Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

«Мы теперь уходим понемногу», анализ стихотворения Есенина

Проникнутое грустью прощания, философское стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было создано Есениным после печального события — смерти поэта Александра Ширяевца. Два талантливых человека несколько лет не были лично знакомы: узнавали друг друга по стихам и письмам, встреча состоялась лишь в 1921 году. Дальнейшее личное общение и схожий образ мыслей не сделали Есенина и Ширяевца ближайшими друзьями, однако смерть последнего — внезапная, от скоротечной болезни — потрясла Сергея Александровича. Это потрясение заставило его иначе взглянуть на собственную жизнь и прожитые годы, в рукописи стихотворение, написанное на смерть Ширяевца, даже было озаглавлено: «Ровесникам». И настроение в нём — отстранённо-печальное, напоминающее светлую эпитафию, каковой, по сути, произведение и является.

Его жанр — лирическо-философский, при прочтении вслух стихотворение очень напоминает песню: пятистопный хорей с безударными стопами в каждой строке рождает напевность, плавность звучания. Обращения-восклицания во второй строфе — также приём, более свойственный балладам, он усиливает эмоциональность строк. Многочисленные анафоры («много», «счастлив», «знаю я», «оттого»), будто бы рассыпанные во второй половине произведения, подчёркивают лирическое настроение, читая их, можно даже услышать перебор гитарных струн. Недаром эти строки пробовали переложить на музыку ещё при жизни поэта.

Композиция стихотворения выстроена также плавно: в первой строфе — слова вступления, намекающие читателю на то, какое именно событие вызвало к жизни эти строки. «Мы теперь уходим понемногу» — обобщающее местоимение равняет всех, и тех, кто уже покинул этот мир, и ныне живущих, так как все люди смертны.

Далее автор переходит к размышлениям о себе и своей любви к жизни. Вторая и третья строфы посвящены воспеванию красоты земли: эмоциональное обращение к неодушевлённым предметам в полной мере передаёт тоску, охватывающую поэта при мысли о прощании, и в конце второй строфы он прямо называет это чувство.

Размышление вслух, разговор с самим собой становится более откровенным и вдумчивым. Отчего так дорога жизнь? Отчего так тяжко прощание? Этих вопросов нет в стихотворении, но ответы даны во множестве. Быть счастливым просто потому, что «дышал и жил» — редкий дар, но автору он был дан, несмотря на все тяжёлые периоды жизни. Перечисление вслух радостей («целовал женщин», «валялся на траве», «мял цветы») как будто заново открывает автору их прелесть, возвращает к себе самому — неиспорченному богемной жизнью и кутежами. И строчка, заключающая пятую строфу, своей простотой выбивающаяся из общего возвышенного настроения («никогда не бил по голове»), подтверждает, что в этом стихотворении нет умствований и красивостей, что все слова идут от души, сразу — на бумагу…

От воспоминаний о простых радостях жизни автор снова возвращается к философствованию, пытаясь передать своё видение загробной жизни. Но он говорит не о том, что ждёт человека «в той стране», а сожалеет о том, чего не будет. Прекрасные метафоры («цветут чащи», «златятся нивы», «звенит лебяжьей шеей рожь») выражают ещё большую горечь от предстоящего прощания с миром, чем в начале стихотворения. В предпоследней строфе композиция замыкается в кольцо: вновь упоминается «сонм уходящих» и связанные с ним тоска и дрожь. В этих словах чувствуется обречённость, её накал достигает кульминации.

И последние четыре строки — будто бы вынесенные за скобки, своим настроением противоречащие грусти неизбежного прощания — «оттого и дороги мне люди, что живут на земле». Эти слова — гимн жизни, призыв любить её здесь и сейчас, пока не присоединишься к «сонму уходящих». Последняя строфа — одновременно кульминация и финал, поднимающая читателя от тоски к светлой печали и после — к надежде жить полной жизнью, дорожа каждым мгновением.

Этот прощальный призыв делает всё стихотворение светлым, лишённым уныния, но при этом напоминающем о конечной черте бытия — как лучшая из возможных эпитафий.

Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина

Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» – одно из произведений лирика, опубликованное в 1924 году. Его появление стало результатом духовного кризиса, который тогда переживал поэт, невозможностью его примирения с окружающей его действительностью. Вам предлагается краткий анализ «Мы теперь уходим понемногу» по плану, который будет полезен при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мы теперь уходим понемногу.

История создания – стихотворение было написано и опубликовано в 1924 году, в год смерти поэта Александра Ширявцева, глубоко потрясшей Сергея Есенина, и без того испытывавшего душевные переживания, связанные с переосмыслением прошлого, поиском своего места.

Тема – стихотворение о любви к жизни, неизбежности смерти, идеи о том, что нужно жить здесь и сейчас.

Композиция – условно стихотворение делится на три части: объявление темы, воспоминания поэта, страх перед смертью и заключительная, дающая надежду, выражающая любовь и стремление жить/

Жанр – лирическо-философский, можно определить как балладу или песню.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из семи четверостиший, написанных пятистопным хореем с использованием точной и неточной рифмы с перекрестной рифмовкой.

Метафоры«цветут там чащи», «Не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле».

Эпитеты«розовую водь», «на земле угрюмой».

Олицетворения«…осинам, что… загляделись в розовую водь».

История создания

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было написано Сергеем Есениным в 1924 году. В это время поэт переживал разочарование в окружающей действительности. Он не может принять установившуюся советскую власть, оттого испытывает душевное одиночество. В его стихах звучат темы трагической обреченности, но при этом стремление найти свое место в изменившемся мире. К переживаниям поэта добавилось потрясшее его известие о смерти знакомого поэта Александра Ширявцева. Все это находит место в изучаемом стихотворении. В нем поэт обращается к земле, тем местам, которые он любит, пытаясь переосмыслить свою жизнь.

Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознает, насколько дорого ему все, что он пережил, видел и чувствовал, говоря: «Слишком я любил на этом свете…» , «…Счастлив тем, что я дышал и жил» . Идея любви к жизни выражается в том, с какой ностальгией и трепетом Есенин описывает свои воспоминания: «Милые березовые чащи!

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первой поэт в иносказательной форме дает понять, о чем хочет рассказать читателю: о том, что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В ту страну, где тишь и благодать» . Затем он выражает свою любовь к жизни и окружающему его миру, воспоминаниям. В предпоследней строфе автор приходит к мысли неизбежности того, чего он боится: «Оттого пред сонмом уходящим я всегда испытываю дрожь» . В следующих и последних четырех строках настроение резко меняется. Грустное, достигшее своей кульминации, оно вдруг отражает надежду, привязанность к этой жизни, окружающим. «Оттого и дороги мне люди…» – говорит Есенин, подводя итог своим внутренним переживаниям.

Лирическо-философский жанр, к которому можно отнести произведение, не позволяет точно определить, чем именно оно является. Стихотворение имеет плавное, напевное звучание, поэтому его можно назвать песней или балладой. Стихотворение состоит из семи строф, представленный четверостишиями (катрен). Оно написано пятистопным хореем. Рифма используется точная (пески – тоски, сложил – жил) и неточная (чащи – уходящим, свете – ветви).

Средства выразительности

В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор: «цветут там чащи» , «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , «нив, златящихся во мгле» , «душу облекает в плоть» . Для яркого описания любимых им мест поэт прибегает к олицетворениям: «…осинам, что… загляделись в розовую водь» . Встречаются также эпитеты: «розовую водь» , «на земле угрюмой» , «бренные пожитки» . Можно наблюдать также аллитерацию в строке: «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , где повторяются шипящие звуки, с помощью которых передается шелест колосьев. В целом применение поэтом средств выразительности весьма удачно, вместе они помогают создать образ лирического героя, преисполненного тоской по прошлому.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу»

Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Сергея Есенина поможет школьникам во время изучения произведения. Стих был написан в поздний период творчества поэта. В то время Сергей Александрович никак не мог примириться с окружающей его действительностью и оттого сильно переживал. У него был глубокий внутренний кризис, который и повлек за собой создание произведения.

