Анализ стихотворения Глупое сердце не бейся Есенина

Анализ любовной лирики Есенина на примере стихотворений «Глупое сердце,не бейся»,«Заметался пожар голубой»,«Ты меня не любишь,не жалеешь» (Есенин С. А.)

Любовная лирика Есенина составляет довольно большой пласт в его творчестве.В стихотворениях, относящихся к данной категории, автор отобразил разнообразные переживания влюбленного человека.

Впервые Есенин воспевает любовь в стихотворениии “Заметался пожар голубой”.Автор видит в любви некую стихию, которая охватывает человека помимо его воли, охватывает его целиком и полностью.Эта стихия не привыкла встречать на своем пути сопротивления, все, а особенно молодые люди охотно вверяются в ее власть.

Есенин пишет о том, что любовь его перекраивает, меняет, он пишет, что:

“Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил

Мне бы только касаться руки

И волос твоих цветом в осень”

“Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.”

Он готов сделать все что угодно ради предмета своего обожания, бросить всякие свои привычки, забыть Родину.Герой совершит любые поступки ради взаимности.

В данном стихотворении мы видим Есенина ослепшего от своей любви, готового принести на ее алтарь любые жертвы.

Стихотворение “Глупое сердце, не бейся”(1925) написано в общем и целом в темных тонах.Лирический герой не хочет и не готов любить.С этим чувством у него связаны слишком болезненные воспоминания.

“Многие видел страны.

Счастья искал повсюду,

Только удел желанный

Больше искать не буду.”

Многократное повторение фразы “глупое сердце не бейся” каждый раз приобретает различную окраску в контексте отдельного четверостишья, то герой умаляет свое сердце не полюбить вновь, не испытать этого болезненного чувства, то просит у него покоя.Данное произведение выражает чувства замученного и отчаявшегося человека, но несмотря на это, последняя пара четверостиший данного стихотворения проникнуты оптимизмом.Герой говорит, что он новой напьется силой, что “жизнь не совсем обманула”.Он говорит о том, что несмотря на прошлые неудачи, любовь является неотъемлемой и далеко не неприятной частью жизни, что это чувство причиняет не только страдания, но и приносит радость.Герой готов встретить новую любовь.

В стихотворении “Ты меня не любишь, не жалеешь. “(1925) Есенин описывает бесчувственную любовь, любовь сгоревших людей, которых “уже не подожжешь”.Автор провозглашает измельчание чувств с пришествием опыта и возраста.Он говорит о том, что любить по-настоящему можно лишь однажды, все последующие связи представляются легкомысленными и вспыльчивыми.Такие отношения представляются бессмысленными и пустыми, они не вызвают таких чувств, которые бы затрагивали сердце, которое уже не бъется:

“Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнкм дорогом.”

Есенин переболел любовью и не думает, что встретит ее еще когда нибудь.

Так, в любовной лирике Есенина отобразилась многогранность такого сложного чувства как любовь.В своих стихотворениях он показал и свои страдания, которые ему причинило это чувство, и то счастье, которое оно его одарило.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30602

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Анализ стихотворения Есенина Глупое сердце

Анализ стихотворения Есенина «Глупое сердце, не бейся. »

Анализ стихотворения Есенина «Глупое сердце, не бейся. »

В 1923 году Сергей Есенин предпринял длительное путешествие на Кавказ, где познакомился с традициями и культурой различных восточных народов. Итогом поездки стал цикл стихов «персидские мотивы», в который вошло стихотворение «Глупое сердце, не бейся», написанное весной 1925 года. В нем поэт в очередной раз словно бы подводит итоги собственной жизни, и на этот раз затрагивает область чувств, признаваясь, что он больше не хочет искушать судьбу.

«Все мы обмануты счастьем», — признается поэт, подразумевая, что очень часто он выдавал банальное увлечение за истинную любовь. Вот и сейчас, наблюдая за девушкой по имени Лайла, автор испытывает знакомые ощущение душевного смятения и томления

— верный признак того, что он готов влюбиться. Но поэт сам себя останавливает, так как считает, что время проб и ошибок лично для него уже закончилось. «Только удел желанный больше искать я не буду», — отмечает автор.

Действительно, в жизни Есенина было довольно много разочарований, связанных с женщинами. Он легко заводил романы, но так же быстро охладевал к предметам своей страсти, оставляя шлейф из разбитых женских сердец. Именно поэтому за полгода до своей трагической гибели поэт дает себе зарок, что больше не станет причинять боль тем, кто, возможно, его искренне любит. И в то же время автор сам себе противоречит, утверждая, что «все мы порою, как дети, часто смеемся и плачем». Это означает, что он не вправе приказывать своим чувствам, которые не поддаются разуму. Он лишь просит в каждом четверостишии, повторяя эту фразу, как заклинание: «Глупое сердце, не бейся».

Любить для Есенина — такая же естественная потребность, как и дышать. Однако поэт понимает, что за душевным подъемом непременно наступает разочарование и опустошение, когда жизнь теряет всю свою привлекательность. Поэтому он не хочет больше причинять себе душевную боль, прося лишь об одном: «Сердце, ты хоть бы заснуло здесь, на коленях у милой».

