Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

Краткий анализ стихотворения Есенина «Поёт зима, аукает…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» было написано в 1910 году.

Есенину исполнилось на тот момент 15 лет. Юношу глубоко трогала красота русской природы.

Суровая сила русской зимы и драма маленьких замерзающих пташек задела его за живое, стала темой отдельного стихотворения, которое впоследствии вошло в школьные учебники и полюбилось многим детям.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, по звучанию и стилю оно напоминает произведения крестьянских поэтов И. Никитина и А. Кольцова.

Однако Есенин привносит в описание зимы новую ноту: память о лютости стихии, её беспощадности. Он даёт почувствовать, что зима не только прекрасна, но и страшна для всего живого.

3. Род

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» — образец пейзажной лирики.

4. Жанр

По жанру это лирическое стихотворение, тяготеющее к народной песне.

Многие произведения Есенина стали песнями, так как они мелодичны, напевны, задушевны.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему сурового русского климата.

Озябшие пташки могут замёрзнуть, ведь зима не знает жалости. Они засыпают с думами о весне. Разговор о борьбе за тепло – это вариация на тему жизни и смерти.

6. Тематика

Стихотворение рассказывает о суровости зимы и жажде жизни, которая присуща каждому живому существу даже в холодную пору вьюг.

Тема произведения: хрупкость мира.

7. Идея

Зима радует своей красотой: снегами, ледяными узорами на окнах, но в эту пору трудно приходится тем, у кого нет крова и хлеба.

Чтобы пережить зиму, крестьянин трудится весь год. А вот бедные пташки, о которых некому позаботиться, брошены на произвол судьбы. Они вот-вот замёрзнут. Им остаётся лишь мечтать о приходе весны.

8. Пафос

Стихотворение наполнено тревогой за судьбы маленьких птенцов, трепетом перед природной стихией, уважением к холодной красоте зимы и зимнего леса.

9. Система образов

Образы зимы в стихотворении разнообразны.

С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).

Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.

В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.

Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.

10. Центральные персонажи

Главные герои происходящей драмы – метель и птенчики. Они вступают в неравный бой.

Метель огромна, стихийна, неразборчива. Ей нет дела до каких-то крошечных пташек. «Пташки малые» озябли, они «жмутся поплотней», изо всех сил стараясь не потерять последнее тепло.

В лице этих двух персонажей борются стихии жизни и смерти.

11. Лирический герой

Лирический герой отсутствует, но у происходящего есть наблюдатель, который сочувствует бездомным птицам.

12. Сюжет

Есенин недолюбливал это своё стихотворение, признавая, что оно лишено сюжета. Однако в его основе лежит конфликт, который заменяет развитую сюжетную линию.

Маленькая сценка, увиденная в метели на крестьянском дворе, — это и есть нехитрый сюжет произведения.

13. Композиция

Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.

В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.

Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.

В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

  • постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
  • обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
  • просторечия «но больно холодна!»).

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием дактилической и мужской рифмы.

В стихотворении 4 строфы. В рамках строфы каждая картинка выглядит завершённой, словно закольцованной кружением метели.

В каждой строфе – по 6 строк, связанных между собой особой схемой рифм: ААБВВБ. То есть параллельная рифмовка сочетается с перекрёстной.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные», «с рёвом бешеным»;
  • олицетворения: «поёт зима, аукает, … лес баюкает», «облака плывут … с тоской глубокою», «вьюга… стучит по ставням», «злится всё сильней».
  • метафоры: «стозвоном сосняка», «плывут… в страну далёкую», «ковром шелковым стелется», «в улыбках солнца»;
  • сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые».

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.

17. Значение произведения

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» рисует русскую зиму во всех красках, подчёркивая как положительные, так и отрицательные её стороны.

Контраст живого, тёплого и равнодушно-холодного поражает читателя своей яркостью. Образ, найденный Есениным, удивителен в своей ёмкости. Это маленькое художественное открытие поэта.

18. Актуальность

Произведение не теряет своей актуальности. Россия – страна снегов и морозов. Мы любим зиму, но где-то в глубине души немного боимся её, потому что в нас говорит память предков.

Зиму нужно пережить, переждать, тогда и придёт красавица весна. Так происходит каждый год, это учит нас тому, что жизнь изменчива и разнообразна.

19. Моё отношение

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» заворожило меня картинами зимней природы. Но мне очень жаль маленьких птенчиков, которым некуда спрятаться от стихии.

Я подумал(а), что надо жалеть тех, у кого нет дома, по возможности, заботиться о них.

20. Чему учит

Стихотворение учит состраданию, доброте, сочувствию к окружающим, заботе о тех, кому холодно и голодно.

