Анализ стихотворения Хулиган Есенина

Анализ стихотворения Хулиган Есенина

Произведение относится к творчеству поэта в период его увлечения литературным направлением в стиле имажинизма, основой которого являлось создание образа в поэтических сочинениях.

Ключевой идеей стихотворения являются авторские рассуждения на тему своей сложившийся судьбы в виде непростых и трудных моментов.

Структурная композиция «Хулигана» выполнена в форме монолога лирического героя, напоминающего исповедальную молитву, которую произносит непокорный и не смирившийся хулиганистый юноша, изображенный в образе буйного ветра.

Под влиянием имажинизма стихотворение изобилует развернутыми необычными метафорами, смелым образом героя, представленным в виде дерзкого, резкого юноши, а также сочетанием художественных и простонародных слов и выражений с включением в повествовательный текст рваного стихотворного размера по принципу Маяковского в форме пятистопного ямба. При этом поэт использует в строфах мягкую рифму, переворачивающую читательское восприятие рубленого строчного размера.

Своеобразие стихотворения выражается в применении автором художественного приема выразительности в форме аллитерации (буква «р»), усиливающей эмоциональное впечатление отповедальной речи героя, делая ее резче и отчетливее.

Смысловой акцент «Хулигана» подчеркивается сменой повествовательного настроения в содержании стихотворения, чередующего душевность, искреннюю любовь с хвастовством, задорностью, цинизмом, неприкрытой грубостью, хамством, выраженными нелитературными словами и выражениями.

Кульминационная часть произведения представляет собой описание возвышенного, светлого, доброго признания лирического героя в искреннем чувстве к окружающему его миру, к родной земле, навсегда оставшись раненным детскими воспоминаниями.

Окончание произведения оставляется поэтом в виде некоей таинственности, загадочности, представленной многоточием вместо финальной рифмы и использованием желтого оттенка цветовой гаммы, ассоциирующегося в авторском сознании с желтым домом, являвшимся в тот период времени психиатрической больницей.

Стихотворение является одним из самых проникновенных и глубоких есенинских сочинений представляющих читательской аудитории частичку внутреннего мира поэта, выраженного грустной тоской и страданиями израненной души, просматривающейся между поэтических строк.

Вариант 2

Стихотворение Хулиган написанное Есениным в 1920 году было одним из наиболее популярных для чтения с эстрады. До нынешних дней сохранились некоторые записи поэта, и довольно легко представить с какой экспрессией и задором читал Есенин эти строки.

Образ хулигана практически сразу прикрепился к автору, он был выходцем из деревни, любителем кулачных боев, не лукавил в своих стихах, когда писал о том, как по ночам читает стихи проституткам и общается с бандитами. Также, пожалуй, не лукавит он и в Хулигане, когда пишет о своей родословной: «по крови степной конокрад» и о том, какая бы профессия могла быть ему уготована: «где-нибудь с кистенем стоять». Есенин действительно был склонен, так сказать, к маргинальному поведению и слоям общества и в этом была в какой-то степени его свобода, выход за рамки.

Подобный выход за рамки мы наблюдаем и на примере стихосложения. Автор старается создать стихи неподвластные читателю, резвые и неординарные. У него сумерки могут лизать следы, кресты на погостах – хотят придушить – все эти сравнения выдают человека, который выходит за рамки в пространстве собственного ума, видит мир не стандартно, пользуется словами как ему вздумается, подобно тому, как хулиган не подчиняется общим правилам, действует на свой лад.

Конечно, нужно отличать замаранное современной культурой и обществом слово хулиган от того смысла, который вкладывал в него Есенин. К примеру, он сравнивает себя с ветром, который плюется охапками листвы. Возможно, тут может проявиться образ хулигана-человека, который надменно стоит на улице и плюется охапками слюны, но, наверное, Сергей Александрович не в этом видел сравнение.

Он называет ветер безумным, он указывает на собственное единство с этой стихией, которое не «сотрет кличка «поэт»» и именно в этом смысловом контексте вольности и свободы, единения с собственной внутренней сущностью и лежит принадлежность к термину хулиган. Есенин призван вертеть жернова поэм подобно тому как ветру предназначено вращать листву и в этом заключается, хотя и предопределенность, автор даже говорит о каторге чувств, но также в этом есть и внутренняя свобода, которая обуславливается самой сутью поэтической деятельности вольной как ветер.

Анализ стихотворения Хулиган по плану

Хулиган

Возможно вам будет интересно

Стихотворение Приговор было написано спустя совсем немного времени после трагических событий в жизни поэтессы. В 1938 году был расстрелян муж, через год попал в ссылку её единственный сын.

Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей

Стихотворение А. К. Толстого «Колокольчики мои» представляет собой смешение тем природы и человека, их тесного взаимодействия друг с другом.

В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон».

Афанасию Фету пришлось не просто, в последние годы своей жизни он боролся с сильнейшими чувствами, которые не позволяли ему полноценно жить. Его мучила депрессия, которая серьезно сказалась как на повседневной жизни

«Исповедь хулигана», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Исповедь хулигана» было написано Есениным в 1920 году, во время увлечения поэта имажинизмом. Влияние этого литературного течения явно ощущается в произведении: метафоры, бьющие на необычность, смелые образы, сочетание литературных и простонародных слов, рваный размер в духе Маяковского. Но сквозь этот надуманный, искусственный слой прорывается сердечность и искренность, отличавшая творчество Есенина, и «Исповедь хулигана» воспринимается всё-таки как живой, правдивый монолог.

Вступление звучит раздумчиво, как разговор героя с самим собой, и сразу утверждает, что исповедь — слова человека непокорного, не раболепного, и слово «хулиган» в названии стоит не напрасно. Дальнейшее описание, резкое и дерзкое, рисует нам героя: нечёсаного, в которого летят «комья брани» и который свысока смотрит на остальных. Рубленый размер строк, аллитерация с буквой «р» усиливают впечатление резкой отповеди (а не исповеди) героя.

Но следующая строфа, с мягкой рифмой, написанная пятистопным ямбом, переворачивает впечатление читателя: «заросший пруд», «звон ольхи» — это уже Есенин, певец природы, он вспоминает своих отца и мать и необыкновенно трогательно говорит об их любви.

Пятая строфа — прямое обращение к родителям, переходящее от душевности к хвастовству, и здесь вновь ощущается некая нотка неискренности: упоминание о цилиндре и лакированных башмаках кажется чужеродным, лишним…

Закономерно продолжая чередование частей с разным настроением, врезается шестая строфа: «задорный озорник» признаётся в неискоренимой любви к той самой грязноватой и слякотной деревне. Кланяется корове с вывески, вспоминает «запах навоза с родных полей», готов нести, словно шлейф, хвост извозчичьей лошади…

И начало следующей строфы — «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» — не кажется после предыдущих признаний ни выспренним, ни излишне громогласным. Перечисление метафор, хоть и вполне в духе имажинисткой «образности»: «грусти ивовая ржавь», «хмарь и сырь апрельских вечеров», клён, «присевший перед костром зари», остаётся душевным и искренним. А дальше хлынул монолог героя, истосковавшегося по своей родине, по тому месту, где его знают и любят настоящим… Обращение к верному псу, описание дружбы с ним и прорвавшееся диалектное, родное словечко «погребав» сметают все образные построения, возведённые искусственно, и именно в этой части стихотворения перед читателем является настоящая исповедь.

