Анализ стихотворения Хулиган Есенина

«Исповедь хулигана», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Исповедь хулигана» было написано Есениным в 1920 году, во время увлечения поэта имажинизмом. Влияние этого литературного течения явно ощущается в произведении: метафоры, бьющие на необычность, смелые образы, сочетание литературных и простонародных слов, рваный размер в духе Маяковского. Но сквозь этот надуманный, искусственный слой прорывается сердечность и искренность, отличавшая творчество Есенина, и «Исповедь хулигана» воспринимается всё-таки как живой, правдивый монолог.

Вступление звучит раздумчиво, как разговор героя с самим собой, и сразу утверждает, что исповедь — слова человека непокорного, не раболепного, и слово «хулиган» в названии стоит не напрасно. Дальнейшее описание, резкое и дерзкое, рисует нам героя: нечёсаного, в которого летят «комья брани» и который свысока смотрит на остальных. Рубленый размер строк, аллитерация с буквой «р» усиливают впечатление резкой отповеди (а не исповеди) героя.

Но следующая строфа, с мягкой рифмой, написанная пятистопным ямбом, переворачивает впечатление читателя: «заросший пруд», «звон ольхи» — это уже Есенин, певец природы, он вспоминает своих отца и мать и необыкновенно трогательно говорит об их любви.

Пятая строфа — прямое обращение к родителям, переходящее от душевности к хвастовству, и здесь вновь ощущается некая нотка неискренности: упоминание о цилиндре и лакированных башмаках кажется чужеродным, лишним…

Закономерно продолжая чередование частей с разным настроением, врезается шестая строфа: «задорный озорник» признаётся в неискоренимой любви к той самой грязноватой и слякотной деревне. Кланяется корове с вывески, вспоминает «запах навоза с родных полей», готов нести, словно шлейф, хвост извозчичьей лошади…

И начало следующей строфы — «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» — не кажется после предыдущих признаний ни выспренним, ни излишне громогласным. Перечисление метафор, хоть и вполне в духе имажинисткой «образности»: «грусти ивовая ржавь», «хмарь и сырь апрельских вечеров», клён, «присевший перед костром зари», остаётся душевным и искренним. А дальше хлынул монолог героя, истосковавшегося по своей родине, по тому месту, где его знают и любят настоящим… Обращение к верному псу, описание дружбы с ним и прорвавшееся диалектное, родное словечко «погребав» сметают все образные построения, возведённые искусственно, и именно в этой части стихотворения перед читателем является настоящая исповедь.

Кульминацией её становится признание героя: «Я всё такой же. Сердцем я всё такой же». Настроение в этой строфе возвышенное, светлое, здесь поэт с добрым чувством говорит и о себе, и о людях — «мне хочется вам нежное сказать». (А ведь в начале стихотворения к этим же людям было обращено лишь пренебрежение!)

Но после пожелания «спокойной ночи», после прекрасной метафоры о косе зари, звеневшей по траве… настроение исповедующегося снова меняется. Он обрывает себя на полуслове, оставляя многоточие вместо заключительной рифмы, и со следующей строфы вновь надевает на себя маску.

Неприкрытая грубость, нелитературные слова («задница», «башка») отбрасывают читателя на первоначальную дистанцию, герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить забыть о ней. Для чего вся исповедь? Чтобы признаться в том, что искреннее вдохновение («заезженный Пегас») не нужно поэту? Что он пришёл «воспеть крыс»? Эти прорвавшиеся неизвестно из каких глубин слова полностью меняют всё впечатление от «Исповеди», оставляя в большей степени недоумение. И заключительные строки, пожелание поэта стать «парусом в страну, куда мы плывём», просто не сливаются со всем стихотворением, как будто он отчеркнул их и вписал позже, успокоившись и не помня настроения, с которым лилась «Исповедь» вначале.

Именно эта противоречивость, неровность произведения заставляют перечитывать его ещё и ещё, отыскивая связующее все строфы звено. И оно находится: это натура поэта, такая же мятущаяся, проявила здесь себя во всех ипостасях. Прочитав и проникнувшись каждым словом стихотворения, можно многое понять о Есенине и о том, кем он ощущал себя в неспокойные годы сразу после революции, после опрокидывания привычного мира.