Анализ стихотворения Есенина Поет зима аукает

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима — аукает…»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина. известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…». было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным. автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает». об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы. появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет«мохнатый». наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи. которая наказывает нерадивых детей. Именно такими – несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками». которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется». но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней». своей суровостью противостоит «ясной красавице весне». снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна. который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» – безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты. в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер – шелковый, облака – седые, рев – бешеный, а весна – ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает». «метелица ковром шелковым стелется». а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«Поет зима — аукает…» С.Есенин

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Главная > Литература > Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает» ,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

  • Ритм — двухсложный четырехстопный ямб. Рифма парная и опоясывающая. Читаем первую строчку и понимаем, что речь пойдет о зиме: «Поет зима – аукает». Какие образы создает поэт? Это образы зимы, метелицы, вьюги, воробышков и весны. Автор одушевляет их, используя прием олицетворение — неодушевленные предметы, явления изображаются как живые, наделенные человеческими чувствами, мыслями, действиями. В частности, он пишет: поет зима, аукает, баюкает. И мы слышим звуки зимы. Что значит поёт? Она воет, ревет, стонет, гудит, стучит. «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Баюкает — поет колыбельную. Но это не тихая и ласковая песня, а звон сотни колоколов — стозвон. Поэт прибегает к контрасту, противопоставлению. На этом приеме держится смысл всего стихотворения. «А по двору метелица ковром шелковым стелется,…» — пишет Есенин. Теперь мы уже видим зиму, она предстает в образе метелицы. Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер – это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна». Метелица сверкает множеством снежинок, искрится, сияет, переливается, светится серебром, горит тысячами алмазов. Как красиво! Но нет тепла, «но больно холодна». то есть холодна до боли. И снова контраст: беспомощные воробышки противопоставляются бешеной вьюге. «Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна». Автор сравнивает воробышков с сиротливыми детками, которым не у кого просить помощи и защиты. Он сочувствует птичкам: «Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней». На фоне бешеного рева вьюги, снежных вихрей беспомощность птиц вызывает чувства боли, жалости, страха за их судьбу и стремление защитить. «Суровость зимы становится еще заметнее, ведь от неё страдают ни в чем неповинные воробьи. И вновь контраст: «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна. Окно холодное, мерзлое, но несет свет, а значит, надежду на перемены. Цветовая палитра небогата. Оттенки серого, черного, белого характерны для зимнего пейзажа. Но и здесь чувствуется контраст. Седые облака, злая вьюга, снежные вихри несут мрачные, холодные оттенки и грустное, тоскливое настроение. Вызывают страх перед обезумевшей природой. Образ весны напротив пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна. И в каждом слове звук «с» — символ света. Эпитеты «прекрасная». «ясная» помогают нам представить весну во всей красе, почувствовать её еле уловимый аромат. Яркое солнце освещает всю землю: поля, леса, луга, реки. Каждая веточка, каждый кустик, каждый листик напоен солнечным теплом.
    Весна идёт и ослепительной улыбкой согревает весь мир. Именно о такой красавице-весне мечтают воробышки. Именно о такой весне, мечтает и лирический герой. Для которого жизнь- это борьба света и тьмы, холода и тепла, добра и зла. Контраст цвета, образов помогает передать настроение стихотворения: от грустного, мрачного, полного страха и беспомощности к радостному и восторженному. Образы суровой зимы: вьюги, метели, снежные вихри, лютые морозы — это образы зла. Их больше, они сильнее. Но образы добра: маленькие воробышки, красавица весна тянутся друг к другу, согревают друг друга, а значит, обязательно победят. На смену холодной, злой зиме, снежным вихрям, ревущей вьюге спешит весна и знаменует победу добрых, светлых сил: «И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная, красавица весна».
    Раскрывая тайны литературного произведения «Поет зима — аукает». мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой художественный прием контраст или антитеза помогает нам ярче представить образы, созданные поэтом, понять чувства и переживания лирического героя и выразить их при чтении.
Читайте также:  Анализ стихотворения О природе Есенина

Переделай этот текст на чистый анализ — это кусок из конспекта урока. А вообще, таких анализов в сети полно.

Главная > Литература > Помогите написать анализ стихотворения Есенина «поёт зима аукает»,я был бы благодарен, не понимаю литературу: заранее сп

Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения “Поет зима – аукает”

Анализ стихотворения “Поет зима – аукает”

Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться. Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра. Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.

Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало. Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно – жилье. Следующий образ Есенина – это именно окно. Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.

Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась – она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу. Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны. Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима – аукает».

Слушать стихотворение Есенина Поет зима аукает

«Поет зима – аукает» – анализ стихотворения С.А. Есенина

История написания

Стихотворение под названием «Поет зима…» было написано поэтом в возрасте пятнадцати лет. В это время он еще не знал популярности и славы, но имел талант и чувство прекрасного. Будущий поэт не думал о карьере, он просто передал свои чувства от созерцания того, что зима сотворила с природой.

Впоследствии Есенин посчитал стих несколько наивным, с детской сюжетной линией. Он долго не решался на публикацию этого раннего произведения. Опасения оказались напрасными. Многогранный образ зимы в стихотворении надолго запоминается читателям. Оно трогает душу благодаря красочному и реалистичному описанию зимней природы и подтверждает мастерство юного поэта. Уже в самом начале творческого пути Сергей Александрович мастерски владел словом и умел показать красоту русской природы.

