечатлелся в памяти мужчины еще в детстве.

В центре ночного пейзажа дорога. Странник сразу говорит, что она «неприглядная». Тем не менее, он очень любит эту дорогу, ведь по ней «ездил всякий русский человек». А это значит, что путь протоптали ноги его предков. Любимая дорога вызывает в сердце мужчины бурю эмоций, наружу они выплескиваются гордой фразой: «У меня отец – крестьянин, ну, а я – крестьянский сын».

Мужчина осознает, что известность – ничто по сравнению с любовью к «чахленькой местности». Здесь он забывает о том, что является поэтом. Далее он описывает трепетные чувства, которые возникают при виде родной деревни. Заканчивается трогательный монолог обращением к гармошке, символизирующей душу русского народа.

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-признание лирического героя. Условно оно делится на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своем происхождении, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.

Жанр стихотворения – это пейзажная лирика. Написаны стихи – четырехстопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, воспроизведения эмоций лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. В строки автор вплел метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани!

Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой» и эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность».

Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина

Стихотворение «Мелколесье. Степи и дали» – трогательное признание С. Есенина в любви к малой Родине. Изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мелколесье. Степи и дали» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мелколесье. Степь и дали.

История создания – произведение было написано в 1925 г., когда поэт посетил родное село Константиново после долгой разлуки.

Тема стихотворения – любовь к Родине и природе отчего края.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-признания лирического героя. Условно его можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о себе, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой».

Эпитеты«разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность».

История создания

С. Есенин рано покинул порог отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 поэт отправился в родное село Константиново. Первые впечатления от встречи с родными местами пробудили в душе поэта воспоминания о детстве и юности. Они и вдохновили Есенина на создания стихотворения «Мелколесье. Степи и дали». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но вопреки этому Константиново осталось дорогим сердцу уголком. Таким село предстает в анализируемом произведении.

В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный для литературы мотив любви к родному краю. Он реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Такой прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.

Тема раскрывается в несколько этапов. Сначала поэт описывает дорогие сердцу просторы. Лирический герой, видимо, добрался в деревню ночью, так как наблюдает за светом луны, разлившимся «во все концы».

В центре ночного пейзажа дорога. Странник сразу говорит, что она «неприглядная» . Тем не менее, он очень любит эту дорогу, ведь по ней «ездил всякий русский человек» . А это значит, что путь протоптали ноги его предков. Любимая дорога вызывает в сердце мужчины бурю эмоций, наружу они выплескиваются гордой фразой: «У меня отец – крестьянин, ну, а я – крестьянский сын» .

Мужчина осознает, что известность – ничто по сравнению с любовью к «чахленькой местности» . Здесь он забывает о том, что является поэтом. Далее он описывает трепетные чувства, которые возникают при виде родной деревни. Заканчивается трогательный монолог обращением к гармошке, символизирующей душу русского народа.

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-признание лирического героя. Условно оно делится на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своем происхождении, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.

Жанр стихотворения – это пейзажная лирика. Написаны стихи – четырехстопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, воспроизведения эмоций лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. В строки автор вплел метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани!

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

25.04.2020

Есенин С. “Мелколесье. Степь и дали”

Главные герои стихотворения “Мелколесье. Степь и дали” и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Любит и тоскует по своей малой Родине. Романтик.

План пересказа стихотворения “Мелколесье. Степь и дали”

  1. Свет луны
  2. Бубенцы
  3. Любимая дорога
  4. Крестьянский сын
  5. Ножки берез
  6. Юность деревень
  7. Лихая слава

Главная мысль стихотворения “Мелколесье. Степь и дали”
Каждому мил родной край, его малая Родина.

Чему учит стихотворение “Мелколесье. Степь и дали”
Стихотворение учит любить свою Родину, родной край, место, где был рожден. Учит любить простую красоту родной земли. Учит не забывать свои корни. Учит не гнаться за славой.

