Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай Есенина

Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай Есенина

По учебнику для общеобразовательных учебных заведений “Русская литература XX века” (11 класс), 2000год ; авторы: В. В. Агеносов и другие; под редакцией В. В. Агеносова.

Анализ стихотворения «Гори, звезда моя, не падай. » (1925).

Вспомогательный план для самостоятельного анализа стихотворения. Цитата:
1. Что такое «философская лирика»?
2. Назовите стихи, относящиеся к этому жанру в русской поэзии.
3. Какое значение имеет образ звезды в народно-песенном творчестве и в русской классической поэзии?
4. Как взаимосвязаны мотив жизни и смерти в атом стихотворении?
5. Какое настроение оставляет у вас это стихотворение?

«Гори, звезда моя, не падай. » — образец поздней философской лирики Есенина. Это — раздумья поэта о жизни и смерти, о месте человека в мире, о бренности и ценности человеческой жизни.
В мае 1924 года, потеряв своего близкого друга поэта Александра Ширяевца (1887 — 1924), Есенин пишет стихотворение, в котором предчувствует и свою близкую гибель:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать,
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Этими образами-предчувствиями смерти насыщена лирика поэта последних лет: «Полюбил я носить в легком теле // Тихий свет и покой мертвеца. » («Я усталым таким еще не бил. »); «Может, завтра больничная койка // Успокоит меня навсегда» («Вечер черные брови насупил. »); «Есть одна хорошая песня у соловушки — // Песня панихидная по моей головушке. » («Песня») и т. д. Исповедуя в последние годы христиански смиренное приятие смерти — «Чтоб за все за грехи мои тяжкие, // За неверие в благодать // Положили меня в русской рубашке // Под иконами умирать» («Мне осталась одна забава. »), — Есенин земную жизнь во всех ее проявлениях неизменно ставит выше небесного рая. В этом смысле он не изменил своему раннему (1914): «Если крикнет рать святая: // «Кинь ты Русь, живи в раю!», // Я скажу: «Не надо рая, // Дайте родину мою» («Гой ты, Русь, моя родная. »).
Нельзя не заметить родственной близости трех есенинских стихотворении, написанных почти одновременно в 1925 году: «Листья падают, листья падают. », «Гори, звезда моя, не падай. » и «Жизнь — обман с чарующей тоскою. ». Эти три произведения объединяет настроение лирического героя: пронзительная тоска по утраченной молодости, подведение жизненных итогов, щемящие душу предчувствия близкой смерти — и общая «звездная» образная система: образы звезды («Гори, звезда моя, не падай. »), звездопада («Листья падают, листья падают. »), «звездного огня» («Жизнь — обман с чарующей тоскою. »).
По народным поверьям с рождением человека на небе загорается звезда, сопровождающая его всю жизнь, и когда она падает, человек умирает. В черновых набросках Есенина к стихотворению «Синий день. День такой синий. » читаем: «Та звезда, что дал мне рок, // Пропадет со мною».
В стихотворении «Гори, звезда моя, не падай. » — характерный предосенний среднерусский пейзаж: первые примети «золотеющей осени», курлыканье готовых к отлету журавлей, задающее «рыдалистый» тон всему произведению.
И земная жизнь, и вечность, и русская душа с ее пронзительной нежностью, беспредельной широтой, размахом, щедростью, предрасположенностью к грусти и тоске («Но, наверно, навеки имею // Нежность грустную русской души») ассоциируются в сознании лирического героя (образ, почти тождественный в лирике Есенина самому поэту) с природой:

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

В стихотворении — предчувствие совсем близкой смерти, усиливающееся дважды повторенным «знаю» и «скоро»:
Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

В оппозиции «живое—мертвое» примети теплого живого мира — песня «про отчий край и отчий дом», «ласковое пламя» жизни, «живое сердце», курлыканье журавлей, природа — контрастируют с образами смерти («погребальная грусть», «кладбищенская ограда», серый могильный камень, «низкий траурным забор», «прах») и заглушают, подавляют их: трагическое противоречие жизни и смерти разрешается в «веселой надписи в стихах». «Эпитафия самому себе» — традиция скорее западноевропейской, чем русской литературы (см., например, «Реквием» Р. Л. Стивенсона), но у поэта и здесь чисто русский, «есенинский» прием — неожиданное на первый взгляд, но очень точное, а главное—до конца откровенное («Я сердцем никогда не лгу») сравнение, прорыв в непостижимую тайну стихии русской души:

Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
И другие стихи Есенина, написанные в последние месяцы жизни, кроме темы смерти, содержат надежду, возможность продолжения жизни, а также нового художественного взлета поэта: «Поддержись, моя жизнь удалая, // Я еще не навек постарел» («Эх вы, сани! А кони, кони. »). «Снова я ожил и снова надеюсь // Так же, как в детство, на лучший удел» («Снежная замять дробится и колется. »).
Такова одна из особенностей есенинской поэзии — диалектическое разрешение трагических противоречий жизни: «Но коль черти в душе гнездились, // Значит, ангелы жили в ней» («Мне осталась одна забава. »); «Если б не било ада и рая, их бы выдумал сам человек» («Не гляди на меня с упреком. »). Эти произведения не носят трагического характера, потому что образу смерти поэт придает элегический характер — как естественному завершению земного цикла человеческой жизни:

Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
(«Жизнь — обман с чарующей тоскою. »)
Заря — начало нового дня, и строки о неотвратимо приближающемся смертном часе не вызывают мучительного, безысходного настроения: «принимаю», «приемлю», «счастлив тем, что я дышал и жил»,— Рассыпано по страницам последних есенинских произведений.
Отдав определенную дань бунту и богоборческим мотивам в раннем творчество, Есенин в конце жизни приходит к христианским добродетелям — смирению, терпению и всепрощению:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
(«Свищет ветер, серебряный ветер. »)

И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
(«Несказанное, синее, нежное. »)

Помирись лишь в сердце со врагом —
И тебя блаженством ошафранит.
(«Золото холодное луны. »)

Анализ стихотворения Есенина «Гори, звезда моя, не падай…»

Стихотворение «Гори, звезда моя, не падай…» относится к поздней лирике Есенина, для которой характерны пессимистические настроения и предчувствие близкой смерти. В рассматриваемом тексте герой тоскует по ушедшей молодости, предсказывает собственную скорую гибель, подводит итоги оставшихся позади лет. Начинается произведение с обращения к звезде.

Оно тесно связано с народными поверьями, бытовавшими на Руси. Согласно им, когда человек рождается, загорается звезда. Небесное светило сопровождает его на протяжении всей жизни. Гаснет

На дворе стоит август, в воздухе уже чувствуется приближение осени, тишина, царящая в полях, наполняется «рыдалистою дрожью» пока не улетевших на юг журавлей.

Важнейшая тема произведения «Гори, звезда моя, не падай…» — тема смерти. Она появляется уже в первой строфе вместе с упоминанием кладбищенской ограды, за которой «живое сердце не стучит». В пятой строфе лирический герой утверждает, что вскоре предстоит ему лежать «под низким траурным

По его словам, в том нет ничьей вины. В предпоследнем четверостишии говорится о могиле, на которой будет стоять «серый камень с веселой надписью в стихах», поставленный друзьями. В финальной строфе герой сам пишет себе эпитафию, звучащую следующим образом: …Любил он родину и землю, Как любит пьяница кабак. В этих строках переплетаются два значительных для поэзии Есенина мотива — родной земли и кабака.

На протяжении всего творческого пути Сергей Александрович не переставал воспевать Россию. Широко известно его высказывание: «Чувство Родины — основное в моем творчестве». В поздней лирике Есенина большую роль играет тема кабака.

Герой стихотворений, ей посвященных, — «московский озорной гуляка», любитель выпивки, скандалист, человек не совсем уж плохой, но без пяти минут окончательно пропащий. При этом хаос, царящий в питейных заведениях, Сергеем Александровичем воспринимался как хаос, присущий и стране в целом.

Характер позднего творчества Есенина напрямую связан с его психическим состоянием. К тридцатилетнему рубежу поэт подошел, будучи в депрессии, запутавшись в отношении к миру и окружающим людям. Надежды на спасение были связаны с женитьбой на Софье Андреевне Толстой, но они не оправдались.

В итоге 28 декабря 1925 года Сергей Александрович покончил с собой в номере петербургской гостиницы «Англетер».

Дайджест:

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения Бродского И. А. «Рождественская звезда» В творчестве И. А. Бродского сложилась целая поэтическая традиция так называемых рождественских стихотворений. Первое из них написано в 1961 году, последнее — в 1995-м. Стихотворение «Рождественская звезда» можно назвать одним. .

Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе. .

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения Бродского «Рождественская звезда» Не секрет, что литературные произведения религиозной тематики в СССР были категорически запрещены. Тем не менее, многие поэты и писатели время от времени обращались к библейским сюжетам, оспаривая, тем самым, главный. .

Анализ стихотворения Есенина «Листья падают, листья падают…» В августе 1925 года Есенин написал стихотворение «Листья падают, листья падают…», настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во многих его произведениях, созданных на излете жизни, царят депрессивные мысли. .

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…» Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий. .

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…» В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты — любовь к детям и животным». Если. .

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Есенин С. А Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется поэзия С. А. Есенина. Его произведения красочнее, чистые, легкие, наивные. .

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С. А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами…» Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после. .

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик» Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события. .

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер» В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…» «Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей. .

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах…» Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову — одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Песнь о хлебе Есенина

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина «Отговорила роща золотая…» Стихотворение представляет собой необыкновенно искренний лирический монолог. Его можно назвать красивой элегией, наполненной философскими раз­мышлениями. В нем можно увидеть все характерные для творчества Сергея Есенина черты: откровенность. .

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был. .

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Топи да болота» С. А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю. .

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…» Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой. .

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина С. А «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. .

Анализ стихотворения Есенина «За темной прядью перелесиц…» Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не. .

Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы…» В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы». В него вошло и стихотворение «Я спросил сегодня у менялы…». .

Анализ стихотворения «Спит ковыль Равнина дорогая» Есенина Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. Как и В. В. .