Композитор Георгий Свиридов переложил стих на музыку. Кантата была написана им в 1958 г. и представлена во второй части «Поэмы памяти Сергея Есенина». Музыка одного из величайших композиторов XX в. рисует картину вьюги — неистовой, суровой, беспощадной. Мелодия, состоящая из смены квартовых подпевок, воспроизводит контрастные образы. В середине звучит сопрано, затем выступают теноры, рассказывая о несчастных воробушках.

Имитирует птичьи голоса флейта-пикколо. Произведение заканчивается светлой надеждой на наступление весны. Главная интонация поднимается от басов к высоким женским голосам и растворяется, переходит в тишину.

Музыкальную иллюстрацию Свиридова можно использовать при организации урока литературы, посвященного творчеству Есенина. Информацию о ней можно включить в тематический кроссворд или конспект.

Содержание произведения

В лирических строках Сергея Александровича описан день снегопада. Природное явление привычно для жителей средних и северных широт в холодный период года, и под конец зимы не вызывает никаких эмоций. Однако в сочинении поэт сумел подобрать слова и описать метель в разных образах.

В начале произведения описывается заснеженный мир, в котором властвует зима, баюкая мохнатый лес. В авторских строках чувствуется умиротворение и спокойствие, которым веет от заснеженных шапок деревьев, сугробов. Ощущается безмолвие седых косматых облаков, плывущих в далекую страну.

Однако зимняя погода изменчива. Настроение композиции быстро меняется, и вот уже по двору шелковым ковром стелется метелица. Усиливается ветер, и приближается снежная буря, готовая смести все на своем пути. В предчувствии непогоды воробьи, как сиротливые дети, жмутся друг к другу. Они рассчитывают вместе дать отпор ненастью.

Однако зима угадывает их замысел и злится еще больше. Из заботливой покровительницы полей она превращается в надменную и коварную ведьму, которой известно о своей власти над природой. В ярости она стучит по ставням и усиливает натиск. Но это не пугает крохотных птичек — они засыпают под песни метели и видят сны о красавице-весне. План пересказа стихотворения на уроке литературы может выглядеть так:

  1. В лесу господствует зима.
  2. Равнодушные облака.
  3. Метелица во дворе.
  4. Голодные воробушки.
  5. У окна.
  6. Гнев вьюги.
  7. Птичий сон.

Тема стихотворения

Главные герои стихотворения Есенина — суровая зима со своими слугами (вьюгами и метелями) и воробушки, которым нужно выжить в стужу и дождаться прихода красавицы-весны. Оно пронизано оптимизмом и призывает читателя быть стойким перед лицом бед. При этом поэт затрагивает проблему сурового русского климата, восхищается красотой и неповторимостью холодного времени года.

Радуя красотой заснеженных долин, зима приносит беду тем, у кого нет еды и крова. Чтобы пережить суровые времена, крестьянин трудится круглый год, обеспечивая хлебом свою семью и господ. О диких зверях и птицах некому позаботиться. Они оставлены на произвол судьбы и только мечтают о потеплении.

В авторских строках звучит тревога за судьбы маленьких птиц, трепетом перед натиском стихии, уважением к холодной красоте зимнего леса. Природа у Есенина живет, дышит, чувствует. Несмотря на противоречивый нрав, она вызывает восхищение.

Композиция и жанр

Стихотворение включает шесть четверостиший с параллельной и кольцевой рифмой. Лирический герой в нем отсутствует. Однако есть автор, который наблюдает за происходящим со стороны. Композиция состоит из трех частей:

  1. В первом четверостишии описано спокойствие природы во время снегопада. Зима баюкает лес.
  2. Затем действие переносится на деревенский двор, по которому шелковым ковром стелется метель. В поисках тепла крошечные птенчики прижались друг к другу у окна.
  3. Кульминационный момент, во время которого вьюга злится пуще прежнего. Птички сжимаются под порывами ветра, несущего холодные снежные хлопья. Напряжение спадает, и птенцы засыпают, убаюканные воем вьюги.

Жанр произведения — пейзажная лирика. Его характерной чертой является необычное построение строк. Каждая строфа, по сути, является шестистишием. Это приводит к певучему звучанию стиха с перебивкой ритма. Два первых четверостишия посвящены описанию природы. Восхищаясь зимним безмолвием, автор отмечает, что холодные и злые ветра могут творить красоту, наметать сугробы, баюкать сосны, гнать по небу равнодушные седые облака.

Большую роль в стихотворении играют воробьи. В крохотных серых птахах поэт видит образ верности родной земле. Несмотря на леденящую стужу и суровые условия, они не улетают туда, где тепло, а пережидают зиму в родных краях. Образу верности посвящена большая часть стихотворения. Недаром поэт выбрал в качестве героев своего стихотворения неприметных серых птах, которые стойко пережидают непогоду. Его произведение посвящено любви к родине в такой непринужденной форме, что за описанием природы сложно сразу заметить его суть.

