Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу…

Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу.

Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу” он написал будучи в 26 – летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни и её переосмыслении. Сергей Есенин пытается решить проблему приятия ухода юности, одновременно с этим осознаёт необходимость смирения перед неизбежным. Содержание произведения наполнено поэтическими деталями и образами. Розовый конь предстал перед читателями как символ начинающей молодой жизни, тот самый конь является олицетворением настоящего коня, на котором в детстве и юношестве Есенин скакал по родному рязанскому краю.

Если начинает автор с оттенков земного мира и розовых цветов, показывая в строке ” словно я весенней гулкой ранней” всю романтичность и доверчивость юности. Но всё же автор прочувствовал на себе суровость реальности, не веря в то, что всё в жизни произошло по – настоящему, это наблюдается в строке: “Неужели это так на самом деле?

Далее оттенки плавно переходят в более траурную гамму, которая показывает всё сожаление об ушедшей молодости и “свежести”. Сердце “тронутое холодком” будто разворачивает перед автором все события, и испытания, которые он с трудом пережил, и после которого он перестал верить в то, что преподнесла ему судьба.

Произведение Есенина, очевидно, несет для читателя исповедальный характер. К нему приходит осознание, что жизненный круговорот не прекращается, начинают цвести новые поколения, которые познают радость и горе жизни и также должны умереть, эта мысль закрадывается в строках:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Не каждый человек так спокойно может воспринять уход из этого мира, в этих строках ощущается огромный опыт автора. Есенин чувствовал жизнь и задумывался о смерти слишком часто, хотя он совсем недавно перешёл порог двадцатилетия.

Стихотворения Сергея Есенина в большинстве своём написаны очень простым языком, в голове будто сразу картина встает на месте, и понимание будто достигает своей вершины, однако вскоре уже прокрадывается настоящее осознание его глубины и искренности.

Анализ стихотворения Не жалею, не зову, не плачу. Есенина

Это стихотворение с философским уклоном написано в 1921 году. Обычно философствуют люди в более зрелом возрасте. А тут совсем молодой человек в полном расцвете сил. Почему? По всей видимости, не нашёл он себе места в этом мире. Ни в России, ни в Америке, куда он ездил. Там ещё хуже, чем в России – там всем правит доллар.

Никому не нужен ни он, ни его творчество. В России того времени надо было писать о партии, революции, коллективизации. Восхвалять конкретных людей, а не писать о чём-то возвышенном и эфемерном.

Поэт как бы подытоживает свой жизненный путь. Он столько пережил в своей такой короткой жизни, что многие за всю длинную жизнь не переживают. Писал, любил, трижды женился, пьянствовал дебоширил.

Он понимает что, жалей – не жалей, плачь – не плачь, зови – не зови нет возврата назад. Это тройное отрицание показывает безропотное принятие своей судьбы. Молодым и беззаботным больше никогда не будешь, не будешь ходить босиком по лесам и полям в «стране берёзового ситца». Как он нежно и трогательно – красиво говорит о России!

Сердце тронуло холодом, и оно стало медленнее биться. Есенин разочаровался в жизни, в творчестве, даже женщины больше не интересуют его. Не хочется больше буянить и дебоширить, чтобы привлечь к себе внимание. Он теперь уже и ничего не желает. Жизнь так быстро пролетела. Он не понимает жил он или это всё приснилось ему. Проскакал по жизни «на розовом коне».

Розовый конь – это наверно, наивные и романтичные мечты юности, когда было так спокойно и счастливо, и поэт не замечал очевидного. Смотрел на жизнь сквозь розовые очки. Но рано или поздно эти очки обречены, упасть и разбиться. А тут суровая реальность катит в глаза. Его не гнетут условности общества, он понимает, что все люди рано или поздно заканчивают свой жизненный путь. И уходят в вечность. Откуда у молодого человека такое христианское смирение? Он как будто предчувствует свою смерть, понимает её неотвратимость.

Стихотворение написано любимым стихотворным размером поэта – хореем.

Картинка к стихотворению Не жалею, не зову, не плачу.

