Анализ стихотворения Мой путь Есенина

Анализ стихотворения Мой путь Есенина

Это длинное стихотворение состоит из трёх частей, в каждой из которых рассказывается об одном периоде жизни Есенина. Произведение представляет собой философское воспоминание. Написано оно перед важным этапом, с пониманием того, что молодость прошла, а теперь пора браться за серьёзное дело. Перед тем, как ввязаться во что-то новое, выбрать большую цель, часто человек оглядывается на то, что уже сделал, учитывает свои ошибки. Название очень соответствует содержанию.

И вот с первых строк автор обозначает, что метафорично его жизнь-река почти вошла в берега. Вот теперь момент вспомнить прошлое, о котором расскажут его стихи. Со второй строчки поэт обозначает местность, он рисует стихами крестьянскую избу, свет лампад, звуки, запахи. Тут используется оксюморон «костёр метели». Автор обозначает себя, окружение. Он мальчишка девяти лет, рядом мурлычет кот, поёт бабушка. Мальчику мерещатся мертвецы, которые танцуют за окном.

Важно, что в своих поэтических воспоминаниях Есенин не только «частное лицо», но и часть большой страны. В детские воспоминания он добавляет войну с японцами, а также то, что он тогда не понимал её причин. Да и никто в его рязанской стороне не понимал, хотя мужики были недовольны, но их никто, кроме полей не слушал. Тут же Сергей впервые ощутил поэтический «зуд», а дед ему предложил воспеть лошадей. Юноша пережил первую любовь, стал мечтал о богатстве и известности.

И с этими мечтами он едет в столицу (вторая часть). И вот уже он известный поэт, и ему скучно, тоскливо, путешествия не развлекают, вино не отвлекает. Он понял Россию, её беды, которые оставалось только заливать в кабаках. Тут много троеточий, восклицаний, обращений к «Россиюшке». На снисходительность властей Есенин бросил в стихах хулиганский вызов.

В третьей части после ещё многих лет на смену царизму пришла рабочих «рать». А сам поэт вернулся в Рязань, восхитился очеловеченной берёзкой, встретил первую любовь, которая его не узнала. Крестьяне там, по меткому сравнению Сергея Александровича, «обрызганы» солнцем. Для всех поэт «иностранец», исполнение мечты не принесло поэту счастья. Чувствуя это, пряча «холодные» глаза, поэт ходит слушать ручей. Есенин ощущает новую силу в себе, готовность к своей миссии. В этой части много риторических вопросов.

Красивое стихотворение, очень важное для самого поэта, для его читателей, каждый из которых тоже проходит свой жизненный путь.

Вариант 2

Ни для кого не является тайной тот факт, что у Сергея Есенина было предчувствие собственной гибели. Можно сказать что в свои последние года жизни поэт прощается жизнью, подводит в своих творениях её итоги. Кончина Есенина и по сей день называется таинственной, в современном мире уже можно говорить, что она вовсе не являлась самоубийством. Несмотря на всё это поэт крайне старательно готовился к смерти, ярким показателем этого выступает его произведение “Мой путь”, созданное всего за несколько дней до кончины.

В данном стихотворении прослеживается попытка поэта более лаконичным образом поведать обо всей своей жизни. Надо сказать, что жизнь Есенина была совсем не лёгкой, даже тяжелой. Им прекрасно осознавался тот факт, что множество событий из жизни необходимо не изливать в свои стихотворения, ибо он искренне раскаивается в том, что совершил, сожалеет о своих деяниях.

Воспоминания Есенина в произведении начинаются с давних времен, когда он был еще совсем маленьким и не унывая жил в селе. Будущим поэтом плохо видится более раннее детство, но всё же, глубоко в душе засело ощущение нескончаемого страха из-за японской войны, от которой умерло множество его односельчан. В это же время данный этап жизни поэтом осознаётся как довольно спокойный и вполне счастливый, ибо тогда он в первый раз пробует писать стихи. Результаты его очень радуют и воодушевляют. Родные не воспринимали всерьёз заинтересованность поэзией своего ребенка, считали это чем-то незначительным. Несмотря на такое отношение родителей, самим Сергеем Есениным предвиделось будущее богатого и знаменитого литератора.

Трагические линии сюжета свойственны стихотворению Есенина. Во второй части произведения читатель видит, как произошел отрыв поэта от детства, беззаботной жизни. Теперь Есенин погружается во взрослую и самостоятельную жизнь, в которой его ждет огромный успех на литературном поприще, но также и большой, резкий провал, падение, произошедшее внутри юного литератора.