Средства выразительности

При анализе «Поет зима — аукает» следует отметить, что стихотворение написано простыми словами и наполнено звуками. Слышится «стозвон сосняка» (есенинская метафора). Издает «бешеный рев» и стучит ставнями вьюга. Описывая неповторимую красоту и создавая выразительные рисунки окружающего мира, автор использует тропы:

  1. Метафоры помогают оживить природу, продемонстрировать ее характер. Зима «ковром шелковым стелется», «злится все сильней вьюга».
  2. Эпитеты служат для того, чтобы донести идею. «Пташки малые, голодные, усталые». С их помощью создается контраст между стихией и живыми созданиями («бешеный рев» — «нежные пташки»).
  3. Олицетворения помогли поэту передать картинки русской природы. Зима у него баюкает, метелица стелется шелковым ковром, вьюга злится сильней.

Замерзших воробьев Сергей Александрович сравнивает с «сиротливыми детками» и вызывает у читателя чувство жалости к птичкам. Этим он подчеркивает, что все живое бессильно перед величием природы. Стихия имеет власть над людьми, может как одаривать благами, так и отнимать последнее.

Краткий анализ

Произведение написано в реалистичной манере, напоминает по стилю и звучанию труды крестьянских поэтов А. Кольцова и И. Никитина. Автор вносит в описание зимы новые ноты: память о ее лютости, беспощадности. Это дает возможность остро почувствовать то, что холодное время года может стать губительным для всего живого. Проводя краткий анализ стихотворения «Поет зима — аукает» в младших классах школы, следует придерживаться плана:

  1. История создания. Стихотворение — одна из первых проб пера юного поэта. Оно написано в 1910 г. Тогда автор еще не знал, что вскоре станет известным поэтом и сможет раскрыть свой потенциал.
  2. Тема. Восхищение красотой заснеженной русской природы. Описание того, какой своенравной может быть зима.
  3. Композиция. Основана на том, что зима двулика. Она способна стать заботливой матерью или наслать губительные бураны.
  4. Жанр. Пейзажная лирика. Стихотворение тяготеет к народной песне. Оно мелодично, напевно, душевно.
  5. Стихотворный размер. Двухсложный четырехстопный ямб. Рифма парная кольцевая.
  6. Чему учит. Произведение учит терпению, умению не бояться зимней непогоды, морозов, помогать друг другу в непростые времена, верить в лучшее.
  7. Эпитеты. «Игривые», «бешеный», «седые».
  8. Сравнения. «Как детки сиротливые».
  9. Метафора (есенинская). «Стозвон сосняка».
  10. Подходящие пословицы. «Будет зима, будет и лето».
  11. Отзыв. Стихотворение заворожило меня картинами зимней природы. Мне стало жаль птиц, которым негде укрыться от стужи. Я подумал, что нужно проявлять сострадание ко всем, у кого нет дома, по возможности помогать и проявлять заботу.

В произведении противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение одиночества, любование красотой природы и тоска по идеалу, безысходность и надежда. Ранний труд демонстрирует самобытность творчества, которая всегда будет отличать Есенина от других поэтов Серебряного века.

Анализ лир. стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает…».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

рабочий лист и работа на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
poet_zima_esenin.docx14.4 КБ
zvuki_i_kraski_zimy_v_stihotvorenii_s._esenina_poet_zima_aukaet.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

  1. Тема стихотворения _________________________________________________________________
  2. Какими чувствами хотел поделиться автор? ( радость, восторг, волнение, удивление, грусть, печаль, восхищение, испуг, интерес, веселье, тревога_________________
  1. Какие картины мы видим в стихотворении.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

  1. Тема стихотворения _________________________________________________________________
  2. Какими чувствами хотел поделиться автор? ( радость, восторг, волнение, удивление, грусть, печаль, восхищение, испуг, интерес, веселье, _________________________________________________________)
  3. Какие картины мы видим в стихотворении.

Предварительный просмотр:

Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…».

  1. Организационный момент.

Учащиеся садятся в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

(Учащиеся рассаживаются по местам.)

-Сегодня у нас необычный урок, а чем он будет необычным, вы поймёте, если будете очень внимательными, активными на уроке.

– Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?

Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).

– Как понимаете смысл этой пословицы?

-Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. А над чем придётся задуматься нам сегодня, узнаем чуть позже.

а) Сегодня мы начинаем новый раздел. Определить тему раздела и последующих уроков вам поможет ответ на мою загадку.

Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня .

– Какие ассоциации у вас связаны со словом – ЗИМА?

-Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? Составим синквейн к слову ЗИМА.

(первая строка – название темы (одно существительное);

– вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

– третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

– четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

– последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.)

– Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному.

– Как же люди могут изобразить красоту зимней природы?

б) Посмотрите на репродукции «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.

– Какой теме они посвящены? (Зиме)

– Одинаковые ли они по настроению?

– При помощи чего художники передал своё зимнее настроение? ( красок)

Композиторы пишут прекрасную музыку. Закройте глаза и послушайте отрывок из произведения Вивальди, который так и называется «Зима». Кому понравилась музыка?

– При помощи чего удалось автору передать своё отношение к зиме? ( звуков)

в) В воскресенье я была в лесу. Лес был так прекрасен в снежном убранстве, что я не удержалась и сделала несколько снимков. ( просмотр снимков) фотограф- фотоаппарат

г) – Как ещё можно выразить своё отношение к этому замечательному времени года? ( рассказ, стихотворение) . Кто пишет рассказы и стихи? Писатели, поэты – при помощи слова.