Кульминацией её становится признание героя: «Я всё такой же. Сердцем я всё такой же». Настроение в этой строфе возвышенное, светлое, здесь поэт с добрым чувством говорит и о себе, и о людях — «мне хочется вам нежное сказать». (А ведь в начале стихотворения к этим же людям было обращено лишь пренебрежение!)

Но после пожелания «спокойной ночи», после прекрасной метафоры о косе зари, звеневшей по траве… настроение исповедующегося снова меняется. Он обрывает себя на полуслове, оставляя многоточие вместо заключительной рифмы, и со следующей строфы вновь надевает на себя маску.

Неприкрытая грубость, нелитературные слова («задница», «башка») отбрасывают читателя на первоначальную дистанцию, герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить забыть о ней. Для чего вся исповедь? Чтобы признаться в том, что искреннее вдохновение («заезженный Пегас») не нужно поэту? Что он пришёл «воспеть крыс»? Эти прорвавшиеся неизвестно из каких глубин слова полностью меняют всё впечатление от «Исповеди», оставляя в большей степени недоумение. И заключительные строки, пожелание поэта стать «парусом в страну, куда мы плывём», просто не сливаются со всем стихотворением, как будто он отчеркнул их и вписал позже, успокоившись и не помня настроения, с которым лилась «Исповедь» вначале.

Именно эта противоречивость, неровность произведения заставляют перечитывать его ещё и ещё, отыскивая связующее все строфы звено. И оно находится: это натура поэта, такая же мятущаяся, проявила здесь себя во всех ипостасях. Прочитав и проникнувшись каждым словом стихотворения, можно многое понять о Есенине и о том, кем он ощущал себя в неспокойные годы сразу после революции, после опрокидывания привычного мира.

Есенин с. а. — Исповедь хулигана с. есенина — сочинение

Произведение относится к творчеству поэта в период его увлечения литературным направлением в стиле имажинизма, основой которого являлось создание образа в поэтических сочинениях.

Ключевой идеей стихотворения являются авторские рассуждения на тему своей сложившийся судьбы в виде непростых и трудных моментов.

Структурная композиция «Хулигана» выполнена в форме монолога лирического героя, напоминающего исповедальную молитву, которую произносит непокорный и не смирившийся хулиганистый юноша, изображенный в образе буйного ветра.

Под влиянием имажинизма стихотворение изобилует развернутыми необычными метафорами, смелым образом героя, представленным в виде дерзкого, резкого юноши, а также сочетанием художественных и простонародных слов и выражений с включением в повествовательный текст рваного стихотворного размера по принципу Маяковского в форме пятистопного ямба. При этом поэт использует в строфах мягкую рифму, переворачивающую читательское восприятие рубленого строчного размера.

Своеобразие стихотворения выражается в применении автором художественного приема выразительности в форме аллитерации (буква «р»), усиливающей эмоциональное впечатление отповедальной речи героя, делая ее резче и отчетливее.

Смысловой акцент «Хулигана» подчеркивается сменой повествовательного настроения в содержании стихотворения, чередующего душевность, искреннюю любовь с хвастовством, задорностью, цинизмом, неприкрытой грубостью, хамством, выраженными нелитературными словами и выражениями.

Кульминационная часть произведения представляет собой описание возвышенного, светлого, доброго признания лирического героя в искреннем чувстве к окружающему его миру, к родной земле, навсегда оставшись раненным детскими воспоминаниями.

Окончание произведения оставляется поэтом в виде некоей таинственности, загадочности, представленной многоточием вместо финальной рифмы и использованием желтого оттенка цветовой гаммы, ассоциирующегося в авторском сознании с желтым домом, являвшимся в тот период времени психиатрической больницей.

Стихотворение является одним из самых проникновенных и глубоких есенинских сочинений представляющих читательской аудитории частичку внутреннего мира поэта, выраженного грустной тоской и страданиями израненной души, просматривающейся между поэтических строк.

Вариант 2

Стихотворение Хулиган написанное Есениным в 1920 году было одним из наиболее популярных для чтения с эстрады. До нынешних дней сохранились некоторые записи поэта, и довольно легко представить с какой экспрессией и задором читал Есенин эти строки.

Образ хулигана практически сразу прикрепился к автору, он был выходцем из деревни, любителем кулачных боев, не лукавил в своих стихах, когда писал о том, как по ночам читает стихи проституткам и общается с бандитами. Также, пожалуй, не лукавит он и в Хулигане, когда пишет о своей родословной: «по крови степной конокрад» и о том, какая бы профессия могла быть ему уготована: «где-нибудь с кистенем стоять». Есенин действительно был склонен, так сказать, к маргинальному поведению и слоям общества и в этом была в какой-то степени его свобода, выход за рамки.

Подобный выход за рамки мы наблюдаем и на примере стихосложения. Автор старается создать стихи неподвластные читателю, резвые и неординарные. У него сумерки могут лизать следы, кресты на погостах – хотят придушить – все эти сравнения выдают человека, который выходит за рамки в пространстве собственного ума, видит мир не стандартно, пользуется словами как ему вздумается, подобно тому, как хулиган не подчиняется общим правилам, действует на свой лад.

Конечно, нужно отличать замаранное современной культурой и обществом слово хулиган от того смысла, который вкладывал в него Есенин. К примеру, он сравнивает себя с ветром, который плюется охапками листвы. Возможно, тут может проявиться образ хулигана-человека, который надменно стоит на улице и плюется охапками слюны, но, наверное, Сергей Александрович не в этом видел сравнение.

Он называет ветер безумным, он указывает на собственное единство с этой стихией, которое не «сотрет кличка «поэт»» и именно в этом смысловом контексте вольности и свободы, единения с собственной внутренней сущностью и лежит принадлежность к термину хулиган. Есенин призван вертеть жернова поэм подобно тому как ветру предназначено вращать листву и в этом заключается, хотя и предопределенность, автор даже говорит о каторге чувств, но также в этом есть и внутренняя свобода, которая обуславливается самой сутью поэтической деятельности вольной как ветер.

