Анализ стихотворения Кузнец Есенина

Анализ стихотворения Есенина Кузнец

Данное стихотворение написано в 1914 году. Вскоре Есенина признают как молодого и талантливого поэта. Через несколько лет Есенина призывают в армию, где он не прекращает писать свои произведения. Стихотворение это призыв людей заниматься любимым делом и быть решительным и никогда не отступать от своих целей. Есенин и сам был волевым и решительным человеком. Хоть и слава у него была неординарная, по натуре он слыл бунтарем. Детство поэта хоть и было тяжелым, но это не сломило его дух.

В этом стихотворении Сергей Александрович описывают всю тяжесть работы кузница. Он описывает каждую мелкую деталь профессии. Писатель пишет о том, что в кузне очень душно от жара, с которым приходится работать кузнецу. Работа кипит и очень шумно работать, что голова у него уже гудит. Кузнец делает свою работу ответственно и усердно. Он следит за каждой деталью. В стороны и лицо летят искры и брызги раскаленного металла, но кузнец продолжает выполнять свою работу.

Есенин пишет, что кузнецу нравится его работа и его глаза светятся радостью и задором. Он будто орёл, парящий в небе над морем, удовлетворен своей работой. В стихотворении Сергей Александрович призывает кузнеца продолжать ковать, несмотря на жару и струящийся пот со лба. Есенин описывает, как красиво выглядит работа кузнеца.

Сергей Александрович описывает, что за пределами кузницы кипит совсем другая жизнь, там природа и поля. На полях спеет пшеница, а в небе летают стаи птиц. Есенин пишет, что кузнец уже закалил свои нервы, словно сталь и обуздал свои порывы.

На поля опускается вечер, и они тонут в темноте, а кузнец продолжает свою работу несмотря ни на что. Есенин призывает сбросить свой страх и откинуть все свои проблемы и заботы и заниматься своим любимым делом. И с наступлением рассвета кузнец вновь приступит к своей работе.

Анализ стихотворения Кузнец Есенина

В этот раз мы обсудим стихотворение “Кузнец”, написанное в 1914 году С. А. Есениным.

В те дни, в преддверии какого-то переворота, поэты и писатели, даже если не знали о готовящемся восстании, то точно что-то предчувствовали, тревожились, выплёскивая порой свои переживания в написании своих произведений. Одним из таких произведений стал и “Кузнец”.

Если вы начнёте разбирать стих на отдельные составляющие, то можно утверждать смело, вряд ли у вас выйдет что-то хорошее. Данное произведение представляет собой один большой символ, сложно что-то отсюда выделить. В первую очередь при прочтении, с первых строк, читательское внимание притягивается к фигуре кузнеца, занятого тяжёлой, трудной работой. Это легко сопоставляется с образом народа Руси, кующего себе освобождение от гнёта крестьянской доли. Второй момент, на который стоит обратить внимание, это упоминание солнца, скрытого за облаками, словно ждущего момента, чтобы выглянуть из-за облаков, но пока скрытого “. Там вдали, за чёрной тучей, за порогом хмурых дней, . “. И в третьих, довольно большой акцент ставится на поля, простые крестьянские поля и нивы. Так как Сергей Александрович родом из села, он прекрасно помнил и понимал, насколько важна плодоносящая земля для крестьянина, являясь, по сути, его кормилицей: “. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня, и над пашнею счастливо созревают зеленя. . “.

В конце можно подчеркнуть, что после прочтения данного произведения, если вы знакомы с историей, у вас вряд ли возникнут вопросы на тему того, что, как и когда, было описано, изображено в данном произведении. Есенин выплеснул сюда свои мысли, переживания, то что чувствовал в тот момент, не имея возможности сказать это полноценно вслух. Он обобщил мысли многих, невероятно точно их описав. Он смог так полно всё написать даже в то время поэтов, когда многие были именно символистами, многие символично описывали революционные события. Но Сергей Александрович смог сберечь индивидуальность и неповторимый стиль, рассказав о волнениях в своей излюбленной манере.

Картинка к стихотворению Кузнец

Популярные темы анализов

А. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским,

Утро на берегу озера было опубликовано в “Отечественных записках «в 1854 году. Было написано оно в момент некоторой ненависти Никитина на жизнь. Об этом он поведал своему приятелю Второву, а также сообщил, что возможно его все же

Стихотворение было написано сестре Александре оно называется “Ты запой мне песню, что прежде”. Анализируя данный текст можно прочувствовать всю любовь поэта к родимым местам

Автор стихотворения “Есть речи – значенье” – М.Ю. Лермонтов. Оно написано уже на закате жизни великого поэта, в 1838 году. На протяжении жизни у Лермонтова было много дам сердца, однако в частности он пытался скрывать свою любовь

Евгений Абрамович Баратынский – русский поэт, а также переводчик. Он однозначно наделен невероятным талантом, часто говорят, что Евгений Баратынский – один из самых интересных образов русской литературы, а также один из самых

Анализ стихотворения Есенина Кузнец

Кузнец – стих Сергея Есенина

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей.
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо,
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой.
Сбрось скорей постыдный страх.
.

