Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу…

Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу.

Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу” он написал будучи в 26 – летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни и её переосмыслении. Сергей Есенин пытается решить проблему приятия ухода юности, одновременно с этим осознаёт необходимость смирения перед неизбежным. Содержание произведения наполнено поэтическими деталями и образами. Розовый конь предстал перед читателями как символ начинающей молодой жизни, тот самый конь является олицетворением настоящего коня, на котором в детстве и юношестве Есенин скакал по родному рязанскому краю.

Если начинает автор с оттенков земного мира и розовых цветов, показывая в строке ” словно я весенней гулкой ранней” всю романтичность и доверчивость юности. Но всё же автор прочувствовал на себе суровость реальности, не веря в то, что всё в жизни произошло по – настоящему, это наблюдается в строке: “Неужели это так на самом деле?

Далее оттенки плавно переходят в более траурную гамму, которая показывает всё сожаление об ушедшей молодости и “свежести”. Сердце “тронутое холодком” будто разворачивает перед автором все события, и испытания, которые он с трудом пережил, и после которого он перестал верить в то, что преподнесла ему судьба.

Произведение Есенина, очевидно, несет для читателя исповедальный характер. К нему приходит осознание, что жизненный круговорот не прекращается, начинают цвести новые поколения, которые познают радость и горе жизни и также должны умереть, эта мысль закрадывается в строках:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Не каждый человек так спокойно может воспринять уход из этого мира, в этих строках ощущается огромный опыт автора. Есенин чувствовал жизнь и задумывался о смерти слишком часто, хотя он совсем недавно перешёл порог двадцатилетия.

Стихотворения Сергея Есенина в большинстве своём написаны очень простым языком, в голове будто сразу картина встает на месте, и понимание будто достигает своей вершины, однако вскоре уже прокрадывается настоящее осознание его глубины и искренности.

Анализ стихотворения Не жалею, не зову, не плачу. Есенина

Это стихотворение с философским уклоном написано в 1921 году. Обычно философствуют люди в более зрелом возрасте. А тут совсем молодой человек в полном расцвете сил. Почему? По всей видимости, не нашёл он себе места в этом мире. Ни в России, ни в Америке, куда он ездил. Там ещё хуже, чем в России – там всем правит доллар.

Никому не нужен ни он, ни его творчество. В России того времени надо было писать о партии, революции, коллективизации. Восхвалять конкретных людей, а не писать о чём-то возвышенном и эфемерном.

Поэт как бы подытоживает свой жизненный путь. Он столько пережил в своей такой короткой жизни, что многие за всю длинную жизнь не переживают. Писал, любил, трижды женился, пьянствовал дебоширил.

Он понимает что, жалей – не жалей, плачь – не плачь, зови – не зови нет возврата назад. Это тройное отрицание показывает безропотное принятие своей судьбы. Молодым и беззаботным больше никогда не будешь, не будешь ходить босиком по лесам и полям в «стране берёзового ситца». Как он нежно и трогательно – красиво говорит о России!

Сердце тронуло холодом, и оно стало медленнее биться. Есенин разочаровался в жизни, в творчестве, даже женщины больше не интересуют его. Не хочется больше буянить и дебоширить, чтобы привлечь к себе внимание. Он теперь уже и ничего не желает. Жизнь так быстро пролетела. Он не понимает жил он или это всё приснилось ему. Проскакал по жизни «на розовом коне».

Розовый конь – это наверно, наивные и романтичные мечты юности, когда было так спокойно и счастливо, и поэт не замечал очевидного. Смотрел на жизнь сквозь розовые очки. Но рано или поздно эти очки обречены, упасть и разбиться. А тут суровая реальность катит в глаза. Его не гнетут условности общества, он понимает, что все люди рано или поздно заканчивают свой жизненный путь. И уходят в вечность. Откуда у молодого человека такое христианское смирение? Он как будто предчувствует свою смерть, понимает её неотвратимость.

Стихотворение написано любимым стихотворным размером поэта – хореем.

Картинка к стихотворению Не жалею, не зову, не плачу.

Популярные темы анализов

Стихотворение написано в 1915 году. Есенин переезжает с Москвы в Петроград и начинает печататься в детских изданиях. Много его произведений это воспоминания из его детства и юности о природе и его родном крае. В этом стихотворении

Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,

Стихотворение Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” с первой строчки завлекает и завораживает читателя, полностью погружая в свою таинственность. Это одно из самых ранних стихотворений, которое написала Анна Ахматова.

Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать

В данном произведении, не очень длинном, можно с лёгкостью увидеть и тёплое отношение автора к не городской жизни, и восторг от признания такими чистыми и искренними слушателями как дети. Всё это, а также другие подобные чувства так

Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану

1. История создания

Печальное, пронизанное тоской по ушедшей навсегда молодости, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Есенин написал в 1921 году.

Тогда поэту было двадцать шесть, он познал горечь неудач, а жизнь не складывалась ни в личном, ни в общественном плане. Его не признавала новая власть, пытаясь притеснять и не давать возможности работать. За спиной остался полный боли, неудачный, тяжелый брак с Зинаидой Райх.

Сам поэт говорил, что написал это стихотворение, проникнувшись гоголевским вступлением к шестой главе бессмертных «Мертвых душ». По словам Есенина, все, что есть хорошего в его произведении, – заслуга Николая Васильевича.

Опубликовали стихотворение в 1922 году в журнале «Красная нива».

2. Литературное направление

Литературное направление, к которому относится произведение, – имажинизм с нотками романтизма и реализма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность анализируемого произведения – элегия.

5. Проблематика

Общественные или политические проблемы, раздирающие страну в то непростое время, поэт не затрагивает. Тут кроется нечто более глубинное, личное.

На первый план выдвигается проблема взросления, переосмысления жизни, понимания невозвратности молодости. Взрослея, человек меняется, и осознание этого стало основой произведения.

6. Тематика

Стихотворение затрагивает темы зрелости, изменения человека со временем. Кроме того, тут есть и размышления об увядании, грядущей старости, смерти.

7. Идея

В момент написания этого стихотворения в душе Есенина происходили определенные процессы: менялись жизненные приоритеты, интересы, да и вообще, отношение к миру в целом.

Автор написал произведение, чтобы отразить свое непростое состояние, осмыслить его, выразить все то, что накопилось внутри и требовало выхода. Он начал по-другому понимать жизнь, о чем и рассказал в элегии.

8. Пафос

Стихотворение наполнено грустью, некоторой ностальгией по ушедшей юности, печалью.

Но с другой стороны, автор ни о чем не жалеет. Об этом он заявляет в первой же строчке. Поэт смотрит с надеждой в будущее, и это настроение передается читателю.

9. Система образов

Есенин – мастер ярких художественных образов. Анализируемое стихотворение построено на противопоставлении, но неявном.

Автор не говорит открыто, что он уже другой, но через нарисованные образы молодости и зрелости читатель прекрасно понимает эту мысль: «я не буду больше молодым», «ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», «и страна березового ситца не заманит шляться босиком».

Молодость ушла, а вместе с ней и та беззаботность, открытость всему миру. Мы понимаем это, читая произведение. Вся система художественных образов работает на главную мысль текста: все изменилось.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет.

Автор передает собственные переживания, размышления и чувства через яркие картины, рисуемые буквально парой словесных штрихов.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь – сам автор, вернее, его художественная проекция. Поэт говорит о том, что чувствует лично, и читатель понимает его.

12. Сюжет

Элегия представляет собой художественное описание того, что происходит в душе автора. Это просто чувства, мысли, без какого-то определенного сюжетного составляющего.

13. Композиция

Композиция линейная, трехчастная:

  • в первом четверостишии поэт говорит о молодости, о ее безвозвратном и таком неожиданном уходе.
  • Затем следуют размышления об увядании, старости, неизбежной смерти.
  • Наконец, в последнем, пятом, катрене читателя ждет вывод о том, что все живое – тленно, но потому оно и достойно благословления и любви. Ценить нужно каждый миг, ибо все они безвозвратны.

Формально можно сказать, что:

  • первое четверостишие – завязка,
  • следующие три – постепенное развитие действия,
  • последнее – кульминация и развязка.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык любого есенинского текста поражает образностью, сочностью красок и яркостью сравнений. Анализируемое произведение тоже имеет все эти черты.

Несмотря на красивые картины, рисуемые автором, лексика максимально проста и понятна, нет никаких незнакомых или пафосных слов, все довольно прозрачно и четко.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пятью катренами.

