Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу Есенина

Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу Есенина

Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме, но на практике даже творческие люди не чужды пошлости жизни, простым разочарованиям и пониманию тщеты. Пожалуй, более того, именно такие люди могут себе лучше других признаваться в фальши и не стесняясь обличать фальш в других.

Какая ночь! Я не могу.. – написано всего за несколько недель до того как Есенина повесят в отеле Англетер и потом также положат на кровать, как он лежит в этом стихотворении. Лирический герой тут по большей части сам Есенин, возможно, он описывает даже какую-то настоящую ночь, которую провел со своей третьей супругой Софьей Толстой. По мнению биографов, Толстая обожала Есенина, но он был холоден и даже открыто проявлял эти чувства.

Тем не менее, в самом стихотворении мы видим немного другую и частично обличительную картину. Автор говорит об обмане между двумя людьми, о ситуации, когда игру называют любовью, когда люди только играют в любовь, но не чувствуют ничего настоящего. Более печальной и суровой становится ситуация, когда понятным становится факт безысходности и такой ощутимой потребности в человеческом счастье.

Как любой человек, который хочет и в чем-то даже требует душевного тепла и покоя, лирический герой соглашается играть в недорогую любовь, наслаждаться лукавой страстью. Этот контраст между иллюзорным и подлинным, между ожидаемым и действительным также выражается через образ снега и инея, которые видны на липах. Зимние узоры на деревьях могут казаться цветами и сердцу поэта даже хочется видеть их таковыми, но в этом стихотворении он не строит красивых картин, а наоборот обличает любые красивые иллюзии и говорит: там где кажутся красивые цветы на самом деле холод.

Откровенность и честность поэта с самим собой и своей избранницей явно заслуживают уважения. Помимо этого следует отметить красивый образ весны в душе, который, как мы видим не исчез, несмотря на довольно плачевное положение Есенина в 1925 году за несколько недель до гибели.

Вариант 2

Есенин всю свою жизнь не скрывал чувств особенно в последние годы своей жизни. Напротив, он открыто выражал и чувства, и мысли. Никогда не стремился чтобы критики его ценили, и всегда писал, что болело в душе. Именно поэтому можно смело сказать что он не поддерживал коллективизацию в отличие от своих коллег, которые хотели построить социализм, и всё дальше удалялся от них. Его это совершенно не интересовало так как он чувствовал, что исход его жизни уже давно предрешен. Он всегда знал разрушение души, есть физическая смерть.

За месяц до своей кончины Есенин написал чудесный стихотворение, которым поставил в неловкое состояние свою супругу, не открыл главного секрета кого он любил реальности. При прочтении произведений создается впечатление что поэт в прошлом, при этом он уже ничего не в силах изменить в своей жизни. Автор всегда скрывался от самого себя при жизни, возможно именно по этой причине он женился в третий раз, чтобы не чувствовать вокруг себя одиночество и неприятного душе состояния. Позже автор пришел к мысли что его бракосочетания с Софией оказалось его дурной ошибкой. На протяжении не одного года он подавлял в себе неприятные эмоции живя с Софией, но при этом никогда не хотел что либо менять всегда считая лучше такая любовь чем ничто. Их взаимоотношения позже автор описал в одном из своих стихотворений.

В тех строках Есенин полностью признал что любовь их прошла, а даже возможные ее никогда и не было, что он любил другую, а она возможно его и вовсе не любила. Он никогда не искал ответа почему же он до сих пор вместе с той которую не любит. Есенин и сам прекрасно понимал молодой супруги он был совершенно безразличен, фальшь и обман был в её наигранной нежности. Есенин описывал свои страдания переживания и мысли которых вслух никогда не произносил, как сложно было ему прятать в себе свое истинное лицо. Он прятал в себе чувства к девушке, которую никогда больше не увидит, не услышит ее голоса, и не обнимет. В этом стихотворении он показал своей жене что любовь лишь игра, притворство, и что любовь у него к другой. Поэту было тяжело жить с этой мыслью.

Кто была той неизвестной женщиной, которую любил поэт? Никто не знает до сих пор, многие предполагали Сардановская Анна в которую Есенин был влюблён, и не был решителен в признание ей об этом. Никто на сегодняшний день не может сказать с уверенностью кто же была эта девушка, и какие на самом деле чувства испытывал к ней автор.

Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу по плану

Какая ночь! Я не могу

Возможно вам будет интересно

Восхищение собственной страной – вполне естественное чувство, которое проявляется и в сердцах простых людей и в сердцах поэтов. Безусловно, если разобраться, практически каждая страна имеет нечто

Это стихотворение Пушкина, написанное в тридцатых годах девятнадцатого века, относят к философской лирике. Впрочем, иногда и к любовной. Почему так? Речь здесь идёт об одном маленьком цветке

Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление

“Муза” – это богиня вдохновения, так считали и продолжают считать многие писатели. Для людей творческого образа это весьма характерный жест. Она даёт начало творчеству, помогает сделать стих поистине красивым.