Анализ стихотворения Хулиган по плану


«Исповедь хулигана», анализ стихотворения Есенина

Категория: Анализ стихотворения

Стихотворение «Исповедь хулигана» было написано Есениным в 1920 году, во время увлечения поэта имажинизмом. Влияние этого литературного течения явно ощущается в произведении: метафоры, бьющие на необычность, смелые образы, сочетание литературных и простонародных слов, рваный размер в духе Маяковского. Но сквозь этот надуманный, искусственный слой прорывается сердечность и искренность, отличавшая творчество Есенина, и «Исповедь хулигана» воспринимается всё-таки как живой, правдивый монолог. Вступление звучит раздумчиво, как разговор героя с самим собой, и сразу утверждает, что исповедь — слова человека непокорного, не раболепного, и слово «хулиган» в названии стоит не напрасно. Дальнейшее описание, резкое и дерзкое, рисует нам героя: нечёсаного, в которого летят «комья брани» и который свысока смотрит на остальных. Рубленый размер строк, аллитерация с буквой «р» усиливают впечатление резкой отповеди (а не исповеди) героя. Но следующая строфа, с мягкой рифмой, написанная пятистопным ямбом, переворачивает впечатление читателя: «заросший пруд», «звон ольхи» — это уже Есенин, певец природы, он вспоминает своих отца и мать и необыкновенно трогательно говорит об их любви. Пятая строфа — прямое обращение к родителям, переходящее от душевности к хвастовству, и здесь вновь ощущается некая нотка неискренности: упоминание о цилиндре и лакированных башмаках кажется чужеродным, лишним… Закономерно продолжая чередование частей с разным настроением, врезается шестая строфа: «задорный озорник» признаётся в неискоренимой любви к той самой грязноватой и слякотной деревне. Кланяется корове с вывески, вспоминает «запах навоза с родных полей», готов нести, словно шлейф, хвост извозчичьей лошади… И начало следующей строфы — «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» — не кажется после предыдущих признаний ни выспренним, ни излишне громогласным. Перечисление метафор, хоть и вполне в духе имажинисткой «образности»: «грусти ивовая ржавь», «хмарь и сырь апрельских вечеров», клён, «присевший перед костром зари», остаётся душевным и искренним. А дальше хлынул монолог героя, истосковавшегося по своей родине, по тому месту, где его знают и любят настоящим… Обращение к верному псу, описание дружбы с ним и прорвавшееся диалектное, родное словечко «погребав» сметают все образные построения, возведённые искусственно, и именно в этой части стихотворения перед читателем является настоящая исповедь. Кульминацией её становится признание героя: «Я всё такой же. Сердцем я всё такой же». Настроение в этой строфе возвышенное, светлое, здесь поэт с добрым чувством говорит и о себе, и о людях — «мне хочется вам нежное сказать». (А ведь в начале стихотворения к этим же людям было обращено лишь пренебрежение!) Но после пожелания «спокойной ночи», после прекрасной метафоры о косе зари, звеневшей по траве… настроение исповедующегося снова меняется. Он обрывает себя на полуслове, оставляя многоточие вместо заключительной рифмы, и со следующей строфы вновь надевает на себя маску. Неприкрытая грубость, нелитературные слова («задница», «башка») отбрасывают читателя на первоначальную дистанцию, герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить забыть о ней. Для чего вся исповедь? Чтобы признаться в том, что искреннее вдохновение («заезженный Пегас») не нужно поэту? Что он пришёл «воспеть крыс»? Эти прорвавшиеся неизвестно из каких глубин слова полностью меняют всё впечатление от «Исповеди», оставляя в большей степени недоумение. И заключительные строки, пожелание поэта стать «парусом в страну, куда мы плывём», просто не сливаются со всем стихотворением, как будто он отчеркнул их и вписал позже, успокоившись и не помня настроения, с которым лилась «Исповедь» вначале. Именно эта противоречивость, неровность произведения заставляют перечитывать его ещё и ещё, отыскивая связующее все строфы звено. И оно находится: это натура поэта, такая же мятущаяся, проявила здесь себя во всех ипостасях. Прочитав и проникнувшись каждым словом стихотворения, можно многое понять о Есенине и о том, кем он ощущал себя в неспокойные годы сразу после революции, после опрокидывания привычного мира.
Сейчас смотрят:
Похожие сочинения

  • «1 Мая», анализ стихотворения Есенина
  • «А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
  • «Адище города», анализ стихотворения Владимира …
  • «Альбатрос», анализ стихотворения Бодлера
  • «Американская трагедия», художественный анализ …
  • «Ангел», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Анна Снегина», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

Учителя уволили за Исповедь хулигана

Учитель уволился после прочитанного на уроке стихотворения Сергея Есенина.

В Петербурге из школы N545 со скандалом уволился учитель истории и обществознания Алексей Никитин. Причина нестандартная — педагог продекламировал на уроке в восьмом классе «Исповедь хулигана» Сергея Есенина.

Есть в стихотворении 1920 года пара слов, которые в приличном обществе произносить не принято. Алексей Никитин прочитал их без купюр, а подростки засняли все на видео. Запись разлетелась по школе, а самого учителя вызвали на серьезный разговор, после чего он уволился. Директор школы отказалась комментировать «РГ» подробности случившегося. Сам Алексей Никитин отметил, что ему вменили нарушение педагогической этики.

Ситуация в школе N545 вызвала огромный общественный резонанс. Историю с учителем, который ушел с работы из-за стихов Есенина, обсуждают от Калининграда до Владивостока. Свою проверку проводят и в комитете по образованию Петербурга. Интригу скандалу добавляет то, что видео, которое стало причиной острого конфликта, в открытом доступе в Сети нет.

— «Исповедь хулигана» всегда вызывала острую реакцию. Но это уже классика. И я считаю важным цитировать автора, который входит в золотую летопись культуры без цензуры. Ведь если так рассуждать, то у нас и другие классики могут оказаться под запретом, — рассуждает председатель петербургского отделения Всероссийского педагогического собрания Константин Тхостов. — Конкретно в этой истории нужно досконально разбираться. Каждое увольнение учителя — это потеря для педагогической системы, это крайний шаг.

Весной 2020 года лишилась работы учитель русского языка из Барнаула Татьяна Кувшинникова. Ее уволили за то, что она выложила в социальной сети свои снимки в закрытом купальнике.

Полтора года назад в центре скандала оказалась учительница истории из Омска Виктория Попова. Ей тоже пришлось уволиться из-за снимков в купальнике, размещенных в социальных сетях.

В ноябре 2020 года в Санкт-Петербурге уволили учительницу истории, по формулировке администрации, «из-за слишком фривольных сообщений», которые она публиковала в своем Twitter.

В начале 2020 года в интернете появился ролик, на котором учительница из Уссурийска разбирала правила русского языка на примере нецензурной фразы, написанной на доске. Правда, ее в итоге не уволили, а дали другие классы.

Лариса Арачашвили, «Учитель года России-2019», преподаватель русского языка и литературы в средней школе №55 «Долина знаний», г. Волгоград:

— Вопросов у меня больше, чем ответов. Те слова, которые вызвали ажиотаж в СМИ, в словаре Ожегова идут с пометкой «просторечные». Это можно проверить за 20 секунд. Понятно, что на уроке они, может быть, все-таки неуместны. Но использование просторечных слов не должно быть причиной для увольнения учителя. Это очевидно.

