Анализ стихотворения Мои мечты Есенина

Анализ стихотворения Есенина “Мои мечты

Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое и знакомое, он не вернется. И не потому, что боится тяжелого труда сельского учителя. Есенин понимал, что у себя на родине его литературный талан очень скоро будет погребен под слоем повседневных обязательств. В итоге автор выбрал нелегкий путь покорения российской столицы, хотя впоследствии не раз сожалел о том, что принял именно это решение.

На этот вопрос у Есенина нет четкого ответа, хотя он понимает, что “отраду в жизни, упоенье” он может обрести лишь тогда, когда будет открыто и бескорыстно служить людям. Что же касается денег и славы, то они необходимы Есенину, как воздух, но прожить без них он сможет. А вот без понимания и душевной теплоты людей, в которых он нуждается не меньше, чем они в нем, сама жизнь для поэта теряет всякий смысл. Он готов отказаться от всего и опуститься на самую низшую ступень социальной лестницы ради того, чтобы избавиться от щемящего чувства собственной неприкаянности и одиночества. И именно среди грязи и нищеты Есенин, вопреки судьбе, готов искать вдохновенье, отказавшись от всех благ и привилегий, которые дарует жизнь в столице. Таким образом, свою основную задачу поэт видит в служении людям, хотя и сомневается в том, что они нуждаются в его поэзии.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Есенина “Исповедь самоубийцы Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе.

Анализ стихотворения Есенина “Низкий дом с голубыми ставнями Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая.

Анализ стихотворения Есенина “Какая ночь! Я не могу В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и.

Анализ стихотворения Есенина “Край ты мой заброшенный Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не.

Анализ стихотворения Есенина “По-осеннему кычет сова Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому.

Анализ стихотворения Есенина “Возвращение на родину Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался.

Анализ стихотворения Есенина “Пускай ты выпита другим В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой.

Анализ стихотворения Есенина “Звезды Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи.

Анализ стихотворения Есенина “Вот оно, глупое счастье Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени.

Анализ стихотворения Есенина “В этом мире я только прохожий В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет.

Анализ стихотворения Есенина “Ты запой мне ту песню, что прежде С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село.

Анализ стихотворения Есенина “Не бродить, не мять в кустах багряных Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен.

Анализ стихотворения Есенина “Упоенье – яд отравы С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение “Упоенье.

Анализ стихотворения Есенина “Край любимый! Сердцу снятся Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся.

Анализ стихотворения Есенина “Мой путь Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги. Смерть этого поэта до сих пор является загадкой, и сегодня.

Анализ стихотворения Есенина “В том краю, где желтая крапива Феномен Творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому.

Анализ стихотворения Есенина “Черная, потом пропахшая выть Первые годы жизни в Москве стали для Есенина Настоящим испытанием. Он не мог привыкнуть к широким столичным улицам, постоянному шуму толпы и необходимости заводить новые знакомства с людьми, которые могли.

Анализ стихотворения Есенина “Ты меня не любишь, не жалеешь Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно.

Анализ стихотворения Есенина “Неуютная жидкая лунность Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это.

Анализ стихотворения Есенина “Дорогая, сядем рядом В жизни Сергея Есенина было очень много женщин. Однако сам поэт признавался, что истинные чувства он испытывал только в ранней юности, когда влюбился в свою односельчанку. Этот роман оказался неудачным.

Анализ стихотворения Сергея Есенина “Письмо матери” “Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до.

Анализ стихотворения Есенина “Этой грусти теперь не рассыпать Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались.

Анализ стихотворения Есенина “Разбуди меня завтра рано Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно.

Анализ стихотворения Есенина “Сельский часослов Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел.

Анализ стихотворения Есенина “Русь советская Сергей Есенин, как и многие поэты начала 20 века, с воодушевлением воспринял октябрьскую революцию. В отличие от Маяковского Он не высмеивал недостатки советского общества и не ужасался, как Блок, той.

Анализ стихотворения Есенина “Топи да болота Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником.

