Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

Писатель очень быстро стал известным, еще до революции он уже издавался. Стихотворение пришлось на последние годы Сергея Александровича Есенина(1924), перед его гибелью и обращено оно к маме и Родине где он родился.

В стихотворении писатель пишет, что уже 8 лет не был на своей Родине. Письмо Есенин пишет своей матери, которую давно не видел. Для Сергея Есенина мать являлась самым близким человеком и ангелом хранителем. Он пишет что скоро приедет в гости и просит мать не переживать за него и гнать от себя плохие мысли.

Поэт понимает, что прошло много лет с тех пор, как он не видел родных и близких, что для них он стал совсем чужой, но материнская любовь не угасает и каким бы он не был, он навсегда останется для нее любимым сыном. Есенин пишет, что обязательно встретится с ней перед смертью.

Писатель описывает переживания матери и что она ждет его, даже иногда выходит выглядывать его на дорогу. Он говорит, что прошло очень много времени, и он наделал много ошибок, которые уже не исправить. Есенин пишет, что мать это для него единственный лучик света в его жизни.

В стихах и произведениях Сергея Есенина можно проследить весь его жизненный путь. Его стихотворения написаны по случаям из его жизни. Есенину вообще свойственны лирические произведения и это стихотворение тому доказательство. Произведение очень нежное и ласковое, обращение к матери, которую так долго не видел, наполнено любовью.

Поэт просит прощение у своей матери за долгое отсутствие, за все переживания. Сожалеет, что вел разгульную жизнь, и матери пришлось переживать за него и не спать ночами. Есенин знает, что ничего уже не вернуть, поэтому просит мать не возвращаться к прошлому, он уже давно не такой.

Но это стихотворение посвящено не только матери, так же для поэта дорого то место где он родился и провел свое детство. Есенину пришлось очень рано покинуть отчий дом и уехать из деревни. В последних строчках своего стихотворения Есенин пишет матери не грустить о нем, будто предчувствуя свою гибель. Писатель призывает любить своих матерей и родной дом.

После затянувшейся депрессии писатель Сергей Александрович Есенин покончил с собой, повесился в комнате гостиницы «Англетер».

Анализ стихотворения Письмо матери Есенина

Это стихотворение, которое поэт написал после посещения своей родной деревни, написано в форме обращения, так как поэт обращается к своей родной матери, которую он очень сильно любил, но постоянные дела, не позволяли ему посещать свои родные места.

Все строчки пронизаны настоящей любовью к своей Родине и своим близким людям, которым он мог доверять самое святое, что у него есть. Наш главный герой, как бы уговаривает свою родную мать, что бы та не скучала и не думала о нем плохо, но это только обман, так как поэт, как известно, иногда попадал в очень неприятные переделки, но при помощи своих влиятельных покровителей и поклонников, выходил из воды совершенно сухим и невредимым.

Однако, сердце матери, постоянно чует неладное, так как она любит свое родное дитя. Это стихотворение очень сильно похоже на доверительную беседу двух родных людей, которые знают друг, друга давно.

Что тревожит мать? Как она желает уберечь своего сына от разных бед и напастей? Все эти вопросы очень мучают старушку, но сын ее обязательно успокоит и пообещает скоро вернутся в родной дом.

Герой этого стихотворения, склонен к лирике, но еще больше в ем прослеживается чувство верности и нежности, что на первый взгляд не было присуще самому Есенину, но именно в беседе со своей матерью, проявляется вся эта нежность и сыновья теплота, которой так не хватает его матери.

Все это не успокаивает мать, так как она постоянно выходит на дорогу и ожидает, что скоро покажется ее родной сын. Она живет этой надежной и только она, позволяет ей держатся, так как эта надежда теплит ее материнское сердце, которое всегда будет волноваться.

Прекрасное произведение, которое по праву заслуживает внимания, так как в нем, раскрыта вся душа великого русского писателя, который всей душой и сердцем болел за свою Родину.

Краткое содержание по плану

Картинка к стихотворению Письмо матери

Популярные темы анализов

Стихотворение «Признание» Входит в сборник лирических произведений Николая Заболоцкого. Все знают и любят это стихотворение как музыкальное произведение, воспетое многими исполнителями. Знакомы Заболоцкого, утверждали,

В начале революции Есенин её поддерживал и думал, что жизнь изменится в лучшую сторону. Жизнь изменилась, но не так как хотел писатель. Много крестьян после революции потеряли все и разорились. Есенин несколько лет обманывался,

Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет

Во время написания этого стихотворения Есенин учился в церковно-приходской школе. Есенин не стремился быть известным, просто ему нравилось описывать природу и все что вокруг него происходит. Это произведение мир мог бы и не

Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны.