Складывается ощущение, что этот случай стал лишь поводом. Сегодня каждое твое слово может стать достоянием интернета. Дети могут достать телефон на уроке в любой момент. Учителя — тоже люди и говорят не только цитатами из учебника. Мои ученики при желании могут и на меня собрать достаточно большой «компромат». Скорее всего, у школьников с педагогом на уроке или вне его случился какой-то конфликт.

Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор школы №109, г. Москва:

— Никогда не забуду случай: родители поймали «на месте преступления» учительницу, которая посмела у всех на виду выбирать себе нижнее белье в универмаге. Разразился безобразный скандал, некоторые даже требовали ее уволить. Вот вам самый наглядный пример того, что педагога сегодня может обидеть каждый.

И порой директора школ боятся обвинений со стороны так называемой общественности, действуют по принципу «как бы чего не вышло». Предпочитают не разбираться в ситуации, а вынуждают учителя уволиться.

Что касается случая с Есениным, то учитель вправе сам выбирать материал для урока. В школьной программе, кстати, есть и гораздо более жесткие слова, чем те, которые были в «Исповеди хулигана». Возьмем, к примеру, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Как прикажете разъяснять детям выражения: «маслице-фуяслице», «смефуечки» и т. п.? Это феномен русской культуры, требующий вдумчивого серьезного к себе отношения.

Возьмем, к примеру, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Как прикажете разъяснять детям выражения: «маслице-фуяслице», «смефуечки» и тому подобное?

Да, как педагог я категорический противник сквернословия. Но вместе с тем убежден, что нет запретных тем для обсуждения с подростками. Повторял и повторяю: дети растут не на Луне. Бранная лексика для многих сегодня нередко становится защитой — от фальши, ханжества, бессмысленного официоза. Делать вид, что всего этого не существует, стыдливо поджимать губы — глупость несусветная.

Когда снимался фильм Тарковского «Андрей Рублев», для съемок хотели взять настоящие скоморошьи частушки. Оказалось, что кроме мата в них ничего не было. Поэтому написали более приличную стилизацию — ее великолепно исполняет Ролан Быков. И учитель, и директор должны всегда включать голову. Пусть школа сама разберется в этом деле. Не стоит выступать судьями и прокурорами, основываясь лишь на сообщениях СМИ. Это ни к чему хорошему не приведет.

Не каждый умеет петь,

Не каждому дано яблоком Падать к чужим ногам.

Сие есть самая великая исповедь, Которой исповедуется хулиган.

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах. Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потемках освещать. Мне нравится, когда каменья брани Летят в меня, как град рыгающей грозы. Я только крепче жму тогда руками Моих волос качнувшийся пузырь.

Так хорошо тогда мне вспоминать Заросший пруд и хриплый звон ольхи, Что где-то у меня живут отец и мать, Которым наплевать на все мои стихи,

Которым дорог я, как поле и как плоть, Как дождик, что весной взрыхляет зеленя. Они бы вилами пришли вас заколоть За каждый крик ваш, брошенный в меня.

Бедные, бедные крестьяне! Вы, наверно, стали некрасивыми, Так же боитесь Бога и болотных недр. О, если б вы понимали, Что сын ваш в России Самый лучший поэт!

Вы ль за жизнь его сердцем не индевели, Когда босые ноги он в лужах осенних макал? А теперь он ходит в цилиндре И лакированных башмаках.

Но живет в нем задор прежней вправки Деревенского озорника. Каждой корове с вывески мясной лавки Он кланяется издалека. И, встречаясь с извозчиками на площади, Вспоминая запах навоза с родных полей, Он готов нести хвост каждой лошади, Как венчального платья шлейф.

Я люблю родину. Я очень люблю родину! Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь. Приятны мне свиней испачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб. Я нежно болен вспоминаньем детства, Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. Как будто бы на корточки погреться Присел наш клен перед костром зари. О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих, Карабкаясь по сучьям, воровал! Все тот же ль он теперь, с верхушкою зеленой? По-прежнему ль крепка его кора?

А ты, любимый, Верный пегий пес?! От старости ты стал визглив и слеп И бродишь по двору, влача обвисший хвост, Забыв чутьем, где двери и где хлев. О, как мне дороги все те проказы, Когда, у матери стянув краюху хлеба, Кусали мы с тобой ее по разу, Ни капельки друг другом не погребав.

Я все такой же. Сердцем я все такой же. Как васильки во ржи, цветут в лице глаза. Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать.

Спокойной ночи! Всем вам спокойной ночи! Отзвенела по траве сумерок зари коса… Мне сегодня хочется очень Из окошка луну обоссать.

Синий свет, свет такой синий! В эту синь даже умереть не жаль. Ну так что ж, что кажусь я циником, Прицепившим к заднице фонарь! Старый, добрый, заезженный Пегас, Мне ль нужна твоя мягкая рысь? Я пришел, как суровый мастер, Воспеть и прославить крыс. Башка моя, словно август, Льется бурливых волос вином.

Я хочу быть желтым парусом В ту страну, куда мы плывем.

Сергей Есенин — Хулиган: Стих

Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,—
Я такой же, как ты, хулиган.

Я люблю, когда синие чащи,
Как с тяжелой походкой волы,
Животами, листвой хрипящими,
По коленкам марают стволы.

Вот оно, мое стадо рыжое!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!

Бродит черпая жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.

Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченых черемух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сорвет меня кличка «поэт».
Я и в песнях, как ты, хулиган.
________________
Советуем также прочитать:

Анализ стихотворения «Хулиган» Есенина

Стихотворение «Хулиган» Сергея Александровича Есенина впервые было напечатано в журнале «Знамя».

Стихотворение датируется 1919 годом. Поэту исполнилось 26 лет, он уже год живет в Москве и активно продвигает новое литературное движение – имажинизм, в котором вся власть отдана образу. Между тем, семейная жизнь поэта не ладится, он все больше времени проводит с приятелем А. Мариенгофом. Вместе с несколькими начинающими поэтами они открывают книжную «Лавку имажинистов», кафе «Стойло Пегаса» — довольно доходные поначалу. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, 9 строф. Рифмы открытые, закрытые, женские, мужские, часто неточные. Лирический герой – сам С. Есенин. Образы в стихах смелые, вызывающие, местами натуралистичные. Интонация горькая и циничная. Рисуется безрадостная, но вполне узнаваемая осенняя картинка: хмурый дождик чистит «ивняковый помет» (видимо, имеется в виду низинное болотце на брошенном лугу, часто зарастающее как раз ивами). Даже ветер здесь шпана, хулиган, сплевывающий на землю «охапки листьев». Мир без прикрас, возвышенной поэтизации. «Деревянная Русь», крестьянская, прорастает в каждом явлении природы. Чаща оборачивается неповоротливым волом, с животом, полным опавших листьев. Вот он понуро плетется, «марая стволы» (видимо, березок). Как добрый хозяин, с удовлетворением рассматривает герой свое «рыжее стадо». Даже сумерки, собаки, берут след «человечьих ног». Дважды он называет себя певцом Руси. «Звериных стихов»: то есть, неприрученных, не для салонов и кабинетов. Развернутая метафора: кормление грусти душистыми травами. Вновь повелительное наклонение и крестьянская по духу метафора: взбрезжи. Поэт будто толкает под руку полночь, замешкавшуюся с дойкой берез. Следом грубое предположение захмелевшего от воли человека: погост хочет придушить. А герой и сам не прочь помериться силой. Даже вор, крадущийся в ночи, его не пугает, напротив. «Я разбойник и хам»: город и ремесло поэта не изнежили его. В его крови – кипенье черемухи и дурман степных просторов. «С кистенем стоять»: врукопашную с таким молодцем не схватишься. Россыпь инверсий: увял куст, кипит рать. Предпоследнее четверостишие – отчаянная ирония. Удаль променял герой на поэзию, нерастраченную силу вложил в песни. «Каторга чувств»: приходится выворачивать наизнанку душу. «Жернова поэм»: перемалывая душевное сокровище, дорогие воспоминания, впечатления и моменты. «Но не бойся»: сердцем еще не измельчал, будет на пару с ветром еще куражиться, плакать и петь. Архаичная форма слова «ветр». Восклицания, вопросы, междометие и лексические повторы.

