Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль

«Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Стихотворение лирическое, в нём автор и лирический герой едины. Используются в произведении символы, экспрессивные обороты, яркие определения, характерные для имажинизма.

Стихотворение было написано и опубликовано в 1925-м году. Тогда Сергей Есенин подводил некие итоги своей жизни, много размышлял об историческом процессе в стране, что и нашло отражение в данном произведении.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете», но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль». Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть». Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь». Далее используется смысловая антитеза, экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси». Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный», «таинственный», изба «золотая». Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут», «плачут». Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом».

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью». Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома.

Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль

Соприкосновение в лирике С. Есенина человека и природы всегда удивительно и неизбежно. С помощью предметов, явлений окружающего мира, в котором просматривается своеобразие и неповторимая красота, автор передает настроение, переживания внутреннего мира.

Стихотворение “Спит ковыль” начинается с упоминания растения, благодаря которому наиболее достоверно создается образ русской степи с характерными лоснящимися шелковистыми верхними частями ковыли. В первой же строфе С. Есенин признается в любви к родным просторам (“Равнина дорогая”), обращаясь как к живому существу.

Передвигаясь по степи не спеша, он испытывает радость, вдыхая знакомый аромат полыни, распространяющийся в поле. Дорог ему и терпкий ее запах, смешавшийся со свежей струей воздуха (“свинцовой свежести полынь”). Трепетное отношение к природе, влюбленность в жаркую, безветренную погоду выражаются в строках: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”.

Несмотря на трудные времена, грядущие перемены, автор предан родине. Готовность переносить любые тяготы, принимать участие в судьбе страны – искренние желания, которыми пронизаны строфы произведения. Привязанность к каждому объекту делает лирического героя необыкновенным ценителем русского пейзажа, патриотом своей страны.

Чтобы более эмоционально передать свое настроение, автор вводит образ луны (“Свет луны, таинственный и длинный. “), которая, пробираясь сквозь сумерки, приносит с собой ноты печали, необъяснимой тоски о прошлом. Ее изображение создает подходящую атмосферу для грустных раздумий.

Состояние души отражает и упоминание о журавлином крике. На фоне ночного затишья эти протяжные звуки еще больше напоминают особенности окружающего мира родной стороны. Это вызывает у лирического героя глубокое чувство успокоения. Природа становится источником вхохновения, душевного равновесия, толчком для всплеска эмоций. В представлении автора обычные обитатели, явления ассоциируются с неповторимой, дорогой сердцу, Россией (“Плачут вербы”).

Как представитель сельского уклада С. Есенин с гордостью признается: “Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы”. Он говорит об избытке света, добра и нежности ко всему русскому, преданности традициям.

Считая своим долгом не покидать землю, выражает просьбу: “Дайте умереть”. Противоречивость чувств поэта, с одной стороны, связана с желанием воспевать природу родного края, которая дает силы. С другой стороны, мысль о том, что прошлое уходит безвозвратно, не покидает его.

Стихотворение отличается многообразием в использовании художественных средств. С помощью олицетворения (“спит ковыль”) усиливаются переживания поэта. Повторы согласных звуков (с, н) позволяют сделать акцент на отсутствии резких движений, неторопливых глубоких размышлениях поэта. Мотив грусти подчеркивает использование ассонанса (у, ы), достигая благозвучия, напевности. Визуальная окраска явлений создается за счет ярких эпитетов (“золотой избы”, “новым светом”, свет луны “длинный”).

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Спит ковыль

Популярные темы анализов

Смерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» – о смерти, но не страшной,

Произведение «Весна, весна! как воздух чист. », является одним из самых известных и знаменитых стихотворений великого русского поэта Баратынского. Сегодня хочется более подробно рассмотреть данное произведение.