Стихотворение «Вечером синим, вечером лунным» является коротким произведением. В нем описывается все промахи, а также ошибки, которые допустил за всю свою жизнь Есенин.

Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу Есенина

Тема стихотворения

Последний год поэт словно предчувствовал смерть и всё чаще возвращался в творчестве к прошлому, всё чаще его стихи стали походить на исповедь. Строки этого стихотворения пишутся ночью на фоне бессонницы, когда прошлое само всплывает перед глазами и сердце рвётся им поделиться.

Последней женщиной Есенина была Софья Толстая, которая искренне любила Сергея, но в ответ получила только уважение. С помощью Софьи автор золотых строк пытался оторваться от прошлого, но вскоре понял, что это невозможно.

Во второй строфе поэт признаётся, что с его стороны отношения игра:

Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью.

Нет, это не грубая игра, а просто очередная возможность что-то забыть, когда понимаешь, что чувств из себя не вытянешь – их больше нет!

Есенин понимает, что Толстая его любит, но не о такой любви мечтал поэт, в его понимании настоящая любовь может быть только взаимной, без взаимности это просто игра. Софья не сможет его разлюбить, так как и не любила по-настоящему, по-есенински.

Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела.

«Ночь (Тихо дремлет река…)» С.Есенин

Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет И дергач не кричит. Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит. Серебрится река. Серебрится ручей. Серебрится трава Орошенных степей. Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит.

Анализ стихотворения Есенина «Ночь (Тихо дремлет река…)»

Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день. Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью.

Именно к этим рани произведениям, не омраченным весьма неприятными открытиями из «взрослой» столичной жизни, относится стихотворение «Ночь», черновой набросок которого был создан в 1911 году. Спустя некоторое время, уже находясь в Москве, Есенин вновь вернулся к этому произведению и внес в него некоторые коррективы. Тем не менее, общий смысл стихотворения был сохранен, и перед читателями открывается прекрасный ночной пейзаж на берегу реки, когда вся природа словно бы пребывает в некой дреме. «Темный бор не шумит, соловей не поет», — отмечает поэт. Лаконичные и короткие фразы, умышленно лишенные эпитетов, звучат очень сдержанно. Но в этом кроется особая прелесть стихотворения, при помощи которого поэт пытается донести до читателей, что истинная красота не требует обрамления в виде восторженных слов.

Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна вес вокруг серебрит». Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики.

Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы. И стихотворение «Ночь», лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.

Кабаки и проститутка как допинг

Далее Сергей раскрывает сердце и выливает из него тайны. По его мнению, любить можно только раз, поэтому все остальные будут чужими, они заслуживают только уважения. Это понимание невозможности больше полюбить буквально убивает поэта, его запои становятся очень тяжёлыми, девицы с низкой социальной ответственностью (Путин) стали нормой жизни. Так Есенин стимулирует себя, чтобы больше написать до конца, который он предчувствует. В кабаках поэт забывается, перегружается и может после что-то написать, без этого допинга бумага остаётся пустой.

Не будем винить в этом Есенина, ведь мы давно сняли перед ним шляпы, а свои грехи он на 100% искупил талантом, которым делился с людьми.

Сергей Александрович приводит пример с липой – на ней уже нет цветов, на ней только иней, который некоторые путают с цветом. Липовый цвет отцвёл – любовь покинула жизнь поэта и вместо неё пришёл иней – безразличие к жизни.

Предпоследняя строфа ставит последние точки исповеди:

Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую.

Понятие «отлюбили» не раз проходит красной строкой в последние 2 года жизни автора «Чёрного человека». С потерей возможности любить жизнь потеряла иммунитет и не может защитить себя от смерти. Это одна из причин гибели Есенина, он ничего не видел впереди и не мог, да и не хотел, защищать жизнь.

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» (С.А. Есенин) | Литрекон

Когда покидаешь родной дом, непременно испытываешь двоякие чувства. С одной стороны, ты безмерно рад новым возможностям, путям саморазвития и бурному водовороту неизведанной жизни.

Но, с другой стороны, тебя одолевает навязчивое чувство ностальгии, и нередко ты слышишь отголоски сомнений: «Все ли я сделал правильно?». Таким испытаниям подвергся Сергей Есенин в момент, когда покидал родное село Константиново.