Размер пятистопный хорей.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), часто используется неточная рифма (плачу – охваченный, реже – свежесть).

16. Средства художественной выразительности

Тексты Есенина порой полностью состоят из различных средств художественной выразительности. Богато ими и рассматриваемое произведение.

  • Много эпитетов: «белые яблони», «дух бродяжий», «утраченная свежесть».
  • Метафоры: «увяданья золотом охваченный», «белых яблонь дым», «березовый ситец», «сердце, тронутое холодком».
  • Поэт очень любил риторические обращения и вопросы, и тут они тоже встречаются: «ты теперь не так уж будешь биться, сердце…», «жизнь моя? иль ты приснилась мне?», «будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».
Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, что чувствовал автор в определенный период развития своего творчества. Оно наполнено философией, размышлениями о жизни и смерти, и в этом кроется особенное очарование такой лирики.

18. Актуальность

Люди всегда пытаются осмыслить неизбежность смерти, расставание с молодостью и вступление в пору зрелости. В этом смысле стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение. Оно наполнено ощутимой грустью, но вместе тем заканчивается позитивно, жизнеутверждающе, на высокой ноте.

20. Чему учит

Стихотворение учит принимать свой возраст, радоваться текущему моменту и не жалеть о прошлом. Да, все меняется, но нельзя относиться к этому с негативом, ведь жизнь нам дается лишь раз.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения – скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведения Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна. Автор с нежной грустью вспоминает былые времена « Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.» Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката – вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Пророчество?

Либо пророческие строки. Мне по сердцу вариант №2, так как Софья стала последней женой Сергея – раз, да и брак складывался тяжело, да так и не сложился. Сначала Есенина не хотели прописывать в Толстой, так как её жильё было по-пролетарски «уплотнено» и Сергею сразу отказали в прописке из-за «отсутствия специальности».

Пришлось доказывать, что ты поэт, но и после прописки Есенин в доме Толстых

«Чувствовал себя угнетенно, словно босой Лев Толстой укорял меня»».

Именно от Толстых его злым роком позвал Англетер, а между свадьбой и смертью Сергей успел побывать в психоневрологической больнице.

Структурный анализ стихотворения

По структуре произведение является стихом — монологом. Автор излагает свои грустные думы невидимому собеседнику. Для него это своеобразная исповедь, открывая душу читателю, он надеется получить глубокий отклик и сопереживание с его стороны. Именно эта доверительная интонация повествования, простота формы изложения мыслей так трогает читателя, заставляет его задуматься о собственной жизни.

Способом выражения авторской мысли является антитеза: Есенин противопоставляет весну и осень юности и зрелости. Осень природы Есенин сравнивает с закатом человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Народные корни поэта как нельзя лучше видны в этом стихотворении, однако, даже просторечья, здесь вписаны органично и лишь придают большей выразительности и целостности произведению.

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне. «Бродяжий дух» Есенина вырывается в данном стихотворении во всей своей полноте, он феерично использует образы природы для выражения собственных эмоций. Тонко подобранные метафоры рисуют в воображении читателя с одной стороны, отдельный, ни на что не похожий мир, с другой – очень емко и точно описывают родную для наших глаз Россию. «Страна березового ситца», «гулкая рань», «шляться босиком», «с белых яблонь дым» — все это помогает нам вспомнить и ощутить необъятные русские просторы, буквально вдохнуть родной воздух.

Полгода до Англетера

Сергей Есенин прожил после написания полгода, Софья Толстая-Есенина ещё 32 года (умерла в июне 1957 года), значит, вместе сгореть не получилось или сгорела только любовь? Более всего стихотворение напоминает прощание с Софьей, но тогда странно выглядит прощание ещё до свадьбы… .

Ответы на все вопросы мог бы дать только Есенин, нам же остаётся лишь вслепую раскладывать пасьянс, пытаясь найти ответ с помощью скупой биографии поэта и собственного воображения.

История создания

Биография авторов зачастую оказывает большое влияние на произведения. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное в 1921 году, передает настроение поэта в этот период его жизни. 20-е годы ознаменованы не очень приятными событиями: бурные действия в отечественной истории, разрыв с Зинаидой Райх, натянутые отношения с советскими властями. Сергей Есенин, начиная с этого времени, не раз обращается к философской теме. Он делает определенные выводы о собственной жизни, и нередко они оказываются безрадостными.