Анализ стихотворения Есенина “Глупое сердце, не бейся В 1923 году Сергей Есенин предпринял длительное путешествие на Кавказ, где познакомился с традициями и культурой различных восточных народов. Итогом поездки стал цикл стихов “персидские мотивы”, в который вошло стихотворение.

Анализ стихотворения Есенина “Гой ты, Русь, моя родная Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был.

Анализ стихотворения Есенина “Отойди от окна По воспоминаниям очевидцев, юный Сергей Есенин был без памяти влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако девушка считала своего ухажера повесой, который никогда не сможет стать достойным мужем. Сохранились сведения.

Анализ стихотворения Есенина “Вот уж вечер. Роса Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)

Автор: Guru · 26.02.2019

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921) представляет собой философские размышления поэта о жизни, ее быстротечности. По его мнению, человек должен думать о смерти для того, чтобы чувствовать жизнь с особенной остротой. Такие размышления прослеживаются, в принципе, во всем творчестве С.А. Есенина. Монолог лирического героя характерен для поэта, размышления о жизни, о том, что все рано или поздно проходит, в частности об ушедшей юности, которую уже не вернуть.

Читайте также:  Анализ стихотворения В хате Есенина

История создания

Автор написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» в возрасте 26 лет. В воспоминаниях А.С. Толстого встречается мнение, что С.А. Есенин написал это произведение в свете влияния лирического отступления из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Также можно отметить реминисценцию из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» («пышное природы увяданье»). На одном из своих выступлений Сергей Александрович обозначил свою интересную авторскую позицию:

…Только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь.

Поэтому в рассматриваемом произведении очень хорошо прослеживаются его мысли и восприятие своей жизни.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано в жанре элегии, основной темой которой является прощание лирического героя со своей юностью, которая уходит с течением времени.

Более чем удачен размер стиха, ведь пятистопным хореем написано множество народных песен, которые также близки людям, чье душевное настроение способно воспринимать красоту жизни, красоту природы и красоту души.

Образы и символы

Стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» показывает, что жизнь стоит принимать такой, какая она есть – рассвет, увядание, неизбежное умирание. Это образы человека и природы.

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Однако следует отметить, что прощание лирического героя с ушедшей юностью звучит как его уход насовсем. Герой испытал очень много разочарований, в этих строках четко показано его душевное состояние на тот момент, хоть и молод.

Но не только об одном «умирании» мысли в стихотворении. Четко поставлен акцент в последней строфе, выражен словами «благословенно» и «процвесть».

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Темы и проблемы

С самого начала стихотворения отмечены три противопоставления «Не жалею, не зову, не плачу…». Здесь наблюдается отрицание негативных эмоций, лирический герой произведения показывает свои чувства.

Основная тема произведения – смиренное принятие своей судьбы. В целом, стихотворении представлено в форме грустного рассказа о настоящем, прощание с юностью, упоминание безвозвратно ушедшего времени, неповторимости жизни. После чего снова следуют одно за другим отрицания. В стихотворении настоящее и будущее соотносятся с прошлым. Как видно из текста, настоящее показано в негативном оттенке, что подчеркивается тремя отрицаниями. После чего автор обращается к «утраченной свежести» юности:

О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Именно здесь показан эмоциональный фон стихотворения, единое начало человека и природы. Далее лирический герой обращается к жизни:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Иллюзорность жизни уже осознана, мечты лирического героя о прекрасном несбыточны, показана склонность к самообману. В завершении показано признание диалектического единства жизни и смерти.

Основная идея

Смысл стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» — скоротечность жизни. Лирический герой С.А. Есенина находит покой и умиротворение, примиряется с природой и жизнью. Такая аллегория характерна для русской литературы. В основе произведения лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Тема постепенно раскрывается, кульминирует в стоках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». Темы и мотивы традиционны для творчества С.А. Есенина: жизни и смерти, прощания с юностью, странника и пути.

