Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

Краткий анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» написано в 1914 году и опубликовано в 1916 году.

Оно отличается по тематике и настроению от прочих благостных стихотворений Есенина этой поры. Поэта тревожит будущее деревни, он не может не видеть, что небесная Русь, созданная силой его поэтического воображения, находится на грани гибели.

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» можно назвать пророческим.

2. Литературное направление

В период написания стихотворения Есенин увлекался поисками новой образности. Её истоки он видел в народной речи.

Произведение написано в традициях реализма и сочетает черты бытописательства с мотивами религиозного поиска.

3. Род

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» — это пример пейзажной и философской лирики.

4. Жанр

Перед нами лирическое стихотворение со всеми присущими ему атрибутами: присутствием лирического героя, раздумчивым настроением, описанием происходящего сквозь призму личного восприятия.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему оскудения русского пространства. Он предвидит кризис и последующую гибель деревни, а вместе с ней – старой традиционной культуры.

6. Тематика

Стихотворение посвящено судьбам Родины и овеяно печальным осознанием того, что её бытие не вечно.

7. Идея

Идея стихотворения в том, что время меняет облик земли; люди уходят в города, а деревни пустеют.

Вместе с деревнями умирает народная культура, родовая память, родная история. «Уж не сказ ли в прутнике // Жить твоя и быль»? – спрашивает поэт.

Может быть, прежние времена – это только сон, сказка, а всё, что есть – лишь шёпот ковыля и хлопанье рассохшихся ставень?

8. Пафос

Стихотворение наполнено тревогой и тоской. Поэт сожалеет о том, что его родной край заброшен. Некому косить сено, чинить крыши домов.

Речь идёт не о родном селе Константиново, которое и по сей день крепко стоит на земле, а скорее о собирательном образе пошатнувшейся в духовном и историческом плане русской деревни.

9. Система образов

Стихотворение рисует образ вымирающей русской деревни.

Поэт перечисляет приметы запустения: «край заброшенный», «сенокос некошеный», «избы подбоченились», «крыши их запенились», «ветер плесень сизую солнцем окропил», «ворон бьёт крылом». Последний из этих образов вызывает ассоциацию со смертью, окончательной гибелью.

За счёт выстраивания такого плотного предметного ряда поэт нагнетает чувство тоски, безнадёжности, жалости.

Завершающий образ шепчущего ковыля как бы растворяет деревню в пространстве русского простора. Кажется, что степь поглощает и хоронит умирающее село.

10. Центральные персонажи

Стихотворение создаёт образ русской пустоты. Кроме наблюдателя, посетившего село, в нём нет персонажей.

Любимый край обезлюдел – в этом и состоит его трагедия.

11. Лирический герой

Лирический герой сравнивает себя с путником. Путник – это тот, кто оставил дом и выбрал дорогу.

Однако поэт прямо выражает своё отношение к увиденному, называя заброшенный край своим. Значит, гибель прежнего, домашнего мира – это его личная трагедия.

Теряя родной дом, лирический герой с печалью отправляется в странствие по Руси.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой описание умирающего села.

Автор последовательно показывает нам приметы запустения, а в конце задаёт риторический вопрос о том, было ли вообще это село или только привиделось.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двухчастная.

От четверостишия к четверостишию взгляд автора словно движется вдоль сельской дороги. Поэт перечисляет печальные картины опустения.

В конце озвучен горестный риторический вопрос, подводящий итог размышлениям автора.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат и даже слегка перенасыщен диалектизмами. Есенин использует слова из деревенского обихода, чтобы в последний раз назвать каждый предмет старого мира по имени, то есть помянуть.

Поэт вспоминает такие слова, как «гать» (дорога, насыпь, идущая через болото, основание которой выложено из хвороста), «выструги стропил» (выструганные особым образом части деревянной конструкции, на которой держится крыша), «прутник» (мелкий ивняк), «жисть» (жизнь).

Поэтический синтаксис представлен обращением «Край ты мой заброшенный» и риторическим вопросом. Они делают речь автора естественной и достоверной.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный хорей. Он придаёт стихотворению грустную напевность, делает его похожим на причитание.

В произведении используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение состоит из 5 четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «край заброшенный», «сизой плесени»;
  • сравнение: «под соломой-ризою», «как метель, черёмуха»;
  • метафоры: «заревая гать», «сказ в прутнике»
  • олицетворения: «ветер окропил», «избы забоченились», «черёмуха машет рукавом», «нашептал ковыль»;
  • литота (преуменьшение): «их всего-то пять».