Стихотворение «Я покинул родимый дом» передает чувства, которые переживал русский поэт. Многомудрый Литрекон познакомит нас с разбором данного произведения.

История создания

Стихотворение «Я покинул родимый дом» было написано в 1918 году. Этот год в биографии поэта отождествляется с переездом из села Константиново в Москву. Есенина теснила родная глубинка, потому он хотел вырваться в городскую среду, где его ждали слава, признание и творческий успех.

Действительно, так и произошло. Его довольно быстро принимают в высокое общество, в котором он обретает популярность. Свободного времени у Сергея практически не остается, такой образ жизни его затягивает все больше. Свершившаяся революция открывает для Есенина еще больше возможностей для самореализации.

Однако вместе с чувством удовлетворенности приходит и чувство ностальгии. Поэт прекрасно понимает, что домой он уже не вернется. Свои переживания он заключает в стихотворение, в котором уже самые первые строки передают тоску Сергея по отчему дому: «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь».

Жанр, направление, размер

  • Жанр – лирическое стихотворение. «Я покинул родимый дом» — малое произведение литературы, которое передает эстетически значимые переживания поэта. Состоит из четырех строф по четыре катрена.
  • Направление – предположительно имажинизм. 1918 год – год написания данного стихотворения, принято считать точкой отсчета такого направления, как имажинизм. Поэты, примыкавшие к этому литературному веянию, главной целью перед собой ставили создание образов, чем и руководствовался Сергей Есенин.
  • Размер – анапест, рифма – перекрестная.

Образы и символы

Несмотря на небольшой размер, стихотворение богато различными образами.

Центральными выступают образы родителей Сергея: его матери – «в три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть» и отца – «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде».

С отцом у Сергея нередко возникали разногласия, но, тем не менее, Есенин любил его, что мы видим в стихотворении. Этими упоминаниями поэт еще раз подчеркнул свое трепетное отношение к близким людям.

В конце произведения появляется образ «старого клена».

Есенин как бы сравнивает себя с ним («старый клен головой на меня похож»), создавая символ надежды в то, что пока он будет вдали от дома, его малая родина не сильно изменится.

Его душа так или иначе неизменно обращена к родным краям. В сильном и постоянном дереве лирический герой видит своего наместника, который защитит родные земли и напомнит людям о нем.

Все стихотворение пропитано образом «голубой Руси». Это крестьянские угодья, просторные поля, реки и озера, по которым так скучал автор. Также присутствуют образы луны, воды, пурги, дождя, которые только дополняют картину родной природы, что может выразить любое человеческое чувство.

Читайте также:  Анализ стихотворения Слушай поганое сердце Есенина

Лирический герой является патриотом своей малой родины, он скучает по ней, сравнивая разлуку с пургой. Его тревожить ностальгия по голубой Руси и смутное чувство вины за то, что его старики остались одни.

Темы и проблемы

  1. Главной выступает тема Родины, которая прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Отечество для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту. И когда наступает момент прощания с отчим домом, конечно, он испытывает тоску и грусть.
    Основная тема стихотворения — тоска по голубой Руси, которая осталась в деревне.
  2. Также важна социальная тема. Ведь с переездом Есенина начались кардинальные перемены в образе жизни той самой «голубой Руси». Это отразилось на, казалось бы, нерушимых патриархальных основах деревенской жизни.
    Сергей понимает, что прежней картины уже не увидит, потому ему остается лишь вспоминать о своей утрате.
  3. Любовь к семье — тоже тема для размышлений автора. Он вспоминает о матери и отце, сравнивая их с природными явлениями. Для поэта семья и Родина были святынями, которых нельзя было разделить.

Основная идея

Испытывая глубокие и сильные переживания, Есенин не находил лучшего способа выговориться, чем написать стихотворение. «Я покинул родимый дом» не стало исключением. Сергей никогда не видел преград на пути к любви к своей Родине.

Так, несмотря на советскую критику, он продолжал воспевать любимую «голубую Русь». Он оставался одним из немногих, кто был свято верен идеалам навсегда исчезнувшей России.

Смысл его произведения заключается в ностальгии по родным местам и прошлому, которое он продолжает любить, несмотря ни на что.

Главная мысль Есенина — это не только личные переживания, но и общественные. Революция не спасала, а подавляла крестьянство, навсегда меняя облик деревни.

Конечно, в 1918 году автор еще не мог дать полную оценку тому, что происходило, поэтому в этих строках мы слышим не осуждение, а грусть по прошедшему и смутный страх от настоящего времени.

Неслучайно он сравнивает его с пургой, в которой ничего невозможно разобрать.