Сначала поэт обращается к себе, к своей пройденной жизни, а в конце – уже ко всему человечеству. Драматически показан образ розового коня, как уже ускакавшего, в литературоведении такой образ трактуется как Пегас, олицетворяющий творчество, вдохновение. В этом произведении автор подводит своеобразный итог прожитой жизни, ее результаты и несбывшиеся ожидания. С уверенностью можно констатировать тот факт, что элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» — это одно из лучших стихотворений поэта.

Средства художественной выразительности

Стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», как и его многие другие произведения, пропитано лучшими средствами художественной выразительности: эпитеты, метафора, антитеза расставляют нужные акценты в этом произведении, позволяют передать настроение автора и его взгляд на рассматриваемую тему.

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Эпитет «розовых» отражает оттенки радости, характерные юности, романтические направления – это своего рода символический образ солнца, светлого, долгожданного.

Даже обычный крестьянский конь стал розовых под лучами солнца. Но юность прошла, пришло безверие, наступило разочарование. Далее уже розовый цвет становится холодной медью:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…

В этом прекрасном стихотворении Есенин использует такое средство выражения, как антитезу. Так, цветущие яблони противопоставляются в стихотворении осеннему золоту увяданию, что означает противопоставление юности и старости, а юношеские мечты – разочарованиям взрослой жизни.

Прекрасные поэтические образы встречаются в стихотворении «страна березового ситца», «весенняя гулкая рань» и другие.

Как всегда, необычайный колорит придает стихотворению Есенина метафора: «буйство глаз и половодье чувств», «увяданья золотом охваченный». Фраза «Все пройдет, как с белых яблонь дым» стала афоризмом.

Также в стихотворении встречаются другие средства выразительности: аллитерация

«Дух бродяжий!» ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст,

инверсия: «С белых яблонь дым»

риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

С.А. Есенин умело использовал художественные выразительные средства языка в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», мелодичность и красота переданного душевного состояния в должной мере переданы читателю.

Это прекрасное произведение великого поэта положено на музыку, стало любимой песней многих людей. Тонкая задушевная линия содержания, красивое сочетание гласных звуков, и, как следствие, мелодичность всего стихотворения.

Элегия С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. По свидетельству С.А. Толстой, поэт написал это стихотворение под влиянием лирического отступления из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!». Узнаваема у Есенина и реминисценция из пушкинского стихотворения «Осень» («пышное природы увяданье»). Жанр произведения – элегия, основная тема – прощание лирического героя с юностью, осознание им быстрого хода времени.

В основе построения стихотворения лежит антитеза. Прошлое противопоставлено у поэта настоящему, юность – зрелости. Начинается стихотворение с тройного отрицания («не жалею, не зову, не плачу»). Однако отрицаются здесь негативные эмоции. Во всяком случае, именно таким образом лирический герой вначале обозначает свои чувства.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

А вот далее он говорит о настоящем, и в его голосе появляются грустные ноты. Здесь уже звучит мотив прощания с юностью, мотив безвозвратно ушедшего времени, мотив неповторимости жизни, заданный вторым отрицанием:

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Во второй строфе лирический герой обращается к собственному сердцу. Трагическое звучание приобретает третье отрицание в речи лирического героя:

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Таким образом, настоящее и будущее здесь соотносятся с прошлым. И настоящее дается в негативном аспекте, подчеркнутом тремя отрицаниями.

В третьей строфе мы имеем кульминацию в развитии темы. Здесь присутствует обращение героя к «духу бродяжьему», к «утраченной свежести» юности:

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

В этом образе «утраченной свежести» сконцентрирован весь эмоциональный пафос стихотворения, передано единство человеческого и природного. Значение кульминации обретает и четвертая строфа, в которой лирический герой обращается к жизни:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Образ розового коня здесь символичен. Это мечты лирического героя о прекрасном, о несбыточном идеале. Символика розового цвета у Есенина опирается здесь на устойчивые ассоциации – розовые мечты, грезы, флер, означающие способность к самообману. Но, кроме того, этот эпитет передает юношескую восторженность, романтичность. Одновременно образ розового коня отражает осознание лирическим героем иллюзорности жизни. В литературоведении этот образ трактуется и как образ Пегаса, символизирующего вдохновение, творчество. И глагол «проскакал» ассоциируется у нас с «упущенным временем, возможностью, счастьем», придавая элегии драматические ноты. Жизнь человека у Есенина соотнесена с природной: юность, весенний возраст, пролетает быстро и незаметно. И вот уже наступает осень – время зрелости, осмысления пережитого. Эти строчки напоминают нам и о стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Там также звучит мотив сна, однако сон этот противопоставлен жизни лирического героя:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Читайте также:  Анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом Есенина

Лирический герой Есенина же признает диалектическое единство жизни и смерти. Именно об этом он говорит в финале элегии.

Последняя строфа представляет собой развязку в развитии темы. Лирический герой Есенина не вступает здесь в конфликт со временем, но примиряется с ним. И резкость антитезы «процвесть и умереть» сглаживается тремя утвердительными глаголами в финале:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Таким образом, от безысходности лирический герой Есенина переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью[206 – Там же, с. 93.].

Элегия поэта, таким образом, включает в себя и традиционные для русской литературы аллегории («жизнь – путь» и «жизнь – сон»), и цветовую символику поэтов-символистов («белых яблонь дым» – олицетворение чистоты и невинности)[207 – Бельская Л.Л. Песенное слово. М., 1990, с. 95.].

В основе композиции стихотворения, как мы уже отмечали выше, лежит принцип антитезы прошлого и настоящего, будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном развертывании темы, с кульминационным ее звучанием в строках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и развязкой в последней строфе. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовая «листьев медь») образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов (в отрицании негативных эмоций в начале («не жалею, не зову, не плачу») присутствует скрытое утверждение, перекликающееся с открытым утверждением в финале («Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть»).

Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).

Таким образом, произведение развивает традиционные для творчества Есенина темы и мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, жизни и смерти. Также очень значима здесь тема пути, странника. Те же самые мотивы пронизывают многие стихотворения поэта двадцатых годов («Этой грусти теперь не рассыпать», «Ты прохладой себя не мучай…», «Отговорила роща золотая»). Элегия «Не жалею, не зову, не плачу» – одно из лучших творений поэта.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» по плану

1.История создания

Есенин ценил и уважал культуру востока. Его мечтой было увидеть Персию, которую он представлял как страну поэзии, родину Саади, Фердоуси, Руми, Хафиза.

Увидеть сказочную Персию ему не удалось, зато поэт посетил Грузию и Азербайджан, красота которых навеяла ему поэтический цикл «Персидские мотивы».

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», ставшее сердцем цикла, было написано в 1924 году на Кавказе.

С первых дней пребывания в Батуми Есенин познакомился с местной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян. Девушка была обаятельна, умна, начитана — у них завязалась дружба.

Через короткое время Есенин вручил Шаганэ посвящённые ей стихи, чем немало смутил и удивил батумскую знакомую. Образ Шаганэ овеян нежностью и благодарностью, ведь в этой девушке поэт нашёл то, что всегда искал и редко находил в женщинах: душевную чистоту, простоту, достоинство.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в романтическом ключе, оно стилизовано под персидскую любовную поэзию.

3. Род

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» — пример любовной и гражданской лирики.

4. Жанр

По жанру и настроению стихотворение приближается к элегии. Оно выстроено как череда воспоминаний о родине и любимой.

Также текст имеет форму рондо: каждая строка первой строфы (пятистишия) становится начальной в последующих строфах, а последняя строка строфы повторяет первую.

Есть в стихотворении и отголоски любовного романса.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему памяти, ностальгии по любимому краю.

Несмотря на красоту Шаганэ и её родины, лирический герой вспоминает «рязанские раздолья» и девушку, которая «страшно похожа» на Шаганэ.

