Анализ стихотворения Лисица Есенина

Анализ стихотворения Лисица Есенина

Каждое произведение С. А. Есенина является подтверждением того, что этот гениальный человек вобрал в себя нравственные принципы, которые и раскрывают его богатый внутренний мир – любовь к ближнему, будь это человек или животное. Чтобы понять особенности характера, поисков, стремлений С. Есенина, его отношения к окружающему миру, достаточно прочитать стихотворение «Лисица».

Главная героиня – несчастное животное, которое оказалось в беде. Виновником того, что она «на раздробленной ноге приковыляла» к своему жилищу и «свернулася в кольцо», становится человек. Беззащитное животное стало жертвой его нападок, прихоти.

Авторское отношение к ситуации проявляется в чувстве жалости, сострадании, проявляющихся через подробное описание страданий, внешних деталей животного.

Большое количество эмоций теребят душу каждого, кто видит эти строки. Подобного эффекта автор добивается за счет ярких художественно-выразительных средств. Олицетворения помогают воспроизвести картину происходящего: «ветер рассыпал», «мгла металась», «язык застывал», «кровь отмежевала». Они создают детальный образ лисицы, помогают передать всю боль, которую испытывает животное. Яркие эпитеты и метафоры помогают читателю оказаться на месте животного и прочувствовать вместе с ней всю нестерпимую боль: «дремучее лицо», то есть невозможность скрыть боль, «желтый хвост упал пожаром». Сравнение крови с прелой морковью не оставляет сомнений, что смерть лисицы близка.

Внешнее описание лисы достаточно подробно передает ее внутреннее состояние, муки, абсолютное бессилие. Автор гневно будто предупреждает, что нельзя повторять подобные действия в отношении младших братьев.

В стихотворении прослеживается прочная связь природы, человека, животных. Автор видит их неразрывно друг от друга. Он наводит на мысль о том, в каких отношениях человек должен быть с представителями живой природы, что цель людей защищать их, а не уничтожать. Чтобы усилить тяжелое впечатление, которое возникает от прочтения произведения, автор показывает настоящие испытания лисицы, а не трагический конец. Это необходимо в качестве урока тому, у кого поднимается рука на младшего брата.

Основная мысль стихотворения прозрачна. Поэт агрессивно относится к тем, кто варварски, жестоко истребляет представителей дикой природы. Он обвиняет в бессердечности тех, кто способен совершить подобное. Есенин воспринимает боль лисицы, которая в предсмертных муках истекает кровью, как боль человека, собственную боль.

Вариант 2

В современную эпоху навряд ли возможно удивить и даже вызвать сострадание у простого человека картинами нерпы раздираемой крюками браконьера. Тем не менее, достойный человек всегда сохраняет бережное отношение к природе и стихотворение Есенина Лисица и сейчас может отыскать отклик в некоторых душах.

Есенин описывает агонию дикого животного, которое оказывается раненным охотничьей дробью, но убегает и доходит до собственной норы.

Помимо умелой передачи психологии зверя, грамотного подбора эпитетов, которые позволяют ощутить одиночество и независимость гордого дикого животного, поэт также использует множество интересных и неординарных слов. Впрочем, такая манера вполне свойственна Есенину, который бродил по русскому языку в поисках самых редких «камней» и «растений», уникальных экспонатов из которых вышли бы интересные словестные конструкции яркие и диковинные.

В этом стихотворении много подобных слов, которые даже немного трудны для понимания: бластился, желна, ощур. Тем не менее, он вполне легко понятны по контексту, да и в целом не являются иностранными, а вполне типичными русскими словами. Они не просто используются для красоты, но и для того чтобы лучше передать смыслы.

К примеру, как выразительно звучит фраза о тонкой прошве, которая отмежевывает лицо на снегу. Легко увидеть эти контуры, полоски. Как красиво становится видно как именно бластится выстрел в пространстве колючего дыма, который понятное дело колюч и из-за холода и из-за ощущения самой лисицы.

Помимо этого использования существенного количество таких довольно непривычных слов позволяют читателю перейти немного в другую действительность. Ведь каким образом, например, передать ощущение лисицы, да и о чем может думать такой зверь? Понять довольно трудно и на самом деле люди навряд ли могут выразить подобное словами.

Тем не менее, если мы используем такие языковые практики как Есенин, немного меняем привычную канву речи, то получаем возможность смотреть немного другим образом. Отсюда и возникает своеобразное проникновение в суть восприятия лисицы, ощущение ситуации объективным образом, как бы со стороны самой природы, стороннего наблюдателя.

Анализ стихотворения Лисица по плану

Лисица

Возможно вам будет интересно

Осень – период печали, период поразмыслить над бренностью этого мира, чем, вероятно, и занялся Фет, когда писал свое стихотворение Тополь. В нем описывается одинокое дерево, которое стоит в степях и ожидает зимы.

Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта

Земля русская всегда славилась великими именами поэтов и писателей. Батюшков Константин Николаевич не является исключением. Человек творческий, впечатлительный, живущий эмоциями он оставил свой след с истории поэзии России.

Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени

Анализ стихотворения С.Есенина “Лисица”.

