Анализ стихотворения Кузнец Есенина

Анализ стихотворения Кузнец Есенина

Иносказание в поэзии является довольно распространенным приемом и мы можем наблюдать такой прием в стихотворении Кузнец. Стилистически, если сравнивать с известными примерами, оно чем-то похоже на поэзию Владимира Высоцкого, который тоже довольно часто через какие-то простые феномены говорил о возвышенном, пользовался иносказаниями. К примеру, он мог говорить об альпинистах, спортсменах, рабочих, но в действительности описывал различные метаморфозы души, движение человеческого духа.

Подобным образом в Кузнеце работает и Есенин, который начинает с описания кузнецы и работы кузнеца. К слову, стихотворный размер тут задает нужный ритм и если читать верным образом, то легко появляется атмосфера со звуками ударов молота по наковальне. Также ритмический рисунок дополняется образным, который задается такими деталями как «несносный жар», «радуга огней», а также визг и шум.

После этого описания мы начинаем осознавать иносказательность, вероятнее всего, Есенин также говорит и о внутренней работе поэта, который подобно кузнецу закаливает различные «изделия». Только в сфере его деятельности оказываются порывы, которые нужно закалить, а также целью оказывается зажигание сердец пожаром, то есть имеется в виду огнем, который способен уничтожить горя и невзгоды.

Далее стихотворение переходит в описание воспарения духа над повседневностью выход за пределы негативного мира к миру грез и положительных мечтаний. Обусловленность и ограниченность души описывается как черная туча и пороги хмурых дней, за которыми реет могучий блеск солнца. Невероятно мощный и точный образ, который имеет глубокую историю и не менее глубокий смысл.

Таким образом из описания просто работы поэта Есенин переходит к призыву и обучению каждого воспарить над обыденностью и обратить собственный взор и внимание в пространство чистое и ясное, которое описывается как равнины полей и голубое сиянье дня. Речь идет о внутренней работе, потребность в которой есть у каждого, каждому следует закалять собственный порывы, для того чтобы стремиться к мечте. В том числе для этого Есенин указывает на потребность сбросить с себя постылую робость.

Анализ 2

Образ кузнеца в народной культуре практически всегда был связан со сферой мистических преобразований, деятельности особенной, которая выделяется из повседневности.

Во-первых, кузнечное дело издревле имело огромное значение для человеческих сообществ и для людей в начале своего развития преобразование простой металлической руды в какие-то полезные инструменты и предметы было ни чем иным как магическим действом. Помимо этого и работа кузнеца представляла собой своеобразный алхимический акт, где использовались различные глубинные, не всегда понятные обывателю свойства различных материалов.

Во-вторых, в деревнях кузнецы по простым сугубо практическим причинам всегда проживали в дали от основных домов, для того чтобы если кузнец не управится с пламенем, огонь не перекидывался на другие хаты.

Если обобщить, то фигура кузнеца всегда выделялась и Есенин, который назвал одно из своих стихотворений Кузнец, знал об этом явно не понаслышке. Ведь он много времени провел в деревне. Возможно, Сергей Александрович даже наблюдал за деятельностью кузнеца и, учитывая его поэтическую натуру и умение тонко чувствовать действительность, легко мог понять глубокие корни кузнечного искусства.

Также ведь Есенин разбирался и в народной традиции и в литературе, где, кстати, и до него немало было написано о кузнецах в образе благородных магов или чего-то подобного. Наиболее известным тут является, конечно, кузнец Вакула, который ни много ни мало сумел подчинить себе черта. Этот гоголевский герой на самом деле не так далек от кузнеца, котого предлагает Есенин.

После вступительной части, где описывается тяжелая работа в кузнице, поэт переходит к метафорической части и рассматривает ковку как процесс внутреннего преобразования и позитивного преображения действительности. В его интерпретации кузнец занимается закалкой собственных порывов и духа. Далее его дух возносится в великолепные дали, то есть становится чем-то более высоким и достойным не сравнимым с простым существованием.

Описание этого вознесения также представляет собой и духовную работу, которая выполняется для обретения истинного понимания действительности. Читатель может увидеть как преображается дух кузнеца, он проникает сквозь черную тучу и хмурые дни, для того чтобы оказаться в свете, который является символом духовного постижения и развития.

Анализ стихотворения Кузнец по плану

Кузнец

Возможно вам будет интересно

С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки.

Афанасий Афанасьевич Фет – поэт-романтик своего века. Его стихи наполнены любовной лирикой и особым даром описания человеческих отношений. Каждое стихотворение – отдельная жизнь, насыщенная душевно-эмоциональными красками.

Стихотворение относится к поздней любовной лирике поэта. В нем с большой силой выражена сила чувств, погружаясь в воспоминания о былой любви, автор смог воссоздать и передать яркую картину чувств.

В стихе Опять раскинулся узорно мы видим диалог с возлюбленной, мечтания и грезы, которые перемежаются с основными аспектами миропонимания лирического героя. Вероятно, этот герой во многом соответствует характеру

Одним из наиболее фундаментальных творений Ахматовой является Поэма без героя, которая охватывает различные периоды жизни поэтессы и рассказывает о судьбе самой Ахматовой, пережившей и творческую молодость в Петербурге, и блокадный город и много невзгод.

Анализ стихотворения Есенина Кузнец

Кузнец – стих Сергея Есенина

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей.
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо,
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой.
Сбрось скорей постыдный страх.
.