Литературная деятельность Николая Алексеевича Некрасова началась в ранней юности. Он долго и упорно работал над своими первыми стихотворениями, прозой и водевилями. Так, в 1840 году, благодаря небольшим сбережениям

События 1825 года стали толчком в тяжелых временах Пушкина. Было восстание декабристов, которое закончилось неудачно. Многих его участников сослали в Сибирь. Среди таких людей оказались и многие друзья писателя. Он даже не знал, что его

Стихотворение «Туча», написанное в 1835г является прекрасным образцом пейзажной лирики поэта. Как мастерски удалось Пушкину очеловечить тучу, наделив её определенными качествами. Лирический герой,

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина

Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину. Вам предлагается краткий анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая” по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Спит ковыль. Равнина дорогая.

История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.

Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.

Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждет.

Жанр – лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.

Стихотворный размер – написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры“свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.

Эпитеты“Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Олицетворения“Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.

Антитеза“Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

История создания

В период написания и опубликования стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая” Есенин начал переосмысливать прошлую жизнь. Он размышляет о своей жизни, о судьбе страны, о прошлом и настоящем. Строительство нового государства, глобальные изменения в истории России не могут не находить отражение в сердце Есенина, горячо любящего свою страну и привязанного к ней.

Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.

В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…” . Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений.

Композиция

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!

Несмотря на отсутствие сюжета, поэт последователен в своем описании. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многих живется тяжело.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин

Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это красочно и ярко “разукрашено” поэтом: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.

По жанровой принадлежности стихотворение является лирическим стихотворением, которое можно считать и философским, так как оно поднимает важные проблемы – роли поэта, позиции гражданина, патриотизма.

Стих состоит из шести строф, написанных хореем. Используются одновременно несколько видов рифмы: точная (дорогая – другая, полынь – теплынь), неточная (участь – мучась, теснимый – любимой), мужская (тополя – поля, судьбы – избы) и женская (светом – поэтом, длинный – журавлиный). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны и красочны.

Среди них особого внимания заслуживают олицетворения: “спит ковыль” , “плачут вербы”, “шепчут тополя” .

Также он использует метафоры: “свинцовой свежести ковыль” , “не вольет мне в грудь мою теплынь” , “чужая юность брызжет новью” , эпитеты: “Свет луны, таинственный и длинный” , “золотой бревенчатой избы” .

Интересно поэт включил в текст прием антитезы, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси” . Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину. Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!” .

«Спит ковыль. Равнина дорогая» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – образы, лирический герой, метафоры

Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину. Вам предлагается краткий анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая” по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Спит ковыль. Равнина дорогая.

История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.

Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.

Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждет.

Жанр – лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.

Стихотворный размер – написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры“свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.

Эпитеты“Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Олицетворения“Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.

Антитеза“Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

История создания

В период написания и опубликования стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая” Есенин начал переосмысливать прошлую жизнь. Он размышляет о своей жизни, о судьбе страны, о прошлом и настоящем. Строительство нового государства, глобальные изменения в истории России не могут не находить отражение в сердце Есенина, горячо любящего свою страну и привязанного к ней.

Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.

В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…”. Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений.

Композиция

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!

”. Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.

Несмотря на отсутствие сюжета, поэт последователен в своем описании. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многих живется тяжело.

Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это красочно и ярко “разукрашено” поэтом: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.

По жанровой принадлежности стихотворение является лирическим стихотворением, которое можно считать и философским, так как оно поднимает важные проблемы – роли поэта, позиции гражданина, патриотизма.

Стих состоит из шести строф, написанных хореем. Используются одновременно несколько видов рифмы: точная (дорогая – другая, полынь – теплынь), неточная (участь – мучась, теснимый – любимой), мужская (тополя – поля, судьбы – избы) и женская (светом – поэтом, длинный – журавлиный). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны и красочны.

Среди них особого внимания заслуживают олицетворения: “спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.

Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.

Также он использует метафоры: “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, эпитеты: “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Интересно поэт включил в текст прием антитезы, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”. Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину. Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!”.

Стихотворение Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Соприкосновение в лирике С. Есенина человека и природы всегда удивительно и неизбежно. С помощью предметов, явлений окружающего мира, в котором просматривается своеобразие и неповторимая красота, автор передает настроение, переживания внутреннего мира.