Популярные темы анализов

Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней,

Одним из ярких детских произведений написанных Александром Блоком стало стихотворение “Сны”. Несомненно, во многих стихах Блока раскрывалась тема любви, переживаний и отношений между героями, но поэту так же, очень нравилось писать

Романтизм в литературе в России всегда будет ассоциироваться с Василием Андреевичем Жуковским и с его излюбленным жанром элегии. Стихотворение «Море» полностью подходит под эти данные и является классическим примером

Интересным фактом является то, что поэт по имени Евгений Баратынский, был одним из известных современных поэтов времен Александра Сергеевича Пушкина. И именно эти два великих поэта дружили между собой и поддерживали достаточно тесные

Стихотворение В. Я. Брюсова “Женщине”, относящее к жанру любовная лирика, было опубликовано в 1900 году в сборнике “Tertia Vigilia”. Произведение посвящено жене поэта – Иоанне Рунт, которую он буквально боготворил. Произведение увидело свет

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)

В чем смысл жизни? Кажется, этим вопросом задавался каждый. До него, безусловно, нужно духовно дорасти, ведь поиск смысла жизни – философская категория. Решения проблемы человеческого существования не найти ни в Интернете, ни в книгах, ни в фильмах. На этот вопрос не существует правильного ответа: для каждого человека уготовано свое предназначение. Часто случается так, что люди либо теряют смысл существования, либо не находят его вовсе. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» являет собой размышления Сергея Есенина на данную тему. Чтобы лучше понять мысли русского поэта, обратимся к подробному разбору произведения от Многомудрого Литрекона.

История создания

Биография авторов зачастую оказывает большое влияние на произведения. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное в 1921 году, передает настроение поэта в этот период его жизни. 20-е годы ознаменованы не очень приятными событиями: бурные действия в отечественной истории, разрыв с Зинаидой Райх, натянутые отношения с советскими властями. Сергей Есенин, начиная с этого времени, не раз обращается к философской теме. Он делает определенные выводы о собственной жизни, и нередко они оказываются безрадостными.

Есенин написал это стихотворение под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Там писатель размышляет о быстротечности жизни и ушедшей молодости. Он сетует на то, что его чувства притупились, исчезло любопытство, и каждое новое впечатление уже не радует глаз.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!

Жанр, направление, размер

  • Жанр – элегия. Данное стихотворение раскрывает потаенные уголки души поэта. Он наделил каждую строчку интимными переживаниями, проникнутыми настроением грусти.
  • Направление – имажинизм. В 20-е годы выходят несколько произведений, выдержанных в этом модернистском течении.
  • Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано пятистопным хореем. Есенин использует перекрестную рифмовку.

Композиция

Формально произведение состоит из пяти катренов, в каждом из которых лирический герой с эмоциональном нарастанием описывает свои чувства.

По содержание произведение можно поделить на несколько блоков:

  1. Самые первые строки – начало размышлений автора. Они овеяны грустью, но он только начинает развивать эту тему.
  2. Далее Есенин знакомит читателя со своей молодостью, как с целой страной — местом, где все хорошо, а жизнь беззаботна и весела.
  3. В кульминации стихотворения поэт как будто понимает, что изменился и он сам («я теперь скупее стал в желаньях»).
  4. К концу Сергей Есенин осознает, что все мы обречены на такую участь, что пришло время «процвесть и умереть».

Образы и символы

Центральным образом стихотворения является лирический герой, переживающий внутренний конфликт: «Я не буду больше молодым». Тоска по юности и свежести впечатлений заставляет его грустить и сожалеть о том, что счастье уже позади. Конечно, лирический герой передает чувства самого Сергея Есенина. В свои 26 лет он успел перенасытиться собственной жизнью. Поэт понимает, что его молодость осталась где-то далеко, что он «увяданья золотом охваченный» «скупее стал в желаньях».

Стихотворение также наполнено символами молодости: «страна березового ситца», «проскакал на розовом коне», «белых яблонь дым». Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый ход молодых лет, дым — мимолетность и призрачность юности, а яблони напоминают читателю о весне, которая так быстро сменилась осенью — «увяданья золотом охваченный». Есенин вспоминает о юности, как о далеком приятном воспоминании, навевающем тоску, потому что оно миновало, ушло, ускользнуло…

Темы и проблемы

  1. Основная тема стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» — быстротечность молодости. Поэт не просто вспоминает свою юность, но и осознает, что эта благословенная пора больше не повторится, а ведь именно с ней он связывал надежды и ожидания лучшего будущего.
  2. Тема прекрасной и «благословенной» юности тоже играет важную роль в произведении. Есенин с любовью и ностальгией описывает то, что он чувствовал в молодости. Бешеная скачка на розовом коне — вот то ощущение, по которому теперь лишь томится лирический герой.
  3. Определяющей проблемой этого стихотворения стала тоска по юности. Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны сновидению. Теперь уже ничего не исправить и не изменить. Впереди лишь увядание осени, которая не заменит «половодья чувств» весенней поры.
  4. Проблема равнодушия и холодности не дает покоя поэту в последние годы его жизни. Под влиянием увядания он изменился: стал менее эмоциональным, «скупым в желаньях».