Есенин написал это стихотворение под впечатлением от лирического вступления к шестой главе

«Мертвых душ». Там писатель размышляет о быстротечности жизни и ушедшей молодости. Он сетует на то, что его чувства притупились, исчезло любопытство, и каждое новое впечатление уже не радует глаз.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!

Новые материалы

Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. Не знаю, как у других, но у меня такая иллюзия все же возникает. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы. Если пользоваться словами М. Пришвина, это “видение души человека через образы природы”.

Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный* промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)

В чем смысл жизни? Кажется, этим вопросом задавался каждый. До него, безусловно, нужно духовно дорасти, ведь поиск смысла жизни – философская категория. Решения проблемы человеческого существования не найти ни в Интернете, ни в книгах, ни в фильмах. На этот вопрос не существует правильного ответа: для каждого человека уготовано свое предназначение. Часто случается так, что люди либо теряют смысл существования, либо не находят его вовсе. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» являет собой размышления Сергея Есенина на данную тему. Чтобы лучше понять мысли русского поэта, обратимся к подробному разбору произведения от Многомудрого Литрекона.

История создания

Биография авторов зачастую оказывает большое влияние на произведения. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное в 1921 году, передает настроение поэта в этот период его жизни. 20-е годы ознаменованы не очень приятными событиями: бурные действия в отечественной истории, разрыв с Зинаидой Райх, натянутые отношения с советскими властями. Сергей Есенин, начиная с этого времени, не раз обращается к философской теме. Он делает определенные выводы о собственной жизни, и нередко они оказываются безрадостными.

Есенин написал это стихотворение под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Там писатель размышляет о быстротечности жизни и ушедшей молодости. Он сетует на то, что его чувства притупились, исчезло любопытство, и каждое новое впечатление уже не радует глаз.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!

Жанр, направление, размер

  • Жанр – элегия. Данное стихотворение раскрывает потаенные уголки души поэта. Он наделил каждую строчку интимными переживаниями, проникнутыми настроением грусти.
  • Направление – имажинизм. В 20-е годы выходят несколько произведений, выдержанных в этом модернистском течении.
  • Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано пятистопным хореем. Есенин использует перекрестную рифмовку.
Читайте также:  Анализ стихотворения Топи да болота Есенина 7 класс

Композиция

Формально произведение состоит из пяти катренов, в каждом из которых лирический герой с эмоциональном нарастанием описывает свои чувства.

По содержание произведение можно поделить на несколько блоков:

  1. Самые первые строки – начало размышлений автора. Они овеяны грустью, но он только начинает развивать эту тему.
  2. Далее Есенин знакомит читателя со своей молодостью, как с целой страной — местом, где все хорошо, а жизнь беззаботна и весела.
  3. В кульминации стихотворения поэт как будто понимает, что изменился и он сам («я теперь скупее стал в желаньях»).
  4. К концу Сергей Есенин осознает, что все мы обречены на такую участь, что пришло время «процвесть и умереть».

Образы и символы

Центральным образом стихотворения является лирический герой, переживающий внутренний конфликт: «Я не буду больше молодым». Тоска по юности и свежести впечатлений заставляет его грустить и сожалеть о том, что счастье уже позади. Конечно, лирический герой передает чувства самого Сергея Есенина. В свои 26 лет он успел перенасытиться собственной жизнью. Поэт понимает, что его молодость осталась где-то далеко, что он «увяданья золотом охваченный» «скупее стал в желаньях».

Стихотворение также наполнено символами молодости: «страна березового ситца», «проскакал на розовом коне», «белых яблонь дым». Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый ход молодых лет, дым — мимолетность и призрачность юности, а яблони напоминают читателю о весне, которая так быстро сменилась осенью — «увяданья золотом охваченный». Есенин вспоминает о юности, как о далеком приятном воспоминании, навевающем тоску, потому что оно миновало, ушло, ускользнуло…

Темы и проблемы

  1. Основная тема стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» — быстротечность молодости. Поэт не просто вспоминает свою юность, но и осознает, что эта благословенная пора больше не повторится, а ведь именно с ней он связывал надежды и ожидания лучшего будущего.
  2. Тема прекрасной и «благословенной» юности тоже играет важную роль в произведении. Есенин с любовью и ностальгией описывает то, что он чувствовал в молодости. Бешеная скачка на розовом коне — вот то ощущение, по которому теперь лишь томится лирический герой.
  3. Определяющей проблемой этого стихотворения стала тоска по юности. Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны сновидению. Теперь уже ничего не исправить и не изменить. Впереди лишь увядание осени, которая не заменит «половодья чувств» весенней поры.
  4. Проблема равнодушия и холодности не дает покоя поэту в последние годы его жизни. Под влиянием увядания он изменился: стал менее эмоциональным, «скупым в желаньях».