В раделе литературы “Образы флоры и фауны в художественной литературе” особое место занимают произведения есенина о животных. Данный материал поможет учителю в анализе стихотворения “Лисица”, так как рассмотрено, как поэт передает основную мысль — показ физических и душевных страданий животного, какие тропы используются для показа идеи произведения.

Просмотр содержимого документа

«Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».»

Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», — писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

Тема текста – лисица. Автор показывает страдания животного в предсмертной агонии, безжалостное отношение людей к животным – это идея стихотворения.

Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается “несобственно-прямыми” формами высказывания — словно бы словами автора говорит сам персонаж: “Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал” — переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь.

Автор не просто сообщает нам информацию, но выражает и создает у читателя чувство сострадания. Для этого использует такие художественные средства:

— эпитеты: «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

— олицетворения: лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

— метафора: «желтый хвост упал в метель пожаром»

— сравнения: как прелая морковь; мгла прячется как «желна» — дятел черного цвета – предвестник смерти;

После описания месяца стоит многоточие. Автор не показывает смерть лисицы, он как бы дает нам возможность домыслить, как это произошло. Доказательство: «… в ощур сочилась тихо кровь». Стихотворение оставляет тяжелое впечатление.

Целевая аудитория: 7 класс

Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Подтверждение авторства

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Информатика 7 класс (Россия)

Готовые видеоуроки, тесты, практические работы для учителя и учащегося 7-го класса

Анализ стихотворения лисица есенина. Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица»

Каждое произведение С. А. Есенина является подтверждением того, что этот гениальный человек вобрал в себя нравственные принципы, которые и раскрывают его богатый внутренний мир – любовь к ближнему, будь это человек или животное. Чтобы понять особенности характера, поисков, стремлений С. Есенина, его отношения к окружающему миру, достаточно прочитать стихотворение «Лисица».

Главная героиня – несчастное животное, которое оказалось в беде. Виновником того, что она «на раздробленной ноге приковыляла» к своему жилищу и «свернулася в кольцо», становится человек. Беззащитное животное стало жертвой его нападок, прихоти.

Большое количество эмоций теребят душу каждого, кто видит эти строки. Подобного эффекта автор добивается за счет ярких художественно-выразительных средств. Олицетворения помогают воспроизвести картину происходящего: «ветер рассыпал», «мгла металась», «язык застывал», «кровь отмежевала». Они создают детальный образ лисицы, помогают передать всю боль, которую испытывает животное. Яркие эпитеты и метафоры помогают читателю оказаться на месте животного и прочувствовать вместе с ней всю нестерпимую боль: «дремучее лицо», то есть невозможность скрыть боль, «желтый хвост упал пожаром». Сравнение крови с прелой морковью не оставляет сомнений, что смерть лисицы близка.

Внешнее описание лисы достаточно подробно передает ее внутреннее состояние, муки, абсолютное бессилие. Автор гневно будто предупреждает, что нельзя повторять подобные действия в отношении младших братьев.

В стихотворении прослеживается прочная связь природы, человека, животных. Автор видит их неразрывно друг от друга. Он наводит на мысль о том, в каких отношениях человек должен быть с представителями живой природы, что цель людей защищать их, а не уничтожать. Чтобы усилить тяжелое впечатление, которое возникает от прочтения произведения, автор показывает настоящие испытания лисицы, а не трагический конец. Это необходимо в качестве урока тому, у кого поднимается рука на младшего брата.

Основная мысль стихотворения прозрачна. Поэт агрессивно относится к тем, кто варварски, жестоко истребляет представителей дикой природы. Он обвиняет в бессердечности тех, кто способен совершить подобное. Есенин воспринимает боль лисицы, которая в предсмертных муках истекает кровью, как боль человека, собственную боль.

Вариант 2

В современную эпоху навряд ли возможно удивить и даже вызвать сострадание у простого человека картинами нерпы раздираемой крюками браконьера. Тем не менее, достойный человек всегда сохраняет бережное отношение к природе и стихотворение Есенина Лисица и сейчас может отыскать отклик в некоторых душах.

Есенин описывает агонию дикого животного, которое оказывается раненным охотничьей дробью, но убегает и доходит до собственной норы.

Помимо умелой передачи психологии зверя, грамотного подбора эпитетов, которые позволяют ощутить одиночество и независимость гордого дикого животного, поэт также использует множество интересных и неординарных слов. Впрочем, такая манера вполне свойственна Есенину, который бродил по русскому языку в поисках самых редких «камней» и «растений», уникальных экспонатов из которых вышли бы интересные словестные конструкции яркие и диковинные.

В этом стихотворении много подобных слов, которые даже немного трудны для понимания: бластился, желна, ощур. Тем не менее, он вполне легко понятны по контексту, да и в целом не являются иностранными, а вполне типичными русскими словами. Они не просто используются для красоты, но и для того чтобы лучше передать смыслы.

К примеру, как выразительно звучит фраза о тонкой прошве, которая отмежевывает лицо на снегу. Легко увидеть эти контуры, полоски. Как красиво становится видно как именно бластится выстрел в пространстве колючего дыма, который понятное дело колюч и из-за холода и из-за ощущения самой лисицы.

Помимо этого использования существенного количество таких довольно непривычных слов позволяют читателю перейти немного в другую действительность. Ведь каким образом, например, передать ощущение лисицы, да и о чем может думать такой зверь? Понять довольно трудно и на самом деле люди навряд ли могут выразить подобное словами.