В последних строках стихотворения содержится конец, финал жизни знаменитого поэта. Здесь можно лицезреть картину, где родные Есенину люди, вовсе не узнают его. Приходит навязчивая мысль, что родной край, которому поэт посвящал свои стихотворения, стал совершенно иным, чужим сердцу. Поэт потерял то последнее, что наполняло жизнь смыслом, то ради чего можно еще жить.

Анализ стихотворения Мой путь по плану

Мой путь

Возможно вам будет интересно

Осмысление своих отношений с родной страной – важный момент в творческой биографии каждого литератора. Поэты пытались определить свое место на родине, место родины в мире и в своей душе еще со времен романтиков

Произведение относится к философской лирике поэта и в качестве центральной тематики стихотворения имеет авторские размышления о скоротечности жизненного пути человека.

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем

Творчество Есенина часто глубоко биографичное, подобно тому как скажет немного позже его соратник по литературной работе Хемингуэй – писать нужно честно, писать нужно об известном тебе

Став молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны.

Сергей Есенин — Мой путь: Стих

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.

Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В Бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
“Пустое дело…
Ну, а если тянет —
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл”.

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Года текли.
Года меняют лица —
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский —
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.

И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,
Что я поэт.
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только……
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

Россия… Царщина…
Тоска…
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим —
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы —
Привычка к Лориган
И к розам…
Но этот хлеб,
Что жрете вы,—
Ведь мы его того-с…
Навозом…

Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

Уж и береза!
Чудная… А груди…
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.

Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.

Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет…
И без меня ей
Горечи немало —
Недаром лег
Страдальчески так рот.

По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей,—
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.

Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.

Анализ стихотворения «Мой путь» Есенина

Последний год жизни для поэта Сергея Александровича Есенина был очень плодотворным в плане творчества. Одной из попыток осмыслить свое место в жизни и литературе является стихотворение-размышление «Мой путь».

Стихотворение написано в 1925 году. Поэту 30 лет, он считает, что пришло время оглянуться назад и даже подвести итоги.

По жанру — исповедь, философская лирика, по размеру — ямб со смешанной рифмой, 25 строф с разным количеством строк. Рифмы открытые, закрытые, женские и мужские. Лирический герой — сам С. Есенин, но иногда он говорит от имени крестьян («хлеб, что жрете вы, — ведь мы его того-с… навозом»), хотя ему лично растить хлеб и не довелось. Композиция многочастная, последовательно излагающая жизненный путь героя.

Стихотворение в духе реализма, имажинизма. Вехами становятся, казалось бы, не очень значительные воспоминания из детства, юности. Свою биографию он предлагает искать в стихах. Его цель — впустить в поэзию, автобиографию повседневность. Начинает он с описания рязанского детства. Картины мирные: ничего не меняется, мальчику Сереже в 9 лет даже скучно, наверно. «Тогда не знал я черных дел России», «царщина», «снисходительность дворянства», «салонный вылощенный сброд» — вот и все, что молодой поэт может сказать о тогдашней Российской империи, о жизни в которой И. Бунин в 1920 году писал, что надо было ценить всю эту «мощь, сложность, богатство, счастье». Потом «с величественной силой рабочая предстала рать». И что-то изменилось, ушло, исчез тот вроде бы скучный уклад. «Иная жизнь села», где поэту не оказалось места. Он тут всего лишь «прохожий», более того, в стихах «Русь Советская» он пишет, что здесь как «иностранец».

Последняя бравурная строка «пусть меня наполнит новой силой» разошлась у С. Есенина с делом: в этот год он свел счеты с жизнью. Юношеской мечты о памятнике себе он стал стыдиться: и без меня в достатке дряни. «Я понял, что такое Русь, что такое слава». Как он писал в стихах «Пускай ты выпита другим»: о возраст осени! Он мне дороже юности и лета. Появляются в стихотворении и образ березы, и образы сельчан.

Лексика разговорная, самая выразительная, по мнению С. Есенина. Есть целые афористичные строфы, визитная карточка поэта: 9, 10, 11 и другие. Эпитеты: кроткий, лимонная, первокласснейший, зеленокосая. Олицетворения: стихи расскажите, метель ревела, улыбались дали. Сравнение: грусть, как отрава. Метафора: в стихах забила мочой кобыла. Восклицания, многоточия, вопросы переполняют это произведение.

Стихотворение «Мой путь» — зарисовка с натуры с русской действительности 1920-х годов. С. Есенин, приветствуя перемены, не видит в новой жизни места для себя и своей поэзии.

«Мой путь» С. Есенин

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.

Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскуржилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а если тянет –
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

Читайте также:  Анализ стихотворения Золото холодное луны Есенина

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
. . . . . . . . . . . . . .

