Анализ стихотворения Есенина Ночь

Анализ стихотворения Есенина «Ночь (Тихо дремлет река…)»

Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день. Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью.

Именно к этим рани произведениям,

Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна вес вокруг серебрит». Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики.

Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы. И стихотворение «Ночь», лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Есенина «Сосна и река» Во время получения образования в церковно-приходской школе, располагавшейся в селе Спас-Клепики, Есенин подружился с Гришей Панфиловым – сыном местного приказчика, учившимся на год старше. Будущий поэт часто бывал у него в доме, где образовался небольшой кружок. В нем ученики читали и обсуждали книги, делились мнениями по различным вопросам. Среди любимых авторов – Лермонтов, Лев Толстой, […].

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна» Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в стихах этого автора присутствует множество символов, так как растения и явления природы он наделяет чертами живых существ. Если анализировать пейзажную лирику Сергея Есенина, то на […].

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу» В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, […].

Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович […].

Анализ стихотворения Фета «Благовонная ночь, благодатная ночь» К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что «ночью как-то вольнее дышать мне». В другом говорит: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью…». В лирике Фета ночь не […].

Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре. Есенин как бы продолжает известное стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». которое восходит к Горацию […].

Анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво» Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » входит в цикл «На поле Куликовом» (1908), который открывает третий том. Тема России, и раньше звучавшая в лирике Блока, становится в этой книге одной из центральных. Поэт осознает, что он, будучи русским, не может решать мировые проблемы, не преломляя их через судьбу России. В цикле «На поле Куликовом» […].

Анализ стихотворения Есенина «Гаснут красные крылья заката» Родился Сергей Есенин в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Родители Сергея были крестьяне. Мама, Татьяна Федоровна Титова, которая скончалась в 1955 году. Отец, Александр Никитич Есенин, который умер в 1931 году. Сергей Есенин рос тихим и спокойным ребенком, характерно совсем не похожим на других детей. С самого раннего детства, Сергей интересовался поэзией и уже […].

Лингвостилистический анализ стихотворения Есенина «Ночь». план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме, но на практике даже творческие люди не чужды пошлости жизни, простым разочарованиям и пониманию тщеты. Пожалуй, более того, именно такие люди могут себе лучше других признаваться в фальши и не стесняясь обличать фальш в других.

Какая ночь! Я не могу.. – написано всего за несколько недель до того как Есенина повесят в отеле Англетер и потом также положат на кровать, как он лежит в этом стихотворении. Лирический герой тут по большей части сам Есенин, возможно, он описывает даже какую-то настоящую ночь, которую провел со своей третьей супругой Софьей Толстой. По мнению биографов, Толстая обожала Есенина, но он был холоден и даже открыто проявлял эти чувства.

Тем не менее, в самом стихотворении мы видим немного другую и частично обличительную картину. Автор говорит об обмане между двумя людьми, о ситуации, когда игру называют любовью, когда люди только играют в любовь, но не чувствуют ничего настоящего. Более печальной и суровой становится ситуация, когда понятным становится факт безысходности и такой ощутимой потребности в человеческом счастье.

Как любой человек, который хочет и в чем-то даже требует душевного тепла и покоя, лирический герой соглашается играть в недорогую любовь, наслаждаться лукавой страстью. Этот контраст между иллюзорным и подлинным, между ожидаемым и действительным также выражается через образ снега и инея, которые видны на липах. Зимние узоры на деревьях могут казаться цветами и сердцу поэта даже хочется видеть их таковыми, но в этом стихотворении он не строит красивых картин, а наоборот обличает любые красивые иллюзии и говорит: там где кажутся красивые цветы на самом деле холод.

Откровенность и честность поэта с самим собой и своей избранницей явно заслуживают уважения. Помимо этого следует отметить красивый образ весны в душе, который, как мы видим не исчез, несмотря на довольно плачевное положение Есенина в 1925 году за несколько недель до гибели.

Тема стихотворения

Последний год поэт словно предчувствовал смерть и всё чаще возвращался в творчестве к прошлому, всё чаще его стихи стали походить на исповедь. Строки этого стихотворения пишутся ночью на фоне бессонницы, когда прошлое само всплывает перед глазами и сердце рвётся им поделиться.

Последней женщиной Есенина была Софья Толстая, которая искренне любила Сергея, но в ответ получила только уважение. С помощью Софьи автор золотых строк пытался оторваться от прошлого, но вскоре понял, что это невозможно.

Во второй строфе поэт признаётся, что с его стороны отношения игра:

Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью.

Нет, это не грубая игра, а просто очередная возможность что-то забыть, когда понимаешь, что чувств из себя не вытянешь – их больше нет!

Есенин понимает, что Толстая его любит, но не о такой любви мечтал поэт, в его понимании настоящая любовь может быть только взаимной, без взаимности это просто игра. Софья не сможет его разлюбить, так как и не любила по-настоящему, по-есенински.

Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела.

Вариант 2

Есенин всю свою жизнь не скрывал чувств особенно в последние годы своей жизни. Напротив, он открыто выражал и чувства, и мысли. Никогда не стремился чтобы критики его ценили, и всегда писал, что болело в душе. Именно поэтому можно смело сказать что он не поддерживал коллективизацию в отличие от своих коллег, которые хотели построить социализм, и всё дальше удалялся от них. Его это совершенно не интересовало так как он чувствовал, что исход его жизни уже давно предрешен. Он всегда знал разрушение души, есть физическая смерть.

За месяц до своей кончины Есенин написал чудесный стихотворение, которым поставил в неловкое состояние свою супругу, не открыл главного секрета кого он любил реальности. При прочтении произведений создается впечатление что поэт в прошлом, при этом он уже ничего не в силах изменить в своей жизни. Автор всегда скрывался от самого себя при жизни, возможно именно по этой причине он женился в третий раз, чтобы не чувствовать вокруг себя одиночество и неприятного душе состояния. Позже автор пришел к мысли что его бракосочетания с Софией оказалось его дурной ошибкой. На протяжении не одного года он подавлял в себе неприятные эмоции живя с Софией, но при этом никогда не хотел что либо менять всегда считая лучше такая любовь чем ничто. Их взаимоотношения позже автор описал в одном из своих стихотворений.

В тех строках Есенин полностью признал что любовь их прошла, а даже возможные ее никогда и не было, что он любил другую, а она возможно его и вовсе не любила. Он никогда не искал ответа почему же он до сих пор вместе с той которую не любит. Есенин и сам прекрасно понимал молодой супруги он был совершенно безразличен, фальшь и обман был в её наигранной нежности. Есенин описывал свои страдания переживания и мысли которых вслух никогда не произносил, как сложно было ему прятать в себе свое истинное лицо. Он прятал в себе чувства к девушке, которую никогда больше не увидит, не услышит ее голоса, и не обнимет. В этом стихотворении он показал своей жене что любовь лишь игра, притворство, и что любовь у него к другой. Поэту было тяжело жить с этой мыслью.

Кто была той неизвестной женщиной, которую любил поэт? Никто не знает до сих пор, многие предполагали Сардановская Анна в которую Есенин был влюблён, и не был решителен в признание ей об этом. Никто на сегодняшний день не может сказать с уверенностью кто же была эта девушка, и какие на самом деле чувства испытывал к ней автор.

Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу по плану

Кабаки и проститутка как допинг

Далее Сергей раскрывает сердце и выливает из него тайны. По его мнению, любить можно только раз, поэтому все остальные будут чужими, они заслуживают только уважения. Это понимание невозможности больше полюбить буквально убивает поэта, его запои становятся очень тяжёлыми, девицы с низкой социальной ответственностью (Путин) стали нормой жизни. Так Есенин стимулирует себя, чтобы больше написать до конца, который он предчувствует. В кабаках поэт забывается, перегружается и может после что-то написать, без этого допинга бумага остаётся пустой.

Не будем винить в этом Есенина, ведь мы давно сняли перед ним шляпы, а свои грехи он на 100% искупил талантом, которым делился с людьми.

Сергей Александрович приводит пример с липой – на ней уже нет цветов, на ней только иней, который некоторые путают с цветом. Липовый цвет отцвёл – любовь покинула жизнь поэта и вместо неё пришёл иней – безразличие к жизни.

Предпоследняя строфа ставит последние точки исповеди:

Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую.

Понятие «отлюбили» не раз проходит красной строкой в последние 2 года жизни автора «Чёрного человека». С потерей возможности любить жизнь потеряла иммунитет и не может защитить себя от смерти. Это одна из причин гибели Есенина, он ничего не видел впереди и не мог, да и не хотел, защищать жизнь.

Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день. Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью. Именно к этим рани произведениям, не омраченным весьма неприятными открытиями из «взрослой» столичной жизни, относится стихотворение «Ночь», черновой набросок которого был создан в 1911 году. Спустя некоторое время, уже находясь в Москве, Есенин вновь вернулся к этому произведению и внес в него некоторые коррективы. Тем не менее, общий смысл стихотворения был сохранен, и перед читателями открывается прекрасный ночной пейзаж на берегу реки, когда вся природа словно бы пребывает в некой дреме. «Темный бор не шумит, соловей не поет», — отмечает поэт. Лаконичные и короткие фразы, умышленно лишенные эпитетов, звучат очень сдержанно. Но в этом кроется особая прелесть стихотворения, при помощи которого поэт пытается донести до читателей, что истинная красота не требует обрамления в виде восторженных слов. Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна все вокруг серебрит». Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики. Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы. И стихотворение «Ночь», лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.

Искусственная любовь

В последней строфе уже нет исповеди, в ней автор соглашается на видимость «любви». Пусть будут эти лукавые объятья, которые помогут душе вспомнить настоящий май, когда липы ещё цвели. С кем сравнивает героиню (Толстую) поэт вопрос. Последняя настоящая любовь Есенина была Айседора Дункан, скорее всего, она и остались в сердце поэта до последнего дня жизни.

В стихотворении используются эпитеты «лунный свет», «охладевших лет», «лукавая страсть» и другие, а также есть олицетворения (липы манят, он обрисовывает) и метафоры (в сугробы ноги погружая).

Анализ стихотворения «Ночь» (А. Блок) | Литерагуру

Произведения Александра Блока занимали особое место в культуре России XVIII века. Но большую популярность он обрёл после стихотворения «Ночь», написанное в 1912 году. Несмотря на то, что стихотворение достаточно ёмкое по структуре, автор вложил в него глубокий смысл. Это произведение стало очень значимым для Блока.

Благодаря ему, Блок не только обрёл большую популярность, но также, это повлияло и на его мировоззрение в целом.

В его творческой жизни начался новый этап, когда он стал задумываться над более простыми вещами, отрекшись от так привычного для него символизма.

После трагической смерти смерти отца и сына поэта в 1909 году, Блок стал задумываться о философском смысле жизни, считая, что символизм не является реальностью и не имеет конкретики.

История создания

В 1905 году у Блока появился цикл «Страшный мир», по его мнению, страшный мир- это мир, губящий человека, мир безысходности и страданий. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1912 году, оно вошло в цикл «Страшный мир», потому что именно в нем чувствуется тот страх, который и имел в виду Блок.

История написания данного стихотворения довольно печальная и пессимистическая. Слова «ночь, улица и фонарь», упомянутые в стихотворении, возникли у автора, когда он гулял по улицам Петербурга.

Он любил проходить мимо Большого Крестовского Моста, с которого сбрасывались люди в реку, в надежде обрести покой и избавиться от проблем и мучений. Однако утопленников «оживляли» с помощью медикаментов из ближайшей аптеки.

Отсюда и смысл всего произведения.

Жанр, направление, размер

По жанру данное стихотворение является философской лирикой, в нем герой задумывается о смысле жизни. Он видит жизнь неким замкнутым пространством, из которого нет выхода.

Образы предметов в данном произведении создают, так называемую, кольцевую композицию: повторяются первая и последняя строчки.

Мысли лирического героя наполнены мраком, и в его тоне можно прочувствовать обреченность и душевную утомленность.

По размеру произведение написано четырёхстопным ямбом. Автор использовал в нем перекрестную рифмовку, так же, в стихотворении присутствует как женская, так и мужская рифма.

Образы и символы

Фонарь, аптека, ночь и улица выступают символами этого произведения. Этими словами автор начинает стихотворение, и ими же заканчивает, тем самым, образуя упомянутую кольцевую композицию. Эта композиция показывает то, что жизнь циклична от начала до конца. По мнению автора, даже перерождение не станет новым «началом», уточняя это фразой «Умрешь- начнёшь опять сначала».

В стихотворении Блока фонарь выступает не в образе света, который укажет путь к спасению главного героя, а напротив, автор назвал этот свет «тусклым», тем самым говоря о конце жизни. «Ледяная рябь канала» — это та самая река, из которой вытаскивали множество людей, совершивших суицид. Автор сам не раз был свидетелем таких происшествий, и именно этому он посвятил строчку.

Читайте также:  Анализ стихотворения Табун Есенина

Темы и проблемы

Темой этого произведения стало размышления автора над тем, почему люди приходят в этот мир. Но ответа на свой вопрос поэт так и не нашёл. Он понял, что жизнь, это повторяющийся цикл, отсюда и цикличность в стихотворении.

Так же, автор упоминает очень серьёзную проблему -самоубийство, говоря о том, что люди совершают суицид, пытаясь избавиться от «страшного мира». Жизнь людей, по мнению автора, лишена красок и всякого смысла.

Основная идея

Главной мыслью этого произведения считается сущность человека, как объекта безысходного стечения обстоятельств времени. По идее Блока, нет смысла в том, чтобы совершать суицид, все вернётся, и будет как прежде.

Стихотворения делится на две части, первая повествует о жизни, вторая же о смерти. Но настроение героя было таковым, что он не видел принципиальной разницы между этими двумя явлениями. Умерев, душа человека воплощается в облике другого, но перед ней все та же унылая картина.

Средства выразительности

В данном произведении существует множество средств выразительности, придающих тексту эмоциональную окраску, и в некоторых случаях, передающих скрытый посыл от автора.