С. Есенин часто выступал с чтением своих стихов перед различной публикой. «Хулиган» в его исполнении пользовался неизменным успехом.

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина

Удивительно чутко описывал Сергей Есенин своей поэзией настроения природы и магию человеческих чувств. Вольный стих поэта словно напитан шумом полевых ветров, красками осени и стенаниями жаждущей свободы русской души одновременно. Он сравнивал, переплетал, одушевлял эти две бездонные темы. Разобраться с тем как это удавалось «поэтическому хулигану» поможет краткий анализ «Заметался пожар голубой». По плану разбора стихотворения будет несложно выстроить устный ответ на уроках литературы в 9 классе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Заметался пожар голубой.

История создания: произведение написано в 1923 году, посвящено актрисе Августине Миклашевской и включено в цикл «Любовь хулигана».

Темы стихотворения: любовь к женщине, отречение от прошлого, бренность бытия.

Композиция: произведение имеет «закольцованный» вид и схоже с композиционным построением исповеди.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер: трёхстопный анапест.

Эпитеты: «родимые дали», «златокарий омут», «поступь нежная».

Анафоры: «В первый раз я запел про любовь»«В первый раз отрекаюсь скандалить».

Инверсии: «пожар голубой».

Метафора: «волос твоих цветом в осень».

Повторы: «В первый раз я запел про любовь».

Сравнения: «Был я весь как запущенный сад».

История создания

История создания стихотворения «Заметался пожар голубой» тесно связано с тем, а, точнее, с той, кому посвящена эта яркая лирическая исповедь.

В августе 23-го года Есенин вернулся из продолжительного путешествия с Айседорой Дункан по США. На тот момент поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольётся в его жизнь и изменит её к лучшему.

Этим веянием перемен стало свидание поэта с актрисой Августой Миклашевской, он написал «Заметался пожар голубой» после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало зачином для целого цикла «Любовь хулигана». А актриса так и осталась равнодушна к Есенину и к его лирике, посвящённой её красоте. Роман двух деятелей искусства продлился совсем недолго и носил почти платонический характер.

Главенствующей темой стихотворения можно смело назвать «любовь». Причём в случае с «Заметался пожар голубой» — это любовь неразделённая. Встречи с актрисой вызвали в мятежной душе поэта бурю свежих чувств, то, чего ему очень не хватало на тот момент. Сменивший не одну женщину подле себя Есенин заговорил о первой любви: « В первый раз я запел про любовь ».

Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать тему любви единственной для данного произведения и цикла, который оно открывает, неправильно.

Звонко и убедительно звучит также тема самоанализа. Поэт говорит о себе и своём образе жизни не в самых лестных красках: «был на женщин и зелие падкий» . И в это же время он утверждает, что готов измениться и ему «разонравилось пить и плясать» . Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…» .

Композиция

Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь испытав это волшебное чувство ему стал не qнужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.

Произведение закольцовано, то есть, в начале его и в конце третья и четвёртая строки одинаковы:

«…В первый раз я запел о любви,

В первый раз отрекаюсь скандалить» .

Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.

Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философия и размышления богатые эмоциями. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.

Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень» . Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».

Средства выразительности

Эмоциональность стихотворения «Заметался пожар голубой» умело передана автором за счёт богатства средств выразительности:

  • Анафоры: «В первый раз я запел…» — подчёркивается новизна; «Был я весь…» — внимание акцентировано на отказ от прошлого.
  • Эпитеты: «лёгкий стан», «поступь нежная» — подчёркивают восхищение образом любимой женщины.
  • Метафоры: «волос твоих цветом в осень», «глаз златокарий омут» — поэт проецирует свою любовь к осени с любовью к женщине.
  • Инверсии: «пожар голубой» — перестановка слов, подчёркивает акцент на внутреннем мятеже лирического героя.
  • Повторы: «…В первый раз я запел о любви, в первый раз отрекаюсь скандалить» — строки открывают исповедь героя и замыкают её.
  • Сравнения: алкоголь — «зелье» и «был я весь как запущенный сад», с помощью сравнений поэт обличает свою прошлую жизнь, о бренности которой он задумался, встретив любовь.

Языковые средства создания образа хулигана в стихотворении С. А. Есенина «Исповедь хулигана»

Произведение относится к творчеству поэта в период его увлечения литературным направлением в стиле имажинизма, основой которого являлось создание образа в поэтических сочинениях.

Ключевой идеей стихотворения являются авторские рассуждения на тему своей сложившийся судьбы в виде непростых и трудных моментов.

Структурная композиция «Хулигана» выполнена в форме монолога лирического героя, напоминающего исповедальную молитву, которую произносит непокорный и не смирившийся хулиганистый юноша, изображенный в образе буйного ветра.

Под влиянием имажинизма стихотворение изобилует развернутыми необычными метафорами, смелым образом героя, представленным в виде дерзкого, резкого юноши, а также сочетанием художественных и простонародных слов и выражений с включением в повествовательный текст рваного стихотворного размера по принципу Маяковского в форме пятистопного ямба. При этом поэт использует в строфах мягкую рифму, переворачивающую читательское восприятие рубленого строчного размера.

Своеобразие стихотворения выражается в применении автором художественного приема выразительности в форме аллитерации (буква «р»), усиливающей эмоциональное впечатление отповедальной речи героя, делая ее резче и отчетливее.

Смысловой акцент «Хулигана» подчеркивается сменой повествовательного настроения в содержании стихотворения, чередующего душевность, искреннюю любовь с хвастовством, задорностью, цинизмом, неприкрытой грубостью, хамством, выраженными нелитературными словами и выражениями.

Кульминационная часть произведения представляет собой описание возвышенного, светлого, доброго признания лирического героя в искреннем чувстве к окружающему его миру, к родной земле, навсегда оставшись раненным детскими воспоминаниями.

Окончание произведения оставляется поэтом в виде некоей таинственности, загадочности, представленной многоточием вместо финальной рифмы и использованием желтого оттенка цветовой гаммы, ассоциирующегося в авторском сознании с желтым домом, являвшимся в тот период времени психиатрической больницей.