Года текли.
Года меняют лица –
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский –
Я в столице
Стал первокласснейший поэт

И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,
Что я поэт.
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

Россия… Царщина…
Тоска…
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим –
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы –
Привычка к Лориган
И к розам…
Но этот хлеб,
Что жрете вы, –
Ведь мы его того-с…
Навозом…

Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

Уж и береза!
Чудная… А груди…
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.

Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.

Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет…
И без меня ей
Горечи немало –
Недаром лег
Страдальчески так рот.

По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей, –
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.

Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.

Анализ стихотворения Есенина «Мой путь»

Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги. Смерть этого поэта до сих пор является загадкой, и сегодня уже можно утверждать, что она не была самоубийством. Однако Есенин к ней очень тщательно готовился, и примером этому является стихотворение «Мой путь», написанное за несколько месяцев до кончины.

В нем автор кратко и скрупулезно пытается изложить всю свою жизнь, которая была отнюдь не гладкой и безоблачной. Поэт понимает, что многие события лучше вообще оставить «за кадром», так как он действительно раскаивается в своих поступках. Однако для Есенина, который в душе давно уже отрекся от Бога, это произведение является своеобразной исповедью. Поэтому автор просит: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою».

Свои воспоминания он начинает с тех далеких времен, когда еще был маленьким мальчиком и вполне счастливо жил в родном селе Константиново. Будущий поэт смутно помнит раннее детство, однако в душе осталось ощущение постоянного страха и волнения из-за японской войны, на которой погибло много его односельчан. В то же время этот период поэт считает одним из самых спокойных и счастливых в своей жизни, так как «тогда впервые с рифмой я схлестнулся, от сонма чувств вскружилась голова». Родители не считали его увлечение поэзией чем-то серьезным, хотя сам Есенин уже видел себя богатым и знаменитым литератором. Именно тщеславие заставило молодого сельского учителя отказаться от преподавания в местной школе и отправиться на поиски лучше доли. «И, заболев писательскою скукой, пошел скитаться я средь разных стран», – так описывает этот период своей жизни поэт. Именно тогда он осознал, что его жизнь неразрывно связана с Россией, с ее бескрайними просторами, где так привольно, спокойно и счастливо он жил когда-то. Есенин осознает, что он является лишь частью огромного мира, и ему не суждено его изменить. Такие мысли очень быстро помогают избавиться от тщеславия, и теперь уже Есенину не нужны памятники, деньги и почести. Он мечтает лишь о том, чтоб вы однажды вернуться домой и остаться в родной избе навсегда. Но этому не суждено сбыться, потому что для тех людей, которые когда-то были ему родными, он стал теперь чужим. Поэтому по родному селу он ходит, «надвинув ниже кепи» и рассчитывая лишь на то, что общение с природой напоит его «новой силой» для того, чтобы достойно закончить эту жизнь.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Я обманывать себя не стану…» по плану

1.История создания

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» написано Есениным в 1922 году и впоследствии включено в сборник «Москва кабацкая», вышедший в 1924 году.

В нём поэт впервые задаётся вопросом о том, кто такие «шарлатан» и «скандалист».

Эти прозвища стали частью есенинского образа в 20-е годы, и поэт во многом сам спровоцировал их появление. Ему нравилось эпатировать публику, нарушать границы светских приличий. Маска «хулигана» помогала ему вести себя в стихах свободно, раскованно.

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» — это попытка понять, насколько эта маска срослась с его настоящим лицом, поиск себя-подлинного.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к такому литературному направлению, как имажинизм. Оно насыщено яркими образами и соответствует духу времени.

3. Род

Данное произведение с полным правом можно назвать лирическим.

4. Жанр

По жанру оно напоминает городской романс, в котором, как и во многих других стихотворениях Есенина, присутствует исповедальная интонация.

5. Проблематика

Поэт затрагивает такую проблему, как поиск себя.

Сталкиваясь с различными жизненными обстоятельствами, люди вынуждены менять своё поведение, развивать новые черты личности, гасить что-то, что было присуще им прежде.

Но потребность быть настоящими сильнее, чем попытки приспособиться к жизни. Рано или поздно каждый из нас спрашивает себя: а кто же я на самом деле? Подобный вопрос задаёт себе и лирический герой Есенина.

6. Тематика

Тема стихотворения: истинные и мнимые ценности жизни, подлинность человеческого «я».

7. Идея

Идея произведения в том, что слухи и сплетни могут не соответствовать всей правде о человеке. Лишь он один действительно знает свои ошибки и то, насколько сожалеет о них.

8. Пафос

Стихотворение соткано из противоречивых чувств: сначала в нём звучит тревога, сомнение, затем – удаль, наконец, появляется уверенность.