Краткий анализ

Анализировать стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» следует по плану:

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер

  1. История создания — стих был написан в 1924 году под впечатлением после смерти Ширявцева — своего знакомого поэта. Это событие очень впечатлило Есенина, и без того переживающего тяжелый период в жизни.
  2. Основная тема стихотворения — любовь к жизни и осознание неотвратимости смерти. Как результат, автор утверждает, что человек должен наслаждаться каждым ее моментом.
  3. Композиция условно поделена на 3 части. В первой рассказывается про тему стиха, затем поэт предается воспоминаниям. Последняя часть отображает желание жить и любить. Стих состоит из 7 катренов.
  4. По роду литературы произведение относится к философской лирике. Жанр — баллада или песня.
  5. Размер — пятистопный хорей. Произведение было создано при помощи чередования точной и неточной рифмы.

При написании поэтом было задействовано множество средств выразительности. Среди них метафоры, аллитерация и олицетворение.

История создания

Стих был написан Сергеем Есениным в 1924 году. В это время автор находился в подавленном состоянии и был разочарован в окружающем его мире. Действительность не была для него слишком радостной. Поэт не мог принять порядков, установленных новой властью, и оттого чувствовал себя одиноким. Все произведения, созданные в тот период, так или иначе затрагивали тему обреченности и описывали желание найти себя в новом, советском мире. Переживания поэта усугубились после новости о кончине его приятеля, поэта Александра Ширявцева. Волнения Есенина нашли свое отражение в этом стихотворении.

Сергей обращается в нем к земле и своим любимым местам в попытке переосмыслить свое нынешнее существование.

Основная тема

Главной темой произведения является проблема жизни и смерти. Поэт понимает: ему очень дороги все те моменты, что удалось прожить и прочувствовать на своем пути. Он счастлив, ведь все это было когда-то с ним. Любовь к жизни видна по тому, как трогательно и с ностальгией Есенин вспоминает: «Милые березовые рощи!». Автор словно боготворит все то прекрасное, что есть в этом мире.

Смерть Сергей описывает, называя ее страной, где правит тишь и благодать. Он противопоставляет ее земной жизни, говоря, что мир вокруг все-таки весьма угрюмый. Творец также не скрывает своего страха перед смертью. Он словно убеждает читателя радоваться каждому дню и не тратить свою жизнь впустую.

Композиция и жанр

Произведение включает в себя 7 строф, написанных катренами. Саму композицию можно условно разделить на 3 части:

  1. В начале поэт делится с читателем информацией, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Он сообщает, что смерть в любом случае ждет каждого и ее не избежать.
  2. Во второй части Сергей выражает свою любовь к жизни, миру вокруг и предается воспоминаниям о том, что в ней было.
  3. В конце настроение стихотворения меняется. Грусть, достигшая своего эпопея, сменяется надеждами на улучшения, и автор описывает свою привязанность к жизни. Он боится ее покидать, да и люди вокруг кажутся слишком дорогими, чтобы с ними расставаться. Автор не хочет знать, что там — по ту сторону мира. Но что-то ему подсказывает, что там не цветут чащи и тишь и благодать не правят. Оттого и дорога ему жизнь и люди рядом.

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Ввиду этого, точно определить жанр не получается. За счет плавного звучания его можно отнести к песне или балладе.

При написании стиха Сергей Александрович использовал пятистопный хорей. Строки рифмуются перекрестным способом (АБАБ). Рифма применяется точная и неточная.

Средства выразительности

Автор использовал в стихотворении различные художественные средства. Среди них:

  • метафоры — «чащи цветут», «нив, златящихся во мгле», «не звенит шеей рожь»;
  • олицетворения — «осинам, что загляделись в розовую водь»;
  • эпитеты — «розовая», «бренные», «угрюмая»;
  • В строчке «Не звенит лебяжьей шеей рожь» Есенин применил аллитерацию. При помощи повторения шипящих передается шелест колосков.

Сергей Александрович также использовал устаревшие слова, такие как «сонм». Он очень удачно подобрал художественные средства. С их помощью автор точно и поэтично создал образ лирического героя, человека, тоскующего по былым временам.

Анализ «Мы теперь уходим понемногу» Есенина описывает состояние автора в момент написания и раскрывает особенности стихотворения.