Тем не менее, автор все же не теряет надежды, что его очередная влюбленность, возможно, перерастет в более сильное и долговечное чувство, и он сможет познать, что же такое настоящее счастье. «Может, и нас отметит рок, что течет лавиной», — предполагает автор, надеясь, что и в его душе когда-нибудь разольется соловьиная песня, указывающая на подлинностью чувств. Возможно, именно по этой причине за несколько месяцев до смерти Есенин предпринимает еще одну попутку обрести родственную душу и женится на Софье Толстой. Однако очень скоро понимает, что этот брак является продолжением череды ошибок и не сулит ничего, кроме разочарования.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Есенина «Вот оно глупое счастье» Стихотворение «Вот оно, глупое счастье» было написано С. А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление поэта о счастье. Мы.
  2. Сочинение на тему Собачье сердце Одним из фундаментальных произведений М. А. Булгаков а, характеризующих общественный строй страны, является повесть «Собачье сердце» с характерной для автора.
  3. Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек» С.Есенин часто думал о смерти, что в полной мере отобразилось в его творчестве. Конечно, он не описывал трагичный уход, но.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь не жалеешь» Незадолго до смерти Есенин написал стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь». в котором в полной мере отражено ощущение одиночества.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Ну, целуй меня, целуй» Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Глупое сердце, не бейся. »

Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья.
Глупое сердце, не бейся.

Месяца желтые чары
Льют по каштанам в пролесь.
Лале склонясь на шальвары,
Я под чадрою укроюсь.
Глупое сердце, не бейся.

Все мы порою, как дети.
Часто смеемся и плачем:
Выпали нам на свете
Радости и неудачи.
Глупое сердце, не бейся.

Многие видел я страны.
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.

Жизнь не совсем обманула.
Новой напьемся силой.
Сердце, ты хоть бы заснуло
Здесь, на коленях у милой.
Жизнь не совсем обманула.

Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.
Глупое сердце, не бейся.

Сергей Есенин: глупое сердце, не бейся.
“” &

«Глупое сердце, не бейся…» С.Есенин

«Глупое сердце, не бейся…» Сергей Есенин

Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья…
Глупое сердце, не бейся.

Месяца желтые чары
Льют по каштанам в пролесь.
Лале склонясь на шальвары,
Я под чадрою укроюсь.
Глупое сердце, не бейся.

Все мы порою, как дети.
Часто смеемся и плачем:
Выпали нам на свете
Радости и неудачи.
Глупое сердце, не бейся.

Многие видел я страны.
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.

Жизнь не совсем обманула.
Новой напьемся силой.
Сердце, ты хоть бы заснуло
Здесь, на коленях у милой.
Жизнь не совсем обманула.

Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.
Глупое сердце, не бейся.

Анализ стихотворения Есенина «Глупое сердце, не бейся…»

В 1923 году Сергей Есенин предпринял длительное путешествие на Кавказ, где познакомился с традициями и культурой различных восточных народов. Итогом поездки стал цикл стихов «персидские мотивы», в который вошло стихотворение «Глупое сердце, не бейся», написанное весной 1925 года. В нем поэт в очередной раз словно бы подводит итоги собственной жизни, и на этот раз затрагивает область чувств, признаваясь, что он больше не хочет искушать судьбу.

«Все мы обмануты счастьем», — признается поэт, подразумевая, что очень часто он выдавал банальное увлечение за истинную любовь. Вот и сейчас, наблюдая за девушкой по имени Лайла, автор испытывает знакомые ощущение душевного смятения и томления – верный признак того, что он готов влюбиться. Но поэт сам себя останавливает, так как считает, что время проб и ошибок лично для него уже закончилось. «Только удел желанный больше искать я не буду», — отмечает автор.

Действительно, в жизни Есенина было довольно много разочарований, связанных с женщинами. Он легко заводил романы, но так же быстро охладевал к предметам своей страсти, оставляя шлейф из разбитых женских сердец. Именно поэтому за полгода до своей трагической гибели поэт дает себе зарок, что больше не станет причинять боль тем, кто, возможно, его искренне любит. И в то же время автор сам себе противоречит, утверждая, что «все мы порою, как дети, часто смеемся и плачем». Это означает, что он не вправе приказывать своим чувствам, которые не поддаются разуму. Он лишь просит в каждом четверостишии, повторяя эту фразу, как заклинание: «Глупое сердце, не бейся».

Любить для Есенина – такая же естественная потребность, как и дышать. Однако поэт понимает, что за душевным подъемом непременно наступает разочарование и опустошение, когда жизнь теряет всю свою привлекательность. Поэтому он не хочет больше причинять себе душевную боль, прося лишь об одном: «Сердце, ты хоть бы заснуло здесь, на коленях у милой».

Тем не менее, автор все же не теряет надежды, что его очередная влюбленность, возможно, перерастет в более сильное и долговечное чувство, и он сможет познать, что же такое настоящее счастье. «Может, и нас отметит рок, что течет лавиной», — предполагает автор, надеясь, что и в его душе когда-нибудь разольется соловьиная песня, указывающая на подлинностью чувств. Возможно, именно по этой причине за несколько месяцев до смерти Есенин предпринимает еще одну попутку обрести родственную душу и женится на Софье Толстой. Однако очень скоро понимает, что этот брак является продолжением череды ошибок и не сулит ничего, кроме разочарования.

Глупое сердце, не бейся.
Стихотворение Сергея Есенина

Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем, Нищий лишь просит участья. Глупое сердце, не бейся. Месяца желтые чары Льют по каштанам в пролесь. Лале склонясь на шальвары, Я под чадрою укроюсь. Глупое сердце, не бейся. Все мы порою, как дети. Часто смеемся и плачем: Выпали нам на свете Радости и неудачи. Глупое сердце, не бейся. Многие видел я страны. Счастья искал повсюду, Только удел желанный Больше искать не буду. Глупое сердце, не бейся. Жизнь не совсем обманула. Новой напьемся силой. Сердце, ты хоть бы заснуло Здесь, на коленях у милой. Жизнь не совсем обманула. Может, и нас отметит Рок, что течет лавиной, И на любовь ответит Песнею соловьиной. Глупое сердце, не бейся.

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва, “Детская литература”, 1969.