Стихотворение «Спит ковыль» начинается с упоминания растения, благодаря которому наиболее достоверно создается образ русской степи с характерными лоснящимися шелковистыми верхними частями ковыли. В первой же строфе С. Есенин признается в любви к родным просторам («Равнина дорогая»), обращаясь как к живому существу.

Передвигаясь по степи не спеша, он испытывает радость, вдыхая знакомый аромат полыни, распространяющийся в поле. Дорог ему и терпкий ее запах, смешавшийся со свежей струей воздуха («свинцовой свежести полынь»). Трепетное отношение к природе, влюбленность в жаркую, безветренную погоду выражаются в строках: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь».

Несмотря на трудные времена, грядущие перемены, автор предан родине. Готовность переносить любые тяготы, принимать участие в судьбе страны — искренние желания, которыми пронизаны строфы произведения. Привязанность к каждому объекту делает лирического героя необыкновенным ценителем русского пейзажа, патриотом своей страны.

Чтобы более эмоционально передать свое настроение, автор вводит образ луны («Свет луны, таинственный и длинный…»), которая, пробираясь сквозь сумерки, приносит с собой ноты печали, необъяснимой тоски о прошлом. Ее изображение создает подходящую атмосферу для грустных раздумий.

Состояние души отражает и упоминание о журавлином крике. На фоне ночного затишья эти протяжные звуки еще больше напоминают особенности окружающего мира родной стороны. Это вызывает у лирического героя глубокое чувство успокоения. Природа становится источником вхохновения, душевного равновесия, толчком для всплеска эмоций. В представлении автора обычные обитатели, явления ассоциируются с неповторимой, дорогой сердцу, Россией («Плачут вербы»).

Как представитель сельского уклада С. Есенин с гордостью признается: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Он говорит об избытке света, добра и нежности ко всему русскому, преданности традициям.

Считая своим долгом не покидать землю, выражает просьбу: «Дайте умереть». Противоречивость чувств поэта, с одной стороны, связана с желанием воспевать природу родного края, которая дает силы. С другой стороны, мысль о том, что прошлое уходит безвозвратно, не покидает его.

Стихотворение отличается многообразием в использовании художественных средств. С помощью олицетворения («спит ковыль») усиливаются переживания поэта. Повторы согласных звуков (с, н) позволяют сделать акцент на отсутствии резких движений, неторопливых глубоких размышлениях поэта. Мотив грусти подчеркивает использование ассонанса (у, ы), достигая благозвучия, напевности. Визуальная окраска явлений создается за счет ярких эпитетов («золотой избы», «новым светом», свет луны «длинный»).

Кратко по плану

Информация о создании

Что вдохновленной личности может казаться более родным и неповторимым? Есенин в своей поэзии выражал собственное мнение, описывая живописные ландшафты деревни, в которой родился и вырос. Он с теплотой и нежностью отзывается о посещаемых ранее местах.

В творениях Есенина Россия характеризуется как край мечты, который стремятся посетить многие. Разговор ведется о том, что значит для простого, не избалованного излишествами человека Родина. Литератор пытается описать ощущения при помощи словесных оборотов, и, хотя передать осязаемое не представляется возможным, он справляется с задачей и заслуживает всеобщее признание.

Известно, что произведение было написано в июле 1925 года. В этот же месяц оно вышло в свет. Публиковалось в газете «Бакинский рабочий» и журналах «Огонек» и «Красная нива». Автор работал над стихотворением, борясь с негативными мыслями.

Постоянные сомнения и подозрения были вызваны тем, что современники талантливого творца не желали понимать его стремлений и намерений. Есенин лишился закадычных приятелей и возымел славу легкомысленного пропойцы.

Чтобы отвлечься от печальных размышлений, он отправился на Кавказ, где в дальнейшем усердно и самозабвенно трудился, создавая стихотворный сборник «Персидские мотивы». Поэт не щадит себя, радуя читателей новыми литературными изысками.