Отзыв на стихотворение “Мелколесье. Степь и дали”
Мне очень нравится это романтичное стихотворение, которое пронизано острой грустью поэта по его родным местам. Поэт признается, что давно не видел этих мест и скучает по ним. Он хочет вернуться, хочет забыть про известность, его тянет домой. И мне понятно это стремление, ведь оно так естественно.

Анализ стихотворения “Мелколесье. Степь и дали”
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году.
По жанру это пейзажная и патриотическая лирика.
В стихотворении поэт в который раз обращается к горячо им любимым картинам малой Родины. Сколько бы не прошло лет, кем бы не стал автор стихотворения, но он все также любит места, в которых вырос. Очень тяжело приходится тому, кто волей судьбы оказался оторван от своей Родины, он всегда одинок и всегда испытывает ностальгию по родным местам. Стихотворение построено на контрастах, в нем веселье юности и разливные бубенцы соседствуют с рыданием, слезами, воем. Для усиления впечатления поэт часто использует гиперболы. И этот контраст передает переживания автора, с грустью вспоминающего минуты счастья.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Мелколесье. Степь и дали”
Эпитеты: разливные бубенцы, неприглядная дорога, звоны мерзлые, крестьянский сын, чахленькую местность, лихая слава.
Метафоры: звоны осин, березке ножку
Олицетворения: зарыдали бубенцы, этот вой.
Гиперболы: свет во все концы, любимая навек, наплевать на известность, березке каждой готов целовать.
Метонимия: юность деревень.

Пословицы к стихотворению “Мелколесье. Степь и дали”
Всюду хорошо, а дома лучше.
Всякому мила родная сторона.
За горами хорошо песни петь, а жить лучше дома.
Родной край – и под елкой рай.
Нет в мире краше Родины нашей.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Мелколесье. Степь и дали”
Над мелколесьем светит луна. Рыдают бубенцы. По такой неприглядной, но любимой дороге ездил всякий.
Сани летят мимо осин. Поэт крестьянский сын. Ему не нужна известность, ведь он не видел родные места много лет. А ведь всякий, кто видел эту местность, готов целовать каждую березу.
На глаза наворачиваются слезы, ведь рядом веселится юность. И под вой гармошки пропадала не одна слава.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Мелколесье. Степь и дали”

Читать стихотворение “Мелколесье. Степь и дали”
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

«Мелколесье, степь и дали…»

стихотворение и анализ

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Краткое содержание

Т. Быкова. Дорога домой. 2012

Поэт рассказывает о том, что над мелколесьем светит луна. Он едет в санях по зимней дороге, которая им очень любима, но неприглядна. Автор слышит, как «рыдают» бубенцы. Сани пролетают мимо «мёрзлых» осин. Наблюдая за пейзажем, открывающимся ему, поэт замечает, что он «крестьянский сын». Много лет назад автор покинул родные места, уехал в город, чтобы обрести известность. Но, невзирая на унылые картины родной местности, он готов целовать каждую берёзу на пути следования домой. Глаза поэта застилают слёзы: он осознаёт, что рядом будет веселиться юность деревенская. Автор делает вывод, что под «вой» гармошки пропала не одна молодость.

История создания

Поэт в ранней юности решил уехать из отчего дома. Есенину удалось быстро завоевать творческое признание в литературных кругах, но город не смог затмить его крестьянскую душу. В 1925 г. автор отправился на свою малую родину, в село Константиново. Данное стихотворение Есенин написал по воспоминаниям об этой поездке. Увиденные во время путешествия картины окружающего мира пробудили в памяти поэта детские и юношеские воспоминания. Он был сильно разочарован увиденными переменами но, невзирая на это, продолжал любить родное село.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина С добрым утром
Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности это пейзажная лирика. В произведении присутствуют явные признаки реализма, имажинизма и романтизма. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Композиция произведения простая, линейная. Поэт создал стихотворный монолог, повествующий о глубокой любви к малой родине. Выделяются несколько семантических частей:

  1. Сначала идёт описание окружающего мира – это пейзажная зарисовка, в которой автор выражает восторг открывшейся ему картиной, знакомой с детских лет.
  2. Затем поэт, воодушевлённый радостью воспоминаний, размышляет о своих крестьянских корнях, которыми искренне гордится.
  3. В финале автор признаётся: творческая слава для него второстепенна по сравнению с важностью встречи с родным селом.
Образы и символы

В произведении представлено немало образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:

  • образ лирического героя является художественной проекцией самого поэта. Это сам Есенин едет, наблюдает, рассказывает обо всём увиденном;
  • образ бубенцов – для поэта они являются символом молодости, безрассудства. Есенин осознаёт, что обратной дороги нет: он променял простую размеренность сельской жизни на городской «сиюминутный» успех;
  • образ берёзки для поэта символизирует красоту и нежность молодой девушки, первую любовь, мечты о возможном счастье;
  • образ дороги является символом судьбы, жизненного пути. Дорога для поэта – это одновременно и путь домой, и путь из дома в большой город за творческой славой.
Темы и настроение

Автор раскрывает тему искренней любви человека к его малой родине, отчему дому. Тема раскрывается путём монолога лирического героя: поэтическое «Я» здесь полностью автобиографично. Монолог позволяет раскрыть тему любви поэта к родному селу и подводит его к выводу, что известность – это ничто, в сравнении с любовью к «чахленькой местности».

Основная идея

Есенин написал эти проникновенные строки для того, чтобы донести для нас идею, что каждому человеку дорог родной край, где он появился на свет и вырос. Произведение учит любить родину, ценить простую красоту родного края, не забывать свои корни. Также автор доносит идею о том, что не следует тратить жизнь на гонку за эфемерной славой.

Средства выразительности

Есенин использует широкую палитру выразительных средств:

  • метафоры – «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин»;
  • эпитеты – «разливные бубенцы», «чахленькая местность», «крестьянский сын»;
  • олицетворения – «зарыдали бубенцы», «этот вой»;
  • гиперболы – «свет во все концы», «любимая навек», «наплевать на известность»;
  • метонимия – «юность деревень».

Литература. 6 класс

Конспект урока

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали. », «Пороша».

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с пейзажной лирикой С. А. Есенина на примере стихотворений «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»;
  • развитие представлений о жанровом своеобразии, идее и лирическом герое произведений.

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Венка – двухрядная гармонь.

Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Мелколесье – редкие насаждения кустарников.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега.

Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались, и их можно было услышать далеко.

Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.

Чахленькая – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. Москва : Паритет, 2007. 320 с.
  3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 288 с.
  4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум – М., 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева.-Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий». URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (Дата обращения: 29.06.2019);
  • Московский Государственный Музей С. А. Есенина URL: http://esenin-museum.ru/virtual_tour (Дата обращения: 29.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лирика Сергея Есенина уникальна по своей мелодичности и проникновенности.

Недаром на его стихи так много написано романсов. Истоки этой напевности, несомненно, в той атмосфере, которая окружала поэта с детства: мелодичные народные песни, потрясающие пейзажи и огромная любовь к нему его бабушки и дедушки.

Мы часто видим, что у многих поэтов было не слишком радостное детство.

У Сергея Есенина детство, можно сказать, было счастливым. Несмотря на то, что родители его расстались, он был обласкан любовью и заботой.

Если у Александра Сергеевича Пушкина человеком, который его беззаветно любил, была его няня, то у Есенина был дедушка – Фёдор Андреевич.

Именно он учил маленького Серёжу писать и читать и снисходительно смотрел на всего шалости, а будущий поэт был озорным ребёнком. Наверно, в этом счастливом детстве и заложены истоки бескрайней любви поэта к своей Родине, как к рязанскому селу Константиново, так и к России в целом.

Поэтому русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.

«Мелколесье. Степь и дали. » было написано в 1925 году при очередном посещении села Константиново после долгой разлуки. Это трогательный монолог-признание лирического героя. Перед читателем внезапно открывается «чахленькая местность» с неприглядной, но любимой навек дорогой. Этот неказистый, но дорогой сердцу пейзаж пробуждает в поэте чувства восхищения, трогательной нежности:

Ножку рад поцеловать».