III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, на ваш взгляд: кто лучше может передать красоту этого удивительного времени года?

( высказывания детей) Мнения у нас разделились.

– Поэтому сегодня предлагаю провести небольшое исследование.

-А теперь я предлагаю вам сформулировать цель, важную для вас лично, т.е. что вам необходимо узнать, с чем познакомиться?

Наша цель : разобраться, как при помощи слова можно передать красоту зимнего пейзажа на примере одного из поэтических произведений.

IV.Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения).

а) Сообщение темы урока.

– О каком поэте здесь говорится?

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

И синь – рассвет.

Что-то есть в нем

– Услышали ли вы эту фамилию?

– Догадались ли вы кто этот поэт?

– Что знаете об этом авторе? Какие стихи помните?

Великий русский поэт – Сергей Александрович Есенин родился я 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости в семье крестьянина Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. С 2 лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Детство провёл в деревне.

В своих стихах воспел красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей. Любовь к России, её природе зародилась в нём ещё в детстве. Деревенское детство Сергея Есенина прошло на широких рязанских просторах в пойме реки Оки. Чарующие закаты над Окой были дороги ему с детства. С молоком матери впитал поэт запахи свежескошенного сена, медовых сот, берез и кленов. Воспринимая природу как живое существо, он сумел открыть и передать в своих стихах ее красоту.

Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Семнадцатилетним пареньком Есенин приехал в Москву, работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Вскоре, оказавшись в Петрограде, талантливый самородок быстро приобретает громкую славу среди поэтов того времени. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться .

– А вот сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и детально его изучив, посмотрим, как автор передал красоту зимнего пейзажа.

б) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Какие могут быть песни у зимы?

-Прочитайте ключевые слова : зима поёт, аукает, баюкает мохнатый лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки озябли, вьюга стучит с бешеным рёвом.

– Уточните свои предположения.

в) Чтение стихотворения про себя.

– Сейчас мы узнаем, кто был близок к истине. Прочитайте стихотворение про себя.

При чтении отмечайте слова, смысл которых затрудняетесь объяснить.

– Понравилось вам произведение? Чем именно?

– К какому жанру относится это произведение?

– Как называют автора стихотворения ? Поэт.

-Какая тема раскрывается? ЗИМА

– Оправдались наши предположения?

г) Первичное чтение.

– Будем читать вслух. Акцентируйте внимание на образах.

– Какие образы вы открыли для себя?

– Сейчас давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И выполним, те движения, которые напоминают нам, как кружатся снежинки в метель.

д) Чтение вслух по смысловым частям.

– Сейчас предстоит трудная работа.

Мы вместе попробуем услышать песню зимы и записать мелодию на этом нотном стане. Нотами будут служить наши помощники. ( На доске выкладываются «ноты». Жёлтый цвет- олицетворения. Розовый – эпитеты. Зелёный – сравнения. Синий – противопоставление.).

– Кого напоминает зима в этом отрывке?( живое существо)

– Какие слова помогают оживить предметы?

– Как зима может петь, аукать, баюкать?

– Как называется такой литературный приём? Олицетворение

– В каком лесу оказался автор? ( сосняк, сосновый). Сосняк – собирательное слово, народное. Есенин долгое время жил сельской местности.

– Какое слово использует Есенин описывая лес? Мохнатый.

– Что обозначает это слово ? Засыпан пушистым снегом.

– Как называется такой приём? Эпитет

– Какое ещё необычное слово встретили? Стозвон. Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе, деревьев много- поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

– Увидели эти облака?

– Седые – значит какого цвета? ( бело-сероватого, тусклого)

-Какой приём использует автор? Эпитет .

– Какие чувства вызывают облака?

-Найдите ещё эпитеты

– О чём тоскуют облака? (На нотном стане появляется «мелодия»).

– Какой звук чаще других повторяется в этом отрывочке?

-Звук (л) повторяется и как бы усиливает ощущение холода.

-С чем сравнивается метелица?

– Как называется этот приём? Сравнение.

Сравнение это не случайно: шелк – прохладная, холодящая ткань.

– Представили себе этих пташек?

– Музыку к этому отрывку прошу записать в группе .( Работа в группах).

– Как к ним относится автор?

– С кем сравнивает? Как называется такой приём? Сравнение.

Автор использует слово « озябли» – подберите к этому лову синонимы ( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).

-Какие образные средства для большей выразительности использует Есенин, чтобы описать их? Эпитеты.

– Какая у вас получилась мелодия? ( Листы с мелодиями детей вывешиваются на доску, дети объясняют свой выбор).

-Посмотрите, какая красивая мелодия получилась.

Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно, и голодно им. Мы как-то можем помочь птицам?

Вот и ещё одна песня зимы – бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен . Это дощатые створки для прикрытия окон. Заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга.

Можно ли вьюгу представить в виде живого существа? Какой приём используется? Олицетворение.

– Как называет воробышков? Нежные.