Похожие статьи:

Кузнец
Стихотворение Сергея Есенина

Душно в кузнице угрюмой, И тяжел несносный жар, И от визга и от шума В голове стоит угар. К наковальне наклоняясь, Машут руки кузнеца, Сетью красной рассыпаясь, Вьются искры у лица. Взор отважный и суровый Блещет радугой огней, Словно взмах орла, готовый Унестись за даль морей. Куй, кузнец, рази ударом, Пусть с лица струится пот. Зажигай сердца пожаром, Прочь от горя и невзгод! Закали свои порывы, Преврати порывы в сталь И лети мечтой игривой Ты в заоблачную даль. Там вдали, за черной тучей, За порогом хмурых дней, Реет солнца блеск могучий Над равнинами полей. Тонут пастбища и нивы В голубом сиянье дня, И над пашнею счастливо, Созревают зеленя. Взвейся к солнцу с новой силой, Загорись в его лучах. Прочь от робости постылой. Сбрось скорей постыдный страх.

Сергей Есенин. Сочинения.
Москва: Книжная палата, 2000.

Другие стихи Сергея Есенина

Сергей Есенин — Душно в кузнице угрюмой ( Кузнец )

Dushno v kuznitse ugryumoy,
I tyazhel nesnosny zhar,
I ot vizga i ot shuma
V golove stoit ugar.
K nakovalne naklonyayas,
Mashut ruki kuznetsa,
Setyu krasnoy rassypayas,
Vyutsya iskry u litsa.
Vzor otvazhny i surovy
Bleshchet radugoy ogney,
Slovno vzmakh orla, gotovy
Unestis za dal morey.
Kuy, kuznets, razi udarom,
Pust s litsa struitsya pot.
Zazhigay serdtsa pozharom,
Proch ot gorya i nevzgod!
Zakali svoi poryvy,
Prevrati poryvy v stal
I leti mechtoy igrivoy
Ty v zaoblachnuyu dal.
Tam vdali, za chernoy tuchey,
Za porogom khmurykh dney,
Reyet solntsa blesk moguchy
Nad ravninami poley.
Tonut pastbishcha i nivy
V golubom sianye dnya,
I nad pashneyu schastlivo
Sozrevayut zelenya.
Vzveysya k solntsu s novoy siloy,
Zagoris v yego luchakh.
Proch ot robosti postyloy,
Sbros skorey postydny strakh.

Leiyj d repybwt euh/vjq,
B nz;tk ytcyjcysq ;fh,
B jn dbpuf b jn ievf
D ujkjdt cnjbn eufh/
R yfrjdfkmyt yfrkjyzzcm,
Vfien herb repytwf,
Ctnm/ rhfcyjq hfccsgfzcm,
Dm/ncz bcrhs e kbwf/
Dpjh jndf;ysq b cehjdsq
,ktotn hfleujq juytq,
Ckjdyj dpvf[ jhkf, ujnjdsq
Eytcnbcm pf lfkm vjhtq///
Req, repytw, hfpb elfhjv,
Gecnm c kbwf cnhebncz gjn/
Pf;bufq cthlwf gj;fhjv,
Ghjxm jn ujhz b ytdpujl!
Pfrfkb cdjb gjhsds,
Ghtdhfnb gjhsds d cnfkm
B ktnb vtxnjq buhbdjq
Ns d pfj,kfxye/ lfkm/
Nfv dlfkb, pf xthyjq nextq,
Pf gjhjujv [vehs[ lytq,
Httn cjkywf ,ktcr vjuexbq
Yfl hfdybyfvb gjktq/
Njyen gfcn,bof b ybds
D ujke,jv cbzymt lyz,
B yfl gfiyt/ cxfcnkbdj
Cjphtdf/n ptktyz/
Dpdtqcz r cjkywe c yjdjq cbkjq,
Pfujhbcm d tuj kexf[/
Ghjxm jn hj,jcnb gjcnskjq,
C,hjcm crjhtq gjcnslysq cnhf[/

Стихотворение Есенина С.А.
«Кузнец»

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей.
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо,
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой.
Сбрось скорей постыдный страх.

Стихотворение Есенина С.А. – Кузнец

См. также Сергей Есенин – стихи (Есенин С. А.) :

Лебёдушка
Из-за леса, леса тёмного, Подымалась красна зорюшка, Рассыпала ясной.

Ленин
Еще закон не отвердел, Страна шумит, как непогода. Хлестнула дерзко з.

«Чары» С.Есенин

В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.

Анализ стихотворения Есенина «Чары»

Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них – «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и написанное не позднее 1915 года. В центре внимания – весна-царевна. Ее приход – светлый праздник для всех живых существ на земле, ведь начинается особенное время – период перерождения, любви, пробуждения, радости. Подобным образом весна описывается во многих стихотворениях разных русскоязычных поэтов. Например, у Тютчева.

В рассматриваемом тексте фольклорная лексика («русалка», «весна-царевна») переплетается со средствами художественной изобразительности, напоминающими символистские («страстная фиалка», «под чарами веселья», «золотое ожерелье»). Эта особенность чрезвычайно важна для раннего творчества Сергея Александровича. Практически с самого начала он активно создавал себе образ неопытного поэта-самоучки, только недавно приехавшего из деревни. Есенин осознавал, что именно такой автор будет пользоваться повышенным спросом в светских кругах Москвы и Петербурга. Впрочем, Сергей Александрович понимал – полной аутентичности не нужно, меру лучше соблюдать. В итоге в его стихотворениях народность и религиозность соединились с элементами, свойственными поэзии символистов. Воспринималось творчество как в некоторой степени экзотическое, но в то же время не слишком перегруженное деревенским колоритом, понятное образованной публике.

«Чары» — стихотворение, полное жизни, радости, позитивных эмоций. Произведение представляет собой не только гимн весне, но и всепоглощающей любви. Кажется, лирический герой способен обнять целый мир, так сильно его переполняют чувства. В тексте ощущается невероятная энергия, зачастую присущая молодости. Весна здесь – не просто время года. Она еще и служит олицетворением юной девушки, которую любит герой.