Другие стихи Сергея Есенина

Помогите с анализом любого стихотворения С. Есенина по плану внутри

Антон Абрамов Знаток (301), закрыт 11 месяцев назад

1.Автор и название стихотворения
2.история создания стихотворения (когда написано. по какому поводу. кому посвящено. литературнго управление )
3.эмоциональная краска и жанр. эпиграма (сатирический портрет). эпиграфия (посмертное). алегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви). ода. поэма. баллада. романв стихах. песня. сонет.
4.тема, идея стихотворения.
5.какими худ средсвами раскрывается основная мысль автора (подобрать) “ключевые”слова и образы раскрывающие главную мысль поэта, составить “цепочки” ключевых слов, проанализировать художетвенные приемы, которые использует автор)

Devchonka Super Знаток (251) 11 месяцев назад

Стихотворение С. Есенина “Глупое сердце, не бейся”
1. С. Есенин “Глупое сердце, не бейся”
2. В 1923 году Сергей Есенин предпринял длительное путешествие на Кавказ, где познакомился с традициями и культурой различных восточных народов. Итогом поездки стал цикл стихов «персидские мотивы», в который вошло стихотворение «Глупое сердце, не бейся», написанное весной 1925 года.
3. Алегия
4. В нем поэт в очередной раз словно бы подводит итоги собственной жизни, и на этот раз затрагивает область чувств, признаваясь, что он больше не хочет искушать судьбу.
5. Эпитеты, олицетворения и др.

али созаруков Мастер (1813) 11 месяцев назад

думаю он любил кумыс

Послушать стихотворение Есенина Глупое сердце

III. Читаем стихотворения и комментируем их

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

Читайте также:  Анализ стихотворения До свиданья, друг мой, до свиданья Есенина

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):

Сыпь, гармоника. Скука. Скука.

Гармонист пальца льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Излюбили тебя, измызгали —

Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Или в морду хошь?

Поэтичность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения — жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости. прости. ».

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) Отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

«Персидские мотивы» (1924—1925) — попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» — противовес «Москве кабацкой»:

Улеглась моя былая рана —

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи,

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям. »; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».

Однако Персия в художественном воображении поэта — лишь временный покой. Одна из тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа»; «Сердцу снится страна другая».

Вспомним «Соловьиный сад» Блока. Персидский «сад» Есенина (и там есть «песня соловьиная», «розу кличет соловей») — не более чем миф, греза. Постепенно наступает разочарование:

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем,

Нищий лишь просит участья.

Глупое, сердце, не бейся.

Многие видел я страны,

Счастья искал повсюду,

Только удел желанный

Больше искать не буду.

Глупое сердце, не бейся.

Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет — динамику, развитие чувств и настроений лирического героя.

IV. Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924)

Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 1924—1925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики — современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня.

— Какова основная тема этого произведения?

(Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только разделенные отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, плачевное непонимание смысла происходящего и праздник обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».)

— Каковы особенности размерного строения поэмы?

(Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:

Я знаю: вы не та. )

— Каким мы видим лирического героя в этом произведении?

(Герой, подписывающийся под письмом: «Знакомый ваш / Сергей Есенин», максимально приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только две автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни — «русский кабак» и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует, о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы — чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «В развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.)

Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков. был / И что. сталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой» свое состояние «тогда» — «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел — / Катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:

Меня вы не любили.

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий.

Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, / Пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствия, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры поддержки, ее отпугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья с кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем. »).

Суть нового взгляда на мир состоит в приятии исторической закономерности поиска «новой жизни», «новой славы». В современных общественных преобразованиях герой увидел стремление воплотить вечные ценности — «вольность и светлый труд». Такая оценка событий, ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу /Лица не увидать. / Большое видится на расстоянье») привела к изменению общественной позиции:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

— Как понимаете определение яростный? Какой смысл приобретает это слово в данном контексте?

— Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта?

Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Согласие с ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями. Несмотря на оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой женщине, отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось» «теперь», он готов винить во всем только себя:

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

не решаясь вмешиваться в ее жизнь:

Как вас ведет звезда.

Важным следствием исторического взгляда на современные события является оценка «рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого периода, как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы», 1924). Авторские представления о «Суровом гении» «страны родной» («Ленин», 1924) связаны с пушкинскими мотивами.

Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью:

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность!

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий

На этих липах не цветы —

На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,

Ты не меня, а я — другую,

И нам обоим все равно

Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Есенин Сергей Александрович

Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895-1925)

«Есенин не столько человек, сколько орган, созданный приро­дой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, ко­торое — более всего иного — заслужено человеком», — писал о поэте М. Горький.

Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, иг­рающий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую класси­ку, свою поэтическую родословную вел от А.Кольцова. Всерьез изу­чал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек. В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэти­ческой культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой ав­тобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пуш­кина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все боль­ше к Пушкину». К пушкинской емкости, органичности он прихо­дит в поздних стихах. Но в целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Блок, благословляв­ший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «. я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нерв­ничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».

Есенин действительно прошел «трудный путь», что обусловлено субъективными и объективными факторами. Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творческую эволюцию. Он — выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть жизни прожил в городе, в эмоцио­нально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была сотка­на из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согла­сию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость — эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Есенин в богатейшей поэтической культуре «серебряного века» с первых своих стихов показал собственное лицо: пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы:

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

При этом в синтаксисе избегал усложненности, тяготел к строй­ности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпа­дение фразы и строки». Эти черты поэтики, несмотря на эволюцию мировидения, в целом характерны для всего творчества поэта.

Сергей Есенин пережил признание, славу и нападки критиков. А появившаяся после смерти статья Н. Бухарина «Злые заметки» положила начало вытеснению Есенина из советской культуры. Идеологическая оценка была беспощадной: «. Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера». И хотя появился унизи­тельный термин «есенинщина» и книги поэта изымались из биб­лиотек, у Есенина всегда оставался читатель, для которого творче­ство поэта было бесконечно близким и дорогим. Сегодня Есенин занимает свое полноправное место в русской поэзии XX века и в читательских сердцах. В современных исследованиях творчество поэта предстает в его объективной значимости.