Стихотворение является одним из самых проникновенных и глубоких есенинских сочинений представляющих читательской аудитории частичку внутреннего мира поэта, выраженного грустной тоской и страданиями израненной души, просматривающейся между поэтических строк.

Вариант 2

Стихотворение Хулиган написанное Есениным в 1920 году было одним из наиболее популярных для чтения с эстрады. До нынешних дней сохранились некоторые записи поэта, и довольно легко представить с какой экспрессией и задором читал Есенин эти строки.

Образ хулигана практически сразу прикрепился к автору, он был выходцем из деревни, любителем кулачных боев, не лукавил в своих стихах, когда писал о том, как по ночам читает стихи проституткам и общается с бандитами. Также, пожалуй, не лукавит он и в Хулигане, когда пишет о своей родословной: «по крови степной конокрад» и о том, какая бы профессия могла быть ему уготована: «где-нибудь с кистенем стоять». Есенин действительно был склонен, так сказать, к маргинальному поведению и слоям общества и в этом была в какой-то степени его свобода, выход за рамки.

Подобный выход за рамки мы наблюдаем и на примере стихосложения. Автор старается создать стихи неподвластные читателю, резвые и неординарные. У него сумерки могут лизать следы, кресты на погостах – хотят придушить – все эти сравнения выдают человека, который выходит за рамки в пространстве собственного ума, видит мир не стандартно, пользуется словами как ему вздумается, подобно тому, как хулиган не подчиняется общим правилам, действует на свой лад.

Конечно, нужно отличать замаранное современной культурой и обществом слово хулиган от того смысла, который вкладывал в него Есенин. К примеру, он сравнивает себя с ветром, который плюется охапками листвы. Возможно, тут может проявиться образ хулигана-человека, который надменно стоит на улице и плюется охапками слюны, но, наверное, Сергей Александрович не в этом видел сравнение.

Он называет ветер безумным, он указывает на собственное единство с этой стихией, которое не «сотрет кличка «поэт»» и именно в этом смысловом контексте вольности и свободы, единения с собственной внутренней сущностью и лежит принадлежность к термину хулиган. Есенин призван вертеть жернова поэм подобно тому как ветру предназначено вращать листву и в этом заключается, хотя и предопределенность, автор даже говорит о каторге чувств, но также в этом есть и внутренняя свобода, которая обуславливается самой сутью поэтической деятельности вольной как ветер.

Анализ стихотворения Хулиган по плану

«Исповедь хулигана», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Исповедь хулигана» было написано Есениным в 1920 году, во время увлечения поэта имажинизмом. Влияние этого литературного течения явно ощущается в произведении: метафоры, бьющие на необычность, смелые образы, сочетание литературных и простонародных слов, рваный размер в духе Маяковского. Но сквозь этот надуманный, искусственный слой прорывается сердечность и искренность, отличавшая творчество Есенина, и «Исповедь хулигана» воспринимается всё-таки как живой, правдивый монолог. Вступление звучит раздумчиво, как разговор героя с самим собой, и сразу утверждает, что исповедь — слова человека непокорного, не раболепного, и слово «хулиган» в названии стоит не напрасно. Дальнейшее описание, резкое и дерзкое, рисует нам героя: нечёсаного, в которого летят «комья брани» и который свысока смотрит на остальных. Рубленый размер строк, аллитерация с буквой «р» усиливают впечатление резкой отповеди (а не исповеди) героя. Но следующая строфа, с мягкой рифмой, написанная пятистопным ямбом, переворачивает впечатление читателя: «заросший пруд», «звон ольхи» — это уже Есенин, певец природы, он вспоминает своих отца и мать и необыкновенно трогательно говорит об их любви. Пятая строфа — прямое обращение к родителям, переходящее от душевности к хвастовству, и здесь вновь ощущается некая нотка неискренности: упоминание о цилиндре и лакированных башмаках кажется чужеродным, лишним… Закономерно продолжая чередование частей с разным настроением, врезается шестая строфа: «задорный озорник» признаётся в неискоренимой любви к той самой грязноватой и слякотной деревне. Кланяется корове с вывески, вспоминает «запах навоза с родных полей», готов нести, словно шлейф, хвост извозчичьей лошади… И начало следующей строфы — «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» — не кажется после предыдущих признаний ни выспренним, ни излишне громогласным. Перечисление метафор, хоть и вполне в духе имажинисткой «образности»: «грусти ивовая ржавь», «хмарь и сырь апрельских вечеров», клён, «присевший перед костром зари», остаётся душевным и искренним. А дальше хлынул монолог героя, истосковавшегося по своей родине, по тому месту, где его знают и любят настоящим… Обращение к верному псу, описание дружбы с ним и прорвавшееся диалектное, родное словечко «погребав» сметают все образные построения, возведённые искусственно, и именно в этой части стихотворения перед читателем является настоящая исповедь. Кульминацией её становится признание героя: «Я всё такой же. Сердцем я всё такой же». Настроение в этой строфе возвышенное, светлое, здесь поэт с добрым чувством говорит и о себе, и о людях — «мне хочется вам нежное сказать». (А ведь в начале стихотворения к этим же людям было обращено лишь пренебрежение!) Но после пожелания «спокойной ночи», после прекрасной метафоры о косе зари, звеневшей по траве… настроение исповедующегося снова меняется. Он обрывает себя на полуслове, оставляя многоточие вместо заключительной рифмы, и со следующей строфы вновь надевает на себя маску. Неприкрытая грубость, нелитературные слова («задница», «башка») отбрасывают читателя на первоначальную дистанцию, герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить забыть о ней. Для чего вся исповедь? Чтобы признаться в том, что искреннее вдохновение («заезженный Пегас») не нужно поэту? Что он пришёл «воспеть крыс»? Эти прорвавшиеся неизвестно из каких глубин слова полностью меняют всё впечатление от «Исповеди», оставляя в большей степени недоумение. И заключительные строки, пожелание поэта стать «парусом в страну, куда мы плывём», просто не сливаются со всем стихотворением, как будто он отчеркнул их и вписал позже, успокоившись и не помня настроения, с которым лилась «Исповедь» вначале. Именно эта противоречивость, неровность произведения заставляют перечитывать его ещё и ещё, отыскивая связующее все строфы звено. И оно находится: это натура поэта, такая же мятущаяся, проявила здесь себя во всех ипостасях. Прочитав и проникнувшись каждым словом стихотворения, можно многое понять о Есенине и о том, кем он ощущал себя в неспокойные годы сразу после революции, после опрокидывания привычного мира.

Похожие статьи:

Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая».

Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери»

Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье»

Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы»

Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»

Исповедь «Хулигана» Сергея Есенина

В свое время у каждого художника — и у художника слова — была своя репутация. Пушкина — повеса, Эдгара По — пьяница, Бродский — тунеядец. Не смог избежать подобной участи и Есенин. Слава «хулигана и скандалиста» прочно закрепилась за ним — причем закрепилась в письменной форме: тому свидетельством и приведенные выше строки, и стихи самого Есенина. А, как известно, что написано пером … Так и остался жить в литературе этот образ. И для многих Есенин поэтом «Москвы шинкарей», «московским озорным гулящим» был и будет всегда. Попробуем же проанализировать этот образ, проследить источники его зарождения, его развитие, его конец. В российском литературоведении существует давняя традиция личные трагедии героев и их авторов считать отражением более широких социальных конфликтов: Онегин застрелил своего друга, потому что был «лишним» человеком в своем обществе, а Джек Лондон покончил жизнь самоубийством, сломленный враждебной художнику капиталистической действительностью. Такой подход в целом не плохой и продуктивный, и при раскрытии причин есенински ухода в «хулиганы» представляется вполне логичным.

Первый «хулиганское» стихотворение поэта, который, кстати, так и называется — «Хулиган», — относится к послереволюционного периода и датируется 1919 годом. До этого захвачены, полные ожидания «чудесной гости» — революции — стихи. В них поэт воспевал грядущие изменения в жизни страны и райский край, в котором все по-другому, лучше, чище, добрее. Край этот удивительным образом похож на родную деревню автора, превращенное и идеализированное. Но мечтам поэта не суждено было сбыться. Грянула война, а за ней — индустриализация всей страны, и от «мужицкого рая» пришлось отказаться. В Есенина не остается «любви ни к городу, ни к селу». А отсюда недалеко и до кабака:

Посему вросли тоска В переборы Тальянки звонкой и соломой пропахший мужик Захлебнулся злой самогоном.

Читайте также:  Анализ стихотворения Черный человек Есенина

Отныне герой поэзии Есенина — «московский озорной гуляка». Он намеренно идет нечесаный, вызывая брань и осуждение со стороны прохожих, ночами читает стихи проституткам и пьет спирт, похабничае и скандалит. Его судьба — «умереть в шинкарей пьяной драке» на изогнутых московских улицах в есенински стихах мы видим Москву «шинкарей», разгульную, пьяную Это город его увлекло, вскружило. С болью думает герой о свою прежнюю жизнь:

Вспомнил я сельское детство, Вспомнил я деревенскую синь.

И всего трепетнише и пронзительнее его воспоминания именно тогда, когда вслед ему доносится чужая брань — потому, быть может, он и любит свою скандальную славу. Ведь в глубине души он все такой же деревенский парень с васильковыми глазами и ранимая сердцем. Его душа в крови от ударов ближеих, как некогда в детстве было в крови. Он «нежно болен воспоминаниями детства» и сожалением о былой свежести «половодье чувств». Эта память о прежней жизни в родном крае проявляется в характере образов его поэтических размышлений. Герой — такой же хулиган, как и дождь, как ветер. Разгульная тоска точит его глаза, словно синие листья червь. Село становится для него олицетворением прошлой, лучшей жизни и убежищем, которым поэт не спешит воспользоваться. И от прежней жизни у него осталась одна радость — дружба с «братьями нашими меньшими. «Среди людей я дружбы не имею», — говорит о себе герой. Люди не способны ответить на его чувство, это чужой и хохоча сброд, что не понимает души поэта, а потому всячески ему за это что мстить. Другое дело — звери: «Для зверей приятель я хороший». Герой кланяется каждой корове с вывески, ему жаль бездомных собак — ведь для него «братья — прошлого и сестры — суки». Его знаменитый цилиндр — не для того, чтобы производить впечатление на женщин: подобные желания кажутся ему просто глупыми. В цилиндре «удобнее» давать овес кобыле — чтобы уменьшить грусть, что таится в сердце. Отчего же грустно поэту? Возможно, потому, что он одинок. Когда Блок писал о такой одиночество: «Храню я к людям на безлюдье неразделенная любовь». А Маяковский, не увидев вокруг себя людей, рвется целовать «умную морду трамвая». Одинокий герой Есенина же «пришел целовать коров». Он никогда не скажет о людях — «озвирившы», потому что это будет оскорблением для животных. Резкое осуждение за свой цинизм и грубость обычно вызывают два стихотворения «Сыпь, Тальянках …» и «Ликуй, пой, на проклятой гитаре …». Позже сам автор говорил, что не может от них отказаться, потому что внутренне пережил все описанное в них. «Горькая яд» стала частью жизни героя. В шинке за рюмкой водки он цинично рассуждает о жизни, о России, о женщинах. Высокое чувство любви для него не существует, есть только горькая «правда земли», основной человеческий инстинкт. Само существование человека на этой земле — неудачи, спирт и сифилис:

И я сам, сник головой, Заливаю глаза вином, Чтоб не видеть в лицо роковое, Чтоб подумать на миг об ином.

Поэт с болью осознает глубину своего падения. Чувство отвращения вызывает у него «пропащая гульба. По подчеркнутыми грубостью и цинизмом скрывается (а его нужно скрывать, потому что нет ничего больнее, чем когда в душу — грязными руками) сердце, открытое для любви и добра. Так говаривал о себе Маяковский: «Я люблю смотреть, как умирают дети», пряча свое «сплошное сердце», что стучит повсеместно. Герой Есенина чувствует

То всеми навек утрачено. Май мой синий! Июня голубой!

Жизнь кажется ему потерянным. Он чувствует свою небывалую усталость и вновь возвращается мыслями к отчему дому, его благотворительном мира. Но поэт понимает, что ему нет возврата в прошлое, что угасла «и нежная дрема. Герой, однако, чувствует, как оставляет его желания мучить себя. Он ни о чем не жалеет:

Пусть не зладилися, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Если черти в душе гнездились Значит, ангелы жили в ней.

Последний цикл «хулиганских» стихов — «Любовь хулигана». В прошлом разгульную жизнь — любовь появилась как спасение. Ради любимой герой готов бросить водоворот кабаков. Он поет ей о хулиганстве, что идет. Пусть им досталась только осенняя усталость чувств, не стоит жалеть о том, что

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок.

Герой воскрес для жизни, он верит в то, что он еще будет слушать песни дождей и черемух — «чем здоровая жив человек». Так находит свой конец образ хулигана в творчестве Есенина. С радостью поэт отрекается «скандалить», с радостью ищет и находит новые темы для своих стихов. Тому свидетельство — красота его «Персидских мотивов». Этот сборник так и начинается — с признания поэта о том, что его душа больше не грызет «пьяное бред. В «Письме к женщине» сам автор так представляет свое падение в омут разгула: в разбросанных быту ему не удалось определиться в своем назначении, и он предпочел «сгореть в угар пьяном». Теперь же все не так. Он стал не тем, чем некогда был. И это — последнее слово в есенински исповеди «хулигана».

Чего же хорошего? Полный развал! Шумит, как Есенин в участке В. Маяковскийи его благотворительном мира. Но поэт понимает, что ему нет возврата в прошлое, что угасла «и нежная дрема. Герой, однако, чувствует, как оставляет его желания мучить себя. Он ни о чем не жалеет:

Пусть не зладилися, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Если черти в душе гнездились Значит, ангелы жили в ней.