Творения «Неуютная жидкая лунность» и «Спит ковыль…» различаются по смысловой специфике и содержанию. Если в первом ему кажется, что новшества на Руси ничтожны и в них нет надобности, то во втором Сергей Александрович вынужден заявить, что они необходимы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Тематика и смысл

Стих Есенина «Спит ковыль…» играет важную роль в творчестве и взглядах. Его написание существенно повлияло на развитие восприятия и мироощущения автора. Он пытается приспособиться к жизни в государстве, порядки которого подверглись изменениям. Жанровая направленность — философская лирика. Прослеживаются особенности, позволяющие догадаться об отношении литератора к родным местам.

Особые речевые обороты и средства выразительности свидетельствуют о том, что автор честен и искренен. Ему нечего скрывать от читателей, ведь дело касается Родины. Любимые места − единственное, что у него осталось после исчезновения дорогих людей.

Поклонники словно наяву видят природные панорамы и удивительные пейзажи. Слова Есенина наталкивают на размышления и помогают представить то, что в описании не нуждается. Это истинное искусство, подвластное немногим. Разумеется, за долгими раздумьями следует четкий вывод.

Стоит обратить внимание на название произведения. Не был использован отдельный заголовок. Стихотворение кратко характеризует первая строка. Предпочтение отдано приему инверсии, соответственно, основное слово у Есенина («ковыль спит») выделяется и заставляет задуматься о состоянии природных сил. Сделан выбор и в пользу олицетворений. Окружающий мир изображается одухотворенно, Сергей Александрович уважительно к нему относится, словно тот является его дорогим другом.

Особенности композиции

Есенин в произведении четко передает природные пейзажи. Читатель, вслушиваясь в строки, ясно представляет картину. Пара слов «Спит ковыль» в стихотворении позволяет представить русские степи в спокойную погоду:

  • ни порывов ветра;
  • ни свирепства сильного ливня;
  • ковыльное поле словно погрузилось в забытье;
  • необъятные, бескрайние просторы вызывают безмерное восхищение.

Речь идет не о водоемах, не об острых скалах и растениях, приковывающих взор, а о безбрежной равнине. Леса и рощи России дороги и милы тем, кто был здесь рожден и наслаждался безмятежным детством. Узнав о названии, можно понять, что автор намеревается выразить почтение.

Близится логическое завершение, и поэт говорит о том, что ни в какой другой стране не сможет жить беззаботно. Ему лишь Родина кажется прелестной. Воспоминания о ней греют душу. Мысли о месте, где всегда поддержат и успокоят, придают сил. Вторичное применение инверсии об этом свидетельствует.

Сюжет не отличается сложностью и непредсказуемостью. Композиция предполагает наличие завязки (описание пейзажей). Развитие событий наблюдается от второго четверостишия до четвертого. Кульминация происходит в предпоследнем из них, а развязка радует читателей лишь в финале. Следует обратить внимание на строфы и прочитать стихотворение в необходимой последовательности, чтобы понять, что хотел сказать литератор:

  1. Первая строфа. Предпочтение отдается ландшафтам. Изречения автора позволяют догадаться о том, что он думает о родных краях.
  2. Вторая строфа. Рассуждение об особенностях жизненного выбора, радостях и бедах того, кто родился и живет на Руси.
  3. Третья строфа. Пейзажная зарисовка, рассуждения об ощущениях, возникающих после мыслей о Родине.
  4. Четвертая строфа. Литератор размышляет о собственных жизненных аспектах и поиске духовного пристанища, после чего делает вывод.
  5. Пятая строфа. Разительно отличается от предыдущих не только по тональности, но и по специфике содержания. Есенин упоминает о некоторых переживаниях, но мысль не завершается.

Судьбоносный выбор и точный вывод, являющийся идеей стихотворения, которую раскрывает автор в шестой строфе. Поэт утверждает: лучше погибнуть в родных краях, нежели встречать последний рассвет на чужбине, никого не зная.