Похожие статьи:

Кузнец
Стихотворение Сергея Есенина

Душно в кузнице угрюмой, И тяжел несносный жар, И от визга и от шума В голове стоит угар. К наковальне наклоняясь, Машут руки кузнеца, Сетью красной рассыпаясь, Вьются искры у лица. Взор отважный и суровый Блещет радугой огней, Словно взмах орла, готовый Унестись за даль морей. Куй, кузнец, рази ударом, Пусть с лица струится пот. Зажигай сердца пожаром, Прочь от горя и невзгод! Закали свои порывы, Преврати порывы в сталь И лети мечтой игривой Ты в заоблачную даль. Там вдали, за черной тучей, За порогом хмурых дней, Реет солнца блеск могучий Над равнинами полей. Тонут пастбища и нивы В голубом сиянье дня, И над пашнею счастливо, Созревают зеленя. Взвейся к солнцу с новой силой, Загорись в его лучах. Прочь от робости постылой. Сбрось скорей постыдный страх.

Сергей Есенин. Сочинения.
Москва: Книжная палата, 2000.

Другие стихи Сергея Есенина

Сергей Есенин — Душно в кузнице угрюмой ( Кузнец )

Dushno v kuznitse ugryumoy,
I tyazhel nesnosny zhar,
I ot vizga i ot shuma
V golove stoit ugar.
K nakovalne naklonyayas,
Mashut ruki kuznetsa,
Setyu krasnoy rassypayas,
Vyutsya iskry u litsa.
Vzor otvazhny i surovy
Bleshchet radugoy ogney,
Slovno vzmakh orla, gotovy
Unestis za dal morey.
Kuy, kuznets, razi udarom,
Pust s litsa struitsya pot.
Zazhigay serdtsa pozharom,
Proch ot gorya i nevzgod!
Zakali svoi poryvy,
Prevrati poryvy v stal
I leti mechtoy igrivoy
Ty v zaoblachnuyu dal.
Tam vdali, za chernoy tuchey,
Za porogom khmurykh dney,
Reyet solntsa blesk moguchy
Nad ravninami poley.
Tonut pastbishcha i nivy
V golubom sianye dnya,
I nad pashneyu schastlivo
Sozrevayut zelenya.
Vzveysya k solntsu s novoy siloy,
Zagoris v yego luchakh.
Proch ot robosti postyloy,
Sbros skorey postydny strakh.

Leiyj d repybwt euh/vjq,
B nz;tk ytcyjcysq ;fh,
B jn dbpuf b jn ievf
D ujkjdt cnjbn eufh/
R yfrjdfkmyt yfrkjyzzcm,
Vfien herb repytwf,
Ctnm/ rhfcyjq hfccsgfzcm,
Dm/ncz bcrhs e kbwf/
Dpjh jndf;ysq b cehjdsq
,ktotn hfleujq juytq,
Ckjdyj dpvf[ jhkf, ujnjdsq
Eytcnbcm pf lfkm vjhtq///
Req, repytw, hfpb elfhjv,
Gecnm c kbwf cnhebncz gjn/
Pf;bufq cthlwf gj;fhjv,
Ghjxm jn ujhz b ytdpujl!
Pfrfkb cdjb gjhsds,
Ghtdhfnb gjhsds d cnfkm
B ktnb vtxnjq buhbdjq
Ns d pfj,kfxye/ lfkm/
Nfv dlfkb, pf xthyjq nextq,
Pf gjhjujv [vehs[ lytq,
Httn cjkywf ,ktcr vjuexbq
Yfl hfdybyfvb gjktq/
Njyen gfcn,bof b ybds
D ujke,jv cbzymt lyz,
B yfl gfiyt/ cxfcnkbdj
Cjphtdf/n ptktyz/
Dpdtqcz r cjkywe c yjdjq cbkjq,
Pfujhbcm d tuj kexf[/
Ghjxm jn hj,jcnb gjcnskjq,
C,hjcm crjhtq gjcnslysq cnhf[/

Стихотворение Есенина С.А.
«Кузнец»

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей.
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо,
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой.
Сбрось скорей постыдный страх.

Стихотворение Есенина С.А. – Кузнец

См. также Сергей Есенин – стихи (Есенин С. А.) :

Лебёдушка
Из-за леса, леса тёмного, Подымалась красна зорюшка, Рассыпала ясной.

Ленин
Еще закон не отвердел, Страна шумит, как непогода. Хлестнула дерзко з.

«Чары» С.Есенин

В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.

Анализ стихотворения Есенина «Чары»

Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них – «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и написанное не позднее 1915 года. В центре внимания – весна-царевна. Ее приход – светлый праздник для всех живых существ на земле, ведь начинается особенное время – период перерождения, любви, пробуждения, радости. Подобным образом весна описывается во многих стихотворениях разных русскоязычных поэтов. Например, у Тютчева.

В рассматриваемом тексте фольклорная лексика («русалка», «весна-царевна») переплетается со средствами художественной изобразительности, напоминающими символистские («страстная фиалка», «под чарами веселья», «золотое ожерелье»). Эта особенность чрезвычайно важна для раннего творчества Сергея Александровича. Практически с самого начала он активно создавал себе образ неопытного поэта-самоучки, только недавно приехавшего из деревни. Есенин осознавал, что именно такой автор будет пользоваться повышенным спросом в светских кругах Москвы и Петербурга. Впрочем, Сергей Александрович понимал – полной аутентичности не нужно, меру лучше соблюдать. В итоге в его стихотворениях народность и религиозность соединились с элементами, свойственными поэзии символистов. Воспринималось творчество как в некоторой степени экзотическое, но в то же время не слишком перегруженное деревенским колоритом, понятное образованной публике.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

«Чары» — стихотворение, полное жизни, радости, позитивных эмоций. Произведение представляет собой не только гимн весне, но и всепоглощающей любви. Кажется, лирический герой способен обнять целый мир, так сильно его переполняют чувства. В тексте ощущается невероятная энергия, зачастую присущая молодости. Весна здесь – не просто время года. Она еще и служит олицетворением юной девушки, которую любит герой.