Средства выразительности

Автор использует тропы, которые подчеркивают красоту родимых краев:

  • Метафоры – “березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”.
  • В стихотворении также присутствуют олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”.
  • Стихотворение богато и эпитетами: “голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”.
  • Нельзя забывать и про сравнения: “Словно яблонный цвет, седина”.

Искусственная любовь

В последней строфе уже нет исповеди, в ней автор соглашается на видимость «любви». Пусть будут эти лукавые объятья, которые помогут душе вспомнить настоящий май, когда липы ещё цвели. С кем сравнивает героиню (Толстую) поэт вопрос. Последняя настоящая любовь Есенина была Айседора Дункан, скорее всего, она и остались в сердце поэта до последнего дня жизни.

В стихотворении используются эпитеты «лунный свет», «охладевших лет», «лукавая страсть» и другие, а также есть олицетворения (липы манят, он обрисовывает) и метафоры (в сугробы ноги погружая).

Текст

Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность. Еще как будто берегу В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью, Пусть лучше этот лунный свет Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты Он обрисовывает смело,— Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз. Вот оттого ты мне чужая, Что липы тщетно манят нас, В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты, Что в этот отсвет лунный, синий На этих липах не цветы — На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую, И нам обоим все равно Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай В лукавой страсти поцелуя, Пусть сердцу вечно снится май И та, что навсегда люблю я.

Какая ночь! Я не могу

  • Любовь
  • Есенин

В ноябре 1925 года Сергей Есенин ложится в психиатрическую больницу, где приходит в себя после очередного загула и пытается скрыться от «охранничков» (Высоцкий). В это непростое время, практически за месяц до трагической гибели, пишется стихотворение «Какая ночь! Я не могу», которое отнесём к жанру стиха-исповеди или любовной лирики.

Тема стихотворения

Последний год поэт словно предчувствовал смерть и всё чаще возвращался в творчестве к прошлому, всё чаще его стихи стали походить на исповедь. Строки этого стихотворения пишутся ночью на фоне бессонницы, когда прошлое само всплывает перед глазами и сердце рвётся им поделиться.

Последней женщиной Есенина была Софья Толстая, которая искренне любила Сергея, но в ответ получила только уважение. С помощью Софьи автор золотых строк пытался оторваться от прошлого, но вскоре понял, что это невозможно.

Во второй строфе поэт признаётся, что с его стороны отношения игра:

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью.

Нет, это не грубая игра, а просто очередная возможность что-то забыть, когда понимаешь, что чувств из себя не вытянешь – их больше нет!

Есенин понимает, что Толстая его любит, но не о такой любви мечтал поэт, в его понимании настоящая любовь может быть только взаимной, без взаимности это просто игра. Софья не сможет его разлюбить, так как и не любила по-настоящему, по-есенински.

Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Кабаки и проститутка как допинг

Далее Сергей раскрывает сердце и выливает из него тайны. По его мнению, любить можно только раз, поэтому все остальные будут чужими, они заслуживают только уважения. Это понимание невозможности больше полюбить буквально убивает поэта, его запои становятся очень тяжёлыми, девицы с низкой социальной ответственностью (Путин) стали нормой жизни. Так Есенин стимулирует себя, чтобы больше написать до конца, который он предчувствует. В кабаках поэт забывается, перегружается и может после что-то написать, без этого допинга бумага остаётся пустой.

Не будем винить в этом Есенина, ведь мы давно сняли перед ним шляпы, а свои грехи он на 100% искупил талантом, которым делился с людьми.

Сергей Александрович приводит пример с липой – на ней уже нет цветов, на ней только иней, который некоторые путают с цветом. Липовый цвет отцвёл – любовь покинула жизнь поэта и вместо неё пришёл иней – безразличие к жизни.

Предпоследняя строфа ставит последние точки исповеди:

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую.

Понятие «отлюбили» не раз проходит красной строкой в последние 2 года жизни автора «Чёрного человека». С потерей возможности любить жизнь потеряла иммунитет и не может защитить себя от смерти. Это одна из причин гибели Есенина, он ничего не видел впереди и не мог, да и не хотел, защищать жизнь.

Искусственная любовь

В последней строфе уже нет исповеди, в ней автор соглашается на видимость «любви». Пусть будут эти лукавые объятья, которые помогут душе вспомнить настоящий май, когда липы ещё цвели. С кем сравнивает героиню (Толстую) поэт вопрос. Последняя настоящая любовь Есенина была Айседора Дункан, скорее всего, она и остались в сердце поэта до последнего дня жизни.

В стихотворении используются эпитеты «лунный свет», «охладевших лет», «лукавая страсть» и другие, а также есть олицетворения (липы манят, он обрисовывает) и метафоры (в сугробы ноги погружая).