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким. Выходы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу. Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество. Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов. Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

В 1925 году, примерно за 6 месяцев до своей трагической гибели, Есенин вновь обращается к теме родного края и создает удивительно лирическое стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким

. В очередной раз автор мысленно обращается к «свинцовой свежести» полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства. Автор о, тем самым, подчеркивая, что он остался совершенно равнодушен к красотам заморских стран.

При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву , чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда «новым светом» окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний. Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен. Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно.

Двойственность чувств, которые испытывает поэт в последний год своей жизни, очевидна. Он понимает, что в любой момент может быть арестован за то, что весьма скептически относится к советской власти и не желает превозносить ее достижения в своих произведениях. С другой стороны, Есенин не представляет своей жизни вдали от родины, поэтому отказываться остаться за границей, хотя и понимает, что возвращение в Россию является для него смертным приговором. На своей жизни поэт действительно поставил крест, поэтому простит лишь об одном: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!» . Эти слова оказываются пророческими, однако гибель Есенина до сих пор является загадкой для историков и исследователей его творчества, которые убеждены, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой политических интриг.

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Настроение и персонажи

Автор умело передает собственное настроение читателям, заявляя, что его охватывает сладкая истома. Лирический протагонист любуется природой, но печалится из-за того, что все прекрасное теснится новшествами. Но о грустных мыслях персонаж забывает благодаря желанию защищать родные края. Он уверен: нет ничего более дорогого и придающего сил. Литератор намерен поделиться впечатлениями с поклонниками, излив душу в стихотворении.

В произведении фигурируют и другие персонажи, влияющие на сюжет. Это разнообразные явления и предметы, одухотворенные Есениным:

  • спящий ковыль;
  • свет луны, таинственный и длинный;
  • шепчущиеся тополя;
  • брызжущая новью юность;
  • теснящая поэта новизна.

Они наделены определенными ролями, благодаря чему создают особое настроение, позволяя понять, что автор считает истинным счастьем. Никакие препятствия не смогут превратить любовь к Родине в ужасающее безразличие.

Тем не менее, настрой лирического героя весьма изменчив. От безмятежности не остается и следа, как описывается во втором четверостишии. В третьем пугающее хладнокровие перевоплощается в эмоциональность («плачут вербы»). Как журавли в осеннюю пору неохотно покидают Родину, так и русский человек, уезжая, помнит о любимых ландшафтах.

Четвертое и пятое четверостишия являются намеком на внутренний душевный конфликт лирического персонажа. Его убеждения и намерения кардинально меняются, стремления становятся противоречивыми и неоднозначными. Литератор ссылается на общественное мнение, пытаясь прийти к логическому завершению.

Есенин утверждает, что любые обновления, касающиеся Родины, будь то взгляды или доказанные факты, он воспринимает как оскорбление. Ему нелегко признать, что там, где ему посчастливилось родиться и узнать о собственном жизненном пути, «чужая юность» станет «брызгать новью». Очевидно, новое начало не по нраву творцу.

Сергей Александрович не может поверить в то, что его мнение не сходно с тем, которое высказывают приверженцы новшеств. Его патриотизм не считают доблестью. Опасаясь конфликта, автор вынужден отступить, сохранив завидную верность родным краям.

Обиду Есенин легко скрывает, напоминая читателям о том, что намеревается сказать о главном: несмотря на политические и общественные догмы, погибнуть он собирается на Родине, не переставая ее безудержно любить. В этом и заключается основная мысль произведения.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами

стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

Читайте также:  Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете»

, но отмечает, что он всё равно остался поэтом
«золотой бревенчатой избы»
. Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем

. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

стихотворение и анализ

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Краткое содержание

И. Крылов. Степь ковыльная. 1913

Начинается произведение с упоминания о ковыле – растении, благодаря которому поэт с достоверной точностью создаёт картину степи русской. В первом четверостишии автор говорит о нежности к милым сердцу просторам: он обращается к ним, как к одухотворённому мыслящему существу.

Медленно шагая по степной поверхности, поэт чувствует большую радость от того, что может вдохнуть любимый с детских лет аромат полыни. Он признаётся, что дорожит полынным запахом, смешанным с воздушной свежестью. Автор поглощён силой нахлынувших чувств. В последнем четверостишии он сообщает, что желает умереть на отчей земле, среди ковыля степного.