– О чём мечтают воробышки? (о весне, учитель записывает слово ВЕСНА на доске рядом со словом ЗИМА)

– Какая она у Есенина? (прекрасная, ясная, красавица)

– Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (противопоставляет зиме)

-Для чего автор использует этот литературный приём? ( Весна всё равно победит зиму, всё в природе меняется, грусть и тревога- сменяется на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек) . Противопоставление ( будем эту ноту обозначать синим цветом).

-Вначале С.Есенин назвал стихотворение «Воробышки».

-Как вы думаете, почему поэт изменил название?

д) Беседа после чтения. Наблюдение над языком, подготовка к выразительному чтению.

– Скажите, стихи, в которых передаются чувства переживания автора как называются? Лирические.

Посмотрите, какая красивая музыка у нас получилась. А ведь Есенин ни разу не употребил слова, обозначающие цвет, но мы увидели эти цвета. Как это получилось?

– Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется?

– Как будем читать? Где будет меняться интонация?

1. Интонационная гимнастика.

– Произнесите слово ЗИМА с интонацией: радости, грусти, ужаса, удивления, восхищения.

Дыхательная гимнастика: свеча.

– Попробуем как зимний ветер задуть «свечу».

2.Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца).

-Что значит читать выразительно?

– Попробуйте прочитать стихотворение выразительно.

Выберем самого лучшего чтеца и проанализируем его чтение.

VI. Самостоятельная работа.

-Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание:

1 вариант подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы;

2 вариант подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.

(цвет – седой; звуки – аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков. Эти слова появляются на доске.)

-Чего же в стихах Сергея Есенина больше?

( в стихах много звуков).

– Смогли ли вы увидеть краски и услышать звуки в стихотворении С.Есенина?

–Природа, которую он рисует, живая, она как будто разговаривает с нами. Поэтому многие композиторы написали прекрасную музыку. Наше стихотворение не стало исключением. (Прослушивание Е.Бирюковой « Поёт зима, аукает…»

VII. Рефлексия деятельности.

– Что хотел сказать нам С.Есенин своим стихотворением?

– Может, кто-то поменял своё мнение о том, что словами выразить чувства гораздо интереснее, красивее, чем музыкой и живописью?

– Какие образные средства помогли нам увидеть красоту зимы?

– Вернёмся к пословице. Стала ли она девизом нашего урока?

– Предлагаю поставить нужный знак в конце предложения:

«Поёт зима, аукает »

Поставьте точку, если услышали её голос.

Вопросительный знак, если не услышали голос зимы.

Восклицательный знак, если услышали голос зимы очень отчётливо.

– А теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

«Пантомима»: учащиеся пантомимой показывают результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению.

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС “Школа 2100”).

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме С. Есенин “Поет зима, аукает. “.

Открытый урок по литературному чтению с использованием наглядного материала.

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина.

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»». Урок литературного чтения.

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе.

Анализ стихотворения «Поет зима – аукает» Есенина

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима – аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поет зима – аукает.

История создания – Стих написан в 1910 году.

Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.

Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Метафоры«мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка».

Эпитеты«седые», «игривые», «бешеный».

Сравнения«как детки сиротливые».

Олицетворения«метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней».

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает» , укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.

Средства выразительности

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры (« мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка »), и эпитеты ( «мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный »), и олицетворения (« метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней »).

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми» , вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчеркивает, что все живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Поёт зима, аукает…» по плану

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима – аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Система образов

Образы зимы в стихотворении разнообразны.

С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).

Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.

В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.

Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.

В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.

Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.

В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

  • постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
  • обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
  • просторечия «но больно холодна!»).

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

Тема стихотворения

Главные герои стихотворения Есенина — суровая зима со своими слугами (вьюгами и метелями) и воробушки, которым нужно выжить в стужу и дождаться прихода красавицы-весны. Оно пронизано оптимизмом и призывает читателя быть стойким перед лицом бед. При этом поэт затрагивает проблему сурового русского климата, восхищается красотой и неповторимостью холодного времени года.

Радуя красотой заснеженных долин, зима приносит беду тем, у кого нет еды и крова. Чтобы пережить суровые времена, крестьянин трудится круглый год, обеспечивая хлебом свою семью и господ. О диких зверях и птицах некому позаботиться. Они оставлены на произвол судьбы и только мечтают о потеплении.

В авторских строках звучит тревога за судьбы маленьких птиц, трепетом перед натиском стихии, уважением к холодной красоте зимнего леса. Природа у Есенина живет, дышит, чувствует. Несмотря на противоречивый нрав, она вызывает восхищение.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные», «с рёвом бешеным»;
  • олицетворения: «поёт зима, аукает, … лес баюкает», «облака плывут … с тоской глубокою», «вьюга… стучит по ставням», «злится всё сильней».
  • метафоры: «стозвоном сосняка», «плывут… в страну далёкую», «ковром шелковым стелется», «в улыбках солнца»;
  • сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые».

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.

Содержание произведения

В лирических строках Сергея Александровича описан день снегопада. Природное явление привычно для жителей средних и северных широт в холодный период года, и под конец зимы не вызывает никаких эмоций. Однако в сочинении поэт сумел подобрать слова и описать метель в разных образах.