С. А. Есенин. Письмо матери. Анализ (ЕГЭ по литературе)

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.

Литературовед А. Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет – «разговаривающим Есениным». Стихи этого периода многоголосы; не зная ответа на вопрос «куда несёт нас рок событий», поэт даёт право голоса своим героям: матери, деду, сёстрам, землякам.

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

«Я сердцем никогда не лгу», – писал Есенин, и здесь он совершенно прав.

В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.

Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета. Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя. Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.

Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко». «Тая» – значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль. Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным. Диалектное слово «шушун» – женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи. В русскую литературу шушун вошёл благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Наперсница волшебной старины», посвящённого няне Арине Родионовне Яковлевой. Но слово это получило широкую известность благодаря стихотворению С. А. Есенина «Письмо матери». Следует отметить, что в поздний период творчества Есенина в его лирике сильны пушкинские мотивы, поэт сам в этом признаётся: « …Меня всё больше тянет к Пушкину». Пушкинское начало присутствует и в анализируемом нами стихотворении. Сравним образ няни Пушкина и образ матери Есенина. Обе испытывают одно и то же эмоциональное состояние. У Пушкина в стихотворении «Няне» героиня сидит со спицами у окна и смотрит в забытые ворота «на чёрный отдалённый путь», её грудь «всечасно» теснят «тоска, предчувствия, заботы». Путь – это и символ судьбы лирического героя. В стихотворении Есенина мать часто ходит на дорогу. С обоими образами связаны мотивы тревоги, беспокойства, тяжёлых предчувствий, грусти и тоски, мотив ожидания.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Пугачев

В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» – это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.

4-ая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8-ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный». Обращаем внимание на существительное 3-го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.

Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом. «Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» – звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет». «Слишком ранняя утрата и усталость» – вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение. Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события. В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел». Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость.

Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве? Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво: «Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь». Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.

Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери. Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.

Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.

Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются. Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».

Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.

Стихотворение относится к жанру послания, которое довольно часто встречается в лирике Есенина («Пой же, пой на проклятой гитаре», «Мы теперь уходим понемногу», «Возвращение на родину»). В прозе давно был известен жанр письма, а в поэзии письмо сделалось популярным в Серебряный век. У Есенина есть письмо к деду, к сестре. Но есть и письма к нему от матери. Эпистолярная лирика Есенина наиболее оригинальная, новаторская по форме и содержанию.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрёстная. Чередуются женская (старушка – избушкой) и мужская (привет – свет) рифмы.

Музыкальность – ещё одна особенность лирики Есенина. Многие его стихи положены на музыку, не является исключением и «Письмо матери».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35265

«Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина

Невозможно правильно проанализировать стихотворение «Письмо матери», не зная истории его написания.

После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но «Письмо матери» при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают впечатление.

В первой строфе — приветствие, не отягощённое тоской, доброе пожелание. Настроение в начале «Письма» умиротворённое, и вторая строфа написана так же. «Пишут мне, что ты… загрустила обо мне» — навряд ли кто-то мог сообщить Есенину такие сведения, скорее, это видение — матери, высматривающей на дороге сына — подсказало поэту его сердце. И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и образа богемного поэта, становясь простым парнем из деревни, непутёвым, но любящим мать. «Шибко», «шушуне», «саданул» — диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома. Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.

«Не такой уж горький я пропойца» — зная, какая идёт о нём слава, Есенин пытается хоть отчасти отречься от неё. И далее строки, обращённые к матери, становятся разговором с самим собой. Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от неё — лишь в тишине родных мест, становится откровением. Где здесь поэт-щёголь в цилиндре и с тросточкой?! Этот образ смыт искренностью, и обнажённое страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, — у матери.

Седьмая строфа — кульминационная, здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни — «утрата и усталость» слишком сильны. И дальнейшие слова, обращённые к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадёжностью. Её образ Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и её утешения. «Молиться не учи меня. Не надо!» — такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…

Читайте также:  Анализ стихотворения Песнь о хлебе Есенина

Композиция стихотворения закольцована — пожелание из первой строфы («пусть струится несказанный свет») становится утверждением в предпоследней («ты одна мне несказанный свет»), и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному. Но мать, её образ остаётся неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне», высматривая сына. Это повторение ещё раз подтверждает незыблемость опоры — материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь своё любимое дитя.

Размер стихотворения — пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках. Чёткий ритм и перекрёстная рифмовка делают произведение лёгким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.

«Письмо матери» останется одним из лучших стихов Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.