«Мы теперь уходим понемногу…»: о восприятии, смыслах и оценке есенинского шедевра

Меню статьи:

Трагичность жизни, смерть – это проблема, которая издавна волнует человеческие умы. Есенин тоже задумывался о конечности жизни. Эти размышления вылились в произведение под названием «Мы теперь уходим понемногу…». Люди, однако, боятся называть вещи своими именами. Суеверия приучили людей, что это может привлечь беду. Поэтому язык породил множество идиом и фразеологизмов для обозначения конечности человека, смертности. Это произведение – одна сплошная метафора неотвратимости конца.

Произведение родилось в 1924-м. Есенин переживает кризис мировоззрения. Окружающая действительность разочаровывает писателя, приносит поэту боль. Литератор не желает примириться с советской властью, одержавшей победу. Есенин мучается от душевного одиночества. Психологические страдания толкают писателя думать об обреченности, о безысходности. Есенин – трагическая личность, которая не может прижиться в постоянно меняющемся мире.

Об истории создания произведения

Текст родился из-за очень грустного повода: умер поэт Александр Ширяевцев. Есенинское творение пронизывает грусть, философская атмосфера размышлений о жизни. Покойный поэт и Есенин познакомились сначала заочно – читая произведения друг друга и сочиняя письма. В 1921-м литераторы встретились лично. После встречи писатели продолжили общаться. Их роднил общий образ мыслей и мировоззрение. Однако Есенин не называл Ширяевцева своим лучшим другом. Внезапная кончина молодого человека, между тем, потрясла писателя. Ширяевцева загнала в могилу смертельная болезнь.

Смерть товарища вынудила Есенина пересмотреть взгляды на мир. Литератор поддает сомнению опыт собственной жизни. Поэт переосмыслил прошлое, пережитое. Таким образом, безвременная кончина коллеги по литературному цеху толкнула Есенина на написание этого произведения. В рукописной версии теста значилось, что стих посвящается «ровесникам». Грустный повод оправдывает отстраненную, печальную атмосферу произведения. Есенинское творение похоже на эпитафию: чистое, светлое напоминание о смерти.

О тематике есенинского творения

В своем шедевре русский поэт затрагивает несколько тем:

  • Жизнь и смерть;
  • Прошлое, пережитый опыт;
  • Воспоминания о былых чувствах;
  • Размышления о радостях жизни и счастье;
  • Любовь к жизни;
  • Ностальгия;
  • Трепетное отношение к памяти;
  • Переживания о смерти;
  • Страх, ужас перед неизбежной кончиной;
  • Призыв жить здесь и сейчас.

О жанровой и композиционной специфике произведения

Текст относится к лирико-философскому жанру. Когда читаешь произведение вслух, вспоминается песня. Эта особенность связана с тем, что автор пользовался пятистопным хореем, включал в текст безударные стопы. Присутствие такого приема в каждом рядке порождает напевное, плавное звучание стиха.

Произведение включает семь строф. Текст делится также на условные части. Во-первых, писатель иносказательно делает введение к своему повествованию. Во-вторых, поэт размышляет о неизбежности смерти. Наконец, в-третьих, Есенин призывает любить и ценить каждый момент жизни, возвращаться к воспоминаниям. Литератор пересматривает взгляды на жизнь, подводя черту под анализом внутренних переживаний.

Композиционные детали стиха

Композиция произведения тоже характеризуется плавностью. Первая строфа содержит вступление, которое намекает читателям на мотив написания стиха:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать…

Местоимение «мы» обобщает всех людей, равняя их, ведь все люди смертные. Есенин говорит, что смерть – это то, что объединяет и уже мертвых людей, и ныне живущих личностей.

Вторая строфа содержит множество обращений-восклицаний. Этот прием, который часто встречается в балладах, делает произведение более эмоциональным:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски…

Вторая половина произведения пестрит анафорами, которые подчеркивают лиризм текста. Есенин создает эффект песни, спетой под гитару. Не удивительно, что произведение почти сразу же после публикации положили на музыку.