Тем не менее, если мы используем такие языковые практики как Есенин, немного меняем привычную канву речи, то получаем возможность смотреть немного другим образом. Отсюда и возникает своеобразное проникновение в суть восприятия лисицы, ощущение ситуации объективным образом, как бы со стороны самой природы, стороннего наблюдателя.

Анализ стихотворения Лисица по плану

Стихотворение Некрасова «Забытая деревня» не оставит ни одного читателя равнодушным, потому как поднимает она социальную тему – проблему равнодушия властей. Эта тема будет актуально всегда

Читайте также:  Анализ стихотворения Песнь о хлебе Есенина

Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», – писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается “несобственно-прямыми” формами высказывания – словно бы словами автора говорит сам персонаж: “Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал” – переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

– эпитеты : «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

– олицетворения: лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

– метафора: «желтый хвост упал в метель пожаром»

– сравнения: как прелая морковь; мгла прячется как «желна» – дятел черного цвета – предвестник смерти;

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь…
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.

Анализ стихотворения Есенина «Лисица»

Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Сергей Александрович подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

Первая публикация «Лисицы» относится к 1916-му. Ее напечатала газета «Биржевые ведомости». Точная датировка стихотворения неизвестна. По мнению литературоведов, сочинено оно в 1915-м. Изначально произведение издавалось без посвящения. Впоследствии Сергей Александрович указал адресата, в роли которого выступил русский писатель Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957). С ним Есенин познакомился в свой первый приезд в Петроград, относящийся к марту 1915 года. Сергей Александрович часто приходил к нему в гости, оставлял в его альбоме и альбоме супруги – Серафимы Павловны Ремизовой-Довгелло – стихотворения. В частности, речь идет о произведениях «Русь», «

Многоуважаемый и горячо любимый народом во все времена поэт Сергей Александрович очень любил животных. Можно даже сказать, что он любил животных больше чем некоторых личностей своего времени.

Стихотворение о лисице, как и все произведения великого поэта пропитано смыслом. Каждая строчка данного стихотворения заставляет читателя не просто чувствовать сострадание, жалость и переживания к раненному зверю, но и задуматься над тем какими жестокими бывают люди.

Тонкой прошвой кровь отмежевала – Прошва это узкая полоска ткани или кожи вшитая или стоящая между, чем либо, а слово отмежевала, имеет обозначение отделиться, разграничить. То есть тонкой полоской кровь её покидала, — На снегу дремучее лицо –, а она лежала у норы своей кольцом с дремучим лицом. Одинокая и озлобленная на людей, что принесли ей только боль.

Лежала и ей всё мерещился тот самый выстрел в колючем дыме. Голова её всё приподымалась и язык на ране застывал. Она уже почти ослабла, намекает нам поэт.

Некоторые думают, что Есенин не описал в строках гибель лисицы, но последнее четверостишье говорит как раз о её кончине. Первые две строчки в последнем четверостишье описывают последние мгновение лисицы, а последние две добычу, принесённую в дом с мороза.

Сложно понять смысл стихотворения сразу. До революционное стихотворение написанное выражениями и словами употребляемыми в речи того времени не просто для понимания и тем более для осознания полного смысла передаваемого великим поэтом.

Точно сказать никто не сможет, когда это стихотворение было написано, но большинство литературоведов утверждает, что Сергей Александрович написал его в двадцать один год еще в далёком 1916 году. Есенин всегда мог передать внутренние чувства на бумагу так, что каждый кто читал его произведения мог прикоснуться к тем нравственным чувствам, что пытался передать поэт и время не в силах отнять ту ценность, что осталась после убийства поэта по приказу Троцкого.

Картинка к стихотворению Лисица

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный. для 9 класса

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано в 1936 году Александром Сергеевичем Пушкиным и представляет собой некое продолжение плодов труда

Анализ стихотворения Маяковского Разговор с фининспектором о поэзии

Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,

Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой

Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою околдован лес стоит 3, 5 класс
  • Анализ стихотворения Пастернака Иней

    Пастернак написал данное произведение в 1941 году, в то время, когда немецкие солдаты практически стояли у Москвы. Люди находятся в панике и не знают, что их ждет. Поэт очень рвался воевать. Автор много времени проводил в лесах и думал о том,

    Анализ стихотворения С.Есенина “Лисица”.

    В раделе литературы “Образы флоры и фауны в художественной литературе” особое место занимают произведения есенина о животных. Данный материал поможет учителю в анализе стихотворения “Лисица”, так как рассмотрено, как поэт передает основную мысль – показ физических и душевных страданий животного, какие тропы используются для показа идеи произведения.

    Просмотр содержимого документа
    «Анализ стихотворения С.Есенина “Лисица”.»

    Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

    Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

    Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

    У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», – писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

    Тема текста – лисица. Автор показывает страдания животного в предсмертной агонии, безжалостное отношение людей к животным – это идея стихотворения.

    Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается “несобственно-прямыми” формами высказывания – словно бы словами автора говорит сам персонаж: “Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал” – переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

    Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

    Колыхалася в глазах лесная топь.

    Из кустов косматый ветер взбыстрил

    И рассыпал звонистую дробь.