Текст

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,—
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз.
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Песня на стихи

Отлично передаёт глубину стихотворения песня на слова Есенина в исполнении Гунечки. Рекомендуем послушать!

Анализ стихотворения Есенина Какая ночь! Я не могу

Последние годы из своей жизни Есенин.С.А. не скрывал свои чувства в отличии как это делают другие и полностью открыто показывал это и выражал свои мысли, не боясь получения в свой адрес критики и писал всё то что наболело в его душе. Возможно, эта и была главная причина, по которой он, в отличие от всех его коллег, которые так поддерживали коллективизацию и хотели построение так называемого социализма всё дальше от них удалялся. Он был от этого очень далёк, ему попросту это всё было не интересно, так как чувствовал, что скоро уйдёт из этой жизни. Он понимал, что когда разрушится его душа, сразу же следует и физическая непременная смерть.

Примерно около месяца до своей смерти Есенин.С.А написал это прекрасное стихотворение поставив в не ловкое состояние свою супругу и скрыл главный секрет кого же он любил на самом деле. При чтении появляется такое ощущение что поэт мысленно возможно вернулся в прошлое, но осознание того что нечего изменить в своей жизни он уже не сможет. Автор неоднократно бежал от самого же себя в своей жизни, возможно именно поэтому он и женился в третий раз, что бы как-то избавится от одиночества и гнетущего состояния его души. Однако он уже совсем скоро понял, что его брачный союз с Софьей оказался его ошибкой. Эти взаимоотношения с этой молодой женщиной и были основной причиной написания этого стихотворения.

Автор в своих строках прилюдно признается, что прошла их любовь с его женой, а возможно её и не было некогда и то, что она и не любила его, а он в тоже время любил совсем другую. Есенин.С.А. не искал ответа почему находится в близости с женщиной которую совершенно не любил и испытывал к ней полное безразличие. Но при всём этом поэт понимает, что его молодой жене он тоже полностью не нужен, а её любовь и нежность обманчива и полностью фальшива.

История о том, кто эта таинственная женщина и кого на самом деле любил Есенин остаётся загадкой, но ясно одно, что это точно не была одна из его жен. Историки выдвигали много версий, но никто так и не узнает, кто была та самая женщина на самом деле.

Тема стихотворения

Последний год поэт словно предчувствовал смерть и всё чаще возвращался в творчестве к прошлому, всё чаще его стихи стали походить на исповедь. Строки этого стихотворения пишутся ночью на фоне бессонницы, когда прошлое само всплывает перед глазами и сердце рвётся им поделиться.

Последней женщиной Есенина была Софья Толстая, которая искренне любила Сергея, но в ответ получила только уважение. С помощью Софьи автор золотых строк пытался оторваться от прошлого, но вскоре понял, что это невозможно.

Во второй строфе поэт признаётся, что с его стороны отношения игра:

Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью.

Нет, это не грубая игра, а просто очередная возможность что-то забыть, когда понимаешь, что чувств из себя не вытянешь – их больше нет!

Есенин понимает, что Толстая его любит, но не о такой любви мечтал поэт, в его понимании настоящая любовь может быть только взаимной, без взаимности это просто игра. Софья не сможет его разлюбить, так как и не любила по-настоящему, по-есенински.

Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела.

Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина

  • познакомить учащихся с судьбой С.А.Есенина;
  • отметить особенности лирики поэта (на основе комплексного анализа стихотворения «Ночь» С.А.Есенина).
  • формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста, размер стиха, рифму, ритм; слышать звуковое многообразие поэтической речи;
  • работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений.
  • развивать ученика как читателя, учить читать стихотворения не только глазами, но и сердцем, душой;
  • учиться открывать глубинный смысл лирических произведений.
  • учить детей видеть красоту родной природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока:

фотографии поэта; аудио и видеоматериалы; карточки-задания; компьютерная презентация 1. презентация 2 ; видеоряды.

Эпиграф к уроку:

«Как прекрасна земля и на ней человек» С.Есенин.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я хочу начать строками Николая Брауна:

В этом имени- слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет Что-то есть в нем от русских песен- Поднебесье, тихие веси, Синь березы и синь- рассвет. Что-то есть в нем от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин»- Всей России встают черты

2. Запись темы урока и постановка целей.

Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова Сергея Александровича Есенина: «Как прекрасна земля и на ней человек» (1 мин.).

3. Проверка творческих заданий.

  1. Биография С.А. Есенина. (Степанов А. Пытова С.) (3 мин.)
  2. Заочное путешествие по родным местам поэта. (Куренков Ю. Тарозайте А.)

4. Слово учителя:

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб стали родиной его детства.