Анализ стихотворения «Письмо матери» (С.А. Есенин)

С. А. Есенин, или «последний поэт деревни», как он сам называл себя, прожил довольно короткую, но драматичную, полную любви и душевных потрясений жизнь. Он родился в селе Константиново, неподалеку от Рязани. Небольшой домик, школа напротив, церковь – вот и всё, что сосредотачивалось в жизни маленького Сергея Александровича. Но именно эта тихая, далекая от городской суеты жизнь, проведенная в наслаждениях рязанскими просторами, и подарила нам гений Есенина. Поэт научился видеть радость в простоте и незатейливости деревенской жизни. Он — преданный сын и брат, который никогда не забывал родителей и часто навещал их.

История создания

Лишь за год с небольшим до смерти С. А. Есенин написал «Письмо матери» в село Константиново, где мать поэта и ждала сына. Окончив школу в родных местах, ее мальчик уехал в Москву, там начал работать и учиться. Однако, несмотря на достойную столичную жизнь, он так и не смог полностью преодолеть тягу к Родине и семье. Тогда, будучи маститым виртуозом поэтического искусства, Есенин был очень занят: разъезжал по командировкам, готовил публикации для газет, посещал мероприятия. Но и в суете признания он чувствовал надломленность и усталость. Единственным человеком, которому он мог откровенно поведать об этом, была мать, которая ассоциировалась у него с малой Родиной, куда он, блудный сын, так хотел вернуться.

Стихотворение «Письмо матери» — своеобразная исповедь поэта, сына, покинувшего родное село и мать. Его физическая оторванность от прежней жизни вовсе не означает духовную разобщенность, наоборот, расстояние заставляет еще больше ценить рязанские земли, сильно тосковать по ним.

Жанр, направление, размер

«Письмо матери» — лирическое произведение, по жанру стихотворение–послание. Сергей Есенин пишет к матери, говоря о своей тоске по ней и по дому.

Творчество крестьянского поэта глубоко реалистично, «Письмо матери» — полное тому подтверждение. Однако сила образа в стихотворении велика, поэтому направление, к которому оно тяготеет – имажинизм.

Размер стихотворения – пятистопный ямб – создает динамику и четкий ритм.

Образы и символы

  1. Лирический герой Есенина – это преданный семье и родине сын, которого измотала жизнь на чужбине. Дом для него – нечто освещенное и возвышенное. Недаром над ним читатель видит «несказанный свет». Герой с большой любовью говорит о родных местах. Он мечтает вернуться в свой «низенький дом». Важно отражение так называемого alter-ego поэта в лирическом герое: судьба Есенина и его героя фактически совпадают и существуют в едином мире.
  2. Образ матери, как и образ дома, влечет своей неизведанной притягательной силой. Это добрая волшебница, которая охраняет чистые и светлые стороны души рассказчика. «Ты одна мне помощь и отрада», — говорит поэт матери. Она для Есенина, любящего сына, способна помогать на расстоянии, простые мысли и воспоминания о матери пробуждают чувства и душу поэта, заставляют ностальгировать. Более того, даже читатель заражается ностальгией лирического героя – настолько живой язык и манера передачи мысли – и переносится вместе с ним в деревенский домик, смотрит на старушку «в старомодном ветхом шушуне» и жаждет приезда ее сына. Пожилая женщина ассоциируется с образом родины, крестьянской России, которую поэт берег и любил, как мог. Только в ней он чувствовал себя родным и нужным.
  3. Образ дороги символичен: по ней, откуда-то издалека, должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением блудного сына домой, с надеждой, которая связывает мать и сына: она ждет и верит в то, что мальчик сожмет ее объятиях, а он надеется найти приют и спасение в этой долгожданной встрече.
  4. Дом для лирического героя – это территория безмятежности, где можно отдохнуть от суеты. Здесь хорошо забыться и спать долго-долго, чтобы никто не будил. Сам поэт жил в столице, и, возможно, поэтому из столичного движения ему хотелось снова окунуться в сельское умиротворение и покой.
  5. Лирический герой опровергает образ «пропойцы» как свой собственный. Он хочет оправдаться в глазах матери, которая всегда желала видеть в сыне достойного человека.

Темы и проблемы

Настроение, которое дарит нам «Письмо к матери», дарит ощущение ностальгии и светлой грусти.