Лирика («Край любимый! Сердцу снятся. », «Гой ты, Русь, моя родная. ». «Запели тесаные дроги. ». Песнь о собаке. «Я последний поэт де­ревни. ». «Я покинул родимый дом. ». «Не жалею, не зову, не пла­чу. ». Русь советская. Русь уходящая. Письмо матери. Письмо к жен­щине. «Мы теперь уходим понемногу. ». Персидские мотивы. «От­говорила роща золотая. ». «Спит ковыль. Равнина дорогая. ». Со­баке Качалова. «Неуютная жидкая лунность. »)

Первые стихи Есенина появились в печати в январе 1914 года и поразили читателя искренностью, яркостью поэтического видения и цельностью мироощущения. Сближение в 1915 году с крестьян­скими поэтами Н.Клюевым и С.Клычковым было не случайным: их объединяла ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные культурные традиции. Все раннее творче­ство и первый сборник стихов поэта «Радуница» (1916) связаны с этой философско-эстетической установкой.

Образ Родины у Есенина, особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей, а разлука с ней при­дает стихам особую лиричность и теплоту. Он почти интимно обра­щается к родине, как к близкому человеку в стихотворении «Русь» (1914): «Ой ты, Русь, моя родина кроткая. ». И по-лермонтовски называет необъяснимой, как всякое подлинное чувство, свою лю­бовь к России. «Но люблю тебя, родина кроткая! / А за что — разга­дать не могу. »: Родина для поэта —«край любимый». Образ роди­ны сливается с образом природы и душой лирического героя. В этом органическом и гармоничном единстве радость и счастье лириче­ского героя. Оно дает ему ощущение своей связанности с миром, оправданности собственного существования:

Читайте также:  Анализ стихотворения Кузнец Есенина

Край любимый!Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

(«Край любимый! Сердцу снятся. » 1914)

Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единый мир. Именно так в крестьянском созна­нии природа, родина неотделимы от жизни человека.

Для Есенина раннего периода творчества «Русь, моя родная» под покровительством и заступничеством Миколы (святого Николая Чудотворца) — земной рай, где царят лад, гармония, единение с природой. Это «голубая» страна. «Голубой» цвет — цвет неба, — определяющий в цветовой палитре стихов о Родине, что подчерки­вает духовную силу, святость Руси.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная. » (1914) бескрай­ность ее просторов («не видать конца и края») имеет не только про­странственно-географический смысл, но и духовный. Русь — свя­тая земля. Ключевой образ этого стихотворения — крестьянская изба (этот образ проходит как один из важнейших параметров есе­нинской модели мира через все творчество) — сравнивается Есе­ниным с иконой — «хаты — в ризах образа». А сам лирический ге­рой подобен богомольцу. Есть в стихотворении и образ храма:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

Религиозная лексика и образность подчеркивают духовное начало Родины. Именно эта ипостась России определяет патриотическое чув­ство лирического героя, безоглядную любовь и верность Родине:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Стихотворение «Запели тесаные дроги. » (1916) также харак­терно для первого периода творчества поэта. Русь в этом стихотво­рении необычайно духовна. Образный ряд стихотворения подчер­кивает ее православную сущность. Всюду поэту сопутствуют «ча­совни», «поминальные кресты», «на известку колоколен невольно крестится рука». Даже «родные степи звенят молитвословным ко­вылем». Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении. Она необъятна и бесконечна: «О, Русь — малиновое поле / И синь, упавшая в реку». В чувстве патриотизма лирического героя подчеркивается ирра­циональное начало, как и в знаменитом стихотворении Лермон­това «Родина». Любовь к Родине — глубокое чувство: «Но не лю­бить тебя, не верить — / Я научиться не могу». Важным вырази­тельным средством оказывается цвет. Именно он создает ощуще­ние многомерности, загадочности Руси. Насыщенные, яркие цве­та — малиновый, синий — цвета радости, праздника. Но есть в этом стихотворении и другая цветовая гамма, в ней цвет приглушен, выражен опосредованно («известка колоколен», «туманный бе­рег»). Он знак вечной загадки Руси.

В стихах дооктябрьского периода Россия ассоциируется для Есе­нина с деревенским патриархальным, православным миром, тема Родины сливается с темой природы. Поэтому цветовая гамма в изо­бражении Родины — это естественные природные цвета. Голубой и синий — цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет солнца и колосящегося поля пшеницы. Любовь к Родине одухотво­ряла картины родной природы, придавала этим стихам эмоциональ­ную приподнятость и гармоничность. Не случайно Есенин в статье «Быт и искусство» увязывал именно эти начала, критикуя друзей-имажинистов: «у собратьев моих нет чувства родины во всем ши­роком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано все. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния».

С революцией 1917 года в поэзии Есенина появляется новое ощущение России, надежда на преображение мира, создание «му­жицкого рая», что отразилось в поэме «Инония» (1918). Инония — страна с новым Спасом. Есенин еретически заявляет, что в «ином мире» будут жить без Христа: «Тело, Христово тело / Выплевываю изо рта». Поэт нигилистически относится и к столь дорогим еще совсем недавно православным символам.

Нигилизм и революционность Есенина были явлением времен­ным. Очень скоро он увидел, что социализм как знак прогресса по­сягает на крестьянскую, дорогую ему Русь и вообще на все живое, природное. В стихотворении «Сорокоуст» поэт говорит о гибели деревянной деревенской Руси. Город «тянет к глоткам равнин пя­терни». Природа погибает. Символический смысл приобретает об­раз «красногривого жеребенка», который тщетно пытается обо­гнать поезд. Паровоз, как зловещее чудовище, символ змеи-дьяво­ла, одолевает живое трогательно беззащитное, божье создание.