Как говорилось выше, «Чары» — образец ранней поэзии Есенина. Тем не менее, в нем уже чувствуется оригинальный стиль, найденный Сергеем Александровичем и проявляющийся в умении придумывать и правильно использовать оригинальные образы, органично переплетать фольклорные элементы с приемами, характерными для символизма. Кроме того, стихотворение отличает искренняя любовь поэта к родине, к ее природе, которую Есенин пронесет через все свое творчество.

Послушать стихотворение Есенина Кузнец

Анализ стихотворения Есенина Кузнец

Данное стихотворение написано в 1914 году. Вскоре Есенина признают как молодого и талантливого поэта. Через несколько лет Есенина призывают в армию, где он не прекращает писать свои произведения. Стихотворение это призыв людей заниматься любимым делом и быть решительным и никогда не отступать от своих целей. Есенин и сам был волевым и решительным человеком. Хоть и слава у него была неординарная, по натуре он слыл бунтарем. Детство поэта хоть и было тяжелым, но это не сломило его дух.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сорокоуст Есенина

В этом стихотворении Сергей Александрович описывают всю тяжесть работы кузница. Он описывает каждую мелкую деталь профессии. Писатель пишет о том, что в кузне очень душно от жара, с которым приходится работать кузнецу. Работа кипит и очень шумно работать, что голова у него уже гудит. Кузнец делает свою работу ответственно и усердно. Он следит за каждой деталью. В стороны и лицо летят искры и брызги раскаленного металла, но кузнец продолжает выполнять свою работу.

Есенин пишет, что кузнецу нравится его работа и его глаза светятся радостью и задором. Он будто орёл, парящий в небе над морем, удовлетворен своей работой. В стихотворении Сергей Александрович призывает кузнеца продолжать ковать, несмотря на жару и струящийся пот со лба. Есенин описывает, как красиво выглядит работа кузнеца.

Сергей Александрович описывает, что за пределами кузницы кипит совсем другая жизнь, там природа и поля. На полях спеет пшеница, а в небе летают стаи птиц. Есенин пишет, что кузнец уже закалил свои нервы, словно сталь и обуздал свои порывы.

На поля опускается вечер, и они тонут в темноте, а кузнец продолжает свою работу несмотря ни на что. Есенин призывает сбросить свой страх и откинуть все свои проблемы и заботы и заниматься своим любимым делом. И с наступлением рассвета кузнец вновь приступит к своей работе.

Анализ стихотворения Кузнец Есенина

В этот раз мы обсудим стихотворение “Кузнец”, написанное в 1914 году С. А. Есениным.

В те дни, в преддверии какого-то переворота, поэты и писатели, даже если не знали о готовящемся восстании, то точно что-то предчувствовали, тревожились, выплёскивая порой свои переживания в написании своих произведений. Одним из таких произведений стал и “Кузнец”.

Если вы начнёте разбирать стих на отдельные составляющие, то можно утверждать смело, вряд ли у вас выйдет что-то хорошее. Данное произведение представляет собой один большой символ, сложно что-то отсюда выделить. В первую очередь при прочтении, с первых строк, читательское внимание притягивается к фигуре кузнеца, занятого тяжёлой, трудной работой. Это легко сопоставляется с образом народа Руси, кующего себе освобождение от гнёта крестьянской доли. Второй момент, на который стоит обратить внимание, это упоминание солнца, скрытого за облаками, словно ждущего момента, чтобы выглянуть из-за облаков, но пока скрытого “. Там вдали, за чёрной тучей, за порогом хмурых дней, . “. И в третьих, довольно большой акцент ставится на поля, простые крестьянские поля и нивы. Так как Сергей Александрович родом из села, он прекрасно помнил и понимал, насколько важна плодоносящая земля для крестьянина, являясь, по сути, его кормилицей: “. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня, и над пашнею счастливо созревают зеленя. . “.

В конце можно подчеркнуть, что после прочтения данного произведения, если вы знакомы с историей, у вас вряд ли возникнут вопросы на тему того, что, как и когда, было описано, изображено в данном произведении. Есенин выплеснул сюда свои мысли, переживания, то что чувствовал в тот момент, не имея возможности сказать это полноценно вслух. Он обобщил мысли многих, невероятно точно их описав. Он смог так полно всё написать даже в то время поэтов, когда многие были именно символистами, многие символично описывали революционные события. Но Сергей Александрович смог сберечь индивидуальность и неповторимый стиль, рассказав о волнениях в своей излюбленной манере.

Картинка к стихотворению Кузнец

Популярные темы анализов

В жизни и судьбе каждого, без исключения поэта наступает такой момент, когда он оглядываясь назад на прожитые годы подводит некий итог. Так скажем анализирует, что он успел, а что еще предстоит сделать

В.А. Жуковский писал свои произведения в направлении романтизма. Оно основывается на двоемирии, в котором реальная жизнь противопоставляется идеальному миру, постичь который стремится лирический герой. Значимым стихотворением

Стихотворение «Современная ода» написано Н.А. Некрасовым в начале 1845 г. (наиболее точно обозначен период конец февраля 1845 года). Впервые опубликовано в марте 1845 года, включено в собрание сочинений в 1865 году.

Сергей Есенин по праву считается мастером пейзажной лирики, ведь словами, он, как художник мазками вырисовывал картину за картиной. Мало кто знает его философскую поэзию, к которой, прежде всего, принято относить стихотворение:

Серебряный век. В этот период были написаны самые яркие стихотворения и именно в это время жили одни из самых известных писателей. Во второй половине, все великие поэты боролись между собой. Были два направления: «Натуральная

Краткий анализ стихотворения Есенина «Я обманывать себя не стану…» по плану

1.История создания

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» написано Есениным в 1922 году и впоследствии включено в сборник «Москва кабацкая», вышедший в 1924 году.

В нём поэт впервые задаётся вопросом о том, кто такие «шарлатан» и «скандалист».