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» (С. А. Есенин)

Стихотворение «Заметался пожар голубой» Сергея Александровича Есенина написано в 1923 году. Произведение наполнено сожалением о разгульной жизни, вольности и любви. Оно возглавило цикл «Любовь хулигана». Многомудрый Литрекон советует Вам подробнее разобрать этот текст, ведь он так часто встречается в современной музыкальной переработке, в репертуаре артистов и на театральных подмостках, что зритель и слушатель воспринимает его как часть современной культуры.

История создания

Стихотворение написано в 1923 году и посвящено актрисе Августине Миклашевской, которая стала для поэта запретным, но очень сладким плодом. Предыдущие отношения Есенина приносили ему много страданий, поэтому, едва увидев Августину, он влюбился без памяти. Существует теория, что стихотворение было написано на следующий день после знакомства Есенина и Миклашевской — настолько девушка поразила поэта своим взглядом и нравом.

Отношение Августины к Сергею было довольно холодным, она равнодушно относилась как к произведением, созданным в ее честь, так и к самому Есенину. Дурная слава уже везде опередила скандального поэта, и многие люди, не склонные к эпатажным выходкам, предпочитали держаться от него подальше. Их холодности и отчужденности автор противопоставил пламя, запертое в его непонятой душе.

Жанр, композиция, размер

Элегия «Заметался пожар голубой» написана трехстопным анапестом. Упор на эмоции и чувства свидетельствует о том, что произведение относится к любовной лирике. Новаторство формы присуще модернизму, который охватил всю эпоху начала 20 века.

Композиция- кольцевая, наблюдается совпадение двух последней строк первой и последней строфы. Стихотворение схоже с композицией исповеди, поэт признается в своих чувствах и указывает, что ранее не сталкивался с такой сильной любовью.

Главные герои и их характеристика

  1. Лирический герой причастен к миру греха и порока, но он готов отречься от прошлой жизни во имя новой любви. Простоватая речь («Был я весь») указывает на искренность его слов. Характер исповеди нервный, отчаянный, приниженный. Герой – не принц на белом коне, он не предлагает себя, а униженно просит ее. Его признания вызывают жалость, ведь он побежден, покорен, но всем тоном дает понять, что не победил. Он сдается на милость победительницы, предлагая сдать все свои укрепления – кабаки, родину и даже творчество. Это мольба и стон человека, замученного и изголодавшегося без любви.
  2. Героиня непреступна, она — девушка-осень, символизирует завершение прошлой жизни и осознание героем своих ошибок. Она же – его последняя любовь перед неминуемой смертью: после осени следует зима, мир погружается в мертвый сон. Он опечален, ведь после ее прихода его жизнь навсегда изменилась, весь мир отныне сосредоточен лишь на ней одной. После нее нет ничего, и терпкая осенняя грация опьяняет его, уводит «в чужие дали». Женщину окружает колдовское очарование, губительное для ее избранника. Злато-карий омут затягивает и душит, а рука лишь манит, но ничего не дает взамен. Если для него эта осенняя любовь последняя, то для нее – нет, и она, даже любя прошлое, покинет настоящее.
  3. Пожар голубой расцветки символизирует нечто небывалое, роковое, что случилось с лирическим героем. Если раньше он уже горел любовью, обычным пламенем, то это чувство – гибельное (именно пожар, уничтожающий все на своем пути, а не огонь свечи) и незаурядное (не красный, а именно голубой – нежный и в то же время холодный).

Темы, проблемы и настроение

В произведении прослеживается несколько важных тем и проблем.

  1. Основная тема — любовь. Но не просто чувство как оно есть, а любовь к определённому человеку, настолько сильная, что вся прежняя жизнь рушится под натиском новых переживаний.
  2. Красота. Благодаря деталям, мы узнаём точный образ девушки, покорившей героя: «глаз злато-карий омут», «поступь нежная, легкий стан», «тонкой руки», «волос твоих цветом в осень». Это красота серны – губящая, иллюзорная, доводящая до исступления.
  3. Отчаяние. Возлюбленная изменила весь прошлый уклад жизни, герой готов отказаться от всего, что любил ранее, ради простого прикосновения к любимой. Он отчаялся и готов сдаться, ведь его избранница имеет «упорное сердце».
  4. Отречение от прошлого во имя новых идеалов. Лирический герой рассказывает о своей прежней жизни с ноткой раздражения. Воспоминания о ней неприятны ему, он готов оставить все здесь и сейчас, ведь найдена новая цель и идеал— жизнь с чистого листа со своей возлюбленной.