Например, в первой строчке стихотворения видна парцелляция и ряд однородных членов: «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Так же есть эпитет «ледяная» в строчке «ледяная рябь канала». А в строчке «бессмысленный и тусклый свет» мы видим аллитерацию.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текст

Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность. Еще как будто берегу В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью, Пусть лучше этот лунный свет Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты Он обрисовывает смело,— Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз. Вот оттого ты мне чужая, Что липы тщетно манят нас, В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты, Что в этот отсвет лунный, синий На этих липах не цветы — На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую, И нам обоим все равно Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай В лукавой страсти поцелуя, Пусть сердцу вечно снится май И та, что навсегда люблю я.

Анализ стихотворения Сергея Есенина Свищет ветер

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер».

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил —
Так я еще никогда не думал.

Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.

Взглянет ли женщина с тихой улыбкой —
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой —
Я уже в ней и скачу далече.

О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-
Значит, удача промчалась мимо.

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

(Прежде чем читать дальше, прослушайте исполнение этой песни Дмитрием Певцовым в программе «Три аккорда»)

Стихотворение написано 14 октября 1925 года,за 2,5 месяца до убийства поэта.
26 ноября Есенин был вынужден согласиться на госпитализацию в психиатрическую
клинику чтобы избежать преследований сотрудниками ГПУ.
Ранее в сентябре 1925 сжег пакет с документами.
Его гибели хотят очень могущественные силы.

Они – это и есть «серебряный ветер». Преследование («свищет ветер») поэта происходит «в шелковом шелесте снежного шума» – обычной мирной доброй жизни, что еще сильнее подчёркивает враждебность «серебряного ветра».
Поэт впервые так остро ощущает опасность и безысходность.
«Так я еще никогда не думал».

Словами Владимира Высоцкого это состояние где-то можно, наверное, описать так:

«Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – опять, как вчера,-
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера».
(Это из песни «Охота на волков», написанной после выхода в советской печати критических статей против Высоцкого.)

Второе четверостишие начинается строками:
«Пусть на окошках гнилая сырость».
Поначалу они могут вызвать неприятие: что ж ты милый человек не можешь привести
окна что ли в порядок? Но не всегда это возможно, например, если окна тюремные, а человек – арестант.

Ранее слово «гнилой» встречается в переписке Есенина в связи с его арестом чекистами в 1920 году:
«Дорогой Разумник Васильевич!
Простите, ради Бога, за то, что не смог Вам ответить на Ваше письмо и открытку. Так все неожиданно и глупо вышло. Я уже собирался к 25 окт. выехать, и вдруг пришлось вместо Петербурга очутиться в тюрьме ВЧК. Это меня как-то огорошило, оскорбило, и мне долго пришлось выветриваться.
…Конечно, перестроение внутреннее было велико. Я благодарен всему, что вытянуло мое нутро, положило в формы и дало ему язык. Но я потерял зато все то, что радовало меня раньше от моего здоровья. Я стал гнилее…».

Отношение Есенина к новой действительности выражено словами:
«Я не жалею, и я не печален», следовательно, поэт не сдался и не пал духом.

Строки:
«Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале».
означают, что в этом новом периоде жизнь поэт любит так же, как и вначале, несмотря ни на что. Ни о каком самоубийстве речь не идет.

«О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо».
В этих строках, по-видимому, поэт подчеркивает свою связь с родиной (земля – это родина, вспомним есенинское: «Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак»), которая любит его и его счастье и удачи.

«Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.»
Здесь «все» включает в себя возможную гибель, смерть от “серебряного ветра.”

Похожие мотивы можно найти в стихах других поэтов:

1.«На слово “длинношеее” в конце пришлось три “е”.
Укоротить поэта! – вывод ясен.
И нож в него – но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен».

2.«Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем,-
Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом».

3.«Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье».

«И пусть мой напарник певчий,
Забыв, что мы сила вдвоем,
Меня, побледнев от соперничества,
Прирежет за общим столом.
Прости ему – он до гроба
Одиночеством окружен.
Пошли ему, бог, второго –
Такого, как я и как он».

“Другие мальчики, надменные и властные,
придут, сжимая кулачонки влажные,
и, задыхаясь от смертельной сладости,
обрушаться они на ваши слабости.
Вы будете — предсказываю — мучиться,
порою даже огрызаться зло,
но всё-таки в себе найдёте мужество,
чтобы сказать как вам ни тяжело:
«Давайте, мальчики!».

Или вот ситуация из жизни:

Беседуют адвокат с клиентом. Клиент попался дотошный. Придумывает одну ситуацию невероятнее другой. Адвокат терпеливо объясняет, что нужно делать в каждой из них. Но и его терпению приходит конец. Очередной, совсем уж тупиковый вариант, предложенный клиентом, он комментирует печальной фразой: “Ну, убьют”.

Поэтом по отношению серебряному ветру применено слово «обалдев», то есть ветер – он обалдевший. Отчего же так обалдел ветер? Думаю от безнаказанности. Синоним слова «обалдеть» – «одуреть». Прочитаем последние две строки с этим словом.

«Вот почему, одурев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер»

Звучит несколько иначе. А если вообще применить слово «озверев»?

Кто-то скажет, что у слова «обалдеть» есть и другой синоним- испытать восхищение, восторг от кого-, чего-либо. Но из стихотворения никак не видно от чего ветер должен испытывать восторг.

P.S. Почитал в интернете другие обсуждения этого стихотворения. Ничего похожего не нашел. Зато нашел, с чем поспорить.

1-я цитата. «Исходя из сказанного, попытаюсь прочесть стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…», которое С.Есенин написал в 1925 году, году его воскресения и году смерти поэта. Несомненно, он с тревогой и болью переживал ломку старого уклада жизни. В его стихах появляются грустные ноты… Поэт мечется в поисках решения тех вопросов, которые перед ним ставит жизнь. Лишь постепенно тревога в его стихах ослабевает, Есенин признается в спокойном отношении к былому, все больше верит в будущее и живет настоящим.
Пристальнее вглядываюсь и вдумываюсь в образный строй этого стихотворения, в его язык, чтобы понять, почему считается, что создано оно мастером слова.
Стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…», как мне кажется, является примером так называемой медитативной лирики с элементом риторического обращения. Но можно сказать, что это и стихотворение – раздумье с философской основой. Передо мной размышления лирического героя о жизни, о ее изменчивости и быстротечности. Звучит мотив смирения, но и мотив возрождения к новой жизни».

Мой комментарий к 1-й цитате. Все что здесь написано уже было в жизни и стихах Есенина. Например:

«Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».
И так далее.
А ведь поэт предупреждает, что новое стихотворение особенное, отличное от написанных ранее: «Так я еще никогда не думал».

2-я цитата. «Кроме того, стоит обратить внимание на начало последнего четверостишия:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.