Как говорилось выше, «Чары» — образец ранней поэзии Есенина. Тем не менее, в нем уже чувствуется оригинальный стиль, найденный Сергеем Александровичем и проявляющийся в умении придумывать и правильно использовать оригинальные образы, органично переплетать фольклорные элементы с приемами, характерными для символизма. Кроме того, стихотворение отличает искренняя любовь поэта к родине, к ее природе, которую Есенин пронесет через все свое творчество.

Послушать стихотворение Есенина Кузнец

«Сорокоуст», анализ поэмы Есенина

История создания

Поэма Есенина «Сорокоуст» была написана в 1920 г., отрывки (2 и 3 часть) напечатаны в № 7-10 журнала «Творчество». Полностью поэма вошла в сборник «Исповедь хулигана» (1921).

Сорокоуст – специальная церковная молитва, проводимая в течение 40 литургий. В это время человек, за которого молятся, не присутствуя в церкви (обычно из-за тяжёлой болезни), становится причастным крови и плоти Иисуса. Сорокоуст также заказывают об умерших, особенно часто – о недавно почивших. Так о ком же поэтическая молитва Есенина? О живом или о мёртвом она?

Ответ на вопрос можно найти в одном из писем Есенина, в котором он вспоминает, как видел жеребёнка, скачущего за паровозом и силящегося его обогнать. Жеребёнок бежал очень долго, пока его не поймали. В этом же письме Есенин объясняет, как понял этот жизненный образ: «Конь стальной победил коня живого». Жеребёнок стал для Есенина «наглядным дорогим вымирающим образом деревни».

Поэма посвящена Мариенгофу, товарищу Есенина в период увлечения имажинизмом (с 1918 г.).

Литературное направление и жанр

Есенин 1920 г. – убеждённый имажинист. Основная цель имажинистов – создание яркого и необычного, поражающего художественного образа, в основном с помощью метафор. Хотя «Сорокоуст» назван поэмой, формально он слишком мал для поэмы и распадается на цикл стихов, объединённых одной темой, показанной в её развитии. Зато поэме соответствует замысел «Сорокоуста» – молитва надежды на исцеление тяжелобольного, его приобщение к жизни народа. Этот больной, почти умерший – старая жизнь, патриархальный уклад, любимая Есениным деревня.

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – столкновение уходящего мира патриархальной деревни и нового железного мира города, промышленности. Сорокоуст по старому, тяжело больному и даже умирающему (или только что умершему) миру поёт Есенин. Основная мысль состоит в неизбежности умирания старого, но такого дорогого Есенину мира. Сам он определял идею произведения в том же письме к Лившиц: «Трогает меня. только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мёртвого, механического».

Поэма состоит из 4 частей. В первой части Есенин создаёт образ грандиозного мирового преобразования, конца света, начавшегося со звука погибельного рога, подобного архангельскому. Природу ожидает гибель, враг «с железным брюхом», которому соответствует библейский образ зверя. Обращение лирического героя к «любителям песенных блох», не желающим видеть перемены и наслаждающимся сентиментальными стихами прошлого, в своё время возмутило первых слушателей и читателей поэмы, так как содержало грубые слова, ругательства.

Во второй части наступление «стальной лихорадки» становится всё более заметным. Железному брюху города, цивилизации противопоставлен древенчатый живот изб, словно механическое живому.

Третья часть центральная в поэме. Поезд в ней уподобляется железному чудовищу, которое побеждает жеребёнка, воплотившего не только всё живое, но и прошлую эпоху.

Четвёртая часть обращена к скверному гостю – прогрессу, который большинство принимает с радостью, но лирический герой, певец старого мира, видит своё призвание в его отпевании. На стороне лирического героя природа и деревенские жители, скорбящие вместе с ним.

Герои и образы

Образы имажинизма – это яркие самобытные метафоры, превращающие привычные предметы и явления в грубоватые или трогательные картинки. К грубым и даже бранным образам относятся метафоры измызганные ляжки дорог, любители песенных блох, которые празднятся кротостью мордищ, которым дразнящиеся сумерки (олицетворение) всыпают в толстые задницы окровавленный веник зари.

Эпитет окровавленный сам по себе несёт трагическую окраску и перекликается с эпитетом первой строчки: погибельный рог. Метафорическое значение первой метафоры в зачине до конца не ясно. Что это за погибельный рог, который затрубил лирическому герою? Есть ли материальное воплощение этого звука, или это только символическое начало конца света, начало смерти всего живого, техногенное убийство?

В следующих двух строфах противопоставлена привычная живая картина русской деревни, природа которой олицетворяется (старая мельница водит ухом, острит мукомольный нюх), и враг с железным брюхом, который тянет к глоткам равнин пятерню. Это урбанизация, техническая революция, неизбежное зло, поглощающее посёлок и луга. Бык, чья работа тоже станет ненужной, – пророк умирающей деревни, который чует беду.

Первая часть начинается описанием глобальной катастрофы, которая к концу первой части сосредотачивается на конкретном посёлке и лугах, даже на конкретном дворе с быком. Во второй части взгляд лирического героя, наоборот, обращается от частного к общему. Звук плачущей гармоники (олицетворение) за селом повисает над белым подоконником в доме лирического героя (метафора). Казалось бы, гармоника привычно грустит с приходом осени, которая, будто скребницей с коней (сравнение), очёсывает с клёнов листья (метафора старости, когда человек теряет волосы). Осенний ветер называется жёлтым, этот метафорический эпитет описывает летящие по ветру листья и противопоставлен неподвижности белого подоконника.

