Анализ стихотворения Лисица Есенина

Анализ стихотворения С.Есенина “Лисица”.

В раделе литературы “Образы флоры и фауны в художественной литературе” особое место занимают произведения есенина о животных. Данный материал поможет учителю в анализе стихотворения “Лисица”, так как рассмотрено, как поэт передает основную мысль – показ физических и душевных страданий животного, какие тропы используются для показа идеи произведения.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения С.Есенина “Лисица”.»

Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», – писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

Тема текста – лисица. Автор показывает страдания животного в предсмертной агонии, безжалостное отношение людей к животным – это идея стихотворения.

Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается “несобственно-прямыми” формами высказывания – словно бы словами автора говорит сам персонаж: “Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал” – переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь.

Автор не просто сообщает нам информацию, но выражает и создает у читателя чувство сострадания. Для этого использует такие художественные средства:

– эпитеты: «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

– олицетворения: лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

– метафора: «желтый хвост упал в метель пожаром»

– сравнения: как прелая морковь; мгла прячется как «желна» – дятел черного цвета – предвестник смерти;

После описания месяца стоит многоточие. Автор не показывает смерть лисицы, он как бы дает нам возможность домыслить, как это произошло. Доказательство: «… в ощур сочилась тихо кровь». Стихотворение оставляет тяжелое впечатление.

Анализ стихотворения лисица есенина

Каждое произведение С. А. Есенина является подтверждением того, что этот гениальный человек вобрал в себя нравственные принципы, которые и раскрывают его богатый внутренний мир – любовь к ближнему, будь это человек или животное. Чтобы понять особенности характера, поисков, стремлений С. Есенина, его отношения к окружающему миру, достаточно прочитать стихотворение «Лисица».

Главная героиня – несчастное животное, которое оказалось в беде. Виновником того, что она «на раздробленной ноге приковыляла» к своему жилищу и «свернулася в кольцо», становится человек. Беззащитное животное стало жертвой его нападок, прихоти.

Большое количество эмоций теребят душу каждого, кто видит эти строки. Подобного эффекта автор добивается за счет ярких художественно-выразительных средств. Олицетворения помогают воспроизвести картину происходящего: «ветер рассыпал», «мгла металась», «язык застывал», «кровь отмежевала». Они создают детальный образ лисицы, помогают передать всю боль, которую испытывает животное. Яркие эпитеты и метафоры помогают читателю оказаться на месте животного и прочувствовать вместе с ней всю нестерпимую боль: «дремучее лицо», то есть невозможность скрыть боль, «желтый хвост упал пожаром». Сравнение крови с прелой морковью не оставляет сомнений, что смерть лисицы близка.

Внешнее описание лисы достаточно подробно передает ее внутреннее состояние, муки, абсолютное бессилие. Автор гневно будто предупреждает, что нельзя повторять подобные действия в отношении младших братьев.

В стихотворении прослеживается прочная связь природы, человека, животных. Автор видит их неразрывно друг от друга. Он наводит на мысль о том, в каких отношениях человек должен быть с представителями живой природы, что цель людей защищать их, а не уничтожать. Чтобы усилить тяжелое впечатление, которое возникает от прочтения произведения, автор показывает настоящие испытания лисицы, а не трагический конец. Это необходимо в качестве урока тому, у кого поднимается рука на младшего брата.

Основная мысль стихотворения прозрачна. Поэт агрессивно относится к тем, кто варварски, жестоко истребляет представителей дикой природы. Он обвиняет в бессердечности тех, кто способен совершить подобное. Есенин воспринимает боль лисицы, которая в предсмертных муках истекает кровью, как боль человека, собственную боль.

Вариант 2

В современную эпоху навряд ли возможно удивить и даже вызвать сострадание у простого человека картинами нерпы раздираемой крюками браконьера. Тем не менее, достойный человек всегда сохраняет бережное отношение к природе и стихотворение Есенина Лисица и сейчас может отыскать отклик в некоторых душах.

Есенин описывает агонию дикого животного, которое оказывается раненным охотничьей дробью, но убегает и доходит до собственной норы.

Помимо умелой передачи психологии зверя, грамотного подбора эпитетов, которые позволяют ощутить одиночество и независимость гордого дикого животного, поэт также использует множество интересных и неординарных слов. Впрочем, такая манера вполне свойственна Есенину, который бродил по русскому языку в поисках самых редких «камней» и «растений», уникальных экспонатов из которых вышли бы интересные словестные конструкции яркие и диковинные.