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Этот мотив находит продолжение и развитие в стихотворении «Я последний поэт деревни. » (1920). Это стихотворение, посвя­щенное Мариенгофу, проникнуто трагическим пафосом. Лириче­ский герой оплакивает гибель старого мира, прекрасного и дорого­го ему. Уходящий мир — это «голубое поле», «злак овсяный, зарею политый». На него беспощадно наступает новый, «чужой», «желез­ный гость», который «черной горстью» соберет все живое. Образ трактора («железный гость») — образ-символ бездуховной город­ской культуры, — подчеркивает конфликт живого и неживого в сти­хотворении. Поэт служит панихиду по уходящему миру. В новом мире он не видит места для себя. Трагически звучат последние строчки стихотворения: «Скоро, скоро часы деревянные / Прохри­пят мой двенадцатый час!».

Тема Родины и в этом стихотворении, и в последовавших за ним осложняется размышлениями о собственном месте в новой жизни. В маленькой поэме «Русь советская» (1924) «голубая Русь» превра­тилась «в край осиротелый», а поэт в том краю чужой. «Крестьян­ский комсомол» поет «агитки Бедного Демьяна». «Ни в чьих глазах не нахожу приют» — ключевая строчка, выражающая и человече­ское одиночество и творческую невостребованность Есенина. Но даже трагическая отверженность не заставит его изменить своим идеалам и своей музе: «Отдам всю душу октябрю и маю, / Но толь­ко лиры милой не отдам». Поэт не может жить без чувства органи­ческой связи с Родиной, а Родины-то как будто и нет, она кажется сном: «Что Родина? / Ужели это сны?» В этом ощущении Родины- сна — трагический пафос стихотворения «Русь советская». Поэто­му вопреки историческим реалиям (Россия уже именовалась СССР) Есенин в заключительных строчках называет столь дорогую ему «шестую часть земли» словом из прошлой жизни — «Русь».

В философском ключе осмысляется тема Родины в стихотворе­нии «Спит ковыль. Равнина дорогая. » (1925). Традиционные об­разы русского пейзажа — «ковыль», «полынь», «журавлиный крик», «плачут вербы» создают ощущение тоски, разлуки. «Чужая юность» посягает на родные лирическому герою «поляны и луга». Но при очевидном драматизме противостояния старого и нового, поэт со­храняет верность «золотой бревенчатой избе», «никакая родина другая» не сможет вызвать отзвук в его душе. Элегически спокойная интонация и ритм этого стихотворения, опорные последние строчки каждой строфы передают постоянство чувства Есенина к Родине, его готовность принять все, что посылает судьба, даже смерть. Эмоцио­нальный всплеск — благодаря восклицательной интонации — возни­кает в двух заключительных строках стихотворения:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Поэт-философ, постигающий пушкинскую внутреннюю свобо­ду, вытесняет в этом стихотворении бунтаря, мятежника.

В 1924—1925 годах Есенин работал над циклом стихов «Персид­ские мотивы». Стихи цикла стали попыткой преодоления внутрен­ней раздвоенности и тоски. Хотя образ Востока возник под непо­средственным впечатлением поездки Есенина в Тифлис, Баку, Ба- тум, Мардакяны, «голубая родина Фирдоуси» в этом цикле не столь­ко конкретная, сколько мифологизированная страна. Русь совре­менная утратила свои звонкие цвета, а душа поэта рвется к идеалу, ищет успокоения и красоты.

В традиции персидской поэзии женщина — средоточие красоты мира. Любовная тема одна из основных в цикле и получает сюжет­ное воплощение в истории любви лирического героя — северянина к прекрасной персиянке. В духе восточной поэзии любовное пере­живание показано как упоение любовью, счастье любви. К ногам любимой герой готов принести самые прекрасные подарки («Пода­рю я шаль из Хороссана / И ковер ширазский подарю»). Он с радо­стью признает ее совершенство(«Я б порезал розы эти, / Ведь одна отрада мне — / Чтобы не было на свете / Лучше милой Шаганэ»), готов одарить возлюбленную самыми ласковыми словами («Как ска­зать мне для прекрасной Лалы / По-персидски нежное «люблю?»).

Но красота Востока только обостряет тоску по Родине, чувство любви к ней. Тема Родины властно входит в цикл. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » противопоставляются прекрасный Шираз и «рязанские раздолья». Воспоминание о «волнистой ржи при луне» затмевает красоты Шираза. Родина вошла в его плоть («Эти волосы взял я у ржи. »). Властное чувство любви к родной земле сильнее всех искушений Востока. Наивность, музыкальность и драматизм стиху придают повторы ключевых и по смыслу проти­вопоставленных строчек: «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и «Потому что я с севера, что ли».

В «Персидских мотивах» тема Родины занимает свое полноправ­ное место. Герою никуда не уйти от тоски по России. Персидская сказка всего лишь миф, в который поэт так хотел поверить, чтобы обрести счастье и покой, вернуть юношеское чувство укоренен­ности, связанности с родной землей и природой. В стихотворении «Глупое сердце, не бейся. » Есенин признается в самообмане:

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем,

Нищий лишь просит участья.

Глупое сердце, не бейся.

Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обрете­ния, любовь и бурные страсти, родная природа и родительский «низ­кий дом с голубыми ставнями» — все становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией. Исповедальный характер но­сят такие шедевры его лирики, как «Не жалею, не зову, не плачу. », «Мы теперь уходим понемногу. », Собаке Качалова, «Отговорила роща золотая. » Приходит зрелость, и вместе с ней рефлексия, го­речь от осознания своих ошибок, чувство одиночества и предчув­ствие смерти.