Анализ стихотворения «Синий туман. Снеговое раздолье…» Есенина С. А «Синий туман. Снеговое раздолье…» Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С. А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность. .

Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина Письмо к матери Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери — Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома. .

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива…» Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому. .

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое. .

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью — практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце. .

Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий…» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет. .

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…» Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно. .

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели…» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин. .

Анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Поэт Сергей Есенин всю жизнь мечтал побывать в далекой Персии, образ которой, почерпнутый в сказках, волновал его воображение. Его мечте, увы, так и не суждено было сбыться, однако в 1924. .

Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова…» Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому. .

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая. .

Анализ стихотворения Есенина «Никогда я не был на Босфоре…» В 1921 году Есенин совершил путешествие в Среднюю Азию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. Поездка в Туркестан — первое соприкосновение поэта с богатой восточной культурой и природой. Впоследствии она. .

Анализ стихотворения Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою» Стихотворение «Жизнь — обман с чарующей тоской» было написано в 1925 году во время путешествия Есенина по стране. Тогда он находился в Мардакянах, Азербайджан. Это образец поздней философской лирики поэта. .

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

Анализ стихотворения Есенина Гори звезда моя

Анализ стихотворения «Гори, звезда моя, не падай…» Есенина С.А.

«Гори, звезда моя, не падай…» — образец поздней философской лирики Есенина. Это — раздумья поэта о жизни и смерти, о месте человека в мире, о бренности и ценности человеческой жизни.

В мае 1924 года, потеряв своего близкого друга поэта Александра Ширяевца (1887—1924), Есенин пишет стихотворение, в котором предчувствует и свою близкую гибель:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать,
Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Этими образами-предчувствиями смерти насыщена лирика поэта последних лет: «Полюбил я носить в легком теле // Тихий свет и покой мертвеца…» («Я усталым таким еще не был…»); «Может, завтра больничная койка // Успокоит меня навсегда» («Вечер черные брови насупил…»); «Есть одна хорошая песня у соловушки — // Песня панихидная по моей головушке…» («Песня») и т. д. Исповедуя в последние годы христиански смиренное приятие смерти — «Чтоб за все за грехи мои тяжкие, // За неверие в благодать // Положили меня в русской рубашке // Под иконами умирать» («Мне осталась одна забава…»), — Есенин земную жизнь во всех ее проявлениях неизменно ставит выше небесного рая. В этом смысле он не изменил своему раннему (1914): «Если крикнет рать святая: // «Кинь ты Русь, живи в раю!», // Я скажу: «He надо рая, // Дайте родину мою» («Гой ты, Русь, моя родная…»).

Нельзя не заметить родственной близости трех есенинских стихотворений, написанных почти одновременно в 1925 году: «Листья падают, листья падают…», «Гори, звезда моя, не падай…» и «Жизнь — обман с чарующей тоскою…». Эти три произведения объединяет настроение лирического героя: пронзительная тоска по утраченной молодости, подведение жизненных итогов, щемящие душу предчувствия близкой смерти — и общая «звездная» образная система: образы звезды («Гори, звезда моя, не падай…»), звездопада («Листья падают, листья падают…»), «звездного огня» («Жизнь — обман с чарующей тоскою…»).

По народным поверьям с рождением человека на небе загорается звезда, сопровождающая его всю жизнь, и когда она падает, человек умирает. В черновых набросках Есенина к стихотворению «Синий день. День такой синий…» читаем: «Ta звезда, что дал мне рок, // Пропадет со мною ».

В стихотворении «Гори, звезда моя, не падай…» — характерный предосенний среднерусский пейзаж: первые приметы «золотеющей осени», курлыканье готовых к отлету журавлей, задающее «рыдалистый» тон всему произведению.

И земная жизнь, и вечность, и русская душа с ее пронзительной нежностью, беспредельной широтой, размахом, щедростью, предрасположенностью к грусти и тоске («Ho, наверно, навеки имею // Нежность грустную русской души») ассоциируются в сознании лирического героя (образ, почти тождественный в лирике Есенина самому поэту) с природой:

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

В стихотворении — предчувствие совсем близкой смерти, усиливающееся дважды повторенным «знаю» и «скоро»:

Я знаю, знаю. Скоро, скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне.

В оппозиции «живое—мертвое» приметы теплого живого мира — песня «про отчий край и отчий дом», «ласковое пламя» жизни, «живое сердце», курлыканье журавлей, природа — контрастируют с образами смерти («погребальная грусть», «кладбищенская ограда», серый могильный камень, «низкий траурный забор», «прах») и заглушают, подавляют их: трагическое противоречие жизни и смерти разрешается в «веселой надписи в стихах». «Эпитафия самому себе» — традиция скорее западноевропейской, чем русской литературы (см. например, «Реквием» Р. Л. Стивенсона), но у поэта и здесь чисто русский, «есенинский» прием — неожиданное на первый взгляд, но очень точное, а главное — до конца откровенное («Я сердцем никогда не лгу») сравнение, прорыв в непостижимую тайну стихии русской души:

Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.