Мир народнопоэтических образов окружил его с первых дней жизни: (1,5 мин.)

Родился я с песнями в травной одеяле Зори меня вешние в радугу свивали.

Читайте также:  Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грусть и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль. И костер зари, и плеск воды, и серебристая луна, и шелест тростника и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отливалась в стихаи, полные любви к русской земле, любви к России.

Послушайте стихотворение Есенина в исполнении Сергея Безрукова. (эпизод и фильма «Есенин» 1-я серия)

О чем бы не писал поэт, это всегда лирическое повествование о Родине, ее природе и людях. Эту особенность Есенина отметил М. Горький:

«Сергей Есенин нестолько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия… » (1 мин.)

Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.

5. Анализ стихотворения.

1. Послушайте стихотворение Есенина.

Чтение стихотворения учителем. Затем 2-3 человека читают выразительно.

2. Какое настроение передает автор? (радостно- печальное, восторженное), (ощущается покой, умиротворение).

Какое время суток описано Есениным?

По каким приметам можно об этом догадаться?

3. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема? (это стихотворение о ночной красоте родной земли, ее необозримых просторов), (О Родине, погруженной в сон).

4. Прочитайте текст. Какую картину рисует ваше воображение?

5. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветну. Иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? (Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде). А теперь найдите слова, передающие краски летней ночи.

6. Есенин сохранил детские, восторженный взгляд на мир, а дети воспринемают окружающее в цвете, чем предметно. Еще одной особенностью лирики Есенина являются так называемые «цветные» эпитеты: «В том краю, где желтая крапива…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…».

Но особенно много эпитетов «синих». Синий, голубой цвет– цвет мечты, покоя, цвет детских снов.

7. Почему же в этом стихотворении поэт не использует «цветных эпитетов»?

– Есенин создает ночной пейзаж; а ночью, как известно яркие краски летнего дня гаснут с последними лучами солнца; постепенно темнеет, преобладают не зрительные, а слуховые образы.

8. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летней ночи они передают? (Аллитерация: на глухие шипящие и свистящие звуки, которые ассоциируются с таинственными шорохами ночи, шумом ветерка, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и тростника /с, ж, ч, ш, х/)

–– музыка, звучавшая днем, утихла и сменилась шорохами, шелестом листьев и трав, звуком соловьиных песен, плеском воды в реке и ручье– звуками, убаюкивающими слух. (Чередование звуков (о, л’) создает впечатление мягкости, напевности, пластичности.)

–– Есенин, действительно, самый музыкальный поэт. Каждое его стихотворение– песня, читаешь и чувствуешь мелодию. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем кого–либо другого.

8. С помощью каких слов описываются звуки ночи?

  • Затихла шумная волна.
  • Журчанье мирного ручья.
  • Звуки песен соловья.
  • Шепчется река.
  • Тихо слышится шелест тростника.

9. Какие художественные тропы использованы автором? (Есенин использует олицетворение и эпитеты:)

День склонился Солнце погасло Луна плывет Долина внимает Лес, склоняясь, дремлет Река ласкаясь, шепчется

день усталый шумная волна тихая долина мирный ручей веселый шелест

10. Какое настроение передает с помощью эпитетов. (С одной стороны, грустное настроение, а с другой, веселое, восторженное).

11. Какой мы видим природу Есенина? (Природа у поэта живая: она дышит, смеется, говорит, видит сны).

– отличительной чертой есенинской поэзии являются олицетворения и метафоры.

12. Как вы понимаете значения слов мирного (ручья), внимая, употребленного дважды внимать– услышать, отнестись со вниманием; чутко вслушиваться. Задание Т.Н.

13. Как вы думаете, почему из ряда синонимов автор выбирает именно слово «внимать»? (Чтобы услышать ночные звуки, шорохи, нужно быть внимательным, чутким).

14. Какие чувства испытывает лирический герой Есенина? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней; всеобъемлющую радость, взволнованность).

– Герой чувствует умиротворение, гармонию с миром природы. (Обращение к эпиграфу).

15. Выберите подходящий тон чтения этого стихотворения: тон – печальный, радостный, лирический, трагичный, спокойный, тревожный.

16. Работа парами, определите размер и вид стиха: четырехстопный.

6. Подведение итогов урока:

– Какие же способности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?

Особенности поэзии С.А. Есенина:

  1. Любовь ко всему живому, любовь к родной земле, России. (5 мин.)
  2. Использование «цветных» эпитетов.
  3. Оживление природы, ощущение родства лирического героя с природой, достигаемое использованием олицетворений и метафор.
  4. Близость к песенному народному творчеству, особая напевность, музыкальность, лиризм.