Эти прозвища стали частью есенинского образа в 20-е годы, и поэт во многом сам спровоцировал их появление. Ему нравилось эпатировать публику, нарушать границы светских приличий. Маска «хулигана» помогала ему вести себя в стихах свободно, раскованно.

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» — это попытка понять, насколько эта маска срослась с его настоящим лицом, поиск себя-подлинного.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к такому литературному направлению, как имажинизм. Оно насыщено яркими образами и соответствует духу времени.

3. Род

Данное произведение с полным правом можно назвать лирическим.

4. Жанр

По жанру оно напоминает городской романс, в котором, как и во многих других стихотворениях Есенина, присутствует исповедальная интонация.

5. Проблематика

Поэт затрагивает такую проблему, как поиск себя.

Сталкиваясь с различными жизненными обстоятельствами, люди вынуждены менять своё поведение, развивать новые черты личности, гасить что-то, что было присуще им прежде.

Но потребность быть настоящими сильнее, чем попытки приспособиться к жизни. Рано или поздно каждый из нас спрашивает себя: а кто же я на самом деле? Подобный вопрос задаёт себе и лирический герой Есенина.

6. Тематика

Тема стихотворения: истинные и мнимые ценности жизни, подлинность человеческого «я».

7. Идея

Идея произведения в том, что слухи и сплетни могут не соответствовать всей правде о человеке. Лишь он один действительно знает свои ошибки и то, насколько сожалеет о них.

8. Пафос

Стихотворение соткано из противоречивых чувств: сначала в нём звучит тревога, сомнение, затем – удаль, наконец, появляется уверенность.

Автор разоблачает перед читателем самого себя и показывает, каким он является на самом деле.

9. Система образов

Образы стихотворения выстроены вокруг главного героя.

Сначала речь идёт о действительно дурных людях: разбойниках, убийцах. Затем поэт примеряет прозвище «шарлатан» на себя и признаётся, что не повинен в столь страшных грехах.

Тогда кто же он? Поэт называет себя «уличным повесой», «озорным гулякой» и признаётся, что «не имеет дружбы» среди людей, отдавая свою душевную привязанность животным.

Мир города слишком чужд для него, а мир природы понятен, привычен, полон смысла. В забавных образах дружбы со «зверьём» чувствуется есенинская склонность к игре, ребячеству как проявлениям жизненной силы и душевной теплоты.

Вспомнив о тех, кого он действительно любит, герой успокаивается, словно объясняя себе и читателю, что его хулиганская повадка – всего лишь шутка, способ вырваться из бессмысленности жизни.

10. Центральные персонажи

Главный герой стихотворения – сам автор.

Для раскрытия его характера необходимы и другие персонажи, обитатели московских улиц: собаки, лошади. Это для них, а «не для женщин» поэт носит цилиндр!

Мир напыщенных и привыкших к условностям людей противопоставлен ласковому и отзывчивому на добро миру животных. Так свою чудаковатость, непохожесть на других поэт превращает из недостатка в достоинство.

11. Лирический герой

Лирический герой несколько раз переоблачается на глазах у читателя.

Сначала он «шарлатан» и «скандалист» (так окрестила его молва). Затем – «московский озорной гуляка», «хороший приятель» «для зверей». А ещё он – забавный деревенский денди, надевший цилиндр, будто в попытке прослыть настоящим городским жителем.

Все эти атрибуты – элементы игры, выстраивания собственного образа.

Лирический герой признаётся: «Каждому здесь кобелю на шею //Я готов отдать мой лучший галстук…» то есть, на самом деле цилиндры и галстуки ему не нужны. Он любит лошадей, собак – царство естественной жизни.

Перед нами совсем не скандалист, а добрый, весёлый и обаятельный человек.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения складывается из ответа на вопрос: «Отчего прослыл я шарлатаном?».

Поэт начинает с самооправдания: «Не злодей я, и не грабил лесом…».

Затем он рассказывает о прогулках по московским улицам, дружбе с извозчиками и их лошадками (память деревни), внутреннем родстве с беспризорными уличными собаками. Для этих живых существ поэту не жаль ничего: они не лгут, не предают, не делают зла. А вот люди устроены иначе.

Разобравшись в себе, лирический герой успокаивается и понимает, что прозвище «скандалиста» — всего лишь обидное слово, которое не затрагивает его сущности.

13. Композиция

Композиция произведения зеркальная. Стихотворение начинается с вопросительных конструкций и заканчивается ответными репликами (Отчего – Оттого).

В 7 строфах стихотворения рассказывается о привычках лирического героя, его характере и друзьях-животных.

Кульминация – это строка о лучшем галстуке, который поэт готов отдать на шею «каждому…кобелю». Она же является своеобразным итогом размышлений автора и ответом на главный вопрос произведения.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения прост и насыщен образами. В нём встречаются просторечия, характерные для всего цикла «Москва кабацкая»: «гуляка», «повеса», «задрипанная», «кобель».

Поэт использует антитезу «люди – животные». В этом ему помогает ирония с элементами сарказма. Так женщинам неявно противопоставлены кобылы, а друзьям мужчинам – уличные псы.

Смеётся поэт и над собой. Самоирония заставляет его создавать неожиданные образы братания с четвероногими друзьями. Герой кормит лошадей овсом из цилиндра (это оксюморон: соединение роскоши и простоты), дарит кобелю лучший галстук.

Как всегда, Есенин мастерски играет анафорой: «отчего прослыл я», «каждая, каждый», «оттого прослыл я». Она делает текст произведения мелодичным, чётко структурированным, легко запоминающимся.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пятистопным хореем с женской рифмой.

Для выражения содержания автору понадобилось целых 7 четверостиший.

Он использовал перекрёстную рифмовку (АВАВ).

Эти особенности ритмики и строфики сделали объёмный текст лёгким для восприятия.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в сердце мглистом», «озорной гуляка», «лёгкую походку», «задрипанная лошадь»;
  • олицетворения: «стих мой душу зверя лечит», «в глупой страсти сердце жить не в силе»;
  • метафора: «золото овса»;
  • гиперболы: «каждая собака знает мою лёгкую походку», «каждая задрипанная лошадь головой кивает мне навстречу».