Основная идея

Смысл произведения «Не жалею, не зову, не плачу» весьма поучителен. Приводя собственный пример, Сергей Есенин хотел уберечь читателей от малоприятных мыслей, предостеречь от пустого прожигания своей жизни («все мы в этом мире тленны»). Нужно задуматься о том, что каждый новый день приближает нас к смерти и что нельзя терять ни минуты. Так будет всегда, поэтому Есенин «благословляет и жизнь, и смерть». А разве может быть иначе?

Главная мысль этого стихотворения — смирение с неизбежностью и светлая тоска по тому, что все-таки цвело, а значит, не зря пришло в этот мир.

Средства выразительности

  • Чтобы передать тоскливое настроение, Сергей Есенин использует большое количество эпитетов: «утраченная свежесть», «тленны» и так далее.
  • Поэт также использует метафоры, с целью обрисовать свою юность: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и другие.
  • В конце стихотворения нельзя не отметить лаконичную лексическую конструкцию: льющаяся «с кленов листьев медь» как медленно угасающая жизнь.

Можно сказать, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» строится по принципу градации, так как эмоциональная значимость к финалу произведения заметно возрастает.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1-4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдет речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не жалею, не зову, не плачу.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь».

Эпитеты«утраченная свежесть», «я скупее».

Сравнения«все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, еще рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто историю написания произведения связывают с «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: …что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах мужчина признается в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком» , даже сердце теперь бьется по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «дух бродяжий» , поэтому речи зрелого мужчины обдуманы, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет ее розовым конем. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны» . С каждым днем человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть» .

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.

Жанр произведения – элегия, так как автор раздумывает над вечными философскими проблемами. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал средства выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры: « увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь» . Дополняются пейзажи эпитетами: «утраченная свежесть», «я скупее» и сравнениями – «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

«Не жалею, не зову, не плачу» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – история создания, жанр,тема

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1-4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдет речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не жалею, не зову, не плачу.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь».

Эпитеты«утраченная свежесть», «я скупее».

Сравнения«все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, еще рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Часто историю написания произведения связывают с «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: …что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах мужчина признается в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком», даже сердце теперь бьется по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «дух бродяжий», поэтому речи зрелого мужчины обдуманы, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет ее розовым конем. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны». С каждым днем человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть».

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.

Жанр произведения – элегия, так как автор раздумывает над вечными философскими проблемами. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал средства выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры: «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь». Дополняются пейзажи эпитетами: «утраченная свежесть», «я скупее» и сравнениями – «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)

Автор: Guru · 26.02.2019

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921) представляет собой философские размышления поэта о жизни, ее быстротечности. По его мнению, человек должен думать о смерти для того, чтобы чувствовать жизнь с особенной остротой. Такие размышления прослеживаются, в принципе, во всем творчестве С.А. Есенина. Монолог лирического героя характерен для поэта, размышления о жизни, о том, что все рано или поздно проходит, в частности об ушедшей юности, которую уже не вернуть.

История создания

Автор написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» в возрасте 26 лет. В воспоминаниях А.С. Толстого встречается мнение, что С.А. Есенин написал это произведение в свете влияния лирического отступления из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Также можно отметить реминисценцию из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» («пышное природы увяданье»). На одном из своих выступлений Сергей Александрович обозначил свою интересную авторскую позицию:

…Только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь.

Поэтому в рассматриваемом произведении очень хорошо прослеживаются его мысли и восприятие своей жизни.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано в жанре элегии, основной темой которой является прощание лирического героя со своей юностью, которая уходит с течением времени.