Такой «прощальной песней» – исповедью можно назвать стихо­творение «Не жалею, не зову, не плачу. » (1921). Тема прощания, расставания с молодостью заявлена уже в первом стихе трехкрат­ным повтором отрицательных конструкций, они снова возникнут в последней строке первой строфы, в первой и последней — второй строфы. лирический герой подводит итоги, благословляет все то, что пришло «процвесть и умереть». Основная интонация стихотво­рения элегическая, но три обращения героя — к «сердцу, тронуто­му холодком», к «духу бродяжьему» молодости, к собственной жиз­ни передают напряженность этого внутреннего монолога. Традиционны для есенинской лирики образы среднерусского пейзажа — «белых яблонь дым», «страна березового ситца». Психологическое состояние лирического героя выражают выразительные метафоры — «увяданья золотом охваченный», «буйство глаз и половодье чувств». Ушедшая молодость сопоставляется с такой же порой в жизни при­роды, с временем пробуждения ее сил — весной. А сам герой видит себя скачущим на «розовом коне». «Розовый» не цветовое опреде­ление, а метафорический эпитет, который указывает на подчерк­нутую нереальность коня, переводя конкретный образ в многозна­чительный символический план. Как ни горько ощущение неиз­бежности конца, смерти (оно усиливается повтором в последней строфе синтаксической конструкции «все мы» и элегической мета­форой «тихо льется с кленов листьев медь. »), заключительные строчки стихотворения утверждают идею благодарности творцу за самый дар жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу. » музыкально, песенно по своему звуковому строю, а лексические повторы («Все пройдет. », «Все мы. ») и сходство семантической конструкции строф выделяют основные темы стихотворения как самостоятель­ные музыкальные мотивы.

Лирика Есенина исповедальна и автобиографична. Не случайно в стихотворении «Мой путь» поэт так и говорит: «Стихи мои, / Спо­койно расскажите / Про жизнь мою». А его жизнь — поэзия, в ко­торой борются, как и в душе поэта, земное и небесное, вечное и преходящее, старое и новое, город и деревня. В художественном мире Есенина одушевляется природа, оживляется все неживое, а человек наделяется природными характеристиками (растительны­ми и животными). Метафорический язык, символика цвета созда­ют богатство поэтического мира есенинской лирики.

Поэма “Анна Снегина” (1925) — одно из последних произведений С. Есенина. Это поэма о крестьянской России, о судьбе крестьянст­ва в революции и о любви, пронесенной через всю жизнь. Поэма лироэпическая по жанру. Лирическое и эпическое начала в поэме проникают друг в друга. Личная жизнь лирического героя соизме­ряется с судьбой России. Реалистически конкретно и объемно рас­сказывается в поэме о жизни русской деревни в годы исторических потрясений. Из крестьянской массы выделен образ народного вожа­ка Прона Оглоблина. Важнейшими средствами раскрытия характе­ров и проблематики в поэме является язык. Есенин использует близ­кий к фольклорному сказовый стиль, интонации и лексику просто­народной речи. Индивидуализирована речь персонажей. Изображая нового, послереволюционного крестьянина, Есенин прибегает к иро­нии. Он не видит в новом образе жизни и в новом человеке столь дорогих ему черт национального характера. Пожалуй, только стару­ха-мельничиха — истинно народный традиционный характер в по­эме. Она предчувствует гибель деревни. Рассказывая о самочинной расправе крестьян над старшиной, она горько прибавляет: «Таких теперь тысячи стало / Творить на свободе гнусь. / Пропала Рассея, пропала. / Погибла кормилица Русь. ». Революция не принесла в деревню благополучия и мира. Таков вывод автора.

Глупое сердце не бейся 71

Они зашли в ближайшее бистро и уселись за барную стойку. Есенин взял себе водки, Маяковский, изначально не планировавший пить, всё-таки поддался соблазну и тоже заказал пару рюмок. Выпив немного, Владимир не казался уже грубым и эгоистичным человеком. Черты его лица стали милы для Сергея, и он сам того не замечая уставился на Володю опьяневшим взглядом. Спустя ещё пару рюмок, Есенин был уже весел и, облокотившись на плечо Маяковского, нёс явную околесицу. – Засадить всё берёзами к чертям. – с мечтательной улыбкой произнёс Серёжа. – У меня аллергия. – недовольно буркнул Вова. Есенин обиженно надул губы. Маяковский посчитал его поведение детским, но довольно очаровательным. В голове у него на секунду пронеслось: «душка Есенин», но он сразу отбросил эту мысль. Решив, что это всё из-за выпитого алкоголя, Володя решил проветриться. Маяковский вышел на крыльцо, на улице, к его удивлению, не было ни души. Он решил закурить. Из бара с бутылкой вина (« и когда только успел?» – подумал Вова) выпал Серёжа, с взъерошенными волосами и в помятой одежде. – Володя, прекратите дымить, иначе я сейчас блевану. – заявил Сергей, щуря глаза и возмущаясь. – Вот и славно. – с некоторым злорадством ответил Маяковский. – Если всё равно, то проходите мимо. – с видом глубоко мыслящего человека сказал Есенин. – Серёжа, не выёбывайтесь. – изрёк Владимир. Тут Есенин хотел возразить, но он будто протрезвел, ведь та фраза – «вот и славно», небрежно кинутая Маяковским, была у него на руке. В его голове крутилась куча мыслей: «Мы связаны? Но чего же он молчит? Я не понимаю, что-то не так? Он же не мог не заметить? Может я ошибся. ». И всё же… Серёжа выжидающе, с надеждой смотрел на, ничего не понимающего, Владимира. А тот был удивлён и насторожен сменой настроения собеседника. – Что-то случилось? – поинтересовался Володя. – Да нет… Всё в порядке… – ответил Сергей. Есенин отвёл взгляд и заметно погрустнел. Ему была приятна забота Вовы, но печальные мысли одолевали его… – Точно всё в порядке? – обеспокоенно спросил Маяковский. – Да..Наверное просто выпил лишнего… – ответил Серёжа. – Я тут подумал… К чёрту то пари! – в сердцах воскликнул Маяковский, дабы немного обрадовать Есенина. И ему вроде бы удалось, тот слегка улыбнулся, но решил покинуть бар, пока не поздно…