Стихотворение Николая Рубцова “Родная деревня” – с первого слова – приоткрывает завесу над смыслами, которые писатель заложил в ядро своего текста. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Следующая часть повествования посвящается размышлениям о собственной жизни. Писатель говорит, как сильно любит жизнь. Третья строфа продолжает логику предыдущей части. Здесь развивается тема о красоте земли. Писатель эмоционально, страстно обращается к неживым предметам. Так автор выражает тоску, грусть, печаль, ведь однажды придется покидать этот мир:

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь…

Философский характер текста

Есенин будто размышляет вслух, откровенно облекая свои мысли в текст. В целом, произведение носит задумчивый, философский характер. Почему люди так дорожат жизнью? Почему нам так тяжело прощаться с этим миром? Автор прямо не задает эти вопросы, но дает на них ответы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Золото холодное луны Есенина

Люди ощущают счастье уже оттого, что дышат и живут. Тяжесть жизни не умаляет значения дара, которым Бог наградил человека: дара бытия. Писатель перечисляет радости, которые ощущал в жизни:

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове…

Воспоминания об этих радостях снова возвращают поэта к счастливым минутам. Есенин обретает себя – свою истинную натуру, еще не испорченную богемной средой и попойками. Пятая строфа очень простая, она выбивается из возвышенной атмосферы произведения. Есенин не пишет заумных, сложных текстов, все его творения идут от души, выливаясь прямо в тетрадь.

Скорбные размышления поэта

Произведение словно разделилось на две части. Одна часть посвящается воспоминаниям про счастливые времена. Литератор говорит о радостных минутах, о прекрасных моментах жизни. Автор считает, что радость приносят простые вещи. Другая часть насыщена философскими отступлениями, мыслями о загробном существовании, о смерти. Писатель намекает, что какой бы длинной ни была жизнь, ее все равно окажется мало. Автору жаль, ведь он столько не успеет пережить, почувствовать, попробовать:

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь…

Текст полнится замечательными метафорами: «цветут чащи», «златятся нивы», «звенит лебяжьей шеей рожь» и т. д. Эти фразы отражают грусть поэта, ведь однажды придет день смерти. Предпоследняя строфа замыкает композицию произведения в кольцо. Слова о «сонме уходящих» напоминают начало стиха. Эти мысли вгоняют автора в дрожь, заставляют ощущать тоску. В этой части текста эмоциональный заряд достигает своего апогея. Есенин придает стиху настроение обреченности.

Любовь к жизни

Между тем, есенинское творение не выражает одну лишь скорбь. Сквозь тоскливые, жалостливые нотки чувствуется любовь к жизни. Писатель перечисляет вещи, которые ему дороги, людей, которых он любит.

Стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» увидело свет в начале первой мировой войны. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения, которое пронизано особенными образами природы, родины и веры.

Грусть неизбежной кончины воплощается в гимне жизни. Есенин призывает любить и ценить каждое мгновение жизни. Последней строфой выражается и кульминационная часть, и заключение. Эти строки поднимают читателей от печального настроения к надеждам на светлое грядущее. Прощальный есенинский совет придает произведению светлый флер, лишает текст уныния. Но писатель таким приемом все же напоминает людям о неизбежности конца:

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

О средствах выразительности и размере произведения

Для создания этого текста писатель использовал хорей. Автор прибегает к точной рифме: «пески» рифмуются со словом «тоски», «сложил», соответственно, рифмуется с «жил». Но порой в произведении встречается и неточная рифма: слово «чащи» писатель рифмует с «уходящим», а слово «свете» – с «ветви». Есенин использовал перекрестную рифмовку.

Есенин мастерски прибегает к различным приемам и средствам выразительности. Выше мы приводили примеры использованных метафор. Этот прием отличается тонкостью и возвышенностью. Кроме метафор, по тексту встречаются олицетворения: «…осинам, что… загляделись в розовую водь».

Есенин пользуется также эпитетами: «розовую водь», «на земле угрюмой», «бренные пожитки». Аллитерация – популярный прием, который наблюдается чуть ли не в каждом рядке текста. Писатель часто делает акцент на шипящих звуках. В начале произведения читатель встретит ассонанс звука «у». Такой прием позволяет автору придать тексту печальное настроение. Писатель чувствует скоротечность жизни, силится найти нравственную опору для существования.

Человеческая жизнь и природа

Животный мир относится к смерти иначе, чем мир людей. Природа компенсирует кончину одного существа рождением другого создания. Это называется продолжением рода. Естественный ход человеческой жизни тоже включает рождение потомства. Однако духовный аспект жизни человека не удовлетворяется обычным физическим продолжением себя в наследниках.