Основная идея

Смысл произведения «Не жалею, не зову, не плачу» весьма поучителен. Приводя собственный пример, Сергей Есенин хотел уберечь читателей от малоприятных мыслей, предостеречь от пустого прожигания своей жизни («все мы в этом мире тленны»). Нужно задуматься о том, что каждый новый день приближает нас к смерти и что нельзя терять ни минуты. Так будет всегда, поэтому Есенин «благословляет и жизнь, и смерть». А разве может быть иначе?

Главная мысль этого стихотворения — смирение с неизбежностью и светлая тоска по тому, что все-таки цвело, а значит, не зря пришло в этот мир.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сестре Шуре (Ты запой мне ту песню, что прежде) Есенина

Средства выразительности

  • Чтобы передать тоскливое настроение, Сергей Есенин использует большое количество эпитетов: «утраченная свежесть», «тленны» и так далее.
  • Поэт также использует метафоры, с целью обрисовать свою юность: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и другие.
  • В конце стихотворения нельзя не отметить лаконичную лексическую конструкцию: льющаяся «с кленов листьев медь» как медленно угасающая жизнь.

Можно сказать, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» строится по принципу градации, так как эмоциональная значимость к финалу произведения заметно возрастает.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану

1. История создания

Печальное, пронизанное тоской по ушедшей навсегда молодости, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Есенин написал в 1921 году.

Тогда поэту было двадцать шесть, он познал горечь неудач, а жизнь не складывалась ни в личном, ни в общественном плане. Его не признавала новая власть, пытаясь притеснять и не давать возможности работать. За спиной остался полный боли, неудачный, тяжелый брак с Зинаидой Райх.

Сам поэт говорил, что написал это стихотворение, проникнувшись гоголевским вступлением к шестой главе бессмертных «Мертвых душ». По словам Есенина, все, что есть хорошего в его произведении, – заслуга Николая Васильевича.

Опубликовали стихотворение в 1922 году в журнале «Красная нива».

2. Литературное направление

Литературное направление, к которому относится произведение, – имажинизм с нотками романтизма и реализма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность анализируемого произведения – элегия.

5. Проблематика

Общественные или политические проблемы, раздирающие страну в то непростое время, поэт не затрагивает. Тут кроется нечто более глубинное, личное.

На первый план выдвигается проблема взросления, переосмысления жизни, понимания невозвратности молодости. Взрослея, человек меняется, и осознание этого стало основой произведения.

6. Тематика

Стихотворение затрагивает темы зрелости, изменения человека со временем. Кроме того, тут есть и размышления об увядании, грядущей старости, смерти.

7. Идея

В момент написания этого стихотворения в душе Есенина происходили определенные процессы: менялись жизненные приоритеты, интересы, да и вообще, отношение к миру в целом.

Автор написал произведение, чтобы отразить свое непростое состояние, осмыслить его, выразить все то, что накопилось внутри и требовало выхода. Он начал по-другому понимать жизнь, о чем и рассказал в элегии.

8. Пафос

Стихотворение наполнено грустью, некоторой ностальгией по ушедшей юности, печалью.

Но с другой стороны, автор ни о чем не жалеет. Об этом он заявляет в первой же строчке. Поэт смотрит с надеждой в будущее, и это настроение передается читателю.

9. Система образов

Есенин – мастер ярких художественных образов. Анализируемое стихотворение построено на противопоставлении, но неявном.

Автор не говорит открыто, что он уже другой, но через нарисованные образы молодости и зрелости читатель прекрасно понимает эту мысль: «я не буду больше молодым», «ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», «и страна березового ситца не заманит шляться босиком».

Молодость ушла, а вместе с ней и та беззаботность, открытость всему миру. Мы понимаем это, читая произведение. Вся система художественных образов работает на главную мысль текста: все изменилось.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет.

Автор передает собственные переживания, размышления и чувства через яркие картины, рисуемые буквально парой словесных штрихов.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь – сам автор, вернее, его художественная проекция. Поэт говорит о том, что чувствует лично, и читатель понимает его.

12. Сюжет

Элегия представляет собой художественное описание того, что происходит в душе автора. Это просто чувства, мысли, без какого-то определенного сюжетного составляющего.

13. Композиция

Композиция линейная, трехчастная:

  • в первом четверостишии поэт говорит о молодости, о ее безвозвратном и таком неожиданном уходе.
  • Затем следуют размышления об увядании, старости, неизбежной смерти.
  • Наконец, в последнем, пятом, катрене читателя ждет вывод о том, что все живое – тленно, но потому оно и достойно благословления и любви. Ценить нужно каждый миг, ибо все они безвозвратны.