Читайте также:  Анализ стихотворения Хулиган Есенина

Следующая встреча Есенина и Маяковского произошла спустя время. Есенин увидел Маяковского возле Малого театра, и сердце его пустилось в удар при виде близкой ему души. Это был октябрь, странный месяц, когда вдруг солнце и почти тепло, а на смену приходит ледяной ветер, и тут же тучи над Москвой. Этот месяц удивительно подходил их встрече, она была такой же переменной, то холодной, то тёплой… С Есениным было несколько приятелей-забулдыг, с Маяковским томные девушки. Есенину они пришлись не по душе, ему было отвратительно видеть их рядом с Маяковским, и он немного ревновал. Поэтому Серёжа предложил Володе пойти посидеть, поговорить. И зная что писатель жадноват, он сразу достал пачку денег из кармана. Маяковский внимательно посмотрел Есенину в глаза, у того они были спокойны, хотя лицо несколько опухло. Есенин помнил, как художник, внешний вид, запахи, манеру вести себя тысячи людей. И никого из них он не ставил выше себя. И потому он смотрел на Маяковского печально, но с чувством превосходства. Володя бросил взгляд на пачку банкнот в руках Серёжи, пробормотал, что он занят, девицы смотрели на Есенина с любопытством и ревностью, ибо они любили Маяковского. Есенин повернулся и пошел прочь, забулдыгам дал денег и велел принести в квартиру водки и закусок. Но ведь не нужна была ему водка, уже не спасала. Он боялся пить. Пил пиво, чтобы контролировать себя и все, что происходит вокруг. Но Маяковский в итоге оставил тех томных девиц и догнал Есенина, когда тот спускался в кабак в каком-то переулке. Есенин, увидел Маяковского, не очень удивился, и не очень обрадовался, был порыв. Но не более. Ведь он знал, что Маяковский гений, тот писал в свое время гениальные стихи, и Маяковский признавал среди пишущих поэтом только Есенина. Это было простенькое заведение, ничем особо не выделяющееся от других подобных мест. Им принесли пиво и нарезанную копченую рыбу. Они разговаривали, наслаждаясь обществом друг друга. Позже они решили выбрать напиток покрепче, и их выбор остановился на абсенте. После стакана напитка их разговор был более раскрепощённым и свободным. Они весело обсуждали разные темы, иногда горячо споря о чём-либо. В какой-то момент Есенин уставился на Маяковского, он не сводил глаз с его губ, которые были так близки к нему впервые. Серёжа видел недоумевающий взгляд Володи, но дав волю своим чувствам, схватил его за воротник рубашки и поцеловал. Тот упирался как мог и когда его, наконец, отпустили, возмущённо закричал: – Серёжа, вы пьяны! Есенин выглядел как нашкодивший кот, опустил взгляд и виновато произнёс: – Приношу свои извинения, я должно быть действительно перебрал… Володя выглядел удивлённым и немного взбешенным, он предложил: – Думаю, нам стоит разойтись покуда всё не зашло дальше… Серёже ничего не оставалось, кроме как ответить согласием. Его задели слова Маяковского, хотя он и понимал, что тот не мог среагировать иначе… Это была неудавшаяся последняя встреча.

Есенин был сам не свой, у него были приступы паники, он совершал необъяснимые выходки, пугавшие его знакомых. Так, он сбросил свой глиняный бюст с балкона. Есенин уверял, что «Серёже» (как он назвал бюст) душно и жарко. Он чувствовал себя отвратительно, ему было тоскливо и одиноко. У него была жена, которая могла понять и успокоить, но их связь не была закреплена фразами, да и Есенин страстно желал, чтобы другой человек был его спутником, что угнетало его ещё больше. В его голове боролось уйма мыслей, они не давали Сергею спокойно жить, он всё время был на взводе. Вскоре им овладело отчаяние и горечь неразделённой любви. Он пошёл на безумный шаг. Написав собственной кровью стих (2), в котором прощался со своей любовью, надел петлю на шею… 28 декабря 1925 года Сергея Есенина не стало в живых…