И другие стихи Есенина, написанные в последние месяцы жизни, кроме темы смерти, содержат надежду, возможность продолжения жизни, а также нового художественного взлета поэта: «Поддержись, моя жизнь удалая, // Я еще не навек постарел» («Эх вы, сани! А кони, кони…»). «Снова я ожил и снова надеюсь // Так же, как в детстве, на лучший удел» («Снежная замять дробится и колется…»).

Такова одна из особенностей есенинской поэзии — ди

  • Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей»

Стихотворение «Звезда полей» создается в поздний период творчества.

Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова Н.М,

«Звезда полей»Стихотворение «Звезда полей» — одно из самых известных.

Анализ стихотворения «Береза» Есенина С.А,

«Береза»Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина.

5. Какое настроение оставляет у вас это стихотворение?

«Гори, звезда моя, не падай. » — образец поздней философской лирики Есенина. Это — раздумья поэта о жизни и смерти, о месте человека в мире, о бренности и ценности человеческой жизни.
В мае 1924 года, потеряв своего близкого друга поэта Александра Ширяевца (1887 — 1924), Есенин пишет стихотворение, в котором предчувствует и свою близкую гибель:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать,
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Этими образами-предчувствиями смерти насыщена лирика поэта последних лет: «Полюбил я носить в легком теле // Тихий свет и покой мертвеца. » («Я усталым таким еще не бил. »); «Может, завтра больничная койка // Успокоит меня навсегда» («Вечер черные брови насупил. »); «Есть одна хорошая песня у соловушки — // Песня панихидная по моей головушке. » («Песня») и т. д. Исповедуя в последние годы христиански смиренное приятие смерти — «Чтоб за все за грехи мои тяжкие, // За неверие в благодать // Положили меня в русской рубашке // Под иконами умирать» («Мне осталась одна забава. »), — Есенин земную жизнь во всех ее проявлениях неизменно ставит выше небесного рая. В этом смысле он не изменил своему раннему (1914): «Если крикнет рать святая: // «Кинь ты Русь, живи в раю!», // Я скажу: «Не надо рая, // Дайте родину мою» («Гой ты, Русь, моя родная. »).
Нельзя не заметить родственной близости трех есенинских стихотворении, написанных почти одновременно в 1925 году: «Листья падают, листья падают. », «Гори, звезда моя, не падай. » и «Жизнь — обман с чарующей тоскою. ». Эти три произведения объединяет настроение лирического героя: пронзительная тоска по утраченной молодости, подведение жизненных итогов, щемящие душу предчувствия близкой смерти — и общая «звездная» образная система: образы звезды («Гори, звезда моя, не падай. »), звездопада («Листья падают, листья падают. »), «звездного огня» («Жизнь — обман с чарующей тоскою. »).
По народным поверьям с рождением человека на небе загорается звезда, сопровождающая его всю жизнь, и когда она падает, человек умирает. В черновых набросках Есенина к стихотворению «Синий день. День такой синий. » читаем: «Та звезда, что дал мне рок, // Пропадет со мною».
В стихотворении «Гори, звезда моя, не падай. » — характерный предосенний среднерусский пейзаж: первые примети «золотеющей осени», курлыканье готовых к отлету журавлей, задающее «рыдалистый» тон всему произведению.
И земная жизнь, и вечность, и русская душа с ее пронзительной нежностью, беспредельной широтой, размахом, щедростью, предрасположенностью к грусти и тоске («Но, наверно, навеки имею // Нежность грустную русской души») ассоциируются в сознании лирического героя (образ, почти тождественный в лирике Есенина самому поэту) с природой:

Читайте также:  Анализ стихотворения Русь уходящая Есенина

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

В стихотворении — предчувствие совсем близкой смерти, усиливающееся дважды повторенным «знаю» и «скоро»:
Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

В оппозиции «живое—мертвое» примети теплого живого мира — песня «про отчий край и отчий дом», «ласковое пламя» жизни, «живое сердце», курлыканье журавлей, природа — контрастируют с образами смерти («погребальная грусть», «кладбищенская ограда», серый могильный камень, «низкий траурным забор», «прах») и заглушают, подавляют их: трагическое противоречие жизни и смерти разрешается в «веселой надписи в стихах». «Эпитафия самому себе» — традиция скорее западноевропейской, чем русской литературы (см. например, «Реквием» Р. Л. Стивенсона), но у поэта и здесь чисто русский, «есенинский» прием — неожиданное на первый взгляд, но очень точное, а главное—до конца откровенное («Я сердцем никогда не лгу») сравнение, прорыв в непостижимую тайну стихии русской души:

Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
И другие стихи Есенина, написанные в последние месяцы жизни, кроме темы смерти, содержат надежду, возможность продолжения жизни, а также нового художественного взлета поэта: «Поддержись, моя жизнь удалая, // Я еще не навек постарел» («Эх вы, сани! А кони, кони. »). «Снова я ожил и снова надеюсь // Так же, как в детство, на лучший удел» («Снежная замять дробится и колется. »).
Такова одна из особенностей есенинской поэзии — диалектическое разрешение трагических противоречий жизни: «Но коль черти в душе гнездились, // Значит, ангелы жили в ней» («Мне осталась одна забава. »); «Если б не било ада и рая, их бы выдумал сам человек» («Не гляди на меня с упреком. »). Эти произведения не носят трагического характера, потому что образу смерти поэт придает элегический характер — как естественному завершению земного цикла человеческой жизни:

Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
(«Жизнь — обман с чарующей тоскою. »)
Заря — начало нового дня, и строки о неотвратимо приближающемся смертном часе не вызывают мучительного, безысходного настроения: «принимаю», «приемлю», «счастлив тем, что я дышал и жил»,— Рассыпано по страницам последних есенинских произведений.
Отдав определенную дань бунту и богоборческим мотивам в раннем творчество, Есенин в конце жизни приходит к христианским добродетелям — смирению, терпению и всепрощению:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
(«Свищет ветер, серебряный ветер. »)

И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
(«Несказанное, синее, нежное. »)

Помирись лишь в сердце со врагом —
И тебя блаженством ошафранит.
(«Золото холодное луны. »)

«Гори, звезда моя, не падай…» С.Есенин

«Гори, звезда моя, не падай…» Сергей Есенин

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.

Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.

И, голову вздымая выше,
Не то за рощей — за холмом
Я снова чью-то песню слышу
Про отчий край и отчий дом.

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.

Анализ стихотворения Есенина «Гори, звезда моя, не падай…»

Стихотворение «Гори, звезда моя, не падай…» относится к поздней лирике Есенина, для которой характерны пессимистические настроения и предчувствие близкой смерти. В рассматриваемом тексте герой тоскует по ушедшей молодости, предсказывает собственную скорую гибель, подводит итоги оставшихся позади лет. Начинается произведение с обращения к звезде. Оно тесно связано с народными поверьями, бытовавшими на Руси. Согласно им, когда человек рождается, загорается звезда. Небесное светило сопровождает его на протяжении всей жизни. Гаснет звезда – уходит в мир иной человек. Философские размышления в стихотворении соединяются с описанием элементов типичного среднерусского пейзажа. На дворе стоит август, в воздухе уже чувствуется приближение осени, тишина, царящая в полях, наполняется «рыдалистою дрожью» пока не улетевших на юг журавлей.

Важнейшая тема произведения «Гори, звезда моя, не падай…» — тема смерти. Она появляется уже в первой строфе вместе с упоминанием кладбищенской ограды, за которой «живое сердце не стучит». В пятой строфе лирический герой утверждает, что вскоре предстоит ему лежать «под низким траурным забором». По его словам, в том нет ничьей вины. В предпоследнем четверостишии говорится о могиле, на которой будет стоять «серый камень с веселой надписью в стихах», поставленный друзьями. В финальной строфе герой сам пишет себе эпитафию, звучащую следующим образом:
…Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
В этих строках переплетаются два значительных для поэзии Есенина мотива – родной земли и кабака. На протяжении всего творческого пути Сергей Александрович не переставал воспевать Россию. Широко известно его высказывание: «Чувство Родины – основное в моем творчестве». В поздней лирике Есенина большую роль играет тема кабака. Герой стихотворений, ей посвященных, — «московский озорной гуляка», любитель выпивки, скандалист, человек не совсем уж плохой, но без пяти минут окончательно пропащий. При этом хаос, царящий в питейных заведениях, Сергеем Александровичем воспринимался как хаос, присущий и стране в целом.

Характер позднего творчества Есенина напрямую связан с его психическим состоянием. К тридцатилетнему рубежу поэт подошел, будучи в депрессии, запутавшись в отношении к миру и окружающим людям. Надежды на спасение были связаны с женитьбой на Софье Андреевне Толстой, но они не оправдались. В итоге 28 декабря 1925 года Сергей Александрович покончил с собой в номере петербургской гостиницы «Англетер».

Сергей Есенин – Гори, звезда моя, не падай…

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.

Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.

И, голову вздымая выше,
Не то за рощей — за холмом
Я снова чью-то песню слышу
Про отчий край и отчий дом.

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.

Читать похожие стихи Сергея Есенина

Сергей Есенин — Гори, звезда моя, не падай

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
№ 4 Живое сердце не стучит.

Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
№ 8 Неотлетевших журавлей.

И, голову вздымая выше,
Не то за рощей — за холмом
Я снова чью-то песню слышу
№ 12 Про отчий край и отчий дом.

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
№ 16 Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
№ 20 Лежать придется так же мне.

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
№ 24 С веселой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
№ 28 Как любит пьяница кабак.

Gori, zvezda moya, ne paday.
Ronyay kholodnye luchi.
Ved za kladbishchenskoy ogradoy
Zhivoye serdtse ne stuchit.

Ty svetish avgustom i rozhyu
I napolnyayesh tish poley
Takoy rydalistoyu drozhyu
Neotletevshikh zhuravley.

I, golovu vzdymaya vyshe,
Ne to za roshchey — za kholmom
Ya snova chyu-to pesnyu slyshu
Pro otchy kray i otchy dom.

I zoloteyushchaya osen,
V berezakh ubavlyaya sok,
Za vsekh, kogo lyubil i brosil,
Listvoyu plachet na pesok.