В этом стихотворении много подобных слов, которые даже немного трудны для понимания: бластился, желна, ощур. Тем не менее, он вполне легко понятны по контексту, да и в целом не являются иностранными, а вполне типичными русскими словами. Они не просто используются для красоты, но и для того чтобы лучше передать смыслы.

К примеру, как выразительно звучит фраза о тонкой прошве, которая отмежевывает лицо на снегу. Легко увидеть эти контуры, полоски. Как красиво становится видно как именно бластится выстрел в пространстве колючего дыма, который понятное дело колюч и из-за холода и из-за ощущения самой лисицы.

Помимо этого использования существенного количество таких довольно непривычных слов позволяют читателю перейти немного в другую действительность. Ведь каким образом, например, передать ощущение лисицы, да и о чем может думать такой зверь? Понять довольно трудно и на самом деле люди навряд ли могут выразить подобное словами.

Тем не менее, если мы используем такие языковые практики как Есенин, немного меняем привычную канву речи, то получаем возможность смотреть немного другим образом. Отсюда и возникает своеобразное проникновение в суть восприятия лисицы, ощущение ситуации объективным образом, как бы со стороны самой природы, стороннего наблюдателя.

Анализ стихотворения Лисица по плану

Стихотворение Некрасова «Забытая деревня» не оставит ни одного читателя равнодушным, потому как поднимает она социальную тему – проблему равнодушия властей. Эта тема будет актуально всегда

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь…
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.

Анализ стихотворения Есенина «Лисица»

Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Сергей Александрович подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

Первая публикация «Лисицы» относится к 1916-му. Ее напечатала газета «Биржевые ведомости». Точная датировка стихотворения неизвестна. По мнению литературоведов, сочинено оно в 1915-м. Изначально произведение издавалось без посвящения. Впоследствии Сергей Александрович указал адресата, в роли которого выступил русский писатель Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957). С ним Есенин познакомился в свой первый приезд в Петроград, относящийся к марту 1915 года. Сергей Александрович часто приходил к нему в гости, оставлял в его альбоме и альбоме супруги – Серафимы Павловны Ремизовой-Довгелло – стихотворения. В частности, речь идет о произведениях «Русь», «

Многоуважаемый и горячо любимый народом во все времена поэт Сергей Александрович очень любил животных. Можно даже сказать, что он любил животных больше чем некоторых личностей своего времени.

Стихотворение о лисице, как и все произведения великого поэта пропитано смыслом. Каждая строчка данного стихотворения заставляет читателя не просто чувствовать сострадание, жалость и переживания к раненному зверю, но и задуматься над тем какими жестокими бывают люди.

Тонкой прошвой кровь отмежевала – Прошва это узкая полоска ткани или кожи вшитая или стоящая между, чем либо, а слово отмежевала, имеет обозначение отделиться, разграничить. То есть тонкой полоской кровь её покидала, — На снегу дремучее лицо –, а она лежала у норы своей кольцом с дремучим лицом. Одинокая и озлобленная на людей, что принесли ей только боль.

Лежала и ей всё мерещился тот самый выстрел в колючем дыме. Голова её всё приподымалась и язык на ране застывал. Она уже почти ослабла, намекает нам поэт.

Некоторые думают, что Есенин не описал в строках гибель лисицы, но последнее четверостишье говорит как раз о её кончине. Первые две строчки в последнем четверостишье описывают последние мгновение лисицы, а последние две добычу, принесённую в дом с мороза.

Сложно понять смысл стихотворения сразу. До революционное стихотворение написанное выражениями и словами употребляемыми в речи того времени не просто для понимания и тем более для осознания полного смысла передаваемого великим поэтом.

Точно сказать никто не сможет, когда это стихотворение было написано, но большинство литературоведов утверждает, что Сергей Александрович написал его в двадцать один год еще в далёком 1916 году. Есенин всегда мог передать внутренние чувства на бумагу так, что каждый кто читал его произведения мог прикоснуться к тем нравственным чувствам, что пытался передать поэт и время не в силах отнять ту ценность, что осталась после убийства поэта по приказу Троцкого.