    Автор не просто сообщает нам информацию, но выражает и создает у читателя чувство сострадания. Для этого использует такие художественные средства:

    – эпитеты: «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

    – олицетворения: лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

    – метафора: «желтый хвост упал в метель пожаром»

    – сравнения: как прелая морковь; мгла прячется как «желна» – дятел черного цвета – предвестник смерти;

    После описания месяца стоит многоточие. Автор не показывает смерть лисицы, он как бы дает нам возможность домыслить, как это произошло. Доказательство: «… в ощур сочилась тихо кровь». Стихотворение оставляет тяжелое впечатление.

    Стихи есенина о природе которые легко запоминаются

    Лисица

    На раздробленной ноге приковыляла, У норы свернулась в кольцо. Тонкой прошвой кровь отмежевала На снегу дремучее лицо.

    Ей все бластился в колючем дыме выстрел, Колыхалася в глазах лесная топь. Из кустов косматый ветер взбыстрил, И рассыпал звонистую дробь.

    Как желна над нею мгла металась. Мокрый вечер липок был и ал. Голова тревожно подымалась, И язык на ране застывал.

    Желтый хвост упал в метель пожаром. На губах — как прелая морковь… Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь.

    Весна

    Припадок кончен. Грусть в опале. Приемлю жизнь, как первый сон. Вчера прочел я в «Капитале», Что для поэтов — Свой закон.

    Метель теперь Хоть чертом вой, Стучись утопленником голым, Я с отрезвевшей головой Товарищ бодрым и веселым.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Персидские мотивы Есенина

    Гнилых нам нечего жалеть, Да и меня жалеть не нужно, Коль мог покорно умереть Я в этой завирухе вьюжной.

    Тинь-тинь, синица! Добрый день! Не бойся! Я тебя не трону. И коль угодно, На плетень Садись по птичьему закону.

    Закон вращенья в мире есть, Он — отношенье Средь живущих. Коль ты с людьми единой кущи, Имеешь право Лечь и сесть.

    Привет тебе, Мой бедный клен! Прости, что я тебя обидел. Твоя одежда в рваном виде, Но будешь Новой наделен.

    Без ордера тебе апрель Зеленую отпустит шапку, И тихо В нежную охапку Тебя обнимет повитель.

    И выйдет девушка к тебе, Водой окатит из колодца, Чтобы в суровом октябре Ты мог с метелями бороться.

    А ночью Выплывет луна. Ее не слопали собаки: Она была лишь не видна Из-за людской Кровавой драки.

    Но драка кончилась… И вот — Она своим лимонным светом Деревьям, в зелень разодетым, Сиянье звучное Польет.

    Так пей же, грудь моя, Весну! Волнуйся новыми Стихами! Я нынче, отходя ко сну, Не поругаюсь С петухами.

    Земля, земля! Ты не металл. Металл ведь Не пускает почку. Достаточно попасть На строчку И вдруг — Понятен «Капитал».

    Метель

    Прядите, дни, свою былую пряжу, Живой души не перестроить ввек. Нет! Никогда с собой я не полажу, Себе, любимому, Чужой я человек.

    Хочу читать, а книга выпадает, Долит зевота, Так и клонит в сон… А за окном Протяжный ветр рыдает, Как будто чуя Близость похорон.

    Облезлый клен Своей верхушкой черной Гнусавит хрипло В небо о былом. Какой он клен? Он просто столб позорный — На нем бы вешать Иль отдать на слом.

    И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной, За то, что песней Хриплой и недужной Мешал я спать Стране родной.

    Я не люблю Распевы петуха И говорю, Что если был бы в силе, То всем бы петухам Я выдрал потроха, Чтобы они Ночьми не голосили.

    Но я забыл, Что сам я петухом Орал вовсю Перед рассветом края, Отцовские заветы попирая, Волнуясь сердцем И стихом.

    Визжит метель, Как будто бы кабан, Которого зарезать собрались. Холодный, Ледяной туман, Не разберешь, Где даль, Где близь…

    Луну, наверное, Собаки съели — Ее давно На небе не видать. Выдергивая нитку из кудели, С веретеном Ведет беседу мать.

    Оглохший кот Внимает той беседе, С лежанки свесив Важную главу. Недаром говорят Пугливые соседи, Что он похож На черную сову.

    Глаза смежаются, И как я их прищурю, То вижу въявь Из сказочной поры: Кот лапой мне Показывает дулю, А мать — как ведьма С киевской горы.

    Не знаю, болен я Или не болен, Но только мысли Бродят невпопад. В ушах могильный Стук лопат С рыданьем дальних Колоколен.

    Себя усопшего В гробу я вижу. Под аллилуйные Стенания дьячка Я веки мертвому себе Спускаю ниже, Кладя на них Два медных пятачка.

    На эти деньги, С мертвых глаз, Могильщику теплее станет, — Меня зарыв, Он тот же час Себя сивухой остаканит.

    И скажет громко: «Вот чудак! Он в жизни Буйствовал немало… Но одолеть не мог никак Пяти страниц Из «Капитала».

    Анализ стихотворения Пороша Сергея Есенина

    Автор очень любил в своих стихотворениях описывать великолепие родных просторов. Строки наполнены теплотой, чуткостью, восторгом. И это естественно, ведь у поэта было очень тонкое ощещения восприятия. Он с точностью мог подметить все, что его окружало, расписать это такими словами, что читаешь, и диву даешься, насколько все может быть красивым и ярким. Его строчки вдохновляли, заставляли переживать моменты вместе с поэтом.