Более чем удачен размер стиха, ведь пятистопным хореем написано множество народных песен, которые также близки людям, чье душевное настроение способно воспринимать красоту жизни, красоту природы и красоту души.

Образы и символы

Стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» показывает, что жизнь стоит принимать такой, какая она есть – рассвет, увядание, неизбежное умирание. Это образы человека и природы.

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Однако следует отметить, что прощание лирического героя с ушедшей юностью звучит как его уход насовсем. Герой испытал очень много разочарований, в этих строках четко показано его душевное состояние на тот момент, хоть и молод.

Но не только об одном «умирании» мысли в стихотворении. Четко поставлен акцент в последней строфе, выражен словами «благословенно» и «процвесть».

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Темы и проблемы

С самого начала стихотворения отмечены три противопоставления «Не жалею, не зову, не плачу…». Здесь наблюдается отрицание негативных эмоций, лирический герой произведения показывает свои чувства.

Основная тема произведения – смиренное принятие своей судьбы. В целом, стихотворении представлено в форме грустного рассказа о настоящем, прощание с юностью, упоминание безвозвратно ушедшего времени, неповторимости жизни. После чего снова следуют одно за другим отрицания. В стихотворении настоящее и будущее соотносятся с прошлым. Как видно из текста, настоящее показано в негативном оттенке, что подчеркивается тремя отрицаниями. После чего автор обращается к «утраченной свежести» юности:

О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Именно здесь показан эмоциональный фон стихотворения, единое начало человека и природы. Далее лирический герой обращается к жизни:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Иллюзорность жизни уже осознана, мечты лирического героя о прекрасном несбыточны, показана склонность к самообману. В завершении показано признание диалектического единства жизни и смерти.

Основная идея

Смысл стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» — скоротечность жизни. Лирический герой С.А. Есенина находит покой и умиротворение, примиряется с природой и жизнью. Такая аллегория характерна для русской литературы. В основе произведения лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Тема постепенно раскрывается, кульминирует в стоках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». Темы и мотивы традиционны для творчества С.А. Есенина: жизни и смерти, прощания с юностью, странника и пути.

Сначала поэт обращается к себе, к своей пройденной жизни, а в конце – уже ко всему человечеству. Драматически показан образ розового коня, как уже ускакавшего, в литературоведении такой образ трактуется как Пегас, олицетворяющий творчество, вдохновение. В этом произведении автор подводит своеобразный итог прожитой жизни, ее результаты и несбывшиеся ожидания. С уверенностью можно констатировать тот факт, что элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» — это одно из лучших стихотворений поэта.

Средства художественной выразительности

Стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», как и его многие другие произведения, пропитано лучшими средствами художественной выразительности: эпитеты, метафора, антитеза расставляют нужные акценты в этом произведении, позволяют передать настроение автора и его взгляд на рассматриваемую тему.

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Эпитет «розовых» отражает оттенки радости, характерные юности, романтические направления – это своего рода символический образ солнца, светлого, долгожданного.

Даже обычный крестьянский конь стал розовых под лучами солнца. Но юность прошла, пришло безверие, наступило разочарование. Далее уже розовый цвет становится холодной медью:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…

В этом прекрасном стихотворении Есенин использует такое средство выражения, как антитезу. Так, цветущие яблони противопоставляются в стихотворении осеннему золоту увяданию, что означает противопоставление юности и старости, а юношеские мечты – разочарованиям взрослой жизни.

Прекрасные поэтические образы встречаются в стихотворении «страна березового ситца», «весенняя гулкая рань» и другие.

Как всегда, необычайный колорит придает стихотворению Есенина метафора: «буйство глаз и половодье чувств», «увяданья золотом охваченный». Фраза «Все пройдет, как с белых яблонь дым» стала афоризмом.

Также в стихотворении встречаются другие средства выразительности: аллитерация

«Дух бродяжий!» ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст,

инверсия: «С белых яблонь дым»

риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

С.А. Есенин умело использовал художественные выразительные средства языка в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», мелодичность и красота переданного душевного состояния в должной мере переданы читателю.

Это прекрасное произведение великого поэта положено на музыку, стало любимой песней многих людей. Тонкая задушевная линия содержания, красивое сочетание гласных звуков, и, как следствие, мелодичность всего стихотворения.

Ссылка на основную публикацию