7. Домашнее задание:

  1. Читать стих Есенина. Учебник с. 176 «Степь и дали…» (2 мин.) с. 177 «Пороша».
  2. Проанализировать стихи по вариантам, опираясь на карточки – информаторы.
  3. Выучите одно из стихотворений наизусть.

8. Слово учителя:

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось песней Алексея Верного на стихи С.А. Есенина «сыплет черемуха снегом».

Кабаки и проститутка как допинг

Далее Сергей раскрывает сердце и выливает из него тайны. По его мнению, любить можно только раз, поэтому все остальные будут чужими, они заслуживают только уважения. Это понимание невозможности больше полюбить буквально убивает поэта, его запои становятся очень тяжёлыми, девицы с низкой социальной ответственностью (Путин) стали нормой жизни. Так Есенин стимулирует себя, чтобы больше написать до конца, который он предчувствует. В кабаках поэт забывается, перегружается и может после что-то написать, без этого допинга бумага остаётся пустой.

Не будем винить в этом Есенина, ведь мы давно сняли перед ним шляпы, а свои грехи он на 100% искупил талантом, которым делился с людьми.

Сергей Александрович приводит пример с липой – на ней уже нет цветов, на ней только иней, который некоторые путают с цветом. Липовый цвет отцвёл – любовь покинула жизнь поэта и вместо неё пришёл иней – безразличие к жизни.

Предпоследняя строфа ставит последние точки исповеди:

Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую.

Понятие «отлюбили» не раз проходит красной строкой в последние 2 года жизни автора «Чёрного человека». С потерей возможности любить жизнь потеряла иммунитет и не может защитить себя от смерти. Это одна из причин гибели Есенина, он ничего не видел впереди и не мог, да и не хотел, защищать жизнь.

Искусственная любовь

В последней строфе уже нет исповеди, в ней автор соглашается на видимость «любви». Пусть будут эти лукавые объятья, которые помогут душе вспомнить настоящий май, когда липы ещё цвели. С кем сравнивает героиню (Толстую) поэт вопрос. Последняя настоящая любовь Есенина была Айседора Дункан, скорее всего, она и остались в сердце поэта до последнего дня жизни.

В стихотворении используются эпитеты «лунный свет», «охладевших лет», «лукавая страсть» и другие, а также есть олицетворения (липы манят, он обрисовывает) и метафоры (в сугробы ноги погружая).

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в самом начале 20 века, в 1901 году, а поэтому больше приближено к классической традиции века девятнадцатого.

Тема стихотворения – вечная связь между всеми временами, странами и событиями.

Композиция – кольцевая, такая форма закрепляет философскую идею произведения.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – шестистопный ямб (он же – александрийский стих).

Эпитеты – “звездный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “печальная и обманчивая мечта”.

Метафоры – “звездный час над сумраком земли”, “мильярды глаз следили”, “зеркало воды”.

Сравнение – “как письмена”, “как сон”.

Текст

Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность. Еще как будто берегу В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью, Пусть лучше этот лунный свет Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты Он обрисовывает смело,— Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз. Вот оттого ты мне чужая, Что липы тщетно манят нас, В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты, Что в этот отсвет лунный, синий На этих липах не цветы — На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую, И нам обоим все равно Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай В лукавой страсти поцелуя, Пусть сердцу вечно снится май И та, что навсегда люблю я.

Такая ночь есенин. «Какая ночь! Я не могу…» С.Есенин

«Какая ночь! Я не могу…» Сергей Есенин

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело, –
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы –
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я – другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу…»

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», – признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Анализ стихотворения «Какая ночь! Я не могу…» Есенина

Последние годы жизни Есенина отмечены глубочайшим душевным кризисом. Поэт мучительно искал выход из этого тяжелого положения. Стремясь отгородиться от проблем, он находил утешение в алкоголе и беспорядочных любовных связях. Настоящим спасением для Есенина могла стать С. Толстая – внучка великого писателя. Они познакомились в начале 1925 г. Толстая с первого взгляда безумно влюбилась в скандального поэта, который ответил ей взаимностью. Есенин оценил, с каким вниманием и заботой женщина отнеслась к нему. Он надеялся, что с ее помощью сможет избавиться от своей пагубной привычки и наконец-то обрести покой. Но даже совместная жизнь и официальное заключение брака мало что изменили. Трезвый и плодотворный образ жизни перемежался у поэта с днями тяжелых запоев. После одного из наиболее страшных в ноябре 1925 г. Есенин под давлением супруги и близких друзей лег на лечение в психиатрическую клинику. В ней он написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», которое посвящено С. Толстой. Поэт мучается от бессонницы и размышляет над своими чувствами к жене.