В начале произведения описывается заснеженный мир, в котором властвует зима, баюкая мохнатый лес. В авторских строках чувствуется умиротворение и спокойствие, которым веет от заснеженных шапок деревьев, сугробов. Ощущается безмолвие седых косматых облаков, плывущих в далекую страну.

Однако зимняя погода изменчива. Настроение композиции быстро меняется, и вот уже по двору шелковым ковром стелется метелица. Усиливается ветер, и приближается снежная буря, готовая смести все на своем пути. В предчувствии непогоды воробьи, как сиротливые дети, жмутся друг к другу. Они рассчитывают вместе дать отпор ненастью.

Однако зима угадывает их замысел и злится еще больше. Из заботливой покровительницы полей она превращается в надменную и коварную ведьму, которой известно о своей власти над природой. В ярости она стучит по ставням и усиливает натиск. Но это не пугает крохотных птичек — они засыпают под песни метели и видят сны о красавице-весне. План пересказа стихотворения на уроке литературы может выглядеть так:

  1. В лесу господствует зима.
  2. Равнодушные облака.
  3. Метелица во дворе.
  4. Голодные воробушки.
  5. У окна.
  6. Гнев вьюги.
  7. Птичий сон.

Символика и ритм

Стихотворный размер произведения Есенина «Поет зима» неслучайно выбран автором таким необычным. Сочетая в шестистопном стихе параллельную и перекрестную рифмовку, поэт добивается эффекта схожести ритма стихотворения со звуками завывающей вьюги и метели. Нетривиальная строфика и ритмика являются средством художественной выразительности в этом литературном шедевре, наравне с эпитетами и метафорами.

Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.

В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.

Есенин в стихотворении словно показывает, что природные силы нужно принять, как данность и покорно переждать суровое холодное время. Красота зимы соседствует с ее зловещей стороной, что отображается в тексте произведения контрастными эпитетами: «стозвон сосняка» зимы и «шелковые ковры» метели сменяются в кульминационной строфе «бешеным ревом» вьюги.

Интересным и очень символичным автор умело создает образ воробушков. С помощью приема сравнения Есенин сопоставляет птичек с «детками малыми», подчеркивая невинность и беззащитность этих созданий матери — природы. Неслучайно поэт выбирает именно маленьких птиц, которым гораздо сложнее пережить холода, нежели их крупным и окрепшим собратьям.

Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.

«Зима» С.Есенин

Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется, Ложится велой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

Анализ стихотворения Есенина «Зима»

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела». Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется». В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.

Краткий анализ

Произведение написано в реалистичной манере, напоминает по стилю и звучанию труды крестьянских поэтов А. Кольцова и И. Никитина. Автор вносит в описание зимы новые ноты: память о ее лютости, беспощадности. Это дает возможность остро почувствовать то, что холодное время года может стать губительным для всего живого. Проводя краткий анализ стихотворения «Поет зима — аукает» в младших классах школы, следует придерживаться плана:

  1. История создания. Стихотворение — одна из первых проб пера юного поэта. Оно написано в 1910 г. Тогда автор еще не знал, что вскоре станет известным поэтом и сможет раскрыть свой потенциал.
  2. Тема. Восхищение красотой заснеженной русской природы. Описание того, какой своенравной может быть зима.
  3. Композиция. Основана на том, что зима двулика. Она способна стать заботливой матерью или наслать губительные бураны.
  4. Жанр. Пейзажная лирика. Стихотворение тяготеет к народной песне. Оно мелодично, напевно, душевно.
  5. Стихотворный размер. Двухсложный четырехстопный ямб. Рифма парная кольцевая.
  6. Чему учит. Произведение учит терпению, умению не бояться зимней непогоды, морозов, помогать друг другу в непростые времена, верить в лучшее.
  7. Эпитеты. «Игривые», «бешеный», «седые».
  8. Сравнения. «Как детки сиротливые».
  9. Метафора (есенинская). «Стозвон сосняка».
  10. Подходящие пословицы. «Будет зима, будет и лето».
  11. Отзыв. Стихотворение заворожило меня картинами зимней природы. Мне стало жаль птиц, которым негде укрыться от стужи. Я подумал, что нужно проявлять сострадание ко всем, у кого нет дома, по возможности помогать и проявлять заботу.

В произведении противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение одиночества, любование красотой природы и тоска по идеалу, безысходность и надежда. Ранний труд демонстрирует самобытность творчества, которая всегда будет отличать Есенина от других поэтов Серебряного века.

«Поет зима, аукает…»

стихотворение и анализ

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Краткое содержание

Стихотворение «Поет зима, аукает…» считается одним из лучших в творчестве Сергея Есенина. В нем начинающему поэту удалось простыми словами так красочно и образно описать зимний день, что оно получилось похожим на детскую сказку.

В. Беднов. Воробушки. 1973

Образ зимы меняется на протяжении повествования. Вначале она напоминает ласковую мать, убаюкивающую мохнатый лес. Однако это впечатление обманчиво. Уже в следующих строках зима сбрасывает с себя эту личину и предстает во всей своей грозной красе. Свирепая вьюга и леденящая стужа помогают ей взять в плен всю природу. Над всей этой мрачной картиной нависают суровые облака.