    Раннее творчество, в том числе и его стихотворение «Пороша», будто пронизаны невинностью и прохладой. Он пишет в своих строках все, что дорого его сердцу с самого младенчества. В этот период творчества, поэт все чаще начинает вспоминать свое прошлое, где есть резкий контраст со своим настоящим. Есенин устает от суетливой Москвы, ему хочется уединения, покоя, в зимний лес, на природу, где нет никого, где есть только тишина и умиротворение.

    «Пороша» не только популярна как пейзажная лирика, но так же здесь проявляется и романтизм. Сирую сосну характеризует с деревенской старушонкой, а лес, зачарованной невидимкой, видит как сказочным спящим королевством. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — здесь описана безмятежность и грациозность. Так же поэт очень хорошо расписывает лошадиную прыть, которая приносит ему великое счастье, а саму дальнюю дорогу, заставляет задуматься и позабыть все свои проблемы и невзгоды.

    Поэт мог долгое время наслаждаться красотой природы, чувствуя в ней свое вдохновение, спокойствие. Ему не нужны блага современного общества, известность. И благодаря стихотворениям о природе Есенин получил популярность в обществе. Поскольку, каждый благодаря его стихам, мог представить себе дивную красоту природы, прокатиться на лошадях, почувствовать влажный сырой воздух и побыть наедине с самим собой.

    Анализ стихотворения Пороша по плану

    Табун

    В холмах зеленых табуны коней Сдувают ноздрями златой налет со дней.

    С бугра высокого в синеющий залив Упала смоль качающихся грив.

    Дрожит их головы над тихою водой, И ловит месяц их серебряной уздой.

    Храпя в испуге на свою же тень Зазастить гривами они ждут новый день

    Весенний день звенит над конским ухом С приветливым желаньем к первым мухам.

    Но к вечеру уж кони над лугами Брыкаются и хлопают ушами.

    Все резче звон, прилипший на копытах, То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.

    И лишь волна потянется к звезде, Мелькают мухи пеплом по воде.

    Погасло солнце. Тихо на лужке. Пастух играет песню на рожке.

    Уставясь лбами, слушает табун, Что им поет вихрастый гамаюн.

    А эхо резвое, скользнув по их губам, Уносит думы их к неведомым лугам.

    Любя твой день и ночи темноту, Тебе, о родина, сложил я песню ту.

    Тихо струится река серебристая

    Сергей Есенин: о природе. Известные стихи

    Поет зима — аукает…

    Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

    А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

    Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

    И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

    Нивы сжаты, рощи голы…

    Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.

    Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

    Весенний вечер

    Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зелёной весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны.

    Запад подёрнулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей.

    Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звёзды далекие И улыбается небу земля.

    Черёмуха

    Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт.

    Берёза

    Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

    На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

    И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

    Голубень

    В прозрачном холоде заголубели долы, Отчетлив стук подкованных копыт, Трава поблекшая в расстеленные полы Сбирает медь с обветренных ракит.

    С пустых лощин ползет дугою тощей Сырой туман, курчаво свившись в мох, И вечер, свесившись над речкою, полощет Водою белой пальцы синих ног.

    Осенним холодом расцвечены надежды, Бредет мой конь, как тихая судьба, И ловит край махающей одежды Его чуть мокрая буланая губа.

    В дорогу дальнюю, не к битве, не к покою, Влекут меня незримые следы, Погаснет день, мелькнув пятой златою, И в короб лет улягутся труды.

    Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге Холмы плешивые и слегшийся песок, И пляшет сумрак в галочьей тревоге, Согнув луну в пастушеский рожок.

    Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон. И дремлет Русь в тоске своей веселой, Вцепивши руки в желтый крутосклон.

    Манит ночлег, недалеко до хаты, Укропом вялым пахнет огород. На грядки серые капусты волноватой Рожок луны по капле масло льет.

    Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хруптом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы.

    Ночлег, ночлег, мне издавна знакома Твоя попутная разымчивость в крови, Хозяйка спит, а свежая солома Примята ляжками вдовеющей любви.

    Уже светает, краской тараканьей Обведена божница по углу, Но мелкий дождь своей молитвой ранней Еще стучит по мутному стеклу.

    Опять передо мною голубое поле, Качают лужи солнца рдяный лик. Иные в сердце радости и боли, И новый говор липнет на язык.

    Водою зыбкой стынет синь во взорах, Бредет мой конь, откинув удила, И горстью смуглою листвы последний ворох Кидает ветер вслед из подола.

    О Русь — малиновое поле

    Красивые стихи Есенина о природе и Родине

    Гляну в поле, гляну в небо…

    Гляну в поле, гляну в небо — И в полях и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край.

    Снова в рощах непасеных Неизбывные стада, И струится с гор зеленых Златоструйная вода.

    О, я верю — знать, за муки Над пропащим мужиком Кто-то ласковые руки Проливает молоком.

    О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Цветы мне говорят — прощай, Головками склоняясь ниже, Что я навеки не увижу Её лицо и отчий край. Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

    Край любимый! Сердцу снятся…

    Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

    По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки.

    Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

    Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей её покинуть.

    За горами, за жёлтыми долами…

    За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень.

    Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок.

    Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь.

    Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту.

    Кроток дух монастырского жителя, Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом спасителя За погибшую душу мою.

    Гой ты, Русь, моя родная…

    Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза.

    Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

    Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс.

    Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.

    Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая Дайте Родину мою».

    В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная.

    Урок по теме: “Образы животных в ранней лирике С.Есенина”
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Анализ стихотворений С. Есенина о животных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    karpova_o.n._obrazy_zhivotnyh_v_ranney_lirike_s.esenina.docx25.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Образы животных в ранней лирике Есенина.

    Обучающая: своеобразие есенинских стихов о животных (соединение «крестьянских» и общефилософских мотивов).

    Развивающая: развитие творческих способностей.

    Воспитывающая: гуманизм поэзии Есенина.

    На доске:

    Гуманный: направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

    Гуманизм: гуманность, человечность.

    Дружба: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    1. Прослушайте песню на стихи С.Есенина «Я обманывать себя не стану. » и ответьте на вопрос: кто может претендовать на дружбу с Есениным? Почему? Докажите. (Звучит песня):

    В переулке каждая собака

    Знает мою легкую походку

    Каждая задрыпанная лошадь

    Головой кивает мне навстречу

    Для зверей приятель я хороший,

    Каждый стих мой душу зверя лечит.

    Я хожу в цилиндре не для женщин

    Потому что сердце жить не в силе.

    В нем удобней золото овса давать кобыле.

    Средь людей я дружбы не имею,

    Я иному покорился царству.

    Каждому здесь кобелю на шею.

    Я готов отдать свой лучший галстук

    (Из воспоминаний Анны Изрядновой: «Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. »

    Галстук являлся одной из важной детали одежды Есенина. Практически на всех фотографиях Есенина присутствует либо галстук, либо бабочка)

    1. Сообщение двух учащихся на тему: «Животный мир в творчестве Есенина».
    2. Работа в группах

    Нам предстоит проанализировать 3 стихотворения Есенина о животных, и в конце урока вы напишете мини-сочинение.

    Ремизов Алексей Михайлович (1877-1957) – писатель. Есенин познакомился с ним в 1915г. После революции в 1921г Ремизов выехал за рубеж.

    Лисица показана в самый трагический момент, момент собственной смерти.

    – Что мы узнаем о лисице?

    – В какой момент она изображена?

    Образная передача состояния животного.

    – Автор показывает её внешнее или внутреннее состояние?

    И внешнее: «нога раздолбленная»; «желтый хвост упал в метель»; «голова поднималась тревожно»; «кровь сочилась в ощур».

    И внутреннее: 1) «дремучее лицо» – эпитет;

    1. «тонкой прошвой (швом) кровь отмежевала на снегу дремучее лицо» – олицетворение. Этот шов как бы отгородил лисицу от всего мира, она со своими страданиями и муками осталась один на один;
    2. «дым колючий»; «ветер косматый»; «звонистую дробь» – эпитеты; «ветер взбыстрил и рассыпал дробь» – олицетворение. Даже силы природы против лисицы, она одинока в своем несчастье.
    3. «мгла металась» – олицетворение, указывает на беспокойство и сравнивается с серым дятлом (желна)=смерть.
    4. «мокрый вечер липок был и ал». Ничего не существует

    кроме крови. «язык на ране застывал». О бессилии лисицы. «На губах-как прелая морковь. » Умолчание: рифма перекрестная; мужская и женская.

    Вывод: тяжелораненой лисице все чудится «в колючем дыме выстрел». Она погибает от рук человека, по его прихоти. Лисица страдает так же как и человек. В этом стихотворении Есенин обвиняет человека в бессердечности и жестокости по отношению к лисице.

    Она старая, об этом говорят свитки годов на рогах и эпитет «дряхлая, выпали зубы». Она не способна дать отпор. Но ей противопоставлен выгонщик «бил ее выгонщик грубый».

    Олицетворение и эпитет «думает думу грустную» уподобляют корову человеку. Очеловечивает ее, наделяет корову человеческими качествами. «Сердце не ласково к шуму» – олицетворение. Слово корова и теленок заменяются словами мать и сын.

    «Первая радость не впрок» – олицетворение. Корова может радоваться.

    Упущена сцена убийства: «Шкуру трепал ветерок».

    Такая же участь ждет и саму мать, мать, а не корову, потому что . «С той же сыновней судьбой».

    Предложение ОП, неопределенно-личное «свяжут» и « поведут».

    Олицетворение: «Жалобно, грустно и тоще в землю вопьются рога…». Умолчание. Впереди ее ожидает безотрадный, грустный финал, но сейчас ей снится «белая роща и травяные луга» – олицетворение.

    Вывод: передано материнское страдание коровы, показано противопоставление животных жестокому миру людей.

    «Песнь о собаке» (1915г.)

    Стихотворение начинается подчеркнуто прозаично: не родила, а «ощенила»,

    не собака, а «сука», «в ржаном закутке, на рогожах»; буднично, но эта будничность опоэтизирована: «рогожи златятся», «снежок подталый струился», «она их ласкала».