Автор разоблачает перед читателем самого себя и показывает, каким он является на самом деле.

9. Система образов

Образы стихотворения выстроены вокруг главного героя.

Сначала речь идёт о действительно дурных людях: разбойниках, убийцах. Затем поэт примеряет прозвище «шарлатан» на себя и признаётся, что не повинен в столь страшных грехах.

Тогда кто же он? Поэт называет себя «уличным повесой», «озорным гулякой» и признаётся, что «не имеет дружбы» среди людей, отдавая свою душевную привязанность животным.

Мир города слишком чужд для него, а мир природы понятен, привычен, полон смысла. В забавных образах дружбы со «зверьём» чувствуется есенинская склонность к игре, ребячеству как проявлениям жизненной силы и душевной теплоты.

Вспомнив о тех, кого он действительно любит, герой успокаивается, словно объясняя себе и читателю, что его хулиганская повадка – всего лишь шутка, способ вырваться из бессмысленности жизни.

10. Центральные персонажи

Главный герой стихотворения – сам автор.

Для раскрытия его характера необходимы и другие персонажи, обитатели московских улиц: собаки, лошади. Это для них, а «не для женщин» поэт носит цилиндр!

Мир напыщенных и привыкших к условностям людей противопоставлен ласковому и отзывчивому на добро миру животных. Так свою чудаковатость, непохожесть на других поэт превращает из недостатка в достоинство.

11. Лирический герой

Лирический герой несколько раз переоблачается на глазах у читателя.

Сначала он «шарлатан» и «скандалист» (так окрестила его молва). Затем – «московский озорной гуляка», «хороший приятель» «для зверей». А ещё он – забавный деревенский денди, надевший цилиндр, будто в попытке прослыть настоящим городским жителем.

Все эти атрибуты – элементы игры, выстраивания собственного образа.

Лирический герой признаётся: «Каждому здесь кобелю на шею //Я готов отдать мой лучший галстук…» то есть, на самом деле цилиндры и галстуки ему не нужны. Он любит лошадей, собак – царство естественной жизни.

Перед нами совсем не скандалист, а добрый, весёлый и обаятельный человек.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения складывается из ответа на вопрос: «Отчего прослыл я шарлатаном?».

Поэт начинает с самооправдания: «Не злодей я, и не грабил лесом…».

Затем он рассказывает о прогулках по московским улицам, дружбе с извозчиками и их лошадками (память деревни), внутреннем родстве с беспризорными уличными собаками. Для этих живых существ поэту не жаль ничего: они не лгут, не предают, не делают зла. А вот люди устроены иначе.

Разобравшись в себе, лирический герой успокаивается и понимает, что прозвище «скандалиста» — всего лишь обидное слово, которое не затрагивает его сущности.

13. Композиция

Композиция произведения зеркальная. Стихотворение начинается с вопросительных конструкций и заканчивается ответными репликами (Отчего – Оттого).

В 7 строфах стихотворения рассказывается о привычках лирического героя, его характере и друзьях-животных.

Кульминация – это строка о лучшем галстуке, который поэт готов отдать на шею «каждому…кобелю». Она же является своеобразным итогом размышлений автора и ответом на главный вопрос произведения.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения прост и насыщен образами. В нём встречаются просторечия, характерные для всего цикла «Москва кабацкая»: «гуляка», «повеса», «задрипанная», «кобель».

Поэт использует антитезу «люди – животные». В этом ему помогает ирония с элементами сарказма. Так женщинам неявно противопоставлены кобылы, а друзьям мужчинам – уличные псы.

Смеётся поэт и над собой. Самоирония заставляет его создавать неожиданные образы братания с четвероногими друзьями. Герой кормит лошадей овсом из цилиндра (это оксюморон: соединение роскоши и простоты), дарит кобелю лучший галстук.

Как всегда, Есенин мастерски играет анафорой: «отчего прослыл я», «каждая, каждый», «оттого прослыл я». Она делает текст произведения мелодичным, чётко структурированным, легко запоминающимся.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пятистопным хореем с женской рифмой.

Для выражения содержания автору понадобилось целых 7 четверостиший.

Он использовал перекрёстную рифмовку (АВАВ).

Эти особенности ритмики и строфики сделали объёмный текст лёгким для восприятия.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в сердце мглистом», «озорной гуляка», «лёгкую походку», «задрипанная лошадь»;
  • олицетворения: «стих мой душу зверя лечит», «в глупой страсти сердце жить не в силе»;
  • метафора: «золото овса»;
  • гиперболы: «каждая собака знает мою лёгкую походку», «каждая задрипанная лошадь головой кивает мне навстречу».