Есенин использует приём градации (постепенного нарастания смыслов). Он накладывает один штрих пейзажа на другой, за счёт чего увеличивается густота мазка, возрастает ощущение тревоги, тоски.

С помощью аллитераций («р», «з», «с», «ш») поэт передаёт страшные звуки одичавшего без человечьей ласки места: шелест трав, свист ветра, крик ворона.

Ассонансы («и», «у», «э») усиливают ощущение острой печали. Слог «ай» в слове «край», с которого начинается стихотворение, звучит, словно крик боли.

17. Значение произведения

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» является примером поэтической и человеческой прозорливости Есенина. Поэт предугадал будущее русской деревни и подробно описал его в ярких образах.

18. Актуальность

Данное произведение как никогда актуально. На протяжении всего 20-го века люди стремились уехать из деревни в город, и этот процесс оказался необратимым. Сегодня тысячи деревень и сёл по всей России доживают свои последние дни. Страшное есенинское пророчество стало явью.

19. Моё отношение

Стихотворение Есенина вызывает во мне чувство глубокой грусти. Очень хочется сделать что-нибудь, чтобы наши деревни не умирали. Ведь они являются сокровищницами русской культуры.

20. Чему учит

Стихотворение предупреждает нас о скорой гибели села и призывает задуматься о тех ценностях, которые навсегда уйдут в прошлое вслед за русской деревней.

Анализ стихотворения Есенина Край ты мой заброшенный

Стихотворение написано разностопным хореем с перекрестной рифмовкой. Структурно стих состоит из пяти стоп, каждая из которых описывает упадок того или иного уголка деревни.

В первой стопе автор дважды использует повтор-обращение (край ты мой), словно обращается к живому человеку. Родные просторы столь прекрасны и знакомы Есенину- сенокос, лес, монастырь, однако чувствуется уже в этих строках грусть, тоска и обида, что простаивает зря земля.

Образ монастыря, далее переходящий в третью строфу (слома – риза- метафора), (ветер окропил плесень солнцем- метафора)напоминает нам об увлечении поэта религией, в данный период творчества. Не случаен этот образ, ведь главное для деревни это церковь, если есть церковь –деревня будет жить, а здесь даже сама природа- ветер, словно благословляет на дальнейшую жизнь эти обветшалые избенки, окропляя их божественным солнечным светом, не смотря на намеренное использование литоты – пять изб(вторая строфа), символизирующей остановку жизни. Надежда, словно обещание второй жизни, которую лирический герой дает этой деревне, продолжит свое существование в творчестве Есенина, связанном с революционной порой.

Душа лирического героя полна тревогой, за будущее, именно отсюда появляется образ ворон, как предвестников беды, но в этой же строфе (черемуха, словно метель- сравнение)- олицетворение родины, погребенной под белоснежными лепестками, забытой всеми. Сомнения, в том, что деревня оживет, не покидают лирического героя до последних строк, там он видит прошлую жизнь сказкой, былью, которая может уйти в небытие. Именно этого боялся поэт, поэтому возлагал большие надежды на революцию.

Однако, вернувшись в родное село после событий переворота, понял, что он уже не нужен своей Родине, ведь она стала абсолютно иной. Единение Есенина с деревенским бытом столь искренне, что невольно начинаешь сам сопереживать событиям, описанным в данном стихотворении, и радеть за то, чтобы деревня вновь заиграла прежними красками.

Прекрасный поэт С.А. Есенин – представитель крестьянской лирики не мог не заметить в своем творчестве, как вымирают деревни, особенно после войны. Именно об этом и повествует стихотворение «Край ты мой заброшенный», написанное в 1914г. Поэт, родившийся и проживший, часть своей сознательной жизни в селе не может не сопереживать положению русских деревень, оставшихся без мужской силы, которая и держала все на своих плечах.

Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал, что в деревне ничего не добьешься, так как работы практически нет. И чтобы получить хорошее будущее он уехал в Москву.

Москва же стала для него вторым домом, но он искренне скучал по отчему дому в Константиново. Где он так все знал и любил. Любил всем сердцем и душой. А душа поэта не выдержала и вылилась в стихотворенье, получившее признание у людей.