Формально можно сказать, что:

  • первое четверостишие – завязка,
  • следующие три – постепенное развитие действия,
  • последнее – кульминация и развязка.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык любого есенинского текста поражает образностью, сочностью красок и яркостью сравнений. Анализируемое произведение тоже имеет все эти черты.

Несмотря на красивые картины, рисуемые автором, лексика максимально проста и понятна, нет никаких незнакомых или пафосных слов, все довольно прозрачно и четко.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пятью катренами.

Размер пятистопный хорей.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), часто используется неточная рифма (плачу – охваченный, реже – свежесть).

16. Средства художественной выразительности

Тексты Есенина порой полностью состоят из различных средств художественной выразительности. Богато ими и рассматриваемое произведение.

  • Много эпитетов: «белые яблони», «дух бродяжий», «утраченная свежесть».
  • Метафоры: «увяданья золотом охваченный», «белых яблонь дым», «березовый ситец», «сердце, тронутое холодком».
  • Поэт очень любил риторические обращения и вопросы, и тут они тоже встречаются: «ты теперь не так уж будешь биться, сердце…», «жизнь моя? иль ты приснилась мне?», «будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, что чувствовал автор в определенный период развития своего творчества. Оно наполнено философией, размышлениями о жизни и смерти, и в этом кроется особенное очарование такой лирики.

18. Актуальность

Люди всегда пытаются осмыслить неизбежность смерти, расставание с молодостью и вступление в пору зрелости. В этом смысле стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение. Оно наполнено ощутимой грустью, но вместе тем заканчивается позитивно, жизнеутверждающе, на высокой ноте.

20. Чему учит

Стихотворение учит принимать свой возраст, радоваться текущему моменту и не жалеть о прошлом. Да, все меняется, но нельзя относиться к этому с негативом, ведь жизнь нам дается лишь раз.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1-4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдет речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не жалею, не зову, не плачу.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь».

Эпитеты«утраченная свежесть», «я скупее».

Сравнения«все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, еще рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто историю написания произведения связывают с «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: …что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах мужчина признается в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком» , даже сердце теперь бьется по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «дух бродяжий» , поэтому речи зрелого мужчины обдуманы, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет ее розовым конем. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны» . С каждым днем человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть» .

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.

Жанр произведения – элегия, так как автор раздумывает над вечными философскими проблемами. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал средства выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры: « увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь» . Дополняются пейзажи эпитетами: «утраченная свежесть», «я скупее» и сравнениями – «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Читайте также:  Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано Есенина 6 класс

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

Меню статьи:

Текст стихотворения

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

История

В начале 1920 годов в творчестве С.А. Есенина появляются первые размышления о смысле жизни. Он анализирует свою юность, растраченную впустую. Он растратил много сил на мимолетные увлечения, отчего чувствовал себя усталым и избитым жизнью. Он прожил только четверть века, но уже ощутил увядание, грусть и тяжесть прожитых лет. Его жизнь была бурной также, как и время в России в начале XX века.

Во время первой мировой войны Есенин работал в Царскосельском военно-санитарном поезде, где видел много смертей и осознал, как тесно жизнь человека граничит со смертью, как много молодых уходят из жизни, не дожив и до его возраста.

В 1921 году, когда поэт написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» он пережил неудачный брак с З. Райх ( с 1917 по 1919 или 1920 год). Его отношения с новой властью нельзя было назвать гладкими, хотя признание его таланта было неоспоримо.

Произведение Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» можно назвать метафорой неотвратимости конца. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

В стране отвергали Творца и Его законы, и поэт не остался в стороне от общего направления. Как пользователь, отвергающий советы инструкции к применению от создателя, поэт слишком рано и не осмысленно израсходовал свой жизненный ресурс, поэтому в свои двадцать шесть ощущал себя угасающим и стареющим.

Стих был опубликован в 1922 году в журнале «Красная нива».

Поэт говорил, что признание стихотворения в равной степени может относиться к лирическому вступлению Н.В. Гоголя к шестой главе
«…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О, моя юность! о моя свежесть!».
Также в стихотворении заметны ноты грусти из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» «Люблю я пышное природы увяданье»

В эти годы С.А. Есенин на одном из выступлений отметил свою авторскую позицию:

«…Только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

Все перечисленные факты объясняют главную позицию автора в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» и дают нам понимание, почему в свои молодые годы он ощущал себя достаточно взрослым и зрелым мужчиной и так воспринимал жизнь.

Разочарование в жизни вылилось в то, что, в последние годы жизни поэт много пил.