Последний цикл «хулиганских» стихов — «Любовь хулигана». В прошлом разгульную жизнь — любовь появилась как спасение. Ради любимой герой готов бросить водоворот кабаков. Он поет ей о хулиганстве, что идет. Пусть им досталась только осенняя усталость чувств, не стоит жалеть о том, что

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок.

Герой воскрес для жизни, он верит в то, что он еще будет слушать песни дождей и черемух — «чем здоровая жив человек». Так находит свой конец образ хулигана в творчестве Есенина. С радостью поэт отрекается «скандалить», с радостью ищет и находит новые темы для своих стихов. Тому свидетельство — красота его «Персидских мотивов». Этот сборник так и начинается — с признания поэта о том, что его душа больше не грызет «пьяное бред. В «Письме к женщине» сам автор так представляет свое падение в омут разгула: в разбросанных быту ему не удалось определиться в своем назначении, и он предпочел «сгореть в угар пьяном». Теперь же все не так. Он стал не тем, чем некогда был. И это — последнее слово в есенински исповеди «хулигана».

Чего же хорошего? Полный развал! Шумит, как Есенин в участке В. Маяковский

🍸Исповедь хулигана

  • ❓ Смысл жизни
  • 🍷 Есенин

В самом расцвете творческой деятельности, в 1920 году, Сергей Есенин пишет стихотворение «Исповедь хулигана», которое по форме отличается от других работ поэта, но не выбивается из стиля творчества по содержанию. Это ещё одна исповедь, в которой Есенин несколько раз меняет движение мысли, но суть остаётся прежней – я хулиган, но я свой в доску.

Великая исповедь

Эта исповедь Сергея действительно великая, так как в ней автор постарался сказать максимум и донести это до тех читателей, которым не безразлична его судьба. В стихотворении чувствует увлечённость поэта имажинизмом (много метафор, оригинальность слога). По стилю эта работа более подошла бы Маяковскому, но если заглянуть между строк, то чётко виден именно Есенин.

С первого взгляда кажется, что стихотворение грубое и искусственное в свете творчества поэта, но вчитываясь можно легко заметить ранимую душу поэта и его страдания раненого вечным поиском человека.

Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.

Начало стихотворения не насыщено энергией, вступление мягкое и более похоже на разговор с самим собой, однако уже с 6 ой строфы чувствуется рука Есенина.

Обращение к читателям

Именно с 6 ой строфы идёт обращение поэта к своим поклонникам и тем, кто в него не верит. Автор пишет, что его образ хулигана нужен не столько ему, сколько им – это помогает освещать «душ безлиственную осень». Вся эта «нечёсанность» – это образ, который помогает другим лучше себя увидеть на фоне Сергея Александровича. Это уже близко к библейскому, где принято жертвовать собой ради других.

Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.

Автор пишет далее, что вся брань, которая обращается в его адрес, только делает его сильнее – помогает ему бодрее идти по жизни, ведь жить без внешнего сопротивления Есенин не может. В моменты нападок и непонимания Сергею легче вспомнить детство и представить себя настоящего. В такие минуты ему вспоминаются мать и отец, которые любят его безотносительно стихов:

Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть

Далее автор обращается к крестьянам, которых искренне жалеет за их неверие в новую жизнь, за боязнь Бога. Вместе с тем, Сергей помнит откуда он родом и напоминает крестьянскому люду, что он и сам вышел из крестьян и стал лучшим поэтом России. Раньше он тоже макал босые ноги в лужи, а теперь ходит в лакированных башмаках. Сергей как-бы напоминает, что дорога вверх открыта всегда и крестьянин может выйти наверх своей судьбы даже из крайнего хутора.

Тут же автор напоминает, что несмотря на цилиндр и лакированные ботинки он был и остаётся хулиганом – деревенским озорником. Изменилось только место, раньше для забав была деревня, теперь город.

Любовь к Родине

Ближе к концу стихотворения обращение превращается в исповедь, в которой поэт признаётся в любви к Родине. Сергей ни на что не променяет «звенящий голос жаб» и «свиней испачканные морды». Все это вместе – свиньи, жабы, ивовая ржавь, запах трав и есть Родина!

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!

Есенин навсегда ранен воспоминаниями детства и никогда не променяет лоск городской жизни на пенье соловья на широком просторе. К сожалению, жизнь распорядилась так, что Есенин вынужден жить в городе, отсюда и вечная тоска, отсюда и грусть.

Жизнь мало изменила Сергея за годы, проведённые в отрыве от деревни. Сердцем он такой же, Родина для него также начинается не в трактире, а среди ржаного поля.

Концовка

В концовке Есенин ещё раз показывает свой хулиганский нрав. Чего стоит только «прицепленный к заднице фонарь», который делает из поэта циника.

Ну так что ж, что кажусь я циником,
Прицепившим к заднице фонарь!

Последние строки остаются загадкой. В какую страну хочет плыть Есенин и почему он желает быть именно жёлтым парусом? Возможно, это цвет солнца, которое на заре освещает путь другим, возможно, он хочет показать, что есть в нём частичка сумасшествия, которое всегда ассоциировалось с жёлтым цветом (желтый дом – психбольница). А в какой хулигане нет брызг сумасшествия?

Достаточное сложное для восприятия, но очень глубокое стихотворение Есенина. В нём можно многое найти в словах и ещё больше между строк. Обязательно для прочтения тем, кто хочет глубоко понять поэта и вникнуть в его сложный внутренний мир.

Текст

Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.

Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.

Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.

Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать,
Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть,
Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш, брошенный в меня.

Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!
Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках.

Но живёт в нём задор прежней вправки
Деревенского озорника.
Каждой корове с вывески мясной лавки
Он кланяется издалека.
И, встречаясь с извозчиками на площади,
Вспоминая запах навоза с родных полей,
Он готов нести хвост каждой лошади,
Как венчального платья шлейф.

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Все тот же ль он теперь, с верхушкою зеленой?
По-прежнему ль крепка его кора?

А ты, любимый,
Верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери и где хлев.
О, как мне дороги все те проказы,
Когда, у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы с тобой ее по разу,
Ни капельки друг другом не погребав.

Я все такой же.
Сердцем я все такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

Спокойной ночи!
Всем вам спокойной ночи!
Отзвенела по траве сумерек зари коса.
Мне сегодня хочется очень
Из окошка луну.

Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль.
Ну так что ж, что кажусь я циником,
Прицепившим к заднице фонарь!
Старый, добрый, заезженный Пегас,
Мне ль нужна твоя мягкая рысь?
Я пришел, как суровый мастер,
Воспеть и прославить крыс.
Башка моя, словно август,
Льется бурливых волос вином.

Я хочу быть желтым парусом
В ту страну, куда мы плывём.

Читает Безруков

Напоследок прочтение стихотворения в исполнении давнего поклонника поэта, Сергея безрукова.

Ссылка на основную публикацию