Писатель более пессимистично изображает смерть. Кончина носит неотвратимый характер, жизнь предстает перед людьми хрупкой и короткой. Человек рождается, живет, развивается. Но итог жизни всегда один – смерть. Роковой конец неизбежен. Народная традиция гласит, что перед смертью необходимо попрощаться. Мотив прощания воплощается второй строфой есенинского текста. Автор пронзительно и тревожно обращается к читателям. Есенин пытается разгадать загадку собственных страданий, внутренних терзаний и тягостных чувств. Эти усилия приводят поэта к ощущению духовного единства с природой.

Роль памяти в круговороте жизни

Еще один повторяющийся мотив есенинского шедевра – память, воспоминания. Смерть принесла в культуру традицию вспоминать жизнь перед уходом в мир иной. Автор и герой (что для этого текста одно и то же) вглядываются в гряду прожитых лет. Есенин обращается к чувствам, радостям, горестям прошлого. Память – это то, что остается от человека, когда он умирает. Память остается в этом мире, в универсуме живых людей. Близкая кончина напоминает человеку о радостях жизни. Радость приносят самые простые вещи: поцелуй женщины, красота окружающей среды, вкусный хлеб, труд. Есенин сожалеет, что однажды придется оставить все эти прекрасные вещи и отправиться в другой мир.

Встреча со смертью

Человек проявляет свою природу во встрече со смертью. В этот момент раскрывается величие, масштаб души человека. Для писателя смерть предстает неизбежной. Необходимость ухода в мир иной является самым тягостным испытанием из тех, которые судьба приготовила людям.

Есенин в своих метафорах воплощает религиозное осмыслением смерти. Конец жизни – это переход из одного мира в другой мир, это трансформация состояния души. Этот момент объясняет настроения есенинского стиха. С одной стороны, читатель ощутит в строках писателя надрывную, трагическую тоску. С другой же стороны, произведение пропитано умиротворением, покоем, любованием красотами окружающего мира.

Любование миром

Есенин желает навечно запечатлеть в памяти радостные и прекрасные моменты жизни. Что окружает поэта? Песчаные равнины, мещерские леса, березы и осины, розоватые закаты, отсвет заходящего солнца в озерной и речной воде. Есенин, по-видимому, описывает типичный среднерусский пейзаж. Критики считают, что на эти картины писателя вдохновила его родная Рязанщина.

Природа заставляет писателя любить жизнь, это правда. Но Есенин любит также людей. Человек украшает мир трудолюбием, величием души, добротой сердца. Литератор не делит людей на категории, поэт называет дорогими всех людей, которые живут на земле. Есенин идет против традиции, не выделяя в конце произведения адресата – мать, друга, возлюбленную и т. д. Текст носит исповедальный характер и обычно предполагает адресацию. В этой черте тоже состоит особенность есенинского творения.

«Мы теперь уходим понемногу» – анализ стихотворения С.А. Есенина

История написания

Произведение увидело свет в период становления советской власти. Есенин был глубоко разочарован происходящим, он категорически не принимал новую власть большевиков. В произведениях этого периода четко просматривается душевное одиночество, трагическая обреченность, однако он стремится найти себя в новом мире, изменившем тысячи судеб.

В этот же период душевных переживаний Есенин получает известие о внезапной смерти своего хорошего знакомого, поэта Александра Ширяевца. Причиной его быстрой и неожиданной кончины было заболевание менингитом. Молодому поэту было всего 37 лет. Они не были закадычными друзьями, но их объединяло общее восприятие действительности. Эта новость потрясла поэта. Все свои переживания он вложил в стихотворение. Как бы подводя итог, Есенин обращается к родной земле, любимым местам, переосмысливая свою жизнь. Стихотворение похоже на эпитафию, напоминание о неизбежности смерти.

Стих написан под впечатлением трагедии. Это настолько потрясло Есенина, что он сделал вывод о своем предстоящем уходе: «Может быть, и скоро мне в дорогу».

Тема стихотворения

В стихотворении затронуты несколько проблем. Тема жизни и смерти пронизывает все произведение. Также в стихотворении вспоминается прошлое, полученный опыт, утраченные чувства. Поэт понимает, что очень любит свое прошлое, ему дороги его пережитые чувства:

  • «Слишком я любил …»;
  • «Счастлив тем, что …».