Тон произведения печальный, ведь герой прожил всю свою жизнь «неправильно», многое упустил, за что теперь расплачивается. Для девушки он навсегда останется просто хулиганом, она-то чиста и нежна, и ее холодность – признание его недостаточности. Не удалось ему сломить ее упорство, не это ли означает, что его время прошло? Герой сокрушается о своем прошлом и готов все изменить, но это никому не нужно.

Основная идея

Любовная линия в стихотворении С. Есенина крепко перепретается с линией жизни героя. Речь в произведении не просто о девушке, в которую влюблен персонаж, речь о любви, как о чувстве, способном изменить мир. Преображение и стремление к изменению подчеркивает, что в жизнь поэта действительно ворвалось нечто великое, ради чего нестрашно от всего отказаться. Это и есть главная мысль произведения.

Читайте также:  Анализ стихотворения Табун Есенина

Человек должен верить, что настоящая любовь окрыляет и покоряет даже хулигана и меняет жизнь — вот смысл, который так стремился донести до нас Есенин.

Средства выразительности

Создавая произведение, способное затронуть струны человеческой души, Есенин активно использовал тропы, необходимые для изображения более целостной картины.

Стихотворение пестрит метафорами: «глаз злато-карий омут», «волос твоих цветом в осень». Не просто так поэт сравнивает девушку с этим временем года, это проекция состояния души: осень — конец старой и начало новой жизни, как и любовь.

Эпитеты поэт использует для воссоздания более детального образа любимой девушки: «легкий стан», «нежная поступь», «тонкой руки». Есенин восхищен своей возлюбленной, поэтому и эпитеты он использует красивые, притягательные.

Чтобы выразить глубину своих чувств, и круговорот постылой однообразной жизни, Сергей Александрович использует такой литературный прием как ассонанс. Постоянный упор на букву о («любовь», «прошлому», «другому», «омут») символизирует замкнутую жизнь лирического героя.

Также стихотворение насыщено инверсиями, сравнениями и повторами, что позволяет поэту более красочно выразить чувства, которые он испытывает.

Языковые средства создания образа хулигана в стихотворении С. А. Есенина «Исповедь хулигана»

Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26

Статья просмотрена: 1351 раз

Библиографическое описание:

Мифтяхов А. Х. Языковые средства создания образа хулигана в стихотворении С. А. Есенина «Исповедь хулигана» // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/archive/110/27265/ (дата обращения: 17.03.2020).

Для многих С. Есенин является поэтом «Москвы кабацкой» и остается «московским озорным гулякой». Цель нашей работы — анализ этого образа, истоков его зарождения и развития.

Первое «хулиганское» стихотворение поэта так и называется «Хулиган». В нём поэт воспевал грядущие перемены в жизни страны и райский край Инонию, в котором все по-иному: лучше, чище, добрее. Край этот удивительным образом похож на родную деревню автора, преображенную и идеализированную.

Оттого-то вросла ту жиль

В переборы тальянки звонкой.

И соломой пропахший мужик

Захлебнулся лихой самогонкой.

Герой поэзии С. Есенина — «московский озорной гуляка». Он нарочно идет нечесаный, вызывая брань и осуждение со стороны прохожих, ночами читает стихи проституткам и пьет спирт, похабничает и скандалит. Его судьба — «умереть в кабацкой пьяной драке» на изогнутых московских улицах. В есенинских стихах мы видим Москву «кабацкую», разгульную, пьяную. Этот город его захватил, одурманил. С болью думает герой о своей прежней жизни:

Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь.