6. Тематика

Тема стихотворения – любовь поэта к родине.

7. Идея

Несмотря на то, что прекрасная Шаганэ очаровывает поэта, он не в силах рассказать ей, как прекрасна его родная земля. Какая-то большая (и главная) часть его души сокрыта от девушки. Ничто не заменит ему родины.

8. Пафос

Стихотворение наполнено нежностью и ностальгией.

Шаганэ очень нравится лирическому герою, он называет её своей, «дорогой». Но объяснить девушке всего себя так же трудно, как передать красоту покинутой родины. Поэт тоскует по России, его сердце осталось там.

9. Система образов

Образы стихотворения контрастны. Север и юг противопоставлены друг другу:

  • у Шаганэ есть двойник – девушка «на севере»,
  • ширазским розам не сравниться с рожью при луне,
  • и «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Гипербола «луна там огромней в сто раз» свидетельствует о силе привязанности поэта к «рязанским раздольям».

Также герой просит девушку шутить, улыбаться, но не «будить память» о родине. Её красота лишь ненадолго отвлекает его от мыслей о тех, кто остался в России, и эти мысли причиняют ему боль.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения:

  • Шаганэ,
  • лирический герой
  • и девушка «на севере».

Поэт смотрит в лицо Шаганэ и, как в зеркале, видит в ней незабвенный образ прошлого.

Среди есениноведов нет однозначного мнения относительно того, какую девушку напоминала Есенину Шаганэ Тальян. В то время он активно переписывался с Галиной Бениславской, что послужило поводом сравнить с грузинской красавицей именно её.

Однако более убедительна гипотеза о том, что северная девушка – это Зинаида Николаевна Райх, бывшая супруга поэта, мать его детей Юрия и Татьяны. К моменту написания стихотворения Зинаида Николаевна уже состояла в другом браке, Есенин же по-прежнему относился к ней с почтительной нежностью и уважением. Фотографическое сходство З. Райх и Шаганэ действительно поражает.

11. Лирический герой

Лирический герой ярко заявляет о себе, описывая не только собственные чувства, но и черты своего облика: «про волнистую рожь при луне по кудрям ты моим догадайся», «эти волосы взял я у ржи».

Сравнения с рожью, полем, простором вписывают облик лирического героя в образ его родины, он соотносит себя с Россией, Русью, на которую он похож, как сын на свою мать.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения лаконичен: признаваясь в симпатии к восточной красавице, поэт вместе с тем пытается описать ей свою родину.

Он так взволнован воспоминаниями о России, что становится ясно: всякая мысль о покинутом родном крае вызывает в нём страдание, причина которого кроется в последней строфе. На севере осталась девушка, которую напоминает герою Шаганэ, и он не знает даже, думает ли она о нём.

13. Композиция

Композиция произведения кольцевая.

Начиная и заканчивая произведение обращением к Шаганэ, поэт пытается сосредоточиться на моменте настоящего, но память всё время возвращает его в прошлое.

Развитие действия практически отсутствует, так как мысли героя вращаются по одной и той же орбите любовного воспоминания.

Кульминация стихотворения – последняя строфа стихотворения, упоминающая о девушке на севере.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения мелодичен, образен.

Поэт использует обращения («Шаганэ ты моя», «дорогая»), повторы, рефрены.

По синтаксической структуре предложения простые, распространённые. Речь автора похожа на разговор с самим собой.

Несмотря на то, что послание формально адресовано Шаганэ, поэт говорит со своим внутренним «я», погружён в глубокую задумчивость.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано трёхстопным анапестом с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении 5 пятистиший, связанных особой схемой рифмовки: первое пятистишие повторяется построчно во всех последующих пятистишиях. Причем каждая строчка повторяется в первой и в последней строке каждого пятистишия.

Так плетётся венок из цветов, одна строка крепится с другой, удерживая предыдущие и давая разбег последующим. Такое «плетение» характерно для рондо.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитет: «волнистую рожь»;
  • метафора: «про волнистую рожь при луне по кудрям ты моим догадайся»;
  • метонимия: «я готов рассказать тебе поле», «эти волосы взял я у ржи»;
  • гипербола: «луна там огромней в сто раз».