Тема стиха

Тема стихотворения – грустные размышления о быстротечности жизни и смиренное принятие своей судьбы, какой бы она ни была. В свои 26 лет поэт ощущает угасание и тоску об утраченной свежести и прошедшей юности. Стихотворение наполнено грустью и мыслями об увядании.

Молодость ушла навсегда, но поэт понимает, что он «проскакал на розовом коне» и слишком торопился жить. Большая часть деталей проскользнула мимо, не оставив следа.

Сердце охладевает и не будет так горячо биться от событий, с которыми он будет встречаться в жизни. И не потому, что автор не ждет доброго в своем будущем, а от того, что он сам израсходовал свой потенциал, «скупее стал в желаньях», «утратил свежесть».

Есенин очень торопился жить, испробовать все. Он «скакал на розовом коне», хватая только бурные удовольствия, не терпя ограничений.

«Мне осталась одна забава…» – чувственный, грустный, очень личный стих Сергея Есенина. Предлагаем читателям «ознакомиться с его описанием

Но и то, что видел поэт вокруг, неслось по жизни с этой же огромной скоростью, ломая все на всем пути. Революция, гражданская война, погубившая тысячи жизней, боль и страдания умирающих. Люди с наганами, насаждающие новые правила и новую власть расправлялись со всеми, кто не был с ними согласен.

В свои 26 лет Есенин видел то, что многие не видят, прожив и до 90 лет. В то время, когда для многих жизнь только начинается, поэт ощущает «утраченную свежесть» и растраченную жизнь.

Большой талант поэта дает возможность показать красоту даже в этой грусти, потерянности и преждевременном угасании, но насколько больше он смог бы дать людям, если бы не потратил свой жизненный ресурс так рано. И все же поэт благословляет свою жизнь и предстоящую смерть.

Образы и символы

В стихотворении Есенина ясно просматриваются образы природы и человеческой жизни: расцвет, жизнь с ее устремлениями и ожиданиями, увядание и смерть.
Грусть поэта не в том, что жизнь когда-то закончится, он грустит о том, что пролетел над своей жизнью слишком быстро.

Образ «Пегаса» всегда рассматривался как вдохновение, творчество. В стихотворении Есенина он дает образ розового коня – творческой мечты. Розовая мечта всегда ассоциировалась с нереальностью, юношеской или детской мечтательностью. Есенин говорит о розовом коне, сравнивая свою поэзию с розовой мечтой.

В конце стихотворения поэт обращается к смерти, но не остается, «не увязает» в этой тяжелой теме. Лишь слегка касаясь ее, поэт благословляет все временное, что украшает жизнь людей, чему суждено цвести и умирать. Он дарит этому временному вечное благословение.

«…Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».

Композиция

Стихотворение делится на две части. В первой части автор рассказывает о юности, и посредством отрицания сообщает о том, что принимает все, что было в его жизни

Мимолетность событий и самой жизни поэт изображает даже не цветом яблони, он сравнивает ее с дымом, который исчезает, не оставляя следа. Увядание – не только грусть, но и драгоценность, ведь автор сравнивает его с золотом. Осенний холод бывает и на сердце, когда оно уже не отзывается живо на события жизни и не подталкивает снять защиты с души, а с ног – обувь, чтобы ощутить прикосновение жизни, касание травы.

Напоминание о весне мы видим также в словах «дух бродяжий» и в упоминании о «буйстве глаз» «половодье чувств». В этом катрене поэт раскрывает весну жизни и природы такой, какой он ее помнит.

Но приходит усталость, когда поэт становится «скупее в желаньях» и лишь следит взглядом за пролетевшей жизнью.

Подобный взгляд обычно встречается у тяжелобольных людей и у стариков. Но поэту лишь 26 лет… Он не сообщает о внешних причинах, которые дали толчок к написанию стихотворения, но смотрит на конец и смерть, словно подводя итог всей своей жизни.

В основе стихотворения антитеза, записанная в пяти катренах. Прошлое противопоставляется настоящему, а настоящее – будущему. Тема раскрывается последовательно, от катрена катрену, и кульминация всех рассуждений звучит в словах:

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»

Последний катрен подводит итог и выделяет философскую часть стихотворения, подчеркивает ее важность и значимость. Поэт благословляет свою жизнь и все, что ее украсило.

Главный герой

Стихотворение написано как исповедь – грустный рассказ главного лирического героя о своей жизни. Он начинает с трех отрицаний негатива: «Не жалею, не зову, не плачу».

Лирический герой прощается с юностью, с бурными желаниями и стремлениями. Словами «Буйство глаз и половодье чувств» лирический герой показывает, что не сдерживал и не контролировал в юности ни того, ни другого.