Чувство ностальгии, жизнелюбия, любви к родной земле вложено в слова:

  • «Мир осинам, что …»;
  • «Милые березовые рощи…».
Читайте также:  Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин

Автор проводит параллель между жизнью и смертью, противопоставляет их: «Знаю я, что в той стране не будет…», свой страх не пытается скрывать: «Перед этим сонмом…».

За несколько лет до трагических событий в гостинице «Англетер» у Сергея Есенина были предчувствия своей гибели. Это легко можно заметить в стихах того периода, они наполнены чувством неизбежности и грусти. А с середины 1923 года тема приближающейся смерти постоянно появлялась в его произведениях. Литератору приходит осознание, что молодость прошла, а все лучшее осталось позади. Будущее видится ему смутным, не обещающим ничего хорошего.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» Есенина, анализ которого интересно сделать в наше время, наполнено чувством пессимизма.

Читателю становится понятно, что поэт прописывает свою жизнь, подводит итоги и готовится к близкому окончанию земного пути, хотя прямо речь об этом не идет. Он трогательно прощается с милыми сердцу местами: «Милые березовые рощи…».

Анализ произведения

Автор подчеркивает, как в прошлой удачной жизни был вполне счастливым, несмотря на обстоятельства: «И на этой на земле угрюмой…». Читатель может заметить, что в стихотворении автор говорит о себе в прошедшем времени, не пытается остановить события, не цепляется за жизнь. Только нотки глубокой тоски слышатся во всем произведении.

Поэт пытается представить картину после окончания жизни: «Знаю я, что не цветут там чащи». Такое представление не приносит ему утешения.

Поэт и драматург Александр Ширяевец уже оказался по ту сторону жизни, этот факт приводит Есенина в состояние паники и страха. Он уже чувствует и понимает, что смерть неизбежна, что времени у него не так уж и много, он уже стоит у финальной черты. Поэтому начинает относиться к каждому моменту жизни с особым трепетом и смыслом. Он уверен, что там нет ничего, кроме пустоты, холода и мрака.

Выходец из простого народа, Сергей Есенин очень любит русскую природу с ее березовыми и осиновыми рощами, соловьиными трелями, полями и реками. Он любит людей, которые окружают его, сожалеет, что не придется встретить их: «Оттого и дороги мне люди…». Этими словами поэт прощается с друзьями и своей жизнью. Его сознание не принимает понятие вечности и бессмертия души, от этого ему становится особенно грустно.

Композиция стиха

Стихотворение по размеру небольшое, в нем всего семь строф. Однако по содержанию оно включает несколько частей, отличающихся по настроению. Начинается произведение размышлением, что смерть — явление неминуемое для каждого человека.

Рано или поздно люди уходят «в ту страну, где тишь и благодать». В другой части видна его любовь к жизни, родному краю, людям. Он предается воспоминаниям.

Затем появляется чувство страха перед неизбежностью и скорой смертью. Чувство грусти достигает своего высшего предела и неожиданно сменяется надеждой. Автор показывает свою привязанность и любовь к жизни дорогим его сердцу людям.

Жанр произведения

Стихотворение, в котором сочетается множество настроений, сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. В нем переплетаются философия и лирика, а напевное и плавное звучание позволяет назвать его балладой.

Соблюдается перекрестный способ рифмовки, в котором первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой (АВАВ).

Приемы выразительности

Автор применяет в написании красивые метафоры: «нив, златящихся во мгле», «…лебяжьей шеей рожь», «цветут там чащи». Прием олицетворения используется для описания родных уголков природы, столь любимых поэтом: «…осинам, что… загляделись в розовую водь». В стихотворении встречаются эпитеты: «бренные пожитки», «на земле угрюмой». В приеме аллитерации шипящие звуки, повторяясь, передают шелест ржаных колосьев: «…лебяжьей шеей рожь».

Автор применяет всевозможные приемы выразительности для передачи настроения лирического человека, которого переполняет тоска по прошлому, страх перед неизбежностью, отсутствие будущего. И это ему удается. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу», анализ которого оставляет неизгладимое впечатление, наполняет сердце тихой грустью.