Картинка к стихотворению Лисица

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный. для 9 класса

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано в 1936 году Александром Сергеевичем Пушкиным и представляет собой некое продолжение плодов труда

Анализ стихотворения Маяковского Разговор с фининспектором о поэзии

Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,

Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой

Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою околдован лес стоит 3, 5 класс
  • Анализ стихотворения Пастернака Иней

    Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

    Пастернак написал данное произведение в 1941 году, в то время, когда немецкие солдаты практически стояли у Москвы. Люди находятся в панике и не знают, что их ждет. Поэт очень рвался воевать. Автор много времени проводил в лесах и думал о том,

    Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

    Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

    Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

    У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», – писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

    Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается “несобственно-прямыми” формами высказывания – словно бы словами автора говорит сам персонаж: “Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал” – переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

    Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

    Колыхалася в глазах лесная топь.

    Из кустов косматый ветер взбыстрил

    – эпитеты : «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

    – олицетворения: лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

    – метафора: «желтый хвост упал в метель пожаром»

    – сравнения: как прелая морковь; мгла прячется как «желна» – дятел черного цвета – предвестник смерти;

    Есенин С. А. – «Лисица»

    На раздробленной ноге приковыляла,
    У норы свернулася в кольцо.
    Тонкой прошвой кровь отмежевала
    На снегу дремучее лицо.

    Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
    Колыхалася в глазах лесная топь.
    Из кустов косматый ветер взбыстрил
    И рассыпал звонистую дробь.

    Как желна, над нею мгла металась,
    Мокрый вечер липок был и ал.
    Голова тревожно подымалась,
    И язык на ране застывал.

    Желтый хвост упал в метель пожаром,
    На губах – как прелая морковь.
    Пахло инеем и глиняным угаром,
    А в ощур сочилась тихо кровь.

    Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) – российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
    С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

    Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
    Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
    Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
    Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
    Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
    Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
    Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
    Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

    Анализ стихотворения С.Есенина “Лисица”.

    В раделе литературы “Образы флоры и фауны в художественной литературе” особое место занимают произведения есенина о животных. Данный материал поможет учителю в анализе стихотворения “Лисица”, так как рассмотрено, как поэт передает основную мысль — показ физических и душевных страданий животного, какие тропы используются для показа идеи произведения.

    Просмотр содержимого документа

    «Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».»

    Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

    Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

    Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

    У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», — писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

    Тема текста – лисица. Автор показывает страдания животного в предсмертной агонии, безжалостное отношение людей к животным – это идея стихотворения.

    Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается “несобственно-прямыми” формами высказывания — словно бы словами автора говорит сам персонаж: “Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал” — переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

    Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

    Колыхалася в глазах лесная топь.

    Из кустов косматый ветер взбыстрил

    И рассыпал звонистую дробь.

    Автор не просто сообщает нам информацию, но выражает и создает у читателя чувство сострадания. Для этого использует такие художественные средства:

    — эпитеты: «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

    — олицетворения: лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

    — метафора: «желтый хвост упал в метель пожаром»

    — сравнения: как прелая морковь; мгла прячется как «желна» — дятел черного цвета – предвестник смерти;

    После описания месяца стоит многоточие. Автор не показывает смерть лисицы, он как бы дает нам возможность домыслить, как это произошло. Доказательство: «… в ощур сочилась тихо кровь». Стихотворение оставляет тяжелое впечатление.

    Целевая аудитория: 7 класс

    Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

    Автор: Рачинская Надежда Петровна

    Подтверждение авторства

    Пожалуйста, введите ваш Email.

    Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Информатика 7 класс (Россия)

    Готовые видеоуроки, тесты, практические работы для учителя и учащегося 7-го класса

    Анализ стихотворения Есенина «Лисица»

    Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших — причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу.

    В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках

    Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Сергей Александрович подбирает яркий эпитет — «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших

    Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

    Первая публикация «Лисицы» относится к 1916-му. Ее напечатала газета «Биржевые ведомости». Точная датировка стихотворения неизвестна. По мнению литературоведов, сочинено оно в 1915-м. Изначально произведение издавалось без посвящения.

    Впоследствии Сергей Александрович указал адресата, в роли которого выступил русский писатель Алексей Михайлович Ремизов. С ним Есенин познакомился в свой первый приезд в Петроград, относящийся к марту 1915 года. Сергей Александрович часто приходил к нему в гости, оставлял в его альбоме и альбоме супруги — Серафимы Павловны Ремизовой-Довгелло — стихотворения. В частности, речь идет о произведениях «Русь», «Калики» и «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…». Встречался Есенин с Ремизовым и после возвращения в Петроград, произошедшего осенью 1915-го. Вскоре после революции пути двух выдающихся писателей разошлись, при этом ссоры никакой не было.