Аллитерации («з», «с», «г», «л, «р») выдают противоречивые чувства героя.

Ассонансы («о», «у», «а», «и») передают смену настроения — от грусти к светлой радости и озорной игривости.

17. Значение произведения

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» даёт ключ к пониманию характера Сергея Есенина. Оно помогает понять значение цикла стихотворений «Москва кабацкая» в его творчестве и осознать, что мотив хулиганства использовался поэтом не для прославления негативных сторон жизни, а как средство выражения протеста против любой ограниченности.

18. Актуальность

Произведение актуально и в наши дни. Часто люди кажутся не тем, что они есть на самом деле. Одни считаются негодяями, другие – хорошими людьми.

Понять же, каков человек на самом деле, можно только по его поступкам, маленьким деталям повседневной жизни: например, по отношению к людям, попавшим в беду, детям и животным. Не следует судить людей, лучше обратить внимание на собственное поведение.

19. Моё отношение

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» заставило меня улыбнуться. Сергей Александрович Есенин трогательно и весело описывает свою дружбу с животными.

По воспоминаниям современников, он и в самом деле очень любил зверей, часто совершал неожиданные поступки, которые удивляли его друзей и близких. Например, как-то раз поэт приехал к своей сестре с курицей на голове.

Это говорит о его детской непосредственности и любви к жизни. Мне понравилось то, как автор смог передать свои чувства и мысли в стихотворной форме.

20. Чему учит

Стихотворение учит доброте и творческому отношению к жизни. Не важно, какими нас считают окружающие, важно, какие мы на самом деле. Не надо бояться быть необычными, весёлыми, прямо выражать свои чувства.

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»
статья по литературе (11 класс) по теме

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников, как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniya_esenina_den_ushel_ubavilas_cherta.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Алла Юрьевна,

учитель словесности ГБОУ СОШ № 353

им. А. С. Пушкина г. Москвы

Комплексный анализ стихотворения

С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Стихотворение С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта» написано и напечатано в 1916 году, но почему-то не вошедшее в подготовленное автором Собрание сочинений.

Поражает то, что на 22-ом году жизни, в столь молодом возрасте, поэт обращается к теме смерти, неотвратимо приближающегося ухода. Естественно зазвучал мотив потерь (своих корней, своей любимой). Заметим, что счет у лирического героя идет не годами, а днями (слово «день» повторяется), хотя таких уходящих, утраченных дней у него много («с каждым днём»). Вообще-то тема смерти характерна для русской лирики, а для декадентской литературы – тем более. Хотя в этом стихотворении, мне кажется, больше дани традиции, времени, а, может быть, даже любимому и почитаемому Есениным Александру Блоку. Всё же чувствуется в нём больше какой-то юношеский пессимизм, чем истинная трагичность, которая прорывается, поражает и заражает в его же стихах последних лет.

Данью традиции, влиянием извне, отдаёт вся первая строфа: например, развиваемое до Есенина символистами состояние пути к смерти. Читаем первые две строки:

День ушел, убавилась черта,

Я опять подвинулся к уходу.

Сразу повеяло неотвратимостью, катастрофичностью продвижения и времени, и лирического героя к уходу. Это нежеланное движение к финалу жизни нагнетается всеми глаголами: день УШЕЛ, черта УБАВИЛАСЬ, он ПРОДВИНУЛСЯ, даже существительное УХОД семантически тянет к глагольному – УХОДИТЬ. Поступь времени воспринимается здесь именно через образы-символы олицетворенного ДНЯ и ЧЕРТЫ (жизни). Образы, на мой взгляд, несколько чуждые есенинской лирике. Привычнее воспринимаются в есенинском мире иные образы-символы: БЕРЕЗА, ЦВЕТ ЧЕРЁМУХИ, СНЕЖНЫЕ РАВНИНЫ…

Со второй строфы мы начинаем проходить (точнее – ПРОПЛЫВАТЬ) по воспоминаниям лирического героя. Отправляет он читателя туда несколько пафосной метафорой: «Легким взмахом белого перста/ тайны лет я разрезаю воду». Тут и высокая лексика – БЕЛЫЙ ПЕРСТ. Тут и деталь – ЛЕГКИЙ ВЗМАХ (= по мановению). Патетический настрой на экскурс по судьбе. А дальше – исповедь героя, который себя обозначил изначально – Я.