Именно его стихотворение «Край ты мой заброшенный» показывает, что его любимая деревня стала превращаться в пустое место. Трава похожая на лес, один монастырь и всего лишь пять хат, по словам автора. Все опустело, пришло в упадок. Все молодые люди рвутся в город за желанием быть лучше и получить больше полезного и хорошего для жизни. Есенин также понимает, что через время все кардинально измениться и может произойти такое, что деревня просто исчезнет.

Подходит революция, которая, по мнению автора должна восстановить уклад его родной деревни и другим, нуждающимся, поселениям. Но суровая правда была такова: стало все еще хуже. Все люди становятся беднее. Это вызвало ужасные чувства позора и омерзения. Печальный образ, пропитанный грустными воспоминаниями детства, Есенин выражает в черном вороне и лепестках черемухи. И это неспроста. Черный ворон – это символ смерти, угасания жизни. А лепестки черемухи подобно белому снегу, превращаются в метель и скрывают все живые воспоминания.

Хоть и заброшен край родной, но чувство предательства, что он уехал, останется до того момента пока вновь не появился в своей деревне. Вот тогда он увидел, что там никому нет до него дела. Жизнь изменилась. И люди тоже изменились в плохую сторону.

Картинка к стихотворению Край ты мой заброшенный

Популярные темы анализов

Много прекрасных произведений о народе принадлежат перу одному из самых талантливых русский поэтов 19 века Николаю Алексеевичу Некрасову. Он с невероятной точностью и искренними эмоциями передавал страдания и тяжелую народную жизнь.

Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.

В этом стихотворении, прослеживается все отношение Есенина к новому событию, которое потрясло весь мир: революция, которая принесла всем жителям России очень большие надежды, надежды которые у каждого были свои.

Элегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике. В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения

Читайте также:  Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина

Стихотворение «Жаворонок» входило в книгу Жуковского, посвященную детям. Сам автор называл ее «педагогической поэмой». Она посвящена была и обучению азбуке, счету. Стихи, вошедшие в нее – это произведения,

«Край ты мой заброшенный» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, идея, эпитеты

Стихотворение Сергея Есенина изучается на уроках литературы в 6 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Край ты мой заброшенный” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой заброшенный.

История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно рознится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.

Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.

Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.

Жанр – пейзажное лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.

Метафоры“солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.

Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.

Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.

Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”

Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).

История создания

Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем несравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни. После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть поспособствует этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

Тематика стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблематика – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:

“В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом”.

Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный. Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения. Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы. Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая. В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения. Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о “безпризорности” села.

Это лирическое стихотворение с пейзажной тематикой. Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено. Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля “последнего поэта деревни”. Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали визитной карточкой.

Средства выразительности

Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика(сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая). Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”.

Они оживляют пейзаж и придают ему таинственность и загадочность.

Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.

Анализ стихотворения Есенина Край ты мой заброшенный

Анализ стихотворения
«Край ты мой заброшенный» Есенина С.А.

Как часто литература становилась своеобразным «зеркалом эпохи», отражая трагические и политические события в истории нашего государства. И если в прозе нашли отражение события, характеры героев, то предметом изображения в лирике становились чувства лирического героя.

В 1914 году, когда было написано стихотворение Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный ». люди пребывали не в самом лучшем настроении, что проявилось в общем лирическом тоне этого произведения. Когда крестьяне, проводившие на земле большую часть года (а Есенин, выросший в селе Константиново, знал это не понаслышке), ушли на фронт во время Первой мировой войны, деревня опустела, о чем с горечью узнавал Сергей Александрович из писем родных.

Буквально двумя годами раньше Есенин опоэтизировал деревенский быт, подчеркнув его патриархальный уклад, гармонию и покой во всем, что связано с деревней и крестьянином. В том же 1914 году он написал «Край любимый! Сердцу снятся…», в котором признался, что «хотел бы затеряться в зеленях стозвонных», что «рад и счастлив душу вынуть». Однако в стихотворении «Край ты мой заброшенный» звучит мотив уныния. вызванный печалью и пустотой в душе героя.

Уже с первых строк стихотворения возникает образ заброшенного края. напоминающего пустырь, где все кругом безлюдно, тихо, где только

Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Образ монастыря появляется не случайно: именно в это время Сергей Александрович всерьез увлекался христианскими идеями, что нашло отражение в его общей поэтической концепции. На первых порах в основе художественного мира поэта были образы земли и неба, а в центре – деревенская избенка. Сначала это была вполне реальная деревенская изба (не исключено, что родной дом Есенина в селе Константиново).