Дальнейшее описание — резкое и дерзкое — рисует нам героя: нечёсаного, в которого летят «комья брани» и который свысока смотрит на остальных. Рубленный размер строк, аллитерация звука [р] усиливают впечатление резкой отповеди (а не исповеди) героя. Но следующая строфа, с мягкой рифмой, написанная пятистопным ямбом, переворачивает впечатление читателя. Мы видим «заросший пруд» и слышим «звон ольхи». Перед нами Есенин, певец природы, он вспоминает отца и мать и необыкновенно трогательно говорит об их любви.

Пятая строфа — прямое обращение к родителям, переходящее от душевности к хвастовству, и здесь вновь ощущается некая нотка неискренности: упоминание о цилиндре и лакированных башмаках кажется чужеродным, лишним. Закономерно продолжая чередование частей с разным настроением, появляется шестая строфа: «задорный озорник» признается в неискоренимой любви к той самой грязноватой и слякотной деревне, кланяется корове с вывески, вспоминает «запах навоза с родных полей», готов нести, словно шлейф, хвост извозчичьей лошади. В начале следующей строфы вывод: «Я люблю родину. Я очень люблю родину».

Метафоры, хоть и в духе имажинистской «образности»: «грусти ивовая ржавь», «хмарь и сырь апрельских вечеров», клён, «присевший перед костром зари», представляются душевными и искренними.

Дальше следует монолог героя, истосковавшегося по своей родине, по тому месту, где его знают и любят настоящим. Обращение к верному псу, описание дружбы с ним и диалектное, родное слово «погребав» сметают все образные построения, возведенные искусственно. Именно в этой части стихотворения перед читателем появляется настоящая исповедь. Кульминацией её становится признание героя: «Я всё такой же. Сердцем я всё такой же». Настроение в этой строфе возвышенное, светлое, здесь поэт с добрым чувством говорит и о себе, и о людях: «мне хочется вам нежное сказать» (ср. в начале стихотворения к этим же людям было лишь пренебрежение!). Но после пожелания «спокойной ночи», после метафоры «коса зари, звеневшей по траве» настроение лирического героя снова меняется. Он обрывает себя на полуслове, оставляя многоточие вместо заключительной рифмы, и со следующей строфы вновь надевает на себя маску.

Неприкрытая грубость, просторечные слова («задница», «башка») отбрасывают читателя в первоначальную точку, герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить забыть о ней. Для чего вся исповедь? Чтобы признаться в том, что искреннее вдохновение («заезженный Пегас») не нужно поэту? Что он пришел «воспеть крыс»? Эти прорвавшиеся неизвестно из каких глубин слова полностью меняют всё впечатление от «Исповеди», оставляя в большей степени недоумение. И заключительные строки, пожелание поэта стать «парусом в страну, куда мы плывём», просто не сливаются со всем стихотворением, как будто он отчеркнул их и вписал позже, успокоившись и не помня настроения, с которым лилась «Исповедь» сначала.

Именно эта противоречивость, неровность произведения заставляют перечитывать его ещё и ещё, отыскивая связующие все строфы звено. И оно находится: это натура поэта, такая же мятущаяся, проявляла здесь себя во всех ипостасях.

Трепетны и пронзительны его воспоминания именно тогда, когда вслед ему доносится чужая брань. Потому, быть может, он и любит свою скандальную славу. Ведь в глубине души он всё такой же деревенский парень с васильковыми глазами и ранимым сердцем. Его душа в крови от ударов ближних, как когда-то в детстве в крови было лицо. Он «нежно болен воспоминаньем детства» и сожалением о былой свежести и «половодье чувств». Эта память о прежней жизни в родно краю проявляется в характере образов его поэтических размышлений. Герой такой же хулиган, как и дождь, как ветер; разгульная тоска точит его глаза, словно синие листья червь. Деревня становится для него олицетворением прошлой, лучшей жизни и прибежищем, которым поэт не спешит воспользоваться:

Я люблю этот город вязевый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Люди не способны ответить на его чувство, это чужой и хохочущий сброд, не понимающий души поэта, а потому всячески ему за это мстящий. Его знаменитый цилиндр не для того, чтобы производить впечатление на женщин: подобные желания кажутся ему просто глупыми. В цилиндре «удобней» давать овес кобыле, чтобы уменьшить грусть, таящуюся в сердце. Отчего же грустно поэту? Возможно, потому, что он одинок. Александр Блок писал об одиночестве:

Храню я к людям на безлюдье

Резкое осуждение за свой цинизм и грубость обычно вызывают два стихотворения «Сыпь, тальянка» и «Пой же, пой, на проклятой гитаре». Позднее сам автор говорил, что не может от них отказаться, так как внутренне пережил все описанное в них. «Горькая отрава» стала частью жизни героя. В кабаке за рюмкой водки он цинично рассуждает о жизни, о России, о женщинах. Высокое чувство любви для него не существует, есть только горькая «правда земли», основной человеческий инстинкт.