Увидев родные просторы, лирический герой вспоминает самые яркие впечатления детства: наигрыши гармошки и частушечные напевы, в ритме, которого и написано стихотворение – признание в любви.

Всё вокруг наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «звонами мёрзлых осин», наигрышем венки – двухрядной гармони.

Поэт показывает нам русскую глубинку с её неизменными фольклорными образами: берёзки, тройка с бубенцами.

«Неприглядная дорога», по которой ездил «всякий русский человек», любима поэтом. Именно она ведёт его к родным местам, которые он любит, гордится и по которым безмерно скучает.

Став знаменитым поэтом, Есенин не отрёкся от своих корней, а с гордостью произносит, объясняя свою близость к природе своим крестьянским происхождением:

«У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын. ».

Известный поэт жил в столице, вращался в богемной среде, часто бывал за рубежом, но готов забыть всё ради поездки в дорогое его сердцу Константиново:

«Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт».

Тем самым он утверждал сопричастность к этой чахлой, но бесконечно любимой рязанской местности.

Стихотворение «Пороша», написанное поэтом в 1914 году, является образцом пейзажной лирики.

Пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега.

В стихотворении мы встречаем лирического героя, который счастлив от созерцания зимнего леса, он восхищён родным пейзажем. Природа служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

«Дремлет лес под сказку сна», вокруг тишина, так тихо, что слышно даже цоканье копыт. И мы попадаем в сказку, в таинственный, волшебный лес, где может случиться всякое. Заколдованный невидимкою, лес манит нас. Вот сосна-старушка «повязалася белою косынкой» и «оперлася на клюку». Сравнения, олицетворения «вороны раскричались», «лес дремлет» передают красоту, зачарованность зимнего леса.

Стук дятла возвращает нас из сказки. Но наслаждение красотой родной природы не пропало.

Метафоры «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «снег стелет шаль» придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто оживает. Мир природы необыкновенно богат и красочен.

И лирический герой взывает человека радоваться встрече с красотой, с прекрасным. Это идея стихотворения.

Теоретический материал для углублённого изучения

Алгоритм анализа стихотворения:

  1. Прочитайте стихотворение несколько раз.
  2. Узнайте сведения об авторе произведения.
  3. Найдите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы).
  4. Какую картину рисует поэт? Представьте её себе, запишите, что представили.
  5. Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?
  6. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найдите слова в переносном значении, сравнения, подчеркните их в стихотворении, дайте им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выделите главные, центральные образы.
  7. Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения).
  8. Какие чувства вызывает стихотворение? Что вы представляете, когда читаете стихотворение?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте в отрывок из стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» пропущенные слова.

В стихотворении С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали. » мы представляем себе пейзаж, который видит поэт: мелколесье, степь, свет луны. Вставьте пропущенные средства выразительности:

зарыдали ______ бубенцы.

Анализируем фразу и находим ключевые слова «дорога», «бубенцы». Чтобы правильно вставить недостающее слово, необходимо понять, какой частью речи оно является. Задаём вопрос: дорога какая? Бубенцы какие? Вспоминаем, что на эти вопросы отвечает прилагательное, которое может выступать в роли определения и быть эпитетом.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

зарыдали разливные бубенцы»

Выделение цветом.

Выделите верное. Какой общей темой объединены стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»?

темой русской зимней дороги;

темой жизни и смерти.

После прочтения списка, вспоминаем, что в обоих произведениях поэт рисует зимний пейзаж. Поможет нам анализ названий (первые строчки) стихотворений: пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега; мелколесье. Степь и дали…– можно предположить, что речь идёт о дороге.

Обобщая всё, делаем вывод, что правильный ответ – «темой русской зимней дороги».

Выбор осуществляется выделением цветом правильного ответа.

Ссылка на основную публикацию