Но постепенно она как будто мифологизируется, становясь, по словам литературоведа Михаила Пьяных, «пантеиститческим храмом», связующим землю и небо. А потом появляется и небесное жилище – изба на небе. В течение 1914-1919 годов обе составляющие есенинского мира постепенно сливаются: божественный мир как будто приобретает черты земного, а земной мир обожествляется.

Конечно, описывая пять «забоченившихся» изб, Есенин использовал, скорее всего, литоту – преуменьшение величины, значения изображаемого предмета или какого-то явления. Но уже следующий образ создает иллюзию бесконечности, ведь крыши этих домов в восприятии героя становятся «заревой гатью». то есть как будто дорогой через болото, в качестве которого героем воспринимается, очевидно, небо.

Если христианская тема звучит еще в образе соломы, напоминающей ризу, в образе окропленной солнцем плесени, то вороны, бьющие без промаха в окна, вызывают ощущение беды, которое заставляет тревожно сжиматься сердца героя и читателя.

Не случайно в последнем четверостишии у героя возникает риторический вопрос:

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль…?

Если учесть, что так называют кустарник, чаще ивняк, то вновь можно уловить смысловую и хронологическую связь между двумя «Краями» Есенина: «ивы – кроткие монашки» и «сказ в прутнике».

Вообще, язык стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» как всегда неповторим: сочетание просторечных выражений «забоченились». «машет». «жисть» и высокопарных слов «окропил». «заревая гать». Почему-то именно такое сочетание создает у читателя ощущение безысходной тоски и боли за Россию.

Прошло ровно сто лет с момента написания этого стихотворения, но все так же убого выглядят многие российские деревни и все такую же безысходность ощущают жители российской глубинки. Только нет сейчас такого поэта, который смог бы выразить все эти чувства в полной мере в своих произведениях.

Полезные материалы:

Анализ стихотворения Есенин С. «Край ты мой заброшенный…»

Анализ стихотворения – Край ты мой заброшенный.

Главным содержанием произведений конца 1914 – начала 1915 годов является трагическое положение деревни в годы войны, когда природа тосковала по хлеборобу, ушедшему на войну. В стихотворении “Край ты мой заброшенный. » дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой пустырь.

Лес да монастырь.

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

Есенин кропотливо и предметно рисует картину заброшенного пустынного края. Бедный среднерусский пейзаж: лес. некошеный сенокос, монастырь да избы, вросшие в землю, гать (насыпь, плотина). Кругом безлюдье и безмолвье. Тревожное движение происходит лишь в природе. Только вороны бьют крылами в окно, предвещая беду, и “черемуха машет рукавом», как бы прошаясь с теми, кто ушел на войну. Нищета задавила деревеньку из пяти изб. Их число не случайно, так же как пять частей-главок в маленькой поэме “Русь» и в “Анне Снегиной» – на руке пять перстов; православная церковь о пяти главах; на пяти просвирах обедня и т. д. Нищая деревенька похожа на заброшенный храм.

Как часто литература становилась своеобразным «зеркалом эпохи», отражая трагические и политические события в истории нашего государства. И если в прозе нашли отражение события, характеры героев, то предметом изображения в лирике становились чувства лирического героя.

В 1914 году, когда было написано стихотворение Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный», люди пребывали не в самом лучшем настроении, что проявилось в общем лирическом тоне этого произведения. Когда крестьяне, проводившие на земле большую часть года (а Есенин, выросший в селе Константиново, знал это не понаслышке), ушли на фронт во время Первой мировой войны, деревня опустела, о чем с горечью узнавал Сергей Александрович из писем родных.

Буквально двумя годами раньше Есенин опоэтизировал деревенский быт, подчеркнув его патриархальный уклад, гармонию и покой во всем, что связано с деревней и крестьянином. В том же 1914 году он написал «Край любимый! Сердцу снятся…», в котором признался, что «хотел бы затеряться в зеленях стозвонных», что «рад и счастлив душу вынуть». Однако в стихотворении «Край ты мой заброшенный» звучит мотив уныния, вызванный печалью и пустотой в душе героя.