Процитированные строки – квинтэссенция произведения. В них сконцентрирован смысл. Все остальное – только рама. Серебряный ветер зимы для лирического героя стал ветром перемен, позволившим осознать важные вещи.
Здесь Есенин становится близок к Пушкину. С лирикой великого русского поэта позднюю лирику Сергея Александровича роднят глубина, ясность и простота, мудрое приятие жизни.
В предсмертном цикле Есенин изображает зиму по большей части буйную, а не спокойную. Посмотрите, с чего начинается анализируемый текст. Поэт создает образ свободного ветра – вестника бодрости и удачи. По отношению к нему выбран глагол “свищет”, рождающий в голове у читателей ассоциации с непокорной стихией.
В другом стихотворении “плачет метель”, сравнимая с цыганской скрипкой. В какой-то момент буйство, показанное в “зимнем” цикле, прекращается. Ему на смену приходит тишина, навевающая мысли о приближающейся смерти. “Свищет ветер, серебряный ветер…” характеризуется кольцевой композицией.
Первая строка в точности повторяется в финале. В этом есть отсылка к вечному круговороту в природе, а также замкнутости человеческого существования – из неизвестности люди приходят на землю и туда же возвращаются.
Когда читаешь стихотворение “Свищет ветер, серебряный ветер…”, когда проникаешься жизнелюбивым пафосом произведения, становится трудно поверить в то, что всего через несколько месяцев после его создания Есенин покончил с собой. В тексте явно виден выход из глубочайшего духовного кризиса. Неудивительно, что многие поклонники творчества поэта до сих пор не принимают официальную версию о самоубийстве и продолжают выдвигать собственные варианты развития событий, произошедших в ночь с 27 на 28 декабря в петербургской гостинице “Англетер”.

3-я цитата. «Стих Есенина, как песня, летит навстречу очистительному ветру и благословляет перемены в душе лирического героя. “Дорогой зыбкой” продолжает шагать лирический герой, сознавая несовершенство мира, но принимая его таким, какой есть, с благодарностью и открытым сердцем. “Серебряный ветер” – ветер очищения и ветер перемен – открывает новые пути и сметает пепел сожалений о прошлом.
Своеобразный ритм стихотворения, пропуски слогов, неточная женская рифма придают стихотворению особенное звучание, расставляют акценты на особо значимых словах. Стихотворение летит вперед, передавая читателю уверенность в “счастье людском”. Метафорические эпитеты этого произведения погружают нас в слитое с зимней стихией светлое настроение автора».

Мой комментарий к 2-й и 3-й цитатам. Нет в стихотворении ни «жизнелюбивого пафоса», ни «светлого настроения автора». Посмотрите на лица слушателей этой песни в исполнении Дмитрия Певцова в программе «Три аккорда» и все поймете.

Лингвостилистический анализ стихотворения Есенина «Ночь». план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме, но на практике даже творческие люди не чужды пошлости жизни, простым разочарованиям и пониманию тщеты. Пожалуй, более того, именно такие люди могут себе лучше других признаваться в фальши и не стесняясь обличать фальш в других.

Какая ночь! Я не могу.. – написано всего за несколько недель до того как Есенина повесят в отеле Англетер и потом также положат на кровать, как он лежит в этом стихотворении. Лирический герой тут по большей части сам Есенин, возможно, он описывает даже какую-то настоящую ночь, которую провел со своей третьей супругой Софьей Толстой. По мнению биографов, Толстая обожала Есенина, но он был холоден и даже открыто проявлял эти чувства.

Тем не менее, в самом стихотворении мы видим немного другую и частично обличительную картину. Автор говорит об обмане между двумя людьми, о ситуации, когда игру называют любовью, когда люди только играют в любовь, но не чувствуют ничего настоящего. Более печальной и суровой становится ситуация, когда понятным становится факт безысходности и такой ощутимой потребности в человеческом счастье.

Как любой человек, который хочет и в чем-то даже требует душевного тепла и покоя, лирический герой соглашается играть в недорогую любовь, наслаждаться лукавой страстью. Этот контраст между иллюзорным и подлинным, между ожидаемым и действительным также выражается через образ снега и инея, которые видны на липах. Зимние узоры на деревьях могут казаться цветами и сердцу поэта даже хочется видеть их таковыми, но в этом стихотворении он не строит красивых картин, а наоборот обличает любые красивые иллюзии и говорит: там где кажутся красивые цветы на самом деле холод.

Откровенность и честность поэта с самим собой и своей избранницей явно заслуживают уважения. Помимо этого следует отметить красивый образ весны в душе, который, как мы видим не исчез, несмотря на довольно плачевное положение Есенина в 1925 году за несколько недель до гибели.

Тема стихотворения

Последний год поэт словно предчувствовал смерть и всё чаще возвращался в творчестве к прошлому, всё чаще его стихи стали походить на исповедь. Строки этого стихотворения пишутся ночью на фоне бессонницы, когда прошлое само всплывает перед глазами и сердце рвётся им поделиться.

Последней женщиной Есенина была Софья Толстая, которая искренне любила Сергея, но в ответ получила только уважение. С помощью Софьи автор золотых строк пытался оторваться от прошлого, но вскоре понял, что это невозможно.

Во второй строфе поэт признаётся, что с его стороны отношения игра:

Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью.

Нет, это не грубая игра, а просто очередная возможность что-то забыть, когда понимаешь, что чувств из себя не вытянешь – их больше нет!

Есенин понимает, что Толстая его любит, но не о такой любви мечтал поэт, в его понимании настоящая любовь может быть только взаимной, без взаимности это просто игра. Софья не сможет его разлюбить, так как и не любила по-настоящему, по-есенински.

Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела.

Вариант 2

Есенин всю свою жизнь не скрывал чувств особенно в последние годы своей жизни. Напротив, он открыто выражал и чувства, и мысли. Никогда не стремился чтобы критики его ценили, и всегда писал, что болело в душе. Именно поэтому можно смело сказать что он не поддерживал коллективизацию в отличие от своих коллег, которые хотели построить социализм, и всё дальше удалялся от них. Его это совершенно не интересовало так как он чувствовал, что исход его жизни уже давно предрешен. Он всегда знал разрушение души, есть физическая смерть.

За месяц до своей кончины Есенин написал чудесный стихотворение, которым поставил в неловкое состояние свою супругу, не открыл главного секрета кого он любил реальности. При прочтении произведений создается впечатление что поэт в прошлом, при этом он уже ничего не в силах изменить в своей жизни. Автор всегда скрывался от самого себя при жизни, возможно именно по этой причине он женился в третий раз, чтобы не чувствовать вокруг себя одиночество и неприятного душе состояния. Позже автор пришел к мысли что его бракосочетания с Софией оказалось его дурной ошибкой. На протяжении не одного года он подавлял в себе неприятные эмоции живя с Софией, но при этом никогда не хотел что либо менять всегда считая лучше такая любовь чем ничто. Их взаимоотношения позже автор описал в одном из своих стихотворений.

В тех строках Есенин полностью признал что любовь их прошла, а даже возможные ее никогда и не было, что он любил другую, а она возможно его и вовсе не любила. Он никогда не искал ответа почему же он до сих пор вместе с той которую не любит. Есенин и сам прекрасно понимал молодой супруги он был совершенно безразличен, фальшь и обман был в её наигранной нежности. Есенин описывал свои страдания переживания и мысли которых вслух никогда не произносил, как сложно было ему прятать в себе свое истинное лицо. Он прятал в себе чувства к девушке, которую никогда больше не увидит, не услышит ее голоса, и не обнимет. В этом стихотворении он показал своей жене что любовь лишь игра, притворство, и что любовь у него к другой. Поэту было тяжело жить с этой мыслью.