    Скорей всего, причиной прекращения близкого общения стали разные взгляды на приход большевиков к власти.

    Дайджест:

    Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы» Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе. .

    Читайте также:  Анализ стихотворения Восход солнца Есенина

    Анализ стихотворения С — А — Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения С. А. Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Стихотворение «Письмо матери» Сергей Есенин написал после долгих лет разлуки с отчим домом. .

    Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе. .

    Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

    Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели…» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин. .

    Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович влюбился в красавицу-артистку буквально с первого взгляда. Интересно, что их. .

    Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами…» Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после. .

    Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

    Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!…» Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России. По словам Сергея Александровича, без этой темы он не был. .

    Анализ стихотворения Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» Стихотворение «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» датировано августом 1925 года. Вероятно, оно вдохновлено июльской поездкой Есенина в родное село Константиново, что в Рязанской губернии. Согласно воспоминаниям сестры поэта, прожил. .

    Анализ стихотворения Есенина «Ночь « Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу. .

    Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

    Анализ стихотворения Есенина «На плетнях висят баранки…» Сергей Есенин искренне любил русское село и восхищался укладом размеренной жизни крестьян. Он знал, как тяжел их труд, поэтому с особым удовольствием наблюдал за тем, как гуляет село на праздниках. .

    Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова…» Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому. .

    Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы…» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье. .

    Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий…» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет. .

    Анализ стихотворения Есенина «Отойди от окна» По воспоминаниям очевидцев, юный Сергей Есенин был без памяти влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако девушка считала своего ухажера повесой, который никогда не сможет стать достойным мужем. Сохранились сведения. .

    Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…» Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал. .

    Анализ стихотворения Есенина «Поэт» Выбирая литературную стезю, Сергей Есенин очень четко представлял, с чем именно ему придется столкнуться. Шансов на то, что он действительно станет выдающимся поэтом, было не так уж много. И будущее. .

    Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…» В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты — любовь к детям и животным». Если. .

    Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик» Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события. .

    Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки» Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт. .

    Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое. .

    Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая. .

    Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…» В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт. .

    Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

    Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов» Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел. .

    Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

    Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива…» Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому. .

    Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное. .

    Анализ стихотворения Есенина «Русь уходящая» У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили. .

    Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .

    Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы…» В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы». В него вошло и стихотворение «Я спросил сегодня у менялы…». .

    Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа…» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике «Пряник осиротевшим детям», редактированием которого занимался писатель Алексей. .

    Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано…» Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно. .

    Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

    Анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Поэт Сергей Есенин всю жизнь мечтал побывать в далекой Персии, образ которой, почерпнутый в сказках, волновал его воображение. Его мечте, увы, так и не суждено было сбыться, однако в 1924. .

    Анализ стихотворения Есенина «За темной прядью перелесиц…» Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не. .

    Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина Письмо к матери Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери — Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома. .

    Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…» Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий. .

    Лисица

    На раздробленной ноге приковыляла,

    У норы свернулася в кольцо.

    Тонкой прошвой кровь отмежевала

    На снегу дремучее лицо.

    Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

    Колыхалася в глазах лесная топь.

    Из кустов косматый ветер взбыстрил

    И рассыпал звонистую дробь.

    Как желна, над нею мгла металась,

    Мокрый вечер липок был и ал.

    Голова тревожно подымалась,

    И язык на ране застывал.

    Желтый хвост упал в метель пожаром,

    На губах – как прелая морковь…

    Пахло инеем и глиняным угаром,

    А в ощур сочилась тихо кровь.

    За горами, за желтыми долами

    Протянулась тропа деревень.

    Вижу лес и вечернее полымя,

    И обвитый крапивой плетень.

    Там с утра над церковными главами

    Голубеет небесный песок,

    И звенит придорожными травами

    От озер водяной ветерок.

    Не за песни весны над равниною

    Дорога мне зеленая ширь —

    Полюбил я тоской журавлиною

    На высокой горе монастырь.

    Каждый вечер, как синь затуманится,

    Как повиснет заря на мосту,

    Ты идешь, моя бедная странница,

    Поклониться любви и кресту.

    Кроток дух монастырского жителя,

    Жадно слушаешь ты ектенью,

    Помолись перед ликом Спасителя

    За погибшую душу мою.