Ya znayu, znayu. Skoro, skoro
Ni po moyey, ni chyey vine
Pod nizkim traurnym zaborom
Lezhat pridetsya tak zhe mne.

Pogasnet laskovoye plamya,
I serdtse prevratitsya v prakh.
Druzya postavyat sery kamen
S veseloy nadpisyu v stikhakh.

No, pogrebalnoy grusti vnemlya,
Ya dlya sebya slozhil by tak:
Lyubil on rodinu i zemlyu,
Kak lyubit pyanitsa kabak.

Ujhb, pdtplf vjz, yt gflfq/
Hjyzq [jkjlyst kexb/
Dtlm pf rkfl,botycrjq juhfljq
;bdjt cthlwt yt cnexbn/

Ns cdtnbim fduecnjv b hj;m/
B yfgjkyztim nbim gjktq
Nfrjq hslfkbcnj/ lhj;m/
Ytjnktntdib[ ;ehfdktq/

B, ujkjde dplsvfz dsit,
Yt nj pf hjotq — pf [jkvjv
Z cyjdf xm/-nj gtcy/ cksie
Ghj jnxbq rhfq b jnxbq ljv/

B pjkjnt/ofz jctym,
D ,thtpf[ e,fdkzz cjr,
Pf dct[, rjuj k/,bk b ,hjcbk,
Kbcndj/ gkfxtn yf gtcjr/

Z pyf/, pyf// Crjhj, crjhj
Yb gj vjtq, yb xmtq dbyt
Gjl ybprbv nhfehysv pf,jhjv
Kt;fnm ghbltncz nfr ;t vyt/

Gjufcytn kfcrjdjt gkfvz,
B cthlwt ghtdhfnbncz d ghf[/
Lhepmz gjcnfdzn cthsq rfvtym
C dtctkjq yflgbcm/ d cnb[f[/

Yj, gjuht,fkmyjq uhecnb dytvkz,
Z lkz ct,z ckj;bk ,s nfr:
K/,bk jy hjlbye b ptvk/,
Rfr k/,bn gmzybwf rf,fr/

Послушайте стихотворение Есенина Гори звезда моя

www.esenin.ru

Жизнь моя, иль ты приснилась мне.

  • Список форумовСергей ЕсенинТворчество
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

“Гори, звезда моя, не падай. “

“Гори, звезда моя, не падай. “

GAS » 22:57:27, Суббота 14 Апрель 2007

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.

Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.

И, голову вздымая выше,
Не то за рощей — за холмом
Я снова чью-то песню слышу
Про отчий край и отчий дом.

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.

17 августа 1925

Меня вот что шокировало. Козловский в комментариях к этому стихотворению написал:

Nika » 23:46:14, Суббота 14 Апрель 2007

GAS, я на вашей стороне!

А еще Есенин монополизировал сердца людей на огромную, безбрежную любовь и бескрайнее восхищение!

GAS » 00:33:03, Воскресенье 15 Апрель 2007

Nika писал(а): GAS, я на вашей стороне!

А еще Есенин монополизировал сердца людей на огромную, безбрежную любовь и бескрайнее восхищение!

Да, Ника. Это, конечно, зависть. Господи, что только она с людьми делает!

Еще добавлю, что это стихотворение тоже о своей смерти. Не понимаю, почему сторонники версии самоубийства не приводят его в качестве важного аогумента. Я бы на их месте обязательно привел.

Nika » 17:16:31, Воскресенье 15 Апрель 2007

GAS » 18:55:46, Воскресенье 15 Апрель 2007

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам.
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

А также вот эти строки тоже интересны:

Если оба этих стихотворения рассмотреть в совокупности, то Есенин, по-моему, просто говорит, что 1916 и 1925 года, в главном для него, не отличаются.

Mick » 12:14:29, Понедельник 16 Апрель 2007

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам.
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мой путь Есенина

Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

А также вот эти строки тоже интересны:

Если оба этих стихотворения рассмотреть в совокупности, то Есенин, по-моему, просто говорит, что 1916 и 1925 года, в главном для него, не отличаются.

Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)

GAS » 19:55:55, Вторник 17 Апрель 2007

Mick » 12:49:22, Понедельник 23 Апрель 2007

нет, я говорю о сторонниках версии самоубийства. и насчет монополизации грусти. в этой песне (Гори звезда. ) Есенин на мой взгляд говорит о своей гибели с позиции мужика, который привык жить на земле, прирастая корнями. Гори звезда. – мне кажется, было написано под впечатлением от болезни (мнимой и настоящей). Есенин также чувствовал, что поэтический дар его угасает. Вечно молодой поэт – как это не странно, но именно на закате своей жизни он написал лучшие стихи. Как ни крути, но и в жизни и в стихах проследивается какой-то рок, наваждение.