Останавливает образ : ВОДА ТАЙНЫ ЛЕТ. Интересные ассоциации возникают, если проследить диалектику образа: ВОДА ГОЛУБАЯ СТРУЯ ПЕНА ХОЛОДНОЙ НАКИПИ. ВОДА (последнее состояние ) – словно спрессованная масса поступков и событий (NB : её можно разрезать) ГОЛУБАЯ СТРУЯ СУДЬБЫ – жизнь, бившая раньше ключом. А потом из ошибок и неверных решений образовалась ПЕНА ХОЛОДНОЙ НАКИПИ. Заметим, что ПЕНА срифмована с ПЛЕНОМ. Неприятные акценты. Сделана заявка на грустный поток воспоминаний.

Через парадоксальную метафору РАЗРЕЗАЮ ВОДУ, через этот есенинский оксюморон, прослеживаются замечательные задатки будущего поэта-имажиниста.

Метафора КЛАДЕТ ПЕЧАТЬ, возможно, аллюзия к ветхозаветной Песне Песней Соломона: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь». Таким образом – возвышенно и торжественно вводит автор тему утраченной любви, любви, которая оставила печальный след – СКЛАДКУ (морщинку) у СМОРЩЕННОЙ ГУБЫ. Выразительная деталь! Кстати, эта деталь – ГУБЫ, конечно же, не случайно упомянута лирическим героем трижды! (2, 5 и 6 строфы). Губы героя запомнили сладость той потерянной любви, ими он пытается вспомнить пережитое, целуя хотя бы её портрет. Из немногочисленных деталей ЕЁ внешности поэт выписывает тоже ГУБЫ. Они тоже, наверно, угрюмо сжаты, потому что при воспоминаниях их напряжение, наверное, спадает: СКЛАДКИ ГУБ И РТА ПЕРЕМЕНИЛА . Через эту деталь – ГУБЫ – два образа сближаются в переживаниях, проявляющихся таким выразительным, но НЕМЫМ движением губ и СКЛАДКАМИ, (Ср. у Ахматовой – «летописи жесткие страницы») Да, еще раз убеждаемся, что Есенин – певец чувственной любви ( Вскоре будет упомянуто еще и ТЕЛО).

Третья строфа поражает узнаваемостью, но узнаваемостью мотива по более поздним стихотворениям: « Может, поздно, может, слишком рано », «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель». Звучит мотив потерянности, одиночества, разлада с самим собой. Вот, оказывается, как давно – еще в 1916-от году, сложен автором зачин, который завершится страшным аккордным «Черным человеком». И уже сейчас лирический герой ищет причины душевного надлома. И находит. Все начиналось «где-то там». Зная факты судьбы поэта и следуя за его поэтическими размышлениями, понимаешь, что его точкой отсчета стал уход из родных мест. Душа осталась там – В ПОЛЕ ЧИСТОМ. Там – чистота и свет. Здесь, где он теперь, ТЕНЬ, ЧЕРНОТА.

Обозначается еще один поворот в раздумьях над строками: трагедия раскола души лирического героя страшна тем, что это потеря собственного Я не им одним. Во-первых, нет конкретизации, место и время заменено широким обобщением: ГДЕ-ТО и ПОЛЕ ЧИСТОЕ. От постоянного эпитета ЧИСТОЕ ПОЛЕ сразу дохнуло отзвуком крестьянской культуры. Там, в «чистых полях», остался мир сказок, песен, а в городе – и лирический герой, и те, «ЖИЗНЬ КОМУ ВЕЛЕЛА» , как и ему, «покинуть отчий дом», – только ТЕНИ.

Оторванность от привычного и чистого, от своих корней, до добра не доведет. В последней строфе уже видится ЧЕРНАЯ ТЕНЬ. Да и ГУБЫ у этого второго Я – СИНИЕ. Зловещий эпитет! Симптом уже и физической болезни.

И еще одна болезненная утрата – уход любимой. С 4-ой строфы – рефлексия. Дума о ней не отпускает. Есенину свойственна конкретизация образов. Но это стихотворение – исключение. ОНА выписана нечетко, призрачно. Сначала даже возникло ощущение, что после третьей строфы, в четвертой, речь опять идет о ТЕНИ. Потом уясняешь, что все же – о женщине.

Она уходит, унося в памяти его ИЗОГНУТЫЕ ПЛЕЧИ. Образ потрясенного и опустошенного мужчины выписан через эту емкую метафору. Плечи словно не просто опустились или сгорбились, они застыли, наверно, в последнем порыве к ней.

Где она теперь? ГДЕ-НИБУДЬ, скорее всего, ГДЕ-ТО ТАМ, на его родине. Просторечное и диалектное словечко ДАЛЕЧЕ, всплывшее в поэтическом тексте при раздумьях о НЕЙ, дает основание думать о её деревенских корнях.