И я сам, опустясь головою,

Заливаю глаза вином,

Чтоб не видеть в лицо роковое,

Чтоб подумать на миг об ином.

Поэт с болью осознает глубину своего падения. Чувство отвращения вызывает у него «пропащая гульба». За подчеркнутой грубостью и цинизмом скрывается (а ее нужно скрывать, ибо нет ничего больнее, чем когда в душу — грязными руками) сердце, открытое для любви и добра:

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

Жизнь кажется лирическому герою загубленной. Он ощущает свою небывалую усталость и вновь возвращается мыслями к отчему дому, его благотворному свету. Но поэт понимает, что ему нет возврата в прошлое, что угасла «та нежная дрема». Герой, однако, чувствует, как оставляет его желание мучить себя:

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Если черти в душе гнездились —

Значит, ангелы жили в ней.

Последний цикл «хулиганских» стихов — «Любовь хулигана». В прошлом разгульная жизнь. Любовь явилась как спасение. Ради любимой герой готов бросить омут кабаков. Он поет ей об уходящем хулиганстве. Пусть им досталась только осенняя усталость чувств, не стоит жалеть о том, что:

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок.

Так находит свой конец образ хулигана в творчестве Есенина. С радостью поэт отрекается «скандалить», с радостью ищет и обретает новые темы для своих стихов. Тому свидетельство красота его «Персидских мотивов». Этот сборник так и начинается с признания поэта о том, что его душу больше не гложет «пьяный бред». В «Письме к женщине» сам автор так представляет свое падение в омут разгула: в развороченном быте ему не удалось определиться в своем назначении, и он предпочел «сгореть в угаре пьяном». Теперь же все не так. Он стал не тем, чем некогда был. И это последнее слово в есенинской исповеди «хулигана».

  1. Есенин С. А. Собрание сочинений в 6-ти тт. — М.: Худож. лит., 1978.
  2. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. С. 13–17.
Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Исповедь хулигана

В самом расцвете творческой деятельности, в 1920 году, Сергей Есенин пишет стихотворение «Исповедь хулигана», которое по форме отличается от других работ поэта, но не выбивается из стиля творчества по содержанию. Это ещё одна исповедь, в которой Есенин несколько раз меняет движение мысли, но суть остаётся прежней – я хулиган, но я свой в доску.

Великая исповедь

Эта исповедь Сергея действительно великая, так как в ней автор постарался сказать максимум и донести это до тех читателей, которым не безразлична его судьба. В стихотворении чувствует увлечённость поэта имажинизмом (много метафор, оригинальность слога). По стилю эта работа более подошла бы Маяковскому, но если заглянуть между строк, то чётко виден именно Есенин.

С первого взгляда кажется, что стихотворение грубое и искусственное в свете творчества поэта, но вчитываясь можно легко заметить ранимую душу поэта и его страдания раненого вечным поиском человека.

Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.

Начало стихотворения не насыщено энергией, вступление мягкое и более похоже на разговор с самим собой, однако уже с 6 ой строфы чувствуется рука Есенина.

Обращение к читателям

Именно с 6 ой строфы идёт обращение поэта к своим поклонникам и тем, кто в него не верит. Автор пишет, что его образ хулигана нужен не столько ему, сколько им – это помогает освещать «душ безлиственную осень». Вся эта «нечёсанность» – это образ, который помогает другим лучше себя увидеть на фоне Сергея Александровича. Это уже близко к библейскому, где принято жертвовать собой ради других.

Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.