    Не бродить, не мять в кустах багряных

    Лебеды и не искать следа.

    Со снопом волос твоих овсяных

    Отоснилась ты мне навсегда.

    С алым соком ягоды на коже,

    Нежная, красивая, была

    На закат ты розовый похожа

    И, как снег, лучиста и светла.

    Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

    Имя тонкое растаяло, как звук.

    Но остался в складках смятой шали

    Запах меда от невинных рук.

    В тихий час, когда заря на крыше,

    Как котенок, моет лапкой рот,

    Говор кроткий о тебе я слышу

    Водяных поющих с ветром сот.

    Пусть порой мне шепчет синий вечер,

    Что была ты песня и мечта,

    Все ж, кто выдумал твой гибкий стан

    К светлой тайне приложил уста.

    Не бродить, не мять в кустах багряных

    Лебеды и не искать следа.

    Со снопом волос твоих овсяных

    Отоснилась ты мне навсегда.

    Опять раскинулся узорно

    Над белым полем багрянец,

    И заливается задорно

    Под затуманенною дымкой

    Ты кажешь девичью красу,

    И треплет ветер под косынкой

    Дуга, раскалываясь, пляшет,

    То выныряя, то пропав,

    Не заворожит, не обмашет

    Твой разукрашенный рукав.

    Уже давно мне стала сниться

    Полей малиновая ширь,

    Тебе – высокая светлица,

    А мне – далекий монастырь.

    Там синь и полымя воздушней

    И легкодымней пелена.

    Я буду ласковый послушник,

    А ты – разгульная жена.

    И знаю я, мы оба станем

    Грустить в упругой тишине:

    Я по тебе – в глухом тумане,

    А ты заплачешь обо мне.

    Но и познав, я не приемлю

    Ни тихих ласк, ни глубины.

    Глаза, увидевшие землю,

    В иную землю влюблены.

    О красном вечере задумалась дорога,

    Кусты рябин туманней глубины.

    Изба-старуха челюстью порога

    Жует пахучий мякиш тишины.

    Осенний холод ласково и кротко

    Крадется мглой к овсяному двору;

    Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

    Лучит глаза на галочью игру.

    Обняв трубу, сверкает по повети

    Зола зеленая из розовой печи.

    Кого-то нет, и тонкогубый ветер

    О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

    Кому-то пятками уже не мять по рощам

    Щербленый лист и золото травы.

    Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

    Целует клюв нахохленной совы.

    Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

    Дорога белая узорит скользкий ров…

    И нежно охает ячменная солома,

    Свисая с губ кивающих коров.

    О товарищах веселых,

    О полях посеребренных

    Загрустила, словно голубь,

    Радость лет уединенных.

    Ловит память тонким клювом

    Первый снег и первопуток.

    В санках озера над лугом

    Запоздалый окрик уток.

    Под окном от скользких елей

    Тень протягивает руки,

    Тихих вод парагуш квелый

    Курит люльку на излуке.

    Легким дымом к дальним пожням

    Читайте также:  Анализ стихотворения Вечером синим, вечером лунным Есенина

    Шлет поклон день ласк и вишен.

    Запах трав от бабьей кожи

    На губах моих я слышу.

    Мир вам, рощи, луг и липы,

    Литии медовый ладан!

    Все приявшему с улыбкой

    Ничего от вас не надо.

    Весна на радость не похожа,

    И не от солнца желт песок.

    Твоя обветренная кожа

    Лучила гречневый пушок.

    У голубого водопоя

    На шишкоперой лебеде

    Мы поклялись, что будем двое

    И не расстанемся нигде.

    Кадила темь, и вечер тощий

    Свивался в огненной резьбе,

    Я проводил тебя до рощи,

    К твоей родительской избе.

    И долго, долго в дреме зыбкой

    Я оторвать не мог лица,

    Когда ты с ласковой улыбкой

    Махал мне шапкою с крыльца.

    Прощай, родная пуща,

    Прости, златой родник.

    Плывут и рвутся тучи

    О солнечный сошник.

    Сияй ты, день погожий,

    А я хочу грустить.

    За голенищем ножик

    Мне больше не носить.

    Под брюхом жеребенка

    В глухую ночь не спать

    И радостию звонкой

    Лесов не оглашать.

    И не избегнуть бури,

    Не миновать утрат,

    Чтоб прозвенеть в лазури

    Кольцом незримых врат.