Но не это причина плача гармошки. Её слёзы – о страшном вестнике с громоздкой пятой, которой он ломит чащи. Внимательный читатель уже в этом образе увидит паровоз, представленный здесь в виде одного из ангелов апокалипсиса. Природа ожидаемо реагирует на приход конца света. Тоскуют песни (олицетворение, возможно, метонимия, изображающая всё сильнее тоскующих людей). Страдания всех животных воплощены в образе библейского животного, предвещающего катастрофы, – лягушек, которые пищат от ужаса.

Вторая часть очень эмоциональна, в ней 2 междометия. В последнем четверостишье наступление технической революции приводит в ужас не только всё живое, но и одухотворённую, олицетворённую деревню. Метафора электрический восход, олицетворения глухая хватка ремней и труб, стальная лихорадка противопоставлены исконному, подчеркнутому устаревшим се. Это исконное – олицетворение и оживление деревни – древенчатый живот изб.

Манера повествования в третьей части меняется. Лирический герой задаёт несколько риторических вопросов, обращённых уже не к врагам или оппонентам, а к единомышленникам, с которыми он делится сокровенным. Паровоз символизирует зверя апокалипсиса, который храпит железной ноздрёй и бежит на чугунных лапах. Красногривый жеребёнок противопоставлен поезду. Это не только противопоставление старого и нового, механического и живого, природного и технического. Это плач по умирающей красоте, по меняющейся эстетике – чувстве прекрасного. Красота для лирического героя – в нелепости нерационального движения жеребёнка, закидывающего тонкие ноги к голове, в бессмысленности его бытия.

В конце третьей части лирический герой пытается рационально, но с горечью объяснить единомышленникам и самому себе неизбежность ухода старого и победы стальной конницы (метафора победы технического прогресса). Поля, по которым не скачут кони, Есенин называет бессиянными, а ценность коней превращена в ценность их кожи и мяса, то есть они ценятся только мёртвыми, и то невысоко.

Четвёртая часть – обращение к техническому прогрессу, который называется скверным гостем. Лирический герой грубо посылает его к чёрту и жалеет, что не утопил в детстве. Это распространённое олицетворение – признание лирическим героем процесса урбанизации как живого поступательного движения, как живого существа. Лирический герой видит жизнь во всём, даже в железе.

Следующие строчки показывают, что лирический герой всё же различает жизнь механическую, автоматическую и настоящую. Появляются «они», которые «стоят и смотрят», принимая все изменения, красят рты «в жестяных поцелуях». Это пророчество актуально и сегодня, когда даже любовь становится автоматической и механической.

Лирический герой противопоставляет себя остальным, называя себя псаломщиком, поющим славу родной стране. Как и во второй части, его единомышленниками становятся русская природа и крестьяне. Они тоже понимают неизбежность происходящего и каждый по своему приобщаются к отпеванию. Рябина, вокруг которой осенью рассыпаны красные ягоды, напоминает лирическому герою человека, размозжившего голову о плетень и облившего своей кровью сухой и холодный суглинок. Человек, как и природа, тоскует, выполняя обычные для него ритуальные действия: изливает «тужиль» в звуках тальянки или до смерти упивается лихой самогонкой (метафорический эпитет). Люди прошлого, как и природа, будто торопят собственную смерть, чтобы дать место наступающему прогрессу. Тоску подчёркивает естественное умирание осенней природы.

Художественное своеобразие

Есенин широко использует авторские неологизмы, часто метафорические: праздниться, осенница, древенчатый (от слова дерево по словообразовательной модели бревенчатый), тужиль (существительное от тужить), бессиянный, склень. Формально последнее слово является диалектным наречием и означает «налить в посуду вровень с краями». Но в стихотворении это существительное, очевидно, означающее дождливую, мокрую погоду.

Размер и рифмовка

Поэма написана дольником с разным количество слогов в первой и третьей части и трёхударным дольником во второй и четвёртой. Дольник свойственен народной поэзии.
Рифмовка в основном перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. В первой части дактилическая рифма чередуется с мужской, а рифмовка разнообразна. Если во втором (полном) пятистишье перекрёстная рифмовка сочетается со смежной (АбААб), то следующее четверостишье имеет перекрёстную рифмовку (ВгВг), а в последних двух перекрёстная рифмовка с выпадением одной строчки, остающейся незарифмованной: ДеДжзИзИ. При этом смысловую законченность имеют не четверостишья, а пяти- и шестистишья, что придаёт первой части речитативность, сходство с ритмической прозой.

Анализ стихотворения Сергея Есенина Свищет ветер

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер».

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил —
Так я еще никогда не думал.

Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.

Взглянет ли женщина с тихой улыбкой —
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой —
Я уже в ней и скачу далече.

Читайте также:  Анализ стихотворения Упоенье - яд отравы Есенина

О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-
Значит, удача промчалась мимо.

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

(Прежде чем читать дальше, прослушайте исполнение этой песни Дмитрием Певцовым в программе «Три аккорда»)

Стихотворение написано 14 октября 1925 года,за 2,5 месяца до убийства поэта.
26 ноября Есенин был вынужден согласиться на госпитализацию в психиатрическую
клинику чтобы избежать преследований сотрудниками ГПУ.
Ранее в сентябре 1925 сжег пакет с документами.
Его гибели хотят очень могущественные силы.