История создания

Произведение создано и издано автором в 1925 г. Буквально через шесть месяцев поэт покончит с собой. Первые читатели познакомились с произведением на страницах ежедневника «Бакинский рабочий» и журнала «Огонёк». В этом стихотворении автор подводит некие итоги прожитых лет, размышляет о ситуации в стране. Создание нового государства, масштабные исторические изменения беспокоили Есенина, найдя отражение в этом произведении.

Жанр, направление, размер

Согласно жанровой классификации стихотворение является лирическим и философским одновременно. В нём поднимаются глобальные вопросы о функции поэта, его гражданской позиции, патриотизме. В стихотворении активно используются символы, эмоциональные обороты речи, метафоры – всё это является характерным для литературного направления, именуемого имажинизм. Стихотворный размер – хорей. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Композиция произведения кольцевая: в начале и в конце произведения автор говорит нам об одном и том же. Он сообщает, что ему не нужна никакая другая Родина, несмотря ни на что. Стихотворение делится на шесть строф, по четыре строки каждая. В произведении отсутствует сюжет, но автор последователен в своём описании. Сначала он размышляет о природе и о том, что никакие другие места не заменят ему Россию. Затем автор указывает, что в России живётся очень тяжело.

Образы и символы

Автор рисует перед читателями различные образы, способствующие раскрытию основной темы произведения:

  • образ родины – поэт утверждает, что не сможет жить на чужбине, вдали от своей малой родины, даже, если ему предложат беззаботное существование. Мысли о Родине согревают сердце, придают сил;
  • образ лирического героя является зеркальным отражением самого поэта. Мы любуемся природой родного села Константиново глазами лирического героя;
  • образ луны помогает передать настроение лирического героя. Её свет «таинственный и длинный» способен пробиваться сквозь сумерки, неся с собой печаль, невыразимую тоску о прошлом;
  • образ юности – поэт пишет, что «юность брызжет новью». Для него это символ будущего, в котором больше хорошего, чем плохого;
  • образ журавлиного крика – отражение состояния души лирического героя. На фоне ночной тишины эти протяжные звуки являются отражением родной земли: они приносят поэту успокоение;
  • образы спящих деревьев, избы поддерживают общее лирическое настроение поэта, отражая его переживания и чувства.
Темы и настроение

Главная тема произведения – искренняя привязанность и любовь поэта к своей Родине, единение с Россией. В стихотворении в завуалированном виде имеется заметка об отрицательных переменах, происходящих в стране. Но поэт не готов из-за этого менять своего отношения к Родине, бросать её, искать счастья на солнечной чужбине.

Основная идея

В шестой строфе произведения заложена основная идея о том, что лучше принять смерть на родной земле, нежели встречать свой последний рассвет в чужой стороне, среди незнакомых людей.

Средства выразительности

Есенин выбрал средства выразительности, отличающиеся разнообразием и красочностью:

  • метафоры – «свинцовой свежести ковыль», «чужая юность брызжет новью»;
  • эпитеты – «свет луны, таинственный и длинный», «золотой бревенчатой избы»;
  • олицетворения – «спит ковыль», «плачут вербы», «шепчут тополя»;
  • антитезы – «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси», «спокойно умереть»;
  • ассонанс – мотив грусти автор подчёркивает использованием звуков «у» и «ы». Достигаются напевность и благозвучие.

«Спит ковыль. Равнина дорогая» – анализ стихотворения С.А. Есенина

В такой же тональности написано и стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая». Анализ произведения позволяет понять, что Есенин думал о послереволюционной стране.

Немного об истории написания

Это стихотворение было написано в июле 1925-го, за 5 месяцев до гибели поэта.

Практически сразу читатели смогли увидеть произведение Есенина:

  • сначала в Азербайджане — там 20 июля его разместили на страницах «Бакинского рабочего»;
  • вскоре произведение читала вся Россия в «Огоньке» и «Красной ниве».