Автор пишет далее, что вся брань, которая обращается в его адрес, только делает его сильнее – помогает ему бодрее идти по жизни, ведь жить без внешнего сопротивления Есенин не может. В моменты нападок и непонимания Сергею легче вспомнить детство и представить себя настоящего. В такие минуты ему вспоминаются мать и отец, которые любят его безотносительно стихов:

Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть

Далее автор обращается к крестьянам, которых искренне жалеет за их неверие в новую жизнь, за боязнь Бога. Вместе с тем, Сергей помнит откуда он родом и напоминает крестьянскому люду, что он и сам вышел из крестьян и стал лучшим поэтом России. Раньше он тоже макал босые ноги в лужи, а теперь ходит в лакированных башмаках. Сергей как-бы напоминает, что дорога вверх открыта всегда и крестьянин может выйти наверх своей судьбы даже из крайнего хутора.

Тут же автор напоминает, что несмотря на цилиндр и лакированные ботинки он был и остаётся хулиганом – деревенским озорником. Изменилось только место, раньше для забав была деревня, теперь город.

Любовь к Родине

Ближе к концу стихотворения обращение превращается в исповедь, в которой поэт признаётся в любви к Родине. Сергей ни на что не променяет «звенящий голос жаб» и «свиней испачканные морды». Все это вместе – свиньи, жабы, ивовая ржавь, запах трав и есть Родина!

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!

Есенин навсегда ранен воспоминаниями детства и никогда не променяет лоск городской жизни на пенье соловья на широком просторе. К сожалению, жизнь распорядилась так, что Есенин вынужден жить в городе, отсюда и вечная тоска, отсюда и грусть.

Жизнь мало изменила Сергея за годы, проведённые в отрыве от деревни. Сердцем он такой же, Родина для него также начинается не в трактире, а среди ржаного поля.

Концовка

В концовке Есенин ещё раз показывает свой хулиганский нрав. Чего стоит только «прицепленный к заднице фонарь», который делает из поэта циника.

Ну так что ж, что кажусь я циником,
Прицепившим к заднице фонарь!

Последние строки остаются загадкой. В какую страну хочет плыть Есенин и почему он желает быть именно жёлтым парусом? Возможно, это цвет солнца, которое на заре освещает путь другим, возможно, он хочет показать, что есть в нём частичка сумасшествия, которое всегда ассоциировалось с жёлтым цветом (желтый дом – психбольница). А в какой хулигане нет брызг сумасшествия?

Достаточное сложное для восприятия, но очень глубокое стихотворение Есенина. В нём можно многое найти в словах и ещё больше между строк. Обязательно для прочтения тем, кто хочет глубоко понять поэта и вникнуть в его сложный внутренний мир.

Текст

Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.

Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.

Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.

Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать,
Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть,
Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш, брошенный в меня.

Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!
Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках.

Но живёт в нём задор прежней вправки
Деревенского озорника.
Каждой корове с вывески мясной лавки
Он кланяется издалека.
И, встречаясь с извозчиками на площади,
Вспоминая запах навоза с родных полей,
Он готов нести хвост каждой лошади,
Как венчального платья шлейф.

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Все тот же ль он теперь, с верхушкою зеленой?
По-прежнему ль крепка его кора?

А ты, любимый,
Верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери и где хлев.
О, как мне дороги все те проказы,
Когда, у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы с тобой ее по разу,
Ни капельки друг другом не погребав.

Я все такой же.
Сердцем я все такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

Спокойной ночи!
Всем вам спокойной ночи!
Отзвенела по траве сумерек зари коса.
Мне сегодня хочется очень
Из окошка луну.

Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль.
Ну так что ж, что кажусь я циником,
Прицепившим к заднице фонарь!
Старый, добрый, заезженный Пегас,
Мне ль нужна твоя мягкая рысь?
Я пришел, как суровый мастер,
Воспеть и прославить крыс.
Башка моя, словно август,
Льется бурливых волос вином.

Я хочу быть желтым парусом
В ту страну, куда мы плывём.

Читает Безруков

Напоследок прочтение стихотворения в исполнении давнего поклонника поэта, Сергея безрукова.