Кто была той неизвестной женщиной, которую любил поэт? Никто не знает до сих пор, многие предполагали Сардановская Анна в которую Есенин был влюблён, и не был решителен в признание ей об этом. Никто на сегодняшний день не может сказать с уверенностью кто же была эта девушка, и какие на самом деле чувства испытывал к ней автор.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кузнец Есенина

Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу по плану

Кабаки и проститутка как допинг

Далее Сергей раскрывает сердце и выливает из него тайны. По его мнению, любить можно только раз, поэтому все остальные будут чужими, они заслуживают только уважения. Это понимание невозможности больше полюбить буквально убивает поэта, его запои становятся очень тяжёлыми, девицы с низкой социальной ответственностью (Путин) стали нормой жизни. Так Есенин стимулирует себя, чтобы больше написать до конца, который он предчувствует. В кабаках поэт забывается, перегружается и может после что-то написать, без этого допинга бумага остаётся пустой.

Не будем винить в этом Есенина, ведь мы давно сняли перед ним шляпы, а свои грехи он на 100% искупил талантом, которым делился с людьми.

Сергей Александрович приводит пример с липой – на ней уже нет цветов, на ней только иней, который некоторые путают с цветом. Липовый цвет отцвёл – любовь покинула жизнь поэта и вместо неё пришёл иней – безразличие к жизни.

Предпоследняя строфа ставит последние точки исповеди:

Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую.

Понятие «отлюбили» не раз проходит красной строкой в последние 2 года жизни автора «Чёрного человека». С потерей возможности любить жизнь потеряла иммунитет и не может защитить себя от смерти. Это одна из причин гибели Есенина, он ничего не видел впереди и не мог, да и не хотел, защищать жизнь.

Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день. Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью. Именно к этим рани произведениям, не омраченным весьма неприятными открытиями из «взрослой» столичной жизни, относится стихотворение «Ночь», черновой набросок которого был создан в 1911 году. Спустя некоторое время, уже находясь в Москве, Есенин вновь вернулся к этому произведению и внес в него некоторые коррективы. Тем не менее, общий смысл стихотворения был сохранен, и перед читателями открывается прекрасный ночной пейзаж на берегу реки, когда вся природа словно бы пребывает в некой дреме. «Темный бор не шумит, соловей не поет», — отмечает поэт. Лаконичные и короткие фразы, умышленно лишенные эпитетов, звучат очень сдержанно. Но в этом кроется особая прелесть стихотворения, при помощи которого поэт пытается донести до читателей, что истинная красота не требует обрамления в виде восторженных слов. Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна все вокруг серебрит». Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики. Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы. И стихотворение «Ночь», лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.

Искусственная любовь

В последней строфе уже нет исповеди, в ней автор соглашается на видимость «любви». Пусть будут эти лукавые объятья, которые помогут душе вспомнить настоящий май, когда липы ещё цвели. С кем сравнивает героиню (Толстую) поэт вопрос. Последняя настоящая любовь Есенина была Айседора Дункан, скорее всего, она и остались в сердце поэта до последнего дня жизни.

В стихотворении используются эпитеты «лунный свет», «охладевших лет», «лукавая страсть» и другие, а также есть олицетворения (липы манят, он обрисовывает) и метафоры (в сугробы ноги погружая).

Анализ стихотворения «Ночь» (А. Блок) | Литерагуру

Произведения Александра Блока занимали особое место в культуре России XVIII века. Но большую популярность он обрёл после стихотворения «Ночь», написанное в 1912 году. Несмотря на то, что стихотворение достаточно ёмкое по структуре, автор вложил в него глубокий смысл. Это произведение стало очень значимым для Блока.

Благодаря ему, Блок не только обрёл большую популярность, но также, это повлияло и на его мировоззрение в целом.

В его творческой жизни начался новый этап, когда он стал задумываться над более простыми вещами, отрекшись от так привычного для него символизма.

После трагической смерти смерти отца и сына поэта в 1909 году, Блок стал задумываться о философском смысле жизни, считая, что символизм не является реальностью и не имеет конкретики.

История создания

В 1905 году у Блока появился цикл «Страшный мир», по его мнению, страшный мир- это мир, губящий человека, мир безысходности и страданий. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1912 году, оно вошло в цикл «Страшный мир», потому что именно в нем чувствуется тот страх, который и имел в виду Блок.

История написания данного стихотворения довольно печальная и пессимистическая. Слова «ночь, улица и фонарь», упомянутые в стихотворении, возникли у автора, когда он гулял по улицам Петербурга.

Он любил проходить мимо Большого Крестовского Моста, с которого сбрасывались люди в реку, в надежде обрести покой и избавиться от проблем и мучений. Однако утопленников «оживляли» с помощью медикаментов из ближайшей аптеки.

Отсюда и смысл всего произведения.

Жанр, направление, размер

По жанру данное стихотворение является философской лирикой, в нем герой задумывается о смысле жизни. Он видит жизнь неким замкнутым пространством, из которого нет выхода.

Образы предметов в данном произведении создают, так называемую, кольцевую композицию: повторяются первая и последняя строчки.

Мысли лирического героя наполнены мраком, и в его тоне можно прочувствовать обреченность и душевную утомленность.

По размеру произведение написано четырёхстопным ямбом. Автор использовал в нем перекрестную рифмовку, так же, в стихотворении присутствует как женская, так и мужская рифма.

Образы и символы

Фонарь, аптека, ночь и улица выступают символами этого произведения. Этими словами автор начинает стихотворение, и ими же заканчивает, тем самым, образуя упомянутую кольцевую композицию. Эта композиция показывает то, что жизнь циклична от начала до конца. По мнению автора, даже перерождение не станет новым «началом», уточняя это фразой «Умрешь- начнёшь опять сначала».

В стихотворении Блока фонарь выступает не в образе света, который укажет путь к спасению главного героя, а напротив, автор назвал этот свет «тусклым», тем самым говоря о конце жизни. «Ледяная рябь канала» — это та самая река, из которой вытаскивали множество людей, совершивших суицид. Автор сам не раз был свидетелем таких происшествий, и именно этому он посвятил строчку.

Темы и проблемы

Темой этого произведения стало размышления автора над тем, почему люди приходят в этот мир. Но ответа на свой вопрос поэт так и не нашёл. Он понял, что жизнь, это повторяющийся цикл, отсюда и цикличность в стихотворении.

Так же, автор упоминает очень серьёзную проблему -самоубийство, говоря о том, что люди совершают суицид, пытаясь избавиться от «страшного мира». Жизнь людей, по мнению автора, лишена красок и всякого смысла.

Основная идея

Главной мыслью этого произведения считается сущность человека, как объекта безысходного стечения обстоятельств времени. По идее Блока, нет смысла в том, чтобы совершать суицид, все вернётся, и будет как прежде.

Стихотворения делится на две части, первая повествует о жизни, вторая же о смерти. Но настроение героя было таковым, что он не видел принципиальной разницы между этими двумя явлениями. Умерев, душа человека воплощается в облике другого, но перед ней все та же унылая картина.

Средства выразительности

В данном произведении существует множество средств выразительности, придающих тексту эмоциональную окраску, и в некоторых случаях, передающих скрытый посыл от автора.