Читайте также:  Анализ стихотворения Хулиган Есенина

Современники вспоминали, что Толстая боготворила поэта. Многие отговаривали ее от брака, указывая, что Есенин уже неисправим. Но она надеялась на силу своей любви, которая принесет им обоим счастье. В стихотворении поэт обращается к своей последней жене с очень горькими и обидными для нее словами. Он признается, что вся эта затея со свадьбой с самого начала была просто игрой. Есенин знал, насколько женщина ему предана. Поэтому он заявляет, что она уже не сможет его разлюбить. При этом и ее чувство он считает ненастоящим («полюбить ты не сумела»). Поэт высказывает мысль, что любовь к человеку приходит «только раз» в жизни. Про его бесчисленные романы и так известно. Толстая в момент знакомства с Есениным также состояла в браке.

Поэт традиционно обращается к образам природы. Супруги создали в своем воображении иллюзорную картину новой весны, связанную с майским зовом лип. Но «лунный свет» развеял этот фантастический образ, показав, что на липах «не цветы», а всего лишь «снег да иней». Поэтому Есенин называет свою последнюю любовь «недорогой». Принимая горячие ласки жены, он все равно в душе обращается к прошлому. В финале поэт намекает, что до сих пор предан своей первой и единственной любви. Вероятно, он имеет в виду А. Сардановскую.

«Какая ночь! Я не могу…» Сергей Есенин

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность.

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,

Не называй игру любовью,

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты

Он обрисовывает смело,-

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,

Вот оттого ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий

На этих липах не цветы —

На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,

Ты не меня, а я — другую,

И нам обоим все равно

Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу…»

В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

Сергей Александрович Есенин
«Какая ночь! Я не могу. »

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы –
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я – другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 28 строк)
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: могу-лунность-берегу-юность.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: лет-любовью-свет-изголовью.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: черты-смело-ты-сумела.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: раз-чужая-нас-погружая.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ты-синий-цветы-иней.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: давно-другую-равно-недорогую.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

7-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: обнимай-поцелуя-май-я.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Нужен анализ стихотворения есенина какая ночь! я не могу. не спится мне. такая лунность. еще как будто берегу в душе утраченную юность. подруга охладевших лет, не называй игру любовью, пусть лучше этот лунный свет ко мне струится к изголовью. пусть искаженные черты он обрисовывает смело,- ведь разлюбить не сможешь ты, как полюбить ты не сумела. любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая, что липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая. ведь знаю я и знаешь ты, что в этот отсвет лунный, синий на этих липах не цветы — на этих липах снег да иней. что отлюбили мы давно, ты не меня, а я — другую, и нам обоим все равно играть в любовь недорогую. но все ж ласкай и обнимай в лукавой страсти поцелуя, пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я.

Ответы

Название: “Топи да болота”
Автор: С. А. Есенин
Дата написания: 1914 г.

Тема: рассказ лирического героя о своем отношении к родному краю.
Идея: малая родина – важная часть жизни каждого человека.

Художественные средства:
Эпитеты: синий плат, хвойной позолотой, темным елям,суховатой липой,посвист ветряной.
Обращение: Край ты мой.
Анафора: Край ты мой забытый, / Край ты мой родной!
Размер: хорей.
Рифма: абаб (болота-небе-позолотой-лес).
Художественные средства, которые использует автор, очень близки к народным. Изучая это произведение, читатель непременно вспомнит о связи человека с природой. Создается впечатление, что все людское переплелось с народным: “Темным елям снится / Гомон косарей”. Стихотворение очень светлое и лирическое.

Ночь» Сергей Есенин
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.

Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Анализ стихотворения Есенина «Ночь (Тихо дремлет река…)»

Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день. Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью.
Именно к этим рани произведениям, не омраченным весьма неприятными открытиями из «взрослой» столичной жизни, относится стихотворение «Ночь», черновой набросок которого был создан в 1911 году. Спустя некоторое время, уже находясь в Москве, Есенин вновь вернулся к этому произведению и внес в него некоторые коррективы. Тем не менее, общий смысл стихотворения был сохранен, и перед читателями открывается прекрасный ночной пейзаж на берегу реки, когда вся природа словно бы пребывает в некой дреме. «Темный бор не шумит, соловей не поет», — отмечает поэт. Лаконичные и короткие фразы, умышленно лишенные эпитетов, звучат очень сдержанно. Но в этом кроется особая прелесть стихотворения, при которого поэт пытается донести до читателей, что истинная красота не требует обрамления в виде восторженных слов.
Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна вес вокруг серебрит». Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики.
Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы. И стихотворение «Ночь», лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.

Ссылка на основную публикацию