Они – это и есть «серебряный ветер». Преследование («свищет ветер») поэта происходит «в шелковом шелесте снежного шума» – обычной мирной доброй жизни, что еще сильнее подчёркивает враждебность «серебряного ветра».
Поэт впервые так остро ощущает опасность и безысходность.
«Так я еще никогда не думал».

Словами Владимира Высоцкого это состояние где-то можно, наверное, описать так:

«Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – опять, как вчера,-
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера».
(Это из песни «Охота на волков», написанной после выхода в советской печати критических статей против Высоцкого.)

Второе четверостишие начинается строками:
«Пусть на окошках гнилая сырость».
Поначалу они могут вызвать неприятие: что ж ты милый человек не можешь привести
окна что ли в порядок? Но не всегда это возможно, например, если окна тюремные, а человек – арестант.

Ранее слово «гнилой» встречается в переписке Есенина в связи с его арестом чекистами в 1920 году:
«Дорогой Разумник Васильевич!
Простите, ради Бога, за то, что не смог Вам ответить на Ваше письмо и открытку. Так все неожиданно и глупо вышло. Я уже собирался к 25 окт. выехать, и вдруг пришлось вместо Петербурга очутиться в тюрьме ВЧК. Это меня как-то огорошило, оскорбило, и мне долго пришлось выветриваться.
…Конечно, перестроение внутреннее было велико. Я благодарен всему, что вытянуло мое нутро, положило в формы и дало ему язык. Но я потерял зато все то, что радовало меня раньше от моего здоровья. Я стал гнилее…».

Отношение Есенина к новой действительности выражено словами:
«Я не жалею, и я не печален», следовательно, поэт не сдался и не пал духом.

Строки:
«Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале».
означают, что в этом новом периоде жизнь поэт любит так же, как и вначале, несмотря ни на что. Ни о каком самоубийстве речь не идет.

«О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо».
В этих строках, по-видимому, поэт подчеркивает свою связь с родиной (земля – это родина, вспомним есенинское: «Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак»), которая любит его и его счастье и удачи.

«Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.»
Здесь «все» включает в себя возможную гибель, смерть от “серебряного ветра.”

Похожие мотивы можно найти в стихах других поэтов:

1.«На слово “длинношеее” в конце пришлось три “е”.
Укоротить поэта! – вывод ясен.
И нож в него – но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен».

2.«Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем,-
Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом».

3.«Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье».

«И пусть мой напарник певчий,
Забыв, что мы сила вдвоем,
Меня, побледнев от соперничества,
Прирежет за общим столом.
Прости ему – он до гроба
Одиночеством окружен.
Пошли ему, бог, второго –
Такого, как я и как он».

“Другие мальчики, надменные и властные,
придут, сжимая кулачонки влажные,
и, задыхаясь от смертельной сладости,
обрушаться они на ваши слабости.
Вы будете — предсказываю — мучиться,
порою даже огрызаться зло,
но всё-таки в себе найдёте мужество,
чтобы сказать как вам ни тяжело:
«Давайте, мальчики!».

Или вот ситуация из жизни:

Беседуют адвокат с клиентом. Клиент попался дотошный. Придумывает одну ситуацию невероятнее другой. Адвокат терпеливо объясняет, что нужно делать в каждой из них. Но и его терпению приходит конец. Очередной, совсем уж тупиковый вариант, предложенный клиентом, он комментирует печальной фразой: “Ну, убьют”.

Поэтом по отношению серебряному ветру применено слово «обалдев», то есть ветер – он обалдевший. Отчего же так обалдел ветер? Думаю от безнаказанности. Синоним слова «обалдеть» – «одуреть». Прочитаем последние две строки с этим словом.

«Вот почему, одурев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер»

Звучит несколько иначе. А если вообще применить слово «озверев»?

Кто-то скажет, что у слова «обалдеть» есть и другой синоним- испытать восхищение, восторг от кого-, чего-либо. Но из стихотворения никак не видно от чего ветер должен испытывать восторг.

P.S. Почитал в интернете другие обсуждения этого стихотворения. Ничего похожего не нашел. Зато нашел, с чем поспорить.

1-я цитата. «Исходя из сказанного, попытаюсь прочесть стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…», которое С.Есенин написал в 1925 году, году его воскресения и году смерти поэта. Несомненно, он с тревогой и болью переживал ломку старого уклада жизни. В его стихах появляются грустные ноты… Поэт мечется в поисках решения тех вопросов, которые перед ним ставит жизнь. Лишь постепенно тревога в его стихах ослабевает, Есенин признается в спокойном отношении к былому, все больше верит в будущее и живет настоящим.
Пристальнее вглядываюсь и вдумываюсь в образный строй этого стихотворения, в его язык, чтобы понять, почему считается, что создано оно мастером слова.
Стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…», как мне кажется, является примером так называемой медитативной лирики с элементом риторического обращения. Но можно сказать, что это и стихотворение – раздумье с философской основой. Передо мной размышления лирического героя о жизни, о ее изменчивости и быстротечности. Звучит мотив смирения, но и мотив возрождения к новой жизни».

Мой комментарий к 1-й цитате. Все что здесь написано уже было в жизни и стихах Есенина. Например:

«Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».
И так далее.
А ведь поэт предупреждает, что новое стихотворение особенное, отличное от написанных ранее: «Так я еще никогда не думал».

2-я цитата. «Кроме того, стоит обратить внимание на начало последнего четверостишия:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.