А вот более раннее стихотворение, упомянутое здесь “Устал я жить в краю родном” – переходный период: от патриархальной Руси к “свободной от корней” прозападной России. Чем особенно ценны стихи Есенина? В них можно наглядно увидеть разницы между двумя типами сознания – русского и современного, россиянского

Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)

ева » 13:31:25, Понедельник 23 Апрель 2007

Я такое же изречение слышала и о Пушкине. Типа понял, что «поэтический дар угасает» и спровоцировал дуэль. Так и здесь что ли.
Не согласна на счет дара. Только вот писать больше не о чем. Что со страной-то стало тогда. Тоска –смерть – комсомол – разруха – нэп и т.д. А его приезд в Константиново перед смертью. Это вам не Инония, а ….Но все же хотел он еще писать и были силы и дар – даже о журнале все мечтать продолжал……
А в остальном с Вами полностью согласна.
[code][/code]

Mick » 17:12:34, Вторник 24 Апрель 2007

Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)

ева » 18:50:50, Среда 25 Апрель 2007

Теперь поняла. И тоже поддерживаю это. На самом деле так и получается, что он стал бесполезным, потому что «остался в прошлом я одной ногою…». А то, что после стало и то, что будет со страной он отлично понимал и не мог воспринимать все это издевательство над Россией. Да и что она теперь? “Только что – Россея”, наводненная и униженная “приезжими”.Воспевать больше нечего. А лгать? Нет, это дело Демьяна Бедного и тому подобных. А выходит, что Есенину в этом обществе, в этой новой комсомольской жизни места нет. И теперь можно понять слова Есенина о том, что у него больше нет соперников в литературе.
у Есенина, как у Пушкина, хронология точная – это верно. и смерть – такая же большая загадка, ктоорую до сих пор разрешить тоже невозможно.

Mick, ты наверное философ.

Mick » 16:22:05, Пятница 27 Апрель 2007

Теперь поняла. И тоже поддерживаю это. На самом деле так и получается, что он стал бесполезным, потому что «остался в прошлом я одной ногою…». А то, что после стало и то, что будет со страной он отлично понимал и не мог воспринимать все это издевательство над Россией. Да и что она теперь? “Только что – Россея”, наводненная и униженная “приезжими”.Воспевать больше нечего. А лгать? Нет, это дело Демьяна Бедного и тому подобных. А выходит, что Есенину в этом обществе, в этой новой комсомольской жизни места нет. И теперь можно понять слова Есенина о том, что у него больше нет соперников в литературе.
у Есенина, как у Пушкина, хронология точная – это верно. и смерть – такая же большая загадка, ктоорую до сих пор разрешить тоже невозможно.

Mick, ты наверное философ.

ну да со мной тут Сократ, Наполеон, и даже Цезарь

Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)

Анализ стихотворения Есенина “Гори, звезда моя, не падай…”

Стихотворение “Гори, звезда моя, не падай…” относится к поздней лирике Есенина, для которой характерны пессимистические настроения и предчувствие близкой смерти. В рассматриваемом тексте герой тоскует по ушедшей молодости, предсказывает собственную скорую гибель, подводит итоги оставшихся позади лет. Начинается произведение с обращения к звезде. Оно тесно связано с народными поверьями, бытовавшими на Руси. Согласно им, когда человек рождается, загорается звезда. Небесное светило сопровождает его на протяжении всей жизни. Гаснет

звезда – уходит в мир иной человек. Философские размышления в стихотворении соединяются с описанием элементов типичного среднерусского пейзажа. На дворе стоит август, в воздухе уже чувствуется приближение осени, тишина, царящая в полях, наполняется “рыдалистою дрожью” пока не улетевших на юг журавлей.

Важнейшая тема произведения “Гори, звезда моя, не падай…” – тема смерти. Она появляется уже в первой строфе вместе с упоминанием кладбищенской ограды, за которой “живое сердце не стучит”. В пятой строфе лирический герой утверждает, что вскоре предстоит ему лежать “под низким траурным забором”.

По его словам, в том нет ничьей вины. В предпоследнем четверостишии говорится о могиле, на которой будет стоять “серый камень с веселой надписью в стихах”, поставленный друзьями. В финальной строфе герой сам пишет себе эпитафию, звучащую следующим образом:
…Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
В этих строках переплетаются два значительных для поэзии Есенина мотива – родной земли и кабака. На протяжении всего творческого пути Сергей Александрович не переставал воспевать Россию. Широко известно его высказывание: “Чувство Родины – основное в моем творчестве”. В поздней лирике Есенина большую роль играет тема кабака. Герой стихотворений, ей посвященных, – “московский озорной гуляка”, любитель выпивки, скандалист, человек не совсем уж плохой, но без пяти минут окончательно пропащий. При этом хаос, царящий в питейных заведениях, Сергеем Александровичем воспринимался как хаос, присущий и стране в целом.

Характер позднего творчества Есенина напрямую связан с его психическим состоянием. К тридцатилетнему рубежу поэт подошел, будучи в депрессии, запутавшись в отношении к миру и окружающим людям. Надежды на спасение были связаны с женитьбой на Софье Андреевне Толстой, но они не оправдались. В итоге 28 декабря 1925 года Сергей Александрович покончил с собой в номере петербургской гостиницы “Англетер”.

Другие работы по этой теме:

Анализ Стихотворения “Звезда полей” Стихотворение “Звезда полей”; (1964) дало название программ­ному сборнику стихов Николая Рубцова. В нем – квинтэссенция мироощущения и мировосприятия поэта. И в нем встречаются уже знакомые.