Например, в первой строчке стихотворения видна парцелляция и ряд однородных членов: «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Так же есть эпитет «ледяная» в строчке «ледяная рябь канала». А в строчке «бессмысленный и тусклый свет» мы видим аллитерацию.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текст

Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность. Еще как будто берегу В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью, Пусть лучше этот лунный свет Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты Он обрисовывает смело,— Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз. Вот оттого ты мне чужая, Что липы тщетно манят нас, В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты, Что в этот отсвет лунный, синий На этих липах не цветы — На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую, И нам обоим все равно Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай В лукавой страсти поцелуя, Пусть сердцу вечно снится май И та, что навсегда люблю я.

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта» статья по литературе (11 класс) по теме

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.
История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

«Летний вечер», анализ стихотворения Блока

Стихотворение А. Блока «Летний вечер» является представителем жанра пейзажной лирики.

Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето определяется благодаря таким чертам, как: некошеная межа, песня жницы, сжатая рожь. Безличные предложения подчеркивают тишину и спокойствие природы.

Стихотворным размером автором выбран четырехстопный ямб, в первом и третьем четверостишье рифма перекрестная, во втором — парная.

Александр Александрович Блок использовал такие тропы:

  • олицетворения («лучи. лежат». «дремотой. трава объята» );
  • метафоры («красный диск луны» );
  • эпитеты ( «последние лучи». «луговые дали» , «вечерней тишины». «дремотой розовой» );

Стилистические фигуры стихотворения: обращения («Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне» ).

Повествование ведется от лица лирического героя. Лирический герой Блока имеет настроение, связанное с тревогой и душевным непокоем. Пейзаж, наблюдаемый им, является поводом для яркого выражения желания устремиться к своей цели, стать свободным от рутинной жизни. Ключевыми словами, определяющими его настроение, стали существительные: дремота, туман, дали, ночь, луна, закат. Кроме того, в последней строфе возникает резкий подъем, устремление, озвученное с помощью побудительных фраз «Забудь заботы. «. «Умчись без цели. «. В итоге если считать это возбуждение сильным вдохом на полную грудь, то в конце строчка «. навстречу ночи и луне!» является как-бы выдохом, полным печальной мечты и безнадежности.

Литературное направление стихотворения «Летний вечер» — романтизм, о чём говорит одухотворение целительной природы.

Жанр — элегия (грустное настроение, сентиментальное описание природы и неосуществленное стремление к свободе).

Помимо анализа «Летнего вечера» обратите внимание на другие сочинения:

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята». Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Анализ по стиху Блока Летний вечер

Александр Александрович Блок, как поэт, был одни из крупнейших представителей русского символизма, всегда отличался особой чувственной лирикой. В то же время он не считал нужным вкладывать некую значимость и уникальность вещей во все свои произведения, порой, он просто описывал происходящие с ним события и обстановку вокруг него с точки зрения заурядного обывателя. Александр Блок никогда не забывался, в своих стихотворениях он открыто говорил как о своих чувствах, так и об отношении к окружающему миру, что определенно продемонстрировал в «Летнем вечере». Только к началу двадцатого века поэт увлёкся таким направлением в литературе, как мистицизм и остался верен ему до конца своих дней.

Стихотворение было написано Александром Александровичем в 1898 году, сразу после окончания им гимназии. Пройдя через тяжелую и трудоёмкую учёбу, через экзамены и даже моральное потрясение, Блок решил отдохнуть в Подмосковье, в имении Шахматово, которое принадлежало родственникам по материнской линии. Позже он узнал, что поступил в Петербургский университет.

В своём произведении «Летний вечер» Блок описывает красивейший закат, лучи которого приковывали его внимание, охватывая собой огромное ржаное поле. Пьянящий запах некошеной ещё травы, будто специально заставлял его впадать в дремоту среди необъятных розовых далей. На открытом пространстве стояла таинственная вечерняя тишина: «… ни ветерка, ни крика птицы… », — говорит нам автор. Постепенно на небе появлялась луна, залитая удивительно красным светом, и вот уже она гипнотизировала просторы, да так, что замирала песня жницы.

В данном произведении основной темой является противоречие чувств: ощущения необходимости в постоянном движении и свободы. С одной стороны, Александр Блок, только начинает забывать о типичных заботах гимназиста, убеждает себя не поддаваться, отбросить все цели и бежать куда глаза глядят « … в туман и в луговые дали… », он охвачен желанием вскочить быстрее на коня и мчаться навстречу ночной луне. Но с другой, поэт так устал, и окружающий вид так вскружил ему голову, что все мысли об устремлении куда-либо отходят на второй план. Хочется просто улечься на мягкую траву, закрыть глаза и чувствовать, как уходит день, слышать, как приходит ночь, впасть в безмятежность и кануть в бездну спокойствия.

Анализ стихотворения Летний вечер по плану

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина». Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Стихотворение «Летний вечер» Блок Александр Александрович

Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Бывает, в парке, в летний вечер Бывает, в парке, в летний вечер, Заметишь нескольких девчат. Они идут тебе навстречу И что-то тихо говорят. Но вот тебя в листве зеленой Увидят — и наперебой, Пожалуй, слишком оживленно,…
  2. Летний вечер Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами….
  3. Летний вечер Вечерний день томителен и ласков. Стада коров, качающих бока, В сопровожденье маленьких подпасков По берегам идут издалека. Река, переливаясь под обрывом, Все так же привлекательна на вид, И небо в…
  4. Летний вечер тих и ясен Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То…
  5. Летний вечер в деревне А. А. Коринфскому В деревне, чуть заря вечерняя займется, Играет молодежь, сплетаясь в хоровод, Звучит гармоника, и песня раздается Такая грустная, что за сердце берет. Но грусть сроднилася с крестьянскою…
  6. Летний северный вечер Уж солнце клубом закатилось За корбы северных елей, И что-то белое дымилось На тусклом помосте полей. С утесов, шаткою стеною, Леса над озером висят И, серебримые луною, Верхи иглистые торчат…
  7. Пилигрим В одежде пыльной пилигрима, Обет свершая, он идет, Босой, больной, неутомимо, То шаг назад, то два вперед. И, чередуясь мерно, дали Встают все новые пред ним, Неистощимы, как печали,- И…
  8. Вечер Я каждый раз невесело встречаю Заботы мелкие и шум докучный дня, И только с сумраком я снова оживаю — В ночи есть тайная отрада для меня. Люблю я час, как…
  9. Кроткий вечер тихо угасает Кроткий вечер тихо угасает И пред смертью ласкою немой На одно мгновенье примиряет Небеса с измученной землей. В просветленной, трогательной дали, Что неясна, как мечты мои,- Не печаль, а только…
  10. Был вечер, петербургский Был вечер, петербургский, туманный, промозглый… На набережной канала Она встретилась мне. Худа… Бледна… «Пойдемте ко мне», — она сказала, Осипшим голосом тихо сказала она. Я почувствовал, что она сегодня не…
  11. Напев О, отчего полна томленья И странных грез душа моя, Когда в тиши уединенья Напев знакомый слышу я? Не будят в сердце эти звуки Печали, смолкнувшей давно, Ни мук любви, ни…
  12. Вечер пришел в голубых и лиловых покровах Вечер пришел в голубых и лиловых покровах. Месяц медовый замедлил у самой земли. Поле, как бездна, и горы вдали, как кремли. Мне неспокойно от мыслей ночных, нездоровых. Все, что казалось…
  13. Разбив три вазы, среди бела дня Разбив три вазы, среди бела дня, Я оседлаю белого коня И поскачу к тебе, простив обман… Меня узнаешь сквозь сплошной туман?! Но ты сказал, мелькнув легко в окне: «Пустая даль!…
  14. Цыганы Над лесистыми брегами, В час вечерней тишины, Шум и песни под шатрами, И огни разложены. Здравствуй, счастливое племя! Узнаю твои костры; Я бы сам в иное время Провождал сии шатры….
  15. Аттракцион Ник. Терзи-Терзиеву Качели, качели печали, качели печали качали: «молчи», И в плаче печали качели качали, печали качели в ночи. Опрокинувшись в качке, Голова закружилась. Сжались бело фонари. Ты лицо не…
  16. Вечер любезный! вечер багряный Вечер любезный! вечер багряный В влажном наряде сизой росы! Друг твой несчастный сердцем тоскует, В тихой долине слезы лишь льет. В тихой долине пусто, безмолвно! Друг твой при речке там…
  17. Летний сад Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград, Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой. В душистой тиши…
  18. Опять аметистовый вечер Опять аметистовый вечер. Прозрачно-холодные ткани Набросила осень на плечи. О, час предзакатных мечтаний! Мне как-то не жаль, что одна я, Что ты — безвозвратно далеко. Как вечер, душа умирает Без…
  19. Серп луны под тучкой длинной Серп луны под тучкой длинной Льет полночный слабый свет. Над безмолвною долиной — Темной церкви силуэт. Серп луны за тучкой тает,- Проплывая, гаснет он. С колокольни долетает, Замирая, сонный звон….
  20. Медленно-медленно вечер Медленно-медленно вечер Наплывает на тихую землю, Медленно, ночи навстречу, Выходит из леса олень. Новое ли божество Своего высылает предтечу, Старого ли божества Вижу печальную тень? Друг ли, утраченный мной, Иль…
Читайте также:  Анализ стихотворения Песнь о хлебе Есенина