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина

Удивительно чутко описывал Сергей Есенин своей поэзией настроения природы и магию человеческих чувств. Вольный стих поэта словно напитан шумом полевых ветров, красками осени и стенаниями жаждущей свободы русской души одновременно. Он сравнивал, переплетал, одушевлял эти две бездонные темы. Разобраться с тем как это удавалось «поэтическому хулигану» поможет краткий анализ «Заметался пожар голубой». По плану разбора стихотворения будет несложно выстроить устный ответ на уроках литературы в 9 классе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Голубая кофта синие глаза Есенина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Заметался пожар голубой.

История создания: произведение написано в 1923 году, посвящено актрисе Августине Миклашевской и включено в цикл «Любовь хулигана».

Темы стихотворения: любовь к женщине, отречение от прошлого, бренность бытия.

Композиция: произведение имеет «закольцованный» вид и схоже с композиционным построением исповеди.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер: трёхстопный анапест.

Эпитеты: «родимые дали», «златокарий омут», «поступь нежная».

Анафоры: «В первый раз я запел про любовь»«В первый раз отрекаюсь скандалить».

Инверсии: «пожар голубой».

Метафора: «волос твоих цветом в осень».

Повторы: «В первый раз я запел про любовь».

Сравнения: «Был я весь как запущенный сад».

История создания

История создания стихотворения «Заметался пожар голубой» тесно связано с тем, а, точнее, с той, кому посвящена эта яркая лирическая исповедь.

В августе 23-го года Есенин вернулся из продолжительного путешествия с Айседорой Дункан по США. На тот момент поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольётся в его жизнь и изменит её к лучшему.

Этим веянием перемен стало свидание поэта с актрисой Августой Миклашевской, он написал «Заметался пожар голубой» после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало зачином для целого цикла «Любовь хулигана». А актриса так и осталась равнодушна к Есенину и к его лирике, посвящённой её красоте. Роман двух деятелей искусства продлился совсем недолго и носил почти платонический характер.

Главенствующей темой стихотворения можно смело назвать «любовь». Причём в случае с «Заметался пожар голубой» — это любовь неразделённая. Встречи с актрисой вызвали в мятежной душе поэта бурю свежих чувств, то, чего ему очень не хватало на тот момент. Сменивший не одну женщину подле себя Есенин заговорил о первой любви: « В первый раз я запел про любовь ».

Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать тему любви единственной для данного произведения и цикла, который оно открывает, неправильно.

Звонко и убедительно звучит также тема самоанализа. Поэт говорит о себе и своём образе жизни не в самых лестных красках: «был на женщин и зелие падкий» . И в это же время он утверждает, что готов измениться и ему «разонравилось пить и плясать» . Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…» .

Композиция

Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь испытав это волшебное чувство ему стал не qнужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.

Произведение закольцовано, то есть, в начале его и в конце третья и четвёртая строки одинаковы:

«…В первый раз я запел о любви,

В первый раз отрекаюсь скандалить» .

Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.

Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философия и размышления богатые эмоциями. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.

Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень» . Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».

Средства выразительности

Эмоциональность стихотворения «Заметался пожар голубой» умело передана автором за счёт богатства средств выразительности:

  • Анафоры: «В первый раз я запел…» — подчёркивается новизна; «Был я весь…» — внимание акцентировано на отказ от прошлого.
  • Эпитеты: «лёгкий стан», «поступь нежная» — подчёркивают восхищение образом любимой женщины.
  • Метафоры: «волос твоих цветом в осень», «глаз златокарий омут» — поэт проецирует свою любовь к осени с любовью к женщине.
  • Инверсии: «пожар голубой» — перестановка слов, подчёркивает акцент на внутреннем мятеже лирического героя.
  • Повторы: «…В первый раз я запел о любви, в первый раз отрекаюсь скандалить» — строки открывают исповедь героя и замыкают её.
  • Сравнения: алкоголь — «зелье» и «был я весь как запущенный сад», с помощью сравнений поэт обличает свою прошлую жизнь, о бренности которой он задумался, встретив любовь.

Исповедь хулигана. О Сергее Есенине

Таинственные картины польского сюрриалиста Томаша Алена Копера (Tomasz Alen Kopera).

– стих Сергея Есенина ” Исповедь хулигана”
– собрание информации о творчестве поэта, изложенное в виде сочинения
– примечание автора сочинения

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. ИСПОВЕДЬ ХУЛИГАНА.

Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.

У каждого художника – своя репутация, и Есенин тому не исключение. Слава “хулигана и скандалиста” прочно закрепилась за ним – причем закрепилась в письменной форме: тому свидетельством стихи самого Сергея.
До 1919 года были восторженные, полные ожидания “чудесной гостьи” -революции – стихи. В них поэт воспевал грядущие перемены в жизни страны, преображенной и идеализированной. Но мечтам поэта не суждено было сбыться. Грянула война, а за ней – индустриализация всей страны.
Стихотворение “Исповедь хулигана” было написано в ноябре 1920 года. В нем Есенин повествует о любви к Родине, о вечной любви:
Я люблю Родину.
Я очень люблю Родину!
Хоть в ней есть грусти ивовая ржавь.
Отныне герой поэзии – “московский озорной гуляка”. Он “нарочно иду несчастным, с головой, как керосиновая лампа, на плечах”, вызывая брань и осуждение со стороны прохожих, ночами читает стихи проституткам, пьет спирт, похабничает и скандалит. В есенинских стихах изображается “кабацкая” Москва, разгульная, пьяная. Этот город захватывает, одурманивает. С болью думает герой о своей прежней жизни:
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Герой- такой же хулиган, как и в детстве: “но живет в нем задор прежней вправки деревенского озорника”; разгульная тоска точит его глаза, словно синий свет слепит. Деревня становится для него олицитворением прошлой лучшей жизни и прибежищем, которым поэт не спешит “воспользоваться”, потому что “бедные, бедные крестьяне, вы, наверно, стали некрасивыми”. И от прежней жизни у него осталась одна радость – дружба с “братьями нашими меньшими”.
“Средь людей я дружбы не имею”, – говорит о себе герой. Люди не способны ответить на его чувство, это чужой и хохочущий сброд, не понимающий души поэта, а потому и всячески ему за это мстящий: “. когда каменья брани летят в меня, как град рыгающей грозы”. Другое дело – звери: “Для зверей приятель я хороший”. Герою жаль бездомных собак, кланяется каждой мимо проходящей лошади – ведь “он готов хвост каждой лошади, как венчального платья шлейф, целовать”.
“А вот теперь он ходит в цилиндре и лакированных башмачках” – его знаменитый цилиндр – не для того, чтобы производить впечатление на женщин: подобные желания кажутся ему просто глупыми. В цилиндре “удобней” давать овес кобыле – чтобы уменьшить грусть, таящуюся в сердце. Отчего же грустно поэту? Возможно, потому, что он одинок: ” Что где-то у меня живут отец и мать, которым дорог я, как поле и как плоть, . О, если б вы понимали, что сын ваш в России самый лучший поэт!”
Старый, добрый, заезженный Пегас,
Мне ль нужна твоя мягкая рысь?
Я пришел, как суровый мастер,
Воспеть и прославить крыс.
Жизнь кажется Есенину загубленной. Лирический герой ощущает свою небывалую усталость и вновь возвращается мыслями к отчему дому, его благотворному свету. Но он понимает, что ему нет возврата в прошлое, что угасла “та нежная дрема”. Герой, однако, чувствует, как оставляет его желание мучить себя. Он ни о чем не жалеет:
Я все такой же.
Сердцем я все такой же!
Последний цикл “хулиганских” стихов – “Любовь хулигана”. В прошлом разгульная жизнь – любовь явилась как спасение. Ради любимой герой готов бросить омут кабаков. Он поет ей об уходящем хулиганстве. Поэт воскрес для жизни, он верит в то, что он еще будет “слушать песни дождей и черемух”. Так подходит свой конец образа хулигана в творчестве Есенина. Тот с радостью ищет и обретает новые темы для своих стихов. В “Письмо к женщине” сам автор так представляет свое падение в омут разгула: в развороченном быте ему не удалось определиться в своем назначении, и он предпочел “сгореть в угаре пьяном”. Теперь же все не так. Он стал не тем, чем некогда был. И это – последнее слово в есенинской “исповеди хулигана”.

Я хочу быть желтым парусом
В ту страну, куда мы плывем.

Ссылка на основную публикацию