Стихотворение построено на антитезе: Шираз – рязанские раздолья, Шаганэ – девушка с севера.

Аллитерации («ш», «с», «х») передают нежность и задушевность есенинского признания, напоминают шёпот.

Ассонансы («а», «э» в начале и «о», «у» в конце) помогают увидеть, как меняется настроение поэта, когда он вспоминает о родине и начинает тосковать по ней.

17. Значение произведения

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» — этот яркий цветок любовной лирики Есенина. Оно стало любимым произведением всех, кто скучает по Родине даже в окружении дивной природы других стран.

Соединение нежности к настоящему и острой тоски по прошлому сделало посвящение Шаганэ настоящим лирическим шедевром.

18. Актуальность

Произведение Есенина будет актуально всегда, ведь оно написано на вечную тему. Родина крепко привязывает нас к себе, и стоит хоть ненадолго погрузиться в другую культуру, как сердцу станет остро не хватать родного воздуха.

19. Моё отношение

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» показалось мне красивым, загадочным и романтичным.

Сначала я порадовался за героиню произведения, ведь поэт обращается к ней с глубокой нежностью. Но потом мне стало грустно, что на самом деле он любит другую и, глядя на Шаганэ, на самом деле вспоминает свою соотечественницу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина

Получается, что поэт несчастлив, ведь самое дорогое для него осталось на Родине. А тот, кто несчастлив сам, не может по-настоящему согреть того, кто рядом.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас тому, что, ценя каждое мгновение жизни, нельзя забывать о самом дорогом и сокровенном. Необходимо внутренне понимать, где на самом деле находится родина твоей души.

Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни. “

Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, “природной” России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского. Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия – воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля. Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.

Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году Есенин пишет стихотворение “Я последний поэт деревни. “, в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, “деревянной” Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

Стихотворение “Я последний поэт деревни. ” можно было бы принять за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись здесь на лодках.

“Я последний поэт деревни. ” – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему “деревянному” миру “железный гость” и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – “дощатый мост”, “луны часы деревянные”. В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но “скромен в песнях дощатый мост”, не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным “мостом”.

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для “часов” тоже наступают последние сроки, они именно “прохрипят” двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

“Луны часы” здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней “кадящих листвой берез”. Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом “догорит”: “Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча. ” “Догорит” находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из “телесного воска”, то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего (“деревянного”) мира – о “железном госте”, который выйдет “на тропу голубого поля” России с ее необъятными просторами.

“Железный гость” несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого “железного гостя” “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”. При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, “панихидный справляя пляс”. Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: “Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!”

Читайте также другие статьи о творчестве Сергея Есенина:

Сергей Есенин Мои Мечты Читаю Стихотворение mp3

Сергей Есенин Мои мечты Читаю стихотворение

Мои мечты Сергей Есенин

Мечты Автор стихотворения Сергей Есенин

Мои Мечты Стих Сергея Есенина

Мои мечты С Есенин Читает А Пир Будагян

Сергей Есенин Мои мечты

Лирика футбола Мои мечты

Ты плакала в вечерней тишине Сергей Есенин

С Есенин Мои мечты

Мои мечты и желания

Стих Бусы из мечты

Стихи Николай Гумилёв Дева Солнца

Сергей Есенин Мои мечты

Я положил к твоей постели Сергей Есенин

МОЯ МЕЧТА АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Юность Сергей Есенин

Мои мечты стремятся в даль Cover Version

Мечта Сергей Есенин читает Павел Беседин

Сергей Есенин Мечта

Читаю стихи Есенина на фоне гостинице Англетер в Питере

Стихи читаю Сергей Есенин

С Есенин Юность стихотворение

Автор Сергей Есенин Моя мечта Читает Юрий Петресов

Сергей Есенин Я ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ НЕ СТАНУ СТИХИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Уютничаем 2 отвечаю Ирисе читаю стих куда потрачу кучу денег главное в людях и т д