Аллитерации («з», «с», «г», «л, «р») выдают противоречивые чувства героя.

Ассонансы («о», «у», «а», «и») передают смену настроения — от грусти к светлой радости и озорной игривости.

17. Значение произведения

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» даёт ключ к пониманию характера Сергея Есенина. Оно помогает понять значение цикла стихотворений «Москва кабацкая» в его творчестве и осознать, что мотив хулиганства использовался поэтом не для прославления негативных сторон жизни, а как средство выражения протеста против любой ограниченности.

18. Актуальность

Произведение актуально и в наши дни. Часто люди кажутся не тем, что они есть на самом деле. Одни считаются негодяями, другие – хорошими людьми.

Понять же, каков человек на самом деле, можно только по его поступкам, маленьким деталям повседневной жизни: например, по отношению к людям, попавшим в беду, детям и животным. Не следует судить людей, лучше обратить внимание на собственное поведение.

19. Моё отношение

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» заставило меня улыбнуться. Сергей Александрович Есенин трогательно и весело описывает свою дружбу с животными.

По воспоминаниям современников, он и в самом деле очень любил зверей, часто совершал неожиданные поступки, которые удивляли его друзей и близких. Например, как-то раз поэт приехал к своей сестре с курицей на голове.

Это говорит о его детской непосредственности и любви к жизни. Мне понравилось то, как автор смог передать свои чувства и мысли в стихотворной форме.

20. Чему учит

Стихотворение учит доброте и творческому отношению к жизни. Не важно, какими нас считают окружающие, важно, какие мы на самом деле. Не надо бояться быть необычными, весёлыми, прямо выражать свои чувства.

Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни. “

Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, “природной” России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского. Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия – воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля. Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мой путь Есенина

Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году Есенин пишет стихотворение “Я последний поэт деревни. “, в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, “деревянной” Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

Стихотворение “Я последний поэт деревни. ” можно было бы принять за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись здесь на лодках.

“Я последний поэт деревни. ” – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему “деревянному” миру “железный гость” и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – “дощатый мост”, “луны часы деревянные”. В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но “скромен в песнях дощатый мост”, не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным “мостом”.

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для “часов” тоже наступают последние сроки, они именно “прохрипят” двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

“Луны часы” здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней “кадящих листвой берез”. Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом “догорит”: “Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча. ” “Догорит” находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из “телесного воска”, то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего (“деревянного”) мира – о “железном госте”, который выйдет “на тропу голубого поля” России с ее необъятными просторами.

“Железный гость” несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого “железного гостя” “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”. При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, “панихидный справляя пляс”. Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: “Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!”

Читайте также другие статьи о творчестве Сергея Есенина:

«Сорокоуст», анализ поэмы Есенина

История создания

Поэма Есенина «Сорокоуст» была написана в 1920 г., отрывки (2 и 3 часть) напечатаны в № 7-10 журнала «Творчество». Полностью поэма вошла в сборник «Исповедь хулигана» (1921).

Сорокоуст – специальная церковная молитва, проводимая в течение 40 литургий. В это время человек, за которого молятся, не присутствуя в церкви (обычно из-за тяжёлой болезни), становится причастным крови и плоти Иисуса. Сорокоуст также заказывают об умерших, особенно часто – о недавно почивших. Так о ком же поэтическая молитва Есенина? О живом или о мёртвом она?

Ответ на вопрос можно найти в одном из писем Есенина, в котором он вспоминает, как видел жеребёнка, скачущего за паровозом и силящегося его обогнать. Жеребёнок бежал очень долго, пока его не поймали. В этом же письме Есенин объясняет, как понял этот жизненный образ: «Конь стальной победил коня живого». Жеребёнок стал для Есенина «наглядным дорогим вымирающим образом деревни».

Поэма посвящена Мариенгофу, товарищу Есенина в период увлечения имажинизмом (с 1918 г.).

Литературное направление и жанр

Есенин 1920 г. – убеждённый имажинист. Основная цель имажинистов – создание яркого и необычного, поражающего художественного образа, в основном с помощью метафор. Хотя «Сорокоуст» назван поэмой, формально он слишком мал для поэмы и распадается на цикл стихов, объединённых одной темой, показанной в её развитии. Зато поэме соответствует замысел «Сорокоуста» – молитва надежды на исцеление тяжелобольного, его приобщение к жизни народа. Этот больной, почти умерший – старая жизнь, патриархальный уклад, любимая Есениным деревня.

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – столкновение уходящего мира патриархальной деревни и нового железного мира города, промышленности. Сорокоуст по старому, тяжело больному и даже умирающему (или только что умершему) миру поёт Есенин. Основная мысль состоит в неизбежности умирания старого, но такого дорогого Есенину мира. Сам он определял идею произведения в том же письме к Лившиц: «Трогает меня. только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мёртвого, механического».

Поэма состоит из 4 частей. В первой части Есенин создаёт образ грандиозного мирового преобразования, конца света, начавшегося со звука погибельного рога, подобного архангельскому. Природу ожидает гибель, враг «с железным брюхом», которому соответствует библейский образ зверя. Обращение лирического героя к «любителям песенных блох», не желающим видеть перемены и наслаждающимся сентиментальными стихами прошлого, в своё время возмутило первых слушателей и читателей поэмы, так как содержало грубые слова, ругательства.

Во второй части наступление «стальной лихорадки» становится всё более заметным. Железному брюху города, цивилизации противопоставлен древенчатый живот изб, словно механическое живому.

Третья часть центральная в поэме. Поезд в ней уподобляется железному чудовищу, которое побеждает жеребёнка, воплотившего не только всё живое, но и прошлую эпоху.