«Мы теперь уходим понемногу» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, идея

Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» – одно из произведений лирика, опубликованное в 1924 году. Его появление стало результатом духовного кризиса, который тогда переживал поэт, невозможностью его примирения с окружающей его действительностью. Вам предлагается краткий анализ «Мы теперь уходим понемногу» по плану, который будет полезен при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мы теперь уходим понемногу.

История создания – стихотворение было написано и опубликовано в 1924 году, в год смерти поэта Александра Ширявцева, глубоко потрясшей Сергея Есенина, и без того испытывавшего душевные переживания, связанные с переосмыслением прошлого, поиском своего места.

Тема – стихотворение о любви к жизни, неизбежности смерти, идеи о том, что нужно жить здесь и сейчас.

Композиция – условно стихотворение делится на три части: объявление темы, воспоминания поэта, страх перед смертью и заключительная, дающая надежду, выражающая любовь и стремление жить/

Жанр – лирическо-философский, можно определить как балладу или песню.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из семи четверостиший, написанных пятистопным хореем с использованием точной и неточной рифмы с перекрестной рифмовкой.

Метафоры«цветут там чащи», «Не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле».

Эпитеты«розовую водь», «на земле угрюмой».

Олицетворения«…осинам, что… загляделись в розовую водь».

История создания

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было написано Сергеем Есениным в 1924 году. В это время поэт переживал разочарование в окружающей действительности. Он не может принять установившуюся советскую власть, оттого испытывает душевное одиночество. В его стихах звучат темы трагической обреченности, но при этом стремление найти свое место в изменившемся мире. К переживаниям поэта добавилось потрясшее его известие о смерти знакомого поэта Александра Ширявцева. Все это находит место в изучаемом стихотворении. В нем поэт обращается к земле, тем местам, которые он любит, пытаясь переосмыслить свою жизнь.

Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознает, насколько дорого ему все, что он пережил, видел и чувствовал, говоря: «Слишком я любил на этом свете…», «…Счастлив тем, что я дышал и жил». Идея любви к жизни выражается в том, с какой ностальгией и трепетом Есенин описывает свои воспоминания: «Милые березовые чащи!

», «…Этих нив, златящихся во мгле». Автор описывает смерть: «В ту страну, где тишь и благодать», противопоставляет ей жизнь на земле – «И на этой на земле угрюмой», но при этом не скрывает, что испытывает страх, боится. Он как бы призывает читателя жить сейчас, радоваться всему.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первой поэт в иносказательной форме дает понять, о чем хочет рассказать читателю: о том, что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В ту страну, где тишь и благодать». Затем он выражает свою любовь к жизни и окружающему его миру, воспоминаниям. В предпоследней строфе автор приходит к мысли неизбежности того, чего он боится: «Оттого пред сонмом уходящим я всегда испытываю дрожь». В следующих и последних четырех строках настроение резко меняется. Грустное, достигшее своей кульминации, оно вдруг отражает надежду, привязанность к этой жизни, окружающим. «Оттого и дороги мне люди…» – говорит Есенин, подводя итог своим внутренним переживаниям.

Лирическо-философский жанр, к которому можно отнести произведение, не позволяет точно определить, чем именно оно является. Стихотворение имеет плавное, напевное звучание, поэтому его можно назвать песней или балладой. Стихотворение состоит из семи строф, представленный четверостишиями (катрен). Оно написано пятистопным хореем. Рифма используется точная (пески – тоски, сложил – жил) и неточная (чащи – уходящим, свете – ветви).

Способ рифмовки – перекрестный (АВАВ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Средства выразительности

В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор: «цветут там чащи», «Не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле», «душу облекает в плоть». Для яркого описания любимых им мест поэт прибегает к олицетворениям: «…осинам, что… загляделись в розовую водь». Встречаются также эпитеты: «розовую водь», «на земле угрюмой», «бренные пожитки». Можно наблюдать также аллитерацию в строке: «Не звенит лебяжьей шеей рожь», где повторяются шипящие звуки, с помощью которых передается шелест колосьев. В целом применение поэтом средств выразительности весьма удачно, вместе они помогают создать образ лирического героя, преисполненного тоской по прошлому.

Ссылка на основную публикацию