    Спокойный тон начала не предвещает разыгравшейся дальше трагедии:

    антитеза «А вечером. », эпитет «хозяин хмурый», аллитерация (К, Ш, Х). Во всем этом слышится смутная тревога.

    Повторение в третий раз «семерых», усиленное местоимением «всех», грубопросторечное «поклал» подчеркивает угрюмую непреклонность в действиях хозяина.

    Поэт не дает описания убийства, отказавшись от кульминационной сцены. В 4 строфе убыстряется темп в такт шагам собачьих лап:

    По сугробам она бежала,

    Поспевая за ним бежать.

    Далее обрыв (умолчание). Реалистическая картинка испаряется. Остается ощущение бесконечной усталости, которая в пределах одной строфы сменяется ощущением боли и безнадежности.

    И когда скрывается месяц, лишь поманив прозрачной надеждой, что несчастная мать сможет хоть в небесной выси увидеть свое утопленное дитя, только горестный собачий вой оглашает окрестность да в слезящихся глазах отражается свет бесстрашных светил.

    Лексика выражает внутреннее состояние собаки «чуть плелась обратно», «звонко скуля».

    Боль матери звучит также в следующих словах:

    Покатились глаза собачьи

    Золотыми звездами в снег (метафора)

    -Какова роль глаголов и деепричастий, приема умолчания, антитезы (звонко-глухо) в раскрытии психологического состояния собаки?

    Вывод: Есенин показывает животных изнутри: история лошади или собаки, пережитая ими и рассказанная как будто от их лица. Никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.

    Животный мир – одно из пристанищ души поэта, ибо люди стали хуже зверей. Среди «братьев наших меньших» невозможно то, что твориться в мире людском. Если где и осталось чувство любви, жалости, добра, то среди псов, кобыл, коров, обреченных на уничтожение.

    IV. ЗАДАНИЕ: Напишите мини-сочинение на тему: «Гуманизм поэзии Есенина». Прочитать несколько работ в конце урока как вывод к нему.

    V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    1.Создать мультимедийную презентацию на тему:

    «Любовная лирика Есенина» (по желанию учащихся).

    2. Выучить наизусть одно стихотворение С. Есенина из цикла «Любовь хулигана»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создавая цикл уроков по Японии, необходимо познакомить ребят с природой, с ее обожествлением, что, естественно, выразилось и в искусстве, и в поэзии, и в самой жизни жителей этой страны.

    Урок сконструирован в компетентностно-деятельностном подходе к обучению.

    Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина – одна из ведущих в творчестве поэта, именно “низкий дом с голу.

    Материалы для проведения урока в 11 класс.

    Анализ стихотворений С. Есенина о животных.

    Учебный предмет: литератураКласс: 5аАвтор УМК: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.ЕрохинаТема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы.Тип урока: закрепление изуч.

    Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование.

    Анализ творчества Есенина

    Тема «братьев наших меньших» в творчестве Сергея Есенина и Эдуарда Асадова

    Есть поэты, чьи имена вроде бы на слуху у всех, но читатели не могут процитировать и строчки их поэзии. Есть поэтические строки, имя автора которых уже успели позабыть. Но есть живые, вечно звучащие и зовущие имена и строки, которые помнят, любят, носят в сердцах на протяжении всей жизни целые поколения людей. К таким поэтам относится Сергей Есенин и Эдуард Асадов, стихотворения которых полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к родине, к беспредельным просторам родных полей.

    Поэзия Есенина пробуждает патриотические чувства, учит ценить красоту родной природы, прививает любовь «ко всему живому в мире», внушает уважение к труду и к людям. А. М. Горький характеризовал Есенина как «романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, – писал М. Горький, – чтоб рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте». Совершенная художественная форма, высокая эмоциональность, предельная искренность стихов Есенина вызывают у читателей сопереживание, побуждает вновь и вновь обращаться к его творчеству. «Он превращает в золото поэзии все – и сажу под заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты…». В обычных, ничем не примеченных картинах природы он старается найти самое прекрасное, нежное, привлекательное.

    В творчестве Есенина есть совершенно уникальный и до трепета взволнованный цикл о наших «четвероногих братьях». Мы видим их по-человечески мыслящими и страдающими, со своими заботами, горестями и радостями. Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно, и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке, с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.

    Есенин затрагивает тему материнской любви в стихотворениях «По лесу леший кричит на сову» и «Лебедушка». В первом медведихе снится, что «колет охотник острогой детей», и она плачет, «трясет головой» и зовет детушек домой.

    Три стихотворения, «Корова», «Лисица» и «Песнь о собаке», говорят о гибели животных по вине человека. Они показаны в самый трагический момент: в муках и страданиях. Корова «думает грустную думу о белоногом телке», которого отняли у нее. Тяжелораненой лисице все чудится «в колючем дыше выстрел». Измученной собаке месяц кажется одним из ее погибших щенков. Есенин показывает нам какими бесчеловечными могут быть люди по отношению к животным. Люди даже не задумываются над тем, что их «меньшие братья» тоже способны чувствовать, любить, переживать.

    Вот стихотворение «Корова», в котором Сергей Есенин так ярко показал переживания старой, «дряхлой» коровы, у которой отобрали единственную радость в жизни – сына.