Вы сейчас читаете стих Летний вечер, поэта Блок Александр Александрович

Анализ «Святая ночь на небосклон взошла…»

Тютчев всегда любил ночь. Для него это было время размышлений, обдумывание всего того, что приносил ему день. Несомненно, светлая пора суток всегда символизировала для него саму жизнь. Жизнь во всей её суете, непостоянности и сложности. А чем же была ночь для поэта? Ночь, ровно, как и сон, это своеобразные репетиции смерти, паузы, которое дани человеку, чтобы осмыслить свое существование.

Тютчев любил ночь, любил её антураж и поэтому этот образ у него настолько популярен, что исследователи его творчества даже выделили целый пласт «ночных» стихотворений. И это отнюдь не только пейзажная лирика, но и философская, гражданская и интимная. Весь Фёдор Тютчев насквозь прошит ночной темой.


Произведение «Святая ночь на небосклон взошла…» условно можно разделить на две части. В принципе, за нас границе прорисовал сам поэт, разделив стих на два восьмистишия. Первая строфа построена на антитезе ночи и дня. Интересно, что автор изначально наделяет их кардинально разными свойствами. Для него важно, что ночь именно «святая», подчеркивая её важность не только для земного бытия, но и для внеземного. День же «отрадный» и «любезный» и в то же время крайне приземлённый, судя по интонации.

Далее описывается процесс перехода, ночь покрывает мир «золотым покрывалом». Мир здесь Тютчев почему-то называет «бездной». Почему так? Это становится понятным уже после следующих строк: «И, как виденье, внешний мир ушел». Человеческий мир до прихода ночи поэт называет видением. Казалось бы, что именно сны являются иллюзией жизни, но поэт здесь поворачивает эту парадигму совсем в другую сторону. Именно жизнь является иллюзией, которую в иные часы человек видеть не может. Только ночью обличается наша истинная природа. Человечество забывает, что оно на самом-то деле «немощное» и «голое». А мир, по сути, очень глубокая бездна, у которой мы все стоим и в любую секунду можем упасть. И никто от этого не застрахован.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Вторая строфа скорее философская. Она ведёт прямую линию рассуждения, уже без антитезы, которая была в первой. Поэт описывает состояние человека: «На самого себя покинут он». Действительно, ведь часто ночь единственное время, когда мы можем побыть наедине с собою. Тут уже не надо сложных умственных поисков, размышлений на вечные темы. Нет, ты просто погружаешься глубоко внутрь себя, своей души, будто это мир погружается в ночь. «Извне нет опоры», ты можешь надеяться только на себя. Далее происходит нечто удивительное.

Тютчев описывает момент ухода слишком далеко, чуждым уже кажется всё «светлое», забывается всё земное. И в этой вот глубокой тьме, далеко-далеко от всего обыденного, человек начинает узнавать. Финал этого стиха воистину драматичен. Поэт узнаёт в этом сумраке «наследье родовое». Это очень точное описание кульминации сна, осознание, что смерть прямо перед тобой. Достаточно сделать шаг в пропасть. И в действительности, в этом нет ничего страшного, ведь все там рано или поздно побывают. Удивительной мощи финал делает это стихотворение одной из величайших работ Тютчева.

Анализ стихотворения С. Есенина «За темной прядью перелесиц. »