    Месяц, всадник унылый,

    Снова выплыл из рощи

    Синим лебедем мрак.

    Он принес на крылах.

    Край ты, край мой родимый,

    Вечный пахарь и вой,

    Словно Вольга под ивой,

    Ты поник головой.

    Встань, пришло исцеленье,

    Навестил тебя Спас.

    Нежит радугу глаз.

    Дня закатного жертва

    Искупила весь грех.

    Новой свежестью ветра

    Пахнет зреющий снег.

    Но незримые дожди

    Все теплей и теплей…

    Помяну тебя в дождик

    Я, Есенин Сергей.

    Там, где вечно дремлет тайна,

    Есть нездешние поля.

    Только гость я, гость случайный

    На горах твоих, земля.

    Широки леса и воды,

    Крепок взмах воздушных крыл.

    Но века твои и годы

    Затуманил бег светил.

    Не тобой я поцелован,

    Не с тобой мой связан рок.

    Новый путь мне уготован

    От захода на восток.

    Суждено мне изначально

    Возлететь в немую тьму.

    Ничего я в час прощальный

    Не оставлю никому.

    Но за мир твой, с выси звездной,

    В тот покой, где спит гроза,

    В две луны зажгу над бездной

    О край дождей и непогоды,

    Ковригой хлебною под сводом

    Надломлена твоя луна!

    За перепаханною нивой

    На ветке облака, как слива,

    Златится спелая звезда.

    Опять дорогой верстовою,

    Наперекор твоей беде,

    Бреду и чую яровое

    По голубеющей воде.

    Клубит и пляшет дым болотный…

    Но и в кошме певучей тьмы

    Напоены твои холмы.

    Синее небо, цветная дуга,

    Тихо степные бегут берега,

    Тянется дым, у малиновых сел

    Свадьба ворон облегла частокол.

    Снова я вижу знакомый обрыв

    С красною глиной и сучьями ив,

    Грезит над озером рыжий овес,

    Пахнет ромашкой и медом от ос.

    Край мой! Любимая Русь и Мордва!

    Притчею мглы ты, как прежде, жива.

    Нежно под трепетом ангельских крыл

    Звонят кресты безымянных могил.

    Многих ты, родина, ликом своим

    Жгла и томила по шахтам сырым.

    Много мечтает их, сильных и злых,

    Выкусить ягоды персей твоих.

    Только я верю: не выжить тому,

    Кто разлюбил твой острог и тюрьму…

    Вечная правда и гомон лесов

    Радуют душу под звон кандалов.

    То не тучи бродят за овином

    Замесила Божья Матерь сыну

    Всякой снадобью она поила жито

    Испекла и положила тихо

    Заигрался в радости младенец,

    Уронил он колоб золоченый

    Покатился колоб за ворота

    Замутили слезы душу голубую

    Говорила Божья Матерь сыну

    «Ты не плачь, мой лебеденочек,

    На земле все люди человеки,

    Хоть одну им малую забаву

    Жутко им меж темных

    Назвала я этот колоб —

    Нощь и поле, и крик петухов…

    С златной тучки глядит Саваоф.

    Хлесткий ветер в равнинную синь

    Катит яблоки с тощих осин.

    Вот она, невеселая рябь

    С журавлиной тоской сентября!

    Смолкшим колоколом над прудом

    Опрокинулся отчий дом.

    Здесь все так же, как было тогда,

    Те же реки и те же стада.

    Только ивы над красным бугром

    Обветшалым трясут подолом.

    Кто-то сгиб, кто-то канул во тьму,

    Уж кому-то не петь на холму.

    Мирно грезит родимый очаг

    О погибших во мраке плечах.

    Тихо, тихо в божничном углу,

    Месяц месит кутью на полу…

    Но тревожит лишь помином тишь

    Из запечья пугливая мышь.

    Твой глас незримый, как дым в избе.

    Смиренным сердцем молюсь тебе.

    Овсяным ликом питаю дух,

    Помощник жизни и тихий друг.

    Рудою солнца посеян свет,

    Для вечной правды названья нет.

    Считает время песок мечты,

    Но новых зерен прибавил ты.

    В незримых пашнях растут слова,

    Смешалась с думой ковыль-трава.

    На крепких сгибах воздетых рук

    Возводит церкви строитель звук.

    Есть радость в душах – топтать твой цвет,

    На первом снеге свой видеть след.