Четвёртая часть обращена к скверному гостю – прогрессу, который большинство принимает с радостью, но лирический герой, певец старого мира, видит своё призвание в его отпевании. На стороне лирического героя природа и деревенские жители, скорбящие вместе с ним.

Герои и образы

Образы имажинизма – это яркие самобытные метафоры, превращающие привычные предметы и явления в грубоватые или трогательные картинки. К грубым и даже бранным образам относятся метафоры измызганные ляжки дорог, любители песенных блох, которые празднятся кротостью мордищ, которым дразнящиеся сумерки (олицетворение) всыпают в толстые задницы окровавленный веник зари.

Эпитет окровавленный сам по себе несёт трагическую окраску и перекликается с эпитетом первой строчки: погибельный рог. Метафорическое значение первой метафоры в зачине до конца не ясно. Что это за погибельный рог, который затрубил лирическому герою? Есть ли материальное воплощение этого звука, или это только символическое начало конца света, начало смерти всего живого, техногенное убийство?

В следующих двух строфах противопоставлена привычная живая картина русской деревни, природа которой олицетворяется (старая мельница водит ухом, острит мукомольный нюх), и враг с железным брюхом, который тянет к глоткам равнин пятерню. Это урбанизация, техническая революция, неизбежное зло, поглощающее посёлок и луга. Бык, чья работа тоже станет ненужной, – пророк умирающей деревни, который чует беду.

Первая часть начинается описанием глобальной катастрофы, которая к концу первой части сосредотачивается на конкретном посёлке и лугах, даже на конкретном дворе с быком. Во второй части взгляд лирического героя, наоборот, обращается от частного к общему. Звук плачущей гармоники (олицетворение) за селом повисает над белым подоконником в доме лирического героя (метафора). Казалось бы, гармоника привычно грустит с приходом осени, которая, будто скребницей с коней (сравнение), очёсывает с клёнов листья (метафора старости, когда человек теряет волосы). Осенний ветер называется жёлтым, этот метафорический эпитет описывает летящие по ветру листья и противопоставлен неподвижности белого подоконника.

Но не это причина плача гармошки. Её слёзы – о страшном вестнике с громоздкой пятой, которой он ломит чащи. Внимательный читатель уже в этом образе увидит паровоз, представленный здесь в виде одного из ангелов апокалипсиса. Природа ожидаемо реагирует на приход конца света. Тоскуют песни (олицетворение, возможно, метонимия, изображающая всё сильнее тоскующих людей). Страдания всех животных воплощены в образе библейского животного, предвещающего катастрофы, – лягушек, которые пищат от ужаса.

Вторая часть очень эмоциональна, в ней 2 междометия. В последнем четверостишье наступление технической революции приводит в ужас не только всё живое, но и одухотворённую, олицетворённую деревню. Метафора электрический восход, олицетворения глухая хватка ремней и труб, стальная лихорадка противопоставлены исконному, подчеркнутому устаревшим се. Это исконное – олицетворение и оживление деревни – древенчатый живот изб.

Манера повествования в третьей части меняется. Лирический герой задаёт несколько риторических вопросов, обращённых уже не к врагам или оппонентам, а к единомышленникам, с которыми он делится сокровенным. Паровоз символизирует зверя апокалипсиса, который храпит железной ноздрёй и бежит на чугунных лапах. Красногривый жеребёнок противопоставлен поезду. Это не только противопоставление старого и нового, механического и живого, природного и технического. Это плач по умирающей красоте, по меняющейся эстетике – чувстве прекрасного. Красота для лирического героя – в нелепости нерационального движения жеребёнка, закидывающего тонкие ноги к голове, в бессмысленности его бытия.

В конце третьей части лирический герой пытается рационально, но с горечью объяснить единомышленникам и самому себе неизбежность ухода старого и победы стальной конницы (метафора победы технического прогресса). Поля, по которым не скачут кони, Есенин называет бессиянными, а ценность коней превращена в ценность их кожи и мяса, то есть они ценятся только мёртвыми, и то невысоко.

Четвёртая часть – обращение к техническому прогрессу, который называется скверным гостем. Лирический герой грубо посылает его к чёрту и жалеет, что не утопил в детстве. Это распространённое олицетворение – признание лирическим героем процесса урбанизации как живого поступательного движения, как живого существа. Лирический герой видит жизнь во всём, даже в железе.

Следующие строчки показывают, что лирический герой всё же различает жизнь механическую, автоматическую и настоящую. Появляются «они», которые «стоят и смотрят», принимая все изменения, красят рты «в жестяных поцелуях». Это пророчество актуально и сегодня, когда даже любовь становится автоматической и механической.

Лирический герой противопоставляет себя остальным, называя себя псаломщиком, поющим славу родной стране. Как и во второй части, его единомышленниками становятся русская природа и крестьяне. Они тоже понимают неизбежность происходящего и каждый по своему приобщаются к отпеванию. Рябина, вокруг которой осенью рассыпаны красные ягоды, напоминает лирическому герою человека, размозжившего голову о плетень и облившего своей кровью сухой и холодный суглинок. Человек, как и природа, тоскует, выполняя обычные для него ритуальные действия: изливает «тужиль» в звуках тальянки или до смерти упивается лихой самогонкой (метафорический эпитет). Люди прошлого, как и природа, будто торопят собственную смерть, чтобы дать место наступающему прогрессу. Тоску подчёркивает естественное умирание осенней природы.