ОН тоскует о нежности, ревнует (наверное, без основания). МОЖЕТ БЫТЬ, а МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ воображаемая им картинка. Недоговоренность. И снова при чтении этих строк вспоминается позднее «Ты меня не любишь, не жалеешь». Перекличка текстов очевидна. Многим есенинским мелодиям – начало здесь. Ключевым мне кажется деепричастие, придающее привкус сосредоточенности на чем-то своем; ВПЕРИВШИСЬ во тьму. Состояние ЕЁ не легче, чем ЕГО. Оцепенение, отрешенность, которое испытывает она (даже рядом с другим) созвучно его настроению.

Интересна дальнейшая композиция. Пятая строфа завершена точкой. Следующие строки – новая мысль:

Но живет по звуку прежних лет,

Что, как эхо, бродит за горами.

Вот и думай: она УШЛА – ЗАБЫЛА, НО ЖИВЕТ? Если так – то речь о ней. О ЕЁ боли. И тогда это она живет по зову памяти сердца, ПО ЗВУКУ ПРЕЖНИХ ЛЕТ. А если предположить другой глагольный порядок: УШЛА – НО ЖИВЕТ. (Оставим ей – её ЗАБЫЛА), то остаются его переживания, а она – лишь ЭХО, лишь его ПРИЗРАК.

Все действия (и пережитые раньше, и переживаемые теперь) завершаются трогательным – Я ЦЕЛУЮ. У Есенина, по-моему, так всегда: сколько бы он не откровенничал о пустоте душевной, в под конец – строкою вызвенит или жизнелюбие или прилив нежности.

Дочитывая стихотворение, почему-то забываешь о том, что оно написано молодым поэтом, настолько поддаешься настроению, переданному в нем: все в прошлом, ничего не вернуть. Наверное, счет потерям может быть жесток – это основная авторская мысль. Особенно тяжело, убеждает поэт, – когда этот счет предъявлен в состоянии внутреннего отчуждения и одиночества.

А если так, то становится как-то не по себе: неужели действительно судьбу можно напророчить? Во всяком случае, говоря о Есенине, читая это стихотворение, впадаешь в мистику. Симптомы душевного недуга, рано подмеченные поэтом, в его судьбе разразились трагическим кризисом. «Я сердцем никогда не лгу»…

Анализ стихотворения Есенина «Мой путь

Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги. Смерть этого поэта до сих пор является загадкой, и сегодня уже можно утверждать, что она не была самоубийством. Однако Есенин к ней очень тщательно готовился, и примером этому является стихотворение «Мой путь» , написанное за несколько месяцев до кончины.

В нем автор кратко и скрупулезно пытается изложить всю свою жизнь, которая была отнюдь не гладкой и безоблачной. Поэт понимает, что многие события лучше вообще оставить «за кадром», так как он действительно раскаивается в своих поступках. Однако для Есенина, который в душе давно уже отрекся от Бога, это произведение является своеобразной исповедью. Поэтому автор просит: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою».

Свои воспоминания он начинает с тех далеких времен, когда еще был маленьким мальчиком и вполне счастливо жил в родном селе Константиново. Будущий поэт смутно помнит раннее детство, однако в душе осталось ощущение постоянного страха и волнения из-за японской войны, на которой погибло много его односельчан. В то же время этот период поэт считает одним из самых спокойных и счастливых в своей жизни, так как «тогда впервые с рифмой я схлестнулся, от сонма чувств вскружилась голова». Родители не считали его увлечение поэзией чем-то серьезным, хотя сам Есенин уже видел себя богатым и знаменитым литератором. Именно тщеславие заставило молодого сельского учителя отказаться от преподавания в местной школе и отправиться на поиски лучше доли. «И, заболев писательскою скукой, пошел скитаться я средь разных стран», — так описывает этот период своей жизни поэт. Именно тогда он осознал, что его жизнь неразрывно связана с Россией, с ее бескрайними просторами, где так привольно, спокойно и счастливо он жил когда-то. Есенин осознает, что он является лишь частью огромного мира, и ему не суждено его изменить. Такие мысли очень быстро помогают избавиться от тщеславия, и теперь уже Есенину не нужны памятники, деньги и почести. Он мечтает лишь о том, чтоб вы однажды вернуться домой и остаться в родной избе навсегда. Но этому не суждено сбыться, потому что для тех людей, которые когда-то были ему родными, он стал теперь чужим. Поэтому по родному селу он ходит, «надвинув ниже кепи» и рассчитывая лишь на то, что общение с природой напоит его «новой силой» для того, чтобы достойно закончить эту жизнь.