Процитированные строки – квинтэссенция произведения. В них сконцентрирован смысл. Все остальное – только рама. Серебряный ветер зимы для лирического героя стал ветром перемен, позволившим осознать важные вещи.
Здесь Есенин становится близок к Пушкину. С лирикой великого русского поэта позднюю лирику Сергея Александровича роднят глубина, ясность и простота, мудрое приятие жизни.
В предсмертном цикле Есенин изображает зиму по большей части буйную, а не спокойную. Посмотрите, с чего начинается анализируемый текст. Поэт создает образ свободного ветра – вестника бодрости и удачи. По отношению к нему выбран глагол “свищет”, рождающий в голове у читателей ассоциации с непокорной стихией.
В другом стихотворении “плачет метель”, сравнимая с цыганской скрипкой. В какой-то момент буйство, показанное в “зимнем” цикле, прекращается. Ему на смену приходит тишина, навевающая мысли о приближающейся смерти. “Свищет ветер, серебряный ветер…” характеризуется кольцевой композицией.
Первая строка в точности повторяется в финале. В этом есть отсылка к вечному круговороту в природе, а также замкнутости человеческого существования – из неизвестности люди приходят на землю и туда же возвращаются.
Когда читаешь стихотворение “Свищет ветер, серебряный ветер…”, когда проникаешься жизнелюбивым пафосом произведения, становится трудно поверить в то, что всего через несколько месяцев после его создания Есенин покончил с собой. В тексте явно виден выход из глубочайшего духовного кризиса. Неудивительно, что многие поклонники творчества поэта до сих пор не принимают официальную версию о самоубийстве и продолжают выдвигать собственные варианты развития событий, произошедших в ночь с 27 на 28 декабря в петербургской гостинице “Англетер”.

3-я цитата. «Стих Есенина, как песня, летит навстречу очистительному ветру и благословляет перемены в душе лирического героя. “Дорогой зыбкой” продолжает шагать лирический герой, сознавая несовершенство мира, но принимая его таким, какой есть, с благодарностью и открытым сердцем. “Серебряный ветер” – ветер очищения и ветер перемен – открывает новые пути и сметает пепел сожалений о прошлом.
Своеобразный ритм стихотворения, пропуски слогов, неточная женская рифма придают стихотворению особенное звучание, расставляют акценты на особо значимых словах. Стихотворение летит вперед, передавая читателю уверенность в “счастье людском”. Метафорические эпитеты этого произведения погружают нас в слитое с зимней стихией светлое настроение автора».

Мой комментарий к 2-й и 3-й цитатам. Нет в стихотворении ни «жизнелюбивого пафоса», ни «светлого настроения автора». Посмотрите на лица слушателей этой песни в исполнении Дмитрия Певцова в программе «Три аккорда» и все поймете.

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»
статья по литературе (11 класс) по теме

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников, как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniya_esenina_den_ushel_ubavilas_cherta.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Алла Юрьевна,

учитель словесности ГБОУ СОШ № 353

им. А. С. Пушкина г. Москвы

Комплексный анализ стихотворения

С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Стихотворение С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта» написано и напечатано в 1916 году, но почему-то не вошедшее в подготовленное автором Собрание сочинений.

Поражает то, что на 22-ом году жизни, в столь молодом возрасте, поэт обращается к теме смерти, неотвратимо приближающегося ухода. Естественно зазвучал мотив потерь (своих корней, своей любимой). Заметим, что счет у лирического героя идет не годами, а днями (слово «день» повторяется), хотя таких уходящих, утраченных дней у него много («с каждым днём»). Вообще-то тема смерти характерна для русской лирики, а для декадентской литературы – тем более. Хотя в этом стихотворении, мне кажется, больше дани традиции, времени, а, может быть, даже любимому и почитаемому Есениным Александру Блоку. Всё же чувствуется в нём больше какой-то юношеский пессимизм, чем истинная трагичность, которая прорывается, поражает и заражает в его же стихах последних лет.

Данью традиции, влиянием извне, отдаёт вся первая строфа: например, развиваемое до Есенина символистами состояние пути к смерти. Читаем первые две строки:

День ушел, убавилась черта,

Я опять подвинулся к уходу.

Сразу повеяло неотвратимостью, катастрофичностью продвижения и времени, и лирического героя к уходу. Это нежеланное движение к финалу жизни нагнетается всеми глаголами: день УШЕЛ, черта УБАВИЛАСЬ, он ПРОДВИНУЛСЯ, даже существительное УХОД семантически тянет к глагольному – УХОДИТЬ. Поступь времени воспринимается здесь именно через образы-символы олицетворенного ДНЯ и ЧЕРТЫ (жизни). Образы, на мой взгляд, несколько чуждые есенинской лирике. Привычнее воспринимаются в есенинском мире иные образы-символы: БЕРЕЗА, ЦВЕТ ЧЕРЁМУХИ, СНЕЖНЫЕ РАВНИНЫ…

Со второй строфы мы начинаем проходить (точнее – ПРОПЛЫВАТЬ) по воспоминаниям лирического героя. Отправляет он читателя туда несколько пафосной метафорой: «Легким взмахом белого перста/ тайны лет я разрезаю воду». Тут и высокая лексика – БЕЛЫЙ ПЕРСТ. Тут и деталь – ЛЕГКИЙ ВЗМАХ (= по мановению). Патетический настрой на экскурс по судьбе. А дальше – исповедь героя, который себя обозначил изначально – Я.