Художественное своеобразие

Есенин широко использует авторские неологизмы, часто метафорические: праздниться, осенница, древенчатый (от слова дерево по словообразовательной модели бревенчатый), тужиль (существительное от тужить), бессиянный, склень. Формально последнее слово является диалектным наречием и означает «налить в посуду вровень с краями». Но в стихотворении это существительное, очевидно, означающее дождливую, мокрую погоду.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями

Размер и рифмовка

Поэма написана дольником с разным количество слогов в первой и третьей части и трёхударным дольником во второй и четвёртой. Дольник свойственен народной поэзии.
Рифмовка в основном перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. В первой части дактилическая рифма чередуется с мужской, а рифмовка разнообразна. Если во втором (полном) пятистишье перекрёстная рифмовка сочетается со смежной (АбААб), то следующее четверостишье имеет перекрёстную рифмовку (ВгВг), а в последних двух перекрёстная рифмовка с выпадением одной строчки, остающейся незарифмованной: ДеДжзИзИ. При этом смысловую законченность имеют не четверостишья, а пяти- и шестистишья, что придаёт первой части речитативность, сходство с ритмической прозой.

Урок литературы в 11-м классе по теме “Я растил себя поэтом” (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)

Разделы: Литература

Класс: 11

“Я растил себя поэтом” (Поэтическая концепция Сергея Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)

Цели урока:

  • образовательные: формировать умение интерпретировать стихотворение, понимать философские размышления на “вечные темы”;
  • развивающие: через понимание концепции поэта подвести учащихся к постижению смысла;
  • воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания судьбе Есенина.

Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

Оборудование урока:

  • сборник стихотворений С.А. Есенина;
  • презентация (образная система Есенина);
  • запись песни С.Есенина;
  • литературоведческий словарь.

Ход урока

1. Вводное слово учителя. (Слайды № 1, 2, 3 см. презентацию)

“Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”, – писал в “Автобиогрфии” Сергей Есенин. Так начинался поэт. Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры?

2. Анализ первых впечатлений от просмотра слайдов.

В чём видел Есенин истоки своей поэзии? Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры? Он жадно впитывал в себя многоцветный и многозвучный мир: алые зори, запах черёмухи, звон сосняка, вой вьюги и песни тальянки. “Поющее слово”, услышанное с детства, стало отправной точкой в творчестве Есенина, и не зря он называл себя “младшим братом” А. Кольцова, но в отличие от “старшего брата” не вносил песни в литературу, а растворял их в своей поэзии. Поющие, романсные стихи Есенина врачуют душу, вызывают ответное душевное волнение.

3. Проблемный вопрос.

– Как удавалась поэту лёгкость и простота его творений? И не скрывался ли за этой лёгкостью напряжённый труд? Цель нашего урока – понять, в чём живая сила его строк. И подумать, прав ли А. Блок.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите лёгкое имя Сергей Есенин?

Ответы учащихся.

– Сень… Осень… Весна… Весенний…Синий… Россия…

– Да, Есенин был плоть от плоти русским поэтом, певцом рязанских полей, неяркого русского неба, осенней грусти и весеннего разлива рек. Но особенно значительны философские размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о преходящем и вечном в земном существовании.

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Творческая история стихотворения.

“Есенин рассказывал… что это стихотворение было написано им под влиянием лирического отступления из “Мёртвых душ” Гоголя. Иногда полушутя прибавлял: “Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь”. Несомненно, что место в “Мёртвых душах, о котором говорил Есенин, – это начало шестой главы, которое заканчивается словами: “…что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и неумолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!” (С.Толстая-Есенина). “Не жалею, не зову, не плачу…” – итог творчества Есенина, его лебединая песня.

А строки “Всё пройдёт, как с белых яблонь дым” стали афоризмом. Это чудесное стихотворение обладает особой притягательной силой.

4. Анализ стихотворения.

1. Определите тему и идею стихотворения. (Тема стихотворения – прощание с юностью. Идея – философские раздумья поэта о жизни и смерти, о тленности всего живущего).

2. Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции: а) фольклорная; (Слайд № 4)

б) литературная. Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?

Запись в словарь:

Преемственность – передача, переход чего-либо от предшественника к преемнику.

Самобытность – своеобразие, оригинальность, неповторимость в своём развитии.

Заполните таблицу. Сделайте выводы.

ПреемственностьСамобытность
1. “Холод сердца.

3. “Пышное природы увяданье”.

4. “Охваченный огнём”.

5. “Осеннее золото”.

3. В чём особенность построения стихотворения?

Чтобы ответить на этот вопрос, определите смысловую нагрузку каждой строфы.

I – III строфы –прощание поэта с молодостью, отрицание будущего. (Целых три отрицания!).

IV строфа – кульминация ( трагическое звучание вопроса “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”и “розовый конь” как символ несбывшихся желаний). (Слайд № 5) V строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо. Композиция стихотворения – антитеза.

4. Определите лирическое движение сюжета.

(От грустных размышлений о быстротечности жизни (“проскакал”) поэт переходит к философскому обобщению, и словосочетание “тихо льётся” передаёт душевное состояние лирического героя.)

5. Найдите в стихотворении символы и объясните их значение. (Слайд № 6)

6. Докажите, что жанр стихотворения – элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки (“…я не буду больше молодым” – сердце перестанет быстро биться; “Не заманит шляться…” – угасает бродяжий дух; “…половодье чувств” – “скупее стал в желаньях” и вывод: “Все мы…тленны”).

Запись в словарь: “Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью, содержащее размышления о жизни.

1. Определите строфику стихотворения. Каково движение ритма в стопе?

2. Определите морфологический и синтаксический уровни текста.

Какое значение в стихотворении имеют отрицательные частицы? Чем они сменяются в финальных строках? Почему поэт использует все три времени глагола? Какова роль местоимений?

3. Какова роль обращений в стихотворении? Как мы называем такие обращения?

4. Какова роль знаков препинания в стихотворении? Обратите внимание на многоточие в последней строфе.

5. В чём особенность звукописи? Докажите, что в нём два звуковых комплекса, используя ряды слов: белых – яблонь, буду – больше, будь – благословенно; жалею – шляться, бродяжий – реже. Какова роль ассонанса в начале и в конце стихотворения?