На этом описание леса заканчивается, и действие перемещается в один из заснеженных дворов. Автор отмечает, что снежный покров напоминает красивый шелковый ковер, только уж «больно холодный». Особый трепет вызывает у поэта стайка замерзших и голодных птичек, которых он называет нежными. Они борются с неукротимой вьюгой за свое выживание, поэтому прижались как можно ближе друг к другу, сидя у самого окошка.

В самом конце стихотворения возникает образ красавицы весны. Но она приходит к птичкам пока еще только в их снах. Заснувшие воробышки радуются первым лучам ласкового солнца, которое Есенин описывает довольно лаконично. Но эта картина настолько контрастирует с разбушевавшейся непогодой, что этих нескольких слов достаточно, чтобы почувствовать весеннюю атмосферу.

Анализ

История создания

К моменту написания стихотворения Есенину было всего пятнадцать лет. Юноша с детских лет был влюблен в родную природу, и это очень хорошо отразилось в данном произведении. В его представлении природа обладает таким же волшебством, как те сказки и легенды, которые он слышал в раннем возрасте. Поэтому все образы его пейзажных стихотворений наделены человеческими чертами. Стихотворение «Поет зима, аукает…» было написано в 1910 году, а впервые опубликовано через четыре года, и называлось оно «Воробышки».

Персонажи и образы

В стихотворении нет выраженного лирического героя, но есть свидетель происходящего, который испытывает жалось к крохотным птичкам. Основные персонажи – леденящая метель и воробышки, которые пытаются выжить в жестокие морозы. Метель – это большая, безжалостная стихия. Ей неведомо сочувствие к маленьким существам, похожим на «деток сиротливых», которые пытаются сохранить последнее тепло, плотно прижавшись друг к другу. Эта трогательная картина говорит об их взаимной поддержке.

Промежуточным образом между птичками и бушующей метелью является сон. Зимняя стихия «баюкает» «мохнатый лес», а пташки «дремлют у окна». Природа покорно пережидает эту суровую пору и ждет счастливого пробуждения долгожданной весной.

Композиция

Композиция стихотворения последовательная, линейная. Текст включает в себя четыре строфы, в каждой из которых по шесть строчек. Каждая строфа своеобразно закольцована определенным событием.

В первых двух шестистишиях идет описание зимней природы, после этого действие перемещается во двор. Наблюдается переход от общего к частному. Читатель видит маленьких воробышков, ютящихся у окна деревенской избы.

Третья строфа содержит кульминацию. Вьюга достигает невиданной силы и злобно обрушивается на оконные ставни. Птички под ее натиском плотнее прижимаются друг к другу. В последней строфе напряжение ослабевает: под вой ветра птички погружаются в сон, в котором им грезится наступившая весна.

Литературное направление стихотворения – реализм. Своим звучанием оно похоже на народную песню. По жанру это лирическое пейзажное произведение, созвучное работам крестьянского поэта А. Кольцова.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован четырехстопный ямб. Рифма чередующаяся – дактилическая и мужская (ААБВВБ), то есть параллельная рифма сочетается с перекрестной.

Произведение написано простым, понятным языком. В тексте преобладают прилагательные и глаголы – автор не только описывает явления, но и придает им движение, наполняет определенным действием. Стихотворение насыщено разнообразными выразительными средствами. Для усиления воздействия автор использует инверсию (обратный порядок слов): «с ревом бешеным», «пташки малые», «вихри снежные» и просторечие «но больно холодна!»

Эпитеты представлены выражениями: «воробышки игривые», «мохнатый лес», «ковром шелковым», «седые облака», «пташки нежные». Украшают текст олицетворения: «облака плывут … с тоской глубокою», «поет зима, аукает … лес баюкает», вьюга «злится все сильней», «стучит по ставням».

Очень выразительны в этом стихотворении метафоры: «ковром шелковым стелется», «стозвоном сосняка», «в улыбках солнца» и сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые». Основано произведение на антитезе – злая вьюга противопоставлена озябшим и беззащитным птичкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») создают звуковые образы разбушевавшейся непогоды, способствуют созданию тревоги, возникновению мрачных мыслей о чем-то ужасном и неизбежном.

Проблематика и основная идея произведения

Основная идея стихотворения – желание выжить в суровых условиях жестокой зимы. Такое чувство присуще каждому живому существу, и Есенин наглядно демонстрирует это в своем произведении. Несмотря на то, что зима – прекрасное время года, обладающее неповторимой красотой, она бывает очень беспощадна к тем, кто остался без крова и пищи.

Если человек может позаботиться о себе, заготовив на холодный период еду и дрова, то маленьким птенчикам остается надеяться только на добрых людей. Они терпеливо сидят у окошка и мечтают о приходе весны. Стихотворение учит быть добрым, уметь проявлять сострадание и заботу о тех, кто остался один на один со своим тяжелым положением, кто голодает и лишен теплого угла, где можно согреть свое тело и душу.

Ссылка на основную публикацию