Останавливает образ : ВОДА ТАЙНЫ ЛЕТ. Интересные ассоциации возникают, если проследить диалектику образа: ВОДА ГОЛУБАЯ СТРУЯ ПЕНА ХОЛОДНОЙ НАКИПИ. ВОДА (последнее состояние ) – словно спрессованная масса поступков и событий (NB : её можно разрезать) ГОЛУБАЯ СТРУЯ СУДЬБЫ – жизнь, бившая раньше ключом. А потом из ошибок и неверных решений образовалась ПЕНА ХОЛОДНОЙ НАКИПИ. Заметим, что ПЕНА срифмована с ПЛЕНОМ. Неприятные акценты. Сделана заявка на грустный поток воспоминаний.

Через парадоксальную метафору РАЗРЕЗАЮ ВОДУ, через этот есенинский оксюморон, прослеживаются замечательные задатки будущего поэта-имажиниста.

Метафора КЛАДЕТ ПЕЧАТЬ, возможно, аллюзия к ветхозаветной Песне Песней Соломона: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь». Таким образом – возвышенно и торжественно вводит автор тему утраченной любви, любви, которая оставила печальный след – СКЛАДКУ (морщинку) у СМОРЩЕННОЙ ГУБЫ. Выразительная деталь! Кстати, эта деталь – ГУБЫ, конечно же, не случайно упомянута лирическим героем трижды! (2, 5 и 6 строфы). Губы героя запомнили сладость той потерянной любви, ими он пытается вспомнить пережитое, целуя хотя бы её портрет. Из немногочисленных деталей ЕЁ внешности поэт выписывает тоже ГУБЫ. Они тоже, наверно, угрюмо сжаты, потому что при воспоминаниях их напряжение, наверное, спадает: СКЛАДКИ ГУБ И РТА ПЕРЕМЕНИЛА . Через эту деталь – ГУБЫ – два образа сближаются в переживаниях, проявляющихся таким выразительным, но НЕМЫМ движением губ и СКЛАДКАМИ, (Ср. у Ахматовой – «летописи жесткие страницы») Да, еще раз убеждаемся, что Есенин – певец чувственной любви ( Вскоре будет упомянуто еще и ТЕЛО).

Третья строфа поражает узнаваемостью, но узнаваемостью мотива по более поздним стихотворениям: « Может, поздно, может, слишком рано », «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель». Звучит мотив потерянности, одиночества, разлада с самим собой. Вот, оказывается, как давно – еще в 1916-от году, сложен автором зачин, который завершится страшным аккордным «Черным человеком». И уже сейчас лирический герой ищет причины душевного надлома. И находит. Все начиналось «где-то там». Зная факты судьбы поэта и следуя за его поэтическими размышлениями, понимаешь, что его точкой отсчета стал уход из родных мест. Душа осталась там – В ПОЛЕ ЧИСТОМ. Там – чистота и свет. Здесь, где он теперь, ТЕНЬ, ЧЕРНОТА.

Обозначается еще один поворот в раздумьях над строками: трагедия раскола души лирического героя страшна тем, что это потеря собственного Я не им одним. Во-первых, нет конкретизации, место и время заменено широким обобщением: ГДЕ-ТО и ПОЛЕ ЧИСТОЕ. От постоянного эпитета ЧИСТОЕ ПОЛЕ сразу дохнуло отзвуком крестьянской культуры. Там, в «чистых полях», остался мир сказок, песен, а в городе – и лирический герой, и те, «ЖИЗНЬ КОМУ ВЕЛЕЛА» , как и ему, «покинуть отчий дом», – только ТЕНИ.

Оторванность от привычного и чистого, от своих корней, до добра не доведет. В последней строфе уже видится ЧЕРНАЯ ТЕНЬ. Да и ГУБЫ у этого второго Я – СИНИЕ. Зловещий эпитет! Симптом уже и физической болезни.

И еще одна болезненная утрата – уход любимой. С 4-ой строфы – рефлексия. Дума о ней не отпускает. Есенину свойственна конкретизация образов. Но это стихотворение – исключение. ОНА выписана нечетко, призрачно. Сначала даже возникло ощущение, что после третьей строфы, в четвертой, речь опять идет о ТЕНИ. Потом уясняешь, что все же – о женщине.

Она уходит, унося в памяти его ИЗОГНУТЫЕ ПЛЕЧИ. Образ потрясенного и опустошенного мужчины выписан через эту емкую метафору. Плечи словно не просто опустились или сгорбились, они застыли, наверно, в последнем порыве к ней.

Где она теперь? ГДЕ-НИБУДЬ, скорее всего, ГДЕ-ТО ТАМ, на его родине. Просторечное и диалектное словечко ДАЛЕЧЕ, всплывшее в поэтическом тексте при раздумьях о НЕЙ, дает основание думать о её деревенских корнях.

ОН тоскует о нежности, ревнует (наверное, без основания). МОЖЕТ БЫТЬ, а МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ воображаемая им картинка. Недоговоренность. И снова при чтении этих строк вспоминается позднее «Ты меня не любишь, не жалеешь». Перекличка текстов очевидна. Многим есенинским мелодиям – начало здесь. Ключевым мне кажется деепричастие, придающее привкус сосредоточенности на чем-то своем; ВПЕРИВШИСЬ во тьму. Состояние ЕЁ не легче, чем ЕГО. Оцепенение, отрешенность, которое испытывает она (даже рядом с другим) созвучно его настроению.

Интересна дальнейшая композиция. Пятая строфа завершена точкой. Следующие строки – новая мысль:

Но живет по звуку прежних лет,

Что, как эхо, бродит за горами.