Тогда поэту было уже почти 30, в этом возрасте уже сформировано мировоззрение, на многие вещи поменялся взгляд. Стоит ли удивляться, что «Спит ковыль. Равнина дорогая» уже относится к философскому жанру.

Сергей Есенин прожил вдали от родной деревни с её золотыми бревенчатыми избами 13 лет.

В его бурной жизни тогда происходили самые разные события:

  • он выступал до революции перед императрицей, а после — перед простыми людьми;
  • много путешествовал по советской России;
  • бывал в Европе и Америке;
  • даже несколько раз был женат.

Кроме того, он успел «заслужить», как сам говорил, славу похабника, пьяницы-хулигана и скандалиста. И всё это за каких-то 13 лет!

Жить в окружении людей, которые не могли или не хотели его понять, поэту стало уже невмоготу. В ожидании, что вскоре стихнут кривотолки, Сергей Александрович предпринял отчаянную попытку вернуть покой в мятущуюся душу и уехал далеко от столицы — на Кавказ. Там Есенин пишет много и вдохновенно, в том числе из-под его пера появляются прекрасные стихи «Персидские мотивы».

Есенинская Русь и революционные перемены

Но желанного равновесия душа поэта так и не обрела. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что практически в одно время появились 2 стихотворения:

  1. «Неуютная жидкая лунность».
  2. «Спит ковыль. Равнина дорогая».

Если сравнить произведения, окажется, что они совершенно разные. В первом автор высказался, что он очень хочет перемен, мечтает о времени, когда его любимая Родина из нищей станет могучей, просто стальной. А вот второе стихотворение несколько иного плана.

Образ родного края

Лирический пейзаж русской равнины потрясает своей пронзительной тоской по Родине (поэт тогда был на Кавказе). И в то же время это светлая печаль.

Просто потрясающе выписан великолепный ночной простор равнины с его плачущими о чём-то вербами и шепчущими тополями, свинцово свежим ароматом полыни и лунным светом, заливающим всё вокруг.

Для создания картины патриархального покоя, который согревает душу поэта, автор использует олицетворение, метафоры, народную лексику как средства выразительности:

  • плачут вербы шепчут тополя;
  • свет луны таинственный и длинный;
  • теплынь.

Выразительности и пронзительности придаёт использование антитезы, например, свинцово свежий аромат, радуясь и мучась.

Но вслед за ночью приходит новый день. И приходит совершенно другая жизнь, наступают иные времена. Перемены необходимы, и поэт когда-то сам призывал к ним. Но вдруг пришло осознание, что Есенин оказался не вполне готов к событиям, которые сопровождали революцию, и к строительству новой России.

Автор остался верен своему нежному отношению к патриархальной святой Руси. Той самой, с её ковылями и берёзками, тополями и вербами рядом с бревенчатыми избами. Собственно, любовь к Родине и есть основная тема произведения.

В новой советской России поэт не может найти собственное место в жизни. Есенина не покидает ощущение, что его теснит пришедшая новь. Энергичную и деятельную чужую юность, которая меняет его поля и луга, автор характеризует как враждебную для себя силу, и понимает, что приходится отступить.

Люди на его любимой святой Руси страдают и радуются, мучаются и порой даже свирепствуют. И тем не менее жизнь прекрасна. Никаким трудностям не под силу убить любовь к родному краю. И поэт искренне верит, что иначе и быть не может.

Оценка от общества и литераторов

Многие современники давали творчеству Есенина высокую оценку. Но так было не всегда, и при жизни Сергея Александровича звучали не только хвалебные о́тзывы о его произведениях. Например, писатель Иван Бунин, эмигрировавший во Францию, из-за границы рьяно критиковал и даже позволял себе грубые высказывания по отношению к работам и личности самого́ поэта.

Творческое наследие Сергея Есенина уже давно стало признанной частью русской культуры. Сегодня имя русского поэта занимает достойное место в созвездии великих певцов русской земли.

Ссылка на основную публикацию