6. Чем интересна рифмовка стихотворения? Определите клаузулу. Что передаёт сочетание женской и мужской клаузул?

7. Найдите пример неравносложной рифмы. Какую интонацию вносит эта рифма в стихотворение?

8.Определите размер стихотворения. Почему поэт пользовался именно этим размером, создавая элегию?

  • Стихотворение написано традиционным катреном. Катрен — четырёхстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль; наиболее распространённая форма рифмовки в катрене – abab.
  • За движением ритма можно проследить по числу стоп в строке: 5 – 4 – 5 – 4. Равномерное чередование 5-стопных и 4-стопных передаёт состояние героя. Кажется, что сначала он задаёт себе вопрос, а потом отвечает на него.
  • Три глагола – это своеобразная цепочка – от отрицания к утверждению – и к контрасту: “будь” – “умереть”. “Я” – “мы” – два полюса стихотворения. Поэт приобщает свою судьбу к судьбам других людей.
  • Риторические обращения придают стихотворению особое звучание; сердце – дух, свежесть – жизнь – это контекстуальные синонимы.
  • В стихотворении два звуковых комплекса: б – бл и ж – ш. Весна и молодость, жизнь и движение. В первой строке ассонанс: а – у – а – у – а – у – три открытых и три закрытых гласных – передаёт взволнованность поэта, чувство безысходности, охватившее его. В последней строке: о – и – о – а – э – и – у – и – э. Открытость последнего гласного подчёркивает ощущение свободы поэта от угнетающих его мыслей о смерти.
  • Сочетание мужской и женской клаузул передаёт экспрессию, чувства. Мужская клаузула звучит отрывисто – гармонирует с трагическим положением лирического героя. Рифмы равносложные, а чередование рифм делает стихотворение живым, мелодичным и пластичным. Мужские и женские клаузулы то проводят параллель между человеком и миром природы, то несут антитезный смысл.
  • “Плачу” – “охваченный” – неравносложная неточная рифма, она придаёт стихотворению рыдающую интонацию. Размер стиха – традиционный лёгкий хорей с пиррихием, что ещё более усиливает напевность элегии.

1. Как организованы в стихотворении пространство и время?

(Художественное пространство стихотворения то замкнуто: “сердце”, то распахнуто: “страна берёзового ситца”. Тема прощания поэта с молодостью определяет организацию времени. Оно динамично, и образы весны-молодости и осени-старости подчёркивают его быстротечность.)

2. Какие тропы использованы в стихотворении? Расшифруйте их значение. Чем интересна метафора Есенина (Слайд № 7)

3. Каково смысловое значение стилистических фигур?

4. Сделайте лингвистический анализ слов. Докажите, что существительные делятся на две группы: человек и природа. Докажите, что эти два мира пересекаются. Попробуйте выстроить предметный ряд стихотворения. (Сердце – страна – дух – чувства – желанья – жизнь – мир) Сделайте вывод. Какие просторечные слова использованы в стихотворении? Найдите окказионализм, раскройте его значение.

5. Зачем Есенин сталкивает в последней строфе два антонима: “процвесть” и “умереть”?

6. Каковы сквозные образы элегии? Объясните логику построения образной системы стихотворения. (Лирический герой – яблоня – страна берёзового ситца – конь – клёны – листьев медь. Увяданье – сердце – дух бродяжий – свежесть – буйство глаз – половодье чувств – желанья.) Клён – сквозной образ в лирике Есенина. Докажите это утверждение.

7. Найдите в тексте примеры персонификации. (Слайд № 8)

(“Увяданья золотом охваченный…”. Золото – и временной – цвет осени, и личностный признак – цвет волос Есенина. Поэт подчёркивает этим приёмом свою близость миру природы, свою безграничную любовь к родному краю.)

8. Найдите в стихотворении цветопись и определите её роль в раскрытии идейного замысла. (Слайд № 9) Какие картины “рисует” поэт? (Слайд № 10)

9. Как в стихотворении показана связь земного и небесного миров? (Слайд №11) Что вносит этот приём в постижение смысла элегии?

5. Подведение итогов. Работа с конспектом “Поэтическая концепция Есенина”. (Слайд № 12)

Сообщение ученика “Художественный мир поэта”.

Раскройте смысл заключительных строк стихотворения. Можно ли благословлять смерть? Почему у стихотворения нет названия? В последней строфе внутреннее лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества, а просветлённая грусть. Таким образом, отталкиваясь от описания природы, поэт поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлению о смысле бытия. Чувства переполняют душу поэта, кажется, эмоции выплёскиваются через край, на самом же деле они заключены в строгую, выверенную форму. В этом и заключается тайна силы строк Сергея Есенина.

Возвращаемся к эпиграфу урока. Так прав ли А. Блок?

1. Есенин – многогранный поэт. Ему доступны любые жанры.

2. В небольшом стихотворении поэту удалось передать полемичность размышлений о смысле жизни.

3. Для него жизнь – это не тление, а “половодье чувств”, цветение души.

4. Есенин боится смерти, но примиряется с ней, потому что таков закон природы.

5. Его грусть – лёгкая грусть.

6. Финальные строки – заговор, которым лечат от недугов.

7. Есенин – народный поэт. Его голос – это голос России.

– Изменились ли ваши впечатления о творчестве С.А Есенина после анализа этого стихотворения?

8. Слово учителя. (Слайды №13,14) “Лёгкой походкой” прошел Есенин по русской поэтической стране, по “стране берёзового ситца”, и оставил после себя удивительно свежие и трогательные стихи. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт вдохновлять композиторов на создание музыкальных произведений. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

– Почему это стихотворение стало песней? (Звучит грамзапись.)

9. Домашнее задание. Сделайте лингвопоэтический анализ стихотворения “Отговорила роща золотая”; проведите аналогии между двумя стихотворениями.

Ссылка на основную публикацию