Анализ стихотворения: Звезда полей Н. Рубцов – стихотворение “Звезда полей”. В этом стихотворении лирический герой размышляет о веч­ности. Образ звезды здесь необычен – это “звезда полей”. Поле, как и небо.

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. “Звезда полей” Стихотворение “Звезда полей” — одно из самых извест­ных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло­годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и.

Анализ стихотворения “Звезда дрожит среди вселенной…” Бунин “Звезда дрожит среди вселенной…”. Бунин отмечает свою особую расположенность к звездам. Поэт сопоставляет своего лирического героя, влюбленного в небо, знатока звезд, со “звез­дой пылающей”, с.

Анализ стихотворения “Звезда полей” Рубцова Н. М “Звезда полей” Стихотворение “Звезда полей” – одно из самых известных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной.

Анализ стихотворения “Звезда полей” Рубцов “Звезда полей”. Стихотворение создается в поздний период творчества поэта. Николай Рубцов много объехал земель и много видел, но для него не было ничего родней и.

Анализ стихотворения Бродского И. А. “Рождественская звезда” В творчестве И. А. Бродского сложилась целая поэтическая традиция так называемых рождественских стихотворений. Первое из них написано в 1961 году, последнее — в 1995-м. Стихотворение.

Анализ стихотворения Н. М. Рубцова “Звезда полей” Стихотворение “Звезда полей” создается в поздний период творчества поэта. Николай Рубцов много объехал земель и много видел, но для него не было ничего родней и.

Анализ стихотворения “Рождественская звезда” Бродского И. А “Рождественская звезда” В творчестве И. А. Бродского сложилась целая поэтическая традиция так называемых рождественских стихотворений. Первое из них написано в 1961 году, последнее – в.

Анализ стихотворения Лермонтова “Звезда” В 1830 г. поэт создал несколько произведений, в тексте которых возникает романтический образ звезды. Кроме анализируемого материала, вариации на эту тему присутствуют в стихотворениях “Вверху.

Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай Есенина.

Как говорилось ранее,данное стихотворение является поздней философской лирикой.Ведущая тема стихотворения-жизнь и смерть,но в стихотворении так же присутствует тема любви к Родине поэта.Обе темы являются вечными,и если проследить лирику Есенина,можно понять,что обе темы,простите за тавтологию,являются ведущими.
Звезда выступает образом-символом жизни и молодости поэта,поэтому в первой части стихотворения он просит ее не падать-не умирать,ведь “за кладбищенской оградой живое сердце не стучит”. Первая часть стихотворения пропитана грустью по смерти,это можно понять по подобным пейзажам-Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.
Не зря в стихотворении указано такое время года как осень-время “смерти” природы и ее последующее перерождение.Опять мы видим русские пейзажи-неотъемлемая часть лирики Есенина.Поэт вспоминает и отчий край,и отчий дом,и тех,кого любил и бросил.Даже осень,поджавшаяся настроению поэта,оплакивает это вместе с ним.
Вл второй части стихотворения поэт принимает смерть,не ропщет,а воспринимает смерть как естественный цикл жизни-человек рождается и умирает,это естественные законы природы.Даже природа умирает в стихотворении-время года осень.Поэт никого не винит в своей смерти.
Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.
Но в последней строфе мы видим даже шуточное настроение,достигаемое необычным сравнением-Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
Опять же тут проскальзывает тема родины,которую так любил поэт.
3.Средства худ. изобразительности
Эпитеты(холодной,ласковой,кладбищенской и тд.),метафоры(светишь августом и рожью,рыдалистая дрожь),олицетворение(осень плачет листвой),обращение (звезда моя),сравнение(любил он родину и землю,как любит пьяница кабак),повтор(я знаю,знаю.скоро,скоро).
4.Размер и рифма
Четырехстопный ямб,рифма перекрестная
Дата:1925 год

Другие вопросы из категории

1. Где учились братья? Как учился Остап вначале? Как вы думаете, почему онизменил своё отношение к учёбе?
2. Какие черты характера Остапа вам понравились?
3. Что вы узнали о внешности и характере Андрия?
4. Сравните характеры Остапа и Андрия.

Читайте также

сделать анализ стихотворения.
Июльский полдень Синематограф Игорь Северянин
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку;
В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоеньи,
В Ало-встречном устремленьи — это пчелки к лепестку.

А кругом бежали сосны, идеалы равноправии,
Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок;

И под шинами мотора пыль дымилась, прыгал гравий,
Совпадала с ветром птичка на дороге без дорог.

У ограды монастырской столбенел зловеще инок,

Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж»..
И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок,
Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.

Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер,
Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,

Шелестел молниеносно под колесами фарватер,
И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр.

Краткий анализ стихотворения А.Блока “Родина” (не “Россия”)

Ты отошла, и я в пустыне
К песку горячему приник.
Но слова гордого отныне
Не может вымолвить язык.

О том, что было, не жалея,
Твою я понял высоту:
Да. Ты – родная Галилея
Мне – невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где преклонить ему главу.

Ссылка на основную публикацию