В произведении не говорится о причине подобной расточительности: юношу не научили или он сам отказался направлять, ограничивать и воспитывать свою творческую энергию, чтобы ее хватило на долгую и плодотворную жизнь. Поэт только констатирует факт – расплескав все, ему приходится только грустить об утраченном. Ведь словно после взрыва плотины, сила его внутренней энергии разрушила всю его жизнь, и в нем не осталось сил для жизни и творчества. Теперь великий талант, подаренный природой, преподносит только прощальные цветы его потерянной жизни.

Поэт успокаивает себя мыслью, что все люди на земле тленны. Но его талант мог подарить миру намного больше, если бы поэт умел направлять свою энергию, не расплескав ее, а приумножив, и если бы эта «тленность» пришла к нему в восемьдесят или девяносто лет.

Лирический герой говорит о настоящем в негативных оттенках, и говорит о смерти. Если раньше он не задумывался о конце, то сейчас понимает, что ни слава, ни талант не могут изменить того, что все когда-то закончится. Но в конце герой приходит к покою и примиряется с судьбой. Подобная аллегория характерна для представителей русской литературы.

В творчестве Есенина нередко встречаются темы жизни и смерти, прощание с молодостью, странника, находящегося в пути.

Основная идея стиха

Основная идея стиха – прощание с юностью и свежестью, рассказ о том, что грело душу прежде, а теперь прошло. На смену доверчивой и романтически-мечтательной юности приходит зрелость, размеренность и некоторая усталость.
Поэт сообщает, что для него все изменилось, даже стихи рождаются реже:

«…Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст…».

Ему не так часто, как в юности хочется обжигать слух слушателей пламенными стихами. Он уже не готов по зову весны бродить босиком по траве. Образ босых ног олицетворяет желание снять защиту души ради того, чтобы ярче ощутить жизнь. Поэт сообщает, что теперь его не так просто убедить раскрыть душу. Душа охладела, «сердце тронуто холодком».

Грусть прощания с прошлым сквозит во всем произведении, но поэт не бунтует, не пытается вернуть время вспять. Он благословляет жизнь и смерть.

Жанр стихотворения – элегия. Размер – пятистопный хорей, перекрестная рифмовка АВАВ.

Поэт размышляет над вечными философскими вопросами о жизни и смерти. Несмотря на то, что автор сообщает, что ни о чем не жалеет, все же на протяжении всего стихотворения преобладают грустные ноты. Поэт воспевает прошлое, к которому нет возврата. В начале и в конце стиха автор показывает положительный настрой. В начале он делает это через отрицание негатива, а заканчивает стих благословением всего, что приходит в этот мир, чтобы украсить его и умереть.

Читайте также:  Анализ стихотворения Топи да болота Есенина 7 класс

Встречается как мужская, так и женская рифма.

Особая музыкальность произведения достигается необычной строфикой и размером. Используется ассонанс – прием звукозаписи, в котором перепеваются звук «э» для передачи мягкости, монотонности, певучести. Также употребляется аллитерация (повторение звуков л,м,н)

Выразительные средства

В глубоко философском стихотворении содержится много выразительных средств:
В самом начале поэт употребляет отрицание: «Не жалею, не зову, не плачу». Через отрицание негативных проявлений чувств, лирический герой открывает нам свои эмоции.

Также мы видим в стихе эпитеты: «утраченная свежесть», «тленны», «я скупее», которые подчеркивают грустное настроение поэта.

Эпитет «розовый» подчеркивает радость и романтизм юности, освещенной солнцем, прекрасными мечтами и светлыми желаниями. Но юность минула, пришел «холодок» разочарований и цвет сменился на «медь» увядания и угасания.

В прекрасном стихе Есенина мы также видим антитезу – цветущие весенние яблони, как образ юности, полной сил и ожиданий, противопоставляются золотому увяданию осени – разочарованию и угасанию взрослой жизни, не получившей от жизни ожидаемого и угасанию старости.

Автор применяет очень красивые, необычные и трогательные метафоры: «с белых яблонь дым», «страна березового ситца» «Сердце, тронутое холодком», «увяданья золотом охваченный», «Дух бродяжий», «пламень уст». Очень необычно звучит метафора «буйство глаз и половодье чувств».

Сравнение: «все пройдет, как с белых яблонь дым» стало афоризмом. Беспечную, наполненную свежими силами молодость автор сравнивает с «розовым конем».