Читайте также:  Анализ стихотворения Закружилась листва золотая Есенина

Уже с первых строк стихотворения возникает образ заброшенного края, напоминающего пустырь, где все кругом безлюдно, тихо, где только

Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Образ монастыря появляется не случайно: именно в это время Сергей Александрович всерьез увлекался христианскими идеями, что нашло отражение в его общей поэтической концепции. На первых порах в основе художественного мира поэта были образы земли и неба, а в центре – деревенская избенка. Сначала это была вполне реальная деревенская изба (не исключено, что родной дом Есенина в селе Константиново).

Но постепенно она как будто мифологизируется, становясь, по словам литературоведа Михаила Пьяных, «пантеиститческим храмом», связующим землю и небо. А потом появляется и небесное жилище – изба на небе. В течение 1914-1919 годов обе составляющие есенинского мира постепенно сливаются: божественный мир как будто приобретает черты земного, а земной мир обожествляется.

Конечно, описывая пять «забоченившихся» изб, Есенин использовал, скорее всего, литоту – преуменьшение величины, значения изображаемого предмета или какого-то явления. Но уже следующий образ создает иллюзию бесконечности, ведь крыши этих домов в восприятии героя становятся «заревой гатью», то есть как будто дорогой через болото, в качестве которого героем воспринимается, очевидно, небо.

Если христианская тема звучит еще в образе соломы, напоминающей ризу, в образе окропленной солнцем плесени, то вороны, бьющие без промаха в окна, вызывают ощущение беды, которое заставляет тревожно сжиматься сердца героя и читателя.

Не случайно в последнем четверостишии у героя возникает риторический вопрос:

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль…?

Если учесть, что так называют кустарник, чаще ивняк, то вновь можно уловить смысловую и хронологическую связь между двумя «Краями» Есенина: «ивы – кроткие монашки» и «сказ в прутнике».

Вообще, язык стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» как всегда неповторим: сочетание просторечных выражений «забоченились», «машет», «жисть» и высокопарных слов «окропил», «заревая гать». Почему-то именно такое сочетание создает у читателя ощущение безысходной тоски и боли за Россию.

Прошло ровно сто лет с момента написания этого стихотворения, но все так же убого выглядят многие российские деревни и все такую же безысходность ощущают жители российской глубинки. Только нет сейчас такого поэта, который смог бы выразить все эти чувства в полной мере в своих произведениях.

Похожие материалы:

«Край ты мой заброшенный…» С.Есенин

«Край ты мой заброшенный…» Сергей Есенин

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…»

Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не подозревал, что расставание с родным краем будет настолько мучительным и болезненным, что все последующие годы поэт буквально будет бредить полями и лесами, которые так полюбил с самого детства. Однако Есенин не только восхищался красотой природы, но и видел, насколько тяжело живется его односельчанам. Константиново пустеет, так как молодежь стремится перебраться в город, поэтому в стихотворении «Край ты мой заброшенный…», написанном в 1914 году, автор отмечает, что такие знакомые и любимые места постепенно превращаются в пустырь. «Сенокос некошеный, лес да монастырь», — такой видятся поэту подступы к селу, в котором, как он утверждает, осталось всего пять хат. Везде царит запустение, и поэт понимает, что пройдет еще немного времени, и его родное село окажется стертым с лица земли. Именно поэтому позже Есенин будет радоваться революции, которая, как он надеется, сможет подарить вторую жизнь русским селам, обескровленным и разрушенным. Однако эта радость вскоре сменится недоумением, так как при советской власти люди станут жить в селе еще беднее, и безысходность, прикрытая патриотическими лозунгами, вызовет у поэта чувство стыда пополам с отвращением.

Но до знаменательных событий 1917 года еще довольно много времени, и автор, обеспокоенный тем, что Константиново вымирает, с грустью отмечает: «В окна бьют без промаха вороны крылом». Ворон на Руси испокон веков считается предвестником смерти, поэтому поэт не случайно создает этот печальный образ, который дополняет лепестками черемухи, сравнивая их с метелью. Именно таким, погребенным под белизной цветочных лепестков, поэт видит свое родное село, где когда-то жизнь била ключом. Но прошли годы, и все изменилось до неузнаваемости, поэтому даже весна ассоциируется у поэта с любой и холодной зимой, безмолвной и беспощадной.

Есенин впоследствии будет искренне раскаиваться в том, что, как и многие его сверстники, покинул Константиново в поисках лучшей доли. Однако он понимает, что сама жизнь поставила его перед столь нелегким выбором. Спустя 10 лет он вернется на родину и поймет, что никому здесь не нужен, потому что сельская жизнь, приправленная социалистическими идеями, уже течет совсем в другом русле. И никому нет дела до известного поэта, который отказывается прославлять достижения новой власти, считая ее утопической.

«Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

Как часто литература становилась своеобразным «зеркалом эпохи», отражая трагические и политические события в истории нашего государства. И если в прозе нашли отражение события, характеры героев, то предметом изображения в лирике становились чувства лирического героя.

В 1914 году, когда было написано стихотворение Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный». люди пребывали не в самом лучшем настроении, что проявилось в общем лирическом тоне этого произведения. Когда крестьяне, проводившие на земле большую часть года (а Есенин, выросший в селе Константиново, знал это не понаслышке), ушли на фронт во время Первой мировой войны, деревня опустела, о чем с горечью узнавал Сергей Александрович из писем родных.

Буквально двумя годами раньше Есенин опоэтизировал деревенский быт, подчеркнув его патриархальный уклад, гармонию и покой во всем, что связано с деревней и крестьянином. В том же 1914 году он написал «Край любимый! Сердцу снятся…», в котором признался, что «хотел бы затеряться в зеленях стозвонных», что «рад и счастлив душу вынуть». Однако в стихотворении «Край ты мой заброшенный» звучит мотив уныния. вызванный печалью и пустотой в душе героя.

Уже с первых строк стихотворения возникает образ заброшенного края. напоминающего пустырь, где все кругом безлюдно, тихо, где только

Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Образ монастыря появляется не случайно: именно в это время Сергей Александрович всерьез увлекался христианскими идеями, что нашло отражение в его общей поэтической концепции. На первых порах в основе художественного мира поэта были образы земли и неба, а в центре – деревенская избенка. Сначала это была вполне реальная деревенская изба (не исключено, что родной дом Есенина в селе Константиново).

Но постепенно она как будто мифологизируется, становясь, по словам литературоведа Михаила Пьяных, «пантеиститческим храмом», связующим землю и небо. А потом появляется и небесное жилище – изба на небе. В течение 1914-1919 годов обе составляющие есенинского мира постепенно сливаются: божественный мир как будто приобретает черты земного, а земной мир обожествляется.

Конечно, описывая пять «забоченившихся» изб, Есенин использовал, скорее всего, литоту – преуменьшение величины, значения изображаемого предмета или какого-то явления. Но уже следующий образ создает иллюзию бесконечности, ведь крыши этих домов в восприятии героя становятся «заревой гатью». то есть как будто дорогой через болото, в качестве которого героем воспринимается, очевидно, небо.

Если христианская тема звучит еще в образе соломы, напоминающей ризу, в образе окропленной солнцем плесени, то вороны, бьющие без промаха в окна, вызывают ощущение беды, которое заставляет тревожно сжиматься сердца героя и читателя.

Не случайно в последнем четверостишии у героя возникает риторический вопрос:

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль…?

Если учесть, что так называют кустарник, чаще ивняк, то вновь можно уловить смысловую и хронологическую связь между двумя «Краями» Есенина: «ивы – кроткие монашки» и «сказ в прутнике» .

Вообще, язык стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» как всегда неповторим: сочетание просторечных выражений «забоченились». «машет». «жисть» и высокопарных слов «окропил». «заревая гать». Почему-то именно такое сочетание создает у читателя ощущение безысходной тоски и боли за Россию.

Прошло ровно сто лет с момента написания этого стихотворения, но все так же убого выглядят многие российские деревни и все такую же безысходность ощущают жители российской глубинки. Только нет сейчас такого поэта, который смог бы выразить все эти чувства в полной мере в своих произведениях.

Послушать стихотворение Есенина Край ты мой заброшенный

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

Стихотворение Сергея Есенина изучается на уроках литературы в 6 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Край ты мой заброшенный” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой заброшенный.

История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно рознится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.

Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.

Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.

Жанр – пейзажное лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.

Метафоры“солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.

Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.

Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.

Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”

Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).

История создания

Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем несравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни. После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть поспособствует этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

Тематика стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблематика – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:

“В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом”.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о “безпризорности” села.

Это лирическое стихотворение с пейзажной тематикой. Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено. Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля “последнего поэта деревни” . Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали визитной карточкой.

Средства выразительности

Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы ( риза, окропил ). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика( сказ, жисть, забоченились ) и возвышенная ( окропил, заревая ). Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты ( “край заброшенный”, “сизая плесень” ) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох” .

Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.