  1. Тема семьи и взаимоотношения отцов и детей – основная тема в произведении. Она важна для понимания стихотворения. Безграничная материнская любовь заставляет старушку каждый день идти ожидать приезда дорогого человека. Здесь же невозможно обойти тему Родины – одно воспоминание о ней поддерживает человека всю жизнь. Все данные темы в совокупности открывают внутренний мир героя как нельзя точнее. Мать переживает за сына, а сын – за мать. Дом выступает как приют для души, успокоение, спасение от волнений и тревог. Здесь, в этом тихом уголке, ждет самая сильная и преданная любовь, которую ничем нельзя заменить.
  2. Проблема отцов и детей: как бы герой ни просил мать не ходить на дорогу, она будет ходить, потому что в этом ее успокоение.
  3. Проблема взросления тоже занимает важное место: герой обращается к матери с просьбой не учить его больше молиться. Хочется добавить: сын вырос, поздно учить его. Кроме того, лирический герой уже говорит о преждевременно приобретенном жизненном опыте («Слишком раннюю утрату и усталость» герой уже испытал на веку). Он ощущает себя старше своих лет.
  4. Проблема памяти – герой С. Есенина не забывает о родителях и доме. Он стремится вырваться из шумной городской жизни в тихую сельскую.

Основная идея

Главная мысль, которую хочет донести поэт, — это необходимость заботы и памяти о родителях, об их чувствах. Нельзя забывать о матери, сердце которой всегда тревожится за детей, поэтому герой успокаивает «свою старушку», просит не волноваться и не рисовать себе страшных картин. Поэт напоминает читателям: если вы можете жить спокойно, забывшись собственными делами и проблемами, то родители живут только заботами своих детей. Сергей Есенин, обращаясь к матери, использует только нежные слова и выражения, просит ее отбросить пустые переживания, которые лишь тревожат ее. Поэт обещает приехать, а его слову надо верить, ведь он «не такой уж горький пропойца». Смысл его обращения – вселить надежду, но не только в пожилую женщину, но и в себя, ведь именно себя он убеждает в том, что все хорошо.

В образе матери интересна деталь – шушун, с его старостью и ветхостью. Эта деталь рисует картину одиночества и покинутости — частых «друзей» пожилых людей. Поэт ощущает трагизм ее положения и спешит утешить ее, убедить, что она – не одна на свете, даже если дорога пока пустует.

Средства выразительности

Тропы Есенина с первых строк позволяют определить его авторство, ведь они весьма индивидуальны.

  • Эпитеты (несказанный, родная), как и всегда, придают образность и наглядность. Они оживляют общую картину стихотворения. Метафоричность «тоски мятежной» словно вселяет душу в стихотворение.
  • Среди синтаксических средств можно выделить диалектизмы (шибко) и индивидуально авторские слова (бредь), которые помогают определить героя как одного из выходцев из сельской среды.
  • Сравнения («будто кто-то мне в кабацкой драке») позволяют создавать дополнительные яркие картины.
Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нем звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому. Предлагаем краткий анализ «Письмо матери» по плану, который поможет подготовиться к уроку по литературе в 11 классе или написанию сочинения на заданную тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо матери.

История создания – Произведение написано в 1924 году.

Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.

Метафоры – «струится свет».

Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».

Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».

Просторечные выражения – «шибко», «саданул».

История создания

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в круги своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – селе Константиново.

Вдохновленные живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете, и не села в свой поезд.

Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своем творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.

Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и все поймет – матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.

В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорого, что есть у него в жизни.

Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.

Композиция

Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.

Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.

В четвертой строфе назревает кульминация, когда лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.

В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. Последняя строфа служит завязкой, в которой автор подводит итог своей исповеди.

Произведение написано в жанре элегии. Стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвертой строках.

Средства выразительности

В своем произведении поэт мастерски пользуется самыми разнообразными средствами выразительности, среди которых метафоры (« струится свет »), эпитеты (« тягостная», «несказанный», «горький »), инверсии (« низенький наш дом», «тоски мятежной »), просторечные выражения (« шибко», «саданул »).

Письмо матери

Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.

Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.

«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта. За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо. Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.

Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:

Загрустила шибко обо мне.

Обращение к матери

И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:

Не расстреливал несчастных по темницам.

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.

В суете жизни

Усталость? Возможно, это просто усталость от того бешеного темпа жизни, который взял Сергей. Кабаки сменяются поэтическим вечерами, поездки снова приводят в кабак, любовь ведёт к разлуке и так по кругу. Есенин редко когда бывает один, он всегда в центре внимания, но оно уже не такое дружелюбное. От этого тоже усталость, ведь оправдываться желания нет, но и не хочется видеть, как чернят твоё имя.

Обращение Есенина к матери за год с хвостиком до смерти – это покаяние за неоправданные надежды и заверение в любви, которой не страшны жизненные переплёты, предательства и измены. Сергей ещё не знает, что это последняя встреча с мамой, поэтому сложно не поверить в искренность строк.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Стихотворение “Письмо к матери” читает Наталья Савченко.

Ссылка на основную публикацию