    Но краше кротость и стихший пыл

    Склонивших веки пред звоном крыл.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Похожие главы из других книг:

    Лисица с инкрустированными глазами, деревянная

    Лисица с инкрустированными глазами, деревянная И вот Шарль покупает нэцке. Двести шестьдесят четыре штуки.Лисица с инкрустированными глазами, деревянная.Змея, свернувшаяся на листе лотоса, из слоновой кости.Самшитовый заяц и луна.Стоящий воин.Спящий слуга.Дети, играющие

    Лисица

    «Ворона и Лисица»

    «Ворона и Лисица» Ивана Андреевича пригласил на обед граф Дмитрий Иванович Хвостов. Среди молодых насмешников граф Хвостов слыл под непочтительным прозвищем — Хлыстов или Свистов. Его стихи доставляли неизменную пищу для острот, их читали как образец бездарности. Граф

    Глава 2 «Лисица, присвоившая заслуги тигра»

    Глава 2 «Лисица, присвоившая заслуги тигра»

    Анализ творчества Есенина

    Тема «братьев наших меньших» в творчестве Сергея Есенина и Эдуарда Асадова

    Есть поэты, чьи имена вроде бы на слуху у всех, но читатели не могут процитировать и строчки их поэзии. Есть поэтические строки, имя автора которых уже успели позабыть. Но есть живые, вечно звучащие и зовущие имена и строки, которые помнят, любят, носят в сердцах на протяжении всей жизни целые поколения людей. К таким поэтам относится Сергей Есенин и Эдуард Асадов, стихотворения которых полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к родине, к беспредельным просторам родных полей.

    Поэзия Есенина пробуждает патриотические чувства, учит ценить красоту родной природы, прививает любовь «ко всему живому в мире», внушает уважение к труду и к людям. А. М. Горький характеризовал Есенина как «романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, – писал М. Горький, – чтоб рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте». Совершенная художественная форма, высокая эмоциональность, предельная искренность стихов Есенина вызывают у читателей сопереживание, побуждает вновь и вновь обращаться к его творчеству. «Он превращает в золото поэзии все – и сажу под заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты…». В обычных, ничем не примеченных картинах природы он старается найти самое прекрасное, нежное, привлекательное.

    В творчестве Есенина есть совершенно уникальный и до трепета взволнованный цикл о наших «четвероногих братьях». Мы видим их по-человечески мыслящими и страдающими, со своими заботами, горестями и радостями. Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно, и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке, с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.

    Есенин затрагивает тему материнской любви в стихотворениях «По лесу леший кричит на сову» и «Лебедушка». В первом медведихе снится, что «колет охотник острогой детей», и она плачет, «трясет головой» и зовет детушек домой.

    Три стихотворения, «Корова», «Лисица» и «Песнь о собаке», говорят о гибели животных по вине человека. Они показаны в самый трагический момент: в муках и страданиях. Корова «думает грустную думу о белоногом телке», которого отняли у нее. Тяжелораненой лисице все чудится «в колючем дыше выстрел». Измученной собаке месяц кажется одним из ее погибших щенков. Есенин показывает нам какими бесчеловечными могут быть люди по отношению к животным. Люди даже не задумываются над тем, что их «меньшие братья» тоже способны чувствовать, любить, переживать.

    Вот стихотворение «Корова», в котором Сергей Есенин так ярко показал переживания старой, «дряхлой» коровы, у которой отобрали единственную радость в жизни – сына.

    В этих строках Сергей Есенин хотел донести до нас не только трагедию матери, потерявшего сына, не только нестерпимое ожидание своей собственной смерти, но и ничтожность жизни коровы. Мало того, что всю долгую, безрадостную жизнь корову бил «выгонщик грубый», так еще и сына отобрали. И только во снах корова может почувствовать себя по-настоящему счастливой – пастись на травяных лугах с любимым детенышем. Есенин практически ничего не говорит о хозяевах коровы, но тем не менее осуждает жестокость, несправедливость по отношению к беззащитным «братьям нашим меньшим».

    Состояние настороженности, испуг, боль животного удачно переданы Сергеем Есениным в стихотворении «Лисица».

    То ли ради собственного удовольствия, то ли ради теплого меха или вкусного мяса люди по-прежнему продолжают охотиться на беззащитных зверушек.