Вот и думай: она УШЛА – ЗАБЫЛА, НО ЖИВЕТ? Если так – то речь о ней. О ЕЁ боли. И тогда это она живет по зову памяти сердца, ПО ЗВУКУ ПРЕЖНИХ ЛЕТ. А если предположить другой глагольный порядок: УШЛА – НО ЖИВЕТ. (Оставим ей – её ЗАБЫЛА), то остаются его переживания, а она – лишь ЭХО, лишь его ПРИЗРАК.

Все действия (и пережитые раньше, и переживаемые теперь) завершаются трогательным – Я ЦЕЛУЮ. У Есенина, по-моему, так всегда: сколько бы он не откровенничал о пустоте душевной, в под конец – строкою вызвенит или жизнелюбие или прилив нежности.

Дочитывая стихотворение, почему-то забываешь о том, что оно написано молодым поэтом, настолько поддаешься настроению, переданному в нем: все в прошлом, ничего не вернуть. Наверное, счет потерям может быть жесток – это основная авторская мысль. Особенно тяжело, убеждает поэт, – когда этот счет предъявлен в состоянии внутреннего отчуждения и одиночества.

А если так, то становится как-то не по себе: неужели действительно судьбу можно напророчить? Во всяком случае, говоря о Есенине, читая это стихотворение, впадаешь в мистику. Симптомы душевного недуга, рано подмеченные поэтом, в его судьбе разразились трагическим кризисом. «Я сердцем никогда не лгу»…

Герменевтический анализ стихотворения С.Есенина «Улеглась моя былая рана»

Мастер-класс по литературе

Ляшенко В.В., учитель

русского языка и зарубежной

Горловской ОШ І-ІІІ ступеней №49

Тема: Герменевтический анализ стихотворения С.Есенина « Улеглась моя былая рана»

Цель: познакомить с методикой герменевтического анализа (на примере изучения творчества С. Есенина в 11 классе)

Оборудование: модель алгоритма герменевтического анализа поэтического текста, словари синонимов , листы белой бумаги, карандаши, текст стихотворения для анализа, карточки с КСУ (комуникативно-ситуативными упражнениями).

Теоретическая часть (комментарий педагога-мастера).

Применение герменевтического анализа как важного механизма образовательного процесса позволяет моделировать не только деятельность отдельного индивида, но и весь учебный процесс в целом. Известно, что сформированность знаний – это лишь малая толика той миссии, которая возложена на учителя. Превратить эти знания в убеждения – задача современной школы. И герменевтика в этом случае становится методо- логической базой, способствующей достижению максимальных результатов в любой образовательной области, а в дисциплинах гуманитарно- эстетического и естественного циклов в первую очередь. Для того чтобы духовный контакт ребенка и культуры состоялся, необходимо постоянно заботиться об обращенности всего материала и форм обучения к субъекту образовательного процесса, знать его потребности и актуальные для него мотивы, учитывать ценностные ориентации нынешнего поколения. В этом случае роль искусства в преобразовании личности все более актуализируется. Оно по своей природе гуманно, поскольку делает чужое родным, воспитывает всемирную отзывчивость и ответственность за все, что происходит в мире. Искусство – действенный способ гармонизации истории и личности.

Любое произведение искусства – это код, шифр, предполагающий через диалог проникновение в замысел творца, «прочтение» закодированного послания.

Принимая текст как своего рода знак – «все элементы текста суть элементы семантические» , возможно «прочитать» его содержание на уровне повторяемых элементов, которые образуют некоторое замкнутое множество и служат передаче информации. Таким образом, один из принципов понимания текста основывается на необходимости понимания целого из от- дельных частей, а для понимания части необходимо предварительное понимание целого, что определяет ступенчатую структуру познания:

2. Практическая часть

Постановка проблемного вопроса.

Персия Есенина – орнамент, в котором раскрывается внутренний мир самого поэта, его поиски смысла жизни

*Согласны ли вы с высказыванием Бельской?Дайте аргументированный ответ.

Работа с текстом (выразительное чтение стихотворения)

Улеглась моя былая рана.

Улеглась моя былая рана –
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.

Сам чайханщик с круглыми плечами,
Чтобы славилась пред русским чайхана,
Угощает меня красным чаем
Вместо крепкой водки и вина.

Угощай, хозяин, да не очень.
Много роз цветет в твоем саду.
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.

Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.

Ну, а этой за движенья стана,
Что лицом похожа на зарю,
Подарю я шаль из Хороссана
И ковер ширазский подарю.

Наливай, хозяин, крепче чаю,
Я тебе вовеки не солгу.
За себя я нынче отвечаю,
За тебя ответить не могу.

И на дверь ты взглядывай не очень,
Все равно калитка есть в саду.
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.

Ассоциации (заполни таблицу) ответы учеников 11 класса

Улеглась моя былая рана –
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.

Угощай, хозяин, да не очень.

Много роз цветет в твоем саду.

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру.

Ну, а этой за движенья стана,

Что лицом похожа на зарю,

Подарю я шаль из Хороссана

И ковер ширазский подарю.

И на дверь ты взглядывай не очень,

Все равно калитка есть в саду.

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру.

К каждому чувству,которое написали,подберите синоним ( словари синонимов ).Запишите их в таблице другим цвітом.

Работа со слова рем

5.Исторический блок . Сравнение культур.

-К какому циклу относится данное стихотворение?(персидскому)

Читайте также:  Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина
Ссылка на основную публикацию