*** Это утро сначала было ничем не примечательно, Маяковский проснулся, немного полежал в постели и пошёл в уборную, умылся и заметил в зеркале, что на его руке что-то есть. Володя уж было начал паниковать, подумав, что подцепил какую-то сыпь, но увидев вместо ожидаемой им болезни фразу, был удивлён, потому что она не появилась у него ни в детстве, ни с возрастом. Сначала это казалось ему ужасным, но потом это перестало быть проблемой, он понял, что не зависит от судьбы и сам может выбирать себе пару, но почему-то он всё равно оставался одинок. На руке аккуратным, красивым подчерком была выведена фраза «Если всё равно, то проходите мимо». Маяковский мог поклясться, что где-то уже слышал эту фразу, но вот вспомнить где он не мог. Он долго рассматривал витиеватые буквы, ощущая, что фраза ему знакома. Это не давало ему покоя… Маяковский уже было начал задумываться о том, что он свихнулся, но в дверь постучали. На пороге стояла Цветаева, Владимир уже и забыл, что к нему должны были прийти, потому не особо обрадовался её появлению. – Здравствуй, Володя. – поздоровалась она, проходя в квартиру. – И где же твоё гостеприимство? – Ох… Здравствуй, ну пойдём чаю налью. – слегка грубо предложил Володя. Они присели за стол, Маяковский принёс чай, а Марина уже щебетала о последних новостях, он слушал её в пол уха, и тут она спросила: – Слышал? Сергей Есенин покончил с жизнью… повесился, очень жаль, хороший же парень был… Молодой… Говорят он был в депрессии и даже в психушке обследовался, но как видишь не помогли ему… – грустно сообщила ему Цветаева. Володя не мог поверить своим ушам. Он вспомнил, кто некогда сказал, ту самую фразу, что была у него на руке. Осознание окатило его с головой.. Он понял почему тогда на крыльце Серёжа был так печален… он задумался о том, что бы было, если бы он тогда знал свою фразу.. Всё могло быть совершенно по-другому. Из размышлений его вытянул обеспокоенный голос Марины. – Володя, с тобой всё хорошо?? – Даа..Наверное… Я наверное не выспался. Может быть перенесём нашу встречу на другой день, мне немного дурно. – попросил Маяковский. – Ладно, давай поговорим в следующий раз. Поправляйся. – согласилась Цветаева. Выпроводив Марину, он обессилено упал в кресло, он был напуган. Слишком много навалилось на него за этот день, слишком многое надо было обдумать..

Следующие годы были для него испытанием, он не жил, он выживал.. Осознание того, что он не может встретить свою душу, давило на него ещё сильней. Хотя недавно Володя был уверен в том, что может сам вершить свою судьбу. Он понял, что тогда в баре, увидев очаровательного и в то же время простодушного юношу, влюбился… Маяковский застрелился, он отправился вслед за своей судьбой, с которой он хотел бы проводить больше времени, и в конце концов никогда не отпускать. Примечания: (1) – сифилис; (2) – тем, кому интересно, вот то самое стихотворение: До свиданья, друг мой, до свиданья, Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки и слова, Не грусти и не печаль бровей, В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

Тема любви в лирике Есенина. Стихи Есенина про любовь

Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Настоящих ценителей русской литературы никак не могут оставить равнодушными эти проникновенные строки, наполненные живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, поскольку они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина – это женщины, которыми он восхищался и которых боготворил. Надо заметить, с какой искренней нежностью он обращается к ним, насколько чарующие эпитеты подбирает. Стихи Есенина про любовь невероятно мелодичны и красивы. Их хочется читать вслух, вдумываясь в каждое слово.

Никто не может остаться равнодушным к этим потрясающим строкам. В данной статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Чем она отличается? Что в ней можно найти по-настоящему удивительного обычному человеку?

Особенности любовной лирики Есенина

Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.

Вот почему так много прекрасных и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Сергея Есенина литературоведы справедливо называют «стихотворным певцом», который умел сказать многое, выразив свои чувства в рифме.

«Заметался пожар голубой»

Одно из самых красивых лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, которая происходит в душе лирического героя. Кажется, он готов безраздельно покориться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполнено светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.

Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «пожар голубой», «злато-карий омут», «волос цветом в осень». По всему видно, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по нереализованным мечтам и помогает вспомнить настоящие цели.

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Стихотворение достаточно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии смятения. Ключевой здесь является строка «Кто любил, уж тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово к переживанию новой любви. Слишком много рубцов в душе, которые не дают возможность почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания доставляют много душевной боли, от которой иногда невозможно найти избавления. Лирический герой в какой-то степени разочарован в жизни.

Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять в свою судьбу значимые события, вот почему в стихотворении появляются слова: «Кто любил, уж тот любить не может». Ведь всегда есть вероятность того, что окажешься обманутым и покинутым. Именно такие чувства испытывает лирический герой, боясь наступления нового разочарования.

«Руки милой – пара лебедей»

Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.

«Я не знаю, как мне жизнь прожить» – это выражение растерянности, тревоги и незримого одиночества. Лирического героя беспокоит мысль о том, что большая часть жизни прожита напрасно. Ему трудно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его покорять неизведанные вершины, однако он опасается испытать разочарование, боится оказаться обманутым. Лирический герой часто обращается к своему прежнему опыту для того, чтобы сопоставить некоторые вещи, понять, как следует поступить.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре. »

Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.

«Я не знал, что любовь – зараза» – эта строка показывает, насколько мы иногда оказываемся не готовы к проживанию чувства любви. Многих оно страшит, потому что приходится сталкиваться с чем-то доселе неизведанным, отправляться в непознанные дали. Лирический герой понимает любовь как «погибель», которая неизбежно наступает, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.

«Глупое сердце, не бейся»

Стихотворение отражает состояние лирического героя, переживающего экзистенциальный кризис. Лирический герой не верит в любовь, называет ее обманом, потому что само чувство всегда заставляет его страдать. Он уже прошел через многочисленные испытания в результате прошлых отношений и не желает повторять совершенные когда-то ошибки. Произведение окутано нотой печали, однако в ней не чувствуется безысходность. Тема любви в лирике Есенина занимает центральное место.

«Я помню, любимая, помню»

Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.

Герой сожалеет о каких-то ошибках прошлого, но в то же время понимает, что уже не остается дополнительного времени для того, чтобы попытаться их исправить. Стихи Есенина про любовь проникнуты небывалой нежностью, воодушевлением и светлой печалью. Сильные чувства охватывают душу читателя и долго не отпускают. Эти лирические произведения хочется перечитывать вновь, чтобы ощутить всю их прелесть и величие.

Вместо заключения

Таким образом, тема любви в лирике Есенина – это особенное направление в творчестве поэта. Здесь большое значение имеют чувства и их развитие. Лирический герой раскрывается с неожиданной и прекрасной стороны. Ему предстоит многое узнать о самом себе, научиться принимать собственное эмоциональное состояние.

Ссылка на основную публикацию