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Стихотворение Есенина «За темной прядью перелесиц…» (1915 – 1916) можно отнести к жанру элегии – в нем переданы лирико-философские раздумья героя о сущности человека и природы, о его связи с родиной – ее историей и судьбой.
В стихотворении гармонично сочетаются пейзажные зарисовки, философские размышления и лирические отступления героя. Так, в первой части произведения (три первые строфы) дается описание родной стороны героя – «стороны ковыльной пущи».
Поэт выбирает для своего описания ночное время суток. Этот факт подчеркивает неспокойное психологическое состояние лирического героя, которому не спится, который ночью, один на один с природой, размышляет о важных для себя вопросах, ведет мысленный диалог со «стороной ковыльной пущи».
Какой же предстает перед героем и нами его родная сторона? С первого слова мы понимаем, что она населена живыми существами, дышит и существует по своим законам. Создать такой эффект автору помогают метафоры олицетворения – поэт персонифицирует месяц («Ягненочек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве») и его «составляющие» («В затихшем озере с осокой Бодаются его рога…»). Оживают здесь озерная вода («Вода качает берега») и степь («…степь … Кадит черемуховый дым И за долинами по склонам Свивает полымя над ним»). Кроме того, в этой части стихотворения много «активных» глаголов, создающих картину связанного воедино, движущегося, живущего своей жизнью мира природы.
Картина, созданная в первой части стихотворения, образно и точно передает ночной пейзаж, даже цветовая гамма эпитетов способствует этому – в стихотворении преобладают оттенки синего и зеленого цветов, разбавленные дымкой белого («в неколебимой синеве», «в голубой траве», «под пологом зеленым», «черемуховый дым»).
Вторая часть стихотворения (три последние строфы) погружают нас в мир переживаний и раздумий лирического героя. Мы понимаем, что он мыслит себя частью своего родного края, мира родной природы. Для него они – важная составляющая его собственного внутреннего мира, во многом определяющие его жизнь и судьбу. Именно поэтому мы встречаем здесь речевые обороты сопоставления – «и ты, как я…», «но и тебе…»
По мысли Есенина, модель устройства человеческой души повторяет модель устройства природного мира, который делится на две четко разграниченные части – верх и низ, небо и землю, духовное и плотское, возвышенное и низменное. Недаром за кажущейся «ровностью» герой чувствует стремление «ковыльной пущи» к «розовому небу» и «голубиным облакам». Однако это стремление столько же безнадежно, сколько и вечно.
Такова и человеческая душа, бесконечно стремящаяся к небу, но неспособная преодолеть свою «земную» – низменную – суть. И ощущение этой роковой недосягаемости гармонии и счастья создают в душе героя ощущение смертной – давящей, бесплодной, ядовитой – тоски, которую он выражает с помощью метафоры «солончаковая тоска».
В этом стихотворении отчетливо предстает перед нами образ есенинской Руси. Мир среднерусской природы освящен у поэта божественной верой, самым тесным образом связан с православием и историей России. Мир родины героя, самая малая его часть устроена по законам христианства, она – главный создатель и главное мерило всего сущего. В подтверждение этой мысли в стихотворении присутствует церковная, архаичная, диалектная лексика – «кадит», «в печальной требе», «голубиные облака», «пугливо кажет», «кандалы Сибири».
Кроме того, Русь Есенина освящена и ее историей, теми страшными и грандиозными событиями, что пришлось ей пережить. Неслучайно поэтому здесь возникают такие образы, как «кандалы твоей Сибири», «горб Уральского хребта». Они не могло не «наложить отпечаток» на судьбу страны, на судьбу и мировоззрение ее народа, на будущее России.
Ритмический строй произведения «поддерживает», помогать выразить основные авторские мысли. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, что делает его ритм более плавным, певучим, сохраняя, в то же время, легкость его восприятия.
Масштабы, размеры «ковыльной пущи» помогает передать ассонанс с гласной «О»: «В затихшем озере с осокой Бодаются его рога…»;
«А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним».
Кроме того, подобный ассонанс помогает передать и колорит русской степи, и свойственную только русскому человеку «средневековую тоску»:
О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Важную роль в ритмической организации стихотворения играют и интонационные паузы. Они позволяют автору более зримо передать изображаемую им картину, акцентировать внимание на тех или иных образах: «Ягненочек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве»,
«В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,—
И кажется с тропы далекой —
Вода качает берега».
Таким образом, стихотворение «За темной прядью перелесиц…» можно назвать типичным для есенинской поэтики. Оно демонстрирует нам слияние героя с миром природы и с родиной, его представление о мире человека как о части всеобщей жизни Вселенной. Кроме того, здесь отчетливо звучит мысль о роковой неразделимости судьбы страны и судьбы героя, об их трагическом, но недостижимом стремлении к гармонии.
Помимо этого, стихотворение наполнено «типично есенинскими» эпитетами и метафорами – обилие оттенков синего цвета, церковные и крестьянские реалии, наличие архаической и диалектной лексики. Все это позволяет в полной мере согласиться со словами Солженицына, назвавшего Есенина гениальным самородком: «Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения С. Есенина «За темной прядью перелесиц. »

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Анализ Лирики Есенина

Лирика

Сильная сторона творчества Сергея Есенина — в лирическом изображении русской природы, любви к России, к родному краю:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Стихи Есенина, простые и искренние, говорят о колоссальной ценности всего живого на земле. Лиризм и нежность строк Есенина проникают прямо в сердце слушателя, читателя, трогают до слез, взывая к чему- то самому потаенному. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Лирика Есенина тесно связана с родной Рязанщиной. Из приокского села Константиново поэт уехал в юности, на родине бывал наездами. Разлука с родной землей и вызвала в сердце поэта строки, наполненные горячей любовью и тоской по земле, по крестьянской, деревенской Руси.

Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вся красота родного края с годами вылилась в стихи, полные любви к России. С юных лет по деревенским рассказам и песням складывается в сознании Есенина образ России с ее раздольными и грустными песнями, светлой печалью и молодецкой удалью, бунтарским духом Стеньки Разина и кандальным звоном сибирских каторжников, церковным благовестом и тишиной села, девичьим смехом и слезами матерей, потерявших своих сыновей на войне.

Стихи ранних лет (1911-1912) убеждают, что уже в эту пору Есенин находит собственный путь в поэзии. Здесь и мотивы русской природы, и любовь к родному краю, и напевность стиха («В хате», «Край ты мой заброшенный…», «Черная, потом пропахшая выть…», «Топи да болота…»). У раннего Есенина один центральный, всеобъемлющий образ — Голубая Русь, этот романтический образ прекрасен («Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «О верю, верю, счастье есть. » (1917)). Россия раннего периода стихов — смиренная, дремотная, дремучая, кроткая. Это православная Русь, наполненная малиновым звоном, благолепием, церквями и монастырями. Она описана поэтом тихими заревыми вечерами, в багрянце и золоте осени, в рябине, в необъятной сини небес.

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтический мир Есенина. Человек — часть природы, кровно с ней связан. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто такой неустроенной и безрадостной. У крестьян «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы». Девочка-малютка просит со слезами «черствого хлеба кусок» у окна больших хором. «Старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток», а старуха-мать ждет сына с войны. Взор поэта замечает и сиротливые избы, и песчаную дорогу, по которой идут закованные в кандалы люди.

Революцию Есенин принял, но, как написал в своей автобиографии, «с крестьянским уклоном». Поэт провозглашает правоту восставшего народа (поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»). Боль и невзгоды крестьянской России, ее радости и надежды — все это у Есенина становится строфами: задушевными и светлыми, скорбными и гневными. Новый мир предстает в стихах Есенина как утопическая картина мужицкого рая на земле, романтического града. В поэме «Инония» (иная земля) Есенин рисует другой край, отличный от его родины. Это прекрасная страна завтрашнего дня:

Новый на кобыле Едет к миру Спас.

Наша вера — в силе,

Наша правда — в нас!

Но мечты о рае уже к 1920 г. рушатся. В поэме «Сорокоуст» Есенин пишет о неприятии города, противопоставляя паровозу то корову, то красногривого жеребенка: …милый, смешной дуралей,

Неужелъ он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Поэт отвергает город как воплощение железа, камня и холодного расчета («Город»).

Есенину жаль старую, деревенскую Русь. Ему кажется, что новое поколение не сможет так полюбить Россию, как он. В стихах этого периода чувствуется стремление преодолеть эту отчужденность от народа, который строит новую жизнь. Разумом он понимал, что по-старому жить невозможно, но душа не приемлет это новое.

Непонимание происходящего вызвало в душе Есенина кризис. Появляются стихи, в которых слышны мотивы одиночества, душевной усталости, трагической безысходности. Город давит своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и лицемерием окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственном мире он ищет утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и не понимая, чего хочет душа («Мне осталась одна забава…», «Я обманывать себя не стану…», «Я усталым таким еще не был…»).

После поездки за границу (1922-1923) Есенин все же убеждается в необходимости переустройства жизни, по-другому оценивает происходящее в России: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

В конце жизни поэт приходит к окончательному выводу, что новой России он совершенно не нужен, что он остался в стороне от своего народа. Поэту остается лишь с болью в сердце «как псаломщику, петь // Над родимой страной аллилуйя».

Ссылка на основную публикацию