Анализ стихотворения Есенина «Поэт (Он бледен. Мыслит страшный путь…) Выбирая литературную стезю, Сергей Есенин очень четко представлял, с чем именно ему придется столкнуться. Шансов на то, что он действительно станет выдающимся поэтом, было не так уж много. И будущее рисовалось 15-летнему подростку далеко не таким оптимистичным и радостным, как. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе путь в прошлое, которое отныне будет существовать лишь в воспоминаниях. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье — яд отравы…» . Какого-то намека это посвящение не содержит. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Русь Юный Есенин Был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914 году, когда поэтом было написано стихотворение «Русь» , идеи свержения самодержавия уже активно внедрялись в народные массы. Молодой поэт не. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не подозревал, что расставание с родным краем будет настолько мучительным и. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива Феномен Творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому каждое произведение Есенина наполнено искренностью и какой-то щемящей тоской, которая. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин уезжает в Санкт-Петербург, и эта поездка переворачивает всю его жизнь. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Звезды Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи были написаны им в подростковом возрасте. Конечно, сложно ожидать от. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет, и почему не смог найти для себя места в этом. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако признаться ей в своих. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое и знакомое, он не вернется. И не потому, что боится. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село Константиново, то Александра постоянно упрекала его в недальновидности и отсутствии. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них — Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери» , которое в наши дни является программным стихотворением. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Глупое сердце, не бейся В 1923 году Сергей Есенин предпринял длительное путешествие на Кавказ, где познакомился с традициями и культурой различных восточных народов. Итогом поездки стал цикл стихов «персидские мотивы», в который вошло стихотворение «Глупое сердце, не бейся…» , написанное весной 1925 года. В. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою Последние годы жизни Сергея Есенина прошли под знаком разочарования. Поэт осознавал, что в новом обществе ему попросту нет места, а его стихи, наполненные любовью к родному краю, теряются на фоне революционных воззваний, лишенных романтики и лиризма. Есенин понимает, что он. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому, были веские основания: он предвидел, что уйдет из жизни молодым. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы». В него вошло и стихотворение «Я спросил сегодня у менялы…» — легкое, пронзительное и наполненное романтизмом, которые не свойственны лирике. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине — селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в стихах этого автора присутствует множество символов, так как растения и. Читать далее.

Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может — О девушке, о звездах, о луне… Но его мысли устремлены совсем в иную сторону. Есенин восхваляет. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он — один из немногих, кто до конца своей жизни. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел, как гибнут тысячи людей, как разоряются зажиточные семьи, а их. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Отойди от окна По воспоминаниям очевидцев, юный Сергей Есенин был без памяти влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако девушка считала своего ухажера повесой, который никогда не сможет стать достойным мужем. Сохранились сведения о том, что после отъезда в Москву Есенин однажды все. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Эта улица мне знакома Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто помнил поэта еще подростком, вежливо с ним знакомились. Молодежь же. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно по этой причине адресат стихотворения «Ты меня не любишь, не. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Ну, целуй меня, целуй Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди них — произведение «Ну, целуй меня, целуй…» , созданное в. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Этой грусти теперь не рассыпать Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались на здоровье поэта. Однако причина столь обильных возлияний крылась в. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата В начале 20-х годов прошлого века отношение к Творчеству Сергея Есенина было весьма противоречивым. Несмотря на то, что его называли поэтом села, некоторые стихи автора вызывали явное недовольство партийных лидеров, которые считали недопустимым слишком откровенные и нелицеприятные высказывания Есенина о. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова Стихотворение «Собаке Качалова» , написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста. Читать далее.

Стихотворение Есенина С.А.
«Мой путь»

“Мой путь”

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот.
И бабка что-то грустное
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.

Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскуржилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
“Пустое дело.
Ну, а если тянет –
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл”.

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
. . . . . . . . . . . . . .

Года текли.
Года меняют лица –
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский –
Я в столице
Стал первокласснейший поэт

И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,
Что я поэт.
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только.
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

Россия. Царщина.
Тоска.
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим –
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы –
Привычка к Лориган
И к розам.
Но этот хлеб,
Что жрете вы, –
Ведь мы его того-с.
Навозом.

Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

Уж и береза!
Чудная. А груди.
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.

Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.

Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет.
И без меня ей
Горечи немало –
Недаром лег
Страдальчески так рот.

По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей, –
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.

Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.

Стихотворение Есенина С.А. – Мой путь

См. также Сергей Есенин – стихи (Есенин С. А.) :

Молитва матери
На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка. Мо.

Молотьба
Вышел зараня дед На гумно молотить: Выходи-ка, сосед, Старику подсоби.

Ссылка на основную публикацию