Сергей Есенин Мои мечты

Мои мечты стремятся вдаль Автор и режиссёр Олег Черный Музыка Валерий Палаускас Вокал Геннадий Ве

Монгол Шуудан Москва я читаю стихи проституткам

Клен ты мой опавший Сергей Есенин Я читаю стих LP 67

Моя Жизнь Сергей Есенин

Страна читающая Александр Лаухин читает произведение Мои мечты С А Есенина

С Есенин Слушай поганое сердце

Сергей Есенин Я положил к твоей постели

Читаю стих собственного сочинения

Стихотворение Моя жизнь Есенин С А

Сторона ль ты моя сторона Сергей Есенин

Сергей Есенин под гитару Монгол Шуудан Москва Всё теперь решено Спел на кухне по просьбе друзей

Моя Мечта Сбываться Стала Авторские Стихи Лирика

Стихи в гардеробе С А Есенин

Мечты сбываются Микаела Даниельссон читает свои стихи из сборника стихов Тропа любви

Грустный Стих Моя Жизнь Сергей Есенин Читает Иман Кхан Грустные Стихи

Пушкину Сергей Есенин

Чары Сергей Есенин

Пою и читаю Есенина

Здесь Вы можете скачать Сергей Есенин Мои Мечты Читаю Стихотворение. Слушайте онлайн в хорошем качестве, скачивайте mp3 в высоком качестве без регистрации.

Обратите внимание! Все песни были найдены в свободном доступе сети интернет, а файлы с произведениями не хранятся и не загружаются на наш сервер. Если Вы являетесь правообладателем или лицом, представляющим правообладателя, и не хотите чтобы страница с произведением, нарушающие Ваши права, присутствовала на сайте, воспользуйтесь данной формой.

Сергей Есенин Мои Мечты Читаю Стихотворение

Сеты Спокойной Музыки Слушать

Verano 2019 Musica Los Mas Escuchados La Mejor Música Electrónica 2019

Шейх Мансур Ас Салими Чтение Корана 5

Веселые Песни На День Рождения

Пусан Южная Корея

Прощальная Песня Воспитателей И Выпускников Евтодьевой Аллы

Dcs World Ми 8Мтв2 Кампания Весеннее Обострение 13 Миссия Ночной Караван

Бунин Иван Алексеевич Молодость И Старость Читает Э Каминка

Bass Boosted Songs For Car 2019 Car Music Mix 2019 Best Edm Bounce Electro House

God S Not Dead From God S Not Dead A Light In Darkness Feat Kirk Franklin Newsboys

Дети Турбо Пушка Official Music Video

Ханна Музыка Звучит

Krestall Courier Люси Лью Feat Krestall Courier

Le Cid Le Cid Air De Chimene Felia Litvinne

Александр Барыкин И Гр Карнавал Концерт В Воронеже 1987

Warframe Азима Обзор Билд Пистолет С Турелью

Majid Kharatha Mano Bebakhsh New Version 2016

Я Кошечка Гламур

Груз 200 Чечня 1996 Год Песни Бойца Под Гитару

Уроки Православия Торжество Православия С Прот Артемием Владимировым Урок 2 17 Марта 2016

Мелодрама Внебрачный Ребенок Hd

Isabela Moner I Ll Stay From Instant Family Official Audio

Скриптонит Потом И Кровью

Дахшат Клип Ва Кушик Хотин Хиёнати Хаётий Ва Маноли

Я Из Матиза Давайте Писю Харламов Песня Про Дтп С Геликом Ночнойкараокехарламова 4

Грустный Дождь Стучится В Окно

Группа Каскад Полный Сборник

Жизнь Без Цивилизации Племена Африки Масаи

Megalovania Mother Cognitive Dissonance

Danny Krivit The Most Fantastic Thing Feat Danny Krivit

Ссылка на основную публикацию