    В этих строках Сергей Есенин хотел донести до нас не только трагедию матери, потерявшего сына, не только нестерпимое ожидание своей собственной смерти, но и ничтожность жизни коровы. Мало того, что всю долгую, безрадостную жизнь корову бил «выгонщик грубый», так еще и сына отобрали. И только во снах корова может почувствовать себя по-настоящему счастливой – пастись на травяных лугах с любимым детенышем. Есенин практически ничего не говорит о хозяевах коровы, но тем не менее осуждает жестокость, несправедливость по отношению к беззащитным «братьям нашим меньшим».

    Состояние настороженности, испуг, боль животного удачно переданы Сергеем Есениным в стихотворении «Лисица».

    То ли ради собственного удовольствия, то ли ради теплого меха или вкусного мяса люди по-прежнему продолжают охотиться на беззащитных зверушек.

    Глубоким сочувствием к несчастной собаке-матери проникнуто стихотворение «Песнь о собаке». Собака, ни о чем не подозревая, весь день вылизывала своих щенят, согревала и ласкала их. Но тут тяжелыми шагами к ней подошел «хозяин хмурый» и швырнул щенков в мешок. Маленьких, беспомощных щенят.

    Трудно передать чувство матери, в один миг потерявшей детей. Она, доверяя своему хозяину, бежала по сугробам прямо до реки. Ее сердце просто замерло, увидев жестокий поступок человека. Мы будто видим собаку, стоящую у берега реки в надежде, что ее дети еще могут выплыть из воды… Больше всего меня поражает то, что несмотря на все ужасные поступки человека по-отношению к животным, они все равно остаются верными и преданными ему.

    Что изменилось с тех пор, когда Есенин призывал нас относится к животным как к братьям? Да, мы сегодня много говорим о великой ценности всего живого на земле. Но тема «братьев наших меньших» и сейчас остается актуальной. Проходят года, столетия, но научились ли люди ценить жизнь всех живущих на этой планете? Поэзия известного поэта ХХ века Эдуарда Асадова заставляет нас еще раз задуматься над важностью этой проблемы. В своих стихотворениях он пытается донести до читателей, что человек – часть природы и должен ответственно осознавать это!

    Поэзия Асадова дает не только представление о природе и человеке, но, что важнее всего, говорит о ценности жизни на земле. И лес, и река, и березки, и зяблики, букашки, медвежонок – все живое вызывает у него глубокую нежность, любовь. Поэт будто ощущает себя частицей природы, чувствует, как бьется сердце рыжей дворняги, постепенно угасает лучик жизни верного капитанского пса Фрама.

    В стихотворении «Медвежонок» Эдуард Асадов точно отразил трагедию ребенка, потерявшего мать из-за грубых и бесчувственных действий человека. Асадов показывает тесную, непрерывную связь матери с ребенком, важность и необходимость любви и поддержки для малыша.

    Эти кульминационные строки показывают важность проблемы защиты животных. Ведь животные для человека, в большинстве случаев, – это забава, игрушка на один день, а ведь у медвежонка отобрали единственную, самую лучшую и горячо любимую мать.

    Асадов показал способность родителей пойти на все ради спасения своих малышей в стихотворении «Пеликан». Так громадный и неуклюжий пеликан жертвует собой, вспоров клювом себе грудь, чтобы его птенцы выжили, не умерли от жажды:

    Лирическая быль «Дикие гуси» потрясла миллионы читателей своей искренностью и утонченностью. Она рассказывает о том, как «летели гуси дикие на юг», а позади «спешил на юг косяк перепелиный»! И если вода для гусей – это спасение, то для перепелок – беда. Но уставшие перепелки были спасены. Жертвенность гусей просто потрясла всех:

    Одна из основополагающих черт поэзии Асадова – обостренное чувство справедливости. Он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорбленному или попавшему в беду. Асадов не может смириться с унижением и оскорблением лиса Яшки. Он показывает, какими жестокими и беспощадными могут быть люди:

    Не достойны люди звания «человека», если так бесчеловечно, не гуманно обращаются с «братьями нашими меньшими».

    Но настоящая и самая высокая ценность человека и животного – дружба. «Она не узка, не локальна, она непременно многоцветна и широка. И нет у нее предела, это самая прекрасная ценность нашей души». Но как порой трудно найти настоящего друга, не упустить его и сохранить дружбу на долгие годы. И человек долго скитается по миру в поисках искренней дружбы. И он даже не замечает, что ответ на его поиски так близко, он проходит мимо него и совсем не узнает, не замечает. А ведь все очень просто: нет преданнее, вернее существа на планете, чем собака или слоненок, пчела, комар и медвежонок. Они никогда не предадут и не обманут. Но почему же люди всегда готовы на подлость, предательство, неужели у них совсем нет ничего человечного? Почему та самая рыжая дворняга до последнего дыхания бежала вслед за уезжавшим хозяином, почему капитанский пес Фрам не смог уйти от погибшего единственного друга, умер рядом с ним? Почему человек не ценит верности животных, а сам предает, убивает, уничтожает или создает невозможные для существования условия для «наших младших братьев»?

    Читая поэзию великих поэтов ХХ века Сергей Есенина и Эдуарда Асадова, мы должны учиться любить, дружить, ценить, бережно относиться к живой природе, отвечать за тех, кого приручили!

  • Ссылка на основную публикацию