Образ коня также ассоциируется с Пегасом – символом творчества. Поэт говорит о свободной силе его таланта, раскрывшегося в юности.
Угасание жизни поэт раскрывает удивительной по красоте лексической конструкцией: «Тихо льется с кленов листьев медь…»

Также в стихотворении мы видим аллитерацию: «Дух бродяжий! ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст», инверсию: «С белых яблонь дым», риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?».

Стих «Не жалею, не зову, не плачу» – один из философских лирических стихотворений. Некоторые слышат в нем намек на мысли о самоубийстве, которое поэт совершил через четыре года.

Особенности стиха

Стихотворение по структуре является монологом, похожим на исповедь. Автор делится своими переживаниями с невидимым собеседником. Он рискует открыть душу читателю, надеясь найти отклик у собеседника. Именно поэтому это произведение находит путь ко многим сердцам – от сердца к сердцу.

Мы видим в нем обилие чувств, горьких замечаний, воспоминаний об ускользающем прекрасном прошлом. Лирическая философия стиха может смягчить самое черствое сердце. Именно эта доверительная интонация, открытость, простота и красота слога находит отклик у многих читателей и заставляет задуматься их о своей жизни.

Герой замечает, что в его остывающем сердце все меньше желаний и мало что теперь его трогает и от этого ему кажется, что горячая страстная юность ему просто приснилась.

Есенин, прослывший в свое время пьяницей и дебоширом, многое испытал в юном возрасте. В этом стихотворении сквозит раскаяние и сожаление о многих событиях его жизни, о том, что упущено и что невозможно вернуть. Он гнался за мимолетными ощущениями, торопился жить, словно потом сможет вернуть все назад и прожить еще раз, более основательно и полно. Но пришло время осознать, что все прожитое уже прошло, изменить или исправить ничего нельзя, и поэт это понимает. Сожалея о прошлом, автор признает, что все в этом мире тленно и время все расставит по местам.

Несмотря на ошибки прошлого, Сергей Есенин чувствует красоту слов. Его талант создает прекрасную картину из слов, которые звучат как музыка, превращая раскаяние и сожаление о потерянной юности в реальное произведение искусства.

Это прекрасное стихотворение положено на музыку, и его пели и поют тысячи людей. Его можно по праву считать одним из лучших произведений поэта.

Отзывы критиков

Прекрасное произведение Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» положено на музыку. Песню поют и пели тысячи людей. Удивительная мелодичность и печальная красота стиха не оставляет слушателей равнодушными

Жена поэта С.А. Толстая – Есенина свидетельствует: «Есенин рассказывал…что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда полушутя прибавлял: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь….».

С.А. Толстая – Есенина

«В мире музыки (….) пользуются термином «по мотивам». Так вот, Есенин, откликнувшись Гоголю душой, подхватил его мотив и на это создал свое, совершенно оригинальное стихотворение»

А. Михайлов (критик)

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне
– Сергей Есенин занимает свое уникальное место на литературном Олимпе. Он неповторим. Удивительно искренний, душевный, лиричный. Хорошо, что его Слово было, есть и будет жить…

С интернет ресурса https://www.labirint.ru/reviews/goods/364637/

Если Пушкин – России первая любовь, то Есенин ее последняя горькая страсть… Стихи Есенина твердят наизусть и поют под гитару даже те, кто вообще-то стихов не читает, потому что Есенин – не просто изумительный лирик, художник уникального, феноменального дара, он – певчая душа России, ее вешняя радость и вечная боль.

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»

Свои философские размышления о жизни, ее сути и скоротечности представил Сергей Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ произведения поможет читателю лучше понять посыл автора. Последний считал, что каждый человек должен задумываться о смерти, чтобы ценить каждый прожитый день. Подобные рассуждения прослеживаются во всем творчестве поэта.

История написания

Произведение «Не жалею, не зову, не плачу» Есенин написал в 26 лет. Это случилось в далеком 1921 году. На первый взгляд кажется, что автору в таком возрасте рано горевать об ушедшей молодости и задумываться о смерти. Однако начало XX столетия ознаменовалось приходом войны.

Сергей Александрович не участвовал в боевых действиях, но входил в полевой Царскосельский санитарный поезд. Именно там молодой человек увидел тонкую грань между жизнью и смертью. На момент создания стихотворения Есенин издал ряд сборников. Кроме того, в том же году он познакомился с девушкой, на которой вскоре женился. Перечисленные аспекты объясняют, почему автор считал себя взрослым человеком.

Нередко историю создания стихотворения связывают с гоголевскими «Мертвыми душами». Дело в том, что в лирическом отступлении произведения Николая Васильевича есть строки, суть которых отразилась в работе Сергея Александровича: «…что пробудило бы раньше живое движение, то скользит мимо. О моя юность!».