«Край ты мой заброшенный…»

стихотворение и анализ

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Лес да монастырь.

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

Ветер плесень сизую

В окна бьют без промаха

Как метель, черемуха

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Краткое содержание

С. Круглова. Русь. 2014

Произведение начинается с рассказа о родных местах поэта. Для него отчий дом – это сенокос нескошенный, пустырь, монастырь и лес. Поэт видит, что в родной деревне остались всего лишь пять покосившихся избёнок, их соломенные крыши покрылись налётом плесени. Избёнки представляются ему бесценными. Солома на крышах похожа на священные ризы. В какой-то миг поэту кажется, что всё происходящее не имеет к действительности никакого отношения: он проснётся – и всё изменится к лучшему.

История создания

Произведение увидело свет в 1914 г. Оно отличается от других стихов, написанных Есениным тогда же. Раньше автор писал стихотворные строки, воспевающие радость жизни в деревне: он любовался природными пейзажами села. Это стихотворение совершенно иное: оно буквально пропитано чувством безысходной грусти, переживанием за русскую деревню. По завершении войны деревня пришла в упадок. Поэт долгое время верил в то, что новая власть исправит положение, но быстро утратил эту наивную веру.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет образец пейзажной лирики. Размер его – хорей с перекрёстной рифмой. Для поэзии Есенина характерно использование разных стихотворных размеров, но именно хорей с перекрёстной рифмовкой помог передать душевное отчаяние, овладевшее лирическим героем при виде родного села.

Композиция

Произведение включает в себя пять строф-четверостиший:

  1. Первые четыре четверостишия – описание заброшенного деревенского пейзажа, навевающего ужас отчаяния на лирического героя.
  2. В пятом четверостишии поэт задаётся риторическим вопросом, обозначает философский взгляд на трагическое будущее деревни.

Произведение написано в форме обращения поэта к родной деревне. Он взирает на неё глазами хозяина, не упуская ни единой детали. Автор делает вывод о «беспризорности» села.

Образы и символы

Чтобы передать чувство тоски и безнадёжности от вида заброшенной деревни, Есенин использует широкую образную палитру:

  • образ избы и образ русской женщины – философский символ мировоззрения, жизненного уклада, быта. Изба для автора, как отдельная жизнь, настоящая и мудрая. Образ избы параллелен образу русской женщины – хозяйки и труженицы;
  • образ черёмухи – символ красивой невесты, молодой девушки, облачённой в нарядное платье. Поэт сравнивает черёмуху с метелью, а цветы черёмухи – со снегом. Это навевает ноты уныния и грусти;
  • образ чёрного ворона символизирует смерть, угасание жизни;
  • образ монастыря появляется не случайно: в это время Есенин был серьёзно увлечён идеями христианства.
Темы и настроение

Ключевая тема – деревенская разруха, плачевное состояние деревни. Поэт тревожится за будущее своего села. Не случайно, деревенская тема – основная в ранней лирике Есенина. Реалии города, в которых жил поэт, существенно отличались от искренней простоты сельской жизни. Ужиться в чуждой для него городской среде Есенин пытался всю жизнь. За годы войны родное село изменилось в худшую сторону настолько, что при встрече с ним поэт теряет чувство родины, гармонии, уюта.

Основная идея

Основная идея, которую пытался донести Есенин – мысль о том, что любые надежды на лучшее могут рухнуть в любую минуту. Поэт долгое время надеялся, что с приходом новой власти после окончания войны жизнь в родной деревне станет лучше. Но, видя убогую картину малой родины, он убеждается в том, что ошибался.

Средства выразительности

В произведении автором представлены следующие средства выразительности, служащие инструментом для передачи основной темы стихотворения:

  • эпитеты – «край заброшенный», «сизая плесень»;
  • метафоры – «рукав черёмухи», «ветер окропил мох», «солома – риза»;
  • просторечия – «сказ», «жисть», «забоченились»;
  • возвышенная лексика – «окропил», «заревая»;
  • аллитерация – в третьей строфе со звуком «с» поэт создаёт эффект шелеста порывов ветра;
  • ассонанс – в первой строфе звук «ы» придаёт строчкам эффект печали, пустынности.

Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

Родившись в эпоху колоссальных политических потрясений, Есенин имел нелёгкую судьбу. Как любой творческий человек, он переживал происходящие события особенно остро. Он сильно и самоотверженно любил свою малую родину—село Константиново. Переживал за судьбу односельчан, хотел, чтобы их жизнь была лучше. Легче, радостней, беззаботней. Вместе с тем, как поэт, Есенин не имел будущего в умирающей деревне и уехал покорять столицу. Москва оказалась не такой приветливой и уютной, как родная сторона. Встретила великого лирика холодно и отчужденно.

Возвратившись через 10 лет, глубоко разочарованный новой властью, поэт встретил село в запустении. Тонкий, чувствующий лирик не мог не выразить это при помощи пера. Так, под давлением сильнейших душевных эмоций, родилось произведение «Край ты мой заброшенный».

Образы, которые применил С. Есенин, при написании, очень глубоки и символичны. Издавна пугающие людей вороны «бьют без промаха» по окнам. Чем не символ смерти. Солома, покрывающая крыши, называется ризою, т. е. погребальным саваном. Гармония и тихое течение сельской жизни разрушено. Понимая весь трагизм ситуации, поэт сожалеет о своем отъезде и в то же время понимает—тут ему не суждено было состояться. Боль от уныния и заброшенности пропитала все произведение, передала тоску талантливого и преданного сына своего народа.

Современники поэта отмечали, что в этот период Есенин начал переосмысливать свое отношение к религии и вводил в произведения образы монастырей. Часто думал о роли Бога в жизни простого человека. Это можно почувствовать, прочитав строки о пяти пустеющих избах — пяти церковных куполах. Для него нищая деревня не заброшенный край, а священный храм его души, тоскующей по несчастной судьбе России.

Вариант 2

Образ открытой русской души, которая раскрывается для того чтобы стать всеобъемлющей для русского простора, вдохнуть в себя этот простор и потом сгореть ярким пламенем любви, веры свободы. Такой образ характерен практически для всего творчества Есенина, собственно как для него самого. Поэт был известен своим немного вольным и эпатажным поведением, он порой был похож на того простого кабацкого мужика, который пропивает последние деньги, чтобы кинуть шапку о земь и пустить тело в пляс, а душу в какие-то неведомые дали.

На мой взгляд именно какой-то такой подобный порыв старался уловить и описать Сергей Александрович в одном из своих ранних стихотворений Край любимый! Сердцу снятся. написанном в 1914 году. Такое настроение даже не следует прочно связывать с алкоголем и кабаками, дело совсем не в этом, а в потребности преодолеть какие-то ограничения, охватить собою счастье и немыслимый простор. Собственно, в заключительных строчках, которые как бы резюмируют и обобщают повествовательный ряд, речь идет именно об этом.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.

После чего описываемое умонастроение подчеркивается готовностью расстаться с телом, оставить землю, на которой недавно появился. Таким образом существование видится как неизбежная гибель, но от этого приход на землю не становится трагичным, даже наоборот. Земля, возможность быть на этой земле становится возможностью для радостной песни, которую и озвучивает автор в этих строках, они наполнены любовью к своему краю, радостью, которая превозмогает любые печали, радостью которая звучит как бы для того чтобы звучать поверх того факта о потребности в итоге оставить землю.

В описании родного края автор использует характерные для него метафоры и типичный прием очеловечивания природы. К примеру, ивы становятся монашками, которые перебирают четки. Природа в целом похожа на какой-то храм, либо на дом, где все гармонично и каждый создан для какого-то служения, часто богослужения, по примеру этих ив-монашек.

Феномены природы, тоже вторят намеченному смысловому ряду. Болото становится чем-то наподобие кадила, которое возносит благовонья в небо. Небесный простор сравнивается с коромыслом и от этого становится таким близким и понятным.

Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный по плану

Край ты мой заброшенный

Возможно вам будет интересно

Стихотворение, получившее название «Морская даль во мгле туманной…» было написано в 1857 году. Его принято считать одним из наиболее подробных описаний пейзажа на море, которое появилось в девятнадцатом столетии.

Юный Лермонтов страдал от любви, свои страдания он выразил в своих Стансах посвященных с высокой вероятностью своей возлюбленной Екатерине Сушковой, с которой он имел довольно трудные отношения

Реальность и вымысел являются собой вещами, которые пересекаются, грань между ними является достаточно размытой. Зеркало является образом вызова судьбе, оно является мистическим элементом

Произведение является одним из самых знаменитых стихотворений поэта, предназначенное не только для маленьких слушателей, но и для взрослой читательской аудитории, поскольку

Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине

Ссылка на основную публикацию