    Глубоким сочувствием к несчастной собаке-матери проникнуто стихотворение «Песнь о собаке». Собака, ни о чем не подозревая, весь день вылизывала своих щенят, согревала и ласкала их. Но тут тяжелыми шагами к ней подошел «хозяин хмурый» и швырнул щенков в мешок. Маленьких, беспомощных щенят.

    Трудно передать чувство матери, в один миг потерявшей детей. Она, доверяя своему хозяину, бежала по сугробам прямо до реки. Ее сердце просто замерло, увидев жестокий поступок человека. Мы будто видим собаку, стоящую у берега реки в надежде, что ее дети еще могут выплыть из воды… Больше всего меня поражает то, что несмотря на все ужасные поступки человека по-отношению к животным, они все равно остаются верными и преданными ему.

    Что изменилось с тех пор, когда Есенин призывал нас относится к животным как к братьям? Да, мы сегодня много говорим о великой ценности всего живого на земле. Но тема «братьев наших меньших» и сейчас остается актуальной. Проходят года, столетия, но научились ли люди ценить жизнь всех живущих на этой планете? Поэзия известного поэта ХХ века Эдуарда Асадова заставляет нас еще раз задуматься над важностью этой проблемы. В своих стихотворениях он пытается донести до читателей, что человек – часть природы и должен ответственно осознавать это!

    Поэзия Асадова дает не только представление о природе и человеке, но, что важнее всего, говорит о ценности жизни на земле. И лес, и река, и березки, и зяблики, букашки, медвежонок – все живое вызывает у него глубокую нежность, любовь. Поэт будто ощущает себя частицей природы, чувствует, как бьется сердце рыжей дворняги, постепенно угасает лучик жизни верного капитанского пса Фрама.

    В стихотворении «Медвежонок» Эдуард Асадов точно отразил трагедию ребенка, потерявшего мать из-за грубых и бесчувственных действий человека. Асадов показывает тесную, непрерывную связь матери с ребенком, важность и необходимость любви и поддержки для малыша.

    Эти кульминационные строки показывают важность проблемы защиты животных. Ведь животные для человека, в большинстве случаев, – это забава, игрушка на один день, а ведь у медвежонка отобрали единственную, самую лучшую и горячо любимую мать.

    Асадов показал способность родителей пойти на все ради спасения своих малышей в стихотворении «Пеликан». Так громадный и неуклюжий пеликан жертвует собой, вспоров клювом себе грудь, чтобы его птенцы выжили, не умерли от жажды:

    Лирическая быль «Дикие гуси» потрясла миллионы читателей своей искренностью и утонченностью. Она рассказывает о том, как «летели гуси дикие на юг», а позади «спешил на юг косяк перепелиный»! И если вода для гусей – это спасение, то для перепелок – беда. Но уставшие перепелки были спасены. Жертвенность гусей просто потрясла всех:

    Одна из основополагающих черт поэзии Асадова – обостренное чувство справедливости. Он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорбленному или попавшему в беду. Асадов не может смириться с унижением и оскорблением лиса Яшки. Он показывает, какими жестокими и беспощадными могут быть люди:

    Не достойны люди звания «человека», если так бесчеловечно, не гуманно обращаются с «братьями нашими меньшими».

    Но настоящая и самая высокая ценность человека и животного – дружба. «Она не узка, не локальна, она непременно многоцветна и широка. И нет у нее предела, это самая прекрасная ценность нашей души». Но как порой трудно найти настоящего друга, не упустить его и сохранить дружбу на долгие годы. И человек долго скитается по миру в поисках искренней дружбы. И он даже не замечает, что ответ на его поиски так близко, он проходит мимо него и совсем не узнает, не замечает. А ведь все очень просто: нет преданнее, вернее существа на планете, чем собака или слоненок, пчела, комар и медвежонок. Они никогда не предадут и не обманут. Но почему же люди всегда готовы на подлость, предательство, неужели у них совсем нет ничего человечного? Почему та самая рыжая дворняга до последнего дыхания бежала вслед за уезжавшим хозяином, почему капитанский пес Фрам не смог уйти от погибшего единственного друга, умер рядом с ним? Почему человек не ценит верности животных, а сам предает, убивает, уничтожает или создает невозможные для существования условия для «наших младших братьев»?

    Читая поэзию великих поэтов ХХ века Сергей Есенина и Эдуарда Асадова, мы должны учиться любить, дружить, ценить, бережно относиться к живой природе, отвечать за тех, кого приручили!

  • Ссылка на основную публикацию