Стихотворение вышло на суд читателей в 1922 году. Его опубликовали на страницах издания «Красная нива».

Тематика произведения

Раздумья над жизнью человека не являются редкостью в мировой литературе. В своем произведении автор раскрыл тему скоротечности человеческого бытия, в котором связаны воспоминания о годах юности. В центре стихотворения лирический герой, повествование ведется от первого лица.

С первых строк становится понятно, что Есенин не жалеет о безвозвратно ушедшей юности. Зрелость он называет «порой увяданья», однако позиционирует это время как золото. Скорее всего, герой понимает, что прожитые годы подарили неоценимый опыт. Ему уже нет дела до юношеских забав, нет желания «шляться босиком». Кажется, что даже сердце стало биться иначе.

Вместе с молодостью ушел и «дух бродяжий». Именно поэтому изречения взрослого мужчины обдуманные, глаза уже не наполняются буйством.

Герой обращает внимание, что теперь у него стало меньше желаний. В определенный момент он задумывается, не приснилось ли ему та самая молодость. В процессе этих рассуждений рождается оригинальный образ юности, которой автор дает название «розовый конь». Этот цвет символизирует беззаботность, а животное — быстротечность лет.

В завершение Сергей Александрович обобщает вышесказанное, но использует уже множественное число. Известную истину, которая гласит, что «все в этом мире тленно» повторяет лирическое местоимение «мы». Проживая каждый день своей жизни, человек постепенно близится к концу. От этого никуда не уйти, поэтому автор «благословляет как жизнь, так и смерть».

Размер, композиция и жанр

«Не жалею, не зову, не плачу» — произведением, которое написано в жанре элегии. Это обусловлено тем, что Есенин раздумывает над философскими проблемами человеческого бытия. Вопреки утверждениям лирического героя, что он не переживает по поводу прожитых лет, в монологе присутствует грустное настроение.

В произведение представлена перекрестная рифмовка АВАВ, присутствуют не только мужские, но и женские рифмы. Размер стихотворения — пятистопный хорей, который считается наиболее удачным.

Аналогичным образом написаны различные народные песни, близкие людям, душевное настроение которых может воспринимать жизненную, душевную и природную красоту.

Произведение можно разделить по смыслу на 2 части: сначала лирический герой вспоминает о юности, затем озадачивается вечным вопросом касательно жизни и смерти. Формально стих Есенина включает в себя 5 катренов, причем по смыслу каждый предыдущий плавно переходит в следующий. Последнее четверостишие — некий вывод, позволяющий поэту сделать более выразительной философскую часть.

Основная идея

Суть произведения Сергея Есенина заключается в скоротечности жизни человека. Лирический герой автора примиряется с природой, получает покой. Подобные аллегории свойственны русской литературе. Формула антитезы текущего момента, прошедшего и будущего является основой стихотворения.

Тематика постепенно раскрывается и достигает кульминации. Для творчества поэта характерны следующие мотивы и темы:

  • странник и дорога;
  • прощанье с молодостью;
  • жизнь и смерть.

Сначала Сергей Александрович обращается к самому себе и прожитой жизни, в конце произведения — к человечеству. Довольно драматически демонстрируется образ розового коня. Подобный прием в литературоведении позиционируется как Пегас, который олицетворяет вдохновение.

В своем стихотворении Есенин подводит своеобразную черту под пройденной жизнью, анализирует результаты и несбывшиеся мечты. Без преувеличения можно сказать, что это произведение — лучшая работа поэта.

Выразительные средства

Этот стих Есенина, как и другие его работы, пронизан лучшими выразительными средствами. Некоторые из них:

Эти приемы позволяют расставить в этом стихотворении необходимые акценты, передать настроение поэта, его взгляд на указанную тематику. Эпитет «розовый» отображает ноты радости, которые характерны для юности — это своеобразный образ всего доброго и светлого. Однако молодость быстро проходит, на ее место становится разочарование.

В этом замечательном стихотворении автор применяет такое художественное средство, как антитеза. Например, в произведении «белых яблонь дым» противопоставляется «осеннему увяданию». В результате старость сопоставляется с молодостью, а мечты юности — разочарованию зрелости. Кроме того, в стихотворении можно встретить и другие средства выражения:

  • сравнение;
  • риторический вопрос;
  • аллитерация;
  • инверсия.

Сергей Александрович умело использовал средства выражения в произведении «Не жалею, не зову, не плачу». Вся красота и мелодичность душевного состояния героя были полностью переданы читателю. Это замечательное стихотворение великого русского поэта спустя время было положено на музыку. Для большинства композиция стала любимой.

Ссылка на основную публикацию